Лидерская одаренность – § 2. Что такое лидерская одаренность?

Что такое лидерская одаренность? — МегаЛекции

Художественная одаренность

 

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках. Он подразумевает высокие
достижения в области художественного
творчества и исполнительского мастерства в музыке, живо­
писи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных
проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе
признавались и уважались эти способности. Эти дети уделя­
ют много времени, энергии упражнениям, достижению мас­
терства в своей области. У них остается мало возможностей
для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуаль­
ных программах по школьным предметам, в понимании со
стороны учителей и сверстников. Художественная и музы­
кальная одаренность подробно описаны в соответствующих
главах этой книги.

Общая интел­лектуальная и академическая одаренность

Общая интеллектуальная одаренность была рассмотрена ранее. Главным явля­ется то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагаю­щими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко разви­тые способности переработки информации позволяют им пре­успевать во многих областях знании.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учеб­ным предметам н является более частной, избирательной.

Эти дети могут показывать высокие результаты но легкос­ти, глубине, быстроте продвижения — в математике или инос­транном языке, физике пли биологии и иногда иметь неваж­ную успеваемость по другим предметам, которые восприни­маются ими не так легко. Выраженная избирательность ус­тремлений в относительно узкой области создает свои про­блемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недо­вольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Как пример академической одаренности можно назвать
широко известную математическую одаренность.



Структура математических способностей

Психолог В.А.Крутецкий всесторонне изучал детей с этим видом одаренности и выявил структуру математических способностей. В нее вошли следующие компо­ненты.

1. Получение математической информации. Способность к формализованному восприятию математического материа­ла, схватыванию формальной структуры задачи.

2. Переработка математической информации. В нее вхо­
дят: а) способность к логическому мышлению в сфере ко­
личественных и пространственных отношений, числовой
и знаковом символики; способность мыслить математичес­
кими символами; б) способность к быстрому и широкому
обобщению математических объектов, отношений и дей­
ствий; в) способность к свертыванию процесса математи­
ческого рассуждения и системы соответствующих дейст­
вий; способность мыслить свернутыми структурами; г) гиб­
кость мыслительных процессов в математической деятель­
ности; д) стремление к ясности, простоте, экономности и
рациональности решении; с) способность к быстрой и сво­
бодной перестройке направленности мыслительного про­
цесса, переключение с прямого на обратный ход мысли
(обратимость мыслительного процесса при математическом

рассу жде нии).

3. Хранение математической информации. Математичес­кая намять — обобщенная память на математические отно­шения, типовые характеристики, схемы рассуждений и до­казательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.

4. Общий синтетический компонент. Математическая направленность ума*.

Творческая одаренность

Особо был выделен такой вид одаренность как творческая (или творческое, продуктивное мышление), творческая одаренность, ее диагностика и развитие час­тично охарактеризованы в этой книге. Здесь есть необходи­мость остановиться лишь на некоторых моментах. Прежде
всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимос­
ти выделения этого вида одаренности. Суть разногласий со­
стоит в следующем. Одни специалисты полагают, что твор­
чество, креативность является неотъемлемым элементом всех
видов одаренности, которые не могут быть представлены от­
дельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин на­
стаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — твор­
ческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об ода­
ренности. Другие исследователи отстаивают правомерность

существования творческой одаренности как отдельного, са­
мостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что ода­
ренность порождается или способностью продуцировать, вы­
двигать новые идеи, изобретать или же способностью блестя­
ще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследования показывают, что дети с твор­ческой направленностью нередко обладают рядом поведен­ческих характеристик, которые их выделяют и которые — увы! — вызывают отнюдь не положительные эмоции в учите­лях и окружающих людях:

отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

большая независимость в суждениях;

тонкое чувство юмора;

отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

яркий темперамент.

Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают маю возможностей для ее проявления и развития.

В настоящее время дифференциация но аспектам интел­лектуальной и творческой одаренности идет дальше. В связи

с этим следует упомянуть о взглядах Б.М.Теплова, который возражал против представлении о том, что высокая одарен­ность в одной области сопровождается снижением одарен­ности в других областях. Он подчеркивал, что «талант как таковой многосторонен», и считал, что не о сосуществовании разных одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности. Он писал: «Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности. В этом — центр научной про­блемы многосторонних дарований»*.

