Музыкальные инструменты башкирского народа: Башкирские национальные музыкальные инструменты | izi.TRAVEL
Башкирские музыкальные инструменты
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Но первые материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством культур, сумела сохранить этноним “башкорт” и не раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала.
Исторически
сложилось так, что из всех доступных
музыкальных инструментов башкиры
отбирали мелодические, наиболее
отвечающие эстетическим потребностям
народа и позволяющие исполнять
разветвленную мелодию в широком
амбитусе со специфичной орнаментикой.
Видимо поэтому такое распространение получил курай, имеющий многовековую историю, более поздние – мандолина и скрипка, заменившие думбыру и кыл-кубыз, а также разновидности гармоней, отмечаемые в быту башкир с конца XIX века. Традиционное исполнительство на кубызе также направлено на подчеркивание мелодического обертона.
Ударным инструментам
башкиры отводили второстепенную роль,
используя для этих целей бытовые
предметы.
Но было бы несправедливо ограничивать башкирскую музыкальную культуру даже таким образом. Устные предания донесли до наших дней названия 48 музыкальных инструментов, описанию которых автор посвятил 2 монографии. Они вышли в 2006 и 2008 гг в издательстве Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы [4, 5].
Здесь же описываются только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий ареал распространения.
Все инструменты рассматриваются в рамках классификации, предложенной в 1914 году Э.Хорнбостелем-К.Заксом : Аэрофоны, Идиофоны, Хордофоны и Мебранофоны.
АЭРОФОНЫ
Курай
по классификации Хорнбостеля-Закса
относится к аэрофонам,
подгруппе флейтовых,
виду продольных флейт, подвиду
открытых флейт с пятью игровыми
отверстиями 4+1 (индекс 4. 21.111.12).
Подобные инструменты распространены во всем мире, но башкирский курай имеет характерные отличия, позволяющие ему считаться национальным инструментом, своеобразной визитной карточкой Башкортостана.
При исполнении Гимна Башкортостана (мелодия “Республика” на музыку Ф.Идрисова) используется тембр курая, а символическое изображение цветка курая входит в эмблему Республики.
Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.
Курай обладает своеобразным тембром и своим репертуаром, которых невозможно спутать с любым другим инструментом.
Традиционный
курай изготавливают
из прямого, высушенного полого
стебля одноименного зонтичного
тростникового растения длинной около
1 метра.
В
настоящее время наибольшим успехом
пользуется заменитель тростникового
инструмента из скрученного деревянного шпона,
который в 80-е годы ХХ века стал
изготавливать башкирский мастер В.
Инструмент имеет пять отверстий: 4 на передней части и 1 на тыльной для большого пальца. На нем возможно исполнение характерных наигрышей в диатоническом звукоряд. Для профессиональной игры на курае мастер-исполнитель И.Ильбаков сконструировал в 1987 году экспериментальный хроматический курай («Ишкурай»).
Звукоизвлечение на курае сложно. Кроме
традиционных сольных
мелодий, исполняемых одним музыкантом,
существует и ансамблевая игра в гетерофонной манере
однолинейного многоголосия.
Наиболее опытные исполнители при игре
народных мелодий используют особую
технику, называемую «Узляу» –
бурдон
,
исполняемый голосом ниже рабочего
диапазона голосовых связок. “Узляу”
чем-то напоминает сольное горловое
двухголосное пение тюркских и
монгольских народов, но имеет другие
истоки и традиции.
Под названием “Узляу” в Башкортостане отмечаются два вида двухголосия:
1. Сольное горловое двухголосное, в особой вокально-инструментальной манере.
2. Горловое бурдонирующее сопровождение игры на курае.
Горловое двухголосное “Узляу”
довольно редкий вид национального
искусства. Описаний башкирского “Узляу”
пока не было, нет и какой-то
классификации, но известно, что под
названием “Узляу” на территории
современного Башкортостана отмечено
три разновидности горлового пения:
1. Кара-узляу или Тюбен-узляу – темное или низкое горловое пение.
2. Югары-узляу – высокое горловое пение.
3. Бала-узляу или Катын-узляу – детское или женское горловое пение.
Курайное узляу не представляет собой статичный бурдон и отличается от него большей подвижностью и более широкой сферой применения. Гортанный бурдонирующий звук подключается
к основной
мелодии только в эпизодах,
определенных исполнительской
традицией.
Репертуар курая включает в себя практически все музыкальные жанры, связанные с традициями национального исполнительства:
1. - Узун-кюй (протяжный мотив, наигрыш) – свободное мелодическое построение в широком амбитусе, в свободном метро-ритме, с широкими интервальными скачками, с прихотливой орнаментикой.
2. – Халмак-кюй (неторопливый, плавный мотив) – наигрыши умеренного темпа с четким, простым ритмом, квадратным построением куплетной формы, в сравнительно узком амбитусе.
3.
-
Кыска-кюй (короткий мотив) –
быстрые наигрыши с четким простым
ритмом, квадратным строением, бодрые и
энергичные, исполняемые на всех
известных музыкальных орудиях башкир.
Из фольклорных источников известны еще три аэрофона:
Хорнай (Сорнай) – индекс 4.23.111.2. – труба (возможно – рог) с мундштуком на которой можно было извлекать звуки натурального звукоряда;
Борго – предположительно та же группа инструментов, но изготовленная из дерева;
Камыш-курай – национальная разновидность флейты Пана, индекс – 421.112.2.
Подробных
описаний внешнего вида этих
инструментов и их репертуара пока не
найдено.
Гармонь и баян.
В системе Хорбостеля-Закса гармонь и баян располагаются в классе аэрофонов с набором проскакивающих язычков (индекс – 412.132.). В этноинструментарии многих народов они представляют собой конкретные разновидности инструментов, объединенных под общим названием “Гармоника”. Вышеуказанные инструменты в башкирском этномузицировании – явление сравнительно новое.
Первые упоминания о гармони
относятся к концу XIX
века. Региональное название
инструмента самое различное: “русская”
или “гармонь русского строя”,
тальянка (тальян-гармун), минорка (минёрка),
“батская” (“Вятская”) гармонь,
“Бараксин” (гармони династии
казанских мастеров
Вараксиных), бирская тальянка (инструменты
бирских мастеров) и так далее.
В фольклорных экспедициях были выявлены два типа диатонических гармоней, имеющих наибольшее распространение: “Русская” – типа саратовской, и тальянка (тальян-гармун) – инструмент вятского типа (кировские гармони). Появление гармоник среди традиционных башкирских инструментов произвело настоящую революцию как в этноинструментарии, так и в этнорепертуаре.
Наигрыши, исполняемые на
диатонических гармонях, своеобразны,
но не охватывают все
структуры башкирских наигрышей. Из-за
ряда конструктивных особенностей на
них практически не исполним “Узун-кюй”
– наиболее яркий национальный вид
музицирования. На гармонях в основном
исполнимы простые квадратные
построения типа халмак-кюй и кыска-кюй.
Кроме общеинструментальных наигрышей данного типа есть и свой специфический вид музицирования – “Ауыл-кюй” и “Урам-кюй” (башк. – деревенский и уличный наигрыш), исполняемый в неторопливом темпе, часто в движении шагом и пением характерных такмаков-частушек.
Баян – самая совершенная гармоника с хроматическим звукорядом в правой клавиатуре и хроматическим басо-аккордовым сопровождением в левой.
По
сравнению с другими регионами России
освоение баяна в Башкортостане
началось со значительным опозданием.
Исследования показали, что фольклорное
исполнительство на баяне всецело
принадлежит молодежи. Отмечена
интересная деталь – все национальные
исполнители предпочитают играть на “кнопочных
аккордеонах” – инструментах
зарубежных фирм и их отечественных
аналогах. Низкая басовая октава
современных отечественных концертных
баянов, чем гордятся мастера и баянисты
– лауреаты академической традиции
исполнительства, не устраивает
народных музыкантов. Они предпочитают
“высокий” бас.
Кроме традиционного исполнительства на баяне в Республике ведется академическое обучение от музыкальной школы до академии искусств. В Уфе сложилась школа башкирских баянистов, известная во всем мире своими лауреатами Международных конкурсов и фестивалей.
ИДИОФОНЫ
Кубыз.
В
Башкортостане наиболее распространен
самозвучащий (идиофонический) вариант
инструмента. Это – “Агас-кубыз” – деревянный
кубыз (башк. агас – дерево) и “Тимер-кубыз”
– железный кубыз (башк. тимер – железо).
По Хорнбостелю-Заксу
агас-кубыз – идиоглоттический
маультроммель с индексом 121.21., а тимер-кубыз
– гетероглоттический маультроммель с
индексом 121.22. Данные музыкальные
орудия под различными названиями
распространены во всем мире.На
Тимер-кубызе в Республике играют
повсеместно. И хотя считается, что это
детский и женский инструмент, лучше
всего на нем играют мужчины. Это
подтверждается легендами и преданиями,
сохраняющими имена талантливых
мастеров-исполнителей на кубызах.
Сегодня в Башкирии пользуются
популярностью инструменты мастеров и
исполнителей Р.Загретдинова из Уфы, М.Давлетбаева
из Салавата, З.Халилова из Кумертау и др.
Агас-кубыз
долгое время считался исчезнувшим
инструментом. Но в 1985 году автору
данной статьи удалось найти
исполнительницу на агас-кубызе в
Мечетлинском районе Республики.
Башкирский вариант
инструмента – бурдонирующий тип, звукоизвлечение которого
построено на колебании упругой
пластины (деревянной или металлической)
одного тона и мелодикообразования
посредством изменения объема
резонирующей полости рта исполнителя.
В последнее время благодаря пропаганде
башкирского кубыза известным
исполнителем Р. Загретдиновым
популярностью стало пользоваться
различное виртуозное звукоподражание,
не встречающееся в фольклорном
музицировании башкир, но получившее
развитие в концертной филармонической
практике.
Звукоизвлечения на кубызе и
образование мелодической линии
связано с обертоновым звукорядом и
акустически связанно с бурдонирующим
звуком колеблющегося язычка.
Башкирская игра на инструменте имеет
ряд национальных особенностей
постановки и специальный репертуар.
Легенды сохранили названия некоторых башкирских идиофонов: «Кэбе», «Сыбырткы», «Тэйме», «Шакылдак» и другие. Известен также «Янкыл-кубыз» (индекс 311.12) или “Жэя-кубыз” – музыкальный лук, на котором играют щипком, приложив ко рту.
ХОРДОФОНЫ
Мандолина и скрипка.
Из струнных музыкальных
инструментов наибольшее
распространение в Республике имеют мандолина
и скрипка. Они используются
башкирскими музыкантами в их
классической форме, квинтовом строе и
названии. По Хорнбостелю-Заксу
мандолина относится к чашечным
шейковым лютням (индекс – 321.321), а
скрипка – к коробчато-шейковым
лютням (индекс
– 321.322).
Мандолина и скрипка являются
неотъемлемой частью башкирского
этномузицирования. На них
играют
повсеместно: на праздниках, в быту, на
самодеятельной сцене и даже на уроках
музыки в национальных средних школах.
Профессионального обучения на
мандолине нет, данный инструмент – яркий
представитель устного
инструментального творчества.
Мандолина и скрипка в Башкирии
– инструменты сольной традиции, но на
них не редкость игра в ансамбле с кураем, кубызом, баяном, ударными.
С 1985 года ведется реконструкция башкирской «думбыры» (предшественника мандолины) и смычкового «кыл-кубыза» (разновидности вертикальной скрипки). Удалось восстановить и их репертуар – преимущественно аккомпанемент к пению песен исторического или мистического содержания (Кубаиры, Харнау, Хар-харнау и др.). Наиболее удачные варианты инструментов связаны с именами мастеров В.Шугаюпова, А.Овчинникова и А.Владимирова.
По
преданиям были и другие хордофоны: «Гэзле»
(иногда – «Гюслэ») (разновидность
лютни – индекс 321.22) и
«Ятаган» (разновидность
цитры – индекс 314.122),
на которых играли щипком или ударом
специальных палочек.
МЕМБРАНОФОНЫ
Ударные инструменты
Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам.
В одном из башкирских районов
Челябинской области экспедицией под
руководством фольклориста Ф.Камаева
зафиксирована
женская игра на “Донгоре” – гладкого
обрезка ствола дерева, подвешенного за
оба конца на веревках. На нем по
старинной технологии отбеливался
материал. Звук извлекался во время
отбеливания двумя специальными
палочками, которыми выстукивался
специфический ритм. Другое
региональное название “Донгора“
– “Кабак“. Из устных сведений
известен и другой “Донгор” (в
некоторых районах «Награ»),
мембранофон из специально выделанной
кожи, туго натянутой на каркас и
предположительно использовавшийся для
камлания.
Легенды донесли до нас название башкирского “Дыбыла“, рамного ударного мембранофона воинов и охотников.
Есть единичные случаи использования ударных инструментов, заимствованный у славянских народов, как например, «Думбурзяк» (в некоторых регионах – «Кэбэ») – инструмент, похожий на украинский «Бугай» – бочку с конским хвостом.
Каких-то других специфичных
национальных ударных инструментов в Башкирии
не отмечено. Башкирская музыкальная
культура не имеет развитую традицию
игры на мембранофонах, как это
культивируется у многих тюркских
народов.
В данной статье описаны не все музыкальные инструменты, а только имеющие массовое распространение. Башкирский народ издавна живет в дружбе с представителями различных этносов. Благодаря этому он бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов, адаптируя их согласно своим национальным традициям.
Башкирские
народные музыкальные инструменты
своеобразны. Уникальные условия
Республики позволили им сохраниться в
подлинном виде, имеющем многовековые
традиции. Их изучение позволяет
заключить, что башкирский
инструментализм, представляет собой
важный пласт национальной культуры.
Литература:
1. Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. – Уфа: 1996.
2. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. – М.: М., 1965.
3. Рахимов Р.Г. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. – Уфа: 2001.
4. Рахимов Р.Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганология. – Уфа, 2006.
5. Рахимов Р.Г. Башкирские инструментальные ансамбли устной традиции. – Уфа, 2008.
6.
Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских
мусульман с очерком их быта. – СПб, 1897.
7. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – М.-Л.: АН СССР,1955.
Всех, кого интересует данная тема, пишите на e-mail: [email protected]
Р.Г.Рахимов, доктор искусствоведения Домой г. Уфа, 04 ноября 2011 г.
Башкирские музыкальные инструменты – Telegraph
➡➡➡ ПОДРОБНЕЕ КЛИКАЙ ТУТ!
Башкирские музыкальные инструменты. Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет…
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет…
Традиционные башкирские музыкальные инструменты. Министерство культуры Республики Башкортостан. Традиционные башкирские музыкальные инструменты. Введение. Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую…
Картинки по запросу “Реферат: Башкирские музыкальные инструменты”
Главные вкладки. Башкирские музыкальные инструменты статья на тему. Самый древний и самобытный инструмент – это курай. Он легко изготовляется самими исполнителями из полого внутри стебля растения (реброплодник уральский), который в большом количестве…
Башкирские музыкальные инструменты. Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет…
Башкирские музыкальные инструменты, как и национальные техники голосового исполнения, довольно уникальны и самобытны. Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они отражают…
znakka4estva.ru/dokumenty/muzyka/bashkirskie-muzykalnye-instrumenty/
Башкирские музыкальные инструменты. Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет…
Башкирские народные музыкальные инструменты.ppt. Количество слайдов: 15. Курай У башкир издавна известен музыкальный инструмент – курай. Этот инструмент считается одним из национальных символов башкирского народа.
Рас-сматриваются 48 музыкальных инструментов, зафиксированных в ком-плексных и специализированных фольклорных Издание предназначено для специалистов, занимающихся пробле-мами национального фольклора, студентов музыкальных отделений выс-ших и. ..
Башкирские музыкальные инструменты. Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет…
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет…
Традиционные башкирские музыкальные инструменты. Министерство культуры Республики Башкортостан. Традиционные башкирские музыкальные инструменты. Введение. Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую…
Картинки по запросу “Реферат: Башкирские музыкальные инструменты”
Главные вкладки. Башкирские музыкальные инструменты статья на тему. Самый древний и самобытный инструмент – это курай. Он легко изготовляется самими исполнителями из полого внутри стебля растения (реброплодник уральский), который в большом количестве. ..
Башкирские музыкальные инструменты. Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет…
Башкирские музыкальные инструменты, как и национальные техники голосового исполнения, довольно уникальны и самобытны. Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они отражают…
znakka4estva.ru/dokumenty/muzyka/bashkirskie-muzykalnye-instrumenty/
Башкирские музыкальные инструменты. Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет…
Башкирские народные музыкальные инструменты.ppt. Количество слайдов: 15. Курай У башкир издавна известен музыкальный инструмент – курай. Этот инструмент считается одним из национальных символов башкирского народа.
Рас-сматриваются 48 музыкальных инструментов, зафиксированных в ком-плексных и специализированных фольклорных Издание предназначено для специалистов, занимающихся пробле-мами национального фольклора, студентов музыкальных отделений выс-ших и…
Реферат: Понятие и источники права международных организаций
Реферат: Социологические взгляды П.А. Сорокина о браке, семье, любви
Реферат: Международная торговля динамика, структура и направления
Дипломная работа: Управление медицинским персоналом
Реферат: Let Your Car Speak For You Essay
“Башкирские народные музыкальные инструменты” – olimpiada.melodinka
“Башкирские народные музыкальные инструменты”
Автор: Кадырова Екатерина Валерьевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Сценарий мероприятия
“Башкирские народные музыкальные инструменты”
Краткое описание работы: конспект музыкального занятия для старшей группы
Ход занятия:
М. : (пропевая ) -Здравствуйте ребята!
Дети:(пропевая)-Здравствуйте!
М.Р: Ребята ,наше сегодняшнее занятие будет не совсем обычным .Мы с вами полистаем музыкальные картинки ,которые хранятся в музыкальной шкатулке(показ шкатулке).
Но музыкальная шкатулка открывается только музыкальным детям.И чтобы показать свою музыкальность мы исполним веселую песню
Ребята ,будьте внимательны ,все движения выполняйте аккуратно, старайтесь выполнять их чётко и правильно.
Исполнение песни «Три прихлопа».
М.Р.: Ребята ,посмотрите музыкальная шкатулка открылась и мы с вами можем посмотреть первую музыкальную картинку(показ картинки)Это картинка-загадка.
Посмотрите внимательно ,что изображено ?
Дети: Танцую танец
М.Р.: Посмотрите внимательно ,какой народ танцует этот танец?
Дети: Башкирский
М.Р.: Ребята, какие основные элементы мы знаем у башкирского танца?
Дети: «Тройной притоп»
М.Р: Приглашаю вас встать в круг и показать как у вас получается этот элемент.
Молодцы, у всех получается отлично, садитесь.
М.Р.: Следующая загадка необычная ,мы должны ее услышать прежде чем узнаем, что за картинка нас ждет в шкатулке.
(Слушаю мелодию курая)
М.Р: Ребята, что за инструмент сейчас звучал ?
Дети: Башкирский народный инструмент-курай.
М.Р: Верно, значит мы с вами поговорим о народных башкирских инструментах. В старину не один праздник не обходился без музыки народных инструментов. Кто занет, как называли музыкантов у башкир??
Дети: Сесены.
М.Р.: Какой инструмент нам сейчас пел?
Дети: Курай.
М.Р:В нашем видео архиве есть изображения курая ,посмотрите внимательно ,он похож на дудочку .
(Показ слайдов)
М.Р.: Какие еще инструменты у башкирского народа вы знаете?
Дети: курай ,домбра.
(Показ слайдов ,слушание их звучания)
М.Р.: Ребята еще музыкальные инструменты любят играть вместе ,как называют коллектив ,в котором играет много музыкальных инструментов?
Дети: Оркестр
(Слушание в исполнении оркестра башкирских инструментов. )
У нас тоже есть свой маленький оркестр
Шумовой оркестр «Настала осень»
М.р.: Ребята, о чем люди могли рассказать в песнях?
Дети: О дружбе, любви, о героях ,о жизни.
Сейчас послушайте и скажите о чем эта песня?
Песня «Друзья»
Дети :О том, что в Башкирии дружно живут люди разных национальностей.
М.Р: Споем знакомую песню, но для начала распоемся .
Распевка.
Исполнение песни «Друзья»Бикбовой
М.Р: Ребята, скажи какая по настроению эта песня?
Грустная, веселая, под нее охото плясать или плакать??
Дети: Веселая ,плясать.
М.Р.: Редко песня на народном гулянии обходилась без танца.
Часто народ пел и танцевал одновременно ,водили хоровод .
Вот и мы с вами встанем в хоровод и станцуем.
«Хоровод»Сальманова
М.Р: Прошло много лет музыка башкирского народа до сих пор живёт и радует нас. Очень много веселых игр. Мы с вами в одну из них поиграем.
Игра «Юрта»
М.Р : А теперь ребята ,закройте глаза ,и каждый сам себе поставьте оценку за работу на занятии ,а теперь покажите пальчиками свою оценку.
Самооценка детей.
М.Р: Пока мы с вами ставили себе оценки ,наша шкатулка тоже вас оценила ,и она считает ,что все ребята сегодня заслужили сладкое угощение.
М.Р: На этом наше занятие заканчивается .
(пропевая) До свиданья
Дети: До свиданья!
Музыкально-дидактическая игра «Башкирские музыкальные инструменты».
Музыкально-дидактическая игра
«Башкирские музыкальные инструменты».
Цель: повышение интереса детей к национальным башкирским музыкальным инструментам.
Задачи:1.Образовательные:
познакомить детей с башкирскими национальными музыкальными инструментами, историей их создания; с их разновидностями, окраской звука и особенностями звукоизвлечения.
2. Развивающие:
формирование музыкального слуха, памяти, выдержки и внимания.
развивать творческие способности, любознательность, интерес к культуре башкирского народа.
3. Воспитательные:
воспитание патриотических чувств: ценностного отношения к прекрасному;
воспитывать в детях любовь к малой Родине и музыкальному искусству своего народа.
Предварительная работа: дети на предыдущих музыкальных занятиях знакомятся с музыкальными инструментами башкирского народа, их внешним видом, звучанием (тембр), звукоизвлечением, а также принадлежностью к тому или иному виду оркестров: народному, симфоническому, духовому; к какой классификации инструментов относятся: духовые, струнные, клавишные, ударные…
Игровой материал: карточки, на которых изображаются различные музыкальные инструменты: рояль, скрипка, арфа, тарелки –инструменты симфонического оркестра;
деревянная флейта, гармонь, бубен, гусли- инструменты народного оркестра;
награ, дунгур, думбурзяк, думбыра, кыл –кобыз, кубыз, сорнай, ятаган, курай- национальные башкирские музыкальные инструменты.
Возраст: подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет).
Методика проведения: В ходе игры перед игроком раскладываются несколько карточек (от четырех до пяти), при этом один из изображенных инструментов должен быть «лишним». К примеру, педагог выбирает четыре карточки с картинками башкирских музыкальных инструментов и одну – с инструментом из симфонического оркестра или одну – инструментом из оркестра народных инструментов. Ребенок должен определить, какая картинка «лишняя», объясняя свои действия.
история башкирской домбры, строение музыкального инструмента и его особенности
Музыкальные инструментыУ башкирского народа есть уникальное культурное наследие, в том числе и музыка. С давних времен для песнопений использовался старинный инструмент думбыра. О нем и пойдет речь в нашем материале.
Что это такое?
Думбыра — фольклорный инструмент, который относится к группе струнно-щипковые. Узбеки, казахи и таджики имеют аналогичные модели. У казахов — двухструнная домбра. Ни один праздник не состоится без участия домбры, которую тюркские народы считают достоянием нации. Домбра даже была отмечена в Книге рекордов Гиннеса.
Название инструмента происходит от арабского слова «танбур», что означает «мучить сердце». Народные певцы и сказатели исполняли душевные баллады под мелодичные звуки думбыры, которые затрагивали сердца многих людей.
История
Домбре около 4000 лет. Это подтверждается древней находкой, хранящейся в Музее музыкальных инструментов в Казахстане. Упоминания о башкирской домбре встречаются в общетюркских дастанах «Китаби деде Коркуд», эпосе «Заятуляк менен хюхылу» и «Коргут-ата». Игра на думбыре — древнейшая традиция тюрков. Во время песнопений люди веселились или грустили, рассказывали истории, вдохновляя друг друга.
Искусство игры передавалось из поколения в поколение. Молодежь и сейчас с удовольствием изучает игру на этом старинном инструменте. Небольшая информация о башкирской думбыре (домбре) имеется в «Атласе музыкальных инструментов народов СССР». Также писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк рассказывал о ней, отметив удивительное сходство с русской балалайкой. Считается, что этот инструмент был привезен в Башкирию из древней Ассирии. Домбра является символом свободы и священным предметом у казахов.
Знаменитый композитор К. Курмангазы оказал большое влияние на развитие музыкальной культуры Средней Азии. До наших дней сохранилось около 60 написанных им мелодий и композиций. К началу XX века думбыра практически перестала использоваться в повседневной жизни. Причиной тому, возможно, стали преследования сказателей царскими властями. Поскольку эти люди были вдохновителями и активными участниками освободительного движения, их преследовали с особой жестокостью. Со временем традиция исполнения эпических легенд стала исчезать, к тому же мандолина обретала особую популярность. Реконструкция башкирской домбры началась в конце XIX века. Восстановлением и обновлением инструмента занимались профессионалы. Это были известные мастера: В. Зубченко, Г. Кубагушев, Ю. Зирин, А. Параев и А. Овчинников.
Г. Кубагушев придумал свой вариант, который напоминал казахскую домбру, – альту. Известный музыкант Р. Сулейманов написал самоучитель игры на модели Г. Кубагушева на башкирском языке. Композитор Н. Тлендиев написал около 500 различных музыкальных произведений с участием домбры, в том числе оперу и балет. Домбрист К. Ахмедьяров является автором множества книг и учебных пособий для высших школ. В это же время в Уфимском ГИИ открыли кафедру «Башкирской музыки и фольклора» и организовали производственный цех для изготовления башкирской думбыры и кубыза.
Примечательно, что доработанный инструмент стали склеивать вдоль корпуса, тогда как старый делали из долбленого дерева. Новая модель музыкального инструмента Ю. Зирина была испробована в учебном ансамбле башкирских музыкальных инструментов при университете. Думбыра А. Овчинникова обрела популярность среди музыкантов. На ней играли в таких фольклорных группах, как «Караван — сарай», «Дервиш», и в академическом ансамбле народного танца имени «Ф. Гаскарова». Среди современных домбристов можно отметить композитора А. Желдибаева. Он является автором более 70 мелодий на домбре.
Модель инструмента А. Владимирова привела в восторг профессиональных музыкантов. Было успешно организовано массовое производство думбыры для профессионалов и любителей.
Строение
Казахская домбра и думбыра несильно отличаются по внешнему виду. У башкирской думбыры гриф короче, имеются три струны, тогда как у казахской домбры их всего две. Думбыра имеет каплевидную форму, нижняя часть которой шире, а верхняя – более узкая. В перевернутом виде она выглядит как большая деревянная ложка. Длина – до 80 см. У инструмента деревянный корпус и три струны (нейлоновые или металлические).
Думбыра имеет 19-ладовый гриф с пластинами. Шкала квинто — квартовая. Нижняя часть деки состоит из заклепок изогнутой формы, а верхняя снабжена отверстием. Струны верхней части инструмента крепятся к настраивающейся головке, а нижняя часть присоединяется к насадке с помощью кнопок. Играть на думбыре нужно одновременно на трех струнах, поставив инструмент под наклоном, шейкой грифа вверх. Верхняя струна инструмента ведущая, а нижняя – бурдонная. Думбыра может быть как сольным инструментом, так и участвовать в ансамбле.
Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых представила многоформатное пособие о народных музыкальных инструментах
18 ноября в Башкирской республиканской специальной библиотеке для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина прошла онлайн-презентация итогов проекта по созданию многоформатного пособия для незрячих и слабовидящих людей (тактильного аудиовизуального комплекса) «Душа башкирского народа: народные музыкальные инструменты для незрячих», который стал одним из победителей конкурса грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
В ходе презентации в режиме онлайн гости познакомились с башкирскими народными музыкальными инструментами: курай, кыл-кубыз и кубыз. О каждом из музыкальных инструментов ведущая рассказала по изданному рельефно-графическому пособию. Тактильный аудиовизуальных комплекс включает в себя: информацию укрупненным шрифтом, рельефно-точечным шрифтом, звуковой вариант (можно прослушать на башкирском и русском языках посредством наведения указки на аудиостикер). Пособие проиллюстрировано рельефно-графическими изображениями и дополнено трёхмерными макетами объектов, описываемых в издании. Комплекс пособия позволят нашим читателям активизировать все органы восприятия (аудиальное, осязательное, и для слабовидящих — остаточное визуальное) в процессе познания информационного пространства. Профессиональные музыканты проиграли башкирские народные мелодии на курае, кыл-кубызе и кубызе в сольном и в групповом исполнении.
Многоформатные пособия в подарочном пакете будут переданы в филиалы библиотеки для слепых в городах Белебей, Белорецк, Стерлитамак; в муниципальные тифлоцентры республики в городах Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Туймазы, Кумертау. Отдельный комплект пособия будет передан для незрячих пользователей Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых.
Реализованный проект способствует внедрению инновационных форм обеспечения полноценного доступа к информации краеведческого содержания незрячим и слабовидящим пользователям. Издание многоформатного пособия является логическим продолжением целенаправленной проектной деятельности Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина в целях реализации прав незрячих и слабовидящих пользователей на беспрепятственный доступ к информации и знаниям, приобщение к культурным ценностям.
На сайте библиотеки можно посмотреть видеозапись онлайн-презентации.
Олег Иванович Кушнерук,
заместитель директора по связям с общественностью
Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых
чем башкирская флейта покорила монахов Шаолиня?
В честь 100-летия Башкирской АССР, которая первой из советских республик обрела независимость, «МИР 24» рассказывает читателям о природе, традициях и ремеслах этого региона. Сегодня мы поговорим о таком удивительном и редком музыкальном инструменте, как курай.
«Где башкир, там курай», – гласит старинная башкирская поговорка. В жизни народа Башкортостана этот инструмент действительно играет значимую роль и даже является одним из главных символов республики.
Фото: Википедия / Frhdkazan
Внешне курай больше всего напоминает флейту, но звук у него совсем другой: более глубокий и многогранный. В классификации музыкальных инструментов курай отнесен к аэрофонам, которые входят в подгруппу флейтовых, и представляет собой разновидность продольной флейты. Впрочем, некоторые кураи относятся к подгруппе язычковых духовых инструментов, куда также входят кларнет, саксофон, фагот, гобой, а также гармоника и губной орган.
В зависимости от конструкции и материала изготовления выделяют несколько разновидностей курая. Длина инструмента может варьироваться от 12 до 100 сантиметров. Но самое интересное в курае – это, конечно же, его неповторимое звучание. Вот как описывает этот удивительный инструмент профессиональный кураист, руководитель ансамбля «Курайсы» Роберт Юлдашев: «Курай – это единственный инструмент, который по своему тембру очень близок к человеческому голосу. Игра на нем – это еще и дыхательная практика, благодаря которой человек приходит к гармонии со Вселенной. Курай очень полезен и для того, кто на нем занимается, и для того, кто слушает».
Фото предоставлено Робертом Юлдашевым
Этимологи до сих пор спорят о происхождении слова курай, но все версии так или иначе связаны с растением, из которого изготавливается инструмент. Так, есть предположения, что слово курай представляет собой смесь слов «кура» (стебель крупного зонтичного растения) и «най» (флейта). Некоторые исследователи полагают, что слово курай произошло от древнетюркского qağuray, в котором корень «qaq» означает «сухой», «высушенный». Слова с похожим корнем присутствуют также в алтайском (каурай означает «сухой камыш»), в монгольском (хуурай – «сухой»), в сибирскотатарском (курау – «высушивать»), в марийском (каура – «сухой», «ломкий») и даже в венгерском языке (koro – «сухой стебель»).
Кстати, курай можно не только услышать в гимне Башкортостана (он солирует на фоне духового оркестра), но и увидеть на национальном флаге и гербе – их украшает цветок курая. Как говорят сами башкиры, семь лепестков в соцветии символизируют дружбу семи родов, которые положили начало единению народов, проживающих на территории Башкортостана.
Флаг Республики Башкортостан, в центре – соцветие курая
С кураем в башкирской культуре связано множество легенд. Самая популярная из них описывает чудесное происхождение этого инструмента из стебля тростника и раскрывает «божественную» сущность курая.
«Есть такая древняя легенда: возвращается пророк после встречи с Богом и пробует рассказать людям о своей радости. Но люди не понимают его. И вот он слышит голос, который говорит ему: «Выйди, встань среди Уральских гор и расскажи им свою радость». И он начинает рассказывать лугу, горам о своей радости, и из земли вырастает тростник. На ветру он начинает издавать звук, и пастушок, который пасет коней, срезает его и начинает играть. С тех пор говорят, что радость Создателя звучит через этот инструмент», – рассказывает Роберт Юлдашев.
Фото: ТАСС/Виктор Воног
Он играет на курае уже почти 40 лет и заслужил звание кураиста-виртуоза. Его репертуар простирается от народных башкирских песен до оперных арий. Ансамбль «Курайсы» под руководством Юлдашева выступал на многих мировых сценах, включая знаменитый театр «Ла Скала» и Кремлевский дворец в Москве. Музыкант сотрудничал с такими артистами, как Владимир Спиваков, Николай Носков, Гарик Сукачев, Пелагея, и многими зарубежными звездами.
Юлдашев признается: когда впервые услышал курай, по телу побежали мурашки. Но освоить игру на этой флейте не так-то просто.
«Один звук играется, как на флейте, а второй звук – поется. В результате получается такое интересное многоголосье, и даже в некоторых местах возникает расщепление до трех голосов. Поэтому изобразительные способности курая очень велики – от тонкой лирики до драмы и патриотического пафоса», – объясняет Роберт.
Группа «Курайсы». Фото предоставлено Робертом Юлдашевым
Каждую флейту мастер изготавливает по индивидуальным меркам: необходимо учитывать рост и объем легких человека. Поэтому считается, что стебель для своего курая каждый музыкант должен найти сам. Во время игры важно не только совмещать игру и пение, но и дышать особым образом. Подобные дыхательные практики оказывают очень благотворное и даже целительное воздействие на человека, уверяет Юлдашев.
«Однажды мы встретились с буддийским монахом, который с трех лет воспитывался в Шаолине. Когда он впервые услышал курай, то очень удивился. Мы, говорит, эти целительные звуки 15 лет учимся извлекать, чтобы людей лечить, а у вас они присутствуют в древних мелодиях! А мастер ЧОМ (Чернэ Олег Михайлович), мастер международного класса по даосским практикам, так говорил о курае: «Это инструмент, который формирует пространство», – рассказывает Юлдашев.
Курай – очень древний инструмент. Хотя первые письменные упоминания о нем появились в XIII-XIV веках, инструменты такого типа, найденные при раскопках, датируются IV-II веками до нашей эры. Тема происхождения курая фигурирует во многих произведениях башкирского фольклора, записанных в XIX – начале XX века. Башкиры рассказывают, что в древности кураисты (как, собственно, и сейчас) были не просто музыкантами, услаждавшими слух людей музыкой. Важной частью их ремесла было умение рассказывать истории: с каждой мелодией была связана легенда, которую кураист должен был донести до слушателей перед началом игры. А иногда люди сами догадывались, о чем он играет. Башкиры верят: звуки курая в сочетании с голосом музыканта могут поведать о многом.
Фото предоставлено Робертом Юлдашевым
«Была такая интересная история: мы с обладателем «Грэмми» Ильдаром Абдразаковым однажды выступали в «Ла Скала». Чтобы послушать этот концерт, туда прилетели люди из Англии, Новой Зеландии, Австралии и Америки. И когда мы играли, публика словно не дышала, как будто впитывала каждый звук, каждое дыхание. После концерта некоторые зрители пришли к нам за кулисы, просили посмотреть мой инструмент. И одна женщина меня удивила, сказав: «Когда вы играли, я видела зеленые горы! Такие горы, как на границе между Италией и Швейцарией – это Альпы!». Но на самом деле я эти Альпы никогда не видел, я играл про Уральские горы. Самое удивительное, что она это «считала» через мелодии!», – рассказывает Роберт.
Искусство игры на курае очень сильно отличается от игры на привычных нам музыкальных инструментах, настаивает Юлдашев. «Есть же, например, музыканты, которые могут одновременно играть на скрипке и в WhatsApp переписываться. А здесь музыкант играет с полным погружением: древние исторические события и легенды как бы проносятся перед ним. И для слушателей это тоже более глубокое погружение», – отмечает музыкант.
Несмотря на свою многовековую историю, курай остается не только самым старинным, но и самым популярным в Башкортостане музыкальным инструментом. Роберт Юлдашев считает, что освоить игру на курае может любой, независимо от рода занятий.
«Курай – это инструмент, который помогает тебе осуществлять саморегуляцию и обрести спокойствие, духовное равновесие, будь ты хоть президент, хоть олигарх, тракторист или хлебороб – неважно. Дело в том, что каждый человек – это довольно нежное создание, и чтобы полностью самореализоваться, нужно постоянно себя структурировать. Курай производит как раз те полезные звуки и вибрации, которые помогают человеку обрести спокойствие, равновесие, приобрести силу, понять, кто ты и зачем пришел в этот мир. Поэтому всем, кто не умеет играть на курае, я рекомендую обязательно его слушать», – с уверенностью заключил артист.
Kurai (флейта)
Infobox Instrument
name=Kurai
name=Kurai,Kuray,Koray
классификация=
*деревянный духовой инструмент
диапазон=
related=
*0 Ney – аналогичный4 инструмент 90 Джединка
* Дилли Кавал
* Шви
* Фрула
* Мургу
* Курай
* Кавала
Башкиры.
Курай – самый известный и популярный музыкальный инструмент башкирского народа. Башкирский народный наигрыш «Поющие журавли», исполняемый только с кураем, имеет более чем тысячелетнюю историю.
Наиболее распространенным видом курая является курай, изготовленный из стебля зонтичного растения, называемого кураем. Стебель курая имеет длину 2-3 метра. Цветет в июле, засыхает в августе-сентябре. Его срезают в сентябре и хранят в сухом и темном месте. Длина определяется путем измерения 8-10-кратной ширины ладони, охватывающей стебель растения.Первое отверстие необходимо сделать на расстоянии четырех пальцев от верхушки растения, следующие три отверстия на расстоянии двух пальцев друг от друга, пятое сзади на расстоянии трех пальцев от четвертого отверстия.
Длина курая около 510-810 миллиметров. Диапазон курая состоит из трех октав. Курай используется как сольный, так и ансамблевый инструмент. Теперь курай можно сделать из шпона. Он более стабилен, и его звук похож на естественный звук курая.
Помимо травяного курая известны и другие виды курая:
*сор-курай – род курая, изготовляемый башкирами, жившими в степи, где природный курай не растет. Он сделан из степной травы и имеет длину не более одного метра, но шире в диаметре. Специалисты говорят, что он использовался для вызова сигналов.
*медный курай – курай из меди. Однако специалисты не одобряют употребление этого вида курая, так как он вреден для здоровья.
Имена выдающихся кураистов-импровизаторов: Кубагуш-сасан, Байк-сасан, И. Мурзакаев, Г. Аргинбаев, Ю. Ицианбаев, И. Дильмухаметов, Г. Сулейманов, К. Дияров, Р. Рахимов, Ю. Гайнетдинов и А. Айткулов.
Много исполнителей курая: лауреаты и дипломанты Международных музыкальных фольклорных фестивалей, Международных фестивалей студентов и молодежи, Всероссийских конкурсов исполнителей на редких музыкальных инструментах.
На Государственном флаге и Государственном гербе Башкортостана изображен цветок курая.
см. Также
* Kaval
* Ney
* Duduk
* Flule
* Jedinka
* Dilli Kaval
* Shvi
* Froula
* Mugu
Рекомендации
* Cite Web | First = Olesya |last=Серёгина|url=http://eng. bashvest.ru/showinf.php?id=2431|accessdate=26 декабря|accessyear=2007|quote=Музыка, исполняемая на этом замечательном башкирском народном инструменте, понятна и дорога всем .|date=24 октября 2007|издатель=БАШвест|work=Культура|title=Семь музыкантов Курая
* цитировать журнал|title=Формирование народных ладовых систем|first=Виктор|last=Беляев|journal=Journal of Международный совет народной музыки|volume=15|year=1963|page=4-9|accessdate=17 февраля|accessyear=2008|url=http://links.jstor.org/sici?sici=0950-7922%281963%2915%3C4%3ATFOFMS%3E2.0.CO%3B2-M|pages=4|doi=10.2307/836227
Фонд Викимедиа. 2010.
: Регионы и города :: Россия-ИнфоЦентр
Башкирия изначально была заселена племенами башкир, тюркского народа. Они являются частью огромного тюркского мира, расселенного на территории от Балтийского и Черного морей на западе до Охотского моря и Тихого океана на востоке, от Кавказского до Гималайских и Гиндохушских гор на юге. Этническая история башкир очень богата и древняя, она насчитывает тысячи лет. Последующее формирование башкирской культуры проходило в условиях их взаимодействия со славянскими и угро-финскими народами.
Башкиры образовывали воинские союзы и участвовали во всех видах связи со многими народами, населявшими сопредельные территории. Башкиры были преимущественно кочевым народом и около половины своей жизни проводили во временных жилищах, так называемых юртах (юртах кочевников).Юрта – идеальное жилище, так как в сильный мороз в ней тепло, а в жару – прохладно. Каркас традиционных юрт состоит из четырех-шести деревянных разборных решеток (веревок), поставленных по кругу и закрепленных камнями. Затем юрту покрывают большими кусками кожи, образуя конусообразную крышу юрты. Он образован из деревянных тонких жердей (ук), нижний конец которых опирался на решетки, верхний (заостренный) – на деревянный круг (сагарак), который одновременно был и окном, и дымоходом для пропуска пара, скапливающегося под его войлочный свод выходит из юрты.
Традиционная мужская одежда состоит из широкого и длинного рукава рубашки с прямым вырезом воротника, брюк с широким шагом, легких с прямыми спинами халатов, камзолов и тулупов. Мужские головные уборы – тюбетейки, круглые меховые шапки, малахай, папахи. Мужской головной убор, т.е. чалма, был популярен у башкир, как и у других мусульманских народов. Это не был повседневный головной убор. Его надевали в основном старики при посещении мечети, а также служители культовых мулл.
Традиционная женская одежда: платье с воланами, передник, камзол.Молодые женщины также носили нагрудные украшения из кораллов и монет (селтар, хакал). У башкирских женщин головные уборы были самыми разнообразными. Башкирские девушки обычно, особенно летом, ходили с непокрытой головой, взрослые девушки и женщины всегда носили ситцевые платки.
ruslink100166
Довольно долгое время полукочевое скотоводство обеспечивало башкир продовольствием, а также кожей и шерстью. Благодаря своей мягкости, эластичности и легкости, способности долго сохранять тепло, шерсть была универсальным сырьем для изготовления войлока и ковров. Благодаря своей универсальности войлок получил наибольшее распространение. Им покрывали жилище – юрту, пол, решетчатые стены. Она заменила в юртах мебель: на ней башкиры работают, отдыхают, едят, молятся, встречают гостей. Из него шили обувь, одежду, некоторые детали конской сбруи. Войлок использовался для украшения жилища. Вместе с шерстяными коврами, перинами и подушками громоздились кассы.
Башкиры почти сплошь мусульмане. В восемнадцатом веке Православная церковь пыталась обратить их в христианство, но сегодня только около 3% являются христианами.Те, кто обратился в христианство, теперь организованы в крошечное меньшинство, известное как нагайбаки.
Ислам не так глубоко укоренен среди башкир, как среди татар. Однако Уфа, столица Башкирии, была центром религиозной жизни европейских мусульман России с восемнадцатого века. Здесь находится «Мусульманское духовное управление Европейской России и Сибири».
В Башкирии более ста мечетей.
Знакомство с народными инструментами: русский курай
Курай – разные по форме и размеру | © Викисклад | © Aidar254 / WikiCommons
Игра на таком древнем инструменте, как курай, — это больше, чем просто изучение инструмента. Курайисты хранят многовековую традицию, воплощая в жизнь те самые мелодии, которые исполнялись задолго до начала истории России.
Родом из Башкортостана, Россия, курай считается одним из самых древних инструментов в мире. Археологические исследования в этом районе позволяют историкам датировать происхождение похожих инструментов II веком до нашей эры. Среди выдающихся современных игроков в курай – уроженец Башкортостана Роберт Юлдашев.Он поделился красивой легендой, объясняющей появление курая. Пророк возвращается после встречи с Богом и хочет поделиться своим счастьем с людьми. Но они их не понимают. Так он слышит внутри себя голос Божий, говорящий пророку идти в горы и разделить его счастье. Как только он это делает, на этом поле начинает расти тростник. Пастух, проходящий мимо, слышит звук ветра, дующего в трость, и решает сделать музыкальный инструмент, проделав в трости отверстия для игры на нем.Отныне звук, исходящий от инструмента, сродни счастью встречи с Богом.
Эскиз курая XIX века | © Wikimedia Commons
Инструмент, а также его мелодии сохранялись на протяжении веков, поддерживая поистине древнюю традицию. Мелодии для курая обычно сопровождаются рассказом или легендой, объясняющей появление мелодии. Роберт поделился одной из своих любимых мелодий под названием «Воронёнок», которая, по его мнению, точно передает звуки природы, как будто летит ворона.
https://theculturetrip.com/wp-content/uploads/2018/02/robert-recording-edited.mp3
Истоки этой истории уходят корнями в старую, довольно странную легенду о том, что беременные жены из Башкортостана часто украдены врагами из-за веры в то, что их дети вырастут сильными воинами. Итак, однажды мужчина приходит домой и обнаруживает, что его жена ушла. Он сразу узнает, что ее украли враги, и отправляется на ее поиски. Когда они приближаются к дому, женщина рожает, и они решают оставить ребенка в вороньем гнезде, чтобы сбежать.Супруги убиты горем и решают вернуться и похоронить останки ребенка. К их радости, младенец еще жив — ворона покормила его, пока их не было. Их история доходит до ушей курайистов, и они сочиняют мелодию об этом чуде.
Роберт Юлдашев и его группа | Предоставлено Робертом Юлдашевым
В инвентаре Роберта не один курай. У него их несколько, отличающихся по длине. Чем длиннее курай, тем ниже звук, и наоборот.Вот почему для того, чтобы сыграть целую мелодию, вам понадобится более одного курая. Хотя все quray разные, есть тип, который называется «классическим quray». Он имеет длину от 57 до 81 см и имеет пять отверстий. Четыре снаружи и один внутри. Научиться играть ноты по порядку — не самая большая проблема. Основное внимание уделяется получению правильного звука от инструмента. Настолько, что когда маленькие дети учатся играть, они начинают с курая, в котором вообще нет отверстий.По мере того, как ученик прогрессирует, ему или ей разрешается начинать вырезать отверстия по одному. Когда Роберт начал играть, стало очевидно, что, в отличие от других духовых инструментов, звук исходит не только с конца корея. Это также резонирует во рту, техника, которой владеют только профессиональные игроки.
Научиться играть на курае — непростая задача, и найти учителя непросто. Роберт вспоминает, что его знакомство с инструментом было похоже на судьбу.В детстве его привели с родителями в гости, и он услышал, как старик играет на курае. Его «все тело покрылось мурашками», и после этого он пытался имитировать этот инструмент, как это делают дети, на различных трубках, которые ему удавалось найти. «Бог услышал его» однажды в школе, когда он играл на уроке рисования, в очередной раз имитируя этот инструмент. Учитель увидел его и спросил, не хочет ли он научиться играть на курае. Роберт быстро согласился, и в течение года он встречался с этим учителем рисования после школы, чтобы учиться.С тех пор Роберт получил профессиональное музыкальное образование, выступал по России и завоевал множество наград. По его мнению, игра на курае — это не только представление. «Древние инструменты, как и народный язык, привносят во вселенную некий баланс. Самое главное, они сохраняют коллективное мышление культуры, поэтому важно играть не просто для выступления, а для сохранения этого баланса в мире».
Музыка России – Academic Kids
Музыка России – Academic KidsОт академических детей
В Википедии нет статьи с таким точным названием.- Если вы создали эту страницу в последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте выполнить очистку ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php?title=Music_of_russia&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
- Если вы создали статью под этим заголовком ранее, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация
Академическое детское меню
- Искусство и культура
- Искусство ( http://www.
academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
- Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
- Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
- Музыка ( http://www.acadekids.com/encyclopedia/index.php/Музыка )
- Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
- Искусство ( http://www.
- Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
- Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
- География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/География )
- Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
- Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
- Флаги ( http://www.academickids.
com/encyclopedia/index.php/Flags )
- Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
- История ( http://www.acadekids.com/encyclopedia/index.php/History )
- Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
- Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
- Средневековье ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
- Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/предыстория )
- Ренессанс ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
- Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
- Войны ( http://www.
academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
- Всемирная история ( http://www.acadekids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
- Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
- Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
- Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
- Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/наука )
- Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
- Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
- Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
- Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
- Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.
php/Изобретения )
- Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
- Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
- Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
- Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
- Антропология ( http://www.acadekids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
- Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
- Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
- Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
- Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
- Космос и астрономия
- Солнечная система ( http://www.
acadekids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
- Планеты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
- Солнечная система ( http://www.
- Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
- Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- Погода ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
- Штаты США ( http://www.acadekids.com/encyclopedia/index.php/US_States )
Информация
- Домашняя страница ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php )
- Свяжитесь с нами ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Contactus )
торо и локомотив: Курай
Курай [ ҡурай ] символ Башкортостана
Курайский, башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент: продольная открытая флейта из стебля зонтичного растения. Он имеет 4 прорези на передней стороне и 1 на задней. Длина 45-100 см. Диапазон в размере секст, при передувании достигает 2-2,5 октав.
Курай, название нескольких видов сорных растений в лесостепи, полупустынях и пустынях. Обычно – это жесткие, колючие растения, принадлежащие к жизненно важной форме перекати-поля.
Башкирская музыка
01 – Ишморат Ильбаков – Старый Каюм
02 – Азат Айытколов – Циалковский
02 – Раушан-Курайшан – Кара-Урга
03 – Фаттах и Фанур Аралбаевы – Хайра хандугасым
05 – Азат Айытколов – Буранбай
05 – Рушан Биктимиров – Гыр
06 – Ишморат Ильбаков – озорная Зульхира
09 – Раушан-Курайшан – Серия
музыка
нашел здесь:
Курай
Курай – самый известный и популярный музыкальный инструмент башкир.Через курай башкиры выражают все свои чувства радости и печали. Мы знаем о кураях с древнейших времен. Башкиры говорят: «Мы помним курай, пока помним себя». Например, башкирский народный наигрыш «Поющие журавли», исполняемый только с кураем, имеет более чем тысячелетнюю историю.
Самый распространенный вид курая – курай из травы. Его делают из стебля зонтичного растения, называемого курай. Стебель курая имеет длину 2-3 метра.Цветет в июле, засыхает в августе-сентябре. Срезают в сентябре и держат в сухом и темном месте. Говорят, что курай, выросший на поляне среди гор, мелодичнее того, что вырос у воды. Нужно отмерить в 8-10 раз ширину ладони, охватывающую стебель растения, а затем отрезать его. Это будет длина курая. Затем нужно сделать отверстия в растении: первое отверстие нужно сделать на расстоянии четырех пальцев от верхушки растения, следующие три отверстия на расстоянии двух пальцев друг от друга, пятое – сзади, на расстоянии трех пальцев от верхушки растения. четвертое отверстие.
Длина курая около 510-810 миллиметров. Диапазон курая состоит из трех октав. Звучание поэтично и возвышенно, тембр мягкий. Курай используется как сольный, так и ансамблевый инструмент. Можно исполнять танцевальные мелодии, а также марши, протяжные наигрыши (озон-куй). В наше время курай стали изготавливать из шпона. Он более стабилен, и его звучание приближено к естественному звучанию курая.
Помимо травяного курая известны некоторые другие виды курая: – сор-курай – род курая, изготавливаемый башкирами, жившими в степи, где природный курай не растет.
Изготовлен из степной травы и имеет длину не более одного метра, но шире в диаметре. Специалисты говорят, что он использовался для вызова сигналов.
– медный курай – курай из меди. Однако специалисты не одобряют употребление этого вида курая, так как он вреден для здоровья. Но по некоторым преданиям, мастерство изготовления медного или серебряного курая высоко ценилось и почиталось мастером.
Но только хороший курайист может открыть мир тайны курая.Искусство игры на курае сохранялось и бережно передавалось из поколения в поколение. Имена выдающихся кураистов-импровизаторов широко известны. Они были основателями разных исполнительских школ курая – Кубагуш-сасан, Байк-сасан, И.Мурзакаев, Г.Аргинбаев, Ю.Ицянбаев, И.Дильмухаметов, Г.Сулейманов, К.Дияров, Р.Рахимов, Ю.Гайнетдинов, А. Айткулов и другие.
Много исполнителей курая: лауреаты и дипломанты Международных музыкальных фольклорных фестивалей, Международных фестивалей студентов и молодежи, Всероссийских конкурсов исполнителей на редких музыкальных инструментах.Курай – очень уважаемый инструмент в Башкортостане. Это символ Родины-матери. Изображение цветка курая можно увидеть на государственном флаге и гербе Башкортостана. Издавна люди считали, что курай способен развеять горе, успокоить и поднять настроение. Башкиры знали силу музыки и устной речи. Поэтому почетными гостями были сасаны и кураисты. Писатели, поэты и театральные режиссеры создают множество произведений, посвященных кураю.
Бахтияр Аманжол | Сеть развития Khan Khan
Kurmangazy Казахстанская национальная консерватория
Музыкальные традиции Тенгрианизма
Духовная традиция Tengri
Во второй половине XVI века ученые начали говорить о новой мировой религии – Тенгрианство, или поклонение Небесному божеству Тенгри ( Тәңiр в тюркских языках). В более ранних произведениях эта религия была известна под другими названиями, такими как «алтайский шаманизм» или «культ духов предков».В настоящее время мы только начинаем осознавать ее значение для духовной культуры Евразии и даже за ее пределами.
Исторические корни тенгрианства уходят глубоко в историю. Самые ранние упоминания о Тенгри относятся к IV веку до н.э.: в древней Месопотамии имя царя записывалось с почетным титулом «Дингир» (Бог) (Oppenheim 1990). К XII-XIII вв. н.э. эта форма культа стала самостоятельной религией, со своей онтологией, космологией, мифологией и демонологией (Токарев 2003).Варианты слова тенгри , означающего «бог», встречаются во многих тюркских языках, и было много предположений относительно его этимологии. Российский исследователь тенгрианства Рафаэль Безертинов передает смысл его значения для алтайского культа, сопоставляя тюркское слово « таң » , что означает «восход солнца», с древнеегипетским словом « ра ». , что означает «солнце», и тюркское, алтайское слово « янг » , что означает «сознание» (2000).
Хотя считается, что эпицентром тенгрианства был Алтай, исконная родина тюркских народов, проявления этой древней религии обнаруживаются в культурных традициях народов, населявших территорию от Уральских гор на западе до Тихого океана на юге. Восток. Элементы поклонения Тенгри были включены в буддизм, христианство и ислам, добавляя этим более поздним религиям своеобразное культурное измерение.
Музыка в тенгрианстве как духовное посредничество
Роль музыки как канала религиозной коммуникации известна издревле в культурах многих народов.Его можно увидеть в устном предании и мифологии, например, в мифе об Орфее, в древнетюркской легенде о Коркыте, в киргизской легенде о Камбаре.
Какие аспекты музыкального языка обеспечивают средства для священного посредничества в тенгрианской традиции? Связь музыки с системой мировоззрений здесь заключается в выражении идеи вертикальной связи между разными сферами мироздания: нижней земной сферой, верхней сферой Неба и человеческим миром между ними. Древнетюркская надпись на орхоно-енисейском памятнике Культегину, найденном в северной Монголии и относящемся к VIII веку нашей эры, рисует картину сотворения мироздания:
«Когда возникло голубое Небо вверху и коричневая Земля внизу, между возникло двойное Человечество». (Энциклопедия Ислама Онлайн)
В тенгрианской музыкальной традиции различные музыкальные средства передают эту идею многослойной организации вселенной. К ним относятся качество звука и тембра, фактура и форма, склонность к импровизации и медитации.Не случайно в тембровой эстетике народов, исторически разделявших тенгрианскую систему мировоззрения, предпочтение отдается акустически сложным тембрам и звукам, обогащенным гармониками и дополнительными звуковыми эффектами. Образовавшаяся сложная звуковая структура служит аналогом связи между плотной материей и тонким эфиром, телом и душой или духом.
Самый ранний исторический прототип этой звуковой структуры — обертонное или горловое пение. Звук горлового пения представляет собой сосуществование земного и небесного мира. Для горлового пения также характерно подражание звукам природы и животных, что также имеет сакральные связи, присущие анимистическим верованиям. Различные формы горлового пения или пения, которые подчеркивают акустическую сложность звука, встречаются в Центральной и Внутренней Азии, в основном в Сибири и Монголии (примеры 1-3). Видоизмененная форма этого пения также встречается в мугамной традиции Кавказа, Ирана и Турции. Форма пения, аналогичная горловому пению во Внутренней Азии, распространена у североамериканских инуитов, аборигенов, мигрировавших на север Америки из Азии примерно во втором тысячелетии до н.C., и чья культура связывает их с народами Сибири (см. Шейкин 2002; пример 4). Для всех этих форм пения характерны протяжные тона, украшенные последовательностью акцентов. В горловом пении постановка таких акцентов достигается за счет небной вибрации.
Пример 4. Пение инуитов (см.: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=DlRZNRcyK14).
Музыкальные инструменты тенгрианства у казахов
Тенгрианское мировоззрение и его звуковой образ нашли свое выражение и в звучании музыкальных инструментов и инструментальной музыки. Музыкальные инструменты представляют собой стык материальной и духовной культуры. Теперь я расскажу о типах музыкальных инструментов, которые, можно сказать, воплощают тенгрианское мировоззрение. Я остановлюсь на казахских музыкальных инструментах, с которыми я лучше всего знаком.
Пример 7. Народная инструментальная пьеса Карт. Исполняет Ишмурат Ильбаков ( kurai ) ( Külteginmen kelgen kümbir 2001)
Пример 10. «Песнь гор». Исполняет Евгений Улугбашев (вокал, чаткан ). (http://www.muzofon.com, доступ к 25/12/12)
Пример 11. “Торговый овец” ( китайской традиционной музыки )
Asatayaq Перкуссионные инструменты , такие как каркасный барабан и посох с металлическими подвесками, известный у казахов как асатаяк , использовались в шаманской практике как в Средней Азии, так и за ее пределами. В Сибири, Тибете, Индии, Японии и Индонезии ритуальное использование этих инструментов отражает местные сакральные мировоззрения. Отличительными свойствами инструмента жезлового типа являются его вертикальная форма и закрепленные наверху металлические подвески
, обладающие очищающими свойствами. Практика звона в колокола для очищения в древнем Тибете позже была принята в христианстве и распространилась по всему миру. Что же касается тюрко-монгольского посоха типа асатаяк , то он был введен в боевую атрибутику армий Чингиз-хана в виде пики или булавы – своего рода громко звучащего амулета для отпугивания зла ( тумар ).Позднее он был принят на вооружение в российской армии. Мы знакомы с этим инструментом по советским и постсоветским военным парадам.
1 – зона наиболее сильного проявления тенгрианской традиции;
2 – зона, где она проявляется менее явно и постоянно;
3 – зона, сохранившая некоторые исторические следы своего влияния.
Первая зона (обозначена на карте желтым цветом) простирается от Каспийского моря до Тихого океана, включая Сибирь, на юге – Казахстан, Кыргызстан, Тибет, Монголию и Северный Китай; на юго-востоке – Корея и Япония; а также территории, населенные инуитами – Аляска, Северная Канада и Гренландия. В этой зоне в музыкальной практике распространены три и более инструмента описанных ранее типов, которые используются способом, соответствующим тенгрианской звуковой эстетике и образности, изображая образы природы, священных животных, тотемы духов-предков.
Вторая зона (отмечена зеленым цветом) простирается за пределы первой зоны, на Кавказ на западе, на юг Средней Азии и Северной Индии. Здесь в исполнении актуальны три или менее инструментов вышеуказанных типов. Духовный подтекст их использования менее выражен, а музыкальные традиции находятся под влиянием более поздних религий.
Наконец, третья зона (отмечена коричневым цветом) охватывает культуры, сохранившие определенные исторические следы тенгрианской музыкальной традиции или сохранившие соответствующие инструменты лишь как музейные экспонаты. В эту зону входят Западная Европа (главным образом Германия и Италия), Балканы, Ближний Восток и Северная Африка, Украина, Карпаты, Север России, а южнее – Южный Китай, Вьетнам и Индонезия.
Дальнейшие исследования могут открыть новую информацию о духовной и музыкальной традиции тенгрианства и дать нам более полную картину распространения этой традиции.
СПРАВКА
Аманов, Багдаулет. 1985. Композиционная терминология домбровых куев. В Инструментальная музыка казахского народа ( Инструментальная музыка казахского народа) . Алма-Ата: Онер. 39-48.
Аманжол, Бахтияр. 2002. Тембры казахской музыки. В Мелодии веков. Материалы международной конференции, посвященной 100-летию кюйши Камбара Медетова.Алматы, 2001 г. (Мелодии веков. Материалы Международной конференции, посвященной 100-летию мастера куй Камбара Медетова. Алматы, 2001 г.) . Алматы: Дайк-Пресс. 308-19.
Асыл Мура (Музыкальное наследие Казахстана). 2004. Жаппас Каламбаев и Даулет Мыктыбаев . УМС.
Бахманн, Вернер. 1969. Происхождение смычка и развитие смычковых инструментов до тринадцатого века . Перевод с немецкого Нормы Дин. Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Безертинов Рафаэль. 2000. Тенгрианство – религия турков и монголов (Тенгрианство – религия тюрков и монголов) . Набережные Челны: Аяз.
Китайская традиционная музыка . Диск 2. ISRC CN-A51-93-341-00/A.J6.
Энциклопедия ислама в Интернете. 2004. Брилл.
Külteginmen kelgen kümbir . 2001. АПМ. 031.
Мухамбетова Асия. 2002. В поисках предков скрипки.У Аманова Багдаулет и Мухамбетова Асия. Казахская традиционная музыка и 20 век . Алматы: Дайк-Пресс. 513-19.
Оппенгейм, А. Лео. 1977 [1964]. Древний Месопотамия: портрет мертвой цивилизации. Отредактировано и дополнено Эрикой Райнер. Чикаго: Издательство Чикагского университета; 1990. Русское издание. Москва: Наука.
Курмангазы жэне улы дала музыкисы (Курмангазы и музыка Великой степи). 1997. Комплект из 2 компакт-дисков. Диск Б. Саз.
Шейкин Ю.И. 2002. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование . Москва: Восточная литература.
Токарев С.А. 2003. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах (Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах) . Том. 2. Москва: Большая Российская энциклопедия.
Йо-Йо Ма и ансамбль «Шелковый путь». 2001. Путешествий по Шелковому пути: когда встречаются незнакомцы. Проект «Шелковый путь», вкл. Сони классика. 0897822000.
– Каталог (в наличии) – Главная – Контакт – Профиль MySpace P&C Декабрь 1998 г. – последнее обновление 03-2016 | Инструменты:
Среди прочего, охотники использовали различные типы и размеры духовых инструментов (флейты и свистки). Среди них есть соломенный свисток Syghyrkhy ( SîîîRTKHî ), меньшая березовая свисток Sybyskhy ( Sîbîkhî ) и более крупная, коническая труба Pyrghy ( pîrghî ) из дерева. Тоны генерируются посредством всасывания («втягивания»).Пиргий часто используется в качестве сигнального рога, чтобы отметить начало ритуала во время собраний кланов или шаманских сессий.
Редакция Hermelinde Steiner и Liesbet Nyssen 2013 вернуться в Индекс Центральная Азия Начало страницы |