Краткое содержание ушинский четыре желания для читательского дневника – Ушинский “Четыре желания”: краткое содержание какое?

Отзыв о рассказе Ушинского «Четыре желания»

Главный герой рассказа Константина Ушинского «Четыре желания» — мальчик по имени Митя. Однажды зимой он катался на санках с горы, и на коньках по речному льду. Когда Митя пришел домой, он сказал отцу, что зима ему нравится, и он хочет, чтобы она была всегда. Отец предложил записать Митино желание к нему в записную книжку.

Настала весна и Мите очень понравилось бегать по зеленому лугу, гоняясь за бабочками. Он сообщил отцу о своем желании, чтобы всегда была весна. И это желание было занесено в записную книжку отца.

Летом Митя побывал на сенокосе. Он прыгал на душистом сене, ловил рыбу, собирал ягоды. Вечером Митя высказал пожелание, чтобы лето никогда не заканчивалось. Отец записал желание сына к себе в книжку.

А осенью, когда настала пора собирать урожай в саду, Митя начал восторгаться этим чудным временем года. Теперь он хотел, чтобы и осень длилась вечно. Тогда отец достал свою записную книжку и показал сыну, что то же самое он говорил и о других временах года.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль Ушинского «Четыре желания» заключается в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь их замечать и ценить.

Рассказ Ушинского «Четыре желания» учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года.

В рассказе мне понравился отец Мити, который придумал записывать пожелания сына в свою записную книжку, с тем, чтобы позже наглядно показать ему, что каждое время года прекрасно по-своему. Симпатию вызывает и мальчик Митя, который в любую погоду способен увидеть хорошее, выбрать себе занятие по душе. Мне нравится его положительный настрой, его добрые отношения с отцом. Митя любит природу, он близок к ней. Природа отдает великое даром — свежий воздух, солнце, красоту. Надо ценить природу и уметь видеть в ней прекрасное.

Какие пословицы подходят к рассказу Ушинского «Четыре желания»?

В зимний холод всякий молод.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Каково лето, таково и сено.
У природы нет плохой погоды.

madamelavie.ru

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: пересказ рассказа К. Д. Ушинского "Четыре желания"

Речевое развитие в подготовительной группе

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Программные задачи: Учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений, близко к тексту.

Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.

Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком и определять его место в слове.

Развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание.

Воспитывать интерес к явлениям природы.

В.: Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на рабочий лад:

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятии.

- Сегодня утром к нам в детский сад приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс посылку.

-А вы хотите посмотреть, что же там внутри?

-Но сначала мы с вами отгадаем загадки. Правильные ответы будут появляться на экране. Присядем на коврик так, чтобы не мешать друг другу. Слушаем внимательно:

игра «Времена года»

1. Сколько снега намело!

Стало чисто и светло.

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

Настоящая … (зима). (слад зимы – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ЗИМА.

2. Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Наступает непогода,

Это к нам идет… (весна). (слад весны – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ВЕСНА.

3. Спеет сладкая малина

На лесной опушке,

На болоте у осины

Квакают лягушки.

И выводит соловей

Трели до рассвета.

Ночь короче, день длинней,

Наступило … (лето). (слад лета – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ЛЕТО.

4. Вот ненастный день понуро

Листьев ворох в ноги бросил,

И сереет небо хмуро,

И дождями плачет … (осень). (слад осень – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ОСЕНЬ.

- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки и называли первые и последние звуки в словах.   Догадались,  о чем мы сегодня будем говорить?

- верно, о временах года.

(на экране - картинки, изображающие 4 времени года)

-Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)

-А как можно сказать об этом одним словом? (времена года).

- А какое у вас  любимое время года и почему? (ответы детей)

- Что ж, это очень хорошо.

/выключить проектор/

Вот и наступило время посмотреть, что же лежит в посылке: отк –ры – ва - ю, ух - ты! Да это же книга – рассказ К. Ушинского «Времена года! Здорово!

А вам, ребята, интересно узнать, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?

Сядьте удобно, спинка прямая, ножки вместе. Сейчас мы прослушаем рассказ, который называется “Четыре желания”. Написал рассказ Константин Ушинский. Ребята, я попрошу вас внимательно послушать и запомнить, чем занимался мальчик.

а) Чтение первой части рассказа.

«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! » «Запиши свое желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал»

Беседа по содержанию.

- Как звали мальчика? /Митя. /

- Что делал Митя зимой? /Катался на саночках и на коньках. /

- Каким он был зимой? /Румяным и веселым. /

- Какое желание высказал мальчик своему отцу? /Он хотел, чтобы всегда была зима. /

- Куда записали его желание? /В записную книжку. /

- Выберите модель для рассказа о зиме /поставить модель на мольберт/

- Послушайте и скажите, какой знак может стоять в конце этого предложения: Митя сказал: «Уж как весело зимой! » /Восклицательный. /

- Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака друг другу и, каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией, ваши предложения должны быть радостными, восклицательными. (Уж как /радостно, славно, прекрасно, увлекательно, отлично, хорошо, здорово/ зимой)

б) Чтение второй части рассказа.

- Слушайте продолжение.

«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была! » Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание»

Беседа по содержанию в виде загадывания загадки на экране (последовательно «выплывают» буквы: В…Е…С…Н….А)

- Сейчас мы с вами попробуем отгадать весеннюю загадку. Ваши правильные ответы, помогут отгадать зашифрованное слово.

- Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? /Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками. /

- Какие были бабочки? /Бабочки были пестрые. /

- Что мальчик рвал на лугу? /Мальчик рвал цветы. /

- Как мальчик говорил о весне? /Что за прелесть эта весна! /

- Куда Митя записал свое желание? /Митя записал свое желание в записную книжку. /

- Молодцы! Все правильно отгадали.

- Прочитайте, какое слово получилось. /Весна. /

- Выберите схему для рассказа о весне. /поставить схему на мольберт/

в) Чтение третьей части рассказа.

«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! » И это желание Мити было записано в ту же книжку».

Беседа по содержанию.

- Куда отправился Митя с отцом летом? /На сенокос. /

- Как мальчик веселился весь день? /Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене. /

- Что сказал Митя отцу вечером? /Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было! /

- Куда было записано желание мальчика? /В записную книжку. /

- Подберите схему о лете. /поставить схему на мольберт/

игра «Подбери признак»:

-лето (какое?)- жаркое, теплое, солнечное, красивое и т.д.

- зима (какая?) - белоснежная, лютая, суровая, долгая, студеная, белая и т.д.

- осень (какая?)- золотая, дождливая, урожайная, скучная, богатая и т. д.

- весна (какая?) - долгожданная, теплая, ранняя, зеленая, свежая, цветущая

г) Чтение четвертой части рассказа.

- Слушайте, что было дальше.

«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года! » Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете»

Беседа по содержанию.

- Какое время года наступило? /Осень. /

- Что делали люди в саду? /Собирали румяные яблоки и желтые груши. /

- Какое было настроение у Мити? /Митя был в восторге! /

- Что мальчик говорил отцу? /Осень – лучше всех времен года! /

- Что сделал отец? /Показал сыну записную книжку, где было записано, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. /

- Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним. 
Что означает слово румяный? (красный, алый).
Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
Что значит, восторг (веселье, радость).
Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка) 
А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),

Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

- Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я буду выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор.

(повторное чтение)

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Ребята, как вы думаете, какая модель подойдет? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Какая модель подойдет к этой части, как думаете? (бабочку, цветок, книжку).

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный  день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Как думаете, какую модель выбрать сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

- Ребята, вот модели. Соединив их вместе, получился рассказ в моделях.  
Для вас эти модели являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке? Да.
Кто хочет рассказывать начало рассказа?

Кто продолжит?

Кто будет рассказывать о лете?

Кто закончит рассказ?

(вызвать 4 детей)

- Слушайте внимательно друг друга, каждый будет рассказывать об определённом времени года. Один начнёт, другой продолжит, и так по порядку.

(рассказы детей)

- Спасибо, ребята. Вы точно передали текст.

-А сейчас кто-нибудь один сможет пересказать рассказ целиком.

-Молодцы, дети, очень подробно рассказали.

-Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо, - а осенью еще лучше.

Предлагаю поиграть в игру «Составь предложение».

- на, зимой, кататься, весело, санках.

- на, хорошо, лугу, весной, зеленом.

- много, в, летом, лесу, ягод.

- яблоки, осенью, и, поспевают, груши.

- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
- Кто написал рассказ? (К.Д. Ушинский).

- Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

- Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Рефлексия

- Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.
Когда я буду показывать вам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).

nsportal.ru

К.Д. Ушинский "Четыре желания" — ТолВИКИ


Ушинский Константин Дмитриевич
"Четыре желания"

Биография Ушинского Константина Дмитриевича

Константи́н Дми́триевич Уши́нский (19 февраля (2 марта) 1824, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского занятия педагогикой.

Читать далее

Аннотация

В детской книжке великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870) расказывается о маленьком мальчике Мите и его четырёх желаниях. В книжке много замечательных иллюстраций. Для детей дошкольного возраста.

История создания

Много лет назад в России жил замечательный педагог - Константин Дмитриевич Ушинский. Он стремился к тому, чтобы в России было как можно больше школ и в них учились дети простых русских людей. Ушинский составил для детей учебники - "Детский мир" и "Родное слово". В этих книгах Ушинский рассказывал маленьким читателям о жизни и труде людей, о чудесах природы и о том, как велик и разнообразен окружающий нас мир. Он учил детей горячо любить родной народ и родной язык. В этой книге напечатаны маленькие рассказы Ушинского.

Рассказ

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: – Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была. – Запиши твоё желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: – Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу: – Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: – Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Аудиокнига

Интересные факты

Сказка "Четыре времени года" была написана адмиралом Александром Шишковым еще в 1837 году, задолго до того, как у известного педагога Константина Ушинского появился более краткий вариант "Четыре желания". Эта интерпретация сказки имеет более глубокий, даже религиозный смысл и разъяснение. Как раз повод для разговора с ребенком о том, что всему свое время, причем многое приходит и уходит помимо наших желаний. Мы же только должны научиться радоваться всему окружающему по пословице "Что Бог дает — все к лучшему". После прочтения этой сказки во время прогулки обратите внимание ребенка на что-то красивое и характерное именно для настоящего времени года, а потом пусть он попытается вспомнить такое же не менее красивое и важное из других времен года. Так у вас получится развивающее занятие.

Цитаты о любви к природе

«Природа... будит в нас потребность в любви...» (Иван Тургенев)

wiki.tgl.net.ru

План-конспект на тему: Конспект по развитию речи Тема: «Четыре желания» (пересказ рассказа К. Д. Ушинского)

Тема: «Четыре желания» (пересказ рассказа К. Д. Ушинского) 

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе творческого пересказа рассказа близко к тексту.

Задачи:

  • Создать условия для творческого пересказа рассказа;
  • Совершенствовать умение у детей логически выстраивать свое высказывание;
  • Активизировать словарь прилагательных, упражнять детей в работе над деформированной фразой; воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.

Оборудование: текст рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», сюжетные картинки с изображением четырех времен года, интерактивная кукла

Организация детских видов деятельности:

- коммуникативная,

- двигательная,

- восприятие художественной литературы,

- игровая.

 

Ход ООД

  1. Вводная часть (Организационный момент).

Ребята, разгадайте, пожалуйста, загадки и вы узнаете, о чем мы сегодня поговорим.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зимой)

 

- время года ЗИМА. Назовите первый и последний звук в этом слове.

 

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня ...

(Весна)

- Назовите первый и последний звук в этом слове.

 

Мне тепла для вас не жалко,

С юга я пришло с жарой.

Принесло цветы, рыбалку,

Комаров звенящий рой,

Землянику в кузовке

И купание в реке. (Лето)

 

-  Назовите первый и последний звук в этом слове.

 

Пусто в поле, дождь идёт.

 Ветерок срывает листья.

 С севера туман ползёт,

 Тучи грозные нависли.

 Птицы движутся на юг

 Чуть крылом касаясь сосен.

 Догадайся, милый друг,

 Что за время года? - ...(осень)

 

- Назовите первый и последний звук в этом слове.

 

- молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки.  Догадались,  о чем мы сегодня будем говорить?

- верно, о временах года. Давайте  пройдем за столы  и расскажем о них.

 

Игра «подбери признак»

-лето (какое?) - жаркое, теплое, солнечное и т.д.

- зима (какая?) - белоснежная, лютая, суровая и т.д.

- осень (какая?) - золотая, дождливая, урожайная и т. д.

- весна (какая?) - долгожданная, теплая, ранняя и т.д.

 

2. Сюрпризный момент.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости (вношу куклу) кажется, она что-то хочет нам сказать. Давайте послушаем. (голос куклы «Друзья, помогите разобраться, какое любимое время года у мальчика Мити?»)

-Поможем?

- А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

Чтобы нам разобраться, какое  любимое время года  у мальчика Мити  надо внимательно послушать  рассказ  К.Д. Ушинского «Четыре желания».

3.Основная часть.

Чтение рассказа.

После прочтения рассказа задаю вопросы.

- О чем говорилось в рассказе?

- Кто главный герой?

 4. игра «Составь предложение».

- на, зимой, кататься, весело, санках.

- на, хорошо, лугу, весной, зеленом.

- много, в, летом, лесу, ягод.

- яблоки, осенью, и, поспевают, груши.

5. Физкультминутка.

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (руками описываем фигуру снеговика),

А потом с горы катались (волнообразные движения руками),

веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком-

Получился снежный ком! (рисуем круг)

Холодно гулять зимой (потираем плечи) -

Побежим скорей домой (бег на месте).

 

6. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

7. Пересказ рассказа детьми.

8. Рефлексия.

- О ком этот рассказ?

- Почему все времена года Мите нравились?

- Что Танюша передаст своему другу? Какое любимое время года у Мити?

 

 Четыре желания                       

          К.Д. Ушинский   

 

Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!

- запиши твое желание в мою карманную книжку,- сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный  день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и желтые груши. Митя   был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он  то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

 

nsportal.ru

Занятие по развитию речи. Чтение произведения К.Д. Ушинского "Четыре желания"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (44,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Задачи:

  • Обучение умению понимать смысл художественного произведения, умения соотносить текст с соответствующей иллюстрацией.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Воспитание уважительного отношения к ответу товарища.

Предварительная работа: прослушивание музыкального альбома П.И.Чайковский “Времена года”, звукозапись “Звуки природы”.

Словарная работа: карманная записная книжка.

Ход занятия

I. Орг. момент

1 .Психогимнастика “Солнце - дождик”

2. Артикуляционная гимнастика:

  • “Чашечка - лопаточка”
  • “Трубочка - улыбочка”
  • “Самолет гудит”

- Ребята, не забывайте произносить все звуки правильно.

II. Введение в тему.

1. Загадки о временах года со звуковой записью:

П.И.Чайковский “Времена года”

Дел у меня не мало – я белым одеялом
Все землю укрываю, в лед реки убираю.
Белю поля, дома, зовут меня...(зима).

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня...(весна).

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, “Купайтесь!” - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ...(лето).

Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я ...(осень).

2. Игра “Назови звуки”

Дети, должны назвать, какие звуки можно услышать в разное время года.

  • Зимой – скрип снега, метель.
  • Весной – капель, журчание ручья.
  • Летом – жужжание насекомых, пение птиц.
  • Осенью – дождь, шуршание листьев.

III. Основная часть.

1. Чтение произведения К.Д. Ушинского “Четыре желания”

Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой, румяный, веселый, и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!

- Запиши твое желание в мою карманную книжку, - сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

- Вот уж я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

2. Физ. Минутка “Повтори движение”

Дети выполняют движения за педагогом.

3. Беседа по произведению:

- Сколько желаний загадал Митя?

- Куда записывал свои желания Митя?

- Какое первое желание загадал Митя?

- Что делал Митя зимой? (Зимой Митя катался на санках, на коньках)

- Какое второе желание загадал Митя?

- А что он делал весной? (Весной Митя бегал за бабочками, нарвал цветов)

- Какое третье желание загадал Митя?

- Что делал Митя летом? (Летом Митя ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в сене)

- Какое четвертое желание загадал Митя?

- Что делал Митя осенью? (Осенью Митя собирал плоды: яблоки и груши)

4. Игра “Объясни словечко”

- Ребята, как вы можете объяснить слова - карманная записная книжка.

Если дети затрудняются сказать, то педагог сама объяснить слова и показывает карманную записную книжку.

5. Дид. игра “Подбери картинку”

Рассматривание картинок к произведению и определение их последовательности.

  • Какой рисунок первый? Почему так решили?
  • Какой второй рисунок? Почему? И т.д.

6. Пальчиковая гимнастика “Человечки”

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ – топ – топ,
Топ – топ – топ.

Маленькие ножки
Шли по дорожке:
Топ – топ – топ,
Топ – топ – топ.

IV. Итог.

Ребята, какое время года вам нравится? Почему?

Графическая работа “Время года”

Печатание названий времен года по пунктирной линии.

Дети выбирают название времени года по желанию.

4.03.2013

urok.1sept.ru

Рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания», 2 класс

Урок внеклассного чтения 2 класс

Тема. Рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»

Цель : познакомить учащихся с рассказом К.Д.Ушинского «Четыре желания», раскрыть содержание рассказа , совершенствовать навыки осознанного , правильного чтения; учить находить основные признаки четырех времен года; обратить внимание на привлекательность всех времен года;

развивать речь учащихся, уметь правильно излагать свои мысли;

воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: презентация, книги, смайлы.

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем,

Урок чтения начнем.

Какими же мы будем на уроке?

У-умными

Р-рассудительными

О-организованными

К-культурными

Ребята, пусть этот урок принесёт вам новые знания, хорошее настроение, хорошие оценки.

II.Актуализация опорных знаний

1.Речевая разминка.

-На уроке мы будем много говорить, читать, поэтому давайте подготовимся к этому.

«Кто хочет разговаривать»

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

2.Вступительная беседа

-А начнем наш урок с загадки.Слайд 2.

Есть у природы

Четыре страницы,

Есть у погоды

Четыре сестрицы(Времена года).

- Давайте побываем в гостях у разных времён года.

Слайд3.Прилетают птицы

Звери просыпаются

Первая сестрица

(ВЕСНОЙ )называется.

Ребята , кому нравится это время года? Почему?...

Слайд 4.Сыты все, согреты

Солнца ярким светом

Вторую сестрицу

Называют( ЛЕТО)Кому нравится лето? Назовите месяцы лета…

Слайд 5.Сделаны запасы

Листья облетают

Третья сестрица -

(ОСЕНЬ)золотая. Чем вам нравится осень?

Слайд 6.Всюду снег искрится -

К нам пришла сама

Четвертая сестрица -

Зимушка –(ЗИМА)

- Кому нравится зима?

- Почему?

Каждое время года имеет свои достоинства, свои праздники и отличается своими природными явлениями.

..3.Игра «Назови время года» Слайд 7.

III. Мотивация и сообщение темы урока

-У каждого человека есть желание. Он о чём-нибудь мечтает.

- Какие желания есть у вас?

- Сегодня мы с вами познакомимся произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания».

ІY.Изучение нового материала

1.Рассказ учителя.

2.Выставка книг.

3. Метод «Корзина идей»

- Как вы думаете, о чём рассказ «Четыре желания?»

- О каких желаниях может идти речь в рассказе? Свои предположения запишите в своих тетрадях. 4.Словарная работа:Слайд 8

Прежде чем познакомиться с текстом, давайте разберем незнакомые слова, которые нам встретятся.

Записная книжка- небольшая тетрадь или блокнот в который можно записать то, что ты считаешь нужным, чтобы не забыть.

Прелесть – так называют то, что очень нравится.

Сенокос- время когда косят сено.

Восторг – радостные чувства.

5.Первичное восприятие.

Прослушивание аудиозаписи рассказа «Четыре желания»

6.Проверка первичного восприятия.

Понравился вам рассказ?

Кто главный герой рассказа?

-О каких желаниях идет речь?

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

7.Физкультминутка

8.Вторичное восприятие и анализ.

Чтение детьми по логически-законченным частям с последующим анализом.

9.Игра «Расставь последовательность»Слайд.

Посмотрите в какой последовательности расставлены иллюстрации к тексту. Предложите свои варианты.

10.Пересказ текста.

11.Упражнение «Я начинаю, а ты продолжай»

Y.Закрепление и обобщение полученных знаний

1. Инсценировка «Главное время года»•

– Сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели инсценировку и определили, какое время года главное.

Учитель. Поспорили ребята, какое время года главное?

Вика. Лето! Летом созревают вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.

Расим. Осень – главное время года! Осенью все с огородов убирают.

Вика. Нет,лето ! Летом можно купаться!

Эльвира. Зима – главное время года! И елка зимой, и Новый год зимой! И на санках кататься можно!

Галя. Весна- главное время года. Ведь весной птички прилетают, цветы расцветают.

Вика. А я говорю :- Лето! Ведь летом каникулы!

Учитель: Спорили ребята, спорили и решили к дяде Коле пойти , он комбайнер, он все знает.

Все : Дядя Коля , какое самое главное время года?

Комбайнер : «Летом и осенью земля трудиться – урожай дает людям. Зимой отдыхает, спит. А весной всходы дает. Поэтому ребята, все времена года нужны.

Слайд 10. «Угадай, какое высказывание зашифровано»

Вывод: Все времена года нужны и важны!

-Вот и подходит наше путешествие по временам года к концу.

2.Блиц – опрос. (Отвечай быстро ,четко, правильно. )

1) самое тёплое время года?

2) самое холодное время года?

3) самое дождливое время года?

4) а какое сейчас время года?

5) назовите месяца этого времени года.

6)когда на деревьях появляются первые листочки?

7)Когда опадают листья?

8)когда бегу ручьи?

9)как Митя назвал весну?

10)чем занимался летом?

11)Какая главная мысль текста?

YI.Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, так почему рассказ называется «Четыре желания?» Посмотрите в свои тетради, чьи предположения верны.

У каждого из вас есть желание. Напишите свое желание на лепестке, который лежит у вас на парте и прикрепите к срединке на доске. Шепотом произнесите свое желание.

Посмотрите какой красивый цветок желаний у нас получился. А чтобы желание сбылось ,давайте все вместе произнесем слова ….

Ребята , понравился вам урок ?

-Оцените свою работу на уроке (показ смайлов).

---Оценивание учащихся.

YII.Домашнее задание.

www.metod-kopilka.ru

Ушинский. Что дают детям его рассказы? (часть 1) - анализ

Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки (1), (2), не только сказки научно-познавательные, но и рассказы. Представляю вам анализ рассказов Ушинского: «Дети в роще», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Гадюка», «Утренние лучи».

Рассказ «Дети в роще» —

читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.

В данном произведении рассказывается о том, как двое детей – брат и сестра – решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке – собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.

Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» —

читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.

Рассказ «Гадюка» —

это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.

Рассказ «Утренние лучи» —

здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.

И дорогие мои читатели, на десерт я вам припасла рассказ Ушинского «Четыре желания». Обязательно прочитайте его вашему ребенку!

Четыре желания

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

А в следующий раз я охарактеризую вам следующие рассказы Ушинского для детей: «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Курица и утята», «Проказы старухи-зимы».

До новых встреч!

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

lit-dety.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *