Модель инклюзивного образования – . , – .

Учебно-методический материал на тему: Модели инклюзивного образования

Программа

"Социальная педагогика"

Практическая работа

«Основы коррекционной педагогики»

Выполнила:

Карева Анна Александровна

Группа: 9-СП-18

Место работы: Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова»


Уважаемые слушатели!

Вам необходимо заполнить ниже приведенную таблицу.

 

«Воспитывать надо не ребёнка с отклонениями в

развитии, но ребёнка прежде всего…

 Решает судьбу личности не дефект сам по себе,

а его социальные последствия»

Л.С. Выготский

«Модели инклюзивного образования»

Модель интеграции

Общая характеристика

Плюсы

Минусы

(в идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшения качества жизни детей, особенно из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом)

Условия реализации

Полная инклюзия

Посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания   различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения

- Адаптация   и интеграция в социум, но при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ВОЗ.

- Общение детей с ВОЗ с нормально развивающимися сверстниками (Им предоставляется возможность развивать дружеские отношения с обычно развивающимися сверстниками)

- Воспитание отзывчивости у здоровых детей

- Им предоставляется возможность приобрести реалистичный жизненный опыт, который их готовит к жизни в обществе (сообществе)

-Они избавлены от неблагоприятного воздействия раздельного, изолирующего от внешнего мира обучения

- Полноценное образование 

-Работа педагога с учащимися на уроке одновременно по двум программам, что не может не отразиться как качестве обучения;

-Высокие требования к квалификации и уровню профессионализма учителя, который одновременно должен выступать в качестве педагога-дефектолога, а также хорошо владеть технологией дифференцированного обучения;

-Трудности организации интегрированного обучения в основном звене, где функцию дефектолога должны взять на себя учителя-предметники.

 

Правила комплектования групп / классов:  дети с отклонением в развитии по 1-3 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы (где предполагает обучение ребенка с ОВЗ на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных группах, классах)

 

Частичная (временная)

инклюзия

Дети-инвалиды

совмещают индивидуальное обучение на дому с

посещением общеобразовательного учреждения и

обучаются по индивидуальным учебным планам,

количество часов и предметы по включению детей-

инвалидов в инклюзивное по согласованию с

родителями (законными представителями). Также

дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы,

внеклассные общешкольные мероприятия и др.

Учащиеся с ООП объединяются с нормально развивающимися детьми для проведения совместных мероприятий.

 

Все воспитанники специальной группы или класса вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера.

- Учащиеся с ОВЗ обучаются совместно нормально развивающимися сверстниками на тех уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны им, а в оставшееся время они объединяются для работы по специальным коррекционным программам.   

- Индивидуальный подход к обучению

-Создание вариативной развивающей среды

- Отсутствие квалифицированного персонала- воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей с особыми потребностями 

- Стандартная программа обучения часто не позволяет некоторым детям с особыми потребностями продолжать образование с определенного этапа (не подходит и поэтому требует доработки и модернизации)

Данная модель интеграции может быть реализована в ДОУ комбинированного вида, имеющих специальные группы, а также в массовых школах, в которых открыты специальные классы. 

Эпизодическая инклюзия

Это

целенаправленная организация хотя бы

минимального социального

взаимодействия детей с выраженными

нарушениями развития со сверстниками,

преодоление тех объективных ограничений

в социальном общении, которые создаются

в условиях специальных (коррекционных)

учреждений.

Смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с сочетанными нарушениями развития со сверстниками (праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.) в рамках взаимодействия образовательных и межведомственных учреждений. 

Эпизодическая интеграция может быть рекомендована детям с более глубоким интеллектуальным нарушением, с отягощенной умственной отсталостью, либо имеющим выраженные расстройства поведения.

Эпизодическая инклюзия предполагает, что воспитанники   специальных учреждений практически все время обучаясь отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время. Социальное взаимодействие обеспечивается в :

- лагерях отдыха

- специально организованных походах, праздниках

- конкурсах

-при организации и проведении выставок детских работ

-кружках и д.р. 

-Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями

-Раскрытие ребенка с помощью индивидуальной образовательной программы

- Индивидуальные коррекционно- развивающие занятия

- Наличие специалиста сопровождения, (тьютора)

- Архитектурная недоступность школ

- Неготовность общества к принятию инвалидов

- Недостаток профессиональных компетенций учителей и воспитателей в работе в инклюзивной среде 

- Отсутствие достаточного финансирования

Это модель инклюзии реализующаяся во внеурочной деятельности, где воспитанники специальных учреждений, объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время. Может осуществляться индивидуальное обучение на дому.

Если мы не можем покончить с нашими

отличиями, мы, по крайне мере, в

состоянии сделать мир местом,

безопасным для многообразия»

Джон Фицджеральд Кеннеди

Инклюзивное образование- это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

Инклюзия- глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.

Таким образом, все выше сказанное позволяет говорить о подборе доступной полезной модели интеграции для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду.

nsportal.ru

Тема: «Модели инклюзивного образования»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Модели инклюзивного образования

2 слайд Описание слайда:

Тема: «Модели инклюзивного образования» Выполнили: учителя начальных классов Шовгеновского района Шагужева Р.З. «СОШ№4» Блинкова Н.Н. «СОШ№5» Байкулова С.С. «СОШ№3» Гуськова Е.А. «ООШ№13» Астапеева В.Л. «ООШ№12» Кузьменко Т.А. «СОШ№9» Степанова Н.Н. «СОШ№8» Диденко Н.В. «ООШ№2» Меретукова З.А. «СОШ№1»

3 слайд Описание слайда:

Дети с ОВЗ есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребёнка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребёнком. Со стороны родителей самого ребёнка: как ребёнок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками. Со стороны родителей других детей: не влияет ли совместное обучение на объём программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания. Со стороны ребёнка с ОВЗ: найдёт ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться.

4 слайд Описание слайда:

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. «Инклюзия – это процесс, происходящий с индивидами  (социальными группами), а интеграция – процесс, происходящий в самом обществе. Интеграция может быть следствием инклюзии, а не наоборот»

5 слайд Описание слайда:

  Целью инклюзивного образования выступают принципиально новые образовательные и социальные достижения учащихся, возможность наиболее полноценной жизни, активного участия в жизни коллектива, самореализация, осознание конституционных прав и гражданских свобод. Для достижения таких целей, инклюзия должна быть систематической и целенаправленной, необходимо обучение ребенка c ограниченными возможностями в рамках системы непрерывного подхода.

6 слайд Описание слайда:

Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

7 слайд Описание слайда:

Факторы, затрудняющие интеграцию детей с ОВЗ Неполная, противоречивая нормативно-правовая база, регламентирующей внедрение разноуровневых моделей интеграции детей с ОВЗ; Недостаточно разработанное научно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение процесса обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы; Недостаток в общеобразовательных учреждениях квалифицированных кадров, владеющих методами и приемами психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ; Отсутствие целенаправленной, систематической, государственной комплексной поддержки детей с ОВЗ, интегрированных в общий поток; Несформированность, с одной стороны, адекватного отношения общества к детям с ОВЗ, и отсутствие мотивированного желания большинства самих детей–инвалидов и их родителей участвовать в социальной и образовательной интеграции.

8 слайд Описание слайда:

Модели инклюзии обучающихся с ОВЗ в общее образовательное пространство в образовательной организации

9 слайд Описание слайда:

Постоянная полная интеграция предполагает обучение ребенка с ОВЗ на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных группах и классах.

10 слайд Описание слайда:

Недостатки полной постоянной инклюзии: Работа педагога с учащимися на уроке одновременно по двум программам; Высокие требования к квалификации и уровню профессионализма учителя, который одновременно должен выступать в качестве педагога-дефектолога,

infourok.ru

Модель инклюзивного образования

Модель инклюзивного образования

Авторы: Волоткович И.А, Кармазова А.М, Шипачева Е.Ю.

Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.

Впервые термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией, и только в 2000 г. на Всемирном форуме по образованию в Дакаре многие страны, достигли договоренности о стремлении создать инклюзивное образование для всех, основанное на доступности и равенстве как главный показатель качества образования.

После последовала конвенция о правах инвалидов в 2006 г., которая была утверждена в России лишь в 2012 году. Она обязывала государство обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем инклюзивности системы образования.

 

На международной конференции директор института проблем инклюзивного образования МГППУ Алехина Светлана Владимировна сказала что

«Инклюзия – это не событие, это процесс. Нельзя относится к изменениям образования как к чьему-то решению или приказу. Это не происходит в одночасье. Это процесс, который требует времени и не малого времени для того чтобы показать хоть какие-нибудь результаты».

Имея на обучении одного ребенка инвалида нельзя сказать что учреждение инклюзивное.

Параллельно разрабатывается Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Её участниками являются различные министерства и ведомства Российской Федерации. Ответственный исполнитель Программы Министерство труда и социальной защиты РФ. Участники Программы:

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное медико-биологическое агентство, Фонд социального страхования РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство спорта РФ, Министерство культуры РФ, Пенсионный фонд РФ.

Она делится на четыре временных этапа и в каждый этап включается плановое государственное финансирование.

В соответствии с этим вносятся поправки в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

Таким образом развитие инклюзивного образования делится на следующие этапы:

  • С начала ХХ века –до середина 60-х годов – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • С середины 60-х – середины 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
  • Середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т.е. инклюзия.

На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:

  • Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
  • Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
  • Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
  • Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.
  • Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.

Давайте озвучим ваши действия при встречи такого ребенка: (в обычной группе)

  1. Наблюдение (с целью установления контакта)
  2. Установление контакта (любого, эмоционального, физического, зрительного)
  3. Попытка включения в совместную деятельность.

Проанализировав эти три пункта, мы можем понять степень готовности ребенка к инклюзии и в соответствии с этим строить дальнейшие планы.

Если нет первичного контакта то будут включены разноплановые игры хороводные и другие, при затруднении- рука в руке, отталкиваясь от интересов ребенка.

Наш сад является комбинированным, включающим 3 группы компенсирующей направленности VIII вида (для детей с интеллектуальной недостаточностью) в которых инклюзивное образование осуществляется по трем направлениям:

  • обратная инклюзия – является подготовительным этапом для частичной инклюзии, и подразумевает обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками: на всевозможных занятиях и совместных праздниках, которые проходят на улице и в зале в виде театрализованных представлений для всех детей.
  • частичная инклюзия – социализация ребенка в норматипичой среде, посещение ребенком общеобразовательной группы, от минимального время пребывания в сопровождении тьютора (одного из педагогов или специалистов группы), до посещения без сопровождения.
  • полная инклюзия – достижение ребенком полной самостоятельности и социализации на уровне сверстников.

Вся работа происходит в соответствии с существующими принципами:

  • Принцип индивидуального подхода
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
  • Принцип активного включения в образовательный процесс
  • Принцип междисциплинарного подхода.
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Процесс инклюзивного образования начинается с момента поступления ребенка в ДОУ. На первоначальном этапе ребенок диагностируется специалистами, включенными в образовательный процесс.

В дальнейшем на педагогическом консилиуме сада определяется готовность ребенка к инклюзии. В соответствии с психофизическими и индивидуальными особенностями ребенка подбирается общеобразовательная группа.

Для успешного принятия ребенка в общеобразовательной группе, педагогом-психологом проводится консультативно-просветительская работа с воспитателями, детьми и их родителями, направленную на толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями.

В это время учителем-дефектологом готовятся документы необходимые для осуществления данного процесса: психолого-педагогическая характеристика,

журнал посещения отображающий время пребывания и особенности поведения ребенка в группе.

В дальнейшем происходит непосредственное включение ребенка в общеобразовательную группу в сопровождении воспитателя или узкого специалиста на непродолжительное время. На данном этапе сопровождающий педагог помогает ребенку включится во взаимодействие с детьми в различных режимных моментах.

Постепенно, по мере адаптации ребенка, сопровождающий педагог занимает позицию наблюдающего со стороны, с последующим самостоятельным пребыванием ребенка в группе и возможным увеличением время посещения и включением в НОД.

При освоении ребенком психофизического и речевого развития, близкого возрастной норме возможен переход на полную инклюзию.

Для успешной организации образовательного процесса обращаем внимание на предметно-развивающую среду, она должна быть:

  • безопасной;
  • комфортной и уютной;
  • организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей;
  • развивающей и вариативной;
  • информативной;
  • постоянно обновляться.

Организацию отношений между участниками:

  • Построение инклюзивного процесса в группе детского сада
  • Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы
  • Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка
  • Составление индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
  • Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
  • Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Задачи организации совместной деятельности:

создавать общности детей и взрослых (вместе мы группа);

формировать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, а так же друг друга;

развивать коммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя;

развивать умения и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности; формировать навыки само регуляции и самообслуживания.)

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах

  • индивидуальные занятия со специалистами
  • активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)
  • совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
  • прием пищи
  • дневной сон
  • фронтальные занятия
  • детско-родительские группы
  • праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Взаимодействие между участниками инклюзивного процесса требует особого внимания, так как они действуют в рамках единой системы, но выполняют разные функции.

МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИИНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • РЕБЕНОК с ОВЗ: — формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ
  • ДЕТИ группы: — модель социального поведения в обществе
  • ВОСПИТАТЕЛЬ группы: — осуществляет и отслеживает этапы социализации ребенка с ОВЗ в группе

ВОСПИТАТЕЛЬ группы компенсирующей направленности: — осуществляет сопровождение ребенка и включение в инклюзию на первоначальном этапе;

ПЕДАГОГ-психолог, УЧИТЕЛЬ-дефектолог, УЧИТЕЛЬ-логопед: — осуществляет диагностическую деятельность готовности ребенка, консультативную работу со всеми участниками процесса, определяет коррекционно-развивающую работу в инклюзивном образовательном пространстве;

МЕТОДИСТ: координирует деятельность педагогического коллектива и специалистов детского сада;

ЗАВЕДУЮЩИЙ: является организатором всего воспитательно-образовательного процесса в учреждении и коррекционной работы, а также связующим звеном между сотрудниками ДОУ.

Осуществляя процесс инклюзивного образования все участники должны соблюдать основные принципы:

1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

1. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для определения готовности ребенка к инклюзивному процессу нами используются следующие критерии:

-поведение ребенка соответствующее социально- культурным нормам на «гостевых днях», а так же во время совместных театральных представлений, праздников, на занятиях с педагогом дополнительного образования (хореография, бассейн).

Здесь ребенок должен слышать и выполнять не сложную словесную инструкцию; иметь интерес к совместной деятельности; он должен быть готов к работе в группе и не боится нового пространства.

Список литературы:

  1. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //дефектология. — 1997.
  2. Назарова Н.М. Специальная педагогика СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 2000
  3. Прочухаева М. М., Самсонова Е.В. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с
  4. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
  5. О.Е. Потапова Инклюзивные практики в детском саду. Методические рекомендации Издательство сфера 2015.
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Доклад на тему: «Модели инклюзивного образования».

Любое общество придает особое значение воспитанию подрастающих поколений. Именно дети составляют важнейшую заботу государство, его гордость и достояние. Однако есть дети, которым необходимо повышенное внимание. Это дети с ограниченными возможностями 0здоровья, что составляет боль общества.

Дети с ОВЗ есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребёнка возникает ряд проблем.

Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребёнком. (Слайд 2.)

Со стороны родителей самого ребёнка: как ребёнок должен

посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками. (Слайд 3. )

Со стороны родителей других детей: не влияет ли совместное обучение на объём программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания. (Слайд 4. )

Со стороны ребёнка с ОВЗ: найдёт ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться. (Слайд 5. )

 

 И с середины 80-х годов в развитых странах стали реализовывать модель инклюзивного образования. 

«Инклюзия – это процесс, происходящий с индивидами (социальными группами), а интеграция – процесс, происходящий в самом обществе. Интеграция может быть следствием инклюзии, а не наоборот» (Слайд 6. )

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

Целью инклюзивного образования выступают принципиально новые образовательные и социальные достижения учащихся, возможность наиболее полноценной жизни, активного участия в жизни коллектива, самореализация, осознание конституционных прав и гражданских свобод. Для достижения таких целей, инклюзия должна быть систематической и целенаправленной, необходимо обучение ребенка c ограниченными возможностями в рамках системы непрерывного подхода. (Слайд 7. )

Восемь принципов инклюзивного образования: (Слайд 8-9. )

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Факторы, затрудняющие интеграцию детей с ОВЗ: (Слайд 10. )

  1. Неполная, противоречивая нормативно-правовая база, регламентирующей внедрение разноуровневых моделей интеграции детей с ОВЗ;

  2. Недостаточно разработанное научно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение процесса обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы;

  3. Недостаток в общеобразовательных учреждениях квалифицированных кадров, владеющих методами и приемами психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;

  4. Отсутствие целенаправленной, систематической, государственной комплексной поддержки детей с ОВЗ, интегрированных в общий поток;

  5. Несформированность, с одной стороны, адекватного отношения общества к детям с ОВЗ, и отсутствие мотивированного желания большинства самих детей–инвалидов и их родителей участвовать в социальной и образовательной интеграции.

