Конспект урока на тему что у нас под ногами 1 класс – План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Конспект урока “Что у нас под ногами?”

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Конспект урока "Что у нас под ногами?"

Урок  окружающего мира 1 класс «Школа России» ФГОС.

Тема: Что у нас под ногами?

Цели: развивать представление о форме, размере ,цвете предметов, научить различать камни( гранит, кремень, известняк ).Пользоваться увеличительным прибором-лупой.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Итак, друзья внимание!

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

II.Повторение.  Беседа с учителем.

Ребята, посмотрите, муравьишка  вновь в зелёной кепочке! Он готов снова задавать  новые вопросы. Но прежде ,чем мы на них ответим вспомним о чём говорили на прошлом уроке.

На прошлом уроке мы говорили о том ,что у нас над головой.

-Что вы запомнили?

Дети:( Мы познакомились с созвездием Большая Медведица)

-Ребята, кто может нарисовать звёзды точки ,так чтобы получился «ковш»Большой Медведицы?

Работа у интерактивной доски.

А весь класс работает  в рабочих тетрадях на местах (с.10 Задание №2) .Учащиеся соединяют звёзды точки ,так чтобы получился «ковш» Большой Медведицы.

Затем рисунки у интерактивной доски сравниваются с рисунками в тетрадях детей и учебником.

Ещё на прошлом уроке мы говорили Что у нас над головой днём?

                                                                Что у нас над головой ночью?

                                                                                    Что такое солнце?

III.Работа по теме урока.

Ребята недавно мы с вами ходили на экскурсию и наблюдали за всем, что вокруг нас. Муравей Вопросик интересуется А что у нас под ногами?( Ведь то что у нас над головой он теперь знает)

-Что вы видели у себя под ногами?

А теперь рассмотрите камешки, которые вы собрали к уроку.

_Что  вы можете рассказать  о найденных камнях? 

Дети: ( Они отличаются по форме, размеру ,цвету)

1.Работа по учебнику.

Рассмотрите по учебнику, как  можно рассортировать собранные на экскурсии камешки с.20

2.Давайте и мы с вами выполним тоже самое.

На партах у ребят лежат полоски бумаги трёх цветов:

на -  О- Выложить рассортированные камни по форме

на -  О -Выложить рассортированные камни по цвету

на -  О Выложить рассортированные камни по размеру

-Кто выполнит первый поднимет руку .Работаем в паре сообща.

Муравьишка Вопросик тоже принёс камни .Посмотрите.( Гранит, известняк и кремень)

-Найдите у себя на столах  камни похожие на те ,что принёс Муравьишка.

Дети  демонстрируют камни, взяв их в руки

Этот камень называется –гранит.

Работа с лупами.

У вас на столах лежат специальные приборы. Это – лупа. Лупа- это прибор которые увеличивают размер предмета в несколько раз.

Возьмите  его в руки и рассмотрите внимательно гранит.

-Что  вы заметили?

1.Просмтр слайда.

2.Затем таким же образом дети находят у себя на столах  известняк рассматрев его по лупой. Говорят о своих наблюдениях.

3.Просмотр слайда (об известняке).

4.Ребята Муравьишка нам принес еще один камень это кремень к сожалению в нашей местности он встречается  редко.Но это необычный камень, из него  можно высекать искры. Такое свойство камня в давние времена использовали древние люди для разжигания огня.

VI. Физминутка

V. Работа по учебнику.  С 21- Посмотрите на иллюстрацию на странице 21.

-На рисунке под цифрами 1 что делают люди?

-Какой камень они используют для разжигания огня?

-Ребята, как вы думаете на рисунке под цифрой 2 муравьинка построил дом из какого камня?

-Что за камень изображен на рисунке №3 ?

Работа в рабочей тетради.

 1.Отметьте красным  карандашом названия камней, образцы камней ,образцы которых вы сегодня  рассмотрели и определили.

О-   Гранит.    О - Кремень.   О -  Известняк.

-Название каких камней вы отметили?

V.Итог урока.

В завершении урока поиграем в игру «Зажигаем фонарики».

Благодаря этой игре, я посмотрю, насколько вы запомнили материал урока.

Для работы учащиеся готовят  цветные карандаши: красный , зелёный , синий.

Если ученик согласен с утверждением учителя, он рисует зелёный кружок ,если не согласен- красный, в случае если он  не знает верного ответа,- синий.

На доске:

О   - да;             О  - нет;                О - не знаю;

Учитель читает предложения.

