Куклы в костюмах русских – Кукла в русском народном костюме – купить на Ярмарке Мастеров

Размышления о куклах в русском костюме

Относительно недавно на Ярмарке Мастеров разгорелся спор насчет кукол в псевдорусских костюмах. Мнения о куклах разделились, причем обсуждалась недопустимость/возможность «клюквенных» (более современный термин «марсианских») образов. Как обычно в таких темах, страсти кипели нешуточные. В связи с этим родился маленький исторический обзор кукол в народных костюмах.

Как был организован игрушечный мир в древности, мы имеем очень смутное представление. Нет, то, что куклы были, известно достоверно, но как они выглядели, как в них играли, какие куклы предпочитала знать — остается загадкой. Источников, а тем более кукол, сохранилось очень мало. Вполне возможно, что в закрытый допетровский мир, может, и проникали заморские куклы, как «диковины». Но большинство жителей огромной страны играло игрушками, сделанными в традиции и в этнографически правильных костюмах.

В основе многих авторских интерпретаций лежат традиционные приемы изготовления кукол

В XVIII в. ситуация изменилась, поскольку помимо традиционных кукол в салоны дворцов стали проникать знаменитые «пандоры» — куклы, демонстрирующие модные костюмные новинки. Стоимость и редкость таких манекенов делала их недоступными для шаловливых детских ручек. Да даже в XIX веке, когда появились фарфоровые красотки, французские подороже, немецкие чуть дешевле, — такая кукла часто ставилась на видное место. Для игр шли ляльки попроще, кустарные забавы были любимы не только в деревне, но и во дворцах. Даже в императорских семьях, могущих позволить дорогие игрушки наследникам, модные куклы часто стояли за стеклом. Кстати, в советское время дорогую куклу (чаще всего из ГДР) тоже могли посадить на видное место и на погибель игру не давать. Традиция 🙂 Но вернемся в прошлое.

С середины XIX в. в России, как и в других странах, набирал обороты «национальный стиль». Стиль «а ля рюс» проник и в кукольный мир. В начале ХХ в. интерес к кукле вырос неимоверно. Это было связано с эстетикой модерна (вообще очень интересная тема восприятия куклы в эпоху декаданса), а также с очередной волной интереса к народной культуре. И вот уже потомок француза и искренний поклонник стиля барокко Александр Бенуа за немалые деньги покупает народные игрушки. И рисует очень трогательные эскизы костюмов и декораций к балету «Петрушка».

Эскиз костюма Петрушки работа А. Бенуа

Пока энтузиасты вроде Бенуа собирали коллекцию кустарных игрушек, фабриканты, а также небольшие артели изготовляли кукол в русских костюмах. Их отличало прежде всего хорошее знание «матчасти», а именно особенностей русского национального костюма в разных регионах. Упрощенный, он все-таки сохранял все особенности, свойственные костюму определенной местности.

Вторым популярным направлением было изготовление кукол в «боярской» одежде. Знаменитый русский бал, естественно, добрался и до кукольного царства, а невероятно зрелищные, богатые костюмы составляли успешную конкуренцию модному французскому силуэту. Были и попытки создания «псевдонародных кукол», например, кукол-цариц.

Трогательные тряпичные ляльки и французские дамы, одетые в русский костюм, простоватые, но без «клюквы» куклы от фабрики Дунаева ненадолго поселились в во дворцах и детских домов попроще. Ненадолго, потому что события 1917 г. разрушили хрупкий детский кукольный мир.

Куклы фабрики Дунаева

Нет, куклы не исчезли совсем, но судьба кукольного дела разделилась. Эмигранты, покидавшие свои дома, меньше всего пеклись о судьбе боярышень из детских комнат. Но уже оказавшись за рубежом, пытались хотя бы дома создать островки «прежней России», на аукционах куклы в русском платье редки, но они есть. И практически за каждой из них — история невеселого прошлого хозяев.

Но русский стиль популяризировали и без эмигрантов. Знаменитые «дягилевские сезоны» создали уникальный псевдорусский стиль, подхваченный и на Западе, и в Америке. Под влиянием моды и вследствие экономических причин в Европе стала необычайно популярна текстильная кукла — так называемая «будуарная». Одетая по моде ревущих 20-х или в народный, ретроспективный костюм эта красотка стала остромодным аксессуаром, практически на грани фола.

Параллельно начала свое восхождение фирма «Ленчи», делавшая кукол из фетра по авторской технологии. Среди многочисленных коллекция «Ленчи» были и куклы в национальных костюмах, в том числе и русском. По соответствию национальному стилю эти куклы не выдерживают критики, сами костюмы в большей степени навеяны театральными экспериментами «русских сезонов». Сами куклы выполнены очень талантливо, яркие, с крупными акцентами костюмы очень подходят для детской игрушки.

Знаменитые Ленчи

В Советской России будуарной кукле место, конечно, не было. Но в 20-е годы кукольная промышленность активно работала над созданием игрушек для советских детей и тряпичную куклу в народном костюме не отвергала. Правда, выглядела она не утонченной красоткой, а работницей, настоящей русской бабой. Что же касается костюма, то он по-прежнему копировал настоящую одежду русских крестьянок, упрощенную по крою и декору, но все равно узнаваемую.

Только когда страна начала решительно бороться с отсталостью деревни и насаждать культ «советского» человека, оторванного от своих тульских, новгородских, архангельских корней, народные куклы сдали свои позиции.

Советская индустрия выработала свои подходы к созданию кукол в национальных костюмах. Во-первых, они были разработаны художниками с учетом детской аудитории и сильно стилизованы (те же принципы использовались в кинематографии). Во-вторых, костюм удешевляли, отказываясь от дорогих материалов, что, увы, сказывалось на внешнем виде кукол. В-третьих, формировалась линейка кукол на экспорт, в более дорогих и продуманных костюмах. В куклах появляются «марсианские» элементы, вызывающие сейчас такое раздражение у сторонников «чистого» национального искусства. Их внешний вид очень упрощен, но соответствует общей стилистике 50-80-х годов.

Уже в XXI в. кукла в народном костюме вернула себе былую популярность. Правда, в новых формах. Дорогие коллекционные куклы, не предназначенные для игры, продолжают традицию кукол — предметов интерьера.

Авторские куклы Е. Тарасовой

Куклы, сделанные по мотивам этнографических кукол, одеты с соблюдением традиций. В их основе — простейшие, но отнюдь не примитивные архаические конструкции. Самые спорные, но и самые популярные текстильные «обережные» куклы отпочковались от этнографических. Правда, они эксплуатируют весьма сомнительную магическую функцию, но зачастую выглядят очень притягательно, в них нет непонятной для большинства людей архаики (многим, например, вышитые в традиции лица кукол кажутся уродливыми), их стиль осовременен.

К сожалению, промышленное производство кукол оставило русский костюм за бортом. Отчасти эту лакуну заполняют авторские куклы. Но именно к ним больше всего претензий по стилю и формам. Это и набившие оскомину клише вроде хохломы в костюме, и непонятные или слишком примитивные решения костюма.

Что сказать в заключение? Кукла в народном костюме должна быть! Кукла не обязана копировать костюм с этнографической точностью, он вообще может быть фантазийным. Но гармонию, чувство стиля и меры при этом никто не отменял. Самое сложное — сделать игрушку, не плюнув на вековые традиции, а вдохновившись ими.

www.livemaster.ru

Русская народная одежда в образах авторских кукол. Энциклопедия моды

Энциклопедия "Русская народная одежда в образах авторских кукол"-уникальная книга о русской народной одежде от времен Древней Руси до начала ХХ века. Вместе с детьми вы откроете для себя удивительный мир русской народной культуры, рассмотрите все детали русского костюма на удивительных авторских куклах лучших российских мастеров-кукольников, и сможете своими руками, следуя подробным мастер-классам, создать несложных текстильных кукол в аутентичных нарядах. Помимо ценнейших исторических сведений, рукодельницы найдут в книге выкройки в натуральную величину и подробное описание моделей исторической одежды разного уровня сложности - от кокошника до кафтана и даже сапог. С некоторыми из них справится даже начинающая мастерица, а некоторые требуют навыков шитья и моделирования. Однако следуя советам автора, освоить это мастерство не составит большого труда. Отдельный подарок - глава о нарядах русской знати, привносившей в западную моду национальный колорит: "русские рукавчики", придуманные Екатериной II, кокошники, шубы, ферязи, летники, высокие боярские шапки. Добро пожаловать в мир самобытного русского искусства!

О книге

Уникальная подарочная книга: Энциклопедия "Русская народная одежда в образах авторских кукол"!

Впервые богатейшая история русской народной одежды, от крестьянского сарафана до царскогго костюма, представлена так полно и так красиво, проиллюстрирована удивительными авторскисми куклами лучших российских авторов.

А самое главное - в книге даны мастер-классы и уникальные выкройки, которые позволят сшить текстильную куклу и одеть ее в русский костюм самостоятельно. Даже признанные мастера оценят богатый набор шаблонов и выкроек, представленных автором впервые.

Такая книга должна быть в каждом доме, ведь знать и помнить традиции своего народа очень важно для всех, особенно для подрастающего поколения. Кроме того, эта красивая, большая и богато проиллюстрированная книга - замечательный подарок к любому празднику.

Содержание

  • От автора
  • ВВЕДЕНИЕ
  • НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
  • ЮГА РОССИИ
  • Понёва
  • Передник
  • Навершник
  • Шушпан
  • Обувь
  • Народные костюмы России Малыя и Белыя
  • НАРОДНЫЙ КОСТЮМ СЕВЕРА РОССИИ
  • Сарафан
  • Душегрея
  • Капустные вечерки
  • Зимние посиделки
  • Свадьба
  • Мужской костюм
  • Городской костюм
  • Зимняя одежда
  • Женские головные уборы
  • КОСТЮМ РУССКОЙ ЗНАТИ
  • Старорусские одежды знати
  • (XV-XVII вв.)
  • Мужской царский, дворянский
  • и боярский костюм
  • Женский царский, дворянский
  • и боярский костюм
  • Петровские нововведения
  • Мрачное десятилетие
  • Анны Иоанновны (1730-1740)
  • Эпоха Елизаветы Петровны
  • (1741-1761)
  • Золотой век Екатерины II
  • XIX век
  • Серебряный век
  • Последний костюмированный бал русской знати
  • ШЬЕМ КУКОЛ И КОСТЮМЫ
  • Несколько советов
  • по созданию куклы
  • Молодушка. Простая кукла
  • для начинающих
  • Дед Кокованя и Дарёнка. Несложные текстильные
  • куклы
  • Полушубок с ассиметричной
  • застежкой
  • Сапоги для Ивана-царевича
  • Ботфорты для Петра I
  • Аксессуары
  • ВЫКРОЙКИ
  • ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
  • Алфавитный указатель 

Отзывы

Моя дочь просто "пропала" в этой книге. Ей 12. Огромное спасибо автору! Это не только полезное чтение и для детей, да и что греха таить, для меня тоже, я половины названий не знала, стыдно, но как выяснилось, еще и увлекательное! Сначала мы сделали доклад по теме русской одежды для школы. А теперь она часто просто сидит и листает книгу, рассматривает картинки, потому что книга получилась удивительно атмосферная. А еще мечтает повесить на стену репродукцию картины художника, которую увидела в книге. Куклы на качелях просто блеск! Невероятные! Всем, кто ищет подарок для друзей, очень рекомендую! Особенно если у них есть дети школьного возраста.

Семенова Валентина

Книги Лидии Мудрагель - всегда праздник для творческих людей и для всех, кто обожает миру кукол и игрушек. В моей библиотеке есть все книги этого замечательного Мастера. Но этот экземпляр - просто находка! Конечно, это не энциклопедия (по истории костюма существует множество более информативной и точной литературы), но, тем не менее, решение по изготовлению именно кукольного костюма, пусть даже немного условное, мне лично очень понравилось. Для подробного изучения и пошива исторического и военного костюмов не для кукол, а именно для людей, конечно же, эта книга не годится. (В моей библиотке важное место занимает литература по истории костюма, аксессуаров и обуви, в том числе и специфическая - по национальным костюмам регионов России). На мой взгляд, стоимость и содержимое книги "на пять"! Некоторые решения, в особенности - метод штамповки и росписи кукольного платья - меня приятно удивили: так просто, оказывается, это можно сделать. Книжку не только приятно держать в руках, но и глаз радуется: шикарные иллюстрации, небольшой экскурс в историю русского костюма (со времен Древней Руси до начала 20 века). Радует и подача материала, и количество полезной информации. Также в разделе "Шьём кукол и костюмы" автор вкратце предоставляет материал, точнее, советы по созданию куклы, изготовлению каркаса, утяжке кукольного личика, созданию паричка. Схемы, выкройки и последовательность сборки прилагаются. Выкройки исторических костюмов и обуви в книге тоже предусмотрены. Книга - практическое руководство к действию! Структурирована тоже довольно грамотно. Состоит из следующих разделов: "Народный костюм юга России", "Народный костюм Севера России", "Костюм Русской знати", "Шьём кукол и костюмы", "Выкройки", "Основы цветоведения". Огромным подарком и украшением книги стали фотографии авторских кукол Екатерины Тарасовой, Светланы Никульшиной и других авторов. Очень рада, что купила этот шедевр для себя, любимой! Эту книжку приятно получить в подарок. Цена очень порадовала, особенно, если сравнивать с другими сайтами. Работы известных мастеров-кукольников, представленные на фото, вдохновляют и поражают детализацией художественного образа, костюма. Книга будет интересна не только мастерам, занимающимся изготовлением кукол и игрушек, но всем, интересующимся данным направлением. Поэтому, друзья, книгу рекомендую! А я немедленно иду, вдохновившись, заканчивать образ своей новой куклы Машеньки - костюм у неё теперь будет удивительно народным!

Риша

Очень оригинальная идея и прекрасное воплощение!Благодаря этой задумке книга будет интересна широкой аудитории.Даже тем,кто далек от рукоделия будет интересно познакомиться с историей костюма.Ну а для мастериц прекрасная возможность освоить новые техники и создать своими руками что-то новое.
Очень красивое оформление и много замечательных фото.Огромная благодарность автору и всем,кто работал над этим сложным проектом.
Подробнее: http://www.labirint.ru/reviews/goods/563832/

Svetlana Birukova

Великолепная идея и очень крутое исполнение! Красота неописуемая, но и информации много очень - читать и читать.И как подарок прекрасный вариант - и эффектно, и небанально

Dirk Moske

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.mastera-rukodeliya.ru

Антикварные куклы и русский народный костюм

Что такое «русский стиль» в одежде антикварных кукол? Как «русский стиль» соотносится с русским традиционным нарядом? Уместно ли одеть немецкую или французскую куклу в то, что мы называем русским народным костюмом?
Эти, и подобные им вопросы неизбежно возникают на пути тех, кто пробует правильно одеть антикварную куклу в русский народный костюм.
Тема эта безусловно обширнейшая и требует серьезных искусствоведческих изысканий.
А пока, я хочу поделиться с вами небольшой публикацией моей жены Юрченко Юлии, которую мы разместили два года назад в нашей группе в ВК «Старинные куклы в нарядах Русского Севера». Статья дается с небольшими авторскими правками и дополнениями.
В конце статьи вы можете посмотреть фотокомпозиции нашей мастерской Antique dolls_Russian stayle.

_Как правильно одеть антикварную куклу в русский народный костюм?_
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно задаться следующим: как интерпретировался русский традиционный костюм в одежде этнографических кукол рубежа 19-20 вв.? Мне кажется, исследование этой области помогает понять проблематику, связанную с традиционным костюмом как таковым: его бытованием в 19-м и 20-м веках и существованием народного костюма сейчас.
В наши дни этнографическое движение набирает силу, традиционный народный костюм активно исследуется. Искусствоведы, художники, музейные работники объединяют силы в приобщении людей к изучению традиционного костюма: пропагандируются музейные образцы, художниками активно реконструируются подлинники головных уборов и традиционные комплексы одежды.
В этом контексте, мне кажется, очень нужным оказывается разговор о роли традиционного костюма как национального символа, пути, который этот символ прошел, понимании традиции в прошлом и сейчас. Всех заинтересованных приглашаю познакомиться с видео — лекциями искусствоведа, культуролога Андрея Боровского(«Комплекс Шабельской»: вехи мифологизации народного костюма в 20-м веке).
Если возвращаться к нашей теме — как интерпретировался народный костюм в одежде этнографических кукол рубежа 19-20 вв. — то я бы сказала, что здесь ситуация целиком отражала ситуацию с традиционным костюмом в русском дореволюционном обществе.
Я выделила три основных, очевидных для меня направления.
Первое — это куклы из земских мастерских при Московском Кустарном музее и в Сергиевом Посаде. Кукольная одежда воспроизводила подлинные образцы из Румянцевского музея, однако, эти образцы можно охарактеризовать как значительно стилизованные. Их отличительной чертой является замечательная декоративность, но, отнюдь, не этнографическая точность. Сейчас эти образцы можно увидеть в Музее игрушки в Сергиевом Посаде и в Музее Академии им. А.Л. Штиглица в Санкт — Петербурге.


Второе направление я бы назвала «строго этнографическое». Здесь костюмы подробно и точно воспроизводят этнографические подлинники. В качестве образцов можно указать коллекцию этнографических кукол из Рязанского историко — архитектурного музея — заповедника.

Также в качестве образца можно вспомнить куклу из Архангельского краеведческого музея в женском традиционном костюме (косоклинный сарафан из кубовой набойки, коротена, кокошник).

Третье направление — костюмы для кукол, вдохновленные образами художника С.Соломко, по эскизам которого создавались костюмы для знаменитого последнего Императорского бала. Иллюстрации И.Билибина, Б.Зворыкина, Е.Бем, а также многих других художников, которые популяризировали «русский стиль» в графике, тоже, очевидно, были источником информации о традиционном русском костюме. К этому направлению я бы отнесла эскизы кукольных костюмов Н. Бартрама выдающегося художественного деятеля, основателя и первого директора Музея игрушки.



Отдельной, очень интересной темой являются немецкие этнографические куклы, которых делали в Германии для экспорта в Россию. Я имею в виду фирму Бер и Прешильд. Их наряжали в сарафаны и кокошники, но они, конечно, имели ярко выраженное своеобразие — так представляли европейцы традиционный русский наряд.
Французских кукол тоже наряжали в «русском стиле», в основном, по актуальным на тот момент историческим поводам.
Так как же все — таки одеть антикварную куклу? В «русском стиле» или в русский традиционный костюм? На что ориентироваться? Сделать точную реплику старинного кукольного наряда? Или придумать что-то самостоятельно? Вопрос этот, конечно, остается открытым.

babiki.ru

Русский народный костюм для куклы - кукла в русском народном костюме - запись пользователя Екатерина (id2542449) в сообществе Рукоделие в категории Шитье одежды, выкройки, ремонт одежды, шторы, швейные машины (уже приобретенные)

Однажды дочка вернулась от бабушки с куклой. Это была моя старая кукла, которую я когда-то очень любила. Кукла долго пылилась в коробке, поэтому была грязная и к тому же голая. Было принято решение умыть и нарядить её.

Я долго не могла придумать, во что же её одеть. И вот в детском саду объявили русскую неделю, на которой детей планировалось знакомить с изделиями декоративно-прикладного искусства, предметами быта русского народа и пр.

После этого я окончательно решила, что кукла будет одета в русский народный костюм (Решить проще, чем сделать 😅 ).


Далее 2 фото и немного текста.

Пролистав статьи в интернете я восстановила в памяти информацию о внешнем виде и составе русского костюма, в который входит рубаха, сарафан, пояс, передник и головной убор. (В некоторых источниках этот список немного отличается).

Я сделала минимальный набор: рубаха, сарафан, головной убор.

Первой сшила рубаху - белую с украшением на рукавах и запястьях (как и полагается). Правда рубаха получилась намного короче, чем должна быть традиционная.


Потом сшила и сам сарафан. Красный с украшением из лент.


На голову предполагала сделать кокошник, но не вышло, и я остановилась на варианте с лентой (Всё-таки это молодая девушка, не замужняя, может и с лентой походить 😁 ).

Шила я весь костюм на руках несколько вечеров. Это оказалось для меня непростым делом. Работой в целом осталась довольна, хотя кажется, что немного простовато получилось. Мужу и дочке понравилось 🙂 .

www.babyblog.ru

Фабрика 8 марта и серия "Куклы в старинных костюмах русских губерний"

Московская фабрика игрушек имени 8 Марта (с 1992 г. АО «Кукольный мир») – одно из старейших предприятий, выпускающих куклы – существовало более 80 лет (с 1921 по 2001г.).

В собрании ХПМИ до 2003 года было представлено около 200 экспонатов,изготовленных на фабрике в разные годы. Формирование этой коллекции началось в 1930-е годы и продолжалось в течение 50 лет (до 1984г.). Но оно не было планомерным, все это были отдельные разрозненные поступления. Наибольшее количество кукол поступило до 1941 года, из которых основная часть (52 экспоната) была получена в 1932 году с Всесоюзной выставки игрушек, проходившей в Москве. С 1947 по 1950 годы в коллекцию ХПМИ поступило 29 экспонатов, 34 экспоната – в 1972 году. Куклы закупались в магазинах отдельными экземплярами, многие были получены в дар. Но, несомненно, самым ценным и крупным стало поступление 2003 года. Музей приобрел 1147 экспонатов (куклы, кукольный антураж, анималистические и театральные игрушки) из ассортиментного кабинета этого предприятия, выполненных в период с 1950-х до конца 1990-х годов, что значительно обогатило коллекцию музея.
История возникновения фабрики тесно связано с судьбой ее художественного руководителя – Марии Николаевны Широковой. В 1920 году Мария Николаевна, работавшая тогда на складе наглядных пособии Наркомата просвещения, встретилась с дочерью известного писателя Софьей Владимировной Короленко, возглавлявшей на Украине «Лигу спасения детей». Узнав, что девушка мастерит забавные игрушки, Короленко предложила ей поехать в Полтаву и обучиться там игрушечному делу (мастерские «Лиги» делали для продажи кукол и животных из папье-маше).

Вернувшись через полгода в Москву, Мария Николаевна сделала куклу и отнесла ее в магазин «Все для ребенка». Здесь она познакомилась с педагогом Варварой Дмитриевной Гринберг, организовавшей мастерскую игрушек, в которой были объединены женщины, делавшие для магазина мягкие игрушки. Несколько позднее в мастерскую поступили работать известные в будущем мастерицы А.Н. Изергина, М.Н. Широкова. Всего набралось 8 человек. В 1921 г. по распоряжению Наркомпроса на основе мастерской была создана артель «Все для ребенка». Возглавила артель В.Д. Гринберг. Консультантом и вдохновителем нового предприятия стал известный художник Н.Д. Бартрам.

В артели делали мягких зверей из фланели и плюша, пупсов с вышитыми лицами и льняными волосами, кукол-перевертышей. Образцами служили иностранные открытки, иллюстрации из детских книг и книг Брема.

Огромную помощь в формировании знаний и умений в области создания игрушек оказал Музей игрушки, при котором в 1924 году Н.Д. Бартрамом были организованы курсы. Музей был центром, сплотившим художников-игрушечников. Художники артели проводили в музее все свободное время, хотя его было не так много. Им приходилось быть «мастерами на все руки»: сами создавали образцы игрушек, сами добывали на Смоленском и Сухаревском рынках старые плюшевые одеяла, из которых шили мягконабивных зверей, сами ездили за стружкой для набивки игрушек.

Уже в 1923 г. артель насчитывала 79 человек. В том же году артель «Все для ребенка» была приглашена Академией художеств для участия в торгово-промышленной выставке, где получила похвальные отзывы за выпускаемую продукцию. В 1924 году артель вступила в Московский городской совет промышленной кооперации, что положительно сказалось на развитии артели.

Несмотря на трудности с сырьем и оборудованием, на недостаток опыта, игрушки, изготовленные в артели, скоро получили признание не только в своей стране, но и за рубежом. Для международной выставки декоративного искусства в Париже (1925 г.) мастера артели специально изготовили мягких плюшевых зверей в отдельных экземплярах и группами. На этой выставке коллекция игрушек артели «Все для ребенка» была признана лучшей и удостоена Гран-при.

С каждым годом расширялся ассортимент игрушек, совершенствовалась технология. Первоначально куклы, сделанные в артели, были мягкими и на проволочном каркасе. Образцы для мягконабивных кукол не лепились в пластилине, а выполнялись из трикотажа или тонкой бельевой ткани путем подбора выкроек. Изготавливались куклы ручным способом самими мастерами, в единичных экземплярах. Затем М.Н. Широкова разработала метод массового изготовления трикотажных головок, но только с применением горячей штамповки артель смогла перейти на массовый выпуск механически изготавливаемой продукции. Лица у кукол расписывались, реже вышивались. Ассортимент кукол был разнообразен, но в основном изображались представители крестьянства: пастухи, косцы, крестьянки в костюмах различных губерний. Для Всесоюзной выставки игрушек были сшиты куклы, изображающие представителей некоторых союзных республик: узбеки, грузины, киргизы, украинцы. В подборе ассортимента и выработке направления в работе артели помогали Комитет по игрушке при Народном наркомате просвещения, возглавляемый Е.А. Флериной, и журнал «Советская игрушка», который стал трибуной обсуждения вопросов, касающихся создания игрушек.
В период с 1924 по 1938 годы в стране проводился ряд мероприятий по укрупнению предприятий игрушечной промышленности. Изменения коснулись и артели «Все для ребенка». В нее вошли ряд игрушечных предприятий: артели «Мастичная игрушка», «Забава ребенка», «Кукла-игрушка», фабрика «Трикотажная кукла». Во второй половине 1930-х годов предприятие было переименовано в артель имени 8 Марта. Накануне войны артель превратилась в довольно крупное предприятие, укрепилась ее материальная база, но дальнейшему росту и развитию мешала разнопрофильность. В артели выпускались мягконабивные анималистические игрушки, куклы, ёлочные украшения. Вскоре после объединения произошел раздел предприятия: мягконабивных к артели «Художественная игрушка», а в артели имени 8 Марта стали выпускать только куклы.

В 1936 году была успешно освоена новая технология – горячее прессование деталей кукол из древесно-опилочных масс. Переход от ручного труда к механизированному значительно повысил производительность. Но существующие в артели куклы перестали соответствовать педагогическим и художественным требованиям. Было видно, что кукла в детской игре уже не могла оставаться прежней. Потребность отражать в играх не только быт, но и общественные явления повлекла за собой новые образы. Большую педагогическую ценность приобрели куклы с большой игровой динамичностью.

