Кукла хантыйская – О традиционной хантыйской кукле, с мастер классом.

О традиционной хантыйской кукле, с мастер классом.

В этой статье я кратко раскажу о хантыйской кукле, о которой мне довелось узнать в этнографическом музее г. Советский, округа Югра.

У хантов помимо своей особенной игрушки существует так же определённая культура игры. Первая кукла у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принодлежности для шитья, лоскуты, и мешочек, в котором хранятся куколки с их нарядами. Девочка начинает сама изготавливать куклу с 5 лет, при этом размер куколки не должен превышать размера её ладони, и не быть меньше мизинца (маленькая кукла применяется в поминальной практике), таким образом куколка как бы растёт вместе со своей хозяйкой. На мой взгляд в этом есть практическая польза, ребёнок тренирует мелкую моторику, не знаю правда осозновали ли это древние ханты.
По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека, так же нельзя повторять чужих кукол (в этом я вижу тоже полезный психологический аспект воспитания). Поэтому создание кукол полностью контролируется старшими родственницами. Игра с куклами разрешена только в светлое время суток, по окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани от куклы расправляются и хранятся самостоятельно.

Главная особенность такой куколки, это её временность, то есть, куколки меняются-одежда остаётся.

Куклы изготавливаются из различных материалов, они изображают людей, деревья, растения, которые часто наделены какими либо элементами человеческой одежды, например платком. Глядя на куклу, можно сказать, какой женщиной вырастет сделавшая ее девочка.
Могут присутствовать элементы дерева — сосновые или кедровые шишки, из них изготавливаются куклы — шишки. Они представляются духами-покравителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей.

Существует две категории кукол, наиболее часто изготавливаемых девочками ханты, – «куклы-растения» и «куклы-люди».

Сейчас мы сделаем куклу-дерево.
Куклы-деревья делаются из ткани, сложенной в 2-3 слоя, толщина зависит от вида дерева. Ткань скручивается валиком и складывается пополам таким образом, что бы нижняя часть образует импровизированные ноги и делает фигуру устойчивой. Характерная черта этой группы кукол-наличие длиннх волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.
Характерной чертой этой группы кукол является наличие длинных распущенных волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.

Мы с вами сейчас сделаем куклу Берёзку.

Нам понадобиться:
1)квадрат белой ткани (у меня был только габардин, с ним неудобно, лучше выбрать хб)края я обметала на машинке, чтобы не ремошился.
2)иголка
3)нитки, одна-которой будем сшивать тело куклы, я взяла чёрную, и никтки на волосы кукле, я взяла две зелёные разных оттенков, что бы передать оттенки кроны берёзки
4)прямоугольную картонку, в моём случае это будет пластиковая карта. Она нам понадобиться в изготовлении волос
5) ножницы

1) начинаем скручивать лоскут ткани с двух сторон к середине, сразу скажу, мне пришлось с габардином повозиться, потому что когда один край закручивался, другой распускался, пришлось пустить в ход зубы.

Свернули, теперь сгибаем пополам таким образом.


Затем сшиваем иглой по бокам в двух местах, оставляя одну треть для обозначения головы, плюс тело и ноги.

У нас должно вот что получиться. (Из-за того чтоя взяла габардин, у меня получился достаточно толстый ствол, это берёзка-толстушка, но можно взять и потоньше)

Оставшейся чёрной ниткой я решила добавить текстуру.

Теперь наматываем нити на карточку или картонку вдоль.

С одной стороны запускаем иглу и продеваем нитку.


Затем завязываем нитку так, что бы собрать и зафиксировать нити, которые будут служить в качестве волос нашему деревцу.

А сейчас нужно обрезать нитки с противоположной стороны.

Теперь получившиеся волосы просто пришиваем, той же ниткой которой связывали их, к макушке деревца и куколка-берёзка готова!

В игре куклы-деревья всегда неподвижны, они могут только стоять и выполнять функцию декорации.

Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они находятся в сидячем положении – сидят, «расправив вокруг себя подол платья». Эти куклы не имеют волос, их головы полностью покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды.

Ярким персонажем является кукла-ягода Пансэмэли (клюква). Это болотная ягода. Ягоду эту ханты берут весной, тогда она более сладкая, чем осенью. Согласно хантыйской сказке, «Клюква» – самая трудолюбивая ягодка. Она занимается рукоделием, готовит, следит за хозяйством и, вообще, без дела сидеть не привыкла. Её постоянной соседкой является травяная куколка – Помсавэли («Травы пырея косичка»), это парные персонажи одной сказки.

Чтобы сделать куклу-клюковку, нам потребуется:
1) Лоскут ткани желтого или коричневого цвета — что будет символизировать цвет почвы севера (там песка много)
2) Лоскут зелёного цвета, это болото, на котором растёт клюква.
3) Треугольный лоскут красного цвета, цвета спелой ягодки.
4) Кусочек ватки для головы куклы
5) Нить

Итак, берём зелёный лоскут и кладём его перед собой как квадрат, а на него кладём желтый, но уже ромбом.

Кладём в серединку кусочек ваты и плотно обжав вложенную вату, затягиваем нитью, фиксируя ее двойным узлом, концы нити не убираются, на них в конце, можно будет повесить бусинки.


Теперь берём красный треугольник, кладём его на головку клюковки и завязываем, полностью закрывая «лицо»


Обкручиваем длинные концы треугольника вокруг головки, «с зади», с той стороны, где торчит задний краешек косынки.

И наконец завязываем концы косынки на 2 узла со стороны «переда», то есть «лица» закрытого тканью.

Затем расправляем зелёные и жёлтые края ягоды, что бы посадить её на «болото».

Вот такая куколка-клюковка и куколка-берёзка у нас получилась(клюковка у меня была уже сделана, я снимала её косынку, что бы показать как завязывать)

Эти куколки служат как декорации для игры, как обереги, они восходят к древним формам религии, когда человек верил в то, что за любым деревцем, любым цветочком стоит какой то дух, который может повлиять на его судьбу.


Куклы — «страшилки», изображения сверхъестественных персонажей, у ханты – уже не игрушка, а способ и форма выражения недовольства, несогласия, своего рода брани: они берут на себя речевые функции. В традиционной культуре этого народа, в «нормах» детского общения запрещено обзывать другого ребёнка, и совсем недопустимо дурно отзываться о взрослом человеке. Поэтому «обзывание» берёт на себя кукла-страшилка. Когда не слушаются младшие братья и сестры или старшая сестра упрямится, то в ответ показывается, а взрослым незаметно подбрасывается, страшилка. Детям запрещалось мастерить и показывать кому-либо такие куклы – так же, как и у нас запрещается употреблять неприличные выражения.


Кукла-страшилка «Пор-нэ» (лесная, подкорневая женщина) является по существу идолом, фигуркой духа, хантыйской бабой Ягой. Такую куклу мастерят в тайне от взрослых. После игры её невозможно разобрать, потому что она состоит из разрезанных лоскутков. Взрослые, обнаружив игрушку «Пор-нэ», очень ругали своих девочек.
(из журнала «Югорское детство»)

Куклы-люди (сох пакыт) выполняются не только из ткани, но также из природного материала: травы, шкурок мелких зверьков, крылышек, хвостов и перьев птиц. В последнем случае персонаж имеет значение какого-либо животного или птицы.

Также функцию куклы могут выполнять подушка и платок. Платок сворачивают, имитируя младенца, а подушку повязывают платком, изображая дитя в люльке.
Такими игрушками, в основном, пользуются маленькие девочки 3-4 лет, которые еще не могут самостоятельно шить.
Кукла в роли игрушки очень подвижна, её можно неоднократно переодевать, изображая различные действия. В каждый игровой период она оригинальна, имеет собственные и нарицательные имена. Куклы представляют все категории населения: младенцев, мальчиков, девочек, мужчин и женщин, стариков и старух. Возрастные категории указываются нарицательно: ко – юноша, пырс ко – старый, но опрятный человек, пырс ики – неряшливый старик, аувэли – хорошенькая девчоночка, аувэль инки — озорная, быстрая девчонка, паэрл инки – мальчуган, пар пэрри – неряшливый, ленивый мальчишка. Игрушки, изображающие мальчиков, могут иметь имена по названию зверей: Плэнки – Мышь, Кучер ики – Бурундук, Ок ики – Лиса. Кукол называют и описательно по среде обитания персонажей: Нёрм нэ – Бора молодая женщина и Нёрм ики – Бора старик, Воч нэ – Городская женщина и Воч ики – Городской старик.
Основная черта куклы – кратковременность её существования. После окончания игры куклу необходимо разобрать.
С помощью платка можно выделить возрастные особенности куколки. Чем больше у нее открыто лицо, тем она старше.

Есть также кукла в очень красивых нарядах и украшениях из бисера. Это — Кукла в наряде (Айвит сикм ярнаснат) она изображает мастерицу, одетую в красивые наряды, чтобы показать их гостям. По преданию, такая Солнцеподобная, Луноподобная девушка в красивом наряде пришла из мира богов и показала женщинам новую моду.

«Кукол-мужчин» в основном шьют из меха и кожи. Ткань используют для туникообразных рубах из плотной ткани и платков-накомарников. Для основы – кукольной формы – используют грубую плотную ткань, сатин или сукно.

По сути, кукол-людей делают почти так же, как клюковку или дерево. Тела делается так же как у клюковки-ткань + кусочек ватки обматывается нитью, и на голову пришиваются волосы сделанные по принципу изготовления волос для куклы-дерева, то есть в моём мастер классе мы выполнили эти два основных элемента, остаётся только одежда для куклы и причёска, что видно по фотографиям, тоже достаточно легко изготавливается. Так что смело можно занять своих детей созданием таких игрушек, главное следить что бы не укололись.

В статье использовались так же фотографии коллекции «Куклы Нёрым-ях» (болотного-народа) Сургутского краеведческого музея.

babiki.ru

«Традиционная Хантыйская кукла АКАНЬ»

Тема:

«Традиционная Хантыйская кукла АКАНЬ»

Выполнил: Терехов Дмитрий

ученик 4 «Е» класса МБОУ

«Средней школы № 2-многопрофильная

имени заслуженного строителя

Российской Федерации

Евгения Ивановича Куропаткина»

Клас.руководитель: Корлыханова А.М.

Нижневартовск 2017г

Содержание:

Введение…………………………………………………………стр.3

1.Теоретическая часть………………………………………….стр.4

1.1 История куклы «Акань» …………………………………..стр.4

1.2 Виды кукол «Акань» ………………………………………стр.7

1.3 Виды кукол оберегов………………………………………стр.9

2. Практическая часть………………………………………….стр.12

Заключение……………………………………………………...стр.13

Литература………………………………………………………стр.15

Введение

Самыми любимыми игрушками хантыйских детей являются куклы Акань. Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей. В традиционной жизни ханты рано приобщают детей к изготовлению народной игрушки, кукла является прекрасной альтернативой современным игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная в магазине. Мы живем в Западной Сибири, на земле народов ханты и манси. Мы должны знать и уважать традиции и обычаи коренных жителей. Многие из них живут на своих родовых угодьях, живут так, как жили их предки и берегут свои традиции. У них имеется много своеобразных, занимательных игрушек, которые передаются из поколения в поколение. Сегодня важно не утратить это богатство народов Севера, ведь это часть культурного наследия нашего государства.

Поэтому мне очень захотелось узнать, какая история куклы «Акань», как можно ее сделать своими руками.

Гипотеза: Традиционные игрушки и игры являются важной частью жизни детей коренного населения Севера, они не только развлекают детей, но и учат взрослой жизни.

Цель работы: Изучить историю куклы «Акань» и ее роль в подготовке детей к взрослой жизни.

Задачи:

1. Собрать информацию о хантыйской кукле «Акань».

2. Изготовить национальную куклу народов ханты своими руками с помощью взрослых.

3. Привлечь внимание детей и взрослых к сохранению югорского наследия.

Объект исследования: хантыйская кукла Акань

Теоретическая часть

1.1 Истрия куклы «Акань»

Куклы существуют практически у всех народов мира. Кукла — первая среди игрушек. Она известна с далёких времён. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла — неизменный спутник.

Игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи.

Хантыйские куклы акань лишены живых черт: если игрушка с глазами останется без присмотра или потеряется в лесу, в нее вселится злой дух, и она превратится во вредоносное существо пэчак.

Но, все таки, кукла является прообразом человека, при этом, не имея ни рук, ни ног, поэтому при создании игровой куклы люди не смели воссоздавать копии людей, но у каждого народа такой запрет выразился в разных видах и формах.

Игрушка обских угров - это средство познания мира взрослых, освоение обычаев, традиций, обрядов. Игры девочек связаны большей частью с куклами. Обские ханты делали куклу чаще всего из суконного лоскутка.  Дети любили играть с куклой, лежащей в берестяной колыбели. У восточных групп ханты кукол делали из кусочков цветных тканей или из оленьего меха, лица у них отсутствовали. Вначале куклу девочке делает бабушка, мама или старшая сестра, потом она изготовляет их сама. Взрослые строго следили за тем, чтобы Акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. По поверьям одежда, «пропитанная запахом живого человека», является его тенью. Считается, что, закопав в землю куклу, одетую в такую одежду, можно наслать неминуемую болезнь или даже гибель на её реального «двойника». 

Считается, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей хозяйкой и мастерицей. Девочек с 5-6 лет матери готовят к роли хозяйки. Шестилетним девочкам матери дарят меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками, для рукоделия. В этих сумочках хранятся все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, неперсток, иглы. И с этого возраста девочки самостоятельно мастерят кукол.

Кукол старались украсить ленточками, бусами, бисером, а одежду сделать похожей на настоящую: считалось, что девочка, умеющая хорошо шить и делать игрушки, будет хорошей мастерицей и хозяйкой. Кукла «акань» - символ женственности, особой общественной и семейной роли, слабости и беззащитности. Игрушки прививали детям полезные навыки, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни.

Вместе с маленькой хозяйкой кукла «Акань» отправлялась в летнюю деревню, в оленеводческое стойбище, на рыболовецкий стан – пески, на праздники. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Таких кукол у девочки собирается целое семейство: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Это традиционный, стандартный набор для игры. Также имеется кукольный гардероб и целое кукольное хозяйство.

К куклам относятся с некоторым суеверием. Существует поверье, что как сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная жизнь. Поэтому девочки своих кукол берегут. Иногда игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости.

Таких кукол у девочки собирается целое семейство: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Это традиционный, стандартный набор для игры. Также имеется кукольный гардероб и целое кукольное хозяйство.

Легенды об акани гласят о том, что если в большой семье, в некоем Роду появляется ребенок, который не подчиняется  общим требованиям к детям, нарушает общий порядок, склонен к озорству или вовсе к дурным поступкам бабушка из этого Рода призывает на помощь акань. Она собирает всех детей и подростков семьи и при них делает куклу – оберег акань. Дети слушают историю  о проступке своего товарища. Готовая акань занимает свое место в помещении, где  живет ребенок, и теперь все дети знают что каждую ночь кукла будет выпивать у провинившегося одну капельку крови. Потрясение от такого наказания бывало настолько мощным, что ребенок не спал всю ночь, а утром был уверен что куколка выпила у него обещанную капельку. Проходило совсем немного времени и ребенок полностью осознавал, что своим поступком нанес вред своей семье, что поступил так ,как нельзя было делать. Не выдерживая более того груза, который на него наложил самый старший и мудрый человек в семье, ребенок бросался к бабушке.  Бабушка принимала искреннее раскаяние  внука. Чтобы обряд прощения был полностью всеми прочувствован и обнародован, бабушка вновь собирает всех детей и подростков Рода. Она делает новую  куклу акань и вручает ее с напутствием, что теперь оберег и охранник семьи акань будет за хорошие поступки на благо семьи и Рода   давать каждую ночь одну капельку крови. Акань же, которая забирала капельку крови, теперь сжигается на костре и уносит вину ребенка далеко в пространство. Счастливый и прощенный всей семьей человечек очищается таким образом от злых темных мыслей и готов действовать на благо Рода. Сегодня мы не можем утверждать, что акань также строго участвует в укреплении семейных традиций, так как само понятие Рода нуждается в  восстановлении. Но сам факт того, что акань дошла с людьми до современности, говорит о том, что она не потеряла своего места в  славянских домах, не сгинула в малонаселенных местах тундры или северных поселениях . Да и магия ее , воздействие на детей дошкольного и младшего школьного возраста остается сильной там, где люди живут большими семьями, крепок авторитет  отца, матери, особенно бабушки и деда как старших представителей Родовой династии. 

1.2 Виды кукол «Акань»

Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «акань», а куклы юганских ханты - «пакы». Эта народная игрушка ярка, красоч­на, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в со­ответствии с народными традициями. В этнографической литературе опи­саны два типа традиционных кукол:

Первая - кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо – из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея состояла у хантыйской куклы ­из целого ряда цветных полос (8 штук).

Для второй куклы головой служит верхняя пластина клюва водоплавающей птицы (гуся, утки или лебедя). Клюв водоплавающей птицы может быть с куском меха снятым с лобной части птицы, а может и без него. Клюв является «не изменой» основой куклы. От его размера зависит будущее куклы. Маленькие клювы используют для создания кукол-детей (4-5 см), большие (чаще всего лебединые) для создания кукол-мужчин (13-14 см), а средние (утиные, 8-12 см) для кукол-женщин. И маленькие тундровички в зависимости от того, какой птице принадлежит клюв, определяют пол самодельной куклы: если это клюв гуся – это кукла- мужчина, если клюв утки – это кукла- женщина. Так же при создании куклы обращают внимание на окрас клюва. Яркие клювы – это основы для создания праздничной, нарядной куклы.

Туловище куклы представляет собой продолговатый кусочек сукна или драпа, высотой 10-15 см, имеет вид правильной вытянутой трапеции, расширяющейся к низу. Основа туловища делается из двух частей: передней и задней полочек, которые одновременно являются одеждой акань.

Передняя полочка - это лицевая сторона одежды куклы и чаще всего она украшается продольными полосами. Полосы вырезаются из сукна (шириной 3-4 см), разного цвета (чаще всего красного, желтого, синего, зеленого). Обычно используют нечетное количество полос: 3, 5, 7 и т.д. Пришиваются полосы с двух сторон к передней полочке, нитками по цвету полосы. Дополнительно костюм куклы может быть декорирован бисером, нашитым на боковые полосы. Иногда простые полосы заменяются полосами, состоящие из орнамента в виде треугольников или зайчих ушек.

Задняя полочка - спина куклы со всех сторон примерно на 3мм больше передней и может быть вырезана из материала другого цвета. Между собой, полочки сшивают по низу, бокам и плечам, оставляя отверстие сверху.

В полученное на туловище отверстие вставляют голову (клюв) и закрепляют ее, ушивая ворот, также иногда делают несколько дополнительных стежков по костяной пластине и основе. Для укрепления ворота кукле вырезают цветной воротник прямоугольной формы из сукна или меха, которым горизонтально обворачивают клюв, вставленный вовнутрь костюма.

Очень многое символизирует цвет лицевой стороны одежды куклы. Кукла молодой женщины имеет яркий костюм. Кукла пожилой женщины костюм из приглушенных тонов. Синие, темно-зеленые, черные цвета преобладают в костюмах мужчин. Очень редко костюм (основу) шьют из белого или светлого материала. Это объясняется тем, что белые цвета символизируют у данного народа цвета высших божеств и духов, которым делаются приклады из светлых материалов.

У кукол – женщин и носик поизящнее и головку украшают нарядные косы, сделанные опять же из сукна и украшенные бисером

Ложных кос может быть от 2 до 4. По наличию ложных кос и украшений из бисера, можно определить, что кукла является девушкой, женщиной, напротив, у кукол акань мужчин подобные украшения отсутствуют.

Наряды куклы акань очень просты, но в тоже время каждая кукла именно по своей одежде и набору украшений индивидуальна и несет на себе отпечаток своей мастерицы.

1.3 Виды кукол – оберегов

В истории России немало место отведено различного рода обрядам и обрядовым предметам, особо почетное место среди них всегда занимали замечательные творения рук человеческих в образе кукол-оберегов. Именно такого рода куклы по старым поверьям считались некоторыми талисманами, призванными защищать и оберегать своих хозяев от различных несчастий и страшных испытаний. Изготавливались они практически без использования иголок и режущих инструментов посредством скручивания, закручивания и завязывания узлов из ткани и нитей. Все делалось только путем разрыва ткани руками.

Одна из таких кукол-оберегов для дома «Северная берегиня» изготавливалась из небольших лоскутов ткани, ярких расцветок, от ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина. Считалось, что она приносит благополучие в дом и охраняет его покой. Её ставили в северный угол избы. Многослойность этой куклы указывала на множество тел человека, множество миров, множество воплощений души. Кукла берегла народы севера от злых духов, которыми северная земля была полна, так как считалось, что все зло находиться в северных широтах и людям там приходится очень нелегко, защищаясь от злых духов. Считалось, чем ярче лоскутки ткани, тем сильнее кукла и ее магическая сила.

«Божье Око» -это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. "Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «акань», а куклы юганских ханты - «пакы». Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями. В этнографической литературе описаны два типа традиционных кукол:

Первая - кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо – из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея состояла у хантыйской куклы из целого ряда цветных полос (8 штук).

Для второй куклы головой служит верхняя пластина клюва водоплавающей птицы (гуся, утки или лебедя). Клюв водоплавающей птицы может быть с куском меха снятым с лобной части птицы, а может и без него. Клюв является «не изменой» основой куклы. От его размера зависит будущее куклы.

Куклы ненцев, хантов, селькупов и коми-зырян имеют между собой черты сходства, но у каждой есть и свои отличительные особенности. История создания кукол напрямую связана с духовными представлениями северных народов. Очень многое символизирует цвет лицевой стороны одежды куклы. Кукла молодой женщины имеет яркий костюм. Кукла пожилой женщины костюм из приглушенных тонов. Синие, темно-зеленые, черные цвета преобладают в костюмах мужчин. Очень редко костюм (основу) шьют из белого или светлого материала. Это объясняется тем, что белые цвета символизируют у данного народа цвета высших божеств и духов, которым делаются приклады из светлых материалов. У кукол – женщин и носик поизящнее и головку украшают нарядные косы, сделанные опять же из сукна и украшенные бисером.

У традиционных кукол не изображаются черты лица. Потому что, по поверьям коренных народов Севера, это одушевляет вещь, и она становиться изображением духа, идола, и в куклу может вселиться злой дух или божество, которое на всю семью может наслать несчастья.

Но, все таки, кукла является прообразом человека, при этом, не имея ни рук, ни ног, поэтому при создании игровой куклы люди не смели воссоздавать копии людей, но у каждого народа такой запрет выразился в разных видах и формах.

2. Практическая часть

Меня заинтересовала эта тема, и я с помощью своей бабушки изготовил куклу Акань. Для этой работы мне понадобились лоскутки ткани разнообразных расцветок, нити, бисер, декоративные ленточки.

Технология изготовления куклы «Акань» включает в себя: выбор головы, изготовление головы, пошив платья (халата) и сборка.
Существует два варианта головы Акань: головка, состоящая из целого ряда белых и цветных полосок; головка - клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой. 
Хантыйская кукла «Акань» представляет собой фигурку женщины, девушки, мужчины, ребенка, старика и старухи. 

Чтобы изготовит хантыйскую куклу Акань нужно:

  • Берём лоскут белой ткани или ленты, скручиваем его трубочкой, чтобы получилась головка;

  • Потом из лоскутка вырезаем полукруг и сворачиваем его в конус, получится платье для куклы и из конуса поменьше шьем головной убор;

  • Все украшаем тесьмой с орнаментом, бисером, мехом.

3. Заключение

Игрушка народов Севера является носителем информации, развивает в ребенке различные способности: мышление, внимание, память, терпение, сообразительность, ловкость, упорство и много других качеств, которые пригодятся ему в жизни.

Первый мир, который строит в своей жизни человек и в котором он сам распределяет роли – это мир куклы. Детские игры, несмотря на их простоту, выполняют важные ритуальные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности.

Народная игрушка – один из элементов культуры любого народа, её изучение способно раскрыть многие стороны жизни этноса. Поэтому исследования в данной области имеют большую ценность. Работая над этим проектом, мы узнали, что весь уклад жизни хантыйской, мансийской или ненецкой семьи определяется основным занятием отца – охотой, рыболовством или оленеводством. Жизнь в суровых климатических условиях ничего не преподносит в готовом виде. Здесь всё добывается нелёгким трудом. Поэтому игрушками детей часто являются косточки рыб, птиц, животных, а также их головы, лапы, перья, клювы…

Одним из главных средств воспитания детей является игра, ибо она отражает действительность, различные события жизни. Девочка в семье с малолетства приучалась рукоделию. Хантыйская, мансийская женщина – большая труженица, искусная рукодельница, мастерица, которая не привыкла сидеть сложа руки, они у неё всегда в работе. Дети впитывают это с молоком матери. Женщины украшают одежду бисерным плетением, вышивкой – девочки учатся и украшают этим одежду своих кукол.

Работа над этим исследованием способствовала изучению традиций северного народа, уклада жизни, культуры через национальную куклу - оберег. Знакомясь с куклами, мы переносились тот в восточную часть, то в северную часть нашего региона. Сейчас ведутся работы по возрождению и сохранению культурных традиций коренных малочисленных народов Севера, приобщению подрастающего поколения к национально-культурному наследию.

Итоги проведенной работы:

1. Мне удалось достигнуть поставленных целей и задач. Я расширил свои представления о традиционной хантыйской игрушке, кукле «Акань», узнал, из чего изготавливали их, что они обозначали.

2. Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.

4. Результаты материала будут полезны всем, кто интересуется культурой коренных народов Севера, в частности культурой народов ханты.

Цель и задачи работы достигнуты.

Литература:

  1. Головнев А.В., Лезова С.В.Игра /Северные просторы. 1994. №2 с.56.

  2. Малыгина А.А. Куклы народов Сибири (по коллекциям МАЭ). Материальная и духовная культура народов Сибири. Ленинград «Наука», 1988. с.130.

  3. Павлинская Л.Ф. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири\Традиционное воспитание у народов Сибири. Ленинград, «Наука», 1988, с. 222-250.

  4. Певгова Л.В. Национальные игры народов Севера. Л.,1939.

  5. Рейсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов обского Севера /Советская этнография, 1949. №3. с. 131.

15

multiurok.ru

Хантыйская кукла «Акань» | podelki-doma.ru

Приглашаем принять участие в конкурсе сценариев! Призы для каждого участника! Подробнее...

Хантыйская кукла «Акань»

(головка — клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой)

Ханты делают куклу из суконного лоскутка; «головой» такой куклы служил клюв гуся, утки или турпана, срезанный вместе с лобной шкуркой. Это неслучайно, ведь в обско-угорской мифологии водоплавающая птица связана с богиней плодородия, покровительницей женщин Калтащ. Считается, это она давала жизнь, решала, какой душе вселиться в тело новорождённого. Кроме того, у северного народа с птицей связано представление о душе, то есть о верхнем мире. А с водоплавающей, помимо этого, ещё и связь с нижним миром — землёй. Поэтому птичий клювик, частичка птицы — образ, в котором сконцентрировались все представления о мире. Кукла — это миф в свёрнутом виде. И важно, что этот образ водоплавающей птицы, у всех народов Севера основополагающий, заменял самую важную часть человека — голову. Спереди на лоскуток нашивали вертикальные полоски из цветного сукна. Кукол старались украсить ленточками, бусами, бисером, а их одежду сделать во всем похожей на настоящую.

1. Берем клюв гуся, утки или турпана, срезанный вместе с лобной шкуркой.

2. Лобную шкурку обшиваем тканью, делая, таким образом, имитацию туловища для Акань.
Клюв обозначает лицо, а шкурка – туловище.

Когда ребенок будет играть с куколкой, то, естественно, ему захочет заглянуть под платье, чтобы узнать, что там находится и, поэтому, из эстетической точки зрения, шкурку прикрывают. Для этого шьется миниатюрный мешочек.

Вот в этот мешочек помешаем шкурку и прикрепляем их, получается имитация туловища.

3. Платье лучше шить из сукна, тогда кукла будет стоять. Берем лоскут однотонной ткани прямоугольной формы, величина его зависит от размера верхней части куклы.

4. Подбираем поперечные лоскутки для пошива полосок, учитывая, что полоски должны быть контрастного цвета по отношению к основе. Хантыйские женщины предпочитают комбинировать из сукна четырех цветов: красного, желтого, синего и зелёного.

5. С изнаночной стороны при¬шиваем нижнюю полоску, шириной 1 см, классическим хантыйским швом, (шов шаг с заходом за шаг).

6. Пришитую нижнюю полоску выворачиваем на лицевую сторону, аккуратно пригладим к основе.

7. Осторожно заправляем внутрь 1-2 мм кромочку полоски, и пришиваем сверху к ткани. Шов классический.
Выводим иголку с изнаночной стороны на лицевую так, что бы иголка вышла на самой полоске, очень близко к кромочке. Ставим точку, где выходит иголка, теперь иглу втыкаем на расстоянии 1 мм. Ткань очень близко к полоске, при этом при¬хватываю только лишь 1-2 ниточки ткани.
Выводим иглу вместе с прихватом на кромочку полоски, при этом швы с изнаночной стороны должны выглядеть, как гнидки (это ханты так сравнивают).

8. Так же пришиваются остальные полоски шириной 6 – 8 мм, но накладываем полоски уже на лицевую сторону и пришиваем простым швом с заходом шаг за шаг.

9. Аккуратно пригладим к основе, заправляем кромочку полоски внутрь и пришиваем сверху по ткани классическим швом.

10. Чаще полоски расположены внизу от подола, их может быть 5, 7, 9. Девять при условии, если полоски очень тонкие. Ширина полосок должна достигать 2-3 мм.
Полоски не должны петлять, быть ровными, прямыми и два конца сходиться в одной точке. Часто ханты при изготовлении полосок вместо ткани используют бисер, чередуя бисерную полоску с полосками из ткани.
Особенно следует обратить внимание на орнамент, которым ханты украшали свою одежду. В одежде хантов орнаменты с обеих сторон сопровождают разноцветные суконные вставки — полосы или зубчики. Их прикрепляют бисером контрастного цвета: по желтому сукну — синий бисер, по красному — белый или голубой. Учитывая все эти особенности, шьем платье (халат).

11. Кусок сукна с готовыми пришитыми полосками складываем вдвое изнаночной стороной наружу, отступая от кромочек 5-6 мм, пришиваем сложенные края простым швом с заходом шаг за шаг.

12. Выворачиваем на лицевую сторону. Верхнюю кромочку заправляем внутрь и присбариваем на нить, но не затягиваем до конца. Получилось платье для Акань.

13. После этого берем головку и вводим в горловину платья, которая уже готова, аккуратно заправить и затянуть ниточку. Головку лучше пришить к платью. Акань готова.

 Источник

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Еще интересно:

Посмотрите также:

Кукла Веничек благополучия
Сегодня хочу показать, как делается Кукла Веничек благополучия. Сложного в  ней ничего нет, смотрите...

Книга "Куклы на все времена"
Электронная книга "Куклы на все времена" -  12 мастер-классов по народным куклам, а это 115 моих фот...

Бумажные куклы
Бумажные куклы, кто из нас в детстве не играл в них? Помню, тогда в магазинах был не очень богатый в...

Кукла из платочков
Еще одна народная кукла из платочков от Ирины Калининой. Издавна образовалась некая традиция, когда...

Кукла Вербная. Мастер-класс
Думаю, вам понравилась фотография Вербницы Людмилы Евсеевой, опубликованная вчера в наших группах "в...

Кукла Крупеничка
Работа на конкурс от Людмилы Лауренчикене - кукла Крупеничка. "Уважаемые рукодельницы. Наступила ос...

Кукла Русалка
Сказочные персонажи всегда привлекали внимание. Особенно мифические, фольклорные. Лешие, домовые, ки...

Куколка в национальном костюме
Новый мастер-класс Татьяны Блиняевой - куклы в национальных костюмах. "У меня появилась идея сделат...

Кукла Русалочка (вязание крючком)
Еще один мастер-класс по вязанию игрушки от Анны. Сказочные персонажи всегда привлекают своей необы...

Обереговая кукла Зерновушка. Мастер-класс
Автор работы на конкурс "Куклы и игрушки": Кузнецова Светлана Евгеньевна, педагог дополнительного об...

Куколки, вязаные крючком, в технике амигуруми
Куколки крючком (амигуруми) Куклы пользуются огромной популярностью среди девочек. В этих мастер-кл...

Как сшить куклу своими руками
Подарки, изготовленные своими руками, всегда оригинальны и памятны. Особенно если это кукла. Этот по...


Поделиться новостью в соцсетях