Мягкий разделительный знак упражнения – Картотека на тему: Упражнения по теме “Разделительный мягкий знак”

Картотека на тему: Упражнения по теме "Разделительный мягкий знак"

Упражнения по теме «Разделительный мягкий знак».

Задание №1. От данных слов образуйте и напишите слова, обозначающие лиц женского пола.

Образец: лгун – лгунья.

Болтун - …                              плясун - …

Бегун - …                                 драчун - …

Шалун - …                               ворчун - …

Задание №2. Прочитайте. Измените слова по образцу. Напишите.

Образец: следы волка – волчьи следы.

Молоко коровы, рога быка, чешуя рыбы, нора барсука, шкура лисы, уши зайца, зубы собаки.

Задание №3. Прочитайте сказку и рассказ К.Д. Ушинского. Выпишите из них слова в два столбика: в левый с разделительным мягким знаком, в правый – с мягким знаком – показателем мягкости.

1. Орёл всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах. Нос у орла серпом, крылья длинные, грудь навыкат – молодецкая.

2. Беленький гладенький зайчик сказал ежу:

- Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье.

- Правда, - ответил ёж. – Но мои колючки спасают меня от волчьих и собачьих зубов.

Задание №4. Прочитайте. Спишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

Живёт в пустыне жук. Его костяной хвост – настоящее ружьё. Только стреляет оно не дробью. Ядовитыми брызгами бьёт жук обидчика.

Задание №5.  Прочитайте.

                                                  Ненастье.

Поздняя осень. Ветер сорвал с деревьев последние листья. Целый день льёт дождь. Только воронье карканье слышно во дворе. Скоро наступит пора морозов и вьюг.

  Выпишите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

Задание №6. Прочитайте. Спишите.

  Собрались на большом камне крылатые муравьи. Пришло им  время лететь на новые места. Ветер подхватит их и понесёт вдаль. На новом месте сбросят муравьи крылья и построят новое жильё.

  Одной чертой подчеркни мягкий знак – показатель мягкости, а двумя – разделительный мягкий знак.

Задание №7.  Прочитайте. Ответьте на вопросы, используя слова для справок.

  1. Когда загораются звёзды?
  2. Чем заставили комнату?
  3. Чем покрыли стол?
  4. Когда улетают лебеди?
  5. Чем засадили грядку?

Слова для справок: мебель, скатерть, осень, фасоль, ночь.

Задание №8. Прочитайте.

Добрые пожелания.

Часы бьют двенадцать. Новый год! Мы желаем вам здоровья, мира и счастья.

Спишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. Напишите поздравительную открытку самостоятельно.

Слуховой диктант.

Новый год.

  В Новый год мы собираемся всей семьёй. Братья Илья и Сергей приносят ёлку. Сёстры наряжают лесную гостью. Папа и мама готовят праздничное угощенье. Звонок в дверь. Это пришли бабушка и дедушка. Теперь можно начинать праздник.

  Часы бьют двенадцать Новый год! Мы желаем всем здоровья, мира и счастья.

nsportal.ru

Задания для учащихся 2 класса по теме "Мягкий знак разделительный и показатель мягкости".

Задания для проверки знаний учащихся 2 класса по теме «Мягкий знак разделительный и показатель мягкости».

Выборочные диктанты.

  Записать слова с разделительным мягким знаком.

  1) Ночью была вьюга. 2) Трещали сухие сучья сосны. 3) Летели хлопья снега. 4) Илья Воробьёв и Кузьма Муравьёв - друзья. 5) С гор бегут ручьи. 6) На снегу лисьи следы. 7) Чирикают воробьи. 8) В кустах поют соловьи. 9) Грачи вьют гнезда. 10) Скоро польёт дождь. 11) Таня шьёт платье. 12) На сосне жильё белки. 13) Деревья стоят в инее. 14) Осенью птицы улетают на юг. 15) Слышны птичьи голоса. 16) Пчёлы спрятались в ульи. 17) Листья пожелтели.

 

Проверочные диктанты.

Осенью в лесу.

  Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни. Ушли в ульи пчёлы. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. Под елью в траве уснул ёж. (27 слов)

  Слова для справок: птичьи.

Зимой в лесу.

  Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В сучьях деревьев было жилье зверька. Над елью кружила стайка клестов. (28 слов)

  Слова для справок: деревьев.

Зимний лес.

  Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь. (40 слов)

 

Орфографические минутки.

  1. Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.

  Братья, друзья, хлопья, деревья, ружьё, платье, счастье;

  варенье, печенье, здоровье, копьё, осенью, ночью;

  Татьяна Соловьёва, Дарья Васильевна, Илья Муравьёв;

  лью, льет, льют, шью, шьет, шьют, пью, пьет, пьют;

  птичьи, волчьи, заячьи, вороньи (следы).

  2. Записать слова во множественном числе.

  Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей;

  лист, брат, друг, прут, стул, сучок, звено.

  3. Распределить слова в два столбика: в первый слова с разделительным мягким знаком, во второй - с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука.

  Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учитель;

  жилье, коньки, счастье, птичьи, крыльцо, Илья;

  Кузьма, Дарья, сильный, платье, пальцы, копьё, хлопья.

  4. Записать полные имена людей.

  Уля (Ульяна), Таня, Даша, Наташа.

 

Работа над предложением и текстом.

  1. Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить получившийся текст.

  Пушистый, накрыл, деревья, снег.

  Снегу, много, следов, видно, на.

  Ночью, вот, проскакал, хорёк.

  Следы, медвежьи, к, ведут, берлоге.

  Полянке, оставлены, на, следы, заячьи.

  2. Указать порядок предложений в тексте. Озаглавить текст.

  Они едят почки разных деревьев.

  Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.

  Зимой бурундуки крепко спят в норе.

  Этот зверёк может разорить гнездо.

  Бурундуки - это лесные зверьки.

Задания.

 

1.

Спишите. Вставьте ь, где это следует.

Дружна наша сем..я. Вот сем..я огурца. Красивы рога олен..я. Олен..и рога дороги. Скоро дожд.. пол..ёт. Птицы собралис.. в полёт. Сол..ю суп сол..ю.


2.Прочитайте. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?

Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат. Образец: мел – мель.


3.Составьте цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается с последней буквы, обозначающей звук предыдущего слова. Во всех словах звуков должно быть меньше, чем букв.

Подчеркните все буквы, обозначающие мягкость согласных. Исходные слова: октябрь, олень, тетрадь.

Образец: деталь – лебедь – день – ноль - лошадь – дельфин – нить - тюлень.

4.Прочитайте цепочки слов. Исключите в них лишнее. Ответ обоснуйте. Оставшиеся в цепочках слова напишите по памяти. Орфограммы подчеркните.

Дуб, дерево, ольха, тополь, берёза; дождь, снег, осадки, иней, град; секунда, час, год, день, неделя.

6.Прочитайте. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов с мягким знаком в конце и в середине слова. Вставьте пропущенные буквы.

Мал..чики ск..л..зят по л..ду на к..н..ках. Белоч..ка скрылас.. в густом ел..нике. На сн..гу в..днелис.. сл..ды мален..кого звер..ка.

 Тест «Проверь себя».


1.В какой строке все слова, в которых ь (мягкий знак) обозначает только мягкость согласных звуков:

а) пень, соловьи, метель, морковь;

б) угольки, зверь, коньки, фасоль;

в) вьюга, счастье, муравьи, жильё.

 

2. В какой строке все слова пишутся с разделительным мягким знаком:

а) деньки, крыльцо, брать, мельник;

б)воробьи, песня, здесь, ночью;

в) друзья, ручьи, лисья, варенье.


3. Измените слова по данному образцу. Соня – Софья.

 Наташа - … , Даша - … , Таня - … , Луша - … , Илюша - … , Уля - … .

 

4. Поставьте слова во множественное число.

Друг - … , брат - … , звено - … .

Дерево - … , сук - … , перо - … .

Лист - … , колос - … , прут - … .


5. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.

рога оленя - …

шкурка белки - …

лапа зайца - …

берлога медведя - …

 

6. Составь и запиши пословицу из данных слов.

Без, учен…я, умен…я, нет.


7. Подбери к данным словам противоположные по значению.

Работа – безделье, болезнь - … , скука - … , враги - … , вред - … .

 

8. Подбери к данным словам близкие по значению.

Приятели – друзья, метель - …, дом - … , горе - … , вьюга - … .

Тест «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных».

 

1. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) ступен...ка
2) кан...тик
3) грус...тить
4) девоч...ка

2.

Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) скол...зить
2) птен...чик
3) колокол...чик
4) пис...мо

3. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) с...темнеет
2) пол...за
3) хищ...ник
4) почис...ти

4. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) мос...тик
2) Ол...га
3) бол...шой
4) вос...мой

5. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) новос...ть
2) жен...щина
3) поч...товый
4) брос...те

6. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) воз...му
2) дал...ний
3) тон...ше
4) доч...ка

7. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) хвос...тик
2) огон...ки
3) точ...ный
4) вин...тик

8. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) песоч...ный
2) гос...ти
3) пал...чик
4) в поез...де

9. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) апел...син
2) Кос...тя
3) ден...ки
4) встан...те


10. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) гроз...ди
2) овощ...ной
3) з...десь
4) л...ды

 Проверочная работа

по теме «Мягкие и твёрдые согласные».

2 класс

  1. Подчеркни буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука. Допиши недостающие буквы.

а,  ы,  ю,  я,  о,  э,  е,  ё,  у, ъ ______________________

  1. Подчеркни в словах мягкие согласные:

Пень,  сито,  ягода,  малина.

  1. Подчеркни в словах твёрдые согласные:

Лист,  гуси,  поле, рис.

  1. Выбери из ряда и запиши в нужную строку:

щ,  ш,  ч,  ж,  ц,  й

Всегда твёрдые согласные:_____________________________

Всегда мягкие согласные:_____________________________

  1. Прочитай слова. Подбери и запиши слово с  таким же обозначением мягкости согласных, что и в данных словах.

Сила                  лось                        сел                               сяду                                  сёла

__________________________________________________________________________

  1. Прочитай слова. Где надо, вставь ь.

 Степ…,  гус…,  цирк…,  огон…,   ден…,   цеп…,  арбуз…,  буквар…,  сон…,   лошад…,   стон…,   забор… .

  1. Прочитай слова и выпиши их номера в соответствующую строку:

  1. Спать,  2) свет,  3) корь,  4) корзина,  5) кошелёк,   6) царь.

      Мягкость согласных обозначена гласными: _________________________

          Мягкость согласных обозначена ь: _______________________________

  1. Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть мягкие согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

Крокодил,  лыжи,  пилот,  цифры,  шины,   дядя.

  1. Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть твёрдые  согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

Чашка, дом, борщ, случай, санки, стул.

  1.  Прочитай  предложения, исправь ошибки.

Йаша и  Тола – шорошийэ    друзьйа.   Пэта  нос  портфэл.   Вэтэр поднал снежнуйу   пыл.

  1. Сделай транскрипцию слов:

салют ___________________        ель_____________________________

вьюга____________________        Юля____________________________

infourok.ru

Упражнения на различение разделительного мягкого и твердого знака.

Упражнения на различение разделительного ь и разделительного ъ.

Закрась слова с разделительным ь в зелёный цвет, а с разделительным ъ – в голубой цвет.

Вставь слова с разделительным ъ.

О _ _ _ _ _ _ _ посадку в самолёт.

Учитель о _ _ _ _ _ _ _ ученикам задачу.

Грузовик п _ _ _ _ _ _ _ к дому.

Кот с _ _ _ целую банку сметаны.

Машины в _ _ _ _ _ _ в гараж.

П_ _ _ _ _ _ _ _ кран поднимает и отпускает грузы.

О _ _ _ _ _ _ _ посадку в самолёт.

Учитель о _ _ _ _ _ _ _ ученикам задачу.

Грузовик п _ _ _ _ _ _ _ к дому.

Кот с _ _ _ целую банку сметаны.

Машины в _ _ _ _ _ _ в гараж.

П_ _ _ _ _ _ _ _ кран поднимает и отпускает грузы.

Подбери к пословице из первого столбика близкую по смыслу (похожую) из второго столбика. Закрась их в одинаковые цвета.

Богатый бедного не жалеет.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Людей помнят по их делам.

Добро помни, а зло забывай.

Дома и стены помогают.

Дружба – богатство бесценное.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Пока здоровье служит – человек не тужит.

Друга за деньги не купишь.

Богатый бедному не брат.

У человека самое ценное – это здоровье.

Мой дом – моя крепость.

Подбери к пословице из первого столбика близкую по смыслу (похожую) из второго столбика. Закрась их в одинаковые цвета.

Богатый бедного не жалеет.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Людей помнят по их делам.

Добро помни, а зло забывай.

Дома и стены помогают.

Дружба – богатство бесценное.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Пока здоровье служит – человек не тужит.

Друга за деньги не купишь.

Богатый бедному не брат.

У человека самое ценное – это здоровье.

Мой дом – моя крепость.

Подбери к пословице из первого столбика близкую по смыслу (похожую) из второго столбика. Закрась их в одинаковые цвета.

Богатый бедного не жалеет.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Людей помнят по их делам.

Добро помни, а зло забывай.

Дома и стены помогают.

Дружба – богатство бесценное.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Пока здоровье служит – человек не тужит.

Друга за деньги не купишь.

Богатый бедному не брат.

У человека самое ценное – это здоровье.

Мой дом – моя крепость.

Подбери к пословице из первого столбика близкую по смыслу (похожую) из второго столбика. Закрась их в одинаковые цвета.

Богатый бедного не жалеет.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Людей помнят по их делам.

Добро помни, а зло забывай.

Дома и стены помогают.

Дружба – богатство бесценное.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Пока здоровье служит – человек не тужит.

Друга за деньги не купишь.

Богатый бедному не брат.

У человека самое ценное – это здоровье.

Мой дом – моя крепость.

infourok.ru

Правописание мягкого знака (упражнения)

Упражнения по теме «Правописание мягкого знака»

 

Упражнение 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

 

Бессроч...ный кредит, побывать вез...де, большая прос...ба, бор...ба за чистоту, малярные кис...ти, хороший подсолнеч...ник, воз...мем с собой, общ...ность интересов, выпустить бюллетен..., оден...те ребенка, искусная рез...ба, получить ден...ги, мен...ше спорить, длител...ная болез...нь, тон...чайшая работа, закон...чить в срок, искрен...няя привязанность.

 

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букву ь. Объясните правописание.

 

Обжеч... кирпич..., подстрич... акацию, береч... горючее, подбереш... факты, достан... багаж..., отреж... хлеба, дверь настеж..., гореч... микстуры, следы пожарищ..., крыши дач..., созревает рож..., жду новых встреч..., юноша горяч..., выходиш... замуж..., малыш... похож... на отц­а, стрич... овец, наш выигрыш..., ненужная вещ..., хороший товарищ..., булатный меч..., будеш... печ... пироги.

 

Упражнение 3.

Вставьте, где это необходимо, ь. Почему слова сгруппированы таким образом? Сформулируйте правила.

 

Ломот(?) тес(?)ма рал(?)ли гроз(?)д(?)

петел(?) молот(?)ба мил(?)лион жес(?)т(?)

щавел(?) тон(?)ше кол(?)лекция новос(?)т(?)

черпат(?) син(?)ка ил(?)люзия с(?)теп(?)

связ(?)издат пис(?)мо бел(?)летрист т(?)вёрдый

л(?)стец вос(?)меро тис(?)нение пач(?)ка

скал(?)пел(?) Куз(?)мич бин(?)тик соч(?)ный

анал(?)гин воз(?)ми уяз(?)вим мощ(?)ный

бел(?)мо о прос(?)бе вин(?)тик набор(?)щик

пил(?)щик в тюр(?)ме мос(?)тик бан(?)щик

 

Упражнение 4.

Замените звуки буквами. Напишите слова.

 

Ня[н’]кА, до[ч’]кА,  пе[с’]ня, пе[н’]сия, ня[н’]чи[т’], мы[с’л’], жи[з’н’], фа[н’]тик, го[н’]щик, зо[н’]тик, ко[с’]ти, ба[н’]щик, ба[с’]ня, ле[н’]тяй, бли[н’]чик, вско[л’с’], [з’]де[с’], [с’]ти[л’], тро[с’т’], ба[л’]истика.

 

Упражнение 5.

Образуйте от слов, данных в скобках, слова, называющие исполнителя работы, — у вас получится рекламное объявление.

 

Объявление

Мастер-профессионал предлагает услуги (плитка), (стекло), (паркет), (штукатурка), (установка) дверей, (сборка) подвесных потолков и т. п.

Тел.: 111-11-11. Владимир.

 

Упражнение 6.

Вставьте, где это необходимо, ь; определите грамматическую форму слова.

 

Танцуеш(?), упряж(?), виш(?), смерч(?), картеч(?), навзнич(?), камыш(?), злющ(?), толоч(?), кирпич(?), наотмаш(?), сушиш(?), тысяч(?), читаеш(?), чащ(?), рощ(?), бич(?), лиш(?), певуч(?), клещ(?), точ(?)-в-точ(?), тягуч(?), маж(?), биш(?), брош(?), могуч(?), видиш(?)ся, реж(?).

 

Упражнение 7.

Вставьте, где это необходимо, ь. Пользуясь словарём, объясните значение фразеологизмов.

 

Ан(?)нибалова клятва, ахил(?)лесова пята, боч(?)ка Диогена, золотая молодёж(?), ал(?)фа и омега, краеугол(?)ный камен(?), питат(?)ся манной небесной, камен(?) преткновения, золотой дожд(?).

 

Упражнение 8.

Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель мягкости.

 

Вскол..з.., сел..д.., клян..чить, прос..ба, гус..ком, мел..тешить, чер..в.., сер..ги, вос..м..ю (от восемь), воз..ле, нян..ка, нян..читься, люд..ми, рез..ня, рез..ба, бояз..н.., ос..миног, вес..ма, цер..ков.., четыр..мя, пал..ба, вес..ма, гвоз..дик, бан..тик, умен..шить, бол..ше, тон..ше, тон..чайший, гон..щик, л..стец, туч..нее, каприз..ничать, бревен..чатый, бакен..щик, апел..син..чик, реч..ка, реч..ной, испор..ченный, зон..тик, вин..тик, почес..т.., нояб..р.., сен..тяб..р.., пис..менный, воз..мёшь, гранил..щик, крюч..ки, в коробоч..ке, бетон..щик, жестян..щик, жен..щина, свар..щик, печ..ник, девят..надцат.., восем..надцат.., пят..десят.., шест..десят.., сем..сот, пор..ча, помощ..ник, ноч..ник, вен..чик, загон..щик, январ..ский, октябр..ский.

 

Упражнение 9.

Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель грамматической формы. Выделите эти формы.

 

Брос..те, (он) бросает..ся, вееш.., лещ.., пустош.., (несколько) барышен.., кирпич.., (много) разин.., мелоч.., врач.., строиш.., (дом) строит..ся, застав..те, назнач..те, увлеч..ся, (он) увлечёт..ся, лиш.., (несколько) таможен.., настеж.., (несколько) кухон.., полноч.., бреш.., горюч.., горяч.., фальш.., привлеч.., кумач.., нареж..те, утеш..ся, (он) утешит..ся, таеш.., (много) яблон.., вещ.., трубач.., (много) задач.., мелоч.., блиндаж.., (много) тихон.., волнуеш..ся, (много) нян.., чертёж.., меч.., мяч.., реч.., камыш.., (много) пашен.., надееш..ся, (несколько) купален.., мыш.., (много) басен.., молодёж.., рож.., клич.., дюж.., (надо) учит..ся, (несколько) черешен.., (надо) выспат..ся, из-за рабын.., дич.., (много) туч.., (несколько) тысяч.., заглядываеш..ся, замуж.., невмоч.., познаком..тесь, (он) познакомит..ся, (надо) познакомит..ся, готов..ся, (надо) готовит..ся, (он) готовит..ся, (несколько) барышен.., до плеч.., ключ.., гремуч.., (мороз) жгуч.., проч.., трескуч.., (несколько) кляч.., хорош.., пригож.., намаж..те, попадёш..ся, еш..те, навзнич.., наотмаш.., взвес..те, эконом..те, вскач.., невтерпеж.. .

 

Тест по теме  «Правописание мягкого знака»

 

1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1) камыш...

2) слышиш...

3) колюч...

4) с груш...

2. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1) тягуч...

2) шабаш...

3) вскач...

4) замуж...

3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1) не могу удержат...ся

2) набор...щик

3) скоро появит...ся

4) клян...чить

4. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

1) помаж...те

2) луч...

3) надо стремит...ся

4) наотмаш...

5. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

1) представиш...

2) съеш...

3) точ...-в-точ...

4) колюч...

6. В каком ряду во всех словах ь является показателем грамматических признаков?

1) Учить, увлечь, брать, мелочь.

2) Плачь, брошь, мелочь, едешь.

3) Стеречь, уделять, мощь, объявишь.

4) Спорь, сплошь, бить, тишь.

 

                                                                                              Ответы

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Разделительный мягкий знак (ь) | Развивайка

Упражнение 38, с. 19

38. Запишите слова, заменяя в них звуковые обозначения слогов буквенными.

сыно[в’й’á] сыновья      [в’й’ý]га вьюга
воро[б’й’и́] воробьи       ру[жй’ó] ружьё
пи[с’мó] письмо             тю[л’э́н’] тюлень

  • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

Упражнение 39, с. 19

39. Прочитайте. Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова.

Перья, жильё, братья, ручьи, бельё, крылья, стулья, копьё, друзья, скамья, колья, комья, семья, копья, хлопья, прутья.

  • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он написан.

Упражнение 40, с. 20

40. Прочитайте. Помогите коту и собаке собрать "свои" слова.

 → коньки → пальцы → льдина →пельмени → больше → пальто

 → муравьи → друзья → обезьяна → свинья → печенье → счастье

  • Запишите слова каждой группы, разделяя их чёрточками для переноса. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Конь-ки, паль-цы, льди-на, пель-ме-ни, боль-ше, паль-то.
Мура-вьи, дру-зья, обе-зья-на, сви-нья, пе-че-нье, счас-тье.

Упражнение 41, с. 20

41. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

1. Целый день сегодня шью. Я одела всю семью.
2. Вызывает удивленье прилежание тюленье: целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.
3. Лягушачья песенка льётся из пруда. Лягушонка слушают листья и трава.

  • Подчеркните одной чертой мягкий знак - показатель мягкости предшествующего согласного звука, двумя чертами разделительный мягкий знак.

Упражнение 42, с. 21

42. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Храбрый всадник

Сабля бьётся на боку,
Щит есть и копьё.
Всаднику такому
Славное житьё!
- Дайте нам дорогу!
Берегись! - кричу. -
Я быстрее птицы
На коне скачу.

Д. Минаев

  • Подчеркните в выделенных словах орфограммы на изученные правила.
  • Подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.

Разделительный мягкий знак: бьётся, копьё, житьё.
Безударный гласный в корне: (на) бокý (бок), копьё (кóпья), береги́сь (бéрежно, берéчься), кричý (крик), (на) коне (конь), скачý (скáчет).
Дорогу (сочетание -оро-)
Житьё (жи-ши пиши с и).

 

Упражнение 43, с. 21

43. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные слоги с разделительным мягким знаком.

Ли́сьи следы́. Олéньи рогá. Мали́новое варéнье. Овсянóе печéнье. Корóвье молокó. Ворóнье гнездó. Смешнáя обезья́на.

  • Обозначьте в словах ударение.

Упражнение 44, с. 22

44. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие изученные орфограммы.

Дружба

Муравьишка занемог -
И бедняжка сразу слёг.
Жук пришёл его проведать:
- Друг, пора бы пообедать!
Молочко парное пей!
Выздоравливай скорей!

В. Нестеренко

  • Озаглавьте стихотворение.

Упражнение 45, с. 22

45. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Братья, улыбка, ходить, скворец, морковь, писать, зелёный, друзья, лягушка.
1. Разделительный мягкий знак: братья, друзья.
2. Звонкие и глухие согласные в корне слова: улыбка, морковь.
3. Проверяемый безударный гласный в корне слова: ходить, скворец, писать, зелёный.
4. Непроверяемый безударный гласный в корне слова: морковь, лягушка.

  • Обсудите, в какие группы по правилам письма можно объединить данные слова.

Упражнение 46, с. 22

46. Прочитайте. Закончите звуко-буквенный разбор слова гриб.

Гриб [гр’ип] - 1 слог.

г [г] - согл., твёрд. парн., звонк. парн.
р [р’] - согл., мягк. парн., звонк. непарн
и [и] - гласн., ударн.
б [п] - согл., твёрд. парн., глух. парн.

 

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Разделительный мягкий знак (ь)

3.2 (64.5%) от 40 голосующих

razviwaika.ru

Практические задания по теме «Разделительные твёрдый и мягкий знаки»

В какой части слова пишется разделительный мягкий знак? В какой части слова пишется разделительный твёрдый знак? Эта тема, на первый взгляд, кажется лёгкой. Но учащиеся достаточно часто ошибаются в словах с разделительными знаками. Вроде правила знают, а ошибки всё равно допускают. Поэтому кроме заучивания правил всегда нужна практика.

Предложенная разработка по теме «Разделительные твёрдый и мягкий знаки» — это и есть набор полезных практических заданий. В нём 11 заданий разного уровня сложности.

Есть задания отдельно на постановку твёрдого знака или мягкого знака, а есть и комбинированные задания на выбор одного из двух знаков.

Также составлены задания не только на знание выученных правил, но и на внимательность.

Кроме слов с разделительными знаками, в некоторых заданиях даются слова со смягчающим мягким знаком. Ребята должны уметь различать такие слова.

Задания из практической разработки по теме «Разделительные твёрдый и мягкий знаки» можно применять в начальной школе в любом классе со второго по четвёртый. На уроках русского языка по данной теме их можно использовать в качестве раздаточного материала. Разработаны задания разного уровня сложности, поэтому в зависимости от уровня знаний учащихся учитель сам может выбирать, какие задания предложить ребятам в том или ином классе.

Для удобства работы учителя в отдельном файле собраны все решения предложенных заданий.

videouroki.net

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК — Студопедия.Нет

Цель:знакомство с разделительным мягким знаком.

Задачи:развивать зрительное, фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, фонематический ана­лиз и синтез, внимание; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ееграфический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас.

Оборудование: наборное полотно, изученные буквы и их картинки-образы, предметные картинки (ружьё, печенье, де­ревья, листья, платье, стулья, обезьяна, ульи, божья коровка), рабочие тетради, таблица для чтения № 18 (см. Приложение 3), карточки с буквами, написанными пунктиром, разными шриф­тами, по-разному расположенные в пространстве, разрезная аз­бука (см. Приложение 5).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра «Узнай букву».

Дети узнают изученные буквы, написанные пунктиром, раз­ными шрифтами, по-разному расположенные в пространстве.

П. Основная часть занятия.

Повторение изученного.

а) Повторение состава букв Я, Е, Ё, Ю.
Я = [й'а], Е = [й'э], Ё = [й'о], Ю = [й'у].

б) Повторение образа буквы Ь и двустишия обукве Ь.

Знакомство с темой.

- Прочитайте слова.

Семь, осень, соль, шить, бить, пить, брать, семь.

- Что делает мягкий знак в этих словах? (Смягчает соглас­ный звук.)

- Напишите после мягкого знака букву Я (Ё, Ю, И), прочи­тайте новые слова.

Семья, осенью, солью, шитьё, битьё, питьё, семьи.

- Теперь мягкий знак не только смягчает согласный, но и что
делает? (Разделяет согласный и звук [й'].)

Значит, мягкий знак может быть не только смягчающим, но и разделительным.3.    Игра «Поймай слово с разделительным Ь».

Дети хлопают, узнав в слове разделительный Ь. Ружьё, Дарья, звенья, кисель, крыльцо, платье, грязь, сту­лья, осень, коньки, деревья, скамья, моль, больно, печенье, лисья.

Чтение слов.

Ружьё, Дарья, звенья, платья, стулья, деревья, скамья, бельё, обезьяна, колья, платье, братья, колье, сыновья, полью, солью.

- Подчеркните после Ь букву. Какие буквы вы подчеркнули?
(Ё, Я, Е, Ю.) Как мы их называем? (Хитрые.) Сколько звуков они обозначают в этих словах? (2.) Прочитайте еще раз эти сло­ва, хорошо проговаривая в этих буквах по два звука.

- Итак, перед какими буквами пишется разделительный Ь? После каких? (После согласных.) Еще разделительный Ь пишет­ ся после согласных перед буквой И. Прочитайте слова: ульи, се­мьи, скамьи, у Дарьи, у Марьи, у Софьи.

 

Физминутка «Хомячок».

6. Поставь перед буквами Я, Ю разделительный Ь, и по­
лучится новое слово.

(Слова написаны в два столбика, во втором столбике в сло­вах оставлено место для написания Ь.)

звеня - звен(ь)я

солю - сол(ь)ю

лют - л(ь)ют

Коля - кол(ь)я

семя - сем(ь)я

дарю -Дар(ь)ю

полю - пол(ь)ю

 Прочитайте слова парами.

7. Закончи предложение по смыслу, используя слова из предыдущего задания.

Грибы мариную, а огурцы (солю).

Картофель сварю, потом воду (солью).

У Саши большая, дружная (семья).

В тепле быстро проросло арбузное (семя).

 Осенью часто дожди (льют).

Голодный волк очень (лют).

Я тебе эту книгу (дарю).

Я люблю свою сестру (Дарью).

Режут лёд коньки (звеня).

Цепочка рассыпалась на (звенья).

Моего друга зовут (Коля).

Надо вбить в огороде (колья).

От травы я огород (полю).

Я цветочек свой (полью).

8. Закончи предложение с помощью картинок, выложи
слова из букв разрезной азбуки.

У папы новое (ружьё).

В вазе лежит (печенье).

Школьники сажают (деревья).

Осенью с деревьев опадают (листья).

Лена купила красивое (платье).

Плотник починил все сломанные (стулья).

В клетке сидит смешная (обезьяна).

Пчелы залетают в свои (ульи).

Вася увидел на цветке (божью коровку).

Работа с таблицей для чтения № 18.

III. Итог.

- О какой букве мы сегодня говорили? Что нового мы узнали омягком знаке?

Занятие 51

Тема: МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Цель:знакомство с разделительными знаками. Задачи:развивать зрительное, фонематическое восприятие, оптико-пространственныепредставления, фонематический анализ и синтез, внимание; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас.

Оборудование: наборное полотно, буква Ъ и ее картин­ка-образ (ем. Приложение 4), изученные буквы и их картинки-образы, картинки лап животных или самих животных (лиса, ко­за, обезьяна, собака, кошка, волк, медведь, кролик, слон), рабо­чие тетради, простые карандаши, набор для конструирования букв, объемная буква Ъ, таблица для чтения № 18 (см. Прило­жение 3), разрезная азбука (см. Приложение 5), игрушечная машинка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Закрепление знаний о разделительном Ь.
Игра «Чья лапа?».

Лисья, козья, обезьянья, собачья, кошачья, волчья, медвежья, кроличья, слоновья.

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

2. Прочитайте слова, подчеркните слова с разделитель­ным Ь.

Вьёт, даль, льёт, пьеса, пеньки, третья, боль, листья, дру­зья, деньки, веселье, бьёт, альбом, стулья.

3. Знакомство с темой занятия.

-Для разделения букв на письме используется еще одна буква, которая так же, как и Ь, не обозначает звука. Это раздели­тельный Ъ.

- Посмотрите на букву Ъ. Как вы думаете, на что она похо­жа? (Дети предлагают варианты.)

- Посмотрите, буква Ъ похожа на башню с кирпичом навер­ху. Про букву Ъ есть четверостишие, послушайте его:

Очень твердый Ъ,

Не сломать его никак.

Башней твердою стоит,

Наверху кирпич торчит.

-Давайте повторим вместе (повторяют 3раза).

4. Анализ буквы.

- Посмотрите, из каких элементов состоит буква Ъ? (Из двух палочек и одного полукруга.) Сколько в ней элементов? (3.)

5. Конструирование и реконструирование буквы.
Ь-Ъ.

6. Ощупывание объемной буквы.

7. Физминутка «Хомячок».

8. Зарисовка буквы и ее графического образа.

- Откройте тетради, зарисуйте букву Ъ и ее образ.

9. Прослушивание рассказа «Сел и съел».

Пришел Миша из школы. Ходил, ходил - всё хотел, чтобы кто-нибудь обратил на него внимание. Но все заняты. Подошел он к сестре и сказал: «Сел и съел!». «А-а, ты, видно, конфету у меня взял?!» - сказала сестра. «Нет», - обиделся Миша и ото­шел. Вошел он к отцу и тоже сказал: «Сел и съел!» Отец недав­но поел, а сейчас отдыхал. Он подумал, что Миша про него ска­зал, и ответил: «Так, сыночек, так». «И ты ничего не понял», -вздохнул Миша. Пошел он на кухню и сказал маме: «Сел и съел!» А мама поняла по-своему: «У кого же ты пообедал?» «Ни у кого я не обедал. Я о другом. Сел и съел!»- ответил Миша. «Не пойму никак...»,- сказала мама. «А чего тут не понять? -вмешался дедушка. - Все ясно: "сел" без твердого знака, "съел" с твердым». Обрадовался Миша, что дедушка его понял.

10.Выкладывание из букв слов сел, съел.

Игра «Водитель».

Ребёнок с помощью игрушечной машинки показывает: ехал, объехал, подъехал, отъехал, съехал.

Остальные дети из разрезной азбуки к слову ехал (написан­ному в тетради) добавляют буквы, чтобы получилось слово по­казываемого действия.

Чтение слов.

Съел, объел, подъел, съем, съешь, съедят, въезд, объезд, съезд, подъезд, съёмка, объявление, объятие, объяснил, изъян, инъекция, разъярён, съедобное, несъедобное, подъёмный.

studopedia.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о