Конспект урока по чтению сказка иван царевич и серый волк 3 класс – План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: конспект урока литературного чтения 3 класс по теме “р.н.с.Иван-царевич и серый волк”

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК"

Урок по литературному чтению в 3 классе в МБОУ ООШ п.Алханчурт

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Подготовила и провела:

учитель Бестаева Н. А.

24. 09. 2016 г.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:

- дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

- развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

- наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

- развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

- воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование:

презентация с иллюстрациями к произведению, тесты

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

II. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и цели

- Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (Сказка)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

- На уроке мы познакомимся и проанализируем замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк». (Презентация прилагается)

III. Актуализация знаний

  1. - Докажите, что литературное произведение - это сказка. Что такое сказка?

Сказка это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

  1. - К какому виду относится эта сказка?

  1. - Почему она волшебная?

Признаки волшебной сказки

1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)

2.предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)

4) – Вспомните главных героев нашей сказки.

В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1." Красная Шапочка"

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2."Три поросёнка"... ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

- Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным?

5) - Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3."Сивка - Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

- Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

6) - Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)

- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример : Доброе слово и камень точит.

Плохо тому, кто добра не делает никому.

Физкультминутка.

IV. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.

V. Изучение нового материала.

  1. Работа над сказкой.

Вопросы на с.49 -

  1. Дополнительная работа.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». (Презентация, слайд 1.)

– Знакома ли вам эта картина?

– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)

– А вот как другой художник – И. Билибин – изобразил эти же события.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».

– Чем похожи обе картины?

– Каким настроением они проникнуты?

– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?

  1. Тест к сказке (Приложение1)

VI. Рефлексия..

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 21)

- Чему научила вас эта сказка?

Рефлексия со смайликами.

Домашнее задание: перечитать сказку (с. 40-49), вопросы на с. 49 – 51.

Приложение 1.

Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

1. Назовите имя царя _____________________

2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________

3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________

4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________

5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________

6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»

___________________________________________

7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?

_____________________________________________________________________

8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________

9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?

______________________________________________________

10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________

11. Вспомните конец сказки. _____________________________________________________________________

multiurok.ru

Урок 5. сказка «иван-царевич и серый волк» - Литературное чтение - 3 класс

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

 

Тезаурус

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет - это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор - один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор -  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

 

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

 

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  - важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  - Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

- Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 - Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 - Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 - Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 - Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 - Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 - Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 - Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» - волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

 

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

 

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

 

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

 

resh.edu.ru

Открытый урок по литературному чтению 3 класс. Герои волшебной сказки. Русская народная сказка "Иван-Царевич и Серый волк"

Открытый урок по литературному чтению. 3 класс

Тема: Герои волшебной сказки. Русская народная сказка «Иван - Царевич и Серый волк»


Цель: формирование у обучающихся понятия о волшебных сказках.
Характеристика деятельности обучающихся:

- понимать важность слова при названии предметов и явлений;

- формировать представление о богатстве народного языка;

- активизировать лексический запас;

- иметь представление о понятиях: народная сказка, присказка, сказочные предметы.

- определять отличительные особенности волшебной сказки.

- определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка.

- развивать умение делить текст на части;

- сравнивать героев, события сказки; сравнивать произведение литературы и живописи.

-обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний

Технологии:

Информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, технология дифференцированного обучения.

Оборудование: выставка книг, выставка рисунков на тему «Мир озарив чудесами, сказки летят над лесами», выставка поделок «Жар-птица», демонстрационный материал, проектор, иллюстрации сказок.

Ход урока

1.Организационный момент(Слайд 1)
- Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу.

- Я хочу, что бы вы сегодня на уроке получили не только хорошие отметки, но и ушли с новыми знаниями, впечатлениями и открытиями.

1.1 Дыхательная гимнастика
- Ребята, вы знаете уже, что на уроках чтения мы учимся и правильно читать, и правильно говорить, поэтому выполним сначала дыхательную гимнастику.

- Представим себе, что на наши ладошки упало перышко. Давайте наберем воздух в легкие и сдунем перышко с руки.

Каша кипит.
Вдыхаем через нос, на выдохе произносим слово «пых». Повторить 3 раза.
1.2.Речевая разминка.
На плакате написана пословица

Сказка – ложь, да в ней намек….

- прочитайте пословицу про себя;
- прочитайте пословицутихо;
-прочитайте пословицу «жужжащим чтением»;
- прочитайте с восклицательной интонацией;
- прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом первое, второе слово.

2.Актуализация. Сообщение темы. Нацеливание.

- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о волшебных сказках и познакомимся с русской народной сказкой «Иван – царевич и Серый волк».(Слайд 2)

В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою: (Презентация)

1." Красная Шапочка"

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).(Слайд 3)

2."Три поросёнка"... (английская сказка, на русский язык перевел С.Михалков, волк злой, хитрый). (Слайд 4)

3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый) (Слайд 5)

4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)(отрывок мультфильма)

- Вы заметили, что волк в сказках не всегда хитрый, злой, т.е. не всегда он отрицательный герой.И на сегодняшнем уроке, познакомившись со сказкой «Иван-царевич и Серый волк», обратите внимание, какими качествами будет обладать волк- положительными или отрицательными.

- Откройте учебник на 51 странице.

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию «Иван Царевич на сером волке».Её написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов (иллюстрация представлена на доске и в учебнике)

-Кто изображён на ней? Начните ответ на этот вопрос со слов: Художник изобразил…

- Где находятся герои?

-Чтобы ваша речь была более выразительная, вам помогут слова и выражения из волшебной «словарной коробочки» (в лучах света, беспокойство, просветы синего неба, темный, угрюмый лес, тревога, цветущие кусты)

-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

-Обратите внимание как ИванЦаревич прижался к волку, он уверен в его помощи.Если волк помогает Ивану-Царевичу, давайте предположим, какое между ними отношение?

-Сейчас и мы вспомним пословицы о хорошем, добром отношении.

Задание. Соединить начало и конец пословицы (работа в парах). Одна пара обучающихся работает на интерактивной доске.

Доброе слово и камень точит.

Плохо тому, кто добра не делает никому.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело – правду говорить смело.

3.Физминутка (для глаз)

4. Первичное знакомство с текстом

(Начитает читать учитель и хорошо читающие ученики.)

-Достаточно, а теперь послушайте продолжение сказки, которое читает артист, мастер художественного слова (обучающиеся слушают аудиозапись)

5.Работа по содержанию сказки.

-Ребята, мы познакомились со сказкой. Подумайте, можно ли назвать сказку волшебной? Почему?

- В начале урока, если вы помните, я попросила вас обратить внимание на одного из главных героев - волка. Так каким же героем – положительным или отрицательным, предстает он перед нами в этой сказке?

(На занятиях проектной деятельностью обучающиеся работали в группах и выполняли творческую работу «Жар-птица»).

- Посмотрите, какие красочные, яркие, действительно волшебные птицы у вас получились. Птица из ткани, птица из осенних листьев, из пластилина, из бисера, из бумаги.

(Выставка детских работ «Жар-птица)

6.Рефлексия: наш урок заканчивается. Выразите ваше отношение к уроку через карточку (красная-грусть, желтая - спокойствие, зеленая- радость).

7.Подведение итогов урока. Выставление отметок

8.Домашнее задание. Прочитать сказку еще раз.

МБОУ «Зверосовхозская СОШ»

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе

Тема: «Герои волшебной сказки. Русская народная сказка

«Иван-Царевич и Серый волк»

Разработала:

учитель нач. классов

Полушина М.В.

2014 г.

infourok.ru

Конспект урока литературного чтения "Иван-царевич и Серый Волк" 3 класс УМК "Перспектива"

Тема урока : Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».

Цели урока:

Образовательная: продолжить знакомство с русскими народными сказками;

Развивающая: представление о выразительных возможностях слова

и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

- развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

-наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

-развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.

Воспитательная: воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование: - презентация с иллюстрациями к произведению;

- слова на карточках: Иван-Царевич, Серый волк

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

А) Вот и прозвенел звонок

Нам пора начать урок.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь, прошу, садитесь.

Б) Речевая разминка

- Прочитайте загадку про себя.

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают.(Сказка)

- Прочитайте шёпотом.

- С вопросительной интонацией.

- А теперь, соблюдая знаки препинания.

- О чём говорится в этой загадке?

- Почему я подготовила именно загадку о сказках? ( Начали изучать раздел «Волшебные сказки»)

II. Сообщение темы и цели.

А) Самоопределение к деятельности

( чтение стихотворения на фоне музыки «В гостях у сказки»)

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко

Как уютный милый дом.

- Почему я выбрала для сегодняшнего урока это стихотворение?

- Зачем человеку нужна сказка? ( Чтобы уложить спать ребёнка; помогает верить в чудеса; сказка нас чему-то учит)

- Какая у вас любимая сказка? (Ответы детей)

- Вы назвали много сказок.

- На какие группы мы делим сказки по содержанию? (Бытовые, волшебные, про животных)

- А по написанию? ( авторские и народные)

- Как называют по-другому авторские сказки? (Литературные)

Б) Постановка учебной задачи

- Отгадайте по иллюстрации сказку и её автора.

1." Красная Шапочка"

-Кто автор сказки? ( Ш.Перро).

2."Три поросёнка"... (Сергей Михалков).

3."Волк и семеро козлят" (Братья Гримм)

4."Волк и лиса" (Русская народная сказка)

- Что обего между этими сказками? ( Главный герой-ВОЛК)

- Составьте кластер с этим словом.

- Прочитайте, какой волк? (Злой, зубастый, хитрый, добрый и т.д.)

- Отгадайте сказку, её автора и следующего героя.

1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка)

2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка)

3."Сивка- Бурка" (Русская народная сказка)

- Что общего между этими сказками? (Главный герой -ИВАН)





- Прочитайте, какой Иван в сказках? ( Смелый, храбрый, непослушный, отважный и т.д.)

- Прочитайте, что написано на этих дух карточках. Что вам напоминает сочетание этих слов? ( Название сказки «Иван-царевич и Серый волк)

- Откройте страницу 50 учебника и прочитайте заглавие.

- Кто автор? (Народ)

- Определите тему урока. (РНС «Иван-царевич и Серый волк»)

- Какие задачи мы должны поставить перед собой?

III. Открытие новых знаний.

А) Работа с репродукцией

- Сегодня я листала книгу со сказками и увидела репродукцию великого русского художника. Может кто-нибудь знает, как она называется? («Иван-царевич на сером волке»)

- Кто написал эту картину? (Виктор Михайлович Васнецов)

Б) О художнике

- Виктор Михайлович так писал о своём детстве: «Вырос я в деревне. Там всего домов десять и стояло. Нас братьев было шестеро и на всех одни валенки и полушубок. Летом то хорошо. Весь день на улице, да в лесу босиком бегаем, в одних портках. А зимой всё больше на печи сидели, да сказки слушали. День короткий, а ночи долгие, да тёмные. И зиме, кажется, конца и края нет. Электричества то не было. Зажгут лучину, палочка такая деревянная. Она горит, потрескивает. Огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени, так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла выскачет не то леший, не то Баба Яга. Так и встают они, как живые.

А потом забывалось всё это, когда в Петербург поехал учиться. Учиться сильно хотел. Только в Петербурге была академия, где на художников учили. И остался яя там один одинёшинек. Голодал, бедствовал. Никто не мог мне тогда помочь. Я и учился, и работал…»

-Кто изображён на картине?

- Где находятся герои?

-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

- Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)

- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому)

В) Словарная работа

- Прежде чем познакомиться с текстом, я хочу познакомить вас с устаревшими словами (архаизмами) и речевыми оборотами.

-1 и 2 ряд работают вместе со мной, 3 ряд работает с толковым словарём в конце учебника и ищет объяснение выделенных в тексте слов и словосочетаний.

ПОХИТНИК-воришка

КАРАУЛЫ- воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-нибудь.

ЗАДОЛИТ-одолеет.

НЕ СМЫКАЛ- не закрывал глаз

НАУТЁК – очень быстро, бегом.

ПОЗАРИТЬСЯ- глядеть, желать то, чего видишь.

Г) Первичное восприятие текста «Иван -царевич и Серый волк»

- Нам пора знакомиться со сказкой. Будем читать по частям, параллельно я буду задавать вопросы по прочитанному тексту. (Читает учитель и хорошо читающие дети)

1 часть. Зачин. (читает учитель).

- Как звали отца братьев?

- Что необычного росло в саду царя Берендея?

- Что стало происходить с яблоней?

- Как решили помочь сыновья отцу?

- Кому удалось выявить похитника?

- Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?

- О чём пригорюнился отец-батюшка?

2 часть. Основная. ( читают дети по смысловым частям)

- Какое несчастье случилось с Иваном-царевичем?

- Почему Серый волк стал помогать главному герою?

- что необычного было в Сером волке?

3 часть. Концовка. ( дети читают самостоятельно)

- Что вы можете сказать о поступке братьев?

- Кто помог оживить волку Ивана-царевича?

- Какими словами заканчивается сказка?

- Как называется этот приём в сказке?

V. Работа по содержанию сказки

А) Составление плана. (Работа в группах по 4 человека)

- Мы определили, что сказка состоит из 3-х частей: зачин, основная часть, концовка.

- Каждая часть имеет свою основную мысль. Вам надо вспомнить содержание каждой части и озаглавить её.

- На столе у вас лежат листочки для работы. Вспомните правила работы в группах.

1. Похищение яблок.

2.Испытания Ивана- Царевича.

3. Справедливость.

Б) Восстанови события. (Работа в парах)

- События в сказке идут в определённом порядке. У меня в следующем задании они перепутались. Надо восстановить их. Вспомните, что было в начале, а что потом.

- Вспомните правила работы в парах.

В) Вставь пропущенные слова (Самостоятельная работа)

- На столах лежат карточки. Читаем задание и выполняем.

VI. Итог урока

- Наш урок подходит к концу. Говорят : «- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»

- Чему научила вас русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»? (Уважение к старшим, помогать друг другу в трудных ситуациях и т.д.)

VII. Рефлексия.

- Когда мы начинали работать над содержанием сказки, какое у вас было настроение? Раскрасьте кружок нужным цветом.

- А какое сейчас у вас настроение? Раскрасьте кружок.

У кого настроение изменилось? Почему?

VIII.Домашнее задание:

- Прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

IX.Список литературы

« Поурочные разработки по литературному чтению", 3 класс, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Учебник «Литературное чтение», 3 класс, УМК «Перспектива», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

7


kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Урок по литературному чтению

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:

- дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

- развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

- наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

- развивать навыки осмысленного, выразительного  чтения;

- воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование:    презентация с иллюстрациями к произведению, тесты 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

II. Сообщение темы и цели. Самоопределение к деятельности:

- Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

(Слайд №2)

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (Сказка)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

- На уроке мы познакомимся и проанализируем   замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк». (Слайд №3)

III. Актуализация знаний

  1. - Докажите, что литературное произведение  - это сказка. Что такое сказка?

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. (слайд №4)

  1. - К какому виду относится эта сказка? (слайд №5)

  1. - Почему она волшебная?

                      Признаки волшебной сказки     (слайд №6)

1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица) (слайд №7)

2.предмет  из золота (яблоки, клетка, уздечка) (слайд №8)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына) (слайд №9)

4) – Вспомните главных героев нашей сказки.

В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1." Красная Шапочка"

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2."Три поросёнка"... ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

- Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным? (слайды 10-13)

5) - Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3."Сивка - Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

- Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

6) - Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк    помогает Ивану царевичу)

- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому) (слайды 14-17)

Физкультминутка, скороговорка

IV. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.

V. Изучение нового материала.

  1. Работа над сказкой.

Вопросы на с.60-61 №11, 10, 9, 6

  1. Дополнительная работа. Слайд 18-19

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

– Знакома ли вам эта картина?

– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)

– А  вот  как  другой  художник – И. Билибин – изобразил  эти  же  события.

Учитель  предлагает  учащимся  рассмотреть  репродукцию  картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».

– Чем похожи обе картины?

– Каким настроением они проникнуты?

– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?

  1. Тест к сказке (Слайд 20)

VI. Итог урока.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 21)

- Чему научила вас эта сказка?

Рефлексия со смайликами.

Домашнее задание: перечитать сказку (с. 50-59), вопросы №12, 13 на с. 61


Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

1. Назовите имя царя _____________________

2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________

3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________

4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________

5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________

6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»

___________________________________________

7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?

_____________________________________________________________________

8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________

9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?

 ______________________________________________________

10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________

11. Вспомните  конец сказки. _____________________________________________________________________

nsportal.ru

3 класс. Литературное чтение. Уроки 9–10. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ И ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

3 класс. Литературное чтение.

Уроки 9–10. Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-Царевич и Серый Волк» (учебник, с. 28–32)

III. Актуализация знаний

и умений в рамках проверки домашнего задания

– Закройте глаза и послушайте стихотворение, которое поможет вам перенестись
в волшебный, сказочный мир. О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится...

– Сказки… Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Суть волшебных сказок – в народных верованиях и обрядах. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

Прочитайте слова, написанные на доске: Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

– Как вы их понимаете?

Внимательно слушают.

Сказки чему-нибудь учат: добру, любви, смелости, честности

IV. Постановка цели урока

– Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете.

– А почему они называются волшебными?

– Я предлагаю вам совершить путешествие в царство, где были Иван-царевич и серый волк. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой.

– Откройте учебники и прочитайте название сказки

– «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».

– В них происходят волшебные превращения

V. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение текста сказки учащимися.

2. Беседа по содержанию прочитанного

– Понравилась вам сказка? Почему братья караулили сад с золотыми яблоками?

– Кто воровал яблоки? Как Иван повстречался с волком? Что предложил ему волк?

– Какой наказ дал волк Ивану? Послушался его Иван? Что из этого получилось?

– Куда отправились Иван с волком дальше? Что ждало их в царстве Кусмана?

– Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня? Куда они отправились дальше?

– Почему за Еленой Прекрасной отправился сам волк? Украл ли волк Елену Прекрасную?

– Как волк помог Ивану сохранить Елену Прекрасную, коня златогривого, Жар-птицу?

– Что задумали братья? Как опять волк помог Ивану? Как заканчивается сказка?

– Что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим какого волка?

– Почему в этой сказке волк помогает Ивану-царевичу?

– Почему вы решили, что волк добрый?

– А можете привести пример, когда вы тоже помогали тем, кто раньше вам помог?

Вывод. Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг.

Физкультминутка

Слушают хорошо чита-ющих учеников.

Отвечают на вопросы, внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

– Злого.

– Иван нуждался в помощи.

– Оплачивает долг (съел лошадь). Долг платежом красен.

VI. Продолжение работы над темой.

1. Работа по картине В. Васнецова.

– Откройте учебник на странице 51 и рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

– Сюжеты русских народных сказок привлекали разных художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов. Сегодня мы попробуем описать изображённое на картине художественным стилем речи

с использованием устаревших слов.

– Почему картина так называется? Обоснуйте свой ответ. Как иначе можно назвать картину В. Васнецова? Предложите свои варианты. Какой момент изобразил художник?

– Какое настроение передаёт эта картина? Подберите слова для описания картины. Какие цвета и оттенки вы видите? Подберите слова (глаголы), которые передают движения героев: мчатся, летят, несутся, скачет.

– Определите характер персонажей по внешнему облику, позе, выражению лица, одежде.

– Представьте себе, что вы один из героев картины. Расскажите от его имени, что вы видите и чувствуете

Читает стихотворение:

Нет, русские сказки не лгали

Про Кощееву смерть, про ковер-самолет.

Нет, не праздные люди те сказки слагали,

А провидцы, в чьих замыслах правда живет.

– Какую роль вам хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле?

– Какой урок вы получили из этой сказки? А вы кому-то помогли на уроке и как?

– Ответьте. Сегодня на уроке: • я узнал… • я научился… • мне понравилось…

Выполняют задания.

Заранее подготовленный ученик делает сообщение о художнике (см. ресурсный материал).

Отвечают на вопросы.

Вариант описательного рассказа по картине

Внимательно слушают.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

VII. Итог урока. Рефлексия

VIII. Домашнее задание

Предлагает разноуровневые задания: 1. Составить план сказки.

2. Составить викторину по сказке

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

СООБЩЕНИЕ О ХУДОЖНИКЕ В. ВАСНЕЦОВЕ

Виктор Михайлович Васнецов родился в семье сельского священника 15 мая 1848 года. Семья жила в вятском селе Рябово. Виктор очень любил народные песни и сказки. Зимой в их дом часто заходили странники, они рассказывали много историй и преданий. Они-то да отец зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась страстная привязанность Васнецова к искусству, к народному эпосу. Виктор поступил учиться в Петербургскую Академию художеств. Учась в Академии, он много работал, помогал младшим братьям, так как родители умерли. В его воображении возникали сказочные образы, и единственной мечтой стало выразить их в живописи. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов создал такие картины, как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером Волке» и другие. «Я только Русью жил», – говорил художник.

Мы видим темный, страшный, густой лес. Вековые деревья. Это непроходимая чаща. Видно, как наклонилась старая ель. Деревья так высоки, что упираются в небо, даже не видно их вершин. Стволы деревьев все покрыты мхом, а ветки как руки старухи Бабы Яги… Кажется, вот сейчас дотронутся эти ветки-руки до всадника и его бедной напуганной спутницы, схватят их, не отпустят. Цвета на картине художник подобрал холодные, темные, мрачные. Только вдалеке – просвет и голубое небо. Герои мчатся на Сером Волке. Волк так стремителен, пасть у него открыта, видно, как ему тяжело. Он очень устал.

Иван-царевич крепко держит в своих объятиях Елену Прекрасную. Взгляд его глаз строгий и очень непокорный. А Елена Прекрасная сидит смирно, тихо. Она очень напугана. Пальчики ее рук сложены вместе, красавица ждет волшебства, чуда… На Елене Прекрасной – голубой кафтан. Голубые цвета на картине символизируют надежду на спасение героев.

Цветущая ветка вишни на переднем плане как будто говорит нам: жизнь продолжается, даже в этом страшном лесу. Только надо верить и надеяться.

Художник Виктор Васнецов изобразил волшебный мир сказки. Мы видим темный угрюмый лес.

Верный друг – Серый Волк – стремительно несется сквозь чащу леса с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной. Вдалеке виднеются просветы синего неба. Цветущие кусты вишни как будто бы говорят нам о том, что у героев есть надежда на спасение.

infourok.ru

Видеоурок по чтению (3 класс) по теме: Конспект урока по литературному чтению (презентация) 3 класс "Иван-Царевич и Серый волк"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Слон и Моська" И.А. Крылов

 Тема: И.А. Крылов «Слон и Моська»Цель: повторение изученных басен И.А. Крылова; знакомство с басней «Слон и Моська»; развитие логического мышления, творческого воображения, умения делать выводы; разв...

конспект урока по литературному чтению в 3 классе И А. Крылов "Ворона и лисица"

Цели: продолжить ознакомление с баснями И.А.Крылова;формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;развивать навыки чтения, твор...

План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе И.А.Крылов "Ворона и лисица"

План-конспект урока по литературному чтениюс применением ЭОР по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

конспект урока по литературному чтению Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».Цели: -  продолжить формирование умения анализировать текстЗадачи:1. продолжить формирование умения анализировать текст2.- развитие речи.3.- воспитание...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Обобщение и повторение по разделу «Уроки и переменки».

Конспект урока чтения в 3 классе (УМК "Школа 2100") по теме: "Обобщение и повторение по разделу "Уроки и переменки".   с тестовыми заданиями. ...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме И.А.Крылов «Ворона и лисица». Планируемые результаты:

Планируемые результаты:Познавательные: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве  И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выраж...

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса по теме "Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" (УМК "Школа России") + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по про...

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о