 

Многосторонность таланта

В современной психологии примером подхода к многосторонности дарований является концепция К.Тейлора. В ней не делается попыток определить новые виды одаренности, скорее привлекается внимание к ее специфи­ческому выражению. Первоначально в концепции К.Тейло­ра были две как бы полярные области — академическая и творческая одаренность. Затем творческая одаренность рас­палась на восемь видов; она может проявляться в продуктив­ном мышлении, принятии решений, прогнозировании, обще­нии, планировании, воплощении или исполнении решений, построении взаимоотношений, усмотрении возможностей. Пос­ледние три таланта (в терминологии К.Тейлора) существен­ны для того, чтобы привести идеи в действие. Проявления таланта трактуются довольно узко. Например, общение по­нимается как умение выражать свои мысли и чувства так, чтобы они были поняты другими; усмотрение возможностей предполагает умение обнаруживать возможности и взаимо­отношения, скрытые от других люден.

Согласно концепции многосторонности таланта все талан­
ты могут быть присущи одному человеку. В силу разной сте­
пени выраженности они составляют его неповторимый проф­
иль. В то же время каждый из талантов может стать важней­
шей особенностью и основным каналом реализации индиви­
дуальных возможностей.

Следует отметить, что "эта концепция также привлекает внимание к необходимости так строить обучение, чтобы не упускать и не обесценивать ни один из талантов.

 

Что такое лидерская одаренность?

Социальная одаренность

Наконец, о лидерской одаренности (ис­пользуются также понятия «социальная одаренность», «социальный интеллект»,
«организаторские способности»).
Попытки определить, выделить компоненты и измерить
социальный интеллект имеют почти столетнюю историю.

Прообраз социальных способностей можно обнаружить в
шкале Бине—Симона 1905 г. 3.Фрейд использовал специ­
альный термин для люден, которые отличались точностью в восприятии окружающих.

Одна из первых попыток измерения социального интел­лекта принадлежит Т.Ханту (1928 г.), который разработал тест для «выявления способности иметь дело с людьми».

Тест состоял из шести шкал: «Суждения о социальных ситуациях», «Память на имена и лица», «Опознание внутрен­него состояния по выражению лица», «Наблюдение за пове­дением человека» (направленное на понимание мотивов по­ведения), «Социальная информация», «Узнавание внутрен­него состояния, обозначаемого словами».

По данным Т.Ханта, социальный интеллект развивается до 17—18 лет и является хорошим предсказателем успехов в обучении.

Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, кон­структивные взаимоотношения с другими людьми. Такое, целостное но суш, определение просуществовало недолго, так как очевиден комплексный характер этой способности. Вы­деляют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нрав­ственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка вы­сокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ла­дить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, пси­хологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широ­кую область проявлении, связанных с легкостью установле­ния и высоким качеством межличностных отношений. Эти

особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять ли­дерскую одаренность.

Социальная одаренность отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует умственного разви­тия выше среднего.

 

Социально одаренные личности

Характерные черты, присущие людям, одаренным в социальном отношении: они обычно обладают физической при­влекательностью и аккуратностью во внешнем облике;

их явно принимает подавляющее большинство людей, которых они знают; это одинаково относится как к сверстни­кам, так и к более старшим людям;

они обычно заняты в различных общественных мероприя­тиях и вносят в них положительный вклад;

их воспринимают как арбитров или как «определителей политики» в группе;

они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покрови­тельственным отношениям;

их поведение носит открытый характер — они не старают­ся показывать лишь «фасад»;

они не боятся выражать своп чувства, но делают ото к месту;

они поддерживают длительные взаимоотношения с людь­ми и не меняют резко свои дружеские симпатии; они стимулируют продуктивное поведение других; они энергичны и как бы воплощают необычную способ­ность справляться с любыми социальными ситуациями, при­чем делают это с тактом, юмором, проникновением в суть дела.

Иначе говоря, это как бы особый стиль жизни. Этих лю­дей можно опознать но чрезвычайной эффективности их социального поведения.

 

Характеристики лидера

Лидерскую одаренность можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности, более связанное с ак­
тивным взаимодействием с другими людь­
ми. Существует множество определений лидерском одарен­
ности, в которых можно, тем не менее, выделить общие чер­

ты. Главным является то, что определенный набор умений
лидера делает возможным для группы достичь поставленных

перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. По определению, лидер­ские умения являются в основном межличностными и вклю­чают гибкость, открытость, организационные умения. Лидер­ство требует наличия таких личностных черт как самоуваже­ние, высокие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие.

Следующие характеристики обычно присущи успешным лидерам:

интеллект выше среднего;

умение принимать решения;

способность иметь дело с абстрактными понятиями, с пла­нированием будущего, с временными ограничениями;

ощущение цели, направления движения;

гибкость, приспосабливаемость;

чувство ответственности;

уверенность в себе и знание себя;

настойчивость;

терпимость и терпение в работе с людьми;

энтузиазм;

умение ясно выражать мысли в устной и/пли письменной форме.

Приведенный перечень характеристик уточняет специфи­ку лидерской одаренности по сравнению с социальной и по­могает как в ее выявлении, так и в развитии.

В социальной психологии, в теориях лидерства накоплен богатый материал по развитию лидерской одаренности.

 

Развитие лидерской одаренности

Проявления и черты лидерства можно заметить уже у дошкольников.

Наблюдения показали, что родители детей, проявляющих склонность к лидер­ству, строят своп взаимоотношения с ними особым образом. Родители много общаются с детьми, при этом используя раз­ные средства общения — мимику, жесты, речь; они так на­клоняются к ребенку, что беседуют с ним как бы на одном уровне. Они спрашивают у детей, что те хотят делать; выслу­шивают то, что дети им говорят; обращают внимание на их любые спонтанные действия. Они не угрожают своим детям и не бывают агрессивны по отношению к ним, в то же время не склонны к сверхопеке. Их также отличает последователь­ная стабильность поведения.

Выявление и развитие лидерской одаренности имеет ог-

ромное значение для жизни общества но всех аспектах. В политике и промышленности, науке и образовании — везде нужны люди, которые могут вести за собой других, организовывать их взаимодействие, отношение к друг другу и к делу, к способам его выполнения. Эти способности следует подмечать в учащихся и создавать возможности для их развития.

Этот наиболее «поздний» (в плане признания его специалистами) вид одаренности уже привлек внимание практи­ков, которые разработали ряд эффективных тренингов для его развития. В 70-е годы в научной шкале Л.И.Уманского был накоплен ценный опыт развития организаторских спо­собностей, который может послужить основой для соответствующих учебных курсов.

Богатый материал, тесно связанный с проблематикой со­циальной одаренности, накоплен в русле исследований педа­гогических способностей и труда учителя (структура педаго­гических способностей, выявленная в этих исследованиях, подобна структуре социальной одаренности).

 

Еще один вид одаренности?

Роберт Стернберг, психолог из Иельского университета, обсуждает «практичес­кую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматрива­ется как одаренность вообще. Будущий менеджер или пред­приниматель может иметь в школе репутацию весьма сред­него ученика без каких-либо замечательных особенностей. Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружаю­щей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой осо­бенностью практической одаренности Р.Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность исполь­зовать это знание. Например, для компенсации слабых сто­рон человек вырабатывает свои способы, включая привлече­ние других людей для выполнения того, что он не может делать хорошо. Очевидно, что этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.

Следует подчеркнуть, что в отечественной психологии про­блема практического мышления, практического интеллекта была поставлена еще в работах С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теп-лова. В упоминавшейся уже работе «Ум полководца» Б.М.Теп-лов выделил свойства практического мышления, особенности

 

условий практической деятельности, предъявляющей жест­кие требования к выдающимся личностям.

 

Что дает дифференциация

Выделение многих видов одаренности служит важной цели — привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить при­ знание и возможности для развития.

Разумеется, различия между видами одаренности не мо­гут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся са­мооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей.

Другая проблема заключается в том, что если два выде­ленных вида одаренности (академическая и художественно-исполнительская) прямо соотносятся с областями человечес­кой деятельности, то остальные виды невозможно «привя­зать» к ним однозначно. Так, творческое мышление может проявляться в самых разных областях — в техническом изо­бретательстве, в научных исследованиях, в педагогической работе и т.д. Подобным же образом общая интеллектуальная одаренность и лидерство возможны в любой сфере — от по­литики до хореографии.

