Народные традиции коми народа – Традиции коми народа

Презентация "Традиции коми народа" | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Традиции коми народа Презентацию подготовила ученица 6 «а» класса МАОУ «СОШ» с. Летка Кислицына Александра

Слайд 2

Что такое традиция? Традиция - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколение в поколение.

Слайд 3

Коми народные традиции: Семейные традиции Праздники Досуг Трудовые традиции Традиции народного искусства

Слайд 4

Семейные традиции это обычай, порядок, нормы поведения членов семьи, которые передаются от старшего поколения к младшему. Коми крестьянские семьи были большими: во-первых, семьи были многодетными; во-вторых, взрослые сыновья после женитьбы продолжали жить с родителями . Главой семьи являлся старший мужчина. Традиционный семейный этикет строится на безусловном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми. Старшие держались перед младшими детьми и внуками с достоинством, строго контролировали свое поведение, проявляли сдержанность и выдержку в общении, не посвящали детей в возникшие разногласия.

Слайд 5

Семейные традиции Дом, имеющий двухэтажную зимнюю и одноэтажную летнюю избы Дом с окном над полатями

Слайд 6

Праздники Традиционные праздники разнообразили и украшали жизнь коми, во время праздников они отдыхали от повседневных забот, обрядами завершали прошедшие и готовили себя к предстоящим трудам. Главными считались двунадесятые праздники и дни, посвященные святым. Наиболее яркими и обрядово насыщенными были те праздники, которые отмечали сезонные рубежи: Святки (зимний солнцеворот), Масленица и Пасха (наступление весны), Иванов день (летний солнцеворот и наступление лета), Ильин день (наступление осени ).

Слайд 7

Праздники В коми крае Масленица считалась едва ли не самым веселым, шумным и любимым праздником. Масленичное веселье в коми деревнях продолжалось в течение трех – четырех дней; начинали его в четверг и завершали в воскресенье, в преддверие Великого поста .

Слайд 8

Праздники На протяжении всей Масленичной недели катались с горок. Их строили из досок, облитых водой. Сооружались они так, чтобы их спуск выходил на реку. Дети чаще всего катались на бересте, иногда на берестяных пестерах или небольших деревянных саночках. Молодежь съезжала в больших санях, обычно служивших конскими повозками.

Слайд 9

Праздники Другим популярным развлечением на Масленицу были качели. Их сооружали в сараях накануне праздника. Качались преимущественно подростки, но в последний день Масленицы на них развлекалась молодежь.

Слайд 10

Праздники Обязательным Масленичного праздника были обильные угощения. Как и на русской Масленице, обязательным праздничным кушаньем у коми были блины. Тещи угощали ими молодых зятьев, остальные пекли их для себя и для гостей.

Слайд 11

Досуг В осеннее – зимние вечера молодежь собиралась на посиделках в одном из домов пожилых людей села. Девушки приходили с прялками, готовили себе приданое. За песнями, за разговорами девушки успевали в долгие зимние вечера спрясть все необходимое к свадьбе. Это было продолжением их дневного труда. Парни приходили без дела, чаще с гармошкой. Традиционным досугом молодежи были посиделки ( ворсан i н ). Посиделки – это место встреч влюбленных, это игрища, это сочетание полезного с приятным, это выявление талантов певцов и танцоров. Здесь обсуждаются достоинства женихов и невест; любят острую шутку, и такие шутники всегда найдутся; поют частушки и песни, загадывают загадки; влюбляются и объясняются в любви, поют величальные песни тем парням и девушкам, которые питают друг к другу симпатии.

Слайд 12

Трудовые традиции “Нет крестьянской работе ни конца, ни края. Только станешь на ноги покрепче – тут она и берет всего, сколько тебя ни есть.” Традиционными считались охотничий промысел, рыболовство, земледелие, животноводство, собирательство, традиционные ремесла и промыслы.

Слайд 13

. Трудовые традиции В обязанности мужчин входили: из сельскохозяйственных работ – разработка подсек, вывоз навоза на поля, пахота, сев, коневодство; в домашнем хозяйстве – плотницкое и столярное дело, изготовление и ремонт орудий труда, транспортных средств, заготовка дров, а также - охота, рыболовство, отхожие промыслы.

Слайд 14

Трудовые традиции К женским занятиям относились: ведение домашнего хозяйства, прядение, ткачество, пошив одежды, вязание, гончарство, уход за скотом, огородничество, сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных растений. На сенокосе, жатве, обмолоте работали все. В стороне от труда не оставались и дети.

Слайд 15

Трудовые традиции В крестьянском быту во время помочей родилась известная пословица: “Дружно не грузно, а врозь хоть брось”, которая отражает экономическое и хозяйственное значение этого обычая. Красота этой традиции лишена внешней нарядности и броской декоративности. Она вся какая – то нравственная, духовно – внутренняя. Взаимопомощь широко практиковалась на строительстве дома, жатве, молотьбе, сенокосе, при переборке картофеля, при вывозе навоза, при заготовке дров. Очень обыденным выглядит этот обычай: объявление о помочи, работа в один день с утра до вечера, которая кончается общей трапезой – ужином. Но люди охотно шли помогать, потому что коллективный труд представляет возможность показать свое мастерство, блеснуть силой, проявить остроумие, и наконец, просто побыть на людях.

Слайд 16

Традиции народного искусства Традиции были тесно связаны с хозяйственной жизнью народа, его бытовым укладом и традиционным мировоззрением. Крестьяне, охотники, рыболовы, земледельцы создавали не только необходимые вещи, но и саму красоту. Любая вещь, начиная с веретенца и узорного варежка и кончая избой, была не только удобной, но и приятной глазу.

Слайд 17

В традициях, нравах проявляется истинный народный характер. Трудолюбие, бережливость, смелость, смекалка, талант, мастерство, разборчивость, гостеприимство, приветливость, доверчивость, честность – все эти качества присущи характеру коми народа. Спасибо за внимание!

Слайд 18

Используемые ресурсы: Дыхание Пармы. Книга об искусстве и литературе народа коми. – Сыктывкар, 1991. История Республики Коми. 7-11 кл .: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Рогачев М. Б., Васкул И. Л., Жеребцов М. В. и др.- М. : ДИК, 2000. Несанелис Д. А. Раскачаем мы ходкую качель . (традиционные формы досуга сельского населения коми края во II половине XIX - I трети XX вв. – Сыктывкар, 1994. Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. Филиппова В. В. Традиционная культура народа коми. Учебное пособие. – Сыктывкар: КРАГСиУ , 2003. Шахов Б. Ф. Черная шаль с красными цветами. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1995. Юхнин В. В. Алая лента. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1980. http://gaeawiki.com/images/5/5c/Flag_of_the_Zoniara.png https://files.telegram-store.com/files/stickers/c8/c89e/c89e307b2ae5bcb0d1140e99d40c21c5.png https://ru.wikipedia.org/wiki/ Традиция http://polit.ru/media/photolib/2013/07/19/ps_komi_zyrjane_1374217762.jpg http://static.esosedi.org/fiber/223620/fit/1400x1000/natsionalnyiy_muzey.png http://c.pastvu.com/_p/d/8/6/9/8697f179bdb82ca04f6fd31c91e4d036.jpg https://otvet.imgsmail.ru/download/17823050_30fcf2b6f08dacc4a573e0e36ee75746_800.jpg https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza11/1661184381745.files/image057.jpg http://itd1.mycdn.me/image?id=848762947406&t=20&plc=WEB&tkn=*x6o7gYfivrA9xgbOgJ-orgPx4wc https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bc/ На-посиделках . jpg http://900igr.net/up/datai/260449/0011-018-.jpg http://history-thema.com/wp-content/uploads/2014/12/okhotnik.jpg https://archive.komiinform.ru/content/image-news/78970/3.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/6515/121447594.1eb/0_a4c7f_d4c686e_XL.jpg https://get.wallhere.com/photo/food-bread-breakfast-apple-pastry-meal-dish-produce-drying-pitcher-samovar-622952.jpg http://900igr.net/up/datai/129444/0016-035-.jpg https://archive.komiinform.ru/content/image-news/92258/0_674d8_c5acf48b_XL.jpeg http://mincult.rkomi.ru/content/3610/222.JPG http://pics2.pokazuha.ru/p217/b/s/6376956tsb.jpg https://archive.komiinform.ru/content/image-news/110862/bbf2126531b395aa40a859c7dc335b5e.jpg http://mincult.rkomi.ru/content/3610/image001.jpg http://pp.rkomi.ru/content/7915/4766c610071ae6929a4c79d0a589655b.jpg

nsportal.ru

Традиции

Коми – коренное население республики. Этническая территория непосредственных предков коми (зырян) - Перми Вычегодской - обозначилась в период позднего средневековья (X-XV вв.). Тогда начиналось распространение скотоводства и пахотного земледелия, зарождение ремесел. Пермь Вычегодская окончательно перешла от охоты и скотоводства к строительству городов, земледелию.

  • Традиционные занятия – земледелие, животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремесла, на севере – оленеводство. 

Издревле развиты деревообработка, металлургия, металлообработка, косторезное дело, плетение из лыка и бересты, прядение и ткачество. В XIX в. получили развитие такие промыслы как портяжное, шерстобитное, пимокатное, коновальство, углежжение, заготовка руды для нужд металлургических заводов.      В конце XIX в. первостепенное значение приобрели заготовка и сплав леса.

  • Кухня коми
    представлена широким ассортиментом блюд из растительных, мясных и рыбных продуктов.  Существенно отличается кухня северных и южных коми.

Первым блюдом служили различные супы. Мясо из супа выполняло роль второго блюда. Также подавалась каша из ячневой крупы. Широко распространены рыбные блюда. Рыбный пирог «черинянь» обязателен в праздники и по нынешний день. Одно из традиционных блюд – рыба печорского засола.

Значительное место в пищевом рационе занимала выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги.  Известны обрядовые блюда. Так, после завершения сенокоса, из ячменной муки, обжаренной на масле, варили обрядовую кашу (чомор, косаа рок), готовили жареные колобки и калачи (печенича).

Традиционные напитки – хлебный квас «ырöш», пиво «сур», сусло, березовый сок, растительные настои.

  • Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: «малича» (глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами), «совик» (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги, шитые из оленьего меха ворсом наружу) и др.

Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации.

Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготовляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).

Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой – шуба из овчины. В праздничные дни надевали наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), а в будние дни носили одежду из более грубых домотканых материалов. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в.

Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи-косоворотки на выпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в сапоги или «сера чувки» (в переводе с коми – узорные чулки). Верхней одеждой служили кафтан, зипун (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой – шубы из овчины (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась). Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз). Головные уборы мужчин - шапки, шляпы и картузы.

tourist.constructor3.rkomi.ru

Традиции, быт и ремесла коми

Большую часть территории традиционного проживания коми занимают леса. Этот географический факт оказал существенное влияние на промыслы, поспособствовав как развитию деревянного зодчества и технологий обработки этого материала, так и совершенствованию разнообразных ремесел: немногие купцы доезжали до северных земель, а значит, обеспечивать собственный быт приходилось самостоятельно.

Народ коми включает в себя различные субэтносы: ижемцев, кольских ижемцев, зюздинцев, язьвинцев, зырян и др. Все они принадлежат к одной культуре, а их быт и традиции отличаются друг от друга лишь некоторыми мелочами. Основные занятия коми – охота, рыболовство, оленеводство.

Ткачество и национальный костюм коми

Из-за северных холодов, к которым пришлось учиться приспосабливаться, коми искусны в валянии валенков, выделке кожи и замши.

Гончарное ремесло, которым коми владели испокон веков, считалось женской нишей. Интересная деталь: коми не пользовались гончарным кругом, как было принято у других народов, им был ближе более старый ленточно-жгутовый метод. После лепки посуду обжигали в русской печи.

Кстати, в наше время способ этот активно возрождают энтузиасты: в окрестностях Сыктывкара проходят мастер-классы и курсы по старинному гончарному искусству. И по-прежнему большая часть желающих учиться – представительницы прекрасного пола.

Готовая одежда и ткани стали доступны коми только во второй половине XIX века, до этого приходилось "выкручиваться" самим, поэтому были распространены ткачество и прядение. И по сей день коми сохранили собственные определения для описания техники производства и самобытные способы прядения и ткачества. Практически все женщины коми владели узорным ткачеством: изготавливали удивительно красивые скатерти, рубахи и полотенца, которые в будущем становились частью приданного невест.

Будничный наряд типичного крестьянина коми состоял из рубахи и штанов, надетых поверх нательного белья. Всё это шилось из самых простых и дешёвых тканей. Для торжественных случаев надевали рубаху из шёлка или сатина, штаны и кафтан из сукна. Обязательным элементом наряда были кожаные сапоги. Женская одежда была куда более радующей глаз и разнообразной: формой головных уборов и расцветкой платья различались костюмы юных девушек, замужних дам, вдов и старух.

Обработка дерева: от изб и посуды, то музыкальных инструментов

Учитывая климат и условия проживания коми, исторически их основным способом заработка стал деревообрабатывающий промысел. Также дерево активно использовалось в быту: из него делалась почти вся утварь, начиная с посуды и заканчивая декоративными мелочами. Все дома в деревнях и сёлах были деревянными. Использовались практически любые породы дерева и все части ствола. Деревянную посуду или вырезали из цельных бревен, или "собирали на клепку".

Коми – прекрасные музыканты. Набор традиционных музыкальных инструментов коми крайне богат и включает в себя такие самобытные творения народной мысли, как чипсан (духовой коми инструмент, разновидность флейты Пана) и полян (дудка из зонтичного тростника). Они примечательны необычной манерой игры, особенной терминологией и отличным от других инструментов строем. Считается, что музыкальное творчество коми внесло значительную лепту в подъем инструментальной культуры народов России.

Обрядовая культура коми: свадьба

Коми – православный народ, поэтому основной элемент брачного торжества у них – венчание. Тем не менее, в комплексе свадебных церемоний, ориентированном на получение социального и религиозного разрешения на заключения союза, были и элементы, отличные от русской традиции и характерные только для коми народа. Привязки к конкретному сезону не было, не венчались только во время поста, но всё же в брак предпочитали вступать зимой: это время было свободным от полевых работ, а значит, способствовало продолжительному веселью. Перед бракосочетанием жениху и невесте стоило изучить свою родословную: в условиях тесной общины они вполне могли оказаться родственниками, а кровосмесительные браки были табуированы при родстве до шестого колена. Несмотря на то, что браки по расчёту в прошлые времена считались повсеместной практикой, союзы по большой любви также не были редкостью.

Единого образца коми свадьбы не было: каждая отдельная община привносила в обряд что-то своё. Однако основные элементы соблюдались обязательно: подготовка к свадьбе, собственно, само торжество и следующие за ним обряды. В ходе подготовки родители жениха приходили свататься к родственникам невесты, затем совершалось рукобитье, после которого девушка прощалась с родителями перед уходом из родного дома. В ночь накануне свадьбы невеста ходила в баню и напоследок устраивали последний семейный ужин с игрищами.

При сватовстве не принято было прямо говорить о своей цели: заходили издалека, а изъяснялись через метафоры.

Чем красноречивее и иносказательнее сваты, тем лучше: традиционным "у вас товар, у нас купец" не ограничивались, могли, например, провести параллель между хорошей девушкой и молочной коровой. И обидным подобные сравнения не считались.

В случае, если сватовство проходило удачно, в день сговора семьи "били по рукам", после чего нарушить данную клятву уже было нельзя. Невеста непременно должна была оплакать своё девичество, даже если выходила замуж по любви, ведь иначе могла излишним весельем накликать на себя беду, потом обходила или объезжала всех своих родственников. В день перед венчанием проходила основная составляющая свадебного цикла. Называли обряд по-разному: "обручение", "вечер с блинами" и т.д.

Свадьбу отмечали с размахом: в среднем празднования продолжались три дня, хоть основная часть церемонии и приходилась на первый день. Основные элементы непосредственно свадьбы –  приезд жениха в дом невесты, передача девушки жениху, совместная трапеза новоиспеченной пары и гостей, венчание, пир в доме жениха, реже – невесты, укладывание молодых спать, а затем обряды после первой брачной ночи, обряды второго и третьего дня свадьбы. По прошествии необходимых ритуалов молодожены вместе с близкой родней ходили к родителям жены "на блины".

Плохая новость для поклонников минимализма, мечтающим при этом о традиционной свадьбе. "Сэкономить" на угощении не получалось даже у самых скупых: без застолья пара не считалась молодожёнами "официально".

Семейные традиции коми: родИны

С древности рождение было связано для коми с иным миром, откуда все приходят и куда все однажды возвращаются. К обрядам, связанным с появлением ребенка, отношение было очень серьёзным: очень важно было "присоединить" дитя к остальному миру, не дать ему потеряться.

Во время беременности все советы и указания будущая мать получала от "знающих": немолодых, опытных женщин и повивальных бабок. Они объясняли ей, что стоит, а что не стоит делать, чтобы не навредить будущему ребёнку: не рекомендовалось поднимать тяжелое, работать на лошади, долго находиться у печи, по возможности нужно было избегать простуды. Вроде бы элементарные вещи, понятные любой современной роженице. Однако, в крестьянских реалиях осуществить эти советы на практике было практически невозможно, так что женщины, на свой страх и риск, продолжали до самых родов работать в том же режиме, что и всегда. Зачастую крестьянкам приходилось рожать в поле и в лесу, прямо во время исполнения своих повседневных обязанностей.

Ближе к родам к женщине звали повитуху. "Правильными" местами для рождения считались хлев и баня. Причем предполагалось, что для того, чтобы роды прошли хорошо, беременная должна самостоятельно затопить баню, натаскав туда дров и воды. Повитуха выполняла роль акушерки, перевязывала новорожденному пуповину и обмывала его. Затем окуривала мать и дитя можжевеловым дымом и парила в бане. Она же "правила" ребенка, слегка придавливая ему головку со всех сторон и тем самым придавая ей "правильную" форму.

Думаете, что гипер- и гиппотонус и назначаемые в этих случаях гимнастика и массаж для новорожденных – изобретение последнего столетия? Повитухи коми уже несколько веков назад следили за тем, чтобы младенец был достаточно гибким, и его руки и ноги дотягивались до спины, а в случае, если это не получалось, ежедневно всю следующую неделю делали ему массаж и растяжку.

До того, как у новорожденного отпадала пуповина, бывшая символом его связи с другим миром, мать и ребенка считали "нечистыми", поэтому они жили в бане. Младенца старались не оставлять в одиночестве, боясь, что его может подменить нечистая сила.

А заодно возникала и та самая связь с матерью, которую современные педиатры и психологи советуют взращивать, не оставляя первые дни малыша без мамы.

 

nazaccent.ru

Традиции, обычаи и религиозные верования коми-пермяков |

Коми-пермяков отличает своя система традиций, обычаев и религиозные верований, в которая сформировалась в результате смешения язычества и христианства. Наши предки жили в гармонии с природой и, в первую очередь, почитали материальное: растения, животных, стихии воды и огня, умерших предков. Позже появляется вера в мифических существ, богов и верховного бога Ена.

У древних пермяков не было понятия о злых духах, которые бы враждебно относились к человеку или подталкивали бы его к совершению плохих поступков. Даже Куль, появившийся в качестве антипода положительному Ену, не считался злодеем, а был почитаем как хозяин своих стихий.

Первоначальные верования народа были тотемные — это поклонение растениям и животным, которые давали людям пищу, одежду, обувь, орудия труда и охоты, средства для лечения — словом, самое необходимое для выживания в условиях суровой природы.

В особом почете были деревья, в первую очередь берёза и ель, а из животных — медведь. Им поклонялись все. Кроме того, у каждого рода (семьи) были ещё и свои тотемные животные (заяц, лиса, кошка, бобр, соболь, лебедь, дятел, глухарь, ворона, трясогузка, лещ, щука, пчела) или растения (сосна, хмель, хвощ, сныть). По одним преданиям, от них происходит род, а по другим — род имеет начало от человека с таким именем. В сохранившихся фамилиях и родовых прозвищах прослеживаются остатки тотемизма: Дозморов, Мошегов, Мошев, Ошев, Пыстогов, Сизёв, Сырчиков, Ябуров; Ош Коля, Рака Миш.

Тотемический характер носят костюмы, головные уборы, украшения. Звериные и птичьи мотивы используются в мозаике украшения костюма, в узорах вышивания и вязания. Нередки воспроизведения голов животных и птиц на предметах домашней утвари, наличниках, ткацких станках, охлупенях домов.

С целью обозначения родовой, семейной или личной собственности, семейного положения коми-пермяки пользовались «пасами» — особыми знаками, метками, тамгами. Главный смысл паса — охранительный. Его изображение на доме означало оберег счастья; на лодке или на ружье — защита удачи; на одежде, обуви, головных уборах, кушаке — защита здоровья; на домашних животных — оберег от болезней. Некоторые пасы-знаки почитались наравне с духами: пас на межевом столбе считался духом земли, на ловушках — духом зверей.

Вера в предков

У коми-пермяков очень сильна вера в умерших предков. В сказании о Кудым-Оше говорится о том, что следует посещать «заветные места», то есть захоронения предков, поминать «старых» обрядовой пищей и питьём, а после веселиться, играть и петь. Обряды культа поминовения всегда сопровождаются угощениями душ предков и чтением молитв. По сей день наблюдаются остатки этой обрядности, когда люди идут на могилы «древних» с полными корзинами поминальной пищи, разными подарками (платки, пояса, деньги). Такие поминки совершают в особых местах, издревле считавшихся священными: Еныб (поле Ена), Вежагорт (святой дом), Вежа ты (священное озеро), Вежашор (священный ручей), Шойнаыб (поле могил). До сих пор существуют священные сосны (Шапка-пожум) и ели (Сырчик коз).

Коми-пермяки поминают умерших родственников и «старых» в Семик — в четверг на седьмой неделе после Пасхи. В этом ещё раз проявляется переплетение и даже слияние языческих и православных традиций.

Вера в предков поддерживается ещё и мифами о лове (душе) и орте (призраке-двойнике). Лов считается живой энергетической частью, которая после смерти человека уходит к Ену в небо, а орт — это лишь призрак живого, его двойник. Он после смерти человека уходит вместе с ним в мир подземный. И не лов приходит к людям во сне или воочию, а орт — именно он помнит и печётся о живых родственниках. По поверьям, орт может и навредить людям, при жизни ему навредившим.

Сила огня и воды

Стихии огня и воды являются особыми объектами верований. Огонь, очаг — это могучая сила в доме и в роду. Это и тепло, и свет, и пища. Его обязаны уважать: нельзя плевать в огонь, нельзя говорить про него плохое. К печи обращаются со словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «гориньöй» — «печенька». При битье печи совершается жертвоприношение духу огня.

Огонь — это ещё и защита от болезней. Дзурт-би (скрипучий огонь) — огонь, который добыт древним способом, — очищал от заразы жилища, помещения для содержания скота. Таким огнём или дымом от него кадили могилы предков, а в наши дни огнём и дымом от свечей кадят поминальную пищу на столе или на могиле. В надежде на благополучие огонь или угли из очага старого дома переносят в очаг нового. А небесный огонь — молния — очищает землю, поэтому и отношение к ней было не как к разрушительной силе.

Вода у пермяков считалась и считается некой сущностью, которая имеет высшие чудодейственные силы. Вода очищает тело и душу, она является оберегом, лечит физические болезни и избавляет от порчи, сглаза, бессилия. Воду, так же, как и огонь, не ругают, в неё не плюют, не бросают мусор, ночью её не тревожат. Весной, после вхождения рек в своё русло, береговые родники очищались и одарялись крошками еды, цветными нитками. Молодожёны приносили реке в третий свадебный день свои дары: жених — монеты, невеста — монеты и цветные нитки или венки.

Рыбак перед своим промыслом приносит воде жертву, чаще — хлеб. После утоления жажды из родника или реки, умывания или купания на реке, после полоскания белья пермяки воду благодарят — бросают нитку, цветок, травинку, редко — мелочь, прося прощения или проговаривая слова с просьбой не сердиться.

Долго плачущего ребёнка, желая избавить от возможного сглаза, и сегодня опрыскивают водой или умывают ему лицо, при наличии, святой водой, либо делают «шома ва» — воду, настоянную на углях или на золе (шом — печной уголь, ва — вода).

Вода, которой мыли иконы или кресты, считается святой, её не выливают на улицу. Такой водой опрыскивают дом, животных, моют больные места, умываются.

Есть на Урале коми-пермяцкие гидронимы с частью «вежа» — «священный»: Вежаю (священная река), Вежашор (священный ручей), Вежайка (от Вежаю), Ве-жаты (священное озеро). Корень «вежа» очень древний, он является общим для пермских языков.

Очевидно, почитание воды сохранилось в народе издревле. Чудодейственной силой, по поверьям, обладают родник Таркэв и речка Вежаю в Кочёвском районе, родники Мироник и Проня-ключ в Кудымкарском районе, ещё несколько водных источников в других районах округа. Массовое посещение родников наблюдается в крещение и в праздник Святой Троицы.

Поклонение божествам и богам

Со временем у предков коми-пермяков стало появляться поклонение мифическим, сверхъестественным существам — богам, божествам. У них было осознание, что у каждой материальной стихии есть некий «хозяин», который управляет ими: у леса — «вдрись», у воды — «ваись». И у каждого объекта (поля, родника, луга, дома, овина, конюшни) были свои «хозяева». Этим «пантеоном» управляет верховное божество Ен — (бог, творец) обозначавший саму природу или весь мир, о чём говорят сохранившиеся до сих пор слова и устойчивые сочетания: енвевт (небо), еныс югдö (светает), еныс зэрö (идёт дождь).

Любая мифология творцу противопоставляла иную силу, коей у коми-пермяков оказался Куль. Как правило, тому, что создаёт Ен, Куль создаёт противное. И ныне в ходу слова, обозначающие нечистую силу и содержащие в себе компонент «куль»: вакуль (ва — вода), вöркуль (вор — лес), кульпиян (пиян — детёныш). Куля и его помощников принято было задабривать среди рыбаков, охотников, собирателей природных даров.

Одним из мифологических образов является суседку — домовой, по-иному — бо-боль. Хотя он и причисляется к нечистой силе, его задача — охранять дом и домочадцев от самых разных бед. Поэтому к нему отношение уважительное. При переходе в новое жилище его зовут с собой. Живо поверье, что перед каким-либо важным событием — чаще плохим — суседку производит на спящего человека сдавливающее, удушающее действие, предупреждая его о будущей беде. И если при этом человек сможет у него спросить, что совершится вскоре с ним, то иногда суседку отвечает.

Многие слова со значением нечистой силы содержат в себе компонент «чуд»: вöчуд (чуд леса), банячуд (чуд бани), кар-тачуд (чуд скотного двора), ыбчуд (чуд поля), öшмöсчуд (чуд колодца, родника). По преданиям, чуды — это мифические существа, злые силы, нечисть, нечто бесовское. Они могли напутать человека или навредить ему чем-либо, например — подменить ребёнка.

В середине XV века в Парму проникает христианство, но коми-пермяки, приняв новую веру, не отказались от своей старой веры до конца и удивительным образом сочетают их в своей повседневной жизни. Они верят, что старые боги и мифические существа не могли пропасть, а всё материальное на земле коми-пермяками одухотворяется. И слово «ен» не пропало, им стали называть ещё и православного бога, и все иконы с изображением святых.

xn--c1ajfbilcr1a.xn--p1ai

народ Севера. Традиции, культура, обычаи

Новости и общество 14 июля 2014

Коми – народ, живущий в бескрайних лесах на северо-востоке европейской части России. Основными его этнографическими группами являются вымичи, верхневычегорцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы. Предшественницей Республики Коми считается Пермь Вычегодская.

Традиционные ремесла

С давних времен наибольшее распространение у этого народа получили ремесла, связанные с обработкой дерева. В деревнях невозможно было найти крестьянина, не умевшего изготовить из этого материала любой бытовой предмет. Ижемские коми – народ, у которого, помимо этого, очень хорошо было развито замшеделье. Выделкой кожи занимались в специально выстроенных для этой цели домах – «замшевых избах». В Сысольской и Нижневычегодской областях когда-то большое распространение получило такое ремесло, как выделка валенок.

Еще одним древнейшим занятием коми было гончарство. Занимались изготовлением посуды для дома в основном женщины. Гончарный круг при этом практически не использовался. Появился он у коми еще в XV веке, однако большого распространения так и не получил. Посуду изготавливали древнейшим ленточно-жгутовым способом. Обжигали вылепленные заготовки в русской печи.

Традиционная пища

Традиции коми - народа, веками жившего рядом с русским, в отношении пищи схожи с нашими. Основной едой крестьян была каша. Что же касается первых блюд, то чаще всего хозяйки готовили супы и разного рода похлебки, в том числе и с мясом. Жидкую пищу ели в основном в летний период времени. Очень разнообразным у коми было рыбное меню. Рыбу варили, жарили, солили, пекли с ней пироги. У северных народов на столе часто можно было видеть жаркое из дичи. Что касается овощей, то на огородах выращивали репу, редьку, лук, брюкву. Начиная с XIX в. большое распространение получил картофель.

Очень популярной у коми была выпечка, для которой использовалась в основном ячменная и ржаная мука. Круглый хлеб подавался на стол ежедневно. По праздникам хозяйки выпекали сочни, калачи, пирожки, оладьи и т. д. Очень популярными были также блины из ячменной муки.

Земледелие

Земледельческие обычаи народов коми также очень тесно связаны с русскими. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в. пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли, как и северорусские народы, чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым.

Молотили урожай с использованием специального инструмента – цепа. Конструкция его была предельно простой: длинная деревянная ручка и соединенный с ней сыромятным ремнем короткий бил.

Животноводство

Коми – народ с древнейшими традициями в плане разведения скота. О том, что оседлое животноводство существовало в Прикамье уже во II–I тысячелетии до н. э., свидетельствуют открытые здесь археологические памятники. В бассейне же реки Вычегда скот начали разводить, скорее всего, несколько позднее – в I тысячелетии нашей эры. Ученые обнаружили кости домашних животных в памятниках вымской культуры XI–XII вв. Разводили коми в древности, в основном, крупный рогатый скот. Также в домашних хозяйствах держали овец и лошадей. Шерсть, молоко и мясо не продавали, а использовали лично для себя.

Культура и обряды

Самобытностью и неповторимостью отличается культура коми - народа, помимо всего прочего, необыкновенно интересного своей обрядностью. Последнюю можно разделить на три основных разновидности:

  1. Родильная. Обрядность этого вида была направлена в основном на благополучное появление ребенка на свет. Новорожденных называли необычным словом «чурка». Слово это происходит от «пращур». Это свидетельствует о том, что коми свято верили, что дети приходят в этот мир из мира предков. Символикой плодородия были насыщены многие обряды коми. Например, невесте и жениху на свадьбе стелили овчинную шубу для того, чтобы в последующем у них было много детей. Кроме того, перед венчанием невесте с той же целью сажали на колени ребенка. Очень большую заботу проявляли коми о здоровье будущих детей. Перед свадьбой родственники сторон тщательно проверяли, нет ли в той семье, с которой они собрались породниться, умственно отсталых или больных.
  2. Свадебная. У коми существовало всего три формы заключения браков: с калымом, с приданым и с похищением. Свадьбы у коми характеризовались большим количеством самых разных обязательных церемоний.
  3. Погребально-поминальная. Похоронные ритуалы отличались у этого народа особой сложностью. После смерти человека в доме завешивались все окна, картины, иконы, предметы с глянцевыми поверхностями. Покойника обмывали и укладывали в еловый или сосновый гроб. Очень распространенным был обряд преломления хлеба.

Коми – народ с богатейшей культурой, очень самобытный. Некоторые его обряды и традиции похожи на наши русские. Однако существует и множество отличий. Сегодня коми прилагают массу усилий для того, чтобы традиции их предков не были забыты, устраивая разного рода национальные фестивали и праздники.

Источник: fb.ru

monateka.com

Традиции и быт коми народа

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.

Жилище

Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых бревен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями (посводз), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал до половины всего комплекса.

Характерная черта жилища коми - односкатность крыши, крытой тесом. Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома.

Внутренняя планировка жилища севернорусская: печь (пач) в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В восточных районах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-черному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб.

На усадьбе были расположены также амбар (кум, жытник), погреб (кöзöд), баня (пывсян) и реже колодец (юкмöс, öшмöс, струба). В стороне, за околицей, стояли овины (рыныш) с гумнами. Усадьба могла быть огороженной или нет. Иногда амбары и бани располагались группами вне усадьбы, последние - ближе к реке.

Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

Одежда

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми - также с ненецкой. Женская одежда отличалась значительным разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами. Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман (суконный кафтан), зимой - шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др.

Пища

К традиционной пище коми относился широкий ассортимент блюд из растительных, мясных и рыбных продуктов - продукции различных отраслей комплексного хозяйства. Питались коми три раза в день. В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни солидным считался обед из 17-18 блюд, нередко их количество превышало два с половиной десятка. В качестве первого блюда были общераспространены щи и различные супы. Особенно популярны были кислые щи, а летом - холодные похлебки на основе хлебного кваса. Обыденным вторым блюдом у коми была каша из ячневой (реже перловой) крупы. Наиболее распространенным продуктом питания была рыба, ее употребляли в вареном, соленом, сушеном, жареном виде, использовали как начинку для пирогов. Рыбный пирог был обязателен и в праздники. Мясо как второе блюдо использовалось реже, обычно для этого шло мясо из поданного на первое супа. Чаще было мясо на столе у северных коми-оленеводов и у охотников. Из овощей в питании использовались брюква, репа, редька, лук, капуста, со второй половины XIX в. - картофель. Значительное место в пищевом рационе занимала выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, были распространены отвары трав и ягод, хлебный квас, березовый сок. Из пареной репы или брюквы варили компот. Домашнее пиво обязательно присутствовало на праздничном столе.

Ремесла

Обработка дерева: Коми парма, лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари. Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.

Ткачество: Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухуточного браного ткачества на большом количестве дощечек, одноуточного браного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. По своим художественным особенностям это традиционное и высокоразвитое искусство народа коми являлось составной частью браного ткачества Восточной Европы.

Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.

Обработка меха, кожи: Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство.

Духовная культура

Творчество: Красочная и многообразная духовная культура коми наиболее ярко представлена в образцах народного искусства, фольклоре, народных верованиях и обрядах. В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки.

Наиболее богато представлена обрядовая поэзия. В свадебных плачах и похоронных причитаниях раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор освещают трудный быт северного земледельца и промысловика. Коми фольклор дает представление об основных этических и моральных нормах народа, он имел большое значение в воспитании детей и их социализации.

Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, народной. музыки и изобразительного искусства. За многовековую историю коми народ создал причитания, пословицы и поговорки, сказки, эпические песни и баллады, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, народную драму и народную музыку. Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее. Особой оригинальностью у коми отличались свадебная поэзия и свадебная обрядность.

Во второй половине XIX века в Коми крае появились широко бытующие и в настоящие время частушки и элегические песни-раздумья, песни-воспоминания о прошедшей молодости "Шондi баной оломой" (Солнцеликая жизнь). Возникновение их стало важной вехой для коми песенного фольклора, использовавшего многовековой поэтический опыт народа.

Орнамент: Красочен и глубоко символичен коми орнамент. Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми, набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства. Украшались орнаментом и многие утилитарные предметы: берестяные и гончарные сосуды, одежда и обувь, прялки, солонки и др. Традиции народного искусства широко используют в своем творчестве современные народные мастера-прикладники, коми художники и графики.

Этническая специфика находила отражение в традиционном геометрическом орнаменте, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильном орнаменте, оригинальные зооморфных сюжетах росписей по дереву и меховой мозаики у северных коми.

Обряды: Семейные и календарные обряды коми были близки к севернорусским. В похоронно-поминальной обрядности сохранялись древние представления о множественности душ и рудименты развитого в прошлом культа предков. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправление на промысловую охоту и др. Сложный мировоззренченский комплекс представлений отражали дохристианские верования коми, которые включали в себя пережитки различных культов: деревьев, духов-хозяев, промысловых животных, огня; других ранних религиозных форм: анимизма, зоолатрии, магии, фетишизма и т.д. Были распространены вера в колдовство, гадания, заговоры, порчу.

Многовековой народный опыт отражают рациональные знания коми: народный календарь, метрология, медицина, сельскохозяйственные и промысловые приметы и др.

Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. В условиях северного климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для традиционого хозяйства коми не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения.
Наличие значительной резервной территории, пригодной к освоению, позволило сохранить традиционный хозяйственный комплекс без особых деформаций вплоть до начала ХХ в. Хотя в наиболее плотно заселенных районах южной части Коми края он находился к этому времени уже в состоянии глубокого кризиса. Наибольшая трансформация традиционной системы природопользования наблюдалась у самой северной группы коми, ижемцев. Приспособление к новым, наименее пригодным для традиционного хозяйственного комплекса экологическим условиям выразилась у них в заимствовании у аборигенного тундрового населения (ненцев) целой хозяйственной отрасли - оленеводства. 

Оленеводство

Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские коми стали не ранее конца XVII в., по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований и к концу ХIХ в. по праву считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера. Отличительной чертой ижемского оленеводства была его высокая товарность, хорошо поставленная селекционная работа, оптимальный половозрастной состав стада. Выпас производился крупными стадами численностью около 2 тысяч голов с помощью оленегонных собак и при круглосуточном надзоре пастухов.

Земледелие

Традиции земледелия связаны, по археологическим данным, еще с культурой перми вычегодской, непосредственных предков коми народа. Первоначально, в Х-ХI вв., оно было подсечно-огневым, с ручной обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной тягловой силы начинается с ХII в. Деревянная соха в это время оснащается железными сошниками. В ХV в. постепенно внедрилось трехпольное земледелие. Переход от лесного перелога к двух- и трехпольной системе севооборота и от ручной обработки земли к пашенной не был единовременным процессом. Даже в ХIX - нач. ХХ вв. применялись все три системы земледелия: трехполье, перелог и подсека. Правильный трехпольный севооборот осуществлялся преимущественно на давно освоенных и близлежащих участках и преобладал лишь в южных районах. Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, его сеяли на солнечных склонах и на хорошо унавоженных землях. Второе место по значению занимала рожь. Овес и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лен и коноплю. Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук. К началу ХХ в. повсеместно распространился картофель. Картофель, как и овощи, сажали на приусадебных участках.

При обработке земли на подсеках использовались ручные орудия - нечто среднее между топором и секирой, для заделывания семян применяли борону-суковатку. Основным пахотным орудием была соха с двумя железными ральниками. В начале ХХ в. у коми получили распространение вятские косули и другие сохи-односторонки, плуги имелись только у некоторых зажиточных крестьян в южных районах. В конце ХIX - начале ХХ вв. широко распространились бороны с железными зубьями, которые использовались на тяжелых почвах. Пахота считалась мужской работой, боронили обычно подростки. Сеяли вручную из берестяных лукошек, преимущественно мужчины. Женщины производили ручную уборку зерновых серпом. Сжатый хлеб связывали в снопы и складывали в суслоны, в зароды или скирды. На подсеках сжатый хлеб оставляли в снопах часто до зимы, а иногда его и молотили там. В северных районах, где зерновые часто не дозревали, их развешивали в снопах на пряслах. Перед молотьбой снопы сушили в овинах. Молотили вручную цепом или кичигой (деревянным молотилом с выгнутым плоским концом) на специальном току, устроенном на гумне. Провеивали зерно при помощи специальной лопаты. Мололи зерно для личных нужд на ручных жерновах, а в южных районах - на водяных мельницах. Для приготовления круп в каждом хозяйстве имелась деревянная ступа. Несущественное товарное значение земледелие имело лишь в южных районах Коми края, на севере регулярно производился закуп недостающей земледельческой продукции.

Скотоводство

На давние традиции скотоводства у коми указывают языковые данные, ряд его терминов в коми языке относится к древнеиранским заимствованиям. В археологических памятниках перми вычегодской костные останки коров, лошадей, овец и свиней являются массовым материалом. В дореволюционном хозяйстве коми удельный вес скотоводства был особенно высок в северных районах, в южных районах - по рр. Сысоле и Вычегде скотоводство было побочной отраслью хозяйства. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, овец, лошадей. Продукцию скотоводства население использовало в основном для личного потребления. Продуктивность молочного скота была низкой. Организованного выпаса не было, пастьба была вольная, без пастухов. Стойловое содержание скота продолжалось в среднем 7-8 месяцев. Возможности интенсификации скотоводства в традиционном хозяйстве коми ограничивал недостаток сенокосных угодий.

Охота

Массовое распространение, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских коми, имела охота. Пушнина издавна представляла собой основной товарный продукт, поступающий из Коми края. Со второй половины ХIХ в. товарное значение приобрела также добыча боровой дичи. Мясная охота имела большое значение в традиционном рационе питания. К началу ХХ в. значение промысловой охоты в крестьянской экономике резко упало в южных земледельческих районах края, но сохранялось в северных и восточных. Промысловый сезон у охотников подразделялся на два периода (осенний и весенне-зимний). В осенний период охота велась в одиночку в ближних охотничьих угодьях, на дальний зимний промысел охотники отправлялись в составе артелей. Угодья охотников представляли собой районы постоянного промысла, находящиеся в семейной собственности. Каждое угодье было оснащено промысловым жилищем и хозяйственными постройками для хранения инвентаря и добычи. Начало охоты на ту или иную дичь было приурочено к постоянным церковным праздникам. Основными объектами добычи были боровая дичь: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка; из водоплавающих: утка, гусь; из пушных зверей: белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка. В осенний период охотились преимущественно в ближних промысловых угодьях, в одиночку. Завершалась осенняя охота к Николе зимнему (6 декабря старого стиля). На весенне-зимнюю охоту промысловики отправлялись в январе и возвращались лишь в конце марта. Зимний промысел велся артелями в дальних охотничьих угодьях, находившихся в общинной собственности. В основном добывались пушные звери, реже дикие копытные и боровая дичь. В тундровой зоне в этот период основу промысла северных коми составляли песец и белая куропатка. Летом, в выводковый период, охота не производилась, исключение составляла добыча линной птицы (гусей) в тундровой зоне. В течение года большая часть охотников затрачивала на промысел от трех до шести месяцев.

Отличительной особенностью у коми было широкое применение различных самоловных орудий. С помощью самоловов добывалось абсолютное большинство боровой и водоплавающей дичи, зайцев, горностаев, песцов. Огнестрельное оружие появилось в конце ХVII - начале XVIII вв., с его помощью велся беличий промысел, добывались крупные животные.

Рыболовство

Давние традиции у коми имело рыболовство, оно было распространено повсеместно и занимало важнейшее место среди промысловых занятий. Рыба наиболее ценных пород предназначалась в основном для рынка. Особенно большое товарное значение имело промысловое рыболовство у северных коми. Промысловый быт коми рыбаков имел большое сходство с охотничьим. Значительная часть рыбы для собственного потребления добывалась в ближних охотничьих угодьях. Широко применялся в прошлом лов рыбы запорами. Помимо индивидуального и семейного рыболовства по всей территории расселения коми существовала добыча рыбы артелями. Особенно распространен был лов рыбы неводами, бреднями, ставными и ботальными сетями. Почти всю пойманную рыбу заготавливали впрок засолом. Очень популярна у коми вплоть до настоящего времени малосольная рыба со специфическим вкусом. Часто запасали для себя также сушеную и вяленую рыбу.

Собирательство

Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство. В значительном количестве каждая крестьянская семья запасала на зиму различные ягоды. Их употребляли в пищу в сыром виде, как начинку в пирогах, делали варенье, кисели, собирали для продажи. У печорских коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом количестве весной запасали березовый сок. У всех этнографических групп коми (кроме северных коми оленеводов) была распространена заготовка на зиму грибов (засаливанием и сушением). Большое значение приобретало собирательство весной и в начале лета, когда наблюдалась общая нехватка продуктов питания. В это время, преимущественно детьми, производился массовый сбор различной зелени. К особой разновидности собирательства можно отнести заготовку т.н. пищевых суррогатов (различных примесей к муке), особенно распространенную у северных и восточных коми. Основной суррогатной добавкой традиционно служила пихтовая кора.

www.visitkomi.ru

Традиции и обычаи воспитания у народа Коми — реферат

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Московский  педагогический государственный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 по этнопедагогике:

 

 

«Традиции и обычаи воспитания

у народа Коми»

 

 

Выполнила:

Студентка  3 курса

факультета  дошкольной педагогики и психологии

(заочная форма  обучения)

Группы 302

Макарова С.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Респу́блика Ко́ми - входит в состав Российской Федерации. Столица — город Сыктывкар.

Республика расположена  на северо-востоке Европейской части Российской Федерации, в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, Среднего и Южного Тимана, западных склонов Уральских гор (Северный, Приполярный и Полярный Урал).

Территория республики простирается от Северных Увалов на юге до Пай-Хоя на северо-востоке, от Пинего-Мезенского междуречья на западе до водораздела бассейнов рек Печоры и Оби, проходящего по Уральскому хребту на востоке.

Государственный язык русский, коми.

Республика Коми – многонациональный  регион. По данным последней переписи населения на ее территории проживают представители 130 этнических групп. Коренной народ – коми – составляет четверть населения Коми края, русские – почти 60 %.

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет  и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

 

Декоративно-прикладное искусство  народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.

 

Жилище  Коми.

Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную  по форме, срубную из сосновых бревен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями , составляла единое целое с хозяйственным двором.

Двухъярусный  скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал  до половины всего комплекса.

Внутренняя планировка жилища: печь (пач) в углу у стены со входной  дверью, там же полати, в глубине  помещения по диагонали от печи красный  угол. В восточных районах встречалась  более древняя планировка: печь в  глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-черному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб.

Из украшений жилища у  коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

 

 

 

 

Одежда.

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми - также с ненецкой. Женская одежда отличалась значительным разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами. Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман (суконный кафтан), зимой - шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др.

Пища.

К традиционной пище коми относился  широкий ассортимент блюд из растительных, мясных и рыбных продуктов - продукции  различных отраслей комплексного хозяйства. Питались коми три раза в день. В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни солидным считался обед из 17-18 блюд, нередко их количество превышало два с половиной десятка. В качестве первого блюда были обще распространены щи и различные супы. Особенно популярны были кислые щи, а летом - холодные похлебки на основе хлебного кваса. Обыденным вторым блюдом у коми была каша из ячневой (реже перловой) крупы. Наиболее распространенным продуктом питания была рыба, ее употребляли в вареном, соленом, сушеном, жареном виде, использовали как начинку для пирогов.

Коми очень гостеприимны. «Лок чай юны» (Приходи чай пить) - такими словами они приглашают вас в гости. Приняв и накормив гостя при прощании, всегда благодарят посетителя за приход в дом. Такая традиция сохраняется до настоящего времени. А в гости так же не принято ходить с пустыми руками. Для гостей на столе всегда стоит хлеб. Хлеб со стола никогда не убирается. Он связан с достатком в доме. В коми традиции только хлеб мог постоянно находиться на столе. В коми языке для обозначения понятия заквасить тесто используется глагол «ловзьцдны» (оживить). До того как выпечь хлеб произносили молитву «Господи, благослови», хлеб крестили. В красный угол ежедневно выставляли горячий хлеб для поминания умерших родственников, а вечером его отдавали детям. Нарезал хлеб хозяин дома. Хлеб никогда не резали на столе. Ковригу хлеба прижимали к себе и разрезали. За столом его раздавали по старшинству. Хлеб полностью съедали, упавшие крошки поднимали, подносили ко лбу или дули на них и съедали – не выбрасывали. Крошки со стола скармливали скоту. Молодых после венчания встречали ковригой хлеба с солью. Молодые откусывали по куску этого хлеба. Считалось, чем больше откусишь, тем богаче будет жизнь. А солью осыпали молодых. Выражением «нянь-сов» желают в Коми счастья и здоровья.

У коми первое горячее блюдо  подавалось в общей тарелке. Предложить кому-нибудь поесть из отдельной посуды – это просто оскорбить его. Перед  тем, как поесть глава семейства  приглашал предков-родителей к столу. Но приглашал только в первой половине дня. Считалось, что во второй половине дня покойников не поминают. Право «первой ложки» принадлежало хозяину дома. Ложку нельзя было класть на край общей тарелки, ее после каждого зачерпывания клали на стол. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Только хозяин дома мог держать ложку в руке постоянно. После того как тарелка с супом оказывалась пустой, на «второе» подавалась каша так же в общей тарелке. За столом не разрешалось громко разговаривать, болтать ногами, класть локти на стол. На столе нельзя было сидеть, стучать по столу, вытирать стол голой рукой, оставлять на столе грязную посуду. Ребенок, нарушивший правила получал от хозяина дома ложкой по лбу. Запивалась еда молоком, простоквашей, квасом или чаем. Была традиция наливать напиток до края сосуда. А кисель ели из тарелки ложками. Чаепитие имело свои особенности. Чай пили горячим. Полным неуважением к гостю считалось подать ему холодный чай. Очень часто пили чай, добавляя к нему молоко. Северные коми подавали к чаю соленую рыбу. Коми не пили крепких напитков. Но на праздничном столе обязательно было домашнее пиво. Необходимо было выпить не менее двух стаканов. Безалкогольное пиво считалось полезным и для детей.

Праздничное застолье было без участия детей, которых кормили отдельно. В праздники все блюда на стол выкладывались одновременно. Хозяйки старались приготовить как можно больше выпечки и разных каш. Под конец праздничного застолья подавались блины. Считалось, что подают блины, пора и честь знать.

Ремесла

Обработка дерева: Коми парма, лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование  дерева как основного строительного  материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари. Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.

 

Ткачество.

 Станочное узорное  ткачество у коми было представлено  несколькими видами браной техники  двухуточного браного ткачества  на большом количестве дощечек,  одноуточного браного ткачества,  многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи.

Специальным полотенцем обтирали новорожденного, хлебом-солью на узорном  полотенце благословляли первые шаги человека всамостоятельной семейной жизни, полотенцем был освящен и последний путь  человека на земле. Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса. Они являлись обязательной принадлежностью мужской и женской одежды. Ткали пояса из домашней льняной и шерстяной пряжи или покупали гарусные и хлопчатобумажные нитки, отдавая предпочтение ярким, сочным цветам.

 

Одно из заметных мест среди других видов традиционного  искусства коми занимает узорное  вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и  обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.

 Семейный быт и традиции Коми.

В старину коми предпочитали жить большой семьей, которая состояла, как правило, из не менее четырех, поколений – родителей, женатых  сыновей, внуков с их женами, правнуков. Большая семья часто занимала две соседние избы, стоящие рядом  друг с другом на одном общем дворе. Все в такой семье находилось в общем семейном пользовании, а в личном – лишь одежда, обувь, украшения и мелкие женские безделушки.  Главой семьи был мужчина, хозяин. За глаза его называли «большак» или «старшой», а в глаза – батюшка. Хозяйку называли за глаза – «большуха », а в глаза – матушка. Она руководила всеми домашними работами. Каждая семья имела свой знак собственности, тамгу – пас. Пока дети жили с родителями одной семьей, знак собственности у всех был общий. Как только сыновья отделялись, они обзаводились собственным «пасом»: за основу брали отцовский знак и добавляли к нему две-три дополнительных черточки или узора. До массового распространения грамотности такой знак на документе заменял подпись.

У К. Жакова можно найти  много верных наблюдений о мировосприятии коми. Ученый, например, считал, что коми человек чувствует себя дома везде и всюду, что и 200 км ему не расстояние. На праздниках ходили на лыжах в гости за 100-200 км. Коми чувствует себя богатым: водой, тайгой, тундрой, пространством. Коми никогда не скажет «мой лес», «моя земля», а скажет « наш лес», «наша земля». Этнолог В.Налимов, говоря о честности народа, в частности писал, что в коми кони месяцами живут на свободе, без пастухов, и здесь не бывает пропаж. На дверях крестьянских домов  никогда не висели замки, двери не запирались. Профессор рассказывал: «Здесь дурные поступки не совершаются не из-за боязни прогневать Бога, а по верованиям зырян, дурные поступки мысли мешают сознанию радости жизни, счастья. Коми считали, что все проходит – и хорошее, и плохое, и радость, и горе, счастье и беда. Поэтому коми человек не считает нужным впадать в тоску и уныние по разным печальным поводам. Умрет ли у него сын, сгорит ли дом, падет ли скот – он потоскует немного, но никогда не впадет в отчаяние, с большим рвением возьмется за какое-нибудь дело.

В народной культуре коми мистическая  загадочность встречи мужчины и  женщины, которым судьбой предназначено  стать парой, продлить род и приумножить  духовный опыт своего народа, выражалась, как правило, в обрядовых играх и развлечениях молодёжи. В прошлом в жизни деревни им отводилось особое место и время. Парни и девушки знакомились друг с другом на зимних посиделках и во время летних гуляний, которые устраивались в дни праздников. Для гуляний обычно выбирали самый красивый луг на берегу реки или озера поблизости от деревни. Смена пар в хороводе, игра в нападение разбойников и множество других шуточных забав по сути подготавливали молодых людей к серьёзному выбору своей «половины», внутреннему узнаванию суженой или суженого. В деревнях на берегу Сысолы в Ильин день по завершении сенокоса можно было увидеть парней и девушек, с увлечением играющих в «Кыйом-вийом» - «Охоту». Кроме открытых выражений симпатий в среде коми крестьян применялись тайные приёмы привораживания.

Качели («Гычан», «гытсан»). На Пасху сооружались огромные качели на открытом воздухе. По традиции пасхальные качели воздвигались неженатыми парнями накануне Светлого Воскресенья до рассвета, чтобы никто не видел. Место для качелей выбирали в центре села – около церкви, либо за селом – на лугу. Часто в одном селе устанавливали до десяти качелей. Ставили качели даже в тундре. На больших пасхальных качелях разрешалось качаться только неженатой молодежи старше 16 лет, причем только с полудня и до наступления сумерек.

Дети качались на веревочных качелях, которые вешались в домах  еще на Масленицу. На больших качелях  молодежь качалась по очереди. У летских  коми качающимся давали пару лаптей, которые  выбрасывались в толпу, кто ловил лапти тот и качался следующим. На одной доске размещалось до десяти человек одновременно: девушки рассаживались на доске, а два парня становились по краям доски. Девушки, сойдя с качелей, должны были поблагодарить парней поцелуем словами: «Христос Воскрес!». У вымских и печорских коми девушек не отпускали с качелей до тех пор, пока она не назовет окружающим имя своего возлюбленного. Если девушка не хотела называть своего будущего супруга, ее раскачивали сильнее.  У ижемских и интинских коми качались парами  - парень с девушкой, которые должны были поцеловаться поднявшись на качелях как можно выше над землей. У летских коми качели устанавливались возле стога сена, куда и прыгали с качелей.   У вычегодских коми качели ставили к началу ледохода, когда на берегу устраивались поминки по всем умершим в течение года. Вечером Светлого Воскресения качели разбирались. А разбиравшим качели приносили  в дар крашеные пасхальные яйца. 

yaneuch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о