Музыка вокруг нас – Конспект по музыку на тему : Музыка вокруг нас

Конспект по музыку на тему : Музыка вокруг нас

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шахтинский педагогический колледж»

Конспект пробного занятия

проведенного в коллективе «Фантазёры»

образовательного учреждения школа №21

студенткой группы 4 «Д»

специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности»

Суховой Анастасии Михайловны

12 октября 2015 года.

Учитель: Хоменко Е.В ___________

Руководитель практики: преподаватель Снежкова Т. В.__________

Оценка___________

Тема занятия: «Музыка вокруг нас»

Цель: — формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Задачи:

  1. Композитор

  2. Исполнитель

  3. Слушатель

  4. Музыка

  • Развивать внимание, слуховую память; способствовать расширению кругозора, развивать детский голос.

  • Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей..

Тип занятия: беседа

Планируемые занятия:

Метапредметные:

  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  3. продолжить формирование представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

4. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

Личностные:

  1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  3. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других л

Методы обучения:

6. словесные

7. наглядные

8. практические

Оборудование: ТСО, проектор, компьютер.

Литература: http://tat-anat.ucoz.ru/load/muzykalnoe_iskusstvo/razrabotka_vneurochnogo_zanjatija_quot_muzykalnaja_strana_quot/9-1-0-176

http://festival.1september.ru/articles/575661/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2013/04/10/konspekt-vneklassnogo-zanyatiya-kruzhok-khora-muzykalnyy-zoopark

План занятия:

  • приветствие

  • опрос

  • слушание песни «всюду музыка живёт»

  • беседа о музыке

  • слушание и анализ пьесы «Весело. Грустно»

  • Пластическое интонирование

  • Итог занятия

Ход занятия.

Педагог: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Напоминаю меня зовут Анастасия Михайловна , и я буду проводить у вас музыкальное занятие.

  • Любите ли вы музыку?

  • Детские песни?

  • Злую колдунью?

  • Смотреть мультфильмы?

  • Любите танцевать?

  • Весёлая музыка, вам нравиться?

  • А грустная?

Спасибо, ребята.

Я надеюсь, вы все любите музыку и знаете много песен, и наверняка, не представляете себе веселья без веселых песен. На наших занятиях мы будем знакомиться с творчеством детских композитором, слушать музыку, размышлять о ней, петь песни, узнавать много нового и интересного о таком искусстве, как музыка.

Ребята, а что такое музыка? Как вы думаете, зачем нужна музыка? Где вы встречались с ней?

Дети: ответы детей

Педагог: Люди издавна прислушывались к звукам природы и слышали в них музыку. А слышали ли вы когда – нибудь музыку дождя, ветра, музыку птичьих голосов. Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.

Сейчас мы прослушаем песню «Всюду музыка живёт» а в конце занятия мы разучим эту песню. Автор текста – Суслов В. Композитор – Дубравин Я. Слушайте внимательно, затем мы ответим на вопрос: Где и в чем живёт музыка?

Слушание песни «Всюду музыка живёт»

Дети: ответы детей

Музыка – один из древнейших видов искусства. С первых минут жизни человека она входит в его дом колыбельной песней матери, звучит на улице, в кино, в театре.

С утра до позднего вечера мы слушаем музыку: делаем под музыку зарядку, поем на уроках музыки. Сегодняшний день мы тоже посвящаем музыке – царице всех искусств. А вы знаете, почему музыку назвали музыкой?

Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции, жители которой считали, что на греческой горе Олимп живут боги, среди них покровители искусств- Апполон и его 9 спутниц – муз. В греческом языке слово «музыка» звучало немного иначе – «мусике», что означало «искусство муз.» До сих пор существует легенда о том, что людям, которые что-то создают, сочиняют, придумывают, помогают эти добрые феи-музы.

С музыкой человечество знакомо с давних времен. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться. Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. Музыка не стареет, она будет жить столько сколько будет существовать человек. У каждого своя любимая музыка, которая заставляет плакать и радоваться, позволяет задуматься о чем-либо. Ребята, а у вас есть любимая музыка?

Дети: ответы детей

Педагог: А как вы думаете, что такое музыка, а как вы думаете, из чего она складывается? Что бы музыка получилась, кто нужен прежде всего? (Наверное тот, кто пишет музыку)

Дети: Композитор

Педагог: Так кто же такой композитор?

Дети: ответы детей

Педагог: Значит, для того что бы получилась музыка нужен тот, кто ее сочинил. И это- композитор. А вы знаете каких нибудь композиторов? Можете их назвать?

Дети: ответы детей

Педагог: Хорошо, молодцы, а эти композиторы вам знакомы? (П.И.Чайковский, В.А.Моцарт, И.С.Бах, Л.Бетховен)

Для многих композиторов, Чайковского, Моцарта, Бетховена, написание музыки было смыслом жизни. Они пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки.

Но теперь подумайте: если даже самый замечательный композитор написал самое замечательное произведение, но произведение это лежит у него в портфеле, получилась ли музыка как живое искусство?

Дети: нет

Педагог: А почему нет? Композитор написал музыку, но можем ли мы ее услышать, если она лежит в портфеле?

Дети: нет

Педагог: Конечно, нет, а кто нужен, что бы музыку услышали, что с ней необходимо сделать?

Дети: ответы детей

Педагог: теперь музыку необходимо исполнять, а кто исполняет музыку?

Дети: ответы детей

Педагог: пианисты, певцы, скрипачи – всё это исполнители. Но исполнители, все различны и индивидуальны, и каждый исполняет музыку по своему, то есть интерпретирует. Интерпретация – это творческое раскрытие образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя. Это означает, что одно и то же произведение можно исполнить по –разному. Теперь музыка не только написана, но и исполнена, теперь можно сказать, что она получилась?

Дети: ответы детей

Педагог: А почему же теперь не получилось музыки, ведь есть и композитор и исполнитель. Представьте себе такую картину, я написана музыку, кто-то ее исполнил, но никого из вас нет в классе, и никто ее не услышал кроме композитора и исполнителя. Разве это музыка? Может кого-то еще не хватает? Для кого сочиняется музыка только для исполнителя и композитора? Нет, конечно, а для тех кто ее слушает. А как мы называем людей, которые слушают музыку?

Дети: ответы детей

Педагог: значит, мы теперь твердо знаем, что бы музыка получилась, нужны: композитор-исполнитель-слушатель.

Неизвестно, станет ли кто-то из вас композитором или исполнителем, но слушателем вы обязательно будете. Что бы стать композитором и исполнителем нужно учиться, но что бы стать слушателем тоже надо учиться. И я думаю, мы с вами станем настоящими слушателями. Теперь, разобравшись во всем, мы можем послушать пьесу Л.Бетховена – известный композитор, который жил и творил в Австрии.

П е д а г о г. У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным.

Музыка обладает волшебным свойством — она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания — нежность, волнение, грусть и радость.

Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело — грустно». Эту пьесу написал замечательный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен.

Прислушайтесь, настроение музыки будет меняться. 

Слушание пьес «Весело-грустно».

Какое настроение в начале пьес? Как оно изменилось? Чем завершается она?)

Дети:

Сначала музыка звучала: весело, беззаботно, шутливо, а потом она загрустила, зазвучала печальною Но вот грусть прошла, и снова хочется улыбаться.

Я уверена, что вы полюбите произведения Людвига ван Бетховена и будете их часто слушать

А теперь мы разучим песню «Всюду музыка живёт».

Итог:

Итак, ребята, какая была тема сегодняшнего занятия?

Что нового вы узнали?

Какие песни мы слушали?

Каких композиторов узнали?

На этом я хочу завершить наше занятие ловами русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

infourok.ru

Музыка вокруг нас». 1-й класс

Разделы:
Музыка




Тема: “ Музыка вокруг нас”.




Цель урока: закрепление теоретических
знаний, пройденного музыкального материала,
вокально-хоровых навыков по теме первого
полугодия.




Задачи:


Образовательная:

  • Закрепление знаний о простых музыкальных
    формах – марш, танец, песня. Учить
  • понимать музыку, рассуждать о ней.

Развивающая:

  • Развивать музыкальный слух, ритмический,
    вокально-хоровые навыки и умения.

Воспитательная:

  • Воспитывать музыкальную культуру у учащихся,
    прививать интерес к музыке, потребность в
    общении с ней.



Музыкальный материал:


1. П.И. Чайковский “ Па-де-де” из балета
“Щелкунчик” – слушание.


2. “Улыбка”, муз. В. Шаинского, сл.М.
Пляцковского. – исполнение песни.


3. “Научи нас веселиться”, песня – игра.


4. “Сиртаки”, М. Теодоракис, греческий танец –
слушание.


5. П. И. Чайковский “Детский альбом”, “Марш
деревянных солдатиков” — слушание.


6. “Как под яблонькой”, импровизация на тему
русской народной песни, (гусли), слушание.


7. Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика”, К. Глюк,
(флейта), слушание.


8. “Водят ноты хоровод…” муз. В.Герчика, сл. Н.
Френкеля.




ТСО: Магнитофон, аудиозаписи, СD-диски.




Музыкальные инструменты: фортепиано.




Ход урока


Организационная часть урока.


1. Музыкальное приветствие: “Добрый день”.


Учитель аккомпанирует хоровому исполнению
традиционного начала урока.


Добрый день (пропевает учитель по трезвучию до
мажора — вверх)


Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до
мажора — вниз)


Говорим мы (пропевают ученики по трезвучию
вверх)


Каждый день (пропевают ученики по трезвучию
вниз)


Этими словами (пропевают ученики по ступеням
звукоряда до 5-й ступени – вверх)


Здороваемся с вами (пропевают ученики с 5-й
ступени – вниз).


2. Учитель сообщает, что урок пройдёт в форме
концерта по теме “Музыка вокруг нас”.


У: На протяжении первой и второй
четверти мы учились слушать и слышать музыку,
которая окружает нас каждый день, звуки, которые
нас окружают. Сейчас я прочитаю для вас
стихотворение, а вы ребята вспомните какие звуки,
мы слышим вокруг себя.


3. Учитель читает стихотворение Е. Королёвой
“Все на свете дети знают”.


Все на свете дети знают

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот.


Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка,


Это звуки шумовые

Только есть ещё другие,

Ни шуршания, ни стука

Музыкальные есть звуки.


4. Учитель предлагает кратко ответить на
вопросы:


У: О каких звуках вы услышали
стихотворение?


Д: Шумовые и музыкальные.


У: Шумовые звуки мы можем слышать в
природе, в окружающем мире. Назовите дети такие
звуки. ( Можно использовать наглядность)


Д: Шум ветра, ручейка, пение птиц, крик
петуха, стрекочет кузнечик, капель.


У: А где в жизни вы встречаетесь с
музыкой?


Д: В концертном зале, театре, по радио,
телевидении, в записях на магнитофоне.


У: Музыка имеет огромное значение в
жизни человека. Она может влиять на человеческие
чувства и настроение, передавать своё
настроение.




Основная часть урока.


1. Учитель предлагает послушать детям
фрагмент из известного им произведения.


У: Послушайте музыкальный фрагмент из
балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского, “Па- де-
де” и скажите, какие чувства передала вам эта
музыка? Какое впечатление произвела она на вас?


Д: Музыка спокойная, душевная,
взволнованная, ласковая, красивая.


У: Скажите дети, а есть ли у музыки своя
душа?


Д: Да, это мелодия,


У: Музыка словно живое существо: в ней
бьётся сердце, стучит свой пульс.


В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим
песни, танцы, марши.


2. Учитель наигрывает мелодию песни, просит
тех, кто узнает – начать петь.


Звучит песня В. Шаинского “Улыбка”.


Перед исполнением песни напомнить как должны
себя вести дети во время пения сидя.


У:


“Если хочешь сидя петь, не садись ты
как медведь.

Ноги в пол упри сильней, спинку выпрями скорей.

Руки, плечи всё свободно, петь приятно и удобно”.


Этапы вокально-хоровой работы: концертное
хоровое исполнение песни под фонограмму.


У: Какое настроение передала вам эта
песня?


Д: Весёлое, радостное и задорное.


3. Учитель предлагает послушать фрагмент
греческого танца “Сиртаки”.


У: Ребята, а сейчас послушайте ещё один
музыкальный фрагмент и вспомните, как называется
это произведение. Слушая, подумайте, что можно
делать под эту музыку.


Д: Это произведение называется
“Сиртаки”. И под эту музыку хочется танцевать,
(учащиеся могут вспомнить, что слышали эту музыку
в мультфильме “Ну погоди!”).


У: А какие танцы вы ещё знаете?


Д: Полька, камаринская, вальс.


4. Детям предлагается исполнить в качестве
разминки, выученную ими ранее песню-танец


“Научи нас веселиться”.


Если птицы распевают тут и там,

Если бабочки расселись по кустам,

Научи нас веселиться, покажи нам как резвиться,

А мы будем делать так же, как и ты:


(После 1,2 и 4-й строк – по два хлопка в ладоши).


Если выучил урок ты на зубок,

Да к тому ж ещё товарищу помог,

Научи нас веселиться, покажи нам как резвиться,

А мы будем делать так же, как и ты.


(После 1, 2 и 4-й строк — по два щелчка пальцами).


Если дома ничего ты не учил,

Если двойку на уроке получил,

Научи нас плакать, плакать, научи нас ахать,
ахать,

А мы будем делать так же, как и ты.


(После 1, 2, и 4-й сток дети берутся руками за щёки
и, покачивая головой, произносят: “Ай! Ай!”).


Если больно ты ушибся о косяк,

Если шишка на макушке, как кулак,

Научи ты нас не плакать, научи нас, как не ахать,

А мы будем делать так же, как и ты.


(После 1, 2 и 4-й строк – два раза топнуть ногой).


Если маме всю посуду перемыл,

И ни чашки, ни тарелки не разбил,

Научи нас веселиться, веселится и гордиться,

Мы будем делать так же, как и ты.


(После 1,2 и 4-й строк – два хлопка обеими руками
по коленям).


Если в космос ты направился во сне,

Если бегал ты вприпрыжку по Луне,

Покажи, как ты резвился, как резвился, веселился,

А мы будем делать так же, как и ты.


(После 1,2 и 4-й строк – по два удара в ладоши. По
окончании пения – повторение подряд щелчков).


В качестве помощи выбирается один ученик,
который показывает последовательность движений,
аккомпанемент исполняется учителем на
фортепиано. При исполнении учитель следит, чтобы
движения детей были ритмичными, выполнялись
одновременно всеми детьми.


5. У: Следующий музыкальный
фрагмент вы уже слушали на предыдущих уроках.
Прослушав, назовите имя композитора, который
сочинил его и название пьесы. (Используется
портрет композитора).


Звучит “Марш деревянных солдатиков”, П. И.
Чайковского.


6. Вопрос-загадка.


Учитель предлагает отгадать учащимся
стихотворные загадки, в которых нужно вставить
последнее пропущенное слово.


Говорят, характер резкий,

Говорят, он хулиган.

Нет, не верьте: он ритмичный,

Он трудяга….. (Барабан).


Играет и тихо, и громко,

Играет и быстро, и плавно.

Приглушённо может и звонко

Звучать наше…..(Фортепиано).


7. Прослушав музыкальное произведение, дети
называют музыкальный инструмент, с которым они
знакомились ранее на уроках. Звучит русская
народная песня “Как под яблонькой”.
(Гусли).


У: А с каким сказочным героем, который
играл на гуслях, мы с вами уже знакомы? (Можно
использовать наглядность из учебника-тетради
“Музыка 1 класс” Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина, если дети затрудняются вспомнить этого
героя).


Д: Это герой из былины – Садко.


8. Учитель предлагает открыть учебник –
тетрадь на странице 30, и, слушая фрагмент из
музыкального произведения, определить, на какой
из четырёх звучащих картин изображён инструмент,
который сейчас звучит, (Картина — №2).


Звучит мелодия из оперы “Орфей и Эвридика”.
(Флейта).


9. С целью закрепления звукоряда исполняется
песня “Водят ноты хоровод..”, муз. В.Герчика, сл. Н
Френкель.


Учитель наигрывает фрагмент мелодии песни,
дети по звучанию вспоминают и называют песню.


Концертное хоровое исполнение песни.




Обобщение и итог урока.


1. Совместные выводы учителя и учащихся:


— На уроке мы говорили о звуках, которые нас
окружают каждый день — музыкальные и шумовые.


— Шумовые звуки окружают нас каждый день в
природе, а музыку мы можем услышать по радио,
телевидению, в концертном зале, театре, кино, в
записях на магнитофоне.


— В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим
песни, танцы, марши. (Дети их перечисляют).


— Чтоб услышать музыку нужны музыкальные
инструменты (перечисляем)


— И для того чтобы записать музыку нужно знать
музыкальную азбуку (звукоряд).


— Музыка живёт рядом с человеком, она помогает и
в радости и в грусти. Она влияет на человеческие
чувства и настроение. Без музыки существовать
человек не может.


2. Анализ работы учащихся, попевка.


У: До свидания.


Д: Повторяют музыкальную фразу: “До
свидания”.




Литература:

  1. Музыка: Учеб.-тетрадь для учащихся 1кл.
    нач.шк./Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. –
    М.: Просвещение, 2001. -80с.:ил.

3.03.2006

urok.1sept.ru

Урок музыки на тему «Музыка вокруг нас»

Урок музыки в 3 классе .

Тема: «Музыка вокруг нас»

Цели: Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как часть духовно нравственного развития человека.

Задачи:

Обучающие:
-знакомство с понятием жанра оперы, ее характерных особенностей;

-знакомство с историей возникновения жанра, ее структуры и основных форм;

-знакомство с оперными голосами, ведущими мировыми оперными театрами.

Развивающие:

-развитие  способности размышлять о музыке и произведениях композиторов разных эпох;

-развитие способности воспринимать и анализировать музыку средствами музыкальной выразительности;

-развитие способности к личному отношению к прослушанным произведениям;

-развитие художественного и эстетического вкуса.

Воспитательные: 

-пробудить у учащихся интерес к жанру оперы;

-пробудить желание слушать музыку и размышлять о ней.

Тип урока — урок-беседа

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик с выступлением А.Нетребко, музыкальный центр

Приглашенные: студентка пятого курса Ростовской консерватории.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение Е. Королёвой “Все на свете дети знают”.

Все на свете дети знают
Звуки разные бывают. 
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот.

Гул машины во дворе, 
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка,

Это звуки шумовые
Только есть ещё другие,
Ни шуршания, ни стука
Музыкальные есть звуки.

У: О каких звуках вы услышали стихотворение?

Д: Шумовые и музыкальные.

У: Шумовые звуки мы можем слышать в природе, в окружающем мире. Назовите дети такие звуки. ( Можно использовать наглядность)

Д: Шум ветра, ручейка, пение птиц, крик петуха, стрекочет кузнечик, капель.

У: А где в жизни вы встречаетесь с музыкой?

Д: В концертном зале, театре, по радио, телевидении, в записях на магнитофоне.

У: Музыка имеет огромное значение в жизни человека. Она может влиять на человеческие чувства и настроение, передавать своё настроение.

— В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим песни, танцы, марши- три кита- три основных характера в музыке.

У. Когда люди поют?

Песня – это самый популярный жанр вокально-инструментальной музыки. Песни делятся на две категории: народные и композиторские песни.

2. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

А что такое опера?

Опера – жанр вокально-драматического искусства. Содержание ее воплощается посредством музыкальной драматургии, преимущественно вокалом. Опера зародилась на территории Флоренции еще в конце шестнадцатого столетия. В те далекие времена на территории Италии господствовало масштабное увлечение академиями, то есть полностью свободными (от церковных и городских властей) сообществами, в которые были объединены ученых, философы, музыканты, поэты, просвещенные и знатные любители. Основное задачей таких сообществ было развитие и поощрение искусств и наук.

Ученик (дополнительное сообщение, подготовленное самостоятельно).

Композиторы этого сообщества были сильно увлечены реконструкцией драмы и музыки Древней Греции и абсолютно не думали о том, что в настоящее время принято называть оперой.

С течением времени сложились различные формы оперной музыки. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 – начале 20 вв. В России же опера появилась только в 19 веке и началась с приезда итальянской труппы во времена Анны Иоанновны. Первое представление: 29 января 1736 года, опера — «Сила любви и ненависти».

А где можно исполнять оперу?  Ребята, кто из вас был на театральном представлении?

  Где оно проходило?

 Значит, вы видели спектакли, в которых актёры выходили на сцену к зрителям и играли свои роли. Как вы думаете, что такое театр? 

А театр, в переводе с греческого это место для зрелищ. Театры бывают разными. Кукольный театр – где главные герои куклы, которыми управляют люди,

ТЮЗ – театр Юного зрителя, переименованный в Государственный молодёжный театр,

Драматический театр.

Но есть особый театр – музыкальный. В этом театре герои спектакля поют, танцуют и исполняют свои роли под музыку и называется он театр оперы и балета.

Спектакль, где все герои поют под сопровождение симфонического оркестра, называется оперой.

какой из трёх китов нас привел в оперу? (песня.)

Как можно назвать пение одного артиста?  ( соло).

Известные оперные певцы мира — это основа всего классического вокального искусства. Успешное исполнение арий зависит от уровня мастерства, которое формируется годами. Как правило, известные оперные певцы начинали заниматься музыкой в детские годы, проходили обучение в школе музыкальной, а затем в консерватории. Особо одаренные отправлялись на стажировку в «Ла Скала» – Миланский театр, который был основан в 1778 году и с тех пор является великолепной школой для начинающих исполнителей.
Оперное искусство с каждым днем становится все более популярным, интерес к нему растет во всем мире. Свой вклад в мировую культуру известные оперные певцы вносят, выступая на самых престижных сценах при переполненных залах. Публика старается не пропустить ни одного спектакля, в котором участвуют известные оперные певцы и певицы. А после представления благодарные зрители преподносят исполнителям букеты цветов, тем самым выражая свое восхищение. Популярность артиста открывает ему двери в самые престижные театры мира, такие как Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Венский оперный театр или Большой театр в Москве. Контракты при этом заключаются обычно на несколько сезонов сразу. Спектакли с участием признанных исполнителей нередко расписаны на год вперед, зрители могут ознакомиться с репертуаром заранее, в январе приобрести билет на представление, которое запланировано, к примеру, на август и, таким образом, встретиться с полюбившимся певцом или певицей. Известные оперные певцы — это, прежде всего, солисты, несущие высокое искусство в массы. Виртуозное исполнение арий является их «визитной карточкой», публика ходит на Пласидо Доминго, Марию Биешу или Дмитрия Хворостовского. Бывают случаи, когда высокое искусство сводит вместе талантливых исполнителей из категории «знаменитые оперные певцы». Так было, когда образовалось великолепное трио – Паваротти Лучано, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Самые непревзойденные, знаменитые оперные певцы, три тенора, стали выступать вместе, чем произвели настоящий фурор в мире музыки. Публика с восторгом и благодарностью приняла совместное творчество мэтров.

В этом году отмечается 100 -летие со дня рождения советского и российского композитора, пианиста, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, Георгия Васильевича Свиридова.

Дми́трий Алекса́ндрович Хворосто́вский один из лучших исполнителей произведений Г. В. Свиридова.

В опере отражается веяние времени. Певицы на сцене более раскрепощены. Посмотрите ролик. А́нна Ю́рьевна Нетре́бко  — российская оперная певица (сопрано). Народная артистка России, Герой Труда Кубани.

Сегодня мы послушаем произведения в исполнении студентки пятого курса Ростовской консерватории, Шаповаловой Анастасии.

Г.В. Свиридов «Осень»

Дж. Верди «Болеро Елены»

Тино Кароль «Ноченька»

«Moon River»

Для того, чтобы звучал голос необходимо правильно дышать.

(Разучивание дыхательных упражнений).

Итог урока.

infourok.ru

Разработка урока по теме»Музыка вокруг нас»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Конспект открытого урока по музыке в 1 классе по теме:

Музыка вокруг нас”.

Учитель музыки

Хиясова Н.З.

Цель: Познакомить учащихся со спецификой урока музыки; научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы, правилам дыхания и пения.

Задачи:

Обучающие: пробуждать у детей желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока.

Развивающие: способствовать расширению кругозора; развивать детский голос, стремления петь в коллективе.

Воспитывающие: прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и музыкальным занятиям.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса, портреты композиторов: П.И.Чайковского, В.Я.Шаинского, музыкальные инструменты, таблицы, карточки с творческими заданиями, нотки-медальки.

Ход урока

Дети под музыку входят в кабинет музыки.

Учитель: Здравствуйте ребята! 

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Я – Муза, покровительница искусств. Муза вдохновляет художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь, надежду. У каждой феи есть имя. Я.. (Ф.И.О.): учитель музыки и на уроках, мы с вами как по «лесенке» будем подниматься к мастерству и успеху. Я пришла к вам в гости из чудесной музыкальной страны. Музыка всегда “возникает” из тишины. Давайте послушаем тишину перед тем, как зазвучит музыка.

Какие звуки вы услышали? (ответы детей)

Учитель: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий ропот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть еще другие: Не шуршания, не стука – Музыкальные есть звуки. Е.Королева.

Учитель: Наш мир полон звуков, которые издают все предметы: шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; ваши голоса на перемене…

Учитель: Как можно назвать все эти звуки? Дети: Шумовые.

Учитель: Какие еще могут быть звуки? Дети: Музыкальные.

Звучит фрагмент “Па-де-де” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Учитель: Ребята, вам понравилась музыка? Какими словами можно ее охарактеризовать? Кто сочиняет для нас музыку?

Дети: Композитор.

Учитель: Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Показ портрета)

Учитель: Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей?

Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.

– Кто руководит оркестром? (дирижер)

– Что же будет с музыкой, если её никто не услышит?

Чтобы музыка была, её надо сочинить, затем исполнить, а затем услышать. То есть музыка существует для людей, а не только для тех, кто её пишет и исполняет.

– Что же необходимо, чтобы музыка существовала?

По мере ответов детей на доске появляются таблички с необходимыми компонентами существования музыки (композитор, исполнитель, слушатель).

Учитель: Ребята, я живу в музыкальной стране, в прекрасном Дворце. Сейчас закройте глаза, я поведу вас в чудесный мир музыки.

(Открыть доску с Домом-дворцом).

Учитель (музыкальная фея) поёт:

Этот теплый светлый дом,
С детства каждому знаком,
Все хотят сюда прийти,
Чтобы знания найти.
Здесь все рады вам всегда,
Ведь тут чудная страна…

Учитель: Чтобы с вами поближе познакомиться, я хочу вам предложить игру «Вопрос-ответ» – я буду задавать вопрос, а все будут отвечать да или нет. Но секрет этой игры в том, что вопросы музыкальные:

– Как тебя зовут? – Любите ли вы музыку? – Детские песни? – Вы любите танцевать? – Весёлая музыка, вам нравиться? – А грустная?

Учитель: Спасибо. А для меня музыка стала частью моей жизни. Предлагаю вам открыть окна этого Дворца, выполнив интересные задания, которые я для вас приготовила и вы узнаете мой секрет.

Задание № 1. Откроется 2 окно, если вы отгадаете загадки о музыкальных инструментах? Кто знает – поднимайте руку. (После ответов детей учитель показывает музыкальные инструменты)

1) В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. (Гармонь) 
2) От гармони он родился, С пианино подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовешь? (Аккордеон) 
3) У этого инструмента Есть струны и педаль, Несомненно, это звонкий, Черный глянцевый … (Рояль) 
4) Опускаем молоточки На железные листочки, И летит веселый звон! Что звучит? (Металлофон)
5) Дед Егор еще не старый, Внуку сделал он подарок, И теперь у нас Ванютка Целый день дудит на … (Дудке)

Задание № 2. Отгадайте, что звучит? И я открою 4 букву.

Послушайте, как звучат эти инструменты. (Ложки, бубен, барабан, металлофон, пианино). Закройте глаза. Я буду играть на разных инструментах, а вы – угадывать, какой инструмент звучит.

Задание № 3. Следующее задание называется – «Кто, на чём играет?»

Внимание! Будьте готовы продолжить предложение: На гармошке играет – гармонист. На баяне – баянист. На гитаре – гитарист. А на балалайке? (балалаечник) А на скрипке? (скрипач) Хорошо! И с этим заданием справились. Открываем 6 букву.

Задание № 4. Приготовьтесь детвора, ждёт вас новая игра: «Шумит, поёт, играет», ваша задача: определить что шумит, что поёт, а что играет.

Например: Лес? – Что делает? – Шумит (потопайте ногами) Оркестр? – Что делает? – Играет (похлопайте руками) Хор? – Поёт (пойте звук «А»)

Слова для игры: гроза, певица, поезд, город, хоровод, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль. Открываем 5 букву.

Задание № 5.

– А сейчас я предлагаю вам сыграть в интересную игру, для этого достаньте карточки, и послушайте правила игры.

Найдите картинки с музыкальными звуками. (На картинках изображены шумовые и музыкальные звуки). Открываем 3 букву.

Задание № 6.

Последнее задание называется – “Отгадай по голосу”. Ученик с закрытыми глазами должен узнать по голосу, кто из детей его зовёт.

В конце игр открываются все окна дворца, а там слово – МУЗЫКА.

Учитель: Ну, что ж, ребята вы справились со всеми моими заданиями и открыли все окна в этом дворце. Так называется чудесная страна, где я живу. И где будут проходить наши уроки. На уроках мы научимся правильному дыханию, которое поможет нам петь красиво и протяжно, узнаем, как бережно относиться к своему голосу, как сделать так чтобы он звучал чисто, будем танцевать, играть на музыкальных инструментах, раскрывать тайны “В мире Музыки”.

Учитель: На уроках музыки мы будем выполнять много различных заданий, а верным помощником в нашем путешествии в мир музыки будет наш учебник. Рассмотрите обложку. Что интересного вы заметили?

Дети: (Ответы детей.)

Учитель: Ребята, что бы научиться управлять своим голосом, нужно знать привила пения.

Правило №1. Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос.

Дыхательная гимнастика

– Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

Артикуляционная гимнастика

– “Футбол”: с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.

– “Вальс”: с закрытым ртом, делать круговые движения языком.

– “Туча” и “Солнышко”: вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке.

– “Лошадка”: “Цокать”, при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.

Учитель: После такой разминки мы готовы к пению.

(Учитель поёт определённые музыкальные фразы, и просит повторить их детей).

Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.

Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.

Чтобы вы легче смогли усвоить эти правила, я исполню вам песенку, которую вы может, и знаете. А вы слушайте, и выполняйте все, о чём поётся в песенке.

Песня «Петь приятно и удобно» слова В. Степанова, музыка В. Кистеня.

Если хочешь сидя петь. 
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей. 
Ноги в пол упри сильней.
Раз! Вдох! И запел, 
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно. 
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь – 
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.

Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.

Правило № 3. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

Учитель: Ребята, вы стали школьниками, и я предлагаю спеть песню о школе.

Песня: “Учат в школе”, музыка В.Шаинского

Учитель: Хорошая песенка?

А хотите узнать, как появляются хорошие песни. Тогда я вам открою 3 секрета.

Секрет №1. Хорошую музыку может сочинить только добрый и весёлый человек, а у скучного человека, ничего не получится.

Секрет №2. Весёлую песню надо сразу же подарить всем знакомым и друзьям.

Секрет №3. Хорошую песню нужно записать, чтобы не забывать.

Учитель: С помощью, каких знаков записывают музыку?

Для записи слов мы используем БУКВЫ, а для записи музыки используют НОТЫ. Какие вы знаете, ноты? Назовите их. Сколько их всего? Да, семь очень таинственное и важное число. Сколько дней в неделе? Сколько цветов радуги? Сколько чудес на свете? Сколько у Белоснежки гномов? Есть сказка «Волк и сколько: козлят?» Так сколько нот?

А теперь давайте с вами эти нотки пропоем. Поможет нам в этом следующая песенка.

Песня “До, ре, ми, фа, соль” Ан. Александров

(Педагог исполняет 1 куплет, а детей активизирует петь припев, то есть гамму)

После разучивания песни педагог берёт с фортепиано нотки медальки.

Учитель: А вот и нотки! Послушайте, о чём они просят?

Расставьте, пожалуйста, нас по местам,
Особый порядок, создайте вы, нам.
Чтоб мы как по лесенке, вверх поднимались,
А после по тем же ступенькам спускались!

(Дети под музыку бегают, c последним её аккордом выстраиваются в восходящем порядке звукоряда).

Учитель: Есть много замечательных детских песен, которые написал Владимир Шаинский (показ портрета). Сегодня с вами разучим одну из этих песен, вам она очень понравиться.

Песня “Вместе весело шагать” В. Шаинский (после разучивания, исполнить песню, импровизируя музыкально-пластические движения).

Учитель: Наша встреча подошла к концу! Вы мне очень понравились, а кому понравился наш урок, я прошу украсить мой дворец цветами, которые вы найдёте в конвертах. И я ещё долго буду помнить о таких чудесных детях (дети украшают дворец).

Учитель: Ребята, у меня есть сестры, добрые феи. Нас девять муз, каждая из которых имеет влияние на определённую область творчества. На следующих уроках я вас с ними познакомлю.

(В конце урока дети встают в круг).

Учитель: Что узнали нового на уроке? Чтобы музыка существовала, кто нужен? Для чего обязательно нужно распеваться? Как нужно сидеть и стоять во время пения? Какая самая лучшая награда для музыкантов?

Дети: Аплодисменты.

Учитель: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.

Дети под музыку выходят из кабинета музыки.

infourok.ru

Разработка урока музыки по теме «Музыка вокруг нас» 1 класс (Конспект урока+презентация+аудиоматериал)

«Петухи Запели»  

Петухи запели

Запели рано-рано

Разбудили важного

Важного барана

Разбудили утку

Утку хромоножку

Разбудили беленькую

Беленькую кошку

Разбудили тетушек

Тетушек наседок

А потом и солнце

Солнце напоследок

Кудах-тах-тах

Кудах-тах-тах

Припев:

Кукареку-кукареку

Петухи запели

Кукареку-кукареку

Утро в самом деле

Встало солнце с облачной

С облачной постели

Неужели утро

Утро в самом деле

Да, должно быть утро

Утро, в самом деле,

Петухи в курятнике,

В курятнике запели

«Петухи Запели»  

Петухи запели

Запели рано-рано

Разбудили важного

Важного барана

Разбудили утку

Утку хромоножку

Разбудили беленькую

Беленькую кошку

Разбудили тетушек

Тетушек наседок

А потом и солнце

Солнце напоследок

Кудах-тах-тах

Кудах-тах-тах

Припев:

Кукареку-кукареку

Петухи запели

Кукареку-кукареку

Утро в самом деле

Встало солнце с облачной

С облачной постели

Неужели утро

Утро в самом деле

Да, должно быть утро

Утро, в самом деле,

Петухи в курятнике,

В курятнике запели

«Петухи Запели»  

Петухи запели

Запели рано-рано

Разбудили важного

Важного барана

Разбудили утку

Утку хромоножку

Разбудили беленькую

Беленькую кошку

Разбудили тетушек

Тетушек наседок

А потом и солнце

Солнце напоследок

Кудах-тах-тах

Кудах-тах-тах

Припев:

Кукареку-кукареку

Петухи запели

Кукареку-кукареку

Утро в самом деле

Встало солнце с облачной

С облачной постели

Неужели утро

Утро в самом деле

Да, должно быть утро

Утро, в самом деле,

Петухи в курятнике,

В курятнике запели

infourok.ru

Музыка вокруг нас — музыка, уроки

Тема урока : «Музыка вокруг нас».

Тип урока: вводный.

Форма урока: Знакомство.

Цель: Знакомство со спецификой предмета «Музыка» и вовлечение первоклассников в сферу ее различных воплощений.

Задачи. Образовательные: сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия «Шумовые звуки» и «музыкальные звуки».

-Познакомить с происхождением слова «музыка», обозначить область «владений» музы Терпсихоры.

-Объяснить понятия «Композитор», «исполнитель», «Слушатель».

-Познакомить с композитором П.И. Чайковским.

-Познакомить с правилами охраны слуха и голоса.

Развивающие:

-развивать внимание, слуховую память, воображение.

-Развивать детский голос.

Воспитывающие:

-Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей.

-формировать музыкальный вкус.

-пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

План урока

  1. Организационный момент(3мин)

  2. Подготовка к изучению нового материала (3мин)

  3. Музыкальная разминка (6мин)

  4. Изучение нового материала (8мин)

  5. Слушание (4мин)

  6. Продолжение изученного материала(6мин)

  7. закрепление изученного(4мин)

  8. Итог урока(2мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

Вход в класс под звучание песни «Звенят звонки» Бы. Фильц.

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

-Разрешаю тихо сесть, мы начинаем наш урок.

Теперь у вас есть урок, на котором вы услышите много прекрасной музыки.

-Скажите пожалуйста , а кто сочиняет музыку?

Дети отвечают: Композитор

-А для того, чтобы она прозвучала нужны кто?

Спомощью учителя дети отвечают: пианисты, баянисты, скрипачи, хор, оркестр.

-Правильно, молодцы!

-Но музыка существует не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет, а для всех нас-для слушателей.

-Музыку можно услышать не только в концертном зале, театре,по радио и телевизору.

-Музыка звучит и в природе, и в душе человека. Научиться слушать музыку вам помогут уроки музыки.

-Сегодня мы с вами начинаем путешествие в удивительный мир музыки!

-Вслушайтесь в звуки, которые окружают нас. Давайте все закроем глаза и прислушаемся.

-Что вы слышите?

(Ответы обучащихся)

-Правильно, нас окружаютсамые разные звуки: музыкальные и немузыкальные.

-Звуки: шумовые и музыкальные.

-Послушайте , какие звуки вы услышите?

2. Подготовка к изучению нового материала.

Видео «От улыбки» В.Шаинского на слова М.Пляцковского

-Посмотрите, сколько разных звуков пришло к нам в гости. И вот они случайно закрыли тему нашего урока. А если мы не откроем ее, то никогда не узнаем как зовут главную героиню нашего урока. И для того, чтобы открыть мы все должны исполнить какую-нибудь добрую песенку.

-Назовите какие песни вы знаете?

-Давайте исполним

песню В.Шаинского на слова М.Пляцковского «От улыбки»

-Дети, что бы научиться управлять своим голосом, нужно знать правила пения.

Вот такие правила мы должны знать: 1. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой. Тогда приятно на вас будет смотреть и слушать вас.

Музыкальная разминка.

2. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

3. Перед тем как начать исполнять песни нужно сделать зарядку для голосовых связок.

-Давайте сначала выполним дыхательную гимнастику. «Дышим тихо и плавно».

Медленный вдох с расширением грудной клетки,задержать дыхание, выдох через нос (5-6раз). Стоя, сидя.

А теперь после разминки мы готовы к пению.

Дети поют песню «От улыбки»

4. Изучение нового материала.

Давайте все вместе прочитаем тему нашего урока «И муза вечная со сомной»

А вот и главная героиня наша -МУЗА

-А кого называют иузой? Как вы думаете?

— Муза -волшебница, добрая фея, раскрывающая перед вами чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.

Музы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов- всех кто дарит любовь и красоту.

-Посмотрите на учебнике какие музы изображены?

-Древнегреческие легенды гласят, что живет 9 муз и каждая из них влияет на определенну. Область творчества.

Имя нашей героини Терпсихора- муза танцев и хорового пения, в ее руке лира и плектр.

Она и поведет нас в чудесный мир музыки.

Терпсихора приготовила нам сюрприз . В сундуке спрятана прекрасная музыка. А чтобы открыть ее нужно отгадать загадки.

Задаются загадки про скрипку , арфу.

-Правильно, именно скрипка и арфа будут рассказывать нам музыкальную историю.

5. Слушание

«Па-де-де» из балета «Шелкунчик» П.И. Чайковского.

-Как звучит эта музыка? Какие чувства она у вас вызывает?

Давайте подберем слова.

-Хорошо, сейчас еще раз мы посмотрим на доску и вспомним три понятия, без которых нельзя представить себе музыку.

-Назовите их? (Композитор, исполнитель, слушатель)

Музыку, которую вы только что слышали написал великий русский композитор Перт Ильич Чайковский.

6. Закрепление изученного.

Пение: «Песня о школе» Д.Кабалевского.

-Молодцы! Завершим наш урок разучиванием «Песни о школе» Д. Кабалевского.

7. Итог урока. Наша гостья Терпсихора вами очень довольна, ей понравилось как вы поете. Поэтому она вам подарила хорошее настроение. Давайте и мы поблагодарим ее аплодисментами.

Спасибо за урок!

kopilkaurokov.ru

Урок и презентация «Музыка вокруг нас. Как появляется музыка».

Методическая разработка урока музыки

«Музыка вокруг нас. Как появляется музыка»

выполнена учителем музыки ГБОУ СОШ № 1100 г. Москвы

Константиновой Натальей Михайловной.

Урок создан по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной во 2 классе. При планировании данного урока учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе. Цель урока: ввести в мир музыки, выяснить, кто ее создает. Познакомиться с 3 жанрами (3 «китами»), с понятиями «мелодия», «аккомпанемент».

В конспекте урока поставлены такие задачи: организовать эмоциональное восприятие музыки и знаний о ней; самостоятельно выяснить, что такое «3 жанра», познакомиться с новыми понятиями, с новым для детей композитором М. Мусоргским; формировать ключевые представления о музыке, воплощать характер и настроение песен при исполнении, работать над вокально-хоровыми навыками.

Тема раздела: «Россия – Родина моя».

Тема урока: «Музыка вокруг нас. Как появляется музыка».

Тип урока: урок вводный в тему.

Жанр урока: урок-путешествие.

Цель урока: ввести в мир музыки, выяснить, кто ее создает. Познакомиться с 3 жанрами (3 «кита»), понятием «мелодия».

Задачи: 1.Воспитательная: организовать эмоциональное восприятие музыки и знаний о ней.

2. Образовательная: попытаться самостоятельно выяснить, что такое «3 жанра», познакомиться с понятиями «мелодия», «аккомпанемент», с новым для детей композитором М. Мусоргским.

3. Развивающая: формировать ключевые представления о музыке, воплощать характер и настроение песен, работать над вокально-хоровыми навыками.

Проектируемые результаты:

предметные:

познакомиться с понятиями «3 жанра», «мелодия», «аккомпанемент». Научиться различать жанры песни, танца и марша. Научиться слушать и анализировать музыкальные произведения (примеры «трех жанров», русская народная песня «Во поле береза стояла», М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке») – наблюдать и анализировать в музыкальных произведениях характер мелодии, получить возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки при исполнении песен «Во поле береза стояла» и «Здравствуй, Родина моя!».

метапредметные:

познавательные — внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы, анализировать музыку и делать выводы, строить рассуждения;

коммуникативные – осваивать диалоговую форму общения;

регулятивные — организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи урока, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике.

личностные:

оценивать результаты своей деятельности.

Музыкальные материалы, используемые на уроке:

1. Примеры трех жанров (марш, вальс, полька, песня).

2. Русская народная песня «Во поле береза стояла».

3. М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» (вступление к опере «Хованщина»).

4. Ю. Чичков — К. Ибряев «Здравствуй, Родина моя!».

Оборудование:

— компьютер, проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр.

— презентация к уроку.

ХОД УРОКА.

Вход в класс под звуки марша С. Прокофьева. Учитель поздравляет детей с новым учебным годом и предлагает совершить путешествие в мир музыки и ответить на вопросы:

Кто создает музыку? Ответы детей.

Кто исполняет ее? Ответы детей.

Для кого звучит музыка? Ответы детей.

Вспоминаем цепочку: композитор-исполнитель-слушатель (Слайд № 2).

Выясняем, кем являемся мы в этой цепочке? Ответы детей. (Исполнители и слушатели).

Учитель рассказывает легенду о «трех китах» (Слайд № 3).

В музыке тоже есть 3 основы— 3 жанра. Попробуйте сами разобраться, что это такое.

Учитель исполняет примеры «трех жанров» на фортепиано (марш, вальс, полька, песня). Дети определяют марш, танец, песню (Слайды № 4, 5, 6, 7).

Делаем вывод о том, что такое «3 кита» в музыке. Их называют «3 малых жанра». Почему такое название? Потому что есть еще «большие жанры», с которыми будем знакомиться в этом году.

Слушаем мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла» (Слайд № 8).

Учитель предлагает определить жанр произведения, затем разучивает песню с детьми.

Некоторые из вас произнесли название этой песни. Как вы узнали его? Как мы узнаем знакомую музыку? Дети отвечают.

Мелодия очень важное качество, выразительное средство музыки» (Слайд № 9).

Что мы можем определить по мелодии? Ответы детей.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Послушайте его. Что вы можете сказать о мелодии этого произведения?

Слушание вступления к опере «Хованщина» М. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».

Какие чувства вызвала эта музыка? Какую картину вы себе представили? Ответы детей.

(Слайд № 9). Разучивание интонации из этого произведения.

Учитель знакомит с ее автором – композитором М. П. Мусоргским (Слайд № 10)., показывает его портрет, рассказывает о композиторе. Дети узнают название произведения(Слайды № 11, 12).

Как мелодия помогла понять характер и настроение произведения? Ответы детей.

Разучивание еще одного произведения о Родине – песни «Здравствуй, Родина моя!»

Разучивание песни, работа над вокальными навыками детей, над дыханием, певческой посадкой, напевным исполнением мелодии. Знакомство с понятием — аккомпанемент.

В завершение урока подвести итоги того, что дети узнали на уроке и самооценка детей.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о