Конструирование из конструктора – . , – .

Содержание

План-конспект урока по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему: Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели подъемного крана из деталей конструктора LEGO DUPLO и компьютерной программы LEGO Digital Designer (цифрового конструктора).

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

 


Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели подъемного крана из деталей конструктора  LEGO DUPLO и компьютерной программы  LEGO Digital Designer (цифрового конструктора) в средней группе.

Цель: развитие способности детей к конструированию строительных машин и элементарных математических представлений с помощью деталей лего-конструктора и компьютерной программы LEGO Digital Designer.

Задачи:

Обучающие:

  1. Актуализировать знания детей о строительстве домов и строительных профессиях.
  2. Создать условия для получения детьми знаний о строительных машинах.
  3. Дать возможность детям при помощи взрослого узнать об основных частях подъемного крана (опоры, башни, кабины машиниста и балочной стрелы).
  4. Мотивировать детей к самостоятельному изучению  модели крана по образцу и чертежу, изготовленному педагогом.
  5. Познакомить детей с конструктивными приемами построения подъемного крана с использованием готовых деталей конструктора  LEGO DUPLO и программы LDD.
  6. Сформировать понимание зависимости конструкции предмета (высота башни) от его назначения.
  7. Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности.
  8. Закрепить навыки скрепления деталей.
  9. Продолжить формирование элементарных математических представлений у детей с использованием деталей конструктора LEGO DUPLO.
  10.  Мотивировать детей к формулированию самооценки конечного результата.

Развивающие:

  1. Развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление.
  2. Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание.
  3. Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых моделей.
  4.  Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.
  5.  Развивать наглядно-действенное мышление.

Воспитательные:

  1.  Обеспечить условия для развития умений детей работать как в коллективе, так и по отдельности.
  2. Воспитывать интерес к конструированию.
  3. Продолжать воспитывать внимательность, доброжелательное отношение друг к другу.
  4.  Продолжать формирование терпения и усидчивости.
  5. Продолжать воспитывать выдержку, взаимопомощь, умение помогать друг другу.  

Материал: раздаточный - набор необходимых деталей конструктора Лего DUPLO для каждого ребёнка, образец и чертежи подъемного крана, изготовленные педагогом, фотографии строительных машин, эмблемы строительных бригад.

демонстрационный - крупные картинки машин, собранные в компьютерной программе LEGO Digital Designer, образцы моделей, собранные из деталей конструктора Лего педагогом, игрушечные машины, презентация «Подъемный кран».  

Оборудование:

* Конструктор Лего DUPLO.

* Компьютерная программа LEGO Digital Designer.

* Ноутбуки.

* Мультимедийный проектор.

* Интерактивная доска.

Ход занятия

  1. Введение в игровую ситуацию.

Психологическая игра «Подари улыбку другу».

Педагог: Здравствуйте, ребята, давайте встанем в круг и за руки возьмемся.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, давайте подарим улыбки и нашим гостям.

Педагог: Ребята, посмотрите, что находится на столе?

Дети: Это машинки.

Педагог: Выберете себе любую, какая вам нравится.

Дети: Делают выбор.

Педагог: Давайте внимательно рассмотрим машинки, они одинаковые?

Дети: Нет! На них разное количество кубиков!

Педагог: Правильно! Посчитайте сколько кубиков на ваших машинах.

Дети: Считают, называют количество (1, 2, 3).

Педагог: Найдите эти цифры в классе и встаньте рядом.

Дети: Выполняют задание педагога.

Педагог (прикрепляет эмблемы): Вот таким образом вы разделились на строительные бригады: «Строители LEGO DUPLO», «Строители LEGO Digital Designer», «Математики LEGO». Каждая строительная бригада будет выполнять свою задачу, а результатами поделитесь с другими строительными бригадами и оцените работу каждого строителя.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Дети: А что мы будем делать?

Педагог: Чтобы узнать тему нашего занятия, необходимо собрать пазл. Согласны?

Дети: Да!

На интерактивной доске дети собирают картинку с изображением строящегося дома.

Педагог: Что изображено на данной картинке?

Дети: Строящейся дом!

  1. Актуализация знания детей о строительстве домов и строительных профессиях.

Педагог:  Что мы делали на прошлом занятии?

Дети: Строили дом, говорили о том, кто работает на стройке.

Педагог:  Давайте вспомним, кто работает на стройке?

Дети: Строители.

Педагог:  Строитель – это одна профессия?

Дети: Дают ответы.

Педагог:  Если отвечают, что одна, то предлагаю детям снова собрать пазлы.

На интерактивной доске дети собирают картинки с изображением строителей разных профессий (каменщик, сварщик, маляр).

Педагог:  Так строитель – это одна профессия?

Дети: Существует много разных строительных профессий.

Педагог: Правильно. Из какого материала строят дома?

Дети: Дают ответы.

Педагог (предлагает выбрать на интерактивной доске картинку): Выберете картинку с изображением дома, в каком вы живете.

Дети: Выполняют задание педагога.

Педагог: Как называются эти дома?

Дети: Многоэтажные.

Педагог: Правильно, а может человек один, самостоятельно, построить многоэтажный дом?

Дети: Нет, нужна строительная техника.

Педагог: Какая?

Дети: Дают ответы.

Педагог: Отгадайте загадки. На интерактивной доске по-очереди появляется строительная техника.

  1. Там где строят новый дом,

Ходит воин со щитом,

Где пройдёт там станет гладко,

Будет ровная площадка.

Дети: Бульдозер.

Педагог: 

2. К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот,

Если крот откроет рот.

Тонна в рот земли войдёт.

Дети: Экскаватор.

Педагог: 

  1. Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый захвачу.

Где прикажут, положу - Человеку я служу.

Дети: Подъёмный кран.

Педагог: Ребята, у нас гость. Встречайте!

На интерактивной доске появляется Строитель.

  1. Создание учебно-проблемной ситуации

Строитель: Здравствуйте, ребята, у нас беда!

Дети: Какая?

Строитель: Я - житель страны Леголенд, работаю на стройке. Моя профессия – строитель-каменщик. Я очень люблю свою работу и с большим удовольствием строю дома для наших жителей. А этой ночью, пока мы спали, местный злодей Барбаросс уничтожил все подъемные краны, а сможем ли мы без них строить многоэтажные дома??

Дети: Нет!

Педагог: Ну, что, дети, сможем мы чем-то помочь Строителю?

Дети: Давайте построим для них подъемные краны!

Педагог: А из чего будем строить?

Дети: Из деталей конструктора Лего DUPLO и компьютерной программы LEGO Digital Designer.

Педагог: Уважаемый Строитель, вы согласны?

Строитель: Конечно! А я вам образец и чертежи подготовил, только начинайте строить быстрее! Вы нам очень поможете!

Педагог: Давайте посмотрим на экран. Выделите основные части подъемного крана (опоры, башни, кабины машиниста и балочной стрелы).

Дети: Рассматривают башенный кран, повторяют за педагогом название частей крана.

Педагог: А почему у подъемного крана такая высокая башня?

Дети: Для того, чтобы строить высокие дома и поднимать груз на большую высоту.

Педагог: Вот образцы и чертежи давайте обсудим, что нам предстоит сделать?

Дети: Мы должны построить кран по образцу и чертежу, которые разработал для нас Строитель.

Педагог: Да. Но вы можете построить подъемный кран и по собственному замыслу, при этом в конструкции вы должны отобразить основные функциональные части крана. 

Давайте разделимся на строительные бригады:

1. «Строители LEGO DUPLO» строят краны по образцам из деталей конструктора LEGO DUPLO за столами.

