Мир глазами эколога 3 класс – Урок окружающего мира “Мир глазами эколога”. 3-й класс

Урок окружающего мира "Мир глазами эколога". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 3.

Цель: воспитание активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающей среде.

Задачи:

образовательные

  • раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных;
  • формировать правила поведения с этими животными;
  • познакомить учащихся с системой экологических знаний;
  • формирование умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;

развивающие

  • развитие мышления через умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать;
  • развитие речи учащихся средствами художественного слова;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, как одного из компонентов экологической культуры;

воспитательные

  • воспитывать гуманные чувства к окружающей среде;
  • формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающими миром.
  • Создать условия ощущения радости у детей в процессе обучения с помощью выполнения кинезиологических упражнений, эффективных для сохранения и укрепления здоровья.

Оборудование:

для учителя – учебник, Рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя», мультимедийный проектор;

для ученика – учебник, Рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя»

Дидактические материалы к учебному занятию:

  1. А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч.Ч. 1. –М . :Просвещение, 2001.
  2. Т.Ю. Целоусова, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курс «Окружающий мир». 3 класс. – М.: «Вако», 2004.
  3. Л.И. Рудченко. Мир вокруг нас.3 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Презентация «Мир глазами эколога».

Ход урока приведен в Таблице.

19.12.2012

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Мир глазами эколога".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8»

План-конспект урока

окружающего мира

(4 класс)

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Набережных Е. А.

г. Старый Оскол

Тема «Жизнь леса»

Цели: сформировать у обучающихся представления о лесе, как природном сообществе;

познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и

микроорганизмами, ролью грибов;

развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее

полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, работать в группах.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер.

Ход урока

1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока. На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса»

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

- Почему люди называют землю «кормилицей»?

- Расскажите о природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение почв. (Ответы детей и дополнения учителя.)

- Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?

3. Работа по теме урока.

На предыдущих уроках мы изучали природу лесной зоны. - Какие леса вы знаете? (Хвойные, смешанные, широколиственные.)

Лес

Здравствуй, лес,

дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

ночью темной, грозовою,

что нам шепчешь на заре

весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

(С. Погореловский)

- Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу вместе с Солнечным Лучиком. (На доске: лучик)

- Послушайте сказку. Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:

- Ах, какое сегодня чудесное утро! Посмотрел вниз и увидел лес. - А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он и стал гулять по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. В следующее мгновение он очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину, ель, спустился пониже и продолжил путешествие

по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже – это кустарнички черники, брусники, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что есть растения еще меньшего роста – это мхи и лишайники.

- Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням, - подумал Солнечный Лучик.

Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.

- Почему же в лесу есть такие ступени? Лучик размышлял вслух и вдруг из кроны дерева услышал скрипучий голос. Это был старый мудрый Ворон.

- Я отвечу на твой вопрос. В лесу все растения между собой дружат. Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения. Так все растения в лесу образуют

ярусы.

- Растения какого яруса являются светолюбивыми? (4)

- Растения какого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)

Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.

- Помогите Солнечному Лучику познакомиться с животными, населяющими лес.

4. Работа в группах. (Разделить класс на 3 группы)

Пользуясь учебниками, обсудить и составить список животных леса:

  1. Обитающих на деревьях (Белки, птицы, насекомые)

  2. Ведущих наземную жизнь (Заяц, лиса, волк, медведь, лось, лягушка и т.д.)

  3. Обитающих в почве (Кроты, личинки, черви)

Составьте цепи питания.

(После выполнения задания представители от групп докладывают результаты работы).

5. Физкультминутка.

Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.

- Можно ходить по траве.

- Можно ломать деревья.

- Можно отдыхать в лесу.

- Можно жечь костры.

- Можно слушать птиц.

- Можно громко говорить, кричать в лесу.

6. Продолжение изучения новой темы.

Подводя итог этой работы, «населяем» схему ярусов.

Проговариваем названия животных каждого яруса. Размещаем изображения животных в крону деревьев, на поверхности земли, в почву.

Выясняем, как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна их приспособленность к условиям жизни.

- Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет речь.

И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят. (

Грибы.)

- Как вы думаете, лесу нужны грибы? (Ответы детей.)

7. Работа по учебнику.

- Прочитайте текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы:

1) Как грибы связаны с лесными растениями?

2) Как грибы связаны с животными леса?

3) Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

Прочитайте на с. 180 «О лесной подстилке и микробах»

- Из чего образуется лесная подстилка?

- Какая польза от нее для почвы? Для животных?

8. Подведение итогов урока.

- Почему лес называют природным сообществом?

Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

www.metod-kopilka.ru

Мир глазами эколога - Начальные классы

Конспект урока естествознания.

Тема: «Мир глазами эколога».

Цель: Воспитание активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные:

- дать понятие об экологии;

- дать понятие окружающая среда;

- постановка экологической проблемы в современном мире.

Развивающие:

- развитие мышления через умение анализировать, обобщать, доказывать;

- развитие речи учащихся средствами художественного слова;

- развитие эмоционально-чувствительной сферы ребенка, как одного из компонентов экологической культуры.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать гуманные чувства к окружающей среде.

Оборудование:

Учебник естествознания (Плешаков), доска, иллюстрации схем, изображение гербов и флагов, понятие терминов.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка пройденного материала.

  3. Изучение нового материала.

  1. Закрепление изученного.

  2. Итог урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Мария Алексеевна.

  1. Проверка пройденного материала.

- Урок начнем с проверки пройденного материала. Я буду задавать вопросы, а вы должна на них ответить.

- Первый вопрос Кто такой человек? (Человек-это разумное существо)

- Следующий вопрос, Как называлась тема, которую вы изучали на прошлом уроке? (Общество)

- Назовите части общества? (народ, государство, семья)

- Почему семья очень важная часть общества? (Она объединяет самых

близких друг другу людей)

- А кто помнит, сколько народов живет на Земле? (на Земле насчитывают до 5 тысяч различных народов)

- А сколько государств? (всего около 200 государств)

- Перечислите, что имеет каждое государство? (любое гос. имеет территорию, гос. Границы, гос. Столицу, гос. Язык, главу гос., герб, флаг, гимн, народ, эконом., образ., науку, культуру).

- А сейчас обратите внимание на доску.

- Перед вами гербы найдете герб нашей страны?

- А теперь флаг?

- Молодцы.

  1. Изучение нового материала.

- Ребята сегодня мы с вами посмотрим на мир ни как обычные школьники, а как человек профессия, которая на прямую связана с окружающей средой ее защитой.

- Итак, тема нашего урока «Мир глазами эколога»

- Как вы думаете, что такое экология? (это окружающая среда и ее защита)

- А что такое окружающая среда? (все, что окружает живое существо и с чем оно связано)

- Ребята, экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Само слово экология образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом» и «логос»-наука. Поэтому можно сказать, что экология-это наука о доме. Ведь наш дом это не только квартира, в которой мы живем, а это все что нас окружает.

- А как вы думаете, как называется человека, который занимается это наукой? (экология)

- Вот сегодня мы и будем с вами в роли эколога и решим некоторые экологические проблемы. Эколог должен хорошо знать природу, мы знаем? Ответ сигнализируем. (да) животных знаем (+) природу любим (+), а о взаимосвязях происходящие в ней (+), а еще экологи должны знать кто чем питается, знаем(+)

- Хорошо. Тогда я сейчас вам расскажу одну историю, но только вы должны меня внимательно слушать. На одном далеким и ужасно красивом острове произошла вот такая история. Как я уже сказала остров был у этого огромный минус, который мешал жителям этого острова и отпугивал гостей. А минус этим были комары. Поднимите руки те из вас кто любит комаров. Вот видите у нас таких нет и у них не было. Вот и решили они истребить всех комаров ядохимикатами. Истребив всех комаров люди, очень обрадовались, но радости их была не долгой. Так как через некоторое время у них появилась новая проблема, которая была во много раз страшнее и опасней предыдущей- этой проблемой стало большое количество крыс, они нападали на поле и сараи уничтожая весь собранный урожай, а по всему в придачу крысы являются. Разносчиками много численных болезней. Как вы думаете, поему на острове возросло количество крыс? (так как исчезли кошки, которые едят крыс)

- Молодцы, а почему исчезли на открыв учебники на стр.22. начинаем читать со второго образа. Так почему исчезли дикие кошки, которые питались крысами? (Потому что они ели не только крыс, но и отравленных ящериц)

- А почему ящерицы вдруг стали отправленными? (потому что они ели отправленных тараканов)

-А как ящерицы ели тараканов они, что в квартиры забирались? (нет тараканы на том острове жили не только в квартирах, но и на воли)

- А как же тогда они отравились. (они ели траву на которую попали ядохимикаты)

- Хорошо. Я теперь давай те прочтем как же жители этого острова решили эту проблему

- И как же?(завезли большое количество кошек)

- Переверните страницу. Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите? (природу, окружающий мир)

- А похожа ли местность, в которой мы живем на изображенную, на рисунки? (не совсем)

- Да это иллюстрация действительно похожа на нашу местность ведь у нас есть дома, люди, птицы летают животные живут в лесу. Но меня кажется все так есть отличая вспомните окружающую среду в которой живет мы и сравните ее с иллюстрацией в чем разница? (у нас валяется мусор, речка загрязнена)

- Совершенно верно наш дом природа сейчас находится в опасности. И чтобы ее сберечь, каждый должен стать хотя бы немного экологом.

- Как вы думаете что нужно делать что бы сохранить наш дом? (не мусорить)

  1. Закрепления изученного материала.

- А теперь давайте подумаем над одним интересным заданием предложенным в учебнике. Это задание находится на странице 25. Найдите его и прочитайте первое задание, а ты читай вслух.

- Почему стрелки направлены в разные стороны? (они показывают взаимосвязь всех компонентов)

- Приведите примеры взаимосвязи живой и неживой природы. Показывает от чего к чему идет связь. (движения воздуха-ветер- служит средствами распространение плодов и семян целого ряда растений, благодаря растениям в лесу в почве больше влаги).

- Молодцы.

(воздух является необходимым условием для жизни живых организмов. Растения углекислый газ превращается в кислород или воздух.)

(многие полезные ископаемые, такие как торф, каменный уголь, известняк образовались из остатков живых организмов, а многие живые организмы обитают в почве)

- Переходим к следующей схеме. Кто может привести условия?( животные распространяют плоды и семена растений, для чего у них есть спец. Приспособления, способствуя размножению растений. Растения служат пищей животных).

( многие животные питаются растениями. Растения создают в среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнезд птицам)

- И в заключении взаимосвязь человека и природы. (природа играет огромную роль в материальной и духовной жизни человека на природу воздействует и положительно и отрицательно).

- Молодцы, отлично поработали. Читаем второе задание.

- Так что составляет окружающую среду для растений? (почва, воздух, вода, свет, тепло, животные, человек)

- А для животных? (все тоже самое плюс растения)

- А для человека?

- Что такое окружающая среда? (все что окружает живое существо и с чем оно связано)

- Что изучает наука экология? (связь между живыми существами и окружающей их средой)

- Как называют людей занимающихся это наукой? (экологи)

- Какое значение для людей имеет экология?

- А сейчас откройте страницу 26 и прочитайте вывод.

  1. Итог урока.

- Чем сегодня занимались на уроке?

- Что изучали?

Анализ урока естествознания.

Тема: «Мир глазами эколога».

3 класс.

Положительное

Недочеты

Урок начат организованно.

Проверила домашнее задание.

Вводное слово учителя, интересный дополнительный материал.

Вопросы по прочитанному хорошо продуманы.

Провела физминутку.

Следит за дисциплиной.

Продолжила изучение нового материала.

Подвела итог урока.

Оценка:

Учитель: Коломейцева И.В. Методист: Иванова Т.

____________________ __________________

multiurok.ru

Урок окружающего мира 3 класс Тема: Мир глазами эколога

Урок окружающего мира 3 класс

Тема: Мир глазами эколога

Цели: формировать представление о лесе, как о едином экологическом сообществе. Рассмотреть основные экологические правила поведения человека в природе.

Задачи урока:

1.образовательные:

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе,

-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.

2. развивающие:

- содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

3. воспитательные:

- создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

- создавать атмосферу радости от совместного труда.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями и стихами, картины природы, звуки леса.

Личностные УУД:

-Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:

-знать об «экологической катастрофе»,

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительная часть.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес) (Слайд 1)

1.Беседа о лесе

Учитель: О чем эта загадка? ( О лесе)

-Почему говорится о зеленом доме? В какое время года лес таким бывает? (Летом)

-А каким этот дом может быть еще? (Зимой – белым, осенью – разноцветным, весной – прозрачным)

-А когда же лес самый красивый? (В каждом времени года своя красота)

Докажите свое мнение. (Слайд 2-6)

2.Подбор и чтение стихов о лесе.

Учитель: У вас на желтых карточках(№1) стихи о лесе, выберите и прочитайте те стих, которые помогут вам доказать ваше мнение о красоте леса в разное время года. ( Дети подбирают и выразительно читают стихи о лесе).

  1. Рисование леса. (Слайд 7)

  1. Учитель: Мы уже достаточно много сказали красивых слов о лесе, почитали стихи, а теперь попробуем представить свой самый красивый лес и попробуем его нарисовать.

(Дети рисуют лес и выставляют рисунки на выставку)

Учитель: Как вы думаете, получилось ли у вас нарисовать настоящий лес? (Дети высказывают свое мнение)

Физминутка (Слайд 8)

  1. Работа по книге Ю. Дмитриева.

Учитель: Я хочу прочитать вам сказку из книги выдающегося писателя-натуралиста Юрия Дмитриева об одном художнике, который, как и мы, решил нарисовать лес и считал, что это очень просто. (Текст сказки - приложение № 1)

( По мере чтения на доску выставляется схема леса и Слайд 9)

Учитель: Что бы вы еще добавили к нашей схеме? (Почву)

Почему? (Там живут мусорщики, без которых невозможно существование сообщества)

Так что же такое настоящий лес? (Дети: лес – это не только деревья, но и кустарники, кустарнички, травы, цветы, насекомые, птицы, животные и, конечно, грибы, червячки и бактерии).

Учитель: И существуют они все вместе потому, что в чем-то уступают друг другу, в чем-то помогают друг другу и всем хорошо. То есть они существуют в сообществе, можно сказать, что у них дружная семья, в которой все помогают друг другу, но и не могут друг без друга существовать.

  1. Значение леса для человека.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Учитель: Все обитатели леса очень нужны друг другу, для чего нужен лес человеку? Почему человеку нужно дружить с лесом? (Ответы детей).

Давайте обобщим значение леса для человека. Возьмите зеленые карточки(№2) подберите верные высказывания о значении леса для человека и прикрепите на доску.

Учитель: Из всего перечисленного мы можем сделать вывод, что лес играет важнейшую

роль в жизни человека. Даже более того, человек просто не может прожить без леса.

  1. Экологические проблемы леса. (Слайд 10)

Учитель: Ребята, как вы думаете, насколько долго может существовать такая дружная семья, как лес? (Бесконечно).

А может ли что-то или кто-то помешать нашей дружной семье? (Человек).

Как человек может помешать лесу? ( Ответы и предположения детей).

Можем ли мы с вами помочь лесу? ( Соблюдать правила поведения в лесу).

Давайте попробуем сформулировать правила поведения человека в лесу, в этом вам помогут красные карточки(№3).( Дети изучают предоставленный материал, выбирают и по очереди вывешивают правила поведения человека в лесу на доску).

  1. Итог мероприятия.

Учитель: Ребята, соблюдая эти несложные правила, мы сохраним наш общий дом с резной крышей – лес. А чтобы их лучше запомнить, повторим их в стихах. (Вывешиваются карточки с правилами)

1 ученик:

Чтобы быть Земле полезным,
Надо знать Устав железно:
Вовремя туши костер,
Ведь огонь как лис хитер.

2  ученик:

С корнем куст не выдирай,
Мусор сразу убирай,
Муравейники не трогай,
А иди своей дорогой.

3 ученик

Гнезда птиц не разоряй,
Водоем не засоряй.

4 ученик

Много трав еще целебных,
Для здоровья нам полезных.
Лес – ведь наше достоянье,
И зверушек состоянье!

5 ученик

Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

6 ученик

Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется природой.
Давайте же всегда её беречь!

  1. Рефлексия. (Слайд 11)

Учитель: Вот и завершилось наше необыкновенное путешествие в самый обыкновенный лес. Если вам понравилось наше мероприятие, давайте поможем расцвести дереву в нашем необыкновенном лесу:

Листик зеленый – мероприятие понравилось, я был активным участником .

Листик желтый - мероприятие понравилось, но я бы мог быть более активным

Листик красный–что-то в мероприятии мне было не понятным, я в нем почти не принимал участие.

(Дети прикрепляют на дерево свои листочки)

infourok.ru

Мир глазами эколога

3.Изучение нового материала.

15 мин.

дать понятие об экологии – как науке о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.

Понятия: экология, окружающая среда; экологические связи;

Видеть и рассказать об экологических связях.

Словесный

наглядный

фронтальная

Презентация «Мир глазами экологов».

Организует обмен мнениями по вопросу «Что такое «экология»? Кто такие «экологи»? и дискуссию по формулированию определения.

- Какое ключевое слово?

- А кто-нибудь из вас знает, что такое экология?

- Мы на этом уроке узнаем, что такое экология и кто такие экологи и чем они занимаются.

- Попробуйте сформулировать это сами. Я дам небольшую подсказку. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов. «Экос» - дом, а «логос» - наука.

- А какой у живых существ общий дом?

- Что называется природой?

- Какая бывает природа?

- Прочитайте слова-отгадки и найдите «лишние». Докажите, почему вы их считаете «лишними»?

- Назовите объекты живой природы.

- Какие царства живой природы вы знаете?

-Как вы думаете, можно ли сказать, что совокупность живой и неживой природы это и есть окружающий мир?

-Окружающий мир- это окружающая среда.

- А что такое окружающая среда?

- Существует ли взаимосвязь между объектами живой и неживой природы?

Организует сравнение своих высказываний с формулировкой в учебнике и на слайде в презентации.

- Так вот, наука о связях между живыми существами и окружающей их средой – экология.

-Что составляет окружающую среду для растения, животного и человека.

-Слово экология значит наука о нашем общем доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Вы уже знаете, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано с окружающим миром: с неживой природой, с живой природой и с тем, что создано руками человека. Все эти невидимые нити изучает наука экология.

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки

Экология

Для растений, животного и человека окружающий мир – это Земля.

-Всё, что нас окружает и не сделано руками человека.

-Природа бывает живая и неживая.

- Лодка и маяк, сделаны руками человека и не являются объектами природы, а остальные отгадки обозначают объекты и явления природы.

-Улитка.

