Марийский национальный костюм рисунок для детей – традиционный наряд марийцев, женский и мужской костюм коренных жителей республики Марий Эл

Марийский национальный костюм: selyanka1 — LiveJournal


Чемпион мира по смешанным боевым искусствам (UFC 6) "Русский медведь" Олег Тактаров в марийском национальном костюме

Национальный костюм – это не просто одежда, это культура и история народа, его традиции и образ жизни. Яркий пример этого – марийский национальный костюм, в котором отразились представления народа мари о гармонии и красоте жизни.

История народа

Народ мари относится финно-угорской языковой группе и является последним языческим народом в Европе. Несмотря на принятое много веков назад христианство народ мари проводит магические и языческие ритуалы.

Народ делится на три территориальные группы:

* горные марийцы Республики Марий Эл;
* луговые – Волго-Вятского района;
* восточные – Башкирской республики и Приуральского района.

У каждой группировки марийцев в костюме присутствуют свои особенности, различия в украшении и орнаментации, но в целом все элементы народной одежды у мари одинаковые.

Основные части народного костюма

Обычный костюм состоит из рубахи, штанов, пояса с подвесками, головного убора и обуви: в повседневной жизни это сплетенные лапти, а в праздничные – ботинки из овечьей или коровьей кожи.

Модель праздничной одежды ничем не отличалась от будничной – наряд можно было отличить только по специфическим подвескам и украшениям.

Туника – основная часть любого марийского наряда, – создавалась следующим образом: на домашнем станке изготавливалось полотно из льна или конопли определенной длины, затем ткань складывали пополам и вырезали отверстие для головы. Без выкраивания проймы часть полотна загибали вдоль и пришивали – таким образом получались рукава.

В холодное время года национальный костюм дополняли следующие элементы: кафтаны разного типа, шуба из овчины, зимняя обувь (валенки, реже – сапоги) и теплый головной убор.

Особенности марийского народного костюма

Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои характерные черты и особенности:

Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет – его получали в результате варения определенных растений.


Юлия Шалаева, корреспондент ГТРК "Вятка"

В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе. Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.

Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.

Под любой наряд, не важно – мужской он или женский, – надевались штаны.

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из рубахи немного ниже колен, пояса, кафтана, холщовых штанов и лаптей. В конце 19 века длина рубахи уменьшилась – к этому времени туника доходила только до середины бедра.

Что касается штанов, то в разных группах мари они шились по-разному. Луговые и горные марийцы шили узкие штаны, а восточные - широкие.

Кафтаны составляли неотъемлемую часть гардероба: летом они изготавливались холщовых тканей, а зимой – из сукна. Как правило, кафтаны были черного и белого цветов.

Примечательно, что вырез на нательной рубахе обвязывался специальным орнаментом, который оберегал мужчину от нечистой силы и дурного глаза.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор – зимой эта была валяная шапка или шапка-ушанка, летом – белая (праздничная) и черная (повседневная) шляпа, которую позже вытесняла фуражка.

Женский костюм

В отличие от мужского женский наряд отличался большим разнообразием и неповторимой красотой украшений и орнаментов.
Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Значение символов вышивке говорила о принадлежности носительнице к культуре, ее социальном статусе и семейном положении. В редких случаях орнаментом покрывалась и спина рубахи.

Женская туника украшалась бисером, пуговицами и разноцветными лентами – чем больше украшений было на рубахе, тем больше женщина могла гордиться своим рукодельным умением.

Под рубаху марийские женщины, как и мужчины, надевали холщовые штаны. Их покрой зависел от местности проживания – восточные марийцы облачались в просторные штаны, горные и луговые – в узкие.

Женские кафтаны делятся на летнюю модель и зимнюю. Летний кафтан длиной достигал уровня талии носительницы, зимний кафтан был предназначен для сохранения тепла и имел прямую туникообразную форму.

Головной убор в составе женского марийского народного костюма играл важную роль и делился на два основных типа – девичий и женский. Украшение, модель и определенный вид ношения головного убора указывали на статус и положение марийки в обществе и возраст.


В древние времена замужние женщины носили украшенные орнаментом платки и шали, а девушки – кожаные и шерстяные повязки, щедро украшенные бисером и монетами. Позднее платки и повязки дополнились другими уборами: полусферической такией, на которую надевается обычный платок, каркасной шапкой, лопатообразной сорокой, остроконечным убором и так далее.

Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером. На пояс прикреплялись кошельки, платочки, специальные карманы, разноцветные полотенца, железные кольца и сережки и многое другое.

Передники вышивались тесьмами, лентами и украшались монетами и бусинами. Нагрудники имели разные виды и формы и почти полностью состояли из монеток.

Что касается обуви, то у женщин она был такой, какой у мужчин – это лапти летом и валенки зимой.

Женский марийский наряд был красив, богато украшен и вышивкой, и лентами, и монетами. По своему желанию женщина или девушка могла дополнительно украсить свой наряд кольца, бусами, поясными полотенцами и другими аксессуарами.

Детские марийские костюмы во многом напоминают взрослые, только на детских меньше украшений и вышивки имели обережный, защитный характер. В наряде девочек нередко присутствовали яркие воланы – на рукавах от локтя и до конца, а в основной части одежды от пояса до подола.

Свадебный наряд

Самым красивым у марийцев среди всех видов одеяний был свадебный костюм. Основной цвет одеяний, конечно, белый.
Жених надевал свой праздничный наряд, опоясывал себя специальным поясом, украшенным монетами, и надевал особую шапку с загнутыми краями.

У невесты свадебный наряд состоял из нескольких частей. На нательную рубаху надевалось белое платье, подол которого исшит монетами, сверху надевался кафтан белого цвета, затем зеленый кафтан, по всем краям которого вшивались монетки, а поверх всего этого – вышитый свадебным орнаментом фартук, который завязывался специальным поясным полотенцем.

