Классный час ко дню республики башкортостан 1 класс – Классный час (1 класс) на тему: Внеклассное мероприятие для 1 класса “Мы жители Башкортостана”

Классный час (1 класс) на тему: Внеклассное мероприятие для 1 класса "Мы жители Башкортостана"

«Мы жители Башкортостана»

Дата и время проведения: 10.10.2014; 9:00

Место проведения: кааб № 9

Аудитория: 1 В класс

Цель: 

- расширить знания учащихся о Родине, культуре родного края;

- способствовать воспитанию нравственной чистоты, чувства любви к родному краю, чувства прекрасного;

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся, научно-познавательных
интересов, любознательности.

Оборудование: рисунки детей, плакат, фотографии, мелодия из м/ф «Голубой вагон», презентация, цветик – семицветик, раскраска флага, цветы, клумба.

ХОД УРОКА

Игра «Цветик - семицветик». 
Учитель читает вопрос, затем тот, кто знает ответ на вопрос, находит среди лепестков свой ответ и отрывает этот лепесток. По истечении всех вопросов в том же порядке в каком отвечали на вопросы учащиеся обратно на доску приклеивают лепестки, но обратной стороной, чтобы получилось слово РОДИНА. 

Задания к лепесткам. 
Желтый: Р. Вини-Пух и Пятачок пошли в поход. Они взяли с собой веревку, вдруг пригодится. На этой веревке они завязали четыре узелка. Сколько частей получилось на веревке? (5 частей)

Синий: О. Ваня ходил в лес и набрал полную корзинку грибов: маслят, мухоморов, шампиньонов. Вкусный ли будет грибной суп?(нет)

Красный: Д. Семь воробушек спустились на грядку. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки. Сколько теперь их осталось на грядке? (ни одного)

Оранжевый: И. Закончите пословицу: «Для Родины соей ни сил, …»(ни жизни не жалей)

Зеленый: Н. Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие? (колобок)

Фиолетовый: А. Чашки 3 и 3 постели, стульев тоже 3, смотри и жильцов здесь в самом деле проживает ровно … Откуда этот отрывок? (3 медведя)

Голубой:  Что легче килограмм пуха или килограмм гвоздей? (вес одинаковый)

Учитель. Итак, давайте прочитаем слово, которое написано на лепестках (РОДИНА)

Учитель. Мы с вами сегодня собрались, чтобы поговорить о нашей Родине республике Башкортостан.  Мы отправимся в путешествие на каком виде транспорта вы сейчас узнаете.

Далеко-далеко
По железному пути,
Может этот молодец

Весь посёлок увезти.
(Поезд)

А путешествовать мы будем по станциям.

(Звучит музыка)

1 станция “Родина”.

Учитель. Родина... Как вы представляете ее? Это, конечно, место, где вы родились и проживаете. Сначала это был ваш дом, потом улица, поле, лес... Вы растете, и ваши знания о Родине постепенно расширяются. Если вы будете знать историю своей республики, ее обычаи, интересы народа, только тогда  вы сможете стать настоящим гражданином своей Родины.

Начиная говорить о каком либо государстве или стране мы в первую очередь на что обращаем внимание? Что есть у каждой страны? Какие основные символы? (Гимн, герб, флаг). Совершенно верно, это государственные символы.

Рассмотрите внимательно башкирский флаг, давайте вспомним, что обозначают цвета, которые присутствуют на флаге республики. (Флаг Башкортостана состоит из трех полос зеленого, белого и синего цвета с эмблемой.

Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый – их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый – свободу, вечность жизни. Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана.)

Ученики раскрашивают башкирский флаг.

Что же изображено на гербе республики? (На государственном гербе Республики Башкортостан изображение памятника Салавату Юлаеву (символ мужества народов) на фоне восходящего солнца и его лучей (символ стремления народов к свободе), соцветие курая (символ стремления к единству), лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан.)

Ну что же с заданием вы справились, нам снова пора в путь. Отправляемся.

(Звучит музыка)

2 станция “Дружба”

Учитель. 1557 Что это за цифры, что они означают? Как вы думаете? (ответы детей)

Присоединение Башкортостана к Русскому государству состоялось в 1557 году. Башкирский и русский народ договорились о том, что Башкортостан войдет в состав России, но будет независимой республикой.

В честь этого соглашения в г. Уфа установили «монумент Дружбы» на котором изображены русские и башкирские послы

 11 октября– мы отмечаем день Республики. В этот день в 1990 году она была провозглашена суверенной республикой (самостоятельной) и стала называться Республикой Башкортостан.

После того, как Башкортостан присоединился к России, на эту территорию стали переселяться люди других национальностей.  В это время многие поля заселяют культурными растениями. По окраинам стали строиться города-крепости, которые служили защитой от врагов  и одновременно пунктами для сбора ясака (налогов). В них поселялись воеводы со служилыми людьми.

Дети выполняют аппликацию «Клумба дружбы»

 Отправляемся в путь! (Звучит музыка)

3 станция «Природа»

Учитель. Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица Агидель.

А еще в нашей республике проживает большое количество животных и растений.

 Дети отгадывают кроссворд  (растения и животные Башкортостана).

Нам снова пора в дорогу!

Отправляемся в путь! (Звучит музыка)

4 станция “Магическая”

Учитель. У башкир и татар был в древности обычай: если у кого-нибудь потух огонь, он шел за ним к соседу. И выражение есть такое – сосед по огню. У кого-нибудь да сохранялся в ауле огонек.  Люди понимали, что без огня очень сложно жить, поэтому с радостью делились огнем даже с незнакомым человеком. Получалось, что в избах и юртах жили не только родственники люди, но и родственники огни.

Огонь переходил не только от очага к очагу, но и из сердца в сердце, из души в душу. Люди были очень добры друг к другу, помогали в трудной ситуации, с уважение относились к человеку. К сожалению, в наше время люди очень озлобились, и перестали помогать другим. Многие из нас забыли, что наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки учили нас уважать другого человека и всегда помогать людям, чтобы огонь счастья и мира не погас в нашей душе.

Сегодня огонь и у нас. Встаньте все в круг и, держа свечу в руках, выскажите свои пожелания нашей Родине, людям, живущим в нашей стране, себе или еще кому-нибудь.

(Дети высказывают свои пожелания, передавая свечу из рук в руки по кругу)

Учитель. Счастье – заключается в том, чтобы помогать людям, делая их добрее. На нас лежит большая ответственность, именно от нас зависит будущее нашей республики. Из ваших уст прозвучали добрые пожелания в адрес нашей республики и ее народа. Сбудутся ли ваши пожелания, зависит от вас. Если вы будете уважать других людей, помогать им. Вот тогда люди станут добрее и будут работать на благо Родины.

