Конспект урока по музыке 4 класс что за прелесть эти сказки три чуда – План-конспект урока по музыке (4 класс) на тему: “Что за прелесть эти сказки”

План-конспект урока по музыке (4 класс) на тему: "Что за прелесть эти сказки"

«Что за прелесть эти сказки»

( Методическая разработка урока музыки в 4 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Проблема: Музыкальная живопись оперы.

                    В каком регистре звучит инструмент.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-путешествие.

Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.

Задачи: 1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова

                «Сказка о царе Салтане»

              2.Расширить понятие регистр.

              3.Вызвать интерес к классической музыке.        

              4.Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.

Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портреты А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова, синтезатор.

Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты).

Презентация.                                            

                                                   Ход урока

 (слайд № 1)

Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». Познакомимся с ее музыкальной живописью. Ребята, а может быть вы знаете -  кто сочинил «Сказку о царе  Салтане»?

Дети. А. С. Пушкин. (слайд № 2)

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Дети. Волшебством.

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут  композитора?

Дети. Римский – Корсаков. (слайд № 3)

Учитель. Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

(слайд № 4)

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая девица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам…»

Эти строчки становятся зримыми  в музыке оперы  «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.

Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Фанфары начинают каждую картину оперы.

 

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Дети. Со вступления.

Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Слушание. (слайд № 5)

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Дети. Помогла.

Учитель. А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты. (слайд № 6)

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.

Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?

Дети. ?????

Учитель. Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.

Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).

Показ на синтезаторе различие звучания.

Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр. (слайд № 7)

(дети записывают определение  регистр)

И так, мы находимся в театре.

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Дети. Белка.

(слайд № 8)

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

(Дети рассказывают)

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Как она звучит?

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель. А в каком регистре звучала  тема белки?

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.

Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?

(Дети называют инструменты симфонического оркестра)

Учитель. Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки.

Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (слайд № 9)

Проговорим слова       Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка

Лицом круглоличка.

За ней ходит, за ней бродит

Молодой молодчик.

Он и ходит, он и носит

Дороги подарки.

Поем. Добиваемся чистоты пения.

А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. (слайд № 10)

 Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

Учитель.  Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд № 11)        

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

( Звучит фрагмент)

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у  нас снова антракт.

Физминутка «Цыпленок»

Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 12)

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Дети предполагают.

Посмотрите как изображена Царевна-Лебедь в сказке.

(Просмотр видео фрагмента)

А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков

(Звучит фрагмент)

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?

(У многих детей совпало)

Учитель. Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.  

Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»

Учитель. Кто написал эту оперу?

Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». (слайд № 13) 

А при помощи чего изображались в опере герои?

Дети. При помощи инструментов.    

Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.

Дети называют.

Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

Дети отвечают.

Учитель. Сейчас мы разделимся на 3 группы. И вы получите 3 конверта. В этих конвертах части инструментов.

Ваша задача: собрать инструменты и назвать к какому виду инструментов они относятся. Дети выполняют задание. (слайд № 14)

Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.

Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете «изумруд».

 А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте «орешек».

(Дети прикрепляют орехи).

Задание на дом: Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане». (слайд № 15)

Учитель. Спасибо за работу на уроке. (слайд № 16)

nsportal.ru

Урок по музыке "Что за прелесть эти сказки!"Три чуда.(4 класс)

Урок музыки в 4 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной).

Тема урока «Что за прелесть эти сказки»

Цель: 1. Познакомить с симфонической картиной «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Задачи:

1.Научить учащихся определять регистр звучания.

2. Формировать умение определять инструмент по тембру звучания;

3.Воспитание любви к русской музыкальной культуре.

Планируемые результаты:

.Личностные:Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике

Познавательные: Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности музыкального произведения.

Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах.

Коммуникативные:

совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

Вид урока: Урок-путешествие.

Задачи: 1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане»

2.Расширить понятие регистр.

3.Вызвать интерес к классической музыке.

4.Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портреты А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты).

Ход урока

Учитель. Здравствуйте ребята.

Все сумели мы собраться,

за работу дружно взяться

Будем думать рассуждать,

Можем мы урок начать.

Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». Познакомимся с ее музыкальной живописью. Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?


Дети. А. С. Пушкин.

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Дети. Волшебством.

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?

Дети. Римский – Корсаков.

Учитель. Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.


« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая девица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам…»

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.

Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Фанфары начинают каждую картину оперы.

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Дети. Со вступления.

Как звучит начало оперы?(Призывно,торжественно)

Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Слушание.

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Дети. Помогла.

Учитель. А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты. Звучал фанфарный призыв, привлекая внимание слушателей. Фанфары начинают каждую картину оперы.

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.

Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?

Дети. ?????

Учитель. Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах. Какие музыкальные инструменты мы слышали?

(Литавры, фаготы, тромбоны)

Идет по небу туча. Запели скрипки. По волнам перекатывается бочка!В ней плачет бьется царица. Ее плач и всхлипы показывают музыкальные инструменты-флейта и кларнет, скрипка и гобой.

Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).

Показ на фортепиано различие звучания.

Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр.

(дети записывают определение регистр)

Какие музыкальные инструменты мы слышали?(

И так, мы находимся в театре.


Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Дети. Белка.

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

(Дети рассказывают)

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Как она звучит?

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.

Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?

(Дети называют инструменты симфонического оркестра)

Учитель. Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки.

Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (слайд № 9)

Проговорим слова Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка

Лицом круглоличка.

За ней ходит, за ней бродит

Молодой молодчик.

Он и ходит, он и носит

Дороги подарки.

Поем. Добиваемся чистоты пения.

А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр.

Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра


А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей)« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри

в сказке и послушайте каким тембром голоса

и в каком регистре говорит дядька Черномор?

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

( Звучит фрагмент)

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.

Физминутка: Мы ребята силачи(подтягиваемся вверх и показываем руками силу)

Поднимаем вверх мячи

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки(Хлопаем)

Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к

«Сказке о царе Салтане».

Показ картины Врубеля «царевна — Лебедь»

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Дети предполагают.

Посмотрите как изображена Царевна-Лебедь в сказке.

(Просмотр видео фрагмента)

А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков

(Звучит фрагмент)

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?

(У многих детей совпало)

Учитель. Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.

Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»

Учитель. Кто написал эту оперу?

Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане»

А при помощи чего изображались в опере герои?

Дети. При помощи инструментов.

Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.

Дети называют.

Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

Дети отвечают.

Учитель. Сейчас мы разделимся на 3 группы. И вы получите 3 конверта. В этих конвертах части инструментов.

Ваша задача: собрать инструменты и назвать к какому виду инструментов они относятся. Дети выполняют задание.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.

Рефлексия: Как музыка помогла вам почувствовать красоту пушкинской сказки?

Назовите своего любимого героя из «Сказки о царе Султане»А.Пушкина.

Как вы оцениваете свою работу и работу класса на уроке?

Учитель. Спасибо за работу на уроке.

infourok.ru

Конспект урока музыки в 4 классе "Что за прелесть эти сказки! Три чуда"

УРОК МУЗЫКИ

Класс: 4.

Четверть, урок: 2 четверть, урок № 9.

УМК: «Музыка» (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).

Тема: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда».

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: создать условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления учащимися особенностей воплощения литературных образов « Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина в опере Н.А.Римского – Корсакова.

обучающая: формировать исполнительские умения во всех видах музыкальной деятельности – пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах; формировать умение определять характер музыки и выказываться о ее звучании, определять музыкальные инструменты; закреплять знание названий музыкальных произведений, имен композиторов, названий музыкальных инструментов;

развивающая: развивать эмоциональный отклик на музыку, музыкальную память, музыкальный слух; образное, художественное мышление и воображение;

воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке, интерес к классическому искусству, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Планируемые результаты урока

Предметные:

- эмоционально откликаться на музыку, определять образное содержание и характер музыки, выказываться о ее звучании;

- осознанно и выразительно исполнять музыку во всех видах деятельности – пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

- знать названия произведений, имена композиторов, названия музыкальных инструментов.

Метапредметные УУД:

  • познавательные – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия. исполнения, оценки музыкальных сочинений; построение речевого высказывания в устной форме; выбор способов решения творческих задач;

  • регулятивные – планирование; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия; оценка;

  • коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем; постановка вопросов; умение выражать свои мысли;

  • личностные – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства; уважительное отношение к культуре своего народа; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства.

Средства обучения (в т.ч. интернет-ресурсы): аудиозаписи музыкальных произведений; портреты композиторов; учебник «Музыка»; слайд-презентация; музыкальные инструменты для детского музицирования.

ХОД УРОКА

Высказывают мнения.

Называют произведения

2. Повторение и закрепление материала урока № 8 «В краю великих вдохновений»

Учитель организует деятельность обучающихся по повторению и закреплению пройденного материала.

-С творчеством, какого поэта связаны все названные вами произведения?

-Расскажите, что вы знаете о поэте А.С. Пушкине?

- Какое место называл поэт «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья?»

- Какое время года очень любил поэт?

-Послушайте музыку, назовите это произведение, кто композитор?

Организует слушание пьесы «Осенняя песнь» П.И. Чайковского.

-Какие строки из знакомого вам стихотворения А.С. Пушкина созвучны этой музыке?

-Прочитайте эти строки А.С. Пушкина выразительно, вслушиваясь в музыку П.И. Чайковского.

-О ком А.С. Пушкин мог сказать следующие строки «Наперсница волшебной старины, друг вымыслов игривых и печальных».

-Арина Родионовна была с А.С. Пушкиным во время одного из самых трудных периодов в его жизни- когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское. Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала ему сказки.

-О своей жизни в Михайловском А.С. Пушкин писал брату: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки- Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

-Рассмотрите иллюстрацию на доске, какие строки вы можете вспомнить?

- В 3 классе мы изучали такую попевку и сейчас вспомни ее.

Организует пластическое интонирование попевки «У Лукоморья».

Отвечают на вопросы.

Слушают музыку.

Читают выразительно.

Размышляют.

Исполняют:

Пением.

3. Актуализация знаний для освоения новой темы

«Что за прелесть эти сказки! Три чуда».

- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

 Через побуждающий  диалог организует перевод интереса  в область проблемы данного урока.

-Как могли начинаться сказки А.С.Пушкина?

- А как может начинаться музыкальная сказка, без слов?

Организует слушание  музыкальных примеров.

Организует через подводящий диалог перевод интереса в область проблемы данного урока.

- Мы уже пришли к выводу о том, что речь сегодня пойдет о сказке, но зачем же тогда мы слушаем и анализируем музыкальные интонации?

Подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока, корректирует ее.

«Сказка в музыке»

Организует через побуждающий диалог формулировку цели: Познакомиться с тем, как одна из сказок А.С.Пушкина была отражена в музыке, смогла ли музыка без слов рассказать сказку так же интересно и понятно, как у Пушкина?

Организация беседы о том, каких персонажей из сказок Пушкина знают ученики, с какими уже встретились на уроках музыки в предыдущих классах, какие композиторы обращались к сказкам А.С.Пушкина.

Используют знания, полученные ранее.

Слушают.

Вспоминают.

Соотносят.

Планируют виды деятельности.

Называют результат.

4. Проблемное освоение новой темы «Что за прелесть эти сказки! Три чуда».

Знакомит с тем, как одна из сказок Пушкина была отражена в музыке Н.А. Римского-Корсакова.

-А.С. Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом-сказочником, а в мире музыки есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя Н.А. Римский-Корсаков. Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин. У него целых 15 опер! В опере «Сказка о царе Салтане…». Н.А. Римский-Корсаков весь сюжет сохранил таким, как его придумал А.С. Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, что происходит. Н.А. Римский–Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.

Организует работу в паре, восприятие вступления ко 2 действию оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…».

-Перед вами 3 варианта текста из «Сказки о царе Салтане». Вслушайтесь в музыку, «всмотритесь» в музыкальные краски и выберите нужный вариант, который изображает этот музыкальный фрагмент.

Предлагает прочитать строки к услышанному музыкальному фрагменту.

-Какую музыкальную картину написал Н.А. Римский-Корсаков?

Организует работу в группах по определению музыкальных инструментов, которые помогают передать изобразительность музыкальных образов.

-Работая в группах, подумайте, какие музыкальные инструменты подчеркивают изобразительность музыкальных образов?

1 группа-рокот волн, плывущая по волнам бочка-струнные, ударные, медно-духовые;

2 группа-мерцание и блеск волн-труба, тарелки;

3 группа-мрачная туча-скрипка;

4 группа-стон и плач царицы-струнные, флейта.

Организует показ, выбранных инструментов на карточках.

Организует восприятие фрагмента «Три чуда» оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…». Организует анализ прозвучавшего музыкального фрагмента, средств музыкальной выразительности, поиск аналога этого музыкального фрагмента в сказке

-В каждой сказке есть чудо. А в «Сказке о царе Салтане…» их три. Вспомните, какие чудеса дарит волшебная «Царевна -Лебедь»?

Игра «Я композитор».

- Если бы вы были композитором, то какая была бы у вас тема «Белочки»?

-Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?

-А тему «Царевны-Лебедь»?

-Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А. Римского-Корсакова. Послушаем, как звучат темы, и какие музыкальные инструменты их изображают.

-Во время звучания музыкального фрагмента зафиксируйте то, что слышите: узнайте тему, какой характер мелодии, какие инструменты звучат?

1 группа- «Белочка»-танцевальность, звучала флейта;

2 группа- «Богатыри»-маршевость,духовые инструменты;

3 группа- «Царевна-Лебедь»- песенность, скрипка, арфа

-А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «белка песенки поет да орешки все грызет»?

Организует слушание, разучивание и исполнение русской народной хоровой песни «Во саду ли в огороде».

-Каким должно быть правильное и красивое исполнение? Что для этого надо сделать?

- Исполните выученные 1-4 куплеты хором. Все ли удалось при исполнении песни? Что не получилось?

- Работая в группе, исполните выученные куплеты, используя музыкальные инструменты, наиболее соответствующие содержанию и характеру песни.

Организует исполнение всем классом: девочки-поют, мальчики –играют на выбранных музыкальных инструментах.

Внимательно слушают.

Эмоционально воспринимают.

Высказывают мнения.

Аргументируют.

Анализируют.

Размышляют.

Делают выводы.

Слушают.

Размышляют.

Аргументируют.

Высказывают суждения.

Слушают.

Размышляют.

Делают выводы.

Слушают. Разучивают песню. Выбирают музыкальные инструменты.

Исполняют песню.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель включает учащихся в обобщение темы урока.

-Какого композитора называют музыкальным сказочником?

-Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях?

-Получилось ли композитору рассказать нам сказку при помощи музыки?

-Что помогло нам понять музыкальные образы?

-Какой фрагмент вызвал наибольшее затруднение в понимании?

-Какой народной мелодией композитор озвучил белочку?

Организует осмысление достижения запланированных результатов, оценку своей деятельности на уроке при помощи шкалы оценивания.

-Продолжите предложение

Мы узнали…

Мы научились…

Д/з: выполнить задание в «Рабочей тетради»; послушать музыку и рассказать о ней на следующем уроке; выполнить творческое задание выполнить рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту «Три чуда» оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…».

Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность.

infourok.ru

Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

4 класс урок музыки по программе Е.Критской, Г.Сергеевой и Т.Шмагиной

Раздел: День, полный событий

Тема: Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

Цель урока: создание дидактических условий для восприятия и осмысления поэтических образов из произведения А.С.Пушкина в музыке русского композитора Н.А. Римского-Корсакова на основе метапредметных связей музыки, литературы и живописи

Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний и способов действий

Проблема урока: существует ли музыкальная живопись?

Основное содержание темы, музыкальные понятия и термины: песенность, танцевальность, маршевость в музыке. Выразительность и изобразительность. Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Музыкальный материал: вступление ко второму действию и симфоническая картина «Три чуда» из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», песня «Зимняя сказка» муз.А.Усачёва сл.А.Пинегина, романс М.Яковлева на стихи А.Пушкина «Зимний вечер».

Образовательные ресурсы: учебник «Музыка» 4 класс УМК «Школы России» под редакцией Е.Критской, Г.Сергеевой и Т.Шмагиной, тематическая презентация в формате Power Point, таблицы для индивидуальной работы по анализу музыкального произведения

Ход урока

(деятельность учителя)

Универсальные учебные действия

Личностное развитие

Формы контроля на уроке

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1. Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент.

Приветствия учителя

У. Прозвенел звонок и смолк, начинаем наш урок.

У.Предлагаю проверить свою готовность к уроку, не бояться наших уважаемых гостей, и получить удовольствие от встречи с музыкой и друг другом.

(Организует диалог с обуч-ся, направленный на повторение пройденного материала)

У.В начале нашего урока, предлагаю вам вспомнить музыкальные произведения, которые звучали у нас на прошлом уроке (слайд№1)

Обуч-ся:

проверяют готовность своего рабочего места, наличие учебных пособий

Школьники работают с информацией на слайде, называют названия музыкальных произведений, достраивают логическую цепочку недостающих компонентов

Вывод: все произведения объединяют тема зимы, а также поэзия А.С.Пушкина

Формулируют личную позицию и выражают её в устной речи

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, отвечают на приветствие

Фронтальный.

2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений при первичном

учебном действии

У.Сегодня мы вновь встретимся с творчеством великого поэта. Кому адресованы эти строки А.Пушкина:

«Наперсница волшебной старины … (стр 48 уч.) и

(Слайд № 2 -3)

Беседа о няне А.Пушкина с обуч-ся

Формулирование познавательной цели, выделение той информации, которая уже известна школьникам, составление плана действий, определение темы урока «Что за прелесть эти сказки. Три чуда»

Работа с презентацией и учебником. Определение темы урока обучающимися.

Размышляют сами о няне поэта, Арине Родионовне, её роли в судьбе поэта

выслушивают мнение одноклассников

Интересуются темой нового урока

Фронтальный.

Наблюдение

3. Выявление места и причины затруднений. Постановка учебной задачи.

У.Итак, тему нашего урока сегодня, нам подсказал сам А.С.Пушкин.

-За что мы любим сказки?

-Чему они могут нас научить?

Работа с презентацией слайд №4-5

-Какие сказочные герои изображены на этом слайде?

-Можно ли подобное создать в музыке? Как музыкальная интонация помогает передать характер музыки? Какую интонацию мы с вами выберем для исполнения песни «Зимняя сказка»?

Определение проблемы урока:

существует ли музыкальная живопись?

Презентация слайды №4-5

- Рассматривают изображение на слайде.№4 и иллюстрацию в учебнике срт. 48

«Сказки Пушкина» с.Палех и используют их для решения учебной задачи:

-Называют сказочных героев, -Определяют жанр искусства, в котором эти герои воплощены живопись

(лаковая миниатюра)

Высказываются на поставленные учителем вопросы, размышляют о высказывании Леонардо да Винчи, принимают проблему урока.

Исполняют всем классом песню «Зимняя сказка» А.Усачёва в характере, с выбранной в процессе обсуждения интонацией.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку и текст песни, взаимодействуют в процессе коллективного исполнения песни.

Слушание.

Устный опрос.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

У. Среди композиторов, работавших в жанре сказки выделяется имя русского композитора Н.А.Римского-Корсакова .

-Посмотрите, какие герои его музыкальных сказок у нас в гостях?

-Вспомните, в какой из этих сказок есть «Три чуда». Ведь это тема нашего урока.

Работа со слайдом презентации №7 и таблицей для начальной школы «Симфонический оркестр». Дают определение оркестра в музыке, вспоминают группы его инструментов.

Знакомятся со сведениями о композиторе и его сочинениях, определяют в какой из музыкальных сказок Римского –Корсакова есть «Три чуда».

Слушают и понимают речь учителя и одноклассников

Развивают свой музыкальный кругозор, используют знаково-символические средства обучения

Фронтальный

5. Первичное закрепление знаний и способов действий во внешней речи

У.Итак, мы с вами пытаемся решить проблему урока, существует ли музыкальная живопись? Если она существует, как музыка может создавать свои «картины»?

Работа с индивидуальными картами

У. Внимательно вслушиваясь в музыкальную палитру оркестра

мы, попробуем определить музыкальные краски, использованные композитором. Каждый из вас имеет карту с изображением одного из трёх чудес. Внизу есть небольшая таблица, которую нужно будет заполнить после знакомства с музыкой.

Овладевают навыками смыслового прочтения содержания «текста» музыкальных произведений.

Работают по рядам и индивидуально каждый в своём листке.

Определяют очерёдность звучания музыкального чуда, характер музыки и тембры музыкальных инструментов, заносят данные в таблицу.

Работа с презентацией слайд №7

Знакомятся с тембром

музыкальным инструментом ЧЕЛЕСТА( в пер. с итальян.НЕБЕСНАЯ)

в музыке .

Выстраивают диалог с учителем,

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Групповой и индивидуальный

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

У. Давайте, посмотрим, что у вас получилось. Какие музыкальные краски, вы услышали в музыке?

Решили ли мы с вами проблему урока?

Осваивают способы решения творческого задания, приходят к заключению, что в музыке тоже существует своя живопись, создающая музыкальные картины тембрами инструментов, выразительными мелодиями и другими изобразительными средствами на примере музыки Н.Римского-Корсакова «Три чуда».

Используют знаково-символические средства, осуществляют сравнение

Сравнивают и обсуждают свои результаты с результатами одноклассников

Испытывают чувство радости и удовольствия от сделанной работы

Фронтальный

7.Домашнее задание

Каждый из вас, дома, пусть раскрасит рисунок сказочного героя по своему желанию, подобрав понравившиеся краски и оттенки, в соответствии с услышанной сегодня на уроке музыкой.

Приложение 1 Ноты песни «Зимняя сказка» муз.А.Усачёва сл.А.Пинегина

Приложение 2

«Три чуда» (три варианта для групповой и индивидуальной творческой работы по слуховому анализу музыкального произведения)

Симфоническая картина «Три чуда» из оперы Н.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»

В каком порядке появляется это «чудо» в сказке?

Отметь нужную цифру.

Определи характер музыки. Выбери один из предложенных вариантов и отметь его знаком.

Впиши названия музыкальных инструментов оркестра, звучащих в данном музыкальном фрагменте.

1

Маршевый

1.

2

Танцевальный

2.

3

Песенный

3.

Домашнее задание: подбери подходящую палитру красок и раскрась рисунок к сказке. Примечание: необходимо распечатать каждый вариант на отдельном листе разместив под рисунком таблицу

infourok.ru

Урок музыки по теме "Что за прелесть эти сказки! Три чуда" (4класс)

Урок музыки по теме: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда» ( 4 класс)

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Я вижу у вас хорошее настроение, можно начинать урок. Удачи!

- Здравствуйте, девчата! Здравствуйте, учитель, здравствуйте! Прозвенел звонок, начался урок, музыка звучит, слушать нам велит!

-Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте их! Хорошо!

-Подготовим наш дыхательный и голосовой аппарат к работе .(Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Скороговорка. Распевка.)

П. Проверка домашнего задания:

- Напомните тему прошлого урока. Давайте проверим, как вы справились с творческим заданием. Кто хочет поделиться своими творческими находками?

Определение темы и целей урока

- Послушайте, пожалуйста( подготовленные дети читают отрывки из сказок)

1) «В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам».

2) «Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу».

3) « Жили-были на свете дед и баба. Жили они, жили и состарились.

А детей у них не было. И очень они о том горевали. Вот раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. На санках катаются, снежками кидаются. А потом стали снежную бабу лепить.

- Что лишнее? Почему?

- Вы отгадали сказки? (слайд 1)

- Как вы думаете, почему мы говорим о сказках, об А. Пушкине на уроке музыки? Какая тема урока?

- Поэзия и музыка создают настроение, дают наслаждение, развивают душу человека… Так и хочется сказать словами А. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки!» Тема нашего урока так и звучит: «Что за прелесть эти сказки!» Запишите в тетради число и тему урока.

В каждой сказке есть чудо, а в этой сказке А. Пушкина их даже 3! Догадались? «Сказка о царе…»

Сказочное чудо стихов А. Пушкина в музыке передал русский композитор, композитор – сказочник Н. А. Римский – Корсаков. (слайд 2)

Он написал оперу по сказке А. Пушкина «Сказка о царе…» (слайд 3)

-Какие цели поставим перед собой на уроке?

(познакомиться с оперой, послушать фрагменты из оперы, поделиться впечатлениями)

- Я желаю вам выполнить все намеченное и получить большое эстетическое удовольствие от встречи с оперой!

IY. Работа с учебником.

- Поработаем с учебником. Откройте с. 48.Рассмотрите иллюстрацию..Что заметили? Село Палех – издана славится своими мастерами - шкатулочниками. Какая дивная работа!

Читаем по цепочке, по1 предложению. Сказка Арины Родионовны, записанная А. Пушкиным:

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая – что одним куском сукна оденет; третья – что с первого года родит тридцать три сына. Царь женился на меньшой…»

- А как она звучит у поэта? (Три девицы под окном….)

- Мы уже говорили, что в этой сказке 3 чуда. Давайте их вспомним (белка, 33 богатыря, царевна-лебедь). В опере у каждого чуда своя музыкальная тема –яркая картина, только написана она не красками, а (чем?) звуками! Предлагаю послушать фрагмент из оперы и определить, созвучна ли музыка Р-К стихотворному образу? Какие музыкальные средства делают зримыми эти картины? Воспользуйтесь таблицей.

Y.Слушание фрагмента из оперы.

- Поделитесь впечатлениями.. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту пушкинской сказки? Какими музыкальными средствами композитор передает замысел поэта? (мелодией, ритмом, динамикой, инструментами)

YI. Работа по таблице

- Пользуясь таблицей, дайте характеристику музыкального фрагмента. Звучат фанфары, они начинают каждую картину, это призыв…

Тема белочки – нежная, изящная, в народном стиле, флейта , треугольник, ксилофон, на «пиано, » переливы изумрудов, повторяется 3 раза

Тема богатырей – слышна поступь, тяжелая, могучая

Тема лебеди – плавная, нежная , лирическая, покачивание волн( скрипки ,флейты, струнные, деревянные духовые, арфа, весь оркестр «тутти»

(оцените себя)

YII. Работа в группах

- Поработаем в группах. Пожалуйста, займите свои места.

1 группа получает задание найти в книге отрывок, который описывает 1 чудо.

2 группа получает задание найти в книге отрывок, который описывает 2 чудо.

3 группа получает задание найти в книге отрывок, который описывает 3 чудо.

4 группа – сочиняет акростих или синквейн на тему «чудо», «сказка»

5 группа – делает коллаж на тему оперы - сказки

6 группа – эксперты

-Проверяем. Эксперты что могут сказать? (оцените себя)

YIII. Пение «Сказки гуляют по свету»

- Я вижу, что вы очень любите сказки. Давайте споем песню «Сказки гуляют по свету». Написал ее композитор Е. Птичкин на слова М. Пляцковского . (оцените себя)

IX. Итог урока

- Наш урок заканчивается. Вспомните, какие цели вы поставили в начале урока. Достигли ли вы своих целей? Что нового узнали?(Композитор, опера, сказка)

Закончите фразу - сегодня я узнала …

-Мне интересно, кому-нибудь захотелось послушать оперу в музыкальном театре? Я очень рада и желаю вам обязательно послушать оперу в настоящем оперном театре.

(Пожалуйста, оцените свою работу на уроке, у кого получилось большинство 5?, молодцы ! Я согласна с вашими оценками)

Х. Домашнее задание.

- Домашнее задание у нас, как обычно, творческое, по выбору. Можете нарисовать афишу к опере, придумать продолжение сказки, сочинить свое стихотворение или акростих, синквейн по теме «опера»,

Рефлексия.

Девочки, перед вами 3 ноты разного цвета, А теперь посмотрим на нашу «лесенку успеха», те дети кто все понял и может поделиться знаниями, возьмите нотку зеленого цвета. Те, кто все понял, но не может поделиться знаниями, возьмите нотку желтого цвета, кто не понял, кому было трудно и непонятно на уроке, возьмите нотку розового цвета.

Вы меня очень порадовали! Спасибо за урок! До свиданья!

Карточка 2

Средства музыкальной выразительности

Громко(форте), тихо (пиано), средне (меццо -форте), усиливая звук (крещендо), уменьшая звук(диминуэндо), весь оркестр (тутти)

инструменты

Фанфары (трубы, медно-духовые), Струнно- смычковые, скрипки, деревянно-духовые, флейта, арфа, ксилофон, треугольник, весь оркестр, фортепиано

3 тема

мелодия

Плавная, волнообразная, нежная, могучая, тяжелая, игривая, веселая, юркая, проворная, задорная, звонкая, изящная, грациозная, поэтичная

ритм

Чередование ровных длительностей, пунктирный

темп

Быстрый (аллегро) , умеренный (анданте), медленный ( адажио)

динамика

Громко(форте), тихо (пиано), средне (меццо -форте), усиливая звук (крещендо), уменьшая звук(диминуэндо), весь оркестр (тутти)

инструменты

Фанфары (трубы, медно-духовые), Струнно- смычковые, скрипки, деревянно-духовые, флейта, арфа, ксилофон, треугольник, весь оркестр, фортепиано

infourok.ru

Методическая разработка урока музыки в 4-м классе "Что за прелесть эти сказки"

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Проблема:

Музыкальная живопись оперы.
В каком регистре звучит инструмент?

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-путешествие.

Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.

Задачи:

  1. Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
  2. Расширить понятие регистр.
  3. Вызвать интерес к классической музыке.
  4. Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, звукозаписи музыки.

Музыкальный материал:

Н.А. Римский-Корсаков опера “Сказка о царе Салтане” (фрагменты).

Презентация.

Ход урока

На доске афиша. (Слайд №1)

Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать “Сказку о царе Салтане”. И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете – кто сочинил “Сказку о царе Салтане”?

Дети. А. С. Пушкин. (Слайд №2)

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Дети. Волшебством.

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался – как зовут композитора?

Дети. Римский – Корсаков. (Слайд №3)

Учитель. Правильно ребята. “Что за прелесть эти сказки!” – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

(Слайд №4)

“ В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…”

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы. (Слайд №5)

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Дети. Со вступления.

Учитель.

Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы “Сказка о царе Салтане” и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Слушание.

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Дети. Помогла.

Учитель. А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты. (Слайд № 6)

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.

Что такое регистр? (Слайд №7)

Дети. ?????

Учитель. Вы много раз видели это слово (на лепестке цветка, изображенного на стене), но не знаете что это такое.

(Слайд № 8)

Регистр – это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.

А что такое тембр?

Дети. Тембр – это окраска звука. (Слайд №9)

Учитель. Молодцы ребята. Откройте, пожалуйста, словарики и запишите это. (Регистр…) (Слайд № 8)

(Дети записывают определение регистр)

И так, мы находимся в театре.

Есть в “Сказке о царе Салтане” три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Дети. Белка.

(Слайд № 10)

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

(Дети рассказывают)

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.

Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?

(Дети называют инструменты симфонического оркестра)

Учитель. Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы “Сказка о царе Салтане”

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (Слайд № 11)

Проговорим слова

“Не в саду, не в огороде,
А в Кремле при всем народе
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…”

Поем. Добиваемся чистоты пения. Молодцы ребята!

А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная.

Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (Слайд №12)

“В чешуе как жар горя 33 богатыря…”

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

(Звучит фрагмент)

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш – торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.

Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по залу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. (Дети прекрасно справляются с заданием).

Учитель. В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?

Дети отвечают.

Учитель. Спасибо вам ребята. Молодцы!

Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к “Сказке о царе Салтане”.

Показ картины Врубеля “царевна – Лебедь” (Слайд № 13)

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну – Лебедя при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Дети предполагают. (Слайд № 14)

Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский-Корсаков

Звучит фрагмент.

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?

(У многих детей совпало)

Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.

Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой “Сказка о царе Салтане”

Учитель. Кто написал эту оперу? (Слайд № 15)

Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы “Сказка о царе Салтане”. Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).

А при помощи чего изображались в опере герои?

Дети. При помощи инструментов.

Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.

Дети называют.

Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

Дети отвечают.

Учитель. Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали.

Дети выполняют задание.

Учитель. Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)

Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи оранжевого цвета.

(Дети прикрепляют орехи).

Учитель. Спасибо вам ребята за работу на уроке.

Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.

Учитель выставляет оценки.

Приложение

urok.1sept.ru

Урок музыки в 4 классе "Что за прелесть эти сказки"

Урок №9 в 4 классе

Тема «Что за прелесть эти сказки» « ТРИ ЧУДА»

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-путешествие.

Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.

Задачи: 1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

2. Научить учащихся определять регистр.

3. Вызвать интерес к классической музыке.

4. Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные: сопоставлять музыкальныеобразы в звучании различныхмуз.инструментов.

Метапредметные:

Регулятивные : самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

Коммугникативные: отвечать на вопросы учителя.

Личностные :Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Приветствие.

  1. Открытие темы. Формирование целей. Планирование работы.

На доске афиша.

Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?

Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы!Чтоже вы знаете об этом человеке?

Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров? Волшебством.

В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?Римский – Корсаков.

  1. Работа над темой

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут…»

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются сказки? Со вступления.

А какие вступления к сказкам вы знаете? Жили-были…В некотором царстве..и т.д. Для чего нужны всиупления? Привлечь внимание.

Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Слушание.

Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

. А каким образом?

Звучали разные инструменты.

Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.

Что такое регистр? (Затруднение)

Давайте сегодня на уроке разберёмся и с этим.

Регистр - это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.

А что такое тембр?

Тембр - это окраска звука.

. Откройте пожалуйста тетради и запишите это. (Регистр…)

(дети записывают определение регистр)

И так, мы находимся в театре.

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо. Белка.

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка. Белка поет в высоком регистре.

А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?. (Легко, отрывисто, подвижно).

А в каком регистре звучала тема белки?Тема белки звучала в высоком регистре.

Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?(Дети называют инструменты симфонического оркестра)

Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы «Сказка о царе Салтане»

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато)

Проговорим слова « Во саду ли в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка

Румяное личко!»

Проговариваем. Поём.

А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. «Озорная полечка»

Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей)

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.( Звучит фрагмент

На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.В каком регистре звучал марш?Марш звучал в низком регистре.

Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт. Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по классу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. (Дети прекрасно справляются с заданием).

В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?

Образы Пушкина отозвались не только в музыке, но и в живописи.

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь»

Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она?

Красивая, волшебная, таинственная…

Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре? Дети предполагают.

Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков

Звучит фрагмент

Совпало ли ваше воображение с композиторским ?

Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.

Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

  1. Вокально-хоровая работа.

«Сказка по лесу идёт»

  1. Итоги Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

. Кто написал эту оперу?

Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).

Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.

.

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о