Все элементы наряда украшались монетами, лентами, бусами, подбивались мехом, украшались яркой вышивкой и пестрой тесьмой. В украшениях не было никаких границ, кроме соблюдения традиций и фантазии мастериц. На невесте обязательно должен присутствовать красный платок – летом он повязывается поверх такии, зимой – поверх меховой шапки.

Некоторые элементы свадебного наряда у марийцев разной группы отличаются друг от друга, но все костюмы одинаковы красивы и богато украшены.

Современный марийский национальный костюм

Время не стоит на месте, и марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия, тем самым показывая свою приобщенность к истории и культуре марийского народа.


Современный свадебный костюм с национальным марийским орнаментом


Как бы ни менялся марийский национальный костюм, он всегда будет воспеваться и почитаться благодарными потомками, не забывающими о культуре и традициях своего народа.
Отсюда

*********************************

Эльвира Куклина

Так, главный редактор интернет-журнала "Арслан" Эльвира Куклина рассказала : "Я с удовольствием ношу одежду в этностиле. Но не только на официальных мероприятиях, а также каждый день. В моём гардеробе есть много вещей, украшенных марийской вышивкой. Это и платья, костюмы, блузки и даже сумки. Ещё мне нравятся наши марийские украшения. Чтобы завершить образ, я часто использую украшение из ракушек каури, что также является оберегом. Я считаю, что молодому поколению стоит обратить больше внимания на национальную одежду и украшения. Ведь так мы показываем, свою любовь к культуре своего народа".


Эльвира Куклина на передаче "Большая страна" на Общественном телевидении России в костюме с марийским орнаментом и украшениями.

В Йошкар-Оле уже 10 лет проходит межрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.


Mежрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.

А недавно в начальной школе одной из деревень Кильмезского района разработали уникальную авторскую программу по изучению марийской культуры.

Ну и конечно же марийцы обязательно одеваются в традиционные костюмы на свои национальные праздники.

Один из главных праздников, на который ежегодно собираются тысячи марийцев со всей республики и из-за ее пределов называется "Пеледыш пайрем" или "Праздник цветов".


Празднования праздника "Пеледыш пайрем"

Праздник имеет интересную историю.

У марийцев, как и у многих других народов, существовал весенний праздник, приуроченный окончанию полевых работ. Назывался он “Агавайрам” и сопровождался языческими молениями в священных рощах. В 1920 году, после установления советской власти, в противовес религиозным праздникам власти решили внедрить советскую традицию. Впервые праздник "Пеледыш пайрем" состоялся в мае 1920 года в селе Сернур. В 30-е годы он был запрещен. Возобновились празднования в 1965 году. Сейчас Пеледыш пайрем празднуется очень масштабно.


Празднования праздника "Пеледыш пайрем" в городе Йошкар-Ола Республика Марий Эл.

Кроме того марийцы слегка по-своему, с национальным колоритом, празднуют такие праздники как Пасха или Масленица.


Кугече - Марийская Пасха


Марийский национальный праздник Семык


Праздник Ӱярня — марийская Масленица

Не говоря уже о марийских свадьбах, даже в городах.

Ну и как вам свадебная этническая одежда и костюмы Эльвиры Куклиной "на каждый день"?

selyanka1.livejournal.com

Марийский национальный костюм: nash_dvor — LiveJournal


Чемпион мира по смешанным боевым искусствам (UFC 6) "Русский медведь" Олег Тактаров в марийском национальном костюме

Национальный костюм – это не просто одежда, это культура и история народа, его традиции и образ жизни. Яркий пример этого – марийский национальный костюм, в котором отразились представления народа мари о гармонии и красоте жизни.

История народа

Народ мари относится финно-угорской языковой группе и является последним языческим народом в Европе. Несмотря на принятое много веков назад христианство народ мари проводит магические и языческие ритуалы.

Народ делится на три территориальные группы:

* горные марийцы Республики Марий Эл;
* луговые – Волго-Вятского района;
* восточные – Башкирской республики и Приуральского района.

У каждой группировки марийцев в костюме присутствуют свои особенности, различия в украшении и орнаментации, но в целом все элементы народной одежды у мари одинаковые.

Основные части народного костюма

Обычный костюм состоит из рубахи, штанов, пояса с подвесками, головного убора и обуви: в повседневной жизни это сплетенные лапти, а в праздничные – ботинки из овечьей или коровьей кожи.

Модель праздничной одежды ничем не отличалась от будничной – наряд можно было отличить только по специфическим подвескам и украшениям.

Туника – основная часть любого марийского наряда, – создавалась следующим образом: на домашнем станке изготавливалось полотно из льна или конопли определенной длины, затем ткань складывали пополам и вырезали отверстие для головы. Без выкраивания проймы часть полотна загибали вдоль и пришивали – таким образом получались рукава.

В холодное время года национальный костюм дополняли следующие элементы: кафтаны разного типа, шуба из овчины, зимняя обувь (валенки, реже – сапоги) и теплый головной убор.

Особенности марийского народного костюма

Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои характерные черты и особенности:

Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет – его получали в результате варения определенных растений.


Юлия Шалаева, корреспондент ГТРК "Вятка"

В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе. Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.

Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.

Под любой наряд, не важно – мужской он или женский, – надевались штаны.

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из рубахи немного ниже колен, пояса, кафтана, холщовых штанов и лаптей. В конце 19 века длина рубахи уменьшилась – к этому времени туника доходила только до середины бедра.

Что касается штанов, то в разных группах мари они шились по-разному. Луговые и горные марийцы шили узкие штаны, а восточные - широкие.

Кафтаны составляли неотъемлемую часть гардероба: летом они изготавливались холщовых тканей, а зимой – из сукна. Как правило, кафтаны были черного и белого цветов.

Примечательно, что вырез на нательной рубахе обвязывался специальным орнаментом, который оберегал мужчину от нечистой силы и дурного глаза.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор – зимой эта была валяная шапка или шапка-ушанка, летом – белая (праздничная) и черная (повседневная) шляпа, которую позже вытесняла фуражка.

Женский костюм

В отличие от мужского женский наряд отличался большим разнообразием и неповторимой красотой украшений и орнаментов.
Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Значение символов вышивке говорила о принадлежности носительнице к культуре, ее социальном статусе и семейном положении. В редких случаях орнаментом покрывалась и спина рубахи.

Женская туника украшалась бисером, пуговицами и разноцветными лентами – чем больше украшений было на рубахе, тем больше женщина могла гордиться своим рукодельным умением.

Под рубаху марийские женщины, как и мужчины, надевали холщовые штаны. Их покрой зависел от местности проживания – восточные марийцы облачались в просторные штаны, горные и луговые – в узкие.

Женские кафтаны делятся на летнюю модель и зимнюю. Летний кафтан длиной достигал уровня талии носительницы, зимний кафтан был предназначен для сохранения тепла и имел прямую туникообразную форму.

Головной убор в составе женского марийского народного костюма играл важную роль и делился на два основных типа – девичий и женский. Украшение, модель и определенный вид ношения головного убора указывали на статус и положение марийки в обществе и возраст.


В древние времена замужние женщины носили украшенные орнаментом платки и шали, а девушки – кожаные и шерстяные повязки, щедро украшенные бисером и монетами. Позднее платки и повязки дополнились другими уборами: полусферической такией, на которую надевается обычный платок, каркасной шапкой, лопатообразной сорокой, остроконечным убором и так далее.

Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером. На пояс прикреплялись кошельки, платочки, специальные карманы, разноцветные полотенца, железные кольца и сережки и многое другое.

Передники вышивались тесьмами, лентами и украшались монетами и бусинами. Нагрудники имели разные виды и формы и почти полностью состояли из монеток.

Что касается обуви, то у женщин она был такой, какой у мужчин – это лапти летом и валенки зимой.

Женский марийский наряд был красив, богато украшен и вышивкой, и лентами, и монетами. По своему желанию женщина или девушка могла дополнительно украсить свой наряд кольца, бусами, поясными полотенцами и другими аксессуарами.

Детские марийские костюмы во многом напоминают взрослые, только на детских меньше украшений и вышивки имели обережный, защитный характер. В наряде девочек нередко присутствовали яркие воланы – на рукавах от локтя и до конца, а в основной части одежды от пояса до подола.

Свадебный наряд

Самым красивым у марийцев среди всех видов одеяний был свадебный костюм. Основной цвет одеяний, конечно, белый.
Жених надевал свой праздничный наряд, опоясывал себя специальным поясом, украшенным монетами, и надевал особую шапку с загнутыми краями.

У невесты свадебный наряд состоял из нескольких частей. На нательную рубаху надевалось белое платье, подол которого исшит монетами, сверху надевался кафтан белого цвета, затем зеленый кафтан, по всем краям которого вшивались монетки, а поверх всего этого – вышитый свадебным орнаментом фартук, который завязывался специальным поясным полотенцем.

Все элементы наряда украшались монетами, лентами, бусами, подбивались мехом, украшались яркой вышивкой и пестрой тесьмой. В украшениях не было никаких границ, кроме соблюдения традиций и фантазии мастериц. На невесте обязательно должен присутствовать красный платок – летом он повязывается поверх такии, зимой – поверх меховой шапки.

Некоторые элементы свадебного наряда у марийцев разной группы отличаются друг от друга, но все костюмы одинаковы красивы и богато украшены.

Современный марийский национальный костюм

Время не стоит на месте, и марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия, тем самым показывая свою приобщенность к истории и культуре марийского народа.


Современный свадебный костюм с национальным марийским орнаментом


Как бы ни менялся марийский национальный костюм, он всегда будет воспеваться и почитаться благодарными потомками, не забывающими о культуре и традициях своего народа.
Отсюда

*********************************

Эльвира Куклина

Так, главный редактор интернет-журнала "Арслан" Эльвира Куклина рассказала : "Я с удовольствием ношу одежду в этностиле. Но не только на официальных мероприятиях, а также каждый день. В моём гардеробе есть много вещей, украшенных марийской вышивкой. Это и платья, костюмы, блузки и даже сумки. Ещё мне нравятся наши марийские украшения. Чтобы завершить образ, я часто использую украшение из ракушек каури, что также является оберегом. Я считаю, что молодому поколению стоит обратить больше внимания на национальную одежду и украшения. Ведь так мы показываем, свою любовь к культуре своего народа".


Эльвира Куклина на передаче "Большая страна" на Общественном телевидении России в костюме с марийским орнаментом и украшениями.

В Йошкар-Оле уже 10 лет проходит межрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.


Mежрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.

А недавно в начальной школе одной из деревень Кильмезского района разработали уникальную авторскую программу по изучению марийской культуры.

Ну и конечно же марийцы обязательно одеваются в традиционные костюмы на свои национальные праздники.

Один из главных праздников, на который ежегодно собираются тысячи марийцев со всей республики и из-за ее пределов называется "Пеледыш пайрем" или "Праздник цветов".


Празднования праздника "Пеледыш пайрем"

Праздник имеет интересную историю.

У марийцев, как и у многих других народов, существовал весенний праздник, приуроченный окончанию полевых работ. Назывался он “Агавайрам” и сопровождался языческими молениями в священных рощах. В 1920 году, после установления советской власти, в противовес религиозным праздникам власти решили внедрить советскую традицию. Впервые праздник "Пеледыш пайрем" состоялся в мае 1920 года в селе Сернур. В 30-е годы он был запрещен. Возобновились празднования в 1965 году. Сейчас Пеледыш пайрем празднуется очень масштабно.


Празднования праздника "Пеледыш пайрем" в городе Йошкар-Ола Республика Марий Эл.

Кроме того марийцы слегка по-своему, с национальным колоритом, празднуют такие праздники как Пасха или Масленица.


Кугече - Марийская Пасха


Марийский национальный праздник Семык


Праздник Ӱярня — марийская Масленица

Не говоря уже о марийских свадьбах, даже в городах.

Ну и как вам свадебная этническая одежда и костюмы Эльвиры Куклиной "на каждый день"?

Оригинал взят у selyanka1  в https://selyanka1.livejournal.com/121915.html

nash-dvor.livejournal.com

Марийский национальный орнамент


Что такое орнамент ?

Орнамент - одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита (2,6 млн — 150 тыс. лет до н. э). В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение».

Первоначальные изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита (около 10000 лет до н. э) орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный и наполненный символическим содержанием рисунок.

В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и художественную выразительность.

Орнаментом украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Многообразны расположения орнамента: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка, керамика, обереги.

Традиционный марийский орнамент на костюмах

В традиционном марийском орнаменте использовался геометрический мотив, выраженный изображением комбинаций различных геометрических фигур.

Зооморфные и антропоморфные мотивы воспроизводили стилизованные фигуры животных, птиц и людей.

Растительный мотив передавал реальные формы деревьев, цветов и листьев.

Орнаментальные композиции получили конкретное выражение в зависимости от назначения и типа одежды, от её кроя. В условных знаках вышивки марийцы в прошлом фиксировали многие понятия о природе и реальной действительности, т.е. они обозначали или смысл вещи, или смысл явления.

Орнамент маритÿр (марийской вышивки) образован из геометрических и геометризированных мотивов зооморфного и растительного характера. Они строятся из прямых и ломаных линий в вертикальной и горизонтальной симметрии. Это обусловлено способом исполнения - по отсчёту нитей основы ткани; любой рисунок приобретает геометрический вид. В любом образце вышивок трудно было найти абсолютно идентичные повторения, в каждом случае - своё индивидуальное решение.

Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырёх цветов: красного (в различной тональности и насыщенности), зелёного, синего и чёрного. Доминирующим был красный цвет, добавочные - зелёный, синий, жёлтый, оранжевый - вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя её и придавая ей цветовое богатство.

Характерная особенность - чёткое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.

При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл. Они «своеобразно отражали космогонические и мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определённом явлении, связанном с добрым или злым началом».

Так, у приволжской группы луговых мариек между вышивкой по сторонам грудного разреза и вышивкой, спускающейся с плеч по швам, располагается по обе стороны орнаментальная розетка чызорол - "сторож грудей". Это наиболее архаичные композиции из дошедших до нас образцов. Такие композиции считались признаком зрелости женщины, символами замужества и материнства. Такой знак оберегал здоровье женщины-матери, которая должна была родить и выкормить здоровых детей, продолжателей традиций и культуры рода.

На детских рубашках подобная нагрудная вышивка отсутствует. В своей основе рисунок её состоит из геометризированных элементов и больше напоминает узор в виде цветка или лепестков.

Орнамент имеет контур росписью. Чызорол может иметь форму диагональной полосы или острого угла; такие узоры обычно располагаются на уровне нижней части нагрудной вышивки.

Традиционное оформление мужской рубашки также имеет свои отличительные особенности. Самые характерные узоры: это пондашйыртÿр - "вышивка вокруг бороды"; вачyм-балтÿр - "вышивка на плечах"; тувырoрма - "знак зрелости мужчины". Такие узоры на рубашках подчеркивали, что перед нами мужчина зрелого возраста.

Пондашйыртÿр - "вышивка вокруг бороды". Вышивается на нагрудной части мужской рубашки. Вышивка как бы примыкает к острому концу основной орнаментальной композиции нагрудной вышивки. Затем образует собой несколько мелких углов и поднимается к плечам по левой и правой сторонам разреза. Плотная вышивка, украшающая грудной разрез рубашки, дополняется лёгкой вышивкой, в которой даются обычно только контуры.

Вачyмбалтÿр - "вышивка на плечах". Вышивается на наплечной части передней детали мужской рубашки. Рисунок представляет собой орнамент, расположенный по диагонали и примыкающий к нагрудной вышивке в верхней её части. Узор, напоминающий бордюрную композицию, является оберегом широких мужских плеч, крепкого тела, физической силы. Его, как и пондашйыртyр, вышивают после исполнения основного рисунка нагрудной вышивки.

Тувырoрма - "знак зрелости мужчины". Вышивается на подоле переднего полотна мужской рубашки, в центре.

Мужчина - продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить его здоровым, сильным. Вышивая такой орнамент, женщина желала уберечь мужчину от болезней, зла и порчи. Именно такую идею вкладывала она, оформляя вокруг основного узора целую канву из крючков и завитков. По своему контуру узор состоит из трёх главных элементов. Первый - центральный, изображающий мужской фаллос; два других, расположенных по разные стороны от него, - символы зрелости мужчины.

Другой не менее важной частью в мужской рубашке была расписная вышивка тупорол - "сторож спины". Само название этого узора уже говорит о его назначении - оберегать владельца рубахи со стороны спины.

Размещали узор на уровне лопаток в виде розетки или зигзагообразных линий, вышитых косой стёжкой.

Как и у иных народов, марийский национальный костюм включает в себя головные уборы. Вышивка на головных уборах использовалась не только в качестве украшения. Она указывала на возраст и на социальную принадлежность её владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы. Основным признаком этого этнического различия были головные уборы замужних женщин. Они отличались как по покрою и типу изготовления, способам ношения, так и по принципам декора и распространения тех или иных узоров вышивки.

Каждая деталь костюма и каждая разновидность вышивки имели свой орнамент, который не мог использоваться в вышивке других этнических групп. Традиционным было то, что головные уборы передавались из поколения в поколение и ими особо дорожили марийские женщины. Позором и наказанием для женщины служило "обнажение головы".

Основная же функция, объединяющая головные уборы всех групп марийцев, заключалась в предназначении для оберега их владельцев.

Используются нитки двух цветов: красного и чёрного. Сама техника исполнения узоров уже является оберегом.

Присмотревшись к узору, вы ощутите "рябь в глазах", т.е. создаются энергетические вибрации, которые защищают женщину от негативных воздействий, направленных на неё, от недобрых взглядов и сглаза.

Общим головным убором для всех этнических групп марийцев является платок - шовыч, в разной степени украшенный вышивкой. Особое внимание уделялось подготовке головного платка невесты - вyргенчык. Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. - "покрывало для головы"). Угол такого платка, ниспадающий на спину, часто украшал узор с мотивом креста, который должен был оберегать молодую женщину от сглаза и порчи.

Для оформления платка по краям использовали особый орнамент. Широкая центральная полоса композиции вышивается набором. Вкладывая ещё больший труд и умение, создавали двустороннюю вышивку.

Узор "крест" размещали в углу платка. Символически назовем его "сторожем дома" и рассмотрим смысловую нагрузку отдельных мотивов орнамента. Квадрат в центре - это земля, дом. Если на него будет надвигаться какая-то неприятность, то крест её рассечёт, измельчит и сведёт на нет. Всего здесь 30 крестов. Квадрат со всех сторон ограждён мотивами типа воронка. Они как репьи с колючками не пропускают, задерживают неприятности, оберегая "дом". Эта рябь, т.е. вибрации, которые создает сама техника исполнения композиции ступенчатой росписью, оберегает владелицу платка с такой вышивкой.

Головной убор шымакш носили женщины северо-восточных районов Республики Марий Эл (ныне это Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский, Советский, Куженерский, Параньгинский, частично Моркинский районы). Шымакш шили из прямоугольного куска холста с конусообразным колпаком. Вышивкой заполняли колпачок и конец позатыльня.

Традиционная марийская религия (ТМР) почитает духов Природы. Древние марийцы знали о существовании природных сил воды, земли, солнца и т.д., которые давали энергию человеку. Через определенное состояние духа и произносимые слова молитвы наши предки умело пользовались такими силами. Им также были известны каналы притока энергии в человеческое тело. И именно на головном уборе типа шымакш марийские женщины запечатлевали такое миропонимание марийцев.

Этот головной убор привлекал внимание многих исследователей материальной культуры марийцев своей оригинальностью и красотой вышитого шелком орнамента. Вся орнаментированная плоскость шымакша разбивается как бы на три части. "В верхней узор состоял нередко из нескольких прямоугольных розеток или полос вышивки, затем шёл скомпанованный как бы самостоятельно узор средней части, сгруппированный вокруг белой не заполненной вышивкой полосы, конец позатыльня (хвост) зашивался узкими полосками, состоящими из чередующихся мотивов".

Статья представлена с сайта www.finnougoria.ru

mari-obereg.narod.ru

Традиционный марийский костюм (фото)

Основной территорией, на которой проживают марийцы, является междуречье Волги и ее левого притока Ветлуги. Этот финно-угорский народ рассеян по всем соседним областям и республикам, много его представителей на Урале. Марийский костюм входит в группу национальных нарядов народов Поволжья.

Структура этноса

Как каждый этнос, марийцы делятся на определенные группы. Обычно это связано с местом проживания. Можно выделить три основных подразделения: луговые (самые многочисленные), горные и восточные мари. Первые занимают Волго-Вятское междуречье, вторые живут на западе республики Марий Эл, третьи представляют собой потомков переселенцев из Поволжья в восточные регионы – Башкирию и Приуралье. Марийский костюм каждой из групп имеет отличительные особенности. Но основные детали костюма у всех марийцев одинаковые. Более того, мужской и женский костюмы этого народа в далекие времена отличались друг от друга только украшениями.

Одежда, подходящая любому полу

Основные составные части наряда таковы: рубаха и штаны, пояс с подвесками и головной убор, лыковые лапти и холщовые или шерстяные онучи. По праздникам надевалась кожаная обувь. Но покрой праздничного костюма полностью повторял будничный. И лишь украшения делали его нарядным. Мужчины-марийцы занимались в большинстве своем отхожим промыслом, что способствовало контактам с соседями, и поэтому мужской марийский костюм напоминает русский национальный наряд. Позднее в наряде мужчин стали появляться и фабричные изделия. Но вплоть до 30-х годов прошлого века специфические национальные черты проявлялись как в покрое и отделке, так и в способе ношения определенных элементов одежды.

Продиктованный жизненными условиями

Костюм любого народа складывался под влиянием нескольких факторов, таких как социально-экономические, исторические и природно-климатические условия. Большую роль играли средства труда, которые были в наличии. Так, туниковый покрой рубахи объяснялся тем, что сотканное на домашнем станке полотно просто сгибалось на плечах, для головы делался вырез. Не выкраивая проймы, по бокам пришивали полотна, согнутые вдоль, таким образом получались рукава. Изначально полотно ткали на длину самой рубахи и рукава. Марийский костюм подразделялся на повседневную, праздничную и обрядовую одежду. Естественно, что самым красивым был свадебный наряд невесты. Его обильно украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, перламутром раковин, мехом и всем, что подсказывала фантазия мастериц, но при четком соблюдении стандартов. Цвет марийской одежды преимущественно белый. Марийский костюм (фото прилагается) комфортный и радостный.

Отличительные черты

Как отмечалось выше, основные элементы национального наряда продиктованы природно-климатическими условиями. Поэтому помимо вышеперечисленных деталей комплекта в состав входили демисезонный кафтан (мыжер), шуба (ужга), зимняя обувь и головной убор. Эти вещи имели разный покрой – прямоспинные и отрезные по талии. Необходимо отметить, что все подгруппы имели свои отличительные детали – где-то спина была трапециевидной, вставлялись клинья, форма воротников была разной. Это касалось не только верхней одежды. Так, например, нательная рубаха (тувыр) у луговых, горных и восточных мари отличалась расположением разреза у горловины, длиной самой рубахи.

Мужской костюм

Издревле в мужской традиционный марийский костюм входил тувыр (рубаха), длина которого опускалась ниже колен, но к концу XIX века она достигала только середины бедра. Отличались и штаны (йолаш) - у луговых и горных они шились с узким шагом, у восточных - с широким, который обеспечивался либо кроем, либо ластовицей.

Повседневная одежда изготавливалась из белого домашнего холста (вынер), который ткался из конопли, реже изо льна. Для изготовления обуви использовались выделанные шкуры животных, лыко, шерсть. Характерными были марийские лапти, сплетенные из семи лык, оборы (веревки, обматываемые вокруг ноги) у них были из того же материала.

Онучи летом носили холщовые, зимой из сукна. В более суровых климатических условиях носили валенки. Шапки у мужчин тоже были преимущественно валяные, разной формы. Позже традиционный марийский костюм гармонично дополнили сапоги и картузы промышленного изготовления. Стоит добавить, что все отверстия нательной рубахи (вырез, окончание рукавов, подол) обязательно отделывались орнаментом. Он заключал в себе заклинания от нечистой силы. Это была вышивка или тесьма.

Особенности женского костюма

Отдельных слов, как всегда, заслуживает женский наряд, отличающийся красотой и неповторимостью. Костюмы народов Поволжья, марийский в частности, кроме специфического кроя имели и другие, характерные для средней России особенности – материал, из которого изготавливалась одежда (конопля и лен, лыко, валяные изделия). Использование в украшениях речных раковин, ближе к северу - речного жемчуга. Характерная для всего Поволжья нательная рубаха в марийском варианте в женском наряде отличается покроем рукавов и подола. Общий белый цвет наряда, как ни в каком другом костюме, богато украшен характерной марийской вышивкой (тур), очень плотной и четко очерченной. Кроме того, в ней закладывались сведения о хозяйке – принадлежность ее к определенной этнической группе, социальный статус. Иногда вышивкой покрывалась и спина какой-нибудь детали костюма. И конечно, у каждой локальной группы марийцев имелись различия в узорах, форме и расположении вышивки.

Орнамент – «письмо из прошлого» и оберег

Цвета шерсти или шелка, которыми расшивали полотно, были в основном всех оттенков красного, коричневого. Костюмы народов Поволжья, марийский в том числе, являются ярким и неотъемлемым элементом национальной культуры. Он несёт в себе ценнейшую информацию об этом народе, так как уходит корнями в доисторические времена, когда возникали первые рисунки, постепенно превращающиеся в орнамент, способный рассказать, чего боялись аборигены, чем занимались, что их окружало.

Самая важная деталь

Чем же еще, кроме длины и покроя нижней части рубахи, отличаются наряды мужчин и женщин мари? Как отмечалось выше, костюм марийский мужской дополняла валяная шапка. Женский же головной убор заслуживает отдельных слов, потому что это важнейший элемент наряда. Он делится на женский и девичий, поэтому кроме социального статуса и этнической принадлежности указывает и на возраст хозяйки.

Об их разнообразии можно написать отдельную статью. В давние времена марийские женщины использовали различные платки и повязки – об этом говорят археологические находки. У девушек было два вида повязок – на шерстяной основе и на кожаной. Они очень обильно украшались бисером и монетами.

Затейливый и неповторимый

Женщины носили полусферическую такию, входящую во многие традиционные костюмы народов Поволжья. Марийский женский головной убор в давние времена дополнялся платком, сложенным по диагонали, надетым на такию и завязанным под подбородком. Головные уборы замужних женщин необычайно разнообразны – каркасные, остроконечные, лопатообразные, полотенчатые. И все они подразделяются на несколько подвидов. Так, известная по кроссвордам сорока относится к классу лопатообразных, а самый древний головной убор мариек шурка очень высок (40 см) и относится к каркасным шляпам. Традиционные костюмы народов Поволжья, марийский в том числе, перекликаются между собой – шапки на берестяных или кожаных каркасах носили мордовские, удмурдские, казахские женщины. Изначально это был скифский головной убор.

Необходимые и яркие детали

Обязательными атрибутами женского костюма являются пояс, передник и нагрудник. Не надо говорить, что все эти детали старательно украшались. О поясах можно рассказывать очень долго. Чего только на них не вешали: карманы или кошельки, узкие однополосные и двуполосные полотенца, красивые кисти и кольца. Верхняя одежда подпоясывалась замысловатыми кушаками. Передники, как и другие детали костюма, вышивались и расшивались тесьмой, кружевом, украшались бисером и монетами. Нагрудник мог иметь различную форму, состоял он обычно из монет. Тонкости лучше рассмотреть на прилагаемых фотографиях. Марийский костюм очень красив. Марийские женщины удачно дополняли его украшениями – кольцами, серьгами и так далее.

fb.ru

Марийский костюм


В марийском национальном костюме воплотились традиции и особенности многих сторон жизни народа. В нём отразились представления народа мари о красоте и гармонии жизни. Вышивка составляла традиционные занятия марийских женщин. Учили вышивать с детства, чтобы девушка могла приготовить себе приданное.

Вышивка была и мерилом трудолюбия, так как со стороны исполняющих требовала особого терпения и огромных затрат времени, а также являлась критерием оценки художественных навыков мастериц. Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества.

Марийская вышивка непонятна только непосвященному человеку. Здесь каждая линия, каждый знак имеют свой сокровенный смысл. Попробуем разобраться в значении орнамента марийской вышивки:

Родовое дерево (Еш пушеηге). Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья.

Великая матерь (Шочынава). Человек родился, и его земная жизнь с этого момента находится под покровительством Шочынава. Она способствует реализации предназначения человека.

Оберег мужской силы (Oрма). Знак зрелости мужчины, его способности воспроизводить.

Сторож дома (Сурт орол). Квадрат - это земля, дом где ты живешь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.

Дерево (Пушеηге). Символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.

Оберег груди (Чызе орол). Знак зрелости женщины, Оберег здоровья женщины-матери, символ мужества и плодородия.

Дуб или дубовые листья (Тумо лышташ). Символ крепкого здоровья и твердой жизненной позиции. Это одно из святых деревьев, среди которых марийцы проводили моления.

Лошадь (Имне). Символ трудолюбия, благополучия, достатка. Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало.

Бабочка (Лыве). Символ легкости и нежности, по народному поверью, бабочки являются вместилищем человеческих душ, ушедших в мир иной.

Солнце (Кече). Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег.

Божественная чистота. Символ изначальной божественной чистоты, защищающий мир от силы зла. Орнамент использовался в 18-19 веках в качестве оберега на головных уборах, одежде.

Лебеди (Йÿксö). Символ любви и верности, добра и красоты, олицетворяющий божественную чистоту.

Данная информация предоставленна с сайта ensaj.aboutmari.com

Приведем стихотворение Т. Сафроновой "Марийский узор":

Расцветов и закатов ярких краски
И разноцвете луга, пестрота лесов
Загадочною вышитою сказкой
Легли узорами и начистоту холстов.
А тёмно-красный в чёрном обрамленье
Узор марийский радовал века.
Сейчас расцвечен он на удивление -
Как радуга переливаются цвета.
Квадраты, треугольники и ромбы,
Розетты и простые уголки,
Переплетение их торжественно и строго,
И как они на белом льне легки.
На платьях фартуках, рубашках,
Искусно вышит женскою рукой,
Верёвочкой, и крестиком, и гладью -
Ведёт узор волшебный разговор.

mari-obereg.narod.ru

Новая жизнь марийского орнамента


Всё новое – это хорошо забытое старое. Именно так можно охарактеризовать тенденции современной моды, которые опрометью сменяют друг друга. Мода динамична. Она не стоит на месте. Поэтому, то, что модно сегодня, может выйти из моды уже завтра.

В последнее время в моду повседневной и официальной одежды стали возвращаться старинные марийские вышивки. Появиться в обществе в марийском национальном костюме считают хорошим тоном певцы, музыканты, художники, артисты и другие культурные деятели. Люди, далёкие от сцены, но горячо любящие свою культуру и народ, стараются посещать массовые гуляния, устраиваемые в честь национальных праздников Ӱярня, Кугече, Пеледыш пайрем и др., в одежде, украшенной марийским орнаментом. На традиционные моления в рощу люди также приходят облачёнными в национальные костюмы. Так принято, показать каким-либо элементом из одежды свою принадлежность к нации.


Так, главный редактор интернет-журнала «Арслан» Эльвира Куклина, поделилась с нами: «Я с удовольствием ношу одежду в этностиле. Но не только на официальных мероприятиях, а также каждый день. В моём гардеробе есть много вещей, украшенных марийской вышивкой. Это и платья, костюмы, блузки и даже сумки. Ещё мне нравятся наши марийские украшения. Чтобы завершить образ, я часто использую украшение из ракушек каури, что также является оберегом. Я считаю, что молодому поколению стоит обратить больше внимания на национальную одежду и украшения. Ведь так мы показываем, свою любовь к культуре своего народа».

Конечно, современная одежда, украшенная марийским орнаментом, выглядит иначе, нежели ранее. Женщины уже не носят шурку, шымакш, сорока, нашмакш и другие головные уборы. В их гардеробе отсутствует кафтан, вышитый пояс и другие элементы марийского костюма.


Фабричная одежда больше полу века, как полностью заменила традиционную одежду марийцев. Обувь стала более удобной и практичной. Одежда перестала быть оберегающим элементом, показателем возраста, пола, социального статуса, признаком определения разных этнографических групп марийцев (восточных, луговых и горных). Сейчас это просто «тряпка», которая выгодно подчёркивает красоту, сексуальность, финансовые возможности своего обладателя. Ценность одежды упала, и, конечно, мы сейчас не говорим о деньгах.  Человек может быстро обновить свой гардероб, а вышедшие из моды вещи выкинуть или раздать. Люди не хранят, не берегут старую одежду, но всё чаще и больше покупают новую. Украшения также перестали использоваться как обереги. Женщины не носят национальные головные, шейно-нагрудные, поясные подвески и украшения в обычной жизни. Сейчас появились другие украшения, которые служат для демонстрации красоты и богатства их носителя.

В обычной жизни и не встретишь женщину, которая бы прогуливалась по улице в одежде со старинными марийскими вышивками и украшениями. Хотя на традиционных молениях или больших праздниках такое явление не в диковинку. Молодая певица, Алина Макарова, является одной из любимых исполнительниц марийского народа. Звучащие с её уст песни на родном языке порадуют любого, как и её наряд. На концертах Алина выступает в различных костюмах с марийской вышивкой. Но, как призналась сама певица, в обычной жизни она редко носит вещи с марийским орнаментом, однако считает, что её сверстники должны иметь в своём гардеробе что-нибудь национальное.

Посмотрим, какое значение раньше имела одежда. В старину марийцы изготовляли одежду в домашних условиях с использованием натуральных материалов: конопляного, льняного холста; домашнего сукна, полусукна, шкур животных, шерсти и лыка. Это была очень трудоёмкая работа. Все отверстия на одежде украшались орнаментом, чтобы защититься от сглаза или болезни. Орнамент представляет собой композицию из рун, каждый из которых обладал особым смыслом. Так в орнаменте могли присутствовать социальные и полувозрастные знаки. Мужской и женский костюмы состояли из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, лаптей с шерстяными и холщовыми онучами и кожаной обуви. Знаки в мужских и женских одеждах были различными, так как отличались по смыслу. Женская одежда была намного богаче украшена, чем мужская.


Раньше молодые девушки сами шили одежду и украшали её вышивкой. Обучение нанесению орнаментов проводилось по женской линии. Ещё с малых лет девушки собирали себе приданное: украшали одежду орнаментом. У них не было схем или черновиков. Рисунок был у них в голове. Вкладывая колоссальный труд в пошивку одежды, женщины ценили то, что носили.

- Возрождение старинных марийских орнаментов, как и любое возрождение, связано с какой-то необходимостью или спросом, - именно так объяснила индивидуальная рукодельница, Ираида Степанова, возвращение марийских вышивок в моду повседневной и официальной одежды. Ираида не просто шьёт одежду, а изучает историю и культуру марийского народа. Для неё важно украсить одежду орнаментом правильно, чтобы сохранялся смысл. Орнаменты мастерица разделяет на: информирующие (информация о человеке), орнаменты-обереги, которые существую отдельно у женщин и мужчин, орнаменты, как сакральные знаки, связанные с марийскими богами. Поэтому, её одежда, украшенная тем или иным орнаментом, имеет своё предназначение. 


«Современная одежда со старинными марийскими вышивками пользуется спросом у марийцев, и не только. А спрос есть. Потому что в последнее время люди ощущают быструю утомляемость, слабость и подсознательно тянутся к тем знакам, которые благотворно влияют на них. Это происходит подсознательно. Люди приходят и смотрят. Они понимают, что этот орнамент им просто нравится, а почему нравится, не знают. Они не ставят задачу узнать почему. Организм чувствует, и женщина берёт от орнамента что-то для себя, для своего тела, для своей энергии». Так Ираида Степанова сообщила об энергетическом воздействии орнаментов на человека. Человек находит связь с орнаментом, поэтому, выбирает одежду с приглянувшейся вышивкой.

Говоря о том, как современные девушки и женщины носят национальную одежду и украшения, хотелось бы заметить, что многие из них не знают, как носить украшения и национальную одежду правильно.

На национальных праздниках, культурных мероприятиях часто приходится замечать, что молодые девушки приходят одетыми в костюм не для своего возраста и социального положения.


Ираида Степанова:

Девушки не должны носить шымакш, сорока, шарпан и другие головные уборы. Так как они предназначены для женщин. Им больше подойдут платки и головная повязка.

Массивные нагрудные украшения (оберег груди) также девушкам не стоит на себя надевать. Ведь они ещё молоды. На девушках должно быть намного меньше оберегов, чем на женщинах. Ведь женщина отвечает не только за своё здоровье. Её задача родить здоровое потомство. Она вышла замуж, стала женщиной, родила. Она кормит грудным молоком своего ребенка, и, естественно, ей нужно оберегать грудь. Это поток жизненной силы. Вот для чего женщины раньше носили оберег груди. Современные молодые женщины абсолютно не предают этому значение.

Среди украшений выделяются бронзовые, керамические, бисерные украшения в этностиле. Ракушку каури или шӱшер надевают женщины любых возрастов. У женщин они более солидные. У молодых девушек они более лёгкого исполнения, как и более облегчённые шейные украшения.

Не редкостью является и то, что в женской одежде могут встречаться мужские знаки (оберег мужской силы), которые в принципе не должны быть на женщине. Как и на мужской рубашке может появиться женский знак – оберег груди. Разве мужчина кормилец грудью?


Оба знака являются знаками половой зрелости. Их не может носить ребёнок. Для детей шьётся современная одежда с растительными знаками, напрямую говорящими о том, что ребёнок растёт.


Итак, мужчинам, женщинам, девушкам и детям непременно следует надевать одежду для своего возраста и социального положения. И надо интересоваться тем, что ты на себя надел, изучать орнамент на костюме. Только при таком случае вы сможете правильно носить национальную одежду и украшения.

Автор: Надежда Тимофеева.

yocity12.com

Выпустили раскраску с марийскими костюмами

14.09.2017 · 21:57

В Марий Эл издали раскраску «Шонанпыл» (Радуга). Об этом недавно сообщила пресс-служба Центра марийской культуры республики, разработавшего издание.

В книжке можно увидеть, как выглядят и чем различаются национальные костюмы луговых, горных и восточных мари, рассмотреть марийский орнамент. Каждый рисунок подписан, где конкретно носили эти костюмы. В издании есть толковый словарик, в котором описаны элементы традиционной одежды, обуви и головных уборов и когда их надевали. Книга написана на двух языках: марийском и русском.

Проектом руководила директор центра марийской культуры Наталья Пушкина. Рисунки для раскраски создала художница Марина Тогубицкая, дизайн — полиграфист Юрий Васильев. Книжку тиражом в 500 экземпляров напечатала типография «Стринг».

Как говорят в центре, альбом подойдет для развития пространственного мышления, зрительной памяти и мелкой моторики рук. Его можно использовать на уроках марийского языка.

Источник: Национальный акцент

Фотографии: Центр марийской культуры

mariuver.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *