Конспект урока деление слова на слоги 1 класс школа россии – План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Урок русского языка в 1 классе по теме “Слово и слог. Деление слов на слоги”

Содержание

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Урок русского языка в 1 классе по теме "Слово и слог. Деление слов на слоги"

Открытый урок в 1 классе по русскому языку.

Тема урока:  «Слово и слог. Деление слов на слоги».

Цель урока: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги.

Задачи:

- расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;

- научить выделять слоги в словах;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся;

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.

- Покажите мне свою готовность к уроку русского языка.

Прозвенел уже звонок.

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руки тихо поднимаем,

Если спросят,  отвечаем.

Мы хороший дружный класс!

Всё получится у нас.

- Откройте тетради.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Давайте вспомним, о чем нас предупреждает человечек.

(ПКЧАГ – пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно)

- Запишите сегодняшнее число.

- К какому времени года относится месяц апрель?

- Весна запоздала, но чтобы она быстрее наступила, давайте поможем веточке распуститься. За все ваши правильные ответы на уроке на веточке будут распускаться листочки.

2.Чистописание

- Отгадайте, какую букву будем писать на минутке чистописания:

«Эта буква широка и похожа на жука»?

- Дайте характеристику звуку, который мы записываем этой буквой.

- Запишем букву Жж.

(Учитель показывает на доске, дети пишут в воздухе).

- Пропишите целую строчку.

3.Актуализация знаний.

- Прочитайте слова: жираф, ужи, ежи, жук.

- Что общего в этих словах?

- Какое слово лишнее?

- Как же узнать, сколько в слове слогов?

(хлопки, подбородок, правило, дыхание)

- Как разделим на слоги?

(Дети выходят к доске по одному и делят слова на слоги).

- Назовите тему нашего урока.

- Значит, чему мы будем учиться на уроке?

- МОЛОДЦЫ! НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ РАСПУСТИЛСЯ ПЕРВЫЙ ЛИСТОЧЕК.

4.Словарная работа.

- Отгадайте загадку.

Хвост пушистый.

Мех золотистый.

В лесу живёт.

Кур крадёт.

Кто это?

(Лиса. Правильно, но как лису назвать ласково? Лисица)

(Повесить картинку на доску)

- Какую букву в этом слове нам нужно запомнить?

- Все прекрасно знают, кто такая лисица. Вот, что она о себе говорит.

(Выходит девочка с картинкой лисы)

- Я – лисица – хищный зверёк с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом. У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ещё слово лисица употребляется в переносном значении. Так говорят о хитром, льстивом человеке.

- Давайте составим предложение со словом лисица.

(Дети составляют предложения).

- Какие правила написания предложения вы знаете?

Запись предложения у доски: Лисица живет в норке.

- Назовите знакомые орфограммы.

- Разделите слова на слоги.

- МОЛОДЦЫ! НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ РАСПУСТИЛСЯ ЕЩЕ ОДИН  ЛИСТОЧЕК.

5.Физминутка.

- Как называются слова, которые состоят из одного слога? (односложные)

- Как называются слова, которые состоят из двух слогов? (двусложные)

- Что такое трехсложные слова?

- Я буду называть вам разные слова, а вы, если в слове 1 слог, хлопаете в ладоши; если 2 слога – топаете ногами; если три слога – приседаете.

Лес, кашка, звон, дом, слон, медуза, собака, тапки, школа, курица, соль, мама, мир.

- МОЛОДЦЫ! НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ РАСПУСТИЛСЯ ЕЩЕ ОДИН  ЛИСТОЧЕК.

6.Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 34. Найдите упражнение 6. Прочитайте задание.

(Один ученик читает задание вслух).

- Поработаем в парах. Выполним это задание.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

УМНИЧКИ! ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК ПОЯВЛЯЕТСЯ НА НАШЕЙ ВЕТОЧКЕ.

7.Физминутка.

Тихо встали, потянулись,

Раз – присели, Два – нагнулись,

Три – вдохнули глубоко и подпрыгнули легко.

Ручками похлопали, ножками потопали.

Сели тихо, хорошо. Поработаем ещё.

8.Работа с учебником(продолжение)

- Выполним упражнение 7.

- Как называется эта сказка?(«Репка») Прочитаем. Каких героев не хватает? Спишите только первое предложение и разделите слова на слоги. Не забывайте о правилах написания предложения. Назовите односложное слово (дед). Почему оно так называется?(один слог) А как вы это узнали?(один гласный)Назовите двусложное слово.(репка) Почему? Как узнали? Назовите трёхсложное слово.(посадил) Почему? Как узнали?

ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК НА ВЕТОЧКЕ.

9.Закрепление.

- Давайте поиграем.  Сделайте первый слог вторым. У вас получатся новые слова.

(камыш, навес, насос, рады)

- Запишите новые слова.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

- Снова поменяйте тетради. Прочитаем, что у вас получилось.

ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОЧЕК НА ВЕТОЧКЕ.

10.Итог урока.

- Зачем нам был нужен этот урок?

- Чему вы научились?

11.Рефлексия

- Подумайте и ответьте на вопрос:

- За что я могу себя похвалить?

- За что я могу похвалить своих одноклассников?

- За что я могу похвалить учителя?

- Выберете смайлик нужного цвета и покажите мне, как вы оцениваете свою работу на уроке.

- А мне очень понравилось, как работали… (назвать фамилии).

- Я тоже думаю, что урок наш цели своей достиг. Вы все молодцы и очень хорошо потрудились. На улице до сих пор холодно, лежит снег, но посмотрите, какая замечательная веточка распустилась в нашем классе благодаря вашим знаниям и стараниям.

- Спасибо за урок!

 (Эту надпись сделать на другой стороне доски магнитными буквами)

 

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: «Слово и слог. Деление слов на слоги» (УМК "Школа России", 1 класс)

Мотивационный этап.

Словесный метод: мотивирующая беседа

1 мин.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.

Отвечают на вопросы учителя.

Р:Определять план выполнения заданий; принятие и сохранение учебной задачи

Актуализация знаний.

Метод контроля: проверка д. з., словарная работа.

5 мин.

Откройте рабочие тетради. Давайте проверим д.з. 

- Запишите сегодняшнее число. Сейчас я проверю, как вы выучили словарные слова. Мы напишем их под мою диктовку. Ваша задача правильно написать слово, подчеркнуть карандашом безударные гласные и поставить ударение. (Словарная работа по словам: русский язык, воробей, ворона, пенал, карандаш.) Проверю я у вас сама после урока.

- Давайте вспомним, какие слова мы называем близкими по значению? А какие противоположные?

Соедините парами близкие слова по значению. (задание на экране) Работаем по цепочке.

Соедините парами слова противоположные по значению. (задание на экране) Работаем по цепочке.

 Проверять д. з.

Писать слова.

Отвечать на вопросы.

Л:У ребенка сформирована учебная мотивация;

П:Уметь слышать и слушать.

Познавательные:

Структурировать информацию в нужной форме; выделять необходимую информацию;

Постановка учебной задачи:

- определение темы;

- постановка цели;

Словесный метод: беседа по вопросам, вопросы первичного восприятия.

Наглядный метод: иллюстрации на экране.

Словесный метод: разгадывание загадок

 10 мин.

Отгадайте загадки.

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел.)

Стоит дом,

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт. (Школа.)

Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш. (Резинка)

- Чем отличаются все слова-отгадки? Обратите внимание на слоги.

- В слове «мел» - один слог, в слове «школа» - 2, «резинка» - 3.

Откройте с.31. Прочитайте тему раздела и его задачи. Переверните с. Какая у нас сегодня тема? «Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов».

- Вспомните, что такое слово? (сочетание букв, которое имеет значение) Что такое слог? (часть слова)

Слог - это один или несколько звуков, произнесённых одним выдыхаемым толчком. Это легко проверить, если произвести слово перед горящей свечой: ра-ке-та - пламя трижды будет колебаться, а при произнесении ударного слога может и погаснуть.

- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов).

Отвечают на вопросы.

Говорить отгадки.

Смотрят на слайд.

Слушают.

Л:У ребенка сформирована учебная мотивация;

П:Уметь слышать и слушать.

Решение учебной задачи

Практический метод: проверка упражнения работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей.

Деятельностный метод.

Наглядный метод: иллюстрация в учебнике

17 мин.

Упр. 1 с. 32. По заданию учебника.

Упр. 2.

Упр. 4. с. 33. Рассмотрите «цветы». Ваша задача соединить серединку цветка с его лепестками. Сделайте задание устно с соседом. Давайте проверим. Самостоятельно запишите 1 слово из первого цветка и 1 слово из второго цветка. Давайте проверим, какие вы записали слова.

Упр. 5. с. 34. Прочитайте, как называется стихотворение. Когда мы используем считалки? Прочитайте считалку друг другу в паре. (Далее вопросы по учебнику).

Упр.6. с. 34. по заданию учебника.

Выполнять упражнения.

Вести учебный диалог с учителем.

Выполнять задание.

Познавательные:

Структурировать информацию в нужной форме; выделять необходимую информацию;

классифицировать;

создавать устные высказывания.

К:Ученик умеет договариваться; вести диалог; решать учебные проблемы; продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми;

Рефлексия. Итог урока.

Словесный метод: возвращение к цели урока, обобщение

5 мин

Чем мы сегодня занимались на уроке? Как правильно разделить слова на слоги?

Как определить количество слогов в слове? Научились ли вы делить слова на слоги?

Выберите с экрана нужный смайлик и нарисуйте его на полях. Поднимите руку те, кто нарисовал весёлый смайлик? Кто нормальный? А есть те, кто нарисовал грустный смайлик? Молодцы.

Отвечают на вопросы учителя по поднятой руке.

Р: развита рефлексия; осознание усвоенного;

Л: осознание смысла учения и ответственность за будущий результат.

nsportal.ru

Методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме: Конспект урока русского языка в 1 кл "Деление слов на слоги"

Урок русского языка в 1 классе

Тема: Деление слов на слоги.

Цели:   Обобщить представление о слоге как части слова.

Развивать умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв, каллиграфические навыки письма , умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Способствовать  воспитанию  интереса к предмету, сознательную дисциплину и культуру учебного труда.

УУД:

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

познавательные:

      понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  коммуникативные:

      принимать участие в работе парами и группами;

      договариваться, приходить к общему решению;

      использовать в общении правила вежливости:

Ход урока.

I.Оргмомент

Прозвенел уже звонок.

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руки тихо поднимаем,

Если спросят отвечаем.

Мы хороший дружный класс!

Всё получится у нас.

II. Актуализация знаний

1) устная работа

На доске буквы  г о с и л

Прочитайте буквы.

-На какие группы можно разделить эти буквы?  (гласные и согласные)

2.Минутка чистописания

-На минутке чистописания будем сегодня писать гласные.

Показ учителем правильного написания букв Оо Ии Оо Ии Оо Ии

Что вы можете сказать об этих буквах?

- Обведите самую красивую букву

III.Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.

-Составьте слово из этих букв и попробуйте назвать тему урока. (СЛОГИ)

-Предположите, чему мы должны научиться на уроке.

- О чём надо помнить, чтобы слова правильно разделить на слоги.

-Чтобы правильно разделить слово на слоги, надо посмотреть, сколько в нём гласных.

-У каждой гласной есть свой слог, в котором она хозяйка.

-Есть даже слоги, которые состоят из одной гласной.  

-Есть слова, которые состоят из одного слога.

-Согласный не образует слог. 

Вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

Упр.5 с.35

  -Прочитайте. Как называется это стихотворение?

-Когда мы используем считалки?

-Выполните задание в прах.

-Какие слова из считалки вы подобрали к данным схемам?

 Упр.6 с.35

Рассмотрите рисунки. Какие предметы изображены?

Разделите слова на слоги. Выполните задание к упр.

  1. Словарная работа.

- Отгадайте загадки.

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. (Лисица)

Хвост пушистый

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (лисица)

 ( учитель выставляет иллюстрацию с изображением лисицы)

Лисица – это хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

-Запишите слово лисица. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, поделите слово на слоги. Составьте с этим словом предложение.

V.Физминутка

VI.Продолжение работы

1)Работа по учебнику

Упр.7 с.35

Рассмотрите рисунок. Прочитайте.

-Отрывок из какой сказки вы прочитали? Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги. Почему? (дед)

-Запишите предложения.

(Работа в парах. Разыгрывание сценки)

Работа в тетради на печатной основе

- Откройте страницу стр 17. №3  

- Прочитайте задание. Какие слова составили.

-Прочитайте второе задание. Объясните, как слова разделить на слоги.

VII. Рефлексия

-Как вы справились с заданием?

- Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги?

-Кому нужна помощь?

-Оцените свою работу?

VIII. Подведение итогов урока

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

-как правильно разделить слова на слоги?

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Деление слов на слоги

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

момент

-Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Ручки на месте.

Ножки на месте.

Локотки по краю.

Спинка прямая.

- Ребята, покажите мне свою готовность к уроку русского языка.

- Запишите сегодняшнее число в тетрадь.  

21 марта.

(записывают дату)

2.Актуализация знаний

1) Чистописание

- Запишите в тетради заглавные буквы под диктовку.

Г Л О С

-Какая буква лишняя и почему?

-Составьте слово из записанных букв.

-Чем мы занимались на прошлом уроке?

-Сколько слогов в слове слог? Объясните свой ответ, если запомнили стишок прочитайте его.

- Прочитайте слоги на доске

- Добавьте по одному слогу, чтобы образовались новые слова.

-Какое слово лишнее?

- Спишите слова.

-Раздели слова на слоги вертикальной чертой.

Записывают буквы

Слог

Устно отвечают на вопрос:

-Определяли количество слогов в слове

- Хлопками.

- По количеству гласных.

-Сколько в слове гласных столько и слогов. Это знает каждый из учеников

О(са), голу(би), лод(ка), сус(лик)

-лодка, так как все другие слова обозначают живые предметы

(ученики записывают слова)

3. Работа по теме.

Постановка учебной цели

4.Физкультминутка.

5.Словарная работа

6.Закрепление

7. Рефлексия.

8.Подведение итогов

1.Упр.5(с. 34) (диск)

-Прочитайте. Как называется это стихотворение?

-Когда мы используем считалки?

-Посчитайся с товарищем по парте. Произноси слова считалки по слогам.

-Соотнеси схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдёт?

Упр.6 (с. 34)

Рассмотри рисунки. (слайд № 3)

-Какие предметы изображены? Назови их.

-Раздели слова на слоги.

- Напишите слова в таком порядке: сначала слова, в которых один слог, потом слова в которых два слога, затем слова в которых три слога.( слайд № 4)

-Составь предложение с любым словом.

-Отгадайте загадку. ( слайд № 5)

За деревьями, кустами, Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало... Нет ни дыма, ни пожара.

Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, К нам в сарай попала, Кур пересчитала.

-Послушайте стихотворение о лисе Г. Ладонщикова. (Слайд № 6)

Эта рыжая плутовка и коварна, и хитра.

Шустрых зайцев ловит ловко.

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться любит хитрая лисица.

-Что обозначает слово лисица?( Слайд № 7)

-Слово лисица имеет и переносное значение: так говорят о хитром человеке. Например, "Ну и, лисица, же ты!"

-Произнесите слово лисица.

-А теперь прочитайте слово так как оно написано.

-Какое опасное место в слове. Где можно сделать ошибку?

-Запишите слово лисица. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную. Поделите слово на слоги. Составьте предложение со словом лисица.

. Упр. 7 (с.35)

-Рассмотрите рис. Назовите сказку. Кто автор этой сказки?

-Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги. Обоснуйте свой ответ.

-Спишите первые два предложения. Над каждым словом обозначьте количество слогов в нем.

-Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги?

-Кому нужна помощь?

-Оцените свою работу на уроке. (Слайд №8)

- Оцените свою работу в тетради

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

-Как правильно разделить слова на слоги?

Работа с учебником

- Когда играем

(работа в парах)

Индивидуальные ответы.

На доске образец выполнения одним из учащихся

Устно составляют предложения

Выполняют движения под музыку "Вместе весело шагать"

Отгадывают загадку:

- Лиса(лисица)

Объясняют значение слова и проверяют себя по толковому словарю Ожегова

-Первая буква и

Работа в тетради

В лесу живет хитрая лисица

Самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой

Оценивают. Линеечки Цукермана.

-Делили слова на слоги 

- Хлопками.

- По количеству гласных.

-Сколько в слове гласных столько и слогов. Это знает каждый из учеников

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс): Конспект урока Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Тема. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Цель: формировать умение различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты: 
Предметные. Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов. Проведение лингвистического опыта: наблюдение над новым способом определения в слове слогов. Анализировать слоги исходя из количества в них гласных и согласных звуков. Подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Оценивать результат своей деятельности.

Метапредметные.        

Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку; самостоятельная постановка учебных целей; планирование; освоение способов деления слов на слоги; контроль; умение планировать и выполнять действия.

Познавательные: осмысление слоговой структуры слова; умение отвечать на поставленный вопрос, классифицировать слова по количеству в них слогов

Коммуникативные: использование интонации для постановки слогораздела; умение сотрудничать друг с  другом: работать в парах.

Личностные: чувство необходимости учения; самооценка, оценка.

                                                                            Ход урока.
I. Организационный момент урока.

I. Организованный момент урока.

Прежде чем за парту сесть,

Посмотри, на ней всё есть?

Учебник, ручка и тетрадь

В учёбе будут помогать!
II. Актуализация опорных знаний.
1. Минутка чистописания.

Жж Жж жужжит

Жизнь дана на добрые дела.

2. Звуковой анализ слова.

- Сделайте звуковой анализ слов: мыло, кровать.

3. Пословица.

При солнышке тепло, при матери добро.
- Что вы сейчас прочитали? (Предложение, пословица.)
- Как вы понимаете эти слова? (Когда светит солнце, человеку также хорошо и приятно как с мамой.)
4. Беседа.
- Посмотрите в окно. Весна пришла, да солнышко нас теплом не радует. Позовем его, покличем, распевая слова.
Сол-ныш-ко,по-ка-жись!
Крас-но-е, сна-ря-дись!
По-ско-рей, не ро-бей,
Всех ре-бят о-бог-рей!
III. Формулировка темы урока, целеполагание.

1. Вопрос-ответ.
- Вот и солнышко появилось, да только не проснулось еще, не заулыбалось лучиками. Порадуем его своими знаниями. Сейчас мы кликали солнышко, как мы пропевали слова?
- Догадались ли вы, какая тема нашего урока?

- О чём будем говорить? (О словах и слогах.)
- Проверим наши предположения. Откройте учебник на стр.32. Вверху, в синем прямоугольнике, прочитайте тему урока.

- Мы были правы. Какие цели ставим для себя на уроке? (Будем учиться.)

- Как вы думаете чему? (Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Распознавать слово и слог.)

2. Выявление места и причины затруднения.

солнышко мама луч со
- Какая из записей лишняя? Почему? (Лишняя со, т.к. все слова имеют значение, а эта не имеет.)

- Что же такое со? (Это слог.)
- Что же такое слог? (Слог - это несколько звуков, произносимых одним выдыхаемым толчком.)
Физкультминутка.
3. Выполнение упражнения 1 стр. 32.

- Приблизьте ладошку ко рту, произнесите слово «мама». Посчитайте, сколько раз струя воздуха коснулась ладошки при произнесении. Обсудите в парах.
- Кто готов сделать вывод? (Струя воздуха коснулась ладони дважды, значит в этом слове 2 слога.)
- Согласны?
- А как ещё определяется количество слогов в слове? (С помощью ладошек, бороды.)
- А ещё в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

IV. Первичное закрепление изученного материала.

1. Выполнение упражнения 2 стр. 32.

- Поработаем и потренируемся делить слова на слоги и определять их количество в слове. Найдите на стр.32 упражнение 2.
- Прочитаем хором задание.
- Прочитаем хором слова.
- Все ли слова вам понятны? Какое из слов требует пояснения?

- Ещё раз прочитайте их самостоятельно и найдите среди них только односложные слова т.е. слова из 1 слога.

Физкультминутка.

 2. Выполнение упражнения 3 стр. 32.

V. Рефлексия учебной деятельности.
- Давайте подведем итоги урока. Как звучит тема нашего урока?
- Какие цели для себя мы ставили?

VI. Итог урока.
-  Слог — это слово или часть слова?

- Из каких звуков может состоять слог?

- Расскажите, как узнать, сколько в слове слогов?

- Приведите примеры односложных, двусложных, трёхсложных слов.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (1 класс): Слог. Деление слов на слоги

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 40

Республики Северная Осетия - Алания

Конспект урока по обучению грамоте

в 1 классе

Тема. Слог. Деление слов на слоги

                                                                                                                              подготовила

учитель начальных классов

Ильенко Елена Николаевна

г. Владикавказ

2018

Тема урока. Слог. Деление слов на слоги.

Задачи урока. 1. Ввести понятие «слог» опираясь на наличие гласных звуков в слове.

2. Учить ребят делить слова на слоги, различать гласные и согласные, стимулировать поисковую деятельность

детей.

З. Развивать у детей умение доказывать, рассуждать; воспитывать интерес к чтению.

Формирование УУД.

Познавательные УУД:

  • знаково-символические;
  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

  • постановка вопросов;
  • умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

           волевая саморегуляция.

Тип урока: урок - исследование.

Технология: исследовательской деятельности.

1.Организация класса.

- Сегодня такое чудесное осеннее утро. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу.

2.Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы начнем работу над важной и интересной темой. Что это за тема вы скажите мне сами. Поможет зам в пути наша гостья — Красная Шапочка.

( На доске иллюстрация с  изображением Красной Шапочки).

- Кто из вас знает автора этой сказки?

- Верно, автор — Шарль Перро.

3.Работа над темой.

1. Тренировочные упражнения.

-У нашей гостьи в кармашке множество интересных заданий. Для того чтобы мы смогли отправиться в путь, нужно решить такие грамматические задачи.

Задача 1. Даны все изученные буквы, надо их распределить на две группы.

На доске буквы из кассы букв: а и й л м н о р у ы э

-Какие варианты у вас получились? ( Мнения детей — это две группы: гласные и согласные.)

- Давайте расставим отдельно гласные и согласные. (Вызвать слабых учеников)

-Чем гласный звук отличается от согласного? ( Ответы детей.)

Задача 2.

Работа со слоговой таблицей. На доске:

- Красная Шапочка приготовила небольшой конкурс. Он называется: «Кто больше?» Нужно составить как можно больше слов из данных букв и слогов.

-Молодцы! А теперь немного отдохнем.

- Встаньте; распрямите плечи; положите руку на брюшной пресс; сделайте глубокий вдох; на одном выдохе каждый кратко произнесите точное количество звуков:

.  .  .  .  .

а а а а а

.  .  .  .

о о о о

.   .  .  .  .  .  

и и и и и и

2. «Открытие» нового знания.

-Идем мы с Красной Шапочкой дальше в город «Знаний», По пути мы должны сделать «открытие», чтобы получить волшебный ключик от замка в наш город. Поможет нам решить эту задачу «Букварь».

1) Рассмотрите буквы в таблице

-Что можете сказать? ( Мнения детей )

- Букв в каждой строчке дано много — из них можно составить слова. Попробуйте составить слова из букв первой строчки. ( Не получается )

-Почему? Ведь здесь пять не повторяющихся букв. ( Дети спорят ) Обратитесь к третьей строчке. Что заметили?

( Получилось! )

-Почему в этом случае вы смогли составить слова? Какой вывод можно сделать? (Слова не могут состоять из одних согласных букв, кроме слов — помощников: В, С, К. В словах обязательно должны быть гласные).

- Молодцы, ребята! «Открытие» сделано, значит, ключ наш.

- Входим в город «Знаний», но сначала отдохнем.

-Поработали мы дружно,

А теперь поспать нам нужно.

Тише, тише, тишина

В нашу комнату вошла.

Деткам снится сладкий сон,

Нравится ребятам он.

2) Вот мы с вами, ребята и в городе «Знаний». Наши открытия еще не закончились. То-то удивится Красная Шапочка!

- Кто прочитает слово вверху странницы? ( Слог )

- Сейчас мы узнаем, что это слово обозначает.

- Составьте слова из букв Р Л М Н.

У вас не получилось? Почему? ( Здесь нет гласных )

- А теперь составьте слова из букв У Л Н А

Дети: луна

- Какой вывод можно сделать? ( Есть гласные, есть слово )

- Позови: Мама!

                 Ира!

                 Ирина!

На сколько частей распалось каждое слово? ( Сколько гласных, столько частей )

- Подумайте, почему.

- Такие части называются слогами. Правильно, ребята, сколько в слове гласных, столько и слогов. Выучим небольшое стихотворение, которое приготовила для нас Красная Шапочка.

Сколько в слове гласных —

Столько и слогов,

Это знает каждый

Из учеников.

З) Деление слов на слоги

- А Красная Шапочка приготовила новое задание.

Подчеркните простым карандашом слова, а слоги дополните до слов:

УМ    РО   МИ   ОН   МИР   МНО   НИ

(РОЛИ, МИЛА, МНОГО, НИНА)

- Определите, сколько в данных словах слогов. Докажите почему.

- Зачем нам слог?

- По слогам переносятся слова с одной строчки на другую

- Разделите слова для переноса: луна, малина, лимон, налимы.

Поставьте в словах ударение. Кроме того, со слогами можно играть.

- Мы должны помочь Красной Шапочке дойти до бабушки. Для этого нужно разгадать ребусы:

-Молодцы, ребята! Теперь Красная Шапочка отправится к бабушке, а мы немного почитаем.

З. Дополнительная часть.

Мирон     Ирина     Марина   Анна       Роман    Иван

Минин    Минина   Минина  Ларина    Ларин   Ларина

Хоровое и индивидуальное чтение столбиков

-Что заметили?(  Все слова написаны с большой буквы )

-А еще? (Это две семьи, здесь имена и фамилия)

- Как можно распределить эти слова на группы? (имена — фамилии; семьи)

4. Итог работы.

Всем спасибо, ребята! Вы сегодня — молодцы! А кого бы вы хотели отметить из ребят? Что вам запомнилось больше всего?

5.Рефлексия.

- С каким настроением вы закончили урок? Решите это сами. Выберите свой смайлик: плохо понял, понял все, остались вопросы.

         

                          Список используемой литературы.

 1.Программа курса:  к учебникам  Г. С. Меркина,  Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение». 1-4 классы / авт. –сост.

    Г.С.Меркин,   Б. Г.Меркин, С. А. Болотова. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.

  2. Учебник «Литературное чтение», 1 класс.  Г. С.Меркин, Б. Г.Меркин, С. А .Болотова .М.: «Русское слово - учебник»,2014.

  3. Болотова С. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение»,  Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С.А.Болотовой 1 класс: в 2 ч.  М.:ООО «Русское слово - учебник», 2014.

4.Рабочая программа к учебникам  Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение»,  1-4 классы / авт. – сост. С А. Болотова. –  М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Слово и слог (деление слов на слоги)

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний
  • Что нового мы узнали на прошлом уроке? (что предложения можно делить на слова)
  • Вспомните, к каким словам мы можем задавать вопрос «кто?», а к каким «что?» (одушевленные\неодушевленные)
  • Как вы думаете, сколько слов может быть в предложении?
  • Как на схеме предложения изображаются слова?
  • Чем может заканчиваться предложение? От чего это зависит?
  1. Работа по уроку
  1. Имена собственные\нарицательные

Посмотрите на слайд. Каких персонажей вы видите? Как их зовут? Что делает медвежонок?

Медвежонок дарит шарик Пятачку.

Сколько слов в предложении? Произнесите каждое слово. Подскажите мне, как начертить схему предложения? (анимация на слайде) Почему последний прямоугольник с вылезающей черточкой?

В сказке поросенка зовут Пятачок. Значит Пятачок – это что? Это важное правило: имена, клички животных, названия городов, стран и т. п. нужно писать с большой буквы и соответственно отображать это на схеме предложения.

  1. С. 9

Работа по учебнику.

Что могли говорить о Колобке дед и бабка, когда положили его на окошко? Опишите героев. Что делает лиса, общаясь с Колобком? Составляем предложения и схемы. Как на схеме мы обозначим слово Колобок, почему?

Анализ предложений:

  • Кто испек Колобка?
  • Какой румяный испекла Колобок!
  • Заяц встретил Колобка на дорожке.

Как меняется голос в каждом из предложений? Такое изменение голоса называется  - интонацией. Бывают предложения восклицательные и вопросительные.

  1. Беседа

Скажите, что делал Колобок для зверей? Каким по характеру вы представляете себе Колобка? А лису?

Если вас по дороге остановил не знакомый человек, можно ли с ним идти?

  1. С. 8

Рассмотрите иллюстрации на С. 8. Кого вы видите на верхней иллюстрации? Какой вопрос мы поставим к этим словам? Как мы их назовем раз они живые?

Что вы видите вокруг медведя? Что это за предметы? Что за грибы рядом с ним? Что делает медведь?

Медведь приветствует гостей.

Что вы сказали? О ком? Что вы сказали о медведе?

  1. Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

  1. С. 8 (схемы слов)\

Посмотрите, кто нарисован внизу страницы? Чем они отличаются? На какие две группы можно их разделить? Придумайте, по 1 животному для каждой группы.

Что означает белый прямоугольник под каждым рисунком?

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.

Трусливый, маленький зверёк

Хвостик беленький пушок,

Домик – кустик, да лужайка,

Ну конечно это…

Летом, осенью, зимой

Идет по тропочке лесной.

След хвосточком заметает.

А как её зовут, кто знает?

Молочком нас кормит вкусным,

Провожает взглядом грустным.

Без хозяина страдает.

Непослушных забодает.

У нее рога и вымя,

Очень ласковое имя.

Лишь на вид она сурова,

Наша добрая …

У меня живёт подружка

Вся в весёлых завитушках.

Щиплет травку возле речки

В шубке беленькой…

  1. С. 9 (в низу)

Рассмотрите иллюстрации. Кто на них изображен? Разделите животных на две группы.

Посмотрите на схемы слов к рисункам. Схемы разделены черточками. Это означает, что слова тоже делятся на части – они называются слоги.

Слог – это часть слова. Каждый слог отделяется вертикальной чертой. Посмотрите сколько слогов в словах?

  1. Примеры

На доске начертить прямоугольник. Дать слово «лиса», спросить сколько частей услышали. Как мне изобразить это на схеме?

Прочитать при помощи указки.

  1. Итог урока

Сто мы сегодня с вами узнали? Как обозначить слоги на схеме слова?

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о