Лексическая тема осень во второй младшей группе – -, ( ). . ,

Лексическая тема "Осень". Материалы для информационного стенда. Младшая группа.

Лексическая тема «Осень»

Рекомендуется: Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

—    Какое сейчас время года?
—    Сейчас осень.
—    Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
—    На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

• Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

—    Какое сегодня небо?
—    Небо чистое и голубое.
—    А каким чаще бывает небо поздней осенью?
—    Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
—    Какие листья ты видишь на деревьях?
—    Листья красные, желтые, оранжевые.
—    А какими бывают деревья поздней осенью?
—    Поздней осенью деревья голые.
—    Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?
—    Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.
—    Что произойдет с травой поздней осенью?
—    Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
—    Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.
—    Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.
—    Что происходит с насекомыми поздней осенью?
—    Поздней осенью насекомые исчезают.
—    Посмотри на небо. Кого ты видишь?

—    Перелетные птицы летят в теплые края.

Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

Артикуляционные упражнения

«Осенний лес» Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу («улыбка»- губы и зубы сомкнуты).

«Толстячок-худышка»Показать, какие толстые щеки у хомячка, который несет в норку запасы.- Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке.- Втянуть щеки.

«Белочка» Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

«Ветерок» Дует осенний теплый ветерок: «Уу-у-у-у-у-у-у-у-у» (Тихо). Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у-у» (Громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы «АУ-у-у-у-у-у» (Сначала громко потом тихо)

.

«Осенние листики» Осенние листики на ветках висят, обвисшие кисточки нам говорят «А-о-и-у».

Поиграйте с ребёнком

«Назови ласково»(Большой – маленький)

Дождь — дождик, солнце — солнышко, ветер — ветерок, лист — листок, туча — тучка, сад — садик, птица — птичка.

«Один — много»

Месяц — месяцы, дерево — деревья, дождь — дожди, фрукт — фрукты, лужа — лужи, сад — сады, птица — птицы,

«Хлопки» Проговаривание слов с хлопками: ЛИСТ, О-СЕНЬ, ДОЖ-ДИК, ВЕ-ТЕР, ТУ-ЧА.

Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.

Почитайте ребенку

В лесу осиновом дрожат осинки.

Срывает ветер с осин косынки.

С осинок ветер косынки сбросит –

В лесу осиновом наступит осень.

(В. Степанов)

Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо

Пальчиковая гимнастика

«Осень» Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

«Осенние листья» Разбросала осень листья, (Раскрывать и закрывать кулачки)

Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

Мы в осенний парк пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.)

Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого)

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз. (Спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)

Дыхательные упражнения

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом под счет 1, 2, 3, пауза, под счет 1,2,3 выдох ртом.

«Ветерок»

Ветер северный подул «С-с-сс»,

С липы он все листья сдул… (пошевелить пальцами и подуть на них)

Полетели, закружились (Плавные движения кистями рук влево – вправо)

И на землю опустились. (Опустить руки)

infourok.ru

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект занятия 2 младшая группа.Тема: "Осень к нам пришла, листьями шурша"

Конспект занятия для 2 младшей группы.

«Осень к нам пришла листьями шурша»

Цель: обобщать знания детей об осени.

Задачи:

Развивать знания о приметах осени, изменениях в природе;

Уточнять знания о жизни птиц и животных осенью;

Развивать эмоциональность, отзывчивость;

Обогащать и активировать словарь детей;

Развивать умение слушать инструкции воспитателя;

Словарь: осень, осенний, хмурая, пасмурная, дождливая, серое небо, низкое, холодно, моросит дождь, урожай, спячка, стая, берлога.

Оборудование: Сюжетные картинки по теме «Осень», старичок-лесовичок, муляжи овощей и фруктов, листочки из бумаги (дубовые, кленовые, берёзовые), корзинка, карточки с заданиями, простой карандаш.

Ход занятия:

-Ребята, к нам пришёл сегодня старичок-лесовичок. Давайте поздороваемся с ним. Он хочет пригласить нас в гости в свой лес. Но чтобы отправиться в этот лес, нужно разгадать загадку. Послушайте:

Кто приходит с желтой краской,

Листья красит все подряд.

Без иголки и без нитки,

Шьет им праздничный наряд. (осень)

-Кто догадался, что это? (ответы)

 Правильно, это осень. Вот сегодня мы и поговорим об осени, а старичок-лесовичок нам поможет, и поиграет с нами.

Дидактическая игра «Листопад»

-Посмотрите, что это? (на столе лежат вырезанные из бумаги листья: берёзовые, кленовые, дубовые). (ответы)

-А откуда появились эти листочки? (опали с деревьев осенью) Что происходит с деревьями осенью?

-Как называется такое явление? (ответы). Конечно, листопад.

-Давайте поможем старичку-лесовичку собрать листочки в корзинку. Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева? (берёзовый, кленовый, дубовый)

-Молодцы.

Дидактическая игра «Осенняя прогулка»

-Ну а теперь нас ждёт прогулка в осенний лес, на полянку. Давайте собираться. Что же одеть нам? Может панамку и сандалии? Нет? Почему?

-Конечно, на улице осенью холодно. Что еще вы можете сказать о погоде осенью? (холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, хмурая)

-А какие приметы осени вы ещё знаете? (идёт дождь, холодно, трава пожухла и завяла, листья пожелтели, дует ветер…)

И одеваться в такую погоду нужно тепло, по-осеннему.

-Давайте выберем ту одежду, которая нужна для прогулки осенью. (дети выбирают карточки с одеждой)

-Ну вот и добрались. Давайте отдохнём.

Физкульминутка:

Мы топаем ногами, мы хлопаем в ладоши.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.

И кружимся потом.

Садитесь на стульчики, ребята.

-Тсс, давайте послушаем, что происходит в осеннем лесу. Но ребята, я не слышу птиц, где они все, как вы думаете? (Собираются в стаи и улетают на юг).

-А почему они улетают? (ответы)

-Правильно, ведь зимой холодно, насекомые исчезают и птицам нечего кушать.

-Ой, а кто это рыжий среди деревьев:

Рыжий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле. (белка)

-Правильно, белка.

Ребята, а что делают животные в лесу осенью? Как готовятся к зиме? (ответы)

-Молодцы.

-Ребята, а вы знаете стихи об осени? Давайте порадуем старичка –лесовичка и расскажем ему стихотворение. (дети читают стихи)

-Ну а пословицы про осень кто-нибудь знает? Какие? (ответы)

Дидактическая игра «Урожай»

-Ребята, а что ещё приносит осень? Что делают люди осенью? (собирают урожай)

-Какой урожай собирают люди? (овощи, фрукты, грибы)

-Давайте и мы соберём урожай в корзинку, старичку-лесовичку подарим.

(Дети собирают овощи и фрукты в корзину)

-Держи, старичок-лесовичок, это тебе от нас с ребятами подарок. А нам пора обратно в детский сад.

nsportal.ru

Материал по развитию речи (младшая группа) по теме: Осень

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО    ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

1МЛАДШАЯ ГРУППА

ТЕМА :« ОСЕНЬ»

Цель:

Знакомить с характерными признаками осени

 Учить  устанавливать элементарные  причинно – следственные связи.

Упражнять в чётком произношении звуков в словах

Формировать интонационную выразительность речи

Учить дифференцировать цвета( красный , жёлтый, зелёный)

Развивать слуховое внимание, продолжать учить выполнять действия соотнося со словами

Учить располагать готовые формы на листе бумаги, создавая красивую композицию. Радоваться полученному результату.

Ход занятия

1.Рассматривание картины « Осень»

Воспитатель:

 - что нарисовано на картине?( осень)

- что делает мальчик?(собирает листочки)

- что делает девочка?(собирает листочки)

- какого цвета листочки  у девочки?( жёлтые)

- как вы думаете, она сорвала эти листочки с дерева или подняла с земли?

( сорвала с дерева; подняла с земли и т.д.)

Воспитатель: осенью  листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми и падают на землю- это явление называется- листопад.( дети повторяют новое слово-листопад)

Листики – листочки

                                                 Падают кружатся

                                                 И на землю тихо

                                                  как ковёр ложатся

Воспитатель: Мы сейчас с вами пойдём в лес и увидим настоящий листопад.

2. Хороводная игра « мы осенние листочки»

Мы осенние листочки                       ( дети стоят в кругу)

Разлетелись из кружочка                  ( бегут в разные стороны)

Мы летали, мы летали                       ( дети бегают врассыпную на носочках)

А потом летать устали

Перестал дуть ветерок                        ( после бега, строятся в кружок)

Мы присели все в кружок.

3. Речевая игра  «Жук – жук где твой дом»

4.Игровое упражнение « Собери букет из  осенних листьев»

Воспитатель: ребята, посмотрите какой листопад. Сколько листьев нападало.

- Какого цвета листья? ( красные, желтые, оранжевые)

   Давайте их соберём  и разложим по цвету.( дети собирают листья красного, жёлтого. Зелёного цвета и раскладывают их в три кучки)

5.Собирая листья дети увидели ежа. (Рассказывают стихотворение про ежа)

Что ты ёж такой колючий

Это я на всякий случай

Знаешь кто мои соседи

Лисы, волки и медведи.

Песенка – инсценировка « Ёж , где живёшь?»

6.Возвращаясь из леса дети берут листья с собой.

Аппликация « осенний листопад»

Воспитатель: ребята, давайте из листьев , которые мы собрали в лесу, сделаем красивый букет и поставим его в вазу…

nsportal.ru

План-конспект занятия (развитие речи, младшая группа) по теме: Конспект комплексного занятия в младшей логопедической группе. Тема: "Осень".

Конспект комплексного занятия в младшей логопедической группе.

Тема: «Осень».

Задачи:

  1. Дать представление детям об осени и ее признаках.
  2. Расширять активный словарь детей за счет имен существительных (листопад, лужи), глаголов (опадать, шуршать, желтеть).
  3. Развитие зрительного внимания (подбор листочков по цвету).
  4. Закреплять умение узнавать и называть цвета, формы (круглый).
  5. Дать детям представление об овощах, где они растут (в огороде), о фруктах, где они растут (в саду).
  6. Учить детей отгадывать описательные загадки; закреплять знание геометрических фигур (квадрата и треугольника).
  7. Развивать артикуляцию и мимику, речевое дыхание (длительный, целенаправленный выдох).
  8. Развивать общую и мелкую моторику – перепрыгивают через ручеек, собирают листочки.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Здороваются с гостями.

В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний парк. Дорога у нас длинная. Давайте встанем парами и пойдем.

«Ой, а что это?» (воспитатель обращает внимание на «ручеек»). Давайте, ребята, перепрыгнем, чтобы не промочить ноги. Молодцы.

Вот мы и в парке. Посмотрите, как красиво кругом. А теперь давайте сядем на полянку.

В: Давайте вспомним, какое сейчас время года?

Д: Осень.

В: А какие приметы осени вы знаете?

Д: Осенью часто идет дождь, на улице лужи, дует холодный ветер, листья на деревьях желтеют, осенью люди надевают теплую одежду.

В: Молодцы. Правильно.

А кто мне скажет, что такое листопад?

Д: Листья падают и шуршат под ногами.

В: Молодцы. Давайте повторим слово листопад громко, чтобы все услышали и запомнили. А теперь, тихо, как будто это опавшие листья шуршат у вас под ногами.

Молодцы.

В: Ребята, а почему падают листья?

Д: Дует ветер.

В: Давайте мы с вами покажем, как дует ветер.

Раздаю детям пособие «Деревце».  

(Вытягиваем губы трубочкой и дуем на свои деревья).

В: Молодцы. А теперь мы с вами поиграем в ветерок. Дует ветер, раскачивает веточки деревьев сначала тихо, потом сильнее. Начинается листопад (разбрасываю разноцветные листочки: желтые, зеленые, красные).

В: Посмотрите, сколько листочков облетело?

Д: Много.

В: А теперь ….. соберет желтые листочки, ….. – красные, …... – зеленые. Молодцы. Вот какие букеты. Давайте поставим их в вазы.

В: Сколько было листочков?

Д: Много.

В: Сколько получилось букетов? Давайте посчитаем: 1, 2, 3.

Молодцы.

Ой, ребята, посмотрите, кто это здесь сидит?

Д: Зайчик.

Кто-то тут меня искал

Я к вам тут же прискакал.

В: А что это у зайчика?

Д: Мешок.

В: А в мешке что-то есть. Интересно, что в мешке?

Достаю морковку. Что это?  (Морковка).  Какого цвета? (красная,  длинная).  Где растет? (в огороде, на грядке).

Достаю огурец. А это что?  (огурец).  Какой огурец?  (длинный, зеленый). Правильно. А где растет огурец? (на грядке, в огороде).

Достаю помидор. Что это? Какого цвета? (помидор, красного). А по форме,  какой? (круглый). Где растет? (на грядке, в огороде). Молодцы. Правильно.

Достаю яблоко. А это что?  (яблоко). Какого цвета яблоко? (красное). По форме? (круглое, большое). А где растут яблоки? (в саду, на деревьях). Достаю апельсин. Что это? (апельсин). Какого цвета? Формы?  (оранжевый, круглый). Где растет? (в саду, на дереве). Достаю лимон. Что это? (лимон). Какого цвета лимон? (желтый0. Правильно. Молодцы.

Огурец, морковка, помидор – это ОВОЩИ.

Яблоко, апельсин, лимон – это ФРУКТЫ.

В: А теперь, ребята, давайте представим, что мы превращаемся в большой круглый помидор. Надуваем щечки. А теперь втянем щечки – станем, похожими на огурец. Наморщим нос и брови – превращаемся в кислый лимон. Молодцы.

В: Ребята, зайчик хочет с вами поиграть. Он прислал вам загадки про овощи и фрукты.

Игра «Загадки в конвертах».

(Уточнить у детей какого цвета и формы конверт).

В: А теперь, послушайте стихотворение:

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Очень нужные продукты,

Для всех – овощи и фрукты.

В: Вот мы с вами и побывали в осеннем парке. А сейчас нам пора возвращаться домой.

nsportal.ru

Лексическая тема: "Осень". - Батмановой Ольги Васильевны

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Расширение словарного запаса детей:

названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;

признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;

действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,

лужа — лужица, дерево — деревце,

ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,

туча — тучка, лес — лесок,

сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много» 

Месяц — месяцев, дерево — деревьев,

дождь — дождей, фрукт — фруктов,

лужа — луж, овощ — овощей,

урожай — урожаев, листья — листьев,

сад — садов, птица — птиц,

огород — огородов, слякоть — слякоти,

зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,

ветер (какой?) — осенний,

аллея (какая?) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,

... дует ветер — ветреная;

если на улице холодно, какая погода? — холодная; 

если пасмурно — пасмурная,

... сыро — сырая,

... хмуро — хмурая,

... солнечно — солнечная,

... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»

Наступил осенний день — наступили осенние дни, 

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, 

плывет темная туча — плывут темные тучи, 

стоит большое дерево — стоят большие деревья, 

идет холодный дождь — идут холодные дожди, 

дует сильный ветер — дуют сильные ветры, 

висит теплая куртка — висят теплые куртки, 

летит птичья стая — летят птичьи стаи.

 

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень» 

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши). Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно. Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду. Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

 

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,

день веселый — день грустный,

день солнечный — день пасмурный,

облако белое — туча черная,

... холодная — жаркая,

... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия 

«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты (во что?) — ... ;

школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;

листья на деревьях стали (какими?) — ... ;

цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;

птицы улетают (куда?) — ... ;

звери делают на зиму (что?) — ... ;

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

 

Построение монолога 

«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;

2) осенние месяцы;

3) приметы осени в природе;

4) красота золотой осени;

5) что делают птицы и животные осенью;

6) труд человека в осенний период;

7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки» 

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

 

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы, 

И глядят уныло голые кусты. 

Вянет и желтеет травка на лугах. 

Только зеленеет озимь1 на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит. 

Ветер в поле воет, дождик моросит. 

Воды зашумели быстрого ручья. 

Птички улетели в теплые края.

А.Н. Плещеев

 

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем — 

Листья сыплются дождем, 

Под ногами шелестят 

И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,

А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят, 

Под ногами шелестят. 

Солнце уж не припекает. 

Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели, 

Зеленеют только ели, 

Днем и ночью дождик льет, 

Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

 

Подвижная игра

«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень! 

Дети: водят хоровод.

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла. 

У тебя мы, осень, спросим, 

Что в подарок принесла? 

Имитируют приготовление пирогов.

Принесла я вам муки —

Дети: Значит, будут пироги.

Ведущий: Принесла вам гречки —

Дети Каша будет в печке.

Имитируют резание овощей.

Ведущий Принесла вам 

овощей — 

Дети И для супа, и для щей.

Ведущий Рады ли вы грушам?

Разводят руки, показывая коло¬ду меда.

Дети На зиму насушим.

Ведущий Принесла и меду —

Дети Полную колоду!

Ведущий: А уж яблоки — 

что мед! На варенье, на компот.

Дети: Ты и яблок, ты и меду, 

Ты и хлеба припасла, 

А хорошую погоду 

Нам в подарок принесла?

Ведущий: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Кто под дождик попадет

Тот сейчас водить пойдет. 

Убегают, «прячутся от дождя».

 

Музыкально-ритмическое упражнение

Осенние листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели,

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

 

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?

— Я из тучки золотой.

— Дождик, дождик, Ты откуда?

— Я из тучи грозовой.

— Ветер, ветер, Ты откуда?

— Я из дальней стороны.

- Листик, листик, ты откуда?

- Из березовой страны!

Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Пальчиковая гимнастика:

ОСЕНЬ

Разбросала осень листья,      (раскрывать и закрывать кулачки)

Разукрасила их кистью.         (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)

Букеты листьев соберём.       (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.  (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)

И. Михеева 

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ 

Раз, два, три, (Загибают пальчики)

Четыре, пять, (начиная с большого) 

Будем листья собирать. (Сжимают кулачки) 

Листья березы, (Загибают пальчики) 

Листья рябины,

листики тополя, (начиная с большого) 

Листья осины, 

Листики дуба мы соберем, 

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и 

указательным пальчиками)

ОСЕНЬ 

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные)

Ветер листики считал: (движения ладонями)

Вот дубовый, (Загибают по одному) 

Вот кленовый, (пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной, 

Вот с березки – золотой, 

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают )

Ветер бросил на тропинку. (ладони на стол)

ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ 

Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками обеих рук

Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками 

обеих рук)

Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и )

А куда ему спешить? (указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то )

«По газону не ходить!» (ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши)

- Ох! (Один хлопок) 

И ушел. (Ритмичные хлопки по столу)

Газон засох.

***

ОСЕННИЙ БУКЕТ 

Пошли пальчики гулять, («Шагают» указательным и) 

Стали листья собирать: (и средним пальцем по столу)

Красный листик, желтый (Поочередно касаются подушечками)

Листик… (пальцев, начиная с указательного к большому)

А потом давай считать: 

Один, два, три, четыре, пять! (Поочередно загибают пальцы на одной руке) 

Сколько листиком собрали? (Протягивая вперед ладошки)

Пять! (Поднимают вверх одну руку, широко  раздвинув пальцы)

С листьями осенними 

Будем мы играть, 

С листьями осенними 

Будем танцевать

ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ 

Этот пальчик маленький (Пальцы одной руки)

Мизинчик удаленький. (сжатые в кулак, медленно) 

Безымянный – кольцо носит, (разгибаются по одному)

Никогда его не бросит. (начиная с мизинца)

Ну, а этот – средний, (В конце игры они снова) 

длинный, (сжимаются в кулак, но)

Он как раз посередине. (большой палец кладется сверху)

Этот – указательный, 

Пальчик замечательный. 

Большой палец, хоть 

не длинный, 

Среди пальцев самый сильный. 

Пальчики не ссорятся, 

Вместе дело спорится.

logius-ozr.jimdo.com

Картотека (младшая группа) на тему: Картотека игр по лексическим темам во второй младшей группе детского сада

Игры по лексическим темам во второй младшей группе детского сада.

Тема: Здравствуй, детский сад. Игрушки.

Физкультминутки:

Матрешки.

Мы веселые матрешки -            Дети хлопают в ладоши.

Ладушки-ладушки.

На ногах у нас сапожки -          Топают ногами.

Топушки-топушки.

Сарафаны наши пестры -           Кружатся.

Вертушки-вертушки.

Мы похожи, словно сестры, -    Хлопают в ладоши.

Ладушки, ладушки.

Игрушки.

На большом ковре и в ряд              Дети маршируют на месте, 

Куклы Танины стоят,                      останавливаются, изображают

Два медведя, Буратино                    персонажей.

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять –             Прыгают, маршируют, садятся на свои места

Вместе мы пойдем гулять!

Подвижные игры:

  1. «Передай мяч»

Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося:

Ты беги веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот подпрыгивает сам!

Тот, у кого на слово «сам» оказывается мячик, начинает подпрыгивать, а дети сопроводают его прыжки словами: «Раз, два, три!».

Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше. Для усложнения игры можно предложить детям, передавая мяч, шагать на месте и проговаривать слова.

  1. Мячик.

Дети встают в круг. Воспитатель просит детей представить, что в его руках мяч. Он передает его рядом стоящему ребенку: «Держи мяч, не урони. Расскажи, какой он». Ребенок характеризует мяч: «Он большой, круглый, тяжелый».

Затем воспитатель просит представить, что мяч превратился в воздушный шарик: «Какой шар у тебя в руке! Шар рвется в облака, держи крепче за ниточку! Передавай его дальше!» Затем дети представляют, что воздушный шар превратился в тяжелый камень: «Он очень тяжелый, твои руки еле держат его! Передавай его дальше!»

Воображаемые предметы передаются по кругу, превращаясь в тарелку с горячим супом, в ёжика, снежок, маленького котенка, горсть песка, пригоршню воды… игра продолжается до тех пор, пока детям не станет скучно. Правила игры можно изменить: предложить детям самим называть предметы.

  1. Непослушная неваляшка.

Кукла-неваляшка встала, не лежит.                   Дети ритмично поворачиваются из      стороны в                   сторону.

Сильно раскачалась, весело звенит.        

Дили-дили-дили-дон –

Раздается всюду звон.

Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.                              Ритмично покачивают «куклу» на руках.

Слышен Лены громкий плач.

Неваляшка все не спит,

Не ложится, не сидит.                                           Ритмично наклоняются вперед.

Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом –

Закрутились вдруг волчком.                                 Кружатся.

Лена плакать перестала                                          Ритмично хлопают в ладоши.

И сама качаться стала.                                            Качаются.

Сюжетно-ролевые:

«Наши куклы»

Методика проведения. Воспитатель заранее подготавливает предметно-игровую среду: в кукольном уголке за столом сидят четыре куклы, на столе коробки из-под конфет, на скамейке сумочки, на столике швейная машина, флаконы из-под духов, на табурете – тазик с платочками.

Воспитатель: я и не заметила, что в кукольном уголке встретились подружки. Это наши куклы. Они давно не виделись и встретились, чтобы поговорить. (Обращается к кукле) Здравствуй, Даша, ты у нас сладкоежка? Тебе всегда дарят конфеты и пастилу. Кто тебе подарил коробку с зефиром? (Медвежонок). Он тоже любит сладкое. (Девочке.) Лена, ты не видела, Мишка приходил к Даше? Не видела? Даша у ас сладкоежка, у тебя нет конфет? Ты поделишься с Дашей? (Девочка угощает куклу) Даша говорит тебе спасибо.

А вот Жанна. (Показывает куклу) Жанна, ты опять в новом платье. Дети, смотрите, какое красивое платье у Жанны. Она у нас модница, сама шьет себе платья. Вот швейная машинка. Жанна умеет шить. А этот флакончик, Жанна, твой? Какие хорошие духи! (Девочке) Оля, ты чувствуешь, какой запах?! Жанна умеет покупать хорошие духи. Она приходит в магазин и просит дать ей духи, у которых хороший запах. Оля, посмотри, какой красивый флакончик духов у Жанны. Она носит их в сумочке. У тебя есть сумочка? В ней поместится флакончик духов? (Девочка берет флакон)

А вот кукла Дина. Она у нас любит наводить чистоту. Дина, у тебя уже готов тазик. Что ты будешь стирать? Платочки. У Гали тоже приготовлены платочки для стирки. (Девочке) Галя, Дина предлагает тебе постирать вместе с ней. У тебя есть тазик? Приноси, поставишь рядом и будешь стирать. А Лиза веревку натянет, можно будет повесить. (Девочки стирают).

Примечание. Воспитатель оставляет кукол детям и они начинают самостоятельную игру: угощают кукол сладостями, надевают на них платья, стирают кукольные вещи.

Дидактические игры:

 1. «Чего не стало»

Цели: Обогащение словарного запаса по теме.

Развитие зрительного внимания.

На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.

2. «У кого какая игрушка»

Цели: Сравнение игрушек по величине.

Активизация словаря.

Детям предлагаются три мяча, различных по величине (большой, поменьше и самый маленький), три медведя (матрешки, куклы, машины) тоже отличающихся по размеру. Необходимо найти хозяина для каждого мячика, соотнося игрушки между собой по величине.

3. «Найди пару»

Цели: Сравнение игрушек по цвету.

Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

В игре участвуют парные картинки с изображением игрушек, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.

4. «Какой игрушки не хватает»

Цели: Развитие умения сравнивать игрушки по цвету и форме.

Воспитание зрительного внимания.

Активизация словаря.

Детям предлагается таблица из 9 клеток, в 8 из них изображения трех различных игрушек или одинаковых, но трех разных цветов. Одна клетка пустая. Ребенок совместно с педагогом устанавливает закономерность расположения игрушек в клетках и определяет, какой игрушки не хватает.

5. «Что здесь спрятано»

Цели: Развитие воображения.

Активизация словаря по теме.

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Дети определяют на какие игрушки похожи данные фигуры.

Тема недели: Осенины. Урожай.

Подвижные игры:

  1. «Собери урожай». Цель: учить различать фрукты и овощи.

На импровизированной полянке разбросаны муляжи овощей и фруктов. Дети делятся на две команда. Первая команда должна собрать в свою корзинку только овощи, вторая команда – только фрукты.

  1. «Овощи и фрукты»

Дети стоят в шеренге или врассыпную.

Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если назван овощ, то дети должны быстро присесть, а если фрукт – поднять руки вверх. Игроки, которые ошиблись, делают шаг вперед.

Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

  1. «Капуста-редиска»

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «капуста» нужно поднять руки вверх, а на слово «редиска» - хлопнуть в ладоши.

Затем взрослый в произвольном порядке произносит эти слова, а дети выполняют движения.

Усложнить игру можно ускорением или добавлением еще одного слова (например, на слово «морковка» - прыжок на месте).

  1. «Посадка овощей»

Играющие делятся на 2-3 команды и выстраиваются в колонны по одному. На противоположном конце площадки (группы) чертят 5 кружков. Первым игрокам вручают по мешочку с овощами (чеснок, лук, свекла, морковь, картофель) или с предметами, их изображающими. По сигналу дети бегут, раскладывают все овощи в свои кружи, и передают пустой мешочек вторым игрокам. Они бегут, собирают овощи и передают мешочек с овощами третьим игрокам и т.д.

        Побеждает та команда, которая раньше завершила игру.

  1. «Грядка»

Как-то вечером на грядке          Дети идут по кругу, взявшись за руки,

в центре сидит водящий с завязанными глазами.

        Репа, свекла, редька, лук

        Поиграть решили в прятки,

        Но сначала встали вкруг.

        Расчитались четко тут же:

        Раз, два, три, четыре, пять.             Останавливаются, крутят водящего.

        Прячься лучше, прячься глубже.

        Ну а ты – иди искать!                       Разбегаются, приседают, водящий их ищет.

6.  «Огуречик»
В одном конце площадке – воспитатель «ловишка», в другом дети . дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку, произносимую воспитателем:
Огуречик, огуречик ,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.

7. «Огород»

Цель: развивать координацию движений, умение действовать по команде.

       ХОД ИГРЫ:

 Ребенок изображает курочку, а взрослый - дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой "огород".

В огороде у ребят

Есть морковка и салат,

Все для ребят,

Все для ребят!

Старый дедушка ходил,

Он морковку сторожил.

Кыш, куры, кыш,

Кыш, куры, кыш!

("Дедушка" с палкой ходит в "огороде".)

Старый дедушка устал,

Сел на травку, задремал.

Дедушка спит,

Дедушка спит.

(Садится, дремлет.)

Курочки бегут, бегут

И цыплят к себе зовут

Морковку щипать,

Морковку щипать.

(Дети-"курочки" выбегают на носочках.)

Дедушка нас услыхал,

Всех курочек прогнал.

Кыш, куры, кыш,

Кыш, куры, кыш!

(А. Ануфриева)

(Щиплют "овощи", поглядывая на "дедушку". "Дедушка" просыпается и прогоняет "курочек".)

"Куры с цыплятами" убегают. Игра повторяется снова. "Дедушку" может изображать ребенок, а "курочку" - взрослый.

Театрализованная игра:

«Кто из нас из овощей»

Программное содержание: обогащать эмоции детей; вовлекать в импровизацию; учить вовлекать в содержание сказки.

Материалы: овощи (помидор, капуста, огурец).

Ход игры:

Воспитатель в роли хозяйки встречает детей с капустой в руках. Дети рассматривают качан, а воспитатель расхваливает капусту:

Уродилась густо крепкая  капуста,

Выросла на грядке ладная, складная.

Зачем капуста нужна?

В щах хороша?

Дети: Да!

Хозяйка: В борщах важна?

Дети: Да!        

Хозяйка: В пирожки кладут?

Дети: Да!

Хозяйка:  В бочках солят?

Дети: Да!

Хозяйка: Любите капусту?

Дети: Да!

Хозяйка: Козочкам дадим?

Дети: Дадим!

Хозяйка: А зайцев угостим?

Дети: угостим!

Воспитатель начинает хороводную игру. Выбирает одного ребенка на роль заиньки.

Хороводная игра «Заинька».

Дети ходят по кругу. Заинька стоит в середине, отвечает на вопросы детей.

Дети:    Заинька маленький, где бывал?

              Заинька маленький, что видал?

Заинька: В поле бывал,

                Огород видал.

Дети:      Заинька маленький, чей огород?

                Заинька маленький, кто стережет?

Заинька:   Кумы огород,

                  Кум стережет.

Дети:        Заинька маленький, зачем убежал?

                 Заинька маленький, в лесок убежал?

Заинька:   Я капустку брал,

                  Я морковку рвал,

                 От кума и кумы

                 В дальний лес убежал.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат морковь, лук, капуста, свекла, кабачки, огурцы, помидоры, и показывает овощи, а дети называют их. Далее воспитатель усаживаетдетей полукругом у стола и рассказывает сказку.

Сказка про овощи.

Однажды на огороде овощи заспорили: кто из них самый красивый. Первой стала хвастаться капуста: «Я белая, хрустящая. Я самая красивая». Потом сказал огурец: «Я зеленый, крепкий. Я самый красивый». Обиделся помидор: «Я самый красивый, потому что я - красный». Овощи долго спорили. Тут на огород прибежал зайка. Он увидел капусту и сказал: «Капуста самая красивая. Она самая вкусная». Взял кочешок и – был таков. Потом прибежал Коля. Он увидел огурец и сказал: «Какой красивый огурчик! Надо попробовать!» Взял его и убежал. Последней пришла мама. Ей понравился помидор: «Какой красавец!» сорвала его и понесла домой, чтобы сделать салат. Так овощи перестали спорить, потому что всем они понравились. Тут и сказке конец.

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка. Оставляет муляжи овощей на столе, чтобы дети могли поиграть в сказку про овощи.

Дидактические игры:  

«Овощи и фрукты».

Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Ход игры

На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.

Тема: Я – человек.

Подвижные игры:

«Это я».

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Это глазки. Вот. Вот.                    (Показывают сначала левый, потом правый глаз)

Это ушки. Вот. Вот.                      (Берутся сначала за левое ухо, потом за правое).

Это нос, это рот.                            (Левой рукой показывают нос, правой рот).

Там спинка, тут живот.                 (Левую ладошку кладут на спину, правую на живот).

Это ручки. Хлоп, хлоп.                 (Протягивают обе руки, два раза хлопают).

Это ножки. Топ, топ.                     (Кладут ладони на бедра, два раза топают).

Ой, устали, вытрем лоб.                (Правой ладонью проводят по лбу).

 Дидактические игры: «Собери человечка», «Назови ласково» (части тела).

Тема: Лесной урожай (грибы, ягоды).

Подвижные игры:

  • «Грибы-шалуны». Цель: совершенствовать умение выполнять движение по сигналу.
  • «Мы корзиночку возьмем». Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Дидактические игры:

  • «Грибок, полезай в кузовок». Цель: учить детей пользоваться способами сравнения количества предметов.

Игровые правила: начинать класть грибки по одному в кузовок только после сигнала воспитателя.

Ход игры: воспитатель приглашает детей в лес за грибами. В лесу детям встречается косолапый мишка. Он тоже собирает грибы. В лесу растут грибы с красными и белыми шляпками. Мишка любит грибы с белыми шляпками, а грибы с красными шляпками он предлагает собирать ребятам. Дети должны помочь мишке отобрать грибки в корзину.

        Педагог дает каждому ребенку карточку, на котором изображены две полоски с нарисованными на них квадратами-«кузовками». Дети «кладут» (прикладывают) в нарисованный квадрат («кузовок») грибок и приклеивают его к полоске: с красными шляпками для себя (сверху над полоской – лицо ребенка), с белыми шляпками –для мишки (над полоской-мордочка медведя).

Затем дети сравнивают количество грибов путем соотнесения их на двух полосках в кузовках-квадратах: у кого больше грибов, у ребенка или у мишки. Выигрывает тот, кто не ошибается и правильно определяет, где грибов больше и где меньше.

  • «Собери в корзинку». Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия: большой-маленький, один-много, закреплять название цветов.
  • Дидактическая игра по развитию количественных представлений

«Сбор урожая»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в огород собрать урожай картошки, уточняем, сколько картошки в огороде (много). Предлагаем собрать по одной. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него картошек. «Давайте сложим все картошки в корзинку. Сколько ты положил, Дима? Сколько ты положила, Варя? Сколько стало картошки в корзинке? (много) По сколько картошки осталось у вас? (ни одной) .

Тема: Золотая осень

Дидактические игры:

 1. «Найди свой листок»

Цели: развитие зрительного внимания.

Закрепление названий цветов.

На маленьких карточках (6 штук) изображения листочков, отличающихся друг от друга по цвету. Дети вместе с педагогом рассматривают листочек. Называют его цвет. Затем на большом поле, где изображены все листочки, ребенок должен отыскать свой и закрыть его карточкой.

2. «Слушай дождик»

Цели:Развитие слухового внимания.

Активизация словаря.

Педагог демонстрирует стук «дождика» (кончиков пальцев) по различным поверхностям – ткани, столу, стеклу, пластмассе и т.п. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, где «танцует» дождик.

3. «Такие разные листочки»

Цели: Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине.

Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

В игре участвуют парные картинки с изображением листьев, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.

4. «Разноцветные тучки»

Цели:Развитие умения сравнивать предметы по цвету.

Воспитание зрительного внимания.

 Активизация словаря.

Закрепление названий основных цветов.

Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Детям предлагаются тучки разного цвета. Педагог говорит, что из тучек шел разноцветный дождик, и предлагает ребенку подобрать предметы, которые побывали под дождем из предложенной тучки.

Тема: День народного единства. Малая родина. (Дом, село, родина)

Игры малой подвижности:

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.)

На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок»)

За дверями стоит стол, (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки.)

Вокруг дома частокол. (Раки перед собой, пальцы растопыривают.)

«Тук-тук-0тук – дверь открой!» - (Стучат кулачком по ладони).

«Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.)

Дидактические игры:

 1. «Строим дом»

Цели: Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Активизация словаря по теме.

Практическое употребление предлогов В, НА.

Детям предлагается построить дом для куклы из деталей конструктора, для нарисованной куклы из геометрических фигур. Свои действия ребенок комментирует, опираясь на вопросы педагога: Что это? Куда ты поставил крышу? Как кукла войдет в дом? И т.п.

2. «Кто в домике живет»

Цели:Развитие зрительного внимания.

Закрепление умения употреблять уменьшительную форму существительных в ед.ч.

Формирование логического мышления и фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям изображения большого дома и маленького домика. У каждого ребенка несколько карточек с изображением предметов разной величины. Ребенок называет предмет и в зависимости от его величины помещает в соответствующий дом (Это большая подушка. Она будет в большом доме. А это маленькая подушечка. Она – в маленьком доме).

3. «Чего в доме не хватает»

Цели:Развитие логического мышления и фразовой речи.

Активизация словаря по теме.

У детей карточки с изображением домиков, в которых не хватает одной детали – двери, крыши или окна. Ребенок смотрит на карточку и говорит: - В моем доме нет окошка. Там будет темно. и т.п. - Затем из предложенных геометрических фигур выбирает необходимую и «ремонтирует» дом.

4. «Чей дом»

Цели: Развитие логического мышления.

Активизация словаря по теме.

В окошке нарисованного дома воспитатель выставляет предметы, принадлежащие сказочным героям или животным, дети определяют, кому принадлежит этот дом.

5. «Разноцветные домики»

Цели:Закрепление сенсорных эталонов.

Активизация словаря по теме.

Развитие зрительного внимания.

На большом панно несколько домиков из геометрических фигур разного цвета. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые домики, все высокие домики, все низкие. Каждый ребенок выбирает для себя какую-либо геометрическую фигуру (например, синий прямоугольник), соотносит ее с деталью дома (это дверь) и отыскивает на панно такие же фигуры.

Тема: Домашние животные.

Игры малой подвижности:

  1. «Кошка выпускает коготки»

На счет «один» прижать подушечки пальцев к верхней части ладони и прошипеть, как рассерженная кошка: « Ш-ш-ш»

На счет «два» быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: «Мяу»!

Повторить игру, всякий раз превращаясь то в рассерженного, то в добродушного котенка.

Дидактические игры: 

1. «Кто нас зовет»

Цели: Развитие слухового внимания.

Активизация словаря по теме.

Образование уменьшительной формы существительных в ед. ч.

В – 1. У воспитателя игрушки домашних животных и их детенышей, воспитатель закрывает игрушки ширмой, произносит звукоподражание за взрослого животного или за детеныша, дети угадывают, кто позвал.

В – 2. У детей изображения детенышей, а у воспитателя взрослые животные. Воспитатель показывает картинку, дети, у которых детеныши этого животного, «откликаются».

В – 3. Детям раздаются изображения животных и детенышей, воспитатель показывает большой или маленький круг, дети произносят соответствующее звукоподражание.

2. «Бюро находок»

Цели: Развитие зрительного внимания.

Формирование логического мышления и фразовой речи.

Воспитатель показывает детям карточки с изображением частей тела животного. Дети определяют, кто это потерял: Это хвост, его потеряла кошка. А это лапки, их потерял щенок.

3. «Злой и добрый»

Цели: Развитие логического мышления и фразовой речи.

Активизация словаря по теме.

На столе или в игрушечных домиках символы настроения (гнев, улыбка, грусть, испуг). У каждого ребенка карточки с изображением различных предметов или ситуаций. Детям предлагается разложить свои карточки к символам настроения и объяснить, когда животное бывает таким.

4. «Чья мама»

Цели:Развитие логического мышления.

Активизация словаря по теме.

Согласование сущ. с числительными 1, 2, 3.

На больших картах у детей - изображения взрослого животного, у воспитателя маленькие карточки с изображением детенышей. Воспитатель показывает карточку, ребенок говорит «Это мой котенок». Затем, дети считают детенышей и говорят «У кошки 3 котенка» и т.п.

Тема: Предметный мир. (одежда, обувь, головные уборы)

Дидактические игры: 

1. «Одень Таню, одень Ваню»

Цели: развитие зрительного внимания и логического мышления.

Активизация словаря по теме.

Закрепление названий цветов.

На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика. Выясняют, какую одежду могут носить все.

2. «Выбери одежду для матрешек»

Цели: развитие зрительного внимания.

Закрепление названий цветов.

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

На большом полотне изображение матрешек желтого, синего, красного и зеленого цвета. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки.

3. «Кто во что одет»

Цели: Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него одним словом.

Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п.

4. «Мишка и Мишутка»

Цели: Развитие умения сравнивать предметы по величине.

Воспитание зрительного внимания.

Активизация словаря.

Образование уменьшительной формы существительных

Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку.

Тема: Предметы вокруг нас. Посуда.

Дидактические игры: 

1. «Накрой стол»

Цели: Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета.

Активизация словаря по теме.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитатель предлагает детям выбрать из расставленных на столе предметов посуды те, которые нужны для чаепития. Задача детей – накрыть к чаю столик с синей салфеткой (выбирается посуда синего цвета), аналогично проводится работа с другими цветами.

2. «Помощники»

Цели :Развитие слухового внимания.

Формирование логического мышления и фразовой речи.

Воспитатель говорит, что мама очень устала, предлагает детям помочь ей помыть и вытереть посуду, уточняет, какую посуду моют (грязную), а какую вытирают (мокрую). Затем воспитатель называет: МОКРАЯ ТАРЕЛКА, дети отвечают: БУДЕМ ВЫТИРАТЬ ; воспитатель – ГРЯЗНАЯ КАСТРЮЛЯ, дети – БУДЕМ МЫТЬ и т.п.

3. «Разбитая посуда»

Цели: Развитие зрительного внимания и памяти.

Активизация словаря по теме.

Практическое употребление простого предложения.

На столе перед детьми карточки с изображением посуды или кукольная посуда (до 5 предметов). Воспитатель рассматривает и называет ее вместе с детьми. Затем предлагает детям закрыть глаза – «отдохнуть», убирает один предмет. Когда дети открывают глаза, они называют, какая посуда «разбилась». Можно убирать небьющуюся посуду, обращая внимание детей на то, что этот предмет нельзя разбить.

4. «Большой – маленький»

Цели: Активизация словаря по теме.

Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.

Игра «Три медведя »: В магазин посуды пришли три медведя. Дети – продавцы. Они предлагают мишкам посуду по размеру, рассказывают, почему медвежонку нужна тарелочка, а большому медведю тарелка.

Тема: Зимушка-зима.

Дидактические игры:

1. «Собери снеговика»

Цели:Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.

Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний, маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

2. «Наоборот»

Цели:Развитие слухового внимания, логического мышления.

Активизация словаря – закрепление в речи слов – антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный) и т.п.

3. «Что зимой бывает»

Цели: Развитие представлений о приметах зимы.

Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

4. «Снежинки»

Цели: Развитие сильного направленного выдоха.

Закрепление в речи предлога НА.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке; подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

Оборудование: Ёмкость с водой, лёд, сачок, пустая ёмкость.

Тема: Мир растений. День леса.

Игры малой подвижности:

«Дерево, кустик, травка».

Дети образуют круг и двигаются по кругу.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово дерево дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» - разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола.

Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения.

Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Дидактические игры: 

1.        «Посади дерево»

   Цели: Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Активизация словаря по теме.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дети из деталей (треугольников, счетных палочек) собирают дерево на листке бумаги, на котором обозначена линия – земля.

2. «Прятки»

Цели: Развитие зрительного внимания.

Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД.

Формирование пространственных представлений и фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям изображения различных деревьев и мелких картинок (гриб, лист, цветок, птичка, капелька). По заданию воспитателя дети располагают предметы под деревом, за деревом или на дереве, называя , где расположен предмет. Затем все закрывают глаза, а один ребенок под руководством воспитателя меняет предметы местами. Остальные должны определить, что изменилось.

3. «Украшаем елку»

Цели: Развитие сенсорных представлений.

Упражнение в употреблении наречий ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ПОСРЕДИНЕ.

У детей карточки с изображением елки и разноцветные кружки – шарики (у каждого ребенка по 3). Дети по заданию воспитателя располагают кружки на своей елочке. Затем воспитатель предлагает детям «нарядить» елочку, как им хочется, и рассказать, где какой шарик.

Тема: Весна. Растения и животные.

Дидактические игры: 

1. «Найди место»

Цели: Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета.

Активизация словаря по теме.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть лист картона с выложенными на нем разноцветными квадратами (зеленый, желтый с черными полосками, красный с желтыми пятнами, черный, красный с черными кружками) и вырезанные по контуру фигурки кузнечика, мухи, божьей коровки, пчелы, бабочки. Задача детей, найти для насекомого свой «домик».

2. «Прятки»

Цели: Развитие зрительного внимания.

Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД, В.

Формирование пространственных представлений и фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям на таблице с изображением полянки отыскать как можно больше насекомых (видна только часть туловища), называя, где они находятся.

3. «Для чего это нужно»

Цели: Развитие логического мышления.

Активизация словаря по теме.

Практическое употребление простого предложения.

Воспитатель называет части тела насекомого, например, КРЫЛЬЯ, дети имитируют полет; ЛАПКИ – ползание. Слова воспитателя чередуются. Постепенно темп увеличивается.

4. «Большой – маленький»

Цели: активизация словаря по теме.

Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.

Развитие фразовой речи.

Воспитатель называет большое насекомое

ПЧЕЛА

МУХА

ЖУК

Дети – маленькое (пчелка, мушка, жучок)

nsportal.ru

Материал (младшая группа) на тему: Педагогический проект «Осень золотая!» во 2 младшей группе

Педагогический проект «Осень золотая!» во 2 младшей группе

Познавательно – творческий проект:

«Осень золотая! »2 младшая группа.

Разработала воспитатель: Миняева Елена Владимировна

Проект «Осень золотая! »

История: Ещё с давних времён людей интересовали загадочные явления в природе, которые они не могли объяснить и они стали их боготворить. Создавали себе богов и приклонялись им, чтобы те могли оградить их от бед. И до наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы.

Проблема: У детей данной группы слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем и куда улетают птицы? », «Зачем опадает листва? », «Куда прячутся насекомые? » и т. д. Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому я решила провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-творческую деятельность.

Цель: Расширение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Осень».

Задачи:

Познание:

расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;

Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Социализация: развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Художественная литература: развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения драматизировать небольшие отрывки.

Художественное творчество: передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (осенние листья на деревьях) ; развивать эстетическое восприятие.

Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Возраст детей: 3-4 года.

Продолжительность: 2 недели.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный работник, родители.

Форма реализации:

НОД

дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;

беседы, стихи, сказки.

рассматривание иллюстраций, картинок.

использование магнитофона: прослушивание песен об осени.

работа с родителями.

Оборудование: магнитофон, музыка «осень», стихи, муляжи фруктов и овощей, ватман с нарисованным деревом, салфетки, краски, кисти, баночки с водой, иллюстрации осени, контур больших листьев деревьев, клеёнки, клей.

Конечный продукт: развлечение, выставка детских работ, коллективная работа «Осеннее дерево», выставка «Осень золотая» (совместно с родителями) .

Предполагаемый результат:

Обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;

Пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря.

Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, музыкальным работником и родителями:

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми, иллюстрации «Осень золотая», стихи, загадки.

Сотрудничество с родителями:

Участие в выставке работ на тему «Осенние фантазии», рецептов заготовок на зиму.

Разучивание стихотворений об осени.

Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в МБДОУ.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем:

Праздник: «Золотая осень».

Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

Чтение художественной литературы

беседы

НОД

наблюдения

рисование

аппликация

лепка

дидактические игры

пальчиковые игры

подвижные игры

Чтение художественной литературы:

И. Бунин «Листопад», М. Ивенсин «Падают листья», З. Александрова «Дождик», М. Булатова «Огуречик, Огуречик», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Беседы и НОД: «Осень в гости к нам пришла», «Любимые красоты осени», «Осень золотая», «Чудесные листья».

Наблюдения: Проводились ежедневно на прогулках согласно картотеке.

Рисование: «Разноцветные листья», «Дерево осеннее».

Аппликация: коллективная работа «Листопад».

Лепка: «Репка на грядке».

Дидактические игры: «Весёлый огород», «Что есть что», «Собираем урожай», «Что нам осень принесла».

Пальчиковые игры: «Вышел дождик на прогулку», «Компот», «Мы капусту рубим», «Осенние листья».

Подвижные игры: «Листья», «Осень», «Грибочки», «Солнышко и дождик».

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему осени, подбор рецептов для заготовок овощей и фруктов на зиму.

- разучивание стихотворений об осени;

- организация выставок детских работ совместно с родителями к выставке «Осенние фантазии».

- беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

3. Заключительный этап:

- оформление выставки детских работ: «Осень»;

- оформление выставки «Осенние фантазии».

- праздник «Золотая осень».

Осенний утренник в младшей группе. Сценарий

Сценарий осеннего праздника: «Золотая осень» для детей второй младшей группы.
Дети входят в зал под фонограмму становятся полукругом.
Ведущий: Вот художник , так художник! 
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот?

Дети: Осень.

Ведущий: Поздравляю я детей,
Дорогих наших гостей
С праздником осенним!

Р: Снова осень за окошком,

Дождик сыплется горошком,

Листья падают шурша,

Как же осень хороша!

Р: Листья золотом расшиты,

Тропки дождиком умыты,

В ярких шапочках грибы,

Все нам, Осень даришь ты!

Р: Всюду ходит – бродит осень,

Вот листву и тополь сбросил.

Р: Посмотрите - у ребят покраснели щечки,

На дорожку полетели желтые листочки.

Песня: «Осенняя песенка» 

Дети садятся
Р: Славно осенью в саду:
И светло и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.

Р: Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй, осень!

Все: Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим.

Выход Осени фонограмма: («Осень по садочку ходила»)
Осень: Я – Осень золотая
На праздник к вам пришла
Подарки ожидали?
Я вам их принесла!
Листики скорей берите
С ними весело пляшите!

Танец: «С листиками».
в конце прячут лица листьями)

Осень: Ой, сколько листьев золотых, соберу скорей я их, (идет, собирает)
Да это же наши детки спрятались!
Осень: под фонограмму: («Цветной дождик») Как подует ветерок, улетай скорей листок, (дети бегут, садятся на стульчики).
Осень: А сейчас я вам друзья загадки загадаю:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают
Что за время года? – спросим
Нам ответят это?....
Дети: Осень!
Осень: Листья в воздухе кружиться
Тихо на траву ложатся
Сбрасывает листья сад-
Это просто ….
Дети: листопад.
Осень: Ветер тучу позовет
Туча по небу плывет
И поверх садов и рощ
Моросит холодный ….
Дети: Дождь.
Осень: Молодцы! Все загадки отгадали.
Ведущая: Осень милая садись
И сейчас стихи прочтут.

Р: Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди и нет просвета,

Солнце затерялось где-то.

Р: Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил,

Под ногами коврик новый,

Желтый, розовый, кленовый.

Р: Вот на ветке лист клиновый
Нынче он совсем как новый
Весь румяный золотой
Ты куда листок постой.

Р: Наступила осень, пожелтел наш сад
Листья на березе, золотом горят

Не слыхать веселых, песен соловья,
Улетели птицы, в дальние края.

Р: Осень, осень не спеши, и с дождями подожди
Дай еще нам лета, солнышко и света.

Р: Под кустом свернулся ежик
Мокрый и колючий
И косит над лесом дождик разгоняя тучи.

В листья красные одеты, улыбается пенек
Простоял все лето, а теперь насквозь промок.

Р: Дождик, дождик, кап да кап,
Ты б не капал бы на пап, ты б не капал бы на мам
Приходил бы лучше к нам.

Папам сыро, мамам грязно,
Нам с тобою распрекрасно.

Р: Реже солнышко блестит
Теплыми лучами, к югу стая птиц летит, расставаясь с нами.

Частый дождик за окном небо тучкой плачет
Листья желтые кругом, Это осень значит.


Р: Пожелтел зеленый сад, листья кружатся летят
Дождик часто моросит, нам гулять не велит.
Исполняется песня: «Дождик» (под фонограмму)
Ведущий: Выглянуло солнышко опять, деткам захотелось поплясать.
Танец: «Грибочки».
Осень: А сейчас мы поиграем
Мы грибов насобираем.
По корзиночке возьмем
И грибочки соберем.
Игра «Грибочки» ( музыка по выбору музыкального руководителя).
Ведущий: Дождик лить не устает
Целый день все льет и льет
Под дождем хотим гулять
Нужно зонтики нам взять
Игра: «Солнышко и дождик»
Осень: Что ж меня повеселили
И подарки заслужили
Я ребяток всех люблю
Всем по яблочку дарю!
Осень берет корзину с яблоками и дарит детям по яблочку!
Дети выходят. (Фонограмма)

Ожидаемый результат:

Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

- большое количество овощей и фруктов;

- осенние приметы и явления;

- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют пение песен, пальчиковых упражнений, физических упражнений и подвижных игр.

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Приложение

Пальчиковые игры:

«Вышел дождик на прогулку».

Вышел дождик на прогулку указательным и средним пальцем «шагают»

Он бежал по переулку по столу

Барабанит по окошку загибают по одному пальцу на обеих руках

Напугал большую кошку на каждую строчку.

Вымыл зонтики прохожих

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал трясут ладонями. стряхивают воду,

Дождик кончился. Устал. кладут ладони на стол.

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять загибают пальчики на обеих руках начиная с больших

Будем листья собирать. ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы вновь загибают пальчики

Листья рябины

Листики тополя

Листья осины

Листики дуба мы соберём приседают, «шагают2 по ковру средним и

Маме осенний букет отнесём. указательным пальцами обеих рук.

«Компот»

Будем мы варить компот левую ладошку держим «ковшиком»,

Фруктов надо много. Вот. правой «мешаем»

Будем яблоки крошить, имитируем движения

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Снова «мешаем», «угостим» разводим руками

Угостим честной народ. в стороны, вперёд.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим; Ребром ладони бить о другую ладонь.

Мы морковку трем, трем; Тереть кулаком о другую ладонь.

Мы капусту солим, солим; Имитация движений.

Мы капусту жмем, жмем. Имитация движений

Подвижные игры.

«Листья».

Листья осенние тихо кружатся,

Листья под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят.

Будто опять закружиться хотят.

(Дети, под плавную музыку кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают, движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках) .

«Осень».

Осень. По утрам морозы. Дети встают на носочки и поднимают руки вверх,

В рощах жёлтый листопад. а потом приседают. Кружатся на носочках,

Листья около берёзы руки на поясе. Приседают, делают плавные

Золотым ковром лежат. движения руками перед собой вправо-влево.

В лужах лёд прозрачно-синий. Бегут на носочках, останавливаются. Приседают.

На листочках белый иней.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о