Конспект урока в 5 классе по русскому языку части речи – Конспект урока в 5 классе “Части речи”

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Части речи (5 класс)

Урок русского языка

5 класс

Тема:                 Повторение. Части речи

Задачи:        -повторить сведения о частях  речи, известные из начальной школы;

-развивать умения различать части речи по вопросу, значению;

                -формировать умение находить наречия в тексте;

                -развивать навыки выразительного чтения;

-развивать умение слушать текст;

-формировать чувство уверенности в себе, в своих силах, учить быть смелыми в сложных жизненных ситуациях.

Ход урока

I. Организационный момент

        Сегодня на уроке мы сначала вернемся в лето, потом попробуем вытащить из тайников нашей памяти кое-что ценное, поговорим немного об осени,  а затем потренируем мозги.

II. Актуализация темы (проверка д/з)

        - Обращаюсь к тому, кто дома выполнял упражнения.  Зачитайте одно из придуманных вами предложений (упр. 60).

        - Уверена, вы правильно написали предлоги из-за, из-под. А я забыла. Как они пишутся?

        - Зачитайте слова с предлогами из-за, из-под из упр. 61.

        - А кто из вас решился на творческую работу?

        - Зачитайте свое сочинение! (2 работы)

III. Объяснение нового

  1. Работа с текстом

Вот  мы и вспомнили теплое лето, а теперь отправляемся в тайники нашей памяти и попутно говорим об осени, ведь сегодня уже 17 сентября. Запишите число,  тему урока.

        - Прочитайте записанное на доске стихотворение

        - Запишите этот отрывок в тетрадь

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там, на дне далин,

Кисти ярко-красные вяжущих рябин.

                                (А. Толстой)

!Найти ошибку! (долин – дол, Подольск)

        - К какой части речи относятся  слова этого четверостишия?

        - Какие части речи вам было определить легко?

        - Что вызвало трудность?

        - Можно ли определить часть речи по следующим признакам: а) спрягается; б) изменяется по родам, числам, падежам; в) относится к одному из трех родов, изменяется по числам и падежам? Приведите примеры.

        - Как вы считаете, в начальной школе вы изучили все части речи?

Итак, впереди нас ждут интересные открытия новых частей речи,  новых грамматических групп слов. А чтобы мы не забывали эти группы, составим в «Справочнике» шпаргалку.

  1.  Работа со справочником

        Представим, что все части речи поселились в едином жилом комплексе в трех домиках.

(Совместная деятельность учителя и учащихся по составлению шпаргалки по теме «Части речи»)

        Самост. ч. р.                                Служебные ч. р.                        Междометие

1 сущ.                                                1 предлог                                

2 глагол                                        2 союз

3 прил.                                                3 частица

4 мест.                                                

5 числ.

6 наречие

7

8

? 9

        

-К сожалению, пока нам не удалось перечислить  все части речи. Может,  нам подскажет учебник?

        (Если все части речи названы: -Проверим себя по учебнику)

3) Работа с учебником

Упр. 67 (у) – выразительное чтение стихотворения «Весёлая грамматика» и добавление сведений в шпаргалку (или проверка шпаргалки)

        Проблемы все же остались, попробуйте самостоятельно дома выяснить, какие еще части речи мы с вами будем изучать на уроках в 7 классе. А завтра на уроке, уверена, вы сможете перечислить все части речи без исключения.

IV. Первичное закрепление

        -Вот и настало время потренировать мозги!

1) Упр. 68 (п) – три колонки: все в тетради, один учащийся у  доски (под диктовку)

                Или устно (по цепочке: слово – вопрос – часть речи)

2) Имена существительные, имена прилагательные, глаголы вы находить умеете, а теперь поучимся узнавать наречия.

Упр. 69 (у)  - чтение текста учителем

- Как же стоит вести себя в сложных жизненных ситуациях?

- К какой части речи относятся выделенные слова?

- Зачитайте теоретические сведения о наречии. Запомните, что это неизменяемая часть речи. Наречия связаны с глаголом примерно так, как имена прилагательные связаны с именами существительными.

