Композиция из квадратов и треугольников – ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии

Содержание

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии

09 Февраля 2016

Фотография — это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды (Анри Картье-Брессон).

Фото: Ronald Koster

Когда мы думаем о композиции в фотографии, первое, что приходит в голову – это золотое сечение, правило третей, формат кадра, контраст, точка съемки…

Но есть еще один важный элемент в композиции – геометрия. Геометрия в фотографии — это простые формы, такие как квадрат, треугольник, круг, прямые и кривые линии.

Геометрические объекты обычно вспомогательные, они усиливают восприятие и могут объединять отдельные элементы фотографии в единое целое. Выбирая ту или иную геометрическую форму в фотографии, автор может заранее акцентировать внимание будущего зрителя на его определенных зонах. Установлено, например, что углы квадрата оказываются очень активными зонами, а для круга или овала – это центр. Не случайно, с давних времен сложилась традиция портретов в овале. Углы не отвлекали внимание от главного — изображения лица. Наиболее распространенный и наиболее разносторонний геометрический инструмент – это линии. Более подробно о них читайте в нашей отдельной статье.

Фактически, любой объект окружающей среды можно сравнить с какой-либо геометрической фигурой, но все они пробуждают у зрителя разные эмоции и чувства. Простые геометрические формы, такие как круг и квадрат, намного быстрее фиксируются нашим глазом и воспринимаются мозгом, а следовательно и лучше запоминаются, нежели сложные и неправильные. Вообще выделяют три базовых фигуры. Это прямоугольник, треугольник и круг. Всё остальное – овал, квадрат, трапеция, эллипс, ромб всего лишь их вариации. Все они отличаются как графически, так и (не удивляйтесь) эмоционально.

КВАДРАТ В КОМПОЗИЦИИ

Квадрат – это самая устойчивая, законченная форма, готовая вызывать утверждающие образы. Он ассоциируется с такими понятиями, как порядок, стабильность, надежность, прочность. В то же время, квадрат воспринимается несколько приземленно и тяжеловесно.

Фото: Robertino Nikolic. “Свет играет с геометрией или геометрия со светом?”. Победитель конкурса Black & White Spider Awards, 2007.

Фото: Alma (источник – 1510.deviantart.com)

Фото: G. Diaz Deleon 

ПРЯМОУГОЛЬНИК В КОМПОЗИЦИИ

Прямоугольник, расположенный̆ большей̆ стороной̆ по горизонтали вызывает ощущение стабильности, покоя, основательности.

Фото: Guerel Sahin

Фото: Guerel Sahin

Особенно гармонично смотрится, если он выполнен в пропорциях «золотого сечения». Прямоугольник, расположенный̆ большей̆ стороной̆ вдоль вертикали, создаёт ощущение лёгкости, воздушности.

Фото: Joe McNally

ТРЕУГОЛЬНИК В КОМПОЗИЦИИ

Треугольник – наиболее часто встречающаяся в природе форма. Треугольник — самая динамичная, неустойчивая форма, которая ассоциируется с движением, развитием, скоростью. В положении «вершиной вверх» вызывает образы устойчивости, стабильности (пирамида). Несколько треугольников – позитивное динамическое движение. В положении «вершиной вниз» – шаткое равновесие, балансировка. В отличие от прямоугольника, стороны не противостоят друг другу, а меняют направление развития. Это может быть использовано для создания конкретных образов. Треугольник естественным образом вносит в композицию ощущение глубины пространства.

Фото: Josh Johnson

КРУГ В КОМПОЗИЦИИ

В форме круга более чем, в какой̆ – либо, выражена идея природы, земли, мироздания. Круги изобилуют как в природе, так и в мире рукотворных предметов. Поэтому такие понятия как «добро», «жизнь», «счастье», «процветание» ассоциируются у человека именно с этой̆ формой̆. Данная форма направляет взгляд внутрь кадра. Круг ассоциируется с чем-то легким, воздушным и при этом – уравновешенным. Но, в отличие от квадрата, это равновесие ближе к физическому понятию «неустойчивое равновесие». Круги – самые приятные глазу фигуры, которые можно смело использовать в кадре. Они сразу приковывают внимание зрителя и, благодаря своей идеальной симметричности, привносят в изображение гармонию. Поскольку у круга нет углов, он прекрасно контрастирует с прямоугольным обрезом кадра.

Фото: Steve McCurry

Фото: Georgios Karamanis

Фото: Elia Locardi

Как и треугольник, круг – очень эффектная геометрическая фигура, которую можно с пользой применить в композиции кадра, хотя и с другим смыслом. В отличие от диагоналей, заряжающих кадр динамикой и напряжением, кривые линии создают гармонию. Таким образом, можно создавать выразительные и информативные композиции, основанные на простых геометрических фигурах.

Фото: William Morris Kahn

Фото: Joe McNally

Фото: Joe McNally

Геометрические объекты можно условно разделить на три группы по их функциям: направляющие линии, разделители пространства и обрамление. Разделители пространства делят снимок на отдельные зоны, несущие свою смысловую нагрузку, но работающие вместе для создания единой композиции. Примером, простейшего разделителя пространства может послужить линия горизонта, отделяющая небо от поверхности моря. Очень хорошо смотрятся в качестве разделителя пространства треугольники, но и такие элементы, как диагонали и незамкнутые линии, тоже уверенно можно использовать.

Фото: Вадим Докторов

Обрамления носят функцию притяжения взгляда зрителя и его фокусировку на основном объекте. В качестве обрамляющих элементов отлично работают дверные проемы, арки, окна. Кроме того, великолепно с этой функцией справляются и естественные элементы, например, ветви деревьев. Важно чтобы обрамление присутствовало, как минимум, с двух сторон снимка и было выполнено в спокойной тональности, желательно более темной, чем главный объект, чтобы не отвлекать зрителя. Обрамляющий элемент должен иметь интересный цвет, форму, текстуру или иные примечательные характеристики, но стоит помнить, что обрамляющие элементы должны направлять, а не отвлекать. Особенно хорошо в этом плане работают треугольники или арки. Арка способна создать интересную динамичную композицию.

Фото: Guerel Sahin

Фото: Ian Plant

 Фото: Tom La

Пробуйте, экспериментируйте и не забывайте, что в одном снимке вы можете использовать сразу несколько геометричских фигур для построения композиции.

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 1)

Контраст в фотографии (Часть 2)

Точка съемки и выбор плана

Ракурс

Равновесие в композиции

photodzen.com

Основы композиции


Основы композиции– что такое композиция и как ее понимать. Постараемся затронуть как можно больше аспектов вопроса
композиции в декоративно- прикладном и изобразительном искусстве. О композиции в рисунке мы говорим здесь- композиция в рисунке.

Представьте, что перед вами плоскость листа,
абсолютно не заполненная какими- либо элементами изображения. Проще сказать- чистый лист.
Как он нами воспринимается? Естественно, плоскость листа не несет никакой информации, она воспринимается нами как бессодержательная, пустая, не организованная.
Но! Стоит только нанести на нее любое пятно, или линию, штришок и- эта плоскость начинает оживать. Это значит, что наши изобразительные элементы,
любые- пятно, линия, штрих-
вступают с ней в пространственную связь, образуя какую- либо смысловую завязку.
Проще сказать- плоскость и любой элемент на ней начинают взаимодействовать, вести диалог между собой, и начинают нам о чем- то “рассказывать”.

Так мы получаем самую примитивную композицию, которую даже трудно таковой назвать, но это уже она.

Дальше. У нас с вами есть один универсальный инструмент, дарованный нам природой, это- наши глаза, наше зрение.
Так вот, наш глаз видит и воспринимает окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях. Как это понимать?
Наше зрение способно чувствовать гармонию, и то, что не гармонично.
Наш глаз способен находить разницу между несоответствием размеров отдельных частей и всего целого, или наоборот- видеть полное соответствие. Зрение способно
ощущать сочетания цветов, которые не раздражают глаз или наоборот- могут оказаться абсолютно дисгармоничны.
Скажу больше, наше природное чутье уже с самого начала, хотите вы этого или нет, стремится к ощущению гармонии во всем. И подсознательно
обязывает по ощущению компоновать предметы и их части так, чтобы ни одна часть композиции не оказалась чужеродной или несоразмерной.
Надо только научиться прислушиваться к своим ощущениям и понимать, каким способом добиться гармоничности, то- есть, составить хорошую композицию. Любую.

Идем дальше.
Возьмем какую- либо форму, например- круг и попробуем поразмещать его в различных местах плоскости листа.
Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое.
Рисунок слева: смотрите как работает наше зрение-
казалось бы, для круга наиболее устойчивое место- это совпадение его центра с геометрическим центром плоскости листа
(проведя линии- диагонали из угла в угол листа мы получаем центр листа на пересечении этих линий).
Однако, это не все. Из- за оптической иллюзии (глаз несколько переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости)
круг воспринимается слегка сдвинутым вниз.
Чувствуете, как круг как- бы притягивается к основанию квадрата? Круг не чувствуется отчетливо ни по середине, ни ниже, и
от этого происходит непонимание его положения, ощущается дисгармония. Как добиться гармоничности? В каком положении должен
оказаться круг, что- бы мы воспринимали его в плоскости листа гармонично?
Естественно, его нужно немного сместить вверх.
Смотрите рисунок справа. Чувствуется устойчивое положение круга? Он занимает в квадрате точно свое место. Таким образом,
наша простейшая композиция будет являться более гармоничной, а значит- более правильной.

Понимание: плоскость и предмет образуют некую условную пространственную связь, которую мы можем корректировать.

Дальше..

Наша плоскость изначально имеет некую условную структуру,
даже если на ней пока нет ни одного элемента. Плоскость можно расчленить на оси- горизонтальные, вертикальные, диагональные.
Мы получаем структуру- смотрите на рисунок слева.
В центре плоскости (геометрическом центре) все силы этой скрытой структуры находятся в состоянии равновесия,
и центральная часть плоскости воспринимается активно, а нецентральные части- пассивно.
Так мы ощущаем. Такое восприятие условного пространства, так стремится найти покой наше зрение. Понимание это довольно условно, но верно.

Глаз стремится увидеть гармонию в том, что наблюдает- определяет центр нашей композиции, который для него кажется активнее, все остальное- пассивнее.
Это то, что может нам дать только изучение одной чистой плоскости листа.
Более того, это то, что может нам дать только изучение одной квадратной формы плоскость листа. Но принцип один и тот- же. Это то, что касается структуры плоскости листа.

Но этого было- бы совсем недостаточно- расчленять плоскость или составлять композицию из одного элемента на листе. Это скучно и никому не нужно, ни вам, ни зрителю.
Всегда есть больше, разнообразнее и намного интереснее.

Теперь попробуем составить еще одну композицию, но уже с несколькими участниками.
Смотрите рисунок слева. Что мы видим, что мы ощущаем? А мы ощущаем, что наша композиция не гармонична, потому как отдельные части ее не уравновешены.
Предметы сильно смещены влево, оставляя пустое, ненужное, незадействованное в композиции пространство справа.
А глаз стремится всегда все уравновешивать и добиваться гармонии. Что здесь нам нужно сделать?
Естественно, уравновесить части композиции, чтобы они гармонично составляли одну большую композицию и являлись частью одного целого.
Нужно сделать так, что- бы нашему зрению было комфортно.

Смотрите на рисунок справа. Вот так вам чувствуется гармоничнее? Думаю да. Что это значит?
При визуальном восприятии элементов и плоскости листа и при анализе их связей:
ощущается воздействие внутренних сил структуры плоскости на характер поведения изобразительных элементов.
Что это значит?
Наши учавствующие в композиции элементы взаимодействуют с условными диагональными, вертикальными и горизонтальными осями плоскости.
Мы добились устойчивого зрительного равновесия всех компонентов композиции относительно геометрического центра.
Даже если ни одна фигура здесь не находится по середине, они уравновешивают друг друга, образуя вместе центр там,
где зрение этого ожидает, по этому и смотреть на этот рисунок более комфортно чем на предыдущий.

А если добавить еще несколько элементов, то в таком случае они должны быть несколько слабее по размеру или тону (или цвету)
и в определенном месте, что- бы визуально не сбивать геометрический центр композиции, иначе придется менять расположение элементов,
что- бы добиться гармоничности снова, то- есть, гармоничного восприятия. Это что касается понятия-
геометрический центр композиции, который мы с вами сейчас ввели в изучение.

Всегда нужно стремиться к устойчивому зрительному равновесию всех компонентов композиции в различных ее
направлениях- вверх и вниз, вправо и влево, по диагонали. И композиция должна быть гармоничной с любого
положения, в любом повороте- переверните свою композицию верх ногами, или на 90 градусов, она должна быть
также приятно просматриваться, без какого- либо намека на дискомфорт. И проще считать, что геометрический
центр композиции находится на пересечении диагональных линий или немного выше, именно в этом месте глаз после
просмотра самой композиции, какая- бы она ни была, в конечном итоге останавливается и находит “отдохновение”,
успокаивается имено в этом месте, даже если на нем нет никакого предмета. Это условное место.
И гармоничной композицией считается та, когда больше не требуется ни вносить новых элементов,
ни убирать какой- либо из нее. Все учавствующие в целостной композиции действующие “лица” соподчинены одной общей идее.

Основы композиции- статичное равновесие и динамичное равновесие


Композиция должна быть гармонична и отдельные участки ее должны быть уравновешены. Шагаем дальше и разбираем следующие понятия:

Статичное равновесие и динамичное равновесие. Это способы уравновесить композицию,
способы создать гармоничность. Способы разные, так как воздействуют на наше зрение по- разному. Допустим, у нас есть две композиции.
Смотрим на рисунок слева: что мы имеем? Мы имеем композицию, в которой учавствуют круг и полосы. Здесь показано статичное
равновесие круга и полос. Как оно достигается? Во первых- если посмотреть на скрытую структуру листа композиции, то можно
понять, что она строится в первую очередь по горизонтальным и вертикальным осям. Более чем статично. Во- вторых: использованы
статичные элементы- круг и полосы, круг уравновешен полосами и не вылетает из плоскости и условный геометрический зрительный
центр располагается на пересечении диагоналей, также композиция может рассматриваться со всех сторон, не давая повода выявлению дисгармонии.

Теперь смотрим на рисунок справа. Мы видим динамичное равновесие нескольких полукругов и кругов с выделением доминанты цветом.
Как достигается динамичное равновесие? Если смотреть на скрытую структуру листа, то кроме горизонтальных и вертикальных осей
построения композии можно четко видеть использование диагональной оси. Ее присутствие, использование- выдает красный круг,
который в этой композиции является доминантой, доминантным пятном, участком, на который глаз обращает внимание в первую очередь.
Вводим понятие- композиционный центр.

Композиционный центр. Доминанта

Композиционный центр, доминанта, как это понимать:
в композиции слева есть некий композиционный центр, или- доминанта, который является завязкой композиции и которой подчиняются
все остальные элементы. Можно сказать больше: все остальные элементы усиливают значимость доминанты и “подыгрывают” ей.

У нас есть главное действующее лицо- доминанта и второстепенные элементы. Второстепенные элементы могут также разделяться
по значимости. Более значимые – акценты, и менее значимые- второстепенные элементы. Значимость их определяется только по
содержанию истории, сюжета композиции, а так все элементы композиции важны и должны быть соподчинены между собой, “закручены” в одно целое.

Композиционный центр зависит от:

1. Своей величины и величины остальных элементов.

2. Положения на плоскости.

3. Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

4. Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

5. Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов
(яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот, или хроматический цвет среди ахроматических, или теплый цвет при общей холодной
гамме второстепенных элементов, или темный цвет среди светлых…

6. Проработки. Главный элемент, доминанта- более проработан, чем второстепенные.

Композиционный и геометрический центры композиции


Продолжаем… Эта доминанта- бросающийся в глаза активный элемент, расположена атнюдь не в центре листа, но ее вес и активность поддерживается
множеством второстепенных элементов, располагающихся по диагонали дальше, напротив этой доминанты. Если провести другую диагональ,
то по обе стороны от нее “вес” композиции будет условно одинаков. Композиция уравновешена как по вертикали и горизонтали,
так и по диагоналям. Используются элементы, которые по активности отличаются от предыдущей композиции- активнее расположены и активнее по форме.
Хотя и расположены элементарно, по условной сетке и структура композиции проста, но кроме этого композиция имеет динамичное равновесие,
так как ведет зрителя по определенной траектории.

Примечание: композиция справа атнюдь не создана при помощи красок на бумаге, но уж очень мне понравилась, и сути, по большому счету,
это не меняет Это также- композиция. Продолжаем…

Вы скажете- где геометрический центр композиции? Отвечаю: геометрический центр композиции там, где и должен быть. Изначально может
показаться, что он находится там, где расположена доминанта. Но доминанта это скорее акцент, завязка композиции, то-есть- композиционный центр.
Тем не менее, мы не забываем, что есть еще и скрытая структура композиции, геометрический центр которой расположен как и в композиции слева.
Первый свой взгляд зритель обращает на композиционный центр, доминанту, но после ее рассмотрения,
и дальше после обзора всей композиции, ваш глаз все- же остановился в геометрическом центре, верно?
Проверьте сами, проследите за своими ощущениями. Он нашел там “успокоение”, самое комфортное место. Время от времени
он снова рассматривает композицию, обращая внимание на доминанту, но потом опять успокаивается в геометрическом центре.
Потому и называется такое равновесие- динамичным, оно вносит движение- зрительное внимание не
рассеяно равномерно по всей композиции, а идет по определенному ходу, который создал художник. Ваш глаз найдет в композиционном центре
движение, но не сможет там успокоиться. И именно при удачном построении композиции, а именно- правильном использовании геометрического центра,
она гармонично просматривается с любого поворота. А композиционный центр- с него начинает вести диалог со зрителем композиция,
это- участок композиции, позволяющий управлять вниманием зрителя и направлять его в нужном направлении.

Статичная композиция и динамичная композиция

Вот мы подошли к следующим терминам, которые нужно нам с вами рассмотреть. Эти термины отличаются по смыслу от статического равновесия
и динамического, смысл: уравновешивать можно любую по характеру композицию разными способами. Итак… Что такое
статичная композиция? Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой
элементы в целом производят впечатление ее устойчивой неподвижности.

1. Композиция, в основе которой можно визуально отчетливо наблюдать использование для построения скрытую структуру листа.
В статичной композиции существует условный порядок построения.

2. Предметы для статичной композиции выбираются более близкие по форме, по массе, по фактуре.

3. Присутствует некая мягкость в тональном решении.

4. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвета.

Динамичная композиция, соответственно, строиться может по обратному. Это состояние композиции, при котором
сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Повторяю: но, какая- бы композиция не была, всегда нужно стремиться к устойчивому зрительному равновесию
всех компонентов композиции в различных ее направлениях- вверх и вниз, вправо и влево, по диагонали.

И композиция должна быть
гармоничной с любого положения, в любом повороте- переверните свою композицию верх ногами, или на 90 градусов, общими массами и
цветовыми/тональными пятнами она должна быть также приятно просматриваться, без какого- либо намека на дискомфорт.

Основы композиции- упражнения


Дополнительные упражнения можно выполнять гуашью, как аппликацию, цветными карандашами и прочими материалами, с которыми ваша душа пожелает работать.
Вы можете выполнять начиная с того упражнения, которое вам больше всего покажется легким или интересным, и до самого сложного.

1. Уравновесьте на квадратной плоскости несколько простых по форме элементов.
По этому- же принципу выполните композицию простого пейзажного мотива.

2. Из простых стилизованных мотивов природных форм выполните эскиз замкнутой композиции
(не выходящей за рамки картины), заключенной в формат листа. Замкнутая композиция- действие закручивается только в том пространстве,
которое вы используете, полная досказанность. В композициях имеется ход по кругу.

3. Организуйте по принципу динамичной композиции (ассиметричное расположение фигур на плоскости) несколько
треугольников и кругов, варьируя цвет, светлоту фигур и фона.

4. Применяя принцип членения элементов композиции, уравновесьте в прямоугольном формате несколько фигур
различной конфигурации. По этому принципу выполните простую композицию на произвольную тему.

5. Из простых стилизованных мотивов природных форм, применяя принцип членения элементов, выполните эскиз открытой композиции. Открытая композиция,
это композиция, которую можно развивать дальше- в ширь и в высоту.

6. Расчлените плоскость листа на условную структуру по ощущению и составте на ее основе композицию: решение черно- белое.

Выразительные средства композиции


К выразительным средствам композиции в декоративном и прикладном искусстве относят линию, точку, пятно, цвет, фактуру…
Эти средства являются в то же время и элементами композиции. Исходя из поставленных задач и целей и учитывая возможности определенного материала,
художник использует необходимые выразительные средства.

Линия- основной формообразующий элемент, передающий наиболее точно характер очертаний любой формы. Линия выполняет
двойную функцию, являясь одновременно средством изображения и средством выражения.

Существуют три вида линий:

Прямые: вертикальные, горизонтальные, наклонные

Кривые: окружности, дуги


Кривые с переменным радиусом кривизны: параболы, гиперболы и их отрезки

Выразительность ассоциативного восприятия линий зависит от характера их начертания, тонального и цветового звучания.

Линии передают:

Вертикальные- стремление вверх

Наклонные- неустойчивость, падение

Ломаные- переменное движение

Волнистые- равномерное плавное движение, качание

Спиральные- замедленное вращательное движение, ускоряющееся к центру

Круглые- замкнутое движение

Овальные- устремление формы к фокусам.

Толстые линии выступают вперед, а тонкие отступают в глубь плоскости. Выполняя эскизы композиции, создают комбинации из тех
или иных линий, пятен, стимулирующих проявление ее пластических и цветовых свойств.

Точка- в качестве одного из выразительных средств широко применяется во многих произведениях декоративно-
прикладного искусства. Она способствует выявлению фактуры изображения, передаче условного пространства.

Пятно применяют при ритмической организации неизобразительных орнаментальных мотивов. Пятна различной конфигурации,
организованные в определенную композицию, приобретают художественную выразительность и, эмоционально воздействуя на зрителя, вызывают у него соответствующее настроение.

Художники в своих произведениях часто используют в качестве изобразительных элементов геометрические фигуры:
круг, квадрат, треугольник. Композиции из них могут символизировать движение времени, ритмы жизни человека.

Ритмическая организация орнаментальных
мотивов из неизобразительных элементов (пятен абстрактной конфигурации, силуэтов геометрических фигур), объединенных в композиционные
структуры, становится средством художественной выразительности.

Еще средства композиции


1. Соподчинение: человек в первую секунду начинает воспринимать композицию как
силуэтное изображение на определенном фоне: площадь силуэта, рисунок контурной линии, степень компактности, тон, цвет, фактуру поверхности и так далее.

2. Симметрия и асимметрия: Действенным средством
достижения равновесия композиции служит симметрия- закономерное расположение элементов формы относительно плоскости, оси или точки.

Асимметрия- гармония асимметричной композиции достигается сложней, она основывается на применении
сочетания различных закономерностей построения композиции. Однако композиции, построенные на принципах асимметрии, нисколько
не уступают в эстетической ценности симметричным. При работе над ее пространственной структурой художник сочетает симметрию и асимметрию,
акцентируя внимание на доминирующей закономерности (симметрия или асимметрия), использует асимметрию для выделения главных элементов композиции.

3. Пропорции- это количественная взаимосвязь отдельных частей композиции между собой и с целым,
подчиняющаяся определенному закону. Композиция, организованная пропорциями, воспринимается значительно легче и быстрее, чем визуально не организованная масса.
Пропорции подразделяются на модульные (арифметические), когда взаимосвязь частей и целого слагается путем повторения единого заданного размера,
и геометрические, которые строятся на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений форм.

4. Нюанс и контраст: нюансные отношения- незначительные,
слабо выраженные различия предметов по величине, рисунку, фактуре, цвету, расположению в пространстве листа. Как средство композиции
нюанс может проявляться в пропорциях, ритме, цветовых и тональных отношениях, пластике.


Контраст: он заключается в резко выраженном противопоставлении элементов композиции. Контраст делает картинку заметной, выделяет ее среди других.
Различают контрасты: направления движения, размера, условной массы, формы, цвета, света, структуры или фактуры. При контрасте направления
горизонтальное противопоставляется вертикальному, наклон слева направо- наклону справа налево. При контрасте размера высокое противопоставляется
низкому, длинное- короткому, широкое- узкому. При контрасте массы визуально тяжелый элемент композиции располагается вблизи от легкого.
При контрасте формы “жесткие”, угловатые формы противопоставляются “мягким”, скругленным. При контрасте света светлые
участки поверхности противопоставляются темным.

6. Ритмом называется определенная упорядоченность однохарактерных элементов композиции,
создаваемая путем повторения элементов, их чередования, нарастания или убывания. Простейшая закономерность, на основе которой
строится композиция- это повторность элементов и интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим повтором.

Метрический ряд может быть простым, состоящим из одного элемента формы, повторяющегося через равные промежутки пространства
(а), или сложным.

Сложный метрический ряд состоит из групп одинаковых элементов (в)
либо может включать отдельные элементы, отличные от основных элементов ряда по форме, размерам или цвету (б).

Значительно оживляет форму сочетание нескольких метрических рядов, объединенных в одну композицию. В целом метрический порядок выражает статичность, относительный покой.

Определенную направленность можно придать композиции, создавая динамический ритм, который строится на закономерностях геометрических
пропорций путем увеличения (уменьшения) размеров подобных элементов или на закономерном изменении интервалов между одинаковыми элементами ряда
(а – д). Более активный ритм получается при одновременном изменении величины элементов
и интервалов между ними (е).
При увеличении степени ритма усиливается композиционная динамика формы в сторону
сгущения ритмического ряда.

Для создания ритмического ряда можно использовать закономерное изменение интенсивности цвета.
В условиях метрического повтора иллюзия ритма создается в результате постепенного уменьшения или увеличения интенсивности цвета элемента.
При изменяющихся размерах элементов цвет может усиливать ритм, если рост его интенсивности происходит одновременно с увеличением размеров
элементов, либо визуально уравновешивать ритм, если с увеличением размеров элементов интенсивность цвета уменьшается. Организующая роль
ритма в композиции зависит от относительной величины элементов, составляющих ритмический ряд, и от их количества (для создания ряда нужно
иметь не менее четырех-пяти элементов).

7. Цвет. Подробнее информация по цвету здесь- основы цветоведения.

Теплые яркие цвета применяются для выявления активных элементов композиции. Холодные цвета визуально удаляют их. Цвет активно действует на
психику человека, способен вызывать самые различные чувства и переживания: радовать и огорчать, бодрить и угнетать. Цвет действует на
человека независимо от его воли, так как до 90 % информации мы получаем посредством зрения. Экспериментальные исследования показывают,
что наименьшая утомляемость глаз возникает при наблюдении цвета, относящегося к средней части спектра (желто-зеленая область).
Цвета этой области дают более устойчивое цветовое восприятие, а крайние участки спектра (фиолетовые и красные) вызывают наибольшую
утомляемость глаз и раздражение нервной системы.

По степени воздействия на психику человека все цвета разделяются на активные и пассивные. Активные цвета (красный, желтый, оранжевый)
действуют возбуждающе, ускоряют жизнедеятельные процессы организма. Пассивные цвета (синий, фиолетовый) оказывают противоположное действие:
успокаивают, вызывают расслабление, снижение работоспособности. Максимальная работоспособность наблюдается при действии зеленого цвета.

Естественна потребность человека заключается в цветовой гармонии = подчинении всех цветов
композиции единому композиционному замыслу. Все многообразие цветовых гармоний можно разделить на нюансные сочетания, основанные
на сближении (идентичность тональности, светлоты или насыщенности), и контрастные сочетания, основанные на противопоставлении.

Существует семь вариантов цветовой гармонии, построенных на сходстве:

1. одинаковая насыщенность при разных светлоте и цветовом тоне;

2. одинаковая светлота при различных насыщенности и цветовом тоне;

3. одинаковый цветовой тон при различных насыщенности и светлоте;

4. одинаковые светлота и насыщенность при разном цветовом тоне;

5. одинаковые цветовой тон и светлота при разной насыщенности;

6. одинаковые цветовой тон и насыщенность при разной светлоте;

7. одинаковые цветовой тон, светлота и насыщенность всех элементов композиции.

При изменяющейся тональности гармонии можно достичь путем сочетания двух главных и промежуточного цветов (например, желтого,
зеленого и горчичного) либо при контрасте тональности. Контрастные сочетания составляют из дополнительных цветов (например, красного
с холодным зеленым, синего с оранжевым, фиолетового с желтым…) или из триад, включающих цвета, равноотстоящие на цветовом круге
(например, желтый, пурпурный, зелено-синий, красный, зеленый и сине-фиолетовый). Цветовую гармонию образуют не только сочетания
хроматических цветов но и насыщенных хроматических с ахроматическими (синего и серого, коричневого и серого и так далее).

Упражнения еще…

1. Выполните зарисовку природного мотива линией и пятном

2. Выполните тематическую композицию, используя графические средства выражения- линию, пятно, точку

3. Из свободно размещенных в пространстве предметов составьте уравновешенную композицию
натюрморта, не прибегая к перспективным сокращениям предметов и пространственным планам

8. Расчлените плоскость круга, вписанного в квадрат (черно- белое решение), и из расчлененных кругов составте
раппопортную композицию. Можете то- же самое проделать и с другими геометрическими фигурами.

Художник и композиция


Теперь речь пойдет не о том, как составить композицию, а скорее о силах, побуждающих созидать ее. Эти силы намного сильнее и работоспособнее,
чем бы вы досконально и приделяя множество часов изучали технические моменты ее создания, но скупясь вкладывать в процесс хоть капельку
своей души. Это сильная мотивация, побуждающая сила. Вы- художник, независимо от того, какими знаниями и навыками обладаете и на
каком этапе развития находитесь. Вы- ХУДОЖНИК, творческая личность. Перед созданием композиции, любой, вы вынашиваете идею, думаете,
ощущаете эмоции, наблюдаете ее созидание еще внутри себя. Некоторым из нас она снится во сне, некоторые из нас день ото дня
пребывают под воздействием этого волшебного процесса, иногда он просто мешает нам жить как все обычные люди, потому как мы творим
с самого начала ее еще внутри себя. Любая композиция, любое творение это сублимация тех ощущений и переживаний, которые сопровождают
художника и растут в нем, в его сознании. И вот, однажды, в один момент, вы понимаете, что вот оно, творение, оно теперь может
родиться на свет и вы поняли, наконец, что должны делать. И композиция- рождается. Теперь ничто не может остановить ваш творческий процесс.
А по большому счету, композиция это- настроение художника, мысли, та самая идея, которую он выплескивает на безжизненную плоскость
листа или холста, заставляя их ЖИТЬ своей, своеобразной жизнью, не похожей на все остальные. И даже если художник не очень силен в
изучении законов составления композиции на листе, творческая сила созидания во много раз сильнее, все остальное-
дело наживное. Не бойтесь выражать свои мысли и ощущения. Дерзкие и простые, загадочные и злые,
радостные и фантастические…. никто не расскажет о ваших мыслях лучше, только вы сами.



paintmaster.ru

Использование геометрии в композиции

Что первое приходит вам на ум, когда вы думаете о композиции? Правило третей, заполнение кадра, направляющие линии, глубина, ритм. Если вы действительно подкованы в этой теме, то можете думать о перспективе, углах и цвете.

Мир художественной композиции включает в себя немного больше, чем вы привыкли думать. Не переживайте, не так все сложно. Также как и с основными правилами композиции, вы можете тренировать свое видение, чтобы находить другие композиционные правила, делая фотографии более интересными и динамичными, чем раньше.

Изучение продвинутых композиционных приемов проще, чем вы думаете. Вам нужно сосредоточиться только на одном слове: Геометрия.

Конечно, знания средней школы могут иметь большое влияние на композицию ваших снимков. На самом деле, художники могут подсознательно определить форму через видоискатель, но они не обязательно смогут объяснить другим, как они это делают. Я объясню вам

Прямоугольники

Использование прямоугольников имеет сходство с правилом третей. Тем не менее, вместо разбиения кадра на равные части, вы можете использовать прямоугольники разных размеров, чтобы создать композицию. На этом изображении два прямоугольника – в нижней и левой части кадра, работают вместе, выделяя объект съемки.

Окружности

Я люблю использовать окружности в фотографиях. Вы можете передать определенную энергию движения и вести взгляд зрителя по кольцевой линии в кадре. Можете использовать полные круги, половину или часть круга, а также дуги. Использование окружностей в этом снимке уводит взгляд в глубину сцены, к отражению горы в воде и самой горе на заднем плане.

Треугольники

Треугольники, пожалуй, самая простая форма, которую можно найти в изображении. Вернитесь назад и просмотрите фотографии, вы обязательно найдете треугольники. Они создают интересную композицию и привлекают внимание к фотографии. Отдельные секции вдоль забора создают направление для взгляда, приводя его к горе, которая также представляет собой треугольник.

Многоугольники

Возможно, вы пока не представляете себе, как использовать многоугольники для ваших фото. Но их использование способно значительно улучшить визуальное восприятие. На этом изображении многоугольник создан цветами на переднем плане и создает контраст между светлыми и темными участками.

Квадраты

Квадраты – это прекрасное обрамление, интересны также кадры с повторением фигур в виде квадратов. На этом изображении большой квадрат образован в центре кадра моделью и креслами. Также квадраты есть на фоне, образованном книжными полками.

Арки

Арки  – это производные формы от кругов. Но чаще всего это не самодостаточная форма. Форма сердца из рук на заднем плане создается тремя арками, в которые заключен цветок.

Параллельные и сходящиеся линии

Использование линий бывает весьма эффективным. Можно использовать параллельные и сходящиеся линии не только для фоновых элементов, но и для направления взгляда зрителя. На снимке ниже  спинки скамеек параллельны друг другу, а сами скамейки образуют симметричные сходящиеся к объекту съемки линии.

Пространство: соотношение и равновесие

Понимая, как использовать пространство, можно добавить изображению дополнительную притягательность и историю, которую оно рассказывает. Посмотрите на эту фотографию. Композиционно она довольно проста. Ближе к зрителю находится скамейка, а впереди и позади нее достаточно много свободного пространства. Эти элементы позволяют зрителю придумать историю, исходя из собственного опыта и эмоций.

Потратьте на каждый элемент немного времени, чтобы набить руку и научиться использовать эти композиционные приемы. Вы не станете сразу же мастером, но получите большое удовольствие от обучения и совершенствования своих фотографий.

Автор: Christina N Dickson

photo-monster.ru

» Построение композиции. Треугольники

Правило треугольника является одним из лучших композиционных приемов, которые вы можете использовать в уличной фотографии для гармоничного заполнения кадра, придания снимку баланса и движения. Выражаю благодарность Патрику Брайану, который вдохновил меня на написание этой статьи.

Йозеф Куделка, «Цыгане», «Мальчики-скелеты»

© Йозеф Куделка / Магнум Фото. Словакия. Жегра. 1967. «Цыгане».

По моему мнению, Йозеф Куделка – один из лучших фотографов в истории человечества. Его фотографии наполнены чистой энергией и отличаются прекраснымикомпозициями, которые придают его работам целостность.

При съемке нескольких объектов Куделка в своих композициях часто использует треугольники, что можно наблюдать в одной из его лучших книг – «Цыгане».

Например, взгляните на фото выше, на котором изображена троица мальчиковс поднятыми и согнутыми в локтях руками, раздувающих грудные клетки. Ребята чем-то похожи на пугала, при этом выступающие ребра выглядят немного гротескно – они напоминают живых скелетов. Но в то же время, это довольно веселая фотография. Я помню времена, когда пацаном я делал то же самое, чтобы повыпендриваться. Поэтому фотография великолепна в первую очередь с точки зрения содержания (что на самом деле происходит на снимке). И, конечно, на заднем фоне можно увидеть других детей (например, контур девочки с короткими волосами), с интересом наблюдающих за происходящим.

Схема 1: Обратите внимание, как эти трое ребят прекрасно уравновешивают друг друга.

При съемке нескольких объектов лучше всего расположить объекты по трое. Что вам приходит на ум, когда вы думаете о тройках в народном творчестве? Три поросенка, три медведя, три богатыря, три толстяка так далее.

Поэтому, прежде всего, Куделке удалось достичь гармонии, захватив трех ребят в одном кадре. Если присмотреться, в каре можно также заметить повторяющиеся треугольные формы грудных клеток детей:

Схема 2: Обратите внимание на треугольные формы грудных клеток.

Давайте не будем останавливаться и найдем все треугольники в кадре:

Схема 3: Другие треугольные формы, формирующие снимок.

Теперь вопрос, который вы можете задавать себе– были ли эти формы выстроены Куделкой намеренно?

Мне кажется, что эту композицию он создал интуитивно, равномерно расположив трех детей (см. схему 1). Сознательно ли он создавал малые треугольники на схеме 3? Неизвестно. Важно то, что эта композиция работает. Иногда это происходит намеренно, иногда – без умысла. В любом случае мы наблюдаем замечательный образ с точки зрения повествования, а также композиции. Это один из моих любимых снимков Куделки, поскольку он демонстрирует гармонию содержания (того, что происходит в кадре) и формы (композиции).

Давайте рассмотрим еще один снимок Куделки:

Йозеф Куделка, «Цыгане», «Лежащий человек»

© Йозеф Куделка / Магнум Фото / ЧЕХОСЛОВАКИЯ. Словакия. Ракурсы. 1966. «Цыган».

Треугольники постоянно повторяются в работах Куделки, особенно в его проекте «Цыгане» (одна из моих любимейших книг).

На этом снимке вы видите человека, непринужденно лежащего на кровати, с гордостью демонстрирующего портрет в рамке и большую металлическую монету. Я не знаю точной предыстории этого снимка, но мне кажется, что на портрете изображен тот самый лежащий на кровати человек, но в молодые годы. Про монету мне сложно сказать что-либо определенное. Возможно, это символ денег или власти. В любом случае мне нравится невозмутимое выражение этого мужчины, его раскованность и гордый взгляд.

 

Обратите внимание на 3 основные темы и лица в кадре. «Живое» лицо сверху, нарисованное лицо слева и металлическое лицо справа.

Повторюсь – на мой взгляд, автору удалось передать завершенность композиции благодаря присутствию в кадре трех основных тем. Прежде всего, это лежащий человек. Во-вторых, мужчина в рамке. В-третьих, лицо на гигантской монете.

Эти образы прекрасно сбалансированы и идеально заполняют кадр. А тот факт, что на снимке изображены три лица (в разных версиях: одно – реальное, другое – на картине, третье – из металла), делает его еще более необыкновенным.

Йозеф Куделка, «Цыгане», «3 парня»

© Йозеф Куделка / Магнум Фото / ЧЕХОСЛОВАКИЯ. Кадан. 1963. «Цыгане».

Последний пример из работ Куделки – это снимок трех представителей народности Рома (политически корректный термин). Я обожаю этот снимок по нескольким причинам. Прежде всего,мне нравится обрамление снимка. Куделка сделал этот снимок из-за дверного проема, поместив находящихся в комнате мужчин в красивую прямоугольную рамку.

Обратите внимание на первую рамку двери в кадре

Кроме того, мне нравится, как эти трое парней в разных позах гармонично вписались в треугольную форму. Мужчина посередине выглядит расслабленным. Слегка сгорбившись, он сидит на стуле, опершись на его спинку. Парень слева в красивом жилете с галстуком и шляпе сложил руки вместе на уровне талии. Мужчина в шляпе в дальнем правом углу, тоскующе подпирает голову рукой, что свидетельствует об усталости, невеселом настроении или глубокой задумчивости.

Снова три объекта, опять треугольник

Мне также нравится вертикальный аспект этого кадра –множественные «ножки» и четкие вертикалив кадре:

Обратите внимание на «ножки» в центре кадра и расположение объектов в кадре.

Я не думаю, что Куделка целенаправленно искал в кадре все эти вертикальные «ножки». Но мне кажется, что расположение трех объектов треугольником было сделано намеренно.

Алекс Уэбб, Стамбул, «Телефонная будка»

© Алекс Уэбб / Магнум Фото / Турция. Стамбул. 2001 года.

Алекс Уэбб также мастерски использует треугольники в своих работах.

На этом снимке к своей книге «Стамбул» он создал 3 разных слоя: первый – человека на ближнем фоне справа, второй – пожилой человек внизу посередине, стоящий немного дальше, и третий – охранник на дальнем фоне сверху. Эти три объекта объединены в треугольник:

Обратите внимание на 3 основных объекта в кадре, их глубину относительно друг друга и объединяющий их треугольник.

Алекс Уэбб, Стамбул, «Дети, играющие с мячом»

Давайте рассмотрим другой пример:

Что мне нравится в этом кадре – это сюрреалистический эффект. На первый взгляд, композиция выглядит достаточно обычно: парень в центре набивает мяч.Однако в углу выглядывает голова другого ребенка, который свисает откуда-то со стороны. На самом деле парень, вероятно, повис на каком-то гимнастическом снаряде, чтосоздает странный и сюрреалистический образ.

© Алекс Уэбб / Магнум Фото / Турция. Стамбул. 2004 год.

Уэббу удалось гармонично совместить элементы снимка в треугольную композицию:

Обратите внимание, как все три элемента отлично соединились в треугольную форму.

На мой взгляд, настоящей «изюминкой», завершающей этот образ, является мяч, зависший в правом верхнем углу. Без мяча, снимок казался бы пустым.

Если бы на снимке не было мяча, это отвлекало бы внимание зрителя. На что в правом верхнем углу смотрит паренек в центре снимка? Здесь отсутствует важный элемент, и композиция без мяча теряет свою треугольную форму.

Я понятия не имею, что за историю придумал автор. Но я точно знаю, что для Уэбба (либо во время съемки или во время редактирования) мяч в правом верхнем углу сыграл огромную роль в этом снимке. Без мяча в правом верхнем углу треугольной композиции бы не было, и снимок казался бы пустым.

Алекс Уэбб, Куба, «Женщина и 3 собаки»

Приведу последний пример из работ Уэбба – это загадочный образ женщины на Кубе с тремя окружающими ее собаками:

© Алекс Уэбб / Магнум Фото / КУБА. Матансас. 2008 год.

Что мне действительно нравится в этом снимке – это настроение и выражение женщины в центре, которая с тоской смотрит в сторону, прижав кулак к груди. Ее клетчатая рубашка придает снимку красивую текстуру.

Однако самое интересное – это троица собак. Прежде всего, они формируют небольшой треугольник:

Обратите внимание, как 3 собаки сформировали треугольник

Еще более интересный факт – все собаки смотрят в разные стороны, что добавляет ощущение напряженности и «растягивает» женщину в разных направлениях:

Все три собаки устремились в противоположных направлениях, создавая эффект напряженности вцентре

Собаки,смотрящие в3-х разных направлениях, придают ощущение напряженности. Это напоминает мне времена Римской империи, когда римляне часто привязывали конечности захваченных пленных к четырем лошадям, а затем хлестали этих лошадей, пуская из вскачь, тем самым разрывая человека на части. Я уверен, что Уэбб этим снимком хотел передать что-то другое, но,тем не менее,это что-то создает некоторую напряженность.

Дэвид Алан Харви, Куба, «Уличная сцена»

Последнее изображение, которым я хочу поделиться для иллюстрации треугольных композиций, – это снимок, сделанный Дэвидом Аланом Харви, одним из моих любимейших уличных фотографов.

© Дэвид Алан Харви / Магнум Фото / КУБА. Тринидад. 1998 год. «Уличная сцена».

На первый взгляд, этот снимок достаточно прост. Из угла выглядывает рука, указывающая на черную собаку, а в другом углу изображена маленькая девочка. Мне кажется, что все красота исходит из этого минимализма, состоящего из 3-х объектов. И снова из этих объектов мы можем создать треугольник:

Обратите внимание, что в кадре снова 3 основные темы

Однако этот снимок отличается тем, что в нем присутствует движение – глаза разбегаются по всему кадру.Сначала вы смотрите на палец, указывающий на собаку, потом на хвост собаки, направленный в сторону девочки,а затем на девочку, которая бежит в левую сторону, затем снова на руку. Это создает бесконечный цикл, который повторяется в вашей голове снова и снова:

Движение на этом снимке не останавливается. Это живой образ.

Я также хочу поделиться некоторыми из своих снимков, в которых мне, на мой взгляд, удалось удачно применить треугольник для построения композиции:

Эрик Ким, Мумбаи, 2012

© Эрик Ким, Мумбаи, 2013

Это один из моих любимых снимков, который я сделал во время поездки к своему приятелю Каушалу Париху в Мумбаи. На это сцену мы наткнулись, когда бродили с Каушалом по улицам. На скамейке сидел мальчик, а на дальнем фоне справа отдыхал пожилой человек (возможно, его дедушка). Кроме того, сверху можно заметить интересную фреску, изображающую человека (не знаю, кто это такой, но , похоже, что-то связанное с религией).

Когда я делал снимок, я видел все три элемента, при этом я сделал около 5 разных снимков. Этот вышел лучше всего. Обратите внимание, что на снимке я изобразил три различных объекта, трех разных людей. Основной темой является мальчик (молодость), затем пожилой человек справа (старость) и картина вверху (религия?)

 

Обратите внимание на 3 различных типа людей, которых я запечатлел – молодой мальчик, пожилой человека и человек сверху, связанный с религией.

Резюме

Треугольники являются отличным композиционным инструментом в уличной фотографии. Лучше всего применять этот прием, когда у вас на примете есть 3 объекта, и вы можете равномерно распределить их в кадре. Это не обязательно должны быть люди. Это могут быть конечности тела, объекты, животные и т.д.

Треугольники в композиции дают зрителю ощущение баланса, прекрасно заполняя содержание кадра.

Поэтому постарайтесь в ваших работах время от времени использовать треугольники – либо сознательно во время съемки, либо когда редактируете готовые снимки, пытаясь понять, чем нравится вам та или иная фотография. Потому как иногда вы создаете треугольники намеренно, а иногда случайно. В конце концов, вам удастся получить отличный снимок.

Автор: Эрик Ким


journal.foto.ua

Как составляются композиции из геометрических фигур

Очень часто в мире художников встречаются картины, в значительной степени отличающиеся от масляных и пастельных полотен. Они больше напоминают чертежи, узоры, эскизы и совсем непонятны простому зрителю. Сейчас мы поговорим про композиции из геометрических фигур, обсудим, какими они бывают, какую нагрузку несут и почему вообще занимают столь почетное место в искусстве рисунка и живописи.

Простые композиции

Каждый мастер кисти, который начинал свой путь с художественной школы, ответит вам, что точные линии, геометрические фигуры и их сочетания – это первое, чему учат там. Так устроено наше зрение и мозг, что если изначально научиться гармонично сочетать между собой простые формы, то в дальнейшем рисовать сложные картины будет проще. Композиции из геометрических фигур позволяют нам почувствовать равновесие картины, зрительно определить ее центр, вычислить падение света, определить свойства ее составляющих.

Стоит отметить, что, несмотря на четкость и прямоту подобных изображений, рисуются они исключительно от руки, без линеек и прочих вспомогательных предметов. Параметры фигур измеряются с помощью пропорций, которые могут быть расположены в двухмерном измерении (плоская картина), а могут уходить в перспективу, в единую точку схода всех линий.

Начинающие художники рисуют композиции из геометрических фигур в двух измерениях. Для подобных картин выбирается одна из сторон – план или фасад. В первом случае все фигуры изображаются в «виде сверху», то бишь конус и цилиндр становятся кругом, призма приобретает форму своего основания. Если фигуры изображаются в фасаде, демонстрируется одна из их сторон, чаще всего передняя. На картинке мы видим треугольники, квадраты, параллелограммы, и проч.

Трехмерные картины

Для того чтобы развить абстрактное мышление и чувство перспективы, художники учатся изображать композиции из геометрических фигур объемных, которые уходят в перспективу. Такое изображение считается трехмерным, а для того чтобы перенести его на бумагу, нужно четко все себе представить. Подобные техники рисунка актуальны в строительных и архитектурных ВУЗах, они применяются в качестве упражнений. Однако студенты нередко из этих «живописных этюдов» делают настоящие произведения искусства, рисуя невероятные врезки фигур, рассекая композиции плоскостями и полуплоскостями, изображая картины в сечении.

В общем, можно сказать, что четкость, линейность – основные свойства, которыми обладает любая композиция из геометрических фигур. Рисунок в то же время может быть статичным или динамичным – это зависит от типа изображаемых фигур и от их расположения. Если на картине преимущественно конусы, трехгранные призмы, шары, то она словно «летит» – это однозначно динамика. Цилиндры, квадраты, четырехгранные призмы относятся к статике.

Примеры в живописи

Геометрические формы нашли свое место и в живописи, наряду с романтизмом и прочими направлениями. Ярким примером тому является художник Хуан Грис и его самая знаменитая картина «Мужчина в кафе», которая, словно мозаика, состоит из треугольников, квадратов и окружностей. Еще одна абстрактная композиция из геометрических фигур – холст «Пьеро», художника Б. Кубишта. Яркая, четкая и очень своеобразная картина.

fb.ru

Пример композиции, вписанной в уравновешенный треугольник

Все
значимые точки компоновки (углы
треугольника) уравновешивают друг друга
относительно центра листа, являющегося
одновременно приблизительным центром
композиции и треугольника. То есть, нет
явного стремления к опрокидыванию
треугольника в ту или другую сторону.
Кроме того, рисунок отвечает и основным
теоретическим правилам: облегченный
низ – условная сдвижка вверх, ненагруженная,
высветленная правая сторона – условная
сдвижка влево.

Итак,
после всего вышесказанного и увиденного,
становится очевидно, что все манипуляции
с композицией локальны и интуитивны:
правила существуют как факт, но пользуется
ими ученик по собственному усмотрению,
полагаясь на свое внутреннее чувство
гармонии и равновесия. Именно поэтому
так важны практические упражнения,
развивающие эти умения. Следует также
отметить, что изучаются академические
приемы компоновки, которые при достаточном
уровне подготовки могут умышленно
нарушаться автором для усиления
эмоционального воздействия работы,
как, например, в ряде импрессионистических
произведений.

Практические занятия:

Задание
1: «Линейная композиция»

Этапы:

1).
Создать композицию, элементами которой
являются три вида геометрических фигур:
прямоугольник (квадрат), круг, треугольник
и заключить их в произвольную рамку,
учитывая все вышеизложенные правила.
При этом должны применяться «активные
пере сечения» и не допускаться «поцелуи».
Также ограничивающая линия одной фигуры
не может быть продолжением стороны
другой. Желательно не «сажать» элементы
на одном уровне, в ряд. Рисунок в карандаше
небольшого размера: не больше ? листа
А-4.

Рисунок
Н.Ш.

«Неактивное
пересечение»

«Поцелуй»
«Совмещение сторон»

2).
Обсудить работу и, если композиция не
уравновешена, совместно исправить ее.
При необходимости задание повторить.

Вариант
1 – Удачная
композиция

Вариант
2 – Неуравновешенная
композиция

Вариант
3
– Уравновешенная композиция

3).
Разделить лист А-4 на 4 равные части от
руки карандашом.

Вписать
в каждую из полученных («заданных»)
рамок свою композицию из того же набора
геометрических фигур, добиваясь их
гармоничности. Если изначально работы
получались удачными, то можно ограничиться
тремя рисунками.

4).
Рассмотреть композиции, откорректировать.
Попросить ученика перерисовать,
пропорционально увеличивая, понравившуюся
ему работу на лист А-4, отметив, что рамка
в два раза его меньше. Обвести фигуры
по карандашному контуру так, чтобы
пересекающиеся элементы были разных
цветов, но общее тоновое решение
получилось бы гармоничным. Например,
избегать деления рисунка на правую
«теплую» сторону и левую «холодную» и
т. п. Это упражнение – первый шаг в
развитии глазомера и в постижении азов
построения. Необходимость соотносить
элементы, вынужденные элементарные
промеры оттачивают внимание и
последовательность процессов исполнения.
Требование рисовать без линейки развивает
твердость руки.

ПРИМЕРЫ:

Рисунок
Н.Ш.

Рисунок
В.К.

Задание
2: «Цветовая композиция (линейная
композиция с заливкой)»

Этапы

1.
Взять выполненный в карандаше лист с
четырьмя (тремя) композициями и выбрав
любую, отличную от пропорционально
увеличенной, обвести фломастерами
фигуры по контуру.

2.
Залить места пересечений или не вошедшие
в пересечения части фигур одним из
принадлежащих данным элементам цветов.
Например, если оконтуренный красным
треугольник наложен на желтую окружность,
то пересечение будет либо желтым, либо
красным. Если же пересечение остается
бесцветным, то оставшиеся части круга
и треугольника закрашиваются,
соответственно, желтым и красным тоном.

3.
На световом столе, через стекло, на
цветном ксероксе сделать копию обведенной
пропорционально увеличенной работы.

4.
Превратить копию линейной композиции
в цветовую. При этом надо учитывать, что
появляющиеся цветные пятна, располагаются
и окрашиваются вариативно. В зависимости
от выбранного расположения и тонировки
заливаемых мест можно как «разрушить»
гармонию первоначального линейного
варианта, так и придать ему большую
красочность и эмоциональность, сохранив
равновесие форм. Иногда приходится
сделать несколько работ, чтобы путем
сравнения выбрать лучшую.

Упражнение
не только стимулирует композиционные
навыки, но и оттачивает цветовосприятие.

ПРИМЕРЫ

Рисунок
Н.Ш.

Рисунок
Н.Ш.

Задание
3: «Предмет из геометрических фигур»

Учитывая
правила размещения единичного предмета
на листе, требования к пересечениям и
заливке придумать и изобразить предмет
из стандартных геометрических фигур.
Чаще всего рисуются животные – можно
посмотреть формы и пропорции тел в
иллюстрированной энциклопедии, обсудить,
какая фигура подойдет для лапы или
головы (начальная подготовка к освоению
построения предметов), но не исключены
кресла из треугольников и квадратов,
деревья из кругов и т. д. В любом случае
активизируется творческое мышление.
Задание может быть четко определено
преподавателем (птица из треугольников,
машина из прямоугольников и кругов) или
предложено учеником самостоятельно.
Количество типов графических элементов
и сами типы фигур либо задаются учителем,
либо выбираются автором. Останавливаясь
на том или ином варианте, арт-терапевт
ориентируется на уровень подготовки,
состояние и личностные характеристики
пациента.

Этапы

Сделать
карандашный эскиз предмета.

Проанализировать
и откорректировать совместно с
преподавателем.

Поместить
на листе.

Обвести
фломастером по контуру.

Выполнить
заливку (возможны вариации).

Дать
название или написать краткий текст.

Обсудить
работу.

ПРИМЕРЫ

Рисунок
Н.Ш.

Птица из треугольников «Орел»

Рисунок
А.С.

Птица из треугольников «Петух»

Рисунок
Ж.К.

Слон из треугольников, квадратов

Уравновешенная

Рисунок
А.О.

Черепаха из треугольников и прямоугольников

Рисунок
А.О.

Олень из прямоугольников и треугольников

Рисунок
«Слон» выделяется тем, что в нем
просматривается как слон (на мой взгляд,
с меньшим сходством), так и ослик,
опустивший голову. Однако, если автор
настаивает именно на таком видении
животного, не стоит его разубеждать,
заставлять переделывать. Лучше включить
«слона» в последующие работы (например,
в линейный натюрморт). Добиться сходства
с натурой, а потом сравнить геометрический
рисунок с вновь сделанным, обсудить и,
возможно, повторить «геометрию».

studfiles.net

Варианты гармоничного размещения предмета на листе

Рисунок
А.О.

Кошка из кругов

Рисунок
А.С.

Медведь из прямоугольников и кругов.

Дизайн и композиция в дизайне

Дизайн
– вид
проектной
междисциплинарной художественной
деятельности по формированию предметной
среды. Целью дизайна является создание
гармоничной предметной среды, наиболее
полно удовлетворяющей материальные и
духовные потребности человека. Важнейшие
два компонента дизайна: функциональность
и эстетика.

Важно:
прежде чем приступить к дизайну объекта,
нужно определить его формальные качества:
особенности внешнего вида, структурные
связи предметов, назначение объекта.
После чего определяется содержание
работы, и только после этого возможно
начинать работу над формой.

Композиция
в дизайне

– это построение (структура) произведения,
дизайна, расположение и связь его частей,
обусловленных их компоновкой, отвечающих
назначению и технической идее произведения
и его художественно-образному замыслу,
отражающему эмоционально-чувственные
ожидания потребителя дизайнерского
продукта.

Сущность
работы над композицией заключается в
расширении художественной стороны
изделия, достижения комплексного
единства и упорядоченности путем
использования композиционных средств.

Композиция
– это связь
различных частей в единое целое, в
соответствии с какой либо идеей, которые
вместе взятые составляют определенную
форму.

Гармония
– в переводе с греческого, это созвучие,
согласие, противоположность хаосу.
Гармония означает высокий уровень
упорядоченности и отвечает эстетическим
критериям совершенства и красоты.
Относительно композиции, гармония
понимается как ее формальная характеристика.

Три
основных вида композиции:

фронтальная, объемная, объемно-пространственная.

Фронтальная.
Распределение элементов по двум
направлениям: вертикальному и
горизонтальному. Это плоскостные
композиции и рельеф.

Объемная.
Распределение элемента по координатам
высоты, ширины и глубины.

Объемно-пространственная.
Состоит из нескольких объемных композиций,
расположенных в пространстве с
определенными интервалами.

Композиционные
оси
– это
невидимые оси композиции (силовые линии)
на которых расположены элементы. Оси
выявляют структуру изображения и
обеспечивают взаимодействие элементов
и целостность композиции.

Законы композиции

Основные
законы композиции:

целостность и единство, равновесие,
соподчинение.

Целостность.
Благодаря соблюдению этого закона
произведение воспринимается как единое
неделимое целое, а не как сумма
разрозненных элементов. Композиция
выступает как система внутренних связей,
объединяющая все компоненты форм и
содержаний в единое целое. В композиции
все элементы приводятся к гармоничной
упорядоченности. Т.е. должна быть
целостность самой формы и целостность
между элементами форм.

Равновесие.
Это такое состояние композиции, при
котором все элементы сбалансированы
между собой. Уравновешенные части целого
приобретают зрительную устойчивость.
В основном равновесие сводится к балансу
по выразительности. Выделяют статическое
и динамическое равновесие.

Соподчинение и
равноценность элементов.

Соподчинение – это выделение центра
композиции (доминанты), которому
подчиняются все остальные элементы,
т.е. в композиции возникает иерархия.

Композиционный
центр зависит от:

  1. Своей величины и
    величины остальных элементов.

  2. Положения на
    плоскости. Вокруг элемента образуется
    пустое пространство, а все остальные
    сближаются.

  3. Формы элемента,
    которая отличается от формы других
    элементов.

  4. Фактуры элемента,
    которая отличается от фактуры других
    элементов.

  5. Цвета. Путем
    применения контрастного(противоположного
    ) к цвету второстепенных элементов(яркий
    цвет в нейтральной среде, и наоборот;
    хроматический цвет среди ахроматических;
    теплый цвет при общей холодной гамме
    второстепенных элементов; темный цвет
    среди светлых).

  6. Проработки элементов.
    Главный элемент более проработан, чем
    второстепенные.

  7. Освещения элемента.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о