Мини музей в группе – . – . , – .

Проект (старшая группа) на тему: Проект Мини - музей в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №13 г.о. Кашира»

Мини - музей

« В мире сказок »

Подготовительная

к школе группа №12

компенсирующей направленности

                           

                           Воспитатели:   Тултаева Любовь Юрьевна

                                                    Титова Римма Юрьевна

                                                                 

г. Кашира

 

Мини – музей: « В мире сказок »

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

      Огромной любовью пользуется у детей сказка.

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

      На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

     Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Приоритетной для детского сада музея решается проблема социализации подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности ребёнка.

    Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его «мини-музей».
   Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
 

   Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты и пополняют их своими рисунками.
  В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

   Мини-музей дает возможность посещать и рассматривать экспозиции всем родителям, в том числе индивидуально, со своими детьми.
   Мини-музей даёт стимул для общения.

Актуальность:

Расширяет кругозор, познакомит детей с народными сказками, способствует развитию речи, воображения, фантазии, любознательности, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.

Цель:

Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Задачи:

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ; формирование у дошкольников представления о музее; расширение кругозора дошкольников; формирование проектно-исследовательских умений и навыков; формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; развитие творческого и логического мышления, воображения; формирование активной жизненной позиции; вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Этап реализации проекта.

Заключительный этап                                                                                                                

В мини-музее «В мире сказок»

несколько разделов:

1 раздел – «Волшебные сказки и их герои».

  В музее можно увидеть много книг с волшебными сказками. Это и большие, красиво оформленные книги, и книжки-малышки, и тоненькие книжечки времен наших мам и пап.
  В нашем музее сказок можно найти и портретную галерею великих сказочников прошлого и современности.

2 раздел – «Сложи картинку».

   В нашем музее можно поиграть. Здесь представлены пазлы с разными сказками, разрезанные картинки, с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок.

3 раздел – «Угадай сказку».

  В этом разделе детям предлагается угадать сказку по иллюстрации, по отрывку. Можно не только угадать сказку, но и рассказать ее.
  Также в мини-музее «В мире сказок» можно поиграть в игру «Герой и его волшебный предмет». Дети к каждой картинке сказочного героя подбирают картинку соответствующего ему волшебного предмета. Например: Емеля - печка, Царевна-лягушка - стрела, Золушка - хрустальная туфелька и т.д.

4 раздел – «Театральный».

  В нашем музее на время можно стать артистом. Для этого в данном разделе имеется  шапочки к разным сказкам и другие виды театров для самостоятельной детской драматизации сказок.

  В мини-музее можно найти также разные настольные игры и раскраски на сказочные темы, рисунки к сказкам, выполненные детьми.

   Мини-музей получился таким интересным, познавательным и ярким благодаря помощи детей и их родителей.

       

Представляем вашему вниманию проект

"В мире сказок"!

                        Сказка – это чудо.
   В сказках дети черпают множество познаний об окружающем мире и собственном месте в этом мире.
   Но, к сожалению, часто мы к этому чуду лишь притрагиваемся. Да, читаем. Да, пересказываем.

Да, рассматриваем картинки. Если есть настроение даже театр можем показать.
   Но если мы дружим со СКАЗКОЙ, то все может быть глубже и шире. Сказка поможет научить, поддержать, направить.

                                           Загадки.

  1. Красна девица грустна, ей не нравится весна.                                          
  2. Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.
  1. На сметане мешён, на окошке стужён.                                                          
  2.   Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.
  1. Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.
  2. Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
  3. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.
  4. В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.                                              
  5.   Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.

                               

                                                ***

*Колотил, да колотил по тарелке носом.                                                                                     Ничего не проглотил и остался с «носом».                                                                          

*Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.                                                                                          

*Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.

*Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.                                                                                  В доме том, в конце, стало множество жильцов.

*А дорога далека, а корзина нелегка.                                                                                         Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.

*По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.

                      Загадки (описательные):

  1. Живёт в лесу, у неё острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех. (Лиса)
  2. Покрыт весь перьями, две длинные ноги, клюв есть у него и крылья. (Журавль)

   Дидактическая игра «Отгадайте героев сказок»

На сметане мешен, на окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок. Покатился…(Колобок)        

        

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите мне, имя ее. (Красная Шапочка)

Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый Доктор … (Айболит)

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три медведя)

У отца был мальчик странный, необычный, деревянный.

На земле и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный – кто же это?.. (Буратино)

        

Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

Шалунишка наш… (Малыш)

Я красив, силен, могуч, я грознее грозных туч,

Я умнее всех, нет слов, много у меня голов. (Змей Горыныч)

       

 Я обаятельная жутко и обладаю нюхом чутким,

 Прической славлюсь неземной, летать умею над землей.

 Железные зубы, костяная нога, все люди знают – я… (Баба Яга)

Я богатый, всемогущий, очень стройный, страшно злющий.

Но я смерти не боюсь. Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)

        

Добрейший кот из всех котов

Страдает, бедный, от мышей – врагов. (Кот Леопольд)

Работать умела красиво и ловко, в деле любом, проявляя сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала, шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла…

Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)

       

Я на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал, то голову принц от любви потерял.                        

А я башмачок потеряла тогда же! Кто я такая? Кто тут подскажет?  

                                                                                      (Золушка)

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

        

Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.

Он сам того не ведая, несет ее домой. (Маша и Медведь)

 

Этот сказочный герой,                                                                                                       Поймал в проруби зимой,                                                                                          Рыбу говорящую.                                                                                                         Стоит лишь сказать слова,                                                                                                  Происходят чудеса:                                                                                                        Вёдра воду носят,                                                                                                           Сани дрова возят,                                                                                                            Сам герой на печи,                                                                                                                К царю в гости ездит.                                                                                                      Кто это? (Емеля).

                                    Пословицы

  1. Что посеешь, то и пожнёшь.
  2. Жить в соседях, быть в беседах.
  3. Хороша кашка, да мала чашка.
  4. Умей в гости звать, умей и угощать.                                                                        
  5. Что есть в печи, всё на стол мечи.

