Народные хороводные – Русские народные хороводные наборные (сборные) песни

Русские народные хороводные наборные (сборные) песни

Фольклор | Русские народные песни

 

“Акулина Ивановна…”

“Ах ты, девица, красавица моя!..”

“Барыня, барыня…”

“Башмачки мои козловенькие!..”

“Ваня в зеркало гляделся…”

“Васинька! Васильюшка!..”

“Вейся, ты вейся, капуста…”

“Взошел миленький в покой…”

“Воробеюшка гуляет во садочке…”

“Вы, Жаровския девушки…”

“Вы не думайте, девочки…”

“Дамки, дамки, дамочки…”

“Дунай речка широка…”

“Дунай речка широка…”

“Ехали Бояре из Новагорода…”

“Заинька по сеничкам…”

“Из-за речки, из-за речки…”

“Как за нашим за садом…”

“Как Кушальския девочки…”

“Как Кушальския ребята…”

“Как Масловских ребят…”

“Как на речке, на Валдайке…”

“Как на тоненький ледок…”

“Как пошла я молодешенька…”

“Как у Дуни много думы…”

“Киселевские ребята…”

“Киселевския ребята…”

“Мальчишка молодой…”

“Мил садился на коня…”

“Мимо рощицы дорожка пролегала…”

“Мимо саду, винограду…”

“Молода молодушка…”

“Молодые крестьяне…”

“На огороде-то гряда…”

“На речке, на островке…”

“На улице было…”

“Не пора ли нам, ребятушки, домой?..”

“Не стучи под окном…”

“Не шелкова травушка…”

“Не шелкова травушка…”

“Около города Казани…”

“Печка ты, печка!..”

“По дорожке по большой…”

“По лужкам травка…”

“Полюбил парень девочку…”

“Ребята под ряд…”

“Руби, руби, молодец…”

“Светит месяц…”

“Светит месяц перед горницею…”

“Солнышко, солнышко…”

“Ты вставай, вставай девица!..”

“У Майора на дворе…”

“Уж мы думали воробушки летят…”

“Уж ты, Катя, Катерина…”

“Уж ты ряб, рябоват…”

“Ужь вы, девушки-красотки…”

“Ужь ты, Ванюшка, пьян…”

“Ужь ты, яблок наливной…”

“Чтой-то у девушки…”

“Я не думала младенька…”

“Я по бережку ходила…”

“Я полю, полю капустку…”

“Я ходила, я гуляла…”

“Я хожу, хожу по пашеньке…”
 

Источники:

archive.org – Русские народные песни, собранные П. В. Шейном. Ч. 1. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, Москва. 1870

publicadomain.ru

Хороводные песни

  • Прикажи, сударь-хозяин

    Прикажи, сударь-хозяин, ко двору придти, Виноградье красно-зеленое. Прикажит-ко ты, хозяин, коляду просказать, Виноградье красно-зелёное. Ах! мы ходим, мы ходим по …

  • Умей обождать. К.Д. Ушинский

    Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и …

  • Чурило Пленкович у князя Владимира

    В стольном городе во Киеве У ласкова князя у Владимира Хороший заведен был почестный пир На многие на князи да …

  • Царь Соломан и Василий Окулович

    Во славном то было Царе‑граде У царя ли у Василья у Окулова Да заведен был да и почестный пир Да …

  • Бирюзовы золоты колечики

    Бирюзовы золоты колечики Раскатились ай да по лужку Ты ушла и твои плечики Закатилися в ночную мглу. Во зеленой травушке …

  • Знахарь

      Жил бедный да продувной мужичок, по прозванью Жучок; украл у бабы холстину и спрятал в омете соломы, а сам …

  • Плотник и клин

    Один плотник работал у барина. Его звали Иван. Вдруг приходит к нему барин и говорит: — Иван, ты совсем плохо …

  • Соловей Будимирович. Пересказ Н. И. Надеждина

      Из-за дальнего моря, из-за славного острова Кадольского, из богатого города Леденца выплывало, выбегало тридцать кораблей с белыми парусами да …

  • Жена-упрямица. Пересказ Е. Н. Опочинина

    Жили-были мужик с бабой. И была эта баба такая злая да сварливая, что муж просто не знал, как с ней …

  • Русские загадки о растениях

    Бьют меня палками, трут меня камнями, Жгут меня огнем, режут меня ножом. А за то меня так губят, что все …

  • Голубь, голубь, голубинька

    Голубь, голубь, голубинька, Голубь, голубь, голубинька, Я ли молоденька, Я ли молоденька. Как пойду я, молоденька, Как пойду я, молоденька, …

  • Жена-спорщица

      У одного мужика была жена сварлива и упряма; уж что, бывало, захочет, дак муж дай ей, и уж непременно …

  • Горшечник

    Едет дорогою горшечник; навстречу ему прохожий: – Найми, – говорит, – меня в работники! – Да умеешь ли ты горшки …

  • Жених — невеста. Русские пословицы и поговорки. В.И. Даль.

    Сведи бог вас и накорми нас! Человек по сердцу – половина венца. Невольная женитьба не веселье. Чуж чуженин, а стал …

  • Рукавичка

      Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла …

  • Хорошо, да худо

      Повстречались два мужика. – Здорово, брат! – Здорово! – Откуда ты? – Из Ростова. – Не слыхал ли что …

  • Сказание о гордом Аггее. В.М. Гаршин

    Жил в некоторой стране правитель; звали его Аггей. Был он славен и силен: дал ему господь полную власть над страною; …

  • Землемеры

    Был староста из Пошехонья на Москве, заехал и в село Коломенское. А царь о ту пору всю путину от Москвы …

  • Сны

    Жил-был бедный мужик, с женой и детьми; в одну ночь приснился ему такой сон: будто под печкою в ихней избе …

  • Соломенный жених. А.Н. Толстой

    Внизу овина, где зажигают теплины, в углу темного подглаза лежит, засунув морду в земляную нору, черный кот. Не кот это, …

  • rus.ruolden.ru

    Лекция-концерт “Русские народные хороводы и пляски”

    Цель урока: познакомить детей с
    русскими народными обрядами, хороводами и
    плясками, приобщить детей к родной русской
    культуре.

    Задачи:

    • Образовательные:
      • познакомить детей с народными обрядами во время
        празднования Ивана Купалы;
      • закрепить знания о народных танцевальных
        жанрах;
      • научить детей свободно двигаться в манере
        русских народных хороводов.
    • Воспитательные:
      • приобщить детей к родной русской культуре;
      • прививать интерес к народной музыке и любовь к
        русскому искусству;
      • воспитывать музыкальную культуру учащихся,
        потребность выражать свои мысли в движениях под
        музыку.
    • Развивающие:
      • развивать умение двигаться соответственно
        музыке, менять движения по фразам в русской
        пляске;
      • развивать музыкальный слух и чувство ритма в
        русских народных мелодиях;
      • развивать танцевальные и импровизационные
        навыки и умения. 

    План урока:

    1. Вход детей в класс под русскую народную
    мелодию.

    2. Рассказ о древних русских обрядах на празднике
    Ивана Купалы.

    3. Народные заклички.

    4. Народные загадки о символах праздника Ивана
    Купалы.

    5. Хороводная песня «Купаленька» (запись)

    6. Основная часть. Рассказ о видах плясок и
    хороводов, о их значении в жизни русского народа.

            а) Хороводная песня «Во
    поле берёза стояла»

            б) Игровой хоровод
    «Дедушка сысой»

            в) «На горе то калина»

            г) Круговые и не
    круговые хороводы. «Плетень»

            д) Плясовой элемент
    «Присядка»

            е) Русская народная
    пляска «Полянка»

            ж) Плясовой наигрыш «Ах
    вы сени» Исполнение детей на народных
    инструментах.

    7. Заключение урока. Подведение итогов.

    При подготовке к уроку были учтены возрастные и
    индивидуальные особенности детей, специфика
    хореографического отделения. Дети познакомились
    с видами хороводов и плясок, с некоторыми
    танцевальными элементами, сами исполняли
    некоторые заклички, хороводы, игры, пляски,
    играли на народных инструментах, слушали в
    записи исполнение народных хороводных песен и
    наигрышей. Все этапы урока были логически
    выстроены, взаимосвязаны и дополняли друг друга.

    Учащиеся второго класса хореографического
    отделения, с которыми проводился урок, с большим
    удовольствием принимали активное участие в
    разучивании и исполнении хороводов песен и игр,
    старались внимательно слушать и выполнять все
    задания.

    ХОД УРОКА

    Девочки в русских сарафанах с цветными
    лентами на головах, мальчики в подпоясанных
    рубахах-косоворотках, под русскую мелодию
    («Березка», звукозапись) заходят в класс,
    кланяются по-русски гостям и садятся на
     скамейки, расставленные полукругом.

    Ведущая: Сегодня у нас особый урок,
    урок-концерт. Пусть за окном трещит мороз, а мы
    поговорим о летнем, старинном обрядовом
    празднике – Иван Купала, который древние славяне
    праздновали 7 июля, в день летнего солнцестояния.
    В православном христианском календаре – это
    день рождения Иоанна  Предтечи. Июль – макушка
    лета, время созревания хлебов. В июле начинают
    косить и заготавливать сено для скота, поэтому
    одно из названий месяца – сенозарник. Об июле в
    народе говорили:

    • «Сбил сенозарник спесь, что некогда на полати
      лечь;»
    • «В июле на дворе пусто, да в поле густо;»
    • «Не топор кормит мужика, а июльская работа».
    • «Плясала б баба плясала, да макушка лета
      настала».

    В день летнего солнцеворота солнце делает
    поворот на зиму, стоят самый длинный день в году и
    самая короткая ночь. По древнему поверью, солнце
    сбивается с пути-дороги,  и ясноокая дева Заря
    является ему на подмогу. Она не только ведёт его
    по небесной дороге, но и умывает росой с
    напоенных летними благоуханиями лугов. Поэтому
    на утренней заре купались крестьяне в росе,
    обливались водой, считая, что вода в этот день
    имеет особую очистительную силу.

    Для труженика, земледельца день летнего
    солнцеворота был временем, когда природа
    раскрывала ему свои жизненные силы и
    естественные сокровища земли. После тяжелой
    работы в поле, вечером древние славяне славили
    светлое, тёплое время года. Дети и взрослые
    обращались к солнцу и дождю в коротких закличках,
    состоящих из двух-трёх звуков:

     «Солнышко, выгляни, красное, высвети

    к нам на нивку иди ладить косы и серпы»;

    «Дождик, дождик, посильней,

    разгони моих гусей

    мои гуси дома,

    не боятся грома»

    (Исполняются заклички  хором, всеми
    детьми) 

    Имитируя движение солнца по небосклону,
    древние славяне смолили колеса телег и скатывали
    их с берега реки в воду, как только последний
    луч  солнца исчезал за горизонтом. По традиции
    в ночь на Ивана Купалу разжигались огромные
    костры, вокруг которых устраивались игры, песни и
    хороводы. На Руси для возжжения купальского
    костра брался «живой огонь», который добывали
    почетные старики путем трения дерево об дерево.
    Пока продолжалась эта работа, все должны были
    стоять и молчать.

    Огонь был символическим воплощением
    могущественного солнца и почитание его  в
    обрядах, поклонение ему должны были усилить
    плодородие земли и созревание плодов. Как только
    вспыхивал огонь, вся толпа оживлялась и запевала
    радостные песни. Девицы в праздничных нарядах,
    опоясанные душистыми травами, с цветочными
    венками на головах и холостые парни схватывались
    попарно за руки и прыгали через костёр. Судя по
    удачному или неловкому прыжку, им предсказывали
    счастье или беду. Прыганье через костёр считали
    избавлением от болезней, а матери кидали в огонь
    рубашки с больных детей, чтобы сгорели и все
    болезни. Чтобы скотина не болела и коровы давали
    больше молока, принято было перегонять стада
    через Ивановские костры.

    (Раздаются детям карточки с загадками)

    – Посмотрите, ребята, у вас на карточках
    народные загадки о символах праздника Ивана
    Купалы, ну-ка найдите загадки об огне:

    Дети читают загадки:

    • «В камне спал, по железу встал, по дереву пошел,
      как сокол полетел»
    • «Красный кочеток по жердочке бежит»
    • «Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее
      всего, и все любят меня, и все губят меня».

    Напрыгавшись через костер, девушки пускали
    свои венки в воду, прикрепив к ним зажженные
    свечи, и по ним загадывали свою судьбу. Этот обряд
    обязательно сопровождался пением и хороводами.
    Вот послушайте одну из таких старинных песен.

    Звучит песня  «Купаленька» в записи.

    Молодые парни, подростки и дети в это время
    устраивали шумные, веселые игры, потасовки, бег
    на перегонки и обязательно играли в горелки.

    Ивана Купалу называли «чистоплотным» от того,
    что на заре этого дня было принято умываться
    собранной росой, а также париться в бане,
    купаться в реках, озерах и прудах. Повсеместно
    был распространен обычай обливания друг друга
    водой.

    – Ребята, найдите на ваших карточках загадки о
    воде.

    Дети читаю загадки:

    • «Два братца в воду глядятся – век не
      сойдутся»

    • «Один говорит: побежим, побежим,

      Другой говорит: постоим, постоим,

      Третий говорит: пошатаемся, пошатаемся»;

    • «Шел долговяз, в сыру землю увяз»;

    • «На землю падает, от земли не отлетает»,

    • «Заря-зорянка, ключи потеряла, месяц
      пошел – не нашел, солнце взошло – ключи нашло».

    Россияне не только сами купались, но и купали
    больных лошадей. Роса, выпадающая в купальскую
    ночь, обладает живительными и целебными
    свойствами, и от неё становятся целебными и
    полевые цветы и травы.

    Молодежь с восходом солнца  шла в поле
    собирать эти травы: купаленьку, медвежье ушко,
    богатеньку, разрыв-траву. Их клали в изголовье и
    загадывали на свою судьбу, так как в ночь на
    Купалу предполагали, что сны бывают вещими. 
    Обязательно рвали и полынь, считая, что её боятся
    ведьмы и русалки. Полынь носили при себе,
    вплетали в венки, втыкали в стены домов, ставили у
    дверей как «обереги» от ведьмы и всякой нечистой
    силы.

    Не мало легенд и приданий о цветущем папоротнике,
    под которым согласно поверьям должен находится
    клад. Огонь и вода соединились в цветке
    Иван-да-марья, о котором сказывают, будто сестра и
    брат близнецы полюбили друг друга и навсегда
    остались вместе. Травы и цветы,  собранные на
    Иван Купалу называют «святоянским зельем»,
    сохраняют в семьях как святыню, окуривают ими
    больных, во время грозы бросают в затопленную
    печь, чтобы предохранить дом от молнии.

    В Муромском уезде делали из соломы куклу –
    Кострому  (Купаленьку или Ярило), наряжали в
    женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями
    несли на берег реки, где собравшаяся толпа
    разделялась на две группы: одна защищала куклу,
    другая – нападала, стараясь овладеть ею. Борьба
    оканчивалась торжеством нападающих, которые
    схватывали куклу, срывали с неё платье, солому
    топтали ногами и бросали в воду, между тем как
    побежденные защитники предавались неутешному
    горю, закрывая лица руками, как бы оплакивая
    смерть Костромы.

    Иванова ночь наполнена чудесами и
    таинственностью: родники и реки мгновенно
    превращаются в чистое серебро и золото,
    папоротник расцветает огненным цветом,
    подземные сокровища выходят наружу и загораются
    пламенем, деревья движутся и ведут между собой
    шумную беседу, ведьмы и нечистые духи собираются
    на «Лысой горе» и придаются там неистовому
    гульбищу.

    Вот такие обрядовые действия сопровождали
    праздник Ивана Купалы, и как я уже  говорила,
    обязательным моментом праздника были хороводы.

    На каждый народный праздник исполнялись
    специальные хороводы. На Иванов день исполнялись
    ивановские хороводы, ещё летом были Троицкие,
    петровские и Пятницкие хороводы. А осенние
    праздники, начинаясь с Ильина дня,
    сопровождались семенинскими,  капустинскими и
    заканчивались Покровскими хороводами.

    Что же такое хоровод? Существует много споров о
    происхождении этого слова. Карпато-русы и
    хорваты считали, что слово «хоровод» произошло
    от слова «коло» – круг. Литово-русы  танцевали
    «корогод», а в Тульской, Рязанской, Московской
    губерниях о хороводниках говорили – они пошли
    «тонки» водить (тонки, толоки – игра, в которой
    ходят столпившись гурьбой). А ещё говорили
    «хороводить», «песню водить».

    Хоровод – самая древняя форма танцевального
    русского фольклора. Он появился
    предположительно в 9 веке нашей эры и сочетает в
    себе 3 жанра – песню, игровое или обрядовое
    действие и танец. В зависимости от того, какой
    жанр преобладает, и выделяют 3 вида хоровода.

    1) Хороводные песни связаны с плавным движением
    хоровода.  Название хоровода определяют
    первые слова текста. Мелодия переливается
    множеством распевов и имеет сложный ритмический
    рисунок, например «Ай во поле липенька»
    (исполнение педагога). Эту песню композитор
    Римский-Корсаков включил в оперу «Снегурочка»,
    не изменяя её напева.

    Игровой хоровод включает в себя игровые моменты,
    а содержание передается через диалог солиста и
    хора или двух групп. Здесь очень важна мимика,
    жесты и артистизм солиста, который передаёт
    различные образы и характеры героев. Чаще всего
    персонажи таких хороводов – это животные и птицы
    и участники подражают их повадкам. Иногда в
    содержании передается быт и жизнь народа. Часто
    используются предметы: платок, венок, лента,
    палка, которые также служат символами.
     Например, венок символизирует брачный союз,
    платок – подушку или перину. Рисунок построения
    таких хороводов простой – это круг, линия или
    пары. В центре круга и происходит действие.
    Таковы песни «Сеяли девушки яровой хмель»,
    «Посеяли девки лён», «Лён зеленой», Сею, вею», «А
    мы просо сеяли».

    Сейчас ребята покажут один из таких хороводов, он
    называется «Дедушка Сысой»:

    Выбирается дедушка Сысой. Остальные участники
    игры сговариваются, что будут ему показывать
    (например: рубить дрова, собирать грибы, ловить
    рыбу и т.д.), затем все подходят к дедушке Сысою и
    поют:

    2) Если в тексте песен, сопровождающих хоровод,
    нет конкретного действия, ярко выраженного
    сюжета, действующих лиц, то это «орнаментальный
    хоровод». Участники ходят кругами, рядами,
    заплетают из хороводной цепи различные фигуры,
    согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь
    сопровождением. Содержание таких хороводов чаще
    всего связано с русской природой, поэтическими
    обобщениями, коллективным трудом и бытом,
    мелодия отличается четким ритмом,   а
    рисунок хоровода очень изобразителен.

    Дети исполняют хоровод «На горе-то калина»

     – А теперь дети покажут несколько элементов
    орнаментального хоровода:

    1. «Капустка». Все  встают в шеренгу и берутся
    за руки. Первый, «кочерыжка», вращается вокруг
    своей оси, как бы наматывая на себя хоровод
    лицами внутрь. После того, как «Кочан» станет
    «крепким», последний берёт обязанности
    «кочерыжки» на себя. Он наматывает хоровод
    спинами вовнутрь. Образуется новый «кочан».
    Первый и последний чередуются в исполнении роли
    «кочерыжки».

    2. «Плетень»

    3. «Звездочка»

    4. Карусель»

    5. «Корзинка». Для исполнения этого хоровода
    необходимо чётное количество участников. Они
    делятся поровну и образуют два круга: внутренний
    и внешний. Участники внутреннего круга стоят
    спиной к внешнему немного сместившись, как бы в
    шахматном порядке. Стоящие во внутреннем круге
    поднимают руки, не размыкая, и опускают через
    голову стоящих во внешнем круге, им на поясницу.
    Образуется общий круг «корзинка». Все
    отклоняются назад, прогнувшись в пояснице. В этом
    положении можно двигаться по кругу. Затем
    внутренний круг, перенося руки через головы
    внешнего, встаёт в исходное положение. Далее
    участники внешнего круга переносят руки через
    головы  участников внутреннего и кладут им на
    живот. Образуется единый круг участников с
    переплетенными руками – «корзинка». Все
    наклоняются вперёд, прогнувшись в пояснице, и
    вращаются по кругу. Затем оба круга занимают
    исходное положение. Движения повторяются.

     

    Для исполнения этих элементов используют
    простой шаг, переменный с притопом (каблук),
    припадание, дробный шаг, «гармошку».

    Орнаментальные хороводы в различных областях
    России называют «фигурные», «узорные»,
    «кружевные». Хороводы служили школой хороших
    манер: во-первых, хороводы водили в основном
    молодые девушки и парни. Вырабатывалась истинно
    русская поступь – плавность шага, осанка,
    красивые жесты, умение держать себя на людях,
    уважение друг к другу, чувство собственного
    достоинства. Плавные неторопливые движения
    девушек, их стройные, точно белоствольные
    берёзки, фигуры в длинных сарафанах, исполнены
    целомудренной чистоты.

    Орнаментальные хороводы различают круговые и
    некруговые. Круг – символ солнца, бога Ярило.
    Обычно круговые хороводы исполнялись на
    весенних и летних праздниках, например самый
    древний известный хоровод «Во поле берёза
    стояла». Запись этого хоровода звучала в начале
    урока, а теперь послушайте, как он звучит у П.И.
    Чайковского в финале Четвёртой симфонии. Там
    этот напев разнообразно варьируется.

    Некруговой хоровод – «стенка на стенку» –
    «Плетень», в котором  эпизод приглашения
    сменяется свободной русской пляской, а затем
    игровой момент – кто быстрее соберёт свою
    «плетень».

    Традиционная русская пляска вышла из хоровода,
    разомкнув руки исполнителей и предоставив
    свободу выражения каждому танцору. Исполнялись
    пляски в основном под инструментальное
    сопровождение, но  сохранили  связь с
    хороводом.

    В русских плясках преобладает массовость, а
    также дух соперничества. Это своеобразная
    хореографическая импровизация (кто кого
    перетанцует), в основе которой лежат
    традиционные танцевальные движения. Первые
    пляски сопровождались пением, начинались
    медленно, но постепенно темп ускорялся и
    начиналась всеобщая пляска – весёлая, удалая,
    зажигательная, включая всё больше и больше
    танцоров, и вот уже танцуют и стар и млад по всей
    улице. Обычно все становились в круг, а внутри
    вставал запевала. Он запевал песню, а припев или
    последние слова повторяли все. Мелодия плясок
    отличается от хороводных своими вариациями или
    варьированием основного мелодического рисунка.
    Мелодия плясок в основном в быстром темпе, с ярко
    выраженными акцентами и активной ритмикой.
    Исполнители и зрители плясок подчеркивали её
    ритмические акценты с помощью подголосков,
    ритмических хлопков и различных музыкальных
    инструментов: гармошка, балалайка, жалейка,
    свирель, гусли. Например, всем известные плясовые
    мелодии – «Во саду ли в огороде»,  «из под
    дуба»,  «Камаринская»,  «Барыня»,  Утушка
    моя луговая». Сейчас мы послушаем одну из
    плясовых наигрышей (звучит звукозапись любого
    инструментального наигрыша народной мелодии,
    дети должны отгадать – какой инструмент звучит и
    знакома ли им мелодия).

    – А теперь мы посмотрим фрагмент мужской
    пляски «Барыня». (Видеофильм)

    – Сейчас дети исполнят на детских музыкальных
    инструментах плясовой наигрыш «Ах вы сен

    urok.1sept.ru

    Русские народные хороводные игры

    » Любояра *

    Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.

    Предлагаем вам познакомится с несколькими русскими народными хороводными играми:
    Русская народная хороводная игра «Каравай» 

    Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

    Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

    Испекли мы Каравай.

    Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

    Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

    Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

    Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

    Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

    Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

    Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

    Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

    Русская народная хороводная игра «Пузырь»

    Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

    Надувайся, пузырь,

    Надувайся велик!

    Раздувайся, держись,

    Да не рвись!

    Русская народная хороводная игра «Дубок»

    Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.

    У нас рос дубок

    Вот таков,

    Вот таков!

    (Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)

    Корень да его —

    Вот так глубок,

    Вот этак глубок!

    (Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

    Ветки да его —

    Вот так высоки,

    Вот этак высоки!

    (руки поднимают вверх и покачивают ими)

    Листья да его —

    Вот так широки,

    Вот этак широки!

    (хоровод расходится, расширяется)

    Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.

    В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

    Русская народная хороводная игра «Березка»

    Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день. Троица – это древний языческий (дохристианский) праздник – Зелёное или Русалочье воскресение… .

    Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:

    Ты, березка, белена, белена,

    А макушка зелена, зелена.

    Летом-то мохнатенька,

    Зимой сучковатенька.

    Где ты стоишь, там и шумишь!

    Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

    Березка зеленеька,

    По весне веселенька,

    В чистом полюшке стоит

    Да листочками шумит.

    Ветки завивает,

    С ветрами играет.

    Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

    А осенью слякотной,

    Осенью холодною,

    Березка нарядная,

    Краса ненаглядная,

    Дождем умывается,

    С красотой прощается.

    Корни усыхают,

    Листья опадают.

    Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

    Русская народная хороводная игра «Вьюн»

    Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике. Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:

    Со вьюном я хожу,

    (все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)

    С золотым я хожу,

    (хоровод расходится от центра, руки опускаются)

    Я не зная, куда вьюн положу,

    Я не зная куда вьюн положу.

    (участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону)

    Положу я вьюн, положу я вьюн

    Положу я вьюн на правое плечо,

    Положу я вьюн на правое плечо.

    (Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)

    А со правого, а со правого,

    А со правого налево положу,

    А со правого налево положу.

    (Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа)

    subscribe.ru

    Русские народные хороводные игры | КАРАКУЛИ

    Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный»  речитатив)  придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.

    Предлагаем вам познакомится с несколькими русскими народными хороводными играми:

    Русская народная хороводная игра «Каравай» 

    Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

    Как на …  именины (называют имя ребенка-именинника)

    Испекли мы Каравай.

    Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

    Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

    Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

    Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

    Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

    Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

    Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

    Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

    Русская народная хороводная игра «Пузырь»

    Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается»  до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь  «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

    Надувайся, пузырь,

    Надувайся велик!

    Раздувайся, держись,

    Да не рвись!

    Русская народная хороводная игра «Дубок»

    Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.

    У нас рос дубок

    Вот таков,

    Вот таков!

    (Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)

    Корень да его —

     Вот так глубок,

    Вот этак глубок!

    (Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

    Ветки да его —

     Вот так высоки,

    Вот этак высоки!

    (руки поднимают вверх и покачивают ими)

    Листья да его —

    Вот так широки,

    Вот этак широки!

    (хоровод расходится, расширяется)

    Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.

    В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он  показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим  имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

    Русская народная хороводная игра «Березка»

    Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы  на Троицын  день.

    Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода.  Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок.  Дети двигаются по кругу со словами:

    Ты, березка, белена, белена,

    А макушка зелена, зелена.

    Летом-то мохнатенька,

    Зимой сучковатенька.

    Где ты стоишь, там и шумишь!

    Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

    Березка зеленеька,

    По весне веселенька,

    В чистом полюшке стоит

    Да листочками шумит.

    Ветки завивает,

    С ветрами играет.

    Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

    А осенью слякотной,

    Осенью холодною,

    Березка нарядная,

    Краса ненаглядная,

    Дождем умывается,

     С красотой прощается.

    Корни усыхают,

    Листья опадают.

    Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

    Русская народная хороводная игра «Вьюн»

    Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике.  Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:

    Со вьюном я хожу,

    (все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)

    С золотым я хожу,

    (хоровод  расходится от центра, руки опускаются)

    Я не зная, куда вьюн положу,

    Я не зная куда вьюн положу.

    (участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону)

    Положу я вьюн, положу я вьюн

    Положу я вьюн на правое плечо,

    Положу я вьюн на правое плечо.

    (Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)

    А со правого, а со правого,

    А со правого налево положу,

    А со правого налево положу.

    (Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа)

     

    Вы также можете посмотреть русские народные хороводные игры с элементами салок,

    А также современные подвижные хороводные игры.

    www.karakyli.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о