Личностно ориентированные технологии в детском саду – Материал на тему: Личностно- ориентированная технология.

Содержание

Личностно-ориентированные технологии в ДОУ и школе

Воспитание детей – процесс крайне важный, так как они являются будущими членами общества. Их нужно подготовить к жизни в нем так, чтобы раскрыть весь их потенциал и возможности. В последние годы педагоги все шире используют личностно-ориентированные технологии. Применять их начинают уже с дошкольных учреждений, что многократно увеличивает их эффективность.

Что же это такое?

Впервые этот термин встречается в работах психолога Карла Роджерса. Ему принадлежит доказательство теории о том, что для успешной педагогической и психотерапевтической деятельности необходим, в общем-то, один и тот же подход.

Роджерс говорит, что для успеха в этих делах крайне важна способность сопереживания другому человеку, принятие его личности без всяких дополнительных условий. В отечественных педагогических кругах термин «личностно-ориентированные технологии» рассматривают как один из способов взаимодействия, при котором учитель обеспечивает максимально гармоничное развитие личности ребенка и его способностей исходя только лишь из тех качеств, которые характерны для конкретной личности.

Краткая историческая справка

Давным-давно, то есть веке в XVII-XVIII, жил на Руси один помещик. И славился он тем, что каждый из его крепостных жил богато, да еще и слыл при том редким умельцем в какой-то области. Соседи завидовали и удивлялись: откуда же барин берет такое количество умных, талантливых людей?

Как-то раз прибился к нему местный дурачок. Ни на что он был не годен: ни в поле работать толком не умел, ни ремеслам обучен не был. Другой бы тут уже и махнул на убогого рукой, но помещик тот рук не опускал, подолгу наблюдая за этим странным человеком. И заметил он, что «дурачок» целыми днями способен просидеть, полируя рукавом маленький кусок стекла, доводя его до состояния горного хрусталя.

Всего через год бывший убогий считался лучшим мойщиком стекол во всей Москве, его услуги были столь популярны, что бывший же крепостной, который к тому времени уже давно выкупил себе вольную, составлял список из желающих едва ли не на полгода вперед...

К чему мы все это рассказали? Да все дело в том, что этот пример – классические личностно-ориентированные технологии «в полевых условиях». Помещик умел присматриваться к каждой личности и выявлять те таланты человека, которые были заложены в нем изначально. В школах и дошкольных детских учреждениях перед педагогами стоят ровно такие же задачи.

Как должна рассматриваться личность ребенка?

В этом учении личность ребенка является приоритетным субъектом; именно ее развитие является главной целью всей образовательной системы. В общем-то, с давних пор такой подход именуется антропоцентрическим. Главное, о чем стоит всегда помнить педагогу, заключается в том, что дети должны испытывать всемерное уважение и поддержку во всех своих творческих начинаниях. Учитель и ученик должны работать совместно, сообща достигая поставленных перед собой задач.

Вообще, технология личностно-ориентированного подхода включает в себя понятие о том, что процесс образования должен быть максимально комфортным для ребенка, он обязан вызывать у него только лишь чувство защищенности и желания развивать свои способности дальше.

Проще говоря, ребенку нужно предоставлять как можно больше самостоятельности. Имея возможность выбора, подросток намного лучше развивается, так как делает это не под влиянием внешних факторов, а только лишь благодаря собственному желанию и стремлению обучаться.

Основные задачи и цели

Каким же правилам стоит следовать, «исповедуя» личностно-ориентированные технологии в педагогической деятельности? О, их довольно много. Давайте их подробно перечислим:

  • Обязательно необходимо разрабатывать и внедрять индивидуальные программы обучения, которые ориентируются на способности и таланты каждого ребенка.
  • Должны проводиться конструктивно-имитационные игры, групповые диалоги.
  • В создании учебного материала должны принимать непосредственное участие сами обучаемые. Это значительно стимулирует их интерес к изучаемой теме.

Помимо этого, личностно-ориентированные педагогические технологии в обязательном порядке должны учитывать нижеперечисленные особенности:

  • На протяжении всего занятия нужно оценивать психоэмоциональное состояние своих подопечных.
  • Поддержание максимально высокого уровня мотивации.
  • Выявление опыта каждого ребенка по предложенной на уроке теме. Материал нужно подавать, ориентируясь на конкретные особенности каждой обучаемой группы.
  • При объяснении нового, неизвестного ребенку термина, нужно точно доводить до него его смысл. Вопросы «Понял?» и утвердительное кивание головой в ответ зачастую свидетельствуют о том, что ни сам педагог, ни его подопечный, не заинтересованы в реальном усвоении материала.
  • С детьми последовательно должен работать опытный психолог, на основании рекомендаций которого и строится весь учебный процесс. Собственно, личностно-ориентированные педагогические технологии невозможны без тесной работы психологов с каждым классом.
  • В классе нужно широко использовать практику групповой, парной или индивидуальной работы, отказавшись от обыкновения обращаться к классу «фронтальным» способом.
  • Не стоит забывать о различном уровне восприятия мальчиков и девочек. Проще говоря, в работе обязательно стоит учитывать гендерный аспект. Этим технологии личностно-ориентированного образования кардинально отличаются от многих методик обучения, которые используются в современных школах.
  • Каждая тема должна обсуждаться с использованием различных дидактических приемов. Это позволяет ребенку лучше освоить и закрепить материал в памяти.
  • Необходимо использовать схему самооценки и взаимной оценки усвоения материала каждым обучаемым.
  • Нужно организовывать учебный процесс таким образом, чтобы у детей появлялась уверенность в своих силах и умениях.
  • Обязательна рефлексия в конце каждого занятия: обучаемые повторяют, что они узнали, рассказывают учителю обо всех заинтересовавших их моментах.

Классификация понятия

Как вы думаете, почему используется термин «личностно-ориентированные технологии» в воспитании? Точнее, почему об этом понятии говорят во множественном числе? Все просто. Это на самом деле технологии, их несколько. В виде таблицы мы не только их опишем, но и дадим краткую, но исчерпывающую характеристику каждой разновидности. Итак, какие же бывают их виды? Личностно-ориентированные технологии разделяют на шесть основных категорий, которые описаны ниже.

Название технологии

Ее характеристика

Исследовательская

Основной особенностью является самостоятельное исследование материала. «Открытие через познание». Требуется большое количество раздаточного и наглядного материала, из которого воспитуемые будут узнавать наиболее важную информацию

Коммуникативная

Как можно понять из названия, при проведении урока необходимо делать максимальный упор на дискуссионное обсуждение изучаемого материала обучаемыми. «В споре рождается истина»! Если до того уже удалось вызвать у детей интерес к обсуждаемой теме, такая форма урока способна подстегнуть его еще сильнее

Игровая

Этот прием используют не только личностно-ориентированные технологии в ДОУ. Игра важна не только для дошкольников: так, для старших классов чрезвычайно важно проводить уроки, на которых будут моделироваться профессиональные затруднения и методы их решения, которые повсеместно могут встречаться людям во взрослой жизни

Психологическая

В этом случае требуется проводить тренинги и семинары. Цель их одна. Обучаемый должен самостоятельно выбрать предпочитаемую область и способ дальнейшего изучения темы

Деятельностная

Название не совсем понятно, но на практике все максимально просто: ребенок участвует в составление учебного материала, ощущает себя субъектом образовательного процесса

Рефлексивная

Каждый обучаемый должен уметь самостоятельно анализировать результаты прошедшего урока, проводить работу над ошибками, формулировать грамотные и конкретные вопросы преподавателю в случае возникновения каких-то неясностей

Основные варианты процесса обучения

Современные педагоги, которыми используется технология личностно-ориентированного взаимодействия, выделяют сразу четыре основных варианта этого самого взаимодействия. Каждый из них следует «примерить на себя», так как далеко не каждый преподаватель может одинаково эффективно работать по всем четырем направлениям.

Гуманно-личностный подход к ребенку

В центре образовательной программы в этом случае должна стоять совокупность личностных качеств каждого из обучаемых вами детей. У школы здесь есть только одна конкретная цель – пробудить дремлющие внутренние силы и таланты подопечного, применить их для гармоничного развития молодой личности. В этом подходе превалируют следующие идеи:

  • Личность ставится «во главе угла». Именно от ее характеристик зависят особенности всего образовательного процесса. Таким образом, личностно-ориентированные технологии в школе предполагают максимальное дружелюбие процесса обучения к самому ученику.
  • Педагогические отношения с учениками должны быть максимально демократичными. Учитель и ученик – равноправные партнеры, а не ведущий и ведомый.
  • Скажем «Нет» прямому принуждению как методу, который зачастую не дает реального положительного эффекта в долгосрочной перспективе.
  • Индивидуальный подход не только приветствуется, но и является основным методом, который используется при обучении.
  • Кроме того, личностно-ориентированные технологии (Якиманская в особенности) предусматривают необходимость объяснения ребенку понятий «личность», «свобода личности».

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Основной вопрос: чему и каким образом обучать учеников? В этом случае само содержание учебной программы является только лишь средством для динамичного и гармоничного развития личности подопечного, а не как единственная цель школы. Широко используется положительная стимуляция учеников. Необходимо внедрять методы обучения, которые прямо стимулируют детей к познанию чего-то нового.

Совершенствование образовательного процесса следует осуществлять на основе дидактических идей, которые описаны в работах Р. Штайнера, В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой, П. М. Эрдниева, и других специалистов, которые на сегодняшний день являются общепризнанными «метрами» дидактического метода.

Концепция воспитания

В этом случае личностно-ориентированные образовательные технологии отражают основные тенденции, распространенные в современной школе:

  • Школа должна быть не только источником знания, но и средством воспитания подрастающего поколения. В принципе, об этом прекрасно знали и советские педагоги, но сегодня об этой важнейшей функции почему-то постоянно забывают.
  • Как и во всех прошлых примерах, на личность школьника необходимо обращать основное внимание.
  • Ориентация воспитания должна быть гуманистической, в подростках следует воспитывать общечеловеческие идеи гуманизма, сострадания.
  • Крайне важно развивать творческие способности каждого ребенка без исключения.
  • В школах региональных центров нужно обращать повышенное внимание на возрождение национальных традиций и обычаев малых народов, представители которых там проживают.
  • Коллективное воспитание должно сочетаться с индивидуальным подходом.
  • Цели нужно ставить от простых задач к сложным, адекватно оценивая способности каждого конкретного ученика.

Педагогизация окружающей среды

Исторически сложилось так, что именно школа стала едва ли не наиболее важным социальным институтом, значение которого сложно переоценить. Наряду с семьей и социальным окружением именно она является важнейшим фактором, который предопределяет дальнейшее развитие личности.

Результаты этого формирования определяются сочетанием всех трех факторов. Здесь мы и подошли к смыслу этого метода, который, опять-таки, давно используется опытными отечественными педагогами. Речь идет о крайней важности взаимодействия с родителями и общественными организациями, так как это позволит создать максимально благоприятную среду для формирования личностных качеств ребенка.

Особенности работы в ДОУ

Как мы уже и отмечали, используются также личностно-ориентированные технологии в ДОУ. Конечно же, в этом случае имеются свои специфические особенности, которые обязательно следует учитывать в процессе работы.

Сегодня превалирующее значение имеют высокие технологии, которые распространены в каждом слое современного общества. Задача педагога в том, чтобы даже в детском саду использовать возможности интерактивных образовательных технологий. Это позволит сразу же заинтересовать малышей, дать им стимул к самостоятельному изучению предлагаемой тематики.

Принципиально важным является положение ребенка в образовательном процессе. Воспитатель должен придерживаться простого убеждения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Цель такого подхода – всемерно содействовать гармоничному развитию самодостаточной личности, уверенной в своих силах, избавленной от комплексов, которые в значительной степени мешают прохождению нормального образовательного процесса.

Основной задачей воспитателя в детском саду является формирование исследовательского типа мышления у ребенка, способности к самостоятельному, осознанному и результативному изучению окружающего его мира. Следует помнить, что основным методом воспитательской работы должна стать технология решения каких-то практических задач в легкой, игровой форме. Вы должны предлагать детям какое-то задание, которое можно решить путем проведения интересных и увлекательных экспериментов.

Основные методы работы в детском саду

Какими же методами и приемами следует при этом руководствоваться? Давайте перечислим их подробнее:

  • Беседы «эвристического типа», в ходе которых дети на практике могут убедиться в правильности рассказываемого воспитателем материала.
  • Решение всех возникающих вопросов проблемного характера «на ходу», без затягивания. В противном случае у ребенка может пропасть интерес к изучению тематики.
  • Постоянное наблюдение за окружающим миром.
  • Моделирование процессов, которые постоянно происходят в живой природе.
  • Постановка аналогичных опытов.
  • Все результаты опытов и экспериментов необходимо фиксировать в виде красочных, подробных рисунков.
  • Если есть возможность, нужно приносить на занятия качественный раздаточный материал, включать записи звуков живой природы.
  • Воспитатель должен предлагать обучаемым подражать этим звукам, проводя тематические игры.
  • Упор в описаниях нужно делать на развитие художественного слова, которое позволяет точно и красиво излагать свои мысли, не запинаться. Так развивается еще и правильная дикция, которая наверняка пригодится человеку и во все последующие периоды его жизни.
  • Постановка реалистичных ситуаций, которые предполагают их разрешение творческими методами.
  • Различные трудовые упражнения.
Вот мы и рассмотрели, чем должно характеризоваться правильное использование личностно-ориентированных технологий в современных образовательных учреждениях и детских садах.

fb.ru

"Личностно-ориентированные технологии в работе с детьми раннего возраста

МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Улыбка»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДОБЪЕДИНЕНИИ

(представление опыта работы)

Тема: « Личностно-ориентированные технологии

в работе с детьми раннего возраста»

Воспитатель: Гурылева МаринаЮрьевна

Московская область

Серпуховский муниципальный район 2015г.

Личностно-ориентированные технологии

в работе с детьми раннего возраста

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. В условиях стремительного роста социальных, экономических, технологических и психологических перемен современные программы психолого педагогической поддержки подрастающих поколений направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности, присущих самому ребенку. Поэтому своим приоритетным направлением в работе, считаю личностно ориентированную технологию.

Личностно-ориентированная технология — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважение к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке, как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностное развитие - это вхождение ребенка в образ своего «Я», приобретение своего лика, восхождение к индивидуальности; это развитие рефлексивной способности; это накопление субъективного опыта и извлечение смыслов из своего опыта; это развитие человеческих качеств, характеризующих ребенка как субъекта истории, культуры, собственной жизни.

Субъективный подход к личностному развитию позволяет интегрировать все его показатели в три фундаментальных блока качеств, определяющих духовно-нравственную, гражданскую и индивидуальную зрелость личности.

Духовно-нравственная зрелость интегрирует качества, характеризующие развитие ребенка как субъекта культуры: духовность, культурную идентичность, нравственную воспитанность, способность к творчеству и другие культурные способности.

Гражданская зрелость интегрирует качества, характеризующие развитие ребенка как субъекта истории: гражданственность, свободу, ответственность, социализированность и др.

Индивидуально-личностная зрелость интегрирует качества, характеризующие развитие ребенка как субъекта собственной жизни: адаптивность, самостоятельность, жизнетворчество, свойства характера и др.

Поступление ребенка в детский сад всегда вызывает серьезную тревогу не только у родителей, но и нас - воспитателей. У ребенка меняется социальная среда, что сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. И особенно уязвимы дети раннего возраста, ведь они менее всего приспособлены к отрыву от родных, более слабы и ранимы. В этом возрасте адаптация проходит дольше и труднее. Самый трудный момент - разлука с мамой. И тогда на помощь приходит воспитатель, создавая благоприятную дружественную обстановку. Очень важно, чтобы воспитатель был спокоен и доброжелателен, следил за своим психическим состоянием. Иначе никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

Очень важно взять себе за правило встречать ребенка и родителей с улыбкой. Заранее подготовить в группе музыкальные игрушки, заводные машинки, коляску, куклу нарядную и красивую, чтобы увлечь ребенка игрушкой, а мама смогла уйти. Обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, проявляю внимание к настроению, поощряю самостоятельность в выполнении режимных моментов, учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в поддержке воспитателя. Знакомлю детей друг с другом, ласково разговариваю с ребенком. Психологический комфорт для ребенка возможет там, где исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а образовательную деятельность, творчество, игру.

Создание предметно развивающей среды строится на основных принципах личностного ориентирования, удовлетворяя потребности и интересы детей. Важно отметить, что в организации воспитательно-образовательного процесса нет мелочей, все значимо, все сказывается на состояние здоровья и формирования личности ребенка – и мебель, и освещенность, и постоянная смена видов деятельности, и использование технических средства, и атмосфера в группе.

В группе созданы центры:

- познания;

- экспериментирования;

-безопасности;

- конструирования;

- социально-эмоционального развития;

- двигательной активности:

- центр игры: кукольный уголок, театральный, музыкальный, творчества.

В уголке уединения создана домашняя зона, где дети могут успокоиться, отдохнуть, а в минуты отдыха полистать альбом с фотографиями, поиграть в любимую игрушку.

Ребенок, проявляя самостоятельность, утверждает себя как активный деятель и важно не дать этому стремлению погаснуть. Опираясь на основные принципы личностного ориентирования воспитательно- образовательный процесс строится таким образом, чтобы стимулировать ребенка выполнять действия самостоятельно, при этом воспитателю не надо брать всю инициативу на себя. Образовательную деятельность строю в форме совместной игры, сначала с одним ребенком, а потом в процесс, включаются и остальные дети. В силу своих возрастных особенностей дети раннего возраста еще не могут играть совместно, важно учить играть рядом, не мешать друг другу. В ходе игры или непосредственной организованной деятельности находить возможность обратиться к каждому ребенку по имени.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками воспитателя, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. В работе с родителями применяю инновационные технологии: на сайте детского сада размещаю статьи о жизни группы, в «Одноклассниках» создала группу, где родители могут задать интересующие их вопросы, посмотреть фотографии детей в группе, прочитать рекомендации по воспитанию, обучению, здоровье сбережению, о безопасности жизнедеятельности. В группе созданы информационные уголки для родителей, проводится анкетирование, родительские собрания с использованием ИКТ, включение родителей в досуги, музыкальную, художественно-эстетическую деятельность.

Установила для себя несколько признаков того, что ребенок адаптировался:

- хороший аппетит;

- спокойный сон;

- охотное общение с другими детьми;

- доверительные отношения с воспитателем.

Таким образом, личностно-ориентированная технология должна помочь войти ребенку в современный мир, приобщить его к ценностям, осознать свое «Я», научить строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в реальных привычных для него условиях жизни.

infourok.ru

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании | Методические разработки

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании

Автор: Колесникова Александра Викторовна

Организация: МБДОУ детский сад № 55

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Белово

На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, так как все уровни образования стандартизируются. ФГОС выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации.

ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребѐнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Разработчики ФГОС четко говорят: стандарт, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.

«Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. – Раньше вся система образования стремилась понимать ребенка, давала ребенку систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка – это новое, основное, что было взято за основу данного стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью), инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства».[1]

В связи с введением перед педагогами дошкольного образования возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами дошкольного образования. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы.[3]

Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физически

www.adou.ru

Статья по теме: Личностно - ориентированные технологии в воспитании дошкольников.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Меркулова Е.В, воспитатель, ГКУЗ г. Москвы «Детский нефрологический санаторий №9 ДЗ г. Москвы»

В настоящее время личностно- ориентированные  технологии получили широкое распространение среди педагогов. Истоки развития личностно – ориентированных педагогических технологий содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина – Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.

Основой личностно – ориентированного образования является понимание, в отличие от традиционной дидактической системы, где на первом месте выступает объяснение. Переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от контроля – к развитию, от управления к самоуправлению.  Установка не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание, принятие ребёнка педагогом, оказание ему педагогической помощи и поддержки – это и есть фундаментальная основа личностно – ориентированных технологий, что является противопоставлением авторитарному стилю воспитания, который долгое время бытовал в наших детских учреждениях.

В условиях суточного пребывания в детском учреждении детей с ослабленным здоровьем, особенно важно удовлетворить потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого, неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие.

Личностно – ориентированное воспитание основывается на глубоком уважении личности ребёнка, знании и учёте его индивидуального развития. В детском санатории ребёнок находится 24 – 30 дней, это очень короткий период налаживания  контакта, поэтому очень важно с первых минут дать понять малышу, что ему здесь рады, его ждали и готовы к взаимопониманию.

Принципы взаимопонимания строятся на основах общения. Первый из которых -  безусловное принятие ребёнка.  Любить его не за красоту и ум, спокойствие и помощь, а просто за то, что он уже есть. Не начинать фразы с условия: «Если ты будешь хорошо себя вести, то…». Ребёнку необходимо сообщение, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержаться в приветственных взглядах, ласковых прикосновениях, в прямых фразах: «Как хорошо, что ты к нам приехал», «Я рада тебя видеть», «Давай мы вместе…», «Мне нравится, как ты …», «Ты конечно справишься…»  и т. д.  Если ребёнок не получает таких знаков, то возникают эмоциональные проблемы, отклонения в поведении.  

Причины трудностей ребёнка часто скрыты в чувственной сфере. Тогда просто показать, научить – не достаточно.  Важно его послушать, такое слушание можно назвать «помогающее слушание» или «активное слушание». Малыш только поступил в группу, а уже бежит жаловаться, что ему не дают игрушку. Фраза: «Ну, ничего, он сейчас поиграет и отдаст», не решит эмоциональную проблему ребёнка,  необходимо «вернуть» ему в беседе, то, что он вам рассказал, при этом обозначить его чувства: «Ты очень огорчён тем, что тебе не дали игрушку». Такое сочувствие производит на ребёнка особое впечатление.  Во-первых, ребёнок меньше переживает неудачу (разделённое горе уменьшается вдвое), во- вторых, поняв, что его слушают, начинает рассказывать о себе, в- третьих, ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы ( в данном случае мальчик решил взять другую игрушку). Главное не оставить малыша наедине со своими переживаниями. Ответы по способу активного слушания показывают ребёнку, что его поняли и приняли его позицию. При активном слушании необходимо развернуться лицом к ребёнку, важно, чтобы глаза находились на одном уровне, если ребёнок огорчён, не стоит задавать ему вопросы, а ответ взрослого должен звучать в утвердительной форме  (если ребёнок говорит: «Я не буду водиться с Машей!», не стоит спрашивать у неё что случилось, лучше сказать утвердительно: « Ты на неё обиделся»).

Важно не допускать автоматических ответов и реагирований со стороны взрослого:

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Быстро ешь», «Чтобы этого я больше не слышала».  В этих фразах ребёнок слышит нежелание взрослых вникнуть в его проблемы, недоверие к его действиям.

 2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь, то я поставлю тебя в угол», «Еще раз это повториться, то …». У ребёнка неприятные переживания, он зациклен на своих эмоциях, поэтому угрозы бессмысленны, причём, если они повторяются часто и не реализуются, дети к ним привыкают и перестают  на них реагировать.  

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как положено, « Ты должен уважать взрослых» и т. д. Что нового может узнать из этой фразы ребёнок?   Единственное, что он почувствует, это давление, вину, скуку.   А если он «выходит за рамки», значит, проблема во внутреннем благополучии и нравоучениями здесь не поможешь.

4. Советы, готовые решения: «Я бы на твоём месте…», «Ты ему скажи…» и т. д.. Такая позиция детей часто раздражает, ведь мы напоминаем ему, что он ещё мал и неопытен, а мы умнее и всё знаем. Лучше, если ребёнок сам примет решение, необходимо дать ему эту возможность.

5. Обзывания, высмеивания: «Плакса – вакса», «Какой же  ты лентяй!». Как правило, это приводит к отчуждению, снижению самооценки, обидам и защите.

6. Догадки, интерпретации: «Я знаю, ты подрался с тем – то…»,  «Я всё равно знаю, что ты меня обманываешь…». Это совсем не весело, за этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

В основе навыков активного слушания лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребёнка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от позиции взрослого «над». Счастлив ребёнок в данный момент или нет, зависит и от психологического климата, в котором он находится и от эмоционального багажа, накопленного в детстве, и зависит это от стиля общения ребёнка и взрослого.

В детстве мы узнаём о себе только из слов и отношения к нам взрослых.

Понимать потребности ребёнка, принимать их и отвечать им своими действиями значит активно слушить ребёнка в самом широком смысле.

Список литературы.

  1. Корчак, Я. Как любить детей [Текст] / Я.Корчак.
  2. Степанов, Е. Н. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [Текст] / Е.Н.Степанов – М.:ТЦ Сфера, 2008.
  3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер; -М.: Астрель, 2013. – 238,[2]с.: ил.

nsportal.ru

Технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми

ВВЕДЕНИЕ

Одним из новых для педагогики является понятие "технологии", часто встречающиеся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной).

Появление этого термина из сферы информационных технологий и направления исследований в педагогике не является случайностью. Распространение термина "технологии" в сфере образования имеет под собой серьезные объективные причины.

В любой сфере деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. Педагогика не является исключением.

Актуальность темы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время находятся на этапе развития и объединения в единую научную дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.

1. Педагогические технологии: понятие и основные характеристики

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования.
       Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования. В настоящее время в теории и практике работы дошкольных учреждений существуют различные педагогические технологии. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Цель педагогических технологий:

Создание условий, раскрывающих интеллектуальный, творческий и физический потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие  детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса

Задачи:

  • Активизировать самостоятельную и познавательную  деятельность детей.

  • Приобщать детей к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях, развивать индивидуальные познавательные способности каждого малыша, использовать  индивидуальный опыт ребенка для самопознания, самоопределения и самореализации его в дальнейшей жизни.

  • Развивать творческие способности.

  • Способствовать развитию  умений наблюдать, слушать.

  • Развивать навыки обобщать и анализировать.

  • Способствовать развитию мышления, внимания,  воображения.

  • Учить детей видеть проблему комплексно с разных сторон.

  • Развивать память, речь.

  • Учить овладевать простейшими знаниями о нормах и способах поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья[4].

Педагогическая технология определяется, во-первых, как деятельность педагога и ребенка, во-вторых, эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности, в-третьих, обучающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются, в-четвертых, она дает гарантированно высокий результат.

Понятие «педагогическая технология» трактуется авторами по-разному. 

Однако в  их понимании и употреблении существуют большие различия. Рассмотрим некоторые из определений.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве.

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научнымпедагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально - педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Содержательность. Набор определенных действий обязателен в рамках данной технологии.

Алгоритмизированность. Организация и самоорганизация деятельности педагога, направленная на выполнение им проективной и конструктивной функции.

Процессуальность развертывается процесс учебной деятельности.

Ситуативность. Технология должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу.

Гибкость. Возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии.

Динамичность. Возможность развития или преобразования технологии[2].

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно - воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

2. Технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Основой для накопления положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. 

На мой взгляд, именно личностно-ориентированная модель воспитательного процесса ставит своей целью развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей.

Проблемы личностно-ориентированного подхода обсуждаются в педагогической науке уже более 10 лет. Они указывают, что цель личностно-ориентированного педагогического взаимодействия – создание благоприятных условий, содействие в формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.

Личностно-ориентированная  технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная  технология:

Задачи

Формы организации

1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ, школы.

2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3.Приоритет личностных отношений.

4.Индивидуальный подход к воспитанникам.

1.Игры, занятия, спортивные досуги.

2.Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.

3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

На мой взгляд, организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, требует понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи.

В современных кризисных условиях воспитанник нуждается в большем внимании и заботе со стороны взрослого. А  условия большой наполняемости группы и увеличения с каждым годом детей с синдромом гиперактивности требует поиска все новых приемов работы  по организации самостоятельной свободной деятельности детей с целью создания эмоционально комфортного климата в группе. 

В связи с этим в работе с детьми рекомендуется использовать следующие приемы:

1. Прием «Дежурство по тишине».

Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре.

Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…)

2. При организации различных видов деятельности в течение дня можно использовать прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.

Красная ладонь  - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).

Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)

Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).

3. Работа с альбомом «Такие мы разные» - хороший помощник-подспорье в беседах. Этот альбом содержит фотографии и небольшой стихотворный текст на различные ситуации. Например,  рядом с фотографией, демонстрирующей драку, располагается стихотворение 

«Петушки распетушились,
Но подраться не решились:
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться».

Использование в работе данного альбома помогает детям улыбнуться, проанализировать свои поступки, и очень часто на этом конфликт исчерпывается.

4. Наш живой пример, искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшее условие успешного социально-эмоционального развития детей группы.

5. Использование игр из программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Игра «Стоп, кулак!»

Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам.

Игра «Обзывалки, стоп!»

Эта игра проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.

Игра «Обида, стоп»

Ведущий спрашивает ребят, как можно по-разному обидеть другого, затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться[8].

Таким образом, использование данных приемов позволяет 
воспитателю:

  1. Организовать индивидуальную работу с детьми;

  2. Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми;

  3. Свести к минимуму дисциплинарные указания;

  4. Создать эмоционально комфортный климат в группе
    ребенку:

  • Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их;

  • Учиться самостоятельно организовывать свою деятельность;

  • Самоутверждаться в коллективе сверстников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки;

- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый предоставляет ребенку право выбора того или действия. Это способствует формированию личностной зрелости ребенка;

- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их;

- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агапова О.И., Джонс Л.Л., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование. 2006. № 1.

  2. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. № 2.

  3. Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. (Серия «Детскому психологу»). - СПб.: Питер, 2008.

  4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе//ВОИПКиПРО. 2013. №5

  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  6. Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дощкольника: Монография. Волгоград, 2001.

  7. Мария Монтессори Дом ребенка. Метод научной педагогики. – «Астрель».

  8. О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». – Изд М.: Генезис, 2009. – 344с.

  9. Ромек В.Г. Поведенчекая психотерапия: Учебное пособие, М.:Академия, 2001.

  10. Ромек В.Г. уверенность в себе: этический аспект// журнал практического психолога.1999, №9 Журнала «Дошкольное воспитание», разделы «Научный поиск» «Наука практике».

multiurok.ru

Методическая разработка по теме: Личностно - ориентированные технологии

МБДОУ «Детский сад №38 «Апельсин», г. Тамбов

Воспитатель: Гладышева Н.А.

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАДАЧИ

1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ

2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Игры, спортивные досуги, НОД.

2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.

3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

- гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.  Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

- технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

- педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.  

nsportal.ru

№ 226 Опыт применения личностно-ориентированных технологий в дошкольных образовательных учреждениях - Воспитателю.ру

 Опыт применения личностно-ориентированных технологий в дошкольном учреждении

 

 

         Цель работы воспитателя  в дошкольном образовательном учреждении — сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения с учетом программ, используемых в детском саду. Исходя из этого, воспитатель  должен использовать образовательные технологии, которые бы соответствовали современным требованиям. На протяжении последних пяти лет мной активно используются современные образовательные технологии, что стало особенно актуально с введением ФГОС, которые полностью меняют систему воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Коррекционно-логопедическая работа должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение приобрело применение в моей работе личностно-ориентированных технологий. В основе личностно-ориентированных технологий лежат субъект-субъектные отношения между воспитателем  и воспитанниками. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в освоении языковой действительности.

          С помощью личностно-ориентированных технологий мне удалось реализовать индивидуально-дифференцированный и деятельный подход к, воспитанию и обучению детей, принцип единства диагностики и коррекции.          Личностно-ориентированные технологии можно использовать в следующих формах:

  1. 1.     Построение организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию. При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно. Например, логопед предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково, уменьшительно) Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться.
  2. Использование инсценировок и этюдов при проведении занятий по развитию связной речи. Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволить ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки. После проведения этюда, инсценировки, необходимо обязательное обсуждение, рефлексия и подведение итогов. Данный вид деятельности используется мной при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы, регулятивных качеств личности.

3. Построение индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики психических и речевых особенностей детей. Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей. Например, при составлении коррекционно маршрута для ребенка, склонного к изобразительной деятельности, чаще будут предлагаться задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам»; ребенка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т.д.; для детей, которым нравятся, например, животные или растения подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал.

        

         Таким образом, мной активно и повседневно используются личностно-ориентированные технология, что позволяет подойти к воспитанию  детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГОС и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопе работы.

 

 

 

 

                                                    Воспитатель  МДОУ детский сад компенсирующего вида №7

                                       Мокеева Е.А.

 

 

vospitately.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о