Конспект урока по музыке 3 класс утро критская – Методическая разработка по музыке по теме: Разработка урока по музыке в 3 классе по теме «Утро». Программа Е. Д Критской, Г. П. Сергеевой.

Методическая разработка по музыке на тему: Конспект урока по музыке в 3 классе (по ФГОС) «Развитие в музыке «Утро» Э.Грига»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа имени Хертек Амырбитовны Анчимаа-Тока села Кызыл-даг муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Конспект урока по музыке
в 3 классе (по ФГОС)
«Развитие в музыке

 «Утро» Э.Грига»

 

Подготовил:

учитель музыки

Кыргыс Валерий Люндупович

с. Кызыл-Даг
2017

Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Вид урока: урок  разучивания песни «Утро»

Цель:  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 3 класса в предметной области «Музыка» по теме «Сюита «Пер Гюнт» Э.Грига. «Утро»

Задачи урока:

  • познакомить с понятием симфоническая сюита, драма, с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига;
  • через знакомство с сюитой «Пер Гюнт» повторить основные музыкальные жанры: песня, танец и марш;
  • формировать интерес к инструментальной музыке;
  • развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке; передавать через пластику своего тела интонационные особенности музыки.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты

Предметные результаты: ученики научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни;
  • проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;
  • использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение понимать учебную задачу урока;
  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;
  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; нацеливание обучающихся на то, что каждому действующему лицу соответствует определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка образа;

Виды деятельности учащихся: слушание, анализ музыкального произведения, вокально-хоровая работа, движения под музыку, просмотр презентаций.

Методы: деятельностный подход, метод содержательного анализа инструментального произведения, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия, сравнение, ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, пластическое интонирование.

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология ассоциативно-образного мышления учащихся, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация,  крассворд.

Техническое обеспечение урока: баян, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Музыкальный материал: Э. Григ «Утро».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  I.  Организационный момент.

 Введение в атмосферу урока музыки: эмоциональный настрой и  физиологическое воздействие  музыкального звука.

-Здравствуйте дети.  Пропевание звука «ля», «фа», «ре». 

-Здравствуйте «ре», «ре», «ре».

II. Актуализация знаний

  1. Исходная мотивация.  

У:Предлагаю Вам послушать следующую музыку.

(прослушивание музыкальной пьесы «Утро» Э.Грига»)

У: Знакома ли вам эта мелодия? Вы где-нибудь ее слушали?

Д: Да. В мультфильмах и сказках.

У: А вы знаете, ребята, как эта музыка называется и кто его написал?

Д: (ответы учащихся)

2.Этап целеполагания.

У: Значит сегодняшняя наша задача какая, ребятя?

Д: узнать как называется эта музыка и кто его создал, а также историю ее создания.

  1. Определение темы урока

У: Для начала Вы должны отгадать кроссворд, чтобы узнать название этой музыки.

СЛАЙД 1

Кроссворд

 

У: Обратите внимание на доску, на которой зашифрована тема урока.

1.

С

Л

У

Ш

А

Т

Е

Л

Ь

 2.

К

А

Н

Т

А

Т

А

 

 

3.

Р

О

М

А

Н

С

К

О

М

П

О

З

И

Т

О

Р

 

  1. Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и …
  2. Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами.
  3. Вокальный жанр музыки – сольная песня с инструментальным сопровождением.
  4. Человек, сочиняющий музыку.

– Кого знаете из тувинских композиторов? (Чыргал-оол, Кенденбиль и.т.д.)

Молодцы! Осталось собрать из выделенных букв тему нашего урока «УТРО» (написать на доске).

III этап (основной) – погружение в тему урока.

  1. Беседа об утро:

У: А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы. С чего же начинается утро, ребята?

Д: С пробуждения природы, с восхода солнца.(запись на доске)

2.Путешествие в страну Норвегию.

У: Будем еще говорить о развитии музыки  и о том, какими средствами оно достигается. Для этого я предлагаю вам отправиться в страну Норвегию, которая расположена далеко на севере, на берегу моря. А поможет нам туда перенестись с помощью музыки, созданной в той стране. Давайте закроем глаза. 

Звучит «Утро» Э. Грига (только начало музыки). 

У: Вот мы с вами и перенеслись в страну Норвегию. Презентация. Слайд 1. 

 Это родина одного знаменитого человека, Эдварда Грига. Для начала мы узнаем, кто это  Эдвард Григ. Обратите внимание на экран.

3.Сообщение высказываний композитора и о композиторе.  Презентация. Слайд 3. 

4.История создания и краткое содержание.  Презентация. Слайд 4. 

– Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. Дело в том, что он написал драму. Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт».

-Что же такое сюита?

-Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.

5.Пер Гюнт – главный герой драмы.

Главный герой – Пер Гюнт – смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину. Давайте послушаем и подумаем, что же он представлял.

Слушание: «Утро» Э.Грига (полностью).

4. Какая по характеру была музыка? Какие вы услышали звуки?

1) Грубые они или нежные?

2) Тихие или громкие?

3) Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

4) Грустные или радостные?

5)Что же представил Пер?

6) Какими еще звуками можно выразить утро? (На слайде предложены варианты ответов.  Презентация.( Слайд 5.)

7) Какие музыкальные инструменты звучали в музыке? (флейта и гобой)  Презентация. Слайд 6.)

6. Разучивание отрывка песни «Утро» из пьесы «Утро» под баян.

Текст отрывка песни.   Презентация. (Слайд 7.)

Солнышко всходит и небо светлеет

Природа проснулась и утро пришло.

Птичьими трелями мир наслаждается

Сказкой волшебною Нового дня.

У.: Пьеса Грига “Утро” – один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Вот почему так названо произведение – «Утреннее настроение». Но чаще его называют просто «Утро».    

7. Конец путешествия. Возвращение домой. (Физминутка под музыку.)

– Наше путешествие на этом заканчивается, ребята. Возвращаясь домой давайте сделаем несколько упражнений под музыку «Утро».

8. Беседа о произведениях русских поэтов и художников.

У: Красота утра привлекала не только композиторов, но и поэтов и художников. Обратите внимание на картины русских художников В.Сидорова и И.Левитана.   Презентация. (Слайд 8.) Для вас еще прозвучит стихотворение С.Есенина «Утро» (выразительное чтение учащейся).

Утро

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»                      (С.Есенин)

IV. Подведение итогов занятия.

– Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

У: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Д: Новые понятия (сюита, драма), новую музыку Э.Грига «Утро».

У: Чему учились?

Д: Красиво петь, внимательно слушать, размышлять о музыке, сравнивать.

V.Рефлексия

У: Понравился ли вам урок, ребята?

Вы все сегодня работали на уроке активно?

Какую оценку вы бы себе поставили?

Ваше настроение в конце урока улучшилось?

Д:  Да. (При помощи смайликов оценивают свою работу).

VI.Домашнее задание

  1. Выучить отрывок изученной песни «Утро».

Задание на выбор:

  1. Рисунок к музыке «Утро».
  2.  Кроссворд или ребус из новых слов.

– До свидания. Спасибо за урок.

Приложение

Утро

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»                      (С.Есенин)

nsportal.ru

План-конспект урока по музыке на тему: конспект урока музыки в 3 классе по теме “Утро”

Урок 6.

Тема урока: «День, полный событий. Утро».

Цель урока:Обобщение жизненных и музыкальных впечатлений ребенка, который «проживает» день с  утра до вечера с музыкой разных композиторов.Образ утра в творчестве композиторов.

Задачи урока:Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

2.Формировать чувство стиля музыки Чайковского и Грига.

3.Сравнительный  интонационный анализ 2-3 пьес.

Музыкальный материал:«Утренняя молитва» П. Чайковского; «Утро» Э. Грига; «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского

Проблема урока: А можешь ли ты увидеть музыку?

Новые понятия: сюита.

Прогнозируемые результаты:Умение сравнивать и объединять общим понятием различные жанры музыки.2.Найти общее в прослушанных пьесах – песенность, напевность, покой, тишина, умиротворенность.

Дополнительный материал: «презентация», видепрезентации.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Начать урок можно с повторения (музыкальная загадка – аудиофайл) отрывка из «Детского альбома» П. Чайковского «Утренняя молитва», если дети не узнали музыку, послушать еще раз с видеорядом, обратить внимание на другого исполнителя (оркестр).(слайд 2)
  • Портрет композитора, с содержанием «Детского альбома» (слайд3-4)
  1. Работа с презентацией.
  • Знакома ли вам эта музыка? «Утренняя молитва» звучит с текстом. ( В учебнике предлагается мелодия «Утренней молитвы», которую школьники могут спеть.)обратить внимание, что в мелодии сосредоточены главные черты пьесы – напевность, широкое дыхание, остановки в конце фраз, придающие музыке покой и умиротворение.
  • Музыку Э.Грига так же лучше сначала прослушать, дети должны определить, что хотел изобразить композитор.Пьеса «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» – музыкальный лирический пейзаж. Он нарисован музыкальными красками и звучностями симфонического оркестра.
  • Можно привлечь внимание детей к тому, что главная мелодия повторяется в пьесе несколько раз, варьируется, тембры одних инструментов оркестра сменяются другими, звучность нарастает и на кульминации, изображающей восход солнца, начинают «петь» песню радости  струнные инструменты.
  • Затем  (по желанию) можно посмотреть видеоряд и предложить учащимся представить себя в роли дирижеров симфонического оркестра и исполнить фрагмент «Утра» Грига  помощью выразительных дирижерских жестов.
  1. Выводы:

Важно привести детей к обобщению, которое третьеклассники могут сделать в результате сравнения пьес  П. Чайковского и Э. Грига: русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы и каждый своим языком, который не требует перевода, рассказывают слушателям о мыслях и чувствах людей, любующихся  ее красотой. Сравнение произведений русского и западноевропейского композитора дает основание для накопления музыкальных впечатлений, на основе которых у школьников формируется чувство музыкального стиля.

  1. Итог урока.

Завершить урок можно обращением к темам из классических произведений и песням современных композиторов, в которых изображаются образы природы: мелодия вступления к опере М. Мусоргского «Хованщина» – «Рассвет на Москве-реке», «Добрый день» А. Дубравина, «Утро» А. Парцхаладзе, «Доброе утро» Д. Кабалевского из кантаты «Песни утра, весны и мира», «Я рисую море» Ю. Тугаринова и др.

  1. Дом.задание: нарисовать утро (если рисунков будет много, можно сделать видеоряд под музыку Грига, Мусоргского, Чайковского).

nsportal.ru

План-конспект урока по музыке (3 класс) на тему: конспект урока по музыке в 3 классе “Природа и музыка”

Конспект урока музыки в 3 классе

по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Тема раздела: «День, полный событий»

Тема урока: «Природа и музыка»

Подготовила

учитель музыки

первой квалификационной категории

Беспалова Галина Николаевна

Цель:

            Через взаимосвязь таких предметов как музыка, литература, изобразительное искусство, путешествуя по различным этапам урока, раскрыть чудесный период времени года – Осень.

Задачи:

Обучающие: 

– углубить знания о творчестве русского композитора П.И.Чайковского

– познакомиться со стилевым направлением в искусстве – Романтизмом.

– побудить детей к знаниям через игровые формы: «анаграмма», «заморочки из бочки».

Развивающие:

  • развить чувство прекрасного; операционное мышление; пространственное воображение.
  • организовать творческий процесс:

а) услышал – почувствовал – подумал – обсудил

б) услышал – почувствовал – увидел – нарисовал.

Воспитательные: 

  • воспитать всесторонне-развитую личность, интерес  к музыке, искусству, литературе, окружающей среде.

-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.

Материал к уроку:

  • Видео  П.И.Чайковский «Октябрь»
  • П.И.Чайковский «Времена года» «Осенняя песнь»
  • фонограмма песни
  • рисунки детей об осени
  • листы – заготовки для рисования
  • «бочка» с вопросами
  • Презентация «Путешествие в мир прекрасного. Природа и музыка»

Оборудование:

Компьютер, медиапроектор, экран (интерактивная доска), музыкальный центр.

План урока:

  I. Организационный момент

 II. Творчество П.И. Чайковского «Времена года. Осень»

 III.Анаграммы: – импровизация

                            – скульптура

 IV. Самостоятельная работа детей «Фантазия осени».                        

 V. «Заморочки из бочки»

 VI. Итог урока. Рефлексия.

 VII.Вокально- хоровая работа. Исполнение песни об осени.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Подготовка к активной деятельности. Эмоциональный настрой.

Придумано кем–то просто и мудро.

При встрече здороваться:

– Доброе утро! (хором)

– Доброе утро!

– Солнцу и птицам! (хором)

– Доброе утро!

– Приветливым лицам (хором)

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро, длится до вечера (хором).

Сегодня у нас необычный урок –  мы отправляемся в путешествие.

Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, искусство и различные этапы урока рассмотреть чудесный период времени года – Осень.

  1. Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся  

«Музыкально – литературная».

***

Уж трава желтеет в поле,

Листья падают сухие.

Скоро птички- щебетуньи

Улетят в края чужие.

Всё в таинственном молчанье

Холм оделся темнотой.

Ходит в облачном сиянье

Полумесяц молодой.

                                                                    Алексей Плещеев.

             Осень… Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

   – Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве            обращался к временам года.

       (ответы детей)

   -Правильно, Петр Ильич Чайковский.

    Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.

   -А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года?

(Уч-ся)   – Цикл «Времена года» (цикл – музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения – показать различное время года с её характерными чертами).

          П.И.Чайковский жил и творил в эпоху романтизма. А именно романтизму свойственно обращение к внутреннему миру человека. Каждый художник стремился чисто субъективно отразить в своем творчестве восприятие окружающей действительности.

        У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа пробудила. И каждая часть этого произведения – небольшая миниатюра

настроения, навеянная картиной природы.

     Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический  эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов. Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки  Алексея Толстого «Осенняя песнь»:

        «Осень, осыпается весь наш бедный сад,

          Листья пожелтелые по ветру летят …»

         Таким образом,  замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф – литературное предисловие. Такая музыка называется программной.

          Сейчас прозвучит «Осенняя песнь».

 Послушайте. Прочувствуйте. И постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта пьеса. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания.

        ♫  П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь.

  – Что вы почувствовали?

Какое настроение передает музыка?

          (ответы детей)

– Что вы представили себе? Какую картину природы?

          (ответы детей)

♫   Послушайте фрагмент ещё раз. Мы вместе его проанализируем.  

      С первых же звуков музыки мы погружаемся в иное состояние, музыка передает, как вы уже сказали, грустное, печальное настроение.

– Обратите внимание, куда движется мелодия, и что с ней происходит?

     На что это похоже?

  (ответы детей – листок, который кружится на ветру, медленно падает на землю)

– Что изменилось в мелодии?

  (ответы детей – поменялся лад)

– Правильно. Несмотря на то, что мелодия такая же спокойная, лирическая, она стала более светлой, прозрачной.

  Это изменение в музыке раскрывает иную сторону осени – не только как грустной унылой поры, но и теплой, солнечной осени.

          Итак, напрашивается вывод: вся пьеса проникнута тихой грустью. В ней выражено восприятие осени как унылой грустной поры. Но, несмотря на то, что это пора увядания, умирания всего живого, в ней есть и то прекрасное, которое мы понимаем под выражениями «Листья желтые над городом кружатся», «Осенний листопад», «Краски осени», «Золото осени».

         И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина:

           

            «Унылая пора!

             Очей очарованья!

             Приятна мне твоя

             Прощальная краса

             Люблю я пышное природы увяданье.

             В багрец и золото, одетые леса».

III. И мы движемся дальше… станция «Анаграмма».

          Ваша задача состоит в том, что из данных букв вы должны составить слово, которое будет являться ответом на заданный вопрос:

а)  так называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения, без подготовки.  

                                                      (импровизация)

                                                                                         

б) это объемно-просранственный вид искусства, обрабатывается со всех сторон, воспринимается с различных точек зрения, воздействует языком пластики, воспроизводится средствами лепки или высекания.

                                                         (скульптура)                                                          

IV. Следующая наша станция – «Изобразительная».

           Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок. Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава – все уже пожухло. Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть. Звери и природа готовятся к зимней спячки. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года. Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы.

Все это мы уже сегодня слышали в произведении П.И.Чайковского, в лирике поэтов. А как бы художник выразил эти чувства?

«Художник рисует осень

И словно прощенья просит

У грустной поры прощаний

За искренний свой пейзаж.

Задумавшись над палитрой,

Он вдруг улыбнется хитро

И снова за кисть берется.

Берется за карандаш.

И катятся по дорожкам

Лимоны и апельсины

Так видит художник листья,

И кисть колдует всласть.

Мне весело и тревожно

И это необъяснимо

И хочется мне с картины

Опавшие листья украсть».

                                        Сергей Чалов.

                                                                                   

      – Ребята, а как бы вы изобразили осень?

         (ответы детей)

      И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени.

      Перед вами лежат листочки с различными фрагментами, давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок.

– Самостоятельная работа детей

(видео «Времена года») 

– Анализ рисунков.

  1. Путешествие наше продолжается и следующая станция

«3аморочки из бочки».

     Перед вами бочка, в ней бочонки с вопросами и тремя вариантами ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос:

1.  Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

 а) дискотека

 б) карнавал

 в) балет

2.  Автором какой картины является Шишкин?

 а) «Опять двойка»

б) «Рожь колосистая»

в) «Мадонна с младенцем»

3. Как называется балет П.И.Чайковского?

а) «Щелкунчик»

б) «Деревянный принц»

в) « Буратино»

4. Картина, которую написал Малевич?

а) « Желтый круг»

б) « Черный квадрат»

в) «Белый треугольник»

5. Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового?

а) костюмом

б) обувью

в) отсутствием в руке дирижерской палочки

6. С чего начинает художник работу над картиной?

а) с антракта

б) с эскиза

в) с физкультминутки

7. Как называется торжественная государственная песня?

а) ода

б) гимн

в) кантата

8. Как называется здание, в котором располагается большое количество картин?

а) большой театр

б) Макдоналдс

в) Картинная галерея

VI. И последняя наша станция – «Итоговая».

Рефлексия. Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:

1) На уроке мы раскрыли иную сторону творчества П.И.Чайковского как  романтика, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.

Вспомнили цикл «Времена года», где каждая часть – небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы. А программность музыки помогла лучше понять замысел композитора.

2) Разгадали анаграммы.

3) Отразили в рисунке то настроение, которое вызвало данное время года.

4) Ответили на вопросы в конкурсе «Заморочки из бочки».

      Мы замечательно справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня «МОЛОДЦЫ».

VII. Наш урок мы завершаем «Осенней песенкой»

Автор слов: Айгуль Шакирова.
Композитор: Cтанислав Пожлаков.

 

«Осенняя песенка».

1. Жаркого лета время прошло

И безвозвратно безделье ушло.

Снова все вместе в школу пойдем,

В бой за оценкой к доске подойдем.

Клены нам машут, приветствуют нас.

Кто-то сегодня пошел в 1 класс.

Будут уроки, будут звонки.

Надо учиться, ученики!

2. А по дороге видим красу:

Гроздья рябины видны за версту,

Листья несмело кружат на ветру,

Ковром застилая сухую траву.

Ели и сосны, клены, дубы

Вдоль по аллеям посажены вы.

Только сменили летний наряд-

Звездами листья на ветках горят.

До свидания!

Список использованной литературы:

  1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка 3 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2007. 
  2. «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы». Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004г.
  3. Н.Г. Казанцева. «Природа в музыке» журнал «Музыка в школе» №5:- М: 2001г. – 40с.

4. Т.И. Платонова. «Применение электронной презентации на школьном   уроке».-  Тверь. Тверской государственный университет, 2007.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

                                                     П.Чайковский «Времена года» Октябрь.

nsportal.ru

План-конспект урока по музыке (3 класс) по теме: конспект урока музыки с презентацией по теме “Древнейшая песнь материнства” в 3 классе (УМК Е.Д. Критская)

Открытый урок музыки в 3-б классе.

Тема урока: «Образ Матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства.

(УМК «Школа России» Е.Д. Критская)

Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.

Задачи:

  1. Формировать знания у учащихся о церковной музыке (тропарь). Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.
  2. Развитие эмоций, вокально-хоровых навыков (дыхание, распевы), развитие творческого мышления учащихся.
  3. Воспитание уважения к самому близкому человеку на земле – маме.

Ход урока:

  1. Когда вы занимали свои места за партами, для вас звучала музыка. Какая по характеру она была? (спокойная, душевная )

Какое настроение у вас вызвала эта музыка? (грустное, светлое).

Вы узнали музыкальное произведение?  («Аве, Мария» Ф.Шуберт)

Немецкий композитор Франц Шуберт посвятил это музыкально произведение Деве Марии – матери Иисуса Христа. Почему эту женщину все знают на земле? Почему ей посвящают композиторы музыкальные произведения, поэты – стихи, художники – картины? Что она такое сделала, что ее все прославляют? (ответы детей).

  1. С какими картинами, посвященными маме, Деве Марии, мы познакомились уже на первом уроке в этой четверти? (картина Васнецова «Богоматерь с младенцем и Рафаэль «Сикстинская Мадонна») – показать на слайде.

Вспомните, какую из этих картин можно отнести в иконе? Почему? (ответы детей)

На Руси существует множество икон, посвященных Богоматери. Это иконы с удивительными названиями: «Утоли мои печали», «Милостливая», «Всех скорбящих радость» (смотри в презентации).

Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Эта икона – величайшая святыня Руси (смотри в презентации).

Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана великим евангелистом Лукою в 4-5 веке на доске стола, за которым трапезничал Христос с Марией и Иосифом.. находилась эта икона на горе Сион. Гора Сион находится на юго – западном холме в Иерусалиме, на которой стоял город -крепость.

На Русь икона попала в начале 12 века (1131 год) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Из Византии икона попала в Вышгород, который находился рябом с городом Киев.  Затем икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно перенесена в 1395 году в Москву.

Во время нашествия войск татарского хана Тамерлана, икона спасла город от гибели. В 1480 году икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей всего города и всего Российского государства. После 1917 года – хранится в Третьяковской галерее.

Да, икона Богоматерь Владимирская многое «видела» и «слышала».

На иконе мы видим изображение Девы Марии по пояс. Кого держит Богоматерь? (сына – Иисуса Христа).

Как по отношению к Богоматери расположен Иисус? (он обхватил своей левой рукой шею Матери, нежно прильнул к ее щеке).

Как держит своего младенца Иисуса Богоматерь? (держит на правой руке).

Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».

(умиляется). Художник И.Грабарь назвал эту икону «Древнейшая песнь Материнства».

Завершая разговор об иконе Богоматерь Владимирская, хочу зачитать стихи поэта Максимилиана Волошина:

Не на троне – на Ее руке,

Левой ручкой обнимая шею, –

Взор во взор, щекой припав к щеке….

Нет в мирах слепительнее чуда

Откровенья вечной красоты.

По уставу русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Это древнейший вид церковной песни.

И, конечно же, много тропарей посвящено Божьей Матери. Каждой иконе Божьей Матери написан свой тропарь, а их в церковном календаре более ста. В тропаре частично рассказывается история иконы.

Существует тропарь и к Владимирской иконе Божьей Матери, который написал священник Борис Писарев.

Задание перед слушанием:

  1. характер произведения
  2. движение мелодии
  3. ваше настроение от услышанного.

—-слушаем «Тропарь»———–

Данный тропарь – это пример подлинной церковной музыки в соединении с архаичным текстом («устаревши», вышедший из употребления).

  1. какой был по характеру тропарь? Как звучала мелодия? (плавная. Звуки рядом, почти на одном месте).
  2. какое настроение произведения? (светлая грусть).
  3. какие чувства вызывает у вас эта музыка? (неземные, возвышенные, светлых больше).

—–идет подбор слов по слайду с презентации———-

4 к какому песенному жанру относится эта музыка? (молитва).

 Композиторы. Поэты, художники через свои художественные и музыкальные произведения могли передать чувства к Богоматери….и мы с вами сегодня можем тоже передать свои чувства к маме. Как? (через песню, которую начади уже разучивать на уроке музыки). Какую? («Мама» Гаврилина).

В наши дни создано много песен, посвященных самому близкому для нас человеку – маме.

Давайте попробуем сегодня исполнить песню «Мама» с чувством, с душой и от всего сердца.

  1. повторяем припев песни (распеваемся на нем).
  2. новое: работаем над пульсацией при разучивании куплетов; над фразами; над распевами и скачками;
  3. над дыханием (перед каждой фразой).

Подведение итогов урока:

  1. похвалить ребят за песню (кого можно либо всех)
  2. итоги по понятиям «икона» и «тропарь».
  3. оценки в журнал.

nsportal.ru

Видеоурок по музыке по теме: Урок музыки в 3-ем классе на тему “Образы природы в музыке”.

                  Конспект урока музыки в 3 классе

                                                                        Выполнила:

                                                                        Шнитина М.А.

                                                                           учитель музыки  СБГОУ №476

                                                                                  Колпинского района

                                                                                 г.Санкт-Петербурга.

                Тема урока: «Образы природы в музыке»

Цель урока:развитие восприятия музыки, интереса учащихся к        

                        музыкальной деятельности.

Задачи:-учить учащихся распознавать и оценивать изобразительные особенности музыки,применяя знания основных средств музыкальной выразительности;

               -познакомить учащихся с норвежским композитором Э.Григом;

   -закрепление понятий:симфонический оркестр,музыкальные инструменты оркестра,динамика,темп,мелодия,образ;

      -учить учащихся передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи;

               -продолжить работу над выразительным исполнением песни.

Оборудование:экран,мультимедиапроектор,музыкальный центр.

1.Вход учащихся в класс. Музыкальное приветствие.

   Учитель: «Сегодня мы снова встретились с вами на уроке музыки.

Каждый день в нашей жизни звучит музыка. Мы слышим ее повсюду,а где мы можем услышать музыку?(ответы учащихся-дома,в театре,на концерте,в компьютере,в лесу)

Правильно.А какую музыку мы можем услышать в лесу,в парке?(ответы учащихся-шелест листьев,пение птиц,журчание ручья)

А как бы вы назвали такую музыку?(музыка природы)

Правильно,молодцы.Тема нашего урока «Образы природы в музыке».

Трое учащихся читают стихотворение М.Ивенсена «Музыка»

                         Послушай:музыка вокруг;

                         Она во всем-в самой природе,

                         И для бесчисленных мелодий

                          Она сама рождает звук.

                          Ей служат ветер,плеск волны,

                          Раскаты грома,звон капели,

                          Птиц несмолкаемые трели

                          Среди зеленой тишины.

                          И дятла дробь,и поездов

                          Гудки,чуть слышные в дремоте.

                          И ливень-песенкой без слов,

                          Все на одной звенящей ноте.

                          А снега хруст,а треск костра!

                          А металлическое пенье,

                          И звон пилы,а топора!

                          А проводов степных гуденье!

                          … Вот почему-то иногда

                          Почудится в концертном зале,

                          Что нам о солнце рассказали,

                          О том,как плещется вода,

                          Как ветер шелестит листвой,

                          Как,заскрипев,качнулись ели…

                          А это арфы нам напели,

                          Рояль,и скрипка,и гобой.

Учитель: «Сегодня мы совершим увлекательное путешествие и начнем мы его с прогулки по парку.Представим себе,что гуляя по парку мы увидели очень красивые цветы и нам захотелось их понюхать:

       -упражнения на дыхание(глубокий вдох-медленный выдох)

Гуляя,мы немного устали и сели отдохнуть на скамеечку:

       -упражнения «уколы язычком», «пососали конфетку»

       -упражнение «алфавит»  (сомкнутыми губами  «пишем» алфавит)

Снова пошли гулять по парку,увидели качели и решили покататься.

     -упражнение «качели» (работа над glissando от низкого звука к высокому и обратно)

Все молодцы.Давайте похвалим себя:

       -упражнение «умница,музыка»(исполнение на одном звуке,работа над округлым звучанием звука)

А теперь давайте споем о красивых цветах,которые мы видели в парке:

        -исполнение р.н.п. «Со вьюном я хожу»

 Работа над чистотой интонирования,исполнение a capella,повторение

понятия a capella,исполнение каноном.

2.Учитель: «Ребята!А что говорят люди,просыпаясь утром?(доброе утро)А с какой интонацией можно произнести эти слова?(восклицательной,повествовательной).А давайте не просто скажем эти слова,а споем?(разучивание последней фразы «Доброе утро» песни Д.Б.Кабалевского, работа над двухголосным исполнением.)

3.Учитель «Что такое утро в жизни человека?(ответы учащихся-начало нового дня,надежда на то,что день пройдет хорошо)

Сегодня мы отправимся в Норвегию,страну красивых рек,озёр и гор,страну суровой северной природы.

                         ( слайд №2)

И вот в этой стране жил и сочинял музыку композитор Эдвард Григ.

                          (слайд №1)

Сейчас прозвучит замечательное произведение.Музыка нарисует вам какую-то зарисовку природы.Давайте послушаем и подумаем,что хотел нарисовать Э.Григ своей музыкой.

        Слушание: «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Что вы представили,слушая музыку?(природу,восход солнца)

А солнце сразу светило ярко?А как?

Как сначала звучала музыка?(тихо,спокойно,ласково)

А что изменялось постепенно?(музыка звучала громче,ярче)

Музыка рисует,как просыпается земля,оживает ветер,распускаются цветы.Оркестр рисует картину того,как солнечные лучи крепнут,светлеет вокруг.И вот солнце показалось из-за горизонта.

                             (слайды №3 и№4)

Как стала звучать музыка?(торжественно)А всегда звучал весь оркестр?(нет).Ачто изменялось в звучании?(сначала звучали несколько инструментов,чем музыка становилась громче,ярче-тем всё больше инструментов оркестра звучало,а в момент восхода солнца играл весь оркестр)

Мы сейчас повторно прослушаем произведение и когда вы услышите в музыке появление солнца из-за горизонта,поднимите руки.

4.Учитель: «Утро наступило!Давайте побываем в лесу и послушаем как стучат дятлы.Поиграем в игру «Дятлы и пересмешники».

(ритмическая игра:учитель задает задание-дети повторяют,затем учащиеся работают в парах)

5.Учитель: «А теперь давайте по лесным тропинкам и вспомним нашу песню.

Музыка С.Туликова,слова Ю.Полухина «Лесные тропинки»

-повторение текста песни

-пропевание по фразам,работа над кантиленностью исполнения

-разучивание 2,3 куплетов.

6.Учитель: «Кто нам нужен для того,чтобы получилась музыка?(композитор,исполнитель,слушатель)

Исполнителями вы были?

Слушателями вы были?

А композиторами?

Сейчас каждый попробует себя в роли композитора.

                        (слайд №5)

(Учащиеся импровизируют,исполняют свои сочинённые мелодии на заданный текст,класс оценивает и выбирает лучших «композиторов»)

7.Обобщение урока.

Учитель: «Сегодня мы совершили увлекательную прогулку в мир музыки.Где мы слышали музыку в нашем путешествии?С каким композитором познакомились?Какую картину природы нарисовал нам звуками композитор?

Я всем вам желаю,чтобы утро каждого дня для вас было добрым и радостным.»

   

nsportal.ru

Технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме: “Утро”.

Мотиваци-онно-целевой этап,

10 минут

Организация учеников на урок. Введение в тему урока. Актуализация имеющихся знаний по теме, выявление пробелов в знаниях, формулировка проблемы. Постановка целей учебной деятельности.

диалог, монолог учителя

демонстра-ция

прогнозиро-вание

создание ситуации

создание ситуации

фронтальная

индивидуаль-ная, фронталь-ная

фронтальная

Учитель здоровается:

-Здравствуйте, ребята!

Продолжает:

– Придумано кем–то

И просто, и мудро: «Здравствуйте»,

«Добрый день»,

«Доброе утро!»

– От этих добрых слов на душе тепло и хочется петь. (Звучит первый куплет песни И.Космачёва «Утро просыпается»)

Предлагает ученикам подумать, о чём пойдёт речь на уроке. Выслушивает предположения, уточняет.

Если не справляются с формулировкой темы, задаёт наводящие вопросы. Записывает на доске тему.

Просит учеников вспомнить, слышали ли они ранее музыку про утро. Учитель может помочь звучанием музыки, фотографией Москва – реки или портретом композитора

«Музыка нарисовала рассвет на Москва – реке», – говорит учитель –

«А земля у нас большая, Нету ей конца и края…

Над речною над волною,

Над лесною стороною,

Над горами и в долинах Солнце юное встаёт –

Утро, утро настаёт!»

Спрашивает:

– Много ли вы знаете пьес про утро?

– А что бы вам хотелось узнать про утро на уроке музыки?

Дети отвечают: Здравствуйте, учитель!

Слушают.

Слушают.

Высказывают предположения.

Ученики пытаются вспомнить музыку про утро. Называют произведение и его автора (М.Мусоргский «Рассвет на Москва – реке») самостоятельно или с помощью опор.

Отвечают.

Ученики формулируют вопросы по теме урока

Предметные:

воспроизводить знания, Познавательные:

анализировать информацию

Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов

Личностные:

Принять на себя роли ученика и слушателя; проявлять интерес к теме, осознавать неполноту собственных знаний

Регулятивные:

определять цели УД (направления своего познания).

Ориенти-ровочный этап,

2 минуты

Планирование деятельности (определение этапов работы, способов получения нового знания)

прогнозиро-вание деятельности

рассказ

упражнение

фронтальная

Спрашивает о том, что и кто поможет ответить на вопросы урока;

что должны делать ученики, чтобы на уроке музыки узнать новое, неизвестное. Просит выделить главный вид деятельности.

Кратко рассказывает о композиторе Э.Григе и говорит название произведения, просит слушать и смотреть внимательно, чтобы показать поднятием обеих рук самый яркий момент в музыке и презентации.

Показывает, как надо поднять руки.

Говорят, что музыка поможет дать ответ на вопросы.

Предлагают послушать музыку композиторов, обсудить её, спеть песни, возможно, порисовать по теме урока.

Слушают.

Поднимают руки как учитель.

Регулятивные:

планировать деятельность с учётом поставленной цели

Поисково-исследо-вательский этап,

10 минут

поисково-исследо-вательский этап, продолже-ние

поисково-исследо-вательский этап, продолже-ние

Организация активной работы учащихся с информацией.

Получение различными способами новой информации с целью перевода незнания в знания.

Поддержание интереса к теме при работе с новой информацией.

Организация активной работы учащихся с информацией.

Получение различными способами новой информации с целью перевода незнания в знания.

Поддержание интереса к теме при работе с новой информацией.

Организация активной работы учащихся с информацией.

Получение различными способами новой информации с целью перевода незнания в знания.

Поддержание интереса к теме при работе с новой информацией.

демонстра-

ция,

упражнение

инструктаж

самокон-троль по об-

разцу

упражнение

демонстра-ция, упраж-

нение

беседа

беседа

лекция

выполнение

творческого

задания

поощрение

самоконт-роль по об-

разцу

демонстра-ция

практический(упражнение в интониро-

вании)

инструктаж

фронтальный

опрос

самоконт-роль по образцу

фронтальная

индивидуаль-

ная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

индивидуаль-ная

фронтальная

индивидуаль-ная

фронтальная

фронтальная,

индивидуаль-

ная, в паре

фронтальная

индивидуаль-ная

Учитель демонстрирует слайдовую презентацию «Пьеса «Утро» Э.Грига»

Говорит:

– В листе самооценки нарисуйте кружочки: зелёный – если выполнили задание правильно и самостоятельно,

жёлтый – если пользовались чьей – то помощью, красный – если не справились с заданием.

Учитель наблюдает за процессом, если необходимо, повторяет инструкции индивидуально.

Учитель говорит:

– Часть ребят подняла руки, когда была самая яркая картина, другая часть – не заметила этого момента. Послушаем и посмотрим презентацию ещё раз, может быть, на этот раз поднимем руки дружнее.

Включает запись.

Наблюдает.

Спрашивает:

– Заметили, какая была тогда музыка? Музыка менялась? Как?

Слушает ответы, помогает формулировать, продолжает мысль.

Говорит:

– Любое изменение в музыке называется «развитие». Неважно, громче или тише, быстрее или медленнее стала музыка, главное – изменилась. Значит, в ней есть развитие.

Говорит:

– Понравилась ли вам мелодия?

– Попробуйте показать её движением рук.

Включает запись.

Наблюдает за учениками, подбадривает тех, кто психологически зажат.

Выключает запись,

говорит:

– Очень красивые у вас получились движения: плавные, ласкающие.

Думаю, что каждый оценит себя по заслугам.

Наблюдает за процессом самооценки, оказывает дозированную помощь.

Говорит:

– Эта мелодия протяжная как ленточка, её хочется петь.

Учитель поёт:

– Солнышко встало,

И небо светлеет,

Природа проснулась,

И утро пришло.

Про такие мелодии говорят – песенная мелодия

Споём вместе?

Поёт, увлекая своим примером учеников.

Говорит:

– У вас на партах карточки с прилагательными. Выберите слова, отвечающие на вопрос «какая?» (прилагательные женского рода), которые характеризуют пьесу «Утро». Сделайте это вместе с соседом по парте. Выберите 4 слова и поставьте напротив них галочки.

Устанавливает очерёдность ответов.

Говорит:

– Скажите по одному слову от парты, не повторяя ранее сказанного.

Записывает слова в столбик на доске.

Просит оценить свою работу в листе самооценки

Ученики внимательно слушают, смотрят и поднимают обе руки в том месте, где самая яркая картина и самая громкая музыка.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Слушают учителя.

Слушают музыку, поднимают руки в кульминации.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Ответ учеников.

Слушают задание.

Сопровождают звучание мелодии движением своих рук.

Слушают учителя.

Заполняют цветными карандашами строчку в листе самооценки.

Слушают учителя

Ученики подпевают, воспроизводя текст со слайда.

Слушают инструкцию,

работают с карточками, выбирая подходящие к характеру музыки слова, отмечают галочкой.

Отвечают по одному человеку от парты по цепочке.

Оценивают себя с помощью карандашей трёх цветов.

Предметные:

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление пластике и пении,

различать кульминацию произведения, мелодию песенного характера

Познавательные:

замечать изменения, происходящие с объектом;

решать творческие задачи на уровне импровизаций; анализировать информацию,

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении вопросов в паре, в коллективном обсуждении вопросов

Личностные:

проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению

Регулятивные:

действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль.

Практичес-кий этап,

13 минут

Практичес-кий этап, продолже-ние

Практичес-кий этап, продолже-ние

Применение приобретённого знания для анализа информации, решения проблемы.

Применение приобретённого знания для анализа информации, решения проблемы.

Применение приобретённого знания для анализа информации, решения проблемы.

Рассказ с остановками

(вопросы -репродуктивный и

проблемный)

прогнозиро-

вание

демонстра-ция

инструктаж

фронтальный

опрос

фронтальный

опрос

самоконт-

роль по образцу

анализ таблицы

беседа

инструктаж

выполнение

творческого

задания

демонстра-ция

инструктаж

упражнение

беседа

мультфильм

беседа

упражнения

в пении и музыкально-

ритмическом

движении

фронтальная

индивидуаль-

ная, в паре

фронтальная

фронтальная

индивидуаль-

ная

фронтальная

фронтальная,

индивидуаль-

ная

фронтальная

индивидуаль-ная

фронтальная

в паре

фронтальная

Говорит:

– Был у Грига друг – русский композитор. Звали его Пётр Ильич. Не знаете, о ком я говорю?

– Он тоже написал музыку про утро и назвал её «Утренняя молитва». Как вы думаете, эта пьеса будет похожа на первую?

Выслушивает предположения учеников.

– Давайте послушаем.

Включает запись пьесы.

Наблюдает за детьми.

Говорит:

– Похожа ли эта пьеса на первую?

Давайте сравним. Подберите 4 – 5 прилагательных о характере этой музыки.

Включает музыку повторно.

Наблюдает за ходом работы, если необходимо, помогает в организации деятельности.

Говорит:

– Назовите прилагательные, не повторяя сказанного ранее.

Устанавливает порядок ответов.

Слушает внимательно,

записывает прилагательные на доске во второй столбик, рядом с прилагательными к пьесе «Утро».

Контролирует, чтобы ученики не повторяли ранее сказанное.

Просит оценить свою работу. Наблюдает, помогает.

Говорит:

-Давайте сравним два столбика: прилагательные про «Утро» Э.Грига и «Утреннюю молитву» П.Чайковского. Есть повторяющиеся слова?

– Похожи ли эти пьесы? Чем?

Спрашивает:

– Если бы вы были художниками, какими цветами нарисовали бы картину «Утренняя молитва» – яркими или не очень яркими?

Выберите цветные карандаши, которые способны передать характер музыки.

Предлагает нарисовать в течение двух прослушиваний пьесы миниатюру – маленькую картинку.

Наблюдает за детьми и рисует сам.

Предлагает отложить карандаши и рассказывает, что и почему нарисовал (в одном предложении)

Предлагает каждому рассказать соседу по парте, что нарисовал (а).

Наблюдает за детьми, слушает их комментарии, просит уточнить.

Говорит:

-В начале урока вас встретила песенка. О чём она рассказала?

Давайте посмотрим мультфильм и послушаем песенку до конца.

Демонстрирует мультфильм.

Спрашивает:

-Какое в песенке утро?

Просит детей встать между рядами, потянуться, улыбнуться и вместе с учителем спеть песню. Учитель исполняет песню под фонограмму с движениями 2 – 3 раза, увлекая учеников своим примером.

Слушают учителя.

Называют фамилию композитора.

Слушают учителя.

Высказывают предположения.

Слушают пьесу.

Отвечают на вопрос учителя.

Слушают инструкцию.

Слушают и работают с карточками, обсуждая с соседом соответствующие характеру музыки прилагательные. Отмечают точкой.

Слушают инструкцию.

Отвечают по цепочке, следят за тем, чтобы не повторять ответы товарищей.

Оценивают себя с помощью карандашей трёх цветов.

Отвечают на вопросы.

Слушают.

Отвечают на вопрос.

Выбирают цветные карандаши, показывают.

Слушают учителя.

Рисуют под музыку П.Чайковского.

Слушают учителя, рассматривают его миниатюру.

Рассказывают соседям по парте о том, что нарисовали (в одном предложение)

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

Слушают и смотрят.

Говорят о характере утра и песенки

Действуют по инструкции.

Исполняют песню с движениями по показу учителя.

Предметные УД: воспроизводить знания сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в рисунке и пении

Познавательные УУД:

анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, составлять рассказ по картинке

Рефлексив-но-оценоч-ный этап,

10 минут

Оценка понимания и способности к переносу знаний.

Оценка процесса приобретения нового знания.

Определение направлений для дальнейшего изучения темы.

инструктаж,

фронтальныйи индивидуальный опрос,

создание

проблемной ситуации,

прогнозирование будущей

деятельности

самоконт-роль по об-

разцу

Фронтальная,

индивидуаль-ная

Просит поднять руку тех, кто нашёл ответ на свой вопрос к теме урока. Предлагает поделиться с классом своим новым знанием.

Просит поднять руку того, кто не нашёл ответ на вопрос. Предлагает классу помочь. Если класс не справляется, то вопрос становится домашним заданием.

Предлагает оценить процесс приобретения нового знания, сосчитать баллы. Рисует шкалу «количество баллов – отметка».

Помогает ученикам сосчитать баллы и перевести их в отметку.

Действуют в соответствии с инструкцией

По желанию отвечают на вопросы урока, дополняя друг друга.

Отвечают на вопросы урока, говорят о своих затруднениях.

Переводят свои цветовые показатели в баллы, выставляют себе отметки

Предметные УД и познавательные УУД:

синтезировать, интерпретировать знания

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении вопросов,

Личностные УУД:

вырабатывать собственное отношение к теме, самоопределяться относительно ИОТ, осуществлять рефлексию собственной деятельности

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль, ставить цели обучения

kopilkaurokov.ru

Урок музыки в 3 классе

2.Введение новой темы через восприятие музыки.

3.Беседа

– Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира.

– Сейчас прозвучит замечательное произведение, музыка которого нарисует вам какую-то зарисовку природы. Автор этого произведения норвежский композитор

Эдвард Григ. /Слайд2/

Что мы знаем об этом композиторе?

Давайте послушаем и попробуем угадать, как называется это произведение. А также подумаем, что хотел нарисовать Э.Григ своей музыкой.

/слушание музыки/

– Что вы представили, слушая музыку?

– Молодцы, ребята. То есть произведение Э.Грига нарисовало нам образы утра, утренней природы. Как вы думаете, как может называться это произведение?

-Это произведение из сюиты «Пер Гюнт» «Утро». /Слайд 2 прод./ Кто знает, что такое сюита?/Слайд4/.

Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. Дело в том, что он написал драму. Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт». Главный герой – Пер Гюнт – смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину.

Сегодня мы поговорим об утренней природе в музыке/Слайд3/.

– Перед многими возник образ солнца. Давайте ещё раз прослушаем произведение и ответим на вопрос: А солнце сразу светило ярко? А как?

/слушание/

-Как светило солнце?

– Почему вы так решили?

Правильно. Музыка становилась другой, новой за счёт изменения. Происходило развитие музыки./Слайд5/

/центр солнышка/

-Посмотрите, какое у нас солнышко. Она засветит ярче, лучи будут греть сильнее. В этом нам помогут музыкальные средства выразительности: мелодия, динамика, тембр, лад.

-Какая была мелодия?/Слайд7/

– Как звучал оркестр?

– Скажите, пожалуйста, а как мы различаем инструменты? /Слайд8/

-Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента – флейта и гобой. Что это за инструменты?

Флейта ведет более тонкую мелодию, а гобой – звучащую чуть ниже. С разговора двух этих инструментов начинается «Утро» Э. Грига.

– Меняется ли сила звука? Как?

-Значит менялась…?/Слайд9/

– Давайте откроем учебники на с.25 и прочитаем, как сам Э. Григ писал об этом.

– Что значит forte?

– Ребята, а какое настроение у вас вызвало это произведение?

– В каком ладу легче передать такое настроение?/Слайд10/

– Итак, какие же музыкальные средства помогли нам увидеть изменения, развитие в музыке Э.Грига?

– Итак, солнце поднялось из-за горизонта, и наступило…?

-Покажите, как вы с утра встанете, потянетесь и побежите по траве. Ну, а чтобы окончательно проснуться, наклонились и умылись росой.

– Посмотрите, какое у нас получилось музыкальное солнышко. Заберём его с собой? Но оно засветит ещё ярче только с музыкой.

-Вспомним попевку «Мы-девочки». /Слайд6/ Распоёмся немного.

Мы – девочки, мы – девочки, весёлые резвушки. Когда настанет лето, и мы пойдём в поход! И мы пойдём в поход!

-Эдвард Григ – норвежский композитор, родился в г.Бергене – городе культурных традиций. Мать Эдварда была пианисткой. Увидев талант в своём ребёнке, сама стала его обучать музыке. В 15 лет Григ поступил в консерваторию . Он создал много песен и романсов, которые исполняла его жена Нина. Все творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Он страстно любил природу, совершал длительные поездки в горы. Под впечатлением норвежских сказок создал свои знаменитые произведения. В Норвегии установлен памятник Григу.

– Утро, природу, солнце.

– Восход солнца.

-Земля просыпается, ветер оживает, распускаются цветы, светлеет вокруг и вот солнце показывается из-за горизонта.

-Утро

-Сюита – музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом.

– Не сразу. Постепенно.

– Мелодия менялась. Сначала она звучала тихо, спокойно, ласково. Постепенно стала звучать громче, ярче, возвышеннее, торжественнее.

-Тихая, плавная, спокойная.

– Сначала звучали несколько музыкальных инструментов, потом их становилось больше, а в момент восхода солнца звучал весь оркестр.

-По тембрам.

-Флейта – деревянный духовой музыкальный инструмент. Гобой – деревянный духовой язычковый инструмент.

– Музыка звучит то тихо, то громко.

– Динамика.

-«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака…»

– Громко.

– Светлое, радостное. Появляется улыбка.

– В мажоре.

– Характер мелодии, динамика, тембр, лад.

– Утро.

Выполнение движений.

4.Разучивание песни

– А поможет нам в этом песня Д.Б. Кабалевского.

– Вы угадаете её название, когда ответите на вопрос: что говорят люди, просыпаясь утром?/Слайд11/

– А с какой интонацией можно произнести эти слова?

-Давайте же не просто скажем эти слова, а споем. Разучим песню Д.Б.Кабалевского «Доброе утро».

Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра.

На всех языках говорят, говорят миллионы ребят:

«Доброе утро! Доброе утро!»

С этих слов начинает свой день детвора:

Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!

-Сначала прослушаем песню. Сели как слушатели. После прослушивания, скажите, о чём эта песня?

/слушание/

– Доброе утро.

-Восклицательной, радостной или спокойной, повествовательной.

5.Беседа

– О чём или о ком поётся в песне?

– Какую картину вы сразу представили? Какая картина нарисовалась за окном?

– Музыка в этой песне была одинаковая или разная?

– Что изменялось в музыке?

– Как называется любое изменение в музыке?

-Начнём разучивать песню. Слушаем первую фразу. Слова звучат так: Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра. Сели как исполнители. Поём первую фразу.

Теперь первую фразу поём про себя, а вторую фразу слушаем. Слова второй фразы следующие: На всех языках говорят, говорят миллионы ребят. Поём первую фразу вслух, а вторую про себя. Соединяем две фразы вместе. Напоминаю слова: Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра.

На всех языках говорят, говорят миллионы ребят. Слушаем следующую фразу. Фраза состоит из словосочетания «доброе утро», которое повторяется четыре раза: «Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!». Эту фразу петь непросто. Петь будем каноном. Для этого разделимся на две группы. Первая группа поёт слова «доброе утро», а вторая, в то время, как первая группа начинает пропевать слово «утро», подхватывает и поёт снова слова «доброе утро», далее таким же образом подхватывает опять первая группа, потом опять вторая. Теперь эту фразу поём, а следующую слушаем. Слова такие: С этих слов начинает свой день детвора. Поём обе фразы вместе. Разучиваем следующую фразу. Слушаем. «Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!» – это слова последней фразы куплета. Соединяем последние три фразы вместе: «Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!»

С этих слов начинает свой день детвора:

«Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!»

Споём весь куплет.

– Каждое утро начинается со слов доброе утро.

– Доброе утро каждый день говорят много детей на разных языках.

– Разная.

– Менялись темп, характер мелодии, динамика.

– Темп сначала быстрый, потом немного замедляется. Мелодия скачкообразная. Звучала то громко, то не очень громко, то тихо.

– Развитием.

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о