  • Из известняка можно высекать искры.
  • Гранит очень прочен ,его используют в строительстве.
  • Кремний состоит из раковин морских животных.
  • По цвету известняк темнее, чем гранит
  • На полке  между известняком и гранитом находится кремний.

Учитель обращает внимание детей на полку, где находятся камни.

У детей в тетрадях( на листочках) появляется рисунок:

О О О О О

А теперь давайте проверим Учитель ,демонстрирует правильно закрашенные фонарики. Поднимите руки у кого точно такие фонарики как у меня.

Молодцы! - Чему научились ,что нового узнали?

-Что у нас под ногами?

Названия каких камней вы запомнили?

-Для  чего они служат?

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс): Конспект урока окружающего мира 1 класс " Что у нас под ногами"

Организационный момент.

-Сегодня на урок к нам снова пришли Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.  Они рады встрече с вами.

  1. Актуализация знаний.

-Мудрая Черепаха  принесла на урок задания.

- Отгадайте загадку.

Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят?

-Найдите среди этих созвездий Большую Медведицу. Покажите карточку с нужной цифрой.

-Молодцы! Что вы запомнили об этом созвездии?

- Послушайте еще загадки от Мудрой Черепахи.

          Рассыпалось ночью зерно,

          Глянули утром- нет ничего.

          В голубой станице

          Девица круглолица.

          Ночью ей не спится-

          В зеркальце глядится.

          Без него плачемся

           А как оно появится

          От него прячемся.

-Что объединяет все отгадки?

  1. Мотивация учебной деятельности.

- На прошлом уроке вместе с Муравьем и с Черепахой узнали о том, что у нас над головой. Сегодня  Муравей Вопросик задаёт нам  новый  вопрос.

(Слайд 1)

-Сегодня  на уроке мы научимся сортировать камешки по группам, узнаем какие бывают камни.

4.  Работа по теме урока.

- Сейчас вы будете работать в паре.

-Рассмотрите камни в ваших коллекциях.  

-Одинаковые у вас камешки, или они отличаются друг от друга?

-Молодцы. (Слайд 2)

-Как можно распределить камешки  на группы , в соответствии с их размером?

-У вас на партах лежат  три полоски. На каждую полоску вы должны будете положить по 2 камешка.

- На синюю полоску положите  камешки разных размеров.

-Какого цвета, собранные вами камешки?

-На  зелёную полоску положите  два  камешка разного цвета.

- Какой формы бывают камешки?

- На красную полоску положите два камешка разной формы.

  - Как мы разложили камешки?

 

  1. Физкультминутка.
  1. Практическая работа – знакомство с кремнием, гранитом, известняком.

- Вспомните, что вы видели во время прогулки под ногами?

  -Правильно.Уже первобытные люди использовали их. Как?

- Однажды древний человек нашел  два одинаковых камня  и стал стучать ими друг о друга..Что он заметил?

-Правильно. Камень из которого можно высекать искры называется кремень. (Слайд 3)

-  В атласе-определителе можно найти информацию о кремне. ( Учитель показывает атлас и зачитывает информацию о кремне на с .9)

- У вас на партах лежат два образца горных пород.

-Первая горная порода-гранит. (Слайд 5)

-- Найдите и рассмотрите образец гранита. ( Дети работают в парах)

-Гранит переводится как –зернистый. Почему  его так назвали?  Давайте рассмотрим образец. Что видите?

-В состав гранита входят маленькие зернышки. Черные- это слюда.(Слайд 6)

-Мелкие зерна похожие на стекло- это кварц.( Слайд 7)

-Розовая или серая часть- полевой шпат. (Слайд 8)

- Цвет гранита зависит от шпата- серый или красный.

- Назовите составные части гранита.

- Молодцы.

- Как думаете, где люди применяют гранит?

-Правильно. А почему?

.

-Правильно. (Слайд 9)

-С древних  времен гранит считался символом могущества. Гранитом отделывали мосты, тротуары, набережные.

 

-Следующая горная порода –известняк

-Рассмотрите образец. Какого он цвета?

-Возьмите образец в руки и подержите. Что вы заметили?

-С давних пор люди использовали этот камень. Существует выражение «Москва белокаменная».Многие здания в старой Москве были построены из известняка..(Слайд 10)

- Известняк состоит из раковин морских животных . В школе мы каждый день пользуемся одной разновидностью известняка. Как думаете, что это?

-Правильно. Что помогло догадаться?

-Видоизмененный известняк – это мрамор. (Слайд 11)

- Из чего состоит известняк?

7. Работа с учебником.

-Откройте учебник на с. 21. Рассмотрите   рисунки  и обсудите в паре , что изображено на них.

- Послушайте информацию, определите к какой картинке  она относится. Покажите   карточкой номер рисунка.

- Гранит очень прочен и его часто используют в строительстве.

- Из кремня можно высекать искры.

-Известняк состоит из раковин морских животных.

8.  Физкультминутка

Если я называю предмет, который может находиться у нас над головой, то вы хлопаете в ладоши над головой, если этот предмет находится под ногами, то вы приседаете.

- Солнце, луна, гранит, песок, звезды, камешки, созвездия …..

9. Работа в тетради.

- Откройте тетради на с. 11.,приготовьте конверты с картинками.( Картинки из Приложения вырезаны заранее  дома)

-Что видите на картинках?

-Прочитайте  в задании 2 названия камней.

-Наклейте картинки к соответствующим записям.

-Проверьте себя.

-  Рассмотрите камешки, которые вы принесли на урок. Есть ли среди них  камни с которыми познакомились сегодня на уроке?

  1. Рефлексия учебной деятельности.

- Мудрая Черепаха просит ответить на ее вопросы.. У каждого на парте лежат полоски с кружками. Приготовьте красный, синий, зелёный карандаши. Если вы согласны с утверждением, закрашиваете кружок зелёным цветом, если не согласны- красным. Если не знаете ответ на вопрос, то закрашиваете кружок синим цветом.

( На доске –таблица)

Да- O

Нет- O

Не знаю - O

- Закрашиваем кружки по порядку слева направо.

1. Из известняка можно высекать искры.

2. Гранит прочный и его используют в строительстве.

3. Известняк состоит из раковин морских животных.

4. По цвету известняк темнее, чем гранит.

5. Эта горная порода гранит ( показ гранита)

 - Проверьте себя. ( Слайд)

- Встаньте те, у кого все правильно.

-Молодцы!

10.Итог урока.

 -Как мы можем ответить на вопрос Муравья Вопросика « Что у нас  под ногами?»

- С какими горными породами познакомились?

- Спасибо за работу.  Наши друзья довольны вашей работой и ждут  следующей встречи.

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Что у нас под ногами

Что у нас под ногами

Задачи: развивать представление о форме, размерах, цвете предметов; продолжать обучение распознаванию природных объектов; познакомить детей с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком). Учить детей пользоваться увеличительным прибором – лупой.

Оборудование. У учителя — образцы гранита, известняка, кремня, известняка-ракушечника; атлас-определитель «От земли до неба». У учащихся — камешки, собранные на прогулке; образцы гранита, известняка, кремня; лупа; атлас-определитель «От земли до неба»; ножницы и клей для выполнения задания в рабочей тетради.

Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети наблюдают, что у них под ногами (трава, опавшие листья, почва, асфальт, песок, камни и т. д.).

Ход урока:

-На прошлом уроке вы узнали, что у нас над головой.

-А что у нас под ногами? (песок, камни, асфальт, трава, опавшие листья, почва, стёкла)

- Посмотрите на картинку (выложите перед собой камушки). Какие перед вами камни одинаковые или разные? Чем они отличаются друг от друга? (формой, цветом, размером). (Дети сортируют камешки, раскладывая их в соответствии с рисунком на странице учебника.)

-Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Уже первобытные люди использовали их. Из камня делали орудия труда, оружие, украшения. Люди заметили, что некоторые камни очень прочные, а другие легко плавятся и меняют форму. Из них можно что-то сделать. Со временем был найден камень, с помощью которого разводили огонь.

-А сейчас я вам покажу вот такой камушек. Посмотрите на него, какой он красивый. Этот камень называется  Гранит. Гранит известен людям давно -  это крепкий и красивый камень. Он залегает в глубине земли и на ее поверхности. Из него могут быть целые горы. «Гранит» название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его с помощью лупы.

В состав гранита входят маленькие зернышки. Черные – это слюда. Мелкие зерна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета – кварц. Розовая или серая часть – полевой шпат. Шпат придает граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный.

Т.к. гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород, то часто его используют в строительстве. Гранит применяется для отделки стен, лестниц, создание колонн, памятников, статуэток, изготавливают плитку, вазы, делают мостовые из гранита.

-Следующий камень – это известняк. Он часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями. Дома и стены часто делали из этого камня.

Эта широко распространенная горная порода возникла на Земле много миллионов лет назад на дне древних морей из морских осадков. Известен известняк-ракушечник, которые состоит из ракушек.

Мел – это разновидность известняка.

-На картинке у меня кремень. В переводе с греческого кремень означает утес, скала.

Известен человечеству с очень глубокой древности, его используют с начала каменного века – более двух миллионов лет назад. С него практически и начался каменный век, несколько сотен тысячелетий прошли под эгидой кремня.

Благодаря его твердости, химической стойкости, способности при сколе образовывать режущий край или обломки при раскалывании, человек использовал этот камень для изготовления своих первых орудий труда и охоты – ножи,  наконечники для стрел и копий. Из кремня можно высекать искры, древний человек с его помощью добывал, получал огонь.

-Камни вокруг нас разнообразны. Они различаются по форме, размерам и цвету. Среди камней есть гранит, известняк, кремень.

-А теперь я вам задам несколько вопросов.

1.Что можно найти под ногами во время прогулки?

2.Чем отличаются друг от друга камешки?

3.С какими камнями мы познакомились на уроке?

4.Чем они интересны?

nsportal.ru

Конспект урока "Что у нас под ногами"

1.Организация начала

Фронтальная, словесный

Приветствие учащихся

-Начинаем наш урок.

О чем нам окружающий мир расскажет?

О березах, о морозах,

О хлебах и о лугах,

О зверюшках и покосах,

И о птицах, о цветах,

Почему снег летает, Полежит, а после тает?

Расскажет он про все на свете

Что происходит на планете.

-У кого сейчас хорошее настроение?

-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет нас и вы подниметесь еще на одну ступеньку окружающего мира.

Приветствуют учителя, улыбаются

Проявляют эмоциональную отзывчивость на стих-ние, пробуждающее любознательность

Фронтальный, наблюдения учителя

2.Подготовка к.основному этапу занятий. Обеспечение мотвации и принятия уч-ся цели уч.-познав. деят-сти.

Актуализация опорных знаний и умений

.

- активизация мыслительных способностей

Фронтальная, индивидуальная

Словесный(беседа,рассказ учащихся)

1.разотрем ушные

раковины сверху-вниз

2.разотрем ладошки

-У нашего героя Вопросика возникли заруднения. А какие мы узнаем выполнив следующие движения.

Муравьишка шел, шел,шел

Много камешков нашел

Присел, собрал и дальше пошел.

-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

-Проверим себя. Откроем учебник с.20. Прочитаем тему урока.

-Прочитаем. Что мы узнаем на уроке

Выполняют упражнения

Высказывают предположения

Дима читает.

Читает Лиза

Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Сверяют свои предположения

индивидуальный

3.Работа по теме урока

Творческая работа

Физминутка

Практическая работа

Работа с атласом- определителем

Работа с учебником с.21

Работа в рабочей тетради.

4.Рефлексия.

5.Итог

Фронтальная

Парная работа

Практический

Словесные, рассказ учителя

практический

-Итак, закройте глазки и мы мысленно идем на школьную площадку. Внимательно смотрим себе под ноги.

-открыли глазки Что вы увидели под ногами?

-Наш Муравьишка собрал целую коллекцию камней

-У вас на партах тоже лежат камешки, принесенные Муравьишкой.

-Какаие они одинаковые или разные?

-А чем они отличаются?

-Рассортируйте камешки в соответствии с инструкцией

Слайд 2.

-Какой можно сделать вывод?

-Сравним с выводом учебника.

-Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, как их называют камни. Это и грунтовые дороги, и дорожки в парках, есть камни «впечатанные» в асфальт,бетон. Кто их разбросал? Может сама природа? Все интересно любознательным ученикам и Вопросику.

Еще в далекой древности люди использоваликамни. Кто знает как?

Слайд 3.

-Древние люди из камня делали орудия труда, оружие, украшения. Они заметили, что некоторые камни очень прочные, а другие легко плавятся, меняют форму. Из них можно что-то сделать. Со временем люди нашли камень с помощью которого разводят огонь.

-А как вы можете использовать камешки, лежащие на парте?

Мы немножко отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по полю гуляли,

За природой наблюдали,

Вниз на травку поглазели

вверх на солнце посмотрели,

Дружно хлопаем,

Ногами топаем.

Хорошо мы погуляли.

Муравьишка нам принес еще и такие камни.(показ)

-Посмотрите какой красивый камень. Их много можно найти на железнодорожной насыпи. Это гранит. Это «пестрые» камни.

Известен он очень давно. Это крепкий камень.

Слайд 4. Он залегает в недрах(глубине) земли и ее поверхности. Из него могут быть целые горы.Слайд 5.

«Ганит» название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его с помощью лупы.

В состав гранита входят маленькие зернышки. Черные- это слюда. Слайд 6.

Мелкие зерна, похожиена стекло, белого или дымчатого цвета- кварц. Слайд 7.

Розовая или серая часть – полевой шпат. Слайд 8. Шпат придает граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный.

Слайд 9.

Т.к. гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород, то его часто используют в строительстве. Гранит применяется для отделки стен, лестниц, создание колонн, памятников, статуэток, изготавливают плитку, вазы, делают мостовые.

-А этот камень называется кремень. В переводе с греческого означает утес, скала. Он известен с глубокой древности, его используют с начала каменного века- более двух миллионов лет назад. Благодаря его твердости, химической стойкости, способности при сколе образовывать режущий край или обломки при раскалывании, человек использовал этот камень для изготовления своих первых орудий труда и охоты- ножи, наконечники для трел и копий. Из кремня можно высекать искры, древний человек с его помощью добывал огонь.

Стойкого человека в народе называют кремень.

-Следующий камень- это известняк. Он часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями.

Слайд 10.

Дома и стены часто делалииз этого камня. Эта широко распространенная горная порода возникла на Земле много миллионов лет назад на дне древних морей из морских осадков. Известен известняк- ракушечник, который состоит ракушечник.

Об этих камнях вы можете узнать из нашего атласа- определителя

-рассмотрите рисунки и фотографии

-объясните, что на них изображено

-Прочитаем вывод с.21

-Найдите рисункикамней, вырежьте и выполните задание

-Муравьишка для вас приготовил хитрые вопросы:

-Что у нас под ногами?

-Чем они отличаются?

-Для чего служат?

-Какие новые названия вы услышали?

-Для чего они служат?

-Кто доволен своей работой?

-Вы научились сортировать камешки. Как вы это делали?

Слушают учителя, представляют,

отвечают на вопросы

песок,камни,асфальт, трава, листочки, стекла

смотрят Слайд 1.

Разные

Формой,цветом, размером

Сортируют:

1.По форме

2.По размеру

3. По цвету

Камни могут быть разные по форме, цвету, размеру

Отвечают на вопрсы

Рассматривают

Выложить из них что-нибудь

Выполняют движения

Слушают рассказ

Рассматривают камень. Используют лупу

Рассматривают атлас- определитель, определяют образцы камней

1.добыча огня с помощью кремня

2.для постройки дома использование гранита

3.известняк при ильном увеличении

Определяют образцы камней,наклеивают

Оценивают свои достижения на уроке

сравнивают

Осуществляют самопроверку

Используют имеющуюся информацию для получения новых знаний

сопоставляют

выполняют творческое задание:

выкладывают

Используют полученную информацию для получения новых знаний

самопроверка

Формулируют свою собственную позицию

Фронтальный

Наблюдение учителя

Коллективный

Правильное выполнение заданий

фронтальный

индивидуальный

Фронтальный

индивидуальный

Работа в парах

Контроль и самопроверка, коррекция

Работа с учебником с.19

Фронтальная

Словесный

Рассказ учителя

Работа со схемами

Фронтальная

Беседа

Практическая работа с иллюстрациями

-Молодцы!

-Из чего состоят предложения?

-Что называют слова?

-Придумайте предложения по этим схемам

I-------- ---------- .

I---- ----- -- .

-Кто хочет предложить нам свое предложение, а мы к нему составим схему?

-На что делятся слова?

-какие бывают слоги?

-сколько ударных слогов может быть в слове?

Загадка

Целый день летает,Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

-Посмотрите на доску и найдите схему к слову «муха»

-Что вы можете по схеме рассказать о слове?

-рассмотрите иллюстрации

-к какой сказке дан рисунок?

-кто вспомнит отрывок из сказки подходящий к иллюстрации?

-Назовите гостей Мухи-Цокотухи и слияния

-назовите одним словом

-Рассмотрите внимательнее картинку и скажите, кого мы не назвали

-можем ли мы отнести паука к насекомым? Почему?

-Послушайте загадку

Восемь ног, как 8 рук

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте,мухи, шелк.

-А знаете почему паук не запутывается в своих сетях?

-Он делает клейкими только круговые нити, по прямым может спокойно бегать.

_Сколько слогов в слове «паук»

-назовите ударный

-из слов

-предметы, признаки, действия

-принимают учебную задачу и осуществляют ее под руководством учителя

Один придумывает предложение, другой чертит схему и наоборот.

-слоги

-ударные и безударные

-один

Муха

1.Два слога

2.Первый ударный, состоит из слияния

3.Второй слог тоже слияние

К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»

-Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!

Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.

А букашки- по три чашки с молоком и крендельком:

«Нынче Муха-Цокотуха именинница!»

Та-ра-ка-н, ба-бо-ч-ка, жу-к, о-са, ку-з-не-чи-к, п-че-ла

-насекомые

-паука

-нет, 8 ног

2

2

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Последовательно и логично отвечают на вопросы.

Фронтальный

Работа со схемами

Парная работа

multiurok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Технологическая карта Что у нас под ногами?

Практическая работа по материалам учебника (с. 20–21)

Физкультминутка

(см. Приложение).

Выполнить задания 1, 2 в рабочей тетради (с. 10–11)

– Какие перед вами камни – одинаковые или разные? Чем они отличаются друг от друга?

Показывает гранит, кремний
и известняк из коллекции камней и на иллюстрации учебника, рассказывает об их свойствах, показывает, как выглядят эти камни при рассмотрении увеличительным прибором (лупой).

Проводит физкультминутку.

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

камушков, сортируют их по форме, размеру и цвету

Рассматривают образцы камней, определяют их отличие друг от друга, объясняют, что изображено
на рисунках.

Выполняют упражнение.

Выполняют задания в рабочей тетради

Фронтальная.

Индивидуальная

имеющихся знаний и представлений об истории Москвы и ее достопримечательностях.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Самостоятельное задание.

Проверка заданий
в рабочей тетради

nsportal.ru

Методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему: Что у нас под ногами?

Урок по предмету «Окружающий мир» в 1-м классе.

Тема: Что у нас под ногами? Цели урока:

  1. познакомить учеников с гранитом, известняком, кремнем;
  2. закреплять представление о форме, размере и цвете предметов.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: атлас-определитель, схемы созвездий, лупы, камешки, коллекции «Гранит» и «Известняк».

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала
  1. Отгадайте загадку.

Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят?

(Созвездие Большая Медведица)

Что вы запомнили об этом созвездии? Учитель прикрепляет на доску схемы созвездий.

  1. Найдите среди этих созвездий Большую Медведицу. Что ещё можно увидеть над головой?
  1. Сообщение темы урока
  1. На прошлом уроке вместе с Муравьем и Черепахой мы узнали о том, что у нас над головой. Муравей Вопросик задаёт нам следующий вопрос. Прочитайте его на странице 8 учебника. {Чтоу нас под ногами?) На этот вопрос мы сегодня будем отвечать.
  1. Работа по теме урока
  1. Во время прогулки мы с вами собрали много всяких камешков. Разложите их на партах, рассмотрите внимательно. Одинаковые у вас камешки или они чем-то отличаются друг от друга?

Разложите камешки группами, разделив их по форме, размеру и цвету. Посмотрите на первую группу нарисованных камней. Какой они формы? (Круглые, прямоугольные, четырёхугольные)

Выберите из ваших камешков образцы, похожие по форме и положите их сверху на рисунки.

На какие размеры разделены камни? (Маленькие, средние, большие) Распределите ваши камешки на группы в соответствии с их размерами.

Какого цвета собранные вами камни? Если у вас есть камешки таких цветов, как изображены в учебнике, положите их сверху рисунков в третьей полоске.

Выполнение всех действий учащихся учитель контролирует, проходя по рядам.

  1. Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Уже первобытные люди использовали их. Из камня делали орудия труда, оружие, украшения.

Присматриваясь к тому, что их окружает, люди заметили, что некоторые камни очень прочные и из них можно строить. Другие, расплавляясь, меняют форму и из них можно что-то сделать. Со временем был найден камень, с помощью которого можно было разводить огонь.

С некоторыми камнями мы сегодня познакомимся.

Рассмотрите рисунок в верхней части страницы 9. Кого вы видите? Что люди делают? С помощью чего мужчина пытается развести огонь?

В руках мужчины два камня. Ударяя один о другой, он высекал искры. Под рисунком даны фотографии трёх камней. Прочитайте их названия. Может быть, кто-то из вас слышал, какой из этих камней помогал древним людям разводить огонь.

Речь идёт о кремне. Что это за камень? Прочитаем о нём в атласе- определителе.

Дети открывают атласы на страницах: 8-9, рассматривают иллюстрации. Учитель читает текст о кремне.

  1. Чтобы познакомиться со следующими горными породами, вам надо разделиться на группы.

Дети рассаживаются. Учитель в это время раздаёт лупы и коллекции «Гранит» и «Известняк».

  1. Возьмите в руки коробки с надписью «Известняк». Рассмотрите образцы. Какого они цвета? (Белого, серого, жёлтого)

Известняк часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы, или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями.

С давних пор люди получали из известняка известь, известковые растворы, строительные камни. Дома и стены часто делали из этого камня. Существует выражение «Москва белокаменная». Многие здания в старой Москве были построены из известняка.

Учитель демонстрирует репродукцию картины «Москва белокаменная».

  1. Сейчас из особых сортов известняка делают цемент, бетон, железобетон, которые используются в современном строительстве.

В обычном известняке остатки организмов, из которых он состоит, не видны. Но у вас в коробках есть образец под названием известняк- ракушечник. Рассмотрите его. Найдите раковинки, из которых он состоит. Благодаря этим ракушкам известняк-ракушечник не спутаешь с его другими родственниками. Найдите этих «родственников» в коробках. Прочитайте названия. (Мел,мрамор)

Мел - это разновидность известняка. Мрамор - видоизменённый известняк. Он бывает белым, серым, розовым. Мрамором отделывают стены вокзалов, метро, ступени лестниц.

Мы с вами познакомились с семьёй известняка. Какой камень у нас остался?

Положите перед собой коробки с надписью «Гранит».

Гранит известен людям очень давно - это крепкий и красивый камень. Залегает он в глубине земли и на её поверхности. Из него могут быть целые горы.

«Гранит» - название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его. Возьмите лупы, поднесите их к камням. Что вы видите?

В состав гранита входят маленькие зёрнышки. Чёрные - это слюда; мелкие зёрна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета - кварц; розовая или серая часть - полевой шпат. Шпат придаёт граниту цвет и соответственно гранит бывает красный или серый. Слюда, кварц и шпат - составные части гранита.

Дети рассматривают образцы этих минералов.

  1. Прочитайте первый вопрос, который задаёт вам Мудрая Черепаха.

Где именно можно увидеть гранит?

Из этого камня делают памятники, стены в метро, ступени на лестницах. Ещё гранит используют при строительстве мостов, зданий, дорог. Это очень прочный камень, поэтому люди часто делают из него вещи, которые должны быть прочными и долговечными.

Рассмотрите камешки, которые вы принесли на урок. Есть ли среди них гранит? Если есть, то положите их на иллюстрацию гранита в учебнике. 5. Итог урока

- Как мы можем ответить на вопрос Муравья о том, что у нас под ногами? С какими горными породами вы познакомились на уроке? Что о них запомнили?

Дети выполняют задание №2 на странице 4 в рабочей тетради.

nsportal.ru

План конспект по окружающему миру для 1 класса на тему "ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ"

ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

иметь представления о форме, размерах, цвете предметов;

определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

различать гранит, кремень, известняк;

пользоваться увеличитель­ным прибором — лупой.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

использовать представленную информацию для получения новых знаний;

осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать красоту камней и необходимость бережного отношения к ним.

Оборудование. У учителя — образцы гранита, известняка, кремня, известняка-ракушечника; атлас-определитель «От земли до неба». У учащихся — камешки, собранные на прогулке; образцы гранита, известняка, кремня; атлас-определитель «От земли до неба»; ножницы и клей для выполнения задания в рабочей тетради.

Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети наблюдают, что у них под ногами (трава, опавшие лис­тья, почва, асфальт, песок, камни и т.д.). Особое внимание учитель обращает на камни; по его просьбе дети собирают различные ка­мешки и приносят их в класс.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока Мудрая Черепаха интересуется, как выпол­нено задание № 1 в «Научном дневнике». Можно предложить детям сравнить сделанный в дневнике рисунок с рисунком в атласе-определителе «От земли до неба» (с. 210) — расположение ковша на них должно быть примерно одинаковым. Так дети убеждаются в правильности своих наблюдений.

От имени Муравья Вопросика учитель говорит: «Теперь я знаю, что у нас над головой. А что у нас под ногами?» Дети называют то, что видели под ногами во время прогулки, говорят, что принес­ли с прогулки камешки. Учитель зачитывает слова Муравьишки на с. 20 учебника.

Актуализация знаний и умений. Учащиеся раскладывают камешки перед собой и рассматривают их. Учитель: «Какие перед вами камни — одинаковые или разные? Чем они отличаются друг от друга? (Формой, размером, цветом.)»

Освоение нового содержания и его применение. Учитель предлагает проанализировать рисунок в учебнике и объяснить, каким образом рассортированы на нем камешки. Затем дети по аналогии сортируют камешки, собранные на прогулке. Сначала следует разложить их по форме, затем – по размерам, потом – по цвету. В ходе работы дети убеждаются, что одни и те же камешки могут оказаться в разных группах, в зависимости от того, по какому признаку проводится классификация. На это следует обратить особое внимание детей, поскольку это очень важно для формирования умения классифицировать объекты как универсального учебного действия.

Далее проводится практическая работа в парах «Определяем камни». Следует предложить каждой паре учащихся не более двух образцов камней в разных сочетаниях. Атлас-определитель потребуется в тех случаях, когда образцы отличаются по цвету или другим признакам от тех, которые изображены в учебнике (в атласе-определителе на с. 8, 10, 15 показано несколько вариантов образцов каждого камня; на этих страницах следует заранее сделать закладки).

Прежде всего учитель просит расшифровать условные знаки на с.20 учебника (если забыли, посмотреть на с.8). Итак, знаки-помощники подсказывают, что для практической работы потребуются рабочая тетрадь и атлас-определитель. Открыв рабочую тетрадь на с.10, дети видят, что работу нужно проводить в парах. Дальнейшие действия выполняются по заданиям учебника и рабочей тетради. При необходимости учитель может зачитывать задания всему классу или отдельным парам учащихся, которые испытывают затруднения. Особое внимание нужно обратить на заключительный этап работы, когда дети обмениваются сведениями о результатах исследования. Муравей Вопросик говорит, что не разобрался, просит детей по­казать ему каждый камень и ещё раз сказать название.

Учитель подчеркивает, что совместными усилиями определены все камни и теперь любой ученик может узнать любой из камней, в том числе и тот, который определили его товарищи.

Чтобы убедиться в этом, предлагается выполнить задание в рабочей тетради (с.11, №2). Дети работают индивидуально. Это задание, как и аналогичные последующие, включает в себя действия контроля и коррекции, и только после них предусмотрена фиксация результата (наклеивание рисунка). Это следует учитывать при определении лимита времени на выполнение задания.

Следующий этап урока предусматривает расширение представлений детей об изучаемых камнях (это его предметная составляющая) и вместе с тем нацелен на формирование умения работать с информацией (метапредметная составляющая). Дети учатся извлекать информацию из текста и использовать для объяснения содержания иллюстраций. Текст «Знаете ли вы, что…» учитель может зачитать всему классу в форме вопросов, а последующее задание выполняется в парах. При этом дети впервые встречаются с возможностью использования «Страничек для самопроверки», на которые в тексте задания имеется ссылка (в виде стрелки с указанием номера страницы, где представлен правильный ответ). При обсуждении результатов работы пар учитель может продемон­стрировать известняк-ракушечник, в котором раковины очень хорошо видны невооруженным глазом.

Закончить этот этап урока можно, прочитав детям вслух первый абзац тек­ста о камнях в атласе-определителе «От земли до неба» (с. 6) и пред­ложив собрать для класса небольшую коллекцию красивых и не­обычных камней.

Выводы и обобщения. В заключительной части урока учитель просит еще раз ответить на вопрос «Что у нас под ногами?». Для обобщения высказываний детей зачитывается вывод на с. 21

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 21 учебника.

Физкультминутки. 1. Дети выполняют движения, соответствую­щие стихотворению:

По дорожке мы шли, Дальше пошли.

Много камешков нашли. Вот мы в горку пошли,

Присели, собрали, Пёстрых камешков нашли,

Дальше пошли. А под горку пошли —

Вот направо мы пошли, Белых камешков нашли,

Серых камешков нашли, С собой в школу принесли.

Присели, собрали,

2. Возможна физкультминутка по загадке К. И. Чуковского:

Что за камень у дороги? (Дети присели.)

Есть у камня хвост и ноги. (Поворот и прыжок.)

Это ЧЕ! (Дети подпрыгивают.)

Это РЕ!

Это ПАХА!

Это ЧЕ-РЕ-ПАХА! (Дети хлопают в ладоши.)

В группе продленного дня можно коллективно сочинить сказку о том, как Муравьишка построил дом из камней (по рисунку учеб­ника), а также поговорить о том, где в реальной жизни используется гранит.

Рекомендации для занятий в семье

Выполните с ребёнком задание в рабочей тетради (с. 11, № 3).

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о