Определенные таким образом виды одаренности могут восприниматься как совершенно независимые, тогда как в действительности они переплетаются. Так, общая интеллек­туальная одаренность, как правило, входит составной частью и в лидерские способности, и в творческие.

Такого рода проблемы подтолкнули к поиску других опре­делений одаренности н иных методов ее диагностики. При­мером иного подхода служит концепция трех колец Дж. Рен-зулли, о чем шла речь выше.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разно­му п встречают специфические барьеры на пути своего раз­вития в зависимости от индивидуальных особенностей и свое­образия окружения ребенка.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Лидерство и социальная одаренность

Лидерство и социальная одаренность

Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник во многом зависит от характера той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократических отношений.

Как показывают современные исследования, успеха в жизни часто добиваются не те, у кого высоко развиты интеллектуальные способности, а люди, как правило, обладающие свойством легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения. Основа успешности в социальной среде во многом зависит от социальной одарённости. Сегодня, когда технологические разработки заменили большую часть человеческого труда, именно социально одарённая личность, способная управлять другими людьми, является конкурентоспособной на рынке трудовых отношений.

Синонимом «лидерской или социальной одаренности» является понятие «организаторские способности». Социальная одаренность  характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.  Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, но наряду  с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности  наблюдается  яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям

Проявление лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков.

Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):
- эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку»;
- деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела;
- информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты – качества, которыми должен обладать лидер. Прежде всего лидер должен быть ответственным, должен обладать умением организовать других, быть коммуникабельным, конфликтоустойчивым, креативным, целеустремленным, уверенным в себе.

Иными словами, лидер – это личность, обладающая интеллектом, высоким уровнем культуры, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами морали, способная к самопознанию и саморазвитию, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации и конечно же, физически здоровая личность.

Прежде всего, одарённых детей надо уметь выявить. Основным помощником социальной адаптации одаренного ребенка к современному миру является педагог-организатор ТЬЮТОР.

Современная ситуация заставляет целенаправленно и планомерно заниматься тьюторством в работе с одаренным ребенком. Исследователи подробно анализируют термин « тьютор», приводя несколько определений, которые сводятся к следующему общемузначению: тьютор– это консультант, наставник, облегчающий процесс обучения и организующий условия для самообразования.

Исследователи констатируют, что тьютор– это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ.

Сравнение данных определений позволяет выявить основные ключевые основания тьюторского сопровождения. Для сопровождающего- это организация и поддержка, а для сопровождаемого- самообразование.

Условиями успешной работы с одаренными детьми являются:

- осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

- создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми;

- признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы;

- профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми.

Необходимо признать, что наиболее важным является последнее условие. Личность учителя является ведущим фактором любого развития.

Основными компонентами профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, являются следующие составляющие:

- общая профессиональная педагогическая подготовка — предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;

- основные профессионально значимые личностные качества педагога;

- профессионально-личностная позиция педагогов.

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми — ее стратегия, содержание, формы и методы — должна обеспечивать становление и развитие выше перечисленных составляющих.

Немаловажным аспектом для самоопределения является мотивация педагога на повышение качества и эффективности деятельности и конечно же, стимулирование педагога к самоанализу, саморазвитию и самореализации.

Решить эти задачи можно через работу в методических объединениях и творческих группах, инновационную деятельность, освоение новых педагогических технологий, исследовательскую деятельность, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.

И конечно же, педагогу, воспитывающему лидеров необходимо самому проявлять лидерские качества. Выявление социально-одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития не только ребенка, но и самого педагога. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей.

А закончить, хочется словами Вячеслава Яшкова:

Ведь слово лидер это лучший,

А лучших надобно искать,

Достойный власти сам не лезет,

Достойных нужно замечать.

Желаю успехов на пути формирования лидерских качеств ваших учеников.