Какие бы вы подобрали пословицы и выражения к сказкам?
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!

                Соотнесите пословицу и сказку
         

             “Курочка ряба”
Может разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть - в птицу превратиться

                  “Колобок”
Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком

                    “Репка”
Мала капля, а большое дело делает

              “Волк и козлята»
Страшись волка в овечьей шкуре

              “Маша и медведь»
Научит горюна другая сторона

             “Теремок”, «Рукавичка»
В тесноте, да не в обиде
   

“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
Всему своё время
Добрые и миролюбивые побеждают

 («Волк и семеро козлят»)
Мала капля, а большое дело делает,
дружба помогает победить зло
            («Зимовье зверей»)

Дидактическая игра: «Узнай сказку по отрывку»

Петушок-петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

                           («Петушок-Золотой гребешок»)

 Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки.

                            («Три медведя»)

Красна девица грустна —

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет, бедняжка.
 
                              («Снегурочка»)

 Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

                              («Гуси-лебеди»)

А дорога — далека,
А корзинка — нелегка.
Сесть бы Мишке на пенек,
Съесть бы вкусный пирожок.

                                («Маша и медведь»)

 А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась - Одноглазка, Средняя - Двуглазка, а младшая - Триглазка.

                                 («Хаврошечка»)

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.

                                   («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

 Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

                                  («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался «с носом».
                                   («Лиса и Журавль»)

 Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к царю.

                                    («По щучьему веленью»)

                 Игра  «Доскажи словечко».

Мальчик - …

Цветик - …

Меч - …

Ковер - …

Царевна - …

Сапоги - …

Палочка - …

Шапка - …

Петушок - …

Сестрица - …

Братец - …

Гуси - …

Баба - …

Кощей - …

Конек - …

Иван - …

Сивка - …

Лягушка - …

Мышка - …                                                        

 Финист - …

            Вопросы сказочной викторины:

* Где спрятался седьмой козленок от волка? (под печкой)

* Где баба взяла муку на Колобка? (в амбаре, на сусеках)

* Из чего Фея сделала Золушке карету? (из тыквы)

* Какого цвета были волосы у Мальвины? (голубые)

* Кто доставил доктора Айболита в Африку? (орел)

* Назовите самых маленьких по росту героев сказок. (Дюймовочка, Мальчик–с-пальчик)

* Где находится Кощеева смерть? (на конце иглы)

* Как звали девочку, побывавшую в стране Чудес? (Алиса)

* Верный друг Винни – Пуха. (Пятачок)                                  

* Кто виноват в том, что разбилось яичко? (мышка)

* Старуха, способная на любые подлости. (Шапокляк)

* Что пришлось продать Буратино, чтобы купить билет в                                                                 кукольный театр? (Азбуку)

* Кто вызволил Дюймовочку из подземельного плена? (ласточка)

* Пернатые слуги Бабы – Яги? (Гуси - лебеди)

* «Средство передвижения» Емели? (печь)

* Сколько у Белоснежки было друзей гномов? (семь)

Дидактическая игра «Из какой это сказки?»

  1. Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал её кто – то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

                                 (Царевна Лягушка).

  1. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

Очень вкусная вода в ямке от копытца.

                                 (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

  1. Отворили дверь козлята

И пропали все куда – то.

                                  (Волк и семеро козлят).

  1. Под окном за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Всё на яблоко. Оно

Соку свежего полно.

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто.

           (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).

  1. Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,                                                                  

Есть же давай мне варёную полбу.

           (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

  1. Дурачина ты, простофиля!

            (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

       Дидактическая игра «Сказки водят хоровод»

          По началу текста узнайте русскую народную сказку:

  1. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…». («Царевна – лягушка».)
  1. «Жил – был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками…». («Иван – царевич и Серый Волк».)
  1. «Жил – был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван – дурак, был так себе – любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…».  (Сивка – бурка».)

Дидактическая игра  «Главные герои сказок»

В русских народных сказках главным героем чаще всего бывает Иван, то он – дурак, то – царевич, а вот героинь сказок зовут по - разному. Вспомните, как зовут героинь сказок:

  1. «По щучьему велению»  (Марья – царевна).
  1. «Царевна – лягушка»   (Василиса Премудрая).
  1. «Иван – царевич и Серый Волк»   (Елена Прекрасная).
  1. «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»   (Марьюшка).

Сказка "Репка" учит детей быть дружными, трудолюбивыми.

Сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить.

 Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках

"Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".

Страх и трусость высмеиваются в сказке

"У страха глаза велики",

хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т.д.

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается в сказках "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка",

мудрость восхваляется в сказках "Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел",

забота о близком поощряется в сказках "Бобовое зернышко".

                           

   Русские народные сказки

  • Арысь - поле 
  • Баба-яга 
  • Баба-яга и Заморышек 
  • Баба-Яга и ягоды 
  • Барин и мужик 
  • Белая уточка 
  • Бобовое зернышко 
  • Василиса Прекрасная 
  • Ведьма и Солнцева сестра 
  • Вещий дуб 
  • Вещий сон 
  • Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды 
  • Война грибов 
  • Волк и козлята 
  • Волшебная дудочка 
  • Волшебное кольцо 
  • Глиняный парень 
  • Горе 
  • Гуси-лебеди 
  • Докучные сказки 
  • Дочь и падчерица 
  • Журавль и цапля 
  • За лапоток - курочку, за курочку - гусочку 
  • Зайкина избушка 
  • Заколдованная королевна 
  • Звери в яме 
  • Зимовье зверей 
  • Иван - коровий сын 
  • Иван - крестьянский сын и чудо-юдо 
  • Иван-царевич и серый волк 
  • Клад 
  • Колобок 
  • Королевич и его дядька 
  • Кот - серый лоб, козел да баран 
  • Кот и Лиса 
  • Кот, петух и лиса 
  • Крошечка-Хаврошечка 
  • Кузьма Скоробогатый 
  • Лев, щука и человек 
  • Лиса и журавль 
  • Лиса и козёл 
  • Лиса и кувшин 
  • Лиса и рак 
  • Лиса и тетерев 
  • Лиса, заяц и петух 
  • Лиса-исповедница 
  • Лиса-повитуха 
  • Лисичка-сестричка и волк 
  • Лихо одноглазое 
  • Мальчик с пальчик 
  • Марья Моревна 
  • Маша и медведь 
  • Мизгирь 
  • Морозко 
  • Морской царь и Василиса Премудрая 
  • Мужик, медведь и лиса 
  • Нет козы с орехами 
  • Никита Кожемяка 
  • Ночные пляски 
  • О щуке зубастой 
  • Овца, лиса и волк 
  • Окаменелое царство 
  • Пёрышко Финиста ясна сокола 
  • Петух и жерновцы 
  • По щучьему веленью 
  • Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что 
  • Правда и Кривда 
  • Птичий язык 
  • Семь Симеонов
  • Сестрица Алёнушка и братец Иванушка 
  • Сивка-бурка 
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде 
  • Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче 
  • Снегурочка 
  • Солдат и черт 
  • Солнце, Месяц и Ворон Воронович 
  • Сума, дай ума! 
  • Теремок 
  • Терешечка 
  • Три царства - медное, серебряное и золотое 
  • Хитрая наука 
  • Хрустальная гора 
  • Царевна-лягушка 
  • Черт-заимодавец 
  • Чивы, чивы, чивычок... 
  • Чудесная рубашка 
  • Яичко (Курочка Ряба) 

   

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.                                  Смелость силе воевода.                                                                                                                                Тот герой кто за Родину горой.                                                                                                                     Кто смел тот на коня сел.                                                                                                                           За край свой насмерть стой.                                                                                                                Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.                                                                                              Сам погибай, а товарища выручай.                                                                                                               С родной земли умри, не сходи.                                                                                                                  Жить - Родине служить.                                                                                                                     Счастье - Родины дороже жизни.                                                                                                                     Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.                                                              Если дружба велика, будет Родина крепка.                                                                          

                 Пословицы о русских богатырях                                                ∙         Не родом богатырь славен, а подвигом.                                                                                             ∙         Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.                                                 ∙         Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить,                                      

           от врагов оборонять.                                                                                ∙         В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

                            ***

Богатырь, силён как вольный ветер,                                                                                                  Могуч как ураган.                                                                                                                               Он защищает землю                                                                                                                            От злобных басурман!                                                                                                                         Он силой доброю богат                                                                                                                      Он защищает стольный град.                                                                                                                       Спасает бедных и детей                                                                                                                        И стариков и матерей!                                                                                                    

                ***

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

            Стихотворение о трех богатырях.                                                                                             Три защитника, три брата,                                                                                                                                     Три богатыря!                                                                                                                                             «Русь на воинов богата!»-                                                                                                                  Говорят не зря.                                                                                                                                            С поля боя нет возврата,                                                                                                                                        За спиною Русь,                                                                                                                              Мать-земля, родные хаты…                                                                                                                       -Эй, смелее в бой, ребята!                                                                                                                         Меч и лук, копье, булава,                                                                                                                      Щит и верный конь…                                                                                                                             Враг! Не тронь родной державы,                                                                                                      Охранят Русь по праву                                                                                                           Богатырской русской славы                                                                                                                     Боевой огонь!               (Т. Курбатова)

Мини-музей «В мире сказок»

Целевые ориентиры:

Приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий, как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок. Театральная ширма позволяет детям объединяться в группы и разыгрывать свои спектакли.

nsportal.ru

создание, темы, организация педагогической работы.

Ключевой тенденцией современной педагогической науки, актуальной и для дошкольных образовательных учреждений, является необходимость передачи большого количества информации, что не представляется возможным сделать в рамках традиционных образовательных практик. Мини-музей в ДОУ — новая, отлично зарекомендовавшая себя форма взаимодействия дошкольников и взрослых, возникшая на стыке педагогики, психологии, искусствознания и музееведения, которая:

  • позволяет включить детей в многообразную деятельность, охватывающую интеллектуальную, эмоциональную, поисковую составляющие;
  • способствует совершенствованию предметно-пространственной среды групп и решает вопрос как оформить детский сад;
  • помогает привить воспитанникам чувство радости открытий, исследовательский интерес, веру в собственные силы;
  • открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Мини-музей в ДОУ: концептуальная основа и возможности использования

Создание особого образовательного пространства в ДОУ — мини-музея — в последние годы стало распространенной педагогической практикой, позволяющей интегрировано решать задачи духовного, патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Обогащение предметно-пространственной среды экспозиции, компоненты которой подобраны с учетом возрастных и индивидуальных интересов воспитанников, позволяет воспитателю более эффективно развивать коммуникативно-речевые, познавательные и творческие компетенции малышей дошкольного возраста, способствуя их успешной социализации.

Тематические мини-музеи в группах ДОУ объединяют следующие черты:

  1. Малое пространство. Для создания музейной коллекции с приставкой «мини» достаточно части группового помещения, раздевалки, спальни, коридора, куда имеют доступ и дети, и взрослые.
  2. Открытость. Мини-музей создается для дошкольников, а потому должен быть открыт для них постоянно.
  3. Отсутствие строгих рамок. Музейная педагогика не предусматривает введение строгих ограничений — воспитатель формирует необычное образовательное пространство, обеспечивая максимальный уровень его доступности.
  4. Многофункциональность. Экспозиция может быть как частью какого-то развивающего проекта, так и самодостаточной учебной составляющей предметно-пространственной среды.

Главная функция мини-музея в группах ДОУ — просветительская, более того — взаимодействие в рамках столь необычного развивающего пространства позволяет воспитанникам развивать универсальные компетенции, что является одной из приоритетных задач современной педагогической науки. В отличие от традиционных экспозиций, мини-музеи не ограничены строгими рамками, поэтому в них могут быть собраны любые предметы, интересные детям. В мини-музее на первый план выдвигаются не материальные или символические ценности, а условия для свободного экспериментирования и творчества малышей. 

Целями и задачами создания музейной коллекции в детском саду должны стать:

  1. Реализация направления «Музейная педагогика», формирование у детей дошкольного возраста представлений о музейной культуре.
  2. Обогащение предметно-развивающей среды и воспитательно-образовательного пространства ДОУ.
  3. Расширение познаний дошкольников об окружающем мире, его самобытности и многообразии.
  4. Формирование у воспитанников познавательных способностей, исследовательских умений, навыков классификации предметов и составления коллекций.
  5. Создание предпосылок для экспериментально-поисковой, творческой деятельности.
  6. Воспитание у детей активной жизненной позиции.

Еще одна немаловажная составляющая мини-музея в ДОУ — интерактивное игровое пространство, где дошкольникам разрешено выполнять различные действия, активно взаимодействуя с экспонатами, что способствует сохранению высокого уровня детской заинтересованности. Взрослым важно помнить, что период дошкольного детства тесно связан с практикой коллекционирования: малыши обожают собирать различные предметы, которые по тем или иным причинам отличаются от большинства (камешки необычной формы, фантики, машинки, игрушечные фигурки, машинки), поэтому сама концепция мини-музея, в основе которого неизменно лежит какая-либо коллекция, является близкой детям. Но в повседневной жизни дошкольники редко создают коллекции, чтобы держать их под стеклом — напротив, они активно взаимодействуют с «экспонатами», выделяя среди них более и менее ценные, включая в десятки игровых сценариев, используя для налаживания социальных связей. Если тот или иной предмет находится перед глазами, но делать с ним ничего не разрешается, то даже при наличии сильного интереса он станет лишь символом, сольется с окружающим фоном и будет вытеснен из зоны активного восприятия. Именно поэтому музейная коллекция, создаваемая в групповом пространстве, должна быть открытой для взаимодействия — в противном случае сама ценность идеи проектирования особого образовательного пространства и усилия, приложенные к его созданию, нивелируются и не принесут ожидаемого педагогического результата.

Значимым моментом является и тот факт, что разработка музейных коллекций в детском саду может быть возложена не только на воспитателей, но и дошкольников и членов их семей. Именно малыши с мамами и папами, бабушками и дедушками подбирают многие экспонаты, выполняют различные оформительские работы, принимают участие в презентации мини-музея в ДОУ, которая может быть выполнена на групповом или общем детсадовском уровне. Нелегкая задача стоит и перед воспитателем, который должен взять на себя роль координатора, историка, музееведа, дизайнера и художника-оформителя.

Подводя итог информации, представленной выше, целесообразно выделить правила музейной педагогики, которых следует придерживаться при создании мини-музея в детском саду. Среди них наиболее значимыми являются принципы:

  1. Интеграции. Музейная коллекция в ДОУ создается с учетом образовательной программы, а потому она должна способствовать реализации отдельных ее разделов и предусматривать возможность объединения различных видов деятельности — познавательной, поисковой, творческой, созидательной.
  2. Интерактивности. Качественный проект мини-музея в ДОУ должен предусматривать возможность активного использования воспитанниками элементов коллекции — от рассматривания и использования в игровой деятельности вплоть до домашнего изучения после согласования факта временного изымания предмета из группового музея. В границах экспозиции должен быть обязательно выделен уголок, где дошкольники могут осуществлять деятельность по теме: создавать поделки, тренироваться в оформительстве, лепить или рисовать.
  3. Научности. Несмотря на необходимость учитывать возрастные особенности дошкольников в вопросах восприятия материала, нельзя допустить, чтобы в мини-музее были экспонаты, недостоверно отражающие содержание темы, природных или производственных процессов, а также характеризовались исторической несостоятельностью.
  4. Гуманизации. Важно, чтобы мини-музей способствовал всестороннему развитию детей дошкольного возраста, обеспечивал их приобщение к различным сферам жизни, в частности искусства и культуры, способствовал активизации творческого потенциала и личной инициативы.
  5. Вариативности и динамичности. Ключевой особенностью возрастного развития в период дошкольного детства является неспособность к длительной концентрации внимания, что обусловливает необходимость периодически менять тематику музейной коллекции, отдельные экспонаты. Чтобы сохранить высокий уровень заинтересованности детей после создания мини-музея в ДОУ, воспитателю следует периодически включать в коллекцию «секреты» — специальные задания, за выполнение которых полагается символическая награда, интересные элементы, квесты.
  6. Разнообразия. Независимо от выбранной темы, составляющие музейной коллекции должны отличаться по размеру, форме, содержание, отражать различные составляющие вопроса и представлять природное, историческое, культурное разнообразие окружающего мира.
  7. Безопасности и экологичности. С целью обеспечения для дошкольников активно взаимодействовать с экспозицией, важно включать в ее состав только проверенный материал. Бросовые компоненты следует очистить, бытовые предметы — проверить на целостность и наличие острых краев, поделки — защитить от быстрого износа. Если экспонат не соответствует требованиям безопасности, но имеет важное значение для мини-музея, его можно разместить на верхней полке, объяснив воспитанникам о возможности использования только в присутствии взрослых.
  8. Креативности. Групповые мини-музеи не следует ограничивать строгими рамками. Избежать формализма в подборе содержания, оформлении поможет принятие во внимания детских идей и пожеланий.
  9. Непрерывности. Музейная коллекция должна стать неотъемлемой составляющей образовательного пространства, его логическим продолжением. Этого можно достичь при условии обеспечения созвучности темы мини-музея с непосредственной учебной деятельностью, прогулочной и экскурсионной активностью, праздниками и реалиями повседневной жизни детского сада.

Эффективность создания мини-музея в ДОУ зависит от качества реализации данной образовательной стратегии. В большинстве случаев то, как дети воспримут представленную коллекцию — как доступное и занимательное пространство, открытое для экспериментирования и остающееся уютным ввиду личного вклада в его создания, или чуждый элемент дизайна, служащий исключительно малоинтересным оформительским целям — определяется взрослыми. Воспитателям, делающим первые шаги в реализации принципов музейной педагогики, стоит с особым вниманием обратиться к наработкам более опытных коллег по теме. Создание неудачной коллекции может значительно затруднить работу по направлению в будущем, снизить уровень мотивированности как дошкольников, так и родительской общественности, без помощи которой формирование групповых музейных коллекций станет непосильной задачей.

Создание мини-музея в ДОУ

Проектирование музейной экспозиции в стенах дошкольной образовательной организации предусматривает реализацию ряда этапов, которые должны быть подчинены принципам музейной педагогики. Создание мини-музея в ДОУ следует реализовать таким образом, чтобы спроектированная тематическая коллекция стала для дошкольников способом познания мира и позволяла познакомиться с разнообразием природы, различными областями деятельности человека, страницами истории русского народа и фольклора, социальными и культурными реалиями.

Этапы создания мини-музея в ДОУ
Название этапа Содержание и последовательность действий
Подготовительный

Главная задача установочного этапа — выбор тематики и путей создания мини-музея, которая может быть достигнута согласно следующему алгоритму:

  1. Подбор темы, осуществляемый с учетом содержания реализуемого программного содержания и годового плана.
  2. Презентация тематики перед воспитанниками может быть реализовано спонтанно, в ходе образовательной деятельности или в режимном моменте, или сознательно. Например, если в группе собралась коллекция ракушек, которые дошколята принесли после летнего отдыха, можно на их основе создать музейную экспозицию, посвященную морскому миру и его обитателям.
  3. Определение путей подбора экспонатов. Проект мини-музея в ДОУ может находиться на стадии планирования долгое время, но если к сбору материалов будут привлечены родители, есть все основания полагать на возможность быстрого перехода от идеи к действиям. Воспитателю стоит письменно или устно проинформировать родителей о создании музейной коллекции и представить перечень основных экспонатов, ориентируясь на который мамы и папы подберут новые интересные предметы.
  4. Выбор справочной литературы, аудиозаписей и фотографий по теме — данные виды деятельности воспитателю стоит выполнять совместно с дошкольниками, обеспечивая реализацию интегративного образовательного подхода. Параллельно педагог может рассказать, какими бывают музеи и что предусматривает практика коллекционирования.
Практический

Успешность непосредственно работы по созданию мини-музея в ДОУ, зависит от того, насколько плотно будет организовано взаимодействие воспитателя, детей и родителей. Данный этап должен включать:

  1. Изготовление, сбор и оформление стендов.
  2. Группировка экспонатов и создание музейных коллекций.
  3. Проектирование уголка самостоятельной деятельности, предназначенного для творческого экспериментирования.
  4. Выбор названия — он может быть осуществлен на конкурсной основе. Важно, чтобы название мини-музея было кратким, емким и отражало содержание экспозиций.
  5. Оформление информационного материала, а именно перечня музейной экспозиции, информационных карточек с описанием экспонатов и ссылок на дополнительные источники литературы о них.
Заключительный (обобщающий)

По завершению оформительских работ проводится презентация мини-музея в ДОУ, знаменующая «официальное» открытие экспозиции. Представить созданную коллекцию могут сами дошкольники под руководством воспитателя или совместно с родителями.

Воспитанникам старших групп можно поручить проведение экскурсий по мини-музею для младших дошкольников.

Отдельно хочется остановиться на создании коллекции экспонатов, составляющих основу мини-музея — их можно разделить на две больших группы:

  1. Подлинные памятники духовной и материальной культуры — фотографии, картины, письма, открытки, предметы быта, орудия труда, природные материалы.
  2. Символичные предметы, подобранные или созданные специально для музейной коллекции — копии, макеты, модели, слепки, муляжи.

Наиболее распространенной практикой является использование первой группы предметов в качестве основы при создании мини-музея в ДОУ, а экспонатов из второй — в качестве вспомогательных элементов и оформительских решений. Например, в мини-музее «Богатства леса» сушеные листья, желуди, веточки будут выступать основой коллекции, а фотографии различных пород деревьев, их макеты призваны дополнить создаваемый визуальный ряд и сделать его более информативным.

Еще одним важным этапом работы по созданию мини-музея, требующим предельного внимания, является составление описаний экспонатов и их картотеки. В качестве основы можно взять следующую схему описания экспоната, которая должна включать:

  1. Фотографию (схематический рисунок) экспоната.
  2. Названия (следует представить научное, бытовое, народные), можно указать происхождение наиболее интересных и запоминающихся.
  3. Место сбора/Как или кем изготовлен. В данном пункте целесообразно представить страну или регион сбора экспонатов природного происхождения, для поделок — указать имя изготовителя с перечнем используемых материалов.
  4. Краткая информация — целесообразно описать особенности (например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней), возможности использования, связь с другими экпонатами коллекции и т.д.

Чтобы гарантировать полезность предметов, включенных в состав коллекций мини-музея в ДОУ не только для воспитанников, но и педагогов дошкольного образования, на картах следует указать, как использовать тот или иной экспонат при организации образовательной работы. Например, представить перечень тем, при изучении которых может использоваться тот или иной элемент экспозиции, виды деятельности (моделирование, рисование), на что важно обратить внимание группы.

Особыми значками в групповом музее можно выделить предметы особой важности или те, которые созданы воспитанниками самостоятельно, во время групповых занятий, самостоятельно или с родителями.

Темы мини-музеев в ДОУ

Уровень заинтересованности дошкольников групповой экспозицией напрямую зависит от того, насколько удачно была выбрана тема для мини-музея в ДОУ. При выборе круга образовательных вопросов, которые могут быть раскрыты в ходе коллекционирования экспонатов, важно принимать во внимание не только реализуемое программное содержание и возраст детей, но и реальный показатель интеллектуального развития, их творческий потенциал, региональную составляющую. Например, в детском саду № 5 г. Пскова успешно функционирует мини-музей железнодорожного транспорта, выбор тематики которого обусловлен тем фактом, что данное дошкольное учреждение посещают преимущественно дети железнодорожников. Практика показывает, что при умелой интерпретации практически любая сфера деятельности может стать интересной темой для музейной экспозиции.

Представим лишь несколько вариантов тем, которые могут быть взяты за основу при создании мини-музея в ДОУ:

  1. Неживая и живая природа: «Тайны подводного мира», «История планеты Земля», «Мини-музей космоса», «Волшебница — вода», «Солнце — источник жизни», «Братья наши меньшие», «Буренушка», «Курочка Ряба», «Экзотические животные и птицы», «Удивительная жизнь насекомых», «Чудо-дерево», «Такие разные цветы».
  2. Народная культура и промыслы: «Изделия народных мастеров», «Мини-музей ложки», «Разноцветная Россия», «Игрушка-забава», «Горница-узорница».
  3. Историко-патриотические: «История одного предмета» (новогодних игрушек, часов, кукол, хлеба), «По следам военной славы», «Мини-музей воинской доблести», «Наши герои», «Войска России», «Кукла в военной форме».
  4. Литературные: «История появления книг», «Книга — окно в мир знаний», «Наши любимые сказки», «Мини-музей азбуки», «В мире сказочных персонажей».
  5. Искусствоведческие: «Театральное искусство», «Музыкальные инструменты», «Картинная галерея», «Звуки вокруг нас».
  6. Авторские: «Мульти-пульти», «Лаборатория сумасшедших ученых», «Музей волшебных вещей», «Лучший друг», «Мини-музей Чебурашки», «Куда уходит детство…», «Город мастеров» (экспозиция, посвященная вторичной переработке мусора).

Организация мини-музея в ДОУ: где разместить и как оформить?

Большинство воспитателей, взявших на себя ответственность за организацию мини-музея в ДОУ, сталкиваются со сложностями выбора локации. Отсутствие больших площадей, которые можно использовать для размещения созданных музейных экспозиций, является общей проблемой для многих детских садов, но практика показывает, что при желании место для необычного образовательного пространства, изыскать можно. Конечно, у каждой локации есть свои преимущества и недостатки, которые важно учесть еще на этапе планирования работ по формированию групповой музейной коллекции.

Организация мини-музея в ДОУ: варианты локаций
Место размещения Преимущества Недостатки
Групповое помещение
  1. Есть возможность добавлять экспонаты и информационное сопровождение к ним последовательно, по ходу изготовления или получения от родителей.
  2. Воспитатель оставляет за собой право обращаться к материалам группового мини-музея в ДОУ в любое удобное время.
  3. Дошкольники могут свободно взаимодействовать с коллекцией: рассматривать ее элементы, обсуждать их между собой, использовать по разрешению педагога для режиссерских игр.
  4. В группе удобнее всего оборудовать место для осуществления детьми самостоятельной поисковой и экспериментальной деятельности с использованием материалов из мини-музея.
  1. Постоянный доступ к тематическому мини-музею имеют только дети одной группы.
  2. Удаленное расположение музейной коллекции от раздевалки снижает вероятность свободного общения детей с родителями по вопросам музейной экспозиции.
Приемная Аналогично преимуществам, указанным для группового помещения. У дошкольников появляется возможность активно взаимодействовать с родителями по вопросам, затрагивающим организацию мини-музея в ДОУ и его тематику, но это актуально лишь для воспитанников одной группы.
Помещения для дополнительных занятий
  1. В тематических студиях, функционирующих в границах детского сада, достаточно просто найти место для размещения экспозиции.
  2. Мини-музей является доступным для всех воспитанников без исключения, а его материалы могут свободно использоваться педагогами при проведении НОД.
Для помещений, используемых для организации дополнительных занятий, характерна высокая насыщенность различными предметами, что затрудняет возможность выделения музейной экспозиции в единый смысловой блок. Сохраняется высокий риск, что без должного оформления мини-музей «затеряется» на фоне окружающей среды.
Холлы Мини-музей в ДОУ находится в общедоступном месте, где с ним могут взаимодействовать все желающие: воспитанники разных групп, родители, педагоги. 

Бесконтрольный доступ к экспозиции повышает шансы утраты отдельных предметов.

Не представляется возможным разместить в мини-музее по-настоящему ценные и интересные предметы.

Вопрос организации мини-музея в ДОУ будет раскрытым не полностью без обсуждения оформительских решений, во многом определяющий уровень привлекательности экспозиции. Для детей дошкольного возраста характерна низкая устойчивость внимания, что обуславливает необходимость разработки оптимального расположения экспонатов. Оценивание музейных экспозиций в разных детских садах позволяет сделать вывод, что наиболее удачно смотрятся коллекции, представленные на разных уровнях, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Если выставить разные предметы на столике (за исключением экспонатов одного наименования, например, камней, ракушек, сухоцветов), в область активного восприятия не попадет большая их часть, что сводить эффективность деятельности по созданию мини-музея на нет. Гораздо эффективнее использовать столы разной величины, подставки, стенды, ширмы, тумбы, настенные полочки, движущиеся мобили, натяжные веревки, чтобы обеспечить раскрытие темы, которой посвящен мини-музей в ДОУ, с разных сторон. При отсутствии возможности создания специального оборудования достойной альтернативой могут стать крупный строительный материал детского конструктора — кубики, цилиндры.

Основой музейного инвентаря стоит сделать стенд — мобильную стойку, изготовление которой не требует специальных умений. В пределах группового пространства стенд можно создать, используя картон из больших упаковочных коробок, однотонную ткань или мешковину, клей ПВА. Из инструментов потребуется макетный нож для вырезания картонной заготовки — размер и форма последней определяется с учетом габаритов экспонатов. Преимуществом такого организационного решения является возможность создания основы стенда любой формы, в том числе неправильной: например, повторяющей контуры облака или дерева. Внешнюю часть заготовки для придания ей эстетичного вида рекомендуется подклеить мешковиной, однотонной ситцевой или атласной тканью, края которой выводятся за пределы видимости. Край стенда можно оформить лентой, декоративной тесьмой или шнуром.

При организации мини-музея в ДОУ на картонный стенд, подклеенный тканью, удобно крепить иллюстрации или экспонаты посредством кнопок, клеевого пистолета. Если от края до края по горизонтали натянуть тонкие ленты, на них с помощью скрепок или прищепок можно вешать детские работы и рисунки. Что касается вариантов размещения и проверенных оформительских решений, то хочется отметить следующие особенности:

  1. На стойках удобно размещать иллюстративный материал, фотографии, схемы, а также легкие и объемные экспонаты.
  2. Стенды можно установить на опорах или подвесить на нужной высоте к потолку, реализуя вертикальный вариант оформления.
  3. Благодаря малому весу оборудование такого типа можно использовать для быстрого переноса или перестроения имеющейся композиции.
  4. При необходимости стенд легко перекрасить или декорировать дополнительными элементами.

Презентация на тему «Мини-музей в ДОУ»

Окончание работ по обустройству музейной экспозиции в стенах детского сада не должно остаться незамеченным. Чтобы еще раз привлечь внимание детского коллектива и родительской общественности к тематике проекта, рекомендуется провести презентацию мини-музея в ДОУ. Для наглядности можно создать несколько слайдов и использовать проектор, либо подготовить небольшой сценический рассказ.

В рамках презентации музея следует представить такие блоки информации:

  1. История создания экспозиции. Малышам будет приятно узнать, что именно их увлечение вопросами природоведения или повышенный интерес к отдельной категории игрушек послужило идеей для создания уникального проекта, который удалось визуализировать.
  2. Цели и задачи музейной педагогики, озвучивание которых позволяет взрослым осознать важность опыта создания экспозиции в контексте воспитательного процесса.
  3. Краткое представление разных коллекций выставки. Практика показывает, что в ходе подготовительных работ дети успевают познакомиться только с теми экспонатами, которые были принесены или созданы членами их семей. Первая торжественная экскурсия по мини-музею помогает привлечь внимание воспитанников к отдельным предметам, которые впоследствии будут изучены более подробно.

Детям и взрослым будет интересно узнать, что можно делать в мини-музее, какие экскурсии и виды активности будут проводиться на базе группового выставочного комплекса. Во время информирования детско-родительской общественности, в ходе презентации мини-музея в ДОУ обязательно следует представить свод правил, актуальных для данного образовательного пространства. Например, озвучить, что составляющие музейной коллекции можно трогать руками, но их нельзя разбрасывать, ломать, забирать домой без согласования с воспитателем. Не лишним будет еще раз уточнить, что педагоги с радостью ответят на вопросы, касающиеся темы мини-музея, и будут рады пополнить экспозицию новыми предметами, любезно предоставленными малышами и их родителями. 

Презентацию, посвященную музейной педагогике в детском саду, следует проводить в увлекательной интегративной форме, привлекая к участию малышей и представителей семей. Продолжение совместной работы над проектом помогает воспитанникам почувствовать себя причастными к процессу музейного коллекционирования, создает прекрасные предпосылки для последующего легкого усвоения материала.

Паспорт мини-музея в ДОУ

Обязательным элементом музейной инфраструктуры, способствующим передаче опыта реализации проектов по музейно педагогике, является паспорт тематического мини-музея в ДОУ. Этот отчетный документ может быть оформлен в текстовом виде с включением блоков-схем, иллюстраций, или в форме красочной презентации.

Структура паспорта мини-музея
Раздел Содержание
Титульная страница Указывается название музейной экспозиции, приводятся данные об авторском коллективе: фамилии и имена ответственных воспитателей, информация об их образовании, должностях, стаже ведения педагогической практики.
Расположение Указать постоянную локацию музея, данные о конфигурации (наличие полок, сборных конструкций).
Цель и задачи экспозиции Цели:
  • совершенствование условий ведения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение предметной среды в группах;
  • реализация комплексного подхода к воспитанию дошкольников.
Задачи:
  • формирование интереса к коллекционированию, поиску исторической истины;
  • организация условий для совместной деятельности воспитанников и членов их семей;
  • ведение культурно-просветительской работы.
Содержание и формы работы Это может быть деятельность по изучению литературных источников, поисковая работа, проводимая с целью пополнения экспозиции, экскурсионно-лекторская работа.
Руководство работой музея Чаще всего функционирование музейного мини-комплекса осуществляется по принципам самоуправления.
Сохранность музейного фонда Представить перечень мер, направленных на обеспечение сохранности выставки.
К данному пункту следует сделать приложение — перечень всех экспонатов, который необходимо систематически обновлять.

Рекомендации по организации педагогической работы с детьми и родителями на базе мини-музея в ДОУ

Музейная экспозиция, созданная в групповом или другом пространстве детского сада, не всегда располагает к проведению полноценных образовательных практик, даже если их реализация рассматривалась на этапе разработки проекта мини-музея в ДОУ. В большинстве случаев рядом со стендами не представляется возможным поставить стулья, а стояние на ногах быстро утомляет детей и провоцирует утрату концентрации внимания. Именно поэтому при использовании материалов музейной коллекции приходится организовать педагогическую работу особым образом, а именно:

  1. Разбивать информацию, которую хочется донести в рамках одного образовательного блока, на несколько подтем, и проводить беседы-пятиминутки. Если по завершению изложения одного информационного блока внимание воспитанников сохраняется на должном уровне, можно продолжить общение, если дети проявляют нетерпеливость — лучше сменить вид деятельности.
  2. Если в

www.resobr.ru

Что такое мини-музей в ДОУ?

Что означает слово «музей»?

Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Нам не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих ДОУ.

Но что такое мини-музей?

  • Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям;

  • «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора;

  • он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;

  • мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям;

  • мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, как зачином проекта, так и самостоятельным проектом.

Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

 Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ

МИНИ-МУЗЕЙ В ДОУ

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный этап.

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, цели задачи музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

Тематика мини-музеев может быть различной. В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики.

Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.

Возраст детей. 

Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Так, например музей «книги» может появится в старшей/подготовительной группе, а для малышей создать мини-музей «игрушек – забав», в спортзале -  музей «мяча», а в кабинете заведующей мини – музей «кукол» и т.д.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать: различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу, холлы д/с и даже прогулочные участки, музыкальные залы, педкабинеты, и т.д.

Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

!МНОГО МУЗЕЕВ НЕ БЫВАЕТ. Каждый педагог, работающий в детском саду может создать свой мини-музей, привлекая детей и родителей. Но и здесь работает другое правило:

Главное не количество и качество!

2. Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.

Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить.

! Коллекция экспонатов – это только часть мини-музея. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы и т.д – все что связано с темой музея.

Возле конкретных экспонатов могут быть знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.

На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для ТВ, для администрации ДОУ, для гостей и родителей.

3. Подведение итогов.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

• выявление творческих способностей детей;

• расширение представлений о содержании музейной культуры;

• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

• создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:

• проведение обзорных и тематических экскурсий,

• проведение познавательных бесед и мероприятий,

• организация выставок.

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один поход можно рассмотреть сразу несколько тем.

2. Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.

3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывать воспитатели.

Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.

Главное, Мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.

Примерные критерии оценки 

мини-музея в ДОУ:

Требования к оформлению:

  • Место расположения;

  • Эстетичность;

  • Креативность;

Тематика мини-музея:

Оценка экспонатов:

- качество,

- разнообразие,

- история экспонатов: как появился предмет;  может быть некоторый рассказ, содержащий интересные факты данного предмета,

- соответствие возрасту

Наличие документации:

  • Наличие паспорта мини-музея или проекта.

  • Содержание работы с детьми и родителями по данному мини-музею.

Умение педагога провести экскурсию по своему музею.

infourok.ru

Презентация к занятию (подготовительная группа) по теме: Мини-музей в ДОУ

 Организация мини-музея в детском саду

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Для достижения данной цели нам необходимо решить задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музея.

Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:

1.                      Подготовительный этап

2.                      Этап реализации проекта

3.                      Обобщающий этап

Рассмотрим поподробнее каждый этап создания мини-музея.

Подготовительный этап предполагает определенную схему построения проекта.

1.      В начале работы необходимо  определить тему мини-музея, например, «Музей опавших листьев», «Музей воды», «Музей воздуха».

2.      Разработать модель или схему будущего музея. Это не значит, что нужно привлекать профессиональных архитекторов или художников, это значит, что педагогам надо включить свою фантазию и, конечно, необходимо привлечь родителей и детей.

3.      Выбрать место, в котором он будет находиться (групповое помещение, раздевалка, холлы, помещения для дополнительных занятий)

4.      Определить содержание экспозиции: надо продумать, какое оборудование вы будете использовать при создании мини-музея, какие материалы вам пригодятся, какие экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание и т.д.

5.      Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов, организуют экскурсии вместе с педагогом, проводят беседы с детьми и т.д.

6.      Определить перспективы развития. Например, в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения, которые помогли бы наиболее полно раскрыть тему и способствовали реализации поставленной цели. Во вторую неделю вы предполагаете рассмотреть вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходимо и изменение содержания экспозиции.

Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут быть

·        Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.

·        Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.

·        Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.

Следующий этап - этап реализации проекта.

При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.

Например, мы хотим создать мини-музей. Во-первых, мы определяем тему. Пусть будет мини-музей «Моя любимая книжка». Далее определяем цель создания мини-музея: это знакомство дошкольников с различными книгами, историей их создания, значением в жизни человека, воспитание интереса к чтению.

Что мы можем сделать на первом этапе? Можем ли мы быстро организовать музей? Конечно, можем. Надо предложить детям принести свои любимые книги, обратиться за помощью к родителям.

Следующим нашим шагом будет создание экспозиции. Центром экспозиции может стать изображение книги и особым образом оформленная надпись с его названием. Вокруг композиционного центра на подставках и полочках можно расставить  разнообразные виды книг и другие экспонаты. По ходу работы мини-музея экспозиция будет пополняться и расширяться. Это дает нам возможность познакомить детей с историей возникновения не только книги, но и самой письменности, узнать, на чем писали в древности, чем писали, как создавались первые книги, как делают книги сегодня.

А также в музее можно организовать «Библиотеку», «Книжкину больницу» и уголок самостоятельной деятельности «Сделай сам».

Итак, музей мы создали, теперь необходимо подвести итоги:

·                        Что было сделано?

·                        Что понравилось больше всего? (субъективный выбор ребенка)

·                        Что нового узнали?

·                        Что хотели бы еще узнать?

·                        С кем можем поделиться полученными знаниями?

При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы:

·        Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.

·        Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.

·        Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.

·        Принцип концентричности: только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т.е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.

Для того чтобы создать мини-музей нам необходимо определиться с местом его расположения. Хорошо, что в нашем детском саду имеются свободные помещения для организации мини-музеев. Тем не менее, и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея.  Рассмотрим несколько вариантов расположения музеев.

Во-первых, это групповые помещения. Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы: постоянный доступ к музею получают  дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Кроме того, родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского сада.

Во-вторых, мини-музей можно организовать в раздевалке. Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки — те же.

В-третьих, это могут быть помещения для дополнительных занятий. С одной стороны, помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии, на первый взгляд, вполне уместен мини-музей. Но любая изостудия и так насыщена предметами такого рода. И для того, чтоб музей не сливался с общим фоном, выделялся и привлекал внимание детей, педагогу необходимо проявить большие дизайнерские способности.

В-четвертых, это холлы. В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).

Мини-музеи в детском саду позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.

Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).

И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.

И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины» 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *