Классные часы для 11 класса разработки по профориентации – Классный час (11 класс) на тему: «Дорога в завтра» (КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ )

Классный час (11 класс) на тему: «Дорога в завтра» (КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ )

«Дорога в завтра»

(КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ )

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Эзоп

 

Цель: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

   Задачи:

  1. Учить обрабатывать и обобщать, информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях ;
  2.  Формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие;
  3. Формировать потребность в успешной самореализации, побуждать к самостоятельному и ответственному самоопределению выпускников;
  4. Развивать монологическую речь обучающихся, умение работать в группах, выполнять проблемные задания, объяснять и оценивать их; Развивать творческие способности учащихся;
  5. Воспитывать убежденность в том, что благодаря силе воли, желанию можно развить свои способности и добиться высоких результатов. 

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить 4 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии .

Оборудование: презентация, проигрыватель мультимедиа    

План классного часа:

  1. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
  2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
  3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
  4. Мини-лекция «Формула профессии».
  5. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
  6. Тестирование.
  7. Пять типов профессий
  8. Тест «Ты и твоя профессия»
  9. Ярмарка профессий
  10. Минутка для шутки
  11. Заключительное слово.
  12. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

- Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На слайде написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

- Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

- Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

        «Давят» родители.

Идут за модой.

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

- Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

4. Мини-лекция «Формула профессии»

- Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину [пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель перечеркивает тире между словами, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на слайде  после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

могу - это все, что мне по силам, по способностям;

надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

5. Демонстрация осознанного выбора профессии

«Это мой выбор!»

- Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении 

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

-Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

6.Тестирование

- Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тесту .

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

7.Пять типов профессий

- Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.

8.Тест «Ты и твоя профессия»

А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят.  предлагают небольшой тест на профессиональную ориентацию.

 В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).

Теперь отвечаем на вопросы :

Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

а)      выспаться;

б)      посмотреть телевизор вместе с семьей;

в)      оказаться в кругу друзей.

Из трех подарков вы предпочли бы:

а)      удочку, набор для вышивания;

б)      коньки или лыжи;

в)      турпутевку или билет на интересное представление.

Отправляться в путешествие лучше всего:

а)      в одиночку;

б)      с семьей или друзьями;

в)      с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а)      почувствовали бы полную свободу;

б)      занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в)      ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

В       свое свободное время вы любите:

а)      читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б)      рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в)      заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

 

 А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.

(Дети подсчитывают баллы.)

Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.

А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

9.Ярмарка профессий

В рубрике «Лента новостей» вас ждут заметки с Ярмарки профессий. Их подготовили:(Калабаева В., Калинкина А.).

Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям.

В последнее время в России появились новые профессии. Мы коротко расскажем о некоторых из них.

Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

10.Минутка для шутки

Ведущий 1. Последняя страничка журнала - «Минутка для шутки». Здесь вы услышите шутки о разных профессиях. Их собрали .

Ведущий 2. Дети и профессии. Сын метеоролога:

Малыш, сколько тебе лет?

Плюс пять.

Ведущий 3.

Дочь военного:

Скажите, тяжело быть дочерью военного?

Так точно!

Ведущий 4. Дочь проводника:

Здравствуй, девочка! Я - Дед Мороз, тебе подарки принес!

Ваш билет! А девушка в синем кафтане тоже едет или провожающая?

Ведущий 1. Сын стоматолога:

Мальчик, какая у тебя любимая игрушка?

БОРмашинка!

Ведущий  2. Кто такой профессор?

Ведущий 3. Профессор - человек, умеющий разговаривать с другими людьми, когда они спят.

Ведущий 4. А что делает консультант?

Ведущий 1 . Ну, консультант - это человек, который снимает часы с вашей руки и говорит вам, который час.

Ведущий  2. А кто такая учительница?

Ведущий 3. Это такая женщина, которая когда-то любила детей.

Ведущий 4. Закрыта последняя страничка нашего журнала. Спасибо всем за внимание. До следующих встреч.

11. Заключительное слово

Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

12. Подведение итогов (рефлексия)

Какие чувства остались после классного часа?

Какие открытия вы для себя сделали?

nsportal.ru

Классный час "Дороги, которые мы выбираем" по профориентации в 9-х, 11-х классах. Классное руководство

Разделы: Классное руководство


Одним из центральных и судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся не соответствуют потребностям общества в кадрах определенной профессии. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества с взрослым, от которого ученик ждёт не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение. Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их решения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Мои занятия направлены на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер.

Цели урока:

  • сформировать готовность к самоопределению учащихся при выборе профессии;
  • формировать у учащихся навыков и умений самоопределения и самореализации, навыков работы в коллективе.

Задачи урока:

  • Собрать сведения о профессиях, которые выбрали учащиеся;
  • Оказать помощь в самопознании и профессиональном самоопределении;
  • Развивать творческие способности

Подготовительная работа:

  1. Подобрать материал по теме;
  2. Домашняя работа учащихся “Создать презентацию о будущей профессии”.

Семейная команда готовит выступление с компьютерной презентацией, характеризующей выбранной для продолжения обучения вуз и отражающей его особенности. Подобрать эпитет к подобранному вузу. Например:

  • “обеспечивающий карьеру”;
  • “дающий академические знания”.

Презентация

В выступлении могут быть отражены моменты, характеризующие его главные особенности. Например:

  • История вуза;
  • Традиции;
  • Педагогические кадры;
  • Заслуги и достижения;
  • Связи с вузами других стран;
  • Набор специальностей;
  • Конкурс для абитуриентов;
  • Условия поступления;
  • Трудоустройство после вуза;
  • Связи с производством;
  • Рейтинг вуза в России;
  • Социально-бытовые условия проживания студентов и другое.

Участники: учащиеся, классный руководитель, родители.

Форма проведения: беседа – практикум.

Ход мероприятия

Выбор профессии, профессиональное самоопределение – эти сочетания всё чаще звучат в вашей жизни. И неудивительно. В 11классе через два месяца надо сказать себе. Вот и кончилось беззаботное детство. В 9 классе серьёзно надо подумать над будущем, что бы за лето составить личный профессиональный план учащегося.

  1. Главная цель (что я буду делать, Каким буду, чего достигну)
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение).
  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
  5. Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели.

Вопрос учителя: Почему вас волнует проблема выбора?

Ответ учащихся:

– Выбор профессии – одно из самых главных решений жизни, потому что он является основой самоутверждения человека в обществе.

– Выбор профессии – это не просто “кем быть”, это и выбор принадлежности к определенной социальной группе, это и определение будущего круга общения, стиля жизни и, возможно, всей своей судьбы.

Что же помогает человеку в этом непростом мире профессионального самоопределения? Разумеется, профессиональная ориентация. Этот термин принадлежит профессору Гарвардского университета Ф. Парсону. В 1908 году он организовал профбюро по выбору профессии в городе Бостоне. Современной системе профориентации насчитывается 100лет. У нас эта работа появилась в 20 годы. В 1936 году профориентационная работа в СССР была прекращена. Возобновилась она лишь в середине 20 столетия.

Три слагаемых правильного выбора профессии.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, это профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

1 вариант: Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека не пересекаются, это означает: человек хочет делать то, чего делать не может. Таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они не знают об этом.

2 вариант: Надо могу пересекаются. Требования рынка, возможности и желания человека пересекаются. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

3 вариант: Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека – самый редкий вариант, дающий получить достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Вопросы учащимся. Как бы вы могли разместить свои листочки на парте? Насколько близки сегодня ваши МОГУ, ХОЧУ, НАДО, КАК вы думаете, на что вам проще влиять: на “могу”, “хочу” или “надо”?

Подумайте, чем можно дополнить эту схему?

Схему можно дополнить элементом ЕСТЬ.

ЕСТЬ – это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это ваш стартовый капитал.

Мы с вами пытались определить по “ Матрице профессионального выбора”

Матрица представляет собой таблицу, в которой по горизонтали расположены предметы труда, а по вертикали – виды деятельности.

На пересечении вы получили профессии, которые возможно вы в будущем выберите. Вот мы и решили познакомиться ближе с этими профессиями.

Выступление учащихся: Презентация 2, Презентация 3

Изучая, ваши ответы я пришла к выводу, что многих из вас интересует

Профессия предприниматель.

Дмитрий нам показал в своём выступлении, что во всех видах сфер эта профессия интересна. Вот я вам и предлагаю следующие упражнение.

Ученики получают листки, на которых в произвольном порядке перечислены десять основных этапов любой работы. (приложение 1)

  1. 3 минуты, каждый из учеников, ни с кем не советуясь, должен расставить их по порядку.
  2. Объединитесь в 2 группы. Каждая группа должна выбрать и представить общее решение этой задачи на отдельном листе.

3 минуты.

Представитель группы защищает свои наработки.

Вопросы: Чей индивидуальный результат был выше, чем групповой?

Рефлексия.

Литература:

  1. Внеклассное мероприятия 11класс Г.Г. Кулинич. М.:ВАКО, 2009 с 204-219.
  2. Классное руководство и воспитание школьников 2007-2008 гг. Уроки самоопределения. Галина Резапкина.

14.06.2012

urok.1sept.ru

План-конспект занятия (11 класс): Классный час по профориентации для 11 класса

Классный час по профориентации  «Время покажет»

Руппель Татьяна Витальевна учитель истории и обществознания филиала МАОУ Сорокинской СОШ №1 – Готопутовская СОШ

Цели классного часа

1. Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.

2. Формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие 

3. Воспитывать убежденность в том, что благодаря силе воли, желанию можно развить свои способности и добиться высоких результатов. 

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово, тема
  2. Факторы, влияющие на выбор профессии
  3. Беседа с обучающимися о трех правилах «Хочу. Могу. Надо.»
  4. Игра «Отгадай профессию»
  5. Работа в группах
  6. Сообщения учащихся
  7. Класс расходится по углам( выбрав любую фигуру)
  8. Заключение
  1. Вступительное слово, тема

(Слайд 1). Дорогие ребята, уважаемые родители, гости. Приятно видеть всех Вас у нас в гостях на мероприятии «Время покажет». Эту фразу мы часто слышим в свой адрес, когда наше мнение, наше видение мира не совпадает с мнением друзей, родителей, учителей… Хотелось бы, чтобы у нас сегодня состоялся серьёзный, а самое главное честный и откровенный разговор.

Когда мы произносим или слышим фразу «Время покажет», то, несомненно, имеем в виду будущее и те события, которые нас там ожидают. И, если я спрошу Вас, о каких событиях ближайшего будущего, касающегося вас, мы можем поговорить сегодня, то чтобы Вы ответили?

                                                                     (ответ учащихся: о профессиях)

(Слайд 2) Эпиграфом нашего занятия будет высказывание философа Сенеки «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

     Но я думаю, что у вас есть еще время, для того, чтобы определить свою пристань в жизни. Человек должен очень ответственно подходить к своему решению. Как говорят мудрые французы:  «Выбирать  профессию надо также как выбираем перчатку, чтобы не жала и не слетала».   И сегодня вам предоставляется возможность «примерить» несколько таких перчаток. Может кто-то еще не до конца определился или окончательно утвердиться в своем выборе.

Выбор профессии — это сложный и ответственный шаг в жизни каждого подростка. При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень непостоянное.

При выборе профессии молодежи приходится сталкиваться с различными препятствиями. Прежде всего многие молодые люди имеют поверхностное и искаженное представление о профессиях.        

  1. Слово учителя

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е. В. Климовым.

(Слайд 3)

  1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях можно получить из художественной литературы, газет журналов, телепередач, кинофильмов. Должен быть интерес к познанию.
  2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься
  3. Одного интереса, конечно, к будущей профессии мало. Необходимы определенные способности. Для того, играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходимо еще и абсолютный музыкальный слух и т.  д.
  4. Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.  д.
  5. Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и далее учиться с другом и т.  д.
  6. Мнение друзей, одноклассников, товарищей, безусловно важно. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
  7. Всегда, выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях.  Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности.
  8. Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии, в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.
  1. Беседа с обучающимися. Понятия «Хочу. Могу. Надо»

При выборе профессии многие уже знакомы с понятием, которые выражаются тремя словами:

Хочу              Могу                   Надо

Но часто предпочитают при выборе профессии прислушиваться к своему «Хочу».

Ведь от того насколько правильно Вы выберете себе профессию, будет зависеть счастье, благосостояние вас и вашей семьи. (Слайд 4)

  • Как Вы думаете, когда этот выбор сделать легко и ничто не создает препятствий?
  • Назовите ситуации, когда выбор сложен?
  • Нужны ли для выбора смелость, решимость?
  • Кто из окружающих может способствовать выбору?
  • Чье мнение более авторитетно для вас?
  • Кто несет ответственность за выбор?
  1. Игра «Отгадай профессию».

    Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

  1. Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания (архитектор)
  2. Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, безопасность, смелость (полицейский)
  3. Книга, фонд, эрудиция, тишина, читатели, каталоги (библиотекарь)
  4. Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (журналист)
  5. Красота, волосы, ножницы, прическа, шампунь, краска, клиент (парикмахер)
  6. Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка (строитель)
  7. Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность (машинист локомотива)

8)Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло (пекарь)

5. Работа в группах

Есть профессии востребованные, а есть и не востребованные.  

Анкетирование учащихся, направленное на выявление интересов, способностей и склонностей.

Вопросы

■ Есть ли какая-то сфера деятельности, которая привлекает вас?

■ Почему вы выбрали именно эту сферу? Можете ли вы назвать преимущества данной сферы деятельности?

■ Какие конкретно шаги нужно предпринять для того, чтобы овладеть выбранной профессией?

■ Каковы слагаемые успешной профессиональной деятельности?

■ Какова цель профессиональной деятельности: заработок, достижения, заслуги или что-то другое?

Обработка результатов совместно с учащимися. Полученные результаты оформляются учащимися в устном сообщении.

Вывод: Действительно, если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достойную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. О ступенях профильного образования расскажут нам ………..

6.Сообщения 3 учащихся

Начальное профессиональное образование ( 1 учащийся)

Так, учреждения начального профессионального образования готовят квалифицированных рабочих и служащих низшего звена. Основным типом учебных заведений начального профобразования являются профессиональные училища и профессиональные лицеи, выпускающие рабочих более высокой квалификации за счет увеличения срока обучения. Зачисление в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основании заявлений абитуриентов. Длительность обучения в училищах и лицеях зависит от получаемой квалификации и в среднем составляет от 1 года до 4 лет. Форма обучения в основном дневная.

К сожалению, начальное профессиональное образование находится в некотором упадке, поскольку к нему не наблюдается интереса со стороны молодежи. Однако страна нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, и перед государством стоит задача возрождения системы, ее модернизации в соответствии с требованиями времени.

Среднее профессиональное образование ( 2 учащийся)

является практико-ориентированным. Учебные заведения этой ступени готовят специалистов среднего звена, которые будут заняты на производстве организацией технических процессов (механики, техники, технологи, бухгалтеры, кассиры и пр.). Это довольно популярное в России образование (его выбирают 22% населения), поскольку позволяет получить достойную квалификацию при небольших затратах времени и материальных средств. Среднее профессиональное образование можно получить по базовому и повышенному уровню. Базовый уровень даст вам основную квалификацию, повышенный позволяет стать специалистом в какой-то определенной области (экономика, бухгалтерия, менеджмент, юриспруденция и пр.). Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Формы среднего профессионального образования — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Поступить в учреждение среднего профессионального образования можно, сдав экзамены (как правило, по 2-3 предметам). Сроки обучения по очной форме колеблются от 2 до 4 лет в зависимости от специализации. Заочники и вечерники учатся на год дольше.

Получить среднее профессиональное образование можно в техникуме или колледже. В техникуме вы получите базовую квалификацию, в колледже — со специализацией. Программа обучения в колледже разрабатывается с учетом преемственности в образовании, давая выпускникам возможность повышать свою квалификацию и уровень образования. Например, они могут получать высшее профессиональное образование в вузе того же профиля, что и колледж, досрочно. Срок обучения в вузе сокращается на 1 год, если выпускник имеет базовый уровень подготовки, и на 1-2 года, если он прошел подготовку повышенного уровня.

Высшее профессиональное образование ( 3 учащийся)

Высшее профессиональное образование представлено в Российской Федерации институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. Формы обучения — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Квалификация выпускников различна: бакалавр, имеющий общий уровень подготовки, и магистр, прошедший подготовку по тому или иному направлению, т. е. имеющий специализацию. Прием осуществляется на основе конкурсных испытаний или по результатам ЕГЭ (в зависимости от вуза). Высшее образование является самым популярным в Российской Федерации, поскольку позволит в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом. Многие студенты начинают профессиональную деятельность уже в вузе, в этом случае они обеспечены рабочим местом, а впоследствии, по окончании обучения, могут рассчитывать на повышение по службе.

 Обсуждение.

  • По каким критериям выбирают уровень образования?

(востребованность профессии на рынке труда, быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом, материальные возможности семьи)

  • Какой уровень поможет добиться карьерных высот?

(Здесь важно дать понять учащимся, что, имея любое образование, можно стать успешным в жизни. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально.)

Учащиеся делают вывод, что хороший заработок, почет и уважение заслуживают только мастера своего дела, истинные профессионалы.

Учитель: Сейчас вам предстоит сделать выбор: выберите любую, понравившуюся вам, картинку (треугольник, квадрат, зигзаг, круг). Развешиваются по углам класса.

Теперь приглашаем вас занять место в своей группе:  те, кто выбрал квадраты приглашаются в группу «Трудяги», выбравшие зигзаги образуют группу «Творцы», обладатели треугольников – это «Передовики», а отдавшие предпочтение кругу, становятся «Ораторами».

(Учащиеся занимают свои места в соответствии с выбранной фигурой)

Объяснение учащимися, почему именно заняли это место.

Вам, наверняка, интересно, что же обозначает каждое изображение на ваших карточках.

 Итак, круг – символ гармонии, заинтересован в хороших межличностных отношениях, доброжелательный, чувствительный, сопереживающий, неконфликтный. Отличный коммуникатор, прекрасно чувствует себя в обществе; 

квадрат – неутомимый труженик, любит порядок, предсказуемую жизнь, организует людей и вещи вокруг себя. Выносливый, терпеливый, исполнительный. Слывут эрудитами, им необходима постоянная потребность в информации;

 треугольник – символ лидерства, концентрируется на главной цели и достигает ее. Энергичный, рискованный, категоричный. Стремится достичь высокого результата, приобрести высокий статус, сделать карьеру; 

зигзаг – символ творчества, креативности, истинный мыслитель. Увлекающийся, эмоциональный, восторженный. Склонны видеть мир постоянно меняющимся. Постоянно устремлены в будущее.

……………….

Заключение

В каждой профессии есть свои особенности. Выбор профессиональной сферы зависит от интересов, способностей и возможностей. При этом каждому из вас придется подумать, что станет критерием выбора профессии: ее престижность, возможность много заработать или желание посвятить себя любимому делу, а может быть, можно постараться совместить эти критерии. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.

(Слайд 5)Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох да заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

                       Ю. Левитанский

А правильный вы сделаете  выбор или нет – ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ.

nsportal.ru

Презентация к классному часу по профориентации в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Презентация к классному часу по профориентации в 11 классе»

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась

вам, подарите ей сначала своё

хорошее настроение». Б. Спиноза

Аукцион профессий

Цель:

-выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное их сочетание в своей будущей профессии;

-научиться планировать свою будущую карьеру;

-научиться адекватно оценивать свои способности и возможности.

Факторы, влияющие

на выбор

профессии

старшеклассниками

возможности,

востребованность

способности

профессии

будущая

зарплата

мнение

родителей

интересы,

склонности

мода и

престиж

ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ

ЧЕРЕЗ 6 -7 ЛЕТ

  • Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)

2.Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)

3.Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по продаже и маркетингу, станет очень востребованной профессия «продавец»)

4. Профессии, связанные с сервисом

5. Эколог (начнет повышаться спрос на эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)

6. Медицинские специальности (медсестра, врач)

7. Рабочие профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер, токарь и др.

Во-первых, чтобы профессия  была интересной.

Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.

В-третьих, чтобы профессия соответствовала вашим возможностям .

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным .

Сенека

Выбирая профессию –ты выбираешь свое будущее !

  • судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора;
  • самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
  • истинное сокровище для людей – найти себя в труде.;
  • счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.

Спасибо за работу!

Успехов!

multiurok.ru

Разработка по профориентации "Своя игра"; 10-11 класс - Классные часы о профориентации - Классные часы

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Межшкольный

учебный комбинат»

Л.В. Виноградова

«

»

2015 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Межшкольный учебный комбинат»

Автозаводского района

Своя игра

Цели мероприятия:

  • Показать учащимся важность сфер «Могу» и «Надо» при выборе будущей профессии.

  • Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.

Дидактический материал подготовила:

преподаватели - Соколова Н.В., Королева Е.С.

Структура занятия

  1. Организационный момент ( мин.)

  2. Представление ведущих ( мин.)

  3. Вводная беседа ( мин.)

Школьники рассаживаются в традиционный круг, у каждого есть бэйдж с именем. Учащимся с одинаковыми именами желательно написать их по-разному (например, полное и сокращенное имя).

Сегодня вас ждет не традиционное школьное занятие, а тренинг. Есть выражение лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы предлагаем вам не только увидеть, а и попробовать поучаствовать в играх, упражнениях. Но всякая психологическая игра имеет двойное назначение. Во-первых, получить удовольствие от общения с другими людьми. Во-вторых, это возможность получше узнать себя и других. Для этого мы пригласили обучающихся из разных групп.

Но есть определенные правила:

  • выполнять инструкции к игре или упражнению,

  • обсуждать результаты в отведенное для этого время;

  • слушать друг друга внимательно, не перебивая;

  • говорить от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю…»

Выбор профессии — это сложный и ответственный шаг в жизни каждого подростка. При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

При выборе профессии молодежи приходится сталкиваться с различными препятствиями. Прежде всего многие молодые люди имеют поверхностное и искаженное представление о профессиях.        

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е. В. Климовым.

  1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях можно получить из художественной литературы, газет журналов, телепередач, кинофильмов. Должен быть интерес к познанию.

  2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься

  3. Одного интереса, конечно, к будущей профессии мало. Необходимы определенные способности. Для того, играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходимо еще и абсолютный музыкальный слух и т.  д.

  4. Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой , как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.  д.

  5. Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и далее учиться с другом и т.  д.

  6. Мнение друзей, одноклассников, товарищей, безусловно важно. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.

  7. Всегда, выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях.  Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности.

  8. Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.

Было бы правильнее, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

При выборе профессии многие подростки уже знакомы с понятием, которые выражаются тремя словами:

     Хочу              Могу                   Надо

Но часто предпочитают при выборе профессии прислушиваться к своему «Хочу». Наше занятие сегодня будет посвящено преимущественно сферам «Могу» и «Надо».

1 упражнение - Необитаемый остров ( мин.)

Описание упражнения. Обучающимся сообщается информация, что все они пассажиры корабля, который потерпел крушение. Из-за этого происшествия, выжившие вынуждены находиться на необитаемом острове. Помощи ждать неоткуда - был шторм и их корабль сильно сбился с пути. Задача ребят вместе определить в чем и в каких специалистах(повар, охотник, швея и т. д.) они будут нуждаться. Ведущий слушает предложения группы и все их записывает на доске.

Психологический смысл упражнения. Участники могут задуматься о таких понятия как «престижность» и «нужность» в профориентационном контексте.

2 упражнение – Что я могу? ( мин.)

Описание упражнения. Участникам группы предлагается по очереди выбрать себе профессию и обосновать свой выбор. Если одну и ту же профессию захотят получить двое или более ребят, им предлагается объяснить группе участников, почему именно они достойны данной роли. Остальные ребята, выслушав их, анонимно голосуют на заранее подготовленных бланках (ставят напротив фамилии кандидата галочку, если спорных ситуаций больше одной, то название профессии ).

Психологический смысл упражнения. Обучающимся придется задуматься о своих способностях, закрепиться навык личной аргументации.

3 упражнение – Чем я полезен? ( мин.)

Описание упражнения .Обучающимся предлагается, в соответствии с новой ролью, написать на листках план своих действий, который должен помочь людям выжить на необитаемом острове. В плане должны быть указаны обязанности человека, обозначено с кем из людей ему придется взаимодействовать в своей деятельности. Затем план нужно прочитать вслух, а группа должна решить, поможет ли им реализация этого плана выжить.

Психологический смысл упражнения. Обучающиеся учатся оперировать знаниями о профессиях.

Обсуждение результатов упражнений ( мин.)

Подведение итогов ( мин.)

                                Итог занятия.

Наше занятие подходит к завершению. Я думаю, что сегодня вы получили информацию, которая поможет вам  более шире посмотреть на выбор будущей профессией.

                                

        Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным  людям.

                            Всем спасибо.

Используемая литература

  • Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». – СПб.: Речь, 2008

  • Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2007

Бланк для упражнения № 2 – Что я могу?

Фамилия и имя участников

pedsovet.su

Классный час (10 класс) по теме: Классный час в 10-11 классах на тему: "Дороги, которые мы выбираем" (по профориентации).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 

                              Дергачевского района Саратовской области

Подыбайло Олеся Александровна

МКОУ СОШ п. Мирный

Дергачевского района Саратовской области

Классный час «Дороги, которые мы выбираем» проводится в 10-11 классах как итоговый после диагностического изучения профессиональных предпочтений учащихся.

Участники: учащиеся 10-11 классов, классный руководитель.

Цель: помочь учащимся в выборе будущей профессии.

Задачи: 

  1. Скорректировать профессиональные предпочтения учащихся.
  2. Показать, какие профессии являются перспективными в современном обществе.

Форма проведения - тренинг.

Оформление:

  1. Презентация
  2. «Полигон профессиональных предпочтений» и сводная таблица у каждого ученика
  3. Книжная выставка по теме
  4. Выставка эссе учеников «Моя будущая профессия»
  5. Фотогазета «Профессии наших родителей»

Музыкальное сопровождение - песня Е.Крылатова «Прекрасное далёко»

Предварительная работа  - сбор информации о профессиональной направленности учащихся:

Мои сферы интересов   - приложение 1             

Мои склонности - приложение 2             

Мой профессиональный тип личности - приложение 3             

Мой темперамент - приложение 4           

Профессиональные намерения            

Положительные качества характера

Отрицательные качества характера

Ход мероприятия.

"Выбор профессии можно сравнить с                                                                           решением сложной творческой задачи,                                                                                    причем задачи со многими неизвестными,                                                                           когда требуется учесть множество                                                                                                                         факторов".                                                                

Доктор психологических наук, профессор                                                                                                     Л.А. Головей.

  1. Вводное слово классного руководителя о  профессиональной направленности учащихся. Анализ «Полигона профессиональных предпочтений».

   Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли и по влиянию на судьбу с решением выбора профессии.

   Сделать правильный выбор профессии – это значит выбрать работу, которая принесёт тебе удовлетворение и радость,  будет нужна людям, обществу.

   Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами:

«нужно» - потребности рынка труда;  

«хочу» - желания, интересы, склонности личности;

«смогу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

   В мире насчитывается более 40 тысяч разных профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых.

   Стихийность выбора профессии приводит к неудовлетворённости человека своим существованием, работа становится непосильным бременем.

   Я хочу предупредить вас о типичных ошибках при выборе профессии:

  1. Выбор «за компанию», когда человек, сомневающийся в своих дальнейших планах, решает продолжить обучение со своим другом, подругой, одноклассниками. Но люди- то все разные. То, что подходит одному, другому не подходит. Через какое-то время человек осознаёт, что ошибся, но время уже упущено. И всё же никогда не поздно сделать свой выбор.
  2. Неправильным будет выбор и в том случае, если человек отождествляет школьный учебный предмет с  будущей профессией. Если учащийся имеет хорошие оценки по литературе, это не означает, что он может стать хорошим журналистом.
  3. Профессия выбирается из соображений престижности. Сейчас, как правило, это работа в бизнес – структурах. Не стоит забывать, что со стороны мы видим только «фасад» - лицевую часть этой деятельности, где всё  богато,  блистательно. …У любой монеты две стороны. Не забывайте об этом!

   Начиная с 9 класса, мы собрали достаточно полную информацию о вашей профессиональной направленности. Все это отражено в профессиограммах, которые есть у каждого из вас.

 (У каждого учащегося имеется «Полигон профессиональных  предпочтений» и сводная таблица).

Мои сферы интересов

Мои склонности

Мой профессиональный тип личности

Мой темперамент

Профессиональные намерения

Положительные качества характера

Отрицательные качества характера

Анализ результатов:

  • В основу опросника  Л.Н.Кабардовой положена идея о делении всех существующих профессий по  признаку предмета или объекта, с которыми человек взаимодействует в процессе труда   (Ч-Т, Ч-Ч, Ч-ХО, Ч-ЗС, Ч-ПН, Ч-ПЖ). По данным типам профессий вы проставили баллы по умениям, отношению к данному типу и желанию и  составили «Полигон профессиональных предпочтений».  Он  помог  вам разобраться, соответствует ли выбранный вами  тип профессии  вашим умениям, отношению к профессии и желанию. В целом преобладают склонности  Ч-Т, Ч-Ч, Ч-ЗС.
  • Сферы интересов - математика, компьютер и оргтехника, журналистика, труд в сфере обслуживания, военное дело.
  • Профессиональный тип личности-

Реалистический- 0      Интеллектуальный (исследовательский) - 0

Социальный - 1          Бухгалтерский - 1

Артистический - 2      Предпринимательский -17

  • По темпераменту преобладают  сангвиники
  • Профессиональные намерения:

Экономист - 1 -…

Юрист -1 -…

Инженер - технолог - 2 - …

Фармацевт - 2 - …            

Социальный работник - 2 - …

Педагог – 2 - …

  • Положительные качества характера у большинства - ответственность, трудолюбие, старательность, целеустремлённость, доброта.
  • Отрицательные  качества характера - невнимательность, неумение распределять время.

    Цель   занятия - скорректировать  ваши профессиональные предпочтения  и показать, какие профессии являются перспективными в современном обществе. Для этого проведем тренинг.

  1. Тренинг.
  1. Упражнение «Выбор».

Классный руководитель:

       Сегодня я предлагаю выполнить творческие задания. Прежде чем перейти к упражнению вам нужно разбиться на группы (яблоко, груша, банан, виноград). Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того, чтобы выжить.

 Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас незаконченное  образование. Вам в помощь даются карточки с вопросами.

Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия (выступает один человек из группы).

         Молодцы! Хорошо справились с заданием. Я желаю, что бы вы всегда с такой же легкостью справлялись с трудными ситуациями. Ну а теперь займемся более серьезным делом.

         Прошу вас разбиться на группы по профессиональным намерениям. И следующее задание будет таким: вы попробуете провести презентацию выбранных вами профессий (приложение 5).

Задание это творческое, но в нём обязательно должно быть отражены следующие параметры:

Содержание труда.

Области применения.

Доминирующие интересы.

Сопутствующие интересы.

Профессиональная направленность.

Необходимые качества.

Препятствовать успешной работе будут такие качества, как…

Родственные профессии.

Карьерные перспективы.

  1. Презентация профессий.
  2. Упражнение «Круг».

Учитель:

Я прошу вас встать в круг и по очереди назвать качества личности, которые вам нравятся в стоящем слева от вас человеке.

Спасибо! А теперь переходим к выполнению основного задания.

  1. Упражнение «Поддержка друзей».

Учитель:

Вы узнали, какие профессии выбрали ваши одноклассники, назвали положительные  черты характера. У меня в шкатулке листочки с фамилиями ваших одноклассников. Вы вытягиваете листочки и называете качество, которое  необходимо развивать в себе этому человеку, чтобы добиться успеха в реализации своих профессиональных намерений (ответы учащихся).

 Молодцы! Спасибо! Удачи!

  1. Профессиональный гороскоп.

На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиака, под которым родился человек.

Знаки зодиака

Учащиеся

Конкретные профессии

Водолей

Инженер, механик, учитель, переводчик

Овен

Учитель, актёр, фермер, врач, журналист, стюардесса

Рыбы

Программист, бухгалтер, детектив, электрик, юрист

Телец

Спортсмен, инженер, экономист, работник социального обслуживания

Близнецы

Инженер, военный, водитель, лётчик, переводчик

Рак

Менеджер, бухгалтер

Лев

Бизнесмен, менеджер, дизайнер, социальный работник

Дева

Инженер, психолог, врач

Весы

Экономист, программист

Скорпион

Программист, фермер, механик

Стрелец

Врач, криминалист, менеджер, лётчик

Козерог

Юрист, дипломат

  1. Заключительное слово классного руководителя.

        Русская пословица гласит: «Всяк кузнец своего счастья». Выбирая будущую профессию, вы, конечно, оцениваете свой характер, интересы и способности, пытаетесь представить себе, способны ли вы стать профессионалом высокого уровня. Но это только первый шаг на пути выбора профессии.

Следующий шаг – самосовершенствование  для достижения поставленной цели. Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Поэтому необходимо формировать у себя коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость.  Вот тут и приходит на помощь самовоспитание. Среди  способов и приёмов, которыми пользуется личность, чтобы воздействовать на своё сознание, волю с целью выработки качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией, основными принято считать самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, самоодобрение, упражнение. Советы по профессиональному самовоспитанию, по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, координации движений вы найдёте в книге Елизаветы Николаевны Прощицкой «Выбирайте профессию».

Музыкальная заставка.

Литература

  1. Кашанов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха.- М.: Аст-пресс, Ижевск, 1999.
  2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.: Харвест, 1999.
  3. Попова Л.М. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им.- СПб.: Лейла, 1994.
  4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой.- М.:Вако, 240 с.
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.-М.: Новая школа, 1995.
  6. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: просвещение, 1990.
  7. Шнейдер Л.Б. Идентичность. Хрестоматия.- М., 2003.

nsportal.ru

Классный час в 11 классе по профориентации "Профессия:бизнесмен"

Конспект классного часа для 11 класса на тему «Профессия: бизнесмен»

Цели: расширить представления детей об экономических профессиях; формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, скромность; формировать потребность в успешной самореализации, побуждать к самостоятельному выбору профессии, содействовать личностному и профессиональному самоопределению выпускников.

Подготовительная работа: предложить 2-3 ученикам подготовить рассказ о звездах отечественного бизнеса (по материалам СМИ). В сценарии для примера приводится рассказ о В. Довгане.

Оформление:

- написать на доске названия экономических профессий: аудитор, бизнесмен, брокер, бухгалтер, дилер, маркетолог, менеджер, налоговый инспектор, экономист, финансист;

- начертить таблицу:

Профессиональный тип личности

Офисный

Предпринимательский

Руководство, управление, влияние на людей

Работа с цифрами, формулами, текстами

Аккуратность, пунктуальность, практичность

Находчивость, практичность

Готовность к риску, поиск острых ощущений

Четко регламентированная работа

Энергичность, организаторские способности

Работа, не связанная с широкими контактами

Не склонны к самостоятельному принятию решений

Высокий уровень притязаний

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Игра «Экономические профессии».

III. Проблемная ситуация «Кадровое агентство».

IV. Работа с понятиями «офисный» и «предпринимательский» типы личности.

V. Интерактивная беседа по теме «Вера в себя».

VI. Информационный блок «Таланты русского бизнеса».

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Организация «JA Worldwide», занимающаяся исследованием мировоззрения детей и подростков, опубликовала результаты опроса американских подростков. Семеро из десяти тинэйджеров заявили, что мечтают о карьере бизнесмена. В России многие парни и девушки тоже хотели бы завести свое дело, стать предпринимателями. Что же это за профессия, какие качества характера для нее необходимы? Как стать успешным бизнесменом? На эти вопросы мы ответим в ходе сегодняшнего классного часа.

II. Игра «Экономические профессии»

Классный руководитель. Бизнесмен - это профессия, связанная с экономикой. Предлагаю вам сыграть в игру «Знаете ли вы экономические профессии?» Попробуйте угадать профессию по описанию, которое я буду читать.

(Учитель читает описание, ученики называют профессию.)

1. Проводит независимую экспертизу финансовой отчетности организации, представляет контролирующим органам все необходимые справки, наблюдает за развитием производственных, социальных, экономических процессов, анализирует их влияние на деятельность предприятия и своевременно ставит в известность об этом компанию-нанимателя. (Аудитор.)

2. Человек, который «делает» деньги, владелец капитала, постоянно находящегося в обороте и приносящего доход. Организует свой бизнес и управляет, принимая решения и отвечая за их последствия. (Бизнесмен.)

3. Заключает на бирже сделки купли-продажи от имени клиента, поиск которого занимает основное время. {Брокер.)

4. Ведет учет расходов и доходов предприятия, производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов в фонды социального и пенсионного страхования, заработной платы сотрудников, налогов и т. д. (Бухгалтер.)

5. Он обладает местом на бирже и осуществляет биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. (Дилер.)

6. Анализирует маркетинговую ситуацию (соотношение спроса и предложения на рынке товаров или услуг), составляет планы мероприятий для проведения рекламных кампаний, определения структуры рынка, вопросов ценообразования и сбыта, контролирует их выполнение; проводит обработку результатов, дает рекомендации по рекламной политике. (Маректолог.)

7. Организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала, изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией. Обеспечивает анализ и решение организационно-технических, экономических и социально-психологических вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы приема, подбора и профессионально- квалификационного роста работников, их перемещения по вертикали и горизонтали. (Менеджер.)

8. Осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, проверяет денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации. Осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет. (Налоговый инспектор.)

9. Специалист по прикладной экономике, работает в плановых, финансовых и статистических органах, решая задачи, связанные с планированием, организацией и анализом хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, труда работников на производстве. (Экономист.)

10. Работает в банках, кредитных организациях, инвестиционных фондах, на биржах; изучает и использует механизмы формирования и исполнения бюджетов разных уровней, отчетности на предприятиях и учреждениях; владеет методикой оценки финансовых рисков, отбора инвестиционных проектов, организацией банковского и страхового дела. (Финансист.)

Все эти профессии связаны с экономикой. Что еще объединяет их? Какие знания, умения и навыки нужны людям этих профессий? (Экономические знания, юридические знания, умение работать с числами.) Какие черты характера нужны? (Ответственность, дисциплинированность, организованность.)

III. Проблемная ситуация «Кадровое агентство»

Классный руководитель. А теперь проблемная ситуация «Кадровое агентство». К вам пришли выпускники экономических вузов: Марина, Сергей, Дима, Наташа. Все они обладают необходимыми экономическими и юридическими знаниями, умеют работать с числами, у всех хорошо развиты внимание, память, логическое мышление. Все ответственны, дисциплинированны, организованны. Как им помочь выбрать экономическую профессию? Ведь этих профессий так много! (Нужно учитывать характер, темперамент, способности.)

В агентстве всем четверым было предложено пройти тестирование, и оказалось, что у всех четверых разные типы темперамента. Какие профессии вы могли бы им предложить, а от каких отговорили бы?

(Дальше учитель читает описание темпераментов, ученики дают советы о профориентации.)

- Марина - меланхолик. Ей свойственны глубина и постоянство, тонкость восприятия. Она мечтательна, романтична, замкнута, все принимает близко к сердцу; избегает новых людей, чувствует себя неловко в новой обстановке. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. (Бухгалтер, экономист, финансист - «да»; предприниматель, брокер, менеджер, маркетолог, дилер - «нет».)

- А вот Сергей - типичный холерик. Это человек действия. Он всегда идет навстречу трудностям. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Мягких замечаний холерик не воспринимает, жесткие - приводят к бунту. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Он с увлечением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. Потребность в общении у холериков повышена, но он иногда может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Лучший способ справиться с холериком - постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход. (Менеджер, брокер, дилер, маркетолог, предприниматель - «да»; бухгалтер, финансист, налоговый инспектор - «нет».)

- Дима - сангвиник. Как все сангвиники, он оптимист. Обладает огромной работоспособностью. Но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать - тогда он горы сдвинет. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразия. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. (Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.)

- Наташа - флегматик. Она медлительна и уравновешенна. Всегда старается довести начатое дело до конца. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. В некоторых случаях у флегматиков может сформироваться безразличие к работе и людям, вялость, инертность. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость - необходимые профессиональные качества ученого, исследователя. (Аудитор, бухгалтер, налоговый инспектор, экономист, финансист - «да»; брокер, дилер, маркетолог, менеджер - «нет»)

В вашем кадровом агентстве дали консультацию по профориентации с учетом темперамента этих молодых людей. Но все они хотели бы стать предпринимателями. Справятся ли они с этой работой?

(Дети высказываются.)

IV. Работа с понятиями «офисный» и «предпринимательский» типы личности

Классный руководитель. Психологи говорят, что каждый тип отличается определенными профессиональными качествами. Попробуем определить их для людей офисного и предпринимательского типа. На доске начерчена таблица, в которой профессиональные качества этих типов перепутаны. Попробуйте исправить ошибки.

(Один из учеников выходит к доске, стрелками указывает правильное расположение данных в таблице.)

А вот как характеризуют психологи эти два профессиональных типа личности {читает).

- Офисный тип: люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками), отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

- Предпринимательский тип: люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Существуют специальные тесты, которые позволяют определить профессиональный тип личности, и психологи советуют учитывать его при выборе профессии, иначе работа будет даваться ценой значительного нервно-психического напряжения.

V. Интерактивная беседа по теме «Вера в себя»

Классный руководитель. Итак, получается, что предпринимателями хотят стать многие, но не всем по плечу эта профессия. Одни говорят, что для этого нужен талант и только 0,2-0,4% населения обладают таким талантом. Но те, кто добились успеха в бизнесе, утверждают, что предпринимателем может стать каждый. Вот 3 цитаты из статьи об основах предпринимательства.

1. Предпринимательская деятельность в любой сфере построена на одном базовом принципе - на вере в себя. Если человек уверен в себе, в своих силах и способностях - он обязательно добьется успеха в предпринимательской деятельности.

Вы с этим согласны?

(Ученики высказываются.)

2. Для настоящего предпринимателя на первом месте стоит дело и лишь на втором месте - деньги. Более значимым для него является успех дела. Он знает - если успешно дело, то придут и деньги. По-другому не бывает. Деньги - никогда не являются целью настоящего предпринимателя. Они являются обязательным следствием успешно реализованного проекта.

Если деньги не главное, то что, по-вашему, движет предпринимателем? (Жажда деятельности, желание утвердить себя, мечты о богатой жизни, авантюризм, стремление к независимости и т.п.)

3. Решение стать предпринимателем дается нелегко. Большинству людей трудно отказаться от привычного образа жизни, при котором он ежемесячно получает определенную сумму денег в виде зарплаты. Поэтому многих людей к предпринимательской деятельности подталкивают жизненные обстоятельства - увольнение, выход на пенсию, переезд на новое место жительства. Но есть категория людей, которые сразу чувствуют в себе силы и потенциал для предпринимательской деятельности. Они уверены в своих силах - и поэтому могут начать свой бизнес без внешних вмешательств. В любом случае, если вы решили стать предпринимателем - это уже хорошо.

Согласны ли вы с автором?

(Ученики высказываются.)

VI. Информационный блок «Таланты русского бизнеса»

Классный руководитель. В заключение классного часа - информация к размышлению о звездах отечественного бизнеса. Подготовили ее {имена, фамилии учеников).

Ученик 1. Одна из знаковых фигур в отечественном бизнесе - Владимир Довгань. Родился в поселке на Дальнем Востоке, вместе с родителями переехал в Тольятти. Бизнесом занялся в конце 80-х гг. Его имя связывают с такими торговыми марками, как «Дока-Хлеб» и «Дока-Пицца». Сегодня Довгань занимается многоуровневым маркетингом, управляет компанией, объединяющей сотни тысяч партнеров по всему миру. Владимир рассказывает, что в детстве он был самым плохим учеником в классе, ненавидел школу, и школа ненавидела его. Он считал себя жалким неудачником. Спас его спорт: гребля, потом каратэ. Но по-настоящему утвердить себя он смог в бизнесе.

Ученик 2. Однажды Владимир купил в Москве пакетик чипсов, лакомство ему понравилось, и в голове созрела идея для бизнеса: разработать установку по производству чипсов и продавать ее фермерам. Но для производства установки нужны были деньги. А взять их было неоткуда. Тогда он с помощью знакомых тренеров пишет книгу - учебник по каратэ. Книга расходится огромным тиражом, и Довгань выручает 600 тыс. долларов - сумасшедшие деньги по тем временам! С помощью этих денег он достроил свою установку, продал ее очень удачно и начал большой бизнес. Было ему тогда 26 лет.

Ученик 1. Но мешки денег, которые он привез из банка, не вскружили ему голову. Он понял, что главное - не деньги, а духовное развитие человека, его желание делать что-то полезное и нужное людям.

Ученик 2. Он ездит по всему СНГ, проводит тренинги для предпринимателей, учит их жить яркой, интересной жизнью. Десяткам тысяч людей он помог открыть в себе бизнес-талант.

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. В мире сотни миллионов предпринимателей. Одни балансируют на грани нищеты, другие зарабатывают миллионы, третьи становятся миллиардерами. В чем секрет предпринимательского успеха? На этот вопрос успешные бизнесмены чаще всего отвечают так: «Главное - это трудолюбие и знания». Так что самый ценный капитал, который у вас есть - это ваша способность работать и учиться.

VIII. Подведение итогов

Классный руководитель. Заинтересовала ли вас профессия предпринимателя? Какая информация поможет вам в выборе профессии?

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о