 (На доске учитель пишет) был (где?) впереди)

3) Словарик

Кроме того, наречие – сложная часть речи и с точки зрения орфографии. Запишите в свой словарик следующие наречия:

вдруг

 вперед

 назад

- Составьте с одним из слов предложение и запишите его в тетрадь

V. Итог урока

        Итак, сегодня мы вспомнили то, что уже знали о частях речи; выяснили, что пока  не все грамматические группы слов можем назвать; потренировались находить имена существительные, имена прилагательные и глаголы; начали учиться отыскивать наречия.  Предлагаю вам дома продолжить работу по поиску наречий в тексте.

Д/З  Справочник,   упр. 70 или 71 (на альбомном листе), найти названия недостающих частей речи.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка в 5 классе по теме «Части речи»

Урок русского языка

в 5 классе

по теме «Части речи»

Учитель русского языка и литературы

ММСОШ Спиридонова Н.М.

Цель урока: восстановить в памяти учащихся сведения о восьми частях речи,

                      с которыми они познакомились в начальной школе.

  1. Сообщение темы.
  1. Вспомним части речи, с которыми вы познакомились в начальной школе.
  2. Вспомним правила  правописания предлогов с другими словами.
  1. Минутка чистописания.

- Прописываем букву  Е.

Ева гребнем причесалась –

В нем три зубчика осталось.

- Записываем аккуратно, правильным каллиграфическим почерком.

Задание для слабых учащихся: найти орфограммы.

Задание для сильных учащихся: определить, каким правилам подчиняются данные орфограммы; определить, какой частью речи являются данные слова.

  1. Проверка домашнего задания: упражнения № 57 (2 часть), цепочкой.

- Вывод: предлоги с другими словами всегда пишутся раздельно.

     4. Словарная работа:

а) шел, съезд, футбол, хоккей, матч, въезжать, объявление, вьюга, ружье, барьер, серьезный, спортсмен, баскетбол. / Взаимопроверка/

б) еще раз проверка слов, которые записаны учителем на переносной доске.

     5. Работа над новым материалом по таблице.

     Из текста разнесите слова к соответствующим частям речи /устно/.

Р…бину называют осе(н,нн)ей красавицей.

Р…бина – полезная ягода. Она обогащает почву своими плодами, привлекают массу птиц.4 А птицы истребляют вредителей лесов.

- Выполните синтаксический разбор четвертого предложения.

- Сильные учащиеся делают морфологический разбор существительного РЯБИНА – Сущ., ж.р.,  ед.ч., им.п., 1 скл.

     Обобщение:

- Приведите примеры известных вам частей речи.

/Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие, частицы, предлоги, междометия, союзы/.

     Они делятся на самостоятельные и служебные части речи.

- Выделите самостоятельные слова.

- Выделите служебные слова.

- Чем отличаются служебные слова от самостоятельных?

6. Самостоятельная работа № 1.

Стр. 29, упр. № 60.

Первый ряд выписывают существительные,

второй ряд – прилагательные,

третий ряд – глаголы.

- Выделить корень, подчеркнуть орфограммы. Какое слово является проверочным?

     Самостоятельная работа № 2.

Заря /по/гасла.

Месяц /вс/ходит,

/На/ стекла бледный свет /на/водит.

     Проверка работы.

- Укажите устно к каким частям речи относятся все слова этого стихотворения.

- Какие слова связывают между собой предлоги и союзы?

7. Выставление оценок.

8. Обобщение по уроку.

9. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

   Стр.30, упр. 63.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

2 мин.

 - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Личностные:

самоопределение,

смыслообразование.

Регулятивные:

саморегуляция.

Познавательные:

анализ.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества,

умение выражать свои мысли

2

Актуализация и пробное учебное действие.                        6 мин.

Сегодня мы начинаем изучение раздела  «Морфология».

 - Что вы знаете о происхождении этого слова?

 - Что изучается в этом разделе?

 - Какие части речи  существуют в нашем языке?

Ответить на вопрос поможет упражнение под*

Прочитайте текст.

Определите его тему и основную мысль.

Разбейте его на два абзаца.

Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в  IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

На этот сложный вопрос мы сегодня попробуем дать ответ

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Читают текст,

разбивают его на два абзаца,

определяют его тему и основную мысль.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

целеполагание

Познавательные:

применение методов информационного поиска,

анализ.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные:

построение речевого суждения.

3

Выявление места и причины затруднения.  4 мин.

На доске записано предложение.

Вчера шел снег, а сегодня выглянуло ласковое теплое солнце.

Над всеми словами надписать, на какой вопрос они отвечают, и определить часть речи, к которой относится каждое.

 - Встретились ли в предложении  слова, которые не отвечают  на вопрос? (Союз а)

 - Нам понятно значение этого слова отдельно от предложения?

 - Определите его роль в предложении.

Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Выявляют место и причину затруднения.

Соотносят свои действия с используемым способом действия

Личностные:

смыслообразование

Регулятивные: 

планирование

Познавательные:

структурирование знаний,

анализ, синтез, сравнение, рассуждение.

Коммуникативные:

разрешение конфликта,

умение выражать свои мысли

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.  4 мин.

- Как отличить самостоятельные части речи от служебных?

 - Какой алгоритм можно использовать?

Давайте попробуем составить этот алгоритм.

 - Какие признаки частей речи мы выделяем?

Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы.

 

Личностные:

нравственно-этическая ориентация

самоопределение,

смыслообразование.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

Познавательные:

анализ, синтез, выбор эффективных способов решения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,

разрешение конфликтов,

умение выражать свои мысли.

5

Реализация построенного проекта.           8 мин.

Составляется совместно таблица.

Признак

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Значение

имеют, отвечают на вопрос

Не имеют, служат для связи самостоятельных частей речи

Морфологические признаки

имеют

частично

Синтаксическая роль

являются членом предложения

не являются

членом предложения

Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

прогнозирование, контроль, коррекция.

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование,

структурирование знаний, классификация,  подведение под понятие.

Коммуникативные:

разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

6

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.                 5 мин.

Из текста выписать слова по группам, объяснить свой выбор:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна».

«Кабы я была царица, -

 Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

(А.С. Пушкин)

Выполняют задание по группам, заполняют таблицу, объясняют свой выбор действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

Имя

с

ущ

Имя

прила

г.

Имя

числит.

Ме

с

тоимение

Гла

г

ол

Наречие

Предло

г

Союз

Ча

с

тица

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

Контроль, коррекция.

Познавательные:

Анализ, синтез, подведение под понятие,  выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.                    5 мин.

На доске тест.

Учащиеся должны разделить все слова текста на два столбца: на самостоятельные и служебные части речи.

Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать – и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно  сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.

                                     ( А.С. Пушкин)

Самостоятельно выполняют задания нового типа,

осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном,

выявляют и корректируют возможные ошибки,

определяют способы действий, которые вызывают  у них затруднения и им предстоит их решить.

Далее самопроверка по эталону.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний, рассуждение,  доказательство.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

8

Включение в систему знаний и повторение.    8 мин.

Прочитайте четверостишие.

 - Докажите, опираясь на рассуждения ученика  (см. упр. 460), что слово белеющих не является прилагательным.

 Для доказательства выделите в слове суффикс и сравните две формы этого слова: белеющих – белевший.

 - Какой признак вы обнаружили?

 - Имеет ли этот признак прилагательное?

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

                                   (М. Ю. Лермонтов)

Упр.462.

Рассмотрите три таблицы и скажите, сколько всего частей речи, на какие группы они делятся.

Пользуясь таблицами, подготовьте связное сообщение на тему «Части речи в русском языке».

 - К каким таблицам вы приведете примеры?

Читают текст, доказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы, делают вывод.

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, готовят связное сообщение

Личностные:

осуществление личностного морального выбора

Регулятивные:

коррекция, оценка

Познавательные:

построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

9

Рефлексия учебной деятельности.                3 мин.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Упр. 463: 1 группа: основное задание

                 2 группа: + задание под *

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Дают ответы на вопросы

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора.

Регулятивные:

оценка.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок в 5 классе по теме "Служебные части речи"

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Двадцать первое ноября . Классная работа.

Слайд 3

Вспоминаем то, что знаем. 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2 . Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3 . Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

Слайд 4

Вспоминаем то, что знаем. 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7 . Из данных слов выберите личные местоимения: а) школа, они б) мы, её, я в) ты, слово, вы 8. Из данных слов выберите самостоятельные части речи: а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

Слайд 5

1 – а 2 – б 3 – в 4 – в 5 – а 6 – б 7 – б 8 – а Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3» Ключ:

Слайд 6

Служебные части речи.

Слайд 7

Цели урока: Повторить служебные части речи, их правописание; определить роль предлогов, союзов, частиц в предложении и тексте.

Слайд 8

Открываем новые знания.

Слайд 9

Открываем новые знания.

Слайд 10

Открываем новые знания. Служебные части речи: Предлоги Союзы Частицы

Слайд 11

Функции служебных частей речи Книга лежит на столе. Книга лежит … столе. Отец и мать пришли домой. Отец, мать пришли домой. Отец с матерью пришли домой, и мы сели ужинать. Отец с матерью пришли домой, мы сели ужинать. Я не рассказал секрет. Я рассказал секрет.

Слайд 12

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Предлог Союз Частица связывает соединяет придаёт существительные с однородные члены и отрицательный другими словами части сложного предложения смысл

Слайд 13

Предлоги, союзы, частицы- Все встали в один хоровод, Служебные важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значение свое привнесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут!

Слайд 15

1. На з...ре охотник засобирался в путь. 2. Костер разг…релся, и мы пр…ладили чайник. 3. За ужином не пр…рывались ра…сказы о пред…дущих поездках. 4. Учителя и дети заинтересовались пр…заманчивым предл…жением.

Слайд 16

в группах

Слайд 18

1.Вот тебе подушки белые подушки. 2.На горе подсолнышком выросли подсолнушки. 3.Подосинами накочке гриб вмалиновом платочке,подосиновиком звать, и его придется брать. Будь внимателен!

Слайд 19

Проверь себя! 1.Вот тебе под ушки белые подушки. 2.На горе под солнышком выросли подсолнушки. 3.Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке, подосиновиком звать, и его придется брать.

Слайд 20

Домашнее задание. Сочинить сказку о служебных частях речи или выполнить упр.220.

Слайд 21

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились, но иногда вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.

Слайд 22

Спасибо за работу!

nsportal.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему: Части речи 5 класс. Открытый урок

Для того, чтобы назвать тему занятия нам необходимо отгадать кроссворд.

1. Кто и что вокруг растет,
     Что лежит и кто живет:
     Имя удивительное!
     Это...?

Вспомните, что обозначает имя существительное?

  2. Вам подробно все расскажут.
     Чей, какой тебе покажут.
     С существительным всегда,
     Словно не разлей вода.

Вспомните, что обозначает имя прилагательное?

   3.  Быстро предметы оно сосчитает,
       Строгий порядок при счёте их знает.
       На два вопроса ответит вам только,
       Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
       Как его звать, кто скорей догадается?

Вспомните, что обозначает имя числительное?

   4. Применяем все мы это
      Вместо имени предмета,
      Нам на всё оно укажет,
      Но имён ничьих не скажет.
      Часто очень применяется,
      Без него, как ни крутись,
      В речи нам не обойтись

Вспомните, что обозначает местоимение?

  5. Он предметы оживляет,
     Всех их в дело вовлекает,
     ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
     Строго сам за тем следит.
     Он три времени имеет
     И спрягаться он умеет.
     Детям строят много школ,
     Чтоб все знали про…

Вспомните, что обозначает глагол?