-Царства грибов, животных, растений, бактерий.

-Да.

-Окружающая среда – это всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем, отдыхаем.

 

Сравнивают, уточняют свою формулировку.

Слайд 3.

 

Слайд 4

Слайд 5.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

" Мир глазами эколога. "

Тема: Мир глазами эколога

Цели:

1. Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

2. На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь.

3. Помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Идем мы с тобой по тропинке лесной,

Вопросы нас обгоняют гурьбой.

Дана нам возможность экологами стать,

Чтобы экологические проблемы решать.

- Сегодня на уроке мы посмотрим на окружающий мир глазами эколога.

II. Проверка домашнего задания.

- Мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Какая наука рассказала нам о жизни первобытных людей?

-- История – наука, изучающая прошлое человеческого общества.

Учащиеся рассказывают о работе археологов и ученых-историков.

- Чтобы открыть вторую страничку нашего урока, вы должны решить кроссворд и прочитать спрятанное слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Столетие.

2. Наука о прошлом человеческого общества.

3. 10 веков.

4. Предмет, выставленный в музее, на выставке.

5. Наука, изучающая прошлое человечества по данным, необходимым при раскопках.

6. Учреждение, где хранятся старые документы.

III. Работа над новой темой урока.

-Прочитайте ключевое слово. Что обозначает «экология»?

--- Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить.

- Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «логос» – наука.

Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна была пища. Наши далекие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи.

Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперед… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решить покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить все живое.

Человек, словно сказочный великан-великанище, все может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольется. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, – вот в чем вопрос.

Прочитайте статью учебника «Сын или покоритель?» на с. 41 и ответьте на вопрос: «Кем человек должен стать для природы?»

Учащиеся читают.

--- Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.

- Правильно. Нельзя быть покорителями, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. И сегодня мы, ученые-экологи, должны обсудить три экологические проблемы.

Первая проблема – «Как защитить океан от загрязнения?».

СКАЗКА О «НЕФТЯНОЙ» РЫБКЕ

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришел бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а еще и с... ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную, «лысую» шину.

В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, конечно, заговорила бы она человеческим голосом.

Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

- Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостней. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины; болеют и даже гибнут чайки и другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть в глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать – от голода. Опираясь на эти данные, заполним схему.

- 80 % загрязнения океана – результат деятельности человека на суше. А какие принимаются меры по охране океанов?

-Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», которые всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России». Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей.

Учитель. Ребята, заполните таблицу «Меры защиты океана от загрязнений».

- А что же самое главное? Что должно быть в людях, чтобы спасти Мировой океан от экологической катастрофы?

--- Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными. А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы.

- Переходим к обсуждению второго вопроса.

Вторая проблема – «Как спасти тропические леса?». Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в тропики!

IV. Продолжение работы над новой темой урока.

- Вот мы и оказались в тропических лесах Африки! Тропические леса – это «легкие» нашей планеты. Ученые выяснили удивительные экологические связи между организмами тропического леса. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания. Это отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что в этой цепи у нас тоже есть свое определенное место. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных. Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата, опустыниванию, нехватке продовольствия. Заполним схемы:

- На нашей планете уже уничтожено больше 50 % тропических лесов. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Учащиеся высказывают свои предложения.

- Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф. Переходим к решению третьей проблемы: «Как избавиться от мусора?»

Учитель предлагает детям самостоятельно изучить эту проблемы, прочитав статью «Как избавиться от мусора» на с. 44 учебника.

Беседа по прочитанному материалу.

- Откуда появляется мусор?

--- Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.

- Как же можно избавиться от мусора?

---- Мусор можно сортировать. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки.

- В Прибалтике уже существуют такие заводы. Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.

V. Закрепление изученного материала.

- Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть?

---- Может. Если человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать ее.

- А может ли один человек вылечить планету?

--- Нет. Все люди должны относиться к Природе по-сыновьи, так как они являются ее частью.

- Верно. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью учебника «Лечить планету сообща» на с. 44-46

VI. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся делают вывод, что человек – это часть Природы, поэтому он должен уважать ее, заботиться о ней, а не покорять.

Прочитать вывод в учебнике на с. 47.

- Удалось ли человеку покорить природу? Так кем же является человек – сыном Природы или покорителем?

А в заключение я хочу прочитать вам стихотворение С. Викулова «Монолог природы». А вы его внимательно послушайте и постарайтесь сохранить о нем память.

Я – Природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастье

Подарить – в моей все это власти! –

Гриб в лесу, ромашку на лугу.

Небо в час восхода и заката,

Иву над рекой… И, наконец,

Солнцем прокаленный, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, мое ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам мое творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире – что ни год – твои шаги,

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка – вдруг да он последний…

Уничтожишь (зверь не карандаш) –

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся – ни часу врозь, ни дня.

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня!

Домашнее задание.

С. 41-47

infourok.ru

Мир глазами эколога - начальные классы, уроки

Урок познания мира в 4 классе

Тема: Мир глазами эколога.

Цель: Углубление  понятий об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязях человека с природой, на основе экологических связей ; развитие логического мышления, памяти, воображения, речи, учить учащихся строить своё поведение в природе.

Задачи

1.Создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия.

2.Учить детей эффективно работать в группе, формировать культуру общения.

3.Развивать   креативное   мышление   детей,  устную   речь,   умение   анализировать,   сравнивать   и   делать   выводы.

4.Формировать   чувство   ответственности   за   все   живое,  что   нас   окружает.

Ход урока:

1.Психологический настрой

    -Ребята, найдите своё сердечко, прижав обе руки к груди, прислушайтесь как оно стучит: тук-тук-тук. Представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте немного света и тепла    передадим нашему классу, нашим гостям.

2.-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я вас познакомлю с тем,что вы, наверняка, знаете, но без моей помощи не сможете дать этому название.

 -Что такое природа? Для чего она нужна? (Это то, что нас окружает, это красота, без которой человек не может обойтись. Это то,что не сделано руками человека: деревья, ветер, вода…)

Составление кластера на доске «Что такое природа?»

   - А вот связь человека с природой-это что? Давайте  разгадаем кроссворд:

         -Живёт без тела, говорит без языка.

          Никто не видит, а всякий слышит. (Эхо)

          -Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

         -Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,

           И бормочет и поёт, убаюкивает? (Дождь)

          -В лесу родилась, а в воде живёт. (Лодка)

          -Без рук, без ног, а рисовать умеет. (  Мороз)

          -Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)

          -Две антенны на макушке, а сама живёт в избушке,

           На себе её везёт, по соломинке ползёт. (Улитка)

           -Не пловец, а плывущему плыть помогает,

            Не храбрец, а мигает, мигает, мигает.(Маяк)

-Какое ключевое слово получилось? (Экология) Это тема нашего урока.

3.-Что такое экология?  Деление на группы и составление кластера, затем защита постеров.

4.- Слово экология образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по которым мы должны жить.

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. В природе установилось равновесие. Это равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.

Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.

-Сегодня мы попробуем посмотреть на мир глазами эколога, подумаем почему каждый из нас должен хоть немного быть им.

-Порою мы сами, не замечая, губим окружающую природу, её красоту. Именно сейчас она находится в большой опасности: загрязняются реки, моря, воздух, вырубаются леса, сгорает много гектаров земли, вымирает много животных, насекомых, птиц. И всё это от рук самого человека.

  -А знаете, ребята, если не соблюдать чистоту в лесу, то бумага до полного разложения будет лежать более двух лет, консервная банкаа-90 лет, полиэтиленовый пакет-200 лет, а стекло- свыше 100 лет.

    -Поэтому мы должны беречь, любить природу и не засорять её.  

Три матери есть у каждого из нас: первая - это мама, вторая – это Родина, третья - это природа. Человек в большом долгу перед  природой, он должен стремиться делать её щедрой, красивой, бережно относиться к ней.

4.Физминутка.

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?

5. -В природе всё взаимосвязано, поэтому всё, что делает человек должно быть продумано. Необдуманные поступки приносят непоправимый вред природе.

     - Однажды жители Китая решили избавиться от воробьев, но не учли, что они в разные периоды могут приносить как пользу, так и вред людям. Воробьи в течение всей весны и начала лета уничтожают большое количество насекомых. Но после вывода птенцов они собираются в огромные стаи и наносят большой ущерб сельскому хозяйству, поедая большую часть урожая пшеницы, ячменя, овса. Через некоторое время после поголовного уничтожения воробьев произошло катастрофическое размножение вредных насекомых, которые стали наносить большой ущерб сельскому хозяйству.

-Летом много комаров, они мешают людям работать, отдыхать. Поэтому приходится бороться с ними. Может их надо вообще уничтожить? (Комары нужны в природе. Их личинки живут в воде, ими питаются птицы.)

6. Практическая работа в группах. Указать связь:

1 группа «Живая природа-неживая природа.»

2 группа «Неживая природа-живая природа.»

3 группа «Человек-природа.»

6.Просмотр видеофильма «О братьях наших меньших.»

-Что произойдёт на нашей планете, если исчезнут насекомые? (Они нужны, чтобы опылять растения. Если исчезнут насекомые-санитары, лес будет загрязняться. Если исчезнут насекомые, то начнут исчезать рыбы, птицы, звери, которые ими питаются.) Люди должны беречь насекомых.

7.Чтение стихотворений учащимися.

-Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса.

-Мы хотим, чтоб солнце грело

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы  радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь.

8.Практическая работа в группах.

-Составьте цепь питания из списка живых организмов:

КУЗНЕЧИК, СОКОЛ, РАСТЕНИЕ, СКВОРЕЦ.

9.Решение экологической задачи:

Обходил Лесовичок свои владения, глядь-выскочила из воды рыбка и молвит человеческим голосом: «Не отпускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, нет сил больше жить там.»

-Почему рыбка не захотела оставаться в воде, ведь там её дом? ( работа в группах)

10.Входит Водяной.

Я-одинокий водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои-лягушки

Болеют как старушки!

На дне моей квартиры-

Бутылки, тряпки, вилы.

Не озеро-помойка!

Не уходи, постой-ка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки-

Тьфу, какая гадость.

А мне так жить охота!

-Ребята, если в воду перестанут бросать мусор, то  постепенно она сама очистится, а если озеро очистить от отходов, то тогда в водоём вернётся жизнь.

11.Чтение экологической сказки «История о мальчике Алёше и божьей коровке.»

12.Рефлексия.

-Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы дожны сохранять природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

-Закончить наш урок я хочу такими словами:

Все, все на свете нам нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мёд  и кто делает яд:

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

13.-Оцените свою работу на уроке.

    -Если вам было интересно, всё понятно, то прикрепите на доску весёлое солнышко.

    -Если у вас возникали сомнения-солнышко, которое выглядывает из-за тучки.

    -Если не разобрались и урок не понравился, вам было не очень интересно –тучку.

-Молодцы! Спасибо за урок.

Использованная литература:

1. С.И.Исмаилова  Энциклопедия для детей. 1994г.

2.Учебник «Познание мира», Алматы, «Атам?ра», 2013г.

3. В.Лархер «Экология растений»,  1988 г.

Сведения об авторе.

Кочеткова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов  КГУ «Средняя школа №3 села Пионерское» Осакаровского района Карагандинской области

Адрес: 101016 Карагандинская область Осакаровский район село Пионерское улица Рабочая, 28

Электронный адрес: [email protected]

Контактные телефоны:

Сотовый: +77012623100

Рабочий: 87214934299

Домашний: 87214934283

Урок окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" разработан для учащихся 4 класса. Цель: - Углубление  понятий об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязях человека с природой, на основе экологических связей ; развитие логического мышления, памяти, воображения, речи, учить учащихся строить своё поведение в природе.

Этот урок проведён в форме групповой работы с целью повышения мотивации учащихся. На уроке обобщаются знания экологического содержания, полученные обучающимися в течение учебного года. Данная разработка урока может быть использована учителями начальных классов для экологического воспитания младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Мир глазами эколога»

Урок познания мира в 4 классе

Тема: Мир глазами эколога.

Цель: Углубление понятий об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязях человека с природой, на основе экологических связей ; развитие логического мышления, памяти, воображения, речи, учить учащихся строить своё поведение в природе.

Задачи

1.Создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия.

2.Учить детей эффективно работать в группе, формировать культуру общения.

3.Развивать   креативное   мышление   детей,  устную   речь,   умение   анализировать,   сравнивать   и   делать   выводы.

4.Формировать   чувство   ответственности   за   все   живое, что   нас   окружает.

Ход урока:

1.Психологический настрой

-Ребята, найдите своё сердечко, прижав обе руки к груди, прислушайтесь как оно стучит: тук-тук-тук. Представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте немного света и тепла передадим нашему классу, нашим гостям.

2.-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я вас познакомлю с тем,что вы, наверняка, знаете, но без моей помощи не сможете дать этому название.

-Что такое природа? Для чего она нужна? (Это то, что нас окружает, это красота, без которой человек не может обойтись. Это то,что не сделано руками человека: деревья, ветер, вода…)

Составление кластера на доске «Что такое природа?»

- А вот связь человека с природой-это что? Давайте разгадаем кроссворд:

-Живёт без тела, говорит без языка.

Никто не видит, а всякий слышит. (Эхо)

-Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

-Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,

И бормочет и поёт, убаюкивает? (Дождь)

-В лесу родилась, а в воде живёт. (Лодка)

-Без рук, без ног, а рисовать умеет. ( Мороз)

-Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)

-Две антенны на макушке, а сама живёт в избушке,

На себе её везёт, по соломинке ползёт. (Улитка)

-Не пловец, а плывущему плыть помогает,

Не храбрец, а мигает, мигает, мигает.(Маяк)

-Какое ключевое слово получилось? (Экология) Это тема нашего урока.

3.-Что такое экология? Деление на группы и составление кластера, затем защита постеров.

4.- Слово экология образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по которым мы должны жить.

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. В природе установилось равновесие. Это равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.

Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.

-Сегодня мы попробуем посмотреть на мир глазами эколога, подумаем почему каждый из нас должен хоть немного быть им.

-Порою мы сами, не замечая, губим окружающую природу, её красоту. Именно сейчас она находится в большой опасности: загрязняются реки, моря, воздух, вырубаются леса, сгорает много гектаров земли, вымирает много животных, насекомых, птиц. И всё это от рук самого человека.

-А знаете, ребята, если не соблюдать чистоту в лесу, то бумага до полного разложения будет лежать более двух лет, консервная банкаа-90 лет, полиэтиленовый пакет-200 лет, а стекло- свыше 100 лет.

-Поэтому мы должны беречь, любить природу и не засорять её.

Три матери есть у каждого из нас: первая - это мама, вторая – это Родина, третья - это природа. Человек в большом долгу перед природой, он должен стремиться делать её щедрой, красивой, бережно относиться к ней.

4.Физминутка.

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?

5. -В природе всё взаимосвязано, поэтому всё, что делает человек должно быть продумано. Необдуманные поступки приносят непоправимый вред природе.

- Однажды жители Китая решили избавиться от воробьев, но не учли, что они в разные периоды могут приносить как пользу, так и вред людям. Воробьи в течение всей весны и начала лета уничтожают большое количество насекомых. Но после вывода птенцов они собираются в огромные стаи и наносят большой ущерб сельскому хозяйству, поедая большую часть урожая пшеницы, ячменя, овса. Через некоторое время после поголовного уничтожения воробьев произошло катастрофическое размножение вредных насекомых, которые стали наносить большой ущерб сельскому хозяйству.

-Летом много комаров, они мешают людям работать, отдыхать. Поэтому приходится бороться с ними. Может их надо вообще уничтожить? (Комары нужны в природе. Их личинки живут в воде, ими питаются птицы.)

6. Практическая работа в группах. Указать связь:

1 группа «Живая природа-неживая природа.»

2 группа «Неживая природа-живая природа.»

3 группа «Человек-природа.»

6.Просмотр видеофильма «О братьях наших меньших.»

-Что произойдёт на нашей планете, если исчезнут насекомые? (Они нужны, чтобы опылять растения. Если исчезнут насекомые-санитары, лес будет загрязняться. Если исчезнут насекомые, то начнут исчезать рыбы, птицы, звери, которые ими питаются.) Люди должны беречь насекомых.

7.Чтение стихотворений учащимися.

-Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса.

-Мы хотим, чтоб солнце грело

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь.

8.Практическая работа в группах.

-Составьте цепь питания из списка живых организмов:

КУЗНЕЧИК, СОКОЛ, РАСТЕНИЕ, СКВОРЕЦ.

9.Решение экологической задачи:

Обходил Лесовичок свои владения, глядь-выскочила из воды рыбка и молвит человеческим голосом: «Не отпускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, нет сил больше жить там.»

-Почему рыбка не захотела оставаться в воде, ведь там её дом? ( работа в группах)

10.Входит Водяной.

Я-одинокий водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои-лягушки

Болеют как старушки!

На дне моей квартиры-

Бутылки, тряпки, вилы.

Не озеро-помойка!

Не уходи, постой-ка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки-

Тьфу, какая гадость.

А мне так жить охота!

-Ребята, если в воду перестанут бросать мусор, то постепенно она сама очистится, а если озеро очистить от отходов, то тогда в водоём вернётся жизнь.

11.Чтение экологической сказки «История о мальчике Алёше и божьей коровке.»

12.Рефлексия.

-Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы дожны сохранять природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

-Закончить наш урок я хочу такими словами:

Все, все на свете нам нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мёд  и кто делает яд:

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

13.-Оцените свою работу на уроке.

-Если вам было интересно, всё понятно, то прикрепите на доску весёлое солнышко.

-Если у вас возникали сомнения-солнышко, которое выглядывает из-за тучки.

-Если не разобрались и урок не понравился, вам было не очень интересно –тучку.

-Молодцы! Спасибо за урок.

Использованная литература:

1. С.И.Исмаилова Энциклопедия для детей. 1994г.

2.Учебник «Познание мира», Алматы, «Атамұра», 2013г.

3. В.Лархер «Экология растений», 1988 г.

Сведения об авторе.

Кочеткова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №3 села Пионерское» Осакаровского района Карагандинской области

Адрес: 101016 Карагандинская область Осакаровский район село Пионерское улица Рабочая, 28

Электронный адрес: [email protected]

Контактные телефоны:

Сотовый: +77012623100

Рабочий: 87214934299

Домашний: 87214934283

Урок окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" разработан для учащихся 4 класса. Цель: - Углубление понятий об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязях человека с природой, на основе экологических связей ; развитие логического мышления, памяти, воображения, речи, учить учащихся строить своё поведение в природе.

Этот урок проведён в форме групповой работы с целью повышения мотивации учащихся. На уроке обобщаются знания экологического содержания, полученные обучающимися в течение учебного года. Данная разработка урока может быть использована учителями начальных классов для экологического воспитания младших школьников.

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о