Национальная одежда бурятов – костюмы бурятов, современные и стилизованные костюмы Бурятии, история

национальный костюм мужской и женский, фото :: SYL.ru

Национальный костюм бурят – это традиционная одежда народа с многовековой историей и культурой. Традиции в одежде этого народа связаны с его образом жизни и суровым сибирским климатом. Национальная традиционная одежда бурят приспособлена к кочевому образу жизни и резким перепадам температур. Занятие скотоводством обусловило набор материалов, из которых изготавливали костюмы: шерсть, кожа, мех, шелк. Какая национальная одежда у бурят? Какие костюмы носят мужчины и женщины? Как выглядят буряты в национальных костюмах в настоящее время и как выглядели в прошлом? Какие цвета и материалы выбирают буряты для пошива своих нарядов? Обо всем этом и других интересных особенностях национальной одежды одного из народов Сибири и пойдет речь в статье.

История костюма

В Прибайкалье проживали многие монголоязычные народности: якуты, буряты, тунгусы и другие. О древнем костюме бурятов можно судить по письменным описаниям дипломатов и путешественников 17-18-го веков, более ранние письменные упоминания о национальной одежде, быте и образе жизни сибирского народа не сохранились.

Первым описал бурятский костюм наш посол в Китае Спафарий Н. Он писал, что в Бурятии в 17-м веке были популярными хлопчатобумажные ткани, привозимые из Китая и Бухары.

Изучением костюмов сибирских народов и народностей с научной точки зрения занялись исследователи и ученые только в начале 19-го века.

Особенности

Суровый климат и кочевой образ жизни сыграли огромную роль в выборе материалов для пошива одежды и формировании стиля национального костюма бурят. Проводя целый день в седле, буряты должны были носить очень комфортную и удобную одежду, она не должна была им мешать, но должна была укрывать их от ветра и согревать в суровые морозы. Так как занимались они в основном животноводством, то шили преимущественно из кожи, меха, конского волоса, шерсти. Шелк и хлопок покупали у соседних народов.

Буряты – это кочевой народ, они жили на огромных расстояниях друг от друга, поэтому у каждого рода костюмы имели свои отличительные особенности. Иногда они отличались очень существенно.

Есть летний и зимний варианты национального костюма бурят. Но главный элемент одежды – это халат. Зимний костюм (дэгэл) шили из овчины, которую обшивали бархатом. Летний халат, или тэрлинг, шили из легких хлопчатобумажных материалов. Праздничные костюмы, как правило, шили из шелка.

Халаты застегивались сбоку, что защищало от ветра и хорошо согревало в зимнюю стужу. Халаты должны были быть такой длины, чтобы закрывали ноги при верховой езде и при ходьбе. Кроме того, халат при необходимости использовали как постель, на одну полу ложились, другой накрывались.

Бурятский костюм имеет свои разновидности, в зависимости от возраста и пола. Национальный костюм бурятов для детей одинаковый как для девочек, так и для мальчиков, детей одевали в прямые халаты, которые очень были похожи на мужские.

После свадьбы женщины надевали рубаху, штаны и халат, который уже представлял собой кофту и юбку, сшитые на талии. Халат застегивался на специальные пуговицы. Все замужние бурятки в обязательном порядке носили безрукавки.

Традиционные прически как атрибут национального костюма

В детстве и мальчикам, и девочкам заплетали на макушке одну косу, а остальные волосы сбривали. Переставали брить волосы девочкам, которые достигали возраста 13-15 лет. Когда их волосы отрастали, их заплетали в две косы на висках, что служило уже первым явным половым отличием от мальчиков. В 16 лет на голову девочкам надевались специальные украшения – саажа, которые символизировали готовность девушки к замужней жизни и означали что, к ней уже можно свататься.

После свадьбы женщине заплетали две косы.

Традиционные цвета костюмов

Традиционным цветом бурятской национальной одежды является синий. Но были и исключения. Иногда халаты шили из коричневого, зеленого, бордового материалов.

Халат мужчин украшал энгер (четырехугольный борт), который имеет очень символическое значение. Он состоял из цветных полос, верхняя из которых всегда белого цвета (когда к бурятам пришел буддизм, цвет энгера допускался золотой).

Каждый цвет у бурятов имеет свое значение, например черный – это земля, дом; красный - энергия, огонь, жизнь; синий – небо, надежда.

Головные уборы и обувь

И мужчины, и женщины носили шапки, которые представляли собой круглые с небольшими полями головные уборы с остроконечной верхушкой, которая украшается навершием, обычно серебряным, и кистями. Шапки шили из тканей синего цвета. Каждый элемент у шапки бурят имел свое символическое значение. Красные кисти, например, - символический элемент головного убора монголоязычных народов. В середине 15-го века Эсэн–тайша приказал всем народам, проживающим в монгольском государстве, носить на головных уборах красные кисти. С тех пор в национальных головных уборах таких народов, как буряты, калмыки, присутствует этот элемент декора.

Зимней обувью бурят были унты, которые делали из кожи жеребят. Осенью и весной носили сапоги, носы которых были заостренными, летом носили обувь из конского волоса, которая прикреплялась к кожаной подошве.

Какой национальный костюм у бурятов-мужчин

Мужские халаты обычно шили из материала синего цвета, основным и главным атрибутом костюма были пояса, которые отличались материалом, размерами и техникой пошива.

Верхняя мужская одежда не отрезалась по талии и расширялась к низу. На вороте, как правило, пришивались несколько золотых, коралловых или серебряных пуговиц. Их пришивали также на плечах, под мышкой и самую нижнюю – на талии. Пуговицы тоже имели символический смысл. Например, верхние, считалось, приносили счастье, во время молитвы специально расстегивали пуговицы, чтобы благодать божественная проникла в тело. Средние пуговицы означали достоинство и честь, нижние символизировали достаток и богатство.

Обычно зажиточные буряты шили костюмы из роскошных тканей и украшали их серебром. По одежде можно было судить о социальном статусе, его происхождении и месте проживания человека.

Женский костюм

Женская одежда менялась в соответствии с возрастом и изменением положения в обществе. Состоял женский национальный костюм из рубахи, штанов и халата, поверх которого надевалась безрукавка.

Детский костюм девочки: халат прямой, подпоясанный кушаком из материи. В возрасте 14-16 лет девочки меняли свою одежду и прическу. Халат состоял из кофты и юбки, которые сшивались по линии талии.

Левая пола халата традиционно запахивалась на правую и застегивалась на плече и на боку на специальные пуговицы. Халат, как правило, был двухслойным, верх обшивался дорогой материей, внутри была подкладка. Подол юбки обшивался цветным материалом, иногда мехом.

Обязательным атрибутом одежды замужней бурятки должна была быть безрукавка, которая надевалась поверх халата. По форме и стилю безрукавки можно было узнать, откуда бурятка и каково финансовое состояние ее рода. Например, у восточных бурят женщины носили короткие безрукавки (уужа), западные бурятки носили уужу с пришитой к ней сборчатой юбкой. Безрукавку шили из ярких тканей и украшали спереди перламутровыми пуговицами или серебряными монетами.

По традициям и религиозным правилам, бурятка не могла показаться на глаза мужчин, не надев безрукавку и не покрыв голову головным убором.

Женщины пожилого возраста носили очень упрощенную одежду, халаты шили из тканей темных оттенков, но обязательным атрибутом оставалась безрукавка и головной убор.

Украшения

Украшения являются обязательным атрибутом мужского и женского национальных костюмов бурят. Фото украшений поможет разобраться в неимоверном количестве их видов.

Мужской костюм украшают два элемента – огниво, или хэтэ, и нож, или хатуга. Рукоятку и ножны ножа украшали чеканкой, серебряными подвесками и камнями-самоцветами. Огниво представляло собой небольшую сумочку, пошитую из кожи. Его украшали чеканным узором. Носят нож и огниво мужчины на поясе.

По древнему бурятскому обычаю, при рождении сына в древние времена отец обязательно заказывал для него нож, затем родовые ножи передавались из поколения в поколение. Ножи нельзя было передавать другим людям, особенно плохим знаком было потерять свой нож.

Женские украшения поражают своим разнообразием и сложностью. На каждом пальце и в несколько рядов носили кольца, исключением был средний палец. Браслеты носили на обеих руках, причем браслеты и серьги носили не снимая.

Височные кольца и украшения символизировали солнце, звезды, снег, луну. Нагрудные состояли из различных медальонов, в которые обычно вкладывали молитвы. Иногда височно-нагрудные украшения были выполнены в виде ожерелья с колокольчиками.

Шейные украшения имеют символику, означающую плодородие.

Женские украшения были в основном из серебра, со вставками бирюзы, коралла, янтаря.

Молодые девушки носили боковые подвески, представляющие собой две круглые пластины. Они закреплялись с двух сторон на уровне пояса, к одной пластине прикреплялись щипцы, зубочистка, к другой – замочек, маленький нож и огниво. Обе подвески заканчивались кистями из шелковых нитей желтого, зеленого или красного цветов.

Современная мода и национальный костюм

Современная мода часто использует элементы национального костюма народа буряты, фото которого очень часто встречается в модных журналах. Известные дизайнеры и кутюрье очень часто используют национальные атрибуты одежды разных народов для создания своих шедевров. Не исключение и национальный костюм бурят.

Многие элементы костюма и большая часть декоративных элементов, орнаменты, серебряные оригинальные украшения, головные уборы, оригинальный бурятский рукав, трапециевидная форма силуэта модели часто используются модельерами в своих коллекциях.

www.syl.ru

Бурятский костюм — энциклопедия бурятского народа

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его эстетика, культура, обычаи. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Из овчин шили шубы, из кожи - сапоги, из шерсти - чулки и т.д.

Зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра. По одежде можно было определить социальный статус, место проживания человека и род (булагаты, эхириты, хори, хонгодоры).

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями.  Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата. В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового.

Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр), где вшиваются три разноцветные полосы. Внизу желто-красного цвета (хуа yнгээ), в середине чёрного цвета (хара унгээ), на верху разнообразные: белый (саган унгээ), зелёный (ногон унгээ) или синий (хухэ унгээ). Первоначальный вариант был - желто-красный, чёрный, белый. Данное разделение по цветам в далнейшем легло в основу образования родов (омог) - Хуасай, Харгана, Сагаангууд.

Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Женская одежда состояла из рубахи - самса и штанов - умдэ, поверх которых носили халат - дэгэл. Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.

Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию. В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма-тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. У замужних женщин костюм состоял из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии, левая пола запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы - тобшо. Ворот был невысокий стойка или отложной. Рукава у основания были широкие и имели сборки на плече, отделывались парчой и тесьмой в середине по шву.

Верх халата покрывался какой-либо материей, иногда шелком, внутри дэгэл обязательно имел подкладку. Подол юбки и края обеих пол до кофты обшивались полосами цветной материи. Иногда подол украшался мехом выдры. 
Дополняющая наряд безрукавка (уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен. У восточных бурят безрукавка - эсэгын уужа - была короткой и состояла из одного жилета. У западных бурят безрукавка - сээжэбшэ или хубайси - имела жилет и пришитую к нему сборчатую юбку. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра. Подобно халату она делалась на подкладке. Эта деталь костюма играла важную роль в быту женщины, она не должна была показываться мужчинам, не надев безрукавки, а также она должна была всегда носить на голове шапку. 

Буряты, придавали большое значение украшениям. Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря. Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод - тэнгэри, красные кисточки - лучи солнца - наран, нижняя часть – землю - газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.

Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца. На обеих руках у женщины были серебрянные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая. Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, урлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной – (зурхэн гуу) а также круглой и аркообразной. В них, как в обереги, обычно вкладывались молитвы на тибетском языке.

Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками.

Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг-шурэтэй, утакан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушке) или безрукавку (женщине). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри и с коралловой вставкой по центру. По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах две спереди и два ряда сзади.

Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэкын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (культибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур). На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ). Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зеленого и желтого цветов.

Автор статьи Ирина Будаева

www.toonto.ru

БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Игнатова Е.А. 1

1

Ошотова О.А. 1

1

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Костюм одного из многоязычных народов, населяющих Забайкалье и Прибайкалье всегда привлекал внимание путешественников, ибо в костюме бурят отразились исторические судьбы населения этих регионов, столь же своеобразных, как ландшафт и природа.

Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета. Одежда-паспорт человека, указывает на его племенную (этническую) классовую принадлежность и символ, характеризующий его общественную значимость.

В конце 19 - начале 20 в.в. буряты сохраняли традиционную одежду. Но уже в середине 20 века национальный костюм можно было встретить все реже. В наше время бурятский национальный костюм можно встретить только на празднествах или в сценических постановках. А ведь национальный костюм, его вышивка, покрой является целым хранилищем богатства национальной культуры бурят. Целые поколения людей не знают собственной культуры, не помнят заветы предков, не разбираются в красоте национального костюма. Значит, молодое поколение должно не только узнавать бурятский национальный костюм, но и знать, беречь и хранить для последующих поколений.

Цель – привлечь внимание молодого поколения к бурятскому национальному костюму.

Задачи:

1) Изучить историю развития национального костюма.

2) Изучить разновидности национального костюма.

3) Познакомить со старинным национальным костюмом семьи Аюевых.

Актуальность нашего исследования выражена в популяризации национального костюма для последующего развития интереса к бурятской культуре. Объектом исследования является бурятский национальный костюм. Предмет исследования – разновидность бурятского национального костюма. Гипотеза исследования – бурятский национальный костюм является памятью предков и культуры для потомков.

1. Исследование бурятского национального костюма

1. 1 История развития и разновидности бурятского национального костюма

Костюм бурят являлся результатом процесса длительного развития от простого к сложному, от утилитарного к эстетическому. Материал и техника изготовления зависят от уровня развития хозяйства и культуры. Основным занятием бурят являлось скотоводство. Овчина, кожа и другие обработанные виды сырья использовались для изготовления костюма. Так же издавна применялись шкуры зверей. В конце 19- начале 20 веков наблюдалось частичное вытеснение традиционных кож, шкур и преимущественное использование тканей русского и западного производства. Последнее особо характерно для бурят Прибайкалья.

В Забайкалье же наряду с тканями русского производства продолжали частично использовать китайские хлопчатобумажные и шёлковые нити. Буряты использовали ткани в нарядном костюме; качество материала и украшений отличало костюм богатых. Следует отметить известное единообразие костюма бурят. Отрезная по талии одежда составляет особенность бурятского костюма.

Традиционный костюм, как мужчин, так и женщин состоял из нательной части – рубахи (самса), штанов с широким шагом (умдэн), верхней одежды (дэгэл) с запахом левой полы на правую со специфичным головным убором и обувь для бурят. Женская одежда менее подвержена изменениям и как более консервативный вариант сохранила в себе много старинных черт. Изучение покроя частей костюма показало наличие нательной одежды двух типов: распашной (морин самса) и глухой (урбаха, умаси). Распашная рубаха, в сущности, представляет короткий халат с запахом левой полы, она имела название "куваньхи"; "тервич". Глубокая рубаха появилась у бурят под влиянием соседнего русского населения, для которых такая рубаха характерна. Бытовали два вида мужской одежды. К первому виду относится распашная одежда скотоводов - кочевников с характерным запахом "жедехи" (мужская шуба). Ко второму типу относится верхняя одежда бурят Предбайкалья с прямым разрезом спереди, с расширяющимися к низу подолом. Сужающиеся к низу рукава пришивались к прямосрезанному стану. Отличительной чертой мужского костюма были пояса. Они различались по материалу, технике исполнения и назначению: вязаные, плетённые, тканные из волоса, шерсти. Более нарядные изготовлялись из кожи с посеребрёнными пластинками. Изучение их приводит к выводу, что улитарного назначения, пояс был обязателен в качестве оберега, затем пояс знак мужского достоинства, отличительные знак в служебной иерархии. Орнамент металлических пластин поясов был глубоко традиционным и отражал мировоззрение его творцов. Мотивы эти имеют общие с орнаментами других народов Центральной Азии, Южной Сибири и характеризуют разные исторические периоды. Головные уборы были разнообразными, наряду с традиционными самодельными буряты носили и покупные. Они различались по районам. В Забайкалье головной убор был связан с родовой принадлежностью. К наиболее древнему относится шапка "Юден" с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею, которую надевали в ненастную погоду. У бурят Прибайкалья был распространен головной убор с круглым верхом и узенькой строчкой по краю "татар мамай "(татарская шапка). Здесь так же была известна шапка "ловчуг". Позже они были заменены шапкой кубанкой.Мужской костюм был показателем места носителя в служебной иерархии. Одежда простолюдинов отличалась от одежды служащих. "Улусные люди" носили одежду из хлопчатобумажных тканей: далямбы, соембы. Право ношения шёлка и парчи было привилегией князей и богачей: знать носила одежду из ткани синих тонов. Халат с изображением дракона (вышивка, ткачество) указывал на высокое положение и происхождение носителя. Головной убор с высокой тульей, с камнями голубого, белого, красного цветов отличали костюм писаря. Дети обоих полов носили одежду подобную мужской. Девушка до замужества могла носить такую одежду с поясом. Женская одежда характеризуется отрезной талией - стан состоял из широкой юбки и лифа, рукава были составные с буфами или прямые без буф. Замужняя женщина не имела права носить пояс. Женский костюм по возрасту, женщины менялся с переходом из одного возрастного периода в другой, а также с изменением её семейного положения. Всё это сопровождалось соответствующими обрядами. Если до периода зрелости одежда девушки сохраняла покрой мужской одежды, которую они носили с кушаком, то взрослые девушки носили отрезную по талии одежду, но с рукавами, сохранявшими покрой рукавов мужского халата. Декоративная нашивка шла вокруг талии, у замужних только спереди. В комплекте с причёской и украшениями, также соответствующему и общественному положению верхняя одежда девушек отличалась от костюма других возрастных групп. В верхней одежде замужних женщин наблюдались некоторые своеобразия, основанные на деталях, в принципах декоративного оформления и технологии выполнения. Нарядная одежда молодой замужней женщины в полной её форме выделяет несколько локальных подтипов. Одежда женщины пожилого возраста отличались упрощённостью форм и украшений. Появление платьев европейского покроя - одно из самые заметных явлений в женской одежде бурят 19 - начале 20 вв. Но удлинённые рубахи "самса" в Забайкалье и платье из прямых полотен на кокетке "халдай" в Прибайкалье существовали ещё долгое время. По костюму бурят Прибайкалья можно проследить территориально - родовые деления: костюм боханских, аларских и верхнеленских бурят, которые можно отнести к булагатам и эхиритам. Интересно знать, что одним из разделительных признаков является обувь.

1.2 История о старинном костюме семьи Аюевых

В 1987 году в Заходы к семье Аюевых приехали этнографы из Улан-Удэ. До столицы Бурятии долетел слух, что на левобережье Ангары в старинном улусе Заходы сохранился национальный костюм, которому больше ста лет. Бабушка Анфиса, прожив на свете 101 год, оставила она после себе четверых детей и внуков и, пожалуй, главное - добрую память о трепетном чувстве любви, мудрости, ласке и заботливых руках. Именно эти руки передали в наследство потомкам удивительную вещь – дэгэл старинного покроя, национальную зимнюю одежду бурятских женщин. В конце прошлого века это пальто подарила Анфисе к замужеству ее мать. Уж очень оно было нарядным и поэтому носилось по определённым торжественным случаям. Может, от этого дэгэл, перейдя от Анфисы Андреевны после её смерти к сестре, а от сестры к внучке Галине, до сих пор выглядит как новое. А ведь дэгэлу уже полтора века – это поистине раритетная вещь. Галину Георгиевну Аюеву вежливые визитеры уговаривали продать семейную реликвию за большие деньги, но так и уехали ни с чем. Внучка бабушки Анфисы не смогла продать память о любимой бабушке, а вот на выставки отправлять дэгэл всегда рада. Пусть молодые смотрят, как одевались в старину их прабабушки. Ведь это история, культура нашего народа. Пройдет время и такую одежду можно будет увидеть лишь на фотографиях и рисунках. Поэтому стоит подробно остановиться на описании дэгэла. Об этом нам рассказала сама хозяйка старинного бурятского наряда Галина Георгиевна Аюева. - Дэгэл – это верхняя зимняя одежда. Его шила моя прабабушка. С тех пор наряд практически не реставрировался. Сшит он из кожи и меха вручную. В основе длинношерстная мерлушка, покрыта плисом темно-зеленого цвета, отделана декоративными полосами: китайским шелком зеленого, желтого цвета и черным бархатом. Дополнена отделкой из меха выдры (халюун). Пальто достаточно длинное и хорошо защищало от степных ветров и сильных морозов. Дэгэл отрезное по линии талии: состоит из лифа (сээжэ), широкого подола (хормой), который стянут в оборку по талии, и вшивных рукавов (хамсы). Поверх пальто одевается хупаахи (расклешенная безрукавка, сшитая из плиса). Спереди борта не сходятся, края отделаны цветной полоской из дорогостоящей ткани и к ним пришиты серебряные монеты. Дополнением к этому пальто всегда служила шапочка (бортогой маэгай), сшитая из парчи и отделанная мехом халлюун. Макушка шапочки украшена кистью из крученых золотых и медных ниток (зала) и сверху укреплена серебряная монета.

Бэлла Федоровна Мушкирова (двоюродная сестра Галины Георгиевны), рассказала как выделывали арhан (овчину), прежде чем шить одежду, её выделывали в такой последовательности:

1.Вымачивали в закваске (простокваша) и оставляли на 2-3 дня.

2.Затем складывали овчину и оставляли на один день.

3.После этого брали палку длиной 30-40см и диаметром 6-8см , задние лапки овчины обматывали на эту палку. А сторона шея прикреплялась к стене на специальную планку, и начинали крутить, то в одну то в другую сторону 3-4 дня.

4. Затем ногами обхватывали шкуру и на коленях снимали мездру, при помощи специальных приспособлений гар хэдэргэ (тупой, изогнутый нож с двумя ручками) и хyл хэдэргэ. Овчина после обработки звучала, т.е. шуршала.

5.После выделывания овчину стирали в воде с добавлением небольшого количества сыворотки, а потом мяли руками сидя летом на солнышке или зимой у печки.

6. В стайке выкапывали ямку глубиной примерно 50см и диаметром 20-30 см, туда клали сосновые шишки и сушенный навоз, чтобы костер не горел, а дымил.

7. Затем сшивали две шкуры и ставили над костром в виде юрты. Шкура пропитывалась дымом, приобретала определенный цвет и только после этого из неё шили верхнюю одежду. Вместо ниток использовали сухожилия животных, которые тоже высушивали и затем разделяли на тоненькие полоски в виде ниток. Всю эту кропотливую работу выполняли женщины.

Заключение

Жизнь не стоит на месте, прогресс и цивилизация медленно или быстро будут менять нашу с вами жизнь. Наш язык, наш быт, наша одежда – все меняется со временем. С одной стороны такое явление неоспоримо, все на свете должно меняться со временем, развиваться, не стоять на месте. С другой стороны в таком потоке нового мы теряем с вами нечто памятное, дорогое и незаменимое – нашу с вами историю и культуру. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить нашу историю, культуру, память о предках и передать ее потомкам. Или отставить давние заветы, как ненужный отголосок прошлого и продолжить свою жизнь без опоры, без помощи предков, без богатства и многообразия нашей культуры.

Исходя из поставленных задач, мною были сделаны следующие выводы:

1) Национальный бурятский костюм менялся с течением времени.

2) Разновидности бурятского национального костюма были подчинены социальному положению.

3) Старинный национальный бурятский костюм является памятью для потомков, в частности в семье Аюевых.

4) Из рассказа о б этом костюме узнаешь о нелегком труде крестьянского быта.

Список литературы

1. Материалы, предоставленные школьным музейным уголком.

2. Материалы семейного архива Аюевой Г.Г.

3. Материалы интернет-ресурсов: www.vikipedia.ru.

Приложение 1

Наташа Приказчикова демонстрирует раритетный костюм семьи Аюевых.

Просмотров работы: 645

school-science.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БУРЯТСКИЙ КОСТЮМ

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета.

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была прямоспинной. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата.

В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем элементы территориальных и родовых различий.

Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Верхняя часть до пояса похожа на большой карман. В глубокой пазухе одежды люди держали пиалу в мягком футляре - таким способом они обеспечивали соблюдение личной гигиены. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона.

Национальная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов.

Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные - из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собираются близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывают гребнем матери жениха, в отличие от обряда русских, где, наоборот, из двух девичьих кос заплетали одну женскую. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй - надевается поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез.

Верхняя одежда замужних женщин отрезается по линии талии. Летние женские халаты чаще всего шьют из синей чесучи, линию шва закрывают только в передней части декоративной тесьмой.

Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений. Будничные халаты выполнены из тканей подешевле и темных оттенков, рукава отличаются легкостью по сравнению с другими нарядами. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов.

Существует уужа двух видов - короткая и длиннополая. Короткая безрукавка (эсэгын уужа) заканчивается на линии талии, это связано с древним бурятским обычаем, когда женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной, то есть в шапочке и безрукавке. Женщины использовали яркие ткани с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди.

Длиннополые уужа носят предбайкальские буряты в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, тункинские, баргузинские и агинские буряты Забайкалья. В основном для изготовления такой безрукавки брался короткий вариант, к которому пришивали прибранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа используется для езды и назвается морин уужа.

С безрукавками связано много интересных фактов. Так, во времена Чингисхана государство регламентировало одежду и ее цвета. При раскройке монголы использовали особую измерительную методику: по цвету и качеству ткани, из которой была сделана одежда, можно было определить, к какому сословию принадлежит человек.

s30556663155.mirtesen.ru

Национальный костюм бурятов: selyanka1 — LiveJournal

Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.

Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.

Буряты проживают на территории Сибири – Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.

Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.



Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы – овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.


Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят – шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.

Мужской национальный костюм бурят

Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл – зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью – шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг – более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.


Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный – плодородную почву, синий – цвет неба, зеленый – земля, красный – очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени – Энгэр располагался ступенями на груди.

*  Воротник оформлялся в виде стойки, сам халат не был облегающим, давал свободу движений.


*  Рукава дэгэла или тэрлига были цельнокроенными для защиты от ветров и холода. Халат застегивался сбоку на пуговицы. Количество пуговиц и их расположение также имело сакральный смысл – три верхние пуговицы на вороте приносили счастье, на плечах и в подмышечной впадине - символ достатка, нижние пуговицы на талии считались символом чести. Пуговицы были з серебра, коралла, золота.


*  Рукав имел манжету – туруун (копыта) в виде конуса. В холода манжета отворачивалась и защищала руки. Лицевая часть манжеты украшалась вышивкой, узорами, символизирующими количество скота, достаток.


*  Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.

Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.


Женский национальный костюм бурят

Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.


С наступлением 13-15 лет менялся крой платья – оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма – тууза.


С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.

Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.

Наиболее сложную систему представляли собой женские украшения. Кроме традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений, у буряток присутствовали и другие – височные кольца, нагрудные украшения, нарядные пояса, коралловые бусы, серебряные подвески. У некоторых родов существовали наплечные украшения, боковые подвески на пояс, украшения для волос, амулетницы. Женские украшения показывали не только принадлежность роду, но и достаток семьи, социальный статус.

Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней.

Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.

Головной убор


И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.

У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.

Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом – лисы, песца.



У восточных бурят головной убор был в форме конуса с высокой тульей и отогнутыми краями. Также популярна была шапка в виде юрты или сопки с острым концом, украшенным бусиной или кисточкой – наиболее характерная для жителей Бурятии и Монголии.

Различались головные уборы и по географии проживания – хоринские, агинские и т. д.

Бурятский головной убор был символом неба, жизненной силы и отношение к нему воспитывалось уважительное. Нельзя было его кидать на землю, переступать через него, относиться неуважительно.


Обувь

Обувь бурят представляла собой сапоги из кожи, войлока на плоской подошве с загнутыми вверх носками. Загнутые носки призваны были не наносить вред земле и живым существам при ходьбе.


Такую обувь носили и мужчины и женщины. Обувь из натуральной кожи была удобной, гигиеничной и практичной. Украшали обувь вышивкой по верху либо контрастными нитями швов в виде орнаментов, узоров.

Зимние сапоги были с утеплителем из меха овчины, диких животных. Зимние варианты также представлены в виде унтов.

Летний вариант обуви шился из конского волоса на плоской подошве.
тут

selyanka1.livejournal.com

Бурятский национальный костюм

Бурятский национальный костюм (бур. буряад дэгэл) — традиционная одежда бурятского народа, часть его многовековой культуры. В нём отражаются его культура, эстетика и дух. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Костюм изготавливался из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.

Головной убор бурят (бур. малгай) — это шапка конической формы отороченная бархатом или мехом, которая наверху завершается серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной (бур. дэнзэ). От нижней части «дэнзэ» вниз струятся красные шелковые кисти (бур. улаан залаа).

Энгэр или Дурбэлжэн энгэр (досл. четырехугольный борт) является важным элементом национального костюма бурят, находится на грудной части верхней полы, где вшиваются три разноцветные полосы — внизу желтовато-красного цвета, в середине чёрного, сверху золотисто-жёлтого, белого, зелёного или синего цвета. Первоначальный вариант энгэра — желто-красный, чёрный, белый.

Энгэр как элемент одежды монголоязычных народов, по мнению Л.Л. Викторовой, был известен со времен киданьской империи.

У монгольских народов исследователи фиксируют существование двух видов энгэра. Один из них, по мнению Б. Ринчена, ташуу энгэр (досл. косой борт) был характерен для старинного монгольского костюма и был заменен на другой вариант с квадратным бортом под влиянием манчжуров во времена империи Цин. Хотя вариант характерный для бурятского национального костюма или квадратный энгэр зафиксирован в различных китайских источниках описывающих монгольские народности времен создания монгольской империи. К примеру, сообщения в переводе Р. Храпачевского: “Их черных татар одежда запахивается направо квадратной полой, в старые времена она шилась из войлока, шерсти и кожи, а сейчас - из полотна и шелков, прошитых золотыми нитями.” В варианте перевода Н.Ц. Мункуева и Линь Кюн-и: “У их верхнего платья пола запахивается направо, а борт квадратный”. К этому описанию примыкает пометка другого китайского наблюдателя: “Пола, которую называют квадратной, это пола похожая на четырехугольник. Воротники такие же, какие делают и китайцы. Владетель татар вместе с членами чжуншу шэн и прочими людьми из верхов общества уже не носят такое одеяние.” Об одежде “верхов общества” на примере го-вана Мухали говорится следующее: “В платье к системе церемониала целиком следует установлениям, существующим для сына Неба (т.е. китайского императора)”. По–мнению Д.В. Цыбикдоржиева, к моменту создания Монгольской империи такой элемент одежды монголов как квадратный энгэр начал выходить из употребления и заменяться косым энгэром, хотя имел до этого широкое распространение начиная со времен Киданьской империи и расцвета Найманского ханства ввиду его практичности, он хорошо закрывал грудь, а в варианте – с воротником-стойкой – шею и горло, что было немаловажно при езде верхом.

Энгэр бурятского национального костюма выделяется существованием верхней полосы, который в отличие от других полос носит специальное названиесагаалса и первоначально был только белого цвета. Со временем, наряду с ним начали использоваться золотистый, зелёный или синие цвета.

Вероятно, в связи с распространением буддизма, в верхней части энгэра начал использоваться золотисто-жёлтый цвет. В буддизме жёлтый, особенно глубокий, насыщенный золотисто-жёлтый — это цвет урожая и созревшего зерна, что символизирует не только материальное богатство, но и духовное. Жёлтый цвет означает изобилие благих качеств, в особенности изобилие добродетелей. На самом высоком уровне, в высшем смысле, жёлтый цвет представляет неисчерпаемые богатства просветлённого ума, неисчерпаемые достоинства самой реальности. На данном уровне жёлтый цвет представляет безграничную продуктивность и креативность просветлённого ума, творческую энергию, которая не просто проистекает, но изливается щедрым потоком, течёт изобильным дождём, низвергается богатством духовных качеств на всех живых существ.

Чёрный цвет у бурят ассоциируется с землёй и домом и является символом наличия своей родины (бур. тоонто).

Красный цвет ассоциируется с огнём и символизирует жизненную энергию.

Синий цвет традиционно связан с вечным синим небом.

Улаан залаа или красные кисти — это декоративный и символический элемент на головном уборе некоторых монголоязычных народов. Существует в виде красной кисти у ойратов (в том числе калмыков) и бурятов или куска красной ткани у халхов.

В 1449 году ойратский Эсэн-тайша, руководя монгольскими войсками разбил армию минского Китая и пленил императора Чжу Цичжэня. В честь этого он приказал носить на голове улаан залаа всем народам входившим тогда в монгольское государство.

Нож(бур. хутага) и огниво (бур. хэтэ) — чаще всего они встречаются в паре и обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.

Первоначально бурятский нож использовался в чисто утилитарных целях. В основном как инструмент для забивки скотины. Забивали на старинный манер кочевников (этот способ также применяют испанские тореодоры) — неожиданно резко вонзив клинок через особое узкое место у основания черепа. Животное не успевало испугаться. Для этого был нужен узкий, длинный и прямой клинок. К тому же такая форма клинка отлично подходила для разрезания суставов, освежевывания шкуры и разделки туши животного. Таким образом необычные формы бурятского ножа связаны с его первоначальным применением в хозяйстве кочевника.

Первичная утилитарная функция ножа со временем сменилась на декоративную: нож стал предметом украшения костюма.

Ножны и рукоять стали украшаться металлом, самоцветами, чеканкой украшалась и металлическая подвеска. Использовалось обычно серебро, излюбленный бурятами металл для украшений, иногда мельхиор. Золото не применялось ввиду дороговизны и труднодоступности.

Огниво — парный предмет к ножу — плоская кожаная сумочка, похожая на кошелек, размером 4-5x7-10 см, внизу к нему прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшалась серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Поэтому огниво как источник огня — один из сакральных предметов, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду — пояс, нож и огниво.

У бурят издавна существовал обычай — при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим.

Мужской вариант костюма

Традиционная одежда бурят была представлена в зимнем (бур. дэгэл) и летнем (бур. тэрлиг) вариантах. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный — из шелка, бархата. Зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра.


Дэгэлы имеют две полы — верхнюю (бур. гадар хормой) и нижнюю (бур. дотор хормой), спинку (бур. ара тала), перед, лиф (бур. сээжэ), борта (бур. энгэр).

Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам.

Верхняя одежда была прямо спинной, то есть не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю — на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать. Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания — снизу вверх — начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка.

Женский вариант костюма

Женская одежда состояла из рубахи (бур. самса) и штанов (бур. умдэ), поверх которых носили халат (бур. дэгэл). Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.


Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию. В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма (бур. тууза) закрывала в нём линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.

Женский свадебный наряд — дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. У замужних женщин костюм состоял из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии, левая пола запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы — тобшо. Ворот был невысокий стойка или отложной. Рукава у основания были широкие и имели сборки на плече, отделывались парчой и тесьмой в середине по шву.

Верх халата покрывался какой-либо материей, иногда шелком, внутри дэгэл обязательно имел подкладку. Подол юбки и края обеих пол до кофты обшивались полосами цветной материи. Иногда подол украшался мехом выдры.

Дополняющая наряд безрукавка (уужа) — обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен. У восточных бурят безрукавка — эсэгын уужа — была короткой и состояла из одного жилета. У западных бурят безрукавка — сээжэбшэ или хубайси — имела жилет и пришитую к нему сборчатую юбку. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра. Подобно халату она делалась на подкладке. Эта деталь костюма играла важную роль в быту женщины, она не должна была показываться мужчинам, не надев безрукавки, а также она должна была всегда носить на голове шапку.

Украшения

Буряты, придавали большое значение украшениям. Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря. Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод — тэнгэри, красные кисточки — лучи солнца — наран, нижняя часть — землю — газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.

Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца. На обеих руках у женщины были серебряные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая. Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, урлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной — (зурхэн гуу) а также круглой и аркообразной. В них, как в обереги, обычно вкладывались молитвы на тибетском языке.

Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками.

Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг-шурэтэй, утакан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушке) или безрукавку (женщине). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри и с коралловой вставкой по центру. По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах две спереди и два ряда сзади.

Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэкын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (культибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур). На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ). Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зелёного и жёлтого цветов.

Источник: Википедия

www.baikal-tales.ru

Бурятский национальный костюм

Бурятский национальный костюм (бур. буряад дэгэл) — традиционная одежда бурятского народа, часть его многовековой культуры. В нём отражаются его культура, эстетика и дух. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Костюм изготавливался из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.

Головной убор бурят (бур. малгай) — это шапка конической формы отороченная бархатом или мехом, которая наверху завершается серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной (бур. дэнзэ). От нижней части «дэнзэ» вниз струятся красные шелковые кисти (бур. улаан залаа).

Энгэр или Дурбэлжэн энгэр (досл. четырехугольный борт) является важным элементом национального костюма бурят, находится на грудной части верхней полы, где вшиваются три разноцветные полосы — внизу желтовато-красного цвета, в середине чёрного, сверху золотисто-жёлтого, белого, зелёного или синего цвета. Первоначальный вариант энгэра — желто-красный, чёрный, белый.

Энгэр как элемент одежды монголоязычных народов, по мнению Л.Л. Викторовой, был известен со времен киданьской империи.

У монгольских народов исследователи фиксируют существование двух видов энгэра. Один из них, по мнению Б. Ринчена, ташуу энгэр (досл. косой борт) был характерен для старинного монгольского костюма и был заменен на другой вариант с квадратным бортом под влиянием манчжуров во времена империи Цин. Хотя вариант характерный для бурятского национального костюма или квадратный энгэр зафиксирован в различных китайских источниках описывающих монгольские народности времен создания монгольской империи. К примеру, сообщения в переводе Р. Храпачевского: “Их черных татар одежда запахивается направо квадратной полой, в старые времена она шилась из войлока, шерсти и кожи, а сейчас - из полотна и шелков, прошитых золотыми нитями.” В варианте перевода Н.Ц. Мункуева и Линь Кюн-и: “У их верхнего платья пола запахивается направо, а борт квадратный”. К этому описанию примыкает пометка другого китайского наблюдателя: “Пола, которую называют квадратной, это пола похожая на четырехугольник. Воротники такие же, какие делают и китайцы. Владетель татар вместе с членами чжуншу шэн и прочими людьми из верхов общества уже не носят такое одеяние.” Об одежде “верхов общества” на примере го-вана Мухали говорится следующее: “В платье к системе церемониала целиком следует установлениям, существующим для сына Неба (т.е. китайского императора)”. По–мнению Д.В. Цыбикдоржиева, к моменту создания Монгольской империи такой элемент одежды монголов как квадратный энгэр начал выходить из употребления и заменяться косым энгэром, хотя имел до этого широкое распространение начиная со времен Киданьской империи и расцвета Найманского ханства ввиду его практичности, он хорошо закрывал грудь, а в варианте – с воротником-стойкой – шею и горло, что было немаловажно при езде верхом.

Энгэр бурятского национального костюма выделяется существованием верхней полосы, который в отличие от других полос носит специальное названиесагаалса и первоначально был только белого цвета. Со временем, наряду с ним начали использоваться золотистый, зелёный или синие цвета.

Вероятно, в связи с распространением буддизма, в верхней части энгэра начал использоваться золотисто-жёлтый цвет. В буддизме жёлтый, особенно глубокий, насыщенный золотисто-жёлтый — это цвет урожая и созревшего зерна, что символизирует не только материальное богатство, но и духовное. Жёлтый цвет означает изобилие благих качеств, в особенности изобилие добродетелей. На самом высоком уровне, в высшем смысле, жёлтый цвет представляет неисчерпаемые богатства просветлённого ума, неисчерпаемые достоинства самой реальности. На данном уровне жёлтый цвет представляет безграничную продуктивность и креативность просветлённого ума, творческую энергию, которая не просто проистекает, но изливается щедрым потоком, течёт изобильным дождём, низвергается богатством духовных качеств на всех живых существ.

Чёрный цвет у бурят ассоциируется с землёй и домом и является символом наличия своей родины (бур. тоонто).

Красный цвет ассоциируется с огнём и символизирует жизненную энергию.

Синий цвет традиционно связан с вечным синим небом.

Улаан залаа или красные кисти — это декоративный и символический элемент на головном уборе некоторых монголоязычных народов. Существует в виде красной кисти у ойратов (в том числе калмыков) и бурятов или куска красной ткани у халхов.

В 1449 году ойратский Эсэн-тайша, руководя монгольскими войсками разбил армию минского Китая и пленил императора Чжу Цичжэня. В честь этого он приказал носить на голове улаан залаа всем народам входившим тогда в монгольское государство.

Нож(бур. хутага) и огниво (бур. хэтэ) — чаще всего они встречаются в паре и обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.

Первоначально бурятский нож использовался в чисто утилитарных целях. В основном как инструмент для забивки скотины. Забивали на старинный манер кочевников (этот способ также применяют испанские тореодоры) — неожиданно резко вонзив клинок через особое узкое место у основания черепа. Животное не успевало испугаться. Для этого был нужен узкий, длинный и прямой клинок. К тому же такая форма клинка отлично подходила для разрезания суставов, освежевывания шкуры и разделки туши животного. Таким образом необычные формы бурятского ножа связаны с его первоначальным применением в хозяйстве кочевника.

Первичная утилитарная функция ножа со временем сменилась на декоративную: нож стал предметом украшения костюма.

Ножны и рукоять стали украшаться металлом, самоцветами, чеканкой украшалась и металлическая подвеска. Использовалось обычно серебро, излюбленный бурятами металл для украшений, иногда мельхиор. Золото не применялось ввиду дороговизны и труднодоступности.

Огниво — парный предмет к ножу — плоская кожаная сумочка, похожая на кошелек, размером 4-5x7-10 см, внизу к нему прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшалась серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Поэтому огниво как источник огня — один из сакральных предметов, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду — пояс, нож и огниво.

У бурят издавна существовал обычай — при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим.

Мужской вариант костюма

Традиционная одежда бурят была представлена в зимнем (бур. дэгэл) и летнем (бур. тэрлиг) вариантах. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный — из шелка, бархата. Зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра.


Дэгэлы имеют две полы — верхнюю (бур. гадар хормой) и нижнюю (бур. дотор хормой), спинку (бур. ара тала), перед, лиф (бур. сээжэ), борта (бур. энгэр).

Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам.

Верхняя одежда была прямо спинной, то есть не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю — на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать. Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания — снизу вверх — начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка.

Женский вариант костюма

Женская одежда состояла из рубахи (бур. самса) и штанов (бур. умдэ), поверх которых носили халат (бур. дэгэл). Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.


Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию. В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма (бур. тууза) закрывала в нём линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.

Женский свадебный наряд — дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. У замужних женщин костюм состоял из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии, левая пола запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы — тобшо. Ворот был невысокий стойка или отложной. Рукава у основания были широкие и имели сборки на плече, отделывались парчой и тесьмой в середине по шву.

Верх халата покрывался какой-либо материей, иногда шелком, внутри дэгэл обязательно имел подкладку. Подол юбки и края обеих пол до кофты обшивались полосами цветной материи. Иногда подол украшался мехом выдры.

Дополняющая наряд безрукавка (уужа) — обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен. У восточных бурят безрукавка — эсэгын уужа — была короткой и состояла из одного жилета. У западных бурят безрукавка — сээжэбшэ или хубайси — имела жилет и пришитую к нему сборчатую юбку. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра. Подобно халату она делалась на подкладке. Эта деталь костюма играла важную роль в быту женщины, она не должна была показываться мужчинам, не надев безрукавки, а также она должна была всегда носить на голове шапку.

Украшения

Буряты, придавали большое значение украшениям. Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря. Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод — тэнгэри, красные кисточки — лучи солнца — наран, нижняя часть — землю — газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.

Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца. На обеих руках у женщины были серебряные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая. Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, урлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной — (зурхэн гуу) а также круглой и аркообразной. В них, как в обереги, обычно вкладывались молитвы на тибетском языке.

Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками.

Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг-шурэтэй, утакан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушке) или безрукавку (женщине). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри и с коралловой вставкой по центру. По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах две спереди и два ряда сзади.

Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэкын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (культибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур). На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ). Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зелёного и жёлтого цветов.

Источник: Википедия

baikal-tales.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о