Модели инклюзии обучающихся с ОВЗ в общее
образовательное пространство в образовательной организации
(Слайд 11. )

1 Постоянная полная интеграция -- предполагает обучение ребенка с ОВЗ на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных .

(Слайд 12. )

Недостатки полной постоянной инклюзии: (Слайд 13-15.)

  • Работа педагога с учащимися на уроке одновременно по двум программам;

  • Высокие требования к квалификации и уровню профессионализма учителя, который одновременно должен выступать в качестве педагога-дефектолога, а также хорошо владеть технологией дифференцированного обучения;

  • Трудности организации интегрированного обучения в основном звене, где функцию дефектолога должны взять на себя учителя-предметники.

Достоинства полной и постоянной интеграции: (Слайд 16. )

  1. Адаптация и интеграция в социум, но при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ.

  2. Общение детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками

  3. Воспитание отзывчивости у здоровый детей

  4. Полноценное образование.

Существующие барьеры: (Слайд 17. )

  1. Архитектурная недоступность школ

  2. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.

  3. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах.

  4. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Подлинная и формальная инклюзия

Подлинная инклюзия предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. (Слайд 18. )

Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается. (Слайд 19. )

2. Постоянная неполная интеграция(Слайд 20-21. )

По мнению Н. Д. Шматко, постоянная неполная интеграция может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени.

Постоянная, но неполная интеграция может быть организована во всех типах образовательных учреждений: в массовых, комбинированного и компенсирующего вида и в массовых школах. Дети с нарушениями интеллекта объединяются с нормально развивающимися детьми в одну дошкольную группу, получившую название «смешанная». Комплектование смешанных классов: в состав каждого общеобразовательного класса вводятся 2-3 ребенка с ОВЗ, которые периодически должны объединяться в один гибкий класс для проведения дефектологом ряда учебных занятий по специальным программам.

3. Частичная инклюзия(Слайд 22-23.) - дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы по включению детей-инвалидов в инклюзивное по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.

При временной и частичной интеграции все школьники класса вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера.
Смыслом временной интеграции является создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Временная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения. Данная модель интеграции может быть реализована в дошкольных учреждениях комбинированного вида, имеющих как группы для нормально развивающихся детей, так и специальные группы, а также в массовых школах, где открыты специальные классы.

Общение и взаимодействие детей с ОВЗ и нормально развивающимися обеспечивается в процессе совместных прогулок, подготовки и проведения праздников, развлечений, посещение кружков, участие в спортивных соревнованиях и т. д.характера.

4. Эпизодическая или внеурочная инклюзия (Слайд 24-26. )
– это целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Эпизодическая интеграция может быть рекомендована детям с более глубоким интеллектуальным нарушением, с отягощенной умственной отсталостью, либо имеющим выраженные расстройства поведения.

Эпизодическая интеграция (Слайд 27-30. )предполагает, что воспитанники специальных учреждений практически все время обучаясь отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время. Социальное взаимодействие обеспечивается в
1. лагерях отдыха,
2. специально организованных походах, праздниках,
3. конкурсах,
4. при организации и проведении выставок детских работ,
5. кружках и др.

Массовые педагоги выступают в качестве организаторов совместных соревнований, выставок, конкурсов, учитель-дефектолог и воспитатель специальной группы оказывают конкретную методическую помощь массовым педагогам в организации и проведении этих мероприятий, подсказывая, как установить контакт с детьми с ОВЗ, как вовлечь их в ту совместную деятельность, где они могут быть наиболее состоятельны.

ВЫВОД: (Слайд 31. )

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

infourok.ru

ИНКЛЮЗИВНЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

преподаватель спецдисциплин

Инсапова Римма Вагизовна

ГАПОУ Нефтекамский профессиональный колледж

ИНКЛЮЗИВНЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя) образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации иреабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Описанный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Российская модель инклюзиибазируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Простое перемещение ученика из специального образовательного учреждения, имеющего все необходимое (оборудование, а главное — штат квалифицированных специалистов), в неприспособленные для него общеобразовательный детский сад или школу не имеет ничего общего с интеграцией, соответствующей возможностям и особым потребностям ребенка.

Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но ухудшается.

Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.

Основные задачи инклюзивного образования:

1) расширение охвата нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью;

2) обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников;

3) обеспечение родителям (законным представителям) возможности получения необходимой консультативной помощи;

4) обеспечение педагогам, работающим с интегрированными детьми постоянную и квалифицированную методическую помощь.

Инклюзия обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей.

Основные условия инклюзивного образования:

1) наличие возможности подобрать ребёнку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития;

2) желание родителей обучать своего ребёнка вместе с нормально развивающимися сверстниками;

3) стремление и готовность семьи систематически помогать ребёнку в процессе обучения.

В основе построения модели инклюзивного (интегрированного) образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья положены следующие принципиальные положения:

- гуманизация системы образования, создание условий для удовлетворения образовательных потребностей различных категорий детей;

- взаимодействие структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья;

- доступность образования детям при наличии дефектов развития различной тяжести и глубины;

- обеспечение своевременной диагностики отклонений в развитии, направленной на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка, предусматривающего обучение и воспитание в наименее ограничивающих условиях;

- индивидуализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как универсальный механизм, направленный на помощь ребёнку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;

- формирование банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сторонники инклюзии в числе основных преимуществ чаще всего упоминают о том, что в ее результате «включенный» ребенок успешно овладевает социальным опытом. Второе достоинство инклюзии состоит в том, что дети из окружения «включенного ребенка» становятся добрее и заботливее.[4]

Качество образовательного процесса в интегрированных группах во многом определяется согласованными и целенаправленными действиями всех педагогов и специалистов, работающих с детьми. Данное обстоятельство определяет необходимость разработки моделей интеграции в соответствии с особенностями детей и возможностями дошкольного образовательного учреждения (кадровый потенциал, нормативно-правое, материально-техническое и научно-методическое обеспечение процесса интегрированного образования).

Показано, что наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, т.е. учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы.

В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, т.е. одну из моделей:

1) Постоянная полная интеграция - эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.

2) Постоянная неполная интеграция - полезна дошкольникам с различным уровнем психического развития, но не имеющим сочетанных нарушений. Эффективна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени.

3) Постоянная частичная интеграция - расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их, нормально развивающимися сверстниками.

4) Временная частичная интеграция - дошкольники коррекционной группы объединяются с нормально развивающимися детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий.

5) Эпизодическая интеграция - смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками (праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.)

Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

За каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка-инвалида и на желании ему помочь.

Для нормально развивающихся детей не менее значимо развитие интеграции, поскольку эта форма организации обучения позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию человека с особыми социальными и образовательными потребностями, формировать толерантное отношение.

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами. 

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции. Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения. 

Поддержка общего и профессионального образования, а также профессионального обучения инвалидов направлена: 

·         на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

·         развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

·         интеграцию в общество.

Органы управления образованием и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. 

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации.

Дети-инвалиды и их родители (законные представители) обеспечиваются информацией по вопросам получения образования и реабилитации. 

При получении инвалидами образования, в т. ч. на дому и в форме семейного образования, им должна оказываться психолого-педагогическая поддержка. 

Инвалиды могут получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. 

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях органы управления образованием с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию их обучения по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для такого обучения являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации. 

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. 

Порядок регламентации и оформления отношений государственной (муниципальной) образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ. 

При организации дистанционного образования детей-инвалидов необходимо также руководствоваться постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 и письмом Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254, которым направлены рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ. 
Меры, направленные на государственную поддержку детейинвалидов и детей с ОВЗ перечислены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. 

Они предусматривают: 

v создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку,  социально-психологическую и консультативную помощь его родителям; 

v обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе; 

v законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюден

infourok.ru

Статья на тему: Статья "Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов"

Современные модели организации инклюзивного образования

детей-инвалидов

                                                 Ядыкина Ульяна Михайловна

                      воспитатель

           ГБОУ

                                    школы-интерната  №2

                      г. Армавира,

                                  Краснодарского края

Проблему доступного качественного образования для детей-инвалидов, не нарушая их прав и свобод, призвано решить инклюзивное образование. Включение детей с ограниченными возможности в общую систему образования способствует не только качеству учебной подготовки, но и накоплению социального опыта, социальной компетентности, умения управлять жизненными обстоятельствами. Основные принципы инклюзивного образования опираются на общечеловеческие, гуманистические ценности: осознание ценности человеческой личности, независимо  от его способностей и достижений; равенство всех участников образовательного процесса; отсутствие дискриминации; толерантность; уважение; включение каждого члена коллектива в общественную жизнь и другие.

На сегодняшний день данная программа активно внедряется не только в общеобразовательные учреждения, но и в средне-специальные, высшие  учебные заведения.

Благодаря законодательным актам, таким как «Конвенция о правах инвалидов», принятая Генеральной Ассамблеей ООН, Конституция РФ, федеральному закону «Об образовании», федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ», целью которых является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав и основных свобод человека, стало возможным получение образования детьми с ограниченными возможностями на всех уровнях обучения.

Инклюзивное образование направлено на реформирование образовательных учреждений, на поиск таких педагогических подходов, которые позволят наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают. Это не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии образования.

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов базируются на региональных положениях утвержденных департаментом образования. В них же указываются общие положения, организационные моменты, перечень необходимой документации.

Инклюзивное образование детей-инвалидов в Краснодарском крае по положению, утвержденному  приказом Министерства образования и науки Краснодарского края от 30.07.2012 № 5991, может реализовываться через следующие модели:

1) полная инклюзия - дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам,  которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;

2)  частичная инклюзия - дети-инвалиды совмещают  индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует межведомственная комиссия по включению детей-инвалидов в инклюзивное или дистанционное образование (далее – Межведомственная комиссия) по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям Межведомственной комиссии;

3) внеурочная инклюзия - дети-инвалиды обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия в общеобразовательном учреждении по рекомендациям Межведомственной комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями).

Контроль за освоением образовательных программ детьми-инвалидами  осуществляет общеобразовательное учреждение.

Каждое общеобразовательное учреждение на основании примерного положения самостоятельно разрабатывает положение, которое определяет порядок организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении.

Институт коррекционной педагогики РАО предусматривает:
раннее вмешательство, обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка, подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня его психофизического и речевого развития. Та или иная модель интеграции (инклюзии) должна быть доступна и полезна ребенку, при этом она не должна препятствовать получению качественного образования нормально развивающимся детям.

На сегодняшний день апробируется модель непрерывной образовательной вертикали – эффективное сотрудничество нескольких образовательных учреждений: "Детский сад – Центр – Школа". Эта модель позволяет осуществить на практике системный подход к включению детей-инвалидов в социум. Происходит преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для "особых" детей.

Интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии.

Вместе с тем внедрение инклюзии рассматривается неоднозначно. Есть опасение, что попытки подмены системы специального образования тотальным совместным обучением, могут привести не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социально-культурном развитии.

Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Интеграция сближает две образовательные системы — общую и специальную, делая границу между ними проницаемой. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

В настоящее время система инклюзивного образования недостаточно разработана и имеет ряд проблем: оснащение специальной техникой и оборудованием, модернизация зданий; наличие единой программы по организацию совместного обучения; подготовка педагогов в рамках интеграции; стереотипы и предрассудки общества.

Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы.

Не смотря на имеющиеся трудности и недоработки, инклюзивное образование – открытая, современная модель развития нового динамичного общества и государства. В школах будущего каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе.  Данная программа предполагает создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми-инвалидами. Детям с ограниченными возможностями сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, чтобы  получить качественное образование и лучше адаптироваться к жизни, напротив, они смогут получить необходимые компетенции в обычном детском саду,  школе,  учреждении дополнительного образования,  институте. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Закон Краснодарского края «Об образовании»
  3. Конвенция о правах инвалидов ООН, 2006
  4. Приказ Департамента образования и науки от 11.11.2009 № 3551 «Об организации инклюзивного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае» от 01.03.2012 № 910 «Об утверждении плана развития инклюзивного образования в Краснодарском крае на 2012 год»
  5. Институт Уполномоченного по правам ребенка в России. Информационно-методическое издание. М., 2005
  6. Рекомендации министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте российской Федерации
  7. Блохина Л.П. Формирование профессиональных интересов у детей с особыми образовательными потребностями. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012
  8. Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 14-17 ноября 2008 года. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009
  9. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009
  10. С. Прушинский, Ю. Симонова. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов. Москва: РООИ «Перспектива», 2007
  11. Т.А. Молодиченко. К вопросу о качестве инклюзивного образования школьников с дефицитарным развитием. - Саратов: ИЦ «Наука», 2011
  12. ЮНЕСКО. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. Редакция: М. Перфильева. - Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2007

nsportal.ru

Модели интегрированного (инклюзивного) образования

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Модели интегрированного (инклюзивного) образования

2 слайд Описание слайда:

Актуальность проблемы развития интегрированного образования в России Объясняется необходимостью внедрения интегрированного (инклюзивного) обучения незначительностью успехов (а точнее сказать неудач образовательной интеграции в России) двадцатилетнего периода (с 90-х годов ХХ века).

3 слайд Описание слайда:

Термин «социальная интеграция» впервые появился появился в ХХ в. и применялся первоначально в США к проблемам расовых, этнических меньшинств, позднее - к детям эмигрантов с 60-х годов ХХ в. вошел в речевой оборот на Европейском контингенте и стал применяться в контексте проблем лиц с ограниченными возможностями

4 слайд Описание слайда:

Ключевую роль в разворачивании интеграционных процессов сыграла выдвинутая скандинавскими странами концепция «нормализации» в 60-е г.г. ХХв. – законодательно закрепленная позиция социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями, в основе которой – идея о нормализации условий социальной жизни для инвалидов в соответствии с международными правовыми актами («Декларация прав человека» и пр.). Одной из составных частей нормализации стало интегрированное (позднее – инклюзивное) образование.

5 слайд Описание слайда:

Смена терминологии в 80-е годы ХХ в. в США Появление нового термина , обозначающего ситуацию активного участия каждого ученика в совместном обучении, inclusion – включение; Распространение в мире благодаря международным документам, ставшим руководством к действию для целого ряда развитых стран; В 1994 г. в г.Саламанка (Испания) проводится Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, которая вводит в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашает принцип инклюзивного обучения

6 слайд Описание слайда:

Инклюзивное образование предусматривает Не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательный процесс обычной школы; Но и перестройку всего процесса массового образования как системы обеспечения образовательных потребностей всех детей.

7 слайд Описание слайда:

Интеграция Как форма социального бытия осуществление неограничиваемого участия человека с особыми потребностями во всех социальных процессах; Возможность совместной жизни и учения обычных детей и детей с ограниченными возможностями при поддержке и сопровождении этого процесса мерами экономического, организационного, дидактического и методического характера.

8 слайд Описание слайда:

Показатели уровня развития интеграционных процессов: Наличие и исполнение в стране соотвествующего законодательства, согласно которому возможно инклюзивное образование; Обеспеченность экономической основы этих законодательных актов; Отсутствие нормативно-бюрократических препятствий для внедрения инклюзивного образования; Готовность и способность имеющих отношение к этой проблеме специалистов к коллективной совместной работе; Реализация мер по профилактике, раннему выявлению и помощи детям с ОВЗ; Проведение массовой школой системных преобразований учебно-воспитательного процесса благодаря которым обеспечивается полноценное участие детей с ОВЗ во всей жизни школы; Сертифицированность специальной образовательной среды в образовательных учреждениях; Наличие социальных и образовательных условий для жизни ребенка с ОВЗ в семье; Право выбора родителей, где будет обучаться ребенок; наличие экономического обеспечения этого права; Реализация интеграционного (инклюзивного) подхода в разных формах.

9 слайд Описание слайда:

Неквалифицированные действия по введению интеграции: Механическое помещение детей с различными образовательными возможностями в общеобразовательные классы рассматривается как псевдоинтеграция, которая может привести к различным негативным последствиям

10 слайд Описание слайда:

Модели интеграции 1.Постоянная полная интеграция. 2.Дозированная интеграция: Постоянная неполная интеграция; Постоянная частичная интеграция; Временная и частичная интеграция; 3.Эпизодическая интеграция.

11 слайд

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о