Критерии оценивания взаимодействия с родителями в доу – Тема 9 Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи. ( Кротова Т.В.)

Выявление эффективности работы с родителями в ДОУ

Выявление эффективности работы

с родителями

в ДОУ

Брюханова Г. В.,

студентка МГЛУ ЕАЛИ

Работа с родителями

Уровень удовлетворенности родителей воспитательно-образовательной работой педагогического работника (воспитателя)

Уровень вовлеченности родителей

в ПП ДОО

Анкета 

для родителей «Если честно?...»

Опрос

«Вспомнить все»

Уровень (высокий, средний, низкий)

Уровень(высокий, средний, низкий)

Выводится средний показатель

Опрос «Вспомнить все»

Цель: выявить уровень вовлеченности родителей в ПП ДОО

Заполнить таблицу за текущий год

Форма мероприятия

Название мероприятия

Исполняемая роль

Удовлетворенность мероприятием

Беседа, собрание, консультация, спортивное мероприятие и др.

- Организатор

- Участник

- Зритель

- Знаю, что проходило, но не присутствовал

- Понравилось

- Не понравилось

10%

12%

40%

48%

70 – 100% - высокий уровень

40 – 69% - средний уровень

0 – 39 % - низкий уровень

Анкета для родителей «Если честно?...»

Цель: Выявить уровень удовлетворенности родителей работой воспитателя

1) Как складываются ваши отношения с педагогом группы?  а) Постоянно деловое сотрудничество и теплые дружеские взаимоотношения (3 б.)  б) Хороших контактов наладить не удалось (1 б.)  2) Доверяете ли вы воспитателю вашей группы воспитание своего ребенка? 

а) Да (3 б.)  б) Не со всем (2 б.)  в) Нет (1 б.)  3) С удовольствием ли ваш ребенок посещает детский сад?   а) Да (3 б.)  б) Нет (1 б.)  4) Благодаря помощи педагогов детского сада Вам удалось преодолеть многие трудности в воспитании своего ребенка.  а) Да (3 б.)  б) Нет (1 б.)  5) При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего ребенка в группе детского сада.  а) Да (3 б.)  б) Нет (1 б.) 

Анкета для родителей «Если честно?...»

5) При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего ребенка в группе детского сада.  а) Да (3 б.)  б) Нет (1 б.)  6) Я уверен (а) в хорошем отношении воспитателя к детям группы и к моему ребенку в частности.  а) Да (3 б.)  б) Нет (1 б.)  7) Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы.  а) Да (3 б.)  б) Нет (1 б.)  21-19 б. (100-90%) Высокий уровень удовлетворенности работой педагога  

18-15 б. (85-70%) Средний уровень удовлетворенности работой педагога  

14-7 б. (66-33%) Низкий уровень удовлетворенности работой педагога

Работа с родителями

Уровень удовлетворенности родителей воспитательно-образовательной работой педагогического работника (воспитателя)

Уровень вовлеченности родителей

в ПП ДОО

Анкета 

для родителей «Если честно?...»

Диагностика

«Вспомнить все»

Уровень (высокий, средний, низкий)

Уровень(высокий, средний, низкий)

Выводится средний показатель

Высокий уровень – 3 б .

Средний – 2 б.

Низкий – 1 б.

kopilkaurokov.ru

Критерии оценки эффективности работы детского сада с семьёй

«Д» - дети; «Р» - родители; «П» - педагоги

Критерии оценки эффективности работы

детского сада с семьёй

1. Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю детского сада как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания их совершенствовать.

2. Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

3. Изменение характера затруднений родителей в воспитании детей (осуществляется на основе опросов родителей, их самооценок).

4. Динамика отношения родителей к применяемым способам обращения с ребёнком с точки зрения их этичности, гуманности, возрастной целесообразности, безопасности и комфортного самочувствия ребёнка. Положительные изменения в неблагоприятных семьях: анализ положительных сдвигов или их отсутствие (изучается на основе бесед с детьми и анализа проблемных ситуаций с родителями).

5. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями педагогической литературы; участие родителей в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках, организуемых руководством детского сада. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.

6. Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.

7. Динамика физического, эмоционального психосоматического самочувствия детей (анализируется на основе использования данных стандартных общепринятых методик).

8. Динамика профессиональной компетентности специалистов в общении с родителями (анализируется на основе самооценок и экспертных оценок).

2.2.4 Преемственность в работе детского сада и школы

Модель реализации договора о сотрудничестве детского сада и школы

Формирование базиса личностной культуры детей

Формирование базиса у детей интегрированных знаний

Формирование готовности к школе

Основания преемственности

Развитие любознательности как основы познавательно-исследовательской деятельности будущего ученика

Формирование творческого воображения как направление познавательно-речевого и социально-личностного развития ребёнка

Развитие способностей: обучение ребёнка моделирующим и знаково-символическим видам деятельности

Формирование внутренней позиции личности:

Воспитание интереса и уважения к школьным традициям, к школе, формирование стремления быть школьником

Развитие интереса и серьёзного ответственного отношения к труду, к дисциплине, готовность быть хорошим учеником

Формирование ответственности за усвоение и выполнение правил поведения, целеустремлённости

План работы по осуществлению преемственности

между детским садом и школой МОУ № 54

Таблица 2.4

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Образовательный процесс

1.1.

Диагностирование детей подготовительной группы

Сентябрь

Ст. воспитатель,

воспитатель

Беседа-игра «Чему учат в школе»

Сюжетно-ролевая игра «Мы - ученики»

Воспитатель

Папка передвижка для родителей «Здоровье дошкольника»

Ст. воспитатель

1.2.

Индивидуальные беседы с родителями по результатам тестирования

Сентябрь

Октябрь

Воспитатель, психолог

1.3.

Беседа-игра «Поход в библиотеку»

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Октябрь

Воспитатель

Индивидуальные консультации родителей по вопросам подготовки детей к школе

Воспитатель, психолог

Папка передвижка для педагогов «Умственная готовность детей к школе»

Ст. воспитатель

1.4.

Сюжетно-ролевая игра «Школьный урок»

Ноябрь

Воспитатель

Диктант для родителей «Мой ребёнок»

Воспитатель, специалисты

Папка передвижка для педагогов «Эмоционально-волевая готовность детей к школе»

Ст. воспитатель

1.5.

Сюжетно-ролевая игра «Мы - ученики»

Сюжетно-ролевая игра «На уроке»

Декабрь

Воспитатель

Папка передвижка для родителей «Психологическая готовность детей к школе»

Психолог

Папка передвижка для педагогов «Как подготовить детей к расширению сферы общения при переходе из детского сада в школу»

1.6.

Промежуточное тестирование детей подготовительной группы на предмет подготовленности к школе

Январь

Воспитатель, специалисты

Игры-беседы «На перемене»

Воспитатель

1.7.

Папка передвижка для педагогов «Мотивационная готовность детей к школе»

Февраль

Ст. воспитатель

Игры-беседы «В школьной столовой»

Воспитатель

1.8.

Сюжетно-ролевая игра «В школьной столовой»

Март

Воспитатель

Папка передвижка для родителей «Оцените готовность своего ребёнка к школе»

Ст. воспитатель

1.9.

Сюжетно-ролевая игра «На уроке»

Апрель

Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Перемена»

Сюжетно-ролевая игра «В школьной столовой»

Окончательное тестирование детей подготовительной группы на предмет подготовленности к школе

Опрос родителей о необходимости консультаций по темам «Вы спрашиваете - мы отвечаем»

Ст. воспитатель,

специалисты

1.10

Подготовка карт выпускников детского сада

Май

Специалисты

Папка передвижка для родителей «Готовность ребёнка к школе»

Ст. воспитатель

2.

Организационная работа

2.1.

Запись детей в школу. Комплектование

Май

Ст. воспитатель,

воспитатель

2.2.

Экскурсия в школу с посещением классов для детей подготовительной группы

Октябрь

Ст. воспитатель,

воспитатель

2.3.

Праздник «Прощание с Азбукой»

Март

Ст. воспитатель,

воспитатель

3.

Методическая работа

3.1.

Посещение заведующей и воспитателями подготовительной группы педагогического совета в школе по теме «Преемственность»

Ноябрь

Заведующий

3.2.

Взаимопосещение уроков, занятий

В течение года

Ст. воспитатель

3.3.

Собеседование и консультации с администрацией школы и учителями начальных классов

В течение года

Ст. воспитатель

3.4.

Консультации в школе для родителей будущих первоклассников по вопросам записи

Март-апрель

Ст. воспитатель

3.5.

Консультация для воспитателей «Методика преподавания математики в 1 классе»

Декабрь

Ст. воспитатель

3.6.

Консультация для воспитателей «Методика преподавания чтения и грамоты»

Февраль

Ст. воспитатель

4.

Шефская работа

4.1.

Помощь в изготовлении кормушек для птиц

В течение года

Учитель школы,

ст. воспитатель

4.2.

Помощь в благоустройстве территории ДОУ

В течение года

Ст. воспитатель, учитель школы

4.3.

Помощь и участие учеников-выпускников д/с в изготовлении атрибутов для детского сада

В течение года

Ст. воспитатель, учитель школы

4.4.

Помощь и участие учеников-выпускников д/с в проведении праздников

В течение года

Ст. воспитатель, учитель школы

2.2.4. Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями

Соц. партнеры

Результаты взаимодействия

ГП № 9

Охват профилактическими прививками – 98 %

Санитарно - просветительская работа с родителями, медицинским и педагогическим персоналом (общее родительское собрание, педсовет, санминимум).

Своевременное выявление у детей первоначальных форм различных заболеваний;

Ежегодное проведение профилактических осмотров детей узкими специалистами;

Поставщики продуктов питания

ООО «Утренняя звезда»

Сбалансированное питание,

Результаты анализов :

- калорийность блюд соответствует норме;

Поставка воды ООО «Кристальная»

Соблюдение питьевого режима.

«Самарский аптечный склад», аптека «ВИТА»

«С» - витаминизация третьего блюда.

Оздоровление часто болеющих детей.

МОУ ЦПМСС «Помощь»

- проанализирована организация работы по адаптации детей в группах раннего возраста, оценка – хорошо.

- Консультация родителей

- помощь детям и педагогам в сложных ситуациях

МОУ СОШ № 54

В рамках работы со школой ДОУ поддерживает постоянную связь с учителями: ежегодно проводятся совместные совещания в форме круглого стола воспитателей и учителей начальных классов. Учителя начальной школы ежегодно выступают на родительских собраниях в детском саду по вопросам приема детей в школу, их подготовки к обучению и другим, интересующим родителей вопросам. Учителя начальной школы посещают итоговые занятия в выпускных группах, а воспитатели вместе с детьми старшего дошкольного возраста знакомятся со школьной жизнью, посещают уроки в первых классах, праздники, линейки.

Самарский Университет Коррекционной Педагогики

Ежегодно на базе ДОУ проводится учебная практика для студентов 1-4 курса отделения «Тифлопедагогика», готовятся совместные мероприятия для детей и родителей.

ГУК «Самарский академический театр оперы и балета», Самарская государственная филармония,

Знакомство детей с различными видами искусства, с музыкальными инструментами , повышения уровня музыкального воспитания детей.

Театральный коллектив «Чунга - Чанга»

Повышение уровня эстетического, эмоционального, познавательного развития детей посредством различных видов театра.

Школа искусств № 1

г.о. Самара

Подготовка совместных концертных номеров для утренников, праздников, развлечений, мероприятий с родителями; раскрытие творческого потенциала воспитанников.

Октябрьская районная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ г. Самары

Защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов, а также обеспечение санаторно-курортным лечением членов профсоюза ДОУ.

Сипкро, ТИМО

ЦРО

г. о. Самара

Обеспечение методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ, а также повышения квалификации педагогических работников.

Департамент образования Администрации г. о. Самара

Осуществление функций финансирования и муниципального контроля за деятельностью ДОУ.

refdb.ru

«Социально-педагогический мониторинг эффективности организации взаимодействия ДОУ и семьи»

Данный материал используется на семинаре с педагогами

1 слайд «Социально-педагогический мониторинг эффективности организации взаимодействия ДОУ-семья»

Определяется

¨ изменением характера вопросов родителей к воспитателям, как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание его совершенствовать

¨ ростом посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников

¨ изменениями в неблагоприятных семьях

¨ проявлением у родителей осознанного отношения к воспитательной  деятельности, стремление и умение понимать ребёнка, анализировать свои достижения и ошибки

¨ общественным мнением родителей о воспитании дошкольников в детском саду

 

2 слайд Условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи

¨ единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи

¨ преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи, формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче

¨ планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм

¨ наличие документации, раскрывающей работы педагогов с родителями (протоколы родительских собраний, консультаций, наличие наглядной педпропаганды, их хранение)

¨ подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам: памятки, анкеты, вопросники, консультации, лучший опыт семейного воспитания

¨ участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей-дошкольников

3 слайд Критерии и показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи

К ним относятся:

Критерии анализа годового плана:

¨ планирование задач на диагностической основе с учётом анализа достижений и трудностей в работе с семьёй за прошлый год

¨ учёт интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий

¨ планирование мероприятий по работе с семьёй в каждом разделе годового плана

¨ разнообразие планируемых форм работы

¨ планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьёй; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в опросах взаимодействия с семьёй

¨ выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов  семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона

¨ выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри ДОУ, внутри микрорайона

4 слайд

Критерии  анализа планов воспитательно-образовательной работы:

¨ планирование содержания мероприятий на основе учёта интересов, нужд, потребностей родителей

¨ разнообразие планируемых форм работы с семьёй

¨ наличие анализа результативности проведённых мероприятий

Критерии анализа протоколов родительских собраний:

¨ разнообразие тематики и форм проведённых собраний

¨ отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения)

¨ учёт мнения и пожеланий родителей при  организации следующих мероприятий

¨ неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учёта особенностей каждой семьи.

5 слайд Поэтому, проводя оценку работы дошкольного учреждения, необходимо определить, осуществлялся ли индивидуальный подход к семьям по критериям:

¨ проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях воспитанников

¨ изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания

¨ использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы с родителями

¨ изучение запросов, нужд, интересов родителей

¨ выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания

¨ изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения  взаимодействия с педагогическим коллективом

6 слайд Оценка состояния взаимодействия ДОУ с семьями

Высокий уровень организации взаимодействия:

¨ отсутствие формализма в организации работы с семьёй

¨ учёт социального запроса родителей в планировании работы учреждения

¨ социологический анализ контингента семей воспитанников и учёт его особенностей в планировании работы

¨ использование разнообразных форм работы с семьёй, поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм

¨ систематическая организация активной методической профессиональной компетентности педагогического персонала учреждения в области взаимодействия с семьёй

¨ «открытость» дошкольного учреждения

¨ осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения  как «помощника» семьи в воспитании детей

Средний   уровень организации взаимодействия:

¨ стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей ролти педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу

¨ минимальный учёт в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей

¨ изучение социального профиля семей воспитанников, однако без активного использования полученных данных в работе

¨ сочетание использования во взаимодействии с семьёй традиционных и нетрадиционных форм работы, при  большем акценте на традиционные формы

¨ нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия семьёй

¨ отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье

¨ использование наглядно-информационных форм работы с семьёй, поиск наиболее рационального их применения

Низкий   уровень организации взаимодействия:

¨ формальный подход к планированию и  осуществлению работы с семьёй

¨ отсутствие учёта в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей

¨ изучение социального профиля семей воспитанников, однако без использования полученных данных в работе

¨ бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей

¨ организация открытых мероприятий только в дни праздников

¨ отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье

¨ отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьёй

¨  неэффективное использование наглядно- информационных форм работы с семьёй, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов

7 слайд Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьёй по воспитанию младших и старших дошкольников

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю детского сада как показатель роста их педагогических интересов, знаний  о воспитании  детей в семье, желания его совершенствовать

Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей

Изменения в неблагоприятных семьях:  в чём именно предположительные причины положительных сдвигов или отсутствия таковых.

Изменения в неблагоприятных семьях:  в чём именно предположительные причины положительных сдвигов или отсутствия таковых.

Использование родителями педагогической литературы. Их участие

в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках, организуемых руководством ДОУ. Понимание взрослыми членами семьи не только   практической , но и воспитательной  значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе

Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.

 

 

videouroki.net

Статья на тему "Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребёнка"

Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *