На что бы вы обратили внимание при подготовке выразительного – Что вы прежде всего принемаете во внимание при подготовке выразительного чтения стихотварения?

Содержание

Выразительное чтение, обучение, практикум | Дикторы.com

Ударные слова

В каждой фразе должна быть одна вершина, один логический центр, который и выделяется, как главный. Затем последовательно, по степени важности выделяются остальные слова. И совсем не акцентируются второстепенные слова. Для выделения логических центров пользуются усилением, повышением голоса, а иногда его понижением и замедлением темпа. Определить ударные слова в тексте поможет ряд правил логического чтения. Ударными бывают преимущественно слова, обозначающие понятия, которые раньше в тексте не встречались, то есть новые понятия. Это одно из основных правил.

В простом предложении ударение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обычно на слово, стоящее вторым по порядку:

Сделалось смятение. Калитка заскрипела.

Когда смысл сказуемого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказуемое ударение не падает, если нет противопоставления:

Вдруг молния всю чащу озарила.
Прибой шумит.

Если же в тексте имеется противопоставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

Дедушка на балконе, а бабушка под окном сидит.
Обжегся на молоке, дуешь и на воду.

Противопоставление может подразумеваться

И дурак это поймет ( не только умный).

Правило о логических центрах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не должно быть ударным словом:

Я не трону его.
И всё грустит она.

Но при противопоставлении местоимение выделяется:

Сегодня – ты, а завтра – я.

Если при глаголе имеются дополнительные слова, то они принимают на себя ударение.

Слабый ветер тянул по верхушкам.
Люблю молодца за искренность.

Если определение выражено именем существительным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

На нее обратились взоры мужчин.
Шум слился с говором гостей.

Но при противопоставлении ударение не переносится.

Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Согласно правилу, ударение должно было быть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на слово «звезда».

Определение, выраженное прилагательным, не бывает под ударением.

Черные тучи повисли над морем.
В небольших комнатках тепло и уютно.  

Но если «небольшим комнаткам» противопоставляются «большие», ударение переместится.

В небольших комнатках тепло и уютно.

Если перед существительным стоит несколько прилагательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

Он спокойный, рассудительный, положительный человек.

Но если одно или несколько прилагательных стоят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.

Он человек гордый и своенравный.

Если же после существительного стоят прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилагательные.

Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое.

Ударение падает на слова, выражающие сравнение.

Стонал, как зверь.
Как лань лесная боязлива.

Если сравнение и относящееся к нему слово не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

Как походил он на поэта,
Когда в углу сидел один.

Если понятие выражено несколькими словами, то выделяется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выражают не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

Белинский – замечательный русский критик.

При противопоставлении в многословном понятии ударение может переместиться.

Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е. логическими  и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими. Логические паузы могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой речью позволили составить несколько правил, помогающих определить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в себе логическое ударение:
2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

Сей Анджело надменный,|
Сей злобный человек, | сей грешник | — был любим;

3) перед прилагательным, которое следует за существительным и поясняет его:

Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;

4) перед существительным, определяющим другое существительное:

Художник Серов | замечательный русский портретист…

Но если существительное стоит впереди определяемого слова, пауза не нужна:

Замечательный русский портретист художник Серов;

5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так как они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:

Хлопотун он, | а хозяин плохой.
Мы отужинали молча | и встали из-за стола скорее обыкновенного.

6) При тире и при пропуске слова:

Книга — | друг человека.

7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не разъединять нить мысли):

Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, |  да он никакого решения не объявляет.

8) Между пояснительными словами, а также между подлежащим, сказуемым и пояснительными словами.

9) В сложных распространённых предложениях:

Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку…

10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на переломе двух частей:

Дичи у него в поместье водится много, | дом построен по плану французского архитектора , | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

Здесь приводятся примеры логического разбора известных афоризмов об ораторском искусстве.

Если для определения логической паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она имеет право приостановить течение речи на каком угодно слове и зависит от творческого подхода, опирающегося на анализ текста и определяющего его эмоциональное содержание. Психологическая пауза может совпадать с логической, но может и не совпадать. В отличие от логической, психологическая пауза не может быть просто молчанием. Она «красноречива». В ней как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и зарождается то новое, что будет выражено в последующей речи.

Наиболее труден для выразительного чтения материал, состоящий из длинных смысловых частей (периодов), в которых легко «заблудиться» и потерять основную мысль. Важно научиться также обращаться с вводными словами и придаточными предложениями. Их следует затушевывать, пользуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Иначе речь окажется тяжелой, а это будет мешать восприятию материала.  

Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи. Выполнять упражнения для улучшения голоса. Чтобы хорошо развить дикцию в проекте вы найдёте список сложных слов, описание артикуляции звуков и сборник русских народных скороговорок.

diktory.com

Материал на тему: урок выразительного чтения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Океан»

VII смена 2014 г., программы «Океанский Олимп», «Радуга талантов», «Юные спасатели»

Дружинное дело

 «Урок выразительного чтения»

Авторы: Аханянов А.,

Лопатина М.,

 Пацукова А.

вожатые,

Проскурина Ю.,

зам. нач. др. по ОМР

Цель: Знакомство с основными правилами выразительного чтения.

Ход дела:

  1. Сцена «Звонок с урока»
  2. Начало телепередачи
  3. Видеоролик «Неожиданные вопросы»
  4. Блок 1:
  • Упражнения на дыхание
  • Упражнения на артикуляцию
  • Упражнения на рождение звуков
  1. Блок 2:
  1. Блок 3:
  • Ударение
  • Интонация. Как правильно разделить предложение на смысловые части.
  • Значение знаков препинания.
  1. Блок 4
  • Текст без бумажки
  • Видеомастер-класс
  1. Выразительное чтение стихотворения

Сцена затемнена.

Звучит звонок с урока. С левой нижней двери выходят школьники, проходят по всему ККЗ, общаясь на тему домашнего задания. Последними идут два юноши Витя и Олег. Высвечиваются пушкой. Разговаривая о домашнем задании, доходят до середины авансцены.

Витя. Выразительное чтение. Было бы что-нибудь интереснее? Выразительное чтение,…что это вообще такое?

Олег. Да чего ты так завелся? Не такая уж и сложная тема.

Витя. Без бумажки читать, да еще и с выражением. Тебе-то легко, а вот у меня не получается!

Олег. Да это всем легко! Просто нужно с чего-то начинать!

Витя. Не знаю, не знаю. Ну, а мне пора домой. До встречи!

Олег. Пока, до завтра!

Витя усаживается на 7 ряд.

Витя. Так, что это тут у нас. Программа передач. Посмотрим-ка! Телеканал «ОкеанТВ», образовательная передача… — то, что надо! Может пригодиться!

Звук включающегося телевизора.

Свет на сцене. Фанфары. Выход ведущего.

Ведущий. Нашу серию программ «Нескучные уроки» продолжает урок выразительного чтения. Почему именно эта тема? Ведь в школе такой раздел не изучается, да и среди заданий в ГИА и ЕГЭ его не увидишь. Но на самом деле без навыка формулировать устно свою речь ни один грамотный человек обойтись не может. Это очень трудная тема, необходимо практиковаться!

(торжественная музыка)

Сегодня нам будут помогать: специалисты в области орфографии, пунктуации, лексикологии, и во всех остальных разделах русского языка:

Представление специалистов.

Мы рады представить группу помощников:

Представление помощников.

Кроме того, в нашем зале есть группа экспертов из числа участников смены.

Представление участников.

Но и вы, уважаемые зрители, не останетесь безучастными! У каждого из вас есть специальная сигнальная карточка. По команде ведущего вы обращаете ее соответствующим цветом к нашим помощникам. Зеленый – означает «получилось», «правильный ответ», а красный «не получилось», «неправильный ответ».  Помощники ведут учет ваших ответов, и в конце программы, они резюмируют ваши старания.

Правила понятны! И мы начинаем!

 Наша съемочная группа решила провести социальный опрос, застав врасплох участников смен в ВДЦ «Океане». Они задавали им подчас не самые простые вопросы. Внимание на экран!

Видеоролик «Неожиданные вопросы»

Ведущий. Итак, уважаемые зрители, поднимите зеленую карточку те, кто считает, что справился бы с данными вопросами? Так, хорошо. Помощники фиксируют результат. А теперь ответьте на вопрос —  каждому ли человеку необходимо уметь выразительно читать  и правильно говорить? Помощники фиксируют результат.

Ведущий. Ну что ж, пора начинать упражнения и тренировки. И я приглашаю первого специалиста.

Специалист. Навык выразительно говорить и читать не достается человеку при рождении. Он вырабатывается путем упорных тренировок.  

Ведущий. Первое с чего мы начнем – это физическая подготовка. Я приглашаю на сцену первых четырех участников из числа экспертов.

Эксперты поднимаются.

Специалист. Чтобы обрести сильный, звучный голос важно научиться дышать правильно. Умение брать вдох, при котором легкие расширяются в нужной пропорции во всех направлениях; умение постепенно и равномерно  расходовать запас воздуха при выдохе.
От того, как вы пользуетесь своим дыханием, зависит красота, легкость, сила и мелодичность вашего голоса. В работе над речевым голосом все дыхательные упражнения делаются при носовом дыхании.

Упражнение №1

Рефлекторное дыхание.
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Медленный полу-наклон корпуса вперед (спина прямая) – вдох; возвращаясь в исходное положение – выдох (протяжно тянуть: ги-м-м-м…).

Упражнение  №2
1 уровень: Вдох в живот, затем представляем себе, что дуем на пламя свечи очень медленно и ровно, таким образом, чтобы удержать это пламя в горизонтальном положении.
2 уровень: Мы хотим затушить свечу, но пламя не гаснет. Выдох становится более интенсивным.

3 уровень: Делаем сильный резкий выдох, и свеча гаснет.
Все упражнения повторяются по 6-8 раз.
                                 На экране проецируется картинка «Русская деревня».

Ведущий. Сейчас вашему вниманию будет представлен краткий рассказ на тему русской деревни. Ваша задача внимательно слушать, закрыв глаза и имитировать звуки соответствующие рассказу.

Рассказ русская деревня.

Из-за леса солнышко встало

— Всем доброе утро! — сказало.

Доброе утро, славный цыплёнок!

— ПИ – ПИ – ПИ.

И тебе, малышка-утёнок!

— КРЯ – КРЯ — КРЯ.

Здравствуй, и ты, важный гусёнок!

— ГА – ГА — ГА.

И чумазый  поросёнок!

— ХРЮ – ХРЮ — ХРЮ.

Шлю я привет, тебе, милый телёнок!

— МУ – МУ — МУ.

Приветствую вас,  жеребята!

— ИГО — ГО.

И вас, непоседы,  наши ребята!

—  Привет.

Песню пропой нам скорей,  петушок!

— КУ – КА – РЕ — КУ.

Стадо зови на луг, пастушок!

— ДУ – ДУ — ДУ.

Дятел, берись скорей за работу!

— ТУК – ТУК — ТУК.

У курочки много сегодня работы —

— КО – КО — КО.

Деревни проснитесь и города!

Доброе утро, детвора!

Ведущий. Мы провожаем экспертов в этой области и просим подняться на сцену ребят, сильной стороной которых является наш следующий раздел.

Выходят 4 человека.

Специалист. Переходим к следующему пункту. Артикуляция — это образование звуков с помощью речевого аппарата. Чтобы речь была ясной, четкой, красивой, надо добиться правильного произношения каждой согласной и гласной в отдельности.  Все движения должны быть плавными, естественными. В результате тренировки мышцы речевого аппарата должны стать эластичными и свободными.

Упражнение «Назойливый комар»

Подготовительное упражнение для разогрева мышц лиц. Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

Упражнение «Улыбка-хоботок»

Максимально вытягиваем губы вперед, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

Упражнение «Часы»

Губами, вытянутыми вперед хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно.

Следующий комплекс упражнений направлен на рождение звука.
Во время следующих упражнений важно слышать себя. Следите за правильным вдохом в живот.

Упражнение «Фонтан»

Произносим гласные звуки – А,О,И,Э,Я. Ноги на ширине плеч, расслабленный корпус брошен вниз, дыхание свободное. Очень медленно поднимаем тело, произнося звук. Начинаем звучать очень тихо, постепенно увеличивая звучание, когда тело выпрямится, резко поднимаем руки вверх, громко посылаем звук в небо. Воображаем, что в нас зарождается фонтан, который пробивается наружу и выплескивается.

Упражнение «Посыл»

Кидаем согласные звуки – П, Б,М,Н,Г,К,Д,Т в стену. Представляем, что у нас в руке теннисный мячик, мы кидаем его со всей силы в стенку, одновременно со звуком.

Выполнение упражнения детьми

Специалист. Выполняя эти упражнения каждый день, вы приведете свое дыхание в норму, и вам будет легче настроиться на декламацию стихов.

Ведущий. Спасибо большое нашему специалисту! Мы провожаем его и экспертов в зал. Если у вас, уважаемые зрители,  получилось выполнить все упражнения, то поднимите карточку с зеленым цветом, если нет – то с красным цветом.

Фиксирование результатов.

Ведущий. Помощники зафиксировали результат. А мы, тем временем  переходим к такому важному разделу, как дикция. И я приглашаю следующего специалиста — … а также 4  представителей из числа экспертов.

Специалист. Дикция – это ясное, отчётливое произношение; один из важных элементов культуры речи. Особенно большое значение имеет для оратора, лектора, певца, актёра, комментатора и всем, кому важен голос. Так как наш урок направлен на развитие выразительности, то упражнения на дикцию понадобятся и нам. Развить отчетливое произношение можно отчитывая скороговорки. Также они помогают исправить неверное произношение того или иного звука.

Ведущий. И сейчас мы с вами будем отрабатывать дикцию. Внимание на экран. Каждому эксперту по очереди следует прочитать скороговорку по всем правилам.

На экране появляются друг за другом слайды со скороговорками.

Специалист.  Скороговорка – малый жанр фольклора. Ее начинают читать медленно, вдумчиво проникая в ее смысл. Затем темп ускоряется, и высшим баллом считается максимально-быстрое и четкое произношение. Начнем с самых известных и не очень сложных!

Ведущий. Скороговорка для первого эксперта. (и так по порядку)

Скороговорка для эксперта 1: Ехал Гре́ка через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!

Скороговорка для эксперта 2: Бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Скороговорка для эксперта 3: Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, четко.

Специалист. Теперь возьмем посложнее, справитесь?

Скороговорка для эксперта 1: Пришёл Прокоп, кипел укроп,

Ушёл Прокоп, кипел укроп;

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

Скороговорка для эксперта 2: Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть.

Скороговорка для эксперта 3: Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски -Никто его не переколпакует, не перевыколпакует.

Специалист. А теперь задание повышенной сложности. Просим присоединиться зрителей в зале.

Скороговорка для всех. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

Ведущий. Большое спасибо нашим специалистам и экспертам! Я думаю, что нужно проводить их громкими аплодисментами!

А я прошу зрителей поднять зеленую карточку, если вы смогли повторить большую часть скороговорок, если нет – поднимите красную.

Ведущий. Следующим этапом в подготовке к чтению является проверка знаний об ударении. Для этого мы проведем рубрику «разминка»… На экране появляется слово, в котором нужно поставить ударение. С верхней части зала мои помощники начинают спускать знак ударения, пока звучит музыка, вы передаете его змейкой вниз, по рядам. Как только музыка заканчивается, зал должен замереть в тишине, а тот человек, в чьих руках оказывается знак ударения, громко говорит, где в этом слове нужно поставить ударение. Зрители не должны подсказывать, но могут поднять зеленую карточку, если согласны с отвечающим и красную, если не согласны. Всем понятны условия? 1, 2, 3 – поехали!

Конкурс «Ударение»

Афинянин

Банты

Возрастов

Генезис

Граффити

Исчерпать

Феномен

Черпать

Ломоть

Красивее

Обнял

Сливовый

Трансфер

Туфля

Упрочение

Ведущий. Хотелось бы спросить у специалистов, как же не ошибаться при расстановке ударения?

Комментарий специалиста (с места).

Ведущий. Спасибо. Ударения расставлены, хотелось бы приступить к работе над текстом.  Для этого я приглашаю 3 экспертов. Перед вами на экране предложение. Вам следует прочитать его, соблюдая интонационные паузы там, где необходимо.

Предложение для эксперта 1.  И может быть, именно потому, что дорога всегда радует солдата, а сборы всегда немного хлопотно, никто из нас — ни офицеры, ни часовые, ни мы, таскавшие к машинам технику, — не заметили того, что следовало заметить или хотя бы услышать. (С.Баруздин)

Предложение для эксперта 2. Если я скажу ей эти слова, будет бессовестно: она не может меня любить, но, как честная и добрая девушка, согласится, если я предложу ей руку (А. Н. Толстой)

Предложение для эксперта 3. Вдруг навалился густой туман, как будто стеной отделил он меня от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку, которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади (В. Арсеньев).

Ведущий. Просьба специалиста прокомментировать ответы ребят.

Специалист. При определении логической структуры текста большими помощниками являются знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая. Она диктует небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать её продолжения.

Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли.

Двоеточие предусматривает понижение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на последующих словах.

Для обозначения недосказанной или прерванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие.

Восклицательный знак, выражающий какое-либо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При этом голос повышается, и сила тона увеличивается.

Тире, заменяющее отсутствующее слово, требует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения голоса.

В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим

Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуется отклонения от грамматических норм. Например, запятая не принимается во внимание при обращении, стоящем в середине или в конце предложения:

«Стой, братцы, стой!»

Но запятая сохраняется, если обращение стоит в начале предложения:

«Кумушка, мне странно это!»

Ведущий. настало время поднять карточки, цвета которых соответствуют «у меня получилось» или «не получилось».

Замечательно себя проявили ребята. Далее в нашей программе – упражнение «импровизация». А мы прерываемся на рекламную паузу. Не переключайтесь.

Рекламная пауза.

Ведущий. Очень важно уметь рассказывать о происходящем, так сказать, «без бумажки», не готовясь. Сейчас мы проверим, насколько это возможно.  На сцену приглашаются 4 представителя – эксперта. Каждому из вас предоставляется возможность рассказать о знакомом месте, провести для всех экскурсию. На это вам дается по 1-й минуте видео на каждого, по окончанию нужного времени видео остановиться и микрофон переходит к следующему эксперту.

Запасной текст

Ведущий. Очень интересная получилась экскурсия! Захотелось прямо сейчас пойти и прогуляться по всей территории нашего Центра!  Мне понравилось, а зрителям понравилось? Спасибо экспертам! А теперь Вашему вниманию представляется мастер-класс. внимание на экран.

Видеоролик из к/ф «Когда я стану великаном»

Ведущий. А наша передача подходит к концу, не забывайте про наши упражнения, регулярно практикуйте их и выразительное чтение перестанет быть для вас обузой. До новых встреч!

Свет на сцене гаснет. Пушкой высвечивается главный герой.

Витя. Эх, такая передача, а я только сейчас про нее узнал. Столько интересной информации, полезных упражнений! Мне кажется, что я теперь больше уверен в своих силах. Может, сейчас уже получится прочитать это стихотворение?!

Встает посередине, перед сценой. Декламирует стихотворение Валерия Брюсова.

Витя. Валерий Брюсов  «Родной язык»

Мой верный друг! Мой враг коварный! 
Мой царь! Мой раб! Родной язык! 
Мои стихи — как дым алтарный! 
Как вызов яростный — мой крик! 

Ты дал мечте безумной крылья, 
Мечту ты путами обвил, 
Меня спасал в часы бессилья 
И сокрушал избытком сил. 

Как часто в тайне звуков странных 
И в потаенном смысле слов 
Я обретал напев — нежданных, 
Овладевавших мной стихов! 

Но часто, радостью измучен 
Иль тихой упоен тоской, 
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен 
С душой дрожащей — отзвук твой! 

Ты ждешь, подобен великану. 
Я пред тобой склонен лицом. 
И всё ж бороться не устану 
Я, как Израиль с божеством! 

Нет грани моему упорству, 
Ты — в вечности, я — в кратких днях, 
Но всё ж, как магу, мне покорствуй, 
Иль обрати безумца в прах! 

Твои богатства, по наследству, 
Я, дерзкий, требую себе. 
Призыв бросаю, — ты ответствуй, 
Иду, — ты будь готов к борьбе! 

Но, побежден иль победитель, 
Равно паду я пред тобой: 
Ты — Мститель мой, ты — мой Спаситель, 
Твой мир — навек моя обитель, 
Твой голос — небо надо мной! 

nsportal.ru

Консультация (1 класс) на тему: На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

1.Прежде всего, ребенок должен уметь общаться со своими сверстниками, иметь понятие коллектива, где все должны взаимодействовать и помогать друг другу учиться. Для того, чтобы у ребенка было сформировано чувство ответственности, в семье у него должны быть обязанности, за которые он должен нести ответственность, ведь в классе он тоже будет выполнять определенную роль, как член коллектива. Но если в собственной семье ребенку многое дозволено, родители должны понимать, что ему очень трудно будет работать в коллективе, трудно будет учителю, у которого есть и другие ученики, да и самим родителям станет сложно в определенное время, но как правило, они не захотят признавать своих ошибок.

2. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

3. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Каждый ребенок, обязательно, должен владеть навыками самообслуживания. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой …   и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.  

4. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

5. Постарайтесь больше разгадывать с ребёнком ребусов, кроссвордов, играть в игры с буквами и цифрами, привить ребенку любовь к времяпрепровождению с книгой. Если ребенок увлекся любимой настольной игрой, не прерывайте его. Когда интересно, мы не замечаем времени, а физиологическая способность усидеть на месте хотя бы 20-30 минут сформирована не у всех дошкольников. Пусть ребенок тренируется заниматься за столом подольше.

6. Развитие мелкой моторики рук-необходимое условие для успешного овладения письмом. Существует целая дюжина способов развитие моторики: шнуровка, рисование, лепка, работа с мозаикой, пазлами, игрой «Лего»,  работа с конструкторами разного типа, аппликациями, оригами, раскраски, работа с ножницами, вырезание, бисероплетение, нанизывание бус. Бытовые манипуляции на развитие мелкой моторики полезны не только для формирования красивого каллиграфического почерка и беглого письма. Они также важны для формирования связной речи и мышления, так как речевые центры в коре головного мозга располагаются очень  близко от центров, отвечающих за движения ведущей руки ребенка.

7. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления). Общайтесь с ребенком, отвечайте на все его вопросы и задавайте свои. Дома, на прогулках рассказывайте интересные факты о жизни, природе и так далее. Спрашивайте его мнение о каких-либо вещах, учите его четко излагать свои мысли.

Развиваем память ребенка с помощью заучивания стихов, песен, скороговорок. Читайте сказки, потом просите ребенка пересказать, о чем шла речь.

Различать предметы. Из общей массы выбирать одинаковые. Эти занятия направлены на логику и внимательность.

8. Чувствовать разницу между «хорошо» и «плохо»

9. И вспоминается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми-семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

nsportal.ru

что это такое, навыки, правила

Словосочетание «выразительное чтение» активно начало употребляться в середине XIX века и подразумевало искусность художественного слова и дисциплину обучения этому умению детей. Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора.

Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.

Критерии прочтения

Чтение характеризуется четырьмя критериями:

  • Беглость – это быстрота прочтения. Определяет восприятие (понимание) прочитанного текста. Обычно беглость измеряется количеством прочитываемых слов или знаков в минуту.
  • Правильность подразумевает неторопливое воспроизведение без переиначивания сути литературного сочинения.
  • Сознательность – это понимание авторской идеи, осмысливание художественных методов, с помощью которых воплощена идея, уяснение собственного отношения к произведению.
  • Выразительность прочитывания образуется во время анализирования литературного произведения.

Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.

Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.

Характеристика принципов обучения выразительному чтению

Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.

Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.

Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:

  • Интонация.
  • Логическое ударение.
  • Пауза.
  • Темп.
  • Высота и сила голоса.

Интонация

Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.

Компоненты интонации:

  • Сила, которая проявляется в ударениях и обуславливает динамику устной речи.
  • Направление, предопределяющее мелодичность речи и выказываемое в следовании голоса по звукам с различной высотой.
  • Оттенок или тембр, обуславливающий эмоциональную окраску.
  • Скорость, которая выражается в продолжительном звучании речи и паузах. Предопределяет ритм и темп речи.

Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

Принципы выразительного прочтения

Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.

Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.

Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка

  • Следует приобретать для ребёнка книги, красочно оформленные с увлекательным содержанием.
  • Важна не продолжительность чтения, а периодичность. То есть лучше читать много раз по 15 минут, чем один раз полтора часа. Режим чтения для ребёнка предпочтителен щадящий – прочитал три строчки, отдохнул.
  • Для формирования привычки общения с книгой нужно читать ребёнку ежедневно.
  • Прочитанное произведение необходимо обсуждать в кругу семьи, рассказывать ребёнку об авторе.
  • Вспоминая произведение нужно немного переиначить текст, это поможет понять, хорошо ли ребёнок запомнил содержание.
  • Советуйте ребёнку произведения своего детства, делитесь впечатлениями о них.
  • Приобретайте книги понравившихся ребёнку авторов, создавайте его собственную библиотеку.

Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.

Памятка родителям

  • Чтение – это вход в мир знаний, это гарантия успеваемости ребёнка в школе.
  • Ребёнок полюбит книги только благодаря совокупным стараниям школы и семьи.
  • Ознакомьтесь с главными требованиями выразительного, беглого, осознанного чтения.
  • Рекомендательный список поможет подобрать книги для ребёнка.
  • Собственная детская библиотека позволит обмениваться книгами с друзьями, что будет способствовать повышению интереса к чтению.

Рекомендуемая детская литература

Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.

Ознакомить родителей и педагогов с произведениями литературного творчества детских поэтов и писателей призвана дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Целью предмета является усовершенствование навыков анализирования детских литературных произведений, рассматривается значимость литературного чтения в становлении личности ребёнка.

Структура дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» представляет собой исторический, хронологический способ преподнесения материала по литературе для детей. Также сюда входит логически обоснованный практикум по выразительному чтению.

Руководство по чтению для ученика

Рекомендации по прочтению для школьников помогут быстро и эффективно научиться читать текст и стихотворения выразительно, обучат работать с книгой.

Памятка №1: Правила прочтения

  • Уделять чтению необходимо не менее четверти часа в день, расположившись удобно, желательно не лёжа.
  • Если читать при включённом телевизоре или музыке, понять, о чём текст будет трудно. Поэтому следует выключать телевизор, музыку, убирать все отвлекающие внимание предметы.
  • Торопиться при прочтении и концентрировать внимание на времени не нужно, иначе смысл текста или стихотворения останется непонятым и ускользнёт.
  • Необходимо делать перерывы, паузы, физкультминутки.
  • Нужно анализировать действия и поступки героев произведения, делать для себя выводы. Обсуждать прочитанное с друзьями.
  • Отмечать место, на котором чтение было прервано, положив закладку между страницами.
  • Занимательную и интересную информацию можно выписать в блокнот. В будущем она пригодится.

Памятка №2: Выразительное чтение

Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.

  • Придерживаться правильного темпа и ритма при чтении. Торопливость здесь не нужна.
  • Дикция — произношение должны быть внятными, громкими, отчётливыми.
  • Обязательно делать паузы, если встречаются знаки препинания.
  • С помощью логического ударения выделять ключевые по смыслу слова литературного произведения.
  • Стихи или текст, при прочтении должны иметь эмоциональную окраску.
  • Обязательно понимание содержания читаемого стихотворения или прозы.

Памятка №3: Правильная работа с книгой

Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.

  • Нужно выработать умения правильного, беглого, осмысленного чтения.
  • Выразительное чтение. Прочитать текст или стихи, определить основной замысел творения, найти отдельные элементы в содержании и их смысловую значимость, прочитать ещё раз.
  • Определить хронологический порядок действий литературного произведения.
  • Внеклассные занятия предполагает ведение дневника прочитанных произведений, использование списка книг, рекомендованных учителем, навык записи данных о произведении с титульного листа.

Выразительная декламация стихотворения

Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.

Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.

Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.

yourspeech.ru

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: «Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ»

     Тема: «Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ»

Цели: 1)Повторить, расширить и обобщить знания по темам «Синтаксис» и «Текст».

2) Развивать навыки свободного владения изобразительно – выразительными средствами.

3) Воспитание уважения к профессии учителя

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Изобразительно – выразительные средства», сборники упражнений «Русский язык и культура речи» Л.Ш.Дунаевой

                 Ход урока.

I.Орг. момент. Вступительное слово учителя.

II.Актуализация знаний.

    — Учителями славится Россия!

       Ученики приносят славу ей!

— Начнем мы наш урок со стихотворных строк. Обратите внимание на построение предложений. Что здесь не так? Какое это средство выразительности? (Инверсия) А что еще наблюдается? (метонимия  — Россия)  Какие еще средства знаете? О чем мы будем говорить на уроке?

(О средствах выразительности текста- это В 8 ЕГЭ)

III. Работа по презентации «Изобразительно – выразительные средства»

IV.  Работа на мультимедийном оборудовании.

Задание. Установите соответствия между столбцами.  

Анафора

Нарушение «естественного» для данного языка порядка слов

Оксюморон

Расчленение предложения на части

Парцелляция

Резкое противопоставление образов, понятий, контраст

Инверсия

Повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.

Антитеза

Сочетание противоположных по смыслу понятий

                                                                                                                                                              V. Тренировочные упражнения на закрепление (На проекторе)

 Какое средство выразительности используется в тексте?

Люблю я пышное природы увяданье…  (А.С.Пушкин)

1) эпитет

2) метафора

3) олицетворение

4) оксюморон

Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной…(А.С.Пушкин)

1) эпифора

2)метафора

3) сравнение

4) антитеза                                                                                                          

Лошадку ведет под уздцы мужичок…

          В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.Некрасов)

1) инверсия

2)метонимия

3) олицетворение

4) литота

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна. (Н.Некрасов)

1)анафора

2)парцелляция

3)гипербола

4)  литота

 VI Исправь ошибки. (На экране)

Моя автобиография (автобиография)

Местный абориген  (абориген)

Ихний (их)

Характеристики на детей (без НЕ  )

— Такая же работа по сборн.  упражнений (стр.10–11, упр. 1,4, 5, 6,7 -II)

Один ученик на доске пишет слова, ставит ударения        

VII) Работа с текстом на экране. Расставить знаки препинания.

   Никто не может предугадать(,) каким будет образование через десять – пятнадцать лет. 2)Как никто лет двадцать назад не знал(,) что скоро в нашей стране введут ЕГЭ. 3)Но учителя и с этим нововведением неплохо справляются(:) они стараются научить нас всему, что пригодится для сдачи  этого экзамена.4)Мы знаем и видим(:) наши педагоги стараются быть ближе к молодежи(,)бороздят просторы Интернета.

Словарная работа:  ( на доске) нововведение– яңалык, копна – чүмәлә

Задания к тексту:

1. Определите вид сказуемого (-ых) в 1 предложении

2. Из 2 предложения выписать  словосочетания со связью

Согласование   (в нашей стране     в ед. ч., ж.р., пр. пад. )

Управление    (введут ЕГЭ- вин. пад.)

Примыкание (скоро введут)

3.Укажите верную характеристику 3 предложения

а)Сложноподчиненное предложение

б) Сложносочиненное предложение

в) Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

г) Бессоюзное сложное предложение

4. Какой троп используется в 4 предложении

а) олицетворение

б) сравнение

в) метафора (просторы Интернета)

г) литота

5.Найдите синонимы в тексте          (учителя – педагоги)

VIII. Фронтальный опрос.  

— Типы речи.

— Стили речи.

— Требования к  написанию сочинения – рассуждения(С1)

1) Проблема

2)Комментарий к проблеме

3)Позиция автора

4)Моя позиция

5)1 – й аргумент

6)2 – й аргумент

7)Заключение

— На экране виды вступлений и заключений.

— Сегодня нет готового текста. Я продиктую начало, дома придется дописать.

(Один ученик пишет на доске) Запись под диктовку.

   Я вам предлагаю заглянуть в учительскую. (Вспомните, как образовано слово учительская – переход – неморфологический способ образования слов)Учитель… Казалось бы, какая понятная профессия. И что в ней сложного?

    Но если задуматься, сразу станет ясно: учитель – это одна из самых сложных профессий на земле.

 Лично для меня учитель настоящего, прошлого и будущего должен быть строгим, но справедливым и понимающим своего ученика.

IX.  Разноуровневое домашнее задание

I- упр.335 (выписать словосочетания с согласованием, управлением, примыканием)

II-по одном примеру из упражнения 335(10 средств выразительности)

III-написать сочинение — рассуждение «Учитель будущего»

X. Итог  урока. Если вы обратили внимание, все наши предложения были связаны одной лексической темой: образование, ЕГЭ, учитель. Хотим нашим гостям подарить на память о нашем уроке буклеты.

nsportal.ru

Введение……………………………………….3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего

профессионального
образования

«Омский государственный
университет путей сообщения»

ОмГУПС (ОмИИТ)

Кафедра
«Связи с общественностью, сервис и
туризм»

Реферат
по дисциплине: «Деловые коммуникации»

Тема:
«Средства выразительности в деловой
речи.»

Выполнил:

Студент
группы 52-е

________
Дутчин В.А.

Руководитель:

__________ Фролова И.Е.

Омск 2012 г.

Содержание
.

  1. Средства
    выразительности деловой речи …….5

2.1
Варьирование
тональностью выступления.

2.2
Выделение
главных мыслей.

  1. Стилистические
    формы ,относящиеся к средствам

выразительности……………………………….6

  1. Особенности
    речевого поведения………………..10

  2. Заключение……………………………………..13

  3. Список
    использованной литературы…………14

Введение

Профессиональная
деятельность современного специалиста
предполагает овладение навыками
риторики, т. е. навыками построения,
подготовки и доведения до слушателей
публичного выступления в различных
формах — сообщения на служебных
совещаниях, доклада на конференциях и
семинарах, лекции, выступления на
переговорах, презентациях и т. п. Во
многом навыки публичного выступления
закладываются общим уровнем воспитания,
образования, наличием определенных
личностных качеств человека. Вместе с
тем, навыки риторики отрабатываются в
процессе накопления профессионального
опыта при наличии знаний об основных
их правилах. Знание этих правил позволяет
человеку подать свое выступление в
более выгодном свете — как с точки
зрения эффективного восприятия
слушателями, так и с точки зрения
позитивной оценки аудиторией
профессиональных качеств выступающего.

Следует
отметить, что основные правила риторики
являются универсальными, т. е. они
применимы в большинстве ситуаций, при
которых возникает необходимость
публичного выступления.

Как
на этапе подготовки, так и во время
выступления необходимо помнить о том,
что существуют определенные средства,
позволяющие сделать нашу речь более
выразительной, яркой и эмоциональной.
Эти средства направлены на то, чтобы
аудитория не теряла интереса к выступлению
и не оставалась при этом на уровне
пассивного восприятия услышанного, а
почувствовала сопричастность с тем, о
чем говорит выступающий. Установлению
подобного контакта оратора со слушателями
способствуют в первую очередь интересная
тема выступления и его продуманная
смысловая структуризация. Однако, даже
если достаточно официальный, деловой
доклад не будет подкреплен умением
оратора воплотить хорошо подготовленный
с точки зрения логики текст в живую,
немонотонную речь, активность восприятия
слушателями смысла выступления явно
снизится, и его цель будет достигнута
не полностью. При этом под целью
выступления следует понимать не только
убеждение слушателей в каких-либо
высказываниях и склонение аудитории к
точке зрения оратора, но и простое
информирование о событиях или принятых
решениях. Следует помнить, что возможности
эффективного восприятия устной информации
ограничены, особенно если выступление
значительно по своей продолжительности.

Исходя
из этого, большое значение приобретают
некоторые приемы повышения выразительности
речи. При подготовке к выступлению и
при выходе на трибуну всегда следует
помнить о том, что общение с аудиторией
— это возможность заявить о себе,
обратить на себя внимание, и от того,
насколько удачно это произойдет, во
многом зависят ваш авторитет, ролевой
статус в организации, возможности
дальнейшего служебного развития и т.
п. Поэтому публичного выступления не
стоит бояться (что свойственно некоторым
людям), а нужно использовать его не
только с пользой для окружающих, но и с
выгодой для себя.

Для
того чтобы результаты выступления
достигались более эффективно, следует
помнить, что устная речь существенно
отличается от письменного доклада.
Причем, как бы мы ни старались учесть
это при написании текста речи, последующее
механическое его зачитывание в той или
иной степени высвечивает указанную
особенность и, как правило, в негативном
варианте. Простое озвучивание заранее
написанного текста приводит к тому, что
выступление воспринимается тяжеловесно,
многие фразы неудобны для слухового
восприятия и т. п.

Устная
речь должна выгодно отличаться от
письменного текста. Это достигается за
счет использования средств повышения
выразительности выступления. О
необходимости их применения следует
помнить всегда, даже если у вас не было
времени на подготовку к докладу. Тем
более стоит продумывать характер их
использования при наличии подготовительного
периода к выступлению. У хороших ораторов
все удачные речевые приемы воспринимаются
как экспромт, хотя в большинстве случаев
они являются заранее продуманной
«домашней» заготовкой.

Это
лишний раз доказывает, что не следует
пренебрегать этапом подготовки к
выступлению, самоуверенно полагаясь
на собственное мастерство оратора или
ссылаясь на вечную занятость другими,
с нашей субъективной точки зрения более
важными, делами.

studfiles.net

Материал по теме: Методика работы над выразительным чтением

Методика работы над выразительным чтением

1. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения.

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:

1. На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения:

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель просит сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа учитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем учитель еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.

2. На доске записано предложение:

Скоро наступит жаркое лето.

Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

3. Учитель последовательно и выразительно читает два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.

Серебряный туман пал на окрестность.

Я награжу тебя.

Ручьи слез покатились по бледному лицу.

4. На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Жить – Родине служить.

Тот герой, кто за Родину горой.

Честный труд – наше богатство.

Больше дела – меньше слов.

Упустишь минуту – потеряешь часы.

5. Учитель просит учащихся прочитать записанные на доске или на карточках предложения, поочередно самостоятельно делая логические ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае.

 Например, чтение данного предложения предполагает такое размещение в нем логического ударения:

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

6. На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина». Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели учитель задает следующие вопросы:

Когда читали учащиеся повесть Пушкина?

Кто читал сегодня повесть Пушкина?

Что делали сегодня учащиеся?

Что читали учащиеся сегодня?

Чью повесть читали учащиеся сегодня?

7. Учитель раздает учащимся карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагает уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения.

Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений.

Более слабым учащимся дается меньшее количество предложений или уже указываются слова для логического ударения. После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Например:

1. Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных

Как обрадовали | его успехи отца!

Как обрадовали | его успехи | отца!

Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.

Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.

Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.

Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.

Я остановился в недоумении, | оглянулся.

Я остановился, | в недоумении оглянулся.

2. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

Доброе братство | лучше богатства.

Один в поле | не воин.

Доброе братство | лучше богатства.

Один в поле | не воин.

Согласье | крепче каменных стен.

Одна пчела | не много меду натаскает.

3. Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.

Правда светлее солнца.

Правда дороже золота.

За правое дело стой смело.

2. Значение интонации, повышения и понижения голоса при обучении выразительному чтению

Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.

Интонационные речевые средства выбираются в зависимости от задачи чтения. Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.

Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.

1. Логическое ударение – выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи.

2. Логические и психологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.

3. Темп и ритм чтения. Темп чтения – степень быстроты произношения текста. Он также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения – соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае исходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется, иначе при чтении могут возникать ошибки.

4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Иногда называется интонацией в узком смысле. Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация смысловая или психологическая, которая определяется содержанием и нашим к нему отношением.

5. Основная эмоциональная окраска (тембр). Вопрос об эмоциональной окраске обычно ставится после полного или частичного анализа произведения. Недопустимо директивное указание тона: читать весело или грустно. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сможет разбудить в ученике стремление передать свое понимание прочитанного. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа.

Для формирования выразительного чтения ученики должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.

Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделяют следующие: умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, а также его героев, автора; умение представлять в своем воображении картины, события, лица на основе так называемых «словесных картин»; умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать к ним свое определенное от- ношение; умение определять задачу своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли у героев и читателя.

Выявление задачи чтения связано с пониманием подтекста. Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения (например, стихотворения) или понять состояние героя включает в себя определенные микроумения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, соотносить героя с его поступками, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. умение определять свое отношение к герою, отношение к нему автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.

Выразительность чтения в результате осознания его задачи значительно повышается, так как ученик стремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболее интересно и важно в тексте с его точки зрения. Поскольку умение осознавать задачу чтения для учащихся начальной школы сложно, процесс овладения им в начальных классах не завершается.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение детей. Эти умения формируются с помощью такого приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста («видение текста»), и развития у учеников определенного отношения к прочитанному. Необходимо учить давать оценку героям, их поступкам, событиям, что возможно лишь в том случае, если дети понимают текст и улавливают подтекст.

Так, чтобы «нарисовать» словесную картину, необходимо понять содержание текста, уметь выбрать в соответствии с предлагаемой темой отрывок текста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с помощью которых картина будет воссоздана (определить «краски»), представить ее мысленно, затем сверить с текстом (проверяя себя) и, наконец, нарисовать ее словами. Словесное рисование опирается на предшествующий анализ текста. Задания могут выполняться как коллективно, так и самостоятельно.

В обучении выразительному чтению можно использовать памятку, которая создается самими учащимися (Приложение 3).

Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Например:

а) Упражнение «Прыжок»:

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться (рисунок 1).

Рисунок 1. Упражнение «Прыжок»

б) Упражнение «Поход»

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх:

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,

За горой нас солнце ждет,

Наш подъем все выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

в) Упражнение «Пещера»

Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.

Выразительному чтению можно и нужно обучать школьников не только в начальной и средней школе. В старших классах работа над выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил синтаксиса и пунктуации. Проводимая параллельно на уроках чтения и письма работа над выразительной речью и чтением способствует правильному и более легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитию навыков выразительной речи, развитию речевого слуха.

3. Примерный план урока по выразительному чтению

Тема урока: работа над двумя стихотворениями об осени: И. Бунин «Листопад», А. Фет «Ласточки пропали…».

Цель урока: обучение детей умению рисовать словом картины, передавать в чтении подтекст и общаться со слушателями.

План урока:

1. Выполнение упражнений по технике речи.

2. Произношение отдельных предложений с разными намерениями.

3. Разбор и чтение отрывков из стихотворения И. Бунина «Листопад» (на материале отрывка учащихся учатся умению находить и передавать элементы подтекстового содержания).

4. Разбор и чтение стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» (на материале этого стихотворения углубляется умение вникать в подтекстовое содержание и передавать его в устном слове).

Ход урока:

Урок начинается с упражнений по технике речи. Сначала выполняются упражнения по тренировке дыхания, а затем — тренировке дикции. Произношение отдельных предложений с разными намерениями (подтекстами).

На доске пишется предложение:

«Ну, уж и денек был!»

Учитель. Прочитайте это предложение с двумя разными намерениями: а) Вы хотите сказать, что день был очень хороший: стояла теплая погода, весь день светило солнце, вы отдыхали на берегу озера, купались, ловили рыбу. б) Вы хотите сказать, что день был плохой; все время шел дождь, было слякотно, вы не выходили из палаток. «Скука!» Кое-как дождались автобуса и к вечеру уехали домой. «Зря приезжали на озеро».

На доске пишется предложение «Уж наступила осень». Прочитайте это предложение с двумя различными намерениями.

а) Вы радуетесь тому, что наступила осень (нет жары и зноя; в лесу стало красиво: стоят золотые березы и багряные осины; вы пришли в школу, встретились с товарищами, с которыми не виделись целое лето).

б) Вы не рады осени (улетели птицы, вода в речке стала холодная, нельзя купаться, дни стоят пасмурные).

Можно сделать так, чтобы одни ученики произносили предложения в первом варианте, другие во втором, можно и так: чтобы некоторые из учеников произносили каждое предложение в двух вариантах.

Учитель. Сейчас у нас осень. Вы бываете в лесу. Скажите, какие картины вам больше запомнились, показались, красивыми, что вы особенного заметили в лесу?

Ученики. Я видел, как гора пожелтела. Желтая, желтая вся.

— А я заметила: березы стоят золотые, а рядом сосенки зеленые.

— А мы у речки были, вода холодная, а у берега кусты желтые и красные.

— А мне понравилось, как дорога была засыпана листьями.

Учитель. Да, ребята, осенью природа бывает очень красивой. Хорошо, что вы это заметили. А теперь посмотрим, как описывает осень поэт. Разбор и чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад». На листе бумаги вывешен текст.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной…

Учитель. Прочитайте внимательно стихотворение про себя, постарайтесь увидеть в своем воображении картины осени, которые нарисовал поэт (для чтения отводится 2-3 минуты). Мы знаем, что одно и то же предложение, например «Уж наступила осень», можно прочитать с разными намерениями: в одном случае сказать, что осень нам нравится, в другом — не нравится. А можем ли мы прочитать с разными намерениями это стихотворение?

Ученики. Нет, не можем.

Учитель. Почему?

Ученики. А тут же написано, что лес красивый, что в лесу хорошо.

— Красиво кругом… поэтому нравится.

Учитель. Правильно. Мы можем только с одним намерением прочитать стихотворение; картина нам нравится. Так ее нарисовал поэт. По-другому мы читать не можем.

Теперь будем читать вслух. Но прежде я хочу познакомить вас с одним правилом. Когда вы читаете текст про себя, то вы читаете его для себя: вы хотите понять, о чем говорится в произведении, хотите представить картины, которые там нарисованы, людей, о которых рассказывает автор, и т. д. А вот когда вы читаете вслух, в классе, то вы уже читаете для тех, кто вас слушает. Вы рисуете слушателям картины, изображенные автором, рисуете так, чтобы слушающие увидели их и правильно оценили. Читая это стихотворение, надо постараться так описать лес, чтобы слушающие хорошо его себе представили, поняли, что он очень красив и вам нравится.

Как это сделать? А сделать это можно так. Вот, например, когда вы с ребятами гуляете по лесу и вдруг найдете красивый цветок, то не только сами любуетесь им, но хотите, чтобы и другие полюбовались, показываете его и говорите: «Посмотрите, какой красивый цветок!» Или, например, когда увидите красивую поляну, то обращаете внимание и других на нее, вам хочется, чтобы и другие увидели, как она хороша. Вы говорите: «Посмотрите, какая чудесная поляна, сколько здесь цветов, как они хорошо пахнут».

Читая стихотворение, вы можете сделать то же самое: поделиться со слушающими своими впечатлениями, мыслями, чувствами. Вот, например, вы читаете строчку: «Лес, точно терем расписной», вы представили лес, похожий на расписной терем, вам понравилось такое сравнение, и у вас, конечно, появилось желание поделиться со слушателями своим впечатлением, и тогда слова поэта вы произнесете, обращаясь к слушателям с мыслью: «Посмотрите, как это красиво!».

Подумайте сами теперь, как надо произнести вторую строчку. Ученик. Я прочитаю ее так, будто показываю: «Вот лиловый лес, а вот — золотой, а там — багряный».

Учитель. Правильно. Прочитай так, как ты сказал.

Ученик читает. Могут еще два-три человека прочитать.

Учитель замечает: надо не только «показывать», но при этом так произносить слова, чтобы все поняли, что вам очень нравятся эти краски, что вы любуетесь ими.

В стихотворении говорится, что «лес стоит над светлою поляной». Как вы думаете, чтобы увидеть весь лес и поляну, над которой он стоит, откуда его можно наблюдать: близко или далеко?

Ученик. Надо подальше отойти, тогда можно увидеть весь лес. Учитель. Правильно. Вот так, представляя всю картину — и лес, и поляну, прочитайте первые четыре строчки.

Читают два-три человека.

Учитель. Прочитайте про себя вторую и третью часть стихотворения и скажите: чтобы увидеть картину, нарисованную в этих частях стихотворения, где надо быть: далеко от леса или в самом лесу?

Ученик. Надо в лесу быть. Здесь говорится: «Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой», это у них листья хорошо видны, а издалека листья не увидишь.

Учитель. А что такое лазурь?

Ученик. Это цвет такой голубой, это — небо.

Второй ученик. «Просветы в небо» можно только в лесу увидеть. Это когда стоишь и смотришь вверх, и небо видно между листьев.

Третий ученик. Здесь говорится: «Лес пахнет дубом и сосной». Это когда в лес войдешь, тогда можно заметить, что он пахнет.

Учитель. Вот видите, какая красота открылась, когда мы подошли ближе к лесу, вошли в него. Мы увидели, что и листья блестят желтою резьбой на ярко-голубом небе, и елочки, как вышки, темнеют, и просветы в небо видны, как оконца. Прочитайте эти части стихотворения, как бы обращаясь к слушателям с такой мыслью: «А лес еще красивее, если подойти к нему поближе, войти в него. Посмотрите, какие на березах листья, какие елочки стоят. Как хорошо пахнет в лесу!» Читают один-два человека.

На дом дается задание: выучить стихотворение наизусть и подготовить его выразительное чтение.

Упражнения для развития дыхания

1. Распределите правильно дыхание. Глубокий вдох через нос — спокойный выдох до конца, без перерыва чтения. Жжжжж; сссссс; рррррррр; шшшшшш; ммммммм

2. Поставьте на стол 10 заженных свечей. Потушите свечи: а) отдельно каждую; б) все сразу.

3. Прочитайте текст: вдох – выдох – пауза – вдох – выдох – пауза. Паузы обозначьте так: /. Лисица позвала журавля на обед / и подала похлебку на тарелке. / Журавль ничего не мог взять своим носом, / и лисица всё съела сама. (Л. Толстой).

4. Прочитайте стихотворение. Сделайте паузы после первой и второй строки. Третью и четвертую прочитайте без пауз. Я вошел в тенистый бор / И увидел мухомор, / Сыроежку, зеленушку, Розоватую волнушку! (Ю. Могутик)

5. Прочитайте на одном дыхании: Жил-был не царь, не король, не геройский герой, а жил-был мальчик. (Э. Мошковская)

6. Прочитайте сначала медленно, а затем быстро, без пауз. Заваривши кашу, / масла не жалеют; / Начав дело, / не останавливаются. На дворе трава, на траве дрова; Не руби дрова на траве двора.

7. (через 30 — 40 минут после еды) И. П. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. На счет 1 – 5 (про себя) — глубокий вдох. На счет 1 – 3 (про себя) — задержка дыхания. На счет 1 – 5 (про себя) — выдох.

8. И. П. то же На счет 1 — 2 (про себя) — глубокий вдох. На счет «раз» — задержка дыхания. Плавный счет от 1 до 10, от 1 до 15, 20, 25, 30 — выдох.

9. И. П. то же На выдохе — пословица или поговорка, скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Как у горки на пригорке (добор воздуха) стоят тридцать три Егорки (На выдохе идет счет от 1 до 33). Раз Егорка, два Егорка…

10. И. П. то же На счет 1 – 3 (про себя) — глубокий вдох. На счет «раз» — задержка дыхания. Медленный плавный выдох на звуках -ф-, -с-, -ш- (сначала отдельно, а затем подряд). Звуки беру разные.

11. «Проколотый мяч». Представить, что в руках большой мяч, но он проколот. Если на него нажимать, слышно, как выходит воздух (звук -с-) Нажимать на мяч нужно мягко, без усилий


 Памятка

«Как разучить скороговорку»

1. Прочитай скороговорку медленно

2. Подумай, о чем говорится в скороговорке

3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется

4. Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её

5. Теперь проговори скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее

6. Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе

7. Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку

8. Выдели самое главное голосом, интонацией

Чистоговорки, скороговорки

1. Читайте медленно, с паузами.

Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.

Осип охрип, / а Архип осип.

Как у горки на пригорке /

Жили тридцать три Егорки.

2. Читайте быстро, без пауз.

Поезд мчится скрежеща: Же – че – ща; Же – че – ща;

Сыворотка из-под простокваши.

Улов у Поликарпа — три карася, три карпа.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дуб не дуй губ, /Не дуй губ на дуб.

3. Ра-Ра-Ра — начинается игра

ры-ры-ры — у мальчиков шары

ро-ро-ро — у нас новое ведро

ру-ру-ру — продолжаем мы игру

ре-ре-ре — стоит домик на горе

ри-ри-ри — на ветках снегири

ар-ар-ар — кипит наш самовар

ор-ор-ор — созрел красный помидор

Ир-ир-ир — мой папа командир

Арь-арь-арь — на стене висит фонарь

Са-са-са — в лесу бегает лиса

Со-со-со — у Вовы колесо.


 Памятка

«Как подготовиться к выразительному чтению»

1. Перечитай текст внимательно. Определи основную мысль, чувства, настроение и переживание героев, автора

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям

картин природы)

3. Мысленно представь их себе

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (в чем задача твоего чтения)

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – темп чтения; пометь паузы, логические ударения, тон

6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, совсем ли ты согласен. Не забудь, что произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними

7. Прочитай текст выразительно

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о