Что вы сегодня поняли? Что для себя полезного нашли в нашем путешествии? Что запомнилось больше всего?

Спасибо всем. Мы приехали.

Литература

  1. География Башкортостана: Учебник для 9-го класса. / Уфа: Китап, 2002.
  2. Хакимов Р.Г. На семи дорогах. М., “Советская Россия”, 1974.

nsportal.ru

Классный час ко Дню Республики Башкортостан

Классный час ко Дню Республики Башкортостан

Цели урока:

  • Воспитывать гражданина Башкортостана, активную гражданскую позицию.

  • Знакомить с историей родного края, с народными традициями. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: герб РБ, флаг, карта, фотография президента, схема государственной власти.

Ход классного часа

1. Вступительная беседа.

– Вспомните, что за день сегодня? 11 октября – День Республики Башкортостан.

– День Башкортостана

.(Слайд -1-2).

– Республика Башкортостан суверенное независимое государство, которое является

частью Российской Федерации.

– Какой город является столицей нашей республики? (г. Уфа).

(3-4 cлайд)

(Сообщение делает ученица)

– Уфа основана в 1574 году, на месте укрепления Туратау. В связи с обнесением укрепления дубовой стеной, башкиры именовали поселение Имен Кала. (Дубовый город). С1856 года Уфа становитс городом. С июня 1922 года Уфа является столицей БАССР.

Город Уфа – столица Республики Башкортостан, административно-политический, экономический, научный, культурный центр республики. Уфа расположена на берегу реки Белой, при впадении в нее рек Дема и Уфа, в Башкирском Предуралье, в пределах Прибельской равнины.

– Какое историческое событие произошло в 1557 году? (Присоединение башкирских племен к Русскому государству).

– В честь этого события в г. Уфе установлен памятник.

(Слайд 5)

Это символ мира и согласия. Скульпторы: М Бабурин и Г. Левицкая. Архитекторы: Г. Гаврилов и Е. Кутырев.

(Сообщение делает ученица.)

– В середине XVI века башкиры присоединились к русскому государству. В те далекие времена на башкирские земли нападали кочевники. Чтобы защитить свой народ от грабительских набегов кочевников, 7 башкирских племен с письмом обратились к русскому царю Ивану Грозному с просьбой включить Башкортостан в состав Русского государства. На что Иван Грозный с радостью подписал обращение и включил Башкортостан в состав России.

– Как жили башкиры в то далекое время и чем занимались? (Разводили коней и продавали кумыс.)

(Слайд 6-7)

(Сообщение делает ученица.)

– Правильно. Коневодство и производство кумыса было их основным занятием. Так

как они были не дружны, то на них нападали кочевники и грабили их. Поэтому, племена решили объединиться в одно сильное государство. Но у башкир было свое условие: земли должны остаться у башкирских племен, и прежняя религия – исламская, вожди должны управлять своими племенами, как и прежде. Башкиры согласны платить ясак в русскую казну.

Русь объявила свои условия: башкирские войны должны охранять новые границы Руси и принимать участие в войнах, которые будет вести русское государство.

Это событие произошло в 1557 году. С тех пор башкиры научили добывать русских крестьян мед, русские учили башкир выращивать пшеницу и рожь.

– 18 декабря 1917 года провозглашена советская власть и Советская автономия Башкирии.

11 октября 1990 года Верховный Совет провозгласил Декларацию о государственном суверенитете. Декларация подтвердила статус Республики как демократического правового государства. В феврале 1992 года принято название нашего государства: Республика Башкортостан.

31 марта 1992 года подписан Федеративный договор об отношениях РБ и РФ.

(8 слайд)

2. Чтение стих. М.Карима. “Взгляни на глобус, вот он шар земной”. М. Карим.

(Читает стихотворение ученица).

 Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия 
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же – великая Россия –
Так зелена, так высока!
На глобусе страна не велика– 
Размер обыкновенного листка. 
А если вглубь веков заглянешь ты-
Узришь народного величия черты.
По тропам нашей радостной земли
Чредою поколения прошли,
И славу их вздымал за веком век,

И горе их – на дне башкирских рек.
Они – история!
Они ушли в века,
И подпись их 
На скалах след клинка.

3. Работа с картой Башкортостана.(8 слайд)

(Слайд 8)

– С чем сравнивается Башкортостан на карте? (С листом березы). (Показываю границы Башкортостана). Граничит с Пермским краем, Свердловской областью,

Татарстаном, Оренбургской областью.

На 1 января 1998 года на территории Башкортостана проживает 4,089 миллионов человек, что составляет 2,7% населения РФ.

Площадь РБ составляет 143,6 тыс. кв. км, что составляет 1/10 часть от площади РФ. Р.Б. занимает 7-е место по численности населения среди других субъектов РФ.

По территории РБ проходят важнейшие железнодорожные трубопроводные и

автомобильные магистрали, связывающие европейскую часть РФ с Уралом, Сибирью, Казахстаном, Северным Кавказом, Узбекистаном, Туркменистаном.

– Кто управляет нашей Республикой?

(Слайд 9)

– Кто является президентом РБ? (Хамитов Рустем Закиевич)

(10 слайд)

– Назовите первого президента Республики Башкортостан? (Муртаза Губайдуллович Рахимов)

(11 слайд)

– Какие реки протекают по нашему краю? (Белая, Кама, Агидель и др.)

– Какую роль в жизни населения республики играют эти реки? (Ответы учащихся)

– Река Белая составляет часть водной транспортной системы России, обеспечивает доступ РБ к портам Каспийского, Балтийского и Черного морей.

Башкортостан – это высокоразвитый промышленный комплекс. В состав РБ входит 21 город, 4674 сел.

– Назовите города, которые вы знаете. (Дети называют).

(Слайд 12 – г. Салават )

(Слайд 13 – Стерлитамак, слайд 14 – Ишимбай, слайд 15 – Октябрьский, слайд 16 – Уфа)

Игра.

Выходят к доске 2 учащихся и называют по очереди города Башкортостана. Кто больше назовет, тот и побеждает.

– Наиболее красивые города – Уфа, Стерлитамак, Салават. (Показываю слайды).

– Назовите по картинкам достопримечательности Г. Уфы.

(Слайд 16. Гостиный двор. Театр оперы и балета. Дом – музей С.Т. Аксакова. Конгресс – Холл).

– Назовите символы государства. (Флаг и герб).

(17 слайд)

– Расскажите, какой флаг в Башкортостане. Что мы знаем о флаге? (Рассказывает мальчик) (Слайд 17)

– Флаг белый, синий, зеленый. Белый цвет флага обозначает чистоту воды, синий цвет обозначает чистоту воздуха, зеленый – чистоту Земли. Семь лепестков курая обозначают 7 башкирских племен, которые выступили за вступление Башкортостана в состав России.

– Что изображено на гербе Башкортостана?(Сообщение ученика).

(Слайд 18)

– Это официальная эмблема государства. Герб утвержден в 1993 году. Герб представляет изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета государственного флага, с надписью по белому полю: “Башкортостан”. Памятник Салавату Юлаеву и орнамент золотистого цвета, цветок курая – зеленого, восходящее солнце – светло-золотистого, лучи солнца – желтого, фон между памятником и орнаментом – белого, внутренняя и наружная окружности – темно – золотистого цветов.

– Какой национальный инструмент вы знаете? (курай) Звучит мелодия курая.

– Какие дополнительные сведения о Салавате вам известны? (Сообщение делает ученик.

(Слайд 19) (Слайд 20)

– Салават Юлаев родился в 1752 году в семье старшины Шайтан – Кудейского юрта Юлая Азналина. Он обладал необыкновенной силой, умел владеть оружием, конем.

К 14-ти годам стал богатырем. Салават был грамотным: он умел писать на языке тюрки. Он принял участие в войне против крепостного права. За что царь объявил его злодем, бунтовщиком, изменником. 29 марта 1775 года он вместе с отцом был сослан на вечную каторгу в Рогервик в Эстонию. Башкиры увековечили память о нем и установили ему памятник “Всадник над кручей Агидели”. (Слайд 20).

Именем Салавата назван город Салават, учреждена премия имени Салавата Юлаева в области литературы и искусства. С П.Злобин написал роман “Салават Юлаев”, композитор З. Исмагилов и поэт Б. Бикбай создали оперу “Салават Юлаев”.

4. Девочки исполняют башкирский танец

(Слайд 21)

-Как называется город, в котором мы с вами живем? (Нефтекамск)

– Откуда пошло название города? (От названия реки – Кама, от найденных месторождений нефти пошло название города.)

– Чтение стихотворения о г. Нефтекамске.

Этот город,
Возникший на Каме.
Молодыми построен руками.
Нефть Арлана и Кама-река
Дали имя ему –
Нефтекамск.

(М. Новиков)

– Какова история возникновения этого города? (Рассказывает учитель).

– В 1955 году недалеко от деревни Арлан из нефтяной скважины забил фонтан нефти.

В 1959 году возник рабочий поселок, получивший название Нефтекамск. В 1962 году комитет партии принял решение о строительстве города. 3 марта 1963 года считается днем рождения города Нефтекамска.

5. (Эмблема города). Рассказывает Аня.

(Слайд 22).

– На эмблеме города изображена голубая вода – река Кама; нефтяная вышка – символизирует добычу нефти, электрические провода – развитие энергетики, шестеренка – развитие машиностроительной отрасли, белый свиток – развитие легкой промышленности.

– Почему именно в Прикамье вырос город Нефтекамск? (Для этого были все условия: водные и энергетические ресурсы, сырье (нефть), строительные материалы: глина, песок, известняк.

– Вспомните, какие заводы и фабрики функционируют в нашем городе?

(Слайд 23) – автозавод, слайд – 24 Объединение искусственных кож, слайд 25 – Кармановская ГРЭС)

(Дети называют: Нефтекамский завод автосамосвалов, Нефтекамское производственное объединение искусственных кож, завод нефтяного оборудования, мясоконсервный комбинат, завод хлебобулочных изделий, кирпичный завод, трикотажная фабрика, НГДУ “Арланнефть”, Кармановская ГРЭС и др.).

26 слайд

6. Итог урока.

– Вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили. (Пролистываю слайды дети рассказывают, о чем говорили на уроке)

– Назовите занятия башкир. (Коневодство, сбор меда, производство кумыса).

– Поощряю жетонами).

– Какое важное событие произошло в 1557 году?

– Какое дерево является символом нашей Родины?

– На какой реке стоит город Нефтекамск?

– Назовите символы нашего государства.

– Что обозначает гаечный ключ на гербе г. Нефтекамска?

– Какой год считается днем рождения г. Нефтекамска? (3 марта 1963 года).

– Кто изображен на гербе РБ?

– Как выглядит флаг РБ?

– Назовите занятия башкир?

– Подводим итоги. Выбираем знатоков, награждаем наиболее активных учащихся.

– Чем славился башкирский народ? (гостеприимством).

– Поэтому, мы приглашаем всех на чаепитие с национальными башкирскими блюдами, посвященное празднику. А в заключении беседы Ильнур исполнит башкирский танец.

7. Башкирский танец.

8. Чаепитие.

Последовательность слайдов

1-2 – 11 октября – День Республики Башкортостан.
3 – Уфа – столица Башкортостана.
4 – Дом правительства.
5 – Памятник, установленный в честь присоединения Башкортостана к России.
6-7 – Коневодство и производство кумыса.
8 – Карта РБ
9 – Власть.
10 – Хамитов Р.З.
11 – Рахимов М.Г.
12 – Города Башкортостана. Салават
13 – Стерлитамак.
14 – Ишимбай.
15 – Октябрьский. 
16 – Уфа. Гостиный двор. Конгресс-Холл. Театр оперы и балета. Дом-музей С. Т. Аксакова. 
17 – Флаг РБ. 
18 – Герб РБ. 
19 – Курай. 
20 – Памятник Салавату Юлаеву. 
21 – Город Нефтекамск. 
22 – Герб Нефтекамска. Флаг Нефтекамска. 
23 – Предприятия города Нефтекамска: Автозавод. 
24 – производственное объединение искусственных кож. 
25 – Кармановская ГРЭС. 
26 – Заключительный слайд.

infourok.ru

Классный час ко Дню Республики Башкортостан для начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

Классный час на тему:

11октября – День суверенитета Республики Башкортостан

(1 класс)

Провела учитель начальных классов

Епифанова Лариса Николаевна

(октябрь 2015г.)

I.Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час посвящён – 458-летию воссоединения Башкортостана с Россией.

II. Прослушивание отрывка из стихотворения Салавата Юлаева

Милая моя земля,

Реки сладкие, поля

Березняк и чернотал,

В небо вздыбленный Урал –

Я одну мечту таю –

Родину воспеть мою…

- О чём это стихотворение? (о Родине, любви к Родине…)

- Автор этого стихотворения наш земляк, поэт, народный герой – САЛАВАТ ЮЛАЕВ

Салават Юлаев

-А как называется наша Родина? (Россия, Башкортостан)

-Наша страна – Россия

- Назовите столицу России? (город Москва)

-Столица России – город Москва. Москва – огромный и прекрасный город. Многие народы населяют Россию: русские, татары, удмурты, башкиры …

III. Рассказ о Республике Башкортостан.

-Мы с вами живём в республике Башкортостан.

-Назовите столицу нашей республики. (город Уфа)

-Уфа – самый большой и красивый город Башкортостана. При въезде в Уфу с юга всем виден монумент Дружбы. Памятник был возведён по случаю присоединения Башкортостана к России.

-А присоединение было в середине 16 века. В жизни башкирского народа произошли большие перемены: прекратились войны, башкирские племена объединились в единую народность.

-11 октября мы отмечаем День суверенитета республики Башкортостан. Это праздник дружбы всех народов, населяющую нашу республику, но в первую очередь дружба России с Башкортостаном.

IV. Государственные символы республики Башкортостан.

V. Практическая работа.

Дети в альбомах рисуют флаг Башкирии.

Физминутка.

Башкирская народная игра «Юрта».

Под башкирскую народную плясовую музыку дети бегают по кругу, как только музыка остановилась каждый ребёнок находит себе пару, дети берутся за руки и поднимают руки вверх – символизируя юрту. Игра усложняется, дети образуют тройки, затем четвёрки и т.д.

VI. Беседа о городе Ишимбай.

Ишимбай мой родной,

Город мой нефтяной,

Ты седого Урала краса;

Буровые твои – дети щедрой земли,

Словно стрелы глядят в небеса.

(Р.Сальманов)

-О каком городе это стихотворение?

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

-Ишимбай – это наша с вами малая Родина. Ишимбай для нас – это гордость и слава. Слава няфтяного Ишимбая заслужена дружбой русских и башкирских народов – братьев. Ишимбайскую нефть помогала осваивать вся Россия.

VII. Игра «Угадай – ка» .

Учитель показывает слайды с видами города Ишимбая, дети называют улицы, кинотеатры…

VIII. Чтение пословиц о Родине:

-О чем эти пословицы? (о любви к своей Родине)

IX. Итог классного часа.

Наша страна, наша республика – это наша Родина. Родной край – наши поля, реки, горы, они прекраснее всего. Но самое главное – это люди, которые живут в Башкортостане, любя и берегут нашу землю, природу, её прошлое и настоящее.

С праздником С Днём Республики!

5

videouroki.net

Классный час ко Дню РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЁННЫЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

БАШКОРТОСТАНА.

Разработала: Галеева Т.Г. преподаватель ГАПОУ КГК

Мы – будущее Башкортостана

Цели:

- воспитывать у учащихся любовь к своей Родине;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

- расширить знания учащихся о Родине, её символах, основных правах и обязанностях граждан РБ, о главной книге государства – Конституции Республики Башкортостан; развивать логику мышления, тренировать память.

Оборудование:

- карта физическая Башкортостана,

- продукты и товаров Башкортостана,

- репродукция картины «Осенний пейзаж» Нестерова

- Чёрный ящик

- запись гимна РБ

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

Учитель:  Сегодня мы посвящаем наш классный час «Мы – будущее Башкортостана» дню независимости республики Башкортостан.

Республика Башкортостан - наша Родина. Республика, в которой мы родились, живём и учимся. Днем независимости Башкортостана является 11 октября. Именно в этот день в 1993 году Республика провозглашена суверенным демократическим государством, которое строит свои отношения с Российской Федерацией на основе двусторонних договоров и соглашений. А мы свою жизнь строим по Конституции. Конституция – основной закон, это свод правил и обязанностей, которые позволяют всем гражданам страны дружно жить, работать и отдыхать. Принята она 24 декабря 1993 г.

Посмотрите на доску. Что вы видите? Что это? Да, вы правы. Это цветок курая, один из символов Башкортостана. Сегодня он будет нашим путеводителем.

За каждым его лепестком есть задание – викторина о Башкортостане. Итак, в путь.

Задания викторины

Лепесток 1 - Основной закон

Статья 2 гласит:  Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

  1. Назовите основные права человека.

  2. Назовите основные обязанности человека

Лепесток 2 – Государственные символы

  1. Назовите символы Башкортостана? (Гимн, флаг, герб)

  2. Опишите наш флаг. (Голубая, белая, зеленая полосы, на белой полосе – золотой цветок курая)

  3. Почему на флаге нарисован именно цветок курая, и сколько у него лепестков? (Курай – национальный башкирский музыкальный инструмент, 7 родов – основателей башкирского народа)

  4. Опишите герб Башкортостана? (Памятник Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца, окаймленный башкирским национальным узором и с башкирским флагом внизу с золотой надписью «Башкортостан»)

Лепесток 3 – Немного географии

1) Столица Башкортостана? (Уфа)

2) В каком году была основана Уфа? (Уфа была основана в 1574)

3) Символ Уфы? (памятник Салавату Юлаеву)

4) Сколько городов в Башкортостане? (21) Назовите их.

5) Сколько районов в Башкортостане? (54)

6) Самая длинная река?

5) Самая высокая гора?

6) Что особенного в географическом положении Башкортостана? (она находится на границе Европы и Азии)

7) Эта пещера славится далеко за пределами Республики Башкортостан. Находится она в Бурзянском районе. Как она называется и чем она прославилась? (Капова пещера)

Лепесток 4 – Известные личности

1.Кому посвящены эти строчки?

Двести лет над родными степями

Пронеслось с той поры грозовой,

Но доныне не стерто годами

Твое славное имя герой.

Именем этого героя назван один из городов Республики Башкортостан. (Салават Юлаев)

Как связан этот герой с современным Башкортостаном? (Салават – памятник - символ Уфы, Салават – на гербе РБ - символ отважности, Салават Юлаев – название спортивной команды)

2.Назовите известного русского художника, родившегося в городе Уфе, автора картины «Осенний пейзаж»? (Михаил Васильевич Нестеров)

Лепесток 5 - Внимание – «чёрный ящик»

В нём находится целебный продукт питания, который является и ценным лечебным средством. Этот продукт славится не только в нашей стране, но и за границей. Что это? (мёд)

Какими еще продуктами и товарами знаменит Башкортостан?

Лепесток 6 - Музыкальный

  1. Прослушайте отрывок из музыкального произведения. (звучит музыка). Как называется эта торжественная песня? (гимн Республики Башкортостан)

  2. В каких случаях звучит гимн Башкортостана? Как его положено слушать? (в особо торжественных случаях, еще когда представляют Башкортостан на различных мероприятиях. Слушают стоя.)

Лепесток 7 - Легенда

Есть такая легенда. Седой Урал долго думал и наконец открыл тяжёлые гранитные подземелья, где томились две его дочери. Прощаясь, он сказал им:

- Отправляйтесь в путь, милые дочери. Посмотрите, как прекрасен мир, ищите себе счастья. Устанете – помогут вам родники, пейте их свежую водицу. Счастливого пути!

И приняли две проказницы облик двух прекрасных рек.

О каких двух реках говорится в этой легенде? Назовите их второе название? (Белая – Агидель, Уфа – Караидель)

Ученик: (стих 1) 

Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя. 
Слышишь голос соловья? 
Это – Родина твоя. 
Школа, где твои друзья, - 
Это – Родина твоя. 
Руки матери твоей, 
Звон дождей и шум ветвей, 
И в саду смородина – 
Это тоже Родина.

Для гражданина Родина — это родная земля.

•         Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Защитить ее — обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Как мы защищаем родную землю?

•         Мы должны  понимать, что Родину любить — это не просто красиво говорить о ней, а действовать в ее интересах.

•         В наших силах сделать свой двор, улицу, деревню чище, красивее! А начать можно с малого: ведь чисто не только там, где убирают, а в первую очередь там, где НЕ МУСОРЯТ!

•         Иметь активную гражданскую позицию,  участвовать в общественной жизни. Нужно требовать перемен,  участвовать в политике,  понимать, что наше участие в выборах значит многое.

•         Мы должны быть упорными в учебе, в работе, не переставать бороться со своими слабостями.

Ты должен посвятить отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек.

Д. И. Фонвизин

Подводя итоги очень серьезного и нужного разговора, я предлагаю послушать стихотворение (читает ученик):

Ученик:

У каждого заботой 
Своей 

Глаза полны, 
Наша Родина не что-то, 
Она сегодня - мы. 
У каждого дорога 
Своя или тропа, 
Но нас очень много, 
Мы все ее судьба. 
Она не позабудет 
Ни света и ни тьмы, 
Она такою будет, 
Какими будем мы. 
И ей, одной - единой, 
В любые времена 
Не спрячешься за спины 
Хоть широка страна.

Да, ребята, Родина будет такой, какими будете вы. Пусть наше будущее будет в надежных руках. Будьте достойными людьми своей Родины.

На этом, классный час, посвященный дню независимости республики Башкортостан окончен. Спасибо всем за участие и внимание. Всего всем доброго. До свидание.

infourok.ru

Классный час ко Дню республики Башкортостан

« Дню Республики посвящается»

Цели:

– воспитание любви к своей родине,
– воспитание уважения к национально-культурным традициям народов Башкортостана, развитие и сохранение их обычаев и традиций,
– развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры своего родного края.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить день рождения нашей республики, который состоится 11 октября. Все мы любим в свой лень рождения получать подарки, вот и сегодня вы должны показать ,что мы любим нашу Родину, знаем и в день рождения желаем ей процветания

На рубеже Европы и Азии, в южной части Уральских гор и предгорий расположена республика Башкортостан.

Это край, где горные массивы чередуются с раздольем равнин, привольные степи - с лесными чащами. Очарование пейзажу придают узоры говорливых рек и многочисленных озёр. Разнообразна и богата кладовая недр. Железная руда, медь, марганец, золото, свинец - вот неполный перечень полезных ископаемых, добываемых в республике.

Главным богатством является нефть. Поиски открытия новых месторождений продолжаются.

Растительность и поверхность суши, а также озёра и реки чрезвычайно разнообразны. Поэтому разнообразен и животный мир. На территории Башкортостана, как бы перемешались обитатели различных зон нашей необъятной России - и тундры, и тайги, и лесостепи, и южных степей.

Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и возвышенности, и холмы, и крутые обрывы, и пологие склоны.

Очень редко обнаружишь более или менее ровные участки. Самая высокая часть Башкирии – горная, Уральская, а самая низкая – у впадения реки Белой в Каму.

На востоке Башкирии высятся Уральские горы.

Если плыть на катере по реке Уфа от села Красная горка до села Караидель, то кажется, что находишься в горной стране - до того круты и высоки речные берега. А поднимешься от реки вверх - увидишь во все стороны ровную лесистую местность.

Башкортостан - многонациональная республика. В единой и дружной семье живут и трудятся здесь башкиры и русские, татары и украинцы, белорусы, марийцы, чуваши и мордва - представители около 100 национальностей.

На востоке Башкортостана высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Выше других поднялись горы Ямантау и Имерель.

Агидель, или река Белая –самая большая река Башкортостана. Начало своё она берёт в Уральских горах в Учалинском районе. Длина более 1420км. Порой на её пути встают неприступные скалы , и она круто петляет.

В таких местах берега её высокие, обрывистые, с крутыми склонами. Много стихов и песен сложено про эту красивую реку.

Родина.… Как вы представляете её? Это место, где вы родились, впервые увидели мир и начали познавать его. Сначала это был ваш дом, потом улица, поле, лес. Вы становитесь взрослее, и ваши знания о Родине расширяются: от родного очага, отцовского порога до необъятной Отчизны – Россия. Чтобы лучше узнать Родину, необходимо изучить и свою республику, свой край. Только с осознанием Родины в большом и малом, в единстве России и Башкортостана, вы станните настоящим гражданином своей страны.

Ведущий 1:

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной

На нем Башкирия

С березовой листок величиной

Всего лишь навсего

Не больше

Обыкновенного листка,

Береза же – Великая Россия –

Так зелена, так высока!

Ведущий 2:

Так образно писал о Башкортостане его народный поэт Мустай Карим. Писатели и поэты образно сравнивали на карте Башкортостан по очертаниям границ с березовым листком или ладонью, раскрытой для рукопожатия всем народам нашей страны.

Ведущий 3:

Писатель Р.Г. Хакимов писал, что на карте он более всего напоминает сердце. Действительно, наш край, словно сердце, мерно бьется в сплетении магистралей дорог и трубопроводов.

Ведущий 1:

На Западе Башкортостан граничит с Республикой Татарстан и Удмуртской Республикой, на Севере – с Пермской и Свердловской областями, на Востоке – с Челябинской областью, а на Юге и Юго-западе – с Оренбургской областью.

Ведущий 2:

Площадь Республики составляет 143,6 тыс.кв.км. По площади она в 4,5 раза больше такого государства, как Нидерланды, в 5 раз больше Бельгии.

Ведущий 3:

Географическое положение Башкортостана определяет благоприятные для человека природные условия, что способствует развитию его экономики.

Ведущий 1:

Однако, если бы развитие нашей республики зависело только от природных условий, то она еще до революции превратилась бы в передовой, развитый край.

Ведущий 2:

К сожалению, в царской России ей была отведена роль аграрной окраины, а её народу грозило вымирание. «Пропадет башкир, пропадет, беспременно пропадет этот самый башкир!» - писал известный писатель Глеб Иванович Успенский, познакомившись с условиями жизни башкирского народа при царизме.

Ведущий 3:

Почему же целый народ оказался до революции на грани вымирания! Вот как ответил на этот вопрос известный башкирский поэт Мухитдин Тажи:«В нас богатые видели «диких»

И, у жадности вечной в плену,

Разоряли народ «безъязыкий»,

Нищетой населяли страну».

Ведущий 1:

В 1917 году свершилась революция, пал царизм. В 1919 году была образована Башкирская Автономная Советская Республика, а в 1990 году, в самом начале перестройки и демократизации нашей страны, Верховный Совет Республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Башкортостан. Эта декларация открыла новый этап в её развитие.

Ведущий 1: Какими только дарами ни наградила природа нашу Республику- обширные и тучные пастбища, как море без конца волнующиеся ковылём степи; дремучие леса, из края в край переполненные разными породами зверей и птиц; красавицы реки, целебные источники и озёра и светлые, как утро мая, нагорные потоки…

Ведущий 2: Природные условия Башкортостана благоприятствуют развитию промышленности и сельского хозяйства.

Ведущий 3: Большие площади его занимают плодородные чернозёмные почвы, леса.

Ведущий 1: Недра богаты различными полезными ископаемыми.

Ведущий 2: Достаточно богаты и водные ресурсы- поверхностные и подземные, а также агроклиматические ресурсы, способствующие хозяйственной деятельности человека.

Столица нашей республики- Уфа.

Уфа- наша гордость и слава,

Встрече с ней каждый рад.

Это моей державы

Самый заветный клад.

Уфа была основана в 1574 году как первая русская крепость на башкирской земле. Промышленное развитие её началось лишь в конце XIXвека, когда открылось регулярное судоходство по реке Белой и была построена Самаро- Златоустовская железная дорога.

Ведущий 2:

В 1922 году Уфа была провозглашена столицей Башкирской республики. Это способствовало экономическому и культурному росту города.

Ведущий 3:

В годы Великой Отечественной войны в Уфу были эвакуированы десятки промышленных предприятий, многие учреждения, различные ведомства, ряд научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и около 300 тысяч человек. Промышленность Уфы бесперебойно снабжала Советскую Армию боеприпасами, горюче-смазочными материалами, обмундированием и т.д.

Ведущий 1:

Уфа послевоенных лет- это организующий центр освоения нефтяных богатств Туймазов, Шкапова, Арлана, опорная база превращения Башкортостана в крупный район химической и нефтехимической промышленности.

Ведущий 2:

За большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, за заслуги в революционном движении город Уфа в 1974 году, в год своего 400-летнего юбилея награждён орденом Октябрьской Революции.

Ведущий 3:

В 1980 году Уфа стала городом с миллионным населением. В настоящее время Уфа сосредотачивает 26% всего населения и более 40% индустриальной мощи республики.

Ведущий 1:

В масштабе России Уфа выделяется как центр нефтепереработки. Машиностроение города производит автомобильные моторы, кабель, электролампы, аппаратуру связи, оборудование и приборы для горной и нефтегазовой промышленности. Лес, поступающий по Уфе и Белой, превращаются здесь в фанеру и древесные плиты, в мебель и спички.

Ведущий 2:

Уфа всё более повышает свою роль в научно- технической и культурной жизни не только республики, но и всей страны.

«Откуда родом ты?» –
Меня спросили.
И я ответил гордо:
« Из России,
А если говорить точней –
С Урала я.
Там родина – Башкирия моя».

Наш дом родной – Башкортостан –
Народов разных дружная семья. 
Здесь наших предков первобытный стан –
У эпохальных вех история своя.

Приветствую тебя, страна благословенна
Страна обилия и всех земных богатств.

На любой карте наша республика похожа своими очертаниями на человеческое сердце. Про хорошего человека говорят: «У него доброе сердце», а что можно сказать о нашей республике?! – Очень многое.
Нам есть чем гордиться – прекрасна природа нашего края, красивы наши города и села, богаты полезными ископаемыми недра республики. Но самое главное богатство – это люди.

infourok.ru

Классный час (1 класс) на тему: Классный час" Мы жители Башкортостана"

Государственное бюджетное    общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа  для слабовидящих обучающихся

Тема:   «Мы жители Башкортостана»

                         

                                                                                                                                                                 

                                                         

                                                         

                                       Выполнила:  Никишина Ольга Николаевна,

                                       ГБОУ Белебеевская коррекционная школа

                                        для слабовидящих обучающихся

                                                         

Белебей 2018


 Тема: «Мы жители Башкортостана»

Цель: 

- расширить знания учащихся о Родине, культуре родного края;

- способствовать воспитанию нравственной чистоты, чувства любви к родному краю, чувства прекрасного;

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся, научно-познавательных
интересов, любознательности.

Оборудование: рисунки детей, плакат, фотографии, мелодия из м/ф «Голубой вагон», презентация, цветик – семицветик, раскраска флага, цветы, клумба.

ХОД УРОКА

Игра «Цветик - семицветик». 
Учитель читает вопрос, затем тот, кто знает ответ на вопрос, находит среди лепестков свой ответ и отрывает этот лепесток. По истечении всех вопросов в том же порядке в каком отвечали на вопросы учащиеся обратно на доску приклеивают лепестки, но обратной стороной, чтобы получилось слово РОДИНА. 

Задания к лепесткам. 
Желтый: Р. Вини-Пух и Пятачок пошли в поход. Они взяли с собой веревку, вдруг пригодится. На этой веревке они завязали четыре узелка. Сколько частей получилось на веревке? (5 частей)

Синий: О. Ваня ходил в лес и набрал полную корзинку грибов: маслят, мухоморов, шампиньонов. Вкусный ли будет грибной суп?(нет)

Красный: Д. Семь воробушек спустились на грядку. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки. Сколько теперь их осталось на грядке? (ни одного)

Оранжевый: И. Закончите пословицу: «Для Родины соей ни сил, …»(ни жизни не жалей)

Зеленый: Н. Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие? (колобок)

Фиолетовый: А. Чашки 3 и 3 постели, стульев тоже 3, смотри и жильцов здесь в самом деле проживает ровно … Откуда этот отрывок? (3 медведя)

Голубой:  Что легче килограмм пуха или килограмм гвоздей? (вес одинаковый)

Учитель. Итак, давайте прочитаем слово, которое написано на лепестках (РОДИНА)

Учитель. Мы с вами сегодня собрались, чтобы поговорить о нашей Родине республике Башкортостан.  Мы отправимся в путешествие на каком виде транспорта вы сейчас узнаете.

Далеко-далеко
По железному пути,
Может этот молодец
Весь посёлок увезти.
(Поезд)

А путешествовать мы будем по станциям.

(Звучит музыка)

1 станция “Родина”.

Учитель. Родина... Как вы представляете ее? Это, конечно, место, где вы родились и проживаете. Сначала это был ваш дом, потом улица, поле, лес... Вы растете, и ваши знания о Родине постепенно расширяются. Если вы будете знать историю своей республики, ее обычаи, интересы народа, только тогда  вы сможете стать настоящим гражданином своей Родины.

Начиная говорить о каком либо государстве или стране мы в первую очередь на что обращаем внимание? Что есть у каждой страны? Какие основные символы? (Гимн, герб, флаг). Совершенно верно, это государственные символы.

Рассмотрите внимательно башкирский флаг, давайте вспомним, что обозначают цвета, которые присутствуют на флаге республики. (Флаг Башкортостана состоит из трех полос зеленого, белого и синего цвета с эмблемой.

Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый – их миролюбие, открытость, готовность к взаимо сотрудничеству; зеленый – свободу, вечность жизни. Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана.)

Ученики раскрашивают башкирский флаг.

Что же изображено на гербе республики? (На государственном гербе Республики Башкортостан изображение памятника Салавату Юлаеву (символ мужества народов) на фоне восходящего солнца и его лучей (символ стремления народов к свободе), соцветие курая (символ стремления к единству), лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан.)

Ну что же с заданием вы справились, нам снова пора в путь. Отправляемся.

(Звучит музыка)

2 станция “Дружба”

Учитель. 1557 Что это за цифры, что они означают? Как вы думаете? (ответы детей)

Присоединение Башкортостана к Русскому государству состоялось в 1557 году. Башкирский и русский народ договорились о том, что Башкортостан войдет в состав России, но будет независимой республикой.

В честь этого соглашения в г. Уфа установили «монумент Дружбы» на котором изображены русские и башкирские послы

 11 октября– мы отмечаем день Республики. В этот день в 1990 году она была провозглашена суверенной республикой (самостоятельной) и стала называться Республикой Башкортостан.

После того, как Башкортостан присоединился к России, на эту территорию стали переселяться люди других национальностей.  В это время многие поля заселяют культурными растениями. По окраинам стали строиться города-крепости, которые служили защитой от врагов  и одновременно пунктами для сбора ясака (налогов). В них поселялись воеводы со служилыми людьми.

Дети выполняют аппликацию «Клумба дружбы»

 Отправляемся в путь! (Звучит музыка)

3 станция «Природа»

Учитель. Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица Агидель.

А еще в нашей республике проживает большое количество животных и растений.

 Дети отгадывают кроссворд  (растения и животные Башкортостана).

Нам снова пора в дорогу!

Отправляемся в путь! (Звучит музыка)

4 станция “Магическая”

Учитель. У башкир и татар был в древности обычай: если у кого-нибудь потух огонь, он шел за ним к соседу. И выражение есть такое – сосед по огню. У кого-нибудь да сохранялся в ауле огонек.  Люди понимали, что без огня очень сложно жить, поэтому с радостью делились огнем даже с незнакомым человеком. Получалось, что в избах и юртах жили не только родственники люди, но и родственники огни.

Огонь переходил не только от очага к очагу, но и из сердца в сердце, из души в душу. Люди были очень добры друг к другу, помогали в трудной ситуации, с уважение относились к человеку. К сожалению, в наше время люди очень озлобились, и перестали помогать другим. Многие из нас забыли, что наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки учили нас уважать другого человека и всегда помогать людям, чтобы огонь счастья и мира не погас в нашей душе.

Сегодня огонь и у нас. Встаньте все в круг и, держа свечу в руках, выскажите свои пожелания нашей Родине, людям, живущим в нашей стране, себе или еще кому-нибудь.

(Дети высказывают свои пожелания, передавая свечу из рук в руки по кругу)

Учитель. Счастье – заключается в том, чтобы помогать людям, делая их добрее. На нас лежит большая ответственность, именно от нас зависит будущее нашей республики. Из ваших уст прозвучали добрые пожелания в адрес нашей республики и ее народа. Сбудутся ли ваши пожелания, зависит от вас. Если вы будете уважать других людей, помогать им. Вот тогда люди станут добрее и будут работать на благо Родины.

Что вы сегодня поняли? Что для себя полезного нашли в нашем путешествии? Что запомнилось больше всего?

Спасибо всем. Мы приехали.

Литература

  1. География Башкортостана: Учебник для 9-го класса. / Уфа: Китап, 2002.
  2. Хакимов Р.Г. На семи дорогах. М., “Советская Россия”, 1974.

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Моя республика Башкортостан

Краткая аннотация урока

Буравова Елена Александровна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10

e-mail: [email protected]

Урок. Интеллектуально  - познавательная игра «Моя республика»

проводилась  в 1 классе.

В ходе урока   обобщаются знания о родном крае (символика Республики,  растения и животные и известные люди Республики Башкортостан), формируются  умения  работать в группе, воспитывается чувство товарищества, гордости за свою страну, Республику.

Урока. Интеллектуально – познавательная игра  «Моя республика»

Цель:

  1. Обобщить полученные знания о родном крае за курс «Краеведение» в первом классе.
  2. Работать над развитием чувства дружбы, коллективизма.
  3. Воспитывать доброе отношение друг к другу, к родному краю.

Оборудование: эмблемы, компьютер, мультимедийный проектор, экран, кнопки,      башкирский национальный костюм, звонок

Ход мероприятия:

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня мы еще раз поговорим о нашем родном крае, о его красоте, щедрости, теплоте.

Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой отчизны моей.

Наше занятие сегодня пройдет в форме интеллектуально – познавательной игры. У нас три команды:

1 – «Пчелки»

2 -  «Мудрая сова»

3 – «Умники и умницы»

Наблюдать, оценивать и подсчитывать результаты будет жюри. Школа – это тоже маленькое государство со своими правилами. Поэтому мы пригласили в жюри представителей школьного парламента:

  • Гилаива Снежана – неоднократный победитель городской и республиканской олимпиады по экологии, стипендиат премии президента Республики Башкортостан и лауреат премии по поддержке талантливой молодежи Российской Федерации.
  • Галиакберова Анжелика – участник и неоднократный призер муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.
  • Тимин Константин – участник школьных и городских олимпиад. Победитель в номинации «Творческий ученик» школьного конкурса «Ученик года 2011».

Правила игры: ведущий по очереди задает командам вопрос, после обсуждения вопроса, капитан команды представляет игрока, который будет отвечать. За правильный ответ команда получает 1 балл. Команда вправе дополнить ответ. Если команда не справляется с вопросом, двум оставшимся командам предлагается ответить на этот же вопрос и заработать за правильный ответ 1 балл.

Итак, 1 тур -  «Разминка».

  1. Как называется страна, в которой мы живем?  

(Россия)

  1. Назовите столицу нашей Родины?

 (Город Москва)

  1. Назовите республику, в которой мы проживаем?

 (Республика Башкортостан)

  1. Назовите столицу Республики Башкортостан.

 (Город Уфа)

  1. Назовите национальный башкирский инструмент.

(Курай, кубыз)

  1. Чем славится наша республика?

(Нефтью, медом.)

  1. В каком городе мы проживаем?

 (Город Октябрьский)

  1. Назовите дату основания нашего города.

(5 апреля 1946 год)

  1. Кто является мэром нашего города?

(Сергей Александрович Молчанов)

Итак, первый тур закончен. Попросим жюри подвести итоги.

- Ребята, вы хорошо поработали в первом туре, ответили на все вопросы. Посмотрите на доску, на доске появляется  небольшая часть нашей республики. Наша задача сегодня работать хорошо, чтобы в конце нашего занятия мы могли собрать всю республику. Первый шаг мы с вами уже сделали.

2 тур – «Символика»

Условия второго тура не меняются. Команды также по очереди отвечают на вопросы ведущего и получают за правильный ответ 1 балл.

1- Что вы понимаете под термином «символика государства»?

     (Отличительные признаки государства).

2- Что относится к отличительным признакам государства?

     (Флаг, герб, гимн)

3- Что вы видите на экране?

     (Флаг РФ).

4- Что обозначают цвета на флаге РФ?

    (Красный – отвага;  синий -  верность, чистота; белый – мир)

5- Кто является президентом РФ?

    (В.В. Путин)

6- Что сейчас вы видите на экране?  

    (Флаг РБ)

7- Что обозначают цвета на флаге РБ?  

    (Зеленый цвет - свобода; белый - мир; синий - ясность. Цветок курая – символ дружбы)

8- Посмотрите на экран, что вы там видите?

    (Герб РФ)

9-Что вы можете рассказать о гербе РФ?

    (Две головы и две короны – запад и восток, Европа и Азия. Третья, большая Корона – символ объединения славянских народов. Скипетр и держава – символ твердости и силы государственной власти. Щит с изображением Георгия Победоносца).

10- Что сей час на экране?  

       (Герб РБ)

11- Расскажите, что вы знаете о гербе РБ.

     (Представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан”)

12- Что сейчас вы видите на экране?

       (Флаг и герб города Октябрьского)

13 - Расскажите, что обозначают цвета на гербе и флаге города?

       (Жёлтый цвет означает богатство; синий - символизирует стремление к развитию, движению вперёд; белый цвет – чистоту; зелёный – свободу)

14- О каком символе государства мы еще не сказали?

      (Гимн)

15- Что такое гимн?

      (Хвалебная песня)

16- Как нужно слушать гимн?

     (Стоя и молча)

- Попрошу всех встать. Звучит гимн.

17- Какой гимн мы прослушали?  

      (Гимн РФ)

Итак, второй тур закончен. Попросим жюри подвести итоги.

- Ребята, посмотрите, на доске появляется еще одна часть. Это говорит о том, что мы  с вами работаем очень хорошо.

3 тур – «Растения и животные моего края».

Во втором туре каждая команда по очереди  услышит загадку. Если команда не может отгадать, две оставшиеся команды могут дать ответ и получить 1 балл.

На шесте — дворец,
Во дворце — певец.     Скворец

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.  АИСТ

Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор. Дятел

Всю ночь летает —
мышей добывает.
А станет светло —
спать летит в дупло.  СОВА

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.   ЦАПЛЯ

Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа.  ЛЕБЕДЬ

- Ребята, вы знаете, что многие животные, птицы и растения  находятся сейчас на грани исчезновения. Таких животных люди оберегают, создают заповедники. Чтобы жители страны знали об этом,  существует «Красная книга». (Показываю).

- Какие из этих птиц, которых вы видите на экране, занесены в Красную книгу?  

(Сова, аист, цапля, лебедь).

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.  Еж

На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.  Волк

Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины.  БОБРЫ

И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.  Белка

Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.   ЛОСЬ

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!   РЫСЬ

- Ребята, посмотрите на экран, назовите животных, которые  занесены в Красную книгу?    (Бобры, лось, рысь).

Белые горошки
На зелёной ножке. ЛАНДЫШ

Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички.  Ромашки

 Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.  Колокольчики

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. Одуванчик

Чашечки и блюдца
Не тонут и не бьются. КУВШИНКА

На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький ...    ПОДСНЕЖНИК

- Посмотрите на экран, назовите растения, которые занесены в «Красную книгу». (Ландыш, подснежник, кувшинка).

- Молодцы, вы справились с этим заданием. Пока жюри подводит итоги 3 тура, мы немножко отдохнем.

ФИЗ. МИНУТКА

- Молодцы, мы хорошо отдохнули, садитесь на места,  а мы предоставляем слово жюри.

- На доске появляется еще одна часть. Теперь, чтобы собрать всю республики нам нужно правильно ответить на вопросы последнего 4 тура.

4 тур – «Известные люди».

- Ребята, сейчас на экране вы увидите фотографии известных людей.

Ваша задача: назвать имя известного человека, сказать,  чем он занимался и где он известен: на территории нашей республики или известный и почетный гражданин нашего города.

  1. Мустай Карим – известный поэт и писатель РБ
  2. Кувыкин Степан Иванович – работал в нефтяной промышленности – почётный гражданин города.
  3. Рудольф Нуриев – известный танцор балета РБ
  4. Шокуров Анисим Павлович – учитель, основатель краеведческого музея – почетный гражданин города.
  5. Ляйсан Утяшева – известная гимнастка, уроженка РБ.
  6. Зотов Иван Федорович – учитель, бывший директор школы № 10,  поэт – почетный гражданин города.

- Молодцы, очень хорошо вы справились с этим заданием. Обратите внимание на доску. В течение всей игры вы правильно отвечали на вопросы и благодаря этому нам удалось собрать нашу республику.

- Ребята, кто из вас знает имя президента нашей республики. (Рустэм Хамитов).

- Во втором туре мы с вами говорили о символах государства. Но об одном символе мы не сказали. Кто из вас был самым внимательным? О каком символе нашей республики мы не говорили? (Гимн)

- Совершенно верно. Сейчас я попрошу всех встать. Звучит гимн РБ.

- Садитесь. Попросим жюри подвести итоги 4 тура и всей игры.

Слово жюри.

- Ребята, я вас всех поздравляю. Сегодня вы доказали, что очень много уже знаете о своем родном крае. Но впереди еще столько много неизвестного. Я думаю, что вам будет интересно и дальше узнавать новое о своей родине.

- Занятие окончено. Всем спасибо.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о