Мастер класс для педагогов по зож – «Наше здоровье – в наших руках!» – Ребенок в детском саду

Содержание

«Наше здоровье – в наших руках!» – Ребенок в детском саду

Автор — социальный педагог первой квалификационной категории Моисеенко Ольга Борисовна. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 290 Дзержинского района Волгограда (МОУ детский сад№290)

Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда. (Конфуций)

Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Задачи:
1 . Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов.
2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду.
3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.

Ведущий: Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга.

Проводится упражнение в кругу (педагоги приветствуют друг друга по имени и говорят свои пожелания).

Ведущий:
Мне хотелось бы начать со слов великого русского педагога В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Все, чему мы учим детей, должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • занятия физкультурой, прогулки
  • рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
  • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить,
  • медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение
    различных рекомендации, прохождение медосмотра ежегодно;
  • формирование понятия «не вреди себе сам».

Проводится упражнение на тему «Что такое здоровье?» Ответы педагогов.

Ведущий: Итак, здоровье — это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Ответы педагогов:
-Здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует.
— Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие.
— Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
— Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать.
— Здоровье – это культура человеческих отношений.
— Здоровье – это социальная культура отношений.
— Здоровья — это образ жизни.

Ведущий: Итак, существует 10 золотых правил здоровьесбережения.

• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте больше внимания на питание!
• Больше двигайтесь!
• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
• Желайте себе и окружающим только добра!

Ведущий: Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно.

Ведущий предлагает прислушаться к своему дыханию и определить какое оно, поверхностное, глубокое, грудное или с участием мышц живота.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1.

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 2. Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох, то попробуйте: глубоко выдохнуть; задержать дыхание так надолго, как сможете; сделать несколько глубоких вдохов; снова задержать дыхание.

Педагоги используют дыхательные техники (Обучение способам управления дыханием).

1. Маска удивления. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.

2. Маска гнева. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.

3. Маска поцелуя. И.П.: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.

4. Маска смеха. И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.
– Упражнение “Успокаивающее дыхание”. И.П.: Сидя, сделать вдох – живот выпячиваем вперёд (“надуть” большой живот) на счёт 1-2-3-4; задержка дыхания на счёт 1-2; выдох – живот втягиваем на счёт 1-2-3-4. (продолжительность 3-5 минут).

Ведущий: Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани.

Предлагаю вам выполнить комплекс дыхательно — голосовых упражнений для укрепления мышц гортани.
-Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно.
−Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка.
−Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
−Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение.
−Выполните движения губами, мысленно произнося «а-о-э».

Педагоги выполняют комплекс упражнений.

Ведущий: Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займёт много времени и не потребует специального оборудования. Придя домой, включите спокойную музыку и выполняйте упражнения для снятия мышечного и психологического напряжения, которые мы сейчас вам покажем.

Педагоги выполняют комплекс упр. для снятия мышечного и психологического напряжения.

Ведущий. Все движения выполняйте очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно. Постарайтесь сохранить каждую позу в течении 30 сек.
•Расправьте плечи. Встаньте на цыпочки, поднимите руки и потянитесь вверх всем телом.
•Выполняйте полуприсед, немного согнув ноги в коленях. Вытяните руки перед собой и потянитесь вперед, сохраняя спину абсолютно прямой.
•Из этого же положения отведите прямые руки назад. Шею и подбородок потяните вперёд.
•Наклонитесь вперёд, руки отведите в стороны, колени выпрямите. Потянитесь.
•Поставьте ноги вместе, наклонитесь вперед, обхватите руками колени и постарайтесь коснуться их носом.
•Выполните по два поворота головой вправо-влево (подбородок почти касается груди).

Ведущий: Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте её вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми.

Ведущий: Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; Указательный – улучшает работу желудка; Средний – кишечник и позвоночник; Безымянный – улучшает работу печени; Мезенец – помогает работе сердца.

Массируются пальцы каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём — разминание и заканчиваем снова поглаживанием.

Педагоги выполняют пальчиковый массаж.

Ведущий: Педагоги, подходят к корзине, берут жетоны, по которым распределяются на две команды: «Ловкие» и «Быстрые». Девиз мероприятия: В детском садике сегодня Шум и суета. Педагоги все решили: Здоровье – красота!

  • Конкурс « Ласточка» (Кто дольше простоит на одной ноге в позе ласточки.)
  • Конкурс «Пословица и поговорка» (Члены команд поочередно называют пословицы и поговорки о здоровье. Побеждает команда, ответ которой был последним)
  • Эстафета « Парная с обручем» (Педагоги в паре бегут до ориентира. Один держит обруч, второй — подлезает, затем второй держит, первый подлезает. Обратно возвращаются бегом.)

Ведущий: Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы смеёмся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Мыслите позитивно! Учитесь контролировать свои мысли и при появлении негативных, сразу же заменяйте их на позитивные.

Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в АФФИРМАЦИИ.

«Негативные убеждения»
1. На работе меня никто не ценит
2. Мои коллеги меня раздражают
3. Я боюсь, что у меня не получится…
4. Я не могу смотреть на себя в зеркало

5. Я разочарован в жизни…

Ответы групп.

  • На работе меня любят
  • Меня окружают только позитивные и веселые люди
  • У меня всё получается просто великолепно.
  • Мне нравится, как я выгляжу
  • Я люблю жизнь!

Просмотр презентации «Я здоровым быть могу – сам себе я помогу».

1. Новый день начинайте с улыбки и утренней зарядки.
2. Соблюдайте сами режим дня и требуйте этого у своих детей.
3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
4. Любите своего ребенка – он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – ваши попутчики.
5. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
7. Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.
8. Используйте естественные факторы закаливания, чтобы быть здоровыми.
9. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
10. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.

Ведущий: Сейчас мы выполним с вами психотехническое упражнение, с помощью которого можно снять усталость, обрести внутреннюю стабильность и почувствовать уверенность в себе.

Упражнение называется «Внутренний луч».

Приметите удобную позу, сядьте удобно. (Включается спокойная музыка).

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность — спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и своей профессией.

И теперь вместе, не открывая глаза, произносим «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”). (Включается спокойная музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)

Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.

Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги!

Немного о серьезном в шутку.

Сказка «Красная шапочка!»
— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такое морщинистое лицо?
— Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
— Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
— Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
— Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
— Это потому, моя деточка, что по утрам никогда не делала зарядку.
Если ты не хочешь выглядеть, как эта бабушка, веди здоровый образ жизни!
В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».
Упражнение «Дружественная ладошка».

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.

Выполнение задания участниками.

— Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
До свидания!

Список литературы:
1. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно-правовые документы, аспекты /авт.сост. Горбатова М.С. Волгоград:Учитель.2011 г.
2. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий\ авт-сост.М.А. Павлова, М.В.Лысогорская.-Волгоград:Учитель.2009 г.
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
4. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» г.Москва«Сфера», 2007г.
5. Доскин В.А. «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка» г.Москва «Просвещение», 2006г
6. Никишина И. В. Мастер – класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. М.: «Планета», 2013

deti-club.ru

Консультация на тему: Мастер класс для педагогов ЗОЖ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 127

Семинар – практикум

Тема: «ЗОЖ»

Подготовил: инструктор по физической культуре

Румянцева В.С.

Ярославль 2017г.

Цель: Привлечение коллектива к здоровому образу жизни.

Задачи: - Повысить знания поданному направлению.

- Побудить заниматься физкультурой.

- Побудить  правильно питаться.

- Дать индивидуальные рекомендации.

ПЛАН:

 1. Игра-разминка «ЗОЖ»

2. Теоретический блок

3. Презентация на тему правильного питания.

4. Заключительный блок – «гимнастика на мяче фитбол».

1. Разминка

Каждому педагогу предлагается сформулировать определение понятия «ЗДОРОВЬЕ» и дать свое понимание данного определения.
В ходе выступлений высказывания фиксируются на доске, а затем отмечается общее и различное в определениях.
Затем предлагаются несколько определений, принятых в научном мире.

«ЗДОРОВЬЕ»

 естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких

либо болезненных изменений (Большая советская энциклопедия)

«ЗДОРОВЬЕ»

 нормальное состояние, правильное функционирующего, неповрежденного организма. (Толковый словарь Ушакова)

«ЗДОРОВЬЕ»

 состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном напряжении (Словарь психологических понятий)

«Здоровье»

 отсутствие болезней, физических дефектов, полное психическое, социально

нравственное и физиологическое благополучие. (ВОЗ)

Педагоги обсуждают и выбирают определение, наиболее полно раскрывающее понятие «здоровье». Исходя из выбранного определения, педагогам предлагается сформулировать понятие «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.

Аналогично ведется работа над понятием «компоненты здорового образа жизни». 

« Самые популярные ответы на вопрос о составляющих понятия «Здоровый образ жизни»: правильное, качественное питание, занятия спортом, отсутствие вредных привычек (курение)…»

2. Теоретический блок

Каждый нормальный человек желает жить долго и счастливо. Но что мы делаем для того, чтобы вести здоровый образ жизни? Если проанализировать то, как большинство обычных людей проводит свой день, то получается как раз наоборот. Каждый день мы делаем то, что не улучшает наше здоровье.

Обычно расписание типичного дня начинается с того, что мы, не выспавшись утром, подхватываемся с постели, разодрав глаза, наскоро позавтракав, собираемся на работу или учебу. Потом весь день проводим в суете, нервничая из-за мелочей, споря с коллегами и пытаясь переделать кучу дел, запланированных на работе и дома. И так изо дня в день. Потом приходит вечер пятницы. К сожалению, иногда возникает потребность в так называемом снятии стресса в кругу друзей - пиво или более крепкие напитки, чтобы поскорее забыть о заботах прошлой недели. Далее выходные дни - бытовые проблемы, поглощение пищи, отсыпание и пересыпание, домашние дела, дети, уроки … вечер перед телевизором и т.д. Понедельник - все с начала. Можно ли в таком случае говорить о здоровье или здоровом образе жизни?

Так  что же такое здоровый образ жизни? Как достичь гармонии жизни и каждый день обеспечивать себе заряд энергии и бодрости, чтобы прожить жизнь так, как мы того хотим - счастливо и долго?  Возможно ли этого достичь и как именно? Здесь все зависит от нас самих. Попробуем разобраться, что именно мешает нам достичь здорового образа  жизни (ЗОЖ).

Здоровый  образ жизни с точки зрения медиков - это гармоничный  режим совмещения работы  и отдыха, оптимальное питание, физическая активность, соблюдение гигиены, отсутствие вредных привычек.  Также важнейшая составная часть - доброжелательное отношение к окружающим и к жизни вообще, в любых её проявлениях. Многие специалисты в области ЗОЖ придерживаются такой идеи, что психологическая составляющая играет очень важную роль. Наш мозг управляет организмом, и если мозг отдает неправильные, нездоровые команды своему организму, то дела здесь плохи.

Но почему мы делаем то, что вредит нашему здоровью? Потому что это приносит нам удовольствие? Пожалуй, что да, некоторые «приятные» привычки нам настолько дороги, что мы не в состоянии отказаться от них. Иногда мы просто бессильны сделать что-либо ради того, чтобы кардинально изменить свою жизнь. Бросить курить,  прекратить употребление спиртных напитков, организовать свое рабочее  время так, чтобы освободиться от суеты. Даже посетив курсы по эффективной организации своего времени, мы не можем владеть своим временем и достигать соответствующего результата. То есть сами по себе знания не действуют. Здесь нужно нечто иное. Многие четко понимают, что то, что они делают, вредно для их здоровья и все равно не могут избавиться от вредных привычек. То есть просто знать, что такое здоровый образ жизни, еще не достаточно, чтобы быть здоровым. Так же, как и известный врач не застрахован от болезней и не может не болеть только потому, что он врач.

То есть, чтобы быть здоровым и придерживаться здорового образа  жизни, надо все время прилагать усилия. Нужно иметь силу воли и твердое желание достичь этого. Надо разорвать этот порочный  круг.

3.Презентация на тему правильного питания.

4.Практический блок

Занятие на фитболах:

1. «Правильная осанка»

Исходное положение: сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедрах, спина прямая.

Выполнение: сохранять правильную осанку, голову не опускать (10 секунд)

2. «Перекаты»

И. п.: то же

Выполнение: перекаты стопами с пяток на носки и наоборот (15 секунд)

3. «Часики»

И. п.: Сидя на мяче, руки на поясе.

Выполнение: 1-наклон вправо (влево); 2-и. п. (2-3 раза).

4. «Буратино»

И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах.

Выполнение: 1-поворот головы вправо; 2-3 – медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от правого плеча к левому; 4- и. п. (5 раз).

5. «Незнайка»

И. п.: сидя на мяче, руки опустить.

Выполнение: 1-2 – подъем плеч, руки скользят вдоль мяча вверх; 3- и. п. (7 раз)

6. «Ленивец»

И. п.: сидя на пятках перед мячом, руки положить на мяч, одна ладонь на другой, подбородок на ладони.

Выполнение: покачивание на мяче вперед – назад (5 раз)

7. «Силач»

И. п.: сидя на пятках, держать мяч руками.

Выполнение: 1 – встать на колени, поднять мяч вверх, посмотреть на него; 2-и. п. (5 раз).

8. «Покажи пяточки»

И. п.: лежа на животе на мяче, опору делать на стопы и на ладони.

Выполнение: 1- поднять прямые ноги; 2 и. п. (5 раз).

9. «Черепашка»

И. п.: лежа на животе на мяче с опорой на стопы и ладони.

Выполнение: 1-медленно поднять правую (левую) ногу; 2 – и. п. (3 раза).

10. «Весы»

И. п.: лежа (животом) на мяче, опираясь на ладони и стопы.

Выполнение: 1-4 медленно согнуть руки, наклонившись вперед, ноги приподнять с пола; 5 – и. п. (6 раз).

11. «Посмотри на ладошки»

И. п.: лежа (на спине) на мяче, руки опустить, ноги согнуть в коленях.

Выполнение: 1-поднять руки, посмотреть на ладошки; 2 – и. п. (8 раз).

12. «Мячики»

И. п.: сидя на мяче, руки опустить.

Выполнение: 1 – легкие подпрыгивания на мяче с движениями рук в стороны – вверх с хлопком, с подъемом поочередно колен; 2 – и. п. (30 секунд)

nsportal.ru

Мастер-класс "Здоровье молодого поколения"

Разделы: ОБЖ


Цель: создание условий для формирования у “учащихся” системы научных знаний о здоровье.

Задачи:

  1. Образовательная –
  2. освоить основные понятия здоровья, ЗОЖ.
  3. Воспитательная –
  4. содействовать формированию положительной “Я– концепции”; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
  5. Развивающая –
  6. способствовать развитию творческих способностей, память, внимание, познавательный интерес.

Оборудование: воздушный шарик, листы бумаги, фломастеры, изображение модели здоровья в виде цветка, цветная бумага, ножницы, клей, доска, мел, аудиозапись, оборудование мультимедиа:

Ход урока

Организационный этап:

Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки <Слайд 1>.

Актуализация первичного опыта учащихся:

  • Мотивация.
  • При помощи воздушного шарика, который перекидывают друг другу выяснить, что является главным в жизни каждого в данном классе. (Варианты ответов).
  • Обсудить проблему
  • . – Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?

(Варианты ответов).

  • Принятие решения. –
  • Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

Изучение нового материала:

1. Совместное целеполагание.

Учитель обращает внимание коллег на тему урока, записанную на доске. <Слайд 2>.

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов).

– Сегодня мы выясним, из чего же складывается здоровье людей. <Слайд 3>.

– Тема здоровья волновала людей всегда. <Слайды 4,5,6>.

Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи. Все мы прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе. Но не все понимают, что здоровье – это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные, нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы, чего-то недопонимаем? Какой смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?

2. Эстафета двух групп у доски.

Задание на ассоциации <Слайд 7>:

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Задор

Движение

Оптимизм, образ жизни

Радость

Образованность

Восторг

-----------

Единство души и тела

– Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).

Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.). <Слайд 8>.

3. Изучение понятия “Здоровье”.

Учитель предлагает модель здоровья в виде цветка, <Слайд 9>, соотносит её с записями на доске и говорит о взаимосвязи всех аспектов здоровья. <Слайд 10>.

Физическое здоровьеестественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют полу и возрасту.

Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается:

  • как мы получаем информацию, знание того, где можно её получить и как использовать;
  • умение извлечения знаний из самых разнообразных источников и использование их для принятия решения касающееся своего организма.

Эмоциональный аспект здоровья означает:

  • понимание своих чувств и умение выражать их;
  • знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме понятной для других;
  • уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.

Социальный аспект здоровья подразумевает:

  • осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими;
  • понимание того, что действительно важно для нас в отношении с друзьями, родными, приятелями и другими людьми, с которыми нам приходится общаться;
  • развитие в себе навыков ЗОЖ и тех, которые помогают в общении с людьми.

Личностный аспект здоровья означает:

  • осознание себя в качестве личности;
  • развитие “Я – концепции ” человека;
  • стремление к достижениям;
  • понимание того, подразумевается под успехом;
  • самореализация в работе, учёбе, семье, обществе.

Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения.

Духовный аспект здоровья: отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, что мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные 5 аспектов здоровья и составить своё отношение к ним.

Класс делится на 6 команд (по количеству аспектов здоровья), которые получают задания: доказать, почему именно данный аспект здоровья, является наиболее важным для человека? Объяснить почему. Ответ начинать словами: “Считаем, что самая главная составляющая здоровья – это…”. <Слайд 11>.

/Во время групповой работы звучит спокойная мелодия/

(Варианты ответов, в которых, участники групп имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность).

– Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая-то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид. Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?

– В настоящее время понятие здоровья трактуется более широко, нежели раньше.

Вывод: “Здоровье” понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов: физического, эмоционального, и интеллектуального, социального, личностного и духовного. <Слайд 12>.

4. Понятие ЗОЖ.

– Что называется Здоровым Образом Жизни? ( Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни). <Слайд 13>.

Работа в группах. Создание аппликации “Свое понимание ЗОЖ”. <Слайд 14>.

– Из чего складывается ЗОЖ человека? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на шариках. Вы работаете в группе. На обдумывания три минуты. (Участники команд записывают свои определения на шариках, прикрепляют и оформляют аппликацию).

Презентации работ групп.

5. Физкультурная пауза

(индивидуальная работа).

А. Гимнастика для глаз <Слайд 15>.

Б. “Календарь радости”. <Слайд 16>.

Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”. Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою “душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными и счастливыми.

В. Потягивание, “встряхивание” кистей рук.

6. Собрать пословицу (Работа в группах)

Пожалуйста, соберите известные пословицы и поговорки о здоровье. Пословица “разрезана” на отдельные слова. На обдумывание – две минуты.

  1. “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”.
  2. “Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать”. <Слайд 17>.

– Какие высказывания о здоровье вам еще известны?

Пословицы о здоровье:

  1. “Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать”.
  2. “Нет больше богатства, чем наше здоровье!”
  3. “Со спортом дружить – сильными быть”.
  4. “Здоровыми быть – горе забыть”.
  • Здоровье – дороже золота. (В. Шекспир). <Слайд 18>.
  • Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр).
  • Здоровье – это единственная драгоценность. (Монтель).

– Вы согласны с такими высказываниями? Почему?

– А как вы заботитесь о своем здоровье?

Закрепление материала. Тест “Оцени себя сам” <Слайд 19>.

Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет -

  1. Я никогда не курю.
  2. Я всегда завтракаю.
  3. Я ем не спеша.
  4. Я не переедаю.
  5. Я никогда не злоупотребляю алкоголем.
  6. Я сплю не менее 8 часов в сутки.
  7. Я поддерживаю нормальную массу тела.
  8. Я знаю показатели своего здоровья.
  9. Я ежедневно хожу пешком.
  10. Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя.

Посчитайте, сколько вы набрали +, <Слайд 20>:

Если вы набрали 10-9 – вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ!

7-8 – Вы что-то не умеете делать? Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять. Посещайте спортивные секции, больше гуляйте.

Подведение итогов

.

Завершение занятия. Рефлексия. Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...” <Слайд 21>.

Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут быть адресованы конкретному человеку. <Слайд 22>.

Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке. <Слайд 23>.

Приложение 1: Презентация

16.02.2009

urok.1sept.ru

Материал на тему: Мастер – класс для педагогов ДОУ «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»

Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»

Цель : Познакомить воспитателей с опытом работы по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни, с использованием  здоровьесберегающих  технологий , массажёров.  

Задачи:

Показать актуальность проблемы по приобщению детей к здоровому образу жизни;

Показать значение развития потребности ребенка в знаниях о себе и своем здоровье, умения использования детьми упражнений на дыхание, самомассажа и др. для оздоравливания своего организма и предотвращения усталости глаз, мышц спины и рук

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.

В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации.

 По данным медицинского исследования с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Эта проблема была и остается актуальной. Формирование здоровья детей является приоритетным направлением, а также сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование  привычки к здоровому образу жизни.

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Взрослые не только охраняют детский организм от вредных влияний, но и создают условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка. Важным является правильный режим дня.

В ходе работы режима дня использую различные              самомассажи:          

                                         ДОЖДЬ

Дождь!Дождь!Надо нам           «бегают» пальчиками по лицу

Расходиться по домам!

Гром!Гром!Как из пушек           барабанят  пальчиками по лбу,

                                                              щекам.

Нынче праздник у лягушек.

Град!Град!Сыплет град!                           хлопают в ладоши.

Все под крышами сядят,       изображают «крышу» над головой

Только мой братишка в луже         гладят себя по лицу.

Ловит рыбу нам на ужин.          Проводят большими пальцами

                                                         по крыльям носа.

                  ПРЕВРАЩЕНИЕ

Лепим,лепим ушки-         щиплют пальцами раковины ушей

Слышим хорошо!

Нарисуем глазки-            мягко поглаживают брови,закрытые                                                                                                                                                                                                        

Видим далеко!                                              глаза.

Носик мы погладим,      большими пальцами гладят крылья

                                                      носа.

Усики расправим.            рисуют указательными пальцами усы

Теперь мы не ребята,              кружаться.

А веселые зверята!               хлопают в ладоши.

                               

                                  ЧТО В ГОРБУ?

Дети стоят паровозиком.На вопрос стучат по спине впереди

стоящего.На ответ поворачиваются гладят по спине.

Что в горбу?

-Денежки!

Кто насыпал?

-Дедушка.

Чем он клал?

-Ковшичком.

Каким?

-Позолоченным,

Сверху медью околоченным!        Стучат ребрами ладоней.

 

    Массаж ушей важная процедура при простуде, насморке, кашле,     аллергии (по С. М. Мартынову). Упражнения:

          1). Быстро загните уши вперед сначала  мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите ( дозировка 3-6 раз). Этот простой прием массажа должен выполняться регулярно (укрепляет слизистые носа, горла и гортани), улучшает гибкость ушных раковин, способствует общему укреплению здоровья.

         2). Захватите кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потяните их вниз, потом отпустите (как это делают с именинниками, дозировка 6 раз).

  «Массаж грецкими орехами»:

         А).  Катать  2 ореха между ладонями;

         Б).  Прокатывать 1 орех между пальцами;

         В). Удерживать несколько орехов между растопыренными       пальцами ведущей руки;

         Г). Удерживать несколько орехов между обеих рук.

 «Массаж шестигранным карандашом». Дети пропускают карандаш между одним, двумя, тремя пальцами, удерживая карандаш в определенном положении правой или левой руки.

 Детям нравятся пальчиковые игры . Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – влияет на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно влияет на речевые функции, но и на здоровье ребенка.

 Большая роль отводится использованию  кинезиологических  упражнений.(Это комплекс   движений, позволяющих активизировать  межполушарное воздействие коры головного мозга ребенка. Кинезиология-наука о развитии головного мозга через движение.)  Эти упражнения улучшают  мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, памяти, облегчают процесс письма в будущем. К каждому четверостишию предлагаются небольшие  четверостишия, что позволяет вызвать у детей интерес к гимнастике.

Комплекс:

1). «Качание головой».

           «Покачаем головой,

            Неприятности долой!»

2). «Глазки».

          «Быстро, быстро поморгай,

           Потом глазкам отдых дай!»                 (моргать      глазами)

3). «Ушки».

           «Ушки быстро разотрем,

            И погладим и помнём!»              (массировать мочки ушей)

4). «Ротик».

          «Чтобы четко говорить,

          Рот подвижным должен быть!»      (открывать рот и

                                                                  четко  проговаривать слова)

5). «Ручки».

          «Чтобы ручкам силу дать,

           Нужно крепче их сжимать!»    (руки вперед, сжимать и      

                                                                      разжимать кисти)                              

6). «Чудо - глазки».

         «Нужно глазки открывать,

         Чудо чтоб не прозевать!»     (открывать и закрывать    

                                                                                глаза)                                                                                                                                                      

7). «Успокойся!».

         «Себя мы успокоим сами,

         Мы постоим с закрытыми глазами!»    (вдох- выдох     спокойный)  Физминутки включаются   во все виды деятельности. Они помогают отдохнуть, от статистического напряжения, переключиться на движение.

   Сделаны бутылочки «Надувалочки», пластиковые бутылочки из-под газированных напитков. В них посыпают конфеты мелкие или крупу, а в прорезь пробки вставляется трубочка для коктейля. Если дуть в трубочку при неплотно закрытой крышке, в бутылке получается салют. 5-10 выдохов способствуют не только улучшению вентиляции легких, но и повышению кислорода в крови, но и улучшению настроения 

А сейчас предлагаю тренажеры  для профилактики усталости глаз и снятия напряжения глаз.

Нам потребуется палочки (или карандаши можно использовать). Берем диск из- под скотча или делаем круг из полоски картона оклеиваем его сверху клейкой или цветной бумагой. Проделываем отверстие снизу и вставляем палочку, смазанную сверху клеем «Момент», получилась заготовка.

Чтобы сделать лицо для куколки, берем  плотные круги из картона, накладываем по диаметру на круг  и приклеиваем к передней и задней части. Передняя часть- вырезаем детали – части лица куколки. Для этого берем кусочки клейкой или цветной бумаги, вырезаем глазки носик, ротик, можно нарисовать части лица. Задняя часть – обклеиваем ее сверху и по бокам шерстяными нитками, получаются волосы. Можно украсить бантиками и др.

Образ куколки может быть любой, это мальчик или девочка, любой сказочный герой, это может быть солнышко или то, что вам больше нравится.

Гимнастика для глаз.

1 вариант:

Ребенок берет куклу в вытянутую руку, смотрит на нее прямо перед собой. Ведет руку вправо, голова прямо, а глаза следят за движением куколки. Потом влево, вверх – вниз.

2 вариант:

Воспитатель держит на вытянутой руке тренажер-куколку и просит детей следить глазами за движением куколки, узнать, что нарисовано в воздухе.

Воспитатель рисует любые геометрические фигуры, восьмерки. Дети следят и называют, что было нарисовано.

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

nsportal.ru

Мастер-класс на тему "Здоровый учитель

Мастер-класс

«Здоровый учитель — здоровые ученики»

Цель: содействовать сохранению и укреплению здоровья учителей и школьников, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Задачи: 

  • обсудить вопросы здоровьесбережения

  • поделиться опытом работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, апельсины (нарезка в тарелках), цветные карандаши, листы бумаги, секундомер, линейка 50 см, урна, посох с открытками, листок для аффирмации, методички для определения биологического возраста. «Су-джоки», коврик массажный, тёмный мешочек с загадочными предметами.

Методы работы с аудиторией: эвристическая беседа, практическое выполнение упражнений.

Ход мастер - класса:

1. Организационный момент.

Уважаемые коллеги!

Пришла пора весенняя,

За ней пора цветения.

И, значит, настроение

У нас уже — весеннее!

(Слайд с деревом)

-Еще раз всем здравствуйте, уважаемые коллеги!

И начнем мы с вами с высказываний великих людей.

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда
.

Конфуций

Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум”
( Геродот)

-О чём эти высказывания?

-Как вы их понимаете?

-Актуальны ли они на сегодняшний день?

                                                                         

Сегодня на мастер – классе будет наличие разных форм деятельности, а именно труд, общение, игра, обучение. Всё, что мы будем делать, несёт смысловую нагрузку.

Для поднятия настроения, снятия напряжения я применю ароматерапию. Я

выбрала запах апельсина, который помогает согреться, забыть о зимней стуже и неприятностях, тонизирует нервную систему, снимает депрессию, повышает работоспособность.

2. Эмоциональный настрой. Упражнение « Ласковые руки - добрый взгляд - приятная улыбка»

- Посмотрите, пока проходил конкурс, на дереве настроения распустились листочки. Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаю Вам сохранить его до конца занятия и нашего конкурса!

А сейчас возьмитесь за руки парами, посмотрите в глаза и улыбнитесь, улыбнитесь от сердца! Тем более, повод у нас замечательный!

3. Обоснование проблемы.

Все мои выступления на этом конкурсе были связаны со здоровьем учеников, много предложений высказано для решения одной из главных проблем современной школы - сохранения здоровья учащихся. При внедрении в процесс обучения проекта «Наша новая школа», ФГОС, а теперь и ГТО этот вопрос встал особенно остро. Но часто бывает, что учителя сами нездоровы и невольно подают соответствующий пример своим воспитанникам. Ведь, как говорят «у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит учитель в класс зависит успешность, здоровье и настроение учеников.

- А что такое здоровье? (Высказывания участников)

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Задор

Движение

Оптимизм, образ жизни

Радость

Образованность

Восторг

-----------

Единство души и тела

– Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).

Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Сохранение здоровья учителя и ученика – это стратегическая проблема современного образовательного учреждения. А наши ученики хотят видеть учителей здоровых, жизнерадостных, энергичных, молодых душой.

Вопрос залу __« А что делаете вы, уважаемые коллеги, для сохранения и укрепления своего здоровья?»

Уровень мотивации на сохранение и укрепление здоровья – низкий. Как его повысить? Начинать нужно с себя. Очень хороший метод – узнать свой биологический возраст, который может мотивировать заняться своим здоровьем.

(Слайд есть) У здоровья несколько составляющих: физическое, психическое, духовное и социальное. Мы сегодня поговорим о физическом, но более о психическом здоровье. На психическое здоровье любого человека влияет много причин, но суть одна – это стрессовые или негативные ситуации.

Посмотрите на наших учителей. Очень часто мы видим, что человек может выглядеть намного моложе своего «календарного» ровесника или старше. Причина этого заключается в том, что каждый человек имеет индивидуальный "биологический возраст", и только по нему можно установить, насколько стар или молод человек. Большую роль в этом играет питание, экология, образ жизни, стрессовые ситуации. Существует ряд простых способов, чтобы определить свой биологический возраст в домашних условиях. Как говорится, кто предупреждён, тот вооружён. К сожалению, время мастер-класса мне не позволит провести эти тесты, мы проведём один тест, а остальные по методичке рекомендую выполнить дома, чтобы мотивировать себя на активный здоровый образ жизни.

Но помимо физического состояния есть еще и психологический возраст. В первую очередь этот возраст определяет молодость души. Определим психологический возраст.

Возьмите карандаш, проведите прямую линию. Отметьте начало отрезка и конец отрезка, предположительный возраст, до которого вы хотели бы дожить. Отметьте точкой, где вы находитесь сейчас. А теперь вспомните все ваши яркие моменты жизни, как хорошие, так и плохие (обучение, свадьба, рождение детей, поездки, развод и т.д.) и отметьте все события точками и, чем ярче событие, тем жирнее точка. А теперь посмотрите на тот отрезок, который остался. Это ваше будущее, что бы вам хотелось еще совершить? Все предстоящие планы обозначьте точками, подумайте, что за события, как далеко. Давайте посчитаем, каких событий больше, которые в прошлом или которых предстоит в будущем. Если последних меньше, чем первых, то надо задуматься, возможно, вы не так и молоды.

Надо помнить, что категория здоровья – это интегральное качество в системе “Здоровье – работоспособность – эффективность – развитие”.

5. Приобретение практических навыков избавления от отрицательных эмоций.

Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья учителя выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение. Как снять неприятный осадок после неприятного разговора?

Упражнение « Настроение».

Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением.

Попробуйте представить, что вы переносите своё плохое настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникли без специального контроля с вашей стороны.

После этого ещё раз посмотрите на ваш рисунок, как бы заново проживая своё состояние, перечитывайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Всего 5 минут и ваше эмоционально - неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в ваш рисунок, и было уничтожено вами. Вы хорошо отдохнули!

Если вы хотите избавиться от тревоги, страха – пишите на бумаге!

- Именно на это и  направлена скриптотерапия.   

  Целительное действие письма заключается в том, что при письме освобождается «тонкая» энергия души, трансформируясь в грубую энергию движения пальцев. Поэтому скриптотерапия предполагает использование традиционных средств письма – ручки и карандаша. Недопустимо использование пишущей машинки или клавиатуры компьютера. И поэтому мудрые китайцы всегда пишут на бумаге.

Аффирмации (Самовнушение) Настройки на каждый день.

ПРАКТИКУМ.                                                                                     

  Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в АФФИРМАЦИИ.

 Время для работы – 2 минуты.

 «Негативные убеждения»

 1. На работе меня никто не ценит

 2. Мои коллеги меня раздражают

 3. Я боюсь, что у меня не получится…

 4. Я не могу смотреть на себя в зеркало

 5. Я разочарован в жизни…

 Ответы групп.

 На работе меня любят

 Меня окружают только позитивные и веселые люди

 У меня всё получается просто великолепно.

 Мне нравится, как я выгляжу

Я люблю жизнь!

Упражнение «Шалтай-болтай»

Очень часто уже к 35-40 годам, а может быть и раньше многие взрослые, в том числе и в нашем окружении страдают заболеваниями опорно – двигательного аппарата, испытывают боли в суставах.

__Как сохранить подвижность сустава на протяжении всей жизни? Известный мануальный – ( слайд -5) терапевт Виталий Гитт разработал и рекомендует комплекс достаточно простых упражнений: их можно выполнять лёжа, сидя, сидя на работе, в машине, кинотеатре….. Называется комплекс упражнений « Шалтай – болтай», прямо как в детском стихотворении. - Я предлагаю вам научиться некоторым из них, наиболее универсальным, которые применяют в своей практике педагоги нашей школы, в том числе и я.

1 упражнение: сядьте удобно, стопы ног плотно прижмите к полу, руки на коленях. Легко и без напряжения сводите и разводите колени с амплитудой в 10см.

2 упражнение: сидя на стуле, поставьте ступни на пол, и легко, без напряжения поочерёдно приподнимайте пятки от пола на 1-2 см. Эти упражнения для тазобедренного, голеностопного сустава. Выполнять их можно в течение всего дня, в любом месте и в любое время.

2. Главное условие – ни одно из упражнений «Шалтай – болтай» не должно вызывать боли, они выполняются в щадящем режиме, когда на сустав нельзя оказывать большую нагрузку. Особенно помогают эти упражнения на уроках контроля знаний, когда активные виды зарядки не проведёшь, чтобы не отвлекать внимание учащихся.

Аутогенная тренировка

Предлагаю вам тоже расслабиться, принять позу «кучера»: наклоните слегка туловище вперёд, голову чуть – чуть опустите, глаза закройте, ноги при этом поставьте на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук положите на переднюю поверхность бедра, кисти рук свесьте. Начинаем тренировку: расслабьте мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Всё тело погружается в покой. Дыхание спокойно. Моё тело отдыхает, ничто не беспокоит меня. (под музыку) Чувство тяжести сменяется приятным ощущением легкости, невесомости. Продолжаем тренировку: глаза закрыты. Мои руки становятся теплыми. Мои ноги становятся тёплыми. Во всём теле ощущается тепло. Я отдыхаю. Я спокоен. Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему. Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным: Я ощущаю бодрость во всём теле. Я полон сил. Я справлюсь с любой работой. Моё тело лёгкое, как пушинка. Глаза открываются, открываются. Открыли глаза. Спасибо.

Упражнение «Поздравление».

Наши дети и учителя проводят в школе много времени, вынуждены ежедневно в течение 5 – 6 часов сидеть за столом,  т.о.  на  мышцы спины и позвоночник оказывается большое давление, - и это одна из причин, которая приводит к нарушению осанки и возникновению остеохондроза.

Если вы хотите удвоить, усилить чувство радости – тоже пишите на бумаге. Пожалуйста, подойдите ко мне и выберите себе открытку. (участники тянутся за открыткой вверх как можно выше. Открытки  подвешены  на посохе  и  поднимаются в зависимости от роста человека).

- Вы встали на цыпочки, потянулись, ещё раз потянулись,  тем самым заставили работать мышцы спины, «потянули» позвоночник.

Такой прием позволяет предупредить нарушение осанки и возникновение сколиозов.

- Загляните теперь в открытку. Напишите пожелание друг другу в предстоящий праздник 8 Марта

 Думаю, вы это сделаете с удовольствием.  Еще просьба - пожелание напишите в течение 1 минуты.

- Я думаю, что вы в числе всего прочего пожелали всем и себе здоровья.

Есть простые вещи, которые поддерживают наше благополучие. Неприятности никуда не исчезают, но есть шаги, которые могут укрепить вашу эмоциональную устойчивость. Вы можете превратить их в свои ежедневные привычки, которые станут для вашего здоровья витаминами, свежим воздухом и физическими упражнениями.

Первые два шага самые важные.

Первый шаг – Благодарность. Это спасательный круг для вашего сердца. В разгар неприятностей легко утонуть в отчаянии. Благодарность за что?

Благодарность за все. За то, что вы дышите, за ваш утренний кофе, за тепло солнца на вашем лице, за капли дождя на листьях, за близких людей. Благодарность работает как выключатель для страданий. Пользуйтесь ею каждый день.

Второй шаг — Прощение. Ничто не разъедает нашу душу и тело, как обида, зависть и гнев. Простите тех, кто причинил вам боль. Простите начальника, что не ценит вас, простите друга, что покинул вас, простите незнакомца, что наступил вам на ногу. Сразу может не получиться, но со временем, обязательно получится. Каждый раз, как вы будете чувствовать, что кто-то нарушает мир в вашей душе – простите его. Если вы будете двигаться сквозь боль дальше, боль останется позади. Благословите ее. Пусть уходит. Ваша цель заключается не в мести этому миру, а в обретении эмоциональной свободы.

Третий шаг – Пишите. Сделайте это привычкой – выгружать все содержимое вашего разума на бумагу. Освобождаться от негативного и проблем. Выразите ваши чувства для того, чтобы лучше понять их. Запишите проблему, чтобы лучше решить ее. Запишите свои мысли на бумагу в первой половине дня и ваш разум получит необходимую свободу для принятия мер. Освободите ваш разум на ночь, и вы готовы спать, зная, что если что-то должно быть сделано, вы не забудете.

Шаг четвертый – Тишина. В жизни много шума. Телефоны, радио, телевизоры, транспорт, люди. Кто может полноценно думать, чувствовать или установить душевное равновесие не обращая внимание на громкость? Наилучшей практикой для искателей тишины является медитация. Практика медитации позволяет наблюдать и определить свои собственные бесконечно повторяющиеся мысли, и тем самым от них освободиться. Пять минут медитации может разорвать бесконечный внутренний диалог с самим собой, дать вам отдых и открыть перспективы. Тишина, когда вы обретете ее, позволит вам скинуть эмоциональные доспехи, снять стресс и, открыв, слушать свое сердце.

Шаг пятый – Утверждение. Это очень полезно, когда мы мыслим в утвердительной форме. Обращали ли вы внимание как легко скатиться в нисходящую спираль неодобрения и отчаяния? Постоянная диета из страха и плохих предчувствий очень вредна для нашего эмоционального здоровья. Научитесь замечать то, что вы одобряете. Сделайте это своей целью. Маленькие события – автобус, что пришел вовремя, вкусный обед, хороший поступок ребенка. Ищите такие моменты и набирайтесь от них сил. Более того, выражайте свое одобрение, когда вы это можете.

Шаг шестой – Мимолетные чувства. Эмоции, как погода. Эмоционально здоровые люди умеют делать паузу посреди хаоса и определить преобладающие эмоции – что это: страх? гнев? И сказать себе:«эти чувства проходят через меня». Это правда. Ваше чувство гнева пройдет возможно через несколько минут, и даже если гнев всплывет на поверхность, он пройдет. Вы останетесь. Сделайте несколько глубоких вдохов со словами «чувство гнева проходит через меня» и ощущение реальности к вам вернется. Вы восстановите свое эмоциональное благополучие.

Шаг седьмой – Свои собственные источники. Это очень важно. Вы сами знаете, что может служить для вас источником положительных эмоций – работа, прогулка, чтение книг, игра с кошкой, приготовление ужина. Все это активно восстанавливает эмоциональное здоровье. Определите эти источники для себя и обязательно чаще ими пользуйтесь.

Здоровый человек – не тот, кто свободен от проблем, а тот, кто умеет обращаться с ними. Мы сегодня поработали над снятием эмоционального напряжения, овладением методами по укреплению здоровья, которые вы можете применять в профессиональной практике.

Если Вы будете здоровым, то будете сильными, а будете сильными – то и уверенными в себе. Будете уверенными в себе – сможешь быть успешным в профессиональной деятельности и в делах!

Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!

6.Рефлексия.

Продолжите предложения

__Какие знания, опыт я сегодня получил….

infourok.ru

Консультация на тему: Мастер -класс для педагогов: "День здоровья педагогов"

Мастер класс

«День здоровья педагогов»

                                         Будьте добрыми, если захотите; 

                                        Будьте мудрыми, если сможете;

                                                        Но здоровыми вы должны быть всегда.   

 (Конфуций)

Цель:                                                                                                                           формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Задачи:                                                                                                                        1 . Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов.

 2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду.

 3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.

 Вед: Здравствуйте!  Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга.

Педагоги здороваются друг с другом.

Вед: Наша сегодняшняя встреча посвящена здоровью. Что же такое здоровье?  
Ответы педагогов.

Вед: Итак, здоровье - это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье.  Что нужно делать, чтобы быть здоровым?               

Ответы педагогов

Вед: Итак, надо помнить...

- Здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует.

- Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие.

- Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.

- Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать.

- Здоровье – это культура человеческих отношений.

- Здоровье – это социальная культура отношений.

- Здоровья - это образ жизни.

- Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно.

- Здоровье – это капитал, его можно приумножить, а можно прокурить и пропить. Хочешь быть здоровым – будь им!

      Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям. Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Поэтому, уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания.

      Статистические данные показывают, что 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% -нарушение опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно – психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов; после 15-ти лет стажа – 40%; после 20-ти лет – более 50% педагогов. Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).                                

 К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:  миопия (близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.

Причинами заболеваний являются: 
- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
- большая учебная нагрузка как  результат низкой оплаты;
 - отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;

- использование авторитарного стиля руководства;
- снижение двигательной активности, перенапряжение.

Вед: Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок  может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани. Предлагаю вам  выполнить комплекс дыхательно-голосовых упражнений для укрепления мышц гортани.

    - Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно.

    - Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка.

    - Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

    - Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение.

    - Прижмите указательные пальцы к переносице. Представьте, что вы набрали в рот воды, помычите и почувствуйте в пальцах резонирование.

    - Выполните движения губами, мысленно произнося «а-о-э».

Педагоги выполняют комплекс упражнений.

Вед: Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займёт много времени и  не потребует специального оборудования. Придя домой, включите спокойную музыку и выполняйте упражнения для снятия мышечного и психологического напряжения, которые  мы сейчас вам покажем.

Педагоги выполняют комплекс упр. для снятия мышечного и психологического напряжения.

Вед. Все движения выполняйте очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно. Постарайтесь сохранить каждую позу в течении 30 сек.

    - Расправьте плечи. Встаньте на цыпочки, поднимите руки и потянитесь вверх всем телом.

   - Выполняйте полуприсед, немного согнув ноги в коленях. Вытяните руки перед собой и потянитесь вперед, сохраняя спину абсолютно прямой.

   - Из этого же положения отведите прямые руки назад. Шею и подбородок потяните вперёд.

   - Наклонитесь вперёд, руки отведите в стороны, колени выпрямите. Потянитесь.

   - Поставьте ноги вместе, наклонитесь вперед, обхватите руками колени и постарайтесь коснуться их носом.

   - Выполните по два поворота головой вправо-влево (подбородок почти касается груди).

   - Встаньте на колени, прямые руки вытяните над головой, живот втяните, спину держите прямо. В течение минуты выполняйте мягкие пружинящие полуприседания, не касаясь ягодицами пяток.

Вед:  Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. 

Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; 

Указательный – улучшает работу желудка; 

Средний – кишечник и позвоночник;  

Безымянный – улучшает работу печени;                                                               

Мизинец – помогает работе сердца.

Массируются  пальцы каждый отдельно,  по направлению к его основанию по тыльной, ладонной  и  боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.

Педагоги  выполняют пальчиковый массаж.                                                      

            Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте её вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми.

        Сейчас мы заменим нашу статическую позу в положении сидя на активный отдых.

- Конкурс « Ласточка»  (Кто дольше простоит на одной ноге в позе ласточки.)

    - Конкурс « Кто дольше прокрутит обруч». 

    - Конкурс «Пословица и поговорка»   (Члены команд поочередно называют пословицы и поговорки о здоровье.)

 Вед: Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы смеёмся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Мыслите позитивно! Учитесь контролировать свои мысли и при появлении негативных, сразу же заменяйте их на позитивные.

 

ПРАКТИКУМ.                                                                                      
    Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в АФФИРМАЦИИ.

 Время для работы – 3 минуты.

 «Негативные убеждения»

 1. На работе меня никто не ценит.

 2. Мои коллеги меня раздражают.

 3. Я боюсь, что у меня не получится…

 4. Я не могу смотреть на себя в зеркало.

 5. Я разочарован в жизни…

 Ответы групп.

 На работе меня любят.

 Меня окружают только позитивные и веселые люди.

 У меня всё получается просто великолепно.

 Мне нравится, как я выгляжу.

Я люблю жизнь!

Упражнение «Дружественная ладошка».

 Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.

 Участникам раздаются листки бумаги.

 Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.  

 Выполнение задания участниками.

 - Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

 - Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого...

 

 

Наши рекомендации:

Начинайте каждый день с чувством радости.

Поддерживайте это состояние в течение дня.

Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.

Питайтесь регулярно и разнообразно.

Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

Не переедайте на ночь.

Спите не менее 8-ми часов в сутки.

Занимайтесь физическими упражнениями.

Больше двигайтесь, старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

Любите свою душу и тело.

Старайтесь окружить их комфортом.

Слушайте красивую музыку

 

Не надейся на Бога

И не верь чудесам,

Есть одна лишь подмога:

Помоги себе сам.

 

 

nsportal.ru

Мастер-класс "Театр здоровья в обучении правилам ЗОЖ"

1 этап. Презентация педагогического опыта

Педагог: Коллеги, данный прием инсценирования назван мною «Театр здоровья». Он применяется на занятиях объединения по дополнительной общеобразовательной программе «Здоровье, красота, радость». Используется данный прием на разных этапах освоения материала по теме «Правила здорового образа жизни».

2 этап. Имитационная игра.

Педагог: Прошу разделиться на две команды. Сейчас я вам продемонстрирую одну ситуацию. Ваша задача: внимательно просмотреть ее и оценить с точки зрения правил здоровье-сбережения.

На столе стоит тарелка с фруктами, ноутбук. Педагог, сидя на стуле перед ноутбуком, поджав одну ногу под себя (на ногах сланцы), и имитирует разговор по скайпу:

«Да, подружка, завидуй! Сейчас побегу на тренировку (откусывает банан), через час буду в зале пыхтеть. Не переживай, я не переедаю, на ужин у меня только яблоки. Ну и что, что у меня позвоночная грыжа и варикоз? Это не приговор, я серьёзно решила удариться в спорт! Слышишь, вот шуршу клеёнкой, уже обмоталась, буду жиром истекать. За тренировку 500 граммов теряю! Да, я помню, разминка и растяжка не меньше 5 минут. И про дыхание знаю! Пока!»

Педагог закрывает ноутбук, имитирует посещение зала: крутит обруч, крутится на диске, поднимает штангу, изображает работу на велотренажере, в конце пьет лимонад. Затем возвращается домой, откусывает яблоко, ложится на диван, на котором лежит огромная подушка.

Педагог: Вы просмотрели небольшую зарисовку о девушке, усиленно занимающейся фитнесом. Прошу теперь каждую команду обдумать и обсудить допущенные ошибки и недочеты, расценивая увиденное с позиции здоровьесбережения. У вас 2 минуты.

Команды обсуждают, затем по очереди сообщают свой ответ.

Педагог: А теперь проверьте свои ответы по слайдам, в которых указаны ошибки (демонстрация слайдов):

Знакомство с правилами здорового образа жизни:

— нельзя кушать за 2 часа до и после тренировки;

— за столом сидеть прямо;

— фрукты желательно кушать до 12 ч. дня;

— необходима специализированная обувь для занятий спортом;

— рекомендованные позы для сна – на спине или в позе эмбриона;

— вечером необходимо белковое питание;

— для здоровья суставов необходима длительная растяжка.

3 этап. Моделирование

Педагог: Команды, следующее задание для вас. Сейчас вы сами придумаете ситуацию по правилам здорового образа жизни, в которой сможете побывать в роли сценаристов, режиссёров, артистов. Вы можете затронуть тему еды, одежды, любые другие, касающиеся сохранения нашего здоровья. Надо продемонстрировать 3-4 проблемы. У вас всего 5 мин. Если вы чувствуете, что не можете справиться с заданием, то вскройте конверты, в них описаны ситуации, которые нужно инсценировать (Приложение 1). Далее вы демонстрируете свою историю, другая команда ее обсуждает и выявляет, в чем происходит нарушение правил ЗОЖ. Приступаем.

Выполнение заданий. Обсуждение в командах.

4 этап. Рефлексия

Педагог: Итак, мы с вами познакомились с приемом инсценирования «Театр здоровья». Вы стали активными участниками инсценировок по правилам здорового образа жизни. Так же и дети, благодаря данному приему смогут активно «пропустить» материал ЗОЖ через себя, а не просто прослушать или прочесть. Дети – активные участники, они обсуждают, анализируют, критикуют, активно проживая правила здоровьесбережения.

Как вы думаете, можно ли его использовать в ваших программах? (высказывания педагогов) Спасибо.

Приложение 1.

Разговор мамы и дочери

— Завтрак готов, у тебя сегодня контрольная на первом уроке, значит, надо покушать кашу, а завтра — физкультура первым уроком, соответственно я приготовлю яйца и бутерброд с сыром.

— Хорошо, я возьму твою сумку в школу, мой рюкзак совсем не модный, и ещё твои красные туфли мне нужны!

— Тебе всего 14 лет, а там каблуки 10 см! Возьми бежевые туфли, там хотя бы 7 см.

Разговор папы с сыном

Сын, склонившись над ванной, чистит зубы. Отец спрашивает:

— Время засек, сколько чистишь зубы? А руки сколько минут ты мыл?

— Зубы – одну минуту, а руки, как всегда, намылил и смыл!

— Ладно! Хорошо! А с компьютером как дела обстоят?

— Могли бы и лучше, но мама категорически запрещает играть больше 4 часов. Говорит: «В твои 10 лет нельзя больше!» Папа, все эти ученые — зануды и вруны, сами-то за ноутбуками спят! Точно тебе говорю!

Скачать — Кружки, 7-9 классы | Театр здоровья в обучении правилам ЗОЖ.

Автор: Мыльникова Наталья Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: МБОУ ДО «Северо-Енисейский детско-юношеский центр»
Месторасположение: гп Северо-Енисейский Красноярский край

portal2011.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *