На что бы вы обратили внимание при подготовке выразительного – Что вы прежде всего принемаете во внимание при подготовке выразительного чтения стихотварения?

Содержание

На что обратить внимание при подготовке малыша к школе

Большинство пап и мам думают, что вся подготовка к школе сходится к заучиванию букв и умению считать. Но все совсем не так. Никто не против обучения этим привычным навыкам, но им лучше обучаться лишь после того, как положено хорошее начало развитию других навыков.

Очень ранняя концентрация на теории может затормозить нормальное развитие ребенка. Мы иногда забываем, что природа имеет свое собственное расписание развития человека. Если Вы стараетесь обучить трехлетку писать — это все равно, что обучать трехмесячного младенца ходить. В этом случае можно нанести необратимый вред.

Малыша нельзя считать действительно подготовленным к школе — или к жизни, — пока он не научится следующим вещам:

Любить себя.

Любовь к себе — наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока вы не будете способны ценить собственную жизнь, вы никогда не станете деятельным, не сможете реализовать собственные возможности.

Иногда мы не можем помочь ребенку полюбить себя до тех пор, пока мы не переоценим некоторые из наших собственных установок — тот груз, который мы несем в себе на протяжении всей жизни.

Ребенку необходима свобода! У ребенка, которому внушают, что он ведет себя плохо, развивается неприязнь к себе, и это мешает обучению, жизни и любви больше, чем любая другая психологическая проблема.

Общаться с помощью слов.

После того как дети смогут объяснить истинное значение своих поступков, им необходимо научиться помогать другим людям, понимать их. Если девочка может сказать учителю: «Я так боялась, что у меня ничего не получится, что просто не могла думать», — учитель может понять, что ее страх мешает обучению, и сможет должным образом ее успокоить. Если ребенок может сказать своему отцу: «Ты меня пугаешь, когда кричишь так громко», — можно надеяться, что отец попробует вместо этого договориться с ним спокойно. Любой пятилетний ребенок, который может спокойно и непринужденно рассказать о своих чувствах, говоря » Я боюсь», или «Я очень тебя люблю!», уже обрел способность, которая предоставит ему необходимую свободу для того, чтобы думать, интересоваться и учиться.

Интересоваться и задавать вопросы.

Все популярные книги и разговоры о том, каким знаниям и умениям мы должны учить дошкольников, отодвинули на задний план и почти свели на нет естественную, инстинктивную любознательность. Зачастую мы бываем настолько увлечены счетными палочками, что перестаем прислушиваться к замечательным вопросам, которые дети задают сами по себе: «Почему листья меняют цвет?.. Что заставляет траву расти?.. Откуда берется снег?.. и т. д.»

Когда мы говорим: «Я не знаю», » Я сейчас занят», «Спроси у папы» и т. д., мы отбиваем у ребенка охоту добывать знания. Если же, напротив, мы поощряем его любознательность и помогаем находить ответы, мы способствуем развитию у него интеллектуальной способности, наиболее существенной для человека.

Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.

Поколение наших детей будет вынужденно столкнуться с самыми серьезными вопросами. Не может быть простых решений у таких проблем, как утрата экологического равновесия, демографический взрыв, распространение оружия, которое может уничтожить все живое. Чтобы стать мудрым и зрелым взрослым, дети должны начать понимать, что простые решения не снимают проблему, что на самом деле надо копать глубже, чтобы найти наиболее оптимальный ответ на тот или иной вопрос. Нам необходимо учить детей смотреть в корень. «Ну, может быть, Джо сегодня злится оттого, что пришел в детский сад голодным?» Детям необходимо вначале испытать сложность жизненных ситуаций, чтобы они были подготовлены к столкновению с путаницей, неопределенностью и непостоянством реальной жизни.

Не бояться неудач — необходимое условие взросления.

Чтобы научиться чему-либо, вы должны не бояться допускать ошибки, даже терпеть неудачу. Первый деревянный столик, который вы сделали, может быть уродливым и кривобоким, но если вы способны учиться на своих ошибках, то следующий вы смастерите намного лучше. Детям надо помочь понять, что обучение — длительный, медленный процесс проб и ошибок. Ни одно великое изобретение не делалось без большого числа предшествовавших ему испытаний и неудач.

Доверять взрослым.

Пятилетнему ребенку нужно обладать истинным доверием к взрослым, если ему предстоит сосредоточить все свое внимание на учебных задачах. А людям доверять трудно, если они тебя обманывают, говорят, что никуда не уйдут, но, проснувшись, ты обнаруживаешь на месте родителей няню; говорят, что доктор не сделает тебе больно, а он делает. Мы платим очень высокую цену за те игры, в которые мы играем с детьми, чтобы избежать их слез. Если вы хотите, чтобы вам верили, лучше сказать: «Я собираюсь выйти на несколько часов, пока ты спишь», — даже если вам придется вынести мучительное прощание. И у доктора: «Тебе, может быть, будет немножко больно, но это скоро пройдет. Ты можешь посидеть у меня на коленях и поплакать, если тебе хочется».

Для ребенка важно постоянство в одном: в наших попытках быть с ним честным.

Думать самому.

Сказать «нет», на самом деле, для ребенка значит заявить — «я существую». Это начинается по мере того, как у ребенка возникает некоторое представление о себе, ощущение того, что он на самом деле самостоятельная личность. Многих родителей пугает и злит такая возможность, в то время как они должны были бы радоваться этому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору — жизненно важная часть человеческого существования.

К пяти годам ребенок должен обладать собственным мнением. Этой способности очень легко научить — надо просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут.

Знать, в чем можно полагаться на взрослого.

Доверие к взрослым отчасти состоит в том, чтобы знать, когда тебе нужна помощь, и уметь обратиться за ней. Нам необходимо объяснить детям, что мы можем быть друзьями, помочь им, не обращаясь с ними как с маленькими, без излишней опеки, можем понять их мир.

Учиться, общаться и жить вашему ребенку будет намного легче, если у него не останется неудовлетворенных в раннем детстве потребностей. И помните, что семья — это самое спокойное и надежное место для ребенка, это его дом, его крепость. Здесь он чувствует себя защищенным, здесь его понимают, любят. Все то хорошее, чему ребенок научится в детстве он возьмет с собой во взрослую жизнь.

www.vospitaj.com

Выразительное чтение, обучение, практикум | Дикторы.com

Ударные слова

В каждой фразе должна быть одна вершина, один логический центр, который и выделяется, как главный. Затем последовательно, по степени важности выделяются остальные слова. И совсем не акцентируются второстепенные слова. Для выделения логических центров пользуются усилением, повышением голоса, а иногда его понижением и замедлением темпа. Определить ударные слова в тексте поможет ряд правил логического чтения. Ударными бывают преимущественно слова, обозначающие понятия, которые раньше в тексте не встречались, то есть новые понятия. Это одно из основных правил.


В простом предложении ударение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обычно на слово, стоящее вторым по порядку:

Сделалось смятение. Калитка заскрипела.

Когда смысл сказуемого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказуемое ударение не падает, если нет противопоставления:

Вдруг молния всю чащу озарила.
Прибой шумит.


Если же в тексте имеется противопоставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

Дедушка на балконе, а бабушка под окном сидит.
Обжегся на молоке, дуешь и на воду.


Противопоставление может подразумеваться

И дурак это поймет ( не только умный).


Правило о логических центрах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не должно быть ударным словом:

Я не трону его.
И всё грустит она.


Но при противопоставлении местоимение выделяется:


Сегодня – ты, а завтра – я.


Если при глаголе имеются дополнительные слова, то они принимают на себя ударение.

Слабый ветер тянул по верхушкам.
Люблю молодца за искренность.

Если определение выражено именем существительным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

На нее обратились взоры мужчин.
Шум слился с говором гостей.


Но при противопоставлении ударение не переносится.

Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Согласно правилу, ударение должно было быть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на слово «звезда».


Определение, выраженное прилагательным, не бывает под ударением.


Черные тучи повисли над морем.
В небольших комнатках

тепло и уютно.  


Но если «небольшим комнаткам» противопоставляются «большие», ударение переместится.

В небольших комнатках тепло и уютно.


Если перед существительным стоит несколько прилагательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

Он спокойный, рассудительный, положительный человек.


Но если одно или несколько прилагательных стоят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.


Он человек гордый и своенравный.


Если же после существительного стоят прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилагательные.


Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое.


Ударение падает на слова, выражающие сравнение.

Стонал, как зверь.
Как лань лесная боязлива.


Если сравнение и относящееся к нему слово не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

Как походил он на поэта,
Когда в углу сидел один

.

Если понятие выражено несколькими словами, то выделяется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выражают не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

Белинский – замечательный русский критик.


При противопоставлении в многословном понятии ударение может переместиться.

Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е. логическими  и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими. Логические паузы могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой речью позволили составить несколько правил, помогающих определить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в себе логическое ударение:

2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

Сей Анджело надменный,|
Сей злобный человек, | сей грешник | - был любим;


3) перед прилагательным, которое следует за существительным и поясняет его:

Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;


4) перед существительным, определяющим другое существительное:

Художник Серов | замечательный русский портретист…


Но если существительное стоит впереди определяемого слова, пауза не нужна:


Замечательный русский портретист художник Серов;


5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так как они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:


Хлопотун он, | а хозяин плохой.
Мы отужинали молча | и встали из-за стола скорее обыкновенного.


6) При тире и при пропуске слова:

Книга - | друг человека.


7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не разъединять нить мысли):

Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, |  да он никакого решения не объявляет.



8) Между пояснительными словами, а также между подлежащим, сказуемым и пояснительными словами.

9) В сложных распространённых предложениях:

Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку…

10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на переломе двух частей:

Дичи у него в поместье водится много, | дом построен по плану французского архитектора , | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

Здесь приводятся примеры логического разбора известных афоризмов об ораторском искусстве.

Если для определения логической паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она имеет право приостановить течение речи на каком угодно слове и зависит от творческого подхода, опирающегося на анализ текста и определяющего его эмоциональное содержание. Психологическая пауза может совпадать с логической, но может и не совпадать. В отличие от логической, психологическая пауза не может быть просто молчанием. Она «красноречива». В ней как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и зарождается то новое, что будет выражено в последующей речи.

Наиболее труден для выразительного чтения материал, состоящий из длинных смысловых частей (периодов), в которых легко «заблудиться» и потерять основную мысль. Важно научиться также обращаться с вводными словами и придаточными предложениями. Их следует затушевывать, пользуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Иначе речь окажется тяжелой, а это будет мешать восприятию материала.  

Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи. Выполнять упражнения для улучшения голоса. Чтобы хорошо развить дикцию в проекте вы найдёте список сложных слов, описание артикуляции звуков и сборник русских народных скороговорок.

diktory.com

Материал на тему: урок выразительного чтения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Океан»

VII смена 2014 г., программы «Океанский Олимп», «Радуга талантов», «Юные спасатели»

Дружинное дело

 «Урок выразительного чтения»

Авторы: Аханянов А.,

Лопатина М.,

 Пацукова А.

вожатые,

Проскурина Ю.,

зам. нач. др. по ОМР

Цель: Знакомство с основными правилами выразительного чтения.

Ход дела:

  1. Сцена «Звонок с урока»
  2. Начало телепередачи
  3. Видеоролик «Неожиданные вопросы»
  4. Блок 1:
  • Упражнения на дыхание
  • Упражнения на артикуляцию
  • Упражнения на рождение звуков
  1. Блок 2:
  1. Блок 3:
  • Ударение
  • Интонация. Как правильно разделить предложение на смысловые части.
  • Значение знаков препинания.
  1. Блок 4
  • Текст без бумажки
  • Видеомастер-класс
  1. Выразительное чтение стихотворения

Сцена затемнена.

Звучит звонок с урока. С левой нижней двери выходят школьники, проходят по всему ККЗ, общаясь на тему домашнего задания. Последними идут два юноши Витя и Олег. Высвечиваются пушкой. Разговаривая о домашнем задании, доходят до середины авансцены.

Витя. Выразительное чтение. Было бы что-нибудь интереснее? Выразительное чтение,…что это вообще такое?

Олег. Да чего ты так завелся? Не такая уж и сложная тема.

Витя. Без бумажки читать, да еще и с выражением. Тебе-то легко, а вот у меня не получается!

Олег. Да это всем легко! Просто нужно с чего-то начинать!

Витя. Не знаю, не знаю. Ну, а мне пора домой. До встречи!

Олег. Пока, до завтра!

Витя усаживается на 7 ряд.

Витя. Так, что это тут у нас. Программа передач. Посмотрим-ка! Телеканал «ОкеанТВ», образовательная передача… - то, что надо! Может пригодиться!

Звук включающегося телевизора.

Свет на сцене. Фанфары. Выход ведущего.

Ведущий. Нашу серию программ «Нескучные уроки» продолжает урок выразительного чтения. Почему именно эта тема? Ведь в школе такой раздел не изучается, да и среди заданий в ГИА и ЕГЭ его не увидишь. Но на самом деле без навыка формулировать устно свою речь ни один грамотный человек обойтись не может. Это очень трудная тема, необходимо практиковаться!

(торжественная музыка)

Сегодня нам будут помогать: специалисты в области орфографии, пунктуации, лексикологии, и во всех остальных разделах русского языка:

Представление специалистов.

Мы рады представить группу помощников:

Представление помощников.

Кроме того, в нашем зале есть группа экспертов из числа участников смены.

Представление участников.

Но и вы, уважаемые зрители, не останетесь безучастными! У каждого из вас есть специальная сигнальная карточка. По команде ведущего вы обращаете ее соответствующим цветом к нашим помощникам. Зеленый – означает «получилось», «правильный ответ», а красный «не получилось», «неправильный ответ».  Помощники ведут учет ваших ответов, и в конце программы, они резюмируют ваши старания.

Правила понятны! И мы начинаем!

 Наша съемочная группа решила провести социальный опрос, застав врасплох участников смен в ВДЦ «Океане». Они задавали им подчас не самые простые вопросы. Внимание на экран!

Видеоролик «Неожиданные вопросы»

Ведущий. Итак, уважаемые зрители, поднимите зеленую карточку те, кто считает, что справился бы с данными вопросами? Так, хорошо. Помощники фиксируют результат. А теперь ответьте на вопрос -  каждому ли человеку необходимо уметь выразительно читать  и правильно говорить? Помощники фиксируют результат.

Ведущий. Ну что ж, пора начинать упражнения и тренировки. И я приглашаю первого специалиста.

Специалист. Навык выразительно говорить и читать не достается человеку при рождении. Он вырабатывается путем упорных тренировок.  

Ведущий. Первое с чего мы начнем – это физическая подготовка. Я приглашаю на сцену первых четырех участников из числа экспертов.

Эксперты поднимаются.

Специалист. Чтобы обрести сильный, звучный голос важно научиться дышать правильно. Умение брать вдох, при котором легкие расширяются в нужной пропорции во всех направлениях; умение постепенно и равномерно  расходовать запас воздуха при выдохе.
От того, как вы пользуетесь своим дыханием, зависит красота, легкость, сила и мелодичность вашего голоса. В работе над речевым голосом все дыхательные упражнения делаются при носовом дыхании.

Упражнение №1

Рефлекторное дыхание.
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Медленный полу-наклон корпуса вперед (спина прямая) – вдох; возвращаясь в исходное положение – выдох (протяжно тянуть: ги-м-м-м…).

Упражнение  №2
1 уровень: Вдох в живот, затем представляем себе, что дуем на пламя свечи очень медленно и ровно, таким образом, чтобы удержать это пламя в горизонтальном положении.
2 уровень: Мы хотим затушить свечу, но пламя не гаснет. Выдох становится более интенсивным.

3 уровень: Делаем сильный резкий выдох, и свеча гаснет.
Все упражнения повторяются по 6-8 раз.
                                 На экране проецируется картинка «Русская деревня».

Ведущий. Сейчас вашему вниманию будет представлен краткий рассказ на тему русской деревни. Ваша задача внимательно слушать, закрыв глаза и имитировать звуки соответствующие рассказу.

Рассказ русская деревня.

Из-за леса солнышко встало

- Всем доброе утро! — сказало.

Доброе утро, славный цыплёнок!

- ПИ – ПИ – ПИ.

И тебе, малышка-утёнок!

- КРЯ – КРЯ — КРЯ.

Здравствуй, и ты, важный гусёнок!

- ГА – ГА — ГА.

И чумазый  поросёнок!

- ХРЮ – ХРЮ — ХРЮ.

Шлю я привет, тебе, милый телёнок!

- МУ – МУ — МУ.

Приветствую вас,  жеребята!

- ИГО — ГО.

И вас, непоседы,  наши ребята!

-  Привет.

Песню пропой нам скорей,  петушок!

- КУ – КА – РЕ — КУ.

Стадо зови на луг, пастушок!

- ДУ – ДУ — ДУ.

Дятел, берись скорей за работу!

- ТУК – ТУК — ТУК.

У курочки много сегодня работы -

- КО – КО — КО.

Деревни проснитесь и города!

Доброе утро, детвора!

Ведущий. Мы провожаем экспертов в этой области и просим подняться на сцену ребят, сильной стороной которых является наш следующий раздел.

Выходят 4 человека.

Специалист. Переходим к следующему пункту. Артикуляция - это образование звуков с помощью речевого аппарата. Чтобы речь была ясной, четкой, красивой, надо добиться правильного произношения каждой согласной и гласной в отдельности.  Все движения должны быть плавными, естественными. В результате тренировки мышцы речевого аппарата должны стать эластичными и свободными.

Упражнение «Назойливый комар»

Подготовительное упражнение для разогрева мышц лиц. Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

Упражнение «Улыбка-хоботок»

Максимально вытягиваем губы вперед, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

Упражнение «Часы»

Губами, вытянутыми вперед хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно.

Следующий комплекс упражнений направлен на рождение звука.
Во время следующих упражнений важно слышать себя. Следите за правильным вдохом в живот.

Упражнение «Фонтан»

Произносим гласные звуки – А,О,И,Э,Я. Ноги на ширине плеч, расслабленный корпус брошен вниз, дыхание свободное. Очень медленно поднимаем тело, произнося звук. Начинаем звучать очень тихо, постепенно увеличивая звучание, когда тело выпрямится, резко поднимаем руки вверх, громко посылаем звук в небо. Воображаем, что в нас зарождается фонтан, который пробивается наружу и выплескивается.

Упражнение «Посыл»

Кидаем согласные звуки – П, Б,М,Н,Г,К,Д,Т в стену. Представляем, что у нас в руке теннисный мячик, мы кидаем его со всей силы в стенку, одновременно со звуком.

Выполнение упражнения детьми

Специалист. Выполняя эти упражнения каждый день, вы приведете свое дыхание в норму, и вам будет легче настроиться на декламацию стихов.

Ведущий. Спасибо большое нашему специалисту! Мы провожаем его и экспертов в зал. Если у вас, уважаемые зрители,  получилось выполнить все упражнения, то поднимите карточку с зеленым цветом, если нет – то с красным цветом.

Фиксирование результатов.

Ведущий. Помощники зафиксировали результат. А мы, тем временем  переходим к такому важному разделу, как дикция. И я приглашаю следующего специалиста - … а также 4  представителей из числа экспертов.

Специалист. Дикция – это ясное, отчётливое произношение; один из важных элементов культуры речи. Особенно большое значение имеет для оратора, лектора, певца, актёра, комментатора и всем, кому важен голос. Так как наш урок направлен на развитие выразительности, то упражнения на дикцию понадобятся и нам. Развить отчетливое произношение можно отчитывая скороговорки. Также они помогают исправить неверное произношение того или иного звука.

Ведущий. И сейчас мы с вами будем отрабатывать дикцию. Внимание на экран. Каждому эксперту по очереди следует прочитать скороговорку по всем правилам.

На экране появляются друг за другом слайды со скороговорками.

Специалист.  Скороговорка – малый жанр фольклора. Ее начинают читать медленно, вдумчиво проникая в ее смысл. Затем темп ускоряется, и высшим баллом считается максимально-быстрое и четкое произношение. Начнем с самых известных и не очень сложных!

Ведущий. Скороговорка для первого эксперта. (и так по порядку)

Скороговорка для эксперта 1: Ехал Гре́ка через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!

Скороговорка для эксперта 2: Бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Скороговорка для эксперта 3: Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, четко.

Специалист. Теперь возьмем посложнее, справитесь?

Скороговорка для эксперта 1: Пришёл Прокоп, кипел укроп,

Ушёл Прокоп, кипел укроп;

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

Скороговорка для эксперта 2: Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть.

Скороговорка для эксперта 3: Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски -Никто его не переколпакует, не перевыколпакует.

Специалист. А теперь задание повышенной сложности. Просим присоединиться зрителей в зале.

Скороговорка для всех. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

Ведущий. Большое спасибо нашим специалистам и экспертам! Я думаю, что нужно проводить их громкими аплодисментами!

А я прошу зрителей поднять зеленую карточку, если вы смогли повторить большую часть скороговорок, если нет – поднимите красную.

Ведущий. Следующим этапом в подготовке к чтению является проверка знаний об ударении. Для этого мы проведем рубрику «разминка»… На экране появляется слово, в котором нужно поставить ударение. С верхней части зала мои помощники начинают спускать знак ударения, пока звучит музыка, вы передаете его змейкой вниз, по рядам. Как только музыка заканчивается, зал должен замереть в тишине, а тот человек, в чьих руках оказывается знак ударения, громко говорит, где в этом слове нужно поставить ударение. Зрители не должны подсказывать, но могут поднять зеленую карточку, если согласны с отвечающим и красную, если не согласны. Всем понятны условия? 1, 2, 3 – поехали!

Конкурс «Ударение»

Афинянин

Банты

Возрастов

Генезис

Граффити

Исчерпать

Феномен

Черпать

Ломоть

Красивее

Обнял

Сливовый

Трансфер

Туфля

Упрочение

Ведущий. Хотелось бы спросить у специалистов, как же не ошибаться при расстановке ударения?

Комментарий специалиста (с места).

Ведущий. Спасибо. Ударения расставлены, хотелось бы приступить к работе над текстом.  Для этого я приглашаю 3 экспертов. Перед вами на экране предложение. Вам следует прочитать его, соблюдая интонационные паузы там, где необходимо.

Предложение для эксперта 1.  И может быть, именно потому, что дорога всегда радует солдата, а сборы всегда немного хлопотно, никто из нас - ни офицеры, ни часовые, ни мы, таскавшие к машинам технику, - не заметили того, что следовало заметить или хотя бы услышать. (С.Баруздин)

Предложение для эксперта 2. Если я скажу ей эти слова, будет бессовестно: она не может меня любить, но, как честная и добрая девушка, согласится, если я предложу ей руку (А. Н. Толстой)

Предложение для эксперта 3. Вдруг навалился густой туман, как будто стеной отделил он меня от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку, которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади (В. Арсеньев).

Ведущий. Просьба специалиста прокомментировать ответы ребят.

Специалист. При определении логической структуры текста большими помощниками являются знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая. Она диктует небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать её продолжения.

Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли.

Двоеточие предусматривает понижение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на последующих словах.

Для обозначения недосказанной или прерванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие.

Восклицательный знак, выражающий какое-либо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При этом голос повышается, и сила тона увеличивается.

Тире, заменяющее отсутствующее слово, требует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения голоса.

В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим

Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуется отклонения от грамматических норм. Например, запятая не принимается во внимание при обращении, стоящем в середине или в конце предложения:

«Стой, братцы, стой!»

Но запятая сохраняется, если обращение стоит в начале предложения:

«Кумушка, мне странно это!»

Ведущий. настало время поднять карточки, цвета которых соответствуют «у меня получилось» или «не получилось».

Замечательно себя проявили ребята. Далее в нашей программе – упражнение «импровизация». А мы прерываемся на рекламную паузу. Не переключайтесь.

Рекламная пауза.

Ведущий. Очень важно уметь рассказывать о происходящем, так сказать, «без бумажки», не готовясь. Сейчас мы проверим, насколько это возможно.  На сцену приглашаются 4 представителя – эксперта. Каждому из вас предоставляется возможность рассказать о знакомом месте, провести для всех экскурсию. На это вам дается по 1-й минуте видео на каждого, по окончанию нужного времени видео остановиться и микрофон переходит к следующему эксперту.

Запасной текст

Ведущий. Очень интересная получилась экскурсия! Захотелось прямо сейчас пойти и прогуляться по всей территории нашего Центра!  Мне понравилось, а зрителям понравилось? Спасибо экспертам! А теперь Вашему вниманию представляется мастер-класс. внимание на экран.

Видеоролик из к/ф «Когда я стану великаном»

Ведущий. А наша передача подходит к концу, не забывайте про наши упражнения, регулярно практикуйте их и выразительное чтение перестанет быть для вас обузой. До новых встреч!

Свет на сцене гаснет. Пушкой высвечивается главный герой.

Витя. Эх, такая передача, а я только сейчас про нее узнал. Столько интересной информации, полезных упражнений! Мне кажется, что я теперь больше уверен в своих силах. Может, сейчас уже получится прочитать это стихотворение?!

Встает посередине, перед сценой. Декламирует стихотворение Валерия Брюсова.

Витя. Валерий Брюсов  «Родной язык»


Мой верный друг! Мой враг коварный! 
Мой царь! Мой раб! Родной язык! 
Мои стихи - как дым алтарный! 
Как вызов яростный - мой крик! 

Ты дал мечте безумной крылья, 
Мечту ты путами обвил, 
Меня спасал в часы бессилья 
И сокрушал избытком сил. 

Как часто в тайне звуков странных 
И в потаенном смысле слов 
Я обретал напев - нежданных, 
Овладевавших мной стихов! 

Но часто, радостью измучен 
Иль тихой упоен тоской, 
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен 
С душой дрожащей - отзвук твой! 

Ты ждешь, подобен великану. 
Я пред тобой склонен лицом. 
И всё ж бороться не устану 
Я, как Израиль с божеством! 

Нет грани моему упорству, 
Ты - в вечности, я - в кратких днях, 
Но всё ж, как магу, мне покорствуй, 
Иль обрати безумца в прах! 

Твои богатства, по наследству, 
Я, дерзкий, требую себе. 
Призыв бросаю, - ты ответствуй, 
Иду, - ты будь готов к борьбе! 

Но, побежден иль победитель, 
Равно паду я пред тобой: 
Ты - Мститель мой, ты - мой Спаситель, 
Твой мир - навек моя обитель, 
Твой голос - небо надо мной! 

nsportal.ru

Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворений

Введение

Выразительно прочитать стихотворение или отрывок из прозы - трудно это или легко для школьника? Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное чтение делом легким, настолько легким, что помогать ученикам, учить их не надо, сами справятся но есть и другое мнение: выразительно читать может только талантливый, все же остальные, как ни учи, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания.

Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность, а выразительно чтение - один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий. (3)

Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение есть художественное чтение в условиях школы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное.

В отличие от рассказывания, выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение».

Ясная и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление.

Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. «Сказать о чем--то выразительно - это значит в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании». (7)

Что делает речь учителя выразительной? Почему мы стремимся построить свою речь так, чтобы не только точно передать свои мысли, но и постараться, чтобы она звучала красиво? Очевидно, выразительная речь достигает цели все же быстрее, чем речь просто правильная. Особенно важно это для учителя начальных классов, ведь младшие школьники, как известно, более эмоциональны. (10)

Больше значение выразительно чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева и др.

М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, Н.Н. Светловская, А.А. Бонадренко, О.В. Кубасова, Е.И. Матвеева отмечают, что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось учителями начальной школы. Система обучения чтению художественных произведений рассматривает выразительно чтение, то есть как обязательный компонент уроков литературного чтения.

И в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов.

Таким образом, выразительность чтения - это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.

Исходя из сказанного, можно утверждать .что тема данной дипломной работы является актуальной, так как в настоящее время Малов внимания отводится этой теме, и она важна для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение.

Основная цель работы - определение условий, приемов обучения выразительному чтению.

Объест исследования - процесс развития и совершенствования навыка звучащей речи на основе подготовки к выразительному чтению художественных произведений.

Предмет исследования - методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.

Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать приемы обучения, нацеленные на выразительно чтение текстов художественных произведений, то можно способствовать выразительному чтению художественных текстов и глубокому из пониманию.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические и методические основы выразительного чтения

2) раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;

3) проанализировать методическую литературу по проблеме;

4) описать процесс организационной работы, а так же использование приемов обучения выразительному чтению художественных произведений в начальных классах;

5) экспериментальным путем подтвердить выдвинутую гипотезу.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовать следующие методы исследования

· изучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме;

· педагогический эксперимент;

· наблюдение, описание, сравнительный, количественный и качественных анализ полученных результатов;

· в качестве экспериментальных баз исследования выбраны 3 «А» и 3 «Б» классы школы № 1 г. Нелидова, Тверской области.

· структура исследования: работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава I. Проблема выразительности как основная часть культуры речи

1.1 Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению

Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развития его личности. «При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в сложном потоке информации, с которыми приходится сталкиваться современному человеку». (31)

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества (критерия): правильность, беглость. сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющее на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обуславливающее понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков. прочитанных за единицу времени (обычно количество слов в минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. (5)

Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это значит, - как справедливо пишет Л.А. Горбушина, - найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация». (8)

Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых - ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом». (7)

Становление навыка чтения - процесс очень не простой и длительный. Учителю необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка.

Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению.

Основной принцип выразительного чтения - проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. При подготовке к чтению произведения учитель внимательно читает его. изучает содержание, уясняет для себя какова идея данного произведения и в чём его пафос, о каком круге жизненных явлений пойдёт в нем речь, в каком порядке следует изложение событий, что за люди действуют в произведении. Очень важно выяснить степень понятности произведения для слушателей.

Содержание произведения точно определит и способы., какими следует пользоваться при переда

mirznanii.com

Статья по чтению по теме: Теоретические основы и и методические требования и формирование навыков правильного и выразительного чтения.

Теоретические основы


и методические  требования


 и формирование навыков правильного и выразительного чтения.


Подготовка к выразительному чтению художественного произведения.

Подготовка текста:

  1. Анализ произведения: осмысление текста, переживание того, о чем в нем говорится.
  2. Определение задачи чтения.
  3. Разметка текста: деление на части, уяснение главной мысли и определение задачи чтения каждой из них, обозначение логических ударений, пауз, темпа, силы, высоты голоса, проверка слов по словарю, произношение которых вызывает сомнение.
  4. Тренировочное чтение –  чтение вслух, чтение мастеров художественного слова

Произведения для младшего школьного возраста больше сюжетны.

Сюжет – содержание, события, взаимоотношения героев, обстановка действий.

                                                     Элементы сюжета:

                                                               экспозиция

                                                               завязка

                                                               кульминация

                                                               развязка

                                                               концовка (эпилог)

Цель  экспозиции – привлечь внимание слушателя. Спокойные повествовательные интонации. (Многие произведения не имеют ее, а начинаются с завязки).

Завязку   читать весомо, значительно, чтобы слушатели  поняли, что вслед  за этими строками начнется  собственно повествование.

Кульминация  – момент наивысшего  напряжения, после которого наступает перелом в действии. Выделение  кульминации при чтении (медленным темпом, большей силой голоса) увеличит напряжение слушателей  аудитории.

Развязка – положение, которое создается в результате развития действия.  Развязкой чаще бывает заключительная сцена произведения. Она снимает напряжение. Поэтому читать следует так (медленно, с интонацией конца), чтобы дети почувствовали конец, завершение.

Иногда в произведении бывает и эпилог  (концовка), который как и развязка, «разряжает» внимание слушателя, возвращая его  к действительности.

План анализа произведения для подготовки его к выразительному чтению:

  1. определить жанр, тему, идею произведения;
  2. решить, что хочется сказать слушателям, исполняя произведение;
  3. дать характеристику персонажей и их отношений;
  4. определить сюжет;
  5. выделить элементы композиции:

а) экспозиция,

б) завязка,

в) кульминация,

г) развязка,

д) концовка;

       4)  разбить текст на части по смыслу, озаглавить;

       5)  определить  отношение автора к событиям;

       6) обратить внимание на особенности языка.

     Портрет героя

                                План:

  1. Внешний вид.
  2. Где жил герой.
  3. Его привычки, любимые занятия.
  4. Отношение автора к герою.
  5. Что тебе самому больше всего нравится в этом герое?

Обучение младших школьников  выразительному чтению проходит в три этапа:

I этап – подготовка к восприятию

II этап – организация первичного восприятия произведения (первичный синтез)

III  этап  -  анализ литературного произведения

               - стилистический анализ

               - проблемный анализ

               - анализ развития действия

               - анализ художественных образов

Успешность работы над выразительным чтением

зависит от умения учителя совмещать виды работ аналитического и синтетического характера.

Виды работ синтетического характера

Словесное рисование

Составление диафильма

Диафильм – серия словесных или графических рисунков, с последовательностью событий, снабженных титрами.

Экранизация

Драматизация

Некоторые виды пересказа

Пересказ – подробный, краткий, творческий, выборочный (частичный).

Творческий пересказ – трансформация текста с целью его переосмысливания:

                             а) с изменением последовательности

                             б) с дополнением содержания текста.

Музыкальное иллюстрирование и др.

Как подготовиться к выразительному чтению:

  1. Перечитать текст. Определить содержание, мысли, чувства, настроение героев, автора.
  2. Определить свое отношение к героям.
  3. Мысленно представить их.
  4. Решить, что будешь сообщать читателям (задача).
  5. В соответствии с задачей выбрать интонационные средства – тон, темп, паузы, логическое ударение.
  6. Повторное чтение.
  7. Выразительное чтение.

Основные положения системы К.С.Станиславского, определяющего работу над  выразительным чтением.  

В основе выразительного чтения лежит работа над актерским мастерством. Существенное звено

этого  учения – метод физического действия ( думать не о самом чувстве, а о тех условиях,

которые вызвали переживание).На искренности чувствования Станиславский строит свою систему

как искусство переживания.

Работа над выразительностью чтения основывается на принципе искренности переживаний.

Этому способствуют упражнения:

  1. «Откройте скорее…»

                «Расскажи мне…»

               «Прочти это письмо.»

               «Едем завтра или нет»

          Чем ярче представление, тем выразительнее речь.

  1. По аналогии составить упражнения для детей.
  1. Как добиться речевой действительности, читая  «чужое» ( созданное кем-то). Как это

сделать?   Не заучивать  интонации, а заинтересовать, нарисовать картину. Понять замысел

автора, проанализировать текст.

Пример:

  1. Прочитать текст 2 раза:

 а) равнодушно,

 б)  определив цель словесного действия, стремясь к ее достижению.

А. Барто  «Веревочка»

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Как птицы заливаются

Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,

Весенняя Москва.

Еще не  запыленная

Зеленая листва.

Галдят грачи  на дереве.

Гремят грузовики.

Весна, весна на улице.

Весенние деньки!

Станиславский рекомендует исполнителям искренне верить в реальность жизни литературных героев, сродниться с ними настолько, как будто это их собственная жизнь.

Исполнитель должен обладать развитым воображением.

         

Воображение

воссоздающее

                   

творческое

По авторскому описанию представить созданную писателем картину жизни (портрет, пейзаж, эпизод,..).

Умение детально представить картину, скупо представленную в словесном оформлении.

Исполнитель вживается в образ литературного героя.

Если артист выходит на сцену, теряет самообладание, то происходит конфуз, застенчивость. Чтобы избежать этого, необходимо увлечься тем, что происходит на сцене.

Учитель на уроке отвечает за создание атмосферы доброжелательности, непринужденности.

Особого внимания заслуживает техническая сторона дела: плохая речь (окание, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и пр.) вызывает недоразумение, заслоняют смысл, суть.

«У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, свое содержание, которое должен почувствовать говорящий. Если же слово не связано с жизнью и произносится формально, механически, вяло, бездушно, пусто, то оно подобно трупу, в котором не бьется пульс. Живое слово насыщено изнутри».

                                                                                                                                         К.С.Станиславский

                                                                     Техника речи

Техника речи – система работы над речевым аппаратом. Она включает в себя губы, зубы,

челюсти, язык, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, голосовые связки.

В технику речи входят: дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

дыхание

голос

дикция

орфоэпия

Правильное дыхание – свободное, глубокое, частое (не учащенное),

незаметное

Атака звука – способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому

Понятность.

Нормы литературного произношения.

Требования:

1)вдыхать носом и ртом

2)вдыхать бесшумно

3)не перебирать дыхание при вдохе

4)пополнять дыхание при малейшей возможности

5)не задерживать дыхание на паузах

Работу над голосом нужно начинать в период обучения грамоте с постановкой правильного дыхания.

Правильная артикуляция.

Фонематический слух – различение фонем (основных звуков) и их оттенков.

«Свеча»

«Проколотый мяч»

«Цветочный магазин»

«Ах, какой ужас!»

«Ах, какая прелесть!»

«Ах, как хорошо!»

«Ах, как прелестно!»

Интонация

Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов установленной речи. 

Явление сложное, целостное.

Компоненты:

  1. Сила голоса (громкость и логическое ударение).
  2. Пауза (логическая и психологическая).
  3. Темп и ритм (темп – медленный, средний, ускоренный, быстрый; ритм – и в стихах , и в прозе, чередование звучащих отрезков речи и пауз ).
  4. Мелодика  (движение голоса вверх, вниз, восклицательные и вопросительные  предложения, перечисления, причины).
  5. Тон – эмоциональная окраска речи.
  6. Тембр – природная окраска голоса.

Неязыковые средства выразительной речи.

Мимика, телодвижения, жесты, поза – дополнительные средства воздействия на слушателя.

Правила учителю:

  1. Лучше читать стоя.
  2. Не следует расхаживать.
  3. Держаться прямо.
  4. Избегать механических жестов (не переступать с ноги на ногу).

Ноги поставить на расстоянии 12 – 16 см – одна чуть впереди, колени эластичны. Нет напряжения ни в руках, ни в плечах, ни в шее.

  1. Использовать выразительность мимики (перед зеркалом).

Подготовка учителя к выразительному чтению произведения начинается со знакомства с произведением (нужно полюбить его, дополнить замысел своим отношением, страстностью исполнения).

  Чтение                                                  анализ      

                                                                                                     воссоздающее воображение

nsportal.ru

Консультация (1 класс) на тему: На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

1.Прежде всего, ребенок должен уметь общаться со своими сверстниками, иметь понятие коллектива, где все должны взаимодействовать и помогать друг другу учиться. Для того, чтобы у ребенка было сформировано чувство ответственности, в семье у него должны быть обязанности, за которые он должен нести ответственность, ведь в классе он тоже будет выполнять определенную роль, как член коллектива. Но если в собственной семье ребенку многое дозволено, родители должны понимать, что ему очень трудно будет работать в коллективе, трудно будет учителю, у которого есть и другие ученики, да и самим родителям станет сложно в определенное время, но как правило, они не захотят признавать своих ошибок.

2. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

3. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Каждый ребенок, обязательно, должен владеть навыками самообслуживания. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой …   и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.  

4. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

5. Постарайтесь больше разгадывать с ребёнком ребусов, кроссвордов, играть в игры с буквами и цифрами, привить ребенку любовь к времяпрепровождению с книгой. Если ребенок увлекся любимой настольной игрой, не прерывайте его. Когда интересно, мы не замечаем времени, а физиологическая способность усидеть на месте хотя бы 20-30 минут сформирована не у всех дошкольников. Пусть ребенок тренируется заниматься за столом подольше.

6. Развитие мелкой моторики рук-необходимое условие для успешного овладения письмом. Существует целая дюжина способов развитие моторики: шнуровка, рисование, лепка, работа с мозаикой, пазлами, игрой «Лего»,  работа с конструкторами разного типа, аппликациями, оригами, раскраски, работа с ножницами, вырезание, бисероплетение, нанизывание бус. Бытовые манипуляции на развитие мелкой моторики полезны не только для формирования красивого каллиграфического почерка и беглого письма. Они также важны для формирования связной речи и мышления, так как речевые центры в коре головного мозга располагаются очень  близко от центров, отвечающих за движения ведущей руки ребенка.

7. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления). Общайтесь с ребенком, отвечайте на все его вопросы и задавайте свои. Дома, на прогулках рассказывайте интересные факты о жизни, природе и так далее. Спрашивайте его мнение о каких-либо вещах, учите его четко излагать свои мысли.

Развиваем память ребенка с помощью заучивания стихов, песен, скороговорок. Читайте сказки, потом просите ребенка пересказать, о чем шла речь.

Различать предметы. Из общей массы выбирать одинаковые. Эти занятия направлены на логику и внимательность.

8. Чувствовать разницу между «хорошо» и «плохо»

9. И вспоминается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми-семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

nsportal.ru

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: «Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ»

     Тема: «Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ»

Цели: 1)Повторить, расширить и обобщить знания по темам «Синтаксис» и «Текст».

2) Развивать навыки свободного владения изобразительно – выразительными средствами.

3) Воспитание уважения к профессии учителя

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Изобразительно – выразительные средства», сборники упражнений «Русский язык и культура речи» Л.Ш.Дунаевой

                 Ход урока.

I.Орг. момент. Вступительное слово учителя.

II.Актуализация знаний.

    - Учителями славится Россия!

       Ученики приносят славу ей!

- Начнем мы наш урок со стихотворных строк. Обратите внимание на построение предложений. Что здесь не так? Какое это средство выразительности? (Инверсия) А что еще наблюдается? (метонимия  - Россия)  Какие еще средства знаете? О чем мы будем говорить на уроке?

(О средствах выразительности текста- это В 8 ЕГЭ)

III. Работа по презентации «Изобразительно – выразительные средства»

IV.  Работа на мультимедийном оборудовании.

Задание. Установите соответствия между столбцами.  

Анафора

Нарушение «естественного» для данного языка порядка слов

Оксюморон

Расчленение предложения на части

Парцелляция

Резкое противопоставление образов, понятий, контраст

Инверсия

Повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.

Антитеза

Сочетание противоположных по смыслу понятий

                                                                                                                                                              V. Тренировочные упражнения на закрепление (На проекторе)

 Какое средство выразительности используется в тексте?

Люблю я пышное природы увяданье…  (А.С.Пушкин)

1) эпитет

2) метафора

3) олицетворение

4) оксюморон

Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной…(А.С.Пушкин)

1) эпифора

2)метафора

3) сравнение

4) антитеза                                                                                                          

Лошадку ведет под уздцы мужичок…

          В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.Некрасов)

1) инверсия

2)метонимия

3) олицетворение

4) литота

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна. (Н.Некрасов)

1)анафора

2)парцелляция

3)гипербола

4)  литота

 VI Исправь ошибки. (На экране)

Моя автобиография (автобиография)

Местный абориген  (абориген)

Ихний (их)

Характеристики на детей (без НЕ  )

- Такая же работа по сборн.  упражнений (стр.10–11, упр. 1,4, 5, 6,7 -II)

Один ученик на доске пишет слова, ставит ударения        

VII) Работа с текстом на экране. Расставить знаки препинания.

   Никто не может предугадать(,) каким будет образование через десять – пятнадцать лет. 2)Как никто лет двадцать назад не знал(,) что скоро в нашей стране введут ЕГЭ. 3)Но учителя и с этим нововведением неплохо справляются(:) они стараются научить нас всему, что пригодится для сдачи  этого экзамена.4)Мы знаем и видим(:) наши педагоги стараются быть ближе к молодежи(,)бороздят просторы Интернета.

Словарная работа:  ( на доске) нововведение– яңалык, копна – чүмәлә

Задания к тексту:

1. Определите вид сказуемого (-ых) в 1 предложении

2. Из 2 предложения выписать  словосочетания со связью

Согласование   (в нашей стране     в ед. ч., ж.р., пр. пад. )

Управление    (введут ЕГЭ- вин. пад.)

Примыкание (скоро введут)

3.Укажите верную характеристику 3 предложения

а)Сложноподчиненное предложение

б) Сложносочиненное предложение

в) Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

г) Бессоюзное сложное предложение

4. Какой троп используется в 4 предложении

а) олицетворение

б) сравнение

в) метафора (просторы Интернета)

г) литота

5.Найдите синонимы в тексте          (учителя – педагоги)

VIII. Фронтальный опрос.  

- Типы речи.

- Стили речи.

- Требования к  написанию сочинения – рассуждения(С1)

1) Проблема

2)Комментарий к проблеме

3)Позиция автора

4)Моя позиция

5)1 – й аргумент

6)2 – й аргумент

7)Заключение

- На экране виды вступлений и заключений.

- Сегодня нет готового текста. Я продиктую начало, дома придется дописать.

(Один ученик пишет на доске) Запись под диктовку.

   Я вам предлагаю заглянуть в учительскую. (Вспомните, как образовано слово учительская – переход – неморфологический способ образования слов)Учитель… Казалось бы, какая понятная профессия. И что в ней сложного?

    Но если задуматься, сразу станет ясно: учитель – это одна из самых сложных профессий на земле.

 Лично для меня учитель настоящего, прошлого и будущего должен быть строгим, но справедливым и понимающим своего ученика.

IX.  Разноуровневое домашнее задание

I- упр.335 (выписать словосочетания с согласованием, управлением, примыканием)

II-по одном примеру из упражнения 335(10 средств выразительности)

III-написать сочинение - рассуждение «Учитель будущего»

X. Итог  урока. Если вы обратили внимание, все наши предложения были связаны одной лексической темой: образование, ЕГЭ, учитель. Хотим нашим гостям подарить на память о нашем уроке буклеты.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о