Направления работы в доу с родителями – Консультация по теме: Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация по теме: Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация

«Основные направления работы с родителями в условиях реализации

ФГОС ДО»

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели детей - это родители!

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.

Перед дошкольным учреждением встаёт два главных вопроса:

• Как заинтересовать родителей в совместной работе?

• Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Концепция модернизации российского образования (отражённая в ФГОС ДО, Приказ от 17.10.2013г. №1155), подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» – так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.

К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать

4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

  1. Познавательное направление.

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

- общие, групповые собрания;

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

- совместные экскурсии;

- открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

- утренние приветствия;

- Почта доверия;

- семейные проекты.

  1. Информационно-аналитическое направление.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

- анкетирование;

- тестирование.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

  1. Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Данное направление включает:

- родительский уголок: включающий различную информацию.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

- нормативные документы;

- объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;

- папка-передвижка.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».

- фотовыставки;

- выпуск газет.

  1. Досуговое направление:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовать:

- праздники, которые можно закончить чаепитием. Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

- развлечения;

- знакомство с профессиями родителей;

- празднование дней рождения;

- выставка семейной коллекции

- акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

- дни добрых дел.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Литература:

  1. Интернет ресурс - http://www.maam.ru/detskijsad/-osnovnye-napravlenija-raboty-s-roditeljami-v-uslovijah-realizaci-fgos-do.html
  2. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011
  3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглыми столами/авт.-сост. Н.М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. -2013.

nsportal.ru

Статья на тему: Сущность и основные направления работы с родителями в ДОУ.

Сущность и  основные направления работы с родителями в ДОУ.

Родители и педагогии дошкольного учреждения являются партнерами в осуществлении педагогического процесса, субъектом которого является ребенок. Старший воспитатель ДОУ, организуя методическую работу с педагогами, должен предусмотреть необходимость подобной работы с родителями для того, чтобы выработать единство требований и воздействий на ребенка. Под методической работой в современном дошкольном образовательном учреждении понимают  целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных  мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

П.И.Третьяков под педагогической системой понимает «социально-обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности».

Дошкольное образование, которое осуществляется в семье или общественном учреждении, является первой ступенью общей педагогической системы, а дошкольное образовательное учреждение, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Следовательно, оно отвечает определенным свойствам: целенаправленность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой.

Социальный заказ ДОУ определяется целями и задачами, которые формируются в программе развития и образовательной программе ДОУ с учетом его видового разнообразия, основных направлений деятельности, социума, в котором находится детский сад, запросов на основные и дополнительные услуги со стороны родителей, чьи дети посещают детский сад.

Сущность работы с родителями заключается в нахождении наиболее эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей в повышении их педагогической компетентности. Направление работы с родителями строится исходя из конкретных потребностей и запросов родителей, с учетом знаний педагогов о семье воспитанника и адекватного подбора содержания и форм работы.

Работа с родителями имеет различные направления- просветительские, досуговые,организационные,хозяйственные,познавательные,информационно-аналитические, наглядно-информационные.

Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Диалог лучше вести с использованием методов активизации родителей. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (логопед, психолог, музыкальный работник и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Целесообразно сочетать разные формы работы. После проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

На собрании должно быть деловое, серьезное обсуждение насущных дел детского сада, семьи,  направленное на всемерное улучшение воспитания дошкольников. Групповые родительские собрания затрагивают интересы одной возрастной группы, поэтому тематика бесед, докладов должна быть приближена к запросам родителей данной группы.

Правильно организованные родительские собрания помогают позитивному общению воспитателей с родителями, способствуют выработке единой стратегии воспитания той или иной возрастной группы, анализу и коррекции поведения детей. Грамотно организованное и проведенное собрание для эффективности и интереса стимулирует участие родителей в мероприятиях ДОУ.

На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по дошкольному учреждению, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.

Васильева А.И. предлагает примерную тематику групповых и общих родительских собраний.

 Н.М.Метеновой подробно освещена методика подготовки и проведения  родительских собраний. Тематика общих и групповых родительских собраний может быть составлена на весь период пребывания детей в дошкольном учреждении.

А.В.Козлова и Р.П.Дешеулина считают родительские собрания одной из главных форм работы с семьей дошкольника. Одной из задач общения считают важным раскрыть перед родителями стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в ее получении и понять, какой именно информации недостает им. В работе детского сада встречи с родителями могут быть поставлены на научную основу, возведены в ранг систематических.

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другие. Однако работа с детьми  в рамках дошкольного учреждения осуществляется не одним педагогом, но в тесном взаимодействии с коллегами. Поэтому так важно создать благоприятный климат среди сотрудников, условия взаимопомощи при общении с детьми и их родителями. М.А. Аралова для  установления плодотворного контакта с родителями  предлагает:

- информационно-практические занятия, (тренинги) в ходе которых  воспитатели получают новые знания, могут продемонстрировать свои достижения в области педагогики и психологии; практическая часть позволяет овладеть психотехниками общения, обрести уверенность в себе, увеличить творческий потенциал;

- темы и материалы для психологических дискуссий, которые можно проводить с воспитателями и родителями;

- психологические зарядки для воспитателей и  родителей, позволяющие овладеть навыками релаксации и концентрации, повысить энергетический потенциал;

- темы и примерные сценарии родительских собраний, проводимых воспитателями в группах ДОУ.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна. Главное назначение консультации- родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Каждый специалист, работающий в образовательном учреждении, проводит индивидуальные беседы по запросу родителей и осуществляет консультирование по плану, с которым родителей знакомят в начале года. Цель индивидуальных форм работы- оказать помощь конкретному родителю в решении тех проблем, которые у него вызывают затруднения или являются предметом его интересов.

Т.Н.Дороновой и коллективом авторов подробно разработаны консультации специалистов для родителей.

Собрания, групповые консультации строятся на основе принципов- открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению, общение на основе диалога.

Такая форма работы с родителями  как  «помощь родителей учреждению» включает в себя организацию и помощь в проведении мероприятий (экскурсий, походов), спонсорство, участие в субботниках.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

В настоящее время, когда семьи сталкиваются с экономическими трудностями, а некоторые живут  в состоянии  стресса, недовольства жизнью, атмосфера праздника может явиться именно той формой, которая психологически наиболее адекватна сегодняшнему времени.

 Поэтому праздники и досуговые мероприятия надо использовать не только с целью радостного торжества, а как средство повышения  педагогической культуры  родителей. Но для этого надо пересмотреть организацию праздников, отбор содержания, отношение к детям и родителям.

Доронова Т.Н. представляет  праздник как место:

  • встречи и общения детей и их родителей;
  • проведения игр, развлечений, которые могут быть использованы родителями  в домашней обстановке;
  • получения ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной атмосфере;
  • где родители могут увидеть своего ребенка на фоне других детей, соотнести свои действия с действиями других родителей;
  • знакомства с практическими приемами работы педагога с детьми в той или иной ситуации;
  • где педагоги предоставляют родителям возможность почувствовать очарование детства и получить опыт полноценного взаимодействия со своим ребенком.

Основной задачей информационно- аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а  также наблюдают процесс его общения с другими детьми  и взрослыми. Эти формы общения предназначены для ознакомления родителей с рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

М.Д.Маханева считает, что самая эффективная форма работы с семьей- занятия в семейных клубах, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к разностороннему развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, и педагогов, психологов, медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются педагогами. Практические рекомендации к проведению занятий с родителями разработаны В.П.Дубровой.

Наглядно- информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов. Пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. К ним относятся информационные проспекты для родителей, информационные стенды, папки-передвижки. 

Подробно освещены подходы к оформлению и содержанию наглядной информации  для родителей Н.М.Метеновой.

Действенность наглядных форм организации работы с родителями обусловлена большой конкретностью, доступностью представляемого материала. При оформлении средств наглядной информации нужно продумывать ее содержание (направленность, конкретность), художественное оформление (красочность, удачная компоновка материала), что возбуждает у родителей интерес к наглядной информации, способствует более глубокому восприятию ее материалов. Одним из требований к оформлению наглядной информации является единство текстового и иллюстративного материалов.

Средства наглядной информации могут быть подчинены единой теме или охватывать целый ряд различных вопросов, они могут освещать самостоятельные вопросы или выступать в качестве дополнения к другим формам работы.

Наглядно- информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них - информационно- ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

 К ним относятся - организация дней (недель) открытых дверей, просмотров занятий, презентация дошкольного учреждения

Т.В.Кротова обращает внимание на то, что дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. Задачи другой группы- информационно- просветительской- близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное- через газеты, организацию выставок, организацию мини- библиотек.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.  «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в  новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

Организация клубов для родителей предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями- что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Выбор темы для обсуждения обуславливается интересами и запросами родителей. Педагоги стараются подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, пригласить различных специалистов-психолога, педиатра, астролога.

Удачной находкой для согласования работы всех служб  и родителей дошкольного учреждения стали «информационные корзины», в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания по работе каждой службы учреждения. Руководитель имеет возможность сделать оперативные выводы о вопросах, беспокоящих родителей, и эффективности работы каждого подразделения.

Таким образом, мы видим, что в организации работы с семьей можно использовать различные по направленности  формы   работы, но  их выбор для каждого конкретного мероприятия должен определяться целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, потребностями и запросами родителей, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса в данном учреждении. Содержание форм работы направлено на повышение  педагогической  культуры  родителей.

nsportal.ru

Консультация по теме: Презентация " Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС в ДОУ"

Слайд 1

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС Подготовила: воспитатель средней группы Клочкова Е.В.

Слайд 2

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада

Слайд 3

Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства . Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Слайд 4

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования ФГОС ДО. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

Слайд 6

Задачи взаимодействия ДОУ с родителями Работа в тесном контакте с семьями воспитанников Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей

Слайд 7

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО Направления работы с родителями Информационно – аналитическое Наглядно - информационное Познавательное Досуговое

Слайд 8

1. Познавательное направление. Цель : направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Это направление включает: - общие, групповые собрания; - консультации и индивидуальные беседы; - выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями; - участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов; - совместные экскурсии; - открытые НОД; - совместное создание предметно-развивающей среды; - телефон доверия ; - утренние приветствия; - Почта доверия; - семейные проекты .

Слайд 9

2. Информационно-аналитическое направление Цель : направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. По данному направлению можно проводить: - анкетирование; - тестирование

Слайд 10

3. Наглядно-информационное направление Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные . Данное направление включает: - родительский уголок: включающий различную информацию. Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания. - нормативные документы; - объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) - папка-передвижка

Слайд 11

4. Досуговое направление Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. По данному направлению можно организовать: праздники, которые можно закончить чаепитием. развлечения; - знакомство с профессиями родителей; - празднование дней рождения; - выставка семейной коллекции акции. дни добрых дел.

Слайд 12

Традиционные формы взаимодействия

Слайд 13

Нетрадиционные формы взаимодействия

Слайд 14

Заключение: Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.

Слайд 15

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями! 

nsportal.ru

Основные направления работы с семьей в ДОУ | Развитие детей дошкольного возраста

Основные направления работы с семьей в ДОУ

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Чуканова Нина Васильевна

Организация: МДОУ – д/с № 1 « Рябинка» комбинированного вида

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Черепаново

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.  Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. Поэтому, вопрос поиска и осуществления разных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных. Рассмотрим основные формы и направления работы ДОУ с семьей.

Презентация дошкольного учреждения

Необходимо познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов, показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом,  инструктором по физическому воспитанию,  музыкальным руководителем, учителем английского языка ).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Важно познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель в процессе занятия может включить в него элементы беседы с родителями (ссылаясь на их компетентность в каких-то вопросах, или наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостям).

Педагогический совет с участием родителей

Необходимо привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Структура педсовета предполагает теоретическую часть, которую готовят в соответствии с темой педсовета педагоги; анкетирование родителей проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме; подведение итогов анкетирования.

Интервью с родителями.

Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями и обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

Педагогические ситуации.

Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

Телефон доверия.

В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы, как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, а на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Посещение семьи.

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи всех своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. При первом посещении необходимо выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например: проверка выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.

Есть другая форма посещения семьи - обследование, проводимое

www.pdou.ru

Статья на тему "Направления работы ДОУ с родителями на учебный год"

Направления работы ДОУ с родителями на учебный год

Педагогическое просвещение

родителей

1) формирование психолого-педагогических знаний родителей;

2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

- целенаправленная работа, пропагандирующая общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

- в ГБДОУ используются эффективные формы взаимодействия с родителями: консультации групповые и индивидуальные; подбор и оформление справочного материала на стендах, семинары-практикумы, дискуссионные и телевизионные клубы, круглые столы, ролевые игры и тренинги общения, электронная газета детского сада, с распечаткой в групповых раздевалках

В ГБДОУ имеется официальный сайт учреждения, на котором родители могут познакомиться с официальными документами ДОУ, а также с событийной жизнью детского сада.

- Консультации для родителей:

- Какие игрушки необходимы детям

- Почему дети разные?

- Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах

- Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей

- Учим ребенка общаться

- Положи твоё сердце у чтения

- Счастье - это когда тебя понимают

- Как победить застенчивость

- Воспитание ответственности у детей

- Здоровье всему голова.

- Рекомендации родителям

- Разработка памяток для родителей по воспитанию здорового ребёнка:

«Ребенок-непоседа или все о гиперактивных детях»

«Создание благоприятной семейной атмосферы»

«Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»

«Игры для укрепления здоровья малышей»

«Речевые игры с детьми дома»

«Осторожен, будь с огнем»

«Как уберечь ребенка от травм»

«Дорожная азбука»

«Мотивационная готовность к школе будущего первоклассника».

Включение

родителей в

деятельность

ДОУ

Формирование представления родителей об их месте и роли в организации деятельности образовательного учреждения

- непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ.

В ГБДОУ имеется официальный сайт учреждения, на котором родители могут познакомиться с официальными документами ДОУ, а также с событийной жизнью детского сада.

- проводить для родителей мастер-классы, организовывать выставки совместного творчества детей и родителей, педагогов детского сада, семейных коллекций;

- осуществлять проекты с участием членов семей.

- совместное участие в празниках и общесадовых мероприятиях

- Посещение родителями детских утренников, развлечений

- Участие родителей в спортивном празднике к «Дню Защитника Отечества», «Мамин день»», Самая лучшая семья» к Дню семьи, любви и верности

- Конкурс «Мой любимый детский сад» к празднованию дня рождения детского сада

- Посещение открытых занятий в группах.

-участие родителей в проектной деятельности.

Выводы:

Анализируя данные, можно смело утверждать, что в ДОУ ведется активная работа по данным двум направлениям взаимодействия с родителями. Используются разнообразные формы работы, придумываются новые идеи и проекты, позволяющие заинтересовать родителей воспитанников и привлечь их к совместной деятельности. Конечно, есть непонимание, ошибки, недочеты, но без них нельзя.

infourok.ru

Статья на тему: Досуговое направление как форм работы с родителями в детских садах.

«Досуговое направление как одна из инновационных форм работы

с родителями в детском саду»

        Я молодой педагог и работаю в детском саду 2 года. Хотелось бы поделиться небольшим опытом работы за это время по теме «Досуговое направление как одна из инновационных форм работы с родителями в детских садах», которая перекликается с темой моего самообразования.

       Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника.

        Досуговое направление в работе с родителями для меня является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Слайд 1 Целью досугового направления призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.    

 Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

      Слайд 2  К досуговой группе форм я отношу:  

  • совместные праздники и досуги в группе, такие как «Праздник осени», «Праздник мам», «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «8 марта», «Сабантуй» и др.)
  • дни здоровья
  •  экскурсии
  •  экологические субботники
  • выставки, творческие конкурсы
  • выпуск семейных газет и журналов
  • клубы отцов, бабушек, дедушек
  • выпуск стенгазеты взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей

       Праздник в нашем детском саду — это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

Слайд 3,4 В нашем детском саду родители и дети очень любят проведение совместных семейных праздников: «Праздник осени», «Праздник мам», «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я — спортивная семья», «8 марта», «Масленица». Такие вечера создают эмоциональный комфорт в группе, сближают участников педагогического процесса. Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они  выступают в роли непосредственных участников: участвуют в составлении сценария, читают стихотворения, поют песни, играют на музыкальных инструментах и рассказывают интересные истории и т.д. Такие семейные праздники у нас всегда заканчиваются совместным чаепитием с родителями. Слайд 5

Слайд 6  Также в группе на многие праздники оформляются стенгазеты. Совместная работа родителей, детей и воспитателя над стенгазетой хороша тем, что предполагает проявление творчества, сплочение всех участников в процессе деятельности. У ребят развиваются и творческие, и познавательные, и коммуникативные способности.

      Слайд 7  Совместные экскурсии и походы детей и родителей в нашей группе не оставляют никого равнодушными. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов наши дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае.

Слайд 8 Традиция проведения экологических субботников в детском саду введена давно. Основная цель субботников — воспитание экологической культуры через формирование осознанного, бережного отношения к природе, окружающему миру. Экологические субботники вовлекают родителей к совместной общественно полезной деятельности с детьми, воспитывают у детей чувство гордости за помощь родителей в уборке участка. 

 Слайд 9, 10 Большой интерес в группе вызывает совместная продуктивная деятельность родителей и детей: выставка поделок «Новогодняя игрушка своими руками», «Дары осени», «Кормушка для птиц»,  «Творим вместе с мамой», «Конкурс рисунков» и т. д. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Слайд 11 Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе моей работы с родителями. Каждый человек, сделав определенную работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае,  вручаю грамоты, дипломы, благодарственные письма родителям и детям. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, помогли оформить театральный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждая зона используется для развития детей. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями.      

Использование разнообразных форм досуговой работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показывает: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

       Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
 

nsportal.ru

Методическая разработка по теме: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ .                                                                                              

                                                                         «От того, как прошло детство, кто вёл

                                                                                            ребенка за руку в детские годы, что вошло

                                                                                            в его разум и сердце из окружающего мира –

                                                                                            от этого в решающей степени зависит, каким

                                                                                            человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

              Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

      Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

      Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Поэтому, в нашем ДОУ проводится  большая работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

      Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведется по четырем направлениям.

1.Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, воспитатели ДОУ анализируют особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывают тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает  лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Нами разработан  критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

   Позднее нами выделены  качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

   Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

     У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

2.Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из цели работы всего учреждения, педагоги нашего ДОУ сформулировали свои так:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей педагоги ставят перед собой необходимость решить следующие задачи:

  1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью используются активные формы и методы работы с родителями:

- посещение семей воспитанников на дому;

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии;

- Дни общения;

- Дни добрых дел;

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- утренние приветствия;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- тренинги;

- семинары – практикумы;

- родительские гостиные;

- телефон Доверия;

- почта Доверия;

- семейный вернисаж.

В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.

3.Наглядно – информационное направление включает в себя:

- родительские уголки,

- папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,

- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»,

- библиотека – передвижка,

- фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,

- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,

- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,

- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,

- копилка Добрых дел.

    Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, активизировать родителей воспитателями нашего ДОУ используются, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

     Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4.Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В ДОУ проводятся мероприятия в которых активное участие принимают родители наших воспитанников:

- праздники «День Матери», «День защитника Отечества», «День рождения», «Лучшая семья моя»,

- развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»,

- «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),

- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления»,

- вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,

- совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»,

- выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»,

- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»,

- спектакли

- экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу».

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, педагогами ДОУ разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- изготовление пригласительных билетов;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

- индивидуальные встречи и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

   Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, в нашем ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

   Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

    Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

     Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Использование новых форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей и  культура межличностного взаимодействия детей в группе.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *