Картинки с буквой ы: Картинки буква Ы (30 фото) • Прикольные картинки и позитив

Содержание

24 стиха про букву Ы для детей: изучаем алфавит

Стихи про букву Ы для детей. Продолжаем нашу подборку стихов про буквы русского алфавита.

В данной статье собраны стихи про букву Ы для легкого запоминания ребенком буквы Ы. Это гласная буква, но на нее не начинается ни одно слово.

Все самые интересные детские стишки про букву Ы для дошкольников и для 1 класса вы найдете на этой страничке.

⇐ Стихи про букву Ъ

***

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

Подробнее на странице: https://academy.multi-mama.ru/product/multi-predlozhenie/

Стихи про букву Ь ⇒

Стихи про букву Ы для детей

Подборка стихов про букву Ы для детей дошкольного возраста, которые хотят легко запомнить алфавит.

Ы сказала кошке: «Брысь!
У меня подружка — рысь!»

Автор: Красникова И.

***

Букве Ы не бЫть в начале,
Но и вЫ, и мЫ встречали
Букву ту, срЫвая рЫжик
И скользя на бЫстрЫх лЫжах.

Автор: Манфиш А.

***

Буква «Ы» — у нас в улыбке,
В мыле, сыре, даже в рыбке.

***

А вот шагает буква Ы.

Без Ы не выучитесь ВЫ.

***

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.

***


Вам нравятся стихи про букву Ы?

Хотите, чтобы стихи про все буквы русского алфавита всегда были у вас под рукой?

Чтобы Вы могли закреплять материал вместе с ребенком?

Посмотрите нашу Мини-книгу «Стихи про алфавит»

Она сделана в формате .pdf, в ней собраны яркие картинки из статей нашего сайта в хорошем качестве.

МЫ проходим букву «Ы»,
В слове есть она «штанЫ»,
В слове «дЫм» и в слове»бЫк»,
К этой букве тЫ привЫк?

Автор: Атилла С.

***

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.

***

Толстячок, играя тростью,
Буквой Ы
Шагает в гости.
Необычной красоты
Купит он сейчас цветы.

Автор: Степанов В.

***

СтраннЫй звук у буквЫ «Ы»:
Он — как «И», но твёрже — Ы.
Д И м к у превращает в д Ы м к у,
М И л у в м Ы л о, а р И с — в р Ы с ь.
РЫСь — похожая на Тимку,

И скажу я РЫСЬКЕ — брЫсь!

Автор: Мишутин А.

***

Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны.

***

Что-то вкусное на «Ы»
Не придумали увы.

Автор: Слуцкая Л.

***

ПОИГРАЕМ В ИГРУ?! Квест: МУЛЬТИМИНИКНИГИЯ


1. Отгадайте Ребус с картинки в этом блоке.

2. Введите ОТГАДАННОЕ слово в поле Код Купона по ССЫЛКЕ и получите книгу бесплатно.

3. Найдите остальные Ребусы в других статьях нашего сайта, чтобы собрать ВСЮ КОЛЛЕКЦИЮ Мини-книг БЕСПЛАТНО!

Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с буквой «Ы».

Автор: Мохорев А.

***

В русском языке, увы,
Не бывает слов на «Ы».

***

К вЫдре в гости мышь пришла,
МЫло выдре принесла.
ВЫдра мЫшке дала пышку,
РЫбку, пЫлесос и крЫшку.

Автор: Целищев С.

***

Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,

Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву… Ы.

***

В маленькую книжку
Не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы —
Нарисуем мышку.

***

Смотрите также:

Стихи про ВСЕ буквы алфавита от А до Я

25 коротких стихов и загадок про букву И для детей

20 коротких стихов и загадок про букву Е для детей

МЫшки вЫшли из норЫ,
грЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.
И конфетЫ и бобЫ,
И котлетЫ и грибЫ.

Автор: Смайлз Д.

***

Мы спросили у синицы,
Мы спросили у совы,
Не смогли они придумать
Нам слова на букву Ы.

***

СЫтЫй ужин снился кошке:
СЫр дыЫрявый на окошке,
РЫбка жарилась в печи,
МЫшь прислала калачи.

Автор: Бешенцев А.

***

СЫр бывает в мышеловке,
СЫр бывает на столе.
А мышонок очень ловкий,
Он найдет его везде!

Автор: Горюнова И.

***

Щука Шершня поддержала:
— Ъ!
Ы!
Ь!
Эхо лесом побежало.

Автор: Маршалова Т.

***

Мышка спряталась в подъезд —

Кошка тут ее не съест.

Автор: Дитковская И.

***

Мышь нашла головку сыра,
В сыре дырочек не счесть.
Сыр в нору везёт проныра,
Хочет поскорее съесть.

***

⇐ Стихи про букву Ъ

***

Стихи про букву Ь ⇒

Вам понравились стихи про букву Ы?

Урок 5. «не стыдно не знать, стыдно не учиться». буква ы и звук [ы] - Русский язык - 1 класс

Русский язык, 1 класс

Урок №5

Тема: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Буква Ы и звук [ы]

Я узнаю о букве Ы и звуке [ы].

Я научусь находить её в слове.

Я смогу составлять схемы слова.

Тезаурус:

Звуки – то, что мы слышим и произносим.

Буквы – то, что мы читаем и пишем.

Согласные звуки – звуки, которые состоят из шума и голоса или только из шума.

Гласные звуки – это звуки, в образовании которых участвует только голос.

Список литературы:

Обязательная литература

  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 128 с. С. 29-31.

Дополнительная литература

Маршак С.Я. Весёлая азбука. Стихи. – М.: Оникс 21 век, 2004. – С. 1-12.

Ход урока

Буква Ы гласная. Обозначает твёрдость предшествующего согласного звука. Например:

На схеме твёрдый согласный обозначается синим цветом.

Выпускаем цветные шары. Пусть летят они выше горы, Выше крыши и выше луны. И вернутся назад с вышины.

(В. Берестов)

  1. Посмотрите картинки, впишите недостающие буквы.

Соедините изображение с подходящим словом. Найдите в нём звук Ы.

Сыр

Тыква

Мыло

  1. Раскрасьте звуковые схемы слов. Помните, что красным обозначаются гласные звуки.

Бык

Крыша

Парад

5. Прочтите пример: Кукла – Куклы. Образуйте новые пары:

Рыба – рыб__

Цветок- цвет__

Мост-мост__

  1. ПРОЧИТАЙТЕ СЛОГИ. Выделите слоги с буквой Ы жёлтым цветом

ГА БЫ ПО РЫ КА УЖ ТО РЕ ОН КУ ЛИ ВЫ НЕ ОП ЦА РЫ ЖА ФА БЫ НО ЩУ ДЫ

.

  1. Прочтите рассказ Л.Н. Толстого «Черепаха и Орёл». Поставьте подходящие слова в пропуски.

Черепаха просила орла, чтобы научил её _______. ______ не советовал, потому что ей не пристало; а она всё просила. Орёл взял её в _______, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.

Слова: летать, орёл, когти.

  1. Составьте предложения. Впишите под картинками слова. Смотрите на пример: Варежки и шапка.

и

_________ _________

и

_________ _________

и

_________ _________

  1. Выберите правильные предложения для картинок.

1.Коты прыгнули к воробью, чтобы поймать его, и столкнулись.

2. Воробей прилетел и сел на пень.

3. Коты разбежались.

4. Два кота гуляли на лугу.

  1. Потренируйтесь писать букву Ы.

Звук [ы] и буква ы. | План-конспект занятия по обучению грамоте:

Тема: «Звук и буква Ы».

      Коррекционно-образовательные  задачи: Ознакомление со звуком  и буквой  Ы. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов и слов с новой буквой.  

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

 Оборудование: Магнитная доска, рабочие тетради и буквари, красные флажки, простые и цветные карандаши, фишки, предметные картинки.

Ход занятия

  1. Организационный момент. 

На доске предметные картинки: шары, коты, бананы, арбузы.

Посмотрите на картинки. Назовите их. (…).

Каким звуком заканчиваются все эти слова? (…).

Вот с этим звуком и буквой, ко-рая обозначает, мы и познакомимся. По очереди разделите эти слова на слоги. (Ша-ры. 2 слога. …). Отлично.

2. Игра «Подними флажок».

Давайте произнесем новый звук все вместе.

Дети вместе с педагогом  произносят …

Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как вы думаете, звук [ы] – гласный или согласный? (…)

Верно. Его можно петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…)

Правильно. Поэтому вы будете поднимать флажки, как только услышите звук [ы]?

Материал: ы, и, а, ы, у, о, э, ы, и; мы, ба, ын, им, ты, пи, ым, ан; мышь, губы, вилка, рыжий, рыть, сидеть, толстый, синий, рынок.

Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ы].

3. Упражнение «Кто скорее?»

Поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять  звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Т, ы. Что получилось? (…)

Верно. М, ы. Что получилось? (…)

Материал: вы, ды, дым, бык, боты.

4. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

На глаза у детворы

Улетают ввысь шары.

В каких словах этого стихотворения есть звук [ы]? (…)

Правильно. А теперь посмотрите на букву слева от картинки. Это буквы Ы. под ней вы видите красный кружок. Что это значит? (Значит, буква Ы обозначает гласный звук [ы]).

Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы предметы, в названиях ко-рых есть этот звук.

Дети находят и называют картинки.

Молодцы! А теперь пройдите к доске и составьте по одной букве Ы.

Дети составляют по 1 букве.

Какие детали вам потребовались для этого?  (…)

Как вы расположите эти элементы? (…)

Теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками. (…)

Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними. (…).

Давайте все вместе прочитаем предложения. (…)

5. Пальчиковая гимнастика «На шоссе».

Посмотрите-ка, ребята!       Ритмично хлопают в ладоши.

У зайчат два самоката.        На каждое название животного загибают по одному пальчику  

В джипе едут три медведя.  сначала на правой, потом на левой руке.

Мчится ежик на мопеде.

Вы поверите едва ли –

Катит волк на самосвале,

А лисица в лимузине

И цветы везет в корзине.

В синем вертолете – белка,

Волк – в летающей тарелке.

У бобра велосипед,

А у льва кабриолет.

Только серый бегемот

По шоссе пешком идет.     «Шагают» пальчиками обеих рук в воздухе.

6. Работа в тетради.

Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части? (…)

Верно. А вот картинок рядом с ней нет, потому что в русском языке нет ни одного слова, ко-рое начиналось бы с этой буквы. Поэтому же и буква тоже одна. Заглавной буквы Ы нет. Раскрасьте букву. Какой карандаш для этого потребуется? (…)

Дети раскрашивают букву.

Теперь давайте «напишем» букву Ы в воздухе.

Дети «пишут» в воздухе.

Возьмите простые карандаши, давайте напишем букву Ы. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз палочку, потом справа от нее полукруг и на небольшом расстоянии от него еще одну палочку. Напишите 4 буквы по точкам.

7. Игра «Веселый поезд».

На доске плоскостные изображения паровозика и 3-х вагончиков.

Сегодня к нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте слово, ко-рое привез поезд. (…)  Сколько букв в этом слове? (…)

Сколько звуков? (…) Перечислите их по порядку. (…) Давайте выложим схему этого слова.

На столе контейнеры с кружками.

Каким кружком вы обозначите первый звук и почему? (Д…)

Один из детей подходит к доске и помещает под первый вагончик синий кружок.

(Ы…).  Один из детей подходит к доске и помещает под второй  вагончик красный кружок.

(М…).  Один из детей подходит к доске и помещает под третий  вагончик синий кружок.

Сколько согласных звуков в слове дым? (…)

Сколько гласных звуков в слове дым? (…)

Сколько слов в слове дым? (…)

Педагог помещает под схему слова один желтый квадрат.

Запомните: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Затем дети читают слова: бык, дубы, коты, помещая буквы на вагончики поезда.

8. Игра «Разноцветные вагоны».

На доске  паровоз и два вагончика, рассыпает на стол картинки, содержащие звуки [ы] –[и] в названиях.

Каждый из вас должен взять одну картинку со звуком [ы] в названии и одну картинку со звуком [и] и поместить первую картинку в зеленый вагон, а вторую – в желтый.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает работу детей.

9. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали, какие игры и упражнения им понравились?

"Звук и буква Ы"

Цель: Продолжить знакомство с гласными звуками.

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные: Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал: красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, картинка-ребус, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал: разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, подносы с элементами букв, подносы с фишками чёрного и красного цвета, карточки “дым”.

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

- Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Учитель: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

2. Работа над дыханием и голосом

- работа над силой речевого дыханием

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Учитель спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки осени.)

Учитель: И у нас листья закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на листья, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Учитель: Эти камни мы используем для переправы через речку.

- работа над силой голоса

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают ребус (мыши).

3. Сообщение темы.

- Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Учитель достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая)

- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет – лабиринт.

Учитель: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Учитель говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Цветы.) Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук” (цветы-ы) Дети выделяют звук [ Ы].

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Учитель: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Ы]. Вопросы по схеме:

- Губы открыты или смыкаются? (открыты)

- Зубы открыты или смыкаются? (открыты)

- Где находится язык? (он лежит на дне рта)

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (гласные) Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным)

5. Развитие фонематическо слуха.

Учитель предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Учитель: Я буду называть разные звуки. Когда вы услышите [Ы], хлопните в ладоши. (Небольшим экраном учитель прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-ы-у-м-ы-э-ы-ш-ы. (Затем слоги) Cа-со-сы-мо-ты-ыр-во.

А теперь предлагаю прогуляться.

Физминутка

1-2(хлопок на слово) – острова (ладошки “кладём ”на уровне груди)

3-4 (хлопок на слово) – мы поплыли (движения брасом)

5-6 (хлопок на слово) – будем здесь (присели и хлопаем по коленкам)

7-8 (хлопок на слово) –выше сосен (потянулись на носочках, руки тянутся вверх)

9-10 (хлопок на слово) – мы в пути (шагаем на месте)

Досчитал до десяти. (на каждый слог различные движения)

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Учитель: А теперь определим положение звука в словах: в начале, середине или конце слова.

Дети подходят к группе столов с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 группе столов лежат 4 разрезные картинками: бык, рысь, крыса, рыба, козлы, бобры.

На 2 группе столов лежат разрезные картинки: дыня, тыква, огурцы, помидоры

Учитель: Назовите собранные картинки одним словом. (животные, овощи)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [ы], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова).

Учитель: Придумайте слова, начинающиеся на [Ы]. (Дети не могут назвать) Совместно делают вывод: [Ы] интересен тем, что в русской речи нет слов с него начинающегося.

7. Обозначение звука [ы] буквой “Ы”.

Дети снова подходят к лабиринту и другой ребёнок проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву Ы).

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву Ы. На что буква похожа (ответы детей и вариант учителя). Сколько элементов в букве? Какие? (две вертикальных палочки и один полукруг),

Учитель: Соберите букву Ы по образцу из 3 элементов, которые лежат у каждого на подносе.

- Развитие зрительного восприятия.

Учитель: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз за линиями (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение )

- Найдите букву за линиями и раскрасьте её красным карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

- Пальчиковая гимнастика.

Учитель показывает и выполняет вместе с детьми: каждый пальчик разминается от основания пальца до его кончика, начиная с большого.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой

Этот пальчик для того чтоб указывать его,

Это пальчик самый длинный и стоит он в середине

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Этот пальчик хоть и мал, зато ловок и удал

Затем дети раскрашивают букву.

Учитель: А теперь напишем букву в воздухе: (Учитель объясняет и показывает) сверху вниз рисуем вертикальную палочку, от середины палочки - полукруг в правую сторону, и снова вертикальную палочку сверху вниз.

Несколько раз дети вместе с учителем “пишут” букву в воздухе. Затем учитель ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом 3 движениями по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, под красиво написанной буквой ставят точку. Если ребёнок сделает задание быстрее других, ему предлагается дополнительное задание из листочка (найти и обвести все “ы” на рыбке или задание №4 (см. приложение)).

- Физминутка;

Белоснежка как проснулась сладко-сладко потянулась. (дети встают на носочки и тянут руки вверх),

Раз нагнулась, два нагнулась (наклоны в стороны)

И ещё раз потянулась. (тянут руки вверх)

А потом бегом-бегом побежала босиком. (бег на месте)

Дети остаются стоять.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дым”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Учитель достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [ы] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дым). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Дети снова подходят к группе столов, на которых стоят подносы с фишками чёрного и красного цвета и карточка. (рис)

Учитель снова спрашивает детей: Какой был первый звук в слове? ([Д] и дети кладут фишку на 1-ю клетку звуковой схемы ). Какой был 2-й звук? ([Ы]). А что мы узнали про него? (он гласный, а значит обозначаем красной фишкой. Кладут красную фишку на 2-ю клетку. ) Назовите 3-й брошенный вам звук? (м). Кладут чёрную фишку на 3-ю клетку. Всё время обращается внимание детей на то, что кладём фишки слева на право.

Учитель все действия показывает на своём образце. По окончанию просит назвать звук по указанной клетке на образце. ([м],[ ы], [д]). А затем просит убрать фишку с соответствующей ей клетки ([д], [м]).

Учитель: Какой звук остался? ([Ы]). Подойдите к столам с рабочими листочками, найдите такой же звуковой домик и напишите букву Ы во втором окошке. Дети выполняют и задание проверяется.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

- С каким звуком познакомились?

- Какое задание понравилось больше всего?

Учитель: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память об уроке для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.

«Гласный звук [ы], буква ы»

Урок в 1 классе по обучению грамоте.

Учитель: Погодина Н.П.

Тема: «Гласный звук [ы], буква ы»

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы.

Задачи:

  1. отличать гласные звуки от согласных

  2. давать качественную характеристику гласного звука (гласный, ударный или безударный)

  3. Проанализировать особенности произнесения звука [ы]

  4. различать букву ы как знак звука [ы]

  5. определять место звука ы в словах (в середине или конце слова)

  6. сравнивать слова по произношению и написанию (слова со звуками/буквами[ы], [и])

  7. наблюдать за изменением формы слова (единственное и множественное число)

Оборудование: изображения сказочных персонажей: Незнайка, Василиса Премудрая, Азбука, Мудрая сова, Знайка, Мальвина, куклы – друзья Мальвины:Арлекин, Буратино, Пьеро; картинки - изображения предметов: дым, сыр, рысь, бык, рыба, мышь, мыло, лыжи, мишка, мышка, шар, шары; сюжетные картинки к сказке «Лиса и журавль»; картинки буквы «Ы»; карточки с буквосочетаниями: ао, ио, иа, оа, аи, ои.

Ход урока

Организационный момент

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Звенит звонок:

Начинаем наш урок!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Актуализация знаний.

Коллективная, индивидуальная.

Наглядный.

Рассказ.

Работа по карточкам.

Фонетическая зарядка.

1. Помоги Незнайке.

Восстановите последовательность событий, расставьте картинки правильно. Сказка «Лиса и Журавль».

а) Что изображено на 1-й картинке, на 2-й, 3-ей, последней?

б) А теперь послушаем сказку.

2. Прочитай, что написано на карточках?

ао ио иа

оа аи ои

3. Фонетическая зарядка.

Скороговорка: Пыхтит как пышка наш пухлый мишка.

Как пыхтит тесто? (Пых, пых, …)

Восстанавливают последовательность сюжетных картинок к сказке.

Называют заглавие каждой части (план). Рассказывают сказку по частям (цепочкой).

Дети по одному подходят к столу берут карточки, читают вслух, показывают всему классу и все читают хором.

Повторяют за учителем скороговорку.

Постановка целей и определение темы урока.

Фронтальная.

Наглядный.

Беседа.

Василиса Премудрая.

Какой одинаковый звук есть в словах?

- Назовите слова названия этих предметов.

- Что это? (Картинки: дым, сыр, рысь, бык, рыба, мышь, мыло, лыжи).

- Произнесём эти слова хором.

- Какой одинаковый звук есть во всех словах?(Ы)

- Что вы можете сказать про этот звук? Сможете ли вы прочитать слова со звуком Ы?

- Чему же вам нужно научиться?

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

Называют картинки. Произносят все слова хором с учителем.

Отвечают на вопросы.

Определяют цели урока.

Формулируют тему урока.

Изучение нового.

Коллективная. Индивидуальная.

Работа в группах.

Словесный.

Наглядный.

Практический.

Раб. По учебнику.

1. НАША АЗБУКА.

а)Характеристика звука Ы.

- Произнесём хором звук Ы. Какой это звук? (гласный). Почему?

б) Определение наличия звука Ы в словах.

Учебник. Раб. По картинке стр. 32

(Мыши, часы, сыр, кувшин, крынка, уши, стены, головные уборы).

в) Буква Ы.

Звук Ы обозначается буквой Ы . Это буква Ы (показ).

г) На что похожа буква?

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы. (показ картинок)

д) Печатание буквы Ы.

Напечатать букву Ы (на листочках)

ФИЗМИНУТКА.

ж) Работа с пословицей.

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Чтение пословицы учителем.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы. Найдите и сосчитайте, сколько в записи пословицы использовали букв Ы ?

2. ЗНАЙКА.

Чтение записей на доске:

Ы - И Ы – О Ы – А

И – Ы О – Ы А - Ы

3. МУДРАЯ СОВА.

1)Работа в группах.

Выберите картинки в названиях которых есть звук Ы. Определите его место.

- Назовите слова, которые начинаются со звука Ы.

2) Чтение стихов с. 32

Вывод: в русском языке нет слов, которые начинаются со звука Ы.

ФИЗМИНУТКА

Произносят звук, определяют, что он гласный.

Называют слова со звуком Ы.

Знакомятся с буквой Ы.

Слушают стихи, рассматривают картинки.

Изображают букву Ы.

Определяют смысл пословицы.

Читают записи на доске.

Работают в группах. Называют слова со звуком Ы, определяют его место в слове.

Читают и слушают стихи.

Формулируют вывод.

Закрепление

Фронтальная.

Словесный.

Наглядный.

Игра.Беседа.

1. АЗБУКА.

С 33. Что в руках у мальчика? (шары).

а)Чтение стихотворения В. Берестова.

Сколько букв Ы встретилось в этом стихотворении? (11)

б) Слого-звуковой анализ слов: шар – шары.

Что это? Сколько шаров? Слово шар обозначает один предмет, стоит в единственном числе. А это что? Сколько шаров? (много) Слово шары обосначает много предметов, стоит во множественном числе.

Какая схема подходит к слову шар? Почему? Назовите гласный звук в этом слове.(А)

Какая схема подходит к слову шары? Почему? Какой звук стоит в конце слова шары? Какой это звук?(гласный).

2. КУКЛА МАЛЬВИНА.

Кто это? Это кукла Мальвина. Слово кукла сколько предметов обозначает?(один)

А это кто? А это её друзья куклы. А слово куклы сколько предметов обозначает? (много)

1) Игра «Один-много».

Учитель называет слово, обозначающее один предмет, дети изменяют его, чтобы оно обозначало много предметов и называют:машина, корзина, игра, коза, роза, лиса, зима, ворона, корова, шкаф, шарф, труба.

- На какой звук оканчиваются слова, которые вы назвали?

УПРАЖНЕНИЕ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ.

2) Сопоставление слов Мишка – мышка.

Это Мишка. Как мишку превратить в мышку?

(заменить в слове звук И на Ы)

- Какой первый звук в слове мишка, твёрдый или мягкий? А в слове мышка? Какой гласный стоит после мягкого согласного? Какой гласный стоит после твёрдого согласного?

Вывод: звук И указывает на мягкость впереди стоящего согласного, а звук Ы указывает на твёрдость впереди стоящего согласного.

Составьте предложение про Мишку, про мышку по схемам (2 слова, 3 слова, 4 слова).

Читают и слушают стихотворение. Находят буквы Ы в словах.

Соотносят схему со словом, анализируют их.

Образуют множественное число слов.

Уясняют в процессе анализа слов, что звук И указывает на мягкость впереди стоящего согласного, а звук Ы указывает на твёрдость впереди стоящего согласного.

Составляют предложения по схемам.(Мишка сидит, Серая мышка бежит. Мишка сидит на стуле.)

Рефлексия

Фронтальная.

Беседа.

– С каким звуком вы познакомились на уроке? (ы)

– Какой это звук? (гласный)

– А есть ли слова на букву ы? (нет)

Что вам показалось сложным?

Чему вы научились легко и быстро?

Как вы понимаете смысл пословицы: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Отвечают на вопросы учителя, на основе анализа своей деятельности.

Итог урока.

Фронтальная.

Беседа.

Какая была тема урока? Какие задачи вы поставили перед собой? Справились ли вы сними?

Подводят итог урока.

Приложение:

Открытое логопедическое занятие по теме «Звук и буква Ы. Части тела»

Оборудование: раздаточный материал, папки для занятий, наглядные картинки, картинки-символы артикуляционной гимнастики, картинки с наложенными друг на друга предметами, конверт, в котором разрезана на части буква Ы, клей, красный карандаш.

Продолжительность подгруппового занятия: 40 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и виды работы. Время (ориентировочно)

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

(5 минут)

 

Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие.

Задание №1: сядет тот, назовет… (Какой сегодня день недели, какой был вчера, какой будет завтра? Какое время года? Какой месяц? Какие осенние месяцы вы еще знаете?)

Дети заходят в кабинет, садятся за парты.
Ответы детей.
Среда, вторник, четверг. Осень. Ноябрь, сентябрь, октябрь.
 

Задание №2.

Артикуляционная гимнастика.

Задание №3

Развитие зрительно-пространственных функций.
Детям раздаются карточки с изображением наложенных предметов друг на друга. Им необходимо назвать, что они видят на этих картинках.

Дети вытягивают карточки-символы упражнений и делают вместе с логопедом.

 

Ответы детей

Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.
Развитие зрительно-пространственных функций

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Введение в тему занятия.Логопед: к нам на занятия пришла одна кукла с очень интересным именем Ышка. Она принесла на много разных заданий. Развивать слухо-речевую память, внимание, логическое мышление, зрительное внимание, графо-моторные навыки. Ориентация в схеме собственного тела.

 

Знакомство с героем занятия.
(5 минут)

 

Задание №4.

Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что забыл дорисовать художник.

Детям раздаются картинки, на которых изображены герои из мультфильма Золотой ключик без частей тела.

Ответы детей: Буратино без носа, Мальвина без уха, Пьеро - без глаза, Карабас Барабас безо рта.
(Дети дорисовывают части тела)

Логопед: ухо, глаз, рот, нос… это все как называется?
- Сегодня мы будем с вами говорить о частях нашего тела. А сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете части своего тела. Где у вас лево, где право? Покажите правой рукой левый глаз. Левой рукой правую щеку… и т.д.
Положите левую руку на правую руку соседа…

Части тела.

 

Дети выполняют задание. (При затруднении логопед помогает, либо дети сами друг другу)

Знакомство со звуком и буквой Ы

(5 минут)

 

Логопед: Ышка познакомит нас не только с частями тела. Она принесла на занятие и гласную букву. А какую, вы скажете мне сами, разгадав загадку и выполнив задание.
На доске висят картинки с частями тела.
- готовы? Слушаем внимательно.
Если б не было его
Не сказал бы ничего (язык)
Логопед читает загадку, отгадку дети выходят и снимают. На обороте записано задание.Развитие слухо-речевой памяти, зрительного внимания

Задание №5.

Соберите пазлы.

После того, как дети собрали пазлы и называли, что у них получилось, логопед еще раз четко проговаривает слова, выделяя голосом последний звук в слове.

Дети собирают пазлы: мыши, куклы, цифры, буквы, бананы, машины. 

Логопед: ребята, догадались, какая буква пришла к нам на занятие?
- Что вы знаете про эту букву?

- Почему она гласная? Давайте произнесем. Что делают наши губы?
Сколько звуков вы слышите?

Буква Ы

Гласная буква, делает согласные твердыми.
Когда мы ее произносим, воздух не встречает преграды, губы растягиваются в улыбке.
Один

 

- Что эта буква делает с согласными?
- А еще эта буква волшебная. Нет слов в русском языке, которые бы начинались с гласной буквы Ы
Посмотрите буква Ы, ходит с палочкой увЫ,
Если палочку убрать
Букве Ы не устоять

Делает их твердыми.

 

На доску вывешивается карточка с печатной буквой

 

Графический образ буквыПятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)
Ребенок выходит к доске, снимает отгадку.Зрительно-пространственные функции

Части-целое.
(2 минуты)

Задание №6

Вытащите частички буквы из конверта. Соберите букву. Какая буква получилась?
В какую сторону смотрит пузо у буквы Ы?

Буква Ы. В правую сторону.

 

«Ушки на макушке»

(4 минуты)

 

Ышка слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Ышке… (ушки)

Логопед: открываем тетради. Записываем сегодняшнее число на полях. Отступили одну строчку. Поставили точку. (Логопед ходит проверяет, где дети поставили точку и проговаривая, цифрами записывает число на доске.)

 Развитие фонематического восприятия и графо-моторных навыков

Задание №7


Игра «Ушки на макушке» Как услышите слово, в котором есть звук Ы, обводите печатную букву Ы. Каким цветом будем обводить? Почему?
Детям вклеивается в тетрадь листочек с пунктирными буквами Ы.
Логопед называет слова со звуком [Ы] и без него.

 

 

Красным, потому что она гласная.

 

Физкультминутка.

(3-4 минуты)

Две сестрички – подружки
Похожи друг на дружку.
Рядышком бегут – одна там, другая тут. (Ноги)
 Развитие читательских способностей, навыка контроля и зрительного внимания

Задание №8

Логопед: А сейчас немного отдохнем, поиграем с мячом. Я буду вам задавать вопрос и кидать мяч, а вы мне обратно, отвечая на мой вопрос.

Готовы? Что мы делаем глазами, ушами, руками, ртом, носом, зубами?
Один-много: зуб – зубы, палец -…, лоб - …, нос - …, рот - …, волос - …, стопа - … .

На конце всех этих слов, какой звук?
Буква Ы из одного предмета делает много.

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

 

Ы

 

Посели картинку в свой домик. (3 минуты)

Одна другой касается
Хлопок получается.
(Ладоши)
 Развитие звукового анализа

Задание №9

Поселите картинку в свой домик.
Детям раздаются листочки, на которых изображены картинки со звуком [Ы].

Ребята называют картинку и соединяют со схемой в начале или в середине слова.

 

 

Ответы детей

 

Кто самый внимательны

(5 минут)

Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)
 Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, целенаправленности и последовательности выполнения действия

Задание№9

Найди все спрятанные буквы Ы
Учащимся раздаются листочки с заданием

Дети выполняют задание

 

Слова рассыпались

(5 минут)

Гладкое поле – белая полянка,
Ни травинки, ни былинки,
Да посередине – ямка.
(живот)
 Развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного синтеза. зрительно-пространственной ориентации, мелкой моторики

Задание № 10

Логопед: Был сильный ветер и все мои слова рассыпались. Вам  нужно помочь Ышке собрать слова. Сначала выкладываете на столе, после моей проверки вклеиваете буквы в тетрадь. Букву Ы подчеркиваем красным цветом. Почему?

Логопед раздает буквы.
СЫР, ШАРЫ, ЗУБЫ, НОСЫ

Дети собирают буквы в слова и вклеивают в тетрадь.

 

 

 

Она гласная

 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Итог занятия

(2 минуты)

Вот и подошло к концу наше занятие. Расскажите, о чем вы сегодня узнали.
- Какая буква была у нас на занятии?
- Почему ее называют гласной?
- Сколько звуков она обозначает?
- Что буква Ы делает со словами?
- Какие задания мы в вами выполняли?
Молодцы, ребята!
Логопед ставит печати за занятия.
Складываем все в папочки. Урок окончен. До свидания.

Ответы детей 

Урок 20. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [ы], БУКВА Ы | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

Урок 20. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [ы], БУКВА Ы