Много сил, умения, мастерства внесли в свою работу над новым образом советской куклы художники-кукольники: М.Н. Вильям, А.Н. Изергина, Е.Е. Борисова, И.С. Манухина. Характерной особенностью новых кукол была большая яркость художественного образа и игровая обратимость, которая позволяла оформлять их в виде летчиков, красноармейцев, людей различных профессий. Индивидуальная характеристика того или иного персонажа подчёркивалась умелой росписью лица. Это усиливало эмоциональность образа и придавало ему дополнительные игровые качества. Много внимания уделяли в артели оформлению кукол, этим занимались художники-модельеры М.Н. Широкова, М.Н. Бартрам.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война на время приостановила выпуск игрушек и работы по освоению новых материалов и образцов. Артель начала шить гимнастерки, сумки для противогазов и другую необходимую для фронта продукцию.

В первые послевоенные годы цеха артели располагались в пяти различных местах, в каждом из которых была своя специализация: в одном прессовали кукольные головки, в другом их пришивали к туловищу, в третьем – одевали. Связь между ними была налажена плохо, не хватало тканей, пригодных для кукольной одежды, хороших красителей. В то же время потребность в куклах росла с каждым годом.

Основное место в ассортименте в те годы занимали куклы с головками из папье-маше и мягким туловищем, руками и ногами. Трудоёмкость технологического процесса повлекла за собой снижение производительности труда, а также искажение скульптурной
формы, неизбежное при ручной набивке, заставило руководство артели добиваться перехода к прессованию рук и ног при сохранении мягкого туловища. В начале 1950-х годов в артели выпускались куклы, целиком прессованные из древесных опилок.

Наряду с массовыми игровыми куклами на предприятии еще до войны начали делать сувениры. Сначала это были куклы-грелки, шаржированные куклы, предназначенные для взрослых. Традиция эта возродилась в послевоенное время. К 800-летию Москвы художники М.Н. Вильям и Е.Е. Борисова создали серию кукол-сувениров «Старая Москва», над оформлением костюмов работали М.Н. Широкова и P.M. Подколзина. Позднее, в связи с юбилеем воссоединения Украины с Россией, художница М.Н. Вильям выполнила набор персонажей повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством», который пользовался большим спросом.

В 1960 году артель в связи с реорганизацией промышленности становится фабрикой игрушек имени 8 Марта. Реконструкция помогла усовершенствовать технологию, наладить поток на сборке и на пошиве платьев для кукол. С 1964 г. фабрика освоила выпуск кукол из полиэтилена. Этому предшествовала большая подготовительная работа: внедрялось новое оборудование, расширялись швейный и сборочные участки…

В 1970-х годов фабрика продолжает специализироваться на выпуске игровых кукол, а также персонажей сказок и литературных произведений, кукол в русских народных костюмах. Впервые в производстве игрушек были разработаны и освоены механизированные куклы с игровыми моментами: говорящая, плачущая, кукла с движением головы, впоследствии фабрика целиком перешла на выпуск озвученных кукол с закрывающимися и вставными глазами. При создании моделей костюмов и причесок художники и модельеры стараются учитывать образ куклы и направление моды. Старинные русские костюмы создаются на основе материалов по истории русского костюма. Была проведена большая работа по подготовке и выпуску изделий с Олимпийской и фестивальной символикой.

При переходе в новые экономические условия в 1992 году было организовано АО «Кукольный мир» на базе фабрики игрушек «Имени 8 Марта». Новое предприятие не только являлось правопреемником прежней фабрики, но и сохраняло все художественные традиции изготовления и оформления кукол в русских национальных костюмах, а также освоило выпуск подарочных кукол в стилизованных исторических костюмах. К сожалению, в 2001 году на предприятии была выпущена последняя кукла, и как изготовитель игрушек оно прекратило свое существование.

В 1960-е годы наряду с игровыми куклами выпускали и сувенирные куклы. Эту линию продолжила Р.И. Спасская. Она создала несколько серий костюмов для кукол: русские национальные, костюмы народов социалистических стран, куклы в старинных костюмах русских губерний. Её работы отмечены дипломом Всесоюзной выставки игрушек, серия кукол под названием «Приглашение к танцу» получила первую премию на Всесоюзном конкурсе в 1967 г. Все костюмы отличаются художественным вкусом, высоким мастерством, тщательностью исполнения. Высокий художественный уровень этих вещей позволяет считать их произведениями декоративно-прикладного искусства.

Серия больших сувенирных кукол на экспорт
Куклы в старинных костюмах русских губерний

Авторы:

Спасская Раиса Исаевна (р. 1914г.)

Фадеева Эмма Фёдоровна (р. 1928г., Москва)

Куклы в русских народных костюмах 50*23*22
Кукла в народном костюме Смоленской области
Кукла в народном костюме Ярославской области
Кукла в народном костюме Владимирской области
Кукла в народном костюме Воронежской области (2 вида)
Кукла в народном костюме Рязанской области (2 вида)
Кукла в народном костюме Костромской области
Кукла в народном костюме Тамбовской области
Всего в этой серии 9 кукол: ( названия над фото оригинальные с этикеток)

Кукла в народном костюме Смоленской области

Кукла в народном костюме Ярославской области

Кукла в народной одежде бывшей Владимирской губернии

Кукла в народном костюме севера Воронежской области в кокошнике

Кукла в народном костюме юга Воронежской области в юбке

Кукла в народном костюме Рязанской области в кокошнике

Кукла в народном костюме Рязанской области в шушпане

Кукла в народной одежде Костромской области

Кукла в народном костюме Тамбовской области

Больше фото можно посмотреть здесь! (Фото взяты из интернета)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

И немного истории:
Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российской империи была разделена на 8 огромных губерний. Губернии не делились на уезды, а составлялись из городов и прилегающих к ним земель, а также разрядов и приказов. В 1710-1713 годах они были разделены на доли (административно-фискальные единицы), которые управлялись ландратами.

Губернии Российской империи в 1708 году:
Азовская
Архангелогородская
Ингерманландская (с 1710 года С. -Петербургская)
Казанская
Киевская
Московская
Сибирская
Смоленская

Позже Екатерина II провела реформу государственного управления в ходе которой Россия была разделена на 50 губерний, во главе с губернаторами. Губернии делились на уезды (всего около 500 уездов). В помощь губернаторам создавались казённые и судебные палаты, другие государственные и социальные учреждения. Губернаторы были подведомственны Сенату. Во главе уезда стоял капитан-исправник, который выбирался 1 раз в 3 года уездным дворянским собранием.

В 1825 году в России было 49 губерний: 32 русских и 13 особых — 3 остзейские (прибалтийские), 8 западных (в Белоруссии и на Украине), 2 малороссийских, 4 сибирских, а также 6 областей (Бессарабская, Кавказская, Войска Донского, Грузия со всеми закавказскими землями, Омская и Якутская). По состоянию на 1847 год в Российской империи насчитывалось 55 губерний и 3 области. Основные преобразования сетки АТД высшего звена (губернии, области) завершились в империи в 1860-1880-е годы, а в Европейской части России еще раньше — в 1802-1803 годы.

До 1914 года:
Губерний — всего 78: Архангельская, Астраханская, Бакинская, Бессарабская, Виленская, Витебская, Владимирская, Вологодская, Волынская, Воронежская, Вятская, Гродненская, Екатеринославская, Елизаветпольская, Енисейская, Иркутская, Казанская, Калужская, Киевская, Ковенская, Костромская, Курляндская, Курская, Кутаисская, Лифляндская, Минская, Могилёвская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Олонецкая, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Подольская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Ставропольская, Таврическая, Тамбовская, Тверская, Тифлисская, Тобольская, Томская, Тульская, Уфимская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Черноморская, Эриванская, Эстляндская, Ярославская.
Губернии Великого княжества Финляндского: Або-Бьернеборгская, Вазаская, Выборгская, Куопиоская, Нюландская, Санкт-Михельская, Тавастгусская, Улеаборгская.
Губернии Царства Польского: Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкская, Радомская, Седлецкая, Сувалкская.
Из них 34 – так называемые «земские»: Воронежская, Казанская, Калужская, Костромская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Ярославская, Владимирская, Екатеринославская, Орловская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Таврическая, Уфимская, Вятская, Олонецкая, Бессарабская, Вологодская, Пермская. Кроме того существовали земские учреждения в области войска Донского.
Одинаковое значение с губерниями имеют градоначальства, отличающиеся от губерний лишь тем, что они обнимают собою только один город, при чем городские установления имеют характер установлений губернских. Наконец, в качестве особых административных единиц являются портовые города, управляемые военными губернаторами.
Некоторые губернии и области объединялись в особые крупные административно-территориальные единицы — генерал-губернаторства. Данные формации были обусловлены политическими мотивами или же особыми методами управления на конкретных территориях. А так же равные им по значению формации — наместничества.
Таковы высшие административные единицы.
Градоначальств — 4: Санкт-Петербург, Одесса, Севастополь, Керч-Еникале.
Генерал-губернаторств — 8: Московское, Варшавское, Виленское, Иркутское, Киевское, Приамурское, Степное, Туркестанское.
Наместничеств — 2: Кавказское, Наместничество Дальнего Востока.
Портовых городов, управляемых воеными губернаторами — 2: Кронштадт, Николаев.

babiki.ru

Мои куклы в русских костюмах

Я давно интересуюсь традициями народных костюмов России и других стран.

Мои фарфоровые куколки в русских народных костюмах выполнены с использованием готового фарфорового молда ручной работы и имеют оригинальную декоративную отделку костюмов. Костюмы кукол выполнены из текстиля и украшены декоративными тесьмой, стразами, бисером.

Куколки - часть есть в наличии или для примера в моем магазине, я могу выполнить на заказ.

Мои куколки в русских костюмах:

Смоленчанка, Орловчанка, Москвичка, Тамбовчанка,. Новгородка,

Курянка,

Оренбургская казачка,

Ярославские красавицы

Мои сказочные куклы в русских костюмах: Хозяйка медной горы, Царевна Лягушка (Василиса Прекрасная), Огневушка-поскакушка, Снегурочки

Хозяйка Медной горы:

Царевна - Лягушка (Василиса Прекрасная):

Мои Снегурочки:

Огневушка - поскакушка:

Волхова - жена Садко:

Царевна Лебедь:

А вот так мы справляли Пасху:

А это - наши летние прогулки:

www.livemaster.ru

Творческий проект Кукла в русском женском костюме

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Дубёнского муниципального района

Республика Мордовия

Творческий проект

«Кукла в женском русском

народном костюме»

Выполнила: Биушкина Елена Ивановна,

11 лет,

учащаяся кружка «Лоскутная мозаика»

Руководитель: Чеснокова Татьяна

Александровна,

педагог дополнительного образования.

2016г

Тема проекта: Кукла в женском русском народном костюме.

Теоретическая часть.

У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи. Игрушки у многих народов, не смотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору.

В древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их – 4 тысячи лет! Вырезаны они из деревянных дощечек.

Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Древние мастера понимали назначение детской игрушки – забавлять ребёнка, помогая ему познавать мир.

Самые ранние игрушки были примитивными: свистульки, лошадки, рыбки, птички. Чтобы сделать их более занимательными, их стали ярко и красиво расписывать, заставили издавать звуки и шумы.

Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. В колыбель к ребёнку клали куклу «оберег».

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре.

Информационная часть.

Цели и задачи работы.

Цель: изготовить куклу и попробовать свои силы в творческом конкурсе.

Задачи:

1. Изучить историю появления данного вида творчества – изготовление кукол.

2. Выполнить работу по изготовлению куклы в женском русском народном костюме на пластиковой бутылке, соблюдая все технические этапы.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение в работе.

История женского русского народного костюма.

При словах «русский национальный костюм» сразу же возникает четкая картина. Женский вариант: сарафан и кокошник, мужской – косоворотка и шапка. На самом- то деле, традиционный костюм менялся с течением времени и, разумеется, состоял из гораздо большего числа деталей.

В народном костюме символическими были каждая деталь и цветовая гамма. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна - красна.

Зелёный цвет символизировал растительный мир: зелёные посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие.

Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, синий – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти.

Исторически сложились две формы женского костюма – сарафанная и понёвная (широкая юбка из овечий шерсти). Сарафан носили женщины Центральной России и севера, с поневой – южных областях России.

Под сарафан надевали длинную рубаху. Шили ее из отбеленного холста, ворот, рукава, запястья частот вышивались.

Головной убор был обязателен. Девушки могли носить простую ленту, женщины – кокошник, сороку и другие головные уборы, под которые они прятали волосы. Для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестием.

Выбор материалов, оборудования, инструментов и приспособлений.

Для выполнения работы мне необходимы следующие материалы:

- хлопчатобумажная ткань белого цвета;

- красная ткань для сарафана;

- нитки для шитья №40;

- тесьма, палетки, бусинки для отделочных работ;

- нитки для изготовления волос куклы.

Выбор инструментов и приспособлений:

- ручная игла №3 для сметывания деталей кроя;

- ножницы для нарезания нитей и раскроя ткани;

- карандаш, линейка для составления выкроек изделия;

- безопасные булавки;

- бумага для выкроек;

- клей ПВА;

- швейная машина;

- утюг.

Организация рабочего места.

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаза до работы не должно быть меньше 30-40 см., чтобы не развивалась близорукость.

3. По окончании работы все инструменты убрать в рабочую коробку.

4. Отключить от электричества утюг.

5. Убрать швейную машину.

Описание работы.

1. Нам потребуется пластиковая 1, 5 – литровая бутылка. Отрезаем донышко бутылки.

2. Из ткани шьём чехол на бутылку, закрепляем его на горлышке нитками. Это будет туловище куклы.

3. Голову и руки куклы делаем из трикотажа (капрона и т. д.), заполняя их ватой или синтепоном.

4. Готовые детали пришиваем к горлышку и плечам бутылки-туловища. Манекен готов.

Манекен куклы из пластиковой бутылки.

5. Следующий этап – это изготовление наряда.

Шьём рубашку из белой ткани, рукава и горловину можно оформить тесьмой или вышивкой.

6. Сарафан изготавливаем из красной ткани прямой формы. Украшаем сарафан желтой, зеленой тесьмой, паетками, бусинками.

7. Головной убор- кокошник делаем из картона и ткани, украшаем его тесьмой, паетками, бисером, бантом.

8. Оформление головы.

Из ниток пришиваем кукле волосы и заплетаем их в косы.

9. Приклеиваем носик, готовые глазки, рот и щечки из красной плёнки.

Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.

При выполнении работы соблюдать правила техники безопасности. До начала работы нужно посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место. Проверить исправность утюга и швейной машины.

Быть внимательной к работе. Вкалывать иглы и булавки в игольницу. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

Нитку отрезать ножницами. Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Всю работу выполнять на столе. Следить за правильностью посадки во время работы.

Соблюдать все правила при работе со швейной машиной, утюгом.

После окончания работы детали, изделие, инструменты и приспособления складывают в отведенное место.

Выводы:

Изучая историю появления куклы, я узнала много нового о мире кукол. Кукла может быть не только предметом игры, она может многое рассказать об истории своей страны, об обычаях и традициях народов, о том какую одежду носили наши предки. С куклой связано много легенд и сказок.

Может кому-то тоже захочется сделать свою оригинальную куклу в национальном костюме.

Литература:

  1. Горичева В. С., Куклы, Ярославль, «Академия развития», 2000. - 170с,

  2. Кочеткова Н.В., Мастерим игрушки сами, Волгоград: Учитель, 2010. – 141с.

3. Симоненко, Технология, учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы.- М.: Вента-Графф, 20003-240с.

4. М.Нагибина. Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль:

«Академия развития», 2000-208 с.

5. Н.Пономарев, Технология, Проектная деятельность на уроках, издат. «Учитель», Волгоград, 2009-107.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *