Конспект трудовой деятельности во второй младшей группе – . , – .

Содержание

План-конспект занятия (младшая группа): Конспект НОД по организации трудовой деятельности 2 младшая группа МДОУ №10 "Веночек"

Конспект НОД по организации трудовой деятельности

2 младшая группа

МДОУ № 10 «Веночек»

«КАК МЫ УХАЖИВАЛИ ЗА ИГРУШКАМИ»

Автор: Умрихина О.В.

Воспитатель

г. Новодвинск 2019

«Как мы ухаживали за игрушками»

Вид труда: Хозяйственно-бытовой

Форма организации: Поручение (общее)

Цель: Формировать положительное отношение ребенка к труду и его результатам.

Задачи: 1. Учить детей мыть игрушки, правильно организуя и осуществляя трудовой процесс, убирать рабочее место.

2. Формировать специальные трудовые умения: наливать воду, используя ковш; намыливать губку; споласкивать; ставить сушиться на поднос.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность при работе с клеем.

Оборудование и материалы: Игрушка-Чистюлька, картинки с последовательными действиями мытья игрушек, грязные игрушки, тазики для мытья игрушек, тряпочки, губки по количеству детей, мыло, подносы для сушки, заготовки для наклеивания, клей, кисти, тряпочки, клееночки, коробка.

Организация обстановки: Длинный ряд столов для мытья игрушек, стол для наклеивания заготовок, стулья полукругом для беседы с детьми.

Ход трудовой деятельности

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: - Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:

Пусть игрушки дружат с нами

Обижать мы их не станем

Поиграем, а потом

Все на место уберем

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят, когда их ломают!

              Раздается стук в дверь, заходит «Чистюлька»

- Здравствуйте ребята, меня зовут Чистюлька. Скажите мне, пожалуйста, вы на прогулку ходите? Ответы детей (да).

- А игрушки после прогулки прибираете? Ответы детей (да).

- Я вчера шел мимо вашего участка и увидел, что на нем валяются игрушки, собрал их и вам принес.

Чистюлька протягивает детям мешочек с грязными игрушками.

Воспитатель: - Ой, ребята, как же так получилось, что мы плохо прибрали игрушки на участке. Наверно мы заторопились и плохо постарались.

Чистюлька: - Давайте посмотрим, в каком состоянии игрушки? Ответы детей (грязные, мокрые, некрасивые).

Чистюлька: - Что же нам делать с такими игрушками? Ответы детей (помыть).

Чистюлька: - Правильно помыть. Спрашивает у воспитателя, умеют ли дети мыть игрушки.

Воспитатель: - Ребята, а вы умеете мыть игрушки? Ответы детей (да).

Давайте вспомним, как правильно мыть игрушки. Воспитатель проводит игру «Что за чем» (алгоритм мытья игрушек).

Воспитатель: - Ребята давайте все вместе приведем наши игрушки в порядок.

На заранее приготовленные столы (длинный ряд) дети расставляют по два тазика, работают парой (девочка-мальчик). Педагог своей рукой наливает небольшое количество воды. Дает поручение девочкам намыливать и мыть игрушки, а мальчикам споласкивать и относить сушиться на поднос. После работы воспитатель убирает тазики, детям предлагает взять тряпочки и обтереть свое рабочее место.

Чистюлька приглашает всех детей подойти к столам, где сушатся игрушки: - Ребятки, какие теперь у нас стали игрушки? Ответы детей (чистые, красивые).

Воспитатель: - Ребята, давайте я вам прочитаю снова стихотворение про игрушки:

Пусть игрушки дружат с нами

Обижать мы их не станем

Поиграем, а потом

Все на место уберем

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят, когда их ломают!

Воспитатель: - Ребята, как надо относиться к игрушкам? Ответы детей (не ломать, не обижать, прибирать).

Воспитатель: - У меня на столе стоит коробка только она не красивая, хотите украсить коробочку и сложить туда игрушки? Ответы детей (да).

На отдельном столе лежат заранее приготовленные заготовки для наклеивания (цветочки, листочки, ягодки).

Дети вместе с воспитателем подходят, выбирают, заготовку намазывают клеем и приклеивают.

В готовую коробку дети складывают высохшие игрушки.

Чистюлька собирается уходить, а дети обещают ему внимательно прибираться и ухаживать за игрушками.

Воспитатель: - Ребятки, чем вам понравилось заниматься? Ответы детей (мыть игрушки, украшать коробочку).

Воспитатель: - А что нужно делать чтобы игрушки были красивые? Ответы детей (не ломать, мыть).

Воспитатель: - Вы у меня сегодня все молодцы, хорошо поработали.

 

nsportal.ru

Конспект трудовой деятельности во второй младшей группе "Посадка лука"

Трудовая деятельность «Посадка лука»

Цель: Уточнить представления детей о луковицах (они круглые, жёлтые, есть верхушки и корешки).

Задачи:

  • Формировать навыки посадки луковиц.

  • Развивать представления об условиях необходимых для роста растений.

  • Воспитывать интерес к труду в природе.

Виды деятельности: трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Предполагаемый результат: дети назвали форму, цвет луковицы; показали верхушку и корешок; овладели способом посадки лука.

Формы организации совместной деятельности: групповая

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательное.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука, рассматривание иллюстраций лука.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: кукла-петрушка, ящик с землёй, клеёнка, проросший лук.

Раздаточный: луковицы, лейки с водой, фартуки

Методы и приёмы: игровой, вопрос-ответ, показ с объяснением.

Словарная работа: лунка.

Ход трудовой деятельности:

В-ль: Ребята, к нам в гости пришёл Петрушка и принёс много луковиц. Петрушка, а для чего тебе столько луковиц?

Петрушка: Я принёс луковицы, чтобы вы посадили его у себя в группе и вырастили много зелёного лука. Лук богат витаминами, которые защищают нас от болезней и ваши ребята никогда не будут болеть.

В-ль: Спасибо, Петрушка. Ребята, посадим луковицы?

Дети:Да

В-ль: Какой формы луковицы?

Дети: Варианты ответов

В-ль: Какого цвета луковицы?

Дети: Варианты ответов.

В-ль: Правильно, а ещё у лука есть корешки и верхушка (сопровождается показом).

Саша, покажи верхушку. Что показываешь? (верхушку). Дима, покажи корешок. Что показываешь? (корешок). А теперь подойдём к столу и посмотрим, что у нас в ящике.

Дети одевают фартуки подходят к столу, на котором находится ящик с землёй.

В-ль: Посмотрите, в ящике у нас земля, в земле выкопаны лунки, выберите каждый себе лунку. Покажи лунку. Что показываешь? (вопрос задаётся нескольким детям). Возьмите каждый себе луковицу в руку и кладём луковицу в лунку верхушкой вверх и прижимаем луковицу к земле.

Дети повторяют действия воспитателя.

В-ль: А для того, что бы зелёный лук быстрее вырос, мы польём его водой из леек.

Дети берут лейки и поливают посаженные луковицы.

В-ль: Ребята, мы сегодня посадили лук, посмотрите каким он у нас вырастет, если мы будем его хорошо поливать.

Показывает проросший лук.

Петрушка: Молодцы! Как много луковиц вы сегодня посадили. Когда из луковицы вырастит зелёный лук, я обязательно приду к вам в гости посмотреть на урожай. А теперь мне пора прощаться. До свидания.

Литература:

  1. «Добро пожаловать в экологию» СП «Детство-пресс», 2002г.

  2. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.-М.,Мозаика-синтез,2015.

  3. «Как знакомить дошкольников с природой» под ред. П.Г.Саморуковой

infourok.ru

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект открытого мероприятия по трудовому воспитанию во второй младшей группе «Не мешайте нам трудиться!»

Конспект  открытого мероприятия

 по трудовому воспитанию

во второй младшей группе

 «Не мешайте нам трудиться!»

                                   

                                                             Подготовила воспитатель: Сорокина С. В.

                                                            МБДОУ «ДС ОВ «Ёлочка», г. Тарко-Сале

Конспект  открытого мероприятия по трудовому воспитанию во второй младшей группе «Не мешайте нам трудиться!»

Цель: продолжать учить детей поддерживать порядок в группе, закреплять умение распределять коллективную работу и совместно ее выполнять.

Задачи:

Обучающие:

Учить детей трудиться. Формировать умение планировать последовательность своей работы. Продолжать учить детей делиться на подгруппы.

Развивающие:

Самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия: подготовить место и инвентарь для работы; совершенствовать умение мыть игрушки; убирать игрушки на свое место.

 Воспитательные:

 Воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла. Развивать гендерные различия в трудовом воспитании.

Методы и приемы: приемы игровой и проблемно-поисковой ситуации, прием привлечения и сосредоточения внимания детей, прием активизации мышления.

Оборудование: тазы, тряпки, мыло, корзина для бумаги, фартуки, куклы, кукольная посуда;  игрушки – большая машина (грузовик), медвежонок, белочка, бубен, воздушный шарик; конфеты (угощение).

Предварительная работа.

- Знакомство с правилами совместной работы.

- Зачитывание пословиц о труде.

- Беседа «Маленькое дело – лучше большого безделья».

- Беседа «Наш дом – наведем порядок в нем»

- Труд – «Операция «Уют», «Постираем белье для кукол», «Поможем няне убрать со стола», « Помоем кукольную посуду», «Каждой игрушке – свое место», «Наведем порядок в уголке творчества».

- Чтение художественной литературы: С. Маршак «Федорино горе», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка Чумазая», сказка «Заяц-хваста».

- Просмотр мультфильмов: «Нехочуха», «Карлсон, который живет на крыше».

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем и няней заходят в групповую комнату. В групповой комнате беспорядок –  стулья валяются, возле столов на полу лежит испорченная бумага, на ковре валяются доски, измазанные пластилином, в библиотеке книги находятся в беспорядке,  разбросаны кубики, машинки, в домашнем уголке кукла и посуда  замараны вареньем. Посреди комнаты стоит Карлсон  и бросает вокруг себя маленькие мячики, имитируя салют.

Карлсон (громко и радостно разговаривает сам с собой): Да здравствует, самый лучший в мире Карлсон!

Воспитатель и няня (говорят сердито): Здравствуйте, молодой человек!

Карлсон (без стеснения, продолжает бросать мячики, не обращая никакого  внимания на присутствующих): Привет!

В. и н.: Какое безобразие! Кто вы и что вы здесь делаете?

Карлсон.: Разве вы меня не узнали? Я – Карлсон. И я здесь шалю – не видите что ли? И, вообще, что за вопросы! Давайте, присоединяйтесь, будем вместе шалить.

В.: Молодой человек, заходить, к кому бы то ни было, без разрешения и брать чужие вещи нельзя. Так поступают невоспитанные люди. Ребята, вам нравится, как поступил Карлсон?  Посмотрите, что он натворил.

Дети: Нет!

К.: Почему это вам не нравится!?

Дети: Потому что ты разбросал игрушки, испачкал наших кукол и посуду, а еще разбросал бумагу, игрушки, книги, стульчики. Они все могут обидеться и уйти от нас. А чем мы будем потом играть?

К.: Спокойствие, только спокойствие, дело-то житейское, пусть уходят, а с вами буду играть я. Ведь я самый умный, самый веселый, самый лучший Карлсон в мире.

В.: А нам, кажется, что ты самый большой хвастун в мире, правда, ребята? А хвастаться не красиво!

Няня:  И играть с тобой, хвастунишкой, никто не будет.

К.: Как это никто не будет?! И я останусь совсем один? Во всем мире останусь совсем один?

Д.: Да.

К.: (Плачет) А может, поиграете со мной напоследок еще немножко?

Дети и воспитатель: Нет, Карлсон, делу время -  потехе час! Нам надо порядок навести, все на место поставить, вымыть.

Карлсон: Вы такие маленькие и сами умеете все мыть и убирать! (ответы детей)

Карлсон: Ох, и скучно вам, наверно, этим неинтересным делом заниматься…

Дети: Совсем не скучно, а даже интересно!

Няня:  Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Воспитатель: А ты не любишь трудиться?

Карлсон: Нет. Это так утомительно, скучно, трудно…  А я люблю веселье!

Воспитатель: Может, ты просто ленишься?

Карлсон: Да нет. Я просто никогда не пробовал наводить порядок и чистоту.

Воспитатель: Ребята, научим Карлсона наводить порядок и чистоту?

Дети: Да.

Воспитатель: Карлсон, перед тем как начать трудиться нужно выполнить некоторые правила – нужно проверить  - не валяется ли что-нибудь на полу.

Карлсон: А зачем это нужно проверять, подумаешь, валяется, пусть себе лежит.

Дети: Если во время не убрать игрушки с пола, то можно наступить и сломать их или покалечишься сам.

Карлсон: Ну, хорошо, посмотрел я на пол и увидел, кругом что-то валяется. Откуда я знаю, куда это нужно все выбросить.

Воспитатель: Никуда эти вещи выбрасывать не надо. Здесь нужно вспомнить следующее правило: «Каждой вещи – свое место».

А вещи на свои места нужно складывать аккуратно – это третье правило.

Воспитатель: Карлсон, а если нам придется, что-то мыть, работать с водой,  какие правила нужно тогда соблюдать?

Карлсон: Самое главное правило, нужно все делать весело и, конечно, немножко пошалить – расплескать воду, всех забрызгать, вымочить одежду. Правильно?!

Воспитатель: Какой ужас! Ребята, разве так надо работать с водой? Давайте, расскажем Карлсону как правильно надо.

-Воду нельзя  расплескивать, а то можешь поскользнуться и упасть.

 - Остатки воды стряхивать в таз.

- После  того как ты все вымыл, нужно поставить таз и мыло на место, вытереть на сухо стол, проверить и вытереть пол вокруг стола, развесить тряпочки для просушки, повесить на свое место фартуки. Понял, Карлсон?

Карлсон:  Понял, понял! Ладно,  так  и быть, я тогда уберу ту бумажку.  А потом буду смотреть как вы убираете все остальное. Здорово я придумал!

Воспитатель: Нет, Карлсон, так не пойдет. Вот тут нам на помощь приходит четвертое правило – убирать нужно всем вместе, дружно. А если кто-то еще не окончил свою работу, то мы и ему поможем! Потому что всегда и всем и везде нужно помогать!

И пятое правило, самое главное, не забудь поблагодарить за помощь, нужно обязательно сказать «спасибо!».

И, конечно, же после уборки непременно нужно вымыть руки.

Воспитатель: Карлсон, так с чего нужно начать уборку? (Нужно собрать игрушки с пола).                                          

В.: Ребята, давайте разделимся на мальчиков и девочек и, посмотрим, кто быстрее уберет игрушки с пола. Кто будет убирать мячики? (Девочки).  А -  кубики? (Мальчики).

                                                     А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно.

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть.

В.: Молодцы, как вы быстро справились с этим заданием. А тебе, Карлсон, понравилось собирать кубики?

Карлсон.: Очень, мне никогда еще так не было весело!

Няня: А кто мне поможет убрать бумагу на полу?

Карлсон (громко): Я, я, я -  знаю, как весело можно убрать эту бумагу. Нужно сказать волшебные слова:

Раз, два, три

Бумагу в мячик преврати!

Затем скатать из бумаги мячик и бросить ее в корзину (Карлсон ищет корзину, просит детей поднять бумагу, встать вокруг корзины, скомкать бумагу и после волшебных слов метнуть в корзину).

Карлсон: Как я здорово придумал, правда, ребята? Но мы еще не всю бумагу собрали. Давайте,  еще разок сыграем. (Карлсон еще раз играет с детьми).

Няня: Какие вы молодцы! Как метко вы умеете бросать!

Воспитатель: Ну, что же эту часть работы мы выполнили. Нам нужно убрать еще машины в гараж и сложить книги в библиотеке. Дети, давайте, решим, кто будет ставить машины в гараж  - мальчики или девочки? (мальчики). А девочки, соответственно, пойдут наведут порядок в библиотеке.

Мальчики вместе с Карлсоном убирают машинки в гараж.

Девочки  и няня красиво расставят книги в библиотеке.

Воспитатель: Мне, кажется, что у нас пока все получается, правда, ребята? (да).

Но у нас еще в беспорядке находятся стульчики. Давайте, все вместе поставим на свои места стульчики. И с этим делом мы справились! Правда, ребята?

Но я видела, что ты Карлсон напроказничал еще в уголке творчества, ты измазал доски для лепки, а также куклу и посуду в «домике».

Карлсон (подавленным виноватым голосом): Простите, меня, пожалуйста, я не думал, что так сильно напроказничал.

Воспитатель: Карлсон, слезами делу не поможешь. Лучше вместе с мальчиками иди и почисти доски, а мы с девочками  помоем посуду и искупаем куклу.

Воспитатель: Девочки, что нам нужно, для работы с водой?

Дети: надеть фартуки, взять тряпочки, губку, приготовить тазик, мыло, принести воду для купания и для споласкивания.

Дети надевают фартуки, подворачивают рукава, самостоятельно берут нужное оборудование, и приступают к работе.

Сначала девочки берут оборудование для купания куклы, чтобы не мешать девочкам, которые будут мыть посуду.

В конце трудовой деятельности дети вместе с Карлсоном  убирают рабочее место. (Мальчики аккуратно складывают доски для лепки и стеки, выбрасывают использованные  салфетки, моют руки.  Девочки ставят на место мыло, выжимают губки и тряпочки, раскладывают по своим местам – губки в корзинку, тряпочки развешивают на веревочку для просушки.  Большой тряпкой подтирают лужицы, отжимают большую тряпочку, воспитатель выливает воду из тазов, девочки ставят на место тазики и ведра, вешают для просушки большую тряпку).

Воспитатель: Какие  вы все молодцы! Посмотрите как чисто, красиво и уютно стало у нас в группе. Давайте вспомним, что же мы для этого сделали? Чем мы занимались?

Дети перечисляют виды труда, которые они выполняли.

Няня: Дети, мы быстро навели в группе порядок?

Воспитатель: Как вы думаете, почему мы работу сделали быстро?

Дети: Потому что все работали дружно, помогали друг другу, не ссорились, старались всё делать аккуратно.

Воспитатель: Правильно вы всё говорите, ребята.

Карлсон: Какие замечательные, трудолюбивые дети! Спасибо вам за то, что научили меня наводить порядок. Я теперь тоже всегда буду трудиться, это так интересно. Я буду всегда поддерживать чистоту и порядок в своем доме. А теперь-то вам можно со мной поиграть и повеселиться?

Воспитатель: Карлсон, ты не думай, наши дети также умеют весело играть, как и трудиться.

В комнату въезжает грузовичок, в котором находятся Медвежонок и Белочка. Они привезли с собой воздушный шарик и бубен.

Белочка: Детки, давайте поиграем в игру «Громко – тихо».

Становитесь все в кружок.

Буду в бубен я играть,

Станут детки все бежать.

Бубну я велю молчать,

Станут детки танцевать.

На звуки бубна дети бегут по кругу, звуки бубна замолкают, дети  останавливаются и делают пружинки.

Медвежонок (в лапах воздушный шарик):

Девчонки и мальчишки.

Я знакомый всем вам мишка,

Пришел вас позабавить,

Ловите быстро шарик.

Дети становятся в круг и по очереди бросают друг другу шарик, говорят: «Кристина, лови шарик!» Кристина ловит шарик и бросает его другому ребенку, обращаясь к нему по имени.

Воспитатель:

Вот какие молодцы, наши ребятишки. Давайте, скажем нашим гостям: «Спасибо!» и попрощаемся с ними: «До свидания, игрушки!»

Няня: Карлсон, а завтра мы с ребятами  будем мыть столы и вытирать пыль. Приходи к нам завтра  в гости. Мы тебя тоже научим как правильно вытирать пыль и мыть столы. А сейчас, таких замечательных помощников я хочу отблагодарить (няня раздаёт детям  и  Карлсону конфеты за оказанную ей помощь).

Карлсон: Спасибо вам, ребята, что научили меня трудиться. А теперь мне пора возвращаться домой. Помогите мне завести мотор. Как работает мотор: «У-у-у-у!»?  До свидания! До новых встреч!

Карлсон улетает.

nsportal.ru

Конспект проведения занятия по трудовой деятельности во второй младшей группы на тему "Мытье стульчиков"

Цель:

Прививать умения и навыки трудовой деятельности. Учить осваивать структуру деятельности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению трудовых действий. Побуждать оказывать помощь взрослым, бережное отношение к труду взрослых, формирование положительных взаимоотношений в процессе труда. Воспитывать организованность, дисциплинированность.

Оборудование:

Фартуки на всех детей, тазы с водой, тряпочки по две штуки.

Организация и методика проведения:

Провожу сюрпризный момент:

Стук в дверь, приходит зайка. Приветствует детей: «Здравствуйте, ребята!» Он входит, обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас пыльные стульчики, давайте поможем няне их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите, как я буду это делать».

Процесс труда:

Взять тряпочку в правую руку, намочить в тазу с водой, отжать, протереть поверхность стульчиков, начать со спинки, захватывая всю поверхность. Затем протираем сидение. «Денис, с чего ты начнешь?» Закрепляю действие. Отжать, не разбрызгивая воду на пол. Приступаем к работе. «Наташа, что ты сделаешь дальше?» В ходе работы контролирую действия детей, если надо, напоминаю, как нужно выполнять работу правильно. Оказываю индивидуальную помощь, поддержку. «Ребята, выполнить работу нужно аккуратно, не торопиться и не мешать друг другу, тогда мы быстро справимся с работой. И в группе у нас будет чисто и красиво.

После окончания выполненной работы напоминаю детям, чтобы они сложили аккуратно тряпочки в одно место: - «А сейчас снимайте фартуки и вымойте руки».

Итог:

Чем мы сегодня с вами занимались? Вспомните пословицы о труде. Выучим пословицу о труде!»

Пословицы о труде:

Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.

Жизнь дана на добрые дела, пчела мала, а та работает.

Землю красит солнце, а человек – труд.

«Кто у вас сегодня был в гостях?». Выслушиваю ответы детей. Провожаем гостя: «Тебе понравилось, зайка?»

Методические приемы:

Объяснение, напоминание, показ, указания, контроль, поощрение.

Хозяйственно – бытовой труд проводится после полдника.

videouroki.net

Трудовое воспитание в младших группах детского сада

Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.

Обучение труду в дошкольных учреждениях

Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В.А. Сухомлинский

http://www.persev.ru/book/va-suhomlinskiy-trud-oduhotvoren-blagorodnymi-chuvstvami

Цели и задачи трудового воспитания

Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста

Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Задачи трудового воспитания в первой и второй младшей группе ДОУ:

  • Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).
    • В первой младшей группе детям сообщают обобщённую, поверхностную информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди».
    • Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни, преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в процессе труда работники разных профессий («Чтобы строитель построил большой магазин, водитель на своей машине привёз много кирпичей. Когда магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты, одежду, книги и пр.»).
  • Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
    • Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.
    • Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова.
  • Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок. Взрослые должны поощрять такие проявления. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, расставить тарелочки с деталями аппликации) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).

    Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы

  • Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей групповой комнате станет чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).
    • Психологические особенности детей третьего и четвёртого года таковы, что малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
  • Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.

Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду

Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ

В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:

  • Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
  • Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
  • Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).

Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.

Изготовленное воспитанниками яркое панно украсит раздевалку группы

Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.

Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:

  • Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.

    Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь

  • С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
  • Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
  • Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.
  • Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
  • Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
  • Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
  • Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
  • Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
  • Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.

    Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте

    Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей

Содержание трудовой деятельности в первой младшей группе ДОУ

Трудовая деятельность в раннем дошкольном возрасте может длиться не более 10 минут, причём педагогу необходимо внимательно следить за отношением детей к предстоящему труду. Если малыши не заинтересованы, ведут себя вяло, то выполнение трудового поручения лучше перенести на другое время, чтобы труд был детям в радость, запомнился как приятный и полезный.

Специального занятия или режимного момента для труда в первой младшей группе не предполагается, он присутствует в разных видах деятельности, в том числе организованной образовательной.

Одевание на прогулку для малыша третьего года жизни — серьёзный труд

Таблица: пример планирования трудовой деятельности с детьми первой младшей группы (фрагмент)

Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию в первой младшей группе

Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ

Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:

  • Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.
  • Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).
  • Уборка листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или прометание короткой дорожки.
  • Раскладывание счётного материала, карандашей по коробкам, стаканчикам.
  • Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного конструктора, машин.
  • Участие в создании поделок, коллективных декоративных композиций.

Детям четвёртого года жизни можно поручить уход за комнатными растениями под контролем воспитателя

Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте. При составлении перспективного плана трудовой деятельности её необязательно привязывать к теме блока (недели, месяца). Воспитатель может выбирать те её виды, на отработку которых считает нужным обратить больше внимания.

Таблица: пример перспективного планирования трудовой деятельности во второй младшей группе ДОУ (фрагмент)

Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни

Видео: занятие по хозяйственно-бытовому труду в младшей группе

Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников

Поскольку в проектной деятельности с младшими воспитанниками ведущая роль принадлежит педагогу, а малыши усваивают информацию и делают первые шаги в поисковой и исследовательской деятельности, проект по трудовому воспитанию целесообразно планировать информационный, знакомящий с профессиями взрослых (водитель, строитель, врач), или игровой, обогащающий опыт детей новыми играми, связанными с профессиями и выполнениями трудовых поручений, самообслуживанием. Ввиду того что младшие дошкольники не имеют достаточно развитой долгосрочной памяти, проекты лучше планировать краткосрочные, длительностью 1–2 недели.

Проектная деятельность проходит такие этапы:

  1. При подготовке к осуществлению проекта педагог должен продумать тему и цель, а также соответствуют ли они возрасту детей, смогут ли малыши успешно пройти все пункты будущего проекта, какие результаты ожидаются.
  2. На втором этапе (разработка проекта) воспитатель определяет пути выполнения поставленных целей и задач, подбирает материалы, оборудование, информационные источники. Далее проводится собственно выполнение проекта. Дети при помощи и непосредственном участии воспитателя выполняют запланированные формы работы, что приводит к ожидаемому результату.
  3. Заключительный этап (презентация) проекта проходит при участии детей. Продуктом информационного проекта может быть альбом или папка-передвижка, в которых отразится усвоенная детьми информация, игрового — атрибуты для режиссёрских и сюжетных игр.

Знакомство с любой профессией можно проводить в игровой форме

Таблица: пример педагогического проекта в младшей группе

Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ

Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).

Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни

На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.

melkie.net

Конспект занятия по трудовому воспитанию во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) «Дежурство по столовой»

Конспект

занятия по трудовому воспитанию

во второй младшей группе (с 3 до 4 лет)

«Дежурство по столовой»

Составил: Рябухина О. А.

воспитатель 2 кв. кат.

Цель: Приобщение детей к трудовому процессу.

Задачи: 1. Уточнить знание детей предметов посуды, их назначение, обобщающего

понятия - посуда.

2. Учить детей выполнять действия, ориентируясь на алгоритм.

3. Развивать координацию движений, мелкую моторику.

4. Воспитывать любовь к труду, стремление помогать взрослым, друг другу.

Словарь:

Автоматизация: нарядная, красивая, посуда, глубокая, мелкая, салфетница.

Материал: алгоритм «Сервировка стола», игрушечная посуда (кружки, тарелки глубокие, тарелки мелкие, ложки, вилки, блюдце, стакан-салфетница), кукла, сумочка, карточки- оценки.

Предварительная работа: индивидуальные и подгрупповые обыгрывания сюжета «Накрываем на стол», дежурство по столовой по графику, беседы с детьми о правилах сервировки стола, наблюдения за трудом младшего воспитателя.

Ход:

Организационный момент:

- Ребята! Посмотрите, кто к нам пришел? (Кукла)

- Посмотрите, какая кукла (обращая внимание на наряд) (красивая, нарядная)

- Как вы думаете, почему она такая нарядная? (выслушать ответы детей)

- Правильно у куклы будет праздник «День рождения».

Катя будет угощать гостей обедом, а как правильно накрыть на стол она не знает.

Поможем кукле накрыть на стол? (Да!)

Основная часть:

Воспитатель обращает внимание детей на сумку у куклы Кати.

- Посмотрим, что принесла кукла Катя.

(воспитатель достает поочередно предметы посуды, а дети их называют)

(индивидуально Костик Ф., Лера, Арина)

- А как эти предметы одним словом назвать? (посуда)

- Правильно! Это посуда.

- Скажите пожалуйста, кто вместе с Лилей Владимировной накроет на стол? (дежурные)

- А как узнать, кто сегодня дежурит? (посмотреть на стене)

- Максим Ф., скажи, пожалуйста, кто сегодня дежурные? (Касьянов М. и Дезорцева М.)

- Дежурные, что сначала делают? (моют руки)

- А потом? (одевают фартуки)

(воспитатель помогает завязать фартуки)

- Приступаем к сервировке стола. Что ставим сначала? (тарелки глубокие)

- Что будем наливать? (суп)

- Потом? (тарелки мелкие)

- Что будем раскладывать в мелкие тарелки? (второе)

- За мелкой тарелкой ставим? (кружку)

- Для чего? (для компота)

- Около глубокой тарелки кладем, что? (ложку и вилку)

- С какой стороны? (справа)

- Что еще мы не поставили? (салфетки)

- Правильно, салфетки, а стаканчик, где находятся салфетки, называется… (салфетница)

(Дети ставят салфетницу)

- Посмотрите внимательно, что-то мы еще забыли? (блюдца для хлеба)

- Молодцы, конечно же, блюдце для хлеба.

- Посмотрите, все накрыли? (да)

- Снимаем фартуки и вешаем на место.

(дежурные снимают фартуки и убирают их на место)

Итог:

- Кукла Катя говорит: «Какие вы молодцы, теперь я тоже умеет на стол накрывать».

- Посмотрите, что вам кукла за помощь принесла.

(воспитатель показывает карточки с колобками)

- Кто здесь изображены? (колобки)

- Что они делают? (улыбаются)

- А как вы думаете, почему они улыбаются? (правильно накрыли)

- Куда мы прикрепим колобков? (на стену)

- Кукла говорит вам спасибо за вашу помощь и отправляется готовить обед для гостей.

infourok.ru

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: КОНСПЕКТ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(самообслуживание) в младшей группе

Конспект трудовой деятельности (самообслуживание) для детей младшего возраста

Тема: «Научим кукол Иринку  и Маринку мыть руки»

Цель: Формирование умения детей последовательно мыть руки.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о правилах личной гигиены (уход за руками) .

2. Закреплять знания об алгоритме мытья рук.

3. Активизировать и обогащать словарь детей за счет использования потешек, стихов, слов: прозрачная, чистая, спокойная.

Демонстрационный материал. Оборудование умывальной комнаты, мыло, полотенце, куклы, картинки с алгоритмом мытья рук.

1. Организационный этап

Стук в дверь. Входят куклы Иринка и Маринка (испачканы руки) .

Мы куклы Иринка, Маринка!

Были, как картинки!

Теперь – это ясно

Стали мы ужасны

Почему?

А что же делать

Одним без ребят

Отмыться нам надо

А мы не умеем.

Ну, кто же поможет!

Ну, кто пожалеет

Отмойте, пожалуйста нас.

Воспитатель:

-Ребята поможем куклам Иринке и Маринке?

Дети: да.

Воспитатель:

- Девочки, а кому вы хотите помочь, Иринке или Маринке? (Иринке)

- Мальчики, а кому вы хотите помочь? (Маринке)

Воспитатель:

- А мне наши гостьи шепнули, что за то, что вы им поможете, они с вами поиграют в игру, которая называется «Кукла».

- Сначала с девочками поиграет кукла Иринка, а кукла Маринка с мальчиками посмотрят.

Физминутка «Кукла».

И. п ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Носки чуть вовнутрь, руки внизу, пальцы растопырены, ладони вверх.

Голова вперед,

Голова назад,

Голова вперёд, назад и прямо Все движения только головой плечи не поднимать

Голова назад,

Голова вперёд,

Голова назад вперёд и прямо

Ухом вправо,

Ухом влево,

Ухом вправо влево прямо

Ухом потянутся к плечу

Носом вправо,

Носом влево,

Носом вправо влево и вперёд. Повернуть голову в право

Повернуть голову в лево

Выпасть подборотком в перёд

2. Основной этап

Воспитатель: приглашает девочек:

- Девочки давайте с вами покажем Иринке, где у нас умываются

(проходят в умывальную комнату) .

Воспитатель:

- Садись Иринка, мы тебя поучим мыть руки (куклу садит на стул) .

Воспитатель подходит к крану и читает потешку и дети вместе с ним повторяют:

Знаем, знаем да, да, да

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Воспитатель: Где у нас вода?

Дети: В кране.

Воспитатель:

-Ребята, какая водичка льется из-под крана? (Чистая, прозрачная, журчащая) .

- Как журчит водичка? Какую песенку она поет?

Дети: С-с-с-с-с…

- Ребята, прежде чем начать мыть руки, что нужно сделать? (закатать рукава)

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Воспитатель берет в руки мыло и спрашивает у детей:

- Что это?

Дети: мыло.

- А что мы мылом будем делать?

Дети: намыливать.

Воспитатель:

Я сейчас вам покажу, как сделать мыльные перчатки.

Открываю кран, смачиваю руки, беру мыло.

Ладошка с ладошкой дружит, гладит друг дружку, каждый пальчик так, чтобы руки были все в пене, как перчатки.

Намылили руки и положили мыло в домик – мыльницу.

А теперь смоем перчатки!

Потекли с ручек грязные ручейки.

Отожмём руки, чтобы с них не капало на пол.

Закроем кран.

А теперь будем вытирать.

Где мое полотенце? А вот оно, я его снимаю с крючка, разворачиваю и вытираю ладошки, сначала одну, потом другую.

И вешаю полотенце обратно на крючок.

Воспитатель:

- Вот, Иринка, какие у меня руки чистые! Теперь покажите Иринке, как вы умеете мыть руки (дети моют руки, воспитатель помогает им и напоминает последовательность; дети показывают ладошки Иринке) .

Воспитатель:

- Какие вы молодцы! А теперь, давайте, поможем Иринке помыть руки.

(дети помогают Маринке мыть руки: намыливаем, смываем, вытираем) .

Мы намылим наши ручки,

Раз-два-три, раз-два-три,

А над ручками, как тучки,

Пузыри, пузыри.

Потом Мальчики так же помогают Маринке.

3. Подведение итогов

Дети проходят в группу и садятся на свои места.

Воспитатель:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам

Стыд и срам!

Воспитатель:

- Что мы сегодня с Вами делали?

Дети: учили кукол Иринку и Маринку мыть руки.

Воспитатель:

- Верно. Все помогали Иринке и Маринке вымыть руки и сами чисто вымыли руки.

Воспитатель:

- Что делали с начала, а что потом?

Дети рассказывают последовательность мытья рук, а воспитатель выставляет картинки соответствующие каждому действию (алгоритм мытья рук вывешивается в умывальной комнате) .

Приглашаем кукол Иринку с Маринкой с нами поиграть.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о