Лексическая тема времена года осень – Дидактический материал к лексической теме: “Времена года. Осень”

Содержание

Осень

Лексическая тема «Осень»

 

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, уро­жай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт; прилагательных:ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелет­ные, зимующие; глаголов:летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступа­ет, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, жел­теют, сохнут, моросит.

 

Игры и упражнения

 «Назови ласково» (детям от 4 лет)

 Дождь — дождик, дождичек                 солнце — солнышко

 лужа — лужица                                    дерево — деревце

 ветер — ветерок                                   лист — листок, листик, листочек

туча — тучка                                        лес — лесок

сад — садик                                         птица — птичка

 

«Один — много» (детям от 5 лет)
Месяц — месяцев                       дерево — деревьев

 дождь — дождей                       фрукт — фруктов

лужа — луж                               овощ — овощей

урожай — урожаев                    листья — листьев

сад — садов                               птица — птиц

огород — огородов                     слякоть — слякоти

зонт — зонтов                            лес — лесов

 

«Один — много» (скажи по об­разцу) (детям от 5 лет)

Наступил осенний день — наступили осенние дни

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья

плывет темная туча — плывут темные тучи

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди

дует сильный ветер — дуют сильные ветры

висит теплая куртка — висят теплые куртки

летит птичья стая — летят птичьи стаи

 

«Скажи со словом "осенний"» (детям от 4 лет)

Небо (какое?) — осеннее

ветер (какой?) — осенний

аллея (какая?) — осенняя

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цве­ты, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

 

«Назови, какая погода?» (детям от 4 лет)

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая

дует ветер — ветреная

если на улице холодно, какая погода? — холодная

если пасмурно — пасмурная

сыро — сырая

хмуро — хмурая

солнечно — солнечная

ясно — ясная

 

Поиск антонимов «Скажи наоборот»  (детям от 5 лет)

Осень ранняя — осень поздняя

день веселый — день грустный

день солнечный — день пасмурный

облако белое — туча черная

холодная погода  — жаркая погода

хорошая погода — плохая погода
 

«Я начну, а ты закончи» (детям от 5 лет)

Люди осенью одеты, (во что?) -

школьники идут с портфелями (куда?) —

листья на деревьях стали (какими?) —

цветы на клумбах (что сделали?) —

птицы улетают (куда?) —

звери делают на зиму (что?) —

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) —

 

«Исправь ошибки» (детям от 6 лет)

Весна прошла, и наступила осень.

Подули тёплые ветры, зацвели цветы, на деревьях распустились листочки.

Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки.

С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор.

Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

 

Координация речи с движением

"Листья"

 Листья осенние тихо кружатся,             Кружатся на цыпочках, руки в стороны

Листья под ноги тихо ложатся              Приседают

И под ногами шуршат, шелестят,          Движения руками вправо-влево

Будто опять закружиться хотят.            Поднимаются, кружатся

 

"Дождик"

 К нам на длинной тонкой ножке           Прыжки на одной ноге по кругу

 Скачет дождик по дорожке.              

 В лужице - смотри, смотри! -               Дети стоят лицом в круг;

 Он пускает пузыри.                             ритмичные приседания

Стали мокрыми кусты,                         Руки вверх, потряхивание  кистями

Стали мокрыми цветы.                         Наклон, руки к полу, потряхивание кистями

Мокрый серый воробей                       Встали, руки вдоль тела,

Сушит перышки скорей.                       потряхивание кистями

 

Пальчиковая гимнастика

 Тексты к пальчиковой гимнастике надо учить,  движения ребенок  выполняет под ритм собственной речи.

 Осень

 Если листья пожелтели,                      Сжимать – разжимать кисти рук

 Дождь холодный моросит,                  Совершать  легкие колебательные     

                                                           движения пальцами

 Птицы к югу полетели,                       Ладони повернуть к себе, большие пальцы 

                                                          выпрямить  и переплести «птичка», 

                                                          остальными пальцами совершать

                                                          колебательные  движения

Значит, осень к   нам спешит.            Хлопнуть в ладоши и вытянуть  руки                                                            вперед ладошками вверх

 

 

 

 

logopediy-dly-detey.ru

Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе.

Консультация для родителей. Тема ОСЕНЬ

Консультация для родителей Тема ОСЕНЬ 1.Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Можно задать ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.

Подробнее

Консультация «Осень»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" г. Советский" Консультация «Осень» (дидактические игры для ознакомления с окружающим миром) Подготовили: Воспитатели

Подробнее

РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ

РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ УЧИМ Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой,

Подробнее

3. Игра «Хорошо плохо» 1

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе Тема: Пересказ рассказа «Осенний ковер» Цель: создание условий для развития связной речи и долгосрочной памяти детей 7 г.ж., имеющих ТНР. Задачи:

Подробнее

«Двенадцать месяцев»

«Двенадцать месяцев» занятие по разделу «Ребенок и окружающий мир» старшая группа Цель занятия: Закрепление знаний об осенних изменениях в природе. Задачи: Образовательные: - закрепить знания детей о временах

Подробнее

"ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ!"

"ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ!" С наступлением осени все преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся золотой листвой, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы перебрались в тёплые края.

Подробнее

Тема: «Осенний лес (грибы, ягоды)».

ОКТЯБРЬ Тема: «Осенний лес (грибы, ягоды)». Понедельник. Родителям рекомендуется: 1.Какие деревья ты знаешь? Назови их: 2.Назови лиственные деревья. Почему они так называются? 3.Назови хвойные деревья.

Подробнее

ОСЕННЯЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ПАРК

ОСЕННЯЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ПАРК октября 2018 года Провели воспитатели подготовительной группы Золотарева Людмила Николаевна Зайцева Ольга Васильевна Участники Дети подготовительной группы Цель:

Подробнее

Конспект занятия «Что такое Осень».

Конспект занятия «Что такое Осень». Цель: совершенствование знаний детей о времени года «Осень». Задачи: Образовательная: Закрепить понятия о сезоном явлении «осень». Совершенствовать знания о характерных

Подробнее

Консультация для родителей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" г. Советский" Консультация для родителей «Прогулки с детьми осенью» Подготовили воспитатели второй младшей группы «Семицветик»

Подробнее

(подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» Конспект занятия на тему: «Золотая осень» (социальный мир) (подготовительная группа) Воспитатель:

Подробнее

Итоговое развлечение по теме: «Осень»

Итоговое развлечение по теме: «Осень» Средняя группа «Ромашка» и «Рыбка» Цель: закрепить представление об осени, ее приметах, дарах. Вспомнить, как животные леса готовятся к зиме; Воспитывать положительное

Подробнее

Технологическая карта

Технологическая карта Тема: Золотая осень Цель: уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; закреплять знание признаков осени с использованием элементов ТРИЗ. Задачи: Образовательная:

Подробнее

Лексическая тема «Весна, признаки весны»

Лексическая тема «Весна, признаки весны» Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники,

Подробнее

Новая лексика Существительные Глаголы: Прилагательные: Наречия: Закличка Цели: ОСЕННЯЯ

Новая лексика Существительные: осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, ос ина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница,

Подробнее

Рабочая программа по живому миру 1 класс

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж 2» Структурное подразделение школа-интернат VIII вида

Подробнее

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ На этой неделе тема наших занятий - Золотая осень. Мы с детьми беседовали об осенних изменениях в природе. Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений.

Подробнее

Дети должны уметь. Сходите на прогулку в осенний лес и составьте рассказ про осень по плану.

Тема: «Осень» Дети должны знать. Предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлѐт, урожай, сад, деревья, кусты, заморозки, листья, лес,

Подробнее

Конспект интегрированного занятия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Золотая осень». Возрастная группа: старшая

Подробнее

Гладкова Татьяна Юрьевна, воспитатель, Бранькова Ольга Николаевна, старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад 1", г. Чебоксары, Чувашская Республика

Гладкова Татьяна Юрьевна, воспитатель, Бранькова Ольга Николаевна, старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад 1", г. Чебоксары, Чувашская Республика Конспект организованной образовательной деятельности по

Подробнее

Тема: «Как ежик друзей искал».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ТРИЗ-технологии

Подробнее

ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ!

ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ! С наступлением осени природа преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся золотой листвой, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы перебрались в тёплые края.

Подробнее

учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по предмету «Окружающий природный мир» класс 1-б (дополнительный) учитель: Лушина Надежда Викторовна, высшая квалификационная категория 2017-2018 учебный год Рабочая программа

Подробнее

КОНСПЕКТ. Воспитатель: Холоднякова Т.Б год

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (раздел «Природный мир») по теме «Путешествие в мир осени» ( в рамках тематической недели «Сад-огород») для старшей

Подробнее

на тему: «Времена года. Осень»

ГБОУ школа интернат 3 г. Армавира Краснодарского края Коррекционное занятие по развитию представлений об окружающем мире и развитию речи в 1 классе на тему: «Времена года. Осень» Подготовила: Учитель дефектолог

Подробнее

docplayer.ru

Методическая разработка по развитию речи на тему: Лексическая тема: "Осень. Признаки осени"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

Лексическая тема "Осень. Признаки осени. Деревья осенью" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

Уважаемые, родители. Если Ваш ребёнок заболел и не может посещать детский сад, но Вам хочется, чтобы он не отставал от сверстников; или Вы хотите быть в курсе того, что узнают детишки в группе, то это...

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...

Совместная деятельность с детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ № 66 Калининского района «Мишка спать собирается» по лексической теме: «Осень. Признаки осени» (поздней осени)

Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7   ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается»...

Материал для родителей по лексической теме "Осень. Осенний лес"

Лексическая тема "Осень. Осенний лес" для родительского уголка...

Сценарий речевого досуга по лексической теме «Осень» для подготовительной к школе групп «Осенние говорилки»

Цель.Образовательная: расширение и активизация словаря по темам: «Осень», «Овощи. Фрукты»; образование уменьшительных форм имен существительных; согласование прилагательных и с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."

В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы  "Осень. Покров"  Определена ц...

nsportal.ru

Логопедические рассказы по лексическим темам «Времена года»

(Тематический блок «Времена года»)

- осень
- зима
- зимние забавы
- весна
- лето

«Осень»

Наступила осень. Дни стали короче, а ночи длиннее. Часто идёт дождь. С де-ревьев опадают листья. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Люди одевают тёплую одежду.

Вопросы:

  1. Какое время года наступило?
  2. Какие осенью дни, а какие ночи?
  3. Часто ли идёт дождь?
  4. Что опадает с деревьев?
  5. Куда улетают перелётные птицы?
  6. Какую одежду осенью одевают люди?

«Зима»

Наступила зима. На улице холодно и морозно. Вся земля покрыта снегом. Реки покрыты льдом. Трудно приходится зимой птицам и животным. Их подкармливают люди. Очень рады зиме дети. Они одеваются тепло, и ни-какой мороз им не страшен.

Вопросы:

  1. Какое наступило время года?
  2. Какая погода на улице?
  3. Чем покрыта вся земля?
  4. Чем покрыты реки?
  5. Легко или трудно приходится зимой птицам и животным?
  6. Кто их подкармливает зимой?
  7. Рады ли зиме дети?
  8. Боятся ли дети мороза зимой?

«Зимние забавы»

Сейчас зима. Часто идёт снег. Снег покрыл землю белым пушистым одея-лом. В домах тепло, а на улице холодно. Но дети очень любят играть на ули-це. В снежки, кататься на санках, на лыжах, на коньках, лепить снежную ба-бу. Весело на улице ребятам зимой.

Вопросы:

  1. Какое сейчас время года?
  2. Чем покрыта зимой вся земля?
  3. Зимой холодно?
  4. В какие игры любят играть дети зимой?
  5. Весело ребятам на улице зимой?

«Весна»

Пришла весна. Солнышко пригревает землю. Дети пошли на прогулку в лес. Скоро прилетят скворцы, поэтому дети вместе с папой смастерили для них скворечник. С собой они принесли бумажный кораблик и пустили его по во-де.

Вопросы:

  1. Какое время года наступило?
  2. Солнышко пригревает землю?
  3. На улице тепло?
  4. Куда пошли на прогулку дети?
  5. Что смастерили вместе с папой для скворцов дети?
  6. Что по воде пустили дети?

Автор материала учитель-логопед высшей категории МАДОУ комбинированного вида «Детский сад № 8 Динской район» ст. Динская, Краснодарский край: Съёмшикова Татьяна Алексеевна

Также по теме:

logoped18.ru

Методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему: Домашние задания по лексическим темам «времена года».

Домашние задания по лексическим темам времена года.

Тема: Зима

  1. Назови времена года по порядку, начиная с зимы. Какое время года перед осенью? После зимы? После лета? Между зимой и летом? Какое сейчас время года? Почему? Сколько месяцев в году? Назови зимние месяцы. Объясни пословицу «Декабрь год кончает, а зиму начинает». Чем отличается зима от осени, лета, весны? Что происходит зимой с реками и озерами? Как живется птицам и животным зимой? Как им помогают люди? Какую работу выполняют зимой на улице люди в городе и селе?
  2. Назови как можно больше  слов, которые помогут тебе рассказать о том: какая зима, какое небо, какой ветер, какой снег.  Зима холодная…..
  3. Подбери подходящие слова. Взрослый произносит предложение, а ребенок выбирает подходящие по смыслу слова и повторяет их.

Снежинка тает, горит, падает, идет, кружится, ложится, вьется, воет, стучится.

Лед трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет.

  1. Игра «О чем я говорю?» (подобрать подходящее слово, обращая внимание на окончание прилагательных)

Холодный, яркое, серое, ветреный, белый, сильный, холодная

  1. Подбери родственные слова:

Снег – снежок, снежинка, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегирь, подснежник, снежный…. Зима, мороз, лед.

  1. Исправь ошибки. (поставить слово в скобках в нужную форму). 

Наступил первый (зима) день. (Наступил первый зимний день) Солнце закрыла (черный) туча. Подул (север) ветер. В воздухе кружатся (серебристый) снежинки. 

  1. Выучи стихотворение И. Сурикова

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится, И на землю тихо

Падает, ложится.

Тема: Лето

  1. Какое сейчас время года? Какое время года буде после лета? Какое перед летом? Перечисли времена года по порядку начиная с лета. Назови летние месяцы. Какая погода летом. Назови летние явления природы (осадки, радуга, гроза, туман, что бывает утром на траве, почему…) какие птицы вернулись в наши края и почему? Какие дни летом  (длинные или короткие)? Что длиннее /короче день или ночь летом? Что делают люди летом в огороде, в саду, в городе? Какие летние развлечения ты знаешь? Как ты проводишь лето? Как одеваются люди летом?

Отвечай на вопросы полным предложением.

  1.  Подбери признаки:

Лето (какое?), дождь (какой?), погода (какая?)

  1. Какие подарки приносит людям лето?

Фрукты: Овощи: Ягоды: Цветы:

  1. Подумай и ответь , бывают ли летом:

Пасмурные дни, листопад, грозовые тучи, туман, снежная буря, ледоход, проталины, ветер, дождь, паутины, пение птиц, звери делают запасы на зиму.  

  1. Что сначала, что потом?

Осень – лето, радуга – дождь, варить уху – ловить рыбу, поливать – цветы – сажать цветы, умываться – просыпаться, сушить купальную одежду – купаться.

  1. Составь предложения из слов.

Лето, стоять, теплое. Плыть, по волны, плот. Река, в, дети, купаться.

  1. Придумай свои предложения о лете.
  2. Перескажи текст в правильной последовательности:

                                                    Рыбалка.

Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Леша пошли на реку.

  1. Нарисуй картину «Лето»

Тема: Осень.

  1. Ответь на вопросы по теме «Осень»

Какое сейчас время года? Назови осенние месяцы. Какая погода осенью? Какой идет дождь осенью? Как выглядит осеннее небо? Что происходит с листьями на деревьях? Как осенью изменилась трава?  Какие птицы улетели? Куда? Почему? Что делают осенью животные?  Что собирают колхозники на полях, в огороде, в саду? Какие подарки людям принесла осень? Как одеваются люди?

Отвечай на вопросы полным предложением.

  1. «Правильно – неправильно»

* Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь потому, что я взял зонт.

* Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы улетели на юг.

  1. Какой листик? (образование сложных прилагательных)

Если в осеннем листе есть желтый и красный цвета, то какого этот листик цвета? Если есть желтый и зеленый цвета, то какого этот листик цвета?

  1. Один –много 

Осенний лист – много …, пасмурный день, дождливый вечер, грозовая туча, осеннее дерево, желтый лист, сухая трава, перелетная птица.

  1. Составь предложения с получившимися словосочетаниями.

Образец, «Осенью очень много пасмурных дней.»

  1. Выучить стихотворение.

                       Осень.

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла.   

7. Нарисуй картину «Осень».

nsportal.ru

Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны: Лексическая тема: Осень

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
старшей и подготовительной групп

Лексическая тема "Осень"
Автор: Арефьева Л.Н.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много» 
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень» 

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика 
"Осень"

Разбросала осень листья,      (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью.         (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём.       (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.  (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева 

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
- Листик, листик, ты откуда?
- Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:

И. Левитан «Октябрь»

И. Бродский «Упавшие листья»

Ф. Васильев «Перед дождем»

Л. Афремов "Осень"

В. Куприянов "Осень"

И.Левитан "В лесу осенью"

polyanskaya-swetlana3.blogspot.com

Лексическая тема Осень [рекомендации для родителей]

Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед

Рекомендации для родителей по лексической теме «Осень» можно разместить в группе в уголке для родителей.

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

—    Какое сейчас время года?
—    Сейчас осень.
—    Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
—    На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

• Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

—    Какое сегодня небо?
—    Небо чистое и голубое.
—    А каким чаще бывает небо поздней осенью?
—    Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
—    Какие листья ты видишь на деревьях?
—    Листья красные, желтые, оранжевые.
—    А какими бывают деревья поздней осенью?
—    Поздней осенью деревья голые.
—    Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?
—    Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.
—    Что произойдет с травой поздней осенью?
—    Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
—    Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.
—    Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.
—    Что происходит с насекомыми поздней осенью?
—    Поздней осенью насекомые исчезают.
—    Посмотри на небо. Кого ты видишь?
—    Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например:

—    Береза. — Желтые березовые листья.
—    Клен. — Алые кленовые листья.
—    Осина. — Пунцовые осиновые листья.
—    Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.

8.    Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Все это бывает,
Если с нами… (осень).

9. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.

Развитие мелкой моторики

Ветер по лесу летал,Плавные, волнообразные движения ладонями
Ветер листики считал:

Вот дубовый,Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот последний лист с осинки,Ветер бросил на тропинку.. Нищева)Спокойно укладывают ладони на стол

logoportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о