  6. Признаки действий оно означает,
    Всем любопытным оно отвечает
    КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
    ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
   Очень не любит оно изменяться,
   Род не имеет, не хочет склоняться.
   Как его имя, скорее ответь!

Вспомните, что обозначает наречие?

    7. НА дороге пёс сидит,
       ЗА дорогой столб стоит.
       ДО дороги добегу,
       ПОД дорогой пробегу.
       Там подземный переход.
       Нам В рассказе О дороге
       Очень помогли…

     8. Объединять и связывать стараюсь
       Я равных и неравных в нужный час.
       Порою я совсем не повторяюсь,
       Порою повторяюсь много раз.

     9. Могу оттенки придавать значеньям,
       Могу усилить их без напряженья.
       Могу помочь я форм образованью,
       Когда Глагол на службу призовёт,
       Могу вообще подвергнуть отрицанью
      Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Теперь прочитаем  ключевое слово.

Что такое морфология?

Сейчас я предлагаю послушать вам сказку, а после ответить на несколько вопросов.

В одном волшебном королевстве под названием «Морфология» жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

помогали словам в предложении принять нужную форму;

связывали слова в предложении и части предложения;

вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но

очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

Все части речи делятся на две большие группы. Какие?

Какова же тема занятия?

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Итак, мы выяснили, что все части речи делятся на 2 большие группы – самостоятельные и служебные.

Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным? (презентация)

Назовите, какие относятся к служебными? (презентация)

Какой части речи на кроссворде не хватает?

Как вы думаете, почему междометия нет в кроссворде?

А теперь, помогите  частям речи правильно встать в колонны. Работать будете в парах, ваша задача - заполнить таблицу.  (Приложение 1)

2 . Помогите словам правильно встать в колонну, заполните таблицу:

Мес..ность, опас..ный, ты, добрый, пять, я, улыбат...ся, семеро, дружно, вес..ло, чу..ство, от, к, а, но, и, не, ни, думать, Ой! Эх!

Проверьте то, что у вас получилось и сравните с  эталоном (презентация).

А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии.

Поможет нам ответить на эти вопросы задание (презентация).

        

Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради.

Задуматься,  части, речи.  Перестать, спорить.

 Стать, они, жить, большой,  дружной, семья.

Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.

(Задумались части речи. Перестали спорить. Стали они жить большой дружной семьей.)

Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

Чтобы подвести промежуточный итог, ответьте на пару вопросов.

Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

Можно определить лексическое значение у самостоятельных?  А у служебных?

Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильные ли выводы мы сделали.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.

1. Нельзя задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

2. Не являются членом предложения.

3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.

Теперь мы знаем, чем отличаются части речи.

Пора потренироваться.

Задание 1.

Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

красным – слова, обозначающие предмет;

зеленым – слова, обозначающие действия предмета;

синим – слова, обозначающие признак предмета;

желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

Свет, у, лисица, бежать, за, учить, рыжий, на, медведь, жарит, вкусные, синее, пишет, от, нежный, красивый, до,        домик, огород, смотрит.

Проверьте себя и сравните с эталоном.  (презентация). 

Оцените свою работу (критерии оценивания даны на доске).

  1. ошибка -5

2-4 ошибки – 4

5-7 ошибок – 3

8 и более ошибок - 2

Задание 2.

Игра «Снежки»

Я буду кидать вам снежок и говорить слово, а вы должны встать и ответить, к какой части речи оно относится.

(слова из текста стихотворения на доске)

Кто автор этих строк?

Задание 3.

Посмотрите на деформированный текст стихотворения. С  помощью   каких    слов    можно  восстановить     стихотворение?

Восстановим его.

… голубыми небесами  

Великолепными коврами,  

Блестя   …  солнце, снег  лежит;

Прозрачный  лес  один  чернеет,  

… ель сквозь  иней  зеленеет,  

… речка      льдом, блестит.

Под  голубыми  небесами

 Великолепными коврами,

 Блестя  на  солнце,   снег  лежит;

 Прозрачный  лес  один  чернеет,

 И  ель сквозь  иней  зеленеет,

 И речка  подо  льдом  блестит.

Какова роль предлогов?

(Служат для связи слов в словосочетании и в предложении)

Глядя на свои карточки, скажите, какова роль союзов?

(Союзы  соединяют однородные  члены, простые   предложения   в   составе сложного и предложения  в  тексте)

Задание 4.

Мы потихоньку движемся к концу.

Из отдельных слов составить предложение, изменяя, если нужно окончания.

  1. Конец, чудесной, пришел, встреча.
  2. Мы, части, речь, запомним, все.
  3. Нам, всё, знать, правило, помогут.
  4. Всём, обо, смогут, поведать.
  5. Вокруг, что, существует, нас,
  6. и, как, рассказ, закончился.

Пришел конец прекрасной встречи.

Запомним мы все части речи.

Всё знать нам правила помогут.

Обо всём поведать смогут.

Что существует вокруг нас,

И как закончился рассказ.

Задание 5.

А в завершение нашего урока давайте проверим, как мы усвоили новую тему. Проведем небольшой тест.

Тест

1. Что обозначает имя существительное?

 а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

 3. Что обозначает глагол?

 а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

 4. Из данных слов выберите имена существительные:

 а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

 5. Из данных слов выберите имена  прилагательные:

 а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

 а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

     а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

     а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

А сейчас поменяйтесь тестами и проверьте работу своего соседа.

1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б

Поставьте оценку своему соседу.

1-2 ошибки – 4

2-4 ошибки – 3

5 и более ошибок  – 2

Давайте подведем итог. Что мы узнали на уроке?

(На какие группы делятся части речи, чем отличаются служебные и самостоятельные части речи).

Чему научились?

(Различать самостоятельные и служебные части речи; правильно употреблять в речи части речи)

Домашнее задание.

§22. Упр. ...

Сейчас я попрошу каждого, уходя из класса, на доске нарисовать веселый смайлик, если на уроке вы поработали хорошо и поняли тему, грустный смайлик, если вам необходимо еще раз повторить эту тему по учебнику.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Части речи

Конспект открытого урока по русскому языку  в 5 классе

Учитель: Е.В. Архипова.

Тема: Части речи

Цель: повторение общих сведений о частях речи

Задачи: - закрепить умения определять части части речи;

               - формирование аналитических умений в определении частей речи, активизация    словаря по теме «Зима».

               - формирование навыка взаимоконтроля, самоконтроля.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карточки с тестами, сигнальные карточки (зелёные, красные, голубые), опорные таблицы, рисунки.                

                                                        Ход  урока

1.Орг. момент.

   

   1) Проверка готовности обучающихся, воспитанников к уроку. Психологический                

       настрой.

   2) Постановка задач индивидуальных образовательных маршрутов:

                - сформировать навык правильного, выразительного чтения;                - сформировать умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями;

                - сформировать умения внимательно слушать учителя, ответы одноклассников;

                - формирование правильной осанки;

- Какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке?

- Сегодня продолжим работу, эта тема важная и нужная для вас.

Итог

2. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

             а) Декламирование стихотворения.

    Таблица с текстом стихотворения вывешивается на доску, разбираются орфограммы.

                                                  Снег, снежок…

                                                  Он радует

                                                  И тихонько падает.

                                                  Хлопьями летает

                                                  И немного тает.

         2)  Чтение слов, связанных с зимой.

         3) Назвать:

- имена существительные

- глаголы

          4) Взаимопроверка

          5) Самопроверка

                   Итог

3. Основная часть.

    1) Угадать пропущенные слова:   

                                          Тихо, тихо снег … (идёт),

                                          Белый снег мохнатый.

                                          Мы … (расчистим) снег и лёд

                                          Во дворе лопатой.

                                          Осень медленно ушла,

                                          Прогнала её …  (зима).

        2)    Выбор слов из таблицы (лишнее слово)

                           белеет             чистота            милый

                           ищет               чистый             нежный

                           гриб                красота             злость

     

  Физкультминутка (упражнения для мышечной релаксации)

     

      3) Работа с тестами

           На доске сигнальные карточки, которые нужно правильно разместить.

                             имя существительное             имя прилагательное              глагол

        Вопросы:            кто? что?                                 какой?(-ая, -ое)              что делать?

        Обозначение:     предмет                                   признак предмета          действие

        Подчёркивание:

        Слова-примеры: краснота                                 красный                           краснеть

                                     воспитатель                           воспитанный                   воспитать

                                     снег                                         красивый                         учиться

     4) Чтение обучающимися правила по таблице.

     5) Самостоятельная работа обучающихся, воспитанников в тетрадях

           (Списать текст, указать, какими частями речи являются однокоренные слова, на какие вопросы они отвечают.)  

        6) Проверка выполненного.

Итог

4. Домашнее задание.

Стр. 80, подготовиться к контрольным вопросам и заданиям по теме «Части речи».

5. Итог урока.

          - оценки;

          - решение задач индивидуальных, образовательных маршрутов.

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку "Части речи". 5 класс

Управление образование Серпуховского района Московской области

МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока на конкурс

«Мое призвание – педагог»

Конкурсная работа:

урок русского языка в 5 классе на тему

«Части речи».

Участник: учитель русского языка и литературы Привезенцева (Калмыкова) Оксана Андреевна

2017

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Конспект урока …………………………………………………………. 4

  2. Список литературы…………………………….………………………….6

  3. Приложение 1. Текст и таблица. …………………………………………7

  4. Приложение 2. Самоанализ………………… ………...…………………8

Русский язык. 5 класс. Привезенцева (Калмыкова) О.А

Тема: «Части речи»

Цели:

- используя опорную таблицу, повторить изученные части речи;

-развивать навыки определения частей речи по грамматическим признакам

Виды работы: беседа, работа в парах, в группах, самостоятельная работа, творческое задание.

Технологии: технология адаптивного обучения, ИКТ.

Планируемые результаты.

Предметные:

- в результате заполнения таблицы вспомнить грамматические признаки частей речи;

- определять части речи по их признакам;

Метапредметные.

Регулятивные:

- ставить цель и выбирать пути достижения;

- распределять обязанности;

- планировать время.

- эффективно работать в группе и в парах;

Оборудование: презентация с текстом, карточки с таблицами.

План урока

  1. Психологический и эмоциональный настрой.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Мотивация учебной деятельности.

  4. Практическая работа.

  5. Творческое задание.

  6. Рефлексия.

Ход урока

Начнем нашу работу.

Обратите внимание на доску. Вы видите запись. Прочитайте!

Задает вопросы. Это можно назвать текстом?

- Почему? Что в нем пропущено?

-Что будет, если из речи мы уберем, хотя бы одну часть речи?

- Тема нашего урока «Части речи».

-Запишите в тетрадь число и тему урока.

Показывает на экране текст.

Слушает. Координирует ответы.

Актуализация опорных знаний.

Читают текст.

Отвечают на вопросы.

III этап.

Слово учителя. Какие части речи вы знаете? Объединитесь в пары и запишите части речи, изученные вами в начальной школе.

Контролирует выполнение задания в парах. Координирует.

Мотивация учебной деятельности.

Работают в парах.

Запись в тетрадях известных частей речи.

Озвучивают ответы.

Ставят оценку.

IV Этап.

Слово учителя. На столах у каждого лежат таблицы. Посмотрите на них. Что в них не хватает. Объединитесь в группы и заполните их вместе.

Контролирует выполнение задания в группах.

Слушает ответы.

Работа над темой урока.

Работают в группах. Заполняют таблицы.

Озвучивают ответы.

Ставят оценку.

Слово учителя. Послушайте стихотворение. И при прослушивании ответьте на вопрос: «На какие группы делятся части речи?».

Мама – Существительное, к слову сказать, очень мнительное.

Папа – Глагол – сущий балабол.

Дочери: Числительное, в маму впечатлительное,

Местоимение, везде с чужим мнением.

Сыновья: Наречие, очень недоверчивое,

И Прилагательное, ласково внимательное.

Мать – Частица – всех чувств мастерица,

Отец – Союз – царь всех уз,

Сын – Предлог (в кого отрок?),

М Междометие – дальний родственник

Ох-эй,а-этия со своей девушкой Звуконаследием.

Читает стихотворение.

Дублирует текст на доске.

Повторяет вопрос.

Слушает ответы учащихся.

Слушают. Отвечают на вопросы.

Слово учителя. Теперь, когда мы вспомнили все, что мы знаем о частях речи, будем применять свои знания на практике. Откройте учебник на странице 36, найдите упражнение № 73. Прочтите задание. ( Разделить части речи на три группы: существительное, прилагательное, глагол).

Организует работу над упражнением.

Контролирует выполнение.

Проверяет.

Выполняют упражнения. Три ученика выходят к доске. Один выписывает существительные, второй – прилагательные, третий – глаголы.

Ставят оценку за выполнение задания.

V этап.

Слово учителя. Кто такие маркетологи? Люди, работающие в рекламе. Предлагаю творческое задание. Разделиться на группы маркетологов и прорекламировать одну из частей речи.

Контролирует творческую работу.

Направляет группы.

Творческое задание.

Работают в группах над рекламой части речи.

Озвучивают реклама классу.

Ставят оценку за работу в группах.

VI этап.

Слово учителя. Спасибо вам за ваше творчество. И давайте еще раз вспомним. Что мы повторяли на уроке? Все ли помнили до повторения? Сколько частей речи в русском языке? На какие два вида они делятся? Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?

Поставим еще одну оценку. Оцените свое внимание и активность на уроке. И посчитаем итоговую оценку. Сложите сумму полученных баллов. Если у вас от 20 до 18, ставите на полях 5; от 17 до14, это оценка 4. И от 13 до 8, оценка – 3. Проставьте итоговую оценку на полях и обведите в круг.

И запишем домашнее задание. Упражнение №75. Откройте его и прочтите задание. Вам все понятно? Всем спасибо за урок и вашу работу!

Задает вопросы.

Контролирует проставление оценок.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Отвечают на вопросы. Ставят оценки.

Записывают домашнее задание.

Список использованной литературы.

  1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с.

Приложение 1

Текст 1.

Наступили__________. Вскоре погасли и серые_______ _________ над_____._________ добрались до маленькой _________. Здесь и заночевали. Одни устроились в __________. Других разместили в своих домишках________ .

Таблица 1. Части речи

Приложение 2

Самоанализ

Урок по теме «Части речи» проводится в 5 классе в разделе «Повторение изученного в начальной школе». При планировании урока мною были учтены возрастные особенности учащихся.

В соответствии с требованиями к современному уроку тема была сформулирована совместной работой учителя и учащихся.

На мой взгляд, выбранная  структура урока  является рациональной для решения поставленных задач всех частей урока.

Работа в парах, где дети вспоминали части речи, была мотивацией к учебной деятельности.

Для повторения ранее изученного материала и актуализации знаний я использовала такой приём, как заполнение таблиц в группах.

Обобщение и систематизация знаний по теме осуществлялись выполнением задания самостоятельно.

Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло мне не терять «нить» заинтересованности у учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.

На уроке я использовала разнообразные виды речевой деятельности: слушание, диалог, письмо.

Применение на уроке рабочих карточек позволило сэкономить время на списывании и сохранить высокий темп работы на уроке.

Характер упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся, имеющих средний уровень развития.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволила организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся.

Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке при выполнении заданий в парах (самоконтроль).

В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.

Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталась с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.

Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Работа в парах на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.

В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делала небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности. На протяжении всего урока присутствовали поощрения. На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися.

Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживалась взаимосвязь всех этапов, что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *