Методические темы для педагогов дополнительного образования – Примерные темы, рекомендуемые для самообразования педагогам дополнительного образования

Содержание

Методическая разработка по теме: Методическая тема — эффективная форма организации работы педагогов

Методическая тема — эффективная форма организации
работы педагогов

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М. Монтель

   Вся работа педагога - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала.

    Педагог, определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме. Структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач. 

Целью работы над методическими темами является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачами работы над методическими темами являются:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий. (Слайд №2)

Тема, над которой работает педагог

 Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого  педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. 

    Выбор методической темы и составление плана работы должна осуществляется педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2-х до 3-х  лет. Темы фиксируются в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу.

Личный план самообразования педагога (Слайд №3)

    На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются:

• название темы

• цель

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

   В плане предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др.

   По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования должен оформляться документально.

Источники самообразования Слайд №4

    Целесообразно уделить внимание источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Литература (методическая, научно-популярная,  публицистическая, художественная и др.)

Интернет- ресурсы

Видео, аудио информация на различных носителях

Повышение квалификации

Дистанционные формы обучения, чаты, форумы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Мероприятия по обмену опытом

Телевидение

Газеты, журналы.

 

Этапы самообразования (Слайд №5)

 Интерес  (Чего хочу?)

- определение профессиональных  потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы,  постановка цели (Чего хочу достичь?)

План  (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка  их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

Анализ   (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

Результат самообразования

     Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),

разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,

разработка новых форм, методов и приемов обучения,

доклады, выступления, рефераты, статьи,

разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,

выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,

разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,

создание  комплектов педагогических  разработок,

разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету)

создание главы или страницы электронного учебника.

разработка комплекта тематических классных часов,  родительских собраний или  внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

и др.

Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернет.

Работа над индивидуальной методической, психологической, педагогической темой (Слайд №6)

Вопросник.

Как называется тема, над которой работаете?

Чем вызвана постановка темы?

Когда начали работу над темой?

Что сделано?

Каков план работы по теме в этом году?

Какой результат прогнозируете?

В какой форме и где будет представлен отчёт?

В чём испытываете трудности?

Какая помощь и от кого нужна?

 Какой срок работы по теме?

Используемая литература: (Слайд №7)

Калугин Ю.Е. «Виды самообразования» журнал «Дополнительное образование» 2-2003 стр.16

Картавцева В.А. «Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования» журнал «Дополнительное образование» 6-2002 стр.4

Лизинский В.М. «О методической работе в школе» Москва «Педагогический поиск» 2002

Созонова О.П. Методическое сопровождение профессионального роста педагога, журнал «Дополнительное образование и воспитание»,  №5-2008, с.21

                                                                                                 

Рекомендации:

1. Работа над темой не должна превышать более 4-5 лет

2. Руководителям МО координировать работу по самообразованию, ежегодно анализировать результаты деятельности педагогов.

3. Педагогам пересмотреть свои темы самообразования.

4. Продолжить работу по обобщению опыта  педагогов.

Заключение

    В заключении отмечу, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Хочется привести слова народной мудрости: «Педагог – не тот, кто учит, а тот, кто учится». (Слайд №8)

Примерные темы самообразования

для педагогов дополнительного образования

Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе ...        

Развитие коммуникативных навыков воспитанников на занятиях  объединения …, как средства успешной социализации личности.

Информационные технологии в изучении дополнительной образовательной программы ...., как средство повышения мотивации  воспитанников.

Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся  по дополнительной образовательной программе…

Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе...

Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности (либо другой направленности).

Создание условий для развития физически одаренных учащихся через использование личностно-ориентированных подходов в дополнительном образовании.

Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников изостудии

Эффективные технологии, методы и приёмы осуществления личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе по дополнительной образовательной программе...

Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).

 Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников в рамках дополнительной образовательной программы...

Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования...

Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной программе...

Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художествено-эстетической направленности.

 Примерный план работы педагога над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Форма представления результатов

Первый год работы над темой

I. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

 Собеседование с заместителем директора по МР (методистом)

II. Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

Выступление перед коллегами одной направленности

Второй год работы над темой

III. Практический

Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Корректировка работы.

Открытые занятия, выступления на  заседании педагогического совета

 Третий год работы над темой

IV. Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов.

Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета, на заседании районного МО

 В ходе дальнейшей педагогической деятельности

V. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Распространение опыта.

Реферат, индивидуальный творческий проект и др.

nsportal.ru

План МО педагогов дополнительного образования на 2015-2016гг

Рассмотрено на Утверждаю: И.о директора школы:________Колодина Е.И.

ПЛАН

Методического объединения педагогов дополнительного образования

2015-2016 учебный год

Тема методического объединения в 2015-2016 учебном году:

«Профессиональное мастерство педагога – один из факторов развития и самоопределения личности».

Цель: Совершенствование системы повышения профессионального мастерства педагогов с учетом современных требований к методикам и технологиям обучения и воспитания с введением ФГОС .

Задачи:

  1. Создание оптимальных условий для повышения образовательного уровня педагогических работников по квалификации с учётом современных требований.

  2. Развитие нормативно-правовой базы по созданию условий повышения квалификации педагогических работников.

  3. Совершенствование учебно-методического и информационно-технического обеспечения УВП педагогов с учётом современных тенденций развития образования.

  4. Повышение мотивации педагогов в росте профессионального мастерства.

  5. Изучать образовательные потребности педагогов, удовлетворять запрос на педагогические и методические услуги.

  6. Использовать активные формы обучения посредством внедрения программ нового поколения.

  7. Диагностировать и прогнозировать результаты образовательной деятельности и основные параметры личностного роста участников УВП.

  8. Формировать у педагогических работников умение анализировать свою деятельность.

  9. Повышать творческий потенциал педагогических работников, их мировоззрение, профессиональные и личностные качества.

  10. Стимулировать инициативу и творчество членов педагогического коллектива, активизировать их деятельность в научно-исследовательской, поисковой работе через конкурсы и проекты.

  11. Осуществлять в рамках своей компетенции рекламно-издательскую деятельность, рекламировать социально-педагогические инициативы, инновации в учреждении.

  • Целевые и взаимные посещения занятий с последующим обсуждением их результатов.

  • Открытые мероприятия, занятия.

  • Участие в конкурсах, творческих выставках, семинарах, конференциях.

  • Работа с одаренными детьми.

  • Количество учащихся, охваченных дополнительным образованием;

  • Количество призеров олимпиад и конкурсов;

  • Участие в методической работе школы, района.

В 2015-2016 учебном году в школе осуществляют свою деятельность педагоги дополнительного образования:

Социально – педагогическое направление:

«Учимся общаться на английском языке»- Буркина М.И.

«Школьный музей» Музейная комната- Борзова Т.П.

«Жить – чтобы жить» (почемучки)- Поликарпова Г. В.

Художественное направление:

«Народные умельцы»- Дацык Н.А.

«В сложном мире русского языка»- Кузина И. Ю.

«Родничок»- Уланова Л.В.

Физкультурно – спортивное направление:

«Баскетбол» - Щукин В.Ю.

Естественнонаучное направление :

«Занимательная математика» - Усачева Е.А.

План работы методического объединения педагогов дополнительного образования на 2015-2016 учебный год

Направление деятельности

Цель

Прогнозируемый результат

Сроки

Ответственный

Организационно – методическая работа

Заседание 1 (1 триместр)

1. Согласование плана работы мо на 2015 -2016 уч.г.

2.Согласование образовательных программ творческих объединений.

3.Изучение нормативных документов.

Работа с содержанием образования.

Обеспечение нормативно – правовой основы

развития дополнительной образовательной деятельности.

Сентябрь

Дацык Н.А.

Учебно-методическая работа

Заседание 2 (2 триместр) 1.Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

  1. Технология проектного обучения в дополнительном образовании (из опыта работы).

  1. Педагогическая мастерская

«Создание условий для реализации духовно-нравственного, художественноэстетического направления»

Организация теоретической и методической учёбы.

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

февраль

Щукин В.Ю.

Буркина М.И.

Поликарпова Г.В.

Заседание 3 (3 триместр) Тема:

  1. Формы, приемы организации занятий дополнительного образования – круглый стол.

  2. Формирование навыков здорового

Изучение передового опыта.

Применение передового опыта работы педагогов

Обновление содержания дополнительного образования Анализ, освоение и

Март

Члены МО

образа жизни, толерантной личности через творческие объединения дополнительного образования.

3. Педагогическая мастерская «Формирование навыков здорового образа, толерантного сознания через творческие объединения гражданскопатриотического и спортивнооздоровительного направлений» 4. Творческий марафон «Шире круг»

в своей практике.

внедрение новых технологий, новых форм работы.

в течение

3

триместра

Борзова Т.П.

Щукин В.Ю

Члены Мо с

филиалами

Заседание 4 (итоговое)

1.Подведение итогов работы МО за учебный год.

2.Педагогическая мастерская

3. Педагогическая мастерская

«Итоги работы творческих объединений интеллектуального направления» 4.Составление плана на 2016-2017 учебный год.

Анализ деятельности педагогов дополнительного образования.

Разработка проблемных вопросов.

Перспективный план деятельности МО.

Май

Дацык Н.А.

Члены МО.

Внеурочная деятельность

Участие в районных, областных и всероссийских фестивалях и конкурсах.

Поддержка и выявление одаренных детей.

Повышение результативности участия в фестивалях и конкурсах.

В течение года.

Педагоги доп. образования.

Творческий марафон

Популяризация объединений

дополнительного образования.

Увеличение охвата обучающихся в системе дополнительного образования, создание ситуации успеха для

воспитанников посещающих

Мартапрель

Педагоги доп.

образования.

объединения ДО.

Работа по повышению педагогического мастерства.

Взаимопосещение занятий педагогов дополнительного образования с последующим обсуждением на МО.

Анализ деятельности педагогов дополнительного образования в соответствии с выбранной темой самообразования.

Повышение профессиональных компетентностей педагогов.

Согласно графика

Члены МО.

Участие в семинарах, конференциях и т. п. школьного и внешкольного уровня.

Повышение профессионального мастерства.

Повышение профессиональных компетентностей педагогов.

в течение года

Все педагоги.

Темы по самообразованию:

п/п

Тема

Ответственный

Дата

1

«Развитие внутреннеё мотивации у детей младшего школьного возраста при обучении английскому языку с помощью ролевых игр.»

Открытое занятие. Интегрированный урок: «Вокруг света за 45 минут»

Буркина М.И.

март

2

«Патриотическое воспитание детей и подростков как основа социокультурной деятельности школы».

Открытое занятие.

Борзова Т.П.

декабрь

3

«Создание условий для реализации духовно-

нравственного, художественно-эстетического воспитания подростков».

Открытое занятие: «Пасхальная подставка для яиц»

Дацык Н.А.

май

4

Открытое занятие:

Щукин В.Ю.

5

«Применение инновационных технологий как средство повышения мотивации одарённых детей в дополнительном образовании» Открытое занятие:

Кузина И.Ю.

6

Открытое занятие:

Поликарпова Г.В.

7

Открытое занятие:

Уланова Л.В.

8

«Создание условий для реализации творческих

способностей на занятиях при решении старинных задач»

Открытое занятие:»Решение старинных задач»

Усачёва Е.А.

февраль

infourok.ru

Методическая тема — эффективная форма организации работы педагогов

     Вся работа педагога - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала.

    Педагог  сам определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме. Структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.

Целью работы над методическими темами является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачами работы над методическими темами являются:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.

 

Тема, над которой работает педагог

 Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого  педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. 

    Выбор методической темы и составление плана работы должна осуществляется педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2-х до 3-х  лет. Темы фиксируются в индивидуальных планах педагога. Возможных вариантов тем огромное количество.     

      Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу.

Личный план самообразования педагога

    На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются:

  • название темы
  • цель
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе

   В плане предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др.

   По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях методического объединения, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования должен оформляться документально.

Источники самообразования

    Целесообразно уделить внимание источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет- ресурсы
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Повышение квалификации
  • Дистанционные формы обучения, чаты, форумы
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Телевидение
  • Газеты, журналы.

 

Этапы самообразования

  1. Интерес  (Чего хочу?)

- определение профессиональных  потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы,  постановка цели (Чего хочу достичь?)

  1. План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка  их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

  1. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

  1. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

  1. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

Результат самообразования

     Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

  • повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
  • разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения,
  • доклады, выступления, рефераты, статьи,
  • разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,
  • выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,
  • разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,
  • создание комплектов педагогических  разработок,
  • разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету)
  • создание главы или страницы электронного учебника.
  • разработка комплекта тематических воспитательных часов,  родительских собраний или  внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
  • и др.

Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернет.

     Работа над индивидуальной методической, педагогической темой будет построена, если вы ответите на следующие вопросы.

Вопросник.

  1. Как называется тема, над которой работаете?
  2. Чем вызвана постановка темы?
  3. Когда начали работу над темой?
  4. Что сделано?
  5. Каков план работы по теме в этом году?
  6. Какой результат прогнозируете?
  7. В какой форме и где будет представлен отчёт?
  8. В чём испытываете трудности?
  9. Какая помощь и от кого нужна?
  10. Какой срок работы по теме?

Рекомендации:

  1. Работа над темой не должна превышать более 4-5 лет
  2. Руководителям МО координировать работу по самообразованию, ежегодно анализировать результаты деятельности педагогов.
  3. Педагогам пересмотреть свои темы самообразования.
  4. Продолжить работу по обобщению опыта  педагогов.

 

Заключение

    В заключении отмечу, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Хочется привести слова народной мудрости: «Педагог – не тот, кто учит, а тот, кто учится».

Примерные темы самообразования

для педагогов дополнительного образования

  1. Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной общеразвивающей программе ...
  2. Развитие коммуникативных навыков воспитанников на занятиях объединения …, как средства успешной социализации личности.
  3. Информационные технологии в изучении дополнительной общеразвивающей программы ...., как средство повышения мотивации воспитанников.
  4. Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе…
  5. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе...
  6. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности (либо другой направленности).
  7. Создание условий для развития физически одаренных учащихся через использование личностно-ориентированных подходов в дополнительном образовании.
  8. Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников изостудии
  9. Эффективные технологии, методы и приёмы осуществления личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе по дополнительной общеразвивающей программе...
  • Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной общеразвивающей программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).
  1. Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников в рамках дополнительной общеразвивающей программы...
  • Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования...
  • Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной общеразвивающей программе...
  • Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы художествено-эстетической направленности.

 

 Примерный план работы педагога над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Форма представления результатов

Первый год работы над темой

I. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

 Собеседование с заместителем директора по МР (методистом)

II. Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

 

Выступление перед коллегами одной направленности

Второй год работы над темой

III. Практический

1.  Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

2.  Формирование методического комплекса.

3.  Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4.  Корректировка работы.

Открытые занятия, выступления на  заседании педагогического совета

 Третий год работы над темой

IV. Обобщающий

1.  Подведение итогов.

2.  Оформление результатов работы по теме.

3.  Представление материалов.

Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета, на заседании районного МО

 В ходе дальнейшей педагогической деятельности

V. Внедренческий

1.   Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2.   Распространение опыта.

Реферат, индивидуальный творческий проект и др.

 


saenkoik-shat-centr-sozvezdie.edumsko.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для педагогов дополнительного образования по теме: «Технология организации самообразования педагогов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования дом детского творчества

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для педагогов дополнительного образования

Дата проведения ТО: 15.10.2015г.

Методист ДДТ Свиколкина Г.С.

Тема:

«Технология организации самообразования педагогов»

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный. Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий. На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический. На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический. В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях ТО, на районных МО; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный. На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования педагога должен включать:

· перечень литературы, которую планируется изучить;

· формы самообразования;

· срок завершения работы;

· предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании ТО, планы-конспекты, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние, как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность учреждения в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.

В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов:

· списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта;

· разные варианты планов работы по самообразованию;

· тексты докладов;

· образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности;

· образцы конспектов литературных источников;

· новинки психолого-педагогической литературы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

(рекомендации)

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма представления результатов

I. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Первый год работы над темой

Собеседование с

руково­дителем ТО

II. Прогности­ческий

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на реше­ние проблемы.

3. Прогнозирование результатов

Первый год работы над темой

Выступление на заседа­нии ТО

III. Практи­ческий

1. Внедрение передового педагогического опыта; сис­темы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточ­ных результатов.

4. Корректировка работы

Второй год работы над темой

Открытые занятия, выступ­ления на заседании ТО

IV. Обобща­ющий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме.

3. Представление материалов

Третий год работы над темой

Выступления на заседа­нии методического сове­та, на заседании педаго­гического совета

V. Внедрен­ческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта

В ходе

дальней­шей педагогической деятельности

Реферат, индивидуаль­ный творческий проект и др.

 

СТРУКТУРА ПЛАНА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

1. Индивидуальный план самообразования на               год (ы)

2. Должность (руководителя, учитель, классный руководитель)

3.   Ф. И. О

4. Образование (когда и какое учебное заведение окончил)

5. Когда обучался на курсах

6. Общешкольная тема, проблема над которой школа будет работать в ближайшие 3 (5) лет

7. Индивидуальная тема, проблемы над которыми будет работать учитель на данный период (по годам).

8. Когда начата работа над темой

9. Когда предполагается закончить работу над темой.

10. Цели и задачи самообразования по теме. 

Форма плана

 

Содержание

Сроки

Форма завершения работы

Примечание

Разделы:

1. Изучение инструктивно-нормативной документации

2. Научно-теоретическая подготовка по своему направлению

3. Практическая реализация изученных материалов в УВП

4. Научно-методическая подготовка

ТЕМА, НАД КОТОРОЙ РАБОТАЕТ ПЕДАГОГ

В начале каждого учебного года все педагоги выбирают «Тему, над которой работает» и фиксируют эту тему в планах творческого объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Примерные темы:

• Система блочного тестирования на занятиях

• Работа с одаренными детьми

• Интегрированные занятия

• Нестандартные творческие работы на занятиях

• Разработка комплекса воспитательных мероприятий в детском объединении

• Игровые моменты на занятиях

• Развитие культуры речи на занятиях

• Интерактивные методики в обучении

• Использование системы опорного конспектирования на занятиях

• Опережающее обучение

Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой педагогической фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения тому или иному направлению творческой работы, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик.

ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

• название темы

• цели

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для коллег.

ОТ САМООБРАЗОВАНИЯ К ОБОБЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Совершенствование качества образования обучающихся в УДОД напрямую зависит от профессионального уровня педагогических кадров. Неоспоримо, что этот уровень не только должен постоянно поддерживаться, но и развиваться. И здесь на первый план выходит самообразование педагогов.
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая: во-первых, осуществляется добровольно; во-вторых, управляется самим человеком; в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.
Самообразование будет продуктивным, если в процессе реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно является открытым для изменений; педагогическая рефлексия станет необходимым атрибутом педагога -профессионала; программа профессионального развития педагога будет включать в себя исследовательскую, поисковую деятельность; если будет осуществляться взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда данный процесс качественно реализуется на практике. Далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности.
Не секрет, что нередко самообразовательная деятельность педагогов носит формальный характер, является оторванной от практической деятельности педагогов и непродуктивной, отсутствует системный подход к самообразованию, нет глубокого анализа результатов и апробирования их на практике.
Причинами выявленных недостатков, на наш взгляд, являются невысокий уровень анализа своей деятельности участниками образовательного процесса; ценностью работы над самообразованием продолжают оставаться обезличенные знания, умения и навыки, а не развитие и саморазвитие личности.
Перечисленные трудности свидетельствовали о необходимости создания в нашей школе благоприятных условий для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.
Процесс профессионального самообразования чрезвычайно индивидуален. Какой бы путь профессионального развития не избрал тот или иной педагог, в нем всегда должна присутствовать мотивация, от уровня которой во многом будет зависеть качество данного процесса.
Используя метод ранжирования, мы предложили педагогам определить ряд мотивов и потребностей, побуждающих их к самообразованию.
В пятерку ведущих мотивов вошли:
1.Ежедневная работа с психолого-педагогической информацией, необходимая при моделировании занятия;
2.Модернизация образования;
3. Интерес к самому процессу обучения;
4. Желание творческого развития;
5. Профессиональная конкуренция.
Уровень сформированности мотивов и потребностей самообразования является важным показателем профессионального развития педагога. Поэтому одна из задач администрации как раз и состоит в том, чтобы сформировать у каждого члена педагогического коллектива потребность в творческом росте, развивать желание быть успешным.
О том, что педагог живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Тем не менее методическое обучение педагога, на наш взгляд, должно быть научно-организованным, системным и целенаправленным. Системная работа по организации самообразования, безусловно, начинается с аналитической работы, то есть с диагностики, что позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.
Педагогическую диагностику, в первую очередь, стараемся строить на принципах целенаправленности и адресности, изучении конкретного педагога во взаимосвязи с педагогическим коллективом; следим, чтобы
диагностические процедуры соответствовали современным достижениям педагогической науки и практики; ведем учет результатов диагностики в дальнейшей деятельности педагога.
Педагогическая диагностика ни в коем случае не должна превратиться в самоцель, поэтому ее результаты подвергаются тщательному анализу, служат основой для выработки рекомендаций для коррекции деятельности педагога.
Осуществление диагностического подхода в системе самообразовательной работы позволяет нам учитывать индивидуально-личностные особенности и потребности педагогов, аспекты психологической совместимости при создании творческих микрогрупп;
намечать программу профессионального роста каждого педагога путем оптимизации самообразовательной деятельности педагогического коллектива; более объективно оценивать промежуточные и конечные результаты управленческо-методической деятельности педагогов; определять перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности педагога.
Зачастую особую сложность вызывает у педагогов, независимо от их педагогического опыта и стажа работы, процесс определения и формулировки темы самообразования. Бытующее мнение о том, что тема самообразования – это только личная проблема педагога, является ошибочным. Если в деятельности учреждения образования актуальным является единый подход всех членов педагогического коллектива к решению общей педагогической проблемы, то, исходя из этого, должна определяться значимость тематики самообразования каждого педагога.
Тема может быть определена как на один год, так и на несколько лет. Сроки работы над темой зависят, в первую очередь, от ее глубины и значимости как для педагога, так и учреждения образования. Новые темы самообразовательной работы вполне могут быть логическим продолжением предшествовавшей самообразовательной работы.
Согласно проведенного анкетирования о факторах, влияющих на выбор темы самообразования, педагогами отмечены:
1. Результаты диагностики уровня готовности педагогов к профессиональной педагогической деятельности.
2. Анализ результатов прошедшего учебного года.
3. Состояние педагогического процесса ДДТ на начало учебного года, методическая тема ТО.
4. Научно-методические интересы и потребности педагогов дополнительного образования ДДТ.
5. Инновационные педагогические технологии.

Необходимо помнить о том, что все цели для их результативного достижения должны быть реальными и конкретными; с выраженными характеристиками рубежности, определенности, краткосрочности и технологичности.
Педагогический коллектив – это сложный, полиструктурный объект управления, поскольку педагоги отличаются по возрасту, полу, образованию, стажу, по уровню профессиональной подготовленности, личностного развития, педагогического мастерства, готовности к инновациям и многим другим основаниям.
В любом коллективе нет и не может быть двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов даже среди тех, кто проработал много лет. Поэтому и уровень самообразования у всех будет разный.
Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.
Первый уровень — низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки).
Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.
Третий уровень — высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, которое осуществляется на основе овладения той или иной технологией.
Наивысший уровень самообразования характерен таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.
Мы убеждены, что в процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию важна реализация дифференцированного подхода и в определении основных направлений профессионального развития.
Не может не радовать тот факт, что из двух групп источников самообразования педагоги отдают предпочтение
источникам, которые способствуют профессиональному развитию.
Значение дифференцированного подхода мы видим в том, что он позволяет исключить неоправданную и нецелесообразную уравниловку, дает возможность более эффективно работать с каждым педагогом, способствует реализации желания творческих педагогов быстрее и глубже продвигаться в самообразовании и развитии, позволяет учитывать профессиональные запросы и интересы педагогов, повышает уровень их мотивации.
Если педагог выходит на уровень педагога-творца, то, естественно, план его работы будет отличаться как приоритетными направлениями деятельности, так и содержательным наполнением. Тема будет иметь проблемный, исследовательский характер, что, в свою очередь, найдет отражение в его профессиональной позиции, взглядах, подходах, действиях педагога.
Думаю, каждого из нас интересует ответ на вопрос: как построить оптимальную систему самообразовательной работы, которая способствовала бы повышению уровня профессионально-личностного развития педагогов без их перегрузки, «профессионального сгорания» и других проблем?
Целесообразно в этом случае самообразование педагогов осуществлять поэтапно:
- на 1 этапе создается определенный настрой на самостоятельную работу; выбирается цель работы, формулируется личная индивидуальная тема, происходит осмысление последовательности действий.

- на 2 этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;

- вовремя 3 этапа происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.

- 4 этап предусматривает теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

- 5 этап - итогово-контрольный, где педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.

Для того чтобы самообразование носило целенаправленный системный характер и было результативным, администрация, как правило, рекомендует членам педагогического коллектива разработать индивидуальные программы (планы) саморазвития.

В процессе работы над темой самообразования у педагога могут возникать затруднения на том или ином этапе, что вполне реально и объяснимо. Поэтому он должен иметь возможность получить квалифицированную помощь от методиста, администрации, руководителя творческого объединения, более опытных коллег, а также в процессе курсового повышения квалификации.

В ходе работы в план могут вноситься коррективы и изменения, предусматривающие иные способы достижения прогнозируемых результатов.

Завершается работа над индивидуальной темой самоанализом и самооценкой эффективности ее исполнения. Отводится время для обобщения и оформления материалов. Пополняется авторская методическая копилка, в качестве которой может выступать индивидуальное профессиональное портфолио.

Итоги совместной работы педагогического коллектива по данному направлению, как правило, подводятся в конце года на педагогическом совете или итоговом творческом объединении, например, на фестивале методических идей.

При организации отчета педагога о результатах самообразования необходимо обратить внимание на то, что эта работа предполагает не просто изложение материала о проделанном, но и требует наглядной демонстрации продукта труда, в качестве которого могут выступать:

1) разработанные сценарии, исследования, презентации, новые формы, методы и приемы обучения, дидактические материалы, тесты, методические рекомендации, информационные бюллетени;

2) доклады, выступления, творческие отчеты, открытые занятия;

3) проведение тренингов, семинаров-практикумов, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Самообразовательная деятельность педагогов станет более продуктивной, если они четко будут знать критерии эффективности самообразования, а также ознакомятся с планом изучения администрацией вопросов самообразования.
Участниками административного контроля за самообразованием являются: директор, заместители директора, руководители ТО, педколлектив ДДТ и конечно, самое главное лицо, сам педагог. На основании гласного обсуждения работы педагога решаются вопросы повышения категории, надбавок, премии и других способов поощрения творческих педагогов.

Мы убедились, что взаимоконтроль за самообразовательной деятельностью дает возможность представить различные точки зрения (администрации и коллег) на работу педагога и является важным стимулом в организации действительно эффективной методической работы.

Наиболее популярной методикой, позволяющей осуществить внутриучрежденческий контроль за самообразованием педагогов стала:

Методика «Человек со стороны»:

  • Каждый педагог отсматривает с разрешения коллег 10 занятий.

  • Задача заключается в том, чтобы по определенной схеме найти все то, что было бы полезно для «посетителя».

  • После посещения занятия на семинаре все проверяющие, не имея права критиковать и искать недостатки, выступают с аргументированным сообщением о тех находках, которые они сделали во время своего учебно-методического путешествия.

Руководство самообразованием осуществляется путем вынесения на педагогические советы, совещания при директоре, заседания творческих объединений вопросов, связанных с самообразованием; проведения индивидуальных бесед, циклов лекций, семинаров, совместного обсуждения администрацией и педагогами методов изучения трудных разделов и тем программ.

Чтобы исключить формализм в самообразовательной деятельности педагогов, собеседование, как форму руководства самообразованием, рекомендуется проводить поэтапно на протяжении всего учебного года.

Траектория самообразования напоминает пирамиду, нижней ступенькой которой является адаптация, а верхней саморазвитие.

Пройдя этот нелегкий путь, педагог не станет противиться обобщению своего опыта, как на традиционном, так и на уровне передового педагогического опыта.
Главным в данном процессе останется лишь не потерять высоту.

infourok.ru

Методическая разработка на тему: ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

УТВЕРЖДАЮ

Директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики Крым

___________________ Е.В. Виблая

«___» ______________ 2016 г.

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики Крым (МБОУДОД «СЮТ»)

на 2016-2017 учебный год

            В  2016-2017  учебном   году  методическое  объединение  педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления МБОУДОД «СЮТ»  продолжит работу над методической  проблемой:  «Обновление содержания учебно-воспитательного процесса на основе внедрения в педагогическую практику технологий воспитания и социализации личности, формирование социальной компетентности у обучающихся МБОУДОД «СЮТ»  в рамках методической проблемы станции «Духовно-нравственное воспитание обучающихся, их образование и всестороннее развитие. Проектная деятельность в кружках».

Цель:

 Создание максимально благоприятных условий  для развития  способностей  каждого ребенка, воспитание  свободной, интеллектуально развитой,  духовно богатой, физически здоровой, творчески  мыслящей  личности,  ориентированной  на общечеловеческие  нравственные ценности,  способной  к успешной реализации  в условиях современного общества.

Задачи:

Образовательная деятельность:

1.     Расширение  кругозора и улучшение  знаний.

2.     Создание условий для обновления содержания и качества дополнительного образования детей, для самореализации, самопознания, самоопределения личности ребенка.

3.     Развитие  умений,  навыков,  творческого потенциала  обучающихся  в избранных видах деятельности, формирование мотивации  к познанию и саморазвитию, мотивации осознанного выбора профессии.

4.     Создание многообразия видов деятельности, удовлетворяющих разные интересы, склонности и потребности ребенка.

5.     Осуществление работы по взаимодействию с семьей.

6.     Вовлечение детей, находящихся в социально опасном положении, в систему дополнительного образования;

Организационно-массовая работа:

 1. Вовлечение обучающихся  в работу системы дополнительного образования;

 2. Привлечение обучающихся  к участию   в массовых мероприятиях   различных    уровней:  внутристанционных,   городских, региональных, всероссийских.

3. Активизация участия родителей в деятельности работы системы дополнительного образования.

Воспитательная работа:

1.     Формирование представления об общечеловеческих   нравственных  ценностях, развитие  навыков  общей культуры,  воспитание  доброты, любви, уважения, патриотизма, таких качеств характера, как  трудолюбие,   дисциплинированность, самостоятельность,  стремление  к успешной  личности и  социальной самореализации.

2.     Укрепление нравственного и физического здоровья детей.

Инструктивно-методическая работа:

1.        Накопление материала  педагогического опыта педагогов дополнительного образования с целью  обобщения их опыта работы.

2.        Пополнение педагогической копилки методическими  разработками.

3.        Оказание методической помощи педагогам дополнительного образования.

  Состав методического объединения

Еремеева Валентина Витальевна- заведующий структурного подразделения, педагог дополнительного образования кружка « Компьютер и информационные технологии»;

Петушкова Анна Сергеевна-заведующий структурным подразделением, педагог дополнительного образования кружка «АБВГДейка», «Развивайка»;

Студенникова Елена Юрьевна- методист, педагог дополнительного образования кружка «АБВГДейка», «Развивайка»;

Гаврилова Наталья Александровна- методист, педагог дополнительного образования кружка «АБВГДейка», «Развивайка»;

Могилевец Виктория Валентиновна- педагог дополнительного образования кружка «АБВГДейка», «Развивайка»;

Туз Константин Иванович- педагог дополнительного образования кружка « Современное программирование», «Радиоэлектроника»;

Шевченко Роман Александрович- педагог дополнительного образования кружка «Радиоэлектроника»;

Ибадлаев Рустем Решатович- педагог дополнительного образования кружка «Фото видео студия»

План работы МО

педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Направление деятельности

Цель

Прогнозируемый результат

 Сроки

Ответственный

Организационно – методическая работа

Заседание 1.

1. Согласование плана работы МО на 2016 -2017 учебный год.

2. Организационный момент (выборы председателя МО, заместителя МО, секретаря, творческой  (рабочей) группы, творческой группы по работе МАН «Искатель»).

3.Расмотрение дополнительных образовательных программ.

4.Изучение нормативных документов.

5.Утверждение тем по

самообразованию педагогов дополнительного образования.

6.Обязательная деловая документация педагога дополнительного образования кружка: методические рекомендации по оформлению планов конспектов учебных занятий.

7. Разное:  курсы, аттестация педагогических работников,  участие в конкурсах педагогического мастерства и др.

Работа с содержанием дополнительного образования.

Обеспечение нормативно-правовой основы развития дополнительной образовательной деятельности.

сентябрь

  

Еремеева В.В.

Студенникова Е.Ю.

Гаврилова Н.А.

Туз К.И.

Шевченко Р.А

Ибадлаев Р.Р.

Заседание 2.

1.  Утверждение тем по самообразованию педагогов дополнительного образования.

  1. Оказание помощи в изготовлении и оформлении методических материалов. Образовательно-методический комплекс (ОМК) и его роль в системе дополнительного образования.

3. Подготовка к проведению методической недели

4. Разное

октябрь

Еремеева В.В.

Студенникова Е.Ю.

Учебно-методическая работа

Заседание 3.

1.    Структура и содержание образовательной программы дополнительного образования детей

2.    Аттестация педагогических работников.

3.    Подготовка обучающихся к  олимпиадам, конкурсам по программированию, информационным технологиям, физике, математике.

4. Подготовка обучающихся кружков к тестированию по базовым дисциплинам в рамках проведения конкурса-защиты научно-исследовательских работ МАН «Искатель».

Организация теоретической и методической учёбы.

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Октябрь

Еремеева В.В.

Студенникова Е.Ю.

Гаврилова Н.А.

Туз К.И.

Шевченко Р.А

Ибадлаев Р.Р.

Заседание 4.

1. Подведение итогов работы за 1-е полугодие:

- анализ открытых занятий на методической неделе в кружках научно-технического направления;

- анализ  результативности работы;

-  инновационные методы обучения в дополнительном образовании (кружки научно-технического направлении).

2. Изучение деловой документации педагога дополнительного образования кружка: работа с журналами, рекомендации по составлению планов конспектов учебных занятий, анализ занятия.

3. Инновационные формы работы в кружках. 4.Работа с родителями - важный этап образовательного процесса.

5. Эффективные формы работы с целью увеличения охвата обучающихся дополнительным образованием.

6. Состояние дел в кружках аттестуемых педагогов (Заслушать творческие отчеты аттестуемых педагогов дополнительного образования кружков).

7. Разное.

Обновление содержания дополнительного образования.

Изучение передового опыта.

Применение передового опыта работы педагогов в своей практике.

Декабрь

Еремеева В.В.

Студенникова Е.Ю.

Гаврилова Н.А.

Туз К.И.

Шевченко Р.А

Ибадлаев Р.Р.

Заседание 5.

  1. Справка о проверке журналов ПДО.

2. Развитие системы ДО в условиях введения ФГОС

2. Об особенностях мониторинговой деятельности.

Обновление содержания дополнительного образования.

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Январь

Еремеева В.В.

Студенникова Е.Ю.

Заседание 6.

1. Взаимодействие методистов и педагогов дополнительного образования с целью повышения качества проводимых мероприятий и подготовки к конкурсам.

Организация теоретической и методической учёбы

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Март

Студенникова Е.Ю.

Гаврилова Н.А.

Туз К.И.

Шевченко Р.А

Ибадлаев Р.Р.

Заседание 7.

1.Традиции сотрудничества семьи и станции в воспитании молодого поколения: представление опыта работы ПДО с семьёй

  1. Составление рейтинга участия обучающихся  в конкурсах, соревнованиях различного уровня (отчет завотделом).

Организация теоретической и методической учёбы

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Апрель

Еремеева В.В.

Студенникова Е.Ю.

Гаврилова Н.А.

Туз К.И.

Шевченко Р.А

Ибадлаев Р.Р.

Заседание 8.

1.Подведение итогов работы МО за 2016-2017 учебный год.

2.Составление плана на 2017-2018 учебный год.

3. Отчёт руководителей кружков о работе над темами самообразования.

Анализ деятельности педагогов дополнительного образования.

Разработка проблемных вопросов.

Перспективный план деятельности МО.

май

Еремеева В.В.

Студенникова Е.Ю.

Гаврилова Н.А.

Туз К.И.

Шевченко Р.А

Ибадлаев Р.Р.

Деятельность педагогов дополнительного образования

Организация исследовательской и проектной деятельности с обучающимися.

Поддержка и выявление одаренных детей.

Участие в станционных, городских, республиканских  этапах научно-практических конференциях.

В течение года.

Педагоги дополнительного образования.

 

Участие в городских фестивалях и конкурсах.

Поддержка и выявление одаренных детей.

Повышение результативности участия в фестивалях и конкурсах.

В течение года.

Педагоги дополнительного образования. 

День открытых дверей- «Ярмарка кружков».

Популяризация объединений дополнительного образования.

Увеличение охвата обучающихся в системе дополнительного образования, создание ситуации успеха для детей посещающих объединения ДО.

Сентябрь-октябрь

Еремеева В.В.

Студенникова Е.Ю.

Гаврилова Н.А.

Туз К.И.

Шевченко Р.А

Ибадлаев Р.Р.

Предметно-методическая декада дополнительного образования

Выставки, конкурсы, мастер-классы

 Повышение имиджа дополнительного образования в школе

апрель

Еремеева В.В.

Студенникова Е.Ю.

Гаврилова Н.А.

Туз К.И.

Шевченко Р.А

Ибадлаев Р.Р.

Работа по повышению педагогического мастерства

Школа педагогического мастерства

Работа с документацией, образовательными программами, участие в открытых мастер-классах, конференциях, семинарах.

Повышение профессиональных компетентностей педагогов.

Ноябрь

– апрель

Еремеева В.В.

Студенникова Е.Ю.

Гаврилова Н.А.

Туз К.И.

Шевченко Р.А

Ибадлаев Р.Р.

Взаимопосещение занятий педагогов дополнительного образования с последующим обсуждением на МО.

Анализ деятельности педагогов дополнительного образования в соответствии с выбранной темой самообразования.

Декабрь

 

 

 

  

Еремеева В.В.

Студенникова Е.Ю.

Гаврилова Н.А.

Туз К.И.

Шевченко Р.А

Ибадлаев Р.Р.

Обновление содержания дополнительного образования

1.Обучение на курсах повышения квалификации

2. Аттестация педагогических работников

Организация теоретической и методической учёбы

Повышение профессионального мастерства.

В течение года

 Педагоги дополнительного образования.

 

Руководитель МО                                                 Е.Ю. Студенникова

         Методист                                                 Н.А. Гаврилова

nsportal.ru

"Методическая тема — эффективная форма организации работы педагогов"

Заседание №2

Методическая тема — эффективная форма организации
работы педагогов

Вся работа педагога - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала.

Педагог сам определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме. Структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.

Целью работы над методическими темами является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачами работы над методическими темами являются:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.

Тема, над которой работает педагог

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Выбор методической темы и составление плана работы должна осуществляется педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2-х до 3-х лет. Темы фиксируются в индивидуальных планах педагога. Возможных вариантов тем огромное количество.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу.

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются:

• название темы

• цель

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

В плане предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях методического объединения, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования должен оформляться документально.

Источники самообразования

Целесообразно уделить внимание источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

  • Интернет- ресурсы

  • Видео, аудио информация на различных носителях

  • Повышение квалификации

  • Дистанционные формы обучения, чаты, форумы

  • Семинары и конференции

  • Мастер-классы

  • Мероприятия по обмену опытом

  • Телевидение

  • Газеты, журналы.

Этапы самообразования

  1. Интерес (Чего хочу?)

- определение профессиональных потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)

  1. План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

  1. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

  1. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

  1. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

  • повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),

  • разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,

  • разработка новых форм, методов и приемов обучения,

  • доклады, выступления, рефераты, статьи,

  • разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,

  • выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,

  • разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,

  • создание комплектов педагогических разработок,

  • разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету)

  • создание главы или страницы электронного учебника.

  • разработка комплекта тематических воспитательных часов, родительских собраний или внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

  • и др.

Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернет.

Работа над индивидуальной методической, педагогической темой будет построена, если вы ответите на следующие вопросы.

Вопросник.

  1. Как называется тема, над которой работаете?

  2. Чем вызвана постановка темы?

  3. Когда начали работу над темой?

  4. Что сделано?

  5. Каков план работы по теме в этом году?

  6. Какой результат прогнозируете?

  7. В какой форме и где будет представлен отчёт?

  8. В чём испытываете трудности?

  9. Какая помощь и от кого нужна?

  10. Какой срок работы по теме?

Рекомендации:

1. Работа над темой не должна превышать более 4-5 лет

2. Руководителям МО координировать работу по самообразованию, ежегодно анализировать результаты деятельности педагогов.

3. Педагогам пересмотреть свои темы самообразования.

4. Продолжить работу по обобщению опыта  педагогов.

Заключение

В заключении отмечу, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Хочется привести слова народной мудрости: «Педагог – не тот, кто учит, а тот, кто учится».

Примерные темы самообразования

для педагогов дополнительного образования

  1. Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной общеразвивающей программе ...

  2. Развитие коммуникативных навыков воспитанников на занятиях объединения …, как средства успешной социализации личности.

  3. Информационные технологии в изучении дополнительной общеразвивающей программы ...., как средство повышения мотивации воспитанников.

  4. Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе…

  5. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе...

  6. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности (либо другой направленности).

  7. Создание условий для развития физически одаренных учащихся через использование личностно-ориентированных подходов в дополнительном образовании.

  8. Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников изостудии

  9. Эффективные технологии, методы и приёмы осуществления личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе по дополнительной общеразвивающей программе...

  10. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной общеразвивающей программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).

  11. Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников в рамках дополнительной общеразвивающей программы...

  12. Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования...

  13. Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной общеразвивающей программе...

  14. Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы художествено-эстетической направленности.

Примерный план работы педагога над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Форма представления результатов

Первый год работы над темой

I. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Собеседование с заместителем директора по МР (методистом)

II. Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой.

  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

  3. Прогнозирование результатов.

Выступление перед коллегами одной направленности

Второй год работы над темой

III. Практический

  1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

  2. Формирование методического комплекса.

  3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

  4. Корректировка работы.

Открытые занятия, выступления на заседании педагогического совета

Третий год работы над темой

IV. Обобщающий

  1. Подведение итогов.

  2. Оформление результатов работы по теме.

  3. Представление материалов.

Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета, на заседании районного МО

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

V. Внедренческий

  1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

  2. Распространение опыта.

Реферат, индивидуальный творческий проект и др.


infourok.ru

«Методика работы педагогов дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования с родителями».

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр творчества «Созвездие»

муниципального образования Усть-Лабинский район.

Методическая разработка на тему:

«Методика работы педагогов дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования с родителями».

Разработала:

педагог дополнительного образования

Булан Юлия Владимировна

2016г

Цель: Помочь педагогам и методистам дополнительного образования в организации работы с родителями в дополнительном образовании.

Задачи:

1. Диагностировать родительские качества и стили воспитания в семье; организовать совместную с родителями работу по внедрению методов сотрудничества семьи и дополнительного образования;

2. Найти оптимальные пути и разрабатывать модель взаимодействия с семьей.

Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров.

(Борис Кригер)

А ведь действительно, детей надо не только обучать, но и воспитывать и развивать; а в дополнительном образовании взаимодействие педагогов с семьей отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
• с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
• с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку. 
В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане. Предлагаю выделить следующие задачи сотрудничества с родителями.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. 

Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей:
1. Групповые формы:
• Дни открытых дверей. 
• Конференция.
• Родительское собрание. 
• Творческие мастерские. 
• Государственно-общественные формы работы. 
• Совместная игровая деятельность.
2. Индивидуальные формы:
• Анкетирование, диагностика.
• Посещение семьи на дому.
• Индивидуальная консультация (беседа).
• Просветительская работа.

Остановимся на вышеперечисленном более подробно:
Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой преподавателя, объединения, организации.

Посещение семьи на дому. Эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя.

Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными.

Индивидуальная консультация (беседа). Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах.

Совместная игровая деятельность.
Одним из оптимальных пространств для реализации части идей – есть игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. При этом исключительно важна роль взрослого, который это пространство организует. Именно поэтому педагоги считают необходимым занять самую активную позицию не только как организаторы игр, программ, но и как помощники родителей в приобретении новых знаний о способах совместного с детьми времяпровождения. Опыт организации такого рода работы показывает, что при этом результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослого, оригинальность и нестандартность мышления детей. 
Через игру взрослым легче корректировать отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу.

Традиционные формы работы.
Дни открытых дверей. Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете.

Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.
Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.
Просветительская работа. 
Разработка и ведение сайта (или странички на сайте вашей организации дополнительного образования) В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.
Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.
Наглядная информация. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса.

Формы наглядно-текстовой информации:
• Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
• Групповые выставки детских работ (периодически).
• Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
• Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность.

• Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
• Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.

В заключении, хочется напомнить вам золотые правила, которые помогут вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:
• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
• Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
• Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
• Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
• Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
• Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *