Классный час о нравственности – Классные часы о нравственности – Классные часы

Классный час (6 класс) по теме: классный час уроки нравственности

Классный час

«Нравственные ценности»

 6 класс

Подготовила: Воронкова Е.В.

Нравственные ценности

Цели

  • Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям;
  • Облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей.

Содержание классного часа

  1. Введение в проблему. Диагностика «Кто я? Какой я?».
  2. Что такое нравственность (беседа с обсуждением).

     3.        Заключение. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Всё, что прекрасно – нравственно.

Г. Флобер

I. Введение в проблему. Диагностика.

Кто я? Какой я?

        

Задание 1 Ответьте письменно, продолжив следующие строки:

  • Неповторимый человек…
  • Во мне меня радует то, что…
  • Когда я думаю о себе, то всегда…
  • Я чувствую, что в жизни я смогу…

(Ответ может быть анонимным.)

Задание 2 Определите главные для вас ценности.

Инструкция. Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выпишите  6 ценностей на лист.

Список ценностей (целей):

  1. Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.
  2. Друзья.
  3. Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).
  4. Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).
  5. Здоровье (физическое и душевное)
  6. Интересная работа.
  7. Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).
  8. Любовь.
  9. Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).
  10.  Свобода (самостоятельность, независимость).
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Счастье других.
  13. Развитие (работа над собой, самосовершенствование).
  14. Развлечения.
  15. Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей).
  16. Творчество (возможность творческой деятельности).
  17. Уважение других людей.
  18.  Уверенность в себе.

А теперь  представьте, что в ваш дом постучалась страшная неотвратимая сила и потребовала отдать ей 2 ценности. Страшная сила ушла, но через некоторое время вернулась и потребовала еще 2 ценности. (данный метод выявляет ценности наиболее важные для человека)

II. Что такое нравственность

Беседа:

– Скажите  пожалуйста, свободен ли каждый человек поступать как ему вздумается? (нет)

– А почему? ( в общем ответы сводятся на том чем может закончится ситуация если каждый будет делать то, что ему вздумается и права и свободы одного человека заканчиваются там где начинаются права и свободы другого)

– Но как тогда уживаться вместе разным людям? (придумать нормы и правила совместного проживания)

(слайд) Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

(П.Гольдбах)

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.

(Гельвеций)

нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида

(Википедия)

А , по вашему что такое Нравственность?

Существует ли нравственный  кодекс?

Кто следит за его соблюдением?

Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

 А что значит безнравственные поступки?( записать на листах, наклеить на доску, обсуждение)

Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – «хорошо», это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – «плохо», это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя.

(Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах:

«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

 (Цицерон)

        А Вы считаете себя нравственным человеком? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

  • Украсть пучок редиски у соседа на даче.
  • Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику.
  • Сделать благотворительный взнос.
  • Написать анонимное письмо.

На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика.

Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

 ( Если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите – значит, безнравственный.)

Притча старого индейца.

 Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

– Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…  Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

  Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:

 – А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

 -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

III. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

“Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять”. Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят
  2. Иметь много денег
  3. Иметь самый современный компьютер
  4. Иметь верного друга
  5. Мне важно здоровье родителей
  6. Иметь возможность многими командовать
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
  8. Иметь доброе сердце
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

  • Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
  • 5 – высокий уровень.
  • 4, 3 – средний уровень.
  • 2 – ниже среднего уровня.
  • 0-1 – низкий уровень.

nsportal.ru

Классный час на тему “Нравственность”

Классный час

Учитель начальных классов:

Маклакова Светлана Александровна

Тема: Нравственность в современном мире.

Цель: формирование нравственной личности.

Задачи:

  • сравнить значение нравственности в разные времена;

  • развивать стремление к нравственному совершенствованию;

  • разграничить понятия хорошего и плохого поступков;

  • воспитание нравственной жизненной позиции у учащихся;

  • способствовать развитию у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.

Форма: классный час.

Метод: дискуссия.

Ход классного часа.

I. Орг. момент.

II. Введение темы классного часа.

Учитель. Крошка сын
          к отцу пришел,
и спросила кроха:
– Что такое
           хорошо
и что такое
           плохо?
И сегодня мы с вами поговорим о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

II. Обсуждение определения нравственности.

– Как одним словом ответить на этот вопрос? (нравственность)

– Как вы понимаете слово «нравственность»?

– Как бы вы его определили?

В разных источника есть разные определения нравственности. Вот некоторые из них.

Нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

Нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность – внутренняя установка человека.

– Так что же такое – нравственность?

IV. Дискуссия.

– Актуальна ли нравственность в современном мире?

– Почему?

– Какого человека вы бы назвали нравственным?

– Как определить нравственный человек или нет?

– Как стать нравственным человеком?

Учитель. В современном мире нравственность исчерпала свою актуальность, что не вызывает особого восторга. Люди, особенно современная молодежь не совсем понимают, что такое нравственность. Нравственность – это, прежде всего ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью. Только по поступкам человека, мы можем сказать о его нравственности, потому что не известно о чем думает человек, какие у него мысли. Даже если его мысли безнравственные, никто не скажет о нем, что он не имеет нравственности. В нашем понимании нравственный тот человек, который не ворует, не убивает, воспитанный. О нравственности человека можно судить по его увлечениям, по тому, какие фильмы смотрит, какие читает книги. Все очевидные поступки человека говорят о его нравственности. Нравственный человек честный, трудолюбивый, уважает окружающих людей, живет по совести. Родителям необходимо с детства объяснять своему ребенку, что такое нравственность, прививать ему все качества, соответствующие этому понятию.

– Какими качествами, по – вашему, должен обладать нравственный человек?

(благородный, честный, добрый, не предающий, умеющий жертвовать собой ради других, тактичный, культурный, терпимый по отношению к людям, доброжелательный, отзывчивый, внимательный, заботливый, понимающий)

Делается схема.

– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)

– Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)

– И в подтверждение ваших ответов стихотворение И.Гетте:

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.

– Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

– Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение)

V. Обсуждение высказываний про нравственность.

– Замечательный любимый многими русский писатель Л.Н.Толстой говорил:

«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

– Ж.Ж.Руссо  (18 век, французский писатель):

«Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия».

Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго — добро,
От злого — зло родится.

– Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ):

Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.

– Древнеиндийское изречение: «Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе».

– Аристотель (древнегреческий философ): «Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми

Высказать несколько точек зрения, доказать актуальность данных изречений и в современном мире. 

VI. Разбор ситуаций.

1. Чтение стихотворения «Ёжик» О. Высотской.

Серёжа очень нелюдим.
Ох, как подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: – Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет всех смеша:
– Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем –
Сидит, не говорит ни с кем.
– Серёжа, взять в кино билет?
А он сердито буркнет: – Нет.
– А на коньках пойдёшь кататься?
– Нет мама будет волноваться.
Но вот в начале декабря
Узнали об Еже,
Что у него совсем не зря
Так плохо на душе,
Что мама у него больна,
С постели не встаёт она.
И Ёжик ходит за обедом
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Серёже,
Решил Алёша: «Мы ему
Всей звёздочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей:
– Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
– И сахар взяли заодно!
– А здесь, в пакетике, пшено!
Давай готовить ужин! –
Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл.
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы дружить,
Пожалуй, с целым светом!…
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.

– Какие поступки описаны в данном произведении.

Смотрим иллюстрации и объясняем поступки.

Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Что вы сделаете дальше?

Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

VII. Определение уровня нравственной самореализации.

Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

Уровни на доске изображены в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

– Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях самореализации.

– Какой уровень у вас преобладает?

– Какой уровень преобладает в целом по классу?

VIII. Анкетирование.

– А теперь мы проверим, правильно ли вы определили свой уровень нравственности.

4 балла – если вы полностью согласны с высказыванием

3 балла – если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла – если вы немножко согласны

1 балла – если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала – это 4 единицы, 3 бала – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов (зачитывается учителем):

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Делаем вывод по самооценке.

IX. Рефлексия.

На доске поляна. У детей различные части этой поляны (цветы, солнце, бабочки). Каждому ученику нужно написать своё самое ярко выраженное нравственное качество на этих деталях. Затем они выходят к доске, прикрепляют это качество на полянку и озвучивают его.

X. Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Цель оправдывает средства».

XI. Итог классного часа.

Мальчик
       радостный пошел,
и решила кроха:
“Буду
     делать хорошо,
и не буду –
           плохо”.

– Наш с вами классный час я хочу закончить словами Л.Толстого:

«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно:

И пусть вас сопровождают по жизни следующие слова:

infourok.ru

Классный час (6 класс) на тему: Классный час по нравственному воспитанию на тему “Азбука нравственности”.

Классный час “Азбука нравственности»

Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе,  обществе. 

Задачи: 

– знать о категориях добра и зла;

– развивать умение правильно оценивать себя и других, анализировать, обобщать;

– воспитывать культуру общения друг с другом.

Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку.

Форма проведения:   поисковые, дискуссионные.

Ход урока:

1.Организационная часть. слайд1.Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы. Вдохните в себя свежесть и красоту дня. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

– Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на классном часе «Азбука нравственности». Слайд 2., 3., если человек первые буквы, слоги сливает, слова читает  с азбуки,  букваря, то мы с вами сейчас узнаем, что изучает азбука нравственности. Цель нашей встречи: какие нормы поведения в  классном коллективе, обществе, правила  общения друг с другом нужно знать,  также  знать категории добра и зла.

– Все мы считаем себя мыслящими людьми, личностями. Я личность? Какие качества присущи мне, как личности? Слайд 4. Выберите те качества характера, которые присущи вам.

-Какая я Личность?

– творческая

 -милосердная

– справедливая

– честная

– целеустремленная

– вежливая

– умная

– доброжелательная

– доверчивая

– трудолюбивая

– спокойная

– злая

– мечтательная

 -слабая

– терпеливая

– расчетливая

– агрессивная

– Это качества личности определяющие поведение.

– Что такое “Нравственность” Слайд 5. Как вы понимаете значение слова нравственность? Нравственность – это качества личности, которые определяют поведения, поступки человека.

– Сколько в нашей азбуке нравственности хороших качеств!

– Мы перечислили хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие? Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.

– Что такое поведение? Слайд 6Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» Гёте.

 – Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Сейчас, представьте перед вами зеркало – подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладают. 

Народная мудрость гласит: Ни стыда ни совести; Покраснел от стыда;

 – Как вы думаете что такое Слайд 7 “совесть”? Совесть – это психический механизм самооценки и самоконтроля с позиции добра и зла в том понимании, которое он для себя принял.

– Сейчас я предлагаю вашему вниманию ситуации из повседневной жизни: определите свое отношение к нравственным нормам поведения. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них?

1. Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, мама неожиданно попросила помочь привести в порядок учебный комнату. Как вы поступите?

  • а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;
  • б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;
  • в. Пообещаете выполнить работу после возвращения;
  • г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;
  • д. Или…

2. Вам дали поручение, которое не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу класса. Как вы поступите?

  • а. Добросовестно выполните поручение;
  • б. Привлечете к выполнению поручения товарищей;
  • в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;
  • г. Найдете повод для отказа;
  • д. Или…

3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?

  • а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение;
  • б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;
  • в. Сделаете вид, что ничего не слышали;
  • г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;
  • д. Или …

 4.В трудовом лагере труда и отдыха во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как бы вы поступите?

  • а. Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
  • б. Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму;
  • в. Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;
  • г. Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;
  • д. Или …

5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?

  • а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
  • б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;
  • в. Выразите соболезнования тому, кого обидели;
  • г. Сделаете вид, что вас это не касается;
  • д. Или …

6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?

  • а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;
  • б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;
  • в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;
  • г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.

– Вот мы прослушали ваши мнения, поступка, ведь каждый поступок неосознанный ведет и несет за собой ответственность, поэтому будьте очень внимательны и бдительны по отношению к окружающим – это прописывается в азбуке нравственности.

– Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной.

-слайд 8.скоро наступит зима, мы будем ловить крупные снежинки  представьте у вас в руках снежинки в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, обязательно от души, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.  Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – ДОБРОТА.  Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в зале стало светлее. Это, наверно, потому что вы такие добрые сердечные ребята. 

–  И в завершении классного часа послушаем маленький рассказ “Осколки доброты” Слайд 9 неизвестного автора:  Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развеивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

-Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

-Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

– Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?

– Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке.

– Представьте себе что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

– Ребята, кто скажет, что такое добро? 

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова «Добро это – все положительное, хорошее, полезное, противоположное злу». Слайд 10. Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Слайд 11 .Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте мы все вместе прочитаем слова М. Пришвина. «Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».

– Вы согласны с этим высказыванием?

– Как вы его понимаете? (Конечно, же солнце согревает землю, все растет и цветет, а человек своими хорошими и добрыми поступками делает жизнь лучше.)

– Слайд 12. Конфуций: древний мыслитель и философ Китая «Только добро ведет к счастью».

Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Слайд 13.

  • Добро помни, а зло забывай.
  • Добрые дела красят человека.
  • Делай добро и жди добра.
  • Доброе дело  без награды не остаётся.
  • Добрые дела  дороже богатства.

Из этих пословиц  мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

– Ребята, как вы думаете: А легко ли быть по – настоящему добрым, внимательным, отзывчивым?

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием.

– А сейчас я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.

«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Как вы думаете, как ответил мудрец?

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Как вы думаете, почему так ответил мудрец? (Ответы детей)

Слайд 14. Золотое правило нравственности:

Относись к другим так, как  хочешь, чтобы они относились к тебе.

Слайд 15. Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не сверши, чтоб и тебя

Не погубило зло.

– Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.

Итог занятия: вот такие элементарные  правилами поведения в азбуке нравственности множество. Знайте и выполняйте.

– Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

– Что вам больше всего запомнилось?

– Возьмитесь руками, сожмите, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с классного часа. Будьте в жизни добрее и терпимее друг к другу, находите то доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Я хочу, чтобы вы  были сплоченные и дружные, чтобы дружеские отношения у вас остались на долгие годы.  Слайд 16.

                                   

 Используемая литература:

  1. Щуркова Н В. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  2. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.
  3. Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.
  4.  Конвенция о правах ребенка. 1989.
  5. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.
  6. Права человека. Книга для чтения. М., «Права человека», 2002.      
  7. Преподавание прав человека. Книга для учителя. Т. 1-2, М., «Реал-А», 2000.
  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”. – М., 2005.
  9. Интернет – ресурсы.
  10. Песня «Снег кружится».
  11. Песня «В мире доброты».

nsportal.ru

Классный час «Поговорим о нравственности»

Классный час «Нравственность»

Цели:

• Формирование нравственных понятий: доброта, вежливость , человечность. 
• Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. 
• Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. 
• Работать над выработкой положительных черт характера. 

Задачи:

  1. Определить степень нравственных норм учащихся.

  2. Выявить наличие нравственных потребностей учащихся.

  3. Оказать посильную помощь в приобретении навыков общения.

Ход мероприятия

Вступительное слово воспитателя.

Времена меняются, технический прогресс стремительно летит, но духовные ценности остаются теми же, они не подвластны влиянию времени. Добро и зло, жадность и великодушие, верность и предательство – это противостояние все также ведет борьбу в душе всякого человека.

В разные времена люди пытались найти такие нравственные нормы взаимоотношений, которые бы объединяли (а не разъединяли) человеческое сообщество, делали его возможным.

Человек- существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт. 
Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно .Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным, уметь анализировать свои поступки

Проведем анкету.

Анкета

  1. Какие трудности ты испытываешь в отношениях с одноклассниками (сверстниками)?

  2. Какие трудности ты испытываешь в отношениях с взрослыми.

  3. Дай определение термину «Мораль. Нравственность».

  4. Какие духовные ценности ты знаешь. Укажи по степени значимости.

  5. Какие черты своего характера ты хотел бы изменить?

  6. Какие проблемы современной молодежи ты знаешь. Почему они появились в обществе?

Воспитатель: Что необходимо, чтобы вы чувствовали себя комфортно в классе, школе, обществе?

Воспитанник 1: Чтобы окружающие люди были добрыми, воспитанными, милосердными, честными .

Воспитанник 2: 0 человеческой доброте и милосердии : 
– Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывают воззрение многих выдающихся мыслителей. Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. 
Человеколюбие общества определяется отношением к детям, старикам и добрым отношением к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.

Воспитатель: Познакомлю вас с принципами сформулированными известным в области человеческих отношений Дейлом Карнеги.

Правила, которые вам помогут заслужить уважение у окружающих

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

  2. Улыбайтесь.

  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

  4. Будьте хорошими слушателями.

  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

  6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Правила социально – нравственного поведения.

  1. Заполняй свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь «наша жизнь – это то, что думаем о ней.»

  2. Никогда не пытайся свести счеты с вашими врагами, потому что этим вы принесете себе гораздо больше вреда, чем им.

  3. Вместо того, чтобы переживать из – за неблагодарности, будьте к ней готовы.

  4. Помните, что единственный способ обрести счастье – это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого.

  5. Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.

  6. Забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим.

  7. Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

Задание 1.

  1. Какие высказывания Великих людей о нравственности вы знаете.

  2. «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь.»(Овидий, римский поэт)

  3. «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?». Учитель ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе…».(Конфуций)

  1. В Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея) Иисус Христос формулирует его следующим образом: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»

  2. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».(И. Кант)

  3. «Чего в другом не любишь, того сам не делай!» (В.И. Даль)

  4. «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» (Л.Н. Толстой.)

Воспитатель. Нормы нравственности имеют всегда социальный характер. Нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Это не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество определяет, как один человек должен относиться к другому человеку. Это не человек оценивает поведение, как хорошее или дурное, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок дурным с нравственной стороны, хотя он хорош с индивидуальной точки зрения. Человек считается нехорошим торговцем, потому что он сбывает плохие товары, хотя он хорошо торгует, потому что получает значительные барыши.

Задание 2.

Напишите сочинение «Мои жизненные принципы». Подберите подходящий эпиграф

Вывод классного часа. На каждой парте находится лист с нравственными правилами поведения людей и кодексом нравственных идеалов. Ученики обсуждают правила, объясняют, в чем состоит их значимость для общества. Можно предложить выполнить ученикам следующую работу: расположить указанные правила в порядке их значимости.

Нравственные правила людей:

  1. Необходимо быть великодушным с людьми.

  2. Всегда и во всем слушайся свою совесть.

  3. Не будь злопамятным, умей прощать.

  4. Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен.

  5. Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

  6. Заботься о всех живых: и о людях, и о животных.

  7. Соблюдай правила поведения.

  8. Не психуй, не капризничай, а делай так, как положено.

  9. Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе.

Кодекс нравственных идеалов:

  1. Гуманное отношение к людям.

  2. Никогда не стремись сделать что-либо с выгодой только для себя.

  3. Сначала думай о других, а потом о себе.

  4. Если делать что-то, то делать на совесть.

  5. Не проходи мимо нуждающихся в помощи.

  6. Будь справедливым к себе и к окружающим людям.

  7. Уважай старших и заботься о родителях.

  8. Строй отношения с людьми на доверии.

  9. Делай людям добро и оно вернется к тебе.

Заключительное слово воспитателя. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.

Живи и жить давай другим, только не за счет другого.
Всегда доволен будь своим, не трогай ничего чужого –
Вот правило, стезя прямая для счастья каждого и всех. 
(Г.Державин)

videouroki.net

Классный час о нравственности на тему ” Золотое правило нравственности”

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2» города Николаевска

Классный час о нравственности

«Золотое правило нравственности» в 9б классе

Разработала-Глинская И.Н.,

учитель русского языка

и литературы.

г. Николаевск, 2016

Тема: Золотое правило нравственности.

Цель урока: формировать представление о нравственности как о культурной норме, опираясь на этические заповеди в религиях мира

Задачи:

Личностные:

  1. Развивать этические чувства как результата морального поведения

  2. Знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение

  3. Учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей

Метапредметные:

1.    Формировать умение высказывать суждения

  1. Учить осуществлять поиск и обработку информации

Предметные:

  1. Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  2. Формирование первоначальных представлений об этике в разных религиозных культурах;

  3. Учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.

Оборудование урока: бумага для рисования, цветные карандаши, презентация

Ключевые слова: «золотое правило нравственности», неосуждение

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание  на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге, работа в группе.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Сообщение цели и темы урока.

Работа в группах:

На карточках 3 словосочетания: золотая монета, золотая брошь, золотое правило.

– Найдите лишнее словосочетание. (золотое правило, т.к. «золотое» стоит в переносном значении)

– Какая же тема нашего урока? (Золотое правило)

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О правилах поведения)

– Какие задачи поставим перед собой? (Учиться оценивать поступки людей)

– Правильно, тема урока «Золотое правило нравственности»

3. Игра «Три задания».

Работа в парах:

К доске выходят 3 пары, встают лицом друг к другу. Первая тройка должна придумать задания для человека стоящего напротив и озвучить вслух. Потом предлагается первой тройке выполнить придуманное задание, а вторая тройка садится за парты.

– Какое правило человеческих отношений демонстрирует эта игра?

Вывод: Надо давать такие задания, другим людям, которые были бы необидными для себя самого и сам мог бы их выполнить.

4. Возникновение «Золотого правила нравственности»

–  В одной стране, не важно в какой , жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

·         Многого ли достигла в жизни старушка?

·         Каковы были ее жизненные ценности?

Вывод: Она хотела, что бы всем было хорошо, и никто не поранился. Т.е. старушка думала о создании благоприятных условий для других людей.

Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.

  • В Евангелии от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»«люби ближнего твоего, как самого себя»«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

  • В Евангелии от Марка: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв».

  •  В Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»  

Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»

Работа в группах:

– Составьте своё правило на основании этих правил начиная со слова «Относись….

(Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе).

5.Тренажёр.

– Прочитайте текст и объясните поведение старца, взявшего дырявую корзину.

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

– Что хотел показать своим действием старец? (Нельзя осуждать другого человека).

– Как вы понимаете слово «неосуждение»?

Неосуждение – это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» – я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Групповая работа:

– Как же развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке? Приведи примеры такого отношения к людям.

6. Рефлексия.

Игра «Какой я?»

У детей рисунки человечков и цветные карандаши.

– Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка зелёный кружок, если нет — красный.

– Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

– Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше зелёных кружочков.

 7. Итог урока.

– Какой можно сделать вывод?

– Посмотрите в своих тетрадях и найдите мудрые слова, которые помогут вам воспитать себя.

Вывод: Посеешь поступок – пожнёшь привычку;

              Посеешь привычку – пожнёшь добродетель или порок;

              Посеешь добродетель или порок – пожнёшь характер;

              Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Домашнее задание: Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

 

 

 

infourok.ru

Классный час (4 класс) по теме: Классный час “Истоки нравственности”

Методическая разработка классного часа

по духовно-нравственному воспитанию.

Учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

 МАОУ «Гимназия № 1»:

 Колодезева А.И.

Класс: 4 «Б»

Тема:

«Истоки нравственности. Будем добрыми и человечными»

Форма проведения: Классный час.

Подготовительная работа: на уроке технологии дети делают поделку – сердечко, читают литературные произведения,  находят пословицы о добре.

Цель:

  1. Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте.
  2. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  3. Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
  4.  Работать над выработкой положительных черт характера.
  5. С помощью игр, пословиц, и заданий развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли, работать в группах.

Оборудование: Презентация, карточки для групповой работы, таблицы анкет, сердечки.

Класс разделён на 6 творческих групп по 6 человек в каждой.

Ход мероприятия:

Учитель читает притчу:

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

– Был шторм, и звезды выбросило на берег. Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

– Нет, мои попытки изменят очень много… Для этой звезды.

Учитель: Можно ли этого мальчика назвать высоконравственным человеком?

                – Что такое нравственность?

1 Слайд: Тема: «Истоки нравственности. Будем добрыми и человечными»

2 Слайд: В толковом словаре Ожегова: Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

Учитель: Какие качества человека вы знаете?

Ученик: Доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость и т.д.

Учитель: Мы перечислили некоторые очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие?

Ученик: Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.

Учитель: Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладает.

Ученик: Я думаю, что у меня много хороших качеств.

Учитель: Почему ты так считаешь? Приведи примеры.

Ученик:

3 Слайд:

Учитель: Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества с малых лет, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной. Скажите, какими хотите быть в жизни: успешными или неудачниками?

Ученик: Успешными, удачными, счастливыми.

Учитель: Чтобы быть в жизни счастливыми, успешными, что вы должны делать?

Ученик: Развивать хорошие качества характера.

Учитель: “Безнравственному человеку  не дано совершить великие дела”

                 Вы хотите в жизни чего-то достичь?

Ученик: Да!

Учитель: Что вы должны делать с малых лет?

Ученик: Развивать в себе хорошие качества характера.

Учитель: Разгадав кроссворд, мы прочитаем основное качество личности нравственного человека.

                                         

Групповая работа:

1.Она может быть настоящей и мнимой?  (дружба)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)

3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)

4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)

5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)

     6. Доброе,  отзывчивое отношение к человеку? (теплота)

7. Заботливое отношение к людям? (внимание)

Проверка: Слайды с 4 по 18.

Ученик читает стихотворение Н. Тулуповой «Доброта»

 Слайд 19.

                                  Добрым быть совсем, совсем не просто.

                                  Не зависит доброта от роста,

                                  Не зависит доброта от цвета,

                                  Доброта – не пряник, не конфета.

                                  Только надо, надо добрым быть

                                  И в беде друг друга не забыть.

                                  И завертится земля быстрей,

                                  Если будем мы с тобой добрей.

                                  Добрым быть совсем не просто.

                                  Не зависит доброта от роста,

                                  Доброта приносит людям радость

                                  И взамен не требует награды.

                                  Доброта с годами не стареет,

                                  Доброта от холода согреет.

                                  Если доброта, как солнце, светит,

                                  Радуются взрослые и дети.

Учитель: Добрый человек – это какой человек?

Ученик: Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать.

Учитель: Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Слайд 20.

Сценка:

А что это у тебя в руке?

– Счастье…

– А почему такое маленькое?

– Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое…

– Да, восхитительно!

– Хочешь кусочек?

– Наверное…

– Давай ладошку, я поделюсь с тобой.

– Ой, оно такое тёплое!

– Нравится?

– Очень… Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке…

– Так всегда бывает.

– А если я с кем-то поделюсь?

– Тогда у тебя прибавится своего!

– Почему?

– Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.

– А руки об него обжечь можно?

– Руки обжигает боль… Счастье не может обжечь…

Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!

ДЕЛЮСЬ!!!

Учитель: Дети встаем в круг. У каждого имеется сердечко, почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Каждый дает свое сердечко товарищу по команде с хорошими пожеланиями. Слайд 21.

Учитель: Спасибо.

Групповая работа: 1) Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре. Слайд 22.

  1. Добрые дела, …(дороже денег)
  2. Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)
  3. Добро не лихо – … (бродит тихо)
  4. Доброе дело … (два века живёт)
  5. Доброе слово лучше … (мягкого пирога)
  6. Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)

2) Назовите литературные произведения, где главный герой проявляет лучшие нравственные качества.

Учитель: Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора.

И подумайте, какая из пословиц подходит к этому рассказу.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Ученик: Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.

Учитель: Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

Ученик:

Учитель: Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

Ученик:

Учитель: Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?  Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

Учитель: Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Ученик:

Учитель: Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

Ученик: Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

Тест:

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

Вопросы: Слайд 23.

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими про блемами или неприятностями. Если тема тебе не инте ресна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты про играешь?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выс лушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе роди телей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы раз веселить своих друзей?

Подведем итоги:

Подсчет очков.         

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11

– и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Учитель: И в заключении я прочту вам одну притчу.

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – факт, полон.

И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.

“Теперь”, – обратился мудрец к ученикам,- ” я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное – лишь песок “

Итог:

Учитель:  О чем мы сегодня  поговорили?

Ученик: О нравственности. О доброте.

Учитель: Что вы узнали для себя? Стоит ли быть добрым в жизни?

Учитель: Молодцы дети, что вы поняли с какими качествами характера лучше жить в этом мире. Хочется закончить классный час словами В.А.Сухомлинского «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. За добро платите добром! Будьте добрыми и милосердными. Слайд 24.

Домашнее задание: Вспомните человека (друга, учителя), добрый поступок которого был для вас дороже денег, и напишите ему письмо благодарности.

Исполнение песни «Дорогою добра».

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

nsportal.ru

Классный час «Поговорим о доброте» (нравственное воспитание)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование этических норм поведения
в обществе и при общении друг с другом, развитие
эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о добре,
    доброте, о хороших, добрых поступках; показывать
    их ценность.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать,
    выделять главное, обобщать;
  • Формировать умение совместно работать в группе;
  • Воспитывать доброе отношение к окружающим
    людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Карточки с пословицами о доброте;
  • Фонограммы песен “ “Ноктюрн” Ф. Шопена, “Твори
    добро” в исполнении Шуры.
  • Бумажные цветы.

Ход классного часа

1. Организационный момент (слайд 1)

Учитель. Сегодня наше занятие мы посвятим
очень важному, нужному качеству, без которого
человек не может называться человеком. А какому
качеству вы узнаете, когда составите слово.



Учитель. На уроках рисования вы узнали, что
цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на
доску и выберите только те буквы, которые
написаны в теплых тонах, и составьте из них слово.



Д О М Б Л Р К О С Т А (слайд
2)

Доброта (слайд 3)

2. Вводная беседа



Учитель: Наше занятие мы посвятим доброте и
добрым делам и поступкам.

– Сейчас мы с вами послушаем музыкальное
произведение. Обратите внимание, как будет
меняться интонация этого музыкального
произведения.



Звучит “Ноктюрн” Ф.Шопена (слайд 4 )



Учитель. Ребята, вы обратили внимание, как
менялась интонация музыкального произведения.

Вначале она была спокойная, затем все больше и
больше набирала силу. Такова и жизнь человека.
Родившегося человека можно сравнить с чистым
листом бумаги. В процессе жизни этот лист
заполняется качествами, которые необходимы ему
для жизни.

Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист
бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить теми
качествами, которыми должен обладать добрый
человек.



Учитель: – Что же обозначает слово доброта?

– Какого же человека можно назвать добрым? (ответы
детей)

Учитель: Верно, добрый человек – …….

– это тот, кто любит людей и готов в трудную
минуту прийти помощь,

– вежлив и уважителен в общении с товарищами и
взрослыми,

– любит природу и бережёт её.

– Давайте сравним ваши высказывания с
определением, которое можно прочесть в толковом
словаре.



Доброта – (слайд 5)

– отзывчивость,

– душевное расположение к людям,

– стремление делать добро другим.

Учитель: Знаете ли вы, что слово “добро” – это
исконно русское слово, которое люди используют с
незапамятных времен. Доброжелательность всегда
ценилась русским народом. Об этом мы можем судить
по огромному количеству пословиц и поговорок.

Вспомните некоторые из них:



3. Работа в парах (слайд 6)

Вам даны карточки, в них 2 столбика. Вы к началу
пословицы должны подобрать продолжение,
соединить стрелками.

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Доброе слово лечит, злое калечит.



Учитель: – Теперь проверим (дети читают
пословицы)

4. Поиграем в игру “Сказочный герой – добрый
или злой?” (слайд 7-8)



Учитель: Еще издавна люди стремились к
добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в
сказках.

– Ребята, вы любите сказки? Значит, вы знаете, что
в сказках встречаются злые герои и добрые.



– Сейчас мы поиграем в игру “Добрый или злой”

Игра. Я буду называть сказочного героя, а вы
будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый,
вы радостно хлопаете в ладоши, если злой -
закрываете лицо ладошками.




Золушка
Красная шапочкаДюймовочка
Карабас-Барабас Баба-яга
МальвинаИван-царевич



5. Беседа о вежливых словах.

Учитель: Первый шаг к доброте – это доброе
слово. Вспомните, а часто ли вы употребляете
добрые слова? Эти слова ещё называют
“волшебные”.

– Какие добрые слова вы знаете? (Ответы детей)

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я
прочту стихотворение, а ваша задача – досказать
подходящее по смыслу доброе слово.



Игра “Доскажи словечко” (слайд 9)

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться … (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: … (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: … (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго … (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости,

Мы говорим: … (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь: … (“До
свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)



Вывод учителя: много тёплых добрых слов в
нашей речи. Доброе слово может нас приободрить.
Вселить в нас уверенность, согреть душу.



Сценка “Случай в автобусе”

Учитель: – Как часто в жизни мы употребляем
добрые (волшебные слова). Давайте с вами
разыграем ситуацию, которую часто можно увидеть
в жизни.

Мне понадобятся актеры (водитель автобуса,
Витя, пожилая женщина, мужчина, пассажир
автобуса)

– Актеры не забудьте, что вы должны смотреть на
зрителей.

“Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В
автобусе он сел у окна и с удовольствием
рассматривал улицу.

На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и
сказал ей: “Садитесь …(пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила
Витю и сказала ему: …(спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на
удержался и упал на стоящего впереди мужчину.
Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что
надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал
ему … (извините).

Мужчина улыбнулся и тихо произнес: “Ничего,
бывает. Ты сам не ушибся?”

– Представьтесь актеры. Давайте поблагодарим
актеров за хорошую игру.



6. Выставка рисунков (слайд 10)

Учитель. Обычно, раскрывая понятие, мы берем
предметную картинку и говорим, например: “Это
книга”.

– А можно ли изобразить доброту? (ответы детей)

Учитель. Но все-таки ваши сверстники
попробовали на уроках рисования изобразить
людей, которые совершают добрые поступки.



Учитель. – Посмотрите внимательно на эти
рисунки.

 – Какие добрые поступки совершают дети? (ответы
детей)

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы
можете сделать в классе, дома, на улице, в
транспорте, на природе? (Ответы детей)

Какое чувство вы испытали делая доброе дело? (делать
добро очень приятно и радостно).

7. Ларец добродетелей (слайд 11)

А теперь заглянем в ларец добродетелей. Как вы
думаете, что там?

Чтобы узнать что там, нужно произнести заветные
слова и хлопнуть в ладоши:

“Если я хочу стать добрее, мне нужно
научиться…”

  • помогать там, где нужна моя помощь
  • понимать другого
  • заботиться о близких
  • выручать друзей в беде
  • не ссориться

8. Итог классного часа

Игра “Волшебный цветок добра”

Учитель. Давайте вернемся к нашему пока еще
чистому листу бумаги. Какими же качествами, по
вашему мнению, должен обладать человек, про
которого можно сказать, что он добрый?

У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его
лепестках те качества, которыми должен обладать
добрый человек.

Учитель: – Вот то, чему мы посвятили
сегодняшнее занятие.

Вот какая получилась у нас душа – цветочная
поляна, на которой расцвели необходимые
человеческие качества. Мы должны с вами, ребята,
стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали
не только здесь, но и в душе каждого человека.
Заботьтесь о своем сад, наполняйте его добрыми
словами и делами.

Я хочу закончить наше занятие призывом из песни
“Твори добро” (СЛАЙД 12)

Звучит фонограмма песни

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО! (СЛАЙД 13)

Приложение.

urok.1sept.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о