Костюм кубанский – Защита от роботов

Традиционная одежда кубанских казаков

Тип: занятие-практикум/

Цели:

  • формирование представления о материальной
    культуре Кубанского казачества, ознакомление с
    особенностями традиционного кубанского костюма;
  • формирование художественного вкуса учащихся,
    углубление эстетических познаний о народном
    декоративно-прикладном искусстве;
  • формирование умений, связанных с приемами
    декоративной работы;
  • формирование умений работы в группе;
  • воспитание гражданственности и патриотизма,
    социализация личности;
  • развитие понимания причинно-следственных
    связей, самостоятельного логического мышления
    учащихся

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • экспонаты школьного музея

Зрительный ряд:

  • мультимедийная презентация «Модный альбом»;
  • цитаты из литературных произведений

Музыкальный ряд: песни И.Вараввы в
исполнении Государственного академического
Кубанского казачьего хора/

\Материалы:  бумага, образцы ткани,
фото элементов казачьего костюма, ножницы, клей

Итог:  выпуск «Модного альбома»/

В глазах своих вижу я зелень полей.

Живет на Кубани мой славный народ.

Мне кроме Кубани земли нет милей

И ближе, чем славный, казачий мой род!

В глазах своих вижу колосьев лучи,

Храни меня вечно, мой свод голубой.

Кубань – моя мать!

Как объятья твои горячи!

Кубань, мне вовек не расстаться с тобой!

                                                                
Татьяна Моржова

Организационный момент (Презентация,
слайд 1)

Слово учителя (слайд 2)

Кубанское казачество родословную ведет от двух
корней – запорожских казаков, переселившихся на
Кубань, и казаков линейных, в основном, уроженцев
верхнего Дона. Поэтому, одежда кубанских казаков
формировалась под влиянием южнорусских,
украинских и соседних горских традиций. На нее
влияли воинский быт казачества, климатические
условия, народные вкусы и представления,
развитие городской моды.

Учитель: комментарий слайдов
презентации  (слайд 3)

В начале заселения края черноморцы сохраняли
одежду, присущую запорожцам:

конные казаки носили синие широкие шаровары,
синий кунтуш, под который надевался кафтан
красного цвета, сапоги. Зимой – высокую меховую
шапку с красным верхом, шаровары, полушу­бок.

(слайд 4)

Данные элементы стали основой
повседневной одежды кубанских казаков:

(слайд 5)

Рубаха – основа казачьего костюма.

Рубаха шилась длинной, почти до колен, с прямыми
рукавами, которые вшивались с прямоугольной
вставкой под мышками. Украшали рубахи вышивкой
по подолу и по краям рукавов, на груди.
Первоначально носили традиционные украинские
рубахи –  «голошейки» с разного типа
горловинами. Применяли в вышивке шов – мережку.
Затем стали носить рубахи двух видов – русскую и
бешмет.

Русская рубаха заправлялась в
шаровары, бешмет носился навыпуск. Шили
их из холста или из шёлка.

(слайд 6)

Шаровары шили на очкуре
(шнурке), поскольку застежки из пуговиц и крючков
не выдерживали джигитовки. Изобретение шаровар
приписывают скифам. За столетия покрой их не
изменился: это широкие – очень широкие в бёдрах,
часто со сборками на талии и сужающиеся к голени
штаны, ведь в узких на коня не сядешь, да и ноги
будут натирать, и движения всадника сковывать.
Так что те шаровары, что находили в древних
скифских курганах, были такими же, какие носили
казаки.

(слайд 7)

Существовало большое разнообразие сапог – без
сапог верховая езда невозможна, да и по сухой
степи не пройдешь босиком.

Особой любовью пользовались мягкие сапоги без
каблуков – ичиги.

(слайд 8)

Чирики – туфли-галоши надевали либо
поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков,
в которые заправлялись шаровары.

Носили и башмаки (черевики) –
кожаную обувь с ремнями, названную так потому,
что изготовлялась она из телячьей кожи (тюркск.
башмак – телёнок).

В качестве верхней одежды казаки носили кожухи
– шубы с запахом и короткие полушубки
.

Кожухи нагольные – это непокрытые
материей овчинные шубы. Были кожухи волчьи,
лисьи, и даже собачьи. Нередко встречались байбараки
(шубы) – кожухи, крытые сукном. У Антона
Головатого была ” шуба лисья под зеленым
сукном с золотыми петлями”, “шуба волчья под
красным сукном с золотыми петлями”.

(слайд 9)

Также издавна предпочитали архалук –
“спиногрей” – нечто среднее между стёганым
татарским халатом и кафтаном.

(слайд 10)

Ученик:

Казак ехал за Кубань,

Приубрался – выйди, глянь!

Сам он бравый,

Конь буланый, –

Хоть куда казак!

Его жинка молода

Отворяла ворота

Рядом ставши,

Повод взявши, –

Крепко обняла.

Набил люльку тютюном,

На коня взлетел вьюном:

Пыль степная

Понеслась –

Поскакал казак.

Учитель: В стихотворении И. Вараввы
нарисована бытовая сценка из жизни кубанского
народа. Поэт любуется бравым казаком, говорит,
что он «приубрался» перед очередной вылазкой за
Кубань. Давайте попробуем представить себе, как
он был одет.

Форменная одежда, конь, оружие были составной
частью казачьей “справы”, т.е. снаряжения за
свой счет. Казака “справляли” задолго до
того, как он шел служить. Это было связано не
только с материальными затратами на амуницию и
оружие, но и с вхождением казака в новый для него
мир предметов, окружавший мужчину-воина.
Обыкновенно отец говорил ему: “Ну вот, сынок, я
тебя женил и справил. Теперь живи своим умом – я
боле перед богом за тебя не ответчик”.

Форменный костюм прошёл сложный путь развития,
большое влияние на него оказала культура
кавказских народов. Славяне и горцы жили по
соседству. Враждовали они не всегда, чаще
стремились к взаимопониманию, торговле и обмену,
в том числе и культурно-бытовому.

Черноморские, а затем кубанские казаки во
многом позаимствовали форму одежды и отдельные
детали обмундирования у живущих рядом
кавказских горцев. Тем более что они оказались
более удобны для несения пограничной службы,
нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года
специальным указом военного ведомства была
утверждена единая форма одежды Кубанского
казачьего войск: шаровары, бешмет, мундир в виде
чекменя или черкески, башлык, бурка, папаха,
сапоги или ноговицы.

(слайд 11)

В старинной казачьей песне есть такие
слова:

Ученик:

Не во бурочке, только во черкасочке

У ней полы были заткнуты

Рукавички в ней призасучены

Горелочек только на откидочку

Усмотрела его родна матушка

«Не мое ли дитя в поле, как пьян шатается

Не в острое ли копье опирается

Кровавой своей полой утирается».

Горелочек – воротник

Черкасочка – казачье старинное название
черкески.

Учитель: (слайд 12)

Черкеска

Покрой её целиком взят у горских народов
Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию,
сверху облегающий, от пояса с расширяющимися
полами. Впереди застегивался на крючки от груди
до середины длины, так что полы внизу свободно
расходились, не препятствуя широкому шагу воина.
Такая черкеска была очень удобна для верховой
езды, а застежка на крючках более надежна при
выполнении джигитовки на полном скаку.

(слайд 13)

Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с
широким длинным рукавом и глубоким вырезом на
груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так
как отворот его был своеобразным украшением
костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет
– нижняя рубашка самых разных расцветок.

На груди черкески нашивали подкладку для газырей
или газырницу. “Газырь” в переводе означает
“готов”. Наличие его на одежде воина
говорило о готовности вступить в схватку с
врагом. (Газыри по своему первоначальному
значению – это место хранения патронов, которые
в любой момент были, как говорится, под рукой). Со
временем газыри утратили свое истинное
назначение и стали характерным украшением
костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными
накладками, наборный пояс.

Традиционно красота и богатство казачьего
костюма зависели от “количества” серебра.
Поэтому верхушки газырей тоже украшали
серебряной накладкой.

Бекирка (по имени терского казака Бекира
Тургиева) – зимняя черкеска с закрытой грудью,
высоким меховым воротником и меховой полоской от
него до пояса.

Бечераховка (по имени казака Бечерахова из
станицы Ново-Остикской) – черкеска с воротником
и карманами вместо газырей.

(слайд 14)

(слайд 15)

Бурка

Верхняя одежда в виде плаща – накидки без
проемов для рук, валяная из грубой шерсти.
Название, вероятно, от русского обозначения
цвета – “бурый”. Она защищала от дождя,
снега, холода, жары, ветра. На привале служила
подстилкой и одеялом одновременно, наброшенная
на колья, играла роль заслона или палатки,
надетая на плечи, маскировала оружие и спасала
его от сырости.

В известной казачьей песне о бурке говорится так:
“Только бурка казаку во степи станица, только
бурка казаку во степи постель”.

Дешевле бурок был серяк – одежда для
походов, непогоды – шился из грубого толстого
сукна, обычно серого или коричневого цвета.
Серякам аналогичны  киреи, но они
встречались редко.

(слайд 16)

Головным убором казаку служила папаха –
барашковая шапка с суконным верхом. Она могла
иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или
конусообразная. Казаки еще в Запорожской Сечи
носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок
в виде клина. В него можно было вложить
металлический каркас или другой твердый предмет
для защиты головы от шашечных ударов.

На собрании, так называемом круге, казак всегда
должен был находиться в шапке. Снималась она лишь
во время молитвы, присяги, была вызовом на
поединок, в казачьей хате красовалась на самом
видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что
означало, что семья находится под защитой бога.

Папахи казаков различных войск отличались по
форме, цвету меха и донца.

(слайд 17)

Башлык – капюшон,  издавна существовавший
как самостоятельный головной убор. Это слово
произошло от тюркского “баш” голова, и на
самом деле башлык был головным убором казаков,
который носился поверх папахи.

Башлык представлял собой квадратный островерхий
капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали
в непогоду шею. Как правило, башлык располагался
на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за
его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине:
завязанный на груди башлык означал, что казак
отслужил срочную службу, перекрещен на груди
следует по делу, концы заброшены за спину –
свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали
как сумку, завязав его концы и перебросив через
плечо.

(слайд 18)

Ученик: Образ женщины-казачки
наиболее выразительно отражен в песне далекого
прошлого:

Кто вечернею порою

За водой бежит к реке

С распущенной косою

С коромыслом на руке?

Ясно вижу взор казачки,

Брови лоснятся дугой,

На груди неугомонной

Кудри стелятся волной,

Стан роскошный к упоенью

За собой манит во след.

Вот мелькнул и в отдалении

Скрылся шелковый бешмет.

Раздалася огневая

Песня звучная родная,

Песня Родины святой.

Это ты, моя землячка,

Узнаю твои черты,

Черноокая казачка

Чудо нежной красоты.

Учитель: (слайд 19)

В повести «Казаки» Л.Н.Толстой писал:
«Красота гребенской женщины-казачки особенно
поразительна соединением самого чистого типа
черкесского лица с могучим сложением северной
женщины. Казачки носят одежду черкесскую –
татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки
завязывают по-русски. Щегольство, чистота и
изящество в одежде и убранстве хат составляют
привычку и необходимость жизни».

(слайд 20)

Традиционный женский костюм сформировался к
середине XIX века и имел русско-украинскую основу.
Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала
достаток, отличала от иногородних. Казачки очень
любили наряжаться, поэтому костюм для них имел
большое значение. Не было казачки, которая не
умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать,
вышивать, плести кружева.

(слайд 21)

Повседневная одежда казачек:

(слайд 22)

(слайд 23)

(слайд 24)

длинная исподняя (нижняя) рубаха с
длинными рукавами и круглым слегка присборенным
воротом;

(слайд 25)

несколько юбок (поверх рубахи): нижняя
ситцевая, затем холщевая (сотканная из
конопляных ниток) и одна или больше из фабричных
тканей сатиновых, ситцевых, а то и шелковых. Шили
их первое время из 5-6 прямоугольных кусков
материи и продергивали через них шнур – очкур.
Потом появились “кошеные” юбки, плотно
облегающие фигуру.

Верхнюю одежду казачки вышивкой не украшали,
приговаривали: “Мы ж казаки!” А вот низ
рубашки (“подставки”), который был, как
правило, из домотканого полотна, вышивали
красными и черными нитками.

В праздники поверх такой рубахи надевали длинную
широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой
на них. Носили юбку так, ч

urok.1sept.ru

Некоторые моменты истории Кубанского казачества

Любой народ с первого взгляда узнают по одежке – традиционному национальному костюму. Есть свои особенности и в казачьей одежде.

 

Казачья одежда состоит из военной формы и одежды повседневной. Костюм казаков не появился вмиг – он рождался веками. Широкие шаровары – штаны скифских кочевников, удобные для всадников. Бешмет и русская рубаха – первую носили навыпуск, вторую заправляли в шаровары. Шили рубахи из холста и шелка. Шелковые рубахи на голое тело были предпочтительнее – на них вошь не живет! Верхняя одежда – архалук, нечто среднее между кафтаном и стеганым татарским халатом.

 

В непогоду полагалась бурка и башлык (капюшон). В 20-е годы 19 века пришла и осталась навсегда черкеска – длинный приталенный кафтан из тонкого сукна с расширяющимися от пояса полами, застегивающийся на крючки от груди до середины длины, с широкими рукавами на яркой подкладке и глубоким нагрудным вырезом. На груди черкески нашиваются газырницы (газырь – в переводе готов), бывшие местом хранения патронов, ныне просто украшение, как наборной пояс, кожаный с серебряными накладками. Чем больше серебра на черкеске – тем богаче казак. Черкески однажды запрещали, как неприличное одеяние, но…и по сей день черные и красные черкески вместе с папахами главное отличие казачьего костюма. Папаха или казачья фуражка не просто головной убор, это символ принадлежности к станичному обществу. Вернувшись с войны живым, казак бросал папаху в волны родовой реки, шапками голосовали на казачьих сходах, в них зашивали иконы и написанные от руки молитвы, за отворот клали ценные бумаги, приказы. Во вдовьем доме фуражка погибшего казака висела под иконой, а если на ней женился другой казак, то он приносил ее к Кубани и пускал по воде. Обувь тоже была особенная и разнообразная, для верховой езды, пешего строя, повседневная. Ичиги – сапоги без каблуков из очень мягкой кожи,чирики (галоши), одевавшиеся поверх ичиг, да башмаки – обувь из телячьей кожи с ремнями.

 

К своей одеже казак относился с уважением, как ко второй коже, поэтому никогда не носил чужой одежды, тем более с убитых, без особого обряда очищения. Если уж награждался казак атаманом, то материей на справу, но никогда атаманским кафтаном или шапкой. Самой ценной одеждой для казака была нательная рубаха, сшитая матерью или женой. Первая крестильная рубашка, сшитая крестной матерью, одевалась одни раз на крестины и хранилась в семье. Этот обычай соблюдается и поныне.

 

Казаки, жившие в строгих рамках традиций и обычаев, носили стандартную униформу. Все в ней говорило о принадлежности хозяина к казачьему войску: лампасы, серьга в ухе, пуговицы, как одета папаха или повязан башлык – все как открытый паспорт. В левом ухе серьга – единственный сын у матери, в правом – последний в роду ребенок по мужской линии, две серьги – единственный ребенок у родителей.

 

Казачья справа – форменная одежда, конь, оружие. Все это собиралось задолго до службы. Вручая сыну справу, по обыкновению, отец говорил: Я тебя, сынок, женил и справил. Теперь живи своей головой. Более я за тебя перед Богом не ответчик.

 

Женский костюм кубанской казачки – это целый мир. Не скрадывать женскую красоту, а подчеркивать ее должна была парочка – юбка, в талию, отделкой волнами и кружевами и кофта (кохточка) с длинными рукавами и  чудесной вышивкой или цветными вставками, приталенная или с баской, подчеркивавшая все достоинства фигуры казачки. Каждая станица, каждый казачий род отличались особыми женскими нарядами.

 

Юбка из ситца или шерсти, присборенная у пояса на шнуре учкуре, в 5-6 полок (полотнищ). Да и не носили не одну юбку – ворох! Под низ две-три сатиновые или ситцевые, а нижняя только белая. Красивый кубанские казачки в праздничных нарядах! Но сколько забот у них… Все умела делать казачка: прясть, ткать, кроить, шить, вышивать и плести кружева, да еще вести дом, растить детей, ухаживать за домашней скотиной, за садом, убирать кукурузу и просо, молоть зерно ручным жерновом, седлать коня для казака, а по необходимости и сама верхом на коне гарцевала. Казак в походе – все в ее руках. За то почет и уважение… А уж как запоют!

 

Бывало часто, что рано вдовели казачки и все ложилось на их плечи и справлялись! Александр Дюма-отец, путешествуя по Кавказу оставил такие воспоминания: … Когда казаки – их отцы, или мужья, или братья, или их любовники отправляются в экспедицию, казачки встают в одно стремя, которое всадник оставляет свободным, и, обхвативши последнего за шею или стан, имея в другой бутылку туземного вина, которым они угощают их на всем скаку мчатся таким образом, три или четыре версты за деревню, делая всевозможные бешеные эволюции…Джигитовка, которой так славились казаки, под силу была и их подругам.

 

 

Источник: Иль де Ботэ Культура.

kuban-cossacks.ru

Одежда казаков. Одежда донских и кубанских казаков. Как выглядела одежда казака и казачки

История костюма насчитывает множество веков. Сколько модификаций познали куски полотна, кости, кожа! Да и функции одежды изменялись со временем: сначала это была защита от неблагоприятных погодных условий, затем – индикатор положения человека в обществе… Причем прикрывали наготу в разных странах по-разному.

Да что там страны! Каждая область имеет характерные черты в одежде. Это зависит от разных факторов: географического положения, соседей, главного промысла, образа жизни… К примеру, индийское сари или японское кимоно ни с чем не спутать. Так же своеобразны набедренные повязки бушменов, буров и других африканских племен. Интересна и одежда индейцев, и дирднли немцев, и кломпы нидерландцев. А вот запорожских казаков трудно не узнать по красным шароварам и вышиванке. Следует внимание обратить и на аксессуары, которые многое могут рассказать об обладателе, например, наличие боевого раскраса, коралловых бус, множества браслетов или парика. И в каждом костюме отобразилась история страны или региона.

Одежда казаков – донских или кубанских – тоже представляет интерес, так же как интересна нам их история, быт, обычаи. Давайте же познакомимся с костюмом казаков, который встретишь сейчас разве что в фильмах.

Донской быт

О жизни этого слоя населения известно немало. И всем знакома эпопея Шолохова «Тихий Дон», в которой описывается быт этих людей. Историку, да и обывателю интересны традиции, обычаи. Все мелочи и составляют картину жизни казаков, о которых мы смотрим фильмы и читаем книги. Донские казаки свято верили в силы природы, и потому часто совершали разнообразные обряды, заговоры. Конечно, этим занимались в основном женщины. Гадания предопределяли судьбу, а потому противиться решению сапога, ленты, гула, лая, барана было бесполезно. Дом казаков совмещал в себе все необходимое для жизни и охранялся, по преданию, особой силой, заключенной в образе домового. Почтение родителей для казаков – святое. Так же они чтили и свою воинскую обязанность. Неслучайно казак сегодня – похвала, сравнение с настоящим мужчиной, воином.

Форма одежды казаков Дона

Вещи для казаков – не просто куски материи, скроенные особым образом. Это выражение их независимости и самобытности. О том, как выглядели казаки, можно узнать из фольклора – песни всегда точно отображали быт. Итак, как же выглядела одежда казаков? До того как обрести свой собственный стиль, казаки пестрили трофейными шароварами, куртками, рубашками, головными уборами, аксессуарами. Но потом черты жизни все больше стали отражаться на костюме.

Все знают, как называется одежда казаков, вернее, самый колоритный ее элемент. Это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. А вообще цвет различался и в зависимости от возраста.

Широкие штаны были чрезвычайно удобными для участия в боевых действиях и вообще езды на коне. Казак подпоясывался тонким гашником – незаметным ремешком, который, ко всему прочему, поддерживал и кошелек. Если штаны считались и нательными, и верхними, то с рубахой дело обстояло иначе. Она была выполнена из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Красная лента опоясывала подол. На талии завязывали поясок из шерсти. Рубашку не заправляли. Были также и нижние рубахи, которые, впрочем, тоже украшались вышивкой. Одежда донских казаков потеряла бы себя без бешмета. Сейчас этот элемент одежды назвали бы курткой, кафтаном, гимнастеркой… Его надевали на рубашку и носили как дома, так и на людях. Он отличался разнообразием формы (длинные и короткие полы) и цветов: голубой, зеленый, серый, белый, черный, коричневый, желтый… Как и любой другой элемент одежды, бешмет подпоясывался. На поясе висели украшения, цеплялось оружие. Дети обходились рубашечкой и брюками. Когда же мальчик подрастал и шел учиться ремеслу или боевому искусству, то его одежда все больше напоминала шаровары, рубаху и бешмет братьев, отца.

Что носили казачки? Одежда казака и казачки

Жена оберегала дом. Одежда казачек была поразнообразнее вещей, которые носили их мужья, сыновья. Основной вещью было платье – кубелек. Его могли себе позволить и бедные, и богачки, правда, платья различались тканью. Под это платье-камзол носили рубашки, выглядывавшие спереди и из-под пышных рукавов.

Можно было носить и широкую юбку – теплую или легкую – с кофтой или рубашкой под горло. Однако такое одеяние могли себе позволить только старшие дочери, достигшие пятнадцатилетия. Девочки же ходили в полотняных длинных рубашках да сарафанах. Одежда казаков-мужчин была более суровой, одежда казачек же пестрила всевозможными вышивками, камнями, меховым и кружевным вставкам. Например, бешмет женский почти не отличался от мужского, единственное – он был женственнее, элегантнее, ярче. Основной задачей казачек являлась работа по дому, содержание хозяйства, воспитание детей по совести. Жена должна была также быть во всем покорной своему мужу, а тот, в свою очередь, привозил ей гостинцы из дальних стран, потому в ранних нарядах прослеживаются черты восточного костюма.

Знаки отличия

Казаки носили лампасы. Этот элемент шаровар расценивался как осознание своей принадлежности к вольному царству. Казаки, как известно, свободолюбивый, гордый, независимый народ. И это проявлялось даже в одежде. Вот и лампасы были предметом гордости, который, впрочем, пытались запретить и даже расстреливали за ношение этого знака отличия. Тем не менее казаки стояли на своем и не сдавались.

Жизнь на Кубани

Если донские казаки представлялись нам суровыми, то с кубанскими дело обстоит наоборот. Все знают кубанский казачий хор. Кубанские казаки тяготели в основном к земледелию. Им дорог был домашний очаг, свое собственное жилище, семья. Чтили и память о различных событиях, поэтому фотографии в традиционных домах не являются редкостью. В целом, как и у всех казаков, у кубанских наблюдалось разделение труда между мужчиной и женщиной, что было заметно в большой семье. С детства мальчиков учили любить и оборонять родной край, а девочек – заниматься домом. Почитали казаки и день, когда запрещались все работы, – воскресенье. Тогда знакомые и друзья могли встретиться в церкви и на посиделках, обсудить ситуацию в стране, решить проблемы, а молодежь развлекалась танцами, песнями, играми, приглядывалась друг к другу.

Хорош казак!

Одежда кубанских казаков схожа с одеждой донских. Однако она больше переняла черты от кавказских нарядов, с носителями которых казаки жили по соседству и большую часть времени – в мире. Традиционной верхней одеждой считалась черкеска – вроде бешмета. Спереди она застегивалась на крючки, как можно богаче украшалась серебром. Рубаха составляла основу нижней одежды, могла носиться навыпуск и заправляться. Поражают разнообразием сапоги. Традиционная одежда оказалась непригодной на поле жестокого боя, поэтому казакам выдали обыкновенную военную форму. На парадах же им разрешали надевать народный костюм.

Хранительница очага

Кубанские казачки носили вышитые рубашки с круглым вырезом и обязательной вышивкой. Юбки были многослойными. Они также дополнялись фартуком. Лаковые сапожки были мечтой любой казачки. После замужества женщины обязательно носили головной убор, появление на людях без которого считалось позором.

Костюм сегодня

Одежда казаков, как, впрочем, и любая другая национальная одежда, подверглась ассимиляции. В нее проникли европейские течения. Сейчас мало кто ходит в казацкой одежде – разве что на фестивалях. Но одежда донских и кубанских казаков остается интересной и не теряет обаяния, самобытности, духа независимости. Казаки существуют и сегодня. Они еще чтят традиции и по праздникам надевают традиционную форму.

fb.ru

Одежда кубанских казаков | Мы учимся!!!

На рубеже ХIХ — XX веков в России существовало более десятка казачьих войск. Национальный состав войск был разнообразен, и их внешний облик складывался годами, а в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей.

Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов. Казачья форма утвердилась в середине 19 века: черкеска, шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счёт. Казака «справляли» задолго до того, как он шёл служить.

Войны показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя. И в 1915 году казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца, бурку — на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. В 1860 году специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска. Костюм кубанского казака состоял из рубахи, бешмета, шаровар, мундира в виде чекменя или черкески, заимствованного у горцев, башлыка и бурки.

Черкеска. Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс.

Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от «количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.

Повседневную одежду у казаков составляли сермяжные свиты, сшитые из домотканого некрашеного, грубого сукна серого или черного цвета. Свиты надевали прямо на рубашки.

Рубаха — основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи — «голошейки» с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов — мережку. Затем стали носить рубахи двух видов — русскую и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шёлка.

Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело. От трения шерсти о тело возникает электрическое поле — так теплее, а если человек вспотеет — шерсть пот оботрёт, он не впитается в одежду и не превратится в лёд. Без шаровар невозможна жизнь кочевника-конника. Изобретение шаровар приписывают скифам. За столетия покрой их не изменился. Так что те шаровары, что находили в древних скифских курганах, были такими же, какие носили казаки и в 18, и в 19 веках.

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук — «спиногрей» — нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. В качестве дополнительной верхней одежды казаки носили кожухи нагольные, шинели, шубы, серяки (одежда для походов, непогоды), киреи, бурки.

Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон — валеный из овечьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка (одежда для походов, непогоды).

В годы первой мировой войны кубанским казакам бурку заменили плащ-палаткой, плащом или шинелью.

Головным убором казаку служила папаха барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находиться в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога. В ХХ веке папаха становится модным женским головным убором.

Существовало большое разнообразие сапог. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков — ичиги и чирики — туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в которые заправлялись шаровары. Носили и башмаки Особое значение имели казачьи лампасы.

Женский костюм.

Традиционный женский костюм сформировался к середине 19 века и имел русско-украинскую основу. Одежда у казачек различалась, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах. Праздничную одежду шили из шёлка или бархата.

Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка. В праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отдел кой. А вот праздничные кофты («кирасы») шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти. Украшением служили все те же оборки, кружева и тесемки, а также разноцветные бусы на шее. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром.

Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке — «колпаки», «файшонки» (от нем. слова «файн» — прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. Шлычка надевалась На шлычку женщины летом надевали лёгкие шёлковые или ситцевые платки, зимой — тёплые вязаные платки или шали. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой.

Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные им невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны на воротнике; её уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание.

Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Здесь вы можете прочитать о казачьих символах и знаках.

Дополнительно о форменной одежде кубанских казаков можно прочитать в этой статье.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

ruschool.wordpress.com

Урок “Красота кубанского костюма (эскиз)”

Тема урока: Красота кубанского костюма (эскиз).

Цель урока: Знакомство с особенностями кубанского костюма, с традициями кубанского народа;  формирование  графических умений, связанных с приёмами декоративной работы.

Воспитательная задача: Растить  патриотов родной земли, формировать художественный вкус учащихся, углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.   

Оборудование: Компьютер, проектор

Материалы: Бумага, краски, кисти, баночка для воды.

Музыкальный ряд: видеозапись песен Вараввы в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора.

Зрительный ряд: презентация «кубанский костюм» Таблица с построением фигуры казака.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Беседа об особенностях кубанского костюма.

Казак ехал за Кубань,

Приубрался – выйди, глянь!

Сам он бравый,

Конь буланый, –

Хоть куда казак!

Его жинка молода

Отворяла ворота

Рядом ставши,

Повод взявши, –

Крепко обняла.

Набил люльку тютюном,

На коня взлетел вьюном:

Пыль степная

Понеслась-

Поскакал казак.

В стихотворении Ивана Вараввы нарисована бытовая сценка из жизни кубанского народа. Поэт любуется бравым казаком, говорит, что он «приубрался» перед очередной вылазкой за Кубань. Давайте попробуем представить себе, как он был одет. Обратимся к таблице.

Материал для беседы

История кубанского казачьего войска

Кубанское казачество родословную ведет от двух корней – запорожских казаков, переселившихся на Кубань, и казаков, и казаков линейных, в основном, уроженцев верхнего Дона. Запорожская Сечь пала в 1775 г. Одни казаки ушли за Дунай, в турецкие владения, другие остались, но и их судьба сложилась по- разному. Земли, принадлежавшие запорожцам, были заняты Россией, казаки же обратились в народ гонимый. Часть казаков приняли присягу на верность России, началось формирование Запорожского войска, через год оно получило наименование Черноморского войска. В 1792 году императрица Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли по правой стороне Кубани, чтобы обеспечить защиту границ России.

Рисунок 1. Костюм казака и казачки.

Рисунок 2. Казачья семья. (Фото из архива)

История казачьего костюма

В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам: конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.

В 1810 г. утверждена единая форма обмундирования черноморских казаков – шаровары и куртка из грубого сукна.

Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1840 г. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшегося в 1860 г. кубанского казачьего войска. Комплекс мужской казачьей одежды состоял из черкески, шаровар, бешмета, башлыка, а зимой – бурки, папахи, сапог или ноговиц.

Описание мужского казачьего костюма

Черкеска шилась из черного фабричного сукна, покрой заимствован у горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески.

Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра.

Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др.

Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

Носили казаки шаровары суконные темных тонов. На ногах башмаки, зимой – сапоги опойковые.

В праздничное время казаки носили атласные бешметы, оправленные серебром. Зимней одеждой служили шубы – кожухи, папахи, бурки. 

Описание женского казачьего костюма

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.

Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра.

Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Нижняя юбка – «спидница» – обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой.

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

Особо стоит поговорить о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.

На голове красивые – красивые шелковые платки, на ногах – полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах.

IV. По таблице вспоминаем построение человека.

  1. Цвет костюма.
  2. Особенности костюма.

V. Самостоятельная работа учащихся.

VI. Завершение урока, анализ работ.

urok.1sept.ru

Статья “Костюм кубанской казачки”

Зонального фестиваля мастер-классов

учителей истории и кубановедения

«Родная история»

«Парад идей»

(проектная деятельность учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по истории и кубановедению)

КОСТЮМ КУБАНСКОЙ КАЗАЧКИ

Руководитель проекта

Матвеева Г. В., учитель истории и кубановедения,

руководитель школьного

музея МБОУ СОШ № 5

Армавир, 2017

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………….3

  2. История создания обелиска…………………………………………………..5

  3. Заключение……………………………………………………………………7

  4. Список литературы……………………………………………………………8

Список приложений………………………………………………………………..9

Приложение 1………………………………………………………………..10

Приложение 2………………………………………………………………..10

Приложение 3………………………………………………………………..10

Приложение 4………………………………………………………………..10

Приложение 5………………………………………………………………..11

Приложение 6………………………………………………………………..11

Приложение 7………………………………………………………………..12

Приложение 8………………………………………………………………..12

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В 1990 г. Кубанское казачье войско пережило свое второе рождение и сегодня занимает прочную нишу в жизни общества и государства. В настоящее время отмечается повышенный интерес молодого поколения Кубани к истории традиционной культуры края, неотъемлемой частью которой является кубанский женский костюм. Изучение национального костюмного комплекса позволяет прикоснуться к истории народа, осмыслить его особенности, выявить специфические черты, понять социокультурные, религиозные, нравственные и творческие черты.

Оригинальность нашей работы состоит в том, что мы представляем здесь модели женского костюма кубанской казачки, выполненные автором и другими воспитанниками школьного музея.

Объектом работы является история и быт кубанского казачества.

Предмет – костюм кубанской казачки.

Хронологические рамки: с XIX века по настоящее время.

Территориальные рамки: Краснодарский край.

Историография. При изучении истории костюма кубанской казачки мы ознакомились с достаточным количеством работ, посвященных мужскому костюму кубанского казака. Если же говорить о женском костюме, то мы не встретили содержательных работ, посвященных именно костюму кубанской казачки. Работы по этой тематике, с которыми мы познакомились, повествуют об украинском или донском казачьих женских костюмах. Мы сосредоточились на изучении соответствующих фотографий конца XIX – начала XX веков, которые сегодня можно во множестве видеть в сети Интернет.

Цель работы – самостоятельное изготовление костюма кубанской казачки.

Задачи:

  1. Изучить особенности костюма кубанской казачки.

  2. Изготовить модель костюма кубанской казачки.

Практическая значимость. Модели могут использоваться при проведении экскурсий в школьном музее, тематических классных часов, на уроках кубановедения и истории.

Структура работы Работа состоит из введения, основной части, заключения, приложений.

РАССУЖДЕНИЕ О КОСТЮМЕ КУБАНСКОЙ КАЗАЧКИ

Все известные нам традиционные костюмы сформировались во времена становления национальностей, и произошло это тогда, когда заимствования в костюмном комплексе между регионами был минимальными. Это обусловливалось уже устоявшимися традиционными формами, климатом, бытовым удобством. К тому же подавляющее число населения проживало тогда в сельской местности, миграция была минимальной.

Кубанское казачество формируется в XIX в., когда культурный обмен между различными областями нашего государства значительно усилился. Отмена крепостного права в 1861 г. усилила приток на Кубань представителей различных губерний и национальностей, населявших Российскую империю. К тому же кубанское казачество формировалось из двух ветвей: казаков-черноморцев и казаков-линейцев. Казаки-черноморцы – потомки запорожцев (украинский этнос), казаки-линейцы – донцы (русский этнос). Нужно отметить, что на быт и культуру линейцев оказали значительное влияние их соседи – терские казаки. Все перечисленное повлияло, в том числе, и на женский кубанский костюм.

Повседневная одежда женщины-казачки состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца[4, приложение 1]. Девушки и молодые женщины носили более яркие цвета, чем старшие женщины. На свадьбу не шили специфического наряда, изготовлялась обычная одежда из дорогих тканей. Свадебную одежду хранили для погребения и в лечебных целях. На Кубани бытовало мнение о том, что если больного ребенка завернуть в свадебную одежду, то он выздоровеет. Праздничную одежду шили из шелка или бархата. Головной убор – платок, с XIX в. – файшонка (ажурная косынка). Праздничные кофты – кирасы – плотно облегали фигуру, застегивались сзади на множество мелких пуговиц, их длинные рукава, со сборками на плечах, к низу сужались.

Сегодняшний кубанский женский костюм нам ярко демонстрирует кубанский казачий хор [приложение 2]. Он состоит из белой блузы-рубахи, рукава которой обильно покрыты вышивкой, длинной юбки, кираса превратилась в жилет. Обязательной деталью является фартук, украшенный вышивкой и кружевами. Основной цвет – красный, реже – синий, бордовый, зеленый. Главное требование – цвета должны быть яркими.

Изучая старые фотографии мы, конечно, не встретили подобных костюмов[приложение 3, 4]. Более того, черно-белые фото относятся к концу XIX – началу XX вв., и, на наш взгляд, трудно найти различая в одежде кубанских казачек, терских и других представительниц казачества этого времени [приложение 5]. Это подтверждает фильм «Кубанские казаки». Фильм снимался в 1949 г. на Кубани, и костюм героини М. Ладыниной не отличается от тех, которые можно видеть на фотографиях начала XX столетия [приложение 6].

Мы считаем, что современный костюм кубанской казачки взял лучшее из костюмов восточноукраинского и южнорусского этносов, на основе которых он сформировался. Парочка – костюм донской казачки стал его базой, но на летнее время кофта превратилась в жилет, что больше соответствует кубанскому климату. Рубаха стала ярко вышитой блузой, в чем мы видим влияние украинского костюма. Богато украшенный фартук тоже стал «подарком» украинского этноса. Русский платок большого размера или вязаная шаль стали неотъемлемой деталью бытового женского кубанского костюма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(вывод учащихся)

Мы находимся в начале изучения кубанского костюма. Эта тема нас искренне заинтересовала, и мы уверенны, что на этом пути нас ждет много открытий. Практической частью работы стали изготовленные ученицами модели костюма кубанской казачки [приложение 7, 8]. Все мы очень гордимся тем, что наши модели отобраны для школьного музея. Мы надеемся, что они будут еще долго востребованы на уроках кубановедения, тематических классных часах, при проведении экскурсий в школьном музее. Как кубанский женский костюм объединил в себе костюмы русских и украинцев, так и практическое изучение его объединило нас, воспитанниц школьного музея, – русских, армянок, узбечку и еврейку. Наверное, по-другому и быть не могло, ведь мы живем на многонациональной кубанской земле, вместе изучаем историю, культуру и традиции Кубани.

Костюм кубанской казачки стал для нас символом дружбы и мира!

Литература

  1. Гангур Н. А. Традиционный костюм черноморского казачества (конец XVIII в. – 1860 г.)/Н.А. Гангур, А. В. Шаповалова. – Краснодар: Традиция, 2011.

  2. Ярошенко И. В. Исторические традиции бытового костюма кубанских казаков XIX – начала XX веков. – Краснодар, 2009. [Электронный ресурс] – URL: http://www.dslib.net

  3. http:// www.kazak-ilim.ru

  4. http:// www.ppt4web.ru

  5. http:// www. seedoff.net

  6. http://www.xreferat.ru

Приложения

  1. Костюм кубанской казачки (Фото: http://ppt4web.ru).

  2. Кубанский казачий хор.

  3. Казачка с детьми. Начало XX в. (Гангур Н. А. Традиционный костюм черноморского казачества (конец XVIII в. – 1860 г.)/Н.А. Гангур, А. В. Шаповалова. – Краснодар: Традиция, 2011.).

  4. Семья казака Овсиенко. Начало XX в. (Гангур Н. А. Традиционный костюм черноморского казачества (конец XVIII в. – 1860 г.)/Н.А. Гангур, А. В. Шаповалова. – Краснодар: Традиция, 2011.).

  5. Памятник матери-казачке (http:// www.kazak-ilim.ru)

  6. Кадр из фильма «Кубанские казаки».

  7. Модели костюма кубанской казачки, выполненные ученицами 8 «А» класса. Фото Г. В. Матвеевой.

  8. Костюм кубанской казачки. Модель выполнена Абдуллаевой Л., фото Г. В. Матвеевой.

1 Фото: http://ppt4web.ru 2 Кубанский казачий хор

3 Казачка с детьми. Начало XX в. 4 Семья казака Овсиенко. Начало XX в.

(Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына)[1]

5 Памятник матери-казачке (Иркутск)

6 Кадр из фильма «Кубанские казаки»

7 Модели костюма кубанской казачки, выполненные ученицами 8 «А» класса

8 Костюм кубанской казачки

Слева направо:

Павловская Алена, Оганян Сусанна, Абдуллаева Лолахон, Баранова Виктория

infourok.ru

Социальный проект исследование. Костюмы казаков на Кубани в 19 веке

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Социальный проект учащихся 6 «А» класса

Проект-исследование
Костюмы казаков на Кубани в XIXв

Армавир, 2016

Введение

В последнее время очень много говорится о возрождении России. Без возрождения малых частиц большого организма не возможен подъем великой Державы. Именно поэтому необходимо налаживать, восстанавливать устои российского народа с его многовековыми традициями домоводства, земледелия, воспитания и образа жизни.

Возвращение к истокам российской семейной преемственности, связь поколений, возрождение духовности. Вот основные приоритеты, цели и задачи в развитии возрождения России. Наш край крепок самобытными семейными традициями.

Казачество испокон века считалось оплотом российских границ, образцом достойного и честного служения отчизне. В наши дни на Кубани весомо заявило о себе возрождающееся казачество, воскресли забытые национальные традиции.

Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям. Их волновало, какой была их страна в давние или не столь далекие времена, что происходило и происходит на той земле, где они живут, учатся, работают.

Нам необходимо вернуться к истокам казачества, чтобы как можно большее представление иметь об их жизни и традициях.

Актуальность выбранной темы очевидна, так как современная система образования в России стремится развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства. Создание макетной композиции костюма позволит наглядно представить учащимся жизнь их прародителей, что поможет углубить их знания о казачьей и подтолкнет к глубокому, осмысленному пониманию истории родного края.

Цель проекта: Сохранение памяти об историческом прошлом малой родины, формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагога.

Для достижения цели проекта были поставлены следующие задачи:

  • исследовать исторические и природно-климатические предпосылки создания костюмных комплексов кубанских казаков;

  • проанализировать основные виды мужских комплексов бытового костюма кубанского казачества в исследуемые годы;

  • изучить культуру и традиции кубанского казачества

  • воспитать эстетическое и нравственное отношение к окружающим людям, предметам.

  • изучить историю родного края, особенности быта, занятий, культуры народа, его населяющего, посредством непосредственного участия в реализации проекта;

  • разработать и подготовить материалы к изготовлению макета-костюма казачки.

Объект исследования: история Кубанского казачества.

Предмет исследования: традиции казачества, быт и нравы кубанских казаков.

Сроки реализации: март-май 2016г.

Исполнители: учащиеся класса, родители, педагоги.

Содержание проекта

Во время поисковой работы, в семейном архиве ученицы 5 А класса была найдена фотография казачьей семьи в традиционных костюмах.

Одежда казака и казачки.

Жена оберегала дом. Одежда казачек была поразнообразнее вещей, которые носили их мужья, сыновья. Основной вещью было платье – кубелек. Его могли себе позволить и бедные, и богачки, правда, платья различались тканью. Под это платье-камзол носили рубашки, выглядывавшие спереди и из-под пышных рукавов.

Можно было носить и широкую юбку – теплую или легкую – с кофтой или рубашкой под горло. Однако такое одеяние могли себе позволить только старшие дочери, достигшие пятнадцатилетия. Девочки же ходили в полотняных длинных рубашках да сарафанах. Одежда казаков-мужчин была более суровой, одежда казачек же пестрила всевозможными вышивками, камнями, меховым и кружевным вставкам. Например, бешмет женский почти не отличался от мужского, единственное – он был женственнее, элегантнее, ярче. Основной задачей казачек являлась работа по дому, содержание хозяйства, воспитание детей по совести. Жена должна была также быть во всем покорной своему мужу, а тот, в свою очередь, привозил ей гостинцы из дальних стран, потому в ранних нарядах прослеживаются черты восточного костюма.

История традиционного костюма казачки

Традиционный женский костюм сформировался к середине XVII века и имел русско-украинскую основу. Одежда у казачек различалась, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах. Праздничную одежду шили из шёлка или бархата.

Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка. В праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отдел кой. А вот праздничные кофты («кирасы») шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти. Украшением служили все те же оборки, кружева и тесемки, а также разноцветные бусы на шее. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром.

Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от нем. слова «файн» – прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. Шлычка надевалась. На шлычку женщины летом надевали лёгкие шёлковые или ситцевые платки, зимой – тёплые вязаные платки или шали. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой.

Головные уборы у женщин

Казачки носили кружевные платки. Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. Шлычка надевалась на косы, уложенные на затылке, и затягивалась шнурком, а сверху иногда был платок. В гардеробе каждой молодой казачки имелся и кокошник. Вышивается и украшается лентами, так же как и парочка.

Кокошник – женский головной убор, украшение.

История традиционного костюма казака

Одежда кубанских казаков схожа с одеждой донских. Однако она больше переняла черты от кавказских нарядов, с носителями которых казаки жили по соседству и большую часть времени – в мире. Традиционной верхней одеждой считалась черкеска – вроде бешмета. Спереди она застегивалась на крючки, как можно богаче украшалась серебром. Рубаха составляла основу нижней одежды, могла носиться навыпуск и заправляться. Поражают разнообразием сапоги. Традиционная одежда оказалась непригодной на поле жестокого боя, поэтому казакам выдали обыкновенную военную форму. На парадах же им разрешали надевать народный костюм.

Знаки отличия у казаков

Казаки носили лампасы. Этот элемент шаровар расценивался как осознание своей принадлежности к вольному царству. Казаки, как известно, свободолюбивый, гордый, независимый народ. И это проявлялось даже в одежде. Вот и лампасы были предметом гордости, который, впрочем, пытались запретить и даже расстреливали за ношение этого знака отличия. Тем не менее, казаки стояли на своем и не сдавались.

Казачья одежда сегодня

Одежда казаков, как, впрочем, и любая другая национальная одежда, подверглась ассимиляции. В нее проникли европейские течения. Сейчас мало кто ходит в казацкой одежде – разве что на фестивалях. Но одежда донских и кубанских казаков остается интересной и не теряет обаяния, самобытности, духа независимости. Казаки существуют и сегодня. Они еще чтят традиции и по праздникам надевают традиционную форму. 

Практическая часть

– Сейчас мы попробуем создать костюм кубанской казачки. Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа будет выполнять своѐ задание. В конце практической части должен получиться традиционный костюм кубанской казачки

1 группа – создает манекен. Нужно найти пластиковый, глиняный или фарфоровый манекен или сделать самостоятельно

2 группа – ищет, материал соответствующие тканям, описанным в исторических источниках, делает выкройки.

3 группа – из различных элементов выкроенного костюма собирает модель в ручную, а так же используя швейную машинку, для соединения основных деталей.

– Далее все свои работы прикрепляют на заготовленной манекен.

Дети читают стихи:
Кубань моя, я слышу голос твой. 
Звучит в душе он песней соловьиной. 
Я вижу образ яркий и живой –   
Мы связаны незримой пуповиной. 
Ты,  словно мать  мне любящей рукой 
 Подносишь все свои  дары святые.  
Есть среди них закаты над рекой,
И зорьки  у курганов золотые.        
Янтарный мёд и нежная лоза,       
Ромашковых полей очарованье,       
Звенящая июньская гроза  
И голубков влюблённых воркованье.  
Туманы голубые и роса       
На ковыли нанизанная кем-то,    
Плакучих ив зелёная коса, 
В горах тропинка, вьющаяся лентой.       
Морской прибой и топот табунов,       
Да сена аромат всегда пьянящий.     
И сладость зрелых, сочных кавунов. * 
Кубанский дух над Родиной летящий…  

* Кавун – арбуз ( кубанская балачка)
 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «КАЗАЧЬЕ ПОДВОРЬЕ»

ЭТАП 1.

Создание инициативной группы по реализации мероприятий проекта. Изучение литературы, накопление материала.

Была создана инициативная группа по реализации мероприятий проекта.

Участниками группы была изучена литература по описанию одежды кубанских казаков, собран устный материал по теме из рассказов коренного населения

ЭТАП 2.

Создание плана традиционного костюма казачки

В результате проведенной работы была разработана модель костюма казачки

ЭТАП 3.

Оформление проекта.

Изготовление элементов костюма и головных уборов для проекта «Одежда кубанской казачки».

Директор МАОУСОШ №4 Н.П. Загорулько

г. Армавира

Учитель истории И.С. Агуреева

25.05.2016г.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о