Картинки вертеп – Рождественские вертепы – РИА Новости, 06.01.2010

Рождественский вертеп: из истории возникновения символа чудесного праздника

Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит!..

Есть прекрасная старинная традиция — под Рождество ставить в доме вертеп.

Вертеп — древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — Младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф.

В русской православной традиции рождественские вертепы никогда не почитались так, как на западе, откуда они пришли. Сначала на Украину и в Белоруссию, потом — в Россию. В России впервые театральные представления получают благословение только в XVII веке с приходом царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления и с удовольствием приглашавшего актеров. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век.

Рождественский вертеп — это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри или можно назвать это рождественским театром кукол. Его можно также сравнить с рождественской домашней литургией для детей: воспоминание о рождении Христа, проведенное через куколок, через маленький театрик.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных.

Именно с этого рождественского вертепа и начинается история кукольного театра на Руси. Ходили по домам христославы, славившие рождение спасителя, а среди них и те, кто вновь и вновь рассказывал вечную историю о рождении Сына Божия.

Вертеп переходил из деревни в деревню, защищая землю от всего злого, что происходит в мире и символизируя собой ковчег спасения. Зимой его возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным или картонным ящичком с прорезями, открытый с бока зрителя, он мог быть до 2 метров в высоту и одного метра в ширину. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа, которые по христианской традицией трактовались как «небо» и «земля», а внизу была дырка — “ад”, куда проваливается Ирод. Вертепник размещался сзади и водил куклу по прорезям в полу, наблюдая за действием в специальные окошечки.

Соответственно рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Вечером для освещения по бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков.

Сцена закрывалась ярким тканевым занавесом или ставнем, скрывавшими от зрителей перестановки между сценками.

Каждый персонаж имел своё игровое пространство и двигался строго в его пределах. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Куклы изготавливались из дерева, иногда из глины. Им раскрашивали лица, одевали героев в одежду из ткани и бумаги; к ноге крепили деревянный или проволочный стержень. Вертепщик сам “играл” за всех, меняя голос в зависимости от характера персонажа. За ящиком также также могли находиться музыканты и хор.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Существовали некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? (Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на него драпировки). Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косой? (Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева, а прикреплялась на штырек, за который водят персонажа. Чуть потянешь штырек вниз — и голова с плеч!)

Как же происходило действо?

Верхний ярус вертепного ящика назывался “небом”, “пещерой” или “хлевом”; изнутри он оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги; на задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных.

Нижний ярус назывался “землей” или “дворцом”; здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода, а также бытовые сценки комического и сатирического характера. “Дворец” украшался яркой цветной бумагой, блестками; в центре располагался трон, на котором сидел Ирод. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы “входили” и “выходили” через две двери в боковых стенках ящика.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

По свидетельству современников, вертеп был любимой святочной забавой и нравился самым разным зрителям, вне зависимости от возраста, происхождения и социального положения.

Со временем вертеп превращался в привычный для нас кукольный театр, ведь с годами куклы обрастали различными механизмами, позволяющими двигать конечностями.

Хотя украшение церквей рождественскими сценками сейчас плотно ассоциируется в нашем сознании с католической традицией, но в XVIII–XIX веках на Украине, в Белоруссии, на Псковщине и в Сибири в рождественские дни можно было встретить детей и взрослых, ходящих с вертепом и дающих незамысловатые представления. Это были предвестники кукольных театров — их более назидательный, но не менее красочный и любимый народом вариант.

Обычная картина для деревенского предрождественнского пейзажа: ребятишки в высоких самодельных коронах с палками в руках представляют «персидских царей», которые пришли поклониться маленькому ребенку. С ними путешествует украшенный позолоченной бумагой и неприглядными рисунками маленький деревянный ящик, рукотворный вертеп или праздничный театр для кукол с крышей из двух досок. Обычно дети в костюмах возили свой рождественский короб на санках, а поднявшись на крылечко, просили у хозяев домов разрешения колядовать. Если они были согласны принять колядки, малыши вносили свой театр в домишко, клали его на два стула либо стол, и сказка начиналась.

Уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году началось возрождение традиционного вертепа.

Главные зрители и посетители рождественских вертепов — дети. И не нужно долго объяснять, почему: глядя на таинственные вертепы, они словно переносятся умом и сердцем в Вифлеем, к яслям Младенца Христа.

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Вертеп в Киево-Печерской лавре

Снежный вертеп у Свято-Троицкой Церкви в Томске

Снежный вертеп в Академгородке, Томск

Снежная часовня у храма Смоленской иконы Божией Матери, Дубна

Вертеп изо льда. Екатерининский собор в Царском Селе

Вертеп с настоящими животными в Пятигорске.

Софийский собор, Царское Село

Кто-то покупает вертеп в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.

Как прикоснуться к чуду Рождества — особенно если в доме есть маленькие дети? Одно из возможных решений — сделать вертеп. Совместный труд вместе с детьми и другими домочадцами в любом случае подарит радость.

Можно всей семьей сделать вертеп, а потом читать добрые рождественские рассказы, иногда, по возможности, оживляя действие.

Но при изготовлении вертепа нужно знать некоторые правила его построения. Символика осталась неизменной: рай вверху, ад внизу. Фигурки святого семейства располагают на верхнем ярусе, если вертеп двухьярусный и слева, если он одноярусный. А озвучивают только земных существ.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Рождественское

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос…
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
“Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!”
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: “Смотри скорей!..”
С. Чёрный

www.livemaster.ru

Необычные рождественские вертепы | Журнал Ярмарки Мастеров

Рождественский вертеп — это воспроизведение сцены Рождества Христова в различных видах искусства. Это может быть театр, скульптура или миниатюра.

Такие вертепы могут состоять из различных материалов, будь то глина, солома, ткань, камни, дерево и многое другое. Вертеп является украшением камина, лужайки перед домом или может быть миниатюрой возле елочки, а так же можно заниматься созданием вертепа вместе с детками.

Хочу предложить вам подборку фото различных вертепов в различных видах творчества.

Надеюсь, вам было интересно!

www.livemaster.ru

Рождественские поделки: вертепы на Рождество

Рождественские поделки своими руками из бумаги, картона, флиса, дерева. Фотографии, картинки и схемы, как самостоятельно сделать вертеп на Рождество.

Рождественские поделки

1. Вертеп из бумаги или картона сделать, пожалуй, проще всего.

Вот такой милый вариант — для самых маленьких :

Рождественские поделки

И еще варианты:

2. Вертеп из флиса — вариант для умелых рукодельниц:

Источник: annaryabova.blogspot.ru

3. Вертеп из дерева может смастерить рукодельный папа или сын. Но эти лаконичные выкройки подойдут и для картонного вертепа.

При перенесении на фанеру увеличьте в 2 раза изображение

4. Вертеп из пластилина описан в книге Рони Орена «Секреты пластилина. Праздник Рождества». Впрочем, книгу можно и не покупать: принцип изготовления фигурок ясен по картинкам. Маленький секрет: детали для прочности скрепляют зубочистками.

5. Вертепный театр — задача посложнее. Зато сколько радости он принесет!

6. Теневой вертеп особенно выигрышно будет смотреться вечерами. Для подсветки можно использовать безопасные электрические свечи

7. Вертеп-открытка делается просто и быстро, его даже можно послать друзьям по почте. Обратите внимание: здесь нет Святого Семейства, только пастухи, зато радость пришествия Христа передана в полной мере.

И еще несколько идей:

1) надувные снеговички (подробная инструкция)

2) звезда из бумаги (подробная инструкция)

3) резные бумажные снежинки (подробная инструкция)

4) резной вертеп

5) машина Деда Мороза

www.pravmir.ru

Вертепы и другие рождественские поделки

Оформляли выставку к Рождеству.
Вертеп 1- коллективная работа ребят средней группы Воскресной школы.
Когда-то давно рисовала в газету раскраску: театр-вертеп. Фигурки раскрасить, наклеить на картон, вырезать… и можно показывать представление. Далали с ребятами такой театр в Воскресной школе. А вот в этом году фигурки оформились в такой вертеп на выставку. Работа объёмная, но фото плохо это передаёт.

 

Вертеп 2. Делали с дочкой. Когда-то давно покупала книжку, в которой были рождественские открытки-раскраски и такой сборный вертеп. Рисунки немного примитивные, но конструкция очень удобная: и каждый год под ёлочкой собираем, и в садике наш вертепчик гостил. Дети очень любят с фигурками играть, представления разыгрывают.

 

Вертеп 3. Со зверятами. Далал мальчик Никита 5,5 лет с бабушкой. Зверята из “киндеров”, снег – ватные диски, лес – мишура… вроде просто, а получилось здорово.

 

4. Вертеп-вытынанка. Таких в стране много. К сожалению, не помню у кого шаблоны позаимствовала, простите. Делала Полина, 14 лет.

Вертеп 5. Краски-прилипала. Рисовала дочка. На выставку оформили в файл + серебристый картон в качестве фона. А потом на окно прилепим:)

Вертеп 6 – вырезала для тенового театра. Жаль, не сфотографировала отдельно. В этом году снова показывали теневой театр на Рождество, но в другой интерпритации: как иллюстрация к духовному стиху (пели взрослые), понадобились новые фигурки. (здесь теневой театр https://stranamasterov.ru/node/154377)

Вертеп 7 – декорация к кукольному спектаклю “Свет Вифлеемской звезды”

 

Шарики с рождественскими мотивами. Пластиковый шарик+термонаклейка. Шарик из 2-х половинок. Удобно в таких дарить маленькие подарочки. Что мы и делали: подарила крестнице такой шарик – внутри конфетки, конфети и… футлярчик с золотыми серёжками:)

Поближе.

 

Ещё шарик: вытынанка + торцевание.

Вот такие рождественские фонарики.Начали делать большой-шестигранный. Но уж очень большой получился, неуклюжий. И сделали 2 маленьких:)

  

А этот шарик деревянный, расписали наши друзья -художники дочке в подарок на Рождество. Красота!

Готовили мы с ребятами к выставке и рисунки. К сожалению, все не сфотографировала, только дочкин есть, она его назыала “Мы с братишкою вдвоём в воскресение в храм пойдём”

А выступаем-колядуем мы с ребятами вот с такой Вифлеемской звездой, которую тоже сами сделали:)

Наши работы на выставке

Ну и напоследок шаблончики театра-вертепа, может кому пригодиться.

  

stranamasterov.ru

Рождественский вертеп-мистерия Рождества – Фото из Америки — LiveJournal

Гэйлорд Оприланд,Нэшвилл, Теннесси
10.12.2017г.

Сегодня я продолжу свой рассказ о рождественских традициях в Америке.

Рождество Христово – это праздник, наполненнный глубоким смыслом
с выразительной содержательной символикой. Неотъемлемой частью Рождества
в Америке являются Рождественские вертепы, которые называют здесь Nativity
scene (Рождественская сцена).

Рождественский вертеп — композиция на традиционный евангельский сюжет:
появление на свет Иисуса Христа и поклонение волхвов младенцу Иисусу.

Обряд-мистерия “Поклонение пастырей” известен в Западной церкви с XI века.
Нужно сказать, что слово “мистерия” указывает на таинство и связь
с богослужением.

В 1223 г. Св. Франциск Ассизский создал первую рождественскую композицию.
Он рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину рождества.С этого
момента традиция создания рождественских сценок стала ежегодной.

Праздничная инсталляция в Гэйлорд Оприланд-одна из самых красивых и выразительных
из всех, которые мне довелось когда-либо увидеть.

В центре вертепной композиции установлены ясли, где лежит новорожденный Младенец-
Иисус, рядом с ним фигуры Иосифа и Девы Марии, олицетворяющие праведность жизни
и чистоту.

Ясли окружены фигурами волхвов,вифлеемских пастырей и ангелов.

Ясли олицетворяют смирение, пастухи – простосердечность, волхвы олицетворяют
мудрость, ангелы являются символом мира.

Немного поодаль животные:верблюд, козы,овцы,вол и осел, которые,по преданию,
согревали Младенца Иисуса своим дыханием:”Вол знает владетеля своего, и осел
— ясли господина своего” (Ис. 1:3).

Вечером лампы-прожектора освещают фигуры, выполненные в человеческий рост,
и кажется, что персонажи рождественской сцены оживают.

А сверкающая сотнями огней рождественская ёлка

и горящие гирлянды на деревьях

создают особую атмосферу праздника и волшебства.

marawarren.livejournal.com

Рождественский вертеп. | Страна Мастеров

Здравствуйте, жители Страны Мастеров!
Я среди вас новенькая. То есть, совсем новенькая! Разрешите поделиться с вами моим опытом по созданию Рождественского вертепа. Вдруг мои фотки и малюсенькие пояснения к ним кому – нибудь пригодятся! Пожалуйста, не кидайтесь сразу тяжеловесными тапками! На крайний случай согласна ловить пинеточки.))))

Первым делом я подобрала две коробки, которые должны были входить одна в другую.

Вот эта “клюква” на фото скоро станет арочкой на вертепе.

Но перед этим все детали я оклеиваю, смятой и пропитанной клеем бумагой. Клей ПВА развожу водой 1/2. Размер бумаги должен быть в 1.5 раза больше оклеиваемой площади.

Здесь “арочка на клюкве” уже вырезана и приклеена к основе.

Творю лесенку. Делалось это без всякого плана или эскиза, так сказать “как рука поведет”! Ну, а рука дрогнула, вот и получилась такая кривулька!

Клеим дальше бортик и балясины. Для балясин можно взять спички или зубочистки.

А вот и дверь к которой ведет моя лесенка.

И сразу все оклеиваю бумагой. При этом не забываю, дать ей хорошенько просохнуть!!! Ведь картон при намокании, теряет форму и лучше если каждый следующий шаг, делается на просохшей модели!

Ну вот, первая пристроечка оклеена и сделаны поручни к перилам из проволоки закрученной в зеленую салфетку (цвет не имеет значения, т.к. впереди ещё покраска).

После первой примерки я поняла,что “королевство маловато” и разгуляться мне действительно негде!

А посему было решено, приклеить два небольших подиума для зверушек. И сделать ещё одну пристройку, дабы уравновесить общую картину!

Вот, что из этого получилось. Здесь домик уже с крышей. Мне очень жаль, но фотографии с её изготовлением получились настолько не качественными, что уж лучше их не выставлять.

 

Параллельно со строительством делаю травку. Поролон нарезаю как можно мельче. Дается мне это не легко, т.к. мелкие кусочки липнут к рукам и мешают работать. Легкая обработка антистатиком хорошего эффекта не дала. И я решила его просто намочить. Помогло! Окрашивала сильно разведенной гуашью.

И тут же мокрую измельчала ещё.

Так как фото с моментом покраски вертепа я тоже “запорола”, то сразу перехожу к приклеиванию “зеленки”. На фото видно, что я пыталась приклеить её на ПВА. Но на этот клей травушка лепится очень плохо. Поэтому дальше я пользовалась клеем “Момент”.

На крыше то же ещё ПВА.

На стенах клеила только на “Момент”.

И вот, наконец, результат трех недель работы.

stranamasterov.ru

Рождественский вертеп своими руками | Расти умным!

Рождественский вертеп

Пусть этот светлый праздник подарит всем взрослым и детям настоящую радость, какая приходит только из детства! И пусть она будет с нами не только по праздникам!

С Рождеством Христовым!

Я очень люблю Рождество и все традиции, которые с ним связаны: колядки, семейные посиделки, маленькие рождественские вертепы с крохотными фигурками, вкусную кутю, переодетых веселых людей, святочные рассказы… Люблю и более современные вещи, связанные с Рождеством: мультфильмы и добрые фильмы по мотивам святочных рассказов, рождественские венки и декор, пальчиковый театр про рождение маленького Боженьки.

Уже несколько лет мечтаю купить красивый настольный вертеп, но все не нахожу такой, как я себе представляю. Чтобы было много фигурок, которыми можно играть, чтобы фигурки были сделаны по-детски наивно и в то же время сдержано (без ухмылок и выпученных глаз – мне попадались и такие:)

А вот недавно я подумала о рисунке вертепа – рождественской картинке, которую каждый малыш сможет по-своему раскрасить. Родители помогут ему всё правильно вырезать и склеить.  И вот прекрасный настольный вертеп своими руками готов!

Задавшись поисками я, конечно, нашла интересные образцы, но все-таки решила нарисовать свой. К сожалению, по причине моего выросшего животика и дочурки, которая распоряжается моим временем самовольно, моя задумка отложилась. Только сегодня мы с мужем, наконец, доработали свой рождественский вертеп. Надеемся, что на Святках он ещё успеет порадовать малышей.

Заготовка-раскраска сцены Рождества Христова

Хлев и 14 фигурок можно распечатать, раскрасить, наклеить на плотную бумагу, вырезать и склеить в нужных местах. Получатся персонажи, которые самостоятельно стоят.

С таким вертепом можно устраивать показ настольного спектакля о Рождестве Иисуса Христа. Мне кажется, что изготовление вертепа вместе с ребенком – прекрасная возможность рассказать ему о священных событиях, о рождении необычного Младенца, о том, кто такие волхвы и почему звезда светила так ярко. К тому же раскрашивая фигуры, ребенку будет легче запомнить кто где, и какую роль он сыграл в этой истории.

Пару слов о склеивании:

Фигуры нужно сложить по пунктирным линиям, чтобы прямоугольник был в основании – на нем и будет стоять фигурка. Закрепить сверху небольшим количеством клея. Три части с изображением хлева вырезать по непрерывным линиям, наклеить на плотную бумагу, по пунктирам загнуть края, склеить между собой. Получится большой дом. Чтобы он устойчиво стоял, нужно согнуть его по пунктирам вдоль балок.

В файле находятся все фигуры с удобными для вырезания пунктирными обводками, а также  хлев,  разделенный на три листа формата А4.

Мы подобрали ещё 5 интересных статей для Вас:

grow-clever.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о