Зам. директора по ВР

Л.А. Томина

infourok.ru

Лидерская одаренность - Классному руководителю

Просмотр содержимого документа
«Лидерская одаренность»

Лидерская одаренность

Отличительные особенности

Выполнила: Доржу Марина

лидерская одаренность = социальная одаренность= социальный интеллект= организаторские способности

Социальная одаренность - это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Лидерская одаренность предполагает:

  • высокий уровень интеллекта;
  • хорошо развитая интуиция;
  • понимание чувств и потребностей других людей;
  • способность к сопереживанию;
  • во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Интеллект выше среднего

Умение принимать решение

Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями

Ощущение цели, направления движения

Гибкость

Чувство ответственности

Уверенность в себе и знание себя

Настойчивость

Энтузиазм

Умение ясно выражать мысли

Существует много вариантов лидерской одаренности:

  • эмоциональные лидеры , своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим;
  • лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, прямо ведут за собой;
  • эмоционально-деловые лидеры

Отличительные особенности

  • их занятость в различных общественных мероприятиях;
  • восприятие их как арбитров или как "определителей политики" в группе;
  • они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям и т.п.;
  • этих людей можно опознать по чрезвычайной эффективности их социального поведения.

Социальная одаренность может быть раскрыта и в раннем школьном возрасте, и уже в старших классах. Соответственно и педагогический подход выстраивается в зависимости от актуального состояния. Социальный интеллект п о данным Т.Ханта развивается до 17-18 лет.

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Лидерская одаренность - Классному руководителю

Просмотр содержимого документа
«Лидерская одаренность»

Лидерская одаренность

Отличительные особенности

Выполнила: Доржу Марина

лидерская одаренность = социальная одаренность= социальный интеллект= организаторские способности

Социальная одаренность - это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Лидерская одаренность предполагает:

  • высокий уровень интеллекта;
  • хорошо развитая интуиция;
  • понимание чувств и потребностей других людей;
  • способность к сопереживанию;
  • во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Интеллект выше среднего

Умение принимать решение

Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями

Ощущение цели, направления движения

Гибкость

Чувство ответственности

Уверенность в себе и знание себя

Настойчивость

Энтузиазм

Умение ясно выражать мысли

Существует много вариантов лидерской одаренности:

  • эмоциональные лидеры , своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим;
  • лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, прямо ведут за собой;
  • эмоционально-деловые лидеры

Отличительные особенности

  • их занятость в различных общественных мероприятиях;
  • восприятие их как арбитров или как "определителей политики" в группе;
  • они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям и т.п.;
  • этих людей можно опознать по чрезвычайной эффективности их социального поведения.

Социальная одаренность может быть раскрыта и в раннем школьном возрасте, и уже в старших классах. Соответственно и педагогический подход выстраивается в зависимости от актуального состояния. Социальный интеллект п о данным Т.Ханта развивается до 17-18 лет.

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Методический материал на тему "Типы одаренности"

Основные типы одаренности

Интеллектуальный тип одаренности.

Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ). Эта практика вызывала много споров. Об этом много писали и продолжают писать в профессиональной литературе, подчеркивая, что "коэффициент интеллекта" (IQ) - это вовсе не то, что "природный ум". Не будем касаться этих сложных профессиональных вопросов, рассмотрим лишь главную проблему, которая и привела к дискредитации эту теорию и порожденную ею практику.

Вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался малополезным в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали многолетние долговременные исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др. А ведь сам показатель - коэффициент интеллекта - претендовал ни больше ни меньше, чем на роль универсальной личностной характеристики, свидетельствующей об общем уровне одаренности.

Причину этого явления выявила теоретическая психология. Анализ тестовых заданий, использующихся традиционно в тестах интеллекта, начиная с первых вариантов, созданных в начале XX века, и до комплектов аналогичных методик второй половины XX века, показал, что практически все эти задания активизируют и выявляют лишь один вид мышления, называемый логическим (или, как говорят профессионалы, конвергентным). А для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т. п., сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем.

Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать — сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим — нет.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется прежде всего общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени — сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».

Успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

Академический тип одаренности

В лексиконе педагогов и психологов есть такое слово - "обучаемость". Они давно заметили такую особенность: ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. Потом, один ребенок "все схватывает на лету", а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике ребенка учителя, именно они склонны утверждать, что одаренные дети - "это те дети, которые хорошо учатся".

Вряд ли стоит говорить, что это большое заблуждение. Каждый из нас по собственному опыту знает, что учителя "делают отличниками" далеко не всегда тех, кто умнее или более развит творчески, значительно чаще это те, кто послушен, прилежен, исполнителен и т. п. Поэтому их основные оппоненты в данном вопросе - психологи - не устают повторять: одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Более того, по результатам многочисленных исследований, проведенных во многих странах мира, одаренные дети крайне редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками. Увы, но чаще всего одаренные в традиционной школе - троечники.

Хотя мы не можем не отметить, что успешность в учении свойственна далеко не всем, и действительно одаренный человек обычно более способен к усвоению нового опыта. Но реальные успехи в учебе, обозначенные школьными отметками, далеко не всегда однозначно характеризуют эту способность.

Академический тип одаренности несколько отличается от интеллектуального. При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одарённости прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).

В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности — и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

Талантливые дети

Талантливые дети - особая категория одаренных. Разговор о них - это, по сути, разговор о плюсах и минусах ранней специализации.

Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.) часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем и позволяло ему реализоваться в дальнейшем как выдающемуся специалисту (В.-А. Моцарт, К. Гаусс и др.). Значительно чаще встречались ситуации, когда ранняя специализация приводила к негативным последствиям.

Поэтому педагоги и родители, не стремящиеся утвердиться как "выдающиеся" воспитатели за счет своих одаренных воспитанников, ориентируются не на узкую специализацию одаренного ребенка, а, наоборот, - на максимальное расширение круга его интересов.

Лишившись в результате "выдающегося юного поэта (музыканта, математика, шахматиста, художника и др.)", а вместе с ним и воплощения собственных честолюбивых педагогических надежд, мы обычно приобретаем несравненно больше - всесторонне развитого одаренного ребенка, который, попробовав многое в раннем возрасте, делает осознанный выбор приложения определенного вида своей одаренности к чему-то в более старшем возрасте.

Художественный тип одаренности

Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей,— это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.

Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности, а соответственно и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим учителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.

Креативный (творческий) тип одаренности

Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е. П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.

Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.

Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почти всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.

Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен — именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира.

У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

Лидерская (социальная) одаренность

Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, — это так называемая лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия — они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

Психомоторная или спортивная одаренность

Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Понимание типологии одаренности — это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

У части детей с заметным опережением развития яркая одаренность остается на всю жизнь, являясь, таким образом, индивидуальной, устойчивой характеристикой развития. Ускоренно развивались и Норберт Винер, и Лев Ландау, и поэт Александр Грибоедов. Предсказать, во что выльется то или иное ускоренное развитие достаточно трудно, хотя определенные возможности для прогноза уже имеются. Учитель должен всегда понимать относительность самого явления яркой одаренности, его условность и во многих случаях только возрастной, временный характер.

Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только квалифицированным профессионалам-психологам или внимательным учителям, много и серьезно работающим с ребенком. Видимо, к этому типу принадлежал великий математик Андрей Николаевич Колмогоров.

infourok.ru

Социально-лидерская одаренность — КиберПедия

Признаки одаренности Ф.И. учащихся группы
№1 №2 №3            
Ребенок инициативен в общении со сверстниками, легко общается с детьми и взрослыми                              
Ребенок сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей и в любой нестандартной ситуации                              
Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям                              
Ребенок улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное                              
Ребенок часто руководит играми и занятиями других детей                              
Ребенок склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста                              
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям                              
Ребенок обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим                              
Ребенок генерирует идеи и легко решает социально-лидерские задачи                              
Другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью                              
  Всего                              

 

Критерии:

9 – 10 баллов – выраженная одаренность.

5 – 8 баллов – одаренность выражена на уровне способностей.

0 – 4 балла – одаренность не выражена.

 

Спортивная одаренность

Признаки одаренности Ф.И. учащихся группы
№1 №2 №3            
Ребенок энергичен, производит впечатление, нуждающегося в большом объеме движений                              
Ребенок любит участвовать в спортивных играх и состязаниях                              
Ребенок часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников                              
Ребенок движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений                              
Ребенок любит движение (бег, прыжки, лазание)                              
Ребенок предпочитает проводить свободное время в подвижных играх                              
Ребенок физически выносливее сверстников                              
Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики                              
Ребенок обладает хорошей зрительно-моторной координацией                              
Ребенок обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому)                              
Ребенок легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине)                              
Ребенок умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.)                              
Ребенок для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков                              
  Всего                              

Критерии:





11 – 13 баллов – выраженная одаренность.

6 – 10 баллов – одаренность выражена на уровне способностей.

0 – 5 баллов – одаренность не выражена.

Интеллектуальная одаренность

Признаки одаренности Ф.И. учащихся группы
№1 №2 №3            
Ребенок хорошо рассуждает, ясно мыслит                              
Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью                              
Ребенок легко и быстро схватывает новый «учебный» материал                              
Ребенок задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов                              
Ребенок любит читать книги, причем по своей собственной «программе»                              
Ребенок гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.)                              
Ребенок обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив                              
Ребенок очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни                              
Ребенок проявляет выраженную и разностороннюю любознательность; часто с годовой уходит в то или иное занятие                              
  Всего                              

 

Критерии:

8 – 9 баллов – выраженная одаренность.

5 – 7 баллов – одаренность выражена на уровне способностей.

0 – 4 балла – одаренность не выражена.

 

Приложение 3

 

Анкета «Мои способности»

 

Инструкция. Оцени в баллах от 2 до 5 степень выраженности каждого характерного признака

5 - ярко выражен;

4 - хорошо выражен;

3 - средняя степень выраженности;

2 - слабо выражен.

cyberpedia.su

Лидерство как одаренность

Введение

 

В настоящее время инициатива и творческие способности личности становятся решающим фактором общественного развития. На современном этапе формирования качественно новой социальной среды попытка рассмотрения феномена лидерской одарённости представляется необходимой и своевременной. Пересмотр отношений индивидов в различных общностях и функций межличностного общения предполагает проанализировать механизмы и тенденции таких изменений. Подходя к проблеме с онтологической позиции, лидерская одарённость рассматривается как неотъемлемая часть общественного бытия.

В истории философии проблема лидерства и лидерской одарённости занимает заметное место. С античных времён и до сегодняшнего времени лидерство как таковое является неотъемлемой частью исторического развития человечества. Попытки осмыслить место и особенности данного феномена предпринимались с древнейших времён.

В изучении феномена лидерской одарённости можно условно выделить несколько этапов, для каждого из которых характерно преобладание одной или нескольких так называемых концепций лидерства. При этом отметим, что применительно к системе образования эти концепции появляются лишь в ХХ веке, что объясняется как расширением доступа к образованию, так и развитием и диверсификацией самой системы образования. Появление этих концепций было подготовлено всем предшествующим ходом развития научной (в том числе управленческой) и социально-философской мысли.

Глава 1.Сущность и содержание понятий

 

.1 Задатки и способность

 

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора - для изобразительных способностей). Но задатки - только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Таким образом, задатки, или, что то же самое, природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Важную роль в развитии способностей играют поэтому временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.

Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.

 

.2 Одаренность, талант, гениальность

 

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.

Определение. Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.[9]

Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант''.

Определение. Талант -- это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.[9]

Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.

Определение. Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.[9]

Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность -- исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании ``гении рождаются раз в сто лет''.

Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

 

.3 Лидерская одаренность

 

Тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, - это так называемаялидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

1.4 Лидер, качества лидера

 

%20leader%20-%20%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d1%83%d1%89%d0%b8%d0%b9,%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%b9,%20%d0%b8%d0%b4%d1%83%d1%89%d0%b8%d0%b9%20%d0%b2%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b8)%20-%20%d0%bb%d0%b8%d1%86%d0%be%20%d0%b2%20%d0%ba%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b9-%d0%bb%d0%b8%d0%b1%d0%be%20%d0%b3%d1%80%d1%83%d0%bf%d0%bf%d0%b5%20<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0>%20(%d0%be%d1%80%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8%20<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>),%20%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d1%83%d1%8e%d1%89%d0%b5%d0%b5%d1%81%d1%8f%20%d0%b1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%b8%d0%bc,%20%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%bc%20%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%bc%20<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82>,%20%d0%be%d0%b1%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d1%8e%d1%89%d0%b5%d0%b5%20%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5%d0%bc,%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b5%20%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%8f%d0%b2%d0%bb%d1%8f%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%ba%d0%b0%d0%ba%20%d1%83%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d1%8f%d1%8e%d1%89%d0%b8%d0%b5%20<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>%20%d0

www.studsell.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о