Малая родина фотопроект – Республиканский фотопроект «Моя малая Родина»

Сторонники «Единой России» дали старт республиканскому фотопроекту «Моя малая Родина»

Проект направлен на популяризацию патриотических ценностей среди молодого поколения Республики Татарстан, сохранение культурного и национального наследия при помощи фотоснимков

В Республике Татарстан, в рамках реализации федерального проекта «Моя Сторона», направленный на поддержку социально значимых инициатив, дан старт республиканскому фотопроекту «Моя малая Родина».

Проект реализуется совместно с Татарстанским региональным отделением Русского географического общества и направлен на популяризацию патриотических ценностей среди молодого поколения Республики Татарстан, сохранения культурного и национального наследия при помощи фотоснимков.

Участниками Проекта могут стать учащиеся муниципальных, государственных и негосударственных дошкольных, средних и высших образовательных учреждений в возрасте до 21 года включительно. 

«Патриотический проект «Моя малая Родина» - это отличный повод напомнить в какой огромной и красивой стране и республике мы живем. У каждого из нас есть место, которое нам дорого, с ним связаны воспоминания детства, в это место всегда хочется вернуться – в свою малую Родину. Мы предусмотрели номинации в проекте и условия для фотографии. Участники проекта – это непрофессиональные фотографы. Патриотизм и красота родной края у каждого своя.  Мы уверены, что будут представлены очень разные работы. Итогом проекта станет республиканская фотовыставка с лучшими работами со всей Республики Татарстан», - Председатель Татарстанского координационного совета Сторонников ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Светлана Захарова.

С Положением Проекта, условиями участия можно ознакомится в группах Сторонников и Русского географического общества ВК, а также в местных советах Сторонников и местных отделениях  ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Республике Татарстан.

tatarstan.er.ru

Проект (окружающий мир, 1 класс) по теме: ПРОЕКТ МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

МБОУ Захаровская средняя общеобразовательная школа

ПРОЕКТ

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

Выполнили учащиеся 1 «Б» класса:

Ефимова Анна

Кондрашова Светлана

Егоров Александр

Дзауров Руслан

Метелкин Кирилл

Губанова Мария

Демидова Валерия

Гаврилюк Анастасия

Страту Ирина

Научный руководитель

Туфлейкина Е.М.,

учитель начальных классов

Помощники:

родители

Кондрашова Е.В.

Метелкина М.А.

Ефимова И.А.

Дзаурова А.М.

пос. Летний отдых

2012 год

        Содержание

1.Введение                                                                                            стр.3-4

2.Этапы работы над проектом.                                                           стр.5-7                

3.Заключение                                                                                           стр.8

4.Методический паспорт учебного проекта.                                       стр. 9-11

5.Литература                                                                                          стр.12

Введение.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город, республику,  страну  все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем  в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют  чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей  душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания  о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается  огромная страна Россия, гражданами  которой  мы являемся .

Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.

 Многие из нас не знают родословную своей семьи и дальше третьего поколения в своем роду никого не помнят. Забывают имена и отчество своих бабушек, дедушек. Плохо представляем жизнь наших предков и даже родного села, в котором родились и живем. Мы ставим следующую цель.

Цель нашей работы :

- создание  книги  «Моя малая Родина».

Все участники проекта (1 класса)  живут в разных населенных пунктах. Поэтому в понятие «Малая Родина» мы включили все населенные пункты, в которых живут наши ребята, а именно:  поселок  Летний отдых, деревня Хлюпино, село Перхушково.

Для достижения поставленной цели мы рассматриваем вопросы, связанные с решением таких задач, как:

- изучить природу родного края

- выяснить особенности развития истории  родного края

- узнать о знаменитых людях Малой Родины

-найти исторические памятники и достопримечательности своей  Малой Родины

-собрать материал о Малой Родине ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)

- оформить собранный материал в виде книги «Моя Малая Родина»

-научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

Временные рамки создания проекта  - с сентября  по декабрь месяц 2011 года.

Основные этапы работы над проектом:

1.Организационный этап (сентябрь)

Формирование групп и распределение обязанностей. Составление плана работы.

2.Подготовительный этап ( сентябрь, октябрь)

Поисковая работа.

3.Этап реализации.(ноябрь)

Обработка данных.

4.Заключительный этап.( декабрь)

Оформление книги и защита проекта.

Основные этапы работы над проектом.

1.Организационный этап:( сентябрь)

Знакомство с темой проекта - "Моя малая Родина" (знакомство с

материалами учебника)

Формирование групп по месту жительства:

1 группа – поселок Летний отдых.

2 группа – деревня Хлюпино.

3 группа- село  Перхушково.

После этого мы план работы  составили под руководством учителя. Установили  сроки выполнения проекта.

Каждая группа была поделена на  четыре  подгруппы ,которые объединяли нас  по  интересам и активности самих ребят.

1 подгруппа собирала информацию об истории  «Малой Родины»

2 подгруппа собирала информацию о достопримечательностях.

3 подгруппа  собирала материал о природе нашей Малой Родины, делала фотографии, собирали иллюстрации.

4 подгруппа собирала информацию о производстве и о нашей школе.

Подключили к работе  группу  заинтересованных родителей, которые готовы работать вместе с нами  по проекту.

2.Подготовительный этап: ( сентябрь , октябрь).

Самостоятельная поисковая работа учащихся всего класса. Посетили библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме. Вместе с учителем мы сходили на  экскурсию в школьную библиотеку, где нам помогли  найти нужную информацию. Все вместе, мы и родители, посетили  Пушкинский музей в Захарово. Там мы нашли много информации о жизни замечательных людей,сделали зарисовки интересующего их материала, вместе с родителями  сделали  фотографии памятников, находящихся на территории Пушкинского музея.  С помощью родителей искали  материал в сети Интернет и различных других источниках. Интервьюировали членов своей семьи об истории и достопримечательностях, о производстве своей Малой Родины.

Быстрее всех участники проекта собрали  информацию о природе, сделали фотографии нашего родного края. Ребята этих подгрупп стали помогать другим участникам проектам в нахождении материала о жизни замечательных людей нашего края, о производстве нашего края. К концу октября весь материал был собран.

3.Этап реализации:(ноябрь)

В начале ноября у нас прошло промежуточное обсуждение по собранному материалу. Мы выбрали те фотографии, которые по всеобщему мнению подходили для нашей книги. Из всего материала выбирали самое главное, то что мы все хотели видеть в нашей книге.

Дальше началась самая трудная работа. Нужно было расположить материал по заранее составленному плану,подобрать фотографии к тексту, которые бы подходили. Мы   много обсуждали, пробовали и наконец – то получилось то, что нам все понравилось.Нам осталось только оформить достигнутый  результат в виде книги «Моя малая Родина» . Мы обратились за помощью к родителям. Они помогли нам до конца оформить книгу «Моя Малая Родина».

В самом конце работы мы выделили самых активных ребят. Они будут защищать наш проект на классном родительском собрании.

4. Заключительный этап:( декабрь)

В конце работы м ы выделили самых активных ребят, которые  выступили перед родителями и рассказали им о нашем проекте , представили нашу книгу. Было трудно. Пришлось подготовить  устный рассказ о том, как мы делали наш проект, с какими трудностями мы столкнулись. Нам пришлось сделать презентацию нашего проекта. Мы обратились за помощью к учителю и родителям. Они помогли нам ее сделать.

Наконец-то наступил долгожданный день. Мы выступили перед родителями. Было страшно и трудно.  Ребята справились. Книга наша очень всем понравилась.

Нам предложили защитить наш проект на школьной нучно-практической конференции. Для выступления на секции начальных классов школьного научного общества «РИФ» мы с помощью учителя составили методический паспорт и описали этапы работы над проектом.

Заключение.

Проект «Моя Малая Родина» создавался четыре месяца. В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые мы ставили. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. Получилась замечательная книга «Моя Малая Родина». В ней собран и оформлен материал по таким населенным пунктам : поселок Летний отдых, деревня Хлюпино, село Перхушково. Участники проекта  не только глубоко познакомились, но и выяснили особенности природы и истории родного края, поняли , что из малого складывается большое – наш район часть большой страны, которая называется Россией.  Мы научились работать в команде, принимать на себя разные роли и обязанности. Мы  научились сотрудничать с родителями, добивались взаимопонимания, совместно посещали библиотеки, музеи.

Поняли  роль наблюдений, опытов, книг и др. источников информации в познании окружающего мира. Мы научились использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о родном крае, стране.

Уже в этом учебном году мы хотим выступить перед учениками первых и вторых классов со своим проектом. Рассказать им о нашей «Малой Родине» и показать нашу замечательную книгу.

Работа нам очень понравилась. Все ребята активно работали. Поэтому в следующем учебном году мы планируем продолжить нашу работу. Мы хотим составить, написать замечательную книгу о древнем красивом городе Звенигороде, который находится рядом с нами. Мы хотим как можно больше узнать о нём .

Методический  паспорт учебного проекта.

1.        Название проекта -  «Моя Малая Родина»

2.        Разработчики учебного проекта – учащиеся 1»Б» класса  под руководством   учителя начальных классов Туфлейкиной  Екатерины Михайловны

3.        Название образовательного учреждения – Захаровская средняя общеобра-зовательная школа

4.        Год разработки учебного проекта  -  2011-2012 учебный год

5.        Опыт использования (степень распространения): -        проводился один раз в 1 «Б» классе

6.        Проблемная ситуация – с одной стороны всем знакомые места, где мы живём , а с другой стороны есть неизвестные моменты, на которые не обращали никакого внимания, поэтому хочется   расширить свои знания о с родном поселке ( деревне, селе).

7.        Цель  – создать книгу «Моя малая Родина»

8.       Задачи:

- изучить природу родного края

- выяснить особенности развития истории  родного края

- узнать о знаменитых людях Малой Родины

-найти исторические памятники и достопримечательности своей  Малой Родины

 -собрать материал о Малой Родине ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)

- оформить собранный материал в виде книги «Моя Малая Родина»

-научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

9.        Форма организации детей  - групповая работа

10.        Ведущая деятельность - поисковая;

11.        Сфера применения результатов - краеведческая;

12.        Используемые технологии - мультимедиа;

13.        Форма продуктов проектной деятельности - книга «Моя Малая Родина»

14.        Способ объединения результатов на презентации  - отчет по результатам в любой форме

15.        Виды презентации - компьютеродемонстрирующий

16.        Класс или возраст детей: 1 «Б» класс , 7 лет.

17.        Количество участников -  20 человек

18.        Предметная область – окружающий мир, краеведение.

19.        Состав участников -  одноклассный;

20.        Характер координации  - явный

21.         Темы учебно-тематического плана предмета(ов) - предмет «Окружающий мир»  проект «Моя Малая Родина»

22.        Время работы  -  средней продолжительности.

23.        Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:

           –  знают название своего посёлка ( деревни, села)

           – знают знаменитых людей своего поселка

           – умеют читать, пересказывать прочитанный текст

           - не умеют находить необходимый материал в различных источниках

           - не умеют самостоятельно составлять устный рассказ

24.        Приращение в ЗУН и специфических умениях  – знания и умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом:

–расширили  знания о родном крае

- научились искать необходимый материал в различных источниках.

-научились фотографировать достопримечательности

-научились составлять устный рассказ.

-научились рассказывать.

-научились выступать перед родителями с подготовленными сообщениями

-научились сотрудничать с родителями и одноклассниками

26.Режим работы (организационная форма):   внеурочный

27.Техническое оснащение – книги, Интернет, фотоаппарат, компьютер, интерактивная доска, документ-камера, мультимедийный проектор.

28.Кадровое оснащение – помощники – родители.

Литература.

1.В.И.Новиков «Большие Вязёмы» - М.:  Московский рабочий,1988

2.«Пушкинское Захарово» Сборник работ об А.С.Пушкине–М .:Юность,1999

3.Одинцовская земля/Серия «Энциклопедия сел  и деревень Подмосковья»/. – М.: Энциклопедия российских деревень, 1994

4. «Одинцовская земля мой край родной» Одинцово, 2011.

Интернет-ресурсы.

1.deadokey.liveyournal.com/4527.htm/

2.ru.wikipedia.org/wiki/Захарово

3.ru.wikipedia.org/wiki/Хлюпино

4.ru.wikipedia.org/wiki/Перхушково

5.pushkinmuseum.ru/comm_mus_vasomi.htm

6.nasledie-rus.ru/today/article21


Рецензия

Книга «Моя малая Родина» является результатом работы над проектом «Моя малая Родина». В данном проекте принимали учащиеся 1 «Б» класса Захаровской средней общеобразовательной школы. Временные рамки создания проекта с сентября по декабрь месяц 2011 года.

Тема проекта актуальна, так как учащиеся мало знают о своих родных местах, о жизни знаменитых людей своей малой Родины, поэтому хочется расширить их знания. Вся работа была посвящена изучению малой Родины.

Книга содержит информацию о поселке Летний отдых, деревне Хлюпино, селе Перхушково. В книге рассказывается об истории этих мест, природе, производстве, о знаменитых людях, о школе, в которой ребята учатся. Также описаны памятные места и достопримечательности, связанные с именем великого русского поэта А.С Пушкина. Книга содержит не только информацию, но и проиллюстрирована фотографиями, которые сделали сами учащиеся.

В своей работе учащиеся столкнулись с большими трудностями. Учащиеся живут в разных местах, поэтому пришлось разделить на три большие группы. Количество человек в каждой группе разный. Например, в селе Перхушковоживёт только 1 ученик, а объём работы у ребят одинаковый. Поэтому нужна помощь со стороны взрослых. Учащиеся не все очень хорошо читают, а нужно искать и отбирать материал на ту или иную тему в различных источниках (книгах и интернете). Из большого объёма материала выбрать самое главное, для учеников первого класса это очень трудно. В проект включились и помогали родители учеников. С их помощью на компьютере был отпечатан весь  материал. Учащиеся учились работать вместе над одной темой, помогать друг другу, слышать и слушать другого. Не у всех ещё это получается. И всё же работа сплотила ребят, результату радовались все. Учащиеся узнали много нового и интересного о своей малой Родине. У многих ребят появилось чувство гордости и сопричастности к истории своего поселка, деревни, села. Есть желание продолжить совместную работу и очень много идей, которые ребята выдвигают сами. Одна из них об истории и достопримечательностях города Звенигорода.

Февраль 2012 года.

                                         Руководитель – учитель начальных классов

Захаровской сош

Туфлейкина Екатерина Михайловна

nsportal.ru

Фотопроект на тему "Моя малая Родина Аларь"

Уличная сеть

  1. ул. Бадархон

  2. ул. Больничная

  3. ул. Вампилова

  4. ул. Ербанова

  5. ул. Кирова

  6. Клубный пер.

  7. ул. Колхозная

  8. ул. Кузнечная

  9. ул. Лазо

  10. ул. Ленина

  11. ул. Манзанова

  12. ул. Мира

  13. Новый пер.

  14. ул. Садовое Кольцо

  15. ул. Советская

  16. ул. Степная

  17. Торговый пер.

  18. ул. Украинская

  19. ул. Улахинская

Аларь

(Ирк. обл.) р., с., Аларская степь, Аларский р-н - аларские буряты производят это название от слова алирха - "покрываться (порастать) сочной травой, зеленью". Считают, что название Аларь произошло от слова алары - "сухое, безлесное пространство" или от слова алар - "лесная роща", "лесок среди степи". Те и другие признаки, заключающиеся в понятиях алары и алар, а природе Аларской степи имеются. От основы алар осмысливается название Залари (за алари), р. п., Заларинский р-н в Иркутской обл.

Маркс Васильевич Мохосоев (21 января193230 июня1990) — советский химик, специалист по синтезу и исследованиям физико-химических свойств неорганических соединений, комплексной переработке руд. Доктор химических наук, член-корреспондент АН СССР (1981).

Биография

Маркс Мохосоев родился 21 января1932 года в улусе (селе) АларьИркутской области (СССР). В 1955Мохосоев окончил Томский политехнический институт (ныне университет). В 1958 г. поступил в аспирантуру Московского института тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова. С этого времени научные изыскания Мохосоева связаны с редкоземельными элементами. В 1961 по 1972 ученый работает в г. Донецке УССР (ныне Украина). В 1961—1965 — заведующий лабораторией особо чистых веществ ВНИИ «Реактивэлектрон». В 1965—1972 — в Донецком государственномуниверситетете (заведующий кафедрой неорганической химии, декан химического факультета, с 1971 профессор). С 1972 работал в Бурятском институте естественных наук Бурятского филиала СО АН СССР (с 1975—1987 директор). Председатель Президиума Бурятского филиала СО АН СССР (1975—1987). Председатель Верховного Совета Бурятской АССР (с 1981).

Много знаменитых и талантливых людей вырастила Аларская земля. Среди них этнограф, фольклорист, просветитель, почетный член ВСОРГО Петр Павлович Баторов (1851-1927 гг.), революционер, председатель Совета Народных Комиссаров Бурятии Михей Николаевич Ербанов (1889-1934 гг.), крупный ученый, один из блестящей плеяды создателей космической техники профессор Мартын ГалсановичАбахаев( 1906-1982 гг.), доцент, профессор, заведующий кафедрой физической географии, декан географического факультета Иркутского Государственного университета Матвей Николаевич Мельхеев (1906-1982 гг.), член корреспондент АН РАН, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Александр Бадмаевич Соктоев (1931-1998 гг.) и другие.

Всемирную славу Аларскому району принес известный драматург Александр Валентинович Вампилов, который родился и вырос в поселке Кутулик. Его имя носит одна из улиц в поселке, библиотека, открыт музей имени драматурга.

По инициативе и настоянию Петра Павловича Баторова сохранилась сосновая роща площадью в 2,2 тыс. га, названная в его честь Баторовской. Почти весь лес урочища рукотворный. В конце 19 века - начале 20 века сам тайшаБаторов с помощью местного населения посадил в этой местности сосны. Также там произрастают ели, березы, осины, черемуха, ольха. Подлесок представлен кустарниками шиповника, багульника. Почвенный покров – множеством видов лекарственных растений, злаков, мхов, лишайников, некоторые виды которых занесены в Красную книгу. По его же инициативе на территории Баторовской рощи в 1922 году была организована кумысолечебница. Чистейший воздух соснового бора благоприятно действует на ослабленный организм человека, дает заряд бодрости, вылечивает недуги. Весь лесной массив выделяет огромнейший запас кислорода. В 2005 году Баторовская роща признана государственным Памятником природы местного значения. В настоящее время там располагается противотуберкулезный санаторий «Аларь», находящийся в окружной собственности. Но следует отметить, что в последние годы санаторий практически не обслуживает население, законсервирован ввиду отсутствия финансирования и средств для обеспечения его деятельности.

13


МО "Аларь"


с.Аларь


235,4


2065


9

Аларский район образован в 1922 году. В 2007 году району исполнилось 85 лет с момента образования. 9 января 1922 года Президиум ВЦИКа (Всероссийского Центрального Исполнительного комитета) принял постановление о создании Бурят-Монгольской автономной области, в которую вошел Аларский аймак. Исторически так сложилось, что Нукутский аймак то выделялся в отдельную самостоятельную территориальную единицу, то вновь входил в состав Аларского района. В итоге, 1 апреля 1972 года был образован Нукутский район. И уже в таком территориальном отношении до настоящего времени живут и соседствуют наши районы.

В конце 19-начале 20 века в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали возникли поселения Черемхово (ныне город), Забитуй, Головинская. В 1905-1910 гг. в ходе Столыпинской реформы были отведены участки на поселения переселенцев из Украины, центральных губерний России. Так возникли населенные пункты Иваническое, Больше-Усовское, Халты, Чухлин, Горный, Егоровск и др.

В годы Великой Отечественной войны аларцы, как и все советский люди, грудью встали на защиту Родины. 8877 уроженцев, в том числе 195 женщин, были признаны на фронт. 2812 человек погибли. Высокого звания героя Советского Союза удостоены А.А. Чумаков и Е.И. Быков. Полным кавалером орденов Славы стал Г.С. Левченко. Мужество и стойкость многих отмечены боевыми наградами Родины.


История Алари уходит корнями в далекое прошлое, где тесно переплелись легенды и были аларской земли. Жители района бережно хранят свою историю и национальную культуру. Именно в них они черпают силы, чтобы остаться в истории самобытными, одухотворенными, любящими и воспевающими красоту родной земли, отчего края.

Карта муниципального образования «Аларский район»

^1.2 Краткая историческая справка и знаменательные даты


Аларский район образован в 1922 году. В 2007 году району исполнилось 85 лет с момента образования. 9 января 1922 года Президиум ВЦИКа (Всероссийского Центрального Исполнительного комитета) принял постановление о создании Бурят-Монгольской автономной области, в которую вошел Аларский аймак. Исторически так сложилось, что Нукутский аймак то выделялся в отдельную самостоятельную территориальную единицу, то вновь входил в состав Аларского района. В итоге, 1 апреля 1972 года был образован Нукутский район. И уже в таком территориальном отношении до настоящего времени живут и соседствуют наши районы.

Имя ученого Петра Баторова знакомо всем жителям Аларского района

Потомственный дворянин Петр Баторов родился в селе Аларь в середине 19 века. Учился в местном приходском училище всего полтора года. Остальные знания добывал сам. В 25 лет он заменил отца на должности тайшиАларской степной думы.

- Имя Баторова известно до сих пор. Знакомо всем, живущим в Аларском районе. Все знают, что здесь есть знаменитая кумысолечебница, единственная в округе. Находится она в Баторовой роще, - говорит директор централизованной библиотечной системы им. Александра Вампилова Вера Петрова.

Баторовские чтения провели в аларской средней школе, которую основал Петр Баторов 170 лет назад. Историю родного края необходимо помнить и знать. В этом уверены работники отдела культуры Аларского района. Фотографии, книги и генеалогическое древо Петра Баторова предоставили его правнучки. Они впервые побывали на родине своих предков:

- У нас, к сожалению, в семье осталось не очень много материалов. Времена были непростые. Наши бабушка и мама мало рассказывали о том, что у нас прадед был тайшой, крупным ученым, исследователем родного края.

Петр Баторов увлекался историей и этнографией, опубликовал более 30 научных статей. Он собирал по улусам предметы быта, культуры и верований бурят для музеев Иркутска и Петербурга. В родном селе основал краеведческий Дом-музей. Много лет Петр Баторов преподавал в аларской школе, занимался просвещением односельчан:

- Его наследие оказалось столь велико... Он был, знаете, в одном лице, как Ломоносов, я бы сказала, и минеролог, и этнограф, и специалист в области народной медицины, и он же был великолепным географом.

Аларский дацан

Аларский дацан

это старейший бурятский монастырско-образовательный комплекс традиции Гелуг тибетского буддизма на территории Иркутской области. Дацан расположен в Усть-Ордынском бурятском округе, Аларском районе, в поселке Кутулик. 
Тибетское название его: "Даши Чойнхорлинг". 

Восстанавливаемый дацан в настоящее время относится к организациям Буддийской традиционной Сангхи России.

В годы Великой Отечественной войны аларцы, как и все советский люди, грудью встали на защиту Родины. 8877 уроженцев, в том числе 195 женщин, были признаны на фронт. 2812 человек погибли. Высокого звания героя Советского Союза удостоены А.А. Чумаков и Е.И. Быков. Полным кавалером орденов Славы стал Г.С. Левченко. Мужество и стойкость многих отмечены боевыми наградами Родины.

18 сентября 1894 года все необходимое было доставлено в Аларский дацан. Прошло еще 4 года, прежде чем в конце июля 1898 года, через 5 лет после постройки, состоялось освящение Аларского дацана при участии ПандитоХамбо ламы Урелтуева. В заключение были устроены народные гуляния с традиционными спортивными состязаниями с участием борцов и с конными скачками. 
В 1894 году на территории дацана были высажены привезенные их Бельской тайги саженцы сосны, ели, кедра, лиственницы.
Ученый и общественный деятель Ц.Жамсаранов писал о храме в Аларском дацане, что он "построен на ровном месте, деревянный, небольшого размера, продолговатой формы. Вокруг посажены деревья и образуют приличный садик.  Особенно хорош садик на восточной стороне дацана, огороженный особо. Нынешний ширетуй (настоятель) с замечательной любовью ухаживает за садиком, который растет с удивительной быстротой. Здесь растут ель, кедры, пихты, лиственницы, яблони, черемухи, смородины, крыжовники и прочих цветов диких масса,  как и во всей Алари...Впечатление от садика прекрасное, какое-то нежное, миленькое. С прошлого, 1902 года ламы стали разводить огород: картофель, капусту, горох, лук, редьку и т.д., всего понемножку для пробы и довольны". Далее Ц.Жамсарано подмечает: "Большинство аларцев - буддисты, меньшинство - шаманисты и крещеные." 

Инструкции, запрещавшие пополнять штат лам, и повышать им ученые звания,  ограничивали развитие буддизма на территории современной Иркутской области, в 1890 году число лам в Аларском дацане сократилось до 18, а в Кыренском до 7 человек. К 1911 году штат Аларского дацана состоял из пяти лам. В послужном списке Аларского дацана тогда числились: хуваракБудейМанзанов 61 года, владевший тибетским и монгольскими языками, но в духовное звание не посвященный; бандийДанзанНима Васильев 46 лет, возведенный в степень бандияигыцул-ламы, но свидетельства на это звание не имевший; гыцул лама ДжамнинШопхоев 87 лет; гыцул лама ДамбэДоржеев 50 лет, ширээтэ лама НанзанГармаев 55 лет, выходец из Забайкальского казачьего войска Кяхтинского округа, награжденный за доблесть медалью в память императора Александра III.
Малое число штатных лам не помешало им летом 1914 года известить окрестных жителей ударами медных цимбал о столетнем юбилее дацана. 
Ламы вели летоисчисление дацана с периода появления в Хигинском улусе походного шатра, приспособленного под буддийские службы.
К началу 1917 года было отмечено: "...утверждение в штатную должность генерал-губернатором было сопряжено с непреодолимыми трудностями, достаточно указать на то, что эта система довела до того, что в настоящее время в Аларском дацане по списку числится единственный лама, Гармаев", он же настоятель. 
В 30-е годы XX века в период антирелигиозной политики в России ламы подверглись репрессиям, а дацаны были уничтожены. Был закрыт и  Аларский дацан. По одной версии - храм был сожжен, по другой - постройки разобрали, из бревен потом построили школьную столовую и прачечную. 

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о