2. «Строители LEGO Digital Designer» строят краны по чертежам в компьютерной программе LEGO Digital Designer за ноутбуками.

3. «Математики LEGO» будут работать с чертежами подъемных кранов на интерактивной доске.

Ребята, попробуйте самостоятельно изучить  модель крана по образцу и чертежу.

Дети: Строить нужно снизу вверх.

Педагог: Какие детали вы будете использовать для построения опоры (ходовой тележки)?

Дети: 1. «Строители LEGO DUPLO»: мы будем использовать готовую деталь – «кирпичик на колесиках».

  1. «Строители LEGO Digital Designer»: мы будем использовать кирпич размером 4х6.

Педагог: Какие детали и в каком количестве необходимо взять, чтобы построить башню крана?

«Строители LEGO DUPLO», «Строители LEGO Digital Designer»: 6 кубиков размером 2х2.

Педагог: Кабина машиниста?

Дети: Для строительства кабины машиниста нужно взять 3 кирпича размером 2х4.

Педагог: Как построить балочную стрелу?

Дети: Для строительства балочной стрелы нужно взять 3 пластины размером 2х4.

Педагог: Как построить крюковую подвеску?

Дети: Для строительства крюковой подвески нужно взять 2 кубика размером 2х2, второй кубик ставится со смещением в один штырек.

Педагог: А теперь предлагаю поиграть.

«Хороводная игра» (Дети стоят на ковре).

Тук да тук – раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок) 

Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой) 

И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе) 

Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым) 

На двери висит замок, (руки в замок) 

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили,

 (соответственно словам выполняем движения руками) 

Потянули и открыли.

Отворяем ворота,

Проходите все сюда. (разводим ладони рук в стороны) 

Педагог: А теперь все по местам, приступаем к конструированию. Поможем нашему Строителю?

Дети: Да!!!

V . Самостоятельное применение нового знания.

Две строительные бригады: «Строители LEGO DUPLO» (стол), «Строители LEGO Digital Designer» (компьютеры) строят подъемные краны по образцу и чертежу, изготовленному педагогом. Педагог оказывает помощь в конструировании данной строительной машины.

Строительная бригада «Математики LEGO» работает у интерактивной доски: собирает подъемный кран из нарисованных объектов в компьютерной программе  Microsoft Office PowerPoint2013. Дети считают детали в каждой функционально-значимой части подъемного крана (опора, башня, кабина машиниста и балочная стрела), находят соответствующие цифры и ставят рядом с этой частью.

Педагог: Строительные бригады, прошу подойти ко мне. У нас физкультминутка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы в ладоши дружно хлопнем – 1-2-3

И ногами все притопнем – 1-2-3

Повороты посчитай,

1-2-3, не отставай.

А сейчас мы с тобой

Повращаем головой.

Оборот и оборот,

А потом наоборот.

Вот наклоны влево-вправо,

Это легкая забава.

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно.

А теперь давайте вместе

Мы попрыгаем на месте.

1-2, 1-2 – вот и кончилась игра.

  1. Рефлексия

Педагог: Ребята, давайте посмотрим и оценим работу строительных бригад. Давайте выберем бригадира, который представит работу своей бригады.

Проходит коллективная оценка работы бригад всеми участниками занятия по вопросам: есть ли ошибки в постройке, нравится постройка подъемного крана. 

У интерактивной доски все «строители» проверяют работу бригады «Математики LEGO». Педагог комментирует работу, высказывания детей, отвечает на вопросы строителей.

Педагог (обращается к виртуальному Строителю): Уважаемый Строитель, примите работу наших бригад! Нравятся ли Вам наши постройки?

Строитель: Да, очень! Благодарю вас от имени всех жителей Леголенда, теперь мы сможем продолжить строительство домов. Примите от меня титулы Строителя! До свидания!

Педагог: Ребята, скажите, что мы с вами сегодня делали?

Дети: Мы строили подъемные краны.

Педагог: А зачем мы это делали?

Дети: Мы помогали Строителю, потому что в Леголенде Барбаросс уничтожил все краны, и они не могли строить дома.

Педагог: «Важно ли то, что вы сегодня узнали?»

Дети: Да, мы научились конструировать строительную машину, познакомились с основными частями подъемного крана.

Педагог: «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?» «Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем занятии?»

Дети: Дают ответы.

Педагог: Ребята, прежде чем расстаться, я предлагаю вам поиграть. Подойдите к интерактивной доске, сейчас мы отправимся в Леголенд к нашему Строителю, хотите?

Дети: Да!

Педагог: Отлично! Видите, наш уважаемый Строитель уже построил трехэтажный домик, благодаря вашим подаркам. Но каждый этаж имеет свой цвет: зеленый, желтый и красный. А вот смайлики соответствующих цветов. Выберете себе смайлик определенного цвета и поселите его на соответствующем этаже.

Внимание, условие! Если вам было все понятно и легко, то возьмите зеленый смайлик. Если были затруднения в строительстве, то возьмите желтый смайлик. А если было трудно и непонятно, то возьмите красный смайлик.

Дети формулируют самооценку конечного результата.

Педагог: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, получите титулы Строителя. Наше занятие закончилось. До свидания, до новых встреч!

nsportal.ru

План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему: Занятие по конструированию на тему: «Сооружение моделей современного автотранспорта из конструктора «Лего».

                       Занятие по конструированию на тему:                

             «Сооружение моделей современного автотранспорта

                                      из конструктора «Лего».

                воспитателя высшей квалификационной категории

                                 Лидии Оскаровны Сидорук

Задачи:

Совершенствовать умения детей передавать форму объекта средствами конструктора ЛЕГО. Формировать умение конструировать по схеме. Закреплять знания детей о транспорте.

Развивать способности к самостоятельному анализу  конструкций, способствовать интеллектуальному развитию детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение общаться дуг с другом, уважение к своему и чужому труду.

Материал: Набор конструктора на каждого ребёнка, картинки с изображением различных машин, схемы, мелкие игрушки для обыгрывания.

Предварительная работа:  

- Беседа о развитии транспорта.

- Чтение стихотворения В. Суслова «Колёса»

-  Рассматривание картинок из серии «Транспорт»

-  Загадывание загадок.

- Сюжетно-ролевые игры «Водители», «На улицах города», «Гараж»

 - Д/и «Четвёртый лишний», «Собери из частей», «Геометрический конструктор. Транспорт»…

- Строительство «Легограда» из конструктора «Лего»

Ход занятия:

Организационный момент.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть на замечательный город  Легоград, который вы построили. Скажите, почему этому городу дали такое название? (Потому, что мы построили его из конструктора «Лего»). Расскажите нашим гостям о городе. (В нашем городе много разных зданий: детский сад, больница, дома, в которых живут жители города, есть кафе, детская площадка, парк). Ребята, мне кажется, что на улицах Легограда, чего-то не хватает? (Машин). Какие машины можно встретить на улицах современного города (автобус, такси, трамвай…) Правильно…

Чтение отрывка из стихотворения В.Суслова «Колёса» с показом слайдов:  

Раз дорога…два дорога…

В город, к пристани, в совхоз

По дорогам много – много

Разбегается колёс. (слайд №1)

                   Пассажиров собирая,

                   Вышли поутру трамваи. (слайд №2)

Горожан зовёт троллейбус, (слайд №3)

И автобус и такси.  (слайд №4,5)

По асфальту и по рельсам

Шумный город колесит.

                   Едут «Фрукты» и «Продукты» . (слайд №6,7)

                   Едут «Хлеб», панелевоз!  . (слайд №8,9)

Только чуть наступит утро –

 Сотни крутятся колёс. . (слайд №10)

-Как одним словом можно назвать машины на улицах города? (городской автотранспорт). К какому виду транспорта относится городской автотранспорт (к наземному).

- Весь день машины ездят по городу, перевозят людей, грузы, а где -же они останавливаются на ночь? (Автопарк, автобаза, гараж).

- Где их ремонтируют, приводят в порядок? (Автомастерская).

-Кто занимается ремонтом машин? (Автомеханик).

- Кто отправляет нужную машину туда, где она необходима? (Диспетчер).          -Кто управляет машиной? (водитель).

-Как вы думаете, удобно ли жить в современном городе без автотранспорта?  -Почему? (Ответы детей)

Так и в  Легограде в любой момент может возникнуть ситуация, когда срочно может понадобиться автотранспорт. Что же делать, как помочь жителям города? (Собрать машины из конструктора «Лего»). Ну что же, механики  у нас есть, а я возьму на себя обязанности диспетчера, буду принимать заявки на автотранспорт и распределять их. Но перед тем, как приступить к сборке машин, рассмотрим, из каких основных частей она состоит (платформа, колёса, салон, капот, двери, фары и др.). Какие детали конструктора «Лего» понадобятся, чтобы собрать  машину? (пластины, кирпичики с разным количеством кнопочек…) Что поможет  правильно собрать основную часть машины? (схема).

Отчего зависит прочность постройки? (крепко скреплять детали).

Чтобы наши пальчики были крепкими и послушными при сборке машин, немного разомнём их (пальчиковая гимнастика):

Будем пальцы мы сгибать,

Будем транспорт называть:

Автомобиль и теплоход,

Трамвай, метро и самолёт

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Пока мы с вами разминались, нам  поступило несколько срочных заявок:

- На углу загорелся дом № 1, срочно нужна…(пожарная машина), кто возьмётся за сборку пожарной машины?

- В детском саду детей нужно вывезти на экскурсию в парк, чтобы до него доехать нужен… (автобус)

- На почте накопилось много посылок и писем, которые необходимо развезти по адресам…(почтовая машина)

- У пожилого мужчины случился сердечный приступ…(скорая помощь)

- На строительной площадке дворникам  требуется помощь в уборке строительного мусора…(трактор погрузчик и самосвал)

- В магазине совершено правонарушение, срочно нужна… (полицейская машина)

- В доме № 2 подружки собрались в магазин, им нужен… (легковой автомобиль)

 - В кафе разносчику пиццы нужно развести заказы по адресам, ему нужен…(легковой автомобиль)

- Житель дома  № 1 собрался на дачу, ему нужен автомобиль, который сможет проехать по бездорожью…(джип)

Дети, выбрав соответствующие схемы и набор деталей, приступают к сборке машин. По окончании работы ребята рассказывают о своих моделях, о назначении данной машины и обыгрывают их.

nsportal.ru

Конструирование из конструкторов Лего в детском саду

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. В нашем детском саду кроме занятий Лего, используется практически на всех занятий. Дети любят играть в свободной деятельности. Конструктор Лего используем во время зарядки, на физкультурных занятиях, в праздниках и тд. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития. В нашем детском саду кабинет Лего работает второй год. За это время я разработала игры для всех групп.

Игры (Младшая группа)

По методике в младшей группе роль ведущего всегда берёт на себя взрослый, так как дети ещё не могут распределить свои роли в игре. Для детей младшей группы педагог выбирает самые простые игры. Целью игр является закрепить цвет (синий, красный, желтый, зеленый) деталей конструктора Лего, форму (квадрат, прямоугольник).

Разложи по цвету.

Материал: кирпичики Лего всех цветов 2 x 2, 4 коробки.

Цель: Закрепить цвет деталей конструктора Лего.

Правило: дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по коробочкам.

Передай кирпичик Лего.

Материал: 1 большой кирпичик Лего.

Цель: развития координации движения.

Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего: "Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот становится ведущим.

Средняя группа

Методика. Дети уже знают цвет деталей, форму. Поэтому игры, немного усложняются. Дети учатся работать по карточкам, где изображение цветное. Целью игр научится пользоваться карточками, запомнить названия некоторых деталей конструктора Лего. Развиваем внимание, быстроту, координацию движений, мышление.

Найди постройку.

Материал: карточки, постройки, коробочка

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.

Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

Кто быстрее.

Материал: 4 коробочки, детали конструктора Лего 2х2, 2х4 по 2 на каждого игрока.

Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.

Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет кирпичиков Лего и своя деталь. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

Лего на голове.

Материал: кирпичик Лего.

Цель: развитие ловкости, координации движения.

Правило: ребенок кладёт на голову кирпичик Лего. Остальные дети дают ему задания. Например: Пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружится. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

Старшая группа

Методика. Дети в играх более самостоятельны. Роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваем коллективизм, память, мышления, учимся заниматься по карточкам. В старшей группе занимаемся с конструктором Лего "Дакта".

Чья команда быстрее построит.

Материал: набор конструктора Лего "Дупло", образец постройки.

Цель: Учимся строить в команде, помогать друг, другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Правило: дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки. Например: дом, машина с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.

Найди деталь такую же, как на карточке.

Материал: карточки, детали конструктора Лего "Дупло", плата.

Цель: закрепить названия деталей конструктора Лего "Дупло".

Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора Лего "Дупло". И находят такую же деталь и прикрепляют её на плату. В конце игры дети придумывают, что получилось.

Таинственный мешочек.

Материал: конструктивный набор Лего, мешочек.

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

Правило: ведущий держит мешочек с деталями конструктора Лего. Дети по очереди берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем показывают.

Разложи детали по местам.

Материал: коробочки, детали конструктора Лего 2х2,2х4,2х6,клювик, лапка, овал, полукруг.

Цель: закрепить названия конструктора Лего.

Правила: детям даются коробочки и конструктор, распределяются детали на каждого ребенка по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто все соберет без ошибок тот и выиграл.

Подготовительная группа

Методика. В подготовительной группе дети уже хорошо занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр развитие речи, умение работать в коллективе, помочь товарищу, развивать мышления, память.

Назови и построй.

Материал: набор конструктора Лего "Дакта"

Цель: Закрепить названия конструктора Лего "Дакта", учится работать в коллективе.

Правила: ведущий каждому ребенку по очереди даёт деталь конструктора. Ребенок называет и оставляет у себя. Когда у каждого ребенка по две детали. Ведущий даёт задание построить из всех деталей одну постройку и придумать что построили. Когда построили, один ребенок рассказывает что построили.

Лего подарки.

Материал: игровое поле, человечки на количество игроков, игральный кубик, Лего-подарки.

Цель: развивать интерес к игре, развивать внимание.

Правило: дети распределяют человечки между собой. Ставят их на игральное поле. Кидают по очереди кубик и двигаются по часовой стрелке. Когда первый человечек пройдет весь круг. То он выигрывает и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается пока все подарки не разберут.

Кубик: одна сторона с цифрой один, вторая с цифрой два, третья с цифрой три, четвертая крестик пропускаем ход.

Запомни расположение.

Материал: набор конструктора Лего "Дакта", платы у всех игроков.

Цель: развитие внимание, памяти.

Правила: ведущий строит, какую - нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

Построй, не открывая глаз.

Материал: плата, конструктивный набор.

Цель: учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.

Правило: перед детьми плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней будет постройка того поощряют.

Для наборов Лего характерны высочайшее качество, эстетичность, необычная прочность, безопасность. Широкий выбор кирпичиков и специальных деталей дает детям возможность строить все, что душе угодно. Конструкторы Лего - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

Для первого знакомства с новым материалом важно предоставить достаточно свободного места, так, чтобы в середине размещалось большое количество деталей, а вокруг свободно действовали дети. Как показывает опыт, дети вначале не склонны: рассматривать детали: они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать.

Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию деталей конструктора Лего в коробки. При этом детям можно предложить разные виды игры. Например: собери по цвету, кто быстрее соберет в коробочку.

С четырех летними детьми организуется более целенаправленная работа, связанная с акцентированием их влияния на процессе конструирования. В этом возрасте можно формировать умение выделять в предметах их пространственные характеристики: "высокая башенка - низкая башенка", "толстый кирпичик - тонкая пластинка". Детям можно уже давать схемы простых построек.

К пяти годам дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию, называть её и практически создавать. В старшем дошкольном возрасте поначалу лучше использовать уже знакомый детям конструктор Лего "Дупло". Необходимо ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. На занятиях можно давать недостроенную конструкцию и попросить детей достроить. У детей способы построения образца становятся обобщенными. Детям можно предлагать конструирование по условиям: построить домик для фермера. Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать необходимые условия: выбрать вместе с детьми место (ковер, стол).

Разработанное мною пособие по Лего конструированию поможет педагогам начать свою деятельность развить у детей конструктивные навыки, речь.

Некоторые конспекты из пособия: "Лего конструирование в детском саду".

Младшая группа

Тема: Здравствуй лес!

Цель: Познакомить детей с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить отличать одно дерево от другого.

Материал: стихотворения о деревьях И.Токмаковой; Иллюстрации деревьев: дуб, ёлка, сосна, осина, ива; а. у. запись "Звуки леса"; конструктивные наборы.

Ход. Ребята посмотрите на картинку.

Что здесь нарисовано? (лес)

Что растет в лесу? (разные деревья)

Знаете ли вы, какие деревья растут в лесу? (ответы)

Выставляются картинки деревьев. Педагог спрашивает всех детей.

Дима, найди березу!

Оля, найди ёлочку! И тд.

Физкультурная минутка

Ветер тихо клен качает (руки поднять, вверх качаем вправо, влево)
Вправо, влево наклоняем
Раз - поклон, два - поклон (руки за голову, наклоны вправо, влево)
Зашумел листвою клён (руки вверху и внизу качаются)

Ребята садитесь на места. Сегодня мы с вами будем строить деревья, а когда вы все построите у нас получится целый лес. Посмотрите, на образец как вы думаете, как называется это дерево? Какого цвета нам понадобится конструктор? Давайте построим. Во время работы играет тихая музыка леса. Воспитатель помогает детям, у которых возникли трудности.

После окончания работ все деревья ставятся на стол и рассматриваются. Вот какой лес у нас получился. Как он будет называться (Березовый, еловый:). Наше занятие закончено вы сегодня старались молодцы.

Средняя группа

Тема: Утята в озере

Цель: Учить слушать внимательно стихотворение, учить строить из конструктора утят.

Материал: картинка "Утка с утятами", конструктивный набор.

Ход. Ребята почтальон Печкин принес, нам конверт давайте посмотрим что там. Достаем картинку "Утка с утятами". Ребята кто изображен на картинке?

Послушайте стихотворение Англии Барто "Ути-ути""

Рано-рано утречком вышла мама уточка поучить утят. Уж она их учит, учит! Вы плывите, ути-ути, плавно в ряд! Хоть сыночек невелик, невелик мама трусить не велит: плыви, плыви, утеныш. Не бойся, не утонешь! Что делают утка с утятами? (Мама утка учит их плавать).

Зачем мама-утка это делает? Зачем утятам нужно уметь плавать? Утята в воде находят себе еду: подводные растения, мелких рыбешек, подводных насекомых. Утка и утята это дикие или домашние животные?

Физкультурная минутка

А теперь вы превратитесь в утят, а я буду мамой уткой.

Плавают утята: кря-кря-кря лапками работают не зря, не зря, а потом по озеру, кругом всех веселя кружатся утята: тют-ля-ля ну, а после плаванья - прощай, вода? Домой заторопились! Да-да-да.

Вот опять мы с вами превратились в детей. Садитесь, сегодня мы с вами будем строить из конструктора утят. Посмотрите, каких утят я уже построила. Вот это мама утка и один утенок. У мамы утки много утят давайте их сделаем. Какого цвета нам понадобится конструктор. После окончания работ поделки обыгрываются. Мама утка поплыла с утятами.

urok.1sept.ru

План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе по конструированию :"Удивительный конструктор"

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное  учреждение «Детский сад №5

общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж»

Конспект непосредственно  образовательной

деятельности

В старшей группе

« Удивительный конструктор»

В рамках  городского конкурса

  «Воспитатель года -2016»

             

Дело №02- 07  УВР                                                      

  (материал по обогащению педагогического опыта)                                                                              

 

Подготовила: воспитатель ____К.К. Елена Анатольевна Сытник

18.02.2016г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 в старшей группе по  теме: «Удивительный конструктор»

Цель занятия: Познакомить со свойствами магнитного конструктора.

Задачи:

-закрепить знания геометрических форм, цвета

-учить определять материал на ощупь

-познакомить с легендой возникновения магнита

-продемонстрировать свойства магнита в процессе опыта

-развитие памяти и речи детей

-развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, внимание, усидчивость

-воспитывать волевые усилия, умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: магнитный конструктор, ящик для игры « Пощупай и угадай», магнит с набором пластмассовых и металлических деталей,  набор деревьев.

Литература:

1. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»  О.В. Дыбина

2. «Занятия по конструированию из строительного материала» Л.В. Куцакова

3. «Игровые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты»               Е.А Алябьева.

                          Ход образовательной деятельности:

  Воспитатель:- Ребята вы любите играть?

                                     (ответ детей)

 Я предлагаю вам очень интересную игру, но чтобы научиться в нее играть мы должны познакомиться с её деталям .

              У меня есть  волшебный ящик, в котором  спрятались части нашей будущей игры. Я предлагаю вам  узнать, что - же там находится и рассказать что у вас в руках.

   Кто желает попробовать?

                           (дети достают и описывают геометрические фигуры)

Воспитатель: -Ребята, подумайте и скажите:  Из какого материала изготовлены детали? Почему эти  фигуры можно назвать необычными? Можно ли из этих деталей что – нибудь построить

                   Давайте присядем за столы и подумаем.

                                        Работа с детьми за столами:

   (Ответы детей: разной формы, разного цвета. Две стороны: одна цветная, другая черная,  пустотелые и т.д.)

 Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, из какого материала сделаны фигуры? Можно ли из них что- нибудь построить?

                                          (Ответы детей)

Воспитатель соединяет детали конструктора друг с другом:

-  Расскажите, что происходит с деталями?  Как вы думаете, почему это происходит? Какими свойствами обладает магнит? Почему его так назвали?

                                         (Ответы детей)

Воспитатель:

А сейчас я расскажу вам одну старую легенду:

 В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнас понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Вопросы к детям:
 -Почему же магнит так назвали?

-Какими волшебными свойствами обладает магнит?

Сейчас мы с вами убедимся на опыте.

Игра – опыт «Притяжение магнита»:

 На  столе стоят 2   тарелки, с  пластмассовыми и металлическими деталями.  Воспитатель предлагает одному ребенку помочь провести опыт. Нужно взять магнит и провести им над тарелочкой. Что происходит?  ( металлические детали притягиваются к магниту).

Вот мы и убедились, что магнит притягивает металлические предметы.

 Воспитатель:     -   Ребята, вы наверно уже догадались, что в наших фигурках  находится магнит.  Я предлагаю вам поиграть в  магнитный конструктор, но сначала я хочу узнать какие вы строители.

Предлагаю немного размяться и отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы строителями были,                                                                                   Вместе домик мастерили:                                                                                 Молотком и топором                                                                                           Строим, строим   новый дом.                                                                                    В доме много этажей,                                                                                                   Много взрослых и детей,                                                                                       Вот немного отдохнем                                                                                                 Строить мы опять начнем!    

Воспитатель :   - Ребята, я предлагаю вам построить волшебный город, для этого нам необходимо пройти на строительную площадку.        

                                  ( Дети проходят за столы   )                                                                            

 Воспитатель обращает внимание детей на место возведения волшебного города, где уже растут деревья.

                      ( Беседа с детьми о различных постройках)

 Воспитатель дает образец соединения деталей магнитного конструктора.

Обращает внимание на свойства магнита.

Воспитатель:

-Ребята, я предлагаю вам придумать и построить свои здания.

                                     (Самостоятельная работа детей).

   Воспитатель:      -Ребята,   у нас с вами появился красивый город и я предлагаю вам отправится на экскурсию и рассмотреть его.                      

- С какими трудностями вы встретились в ходе создания своей постройки?

Воспитатель: Свойства магнита используют повсюду: В быту, на фабриках и заводах, в медицине, в космонавтике.

Вы сегодня очень постарались и хорошо потрудились. Вы были дружными, внимательными и активными.

Вместо заключения: 

Собрать машинку, вездеход, 
Дворец, ракету, пароход 
И даже целый городок 
Конструктор  нам помог. 

Вот только истинных друзей 
Не соберёшь из кирпичей!

nsportal.ru

План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему: Тема недели: Мой край. Конструирование в старшей группе из конструктора "Лего". Тема "Мой город"

Тема недели: Мой край.

"Мой город"

(Коллективное конструирование. По подгруппам)

Предварительная работа:

Конструирование жилых, общественных зданий;

Беседы о родном городе;

Экскурсии по городу.

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей об архитектуре родного города;
  • Учить соблюдать симметрию и пропорции;
  • Учить анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей;
  • Учить устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке.

Развивающие задачи:

  • Развивать образное мышление, воображения, инициативу, творчество;
  • Развивать коллективное творчество.

Воспитательные задачи:

  • Побуждать к поисковой деятельности детей, самостоятельности;
  • Воспитывать трудолюбие.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.

Оборудование и материалы: фотографии родного города, наборы мелкого строительного материала, конструктор типа «Лего», конструктор готовых форм, бросовой материал, схемы построек, мелкие игрушки, машинки.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, объяснение, рассматривание, демонстрация, анализ, игра.

Посадка детей: столы сдвинуты вместе, дети сидят вокруг столов.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям построить свой город.

2. Мотивация на деятельность.

Педагог предлагает детям рассмотреть фото с изображением улиц города.

3. Проводится беседа о городе.

- Какие здания вы видите на фотографии?

- Как расположены здания и сооружения?

- Какие должны быть здания в городе, чтобы жителям там комфортно жилось?

- Кто проектирует и строит дома?

- Какие должны быть сооружения?

- Давайте и мы сегодня станем строителями и построим наш город, красивые здания по чертежу из деталей строительного материала.

- Прежде обсудим постройки, кто что будет строить. Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей и каких.

Дети, рассмотрев схему, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в паре, кто, что будет строить.

- А теперь подберите строительный материал к этому чертежу и начинайте постройку.

Физкультминутка

 Люблю по городу шагать,

Люблю смотреть, люблю читать.  

Площадь – раз Почта – два

Три – фонтан-красавец

А четыре – наш Дворец

Пять – по парку я гуляю

Всякий уголок в нем знаю

 Шесть – на стадион хожу

 Там с ребятами дружу

 Семь – конечно наш детсад,                        

Каждый побывать в нем рад!

Восемь – детская площадка

– Здесь качели и лошадка.

Девять – новый магазин,

Много ярких в нем витрин.

Десять – из-за поворота

Вижу школьные ворота.

 Очень любим мы наш город,  

  Он красив и вечно молод.

В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции).

4.  Итог

Рассматривание законченных построек.

- Построили город?

- Нравятся вам постройки?

-  Сколько зданий у вас построено?

- Какие здания построили?

- Сколько этажей и перекрытий в жилом доме?

- Совпадают постройки с чертежами?

- Правильно ли подобраны детали строительного материала?

-Все конструкции устойчивые, симметричные?

- Поощряет детей за дружную, слаженную работу.

Воспитатель предлагает обыграть постройки. Дети берут мелкие игрушки и машинки, разворачивают игру «Город».

nsportal.ru

Презентация к уроку по конструированию, ручному труду (средняя, старшая группа) на тему: Презентация "Конструирование Мебели из деталей конструктора LEGO Dacta"

Слайд 1

презентация на тему: «Конструирование Мебели из деталей конструктора LEGO Dacta и компьютерной программы LEGO Digital Designer » Автор: Медведева м. Ю.

Слайд 2

Цель: развитие способности детей к конструированию мебели с помощью деталей конструктора LEGO DACTA и компьютерной программы LEGO Digital Designer.

Слайд 3

Задачи : Обучающие : Учить подбирать необходимые детали и передавать их пространственное расположение по образцу. Продолжать учить ребят располагать детали вертикально и горизонтально на узкую или широкую сторону, плотно прижимая их друг к другу ; учить детей делать постройки с перекрытиями. Учить выделять в постройке основные функциональные части (сиденье, спинка, крышку, ножки, определять их назначение;

Слайд 4

Развивающие : Закреплять умение правильно называть детали строительного набора (кубик, кирпичик, пластина, скос), цвет , размер. Развивать воображение, творчество детей. Побуждать детей обыгрывать постройки (развивать коммуникативные навыки общения) .

Слайд 5

Воспитывающие : Воспитывать аккуратность и бережное отношение детей к постройкам.

Слайд 6

Предварительная работа : Рассматривание предметов мебели по картинкам . Беседа с детьми : «Назначение предметов мебели » . Сюжетно-ролевая игра : «Построй мебель Филлимону» .

Слайд 7

Материал : Раздаточный – детали конструктора LEGO DACTA , компьютерная программа LEGO Digital Designer , чертежи построек (стул, диван, стол, шкаф). Демонстрационный – презентация « Конструирование Мебели из деталей конструктора LEGO Dacta », декорация, созданная педагогом, из конструктора LEGO Dacta и выставленная на демонстрационный стол.

Слайд 8

Ребята, к нам в детский сад пришел в гости Филлимон. Он плачет. Филлимон получил новую квартиру, а она пустая. Он не знает, что делать. Ребята, давайте ему поможем .

Слайд 9

Для чего они нужны? С ногами, а не ходит, Со спинкой, а не лежит.

Слайд 10

Я мила усталым, Но надоем больным. Для чего она нужна?

Слайд 11

Четыре братца Под одной крышей ютятся, У всех одно имя. Для чего он нужен?

Слайд 12

Что в доме для одежды дом. Для чего он нужен?

Слайд 13

У Филлимона нет стульев, стола, шкафа, кровати. Как называется одним словом все, что должно стоять в квартире? Ребята, а откуда у вас дома мебель? Как в магазине? В магазине я покупаю хлеб, молоко, а мебель там не видел. Ребята, давайте поможем Филлимону и построим ему мебель! Строить мебель мы будем из деталей конструктора LEGO Dacta .

Слайд 16

6х6 2х4 1х4 4х6 1х4 2х4 6х6 2х4 1х4 4х6 1х4 2х4

nsportal.ru

Конструирование для малышей

Конструирование для малышей: первые постройки,  этапы обучения ребенка конструированию, как познакомить малыша с деталями конструктора, игровые ситуации.

Очень часто, купив конструктор,  взрослые предлагают ребенку сразу все детали из него,  рассчитывая, что малыш тут же что-то из них построит. Но этого не происходит. Ребенок теряется в их обилии. Он не знает, что с деталями делать и как они называются. Малыш механически перебирает и бросает детали конструктора, строит и тут же рушит постройку, кидается деталями в маму или в домашних животных, однообразно действует кубиками одну минутку и тут же переключается на другие более интересные ему занятия. В чем причина? Ему просто не нравится такая игрушка? Или нам, взрослым,  нужно сначала учить малыша играть с конструктором?

В этой статье о конструировании с детьми 1-2 лет Вы узнаете:

  • Как заинтересовать малыша играми с конструктором?
  • Какими будут первые постройки малыша?
  • Как знакомить ребенка с деталями из набора и их называть?
  • Как обыгрывать постройки ребенка?
  • Как использовать детали конструктора для ознакомления малыша с формой, цветом, размером предметов?

Прежде чем читать эту статью, узнайте из предыдущей статьи цикла об играх с малышами о том,  как правильно выбрать конструктор для самых маленьких и каким требованиям он должен соответствовать.  Итак, конструктор у нас уже есть, и он соответствует всем требованиям и правильно нами выбран. А сейчас мы  поговорим об играх и занятиях с конструктором для малышей.

Раздел 1. Знакомим малыша с конструктором

Как называть ребенку детали конструктора

С 1 года до 3 лет малыши знакомятся с основными, самыми простыми деталями из конструктора. Названия деталей конструктора сложны для ребенка, поэтому малышам даются их «детские» названия, понятные для них:

  • Кирпичик (параллелепипед)
  • Кубик (куб)
  • Пластина
  • Крыша (треугольная призма)
  • Шапочка или шляпка (полусфера)
  • Столбик (цилиндр)

Лучше, если сначала Вы будете давать ребенку конструктор с деталями разной формы, но  одного цвета, чтобы малышу было легче отличать их форму и ориентироваться в ней. Затем малышу дается цветной конструктор с разноцветными деталями разной формы и размера, и он учится различать не только форму, но и цвет и размер деталей.

Не давайте маленькому сразу же все детали конструктора (их может быть в наборе от 50 до 100 и более), ему достаточно  для первых построек иметь 10-12 деталей. Сначала мы познакомим малыша с кубиками, затем с кирпичиками, а после этого введем и дополнительные элементы из конструктора — крыши, пластины, а затем и столбики и шапочки (пишу «детской» терминологией, как мы будем называть эти детали ребенку).

Как познакомить малыша  с названиями деталей конструктора

— Чтобы малыш стал ориентироваться в названии деталей, мы постоянно используем эти слова в разговоре с ним: «Где большая шапочка? Вот она!», «Дай мне кубик», «Ставим кубик на кубик – будет башенка», «А вот и крыша! Поставим крышу на кубик» и т.д.

— Мы называем детали не только, когда играем с малышом с конструктором, но и в тот момент,  когда убираем конструктор на место и складываем части конструктора в коробочку. Например, можно сказать малышу, что сейчас мы убираем в коробку только кубики. И он будет из всех деталей выбирать только детали этой формы. Затем также собрать в коробку кирпичики. Так по ходу обычной жизни ребенок постепенно запомнит, как называются детали разной формы. И малыш их легко запомнит.

— На третьем году жизни ребенка можно проводить с малышом игры «Отгадай, что спрятано в моем чудесном мешочке». Вы прячете в красивый непрозрачный мешочек деталь конструктора, а ребенок ручками ее обследует и пытается на ощупь определить, что это такое и назвать: «Кубик!» или «Кирпичик!». Обязательно сравним эти детали — проведем пальчиком по граням. У кубика все стороны одинаковые. А у кирпичика есть вот какая дли-и-и-нная сторона (ведем пальчиком вдоль нее), а есть сторона короткая.

Полезный совет: Всегда давайте возможность ребенку сначала самостоятельно познакомиться с новым конструктором – ощупать, рассмотреть, назвать детали.  И только когда конструктор уже будет знаком ему, то можно начинать строить из него постройки. Иначе малыш будет слишком сосредоточен на новом предмете, у него будет большое желание обследовать новый предмет со всех сторон, и строительство не получится :).

Раздел 2. Что может построить  малыш от 1 года до 3 лет из конструктора  

В раннем возрасте малыш узнает от мамы не только названия деталей, но и способы действия с ними – элементарные способы конструирования. Давайте познакомимся с этими способами конструирования для самых маленьких, даю их по порядку  с постепенным усложнением задач:

Способ 1. Размещать детали конструктора по горизонтали и по вертикали и видеть, что при этому изменяется их устойчивость.

Например:

  1. Кубики можно поставить горизонтально – и получатся вагончики для поезда. А можно поставить вертикально – сделать башенку.
  2. Кирпичики могут лежать на столе горизонтально, и тогда у нас получится дорожка. Она может быть разной.  Можно сделать узкую дорожку, если соединить кирпичики узкой стороной. А можно – широкую дорожку, если их соединять друг с другом их длинной стороной.
  3. Если те же самые кирпичики поставить их вертикально на стол рядом  друг с другом, то получится уже не дорожка, а заборчик!
  4. Если к кубику рядом поставить вертикально кирпичик — получится стульчик. А если на тот же кубик положить тот же самый кирпичик горизонтально — то получится совсем другая постройка —  не стул, а стол!

Способ 2. Накладывать детали одну на другую, делать перекрытия. Так получаются у нас домики, ворота.

Способ 3. Замыкать детали  в одно кольцо, образуя замкнутое пространство.

Примеры:

  • Пример 1.  Из кирпичиков, поставленных на ребро, мы строим загородку для курочек, коровок, делаем парк, делаем двор для прогулок матрешек и других маленьких фигурок людей и зверей.
  • Пример 2. Так же мы можем построить гараж для игрушечной машины, в который она будет заезжать через ворота.
  • Пример 3. Можно сделать с ребенком даже трамвай или автобус. Для этого строим замкнутое пространство из кирпичиков, а после этого располагаем в нем сидения для пассажиров и место для водителя. Один из кирпичиков мы можем отодвигать в сторону, когда пассажиры входят в салон. Это будет дверь. Вы сможете придумать много вариантов «обустройства» такого автобуса.

Наша главная задача, чтобы ребенок не просто повторил за нами какой-то новый способ действия, а стал использовать его в своих самостоятельных играх. Поэтому мы варьируем игры и показываем один способ конструирования на примере разных построек и разных игровых сюжетов.

Раздел 3. Этапы игр с конструктором для самых маленьких

Очень важно соблюдать последовательность в усложнении построек малыша. Тогда он будет чувствовать себя умелым и успешным, с удовольствием будет учиться новом. К новому  этапу мы переходим с ребенком, когда предыдущий этап уже освоен им.

Основные этапы усложнения построек для малышей такие:

  • Этап 1. Строим из деталей одной формы, например, только из кубиков (башенка, поезд) или только из кирпичиков (дорожки, заборчики).
  • Этап 2. Комбинирование в одной постройке деталей двух форм (например, постройка из кубиков и кирпичиков – стул, стол, машинка и т.д.)
  • Этап 3. Использование в постройках деталей разных форм – не только уже знакомых малышу кубиков и кирпичиков, но и «крыш» (призм), «столбиков» (цилиндров), пластин. На этом этапе в одной постройке ребенка встречаются детали трех форм (кубики, кирпичики и еще одна новая форма).
  • Этап 4. Конструирование построек с использованием перекрытий (ворота, арки, мосты). Например, можно построить мост из кубиков и пластины, а вверху его украсить призмами — «крышами».
  • Этап 5. Сюжетные композиции с разными постройками из множества деталей.

А сейчас давайте остановимся подробнее на играх и занятиях с конструкторам на разных возрастных этапах развития малыша раннего возраста.  В каждом разделе по каждому возрасту Вы найдете:

  • краткое описание особенностей конструирования с малышом этого возраста,
  • основные задачи ознакомления ребенка  с цветом, формой, величиной предметов на примере конструирования в данном возрастном этапе,
  • игры с конструктором и примеры построек.

Раздел 4. Как играют с конструктором дети  от 1 года до 1 года 6 месяцев

Особенности игр с конструктором в этом возрасте

Почему дети от 1 года до 1 года 6  месяцев часто ломают игрушки? Почему они то строят,  то разрушают постройки, разделяют и снова соединяют части конструктора, вкладывают и вновь вынимают из коробки и готовы повторять это бесконечно?

В этом возрасте любой малыш – исследователь мира. Он познает физические свойства предметов, которые его окружают. Именно поэтому дети в этом возрасте очень любят собирать и разбирать игрушки. Именно в таких, на первый взгляд, бессмысленных играх есть очень глубокий смысл для развития  ребенка. В них развивается сенсомоторный интеллект малыша, наглядно – действенное мышление, умение устанавливать внутренние связи между предметами. Это не шалости, не недостаток внимательности, а это очень нужный маленькому человечку опыт —  серьезное знакомство с миром вокруг него. Дайте ему возможность это сделать! Дайте возможность построить башню и ее разрушить, снова построить и снова разрушить — это для малыша процесс познания мира. Ломать башню — это первый этап игр с конструктором, который проходят все дети и которого не избежать :).

Знакомство с деталями конструктора, цветом, формой, величиной

 Уже  возрасте до полутора лет мы начинаем правильно называть ребенку детали конструктора. В результате малыш может отличить кубик от шарика или кубик от кирпичика. Он может подать такой же предмет взрослому («Дай такой же!»), найдя  деталь среди 3-4 вариантов.

Например:

  • Малыш может дать маме желтый кирпичик (мама держит в руках кирпичик и просит найти такой же), отобрав его из кирпичиков трех разных цветов.
  • Ребенок может подать  маме большой кубик (такой же, какой держит в руках его мама), отобрав его из трех других разных деталей конструктора. Он отличает большие кубики от маленьких.

Играем с конструктором

Малыш  еще не может строить из конструктора сам, но использует кубики из строителя в играх с мамой – например, перевозит их в кузове игрушечной машины. Или укладывает спать куколку на кроватку, которую построила для нее мама из деталей строителя.

Также малыш может использовать в играх детали строительного набора в качестве предметов- заместителей. Например, вместо мыла он может помыть куклу кирпичиком из строительного набора, если мама научит его пользоваться предметами – заместителями в игре. А узкий длинный столбик – «палочка» —  может служить в игре чем угодно в зависимости от его длины – от градусника, который поставим мишке до ложки или расчески для причесывания куклы.

Мама может показать ребенку, как строить самые простые постройки — башенку из одинаковых кубиков или поезд из кубиков (каждый кубик — это один вагончик поезда, чух-чух — чух, поехал поезд!), дорожки из кирпичиков, или столик (на кубик сверху кладем кирпичик).

Раздел 5. Конструирование для малышей от полутора до 2 лет

Знакомство с деталями конструктора и их названиями, цветом, формой, величиной

В этом возрасте происходят большие изменения в умственном развитии малыша. В результате если раньше он мог выполнить лишь просьбу «дай такой же, как у меня», то к  1 году 9 месяцам — 2 годам он может выполнить более сложную просьбу «Дай такой же кирпичик, но красный», т.е. может выделить одновременно 2 признака предмета. Это приходит не сразу, а постепенно, в результате знакомства малыша с формой деталей, их цветом и размером.

Мы можем предлагать малышу такие задания с деталями конструктора, как «Найди синие кирпичики. Где большой кирпичик? Где маленький кирпичик (называем размер и форму — 2 признака одновременно)?», «Найди желтые  шляпки – большие и маленькие» (называются одновременно форма детали, ее цвет и размер).

Малыш уже хорошо различает размер деталей и поэтому мы можем учить его сравнивать и находить три детали одинаковой формы, но разного размера:  «большой кубик» — «поменьше»- «маленький кубик».

По нашей просьбе малыш даст большой кубик – большой игрушке, а маленький – маленькой игрушке.

Из 3-4 деталей разной формы малыш выберет и даст по просьбе взрослого кубик, крышу, столбик, кирпичик: «Дай крышу. Где у нас кирпичик – дай, пожалуйста»

Разумеется, это возможно только если взрослый называет эти детали во время игр с конструктором и знакомит малыша с ними.

Играем с конструктором

Очень часто малыши от полутора до двух лет повторяют одно и то же действие много раз подряд. Они наслаждаются им, словно убеждают сами себя: «Я это уже умею!». Ведь главное для ребенка – не результат, а процесс, если он его повторяет – значит, он получает от этого большое удовольствие! Не мешайте малышу, пусть он повторяет, это очень нужно ему для развития. Придет время – и он сам перейдет от старого, усвоенного, к новому.

В этом возрасте малыш еще сам не сможет сделать постройки. Поэтому не малыш, а взрослый начинает игру с конструктором и ведет ее. В этом возрасте за один раз мы строим одну постройку. Например, только домик. Или только скамеечку.

Мама разыгрывает игровой сюжет с игрушками – например, строит из кирпичиков дорожку для матрешки, по которой матрешка побежит в свой домик: топ-топ-топ, топ-топ-топ. Малыш присоединяется к строительству, повторяет за мамой ее действия — помогает строить дорожку для матрешки, подражает маме. Вот дорожка и готова. Малыш может взять матрешку  в руки и показать, как она идет по дорожке.

Приведу пример одной из первых игр с конструктором для детей второго года жизни. Автор – С. Л. Новоселова.

Вам понадобятся для игры: фигурка «курочка», фигурка «цыплята» (или один игрушечный цыпленок, соразмерный кубикам и курочке), 8 одинаковых кубиков.

Полезный совет: Очень важно, чтобы кубики, которые мы дадим ребенку для этой игры, были ему хорошо знакомы. Иначе он будет их обследовать, а не слушать историю,  и строить башню для цыпленка не станет.

Ход игровой ситуации:

— Взрослый  показывает детям игрушку – курочку. И разыгрывает сценку. Курочка потеряла цыпляток, никак не может их найти.

— Взрослый предлагает ребенку помочь курочке и строит башенку из 4 кубиков, ставя их один на другой. Курочка взлетает на построенную башенку  видит с нее своих цыплят, очень радуется: «Нашлись цыплята!» (взрослый незаметно для ребенка ставит на стол фигурку цыплят).

— Курочка прыгает с башенки и бежит к цыплятам (убираем фигурку курицы незаметно для ребенка к себе в карман,  башенка остается на столе).

— А где же курочка? Цыплята встревожены, не видят ее, опять потерялись! Пишат «пи-пи-пи», ищут маму. Нужно построить им башенки, пусть они на них взлетят и увидят маму.

— Ребенку дается 4 кубика. Ребенок строит башенку, цыплята  взлетают на нее и видят маму! Как они радуются! (достаем фигурку курочки). А вот и курочка! Нашли цыплята свою маму!

В следующие разы для закрепления можно повторить строительство башенки, о обязательно с другим сюжетом. Для нас это будет повторение, а для ребенка – совсем новая история!

 Какие постройки можно строить с малышом от полутора до двух лет

К двум годам малыш уже сможет построить известные ему простые постройки сам.

Варианты построек: дорожка, скамеечка, лесенка из 6 кубиков (первая ступенька — один кубик, вторая ступенька — два кубика и третья ступенька — три кубика), заборчик, ворота, горка, башня и другие самые простые и очень быстро реализуемые постройки из  деталей двух форм (кубики и кирпичики).

Например:

  • башенка (ставим кубик на кубик,
  • домик (призма – «крыша»  ставится на кубик),
  • машина (кубик и кирпичик ставим на пластину),
  • дорожка из кирпичиков
  • стол (кладем кирпичик плашмя на кубик),
  • стул (приставляем к кубику сзади кирпичик – «спинку стула»),
  • скамеечка (располагаем планку или кирпичик на двух кубиках),
  • ворота (ставим кирпичики вертикально и располагаем на них планку).

Раздел 6. Конструирование для малышей от 2 до 3 лет

Знакомство с деталями конструктора и их названиями, цветом, формой, величиной

К 2 годам у ребенка интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Именно поэтому малыши в этом возрасте уже могут играть более сосредоточенно, меньше отвлекаются,  действуют более целенаправленно, лучше отличает форму, размер и цвет предметов.

Ребенок может выбрать из коробки с деталями конструктора только столбики или только кубики, т.е. детали одной формы, но при этом это будут кубики разных размеров и цветов.

Ребенок свободно ориентируется в деталях конструктора и хорошо знает их названия, не путает их (если его знакомили с их названиями до этого,  на втором году жизни малыша).

Если с ребенком занимаются, то малыш к 2, 5 годам понимает просьбу «Дай такого же цвета» и хорошо различает желтый, красный, синий и зеленый цвета. А к 3 годам отличает и некоторые другие цвета – оранжевый, фиолетовый, голубой и может правильно называть все семь цветов радуги. А также отличает оттенки цветов: «Где темно-зеленый кубик? А где светло-зеленый?» Также ребенок различает цвета ахроматические: белый, серый, черный.

К 3 годам малыш уже и сам может назвать 2-3 признака детали из конструктора: «Желтый большой кубик» или « маленький кирпичик».

На третьем году жизни можно ввести новое задание — начинать использовать цветные кубики для выкладывания из них разноцветных узоров (по принципу мозаики) и разноцветных дорожек с чередованием цвета (например, в дорожке чередуются желтые и красные кирпичики чтобы получился узор).

 Играем с конструктором

Для игры с малышом 2 лет мы берем не весь набор деталей конструктора, а 10-12 штук деталей разной формы и размера, уже знакомых ребенку.

К набору конструктора обязательно добавьте коробочку с мелкими игрушками соразмерными деталям конструктора. Это игрушки, с которыми малыш вместе с Вами будет обыгрывать постройку. Например, он сможет посадить игрушечного петушка на только что построенный заборчик, спасая его от лисы. Или малыш поможет игрушечной кошке взобраться на лесенку из кирпичиков. Или  поселит зайчика в построенном для него домике.  Это могут быть мелкие фигурки сказочных персонажей, зверушек, матрешки, фигурки семьи.

В эту коробочку мы положим и природный материал: шишки, желуди, палочки, которые могут понадобиться ребенку в игре с конструктором и которые могут стать предметами – заместителями. Например, можно сделать человечка из шишки, а крышечки желудей использовать как мисочки для еды в обыгрывании сюжетов.

Можно распечатать на картоне картинки героев сказок, поставить их на подставки  и использовать для разыгрывания сюжетов. Или использовать соразмерные деталям конструктора фигурки для настольного театра.

Ребенок двух лет  не может строить ради обучения чему-то, ему обязательно нужен игровой сюжет. Он должен видеть игрушку, для которой он строит и понимать, зачем этой игрушке понадобилась его постройка.

Например, мама разыгрывает сценку. В гости к ребенку приходит маленькая матрешка, у нее новоселье и нужно помочь ей обустроить комнату. Матрешке очень нужны стол и стульчик, потому что она любит пить чай со своими подружками.  Мама с ребенком строят стол из кубиков, а затем стульчики ( к кубику сзади приставляется кирпичик так, чтобы он стоял вертикально как спинка стула). Постройки готовы! И началось главное для ребенка – их обыгрывание. Матрешка принимает гостей, усаживает их за стол, угощает, все пьют чай из игрушечных чашек. Гости вместе с ребенком играют или танцуют и разыгрывание сценки на этом заканчивается.

Можно варьировать в дальнейшем эту сценку по-разному. Например, матрешки устали и решили полежать. А кроваток –то нет! Давай их построим. Каждой матрешке строим свою кроватку.

Возможен и другой вариант: матрешки после чаепития решили пойти погулять, и тогда мы построим для них вместе с ребенком парк, сделаем в нем длинную дорожку для прогулок и смастерим скамеечки из кирпичиков, положенных на кубики.

А может быть, в следующий раз мы построим не стол и стулья, а длинный диванчик, на который наши матрешки- подружки сядут и будут беседовать друг с другом.

Если ребенок допустил ошибку, то исправляется она тоже в игровой форме. Например, ребенок строил ворота, но они получились слишком узкие, и игрушечная машинка в них проехать не может. Как быть? Игрушка — водитель игрушечной машинки говорит малышу о том, что не может проехать в построенные ребенком ворота. Слишком узкие ворота получились! Как же исправить? Малыш должен догадаться, как сделать ворота более широкими. Машина через них проедет, и водитель обязательно его поблагодарит за помощь. Если же малыш расстроился из-за неудачи и никак не может найти решения задачи, то ему помогает взрослый и подсказывает выход из ситуации,  достраивает постройку вместе с малышом чтобы обеспечить ребенку успех. Машина проезжает через ворота, и малыш доволен.

Какие постройки можно строить из конструктора с малышом в возрасте от 2 до 3 лет

В основе всех построек малыша —  сюжеты из повседневной жизни ребенка и знакомых ему простых сказок.

Например:

  • домик с заборчиком,
  • качели, песочница во дворе,
  • дорожка в парке со скамеечками,
  • комната для матрешки (диванчик, кроватка, стол, стульчик),
  • дорога для машин и ворота,
  • паровоз с вагонами,
  • мостик через речку.

В этих постройках используются детали 3- 4 форм. Например, мостик можно сделать из пластины, которая положена на кубики. А сверху мы украшаем наш мост двумя призмами – «крышами».

Малыш с удовольствием построит и дом для трех медведей из известной ему сказки по их просьбе, сделает из кирпичиков и кубиков большой стул для Михаила Потаповича, стул поменьше для Настасьи Петровны и маленький стульчик для Мишутки.

Конструирование  — очень полезное для малышей занятие. Надеюсь, что полезные советы из этой статьи, помогут Вам начать строить с детьми из обыкновенного деревянного конструктора и получать от этого удовольствие и радость, помогая малышу познавать такой интересный мир вокруг нас!

Желаем Вам интересных построек! Более подробно система игр с конструктором для детей от 1 года до 3 лет дана в  курсе — путеводителе по развитию малышей  в раннем детстве «Учусь говорить: развитие мышления и речи детей от 10 месяцев до 3 лет».

Еще интересные и полезные статьи о развитии детей  в раннем возрасте:

— Рисование с малышами: советы специалиста. Основные этапы, система игровых заданий и занятий, идеи и темы, правила рисования с детьми от 1 года до 3 лет.
— Лепка для малышей: основные приемы, система игровых занятий с детьми от 1 года до 3 лет.
Пирамидки для детей: какие бывают, как выбирать и как играть.

Занятия с матрешками для самых маленьких. Знакомство с величиной предметов, как научить ребенка собирать матрешку, развивающие игры  с матрешками.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о