Мир чарующих звуков 6 класс конспект урока – План-конспект урока по музыке (6 класс) по теме: открытый урок “Романса трепетные звуки”

План-конспект урока по музыке (6 класс) по теме: открытый урок "Романса трепетные звуки"

ТЕМА:  «Романса трепетные звуки…»

ЦЕЛЬ:   знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.  

ЗАДАЧИ:

  • познакомить учащихся  с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;
  • совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
  • проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;
  • развивать творческое мышление и певческие навыки;
  • обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.  

ТИП УРОКА: интегрированный.

ФОРМА УРОКА: музыкально – поэтическая гостиная.

                             

Содержание урока

  1. Организационный момент
  2. Активация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.
  3. Ознакомление с новой темой.
  4. Знакомство с русскими романсами.
  5. Вокально-хоровая работа
  6. Жанровые особенности романса.
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Приветствие.  Проверка готовности класса к уроку.

  1. Активизация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.

Учитель.   Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов

искусств: Музыки и Литературы.  Нашим гостем на уроке будет ещё  

один песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.

-  Но сначала... Что такое песня? Из чего она сложена?  (из музыки и стихов).

-  Кто ее исполняет? (певцы голосом  и музыканты на инструментах).

- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим, разгадав наш кроссворд  ( на примере загадок, учащиеся отгадывают кроссворд)

КРОССВОРД  

Загадки:

1.Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый  оркестр он  заменит один.
Как называется тот господин? (Орган)  

2.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?..   (рояль)    

3.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)  

 4. А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит,

Всех и на танец пригласит.  
Кто такая?  Отгадай – ка…  
Это наша… (Балалайка)

5.Сам пустой, голос густой, 
Дробь отбивает, шагать помогает.  (барабан)

6.Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье... (скрипка).

Учитель:  Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде?   РОМАНС

-А теперь выберите тему нашего урока,  чтобы  использовалось  слово романс:

1.«Музыка вокруг нас»

2.«Романса трепетные звуки…»

3.«Нам песня строить и жить помогает» (слайд)

(После того, как ребята выберут тему урока, появляется слайд с темой: «Романса трепетные звуки»).

3. Ознакомление с новой темой.

Учитель:   Итак, тема нашего урока «Романса трепетные звуки».  И   сегодня я приглашаю  Вас в музыкально - поэтическую  гостиную, т.к. романс – это жанр камерной музыки, а камерная, значит, предназначенная для небольших (камерных) помещений и для небольшого количества слушателей.  Думаю, это будет интересно и  Вам  и нашим гостям, которые пришли послушать вместе с нами прекрасную музыку. А заодно выясним, что главное в романсе музыка или текст? Что станет с романсом, если исчезнет литература?

-  Кто из вас слышал  что-нибудь о романсе?  Что это за музыкальный жанр?          

                                                 (Ответы учащихся).

 - Раз вы затрудняетесь,  значит, нам предстоит это выяснить.

                       (Звучит «Романс» Свиридова, учитель на фоне музыки)

Учитель:  (Слайд)  если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так  как  хорошие  стихи  доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.

                              Сегодня я нисколько не боюсь

                              С двадцать первым веком временно расстаться,

                              Позвольте, я в любви  вам объяснюсь

                              Высоким слогом русского романса.

Легенда о романсе:

Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив  и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс. (Слайд)

Учитель: Мы в вами услышали инструментальный «Романс» выдающегося композитора  прошлого века Георгия Свиридова, который был написан к повести А.С.Пушкина «Метель». Стихов в романсе мы не услышали, но музыка написана к литературному произведению – повести  и наполнена образами, чувствами, настроением.

- Скажите, какое настроение  в этом романсе, какие чувства передает нам композитор Свиридов?  (таблица  настроений).

                                          (Ответы детей)

Учитель:  (Слайд) На самом деле «романс» возник в Испании в Средневековье в 15 веке.  

(слайд)   В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на  французском языке в аристократических кругах русского общества.

(Слайд)  Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания,  на тему любви к природе, человеку, на тему воспоминаний об ушедшем.  Исполняется одним солистом с

инструментальным сопровождением чаще всего гитары.

4.Знакомство с русскими романсами.

Учитель: (Слайд)  В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, (Слайд)  и многие другие,  очень полюбили этот жанр лирической песни. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни.

- Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки, и постараемся услышать о чем в нем рассказывается. (Слайд)

(Звучит романс «Жаворонок» М.Глинки)

Учитель:

- О чем же рассказал нам романс?

- Какие чувства заключены в музыке? Кто исполнял этот романс?

- Как вы думаете, если мы уберем слова, что останется?

(Ответы детей).

5. Вокально-хоровая работа.

- Давайте мы с вами сейчас попробуем сами исполнить мелодию этого романса без слов и со словами. А потом решим, что важнее слова или музыка.

          (Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов,        

               динамические  оттенки. Вокально-певческая работа над произведением.)

6. Жанровые признаки романса.

Учитель:

- Романс  очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров.  (Слайд)

   Жанровые признаки романса:

- содержание романса  всегда лирично;

- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;

- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.

- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.

(Слайд)

Разнообразие романсов по поэтическому содержанию.

  1. Философское раздумье, размышление.
  1. Драматическое скорбное переживание.
  1. Любование природой.
  1. Сказочное повествование.
  1. Шуточный романс.
  1. Лирический романс – любовный.

Учитель: Скажите, а каким по поэтическому содержанию был романс Глинки «Жаворонок»?

Учитель: Совершенно верно. Но вернемся  в  музыкальную  гостиную. В 19 веке в поэтических салонах  не только пели и слушали красивую музыку, но еще и танцевали.  Дамы и кавалеры в танце знакомились, влюблялись, назначали свидания, выражали свои чувства. Я тоже приглашаю вас окунуться  в  атмосферу того времени вместе с романсом «Я помню вальса звук прелестный».  

(Слайд)

(Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный» Н.Листов).

Учитель:   скажите, какое настроение было у этого романса?   (Ответы детей).

- О чем рассказала нам эта музыка? (О светлом воспоминании, об ушедшем времени).

- А что передает смысл этого романса слова или музыка?

- Какую роль играют слова в романсе? (Главную.  В  них заключен смысл и душевные переживания).

(слайд)

Ах, романс, наш старинный романс -

Недосказанность главных событий,

В те века тебе слава пришлась,

А теперь ты почти позабытый…

Ах, романс, наш душевный романс -

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души полилась,

Унося повседневные грусти.

  Ах, романс, наш любовный романс -

Растревожил до трепета душу,

Даже муза тобой восторглась,

Рвётся истинно сердце наружу.

  Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

В этом мире всё так преходяще,

Оставайся навечно для нас

Воплощением чувств настоящих.

7.Подведение итога урока. Рефлексия.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам взять краски и бумагу, подумайте, какого цвета бывает музыка романсов?  Нарисуйте ее.

(слайд) 

(Под музыку романса «Гори, гори, моя звезда» дети рисуют и крепят свои рисунки на доску.)

  Учитель: Романс, который сейчас прозвучал написан Петром Булаховым и Василием Чуевским, а исполнила его великая польская певица  Анна Герман.

- Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс?

- А почему, как вы думаете?  (у романса разный характер).

Учитель:  и так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней  встречи в музыкально – поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.

Вопросы для закрепления:

- Что такое романс и где он зародился? (песня о любви, в Испании).

- О чем поется в романсе? (чувствах любви ).

Учитель: так в чем же особенность  русского романса? ( Особенность  русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота).

(Слайд)

Учитель: Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады такие как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью.

Не забывайте песен старых,

Они о многом расскажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы,  в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

 

 Учитель: Наша встреча в музыкальной гостиной заканчивается и на последок я хочу подарить вам старинный романс, но в современном звучании. Итак,  Витас  «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

        (Слайд)     (Клип  «Отцвели уж давно хризантемы в саду»)

- До новых встреч!

                         

 

 

nsportal.ru

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Песня- романс. Мир чарующих звуков

3

Основной этап

Открытие новых знаний и музыкальн ых впечатлен ий

Познакомить учащихся с романсом А.Варламова

«Красный сарафан». Сделать музыкальный анализ произведения.

Слушают и размышляют над содержанием музыкального произведения.

Определяют средства музыкальной выразительности.

Высказывают суждения о музыке. Зачитываю строки из жизни – биографии композитора А. Варламова.

Демократическая беседа.

О чем этот романс? Какая мелодия у романса? На сколько частей можно разделить музыку? Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении?

Давайте познакомимся с творчеством композитра А. Варламова.

ЭОР №2

Прослушивание музыкального произведения

ЭОР №3

Иллюстрация с текстовым сопровождением

13

4

Первично е закреплен ие

Вокально – хоровая работа

Разучить романс М.Глинки

«Жаворонок».

Коллективно – исполнительская деятельность учащихся.

Предлагает учащимся настроить их голоса в созвучии с уроком. Разучивает с детьми романс

«Жаворонок». Работает над чистотой интонации и характером исполнения произведения.

Организует работу с применением ЭОР.

ЭОР №4

Иллюстрация с нотным сопровождением

ЭОР №5

Интерактивное задание

8

5

Этап информац ии о домашнем задании

Записывают домашнее задание. Сочинение: «Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в твоем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? (на примере романса М.Глинки

«Жаворонок»).

Учитель задаёт домашнее задание,

даёт рекомендации.

2

multiurok.ru

План-конспект урока по музыке (6 класс) на тему: Конспект урока музыки в 6 классе на тему "Старинный русский романс"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Мушковичская основная общеобразовательная школа

Ярцевского района Смоленской области

Конспект урока по музыке
в 6 классе

«Старинный русский романс»

подготовила

учитель музыки

Овчарова Нина Петровна

д. Мушковичи

 2013

Цели урока: 1.Показать возможность возрождения песни в новом жанре «романс»;

                2.Сформировать понимание специфики жанра романса.

                3.Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:  1.познакомить учащихся с жанром романса;

               2.показать единство поэтического текста  и музыки в романсе;

               3. возбудить интерес к жанру романса;

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
  2. Подготовка к изучению нового материала, через повторение ранее пройденного.
  3. Ознакомление с новым материалом. Слушание музыки и анализ прослушанных произведений.
  4. Разучивание и исполнение песни.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Музыкальный материал:

«Красный сарафан» - А.Варламов, слова Н.Цыганова

«Гори, гори, моя звезда» - П.Булахов, слова В.Чуевского.

« Жаворонок» - М.Глинка, слова Н.Кукольника — разучивание

Оборудование: магнитофон, кассеты, СD — записи, портреты А.Е.Варламова и М.Глинки, картинка девушки в красном сарафане.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

 Со звонком дети входят в класс под музыку. Учитель сообщает тему урока, цели урока и план работы на уроке.

2. Подготовка к изучению нового материала, через повторение ранее пройденного.

Учитель:   Ребята, сегодня мы опять вернемся к жанру  вокальной музыки — романсу, но прежде чем начать, давайте вспомним, какие жанры вокальной музыки вы знаете?

Дети: Вокализ, песня, романс, серенада.

Учитель: Правильно, а давайте попробуем вспомнить, что такое вокализ и чем он отличается от песни, что такое серенада и романс?

Дети: Вокализ исполняется голосом без слов, а песня — это стихи  и музыка.

Серенада это песня о любви к девушке, она исполняется под окном возлюбленной, а романс  это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает  чувства человека к природе, любви.

Учитель:  Да, песни бывают одноголосные, хоровые, с сопровождением или без него. Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента- музыка и слово, но в каждом по-своему. В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе  раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности. Давайте вспомним , что такое интонация?

Дети: Интонация это то, как мы говорим — тихо или громко, грубо или ласково

Учитель: А в музыке, что такое интонация?

Дети: В музыке это аккомпанемент, мажор или минор, громкость звука, темп, ритм, мелодия.

3. Ознакомление с новым материалом. Слушание музыки и анализ прослушанных произведений.

Учитель: Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить и любовь, и гнев, и печаль. Из устного общения людей выросло музыкальное искусство — музыкальная речь. Можно не понимать другого языка, но по интонации мы можем понять смысл сказанного. Вслушиваясь в музыкальную интонацию мы тоже можем почувствовать ее выразительность.

Слушание романса «Гори, гори, моя звезда», (фрагмент)

Учитель: мы с вами прослушали романс.  О каких чувствах рассказал нам этот романс?

Дети: Этот романс задушевный, грустный, печальный. Он вызвал чувство переживания, тоски.

Учитель: Давайте вспомним, что слово «романс» - испанского происхождения. Так называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента — гитары, фортепиано и других инструментов.

 Старинные русские романсы  воспевают любовь, волнение, восторг, горечь разлуки и надежду на счастье.                                      

Портрет композитора Александра Егоровича Варламова.

Учитель: Ребята, сейчас вы видите портрет одного из известных композиторов 19 века Александра Егоровича Варламова. Он написал много прекрасных произведений и среди самых популярных можно назвать песню-романс «Красный сарафан» на стихи Цыганова.

Картинка девушки в красном сарафане

Слушание романса «Красный сарафан»

Учитель:Ну вот, ребята, мы прослушали с вами романс.

О чем этот романс?

Дети: В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости.

 Учитель: Какая мелодия у романса?

Дети: В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная.

Учитель: Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр?

Дети: Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога.

Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах  « и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале.

Учитель: Да, тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое развертывание — все это близко народной бытовой манере.

 Тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое плавное развертывание- все это близко народной бытовой манере.

Портрет М.И.Глинки

4. Разучивание и исполнение песни.

Разучивание и исполнение романса М.И.Глинки, сл. Н. Кукольника  -  «Жаворонок»

Прослушивание записи романса М.И.Глинки, сл. Н.Кукольника - «Жаворонок»

Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки.

Вокально-певческая работа над произведением.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.

Романса голос узнаю

На самом дальнем расстоянье:

Стою и мысленно пою,

И мне приятно с ним слиянье.

И всех я вспоминаю вас,

Друзей и родственников дальних,

Уже ушедших и печальных:

Напомнил мне о вас — романс

К глазам я подношу платок,

Который мне не помогает,

И только воздуха глоток

Мне умереть не позволяет.

О том, что я отстал от вас

И в этой жизни затерялся,-

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался...

                            В.Семернин

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему «Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в твоем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? (на примере романса М.Глинки «Жаворонок»).

Дети выходят под музыку с урока.

Список использованной литературы:

Сергеева Г.П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2010.

nsportal.ru

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Песня- романс. Мир чарующих звуков

3

Основной этап

Открытие новых знаний и музыкальн ых впечатлен ий

Познакомить учащихся с романсом А.Варламова

«Красный сарафан». Сделать музыкальный анализ произведения.

Слушают и размышляют над содержанием музыкального произведения.

Определяют средства музыкальной выразительности.

Высказывают суждения о музыке. Зачитываю строки из жизни – биографии композитора А. Варламова.

Демократическая беседа.

О чем этот романс? Какая мелодия у романса? На сколько частей можно разделить музыку? Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении?

Давайте познакомимся с творчеством композитра А. Варламова.

ЭОР №2

Прослушивание музыкального произведения

ЭОР №3

Иллюстрация с текстовым сопровождением

13

4

Первично е закреплен ие

Вокально – хоровая работа

Разучить романс М.Глинки

«Жаворонок».

Коллективно – исполнительская деятельность учащихся.

Предлагает учащимся настроить их голоса в созвучии с уроком. Разучивает с детьми романс

«Жаворонок». Работает над чистотой интонации и характером исполнения произведения.

Организует работу с применением ЭОР.

ЭОР №4

Иллюстрация с нотным сопровождением

ЭОР №5

Интерактивное задание

8

5

Этап информац ии о домашнем задании

Записывают домашнее задание. Сочинение: «Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в твоем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? (на примере романса М.Глинки

«Жаворонок»).

Учитель задаёт домашнее задание,

даёт рекомендации.

2

multiurok.ru

План-конспект урока по музыке (6 класс) на тему: Конспект "Два музыкальных посвящения"

1

 Организационный момент.Повторение.
Изучение нового материала

     

Здравствуйте , меня зовут Надежда Сергеевна

На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой темой урока , кто мне её напомнит?
Правильно. А кто мне напомнит что же такое романс?
Молодцы. А сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения. Послушайте его.
«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.»
- Кто знает чей отрывок из стихотворения я прочла?
-Правильно. Александра Сергеевича Пушкина.
Как вы думаете о чём это стихотворение ? И кому оно посвящено?( Это стихотворение о любви ,  считается что это произведение посвящено А.Н Керн.
В 1819 году А.Н Керн и А.С Пушкин впервые встретились . Уже тогда поэт был очарован её красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет ,и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года. Он тогда ощутил полноту жизни , радость творческого вдохновения , упоение и волнение страсти , любви.
Откройте учебник на стр 14 и вы видите этот стих полностью  Давайте мы его сейчас с вами прочитаем.
-На странице 15 вы видите слова , наша задача будет присвоить к каждому четверостишию свое слово.
Как вы думаете на сколько смысловых частей можно разделить это стихотворение? (На три части)
Правильно , в них отраженны три важных момента душевной жизни героя.
- Как вы думаете 1 часть к какому событию посвящена?( Первой встрече)
-А как поэт называет эту встречу?( чудное мгновенье)
-Что запомнилось поэту на этой встрече?(голос нежный , милые черты)
-А когда поэт представлял милые черты?(в томленьях шумной суеты)
-В трудные минуты жизни воспоминания о милом облике помогало их пережить и согревало душу поэта.
Вторая часть о годах лишения  жизни поэта. В романсе мы с вами услышим замедленный темп.
-Как прошли годы жизни без любимой ?(Бурь порыв мятежный)
-А как вы думаете какой смысл этих строк?( трудные годы ,испытания)
- А с чем же связанно духовное возрождение героя в 3 части? ( со встречей со своей любимой)
-Почему в душе настало пробужденье?(Опять явилась ты)
-Как вы думаете изменилась ли жизнь героя?

Дети приветствуют.

Р: Организовать свое рабочее место под руководителя учителя.

2

Слушание

Слушание

Пение

     

А сейчас мы с вами послушаем романс « Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича Глинки . ( 1804-1857) на стихи Пушкина он считается шедевром романсной лирики , одним из лучших произведений 19 века. Послушайте внимательно. Я буду задавать впоросы. Сразу вопрос!
- Удалось ли композитору передать ту же силу вдохновения ту же любовь и восторг ? (да)
-С помощью каких музыкальных средств?( темп , запоминающейся мелодия , разный лад)
Композитор создает образ мимолётного видения:повествовательная , плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом , когда ударение сильной доли такта переносится на слабую.
-А как вы думаете композитор украсил все таки это стихотворение музыкой или она здесь всё таки лишняя? (Музыка дополняет содержание романса )
- А у вас не возникла мысль при прослушивании что такую музыку к Пушкинским стихам мог написать влюблённый человек ? (да)

А кому посветил это романс Глинка , найдите в учебнике на стр 16.
-А ведь так оно и было. Глинка сочинил этот романс через несколько лет после трагической смерти Пушкина. Стихотворение поэт посвятил Анне Петровне Керн , а Глинка сочинил романс её дочери Екатерине Керн в которую он был влюблён. Второе слушание романса необходимо, какую роль в романсе играет вступление и окончание?
-Под влиянием любви , композитор создал ещё одно произведение для фортепиано под названием «Вальс — фантазия»
-А кто знает чем отличается вальс от романса ? ( Вальс -это музыка для танца)
Композитор написал этот вальс для ф-но но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения.

И сейчас мы с вами послушаем «Вальс-фантазия» Глинки.  И скажите какое впечатление произвела на вас музыка? Какие чувства и мысли вызвала? (ответы)
-Как вы думаете почему Глинка дал своему произведению такое название-»Вальс — фантазия»?
Вальс-потому что в ритме вальса....
-Это просто вальс или в музыке слышится нечто большее?
Вальс-фантазия, это больше чем вальс и больше чем танец. Это фантазия о любви, лирическая поэма. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах.

Вальс - считался самым романтическим танцем в 19 веке.

В каких жанрах мы узнали о романтических отношениях Глинки и Керн?

 В вокальном жанре – романс, и инструментальном жанре – вальс. Здесь необходимо сделать небольшой вывод о прослушанных произведениях… а потом уже песня

А теперь у меня есть к вам вопрос : Кто нибудь знает какие нибудь песни про учителей?
(дети называют)
И сегодня мы с вами продолжим изучать песню , какую?Кто помнит название?

ВХР

Методы и приемы

Скачки вверх на м7

Собственный показ
Звуковой показ

Замыкание в конце слова «м»

Собственный показ
Снятие дирижёрским жестом
Обьяснение

.Дети слушают, отвечают.

Дети слушают. Дети поют

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

Итог урока

   

Сегодня мы познакомились с удивительными по красоте произведениями, на написание которых поэта и композитора вдохновили прекрасные женщины – мать и дочь. Я надеюсь, в жизни вы неоднократно встретитесь с этой прекрасной музыкой, и всякий раз при встрече будете вспоминать историю ее создания, услышанную на этом уроке.
Какой романс мы сегодня с вами послушали ?
Кто автор этих стихов ?
Для кого он посвятил его?
Кто композитор?
Кому посвятил глинка этот романс?
Какое еще произведение Глинка посвятил Екатерине Керн?
Что такое вальс? Чем отличается вальс от романса?

Дети отвечают. Дети прощаются.

nsportal.ru

План-конспект урока по музыке (6 класс) по теме: " Два музыкальных посвящения"

Доброе утро.

«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.»

Чьё стихотворение я прочла?

Д.: Александра Сергеевича Пушкина.

О чём повествуется в стихотворении? Зачем оно написано? Кому посвящено?

Д.: О любви, чтобы сообщить возлюбленной о своих чувствах, посвящается Анне Петровне Керн.

 Какой образ у стихотворения?

Д.: Высказывают различные варианты.

Я слышу от вас ответы противоположные друг другу.

Откройте страницы 14-15 учебника, на которых даны 6 слов, наша задача, присвоить слово к четверостишию. Первая прочтёт Катя и даст название четверостишию (и так далее, до конца стихотворения)

Озаглавив 6 четверостиший, мы видим, что периодов в произведении несколько. Но в каждом ли четверостишие сменяется образ?  Сколько смен образа ты видишь?

Д.: Нет, смены образа 3.

Какие образы у стихотворения? Почему ты так считаешь?

Д.: Лирико-романтический, лирико-драмматический и т.д.

Как вы считаете, при смене образа стихотворения, положенного на музыку, что-то меняется в мелодии, в аккомпанементе?

Д.: Да, в зависимости от содержания пишется мелодия в другом характере.

На строки стихотворения А.С. Пушкина,  М. И. Глинка (портрет которого есть на доске и в учебнике на странице 14 и 18) написал произведение  жанр которого – романс. Слушая романс под названием «Я помню чудное мгновенье», следите за нотной записью на странице 16.

(Слушание романса М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»)

Послушайте задание:

Исполните с разной интонацией.

(Пение первой части романса М.И.Глинки  «Я помню чудное мгновенье»)

План работы:

Приём

Метод

1.«Эхо».

Руководитель произносит первую строчку, дети повторяют и т.д.

2. Показ звуковысотности.

Руководитель с помощью руки показывает детям движение мелодии.

3. Работа над «скачками».

Руководитель, при показе рукой, говорит, как нужно петь, если высоко, то тянемся к солнышку, если вниз, то наклоняемся. И то, и другое перешагиваем через препятствие.

4.Работа над характером пения.

Спросить о чём произведение, как нужно петь и почему так нужно петь.

Мы спели 3 части произведения (нарисовать на доске два круга с расстоянием, в котором треугольник), что в них особенного?

Д.: Третья часть – повтор первой части, вторая полностью отличается.

Такой повтор называется - реприза. Это раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала, в исходном или изменённом виде. Для чего применяется реприза?

Д.: для утверждения.

Такая структура произведения называется трёхчастная репризная форма.

Помимо 3 форм, есть ещё два немало важных этапа, они есть на странице 16.

Д.: Вступление - с чего начинается и заключение (кода)-завершение.               (Схема)

Удалось Глинке передать музыкой то, что вложил в строки стихотворения Пушкин? Почему?

Д.: Да. Он тоже любил.

Чувства Михаила Ивановича были глубоки к Екатерине Ермолаевне Керн. Под влиянием любви, композитор создал ещё одно произведение  для фортепиано под названием – «Вальс-фантазия». Чем отличается вальс, от романса?

Д.: Вальс – это музыка для танца. Во время слушания обратитесь к портретам женщин на страницах 22-23.

(Слушание произведения по отрывкам М.И Глинки – «Вальс-фантазия»)

Произведение звучало однотонно или многообразно? Почему?

Д.: Многообразно.

Михаил Глинка очень любил Екатерину, но быть с ней он не мог, он был женат,  и она не свободна.

В произведении был повтор одного и того же фрагмента, а остальное разнообразие – это были женщины, которые окружали его, которых он встречал на приёмах и торжествах, исходя из этого менялся регистр, тема, такая смена называется фразировка. Но одна, была неизменна и повторялась не единожды.

Как вы считаете, почему такое название присвоено произведению?

Д.: Вальс – потому что в ритме вальса…

Фантазия, так как все чувства, испытываемые возлюбленными, были глубоки, но они оба были не свободны и очень не решительны, поэтому о практическом воплощении не могло быть и речи.

На каком инструменте исполнялось произведение?

Д.: Оркестром.

Но как я вам сказала, вальс был создан для фортепиано, но из-за его популярности композитору пришлось сделать оркестровку, т.е переложение для оркестра.

Для какой обстановки больше подходит этот вальс?

Д.: затрудняются

В каком ритме написано произведение?

Д.: в быстром.

Под него можно танцевать? Где?

Д.: На балу.

Значит это уже не лирико-бытовой образ, какой же тогда? Почему?

Д.: Лирико-романтический.

Вальс - считался самым романтическим танцем в 19 веке.

В каких жанрах мы узнали о романтических отношениях Глинки и Керн?

Д.: В вокальном жанре  – романс, и инструментальном жанре – вальс.

(Раздать листочки)

Напишите ваше мнение на тему «Что самое главное было на уроке?»

Спасибо за урок, до свидания.

nsportal.ru

Презентация к уроку (музыка, 6 класс) по теме: Образы романсов и песен русских композиторов

Слайд 1

ОБРАЗЫ РОМАНСОВ И ПЕСЕН РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное, далёкое. Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. И.Тургенев

Слайд 2

Романс Слово «романс» испанского происхождения. Так называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента-гитары , фортепиано и др.

Слайд 3

Почему романсы живут в памяти людей Романсы воспевают великое человеческое чувство- любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки ,воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Слайд 4

Песня-романс Знакомые звуки, чудесные звуки! О, сколько вам силы дано! Прошедшее счастье, прошедшие муки, И радость свидания, и слезы разлуки- Вам все воскресить суждено. А.Плещеев

Слайд 5

Создатели романсов Создателями романсов были и выдающиеся композиторы, и певцы-любители, и неизвестные музыканты. Поэтому определить границы этого жанра нелегко. Одно и то же произведение часто называют то романсом. то песней, а иногда и народной песней.

Слайд 6

Создатели романсов Одним из известных русских композиторов, сочинявших романсы был Александр Егорович Варламов. Его романс «Красный сарафан» рассказывает о девичьей доле, привольной жизни в родительском доме.

Слайд 7

Мир чарующих звуков И музыкой нежной, летучей Слова облекаются вдруг..... .

Слайд 8

Образный строй романсов Романс передаёт палитру человеческих чувств и переживаний, раздумья о смысле жизни, прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте, любви.

Слайд 9

Мир чарующих звуков Романса голос узнаю На самом дальнем расстоянье: Стою и мысленно пою, И мне приятно с ним слиянье. И всех я вспоминаю вас, Друзей и родственников дальних, Уже ушедших и печальных: Напомнил мне о вас – романс!

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о