Консультативная деятельность – Консультационная деятельность

Содержание

4. Содержание справочно-консультационной деятельности специалиста

В названную форму деятельности специалиста входит прежде всего содействие следователю в решении следственно-тактических вопросов, т.е. оказание помощи в выработке следственных версий, составлении планов расследования или производства отдельных следственных действий, предварительном исследовании вещественных доказательств и т.п. В решении этих вопросов специалист может оказать следователю существенную помощь. Такая помощь специалиста, оказываемая следователю в форме консультаций по вопросам, связанным с расследованием преступления, в процессуальных документах не всегда находит свое отражение. Она может заключаться в сообщении лицу, производящему расследование, специальных сведений из области науки, техники, искусства и ремесла, необходимых при расследовании преступлений. Например, при расследовании преступлений, связанных с кражами произведений искусства, специалист-художник может проконсультировать следователя о том, кисти какого художника принадлежит данное творение, в каких музеях мира хранятся другие его картины, какова оценочная стоимость подобных произведений и т.п.

Консультации в этих случаях не носят характера выводов о каких-либо обстоятельствах совершенного преступления. Они содержат в себе обычную научную информацию, опирающуюся на определенные источники, которые следователь может использовать при производстве конкретного следственного действия, например при допросе свидетеля по специальным вопросам, при производстве следственного эксперимента и т.д.

Консультации могут быть получены следователем у специалиста по самым разнообразным вопросам и в любой области знаний. Необходимость получения таких консультаций возникает зачастую при разработке следственных версий и составлении планов расследования, в которые могут быть включены и вопросы рационального использования научно-технических средств. Следует заметить, что план расследования является составной частью версии, подчинен ей и служит одной из гарантий ее правильной проверки. Поэтому консультация специалиста по выработке версии одновременно является и консультацией по составлению плана расследования. План расследования является планом проверки выдвинутой версии. Нередко при выдвижении версии за основу берутся данные, добытые в результате производства неотложных следственных действий с участием специалиста, а консультации по составлению плана расследования дает другой специалист.

Всем известна роль специалистов-психиатров и психологов, которые оказывали значительную помощь органам расследования в обнаружении серийных убийц-маньяков, составляя их психологические портреты, определяя психотипы и тем самым суживая круг их поиска.

Роль специалиста в выработке версий и составлении плана расследования, как свидетельствует практика, весьма важна. Имеющие место в наше время техногенные катастрофы, чрезвычайные происшествия носят иногда настолько специфический характер (происшествия на морском, воздушном, автомобильном транспорте, использование взрывных устройств), что для ориентировки в событии, правильной оценки отдельных данных, а следовательно, выработки соответствующей следственной версии без необходимой квалифицированной помощи специалиста просто не обойтись.

Часто помощь специалиста требуется, когда возбуждается уголовное дело по результатам реализации материалов оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой аппаратами ОБЭП, когда речь идет о причинении ущерба, измеряемого многомиллионными суммами, когда целые предприятия работают по изготовлению контрафактной продукции. Здесь привлекаются в качестве специалистов не только бухгалтерские работники, но и инженеры-производственники, технологи.

По делам о преступлениях, связанных с большими разрушениями, помощь специалистов широко использовалась уже давно. Так, в 1973 г. при расследовании нашумевшего в свое время уголовного дела, возбужденного прокуратурой СССР по факту взрыва двух вагонов гранулина ЛС-4 в грузовом поезде, к участию в разработке и проверке версий широко привлекались специалисты-инженеры железнодорожного транспорта. С их помощью составлялся и план расследования. Наряду с версиями об умышленном поджоге, о самовозгорании груза из-за каких-либо нарушений, допущенных при изготовлении, расфасовке и транспортировке взрывчатого вещества, специалистами была выдвинута версия о возможности загорания вследствие неисправности тормозов ходовой части вагонов. В результате проведенного расследования данная версия нашла свое подтверждение. Безусловно, построение и проверка версий входит в обязанность следователя, который может признать или не признать заслуживающей внимания консультацию специалиста, включать или не включать его соображения в план расследования. Но так или иначе вряд ли возможно обойтись без активного участия специалиста в составлении и корректировке плана расследования по авиакатастрофам, взрывам на заводах, шахтах и т.д. Так, при расследовании в прошлом веке взрыва на Минском радиозаводе для производства некоторых следственных действий составлялись специальные вопросники, которые дополнялись, корректировались в ходе их применения опять-таки с активным участием специалистов <2>.

Специалист оказывает помощь следователю в решении следственно-тактических вопросов и тогда, когда участвует в предварительном исследовании доказательств. А то, что он имеет на это право, вытекает из содержания ч. 1 ст. 58 УПК РФ, где сказано, что специалист привлекается для содействия "в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела...". Такое исследование рассматривалось ранее и рассматривается в настоящее время как исследование, которое проводится для выяснения тех или иных обстоятельств уголовного дела в оперативных целях, т.е. опять-таки для выдвижения и проверки версий на первоначальном этапе расследования <3>.

Предварительное исследование вещественных доказательств не предрешает и не может предрешать экспертного заключения. Следовательно, роль специалиста при участии в предварительном исследовании доказательств, на наш взгляд, заключается только в высказывании им своего мнения как специалиста в определенной области, к которой относятся обнаруженные предметы (художественные ценности, промышленные товары, продукты и т.д.), об их происхождении, назначении, применении, стоимости, технологии производства и т.п. Цель предварительного исследования может заключаться в сужении круга вопросов, которые в будущем могут быть поставлены на разрешение эксперта, и в конечном счете в сужении круга вопросов, которые необходимо будет исследовать в дальнейшем при расследовании преступления. Например, специалист может определить название, вид обнаруженного неизвестного вещества, что сразу же позволит следователю наметить наиболее оптимальные пути дальнейшего поиска, более полно и точно составить представление об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания по делу. В этом случае специалист помогает следователю также определить, в каком направлении и какими средствами искать другие доказательства, а следовательно, полно и всесторонне исследовать каждое из обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Действия специалиста оформлялись, как правило, справками, которые являлись приложением к протоколу либо приобщались к материалам уголовного дела. Теперь, когда заключение и показания специалиста признаны УПК РФ отдельным видом доказательств (п. 3.1 ч. 2 ст. 74, ч. ч. 3 и 4 ст. 80), отношение к консультациям специалиста должно коренным образом измениться. Встает вопрос о характере возникающих в этом случае между следователем и специалистом отношений. Являются ли они во всех случаях процессуальными или носят организационный характер? Полагаем, что эти отношения могут носить двойственный характер. Так, если специалист консультирует следователя в отношении выдвигаемых версий и эта консультация используется или учитывается следователем при составлении плана расследования, то здесь отношения между следователем и специалистом носят чисто организационный характер, так как в самих материалах уголовного дела это участие специалиста не находит своего отражения.

Если же специалист дал по требованию следователя справку или заключение по какому-либо вопросу расследования и эти документы приобщены к материалам уголовного дела, то здесь, безусловно, налицо уголовно-процессуальные отношения.

Например, специалист-садовод дал справку о виде реликтовых растений, похищенных с участка научно-исследовательского института. Консультации специалиста могут также содержаться в его показаниях, данных в соответствии с ч. 4 ст. 80 УПК РФ, поскольку содержание этих показаний - это сведения, сообщенные специалистом на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний.

Полагаем, правильный ответ на этот вопрос дает профессор Ю. Орлов, который считает, что консультация специалиста может быть облечена в какую-то письменную форму, например в виде справки, которую можно будет использовать в качестве специального документа, например при обосновании каких-либо ходатайств со стороны защиты или обвинения <4>.

Закон, как известно, не предусматривает во всех случаях требовать от специалиста заключения. Как отмечает профессор В.И. Зажицкий, при производстве по уголовным делам субъектам доказывания могут понадобиться сведения, которыми обладают специалисты в определенных областях знаний. В подобных случаях следователь сам может воспользоваться различными справочными материалами и получить необходимые сведения. Но "блуждать в безбрежном море различных знаний" ему по вполне понятным причинам не совсем удобно, поэтому он вправе обращаться к соответствующим специалистам <5>.

--------------------------------

Таким образом, процессуальное значение консультация специалиста обретает как в случае ее оформления в виде справки, так и в случае ее отражения в протоколе допроса специалиста. Именно таким образом оформленные консультации и порождают уголовно-процессуальные отношения следователя со специалистом. Устные, нигде не зарегистрированные консультации таких правоотношений не порождают. Как правило, они могут иметь место в стадии возбуждения уголовного дела, когда идет работа по раскрытию преступления по горячим следам и здесь нет времени на "оформительство", хотя сама консультация специалиста для следователя и специалиста может иметь первостепенное значение для выработки версий и определения направления поиска лиц, причастных к совершению преступления. В стадии же предварительного расследования консультация специалиста, на наш взгляд, должна обязательно оформляться либо справкой, либо ее содержание должно найти отражение в протоколе допроса специалиста.

В юридической литературе справедливо поднимается вопрос о том, как правильно процессуально оформить консультацию специалиста, которой он помогает следователю сформулировать вопросы перед экспертом. В основном авторы, уделяющие внимание этой проблеме, лишь констатируют ее наличие, не предлагая ничего конкретного для ее решения. Причем это имело место как во время действия УПК РСФСР, так и нового УПК РФ <6>.

В качестве одного из вариантов оформления такой консультации предлагается воспользоваться вызовом специалиста для допроса и зафиксировать его рекомендации по формулированию вопросов эксперту в протоколе допроса в соответствии с ч. 4 ст. 80 УПК РФ, что может иметь место в тех случаях, когда возбуждено уголовное дело <7>. И мы полагаем, что это вполне согласуется с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Нам представляется, что консультация специалиста может носить как письменный, так и устный характер. Устная консультация фактически нигде не отражается и не порождает между следователем и специалистом уголовно-процессуальных отношений. Именно такие консультации следователь получает в стадии возбуждения уголовного дела, при ознакомлении с материалами проверок и ревизий. Цель таких консультаций - помочь следователю разобраться в сущности акта ревизии или документальной проверки, чтобы принять правильное решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Зачастую в качестве специалиста здесь выступает то же лицо, которое и проводило ревизию или документальную проверку, и требовать от него еще и письменной консультации по материалам им же проведенной ревизии было бы просто нелепостью. Поэтому нам не совсем понятна позиция авторов, которые полагают, что такая практика якобы не противоречит требованиям ч. 1 ст. 58 УПК РФ, согласно которой специалист вправе разъяснять сторонам и суду вопросы, входящие в его профессиональную деятельность

Полагаем очевидным, что следователь является одним из субъектов стороны обвинения, который, как и другие участники обвинения и защиты, вправе получить у специалиста необходимые консультации.

Вопрос здесь в другом. Могут ли консультации, данные в устной форме, иметь доказательственное значение по делу? Безусловно, нет. Когда же ответы специалиста фиксируются в протоколе его допроса (ч. 4 ст. 80 УПК) или его суждения излагаются в письменном заключении (ч. 3 ст. 80 УПК), то в этом случае специалист становится субъектом доказывания, а его показания и заключение становятся самостоятельными источниками доказательств (п. 3.1 ч. 2 ст. 74 УПК).

В случаях, когда специалист по требованию следователя дает письменную консультацию в стадии возбуждения уголовного дела или предварительного расследования или письменно формулирует свое видение содержания вопросов, которые следует поставить перед экспертом, то эти документы, на наш взгляд, можно отнести к такому источнику доказательств, как "иные документы", если изложенные в них сведения могут иметь значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ (ст. 74 УПК РФ).

Изложенные положения, высказанные нами суждения относительно возможных способов получения и оформления консультаций, а также привлечения специалиста к постановке вопросов эксперту свидетельствуют о том, что законодательные новеллы относительно процессуального статуса специалиста породили немало проблем, связанных большей частью с процессуальным порядком оформления консультативно-справочной деятельности специалиста. Процессуальное значение консультации специалиста приобретают, на наш взгляд, как в случае ее оформления в виде справки, так и в случае отражения ее в протоколе допроса специалиста, что должно быть закреплено в законе.

studfiles.net

1. Подходы к определению предмета консультативной деятельности.

2. Цели и задачи консультативной деятельности.

3. Особенности консультирования как вида социальной работы. Требования к проведению консультирования.

4. Направления консультативной деятельности в социальной работе.

5. Типы взаимодействия консультанта и клиента.

6. Виды и функции консультативной деятельности.

7. Содержание консультативной работы.

8. Принципы организации социального консультирования.

9. Методика посреднической деятельности в социальном консультировании.

10. Этапы консультирования.

11. Методы консультирования.

12. Техники консультирования.

13. Модель эффективного консультанта.

14. Построение отношений консультирования.

15. Факторы, влияющие на процесс консультирования.

16. Виды обращения граждан.

17. Организация личного приема граждан.

18. Методика работы с обращениями граждан.

19. Сроки и механизмы рассмотрения заявлений граждан.

20. Планирование работы с клиентами.

21. Контроль деятельности специалиста.

22. Виды отчетов в деятельности специалиста по социальной работе.

23. Основные показатели успешной деятельности специалиста по социальной работе.

24. Система взаимоотношений «социальный работник-клиент».

25. Система взаимоотношений «социальный работник-окружение клиента».

26. Типы взаимоотношений между социальным работником и клиентом.(5вопр.)

27. Правила социально-педагогического взаимодействия.

28. Коммуникативные способности в социально-педагогическом взаимодействии.

1 Подходы к определению предмета консультативной деятельности

Конс-е как технологич. способ решения соц задач – процедура часто используемая в с.р. с целью ориентции граждан,отдельных лиц,семей,групп,путем указания на альтернативные формы оказания пом. В определении целей и обеспеч. необходимой инфо. 2 подхода:

1.Функциональный. Конс-е – метод,обеспеч. клиента практич. советами и пом.,любая форма оказания клиенту пом. в отношен. содерж процесса или стр-ру решаемой задачи, когда сам конс-т не отвечает за ее решение, но помогает тем,кто несет такую ответ-ть.

2.Профес-ный . Конс-е – осоюая проф служба,оказ.услуги гражданам и орг-ям с пом. спец. обуч., помогает выявить соц. проблемы клиента,проанализ их,дать рекомендации по их решен.

Доминирующей интенцией конс-я является выявление объекта пом.

В конс-и ведущим явл-ся диантологический принцип, т.е. акцентир. ответ-ть клиента,признается что индивид способен в соотв-щих обстоятельствах приним самост решен-я, а конс-т создает услов,кот поощряет волевое поведение клиента.

2 Цели и задачи консультативной деятельности.

Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие. Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью и развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности является основными целями любой консультативной помощи. Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития, достижения состояния совершенства.

В консульт-и внимание уделяется дост-ю состояния псих. комфорта, сост. гармонии сознания с совестью и восстановлению духовного и душевного здоровья. Конечная цель консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.

Цели псих. конс-я:

-способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;

- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

- обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений: процессе консультирования пациент может научиться принимать самостоятельные решения, распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, свойства своей личности, исследовать поле ценностей, в котором происходит принятие решений, преодолевать эмоциональные стрессы, понимать влияние установок на принятие решений и т.п.;

- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения: общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков; будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений;

- облегчить реализацию и повышение потенциала личности: в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Задачи: 1.определение показаний к способам помощи.2. оказ. Проф. Пом. В решении заявленных клиентом проблем. 3. Повыш-е общей грамотности. 4. Мобилизация скрытых ресурсов клиента, обепеч. Самостоят-е решение проблемы.5.коррекция наруш. Адаптаций и личностных дисгормоний. 6. Выявл. Осн. Направлений дальнейшего развития личности.

studfiles.net

6. Виды и функции консультативной деятельности

В рамках конс-я можно выделить виды: кон-е пожилых,инвалидов, семейное кнсультирование, консультирование по вопросам защиты населения.Кон-е инвал. И пожилых волнуют вопросы о предотавлении льгот, пообий, пенсий и т.д.

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды:

  • Индивидуальное психологическое консультирование;

  • Семейное психологическое консультирование;

  • Групповое психологическое консультирование(разновидность психологического консультирования; форма консультативного и терапевтического воздействия, противостоящая индивидуальному психологическому консультированию.

  • Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

  • Мультикультурное психологическое консультирование.( дин из видов психологического консультирования, сфокусированный на культурных аспектах осуществления психологической помощи — на том, как происходит поиск психологической помощи, как организован консультативный процесс и его результаты в различных культурах.)

виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование. Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль.

2. Личностно-ориентированное консультирование. Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование. Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Основные функций консультирования, а именно: советы, подбадривание, коммуникации, освобождение от эмоционального напряжения, прояснение мыслей и переориентация. Ф-ции:

- передача опред-ных норм,ценностей,представлений об оптимальных моделях повед-я и способов деят-ти;

- предоставление клиенту необх инфо;

- контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневн жизни клиента;

- формиров адекватных представлен о себе, своих возм-тях, ценностях и идеалов и окруж мир;

- обечен эффект и адекватн способам разрешения ценностно- нормат конфликтов.

7. Содержание консультативной работы.

В с.р. сущ-т нес-ко классифик видов конс-я:

1 по объекту воздействия : индивид,групп. Объектом соц конс-я может быть только малая соц гр.

2 по хар-ру и содержанию обсуждаемых и решаемых с клиентом проблем: мед- соц, соц-пед, соц-псих, соц-прав, управленч.

3 по целевой установке клиента:

- рефлексивное – совместное с клиентом осмысление к-л жизнен ситуац, ее анализ, поиск приоритетов.

- проектное – включ поиск и построение возможной пр-мы, преобразование сложившейся ситуации, ее гармонизац и улучшен.

- технологич – предполаг поиск оптимальной послед-ти действий для решен конкр проблемы или задачи.

- прогностич – предст собой построение идеальной модели возможного вероятного сост конкретн ситуации при сохранении или отсутствии к-л тенденции.

Конс-т выступ чел, кот способен увидеть скрытые в ситуации возм-ти развития как негат так и позитивн хар-ра.

Конс-е может быть : очным(контактным), заочным(дистактным).

Алгоритм беседы по тел:

1Знакомство

2Выслушивание

3Анализ проблемы(совместно с клиентом выдел эл-ты пробл, кот раздел на 2 гр-те, что завис от наших усилий и те, что от наших усилий не завис либо требуют много сил и времени)

4Определение целей и осознание мотивов повед клиента

5Принятие решения.

Принципы организации соц конс-я:

1 Анализ подтекста (умение читать между строк)

2 Отказа от конкр рекомендаций(исключить навязывание клиенту к-л одного способа повед и деят-ти)

3 Системности

4 Уважение личности клиента

Принципы осущ-я конс-я:

1 Компетентности и пофессионализма 2 Доверит-ти и сотрудничества 3 Конфиденциальности

4 Результативности 5 Заинтересованности 6 Ситуативного контроля 7 Органичности и естественности.

8 Не завершенности

Ведущая роль в процессе конс-я принадлежит клиенту. Задача конс-та – побудить клиента к принятию правильн и адекватн решения, не демонстрир при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.

Ф-ции соц конс-я:

- передача опред-ных норм,ценностей,представлений об оптимальных моделях повед-я и способов деят-ти;

- предоставление клиенту необх инфо;

- контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневн жизни клиента;

- формиров адекватных представлен о себе, своих возм-тях, ценностях и идеалов и окруж мир;

- обечен эффект и адекватн способам разрешения ценностно- нормат конфликтов.

Технология консультирования очень близка технолог посреднич деят-ти. С.р выступ в роли посредника между гос-вом или обществен орг-ей и клиентом. Посреднич деят-ть осущ-ся когда с.р не может предложить пути и ср-ва разрешения пробл самост-но.

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов.

1. Простейшим приемом является выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении:

их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом.

2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться.

4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте.

5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

Эти организационные приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.

studfiles.net

4 Направления консультативной деятельности в социальной работе.

В практике с.р. широко исп-ся нес-ко направлений конс-я:

1.Общее конс-е клиентов спец-ми с.р.

2.Спец. конс-е клиента по направлению соц. раб-ков,спец-ми соц служб/учрежден.

3.Обуч. конс-е спец-тов соц.служб и орг. раб-ми вышестоящих орг-ций и учр-й. Включает работу с персоналом, разъяснение сдержания законов,соц политики, пр-мм, процедур, напр. на улучшен соц обслужив населения.

4. Договорное конс-е спец-ми соц орг-ций по различн организ, эконом, профес и иным вопросам.

В рамках соц конс-я можно выделить след напр-я:

-медико-соц

-псих-пед

-соц-правов

-соц-управленч

Выдел и такое направлен- социономическое – включ в себя элементы других напр-ий соц конс-ной деят-ти.( Это напр-е можно назыв. соц-псих.) Цель – оказание пом клиенту в решен его соц проблем и в налаживании его межличн отношен с окружающими. Особ-ть – активизация резервов и внутр сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных сит-ций. Виды: конс-е инвалидов, пожилых, сем конс-е, конс- по вопр занятости нас-я.

5 Типы взаимоотношений консультанта с клиентом

С тетради ТИПЫ: сотрудничество, диалоговое взаимодействие(равенство позиций), соглашение,опека,подавление,конфронтация(открытая неприязнь),конфликт.

следующие типы отношений с клиентами:

1. Клиента просвещают — это обменные отношения. Когда какой-то продукт предлагают клиенту в обмен за плату, в этих отношениях так или иначе воспроизводится модель обмена, но не какое-то более глубокое общение. Это обмен чего-то, упакованного в товарную форму. Товарной любую форму можно признать только тогда, когда она понятна покупателю и ему (клиенту) очевидна потребительская стоимость предлагаемой услуги. В этом случае мы видим обмен услуги в товарной форме на деньги, точнее, предлагается собственно товар, а не услуга. Так работают специалисты-предметники, и это, по сути, самый простой тип отношений.

2. Клиента измеряют, диагностируют, сравнивают — диагностические отношения. Такие отношения не исчерпывают конкретные договорные отношения в заказе. Это некий уклон, который встречается в реальной практике, когда главное узнать, а не изменить. Так часто рождаются исследовательские заказы, которые могут и не превратиться в консультирование.

3. Клиента "лечат", оздоравливают — терапевтические отношения. Отношения, в которых всегда априорипредусматривается, что клиента надо обязательно провести по какому-то пути. Эти отношения, как правило, отличаются длительностью и зависимостью.

4. Клиенту покровительствуют, помогают, лоббируют его интересы, берут всю ответственность на себя — покровительствующие отношения. Этот тип отношений характерен для мощной консалтинговой фирмы, которая занимает большую нишу в финансовом, аудиторском и другом обслуживании, когда у консалтинговой компании большие связи и ее высшее руководство действительно имеет большой политический и деловой вес в данном регионе. Зависимость клиента от консультанта появляется заведомо, то есть он даже не очень свободен в выборе консультанта. Чаще всего это встречается в обособленных регионах.

5. Вместе с клиентом работают на равных везде, где это возможно, следят за его движением и пониманием, но это не значит, что с ним "нянчатся". В психологии есть близкое понятие "конгруэнтные отношения". В данном случае это равноответственные отношения. Такие отношения наиболее оптимальны из названных пяти типов. Они являются идеалом для процессного консультирования.

Конечно, они переходят друг в друга, то есть равноответственные отношения сразу появиться не могут. Им может или должен предшествовать обменный тип, когда разговор начинается с продуктного языка. В некоторых случаях отношений первого типа достаточно для проектного консультирования, в процессном (в идеале) нужен только пятый тип — равноответственные отношения”.

Обозовпозволяет выделить 5 оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:

1. по характеру запроса на психологическую помощь;( Не уверенный в себе клиент, Уверенный в себе клиент. Клиент все знающий и доверяющий только себе, Клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувствия, «отдушину»)

2. по особенностям восприятия психических явлений;(Рационалистичный,прагматически ориентированный клиен:, Интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент)

3. по способу работы со своими проблемами;( Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Клиент, который в ситуации затруднения стремится создавать многообразные субъективно-личностные версии, призванные сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей

4. в зависимости от пола клиента;

5. в зависимости от особенностей телосложения клиента

studfiles.net

Тема 7. Содержание консультативной и просветительской деятельности школьного психолога

Вопрос 1. Консультирование и просвещение школьников

.Психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.

.Его эффективность определяется тем, насколько предлагаемое знание в данный момент значимо, актуально для отдельного ученика или ученической группы и насколько привлекательна или привычна для них выбранная психологом форма передачи знаний.

Консультирование школьников — еще один важный вид практической работы, ориентированный на подростков и старшеклассников. Консультирование может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми.

В рамках консультирования могут быть решены следующие задачи:

• оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии

• обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития

• оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания

-Консультирование организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны школьника.

-В школьной практике бывают ситуации, когда психолог предпринимает определенные шаги, не дожидаясь добровольного обращения к нему подростка или старшеклассника. Это часто провоцирует негативную реакцию школьника и требует от психолога высоко профессиональных действий, направленных на привлечение ученика к диалогу и процессу решения проблем.

2 Вопрос. Психологическое консультирование и просвещение педагогов

От консультации с психологом учитель, воспитатель ждут готовых рецептов, советов, четких и ясных объяснений, как же поступить в той или иной педагогической ситуации. Лучше предлагать педагогам... ситуация равноправного сотрудничества в поиске путей и методов решения тех или иных проблем, достижения конкретных целей.

Психолого-педагогическое консультирование основано на следующих принципах:

•равноправное взаимодействие психолога и педагога

• формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем

• принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения

• распределение профессиональных функций между педагогом и психологом

-Практически все его виды и формы консультирования педагогов укладываются в рамки тех параметров, которые заложены в психолого-педагогический статус школьника.

Можно выделить три основных ситуации консультативной работы психолога и педагога. Они различаются содержанием предполагаемой деятельности педагога, разворачиваемой по итогам консультации.

Первая консультативная ситуация

Первая ситуация возникает при необходимости донести до педагога или воспитателя определенную информацию о ребенке, которая должна быть учтена в процессе обучения и общения. Скажем, у школьника в связи с серьезными семейными проблемами (развод родителей, смерть или болезнь близких и др.) возникли определенные эмоциональные расстройства. Психолог в работе с педагогами должен сосредоточится не на обсуждении семейной ситуации (многие подробности могут быть вообще опущены), а на тех сложностях, которые возникают у ребенка в обучении и общении. И, соответственно, на способах поведения педагога в этой ситуации.

Психолог здесь выступает в роли советчика, «умного и знающего» специалиста. Консультирование такого типа обеспечивает понимание педагогом проблемы ребенка, создает щадящие условия на период психологической коррекционной и поддерживающей психологической работы со школьником.

Вторая консультативная ситуация

Вторая ситуация консультирования связана с необходимостью перестройки самого содержания или стиля преподавания в процессе сопровождения конкретного ребенка или класса, целой ученической параллели. Такое консультирование целесообразно организовывать по результатам проведения диагностического минимума и углубленной диагностики школьников определенной параллели в трех основных направлениях:

1 направление. Разработка стратегии педагогической помощи школьникам, испытывающим определенные проблемы обучения, поведения и психологического самочувствия.

.Проведенная диагностика позволяет выявить те параметры психолого-педагогического статуса, содержание которых не соответствует системе требований.

.В процессе консультации педагог совместно с психологом может разработать программу педагогических шагов, направленных на решение выявленных проблем, приведение содержания статуса в соответствие с психолого-педагогическими требованиями.

Создание такой программы потребует от учителя понимания педагогической сути трудностей ребенка, нахождения соответствующих профессиональных средств, которые позволили бы эти трудности решить или по меньшей мере уменьшить (если в основе проблем ребенка лежит серьезная не педагогическая причина). Педагогу нужно будет поставить перед собой конкретные педагогические задачи, наметить сроки их решения, проанализировать и осмыслить результаты.

Итоги проведенной консультации могут быть зафиксированы педагогом в следующей форме:

1. Фамилия и имя ученика

2. Педагогическая суть трудностей

3. Направления и формы оказания помощи

Предполагаемое направление работы с учеником (в рамках параметров статуса)

Педагогическое содержание работы

Описание результатов

4. Общая оценка эффективности оказанной помощи

5. Педагогическая суть изменений в обучении или поведении ребенка

6. Возможные усовершенствования программы педагогической помощи

-Во втором пункте — «Педагогическая суть трудностей» — педагог фиксирует те трудности и проблемы ребенка, с которыми он предполагает работать.

.Эти трудности могут быть замечены им самим, могут быть диагностированы психологом.

.В любом случае эти трудности формулируются в педагогической системе понятий. Например,если в психологическом обследовании ребенка зафиксированы серьезные эмоциональные проблемы, то для педагога они могут выступать в таких формах, как боязнь отвечать у доски, низкое качество устных ответов по сравнению с письменными, частые эмоциональные срывы в момент критики на уроке и т. д.

-В третьем пункте — «Направления и формы оказания помощи» — педагогом обозначаются те конкретные компоненты статуса школьника, в содержании которых им выделены определенные педагогические проблемы и описываются предполагаемые формы и методы помощи.

Например, по отношению к ребенку с хронической школьной неуспешностью эта программа может принять следующий общий вид:

1. Снижение требований к уровню знаний ученика на период проведения коррекционных мероприятий. Оставлены следующие требования: (перечисление), снижены следующие требования: (перечисление).

2. Организация дополнительных занятий (частота и примерное количество встреч). Цель занятий: (перечисляются темы, навыки и умения, с которыми предполагается работать).

3. В период коррекционной работы опрос проводится в письменной форме либо после урока.

4. В качестве позитивного итога проведенной работы рассматриваются: (перечисление реальных предполагаемых достижений ребенка).

-В четвертом и пятом пунктах — «Общая оценка эффективности оказанной помощи» и «Педагогическая суть изменений...» — отмечаются итоги коррекционной работы с точки зрения достижения предполагаемых результатов и описывается феномен педагогического развития ребенка на момент завершения работы по программе.

-Пятый пункт позволяет не только оценить успешность работы, но и определиться в необходимости продолжения работы по данной или усовершенствованной программе. Если такая необходимость существует и в программу вносятся изменения, это фиксируется в шестом пункте («Возможные усовершенствования программы оказания помощи»).

2 направление. Педагогический анализ содержания учебного предмета с учетом особенностей психолого-педагогического статуса школьников определенного класса или параллели. Консультирование в данном случае ориентировано на перестройку учебного процесса, содержания и методики преподавания с учетом тех реальных особенностей, которыми обладают учащиеся класса или всей параллели.

-это может быть насыщение курса технологиями, которые позволяют развивать те компоненты статуса школьников, которые сформированы недостаточно у большинства детей.

-это может быть усложнение курса с учетом высокого потенциала учащихся и т. д.

Итог консультации может быть выражен в составлении следующей программы конкретных педагогических действий:

Основные направления усовершенствования методики преподавания

(название предмета)

ПАРАЛЛЕЛИ... КЛАССОВ

Педагогические требования к умственной деятельности учащихся... классов

Педагогические приемы, используемые для их формирования в настоящее время

Предлагаемые усовершенствования и нововведения

Описание результатов их внедрения

Произвольность психических процессов

Развитие мышления

Сформированность важнейших учебных действий

Развитие речи

Развитие тонкой моторики

Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

В рамках данной таблицы педагогу предлагается проанализировать особенности своей профессиональной деятельности с точки зрения их направленности на развитие важнейших компонентов статуса и наметить программу конкретной работы по ее совершенствованию.

3 направление. Педагогический анализ стиля межличностного общения с учащимися с учетом показателей психолого-педагогического статуса определенного класса или параллели. Этот вид консультирования ориентирован, прежде всего, на воспитательные аспекты профессиональной деятельности педагога.

Итогом данного вида сотрудничества педагога и психолога будет анализ и усовершенствование стиля общения с учащимися на и вне уроков, введение в свою деятельность технологий, направленных на всестороннее социальное развитие учащихся, модификацию их социального поведения. Итоги также могут быть отражены педагогом в таблице:

Основные направления усовершенствования стиля преподавания и общения с учащимися

__________ класса

Педагогические требования к умственной деятельности учащихся... классов

Педагогические приемы, используемые для их формирования в настоящее время

Предлагаемые усовершенствования и нововведения

Описание результатов их внедрения

Навыки межличностного общения со сверстниками

Навыки ролевого общения с педагогом

Соблюдение социальных и этических норм

Поведенческая саморегуляция

Активность и независимость

Такого рода консультативные ситуации целесообразно организовывать по итогам проведения диагностической работы и психолого-педагогического консилиума.

Консультации могут носить групповой и индивидуальный характер.

На групповых консультациях психолог знакомит педагогов с результатами консилиума, выделяя группы учащихся, перечисляя наиболее часто встречающиеся проблемы. Психолог оговаривает основные задачи обучения и воспитания, решение которых предполагает педагогическую работу. Планы индивидуальной работы педагога с отдельными учениками и программами обучения в целом обдумываются педагогом после групповой консультации и окончательно формулируются в ходе индивидуальной встречи с психологом либо в процессе работы педагогической микрогруппы. В этом случае 2—3 педагога одной параллели совместно с психологом либо самостоятельно обсуждают и планируют свою работу.

По итогам проведенной работы спустя продолжительное время (минимум 3—4 месяца) проводятся групповые консультации или семинары.

Дело психолога в данном направлении работы — предоставить педагогу всю необходимую информацию на понятном педагогу языке, создать ситуацию психолого-педагогического сотрудничества при разработке стратегии и тактики педагогического воздействия.

Третья консультативная ситуация

Третья ситуация консультирования связана с решением педагогических проблем, касающихся построения учебно-воспитательного процесса в школе в целом, утверждения целей, задач и методов деятельности педагогического коллектива. Некоторые центры приступили к подготовке специалистов совершенно особого профиля, условно говоря, школьных психологов — проектировщиков целостных психолого-педагогических систем в рамках той или иной конкретной школы.

В задачи «обычного» школьного психолога не может входить такое методологическое направление. Однако, школьный психолог может помочь школе в обсуждаемой консультативной ситуации. Прежде всего, в грамотной постановке вопроса о психологической сути предлагаемой педагогической программы.

Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая школьной психологической практики.

Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

• организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения

• построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах

• осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий

- Просветительская работа должна быть вкраплена (причем, очень дозировано, тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов и т. д.

studfiles.net

Функции консультативной деятельности Задания

1.Что такое «мудрый человек», «житейский психолог»? Ответьте на этот вопрос сами и узнайте, какое значение вкладывают в эти слова другие люди.

2. Опишите две-три ситуации, в которых вы не знали, как и что делать, и вам хотелось получить помощь и поддержку от других людей. Находили ли вы таких людей? Помогали ли они вам в преодолении трудностей? Благодаря чему?

3. Расспросите о психологически трудных ситуациях у других людей (два-три человека). К кому обычно обращались за помощью они? Что помогло им справиться с психологически трудными ситуациями?

4. Сравните предмет психологического консультирования с предметами близких к этой дисциплине отраслей психологической науки и практики (психодиагностика, психокоррекция и психотерапия).

Когда говорят о функцияхпсихологического консультирования, то прежде всего имеется в виду то, какиеобщественные потребностипризвана удовлетворять эта специфическая профессиональная деятельность. С другой стороны, определение функций психологического консультирования связано с поискомпрофессиональной идентичности психологов-консультантов, то есть с определением специфики того, что делают они и только они, с проведением границ между близкими специальностями.

На первых этапах развития психологического консультирования, когда общество, не без влияния психологов, осознало наличие индивидуальных различий у людей и необходимость использования этих знаний в разных сферах жизни, основная функция консультанта заключалась в диагностике индивидуальных особенностей иинформированиилюдей о результатах обследования. Процесс использования этих знаний в жизни оставался практически вне сферы профессиональной деятельности психологов. Напомним, что, как правило, полученная психологом информация применялась для решения задач подбора кадров и выбора профессиональной деятельности. Интересно заметить, что в 1998 году в «Аналитической справке о работе педагогов-психологов и состоянии психологической службы системы образования» в работе школьных психологов Беларуси отмечалось преобладание диагностического направления [3]. На начальных этапах становления психологического консультирования в России отмечалась та же тенденция: психологи сначала овладевали методами диагностики.

В США расширение функций психологического консультирования было простимулировано вышедшей в 1942 году книгой К. Роджерса «Консультирование и психотерапия», в которой были описаны психотерапевтические отношения с клиентом, сам процесс взаимодействия, направленный на развитие у клиента «осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации» [18, с. 25]. Психологи-консультанты начали активно помогатьлюдям, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах.

Чтобы оценить значение этого события в полной мере, следует отметить, что до этого времени психотерапией занимались лишь люди, имеющие медицинское образование, и сфера их активности была ограничена стенами клиники. Обращение консультантов к процессу оказания помощи людям, испытывающим нормативные психологические трудности, привело к необходимости провести различия между клинической психологией и психологическим консультированием. Следует отметить, что проведение демаркационной линии между этими двумя дисциплинами потребовало немало времени, но в результате представители и той и другой дисциплин пришли к пониманию, что обе психологические специальности в действительности пользуются одними и теми же методами. Различия состоят в том,гдеис кем работают те и другие специалисты [25].

Клинические психологи работают с психически нездоровыми людьми, у которых имеются глубокие личностные нарушения, требующие длительной психотерапии. Основное место их деятельности – клиники. Психологическое же консультирование имеет дело с клиентами, у которых нет глубоких личностных нарушений, их поведение в обществе может быть рассмотрено как адекватное. Психолог-консультант – это специалист в области человеческой жизни, который знает типичные проблемы и трудности, возникающие в жизни отдельного человека, в различных группах, причины и механизмы их возникновения, развития и пути преодоления. Исходя из этого, онинформирует людей об этих сферах жизни, предупреждая возникновение кризисов,оценивает состояние человека, людей, их взаимоотношения в трудной для них ситуации,помогает искатьпути преодоления возникших трудностей и можетсопровождать клиентов, пока они не разрешат свои проблемы. Работа с этими людьми ведется в основном на рациональном уровне, хотя не исключается использование и других подходов. Консультант помогает им изменить представления, установки и систему ценностей, сделать выбор и принять решение [24, 25].

Психолог-консультант призван оказывать помощь и поддержку людям, испытывающим какие-либо трудности в настоящий момент с целью их дальнейшего личностного развития. Эти трудности появились вследствие незнания того, как нужно строить свою жизнь в определенных обстоятельствах, вследствие неудачных попыток решить конфликты. Это ошибочные действия, приведшие к осложненным последствиям, или неадекватные мотивы.

В реальности же, то есть при работе с конкретным человеком, бывает, что провести границы между сферой компетенции клинического психолога и психолога-консультанта бывает весьма затруднительно, поскольку критерии определения этих границ обусловлены теорией психического здоровья, которую исповедует тот, кто пытается эти критерии сформулировать. В подобных ситуациях специалисты обеих областей должны работать совместнои знать, кто из смежной области занимается такими проблемами.

Таким образом, вслед за функцией определения индивидуальных различий психологи-консультанты начали осуществлять функцию оказания помощи людям, испытывающим различные трудности в жизни.

По мере развития психологической науки в целом и психологического консультирования в частности психологи все больше направляли свои усилия на изучение природы оптимальных взаимоотношений человека с окружающим миром (как функция науки психологического консультирования). На основе этого психологическое консультирование стало рассматриваться как деятельность, способствующая достижению гармонии человека с окружающим миром. Понимание того, что возникновение трудностей можно предупредить, привело к развитиюпрофилактическойдеятельности консультантов, предупреждения возникновения тех или иных проблем. Для того чтобы люди были подготовлены к преодолению сложных жизненных периодов, психологи по их запросам проводят занятия, консультации, беседы, направленные на просвещение, расширение круга представлений о тех или иных сферах человеческих отношений. Относительно же некоторых опасных для жизни и здоровья человека ситуаций психологи по заказу общества разрабатывают и внедряют специальные программы, предупреждающие возникновение таких разрушительных форм поведения, как алкоголизм, наркомания и пр.

При этом именно психологи-консультанты начинают поощрять общество к тому, чтобы создавать условия для наиболее полного развития человека, для становления культурно продуктивной личности. Психологи-консультанты, понимая свою ответственность перед обществом, постоянно ищут пути для наилучшегослужения обществу. Психолог – это не только профессионал, это, прежде всего гражданин, заботящийся о благе общества и содействующий его развитию. Более того, ответственный психолог призван утверждатьотношения ответственного и практичного альтруизма. Он все более включается в социальную действительность своих клиентов для того, чтобы воздействовать на нее и делать более эффективной, искать пути для наиболее полной самореализации всех граждан [21,26].

Для реализации всех перечисленных функций психологи, естественно, должны изучать особенности внутреннего мира и поведения человека, специфику его взаимодействия с другими людьми, процессы его развития, пути и способы построения гармоничных отношений, особенности психики и деятельности в различных сферах жизни человека. Без объективных данных о внутреннем мире человека, которые могут быть получены только в специальных исследованиях, работа консультанта превратится в поле его субъективных проекций. Поэтому еще одной функцией, обеспечивающей эффективную реализацию всех остальных функций, является исследование различных аспектов консультативного процесса. Место исследования в консультировании столь важно, что ему будет посвящена отдельная глава.

Знакомство со сферами деятельности психолога-консультанта и его функциями совершенно необходимо для того, чтобы осознать границы своей профессиональной компетенции. На протяжении всей профессиональной деятельности психолог должен периодически задавать себе вопрос о том, какие профессиональные задачи он может решать.

Итак, психологическое консультирование реализует в обществе четыре основные функции: 1) психологическое просвещение граждан;

2) оказание психологической помощи; 3) содействие эффективному личностному развитию и функционированию, реализации потенциала граждан; 4) проведение исследований в области консультирования. Разумеется, реализация всех функций одним человеком невозможна, но в то же время практическая деятельность не может быть выполнена на высоком профессиональном уровне, если психолог-консультант не осуществляет исследовательскую функцию.

Осознание сложности профессиональной деятельности в области психологического консультирования и большой ответственности за ее результаты привели к созданию профессиональных сообществ психологов-консультантов. Значимость и необходимость активного участия консультантов в профессиональных ассоциациях закреплена даже в Этическом кодексе и Стандартах практики Американской ассоциации консультирования (1995). Кроме того, профессиональное сообщество способствует дальнейшему профессиональному росту своих членов, поощряя их к проведению научных исследований, разработке методов и техник консультирования; поддерживая высокие стандарты практической деятельности и формулируя этический кодекс; организуя семинары, конференции и обмен информацией. В конечном счете, сообщество психологов-консультантов через совместную деятельность может продемонстрировать остальным согражданам образец эффективного сотрудничества профессионалов.

studfiles.net

Консультативная деятельность школьного психолога

Страница 1 из 4

1. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему консультационную работу

(Р. С. Немов)

  • Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.
  • Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.
  • Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.
  • Свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.
  • В работе с клиентами психолог руководствуется принципами честности и открытости. Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.
  • Психолог обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.
  • Психолог имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.
  • В своей работе психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.
  • Обязательной составной частью работы психолога является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.
  • В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.
  • Психолог не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или результатах консультирования.
  • Психолог обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально неподготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».
  • Психолог не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.
  • Психологу следует соблюдать осторожность, чтобы не вызвать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.
  • Психолог несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся консультанта.

2. Профессиональные качества психолога – консультанта

(Р. С. Немов,  Л. Б. Шнейдер)


  • Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.
  • Открытость.
  • Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия, а также жестов, мимики, пантомимики. ( Умение достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе консультирования.)
  • Доброжелательность.
  • Безоценочное отношение к клиенту («внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам), в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных,  этических норм,  которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.
  • Ориентация на нормы и ценности клиента
  • Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.  (Человек в праве выслушать совет и поступить по-своему. Совет должен быть востребованным, своевременным, и уместным. Некоторые  жизненные понятия в обыденном сознании людей имеют очень разные толкования, поэтому даже очень хорошие советы могут воплощаться в редакции «кто как понял»).
  • Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. (Помощь клиенту в достижении им самим определенных целей)
  • Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.
  • Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом (разграничение личных и профессиональных отношений)
  • Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя (активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее).
  • Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность в работе с клиентом.
  • Осознание собственных возможностей и ограничений
  • Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и обратного влияния клиента на психолога.
  • Умение понимать, принимать и практически работать внутри разных теорий; видеть и оценивать потенциальную полезность многих альтернативных психотерапевтических подходов.

3. Требования к личности психолога - консультанта:

  • Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
  • Чуткость к эмоциональному состоянию человека. Профессиональный такт.
  • Уверенность в себе
  • Пластичность (способность легко переключаться с одной темы на другую,  легко выходить из тупиков и т.д.). умение гибко менять стратегию диалога.
  • Эмоциональная сдержанность и терпимость, объективность
  • Терпимость, деликатность, доброжелательность
  • Поддержание общей культуры поведения
  • Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения
  • Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах.
  • Постановка реалистичных целей

4. Правила ведения консультирования (Р.С. Немов):

  1. Не строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех пор, пока       достаточно полно не узнаете о его личности и жизни.
  2. Не давать никаких практических рекомендаций, пока не будут оценены индивидуальные поведенческие особенности клиента и, пока не будет установлена   возможность    практической   реализации   клиентом рекомендаций психолога.
  3. Не пытаться манипулировать или экспериментировать с клиентом, не рассматривать клиента как объект бесстрастного изучения.
  4. Не пытаться «расколоть» или «переиграть» клиента.
  5. Не должно быть места собственным воспоминаниям или исповеди психолога
  6. Стараться понимать клиента изнутри, как своеобразную уникальную личность, отличную от самого психолога, а не по аналогии с самим собой.
  7. Толкование исповеди клиента должно быть в виде гипотез, которые клиент должен подтвердить или опровергнуть.
  8. Опровержение толкования, предложенного психологом, клиентом не всегда является достаточным основанием для отказа от такого толкования. Реакция клиента может быть защитной реакцией.
  9. Чем меньше профессионального опыта у психолога, тем внимательнее он должен выслушивать клиента и тем осторожнее формулировать свои выводы.
  10. Полезно во время беседы производить (с разрешения клиента) кое-какие записи, чтобы потом вернуться и поразмышлять над ними.
  11. «Задача консультанта - помочь клиенту с готовностью принять на себя   социальную   ответственность,  освободиться   от   чувства неполноценности, направить его стремление в социально полезное русло» (Р. Мей)
  12. «Задача консультанта - помочь клиенту обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я»» (Р. Мей)
  13. Задача психолога во время исповеди - не только в том, чтобы умно и ненавязчиво подвести клиента к осознанию,   но и к правильному решению своей проблемы (Р. Мей)
  14. «На стадии исповеди психолог должен быть скуп на слова и тщательно взвешивать каждое свое слово» (Р. Мей)
  15. Главная задача психолога в том, чтобы помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.

3.5. Формы психологического консультирования:

По признаку затрачиваемого времени:

  • краткосрочное консультирование (одно- двух разовое посещение)
  • долгосрочное консультирование (в течение нескольких месяцев)

По признаку содержания консультации:

  • психолого-педагогическое консультирование (предоставление учителю, родителям
    психолого-педагогических знаний о приемах и способах воспитания, советов и
    рекомендаций относительно педагогических проблем)
  • психологическое консультирование (анализ сугубо психологических проблем)
  • социально-психологическое консультирование (выявление неблагоприятных
    социальных условий в жизни клиента)
  • психодиагностическое консультирование (психодиагностика или профессиональная диагностика личностных качеств, черт характера, темперамента, способностей, профессиональной направленности с оценкой, рекомендациями, прогнозами)
  • медико-психологическое консультирование (психологическое обследование клиента, формулирование гипотезы о предполагаемом диагнозе, разработка рекомендаций об обращении к соответствующему специалисту)
  • консультирование с привлечением методов психологической коррекции или без их привлечения.

По признаку построения консультативного процесса:

  • однофазная консультация (проводится с одним клиентом)
  • двухфазная консультация (в первой фазе психолог выслушивает «жалобу» взрослого на ребенка, во второй - работает с самим ребенком / применяется при обращении родителя с ребенком или учителя с учеником)
  • трехфазная консультация (первая фаза - психолог выслушивает «заказ родителей», вторая фаза - работает с учащимся, третья фаза- разработка рекомендаций либо родителям, либо школьнику /применяется при решении вопросов о      профессиональной направленности или психолого-педагогических проблем воспитания)

Что психолог делает на консультации:

  • внимательно выслушивает клиента
  • задает уточняющие вопросы
  • наблюдает за собой и за клиентом  (Как я сам реагирую на обсуждаемую ситуацию и на клиента? Как себя ведет мой клиент? Как клиент держится и говорит? В чем клиент открыт, а в чем старается от меня защититься?).
  • стремится почувствовать состояние клиента
  • молчит (выдерживает необходимую паузу)
  • размышляет
  • ведет записи, объяснив клиенту, что записывает «для себя», чтобы быть внимательным и ничего не упустить
  • психологически поддерживает клиента, проявляя участие, понимание и сочувствие
  • старается акцентировать позитивные моменты беседы
  • не спешит, не подгоняет клиента, старается серьезно и спокойно во всем разобраться
  • стремится увидеть проблему клиента с различных позиций, выслушать разные мнения
  • успокаивает клиента


www.vashpsixolog.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о