Консультации для родителей учителя дефектолога в детском саду – Консультации учителя-дефектолога для родителей. | Социальная сеть работников образования

Консультация на тему: Темы консультаций дефектолога для педагогов и родителей

Дата проведения

Для педагогов

Для родителей

Сентябрь

Особенности интеллектуального развития у детей с ОВЗ

Особенности протекания адаптации к условиям школьной среды

(1 класс)

Октябрь

Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей

Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка с нарушением коммуникативных навыков

Ноябрь

Дети с расстройствами аутистического спектра. Особенности восприятия.

Особенности поведения детей с расстройствами аутистического спектра

Декабрь

Нетрадиционные методы работы с детьми ОВЗ

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Январь

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

Арт-терапия – новый подход в развитии детей с ОВЗ

Февраль

Что такое познавательная деятельность или почему ребёнок долго думает

Особенности мышления детей с ОВЗ

Март

Формирование и развитие элементов логического мышления у детей с ОВЗ  посредством дидактических игр и упражнений

Игры для развития тактильного восприятия у детей с ОВЗ

Апрель

Использование форм речевого развития и технологии

«Развитие речевого дыхания» в работе учителя

Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов

Май

Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Использование песочной терапии в развитии ребенка

nsportal.ru

Консультации дефектолога — Детский Сад № 6 «Снегирёк» город Чебаркуль

Зачем
учить стихи?

Давайте сначала
выясним, какую пользу приносит малышу разучивание стихов.

1.    Развивается память.

2. Развивается
мозг. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.

3. Увеличивается
активный словарь детей.

Существует два
вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь.

Пассивный словарь
– это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.

Активный словарь –
это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи.

Малыш может
правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.

4. Формируется
чувство языка.

Ребёнок запоминает
фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать
словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.

5. Развивается
фонематический слух.

Фонематический
слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему
слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.

 

Заучивание стихов
в детском возрасте является важным не только обучающим, но и  воспитательным моментом. Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так как ее монотонность может
утомлять. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. В отличие от прозы стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании. Запоминание стихов дается
малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо
воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова. Их стихи учат добру и любви. Для
малышей подойдут коротенькие стишки, а для детей постарше – более длинные и глубокие. Лет с 3-4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Но длинные сказки нужно читать не сразу целиком за один
раз, лучше разбивать их на несколько частей. Например, читать утром и вечером. Иначе длинная сказка будет сильно утомлять ребенка. С помощью любимых стихов можно легко привлечь внимание ребенка.
Попробуйте несколько дней подряд читать малышу одно стихотворение. Благодаря этому ребенок быстро запомнит текст. А потом, когда он начнет капризничать, просто прочитайте ему стихотворение. Вы
сможете его отвлечь и увидите, что он заулыбается и начнет повторять знакомые строки, забыв о беспокойстве.  Когда вы читаете ребенку стихи нужно обязательно делать это увлеченно, чтобы
максимально заинтересовать его. Поэтому, если вы устали или не в настроении, лучше перенесите чтение на потом.

 

Когда
начинать учить с малышом стихи? 

Оказывается, свои
первые стихи малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы поете ему колыбельную, говорите приговорки:   «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели…»
Наверное, многие помнят такие приговорки, которые им говорили родители и бабушки.  Это и есть начало заучивания стихов. И чем больше будет таких приговорок, потешек в вашем общении с
малышом, тем легче он будет заучивать стихи.

Даже годовалый
ребенок любит рассматривать книжки и слушать стихи. Причем, малыши больше любят слушать стихи, чем прозу. Вот и рассматривайте картинки в книжках, а попутно читайте или декламируйте стихи.
Конечно, очень небольшие по объему, 2-4 строчки для малыша достаточно. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение,
повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда малыш в настроении.  Чем раньше вы начнете учить стихи, тем легче ему будет в будущем
запоминать различные формулы на уроках.

 

Помните, как нас
всех в детстве заставляли учить стихи?

Думаю, все помнят,
как не хотелось нам запоминать поэтические строчки. Но это всё было от того, что никто и никогда не объяснял ребёнку, как быстро и правильно выучить стихотворение, какие существуют приёмы и
секреты. 

Многие молодые
мамы, вспоминая своё безрадостное мироощущение, при заучивании стихов, решают не мучить своё чадо и не заставлять учить стихи. Например, в очень многих странах нет такой тенденции, как заучивание
стихотворений наизусть, не только в детском саду, но и в школе.

 

Как
правильно учить стихи?

* Наиболее
благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим
перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть.
Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

* Для того чтобы
стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным —
размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а
это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

* Заучивать
стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

* Прежде, чем
начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти
в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После покажите
ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется
образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.  

* Мы знаем, что
одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна
абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди
каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться
несколькими методами или сочетать один с другим. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

* И еще один общий
совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку.
Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж
малыша.

 

Методы
заучивания стихов:

Визуальный
(зрительный)

Этот метод часто
путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который
появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после
предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты
будешь запоминать, а я — тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую
строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на
продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное — принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время
опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный

Опять же, после
проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы
как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за
спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания
опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или
нанизывать пирамидку, бусы, т.е. сопровождать чтение какими-либо ритмичными движениями.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите
ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас.
Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух
предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким
ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение
целиком.

ds6-chebarkul.jimdo.com

СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА. Методический кабинет. ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка №97 г. Гродно»

Пальчиковые игры

.doc

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/картотека_пальчиковых_игр_по_лексическим_темам.doc

Советы логопеда

.docx

1,2 МБ

|
Загружен 4 мая 2016 в 14:05

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/Советы_логопеда.docx

Подборка игр и игрушек для развития мелкой моторики из подручных материалов

.docx

Подборка игр и игрушек для развития мелкой моторики из подручных материалов
Развитие мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста играет огромную роль в развитии речи ребенка. В настоящее время ассортимент магазинов позволяет приобрести самые разнообразные игры и пособия для развития мелкой моторики. Но совсем необязательно тратить баснословную сумму на покупку этих товаров, ведь без особого труда можно пособия сделать самому, используя при этом самые обычные материалы, которые легко можно найти дома. Они не требуют денежных затрат, а по эффекту ничем не отличаются от покупных игр.
Пластилиновые планшетки
Для того чтобы изготовить такую планшетку, понадобиться картон, пластилин и стека. На картон любого размера кладется кусочек пластилина и тщательно размазывается по поверхности. В результате должна получиться так называемая «пластилиновая планшетка». При помощи стеки на ней можно рисовать самые разнообразные картинки: машинки, солнышки, человечков. Затем попросить ребенка помочь «расколдовать» картинку, выкладывая по контуру фасоль, горох, бобы. При выборе природного материала для выкладывания, стоит учитывать возраст и возможности ребенка. Для маленьких деток со слабыми ручками лучше выбирать материал крупнее: фасоль, бобы. Для старших дошкольников можно усложнить задачу, предлагая для выкладывания горох.
Природный материал
Можно обойтись и без пластилиновых планшеток. Горох, фасоль, бобы, скорлупки от грецких орехов, желуди и даже шишки прекрасно подойдут для игр. Кроме того, что изготавливая различные поделки из природного материала, мы стимулируем творческий потенциал ребенка, поднимаем ему настроение, активно развивается и речь. Можно просто выкладывать контуры предметов на столе. Такие игры очень нравятся детям, не требуют денежных затрат и активно развивают ребенка.
Шнуровки и бусины
Популярная игра «собери бусы» может быть выполнена самостоятельно. Для этого потребуются шнурки или веревочки, а также старые фломастеры или бусины. Фломастеры нужно нарезать кусочками, предварительно достав содержимое. Предлагать ребенку нанизывать на шнурки детали фломастеров или бус.
Пазлы или складанки
Совсем необязательно приобретать огромную кучу пазлов или складанок. Ведь их легко изготовить самостоятельно. Для этого нужно выбрать любую понравившуюся картинку из старой книги или раскраски, наклеить ее на картон и разрезать по разным направлениям. Для деток помладше стоит разрезать простыми фигурами и картинки лучше подбирать крупнее и без лишних деталей. А вот старшим дошкольникам можно усложнить задание, подобрав картинку сложнее и вырезав ее по различным направлениям. Кроме моторики такие задания развивают мышление.
Карандаши
Игры с карандашами любят все дети. Ничего сложного для этого не требуется. Нужны только разноцветные карандаши. Их можно катать по столу, по телу, между ладошками.
Счетные палочки
Самые обыкновенные счетные палочки дадут прекрасную возможность развивать моторику в играх. Ведь из этого материала можно выкладывать домики, солнышки, цветы, мороженое и многое другое.
Раскраски и штриховки
В настоящее время раскраски и штриховки покупать совсем необязательно. Их легко можно распечатать на любом принтере. Кроме того, что детям нравиться рисовать, раскрашивать, это прекрасное средство для развития не только речи, но и эстетического вкуса, привитие усидчивости и аккуратности.

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/Игры_для_моторики.docx

Стишки

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/_Br1hs9ZRa8.jpg

стишки

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/2h58xfMnKNg.jpg

Стишки

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/bc9MWU8jvoY.jpg

Стишки

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/Iaw2KRq5VDo.jpg

Стишки

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/JOIBXMuKRpQ.jpg

Стишки

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/kb8U6oMKxgU.jpg

Стишки

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/NioRFt0y6sc.jpg

Стишки

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/Ofq_LXKEWMM.jpg

Стишки

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/pldRKbTP7Zo.jpg

Стишки

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/T7WekfgTHJU.jpg

Стишки

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/zE6u2XKmIVY.jpg

Стишки

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/ZV4h2o3TbDI.jpg

игры

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/2HqlVp4HgDM.jpg

игры

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/a2HlfrBlHu0.jpg

игры

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/Bj8NbTNF2oo.jpg

игры

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/blY8HNUXgH8.jpg

игры

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/jiMf-9kJJEU.jpg

игры

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/snmvBgSFkW4.jpg

игры

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/wOtIv8A3iDI.jpg

игры

.jpg

URL-адрес файла: https://content.schools.by/ddu97grodno/library/YGKk5G7Su00.jpg

ddu97grodno.schools.by

Консультации учителя-дефектолога | МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 76»

2016-2017 учебный год

22.03.17г. Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает.

 

29.10.11г. Задержка психического развития. Что это?

Подготовила учитель-дефектолог Лазарева С.А.

Период раннего детства проходит достаточно быстро: казалось бы, ребенка только принесли из роддома, а он уже умеет засыпать и просыпаться, кушать, плакать… Через несколько дней — он уже следит за передвигающимися предметами, реагирует на голод и холод, улыбается… вот уже самостоятельно сидит… стоит… пошел… Читать полностью

23.12.11г. Развитие речи и математических способностей детей с ЗПР.

 Подготовила учитель-логопед Долгова Н.В.

Многим детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения, недо­статки фонематического восприятия. Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей… Читать полностью

31.03.12г. Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии.

Подготовила учитель-дефектолог Лазарева С.А.

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатологом. Родители часто заблуждаются, полагая, что только медикаментозное лечение может ликвидировать отставание в развитии у ребенка. Читать полностью

30.04.12г. Как преодолеть ЗПР?

Подготовила учитель-дефектолог Лазарева С.А.

   Задержка психического развития (ЗПР) у детей является следствием многих негативных факторов, в том числе и тех, про которые уже успели забыть. Это и сложная беременность у мамы (могли быть различные заболевания, например гипертония, сердечно-сосудистая недостаточность, нефропатия, инфекции и др.), осложнения в родах, болезни ребенка до трех лет, частые простуды, хронические заболевания… Читать полностью  

26.08.12г. Игры для развития тактильного восприятия 

       Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития…Читать полностью   

30.11.12г. Что значит чтение для ребенка

В наше время, когда телевизоры с самого раннего возраста и без всяких затруднений отрывают детей от книг, вероятно, не стоит медлить с чтением для ребенка. Читать полностью  

30.01.13г. Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста. 

         С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Читать полностью

 

24.03.13г. Веселые пальчиковые игры 
    Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.   Читать полностью

29.10.13г. Развитие памяти дошкольников

Подготовила учитель-дефектолог Серикова Э.В.
  Разучивание  наизусть стихов или песен, запоминание цепочек никак не связан ных друг с другом слов, вспоминание  просмотренных ранее картинок помогают развитию механической памяти.  И  малыш блистает на утренниках в детском садике, без особого труда справляется с програм мой начальных классов, но уже в средней школе, одной лишь механической памяти становится недостаточно. Читать полность

23.02.14г. Строительные игры в детском саду. Консультация для воспитателей.

 Подготовила учитель-дефектолог Серикова Э.В. Читать полностью 

 

 

 

ds76.centerstart.ru

Темы консультаций дефектолога для педагогов и родителей на учебный год

Для родителей

Сентябрь

Особенности интеллектуального развития у детей с ОВЗ

Особенности протекания адаптации к условиям школьной среды

(1 класс)

Октябрь

Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей

Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка с нарушением коммуникативных навыков

Ноябрь

Дети с расстройствами аутистического спектра. Особенности восприятия.

Особенности поведения детей с расстройствами аутистического спектра

Декабрь

Нетрадиционные методы работы с детьми ОВЗ

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Январь

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

Арт-терапия – новый подход в развитии детей с ОВЗ

Февраль

Что такое познавательная деятельность или почему ребёнок долго думает

Особенности мышления детей с ОВЗ

Март

Формирование и развитие элементов логического мышления у детей с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений

Игры для развития тактильного восприятия у детей с ОВЗ

Апрель

Использование форм речевого развития и технологии

«Развитие речевого дыхания» в работе учителя

Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов

Май

Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Использование песочной терапии в развитии ребенка

infourok.ru

Консультация по теме: консультации учителя-дефектолога

Консультация дефектолога

Интеллектуальное развитие ребенка – это не просто процесс обучения его чтению, письму или счету. Основной целью взрослого в развитии интеллекта дошкольника является развитие основных психических процессов, которые станут основой хорошей успеваемости и быстрой обучаемости. Ниже приведены игры и задания, направленные на развитие тех или иных психических процессов. Их можно использовать во взаимодействии с ребенком, а можно на их основе придумывать для детей все новые и новые игры, которые не просто развлекут дошкольника, но поспособствуют его всестороннему развитию.

ВНИМАНИЕ

Уровень успеваемости ребенка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное (возникает само собой, без усилия воли, характерно для маленьких детей, которые запоминают то, что ярко, эмоционально), произвольное (требует от человека волевых усилий, необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо, возникает с возрастом, в процессе игры, обучения, общения с взрослыми), после произвольное (когда возникает интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение).

Игры, направленные на развитие внимания

Найди одинаковые предметы. Среди 4-6 игрушек или предметов (рисунков предметов) можно предложить ребенку отыскать два одинаковых. При этом можно попросить его описать эти предметы, рассказав, почему они похожи.

Добавь слово. Взрослый называет какую-нибудь игрушку. Ребенок повторяет это слово и добавляет свое. Взрослый или другой ребенок повторяет два предыдущих и добавляет свое. И так далее. Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т. е. объем памяти. А установка, которую взрослый дает на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание детей.

Развитию внимания способствуют задания на нахождение отличий на одинаковых с первого взгляда картинках, а также прохождение ребенком различных лабиринтов.

ПАМЯТЬ

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же его поправит, напомнит предыдущую деталь. И если сначала память дошкольника носит в основном непроизвольный характер (ребенок не заботится о том, чтобы впоследствии он мог воспроизвести то, что запомнил), то уже к 5-6 годам начинает формироваться произвольная память. К тому же память становится словесно-логической, т. е. ребенок при запоминании и последующем воспроизведении информации выделяет более существенные признаки предметов. Задача взрослого ускорить развитие этих видов памяти у детей.

Игры, направленные на развитие памяти

Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствует разучивание стихов, пересказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Для развития слуховой памяти и речи детей можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки и стихотворения, которые выбираются, как правило, сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребенку, которые облегчат процесс запоминания. Зачитывая каждую строчу стихотворения, нужно попросить ребенка повторить по две строчки. Только после этого – весь стишок

***

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

***

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

Запомни картинки. Ребенку предлагают 4 — 8 картинки, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок рассматривает эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Эту игру можно организовать с несколькими детьми, или в парах, выигрывает тот из ребят, который больше запомнил предметов. Для проведения игры можно порекомендовать карточки со следующими предметами: птица, мишка, дерево, замок, кукла, карандаш, пчела, капуста, гриб, стол, книга, апельсин.

Какой игрушки не хватает? Перед ребенком на 1 минуту ставят 4-5 игрушек, затем просят ребенка отвернуться и убирают одну игрушку. Затем ребенка просят сказать, какой игрушки не хватает. Можно не убирать игрушку, а просто менять их местами.

Прогулка в картинках. Во время прогулки на улице можно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

Рисуем узоры по памяти. На листе бумаги нарисуйте не очень сложный узор. Попросите ребенка посмотреть на него 2 минуты. Затем уберите узор, и попросите ребенка воспроизвести его по памяти. Затем можно усложнить узоры.

Развитие смысловой памяти. Ребенку зачитывается небольшой рассказ, а затем просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. При воспроизведении необходимо обращать внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы.

Примерный вариант рассказа.

Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки катать на лошадке кошку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала качать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Примерные вопросы:

— Что подарила мама детям?

— Как играли дети?

— Почему они перестали играть?

— Кого позвали дети и зачем?

МЫШЛЕНИЕ

Основная форма мышления в среднем и старшем дошкольном возрасте – наглядно-образная. Но уже к трехлетнему возрасту у ребенка складывается способность к обобщению. К 4-м годам дети овладевают умением сопоставлять предметы по длине, высоте, ширине, начинают ориентироваться в пространстве и времени, различают времена года. Пятилетние дети успешно составляют из картинок группы предметов: овощи, мебель, одежду и пр. однако возможны и ошибки. Шестилетние дети уже могут считать до 10-20. У детей уже есть представление о делении на равные части, о понятиях меньше и больше, они запоминают последовательность дней недели, месяцев. Следовательно, к концу дошкольного периода уже формируются элементы логического мышления, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Игры и задания для развития логического мышления

Знакомство со свойствами предметов

Опиши предмет. Взрослый показывает ребенку какой-либо предмет или игрушку и просит описать его. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? Игра будет интересней, если ребенок придумает сказку об этом предмете или фантастическую историю, вспомнит, в какой сказке он упоминался.

Узнай предмет по описанию. Можно спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать его ребенку, его внешний вид, свойства. Если ребенок правильно называет спрятанный предмет (например, фрукт, сладость конфету, новую игрушку), то он получает его в подарок.

Кто летает? Можно играть с несколькими детьми. Взрослый – ведущий. «Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто нет. Я буду спрашивать, а ты сразу, без пауз, отвечай «Летает» – и показывай, как это делается, разведя руки в стороны, как крылья. Если я спрошу: «Поросенок летает?» – молчи и не поднимай руки. Итак, отвечай. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает? Змей летает? Вертолет летает?»

Съедобное – несъедобное. Можно играть с несколькими детьми. «Я буду называть предметы (например, яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т. д.). Если названный предмет несъедобен, то ты должен отбить мяч, а если съедобен – поймать». Если играет несколько детей, при каждом правильном ответе делается шаг вперед, при неправильном – назад. Побеждает тот ребенок, который первым дойдет до заранее обозначенной линии.

Для детей-шестилеток знакомством с признаками предметов могут стать загадки. При этом можно помогать ребенку отгадывать их, подсказывать.

1. Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет. (Кошка).

2. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. (Собака).

3. С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык. (Козел).

4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).

5. Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (Петух).

6. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Кролик).

К тому же нужно учить ребенка находить общие и различные свойства предметов, объединять предметы в группы по какому-либо основному признаку, проводить классификацию. С помощью взрослых ребенок должен познакомиться и усвоить противоположные по значению понятия, понятия «шире – уже» и «одинаковые по ширине», «короче – длиннее» и «одинаковой длины», «впереди – сзади (позади)», «справа – слева», «раньше – позже», «до – после – потом – сейчас». Знакомство с этими понятиями происходит через рассматривание картинок, обсуждение того, что на них нарисовано, сравнение предметов по заданным параметрам, проблемные ситуации (например, поиск игрушки по словесной инструкции: «повернуть направо, посмотреть влево, оглянуться назад» и т. п.), составление сказок или рассказов по картинкам, которые нужно разложить по порядку.

В любом случае, интеллектуальное развитие ребенка происходит при непосредственном участии взрослого, при этом совершенно не обязательно заниматься с ребенком целенаправленно и много, задания и упражнения можно включать в игровую деятельность, в повседневное взаимодействие с ребенком. Главное условие – игры должны носить элемент новизны и ребенку должно быть интересно.

Учитель-дефектолог: Лукина Галина Николаевна

nsportal.ru

Консультация (старшая группа) на тему: КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕКРЕТЫ ПАМЯТИ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СЕКРЕТЫ ПАМЯТИ»

Что надо знать, чтобы понимать, от чего зависит эффективность работы  памяти ребенка?

1. Информация должна быть интересной и значимой для ребенка. Все, что вызывает подлинный интерес, запоминается легко и прочно. Чем больше новые знания соприкасаются с интересами, увлечениями ребенка, тем легче ему будет их запомнить. Вы наверняка встречали ребят, которые увлекаются динозаврами и могут без труда назвать различные их виды (хотя названия некоторых из них не то что запомнить, произнести иногда затруднительно), но никак не могут запомнить авторов литературных произведений. Старайтесь искать различные пути для пробуждения интереса ребенка к изучаемой информации. Если ребенку интересно занятие, то он запомнит его содержание лучше, чем тогда, когда он слушает его для «галочки».

2. У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации. Информация может быть заучена, но если она не имеет устойчивый интерес ребенка, то она, скорее всего, очень быстро будет забыта. Важно научиться создавать дополнительную мотивацию для ребенка, которая служит стимулом к запоминанию с сохранению той или иной информации с большим желанием и продуктивностью. Для каждого ребенка мотивация разная – это зависит от его системы ценностей, его интересов и желаний. Для кого-то хорошей мотивацией может служить соревнование (например, кто быстрее запомнит правило правописания), а для кого-то – награда за выполнение задания (например, если ты быстро и точно выучишь стихотворение, то мы пойдем в парк кататься на роликах).

3. Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется запоминается легче и продуктивнее. Яркие события вспомнить легче, чем обыденные, даже если произошли совсем недавно. Постарайтесь помочь ребенку представить заучиваемую информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной, тогда он усвоит ее с большей вероятностью и меньшими усилиями.

4. Чем больше информации включено в деятельность, которую совершает ребенок, тем быстрее и прочнее она запоминается. С одной стороны, если знания включены в какую-то деятельность, которую выполняет ребенок, то они усваиваются быстрее. С другой – особенно хорошо запоминается та информация, которая используется в деятельности ребенка, то есть применяется на практике.

5. Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку. Непонятная информация не вызывает к себе интереса. А понятная, наоборот, запоминается быстрее и прочнее, так как ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями.

6. Середина материала запоминается хуже, чем начало и конец. Середина материала требует большего числа повторений, большего понимания и внимания.

7. Следует исключить запоминание одного материала сразу после запоминания другого. Если сразу после запоминания какой то информации вы попросите ребенка приступить к запоминанию другой, то последующее запоминание негативно отразится на предшествующем. Это произойдет потому, что память, занятая переработкой уже воспринятой информации, столкнется с задачей фиксации новой информации, и – как следствие – переработка информации пострадает. Поэтому при переходе от изучения одного материала к другому необходимо дать ребенку «передохнуть». За время перерыва информация сможет «улечься». Имейте в виду, что во время перерыва необходимо исключить поступление любой информации в мозг! Не стоит давать ребенку играть в компьютер, смотреть телевизор. Лучше всего использовать перерыв для насыщения мозга ребенка кислородом, можно делать дыхательную гимнастику, выйти на балкон или на улицу.

8. Необходимо научить ребенка «организовывать» заучиваемый материал. В процессе заучивания важно группировать изучаемую информацию и находить связи между элементами того, что он учит.

Чтобы что-то запомнить, недостаточно просто слова, цифры, фразы, так как это не приведет к желаемому результату. Повторение материала очень важно, но продуктивным оно может быть только при условии, что повторение проводится осознанно и осмысленно. Как говорил К.Д. Ушинский, «воспитатель», понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, а для того, чтобы укрепить здание на нем новый этаж».

Лучше всего, если при занятиях с ребенком вы будете включать уже усвоенный материал в последующую деятельность, пытаться увязать новые знания с теми, которыми ребенок уже овладел. Ведь новые знания чаще всего в чем-то «повторяют» старые, и, таким образом, в голове выстаивается некая связь одного с другим и повторяют ориентиры, которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти необходимую информацию.

9. Память нужно «кормить» полезной пищей. Во-первых, надо стараться кормить ребенка понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пище: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высокая концентрация веществ и витаминов, которые очень полезны для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, подсолнечное, арахисовое. А вот «быстрые сахара», содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти.

Во-вторых, не стоит забывать о физической нагрузке, спорте и прогулках на свежем воздухе. Ежедневные полчаса интенсивной физической нагрузки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о