Народы прибайкалья – Народы Прибайкалья – презентация, доклад, проект скачать

Население, история формирования, байкальская природная территория

Еще задолго до прихода в Прибайкалье русских в XVIII в. эта территория уже была заселена.

Коренное население – буряты. Отдельные протобурятские племена сложились здесь в неолите и в бронзовом веке (2500–1300 лет до н.э.). Начиная с III века до н.э. население Прибайкалья последовательно входило в состав центрально-азиатских государств – хунну, сяньби, жужаней и других тюркских народов. В VIII-IX вв. регион Байкала был частью Уйгурского ханства, а основными племенами, жившими здесь, были курыканы и байырку-байегу.

Новый этап начинается со времени образования империи киданей в X в. С этого периода происходит распространение монгольских племен в Прибайкалье и его монголизация. В XI–XIII вв. регион оказался уже в зоне политического влияния собственно монгольских племен. На острове Ольхон и на берегу Байкала преобладали буряты, занимая места, наиболее удобные с точки зрения экстенсивного пастбищного скотоводства, в то время как русские крестьяне стремились селиться преимущественно на приречных участках, пригодных под распашку.

Проникновение русских и присоединение Прибайкалья к России произошло в середине XVIII в. В первые десятилетия XVIII в. рост населения был стремительным за счет преобладания механического притока населения. Вскоре, однако, массивы удобных для заселения и притом свободных земель были исчерпаны. Основной поток переселенцев направился осваивать новые места, и на байкальской территории решающую роль в приросте населения стал играть естественный прирост. Если в начале XVIII в. русские составляли около четверти всего населения, к концу века уже около половины, то к 1863 – 63%. Таким образом, к середине XIX в. на Байкальской природной территории сформировалось многочисленное двунациональное население, причем русские и буряты сближались на основе сходных черт хозяйства. Обе группы населения сохраняли свои самобытные национальные черты и язык.

Дальнейшее формирование поселений было связано с разработкой месторождений минерального сырья, добычей и переработкой лесных и рыбных ресурсов, обслуживанием транспортных артерий. Как один из центров строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в 1980 г. был основан г. Северобайкальск. Транспортными поселениями являются г. Бабушкин, поселок городского типа Танхой, лесопромышленным центром – с. Выдрино. Возникновение поселков городского типа Усть-Баргузин,

Нижнеангарска связано с развитием рыбной промышленности, а также водного транспорта на озере Байкал и реке Баргузин.

В настоящее время на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), по данным за 2006 год, проживают 138,519 тысячи человек в 151 населенном пункте. Если рассматривать население в границах субъектов федерации, то соответственно в Иркутской области проживают 58,478 тысячи человек в 76 населенных пунктах, в Республике Бурятия 80,041 тысячи человек в 75 населенных пунктах. Большинство из них составляют русские, много украинцев, бурят и татар. В

Республике Бурятия Баргузинский и Северобайкальский районы являются территорией компактного проживания эвенков.

На территории ЦЭЗ БПТ расположены четыре города (Северобайкальск, Байкальск, Слюдянка, Бабушкин), 10 поселков городского типа и 137 сельских населенных пунктов.

Отличительной чертой территории является рассредоточенность сельского населения по малым селам. Расселение жителей на западном и южном побережье озера, которое характеризует систему расселения Иркутской области ЦЭЗ БПТ, отмечается концентрацией населения в прибрежной полосе в городах и рассредоточенностью по мелким поселениям. Почти половина населения ЦЭЗ БПТ Иркутской области сосредоточена в городах Байкальске и Слюдянке. Расселение на северном и восточном побережье Байкала, которое характеризует систему расселения в Республике Бурятия БПТ, отличается преобладанием населения сельских поселений, только 28% людей проживают в городах Бабушкине и Северобайкальске. Характерная особенность расселения сельского населения Центральной экологической зоны БПТ – преобладание малонаселенных поселений. Так, в Иркутской области более половины сел имеют людность до 100 человек, в Бурятии – 18%.

Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; [отв. ред. чл.-корр. А. К. Тулохонов] – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.

Когда появились люди на Байкале?

Археологические исследования, выполненные экспедицией Института археологии АН СССР, а также археологами Иркутского госуниверситета в период строительства Иркутской ГЭС, позволили найти и изучить стоянки людей на берегу Байкала, в заливе Мухор, отнесенные к верхнему палеолиту — раннему неолиту, или мезолиту. Более поздние исследования неолитических культур, проведенные Институтом истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР под руководством и при непосредственном участии академика А. П. Окладникова, дали представление о многочисленных поселениях людей и о связи культур прибайкальских народов с народами Аляски и Алеутских островов. В конце I тысячелетия до н. э. в южной Сибири находилось племенное объединение гуннов, из которых в первой половине тысячелетия н. э. выделились тюркоязычные народы, а в 7— 8 вв. — монголоязычные. Тюркоязычные народы расселились на обширном пространстве Сибири, Алтая, Средней Азии, Кавказа, Турции.

Кто были эти люди?

Ученые предполагают, что на территории Прибайкалья, но крайней мере в неолите, жили курыкане — предки народов, населяющих в настоящее время Якутию, Алтай, Памир. Племена этих древних народов вели полуоседлый и кочевой образ жизни. Их основных занятием были охота, рыбная ловля, возможно, скотоводство. Орудия труда — рыболовные крючки, остроги и др. рыболовные снасти — производили из камня и костей животных, изготовляли одежду и глиняную посуду, сооружали примитивные жилища (мальтийская стоянка, ольхонская стоянка). В неблагоприятное время года жили, вероятно, в пещерах (пещера на Большом Ушканьем острове, на мысе Лударь). Возможно, что умели приручать и одомашнивать диких животных.

Какие пещеры обитаемы древними людьми?

Найдены остатки орудий труда, охоты и быта в пещерах в бухте Обутеиха, Скрипер, вблизи пос. Коты, на мысе Кадильном, на мысе бухты Ая и р. Анги (несколько пещер), Шаманском на Ольхоне, на Большом Ушканьем острове, в бухте Пещерка (по пещере названа и бухта), на мысе Лударь — Лударьская пещера, на мысе Богучанском и в других местах. Меньше всего сведений о пещерах на восточном берегу Байкала. Они еще ждут своих исследователей.

Сколько людей проживает на побережье Байкала?

В настоящее время более 65 тыс., из них около 10 тыс. — строители БАМа и других строек. Население побережья растет очень быстро. Ежегодно приезжает на Байкал отдохнуть и познакомиться с природой в 2—3 раза больше людей, чем постоянных жителей.

Источник: Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. – с. 167

Термины

  1. Население, динамика численности и воспроизводство, байкальская природная территория
  2. Население, национальный состав, байкальская природная территория
  3. Население, образовательный состав, байкальская природная территория
  4. Население, половозрастная структура, байкальская природная территория
  5. Население, рынок труда и занятость населения, байкальская природная территория

Другие ресурсы

  1. Демографическая «карта» и демографические перспективы
  2. Население Иркутской области // Бояркин В.М., Бояркин И.В
  3. Население и хозяйственная жизнь Иркутска в конце XVII
  4. Плотность населения по административным районам
  5. Размещение населения и типы поселений
  6. Плотность сельского населения и людность городских поселений

Литература

  1. Большая Российская Энциклопедия, том 11, статья «Иркутская область»
  2. Винокуров М. А. Суходолов А. П. Экономика Иркутской области. — Т. 1. Глава 1. «Географические характеристики»
  3. Атлас: Иркутская область. Экологические условия развития. — Москва-Иркутск, 2004.
  4. Бояркин В. М., Бояркин И. В. География Иркутской области. — «Сарма», 2011.

Ссылки

  1. Сайт «География»
  2. Топографические карты
  3. Институт географии РАН
  4. Институт географии имени В. Б. Сочавы СО РАН
  5. Иркутское областное отделение Русского географического общества

my-buryatia.ru

По-Сибири — Народы Забайкалья

Коренные народы Забайкалья

 

До освоения русскими забайкальских земель здесь большую часть населения составляли коренные народы, буряты и эвенки (тунгусы). Сегодня доля этих коренных самобытных народов в национальном составе жителей Забайкальского края составляет соответственно: буряты – 6,8%, эвенки – 0,1%.

 

Буряты

 

Сегодня в Забайкальском крае проживает 73 941 бурятов, что составляет в общем количестве жителей 6,8%. Буряты – это типичный монголоидный народ, говорящий на своем бурятском языке. Монголоязычные племена в Забайкалье еще до середины XVII столетия не отделяли себя от монгольского этноса.

Объединение племен эхиритов, булагатов, хори, хонгодоров, ойротов, хахла- монголов в бурятский этнос началась только в составе Русского государства. Граница империи отделила эти племена от остального монгольского мира, и они в Забайкалье развивались обособленно. Постепенно распространилось общее название весьма разнородного народа «буряты», и формировалось этническое самосознание.

На появление слова «бурят» ученые рассматривают разные версии, но наиболее вероятной является трактовка от древнетюркского «бури», что означает «волк», соответственно «бури-ата» можно перевести как «отец-волк», ведь некоторые древнейшие рода среди этого народа считали волка своим прародителем.

Буряты возводят свой древнейший исторический путь к легендарному народу хуннам, но специалисты склонны считать, что предками основных родов бурятов являлись именно древние динлины. Впервые исторические записи о динлинах появляются в письменных источниках, относящихся к IV – III вв. до н. э, там говорится о покорении динлинов могущественным ханом хуннов Модэ. Но вскоре с ослаблением власти в хуннском государстве динлины отвоевали назад свои территории. Такие споры хуннов и динлинов за территории продолжались веками с переменным успехом.

Также веками древние буряты под разными именами динлинов, гаогюй, огуров и позже «теле» отстаивали свои исконные территории в борьбе с жужанями и другими тюркскими племенами. С падением в 555 году н. э. Жужаньского каганата позволило некоторым из племен «теле» в составе Тюркского каганата поселиться на землях близ Байкала и монгольской реки Керулен.

Сменялись государства центрально-азиатские каганаты и могущественные правители-каганы, но большинство древних предков бурят «теле», «хойху», «тогуз-огузы», «басмалы» «карлуки» не уходили уже далеко от родных земель, вступали в союзы для противостояния завоевателям.

После присоединения к Российскому государству забайкальские буряты долго вели себя неспокойно, нападали на ясачные казачьи отряды и царские посольские миссии. Бесчинствовали и казаки в отношении непокорных племен. И лишь после обращения забайкальских бурят в 1702 году лично к Петру I, земли на восточном берегу Байкала были юридически закреплены за коренными племенами.

Позже, начиная с 1766 года, буряты стали участвовать в защите государственных границ империи, из коренных жителей сформировали 4 полноценных полковых соединения для ведения караула на Селенгинской границе. Эти полки реформировали только в 1851 году с организацией единого Забайкальского казачьего войска.

Тогда же началась консолидация отдельных родов бурятов, близких по языковым признакам и культуре. И только в XIX столетии начинает складываться при вовлечении бурятских родов в экономическую деятельность единый бурятский этнос. Издавна основными верованиями бурят является традиционный шаманизм, называемый также тенгианством, буддизм гелугпа или так называемая «желтая вера», в нем в единое учение ассимилировались основные культы добуддийского времени.

С признанием официально в 1741 году буддизма одной из религий здесь был построен Тамчинский дацан. Началось развитие национальной науки, литературы и самобытного искусства, распространение письменности. Формировалась национальная психология, нормы нравственность и образа жизни большинства бурят. В отстроенных до революции 48 дацанах заработали школы философии, переводились, издавались и печатались разные книги, развивалось богословие.

После Октябрьской революции организовано этническое государство Бурят-Монголия. Впоследствии в 1921 году его преобразовали в одноименную автономную область. Область была в составе Дальневосточной республики. В 30-е годы местная община буддистов практически перестала работать. И только в 1946 году снова открыли главные Агинский и Иволгинский дацаны.

Среди единого этноса забайкальских бурят различают обособленные этно-хозяйственные группы баргузинских, селенгинских, агинских, хоринских и закаменских бурят. До середины 30-х годов буряты пользовались старо-монгольским письмом, затем до 1939 года письменностью на основе латиницы, позже письменностью на основе кириллицы.

Высшим божеством в местном шаманизме является Хухэ Мунхэ Тенгри, олицетворяющий мужское начало, населенного богами Вечного Синего Неба. Земля в понимании бурят олицетворяет женское божественное начало. Боги-небожители когда-то в правление Асаранга-тенгри были едиными. В результате борьбы за власть на Небе Ата Улана и Хурмаста, боги поделились на 55 добрых, и соответственно 40 злых.

Эвенки

 

Самоназвание народа «эвенкил», признанное самостоятельным этнонимом только в 1931 году, относится ко второму из местных народов Забайкалья. Старинным именованием данного народа было «тунгусы», обособленные этнические группы тунгусов описаны исследователями сибирских земель, как солоны, манегры, бирары или орочены.

Сегодня в Забайкалье проживает 1492 эвенкийских жителей, что составляет 0,1% от населения края. Говорят они на своем эвенкийском языке, он относится к тунгусо-манчжурским языкам среди алтайской семьи. Язык сильно разделен на крупные диалекты и местные говоры.

У эвенков здесь мало чисто этнических поселений, они проживают обычно в одних селах с бурятами, якутами и преобладающими среди населения русскими. Их древнейшими предками ученые считают проживавший в Забайкалье в V-VII вв. н. э. народ увань. По-видимому, увани тоже не были старожилами забайкальских степей, а пришли сюда с юга.

В XVII веке 36135 тунгусов добровольно вошли в Русское государство. В 1761 году для охраны границы государства сформирован из пятисот тунгусов казачий полк, им командовал старшина. Многие эвенки из него вошли впоследствии в Забайкальское казачье войско.

У эвенков издавна практиковался шаманский обряд воздушного погребения, он часто встречается у народов, живущих близко к природе. Еще А. Н. Радищев как-то писал об эвенках-тунгусах, что это дикий народ, но их вид стройнее и опрятнее других лесных народов. Он писал о тунгусах, что у них есть обычай подчевать гостей лучшим, что есть и умертвляют того, кто плохо ответит на приветствия угощающего.

Для тунгусов характерно традиционное природо-ресурсное ведение хозяйства, товарная охота на пушного зверя и кочевое, вьючно-верховое разведение оленей. Так называемый «верховой олень» является отличительной особенностью эвенков. Группа так называемых «конных» тунгусов издавна разводила лошадей, верблюдов и овец. Рыболовство здесь имело также промысловое и товарное значение. Дома эвенки обрабатывали шкуры, ковали железо, женщины изготовляли бытовые изделия из бересты.

Забайкальские эвенки часто от кочевого скотоводства переходили целыми родами к нормам оседлой жизни и хлебопашеству, разводили крупнорогатый скот. Сегодня тунгусы сохранили многовековые традиции, разведение оленей и промысловую охоту. В 30-е годы государством создаются коллективные оленеводческие хозяйства, возводились этнические поселки, развивалось землепашество, выращивание овощей и картофеля, ячменя и овса.

Традиционными видами пищи среди эвенков за многие столетия стали мясо диких и домашних животных, рыба, молоко оленей, грибы и лесные ягоды, дикие виды лука, трав и чеснока. От русских эвенки взяли технологию печеного хлеба, кислого теста и пресных лепешек. Любимым напитком был чай на степных и таежных травах, часто с молоком и солью.

Летом эвенки объединялись для коллективного выпаса оленей и летние стойбища в это время насчитывали до 10 и более чумов. Тогда же проводилось большинство национальных и родовых праздников. Наблюдалось распределение результата труда среди членов общины, гостеприимство и взаимовыручка. Имущество в родах наследуется по линии мужчины.

Престарелые родители по обычаю проживали с младшими сыновьями, при женитьбе за невесту надо дать выкуп или отработать необходимое время в интересах ее семьи. В зажиточных семьях нередко встречалось по нескольку жен. Поклонялись эвенки родовым и природным духам, тотемным животным, придерживались традиционного шаманизма. Испокон веков среди тунгусов прижились элементы так называемого праздника Медведя, определенные ритуалы и табу, связанные с разделыванием и приготовлением убитого на охоте медведя, употреблением его мяса, последующим захоронением костей животного.

Христианское миссионерство и буддизм, начиная с XVII столетия, сильно повлияли на мировоззрение и культы тунгусов. В богатом фольклоре эвенков преобладали непродолжительные песни-импровизации, сказки о птицах и животных, мифы, исторические эпосы и предания. Каждая из групп тунгусов имела своих мифологических и эпических героев.

Эвенки любят хоровод, исполняющийся часто под импровизированные песни, спортивные состязания. Развивалось искусство резьбы по кости и дереву, у женщин художественная вышивка шелком и бисером, теснение по бересте, аппликация вещей быта тканями и мехами.

Loading...

posibiri.ru

Кто живет на Байкале? - народности и национальности Байкала

На Байкале живут, в основном, русские и буряты.

Кто живет на байкале - такой вопрос задают себе люди, которые планируют поездку на озеро. Основные национальности Байкала - Буряты. Они являются одними из коренных народов Сибири. И на мой взгляд, это одна из самых гостеприимных и человеколюбивых народностей.

В общем и целом же, плотность населения не велика. На берегах Байкала проживает всего около 120 тысяч человек.

Деятельность

В основном у побережья занимаются рыбалкой и скотоводством. В крупных городах, безусловно, развита промышленность.

Буряты с древних времен были шаманистами. Большинство сохранило веру предков. Но многие из них приняли православие.

Места расселения

Наиболее заселено южное побережье Байкала. Здесь находятся самые крупные населенные пункты на озере:

  • Иркутск (в 70 километрах от Байкала)
  • Улан-Удэ (около 140 километров)
  • Слюдянка (на берегу Байкала)

Север Байкала почти не обжит. Единственное крупное поселение, в котором живут народности Байкала - это небольшой город Северобайкальск.

Единственный на озере населенный остров — остров Ольхон. Он находится в самом сердце Байкала.

Здесь проживает около 1500 человек, буряты и русские. Есть несколько поселков. Самый крупный из них - Хужир — центр с развитой инфраструктурой и туризмом. Живут здесь люди, в основном, не богатые и не зажиточные. Рыбачат, держат лавки и кафешки, водят туристов на экскурсии.

Здесь есть также одно предприятие - Маломорский рыбозавод, крупнейший на Байкале.

Верования

  • православное христианство
  • буддизм
  • языческие верования коренных народов

Русские на Байкале

Русские пришли на Байкал в 17 веке. По преданию, в 1643 году казак Курбат подошел к Малому Морю. Узнали русские о Байкале, вероятнее всего, от якутов.

Тогда и начали русские на Байкале осваивать неведомые, диковинные сибирские земли. Без сомнения, путь этот был долгий и непростой.

Сибиряки — это сплав культур и традиций.

Это смесь славянской культуры и культуры коренных жителей степи и тайги. Было на них и влияние татаров, украинцев, поляков. Таким образом получилась гремучая смесь. Думаю, все наслышаны о знаменитом сибирском характере - сильном и твердом.

Действительно, могу сказать, что народ здесь живет именно такой, а еще находчивый, предприимчивый, и в целом, всегда с оптимизмом смотрящий в прекрасное будущее.

Род занятий

  • рыбалка
  • животноводство
  • народные промыслы
  • туризм

На территории Прибайкалья существуют целые династии мастеров практически по всем исконно сибирским народным художественным промыслам:

  • плетение
  • берестяной промысел
  • гончарное ремесло
  • пушной промысел
  • ткачество

travelask.ru

Презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Народы Прибайкалья

Слайд 2

В первом тысячелетии нашей эры Прибайкалье населял племенной союз, состоящий из трех родов - тюрков, тунгусов (эвенков) и протобурят - носящих общее название «курыканы». Несмотря на свою немногочисленность, эти древние народы создали в VI-X вв. весьма самобытную и развитую культуру. Границы её распространения проходили по низовьям Селенги, долине Баргузина, Тункинской долине, верховья рек Лены и Ангары. Курыканы вели полуоседлый и кочевой образ жизни. Их основным занятием было скотоводство, дававшее им больше животных продуктов, чем охота и рыболовство. Курыканы разводили верблюдов, коз и превосходных коней, которые привозились ко двору китайского императора, а также умели приручать и одомашнивать диких животных.

Слайд 3

Одной из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири, являются буряты. Этот народ, чье гостеприимство и человеколюбие сделали бы честь всякому образованному народу, – один из коренных народов Сибири, появившийся здесь в X веке.

Слайд 4

Дополнительными видами хозяйственной деятельности были охота и рыболовство. Сезон охоты на белку, соболя и горностая начинался с половины октября и кончался в начале февраля. В течение зимы буряты охотились на лисицу, волка, рысь, росомаху, выдру, а летом – на изюбра. Орудия охотничьего промысла были весьма примитивны, основную массу их составляли всевозможные ловушки, луки и стрелы.

Слайд 5

В нашем крае эвенкийские племена расселялись по берегам Байкала, Лены и Ангары. За их кочевой образ жизни этнографы XIX в. прозвали эвенков таежными цыганами. Эвенки, называвшиеся ранее тунгусами, активно перемещались по тайге в поисках новых охотничьих угодий, перевозя с собой на оленях чумы и домашнюю утварь. Оседлое проживание появилось лишь с приходом советской власти, но, несмотря на эти перемены, этот народ и сегодня продолжает жить той же жизнью, что жил сотни веков назад.

Слайд 6

Основным занятием ламученов была охота на соболя, рысь, лисицу, белку, горностая и других пушных зверей. Хамниганы разводили лошадей и овец, жили в войлочных юртах на территории Монголии и Забайкалья. Оленеводство было развито в различной степени во всех районах. Олень для эвенка – это не просто домашнее животное, но и символ благополучия и достатка семьи (богатство эвенка в те времена исчислялось количеством оленей), основное средство передвижения и источник пищи. Не зря гласит старая эвенкийская пословица: эвенки живы, пока живы олени.

Слайд 7

Одной из отличительных черт эвенков всегда было уважительное отношение к природе. Они не только считали природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знали меру — не рубили деревьев больше, чем нужно, не убивали без необходимости дичь, даже старались убирать после себя территорию, где стоял охотничий лагерь.

Слайд 8

К приходу первых казаков в долину реки Уды в этих местах кочевало племя с тотемическим названием карагасы («чёрный гусь»), ныне называемое тофалары («человек»). Эти горные жители проживали на своих исконных землях в Тофаларии, стране живописных гор, стремительных рек, дремyчей тайги и альпийских лугов. Эта территория охватывала Нижнеудинский район и северо-восточные склоны Восточных Саян. Эта таежная местность целиком расположена в высокогорном поясе от 2200 до 2600 м над уровнем моря.

Слайд 9

Тофалары официально были обращены в православие, но среди них всегда сохранялись традиционные верования – вера в духов природы (хозяева тайги, гор и т.д.), предков, промысловый культ. Сегодня тофалары – самый малочисленный народ в России, который находится на грани вымирания. Когда и почему произошло превращение целого народа в «народ-осколок», под владычеством русских или еще задолго до прихода завоевателей – точно неизвестно. Известно лишь то, что на сегодняшний день чистокровных тофаларов осталось около 300 человек, а в Тофаларии почти не осталось оленей, столь необходимых этому народу, чтобы выжить.

nsportal.ru

Методический материал для детей подготовительной группы "Культура народов Прибайкалья"

Культура народов Прибайкалья

Самым старым найденным в Прибайкалье стоянкам людей около 25 тысяч лет. Были это предки живших здесь впоследствии племен или нет — неизвестно. Ученые до сих пор спорят: кто был коренным населением Восточной Сибири? Тем не менее, мы можем рассмотреть особенности некоторых народностей, живущих или когда-то живших вблизи озера Байкал

Курыканы

На VI-X вв пришелся расцвет культуры курыкан в Прибайкалье. Расселившись от Тункинской до Баргузинской долины, союз курыканских племен вел полуоседлый и кочевой образ жизни. Основным занятием было скотоводство: разводили коз, верблюдов и коней. Курыкане занимались также земледелием, распахивая пашни, и кузнечным делом, изготавливая оружие, предметы быта и орудия труда. Культурный уровень народа был весьма высок: развивались искусство, письменность, присутствовали сложные религиозные культы. Закат культуры пришелся на X век, когда в Прибайкалье пришли монгольские племена. Часть курыкан под давлением ушла на Север, а другая смешалась с монголами и стала прародителями бурят.

Буряты

Буряты — одна из самых многочисленных народностей, населяющих Сибирь. Основой их хозяйства раньше было кочевое скотоводство, которое давало пищу, одежду и войлок для постройки жилищ. Буряты разводили овец, коз, верблюдов, лошадей. Земледелие было слабо развито, но с приходом русских они стали заниматься им гораздо больше, переняв у новых соседей плуг и другие орудия. Мужчины ходили на рыбалку и охоту: зимой охотились на белку, соболя, лисицу, выдру, а летом — на изюбра. 

Кузнецы изготавливали разные предметы из металла. Профессия эта была наследственной, нередко кузнецы одновременно являлись шаманами.
Лошади занимали особое место в жизни бурят, потому что считались чистыми животными. В хозяйстве они использовались не только как транспорт. Продукты коневодства широко применяли в быту: конина считалась самым вкусным блюдом, волос шел на изготовление веревок и сетей, из кожи шили обувь. 

Качество седла и украшения на скакуне служили отличительным признаком состоятельности человека.

Основу традиционного бурятского жилья, юрты, составляли легко перевозимые решетчатые стенки, которые покрывали войлоком и обвязывали веревками. Вход в юрту всегда был с юга. Внутри жилище делилось на две половины: западная — мужская, а восточная — женская.  В центре располагался очаг.

В наши дни буряты живут в Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае и других регионах России, а также в Монголии и Китае. Их численность — около 690 тысяч человек.

Национальный костюм Бурят

Эвенки


При смешении аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами Забайкалья сложилась народность эвенков. Племена расселялись по берегам Байкала, Ангары и Лены, затем ушли дальше. Сегодня эвенки живут на территории от Енисея до Амура.

Этнографы прозвали эвенков таежными цыганами за кочевой образ жизни: они много перемещаются по тайге в поисках новых мест для охоты, перевозя на оленях легкие жилища (чумы) и все имущество.

Эвенки издревле занимались охотой, рыболовством и скотоводством. Три основных типа (по виду занятий): охотники “ламучены”, оленеводы “орочены” и коневоды  “хамниганы”. Оленеводство, так или иначе, было развито во всех общинах. Олень для эвенка — не просто домашнее животное, а символ благополучия и достатка семьи, основное средство передвижения и источник пропитания. Старая эвенкийская пословица гласит: эвенки живы, пока живы олени.

Огромное значение имеют различные культы, к почитанию которых эвенков приучают с детства. К примеру, культ медведя, хозяина тайги, обязывает каждого охотника убивать лишь строго определенное число медведей — иначе охотник может вскоре погибнуть.
Сегодня насчитывается около 77 тысяч эвенков, живущих в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае и других местах.

Эвенки считают природу живой, населенной духами, и твердо знают меру — не рубят деревьев больше, чем нужно, не убивают без необходимости дичь, убирают после себя место, где стоял охотничий лагерь.

Тофалары

На территории от Нижнеудинского района до северо-восточного склона Восточных Саян живет небольшой полукочевой народ – тофалары. Их традиционными занятиями были и остаются охота и кочевое оленеводство. Это искусные охотники и следопыты, которые в разные сезоны охотятся на лося, марала, косулю, соболя, бобра, лисицу, росомаху и других таежных зверей.

Искусство лечить любые болезни травами отличает тофаларов от других народов Прибайкалья, как и их привычка круглый год пить подсоленный зеленый чай. Осенью обычно идет массовый сбор цветков сараны, которую сушат на зиму, а также съедобных корней, кедровых орехов, ягод, черемши, ревеня, дикого лука.

Тофалары — один из самых малочисленных народов России. Сейчас их всего около 800 человек. Жили тофалары в чумах конической формы, из жердей.

Зимнюю изготовляли из шкур копытных, главным образом лося, марала, оленя. Зимней традиционной одеждой служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом летней верхней одежды служил халат, который шили из изношенных оленьих шкур или косульей ровдуги. Зимним головным убором женщин была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом — платок из покупной ткани. Многие мужчины летом носили кафтан с суживавшимися внизу рукавами, сшитый из сукна или ткани. Из украшений предпочитали серебряные или оловянные серьги, браслеты, кольца, а также серебряные накосники.

Тофаларские сказки

ЖИВАЯ ВОДА

Это было очень давно. Молодой охотник заехал в далёкую степь. Кругом — ни души. И вдруг охотник увидел необычных людей. У них были лошадиные ноги с копытами. В руках эти люди держали железные крючья...

Охотник испугался. «Что делать?» — подумал он и пустил коня галопом. Люди с копытами заметили охотника, захохотали и повернули за ним. Охотник погнал коня. Люди с копытами поскакали быстрее. Стали приближаться. Охотник оглянулся. Страшные люди тянули вперёд свои железные крючья. Впереди — болото.

Охотник стегнул коня со всей силы — взвился конь, перелетел через болото. Люди с копытами вбежали в болото, увязли, повернули назад.

А охотник оказался в чужой, неведомой земле. Вот идёт он по лесу и видит: лежит огромный лось. Охотник спрыгнул с коня, потрогал лося и понял: лось только что убит. «Кто его убил?» — подумал охотник.

Едва подумал — увидел: на тушу вскарабкался маленький человечек, ростом поменьше локтя. Этот человечек ловко вспорол шкуру лося и вырезал большое белое ребро. Охотник удивился и спросил:

- Что ты будешь делать с этим ребром?

Человечек ответил:

- Я сделаю из него лук. Буду охотиться.

Охотник рассмеялся:

— А силы у тебя хватит натянуть такой лук? Какого зверя ты сможешь убить?

Человечек обиделся, но ответил вежливо:

— Силы хватит. А убить могу любого зверя.

Охотник, продолжая смеяться, говорит:

— Ну, покажи, что ты можешь, удалец, убей зверя. А я посмотрю, как далеко летит твоя стрела.

Человечек говорит:

— Что показывать? Вот, смотри, лось лежит. Это я его уложил. Будешь смеяться — и тебя убью.

Охотник ещё больше смеётся:

— Меня убьёшь? На, стреляй в ногу, хочу посмотреть, что у тебя за стрела. — И он подставил ногу.

Человечек поднял лук и выстрелил. Охотник упал. Человечек свистнул. Перед ним появился заяц под седлом. Человечек вскочил на зайца, натянул поводья и ускакал.

Охотник лежит, думает: «Зря посмеялся над человечком. Он, оказывается, сильный. И стрелы у него настоящие. Что теперь делать? Встать не могу. Нога сломана».

Наступила ночь. Охотник всю ночь не спал, мучался, болела нога. Наутро он увидел вокруг много-много мышей. «Что им надо?» — подумал он. И тут услышал разговор мышей.

— Скоро этот огромный человек умрёт, — говорила одна мышь. — Вот когда мы вдоволь наедимся мяса!

Охотник поёжился: «Меня, оказывается, уже собрались съесть!»

А другая мышь говорит:

— Чего ждать? Можно и сейчас немножко попробовать, он ведь не шевелится. — Она подбежала и начала грызть охотника.

Тут он разозлился, схватил её и отшвырнул. Мышь ударилась о дерево. Попробовала побежать. Лапка сломана. Тогда мышь тихонько, на трёх лапках приковыляла к болоту, взобралась на кочку, выкопала корень какой-то травки, съела его, и лапка у неё тут же срослась. Мышь побежала на четырёх лапках. Охотник пополз к этой кочке. Выкопал травку, съел корень. И почувствовал себя здоровым. Нога срослась. Он встал, сел на коня. Поехал через лес в сторону своей земли. Вдруг услышал свист стрел. Он выехал на поляну и увидел: человечки стреляют в цель, упражняются в стрельбе. Оказалось, все они — меткие стрелки. Охотник вежливо с ними поздоровался. Человечки приветливо с ним поговорили.

На прощание охотник сказал:

— Приезжайте в мой аал, будете почётными гостями. Хорошо вас встретим, хорошим мясом угостим.

Человечки сказали:

— Ждите нас в счастливый день, в полнолуние, мы приедем в гости не с пустыми руками — подарим вам живой воды. Мы сами эту воду пьём и поэтому не знаем ни болезней, ни старости. Мы живём вечно.

Охотник вернулся домой, рассказал в своём аале, как был он в чудесной стране, где живут бессмертные человечки, и обещали те человечки приехать к нему в счастливый день, в полнолуние, и привезти живой воды.

Женщины начали рубить дрова, готовиться к встрече гостей. В день полнолуния в котлах у них закипело мясо. И вот, наконец, увидели они, как выскочили из лесу всадники на серых зайцах. Женщины вдруг засмеялись:

— Ну и гости к нам едут! Что у них за скот! Каков скот — таков и сам народ!

Рассердились человечки.

— Не дадим глупым людям живой воды, — сказали они. И выплеснули ту воду на деревья: на ель, на кедр, на сосну.

А потом повернули своих зайцев и скрылись.

С тех пор ель, кедр и сосна стали вечнозелёными.

А если бы не засмеялись те женщины, люди не знали бы ни болезней, ни старости, ни смерти.

КАК НАКАЗАЛИ МЕДВЕДЯ
(Пересказ М. Ватагина. Художник Х. Аврутис)

Раньше от хозяина-медведя никому у нас в тайге житья не было. Всех в страхе держал. Ревел на весь лес. Малые зверюшки дрожали и в норы забивались, большие звери бежали, куда глаза глядят. Ходил медведь, не разбирая дороги, норы-гнёзда ломал, птиц-зверей давил, никого не миловал.

Звери просили медведя уняться, но он и слушать не хотел.

— Кто в тайге хозяин?! — ревел он.— Захочу — всех передавлю!

Пришла осень. Зима впереди. Звери устали от хозяина, терпения нет. И решили собраться на сходку. Со всей огромной тайги пришли звери, со всех рек и озёр, со всех гор и долин.

— Будем судить медведя,— сказали они.— Хватит ему над нами измываться! Нет для него законов!

Судьёй выбрали лося. Все звери и зверьки, все птицы и птички,— все по очереди высказали свои обиды. И все увидели, как велика вина медведя.

Лось подумал и присудил: заточить медведя на полжизни.

Присудить-то присудил, а где его держать в заточении, кто будет охранять, кто будет кормить?

И тогда лось сказал:

— Пусть медведь полжизни спит. Отныне он будет каждый год проводить в спячке полгода. Пусть на всю нашу долгую зиму укладывается в берлогу, пусть спит с конца октября до конца апреля. И кормить его не надо, пусть лапу сосёт. Полгода будет лесной народ жить спокойно, без хозяина.

С тех пор медведь на зиму заваливается в берлогу. Всю зиму спит. Лапу сосёт. Да и летом он стал спокойным, смирным.

ПРО ЗЛОГО ХАНА УЛУЗУНА

(Запись и литературная обработка М. Ошарова. Художник Х. Аврутис)

В одной юрте жили сестра с братом. Девушка была красавицей. Узнал про неё злой старый хан Улузун и решил взять к себе пятой женой. Брат сказал хану, что он не позволит увезти свою сестру из юрты. Хан рассвирепел и решил дать смельчаку три задачи. Если юноша ошибётся — голову долой.

Первая задача — узнать, сколько лет живёт заяц. А как спросить у зайца — юноша не знал. В юрту пришёл опечаленный. Сестра обо всем расспросила его, а сама рукой махнула:

— Это дело лёгкое. Вон в долине растёт земляника. Беги туда, ложись и слушай.

Юноша лёг среди ягод. Вскоре пришёл заяц, посмотрел и от радости передними лапками захлопал:

— Шестьдесят три года прожил, а такой ягоды не видел!..

Юноша пришёл с ответом. Хан посмотрел в большую книгу:

- Зайцу, в самом деле, шестьдесят три года! Удивился хан, дал вторую задачу — узнать возраст дедушки медведя.

Юноша почернел от горя — никогда с дедушкой медведем не разговаривал, боялся его. Пришёл юноша в свою юрту, а сестра ему говорит:

— Это мы тоже узнаем.

Дала ему три шапки и сказала:

— Иди в долину, садись у горы, одну шапку надень себе на голову, другую — на правое колено, третью — на левое...

Юноша сделал, как сестра советовала. Сидит и покачивается.

Вот идёт дедушка медведь. Смотрит — перед ним трехголовый человек! Дедушка встаёт на задние лапы, от удивления головой покачивает:

— Семьдесят восемь лет прожил, а трёхголового человека не видел! Это, наверно, непобедимый силач!..

Юноша пришёл к хану и дал ответ. Хан в книгу посмотрел: ответ правильный. Видать, этот парень умный. На таких задачах его погубить невозможно.

И хан сказал:

— Завтра придёшь обучать верховой езде моего вороного жеребца с девятью ушами.

Юноша загоревал: никто не ездил на жеребце с девятью ушами. Убьёт его дикий конь.

Сестра опять успокоила брата:

— Я сделала три железных кнута,— сказала она.— Этими кнутами ты научишь покорности вороного жеребца с девятью ушами.

Утром юноша пришёл на ханское стойбище, поймал вороного жеребца с девятью ушами и давай хлестать железным кнутом. Когда кнут исхлестался, юноша увидел, что конь присмирел, седло на него накинул и сам в седло вскочил. Конь взвился на дыбы, хотел наездника сбросить, но юноша стал хлестать вторым железным кнутом.

Конь взлягивает, через камни прыгает, а от седока никак не может освободиться. Силы конь теряет.

Когда второй кнут исхлестался, юноша взмахнул третьим. Вороной жеребец заметил новый железный кнут и вскрикнул человеческим голосом:

— Ой, больно мне!..

И тут юноша увидел под собой вместо вороного жеребца самого злого хана Улузуна. Узнав своего противника, юноша захохотал и сильнее прежнего взмахнул железным кнутом.

Сказка о происхождении тофаларов

Пришли три человека. Один был бурят, другой-тувинец, третий — татарин. Стали они жить на новом месте, ловить рыбу, охотиться на диких зверей. Однажды во время охоты они поймали олененка, приручили его, и через некоторое время стало у них много оленей, много еды и одежды. Как стало много еды, и людей стало много. Расселились тогда эти три рода: один по Уде, другой по Ие, третий в Гутаре. И так образовался тофаларский народ.

infourok.ru

Население Прибайкалья

 

На главную >>>

 

Прибайкалье

Байкальская антология

Прибайкальский район

Все села Прибайкалья

Население

Особая экономическая зона

Турбазы и туризм

Курорты и источники

Топонимика Прибайкалья

Народные умельцы

Прибайкальский краеведческий альманах

Районная газета

Литературная карта Прибайкалья

Фильмы в Прибайкалье

Фотоальбом "Моя школа"

Байкальский форум

 

Районная газета

"Прибайкалец"-2014

"Прибайкалец"-2009. Архив

"Прибайкалец"-2010. Архив

"Прибайкалец"-2011. Архив

"Прибайкалец"-2012. Архив

"Прибайкалец"-2013. Архив

 

История

Остроги Сибири XVI-XVII вв.

Турунтаево: 310 лет

Из истории заселения края

Памятники истории

и культуры

Прибайкальцы в Первой мировой войне

Районная Книга Памяти

Православное Прибайкалье

Монастыри и церкви Прибайкалья

Декабристы

Е.К.Брешко-Брешковская

Итанцинский острог

Старинная архитектура

Котокельский образ

Николая Чудотворца

Из истории православного

Прибайкалья

Часовни Прибайкалья

Свято-Троицкий монастырь

Церковь Богоявления и

Иванова гора в Ильинке  

Спасская церковь

Сретенский монастырь

в с.Батурино

Сколько лет картошке?

 

Культура

Фольклор

Победный марш культуры

Герой-художник Г.Н.Москалев

Мастер по дереву В.И.Непомнящих

Выставка детского творчества

Новости библиотек

Библиотеки сегодня

Библиотека - информационный центр туризма

Мероприятия, акции

Проекты, сценарии, гранты

Интернет-центр

Краеведение в работе библиотек

ПЦПИ

Центр общественного доступа

к электронным ресурсам

Фотоинформация

Школа юного бизнесмена

 

Природа

Антология Байкала

Байкал

Всё о Байкале

"Миры" на Байкале 

Озеро Котокель

Озеро Колок

Туристические проекты

Целебные источники

Прибайкальский заказник  

Путевые заметки

Фотоальбом

Фотоальбом "Байкал"

Климат Прибайкалья

Рыбоводство

Озеро Котокель, турбазы

Курорты и санатории

 

 

Партнеры

 



 

 

 

 

  Сайты друзей 

Информационный портал

Baikal-Lake

Бичура

Кабанск

Тарбагатай

Хоринск

Иволга

 

Об авторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Население Прибайкалья

 

Численность населения Прибайкалья на 1 января 2013 года
На 1 января 2013 года численность населения Прибайкальского района составляла 26904 человека.

Численность населения по поселениям:
Туркинское поселение - 2475
Гремячинское - 1297
Нестеровское - 1352
Зырянское - 931
Турунтаевское - 6873
Итанцинское - 2359
Татауровское - 3068
Ильинское - 4379
Таловское - 2879
МОстовское - 1021

Численность населения по селам:

Турка - 1487
Горячинск - 964
Соболиха - 195
Золотой Ключ - 99

Гремячинск - 859
Котокель - 148
Исток - 135
Ярцы - 86
Черемушка - 69

Нестерово - 547
Кика - 507
Гурулево - 225
Батурино - 73

Зырянск - 667
Ангыр - 227
Бурля - 37

Турунтаево - 5899
Иркилик - 540
Карымск - 262
Холзаново - 125
Засухино - 47

Кома - 770
Итанца - 1020
Покровка - 247
Лиственничное - 158
Бурдуково - 52
Клочнево - 13

Татаурово - 1778
Старое Татаурово - 977
Еловка - 313

Ильинка - 4262
Лесовозный - 117
Тубсанаторий (с Ильинкой)

ст.Таловка - 1954
Троицк - 520
Югово - 405

Мостовка - 888
д.Таловка - 133

Динамика численности населения за 30 лет.
Перепись населения, состоявшаяся в 2002 году, показала, что в Прибайкалье проживают 28651 человек. Среди них – 15098 женщин и 13553 мужчины. Занятое население составляет 8936 человек. Среди женщин занятое население составляет 29 процентов, среди мужчин – 33 процента от общей численности, куда входят также дети, пенсионеры и неработающие граждане. Для сравнения можно сказать, что по переписи 1979 года численность населения района составляла 27772 человека, в 1989 году – 30097. После 2002 года этот показатель возрос к 1 января 2005 года до 28953 человек. За последние 10 лет численность населения района уменьшилась на 2049 человек.
Самый крупный населенный пункт в Прибайкалье – районный центр село Турунтаево - насчитывает на 1 января 2013 года 5899 жителей, а вместе с Иркиликом, Карымском, Халзаново, Засухино в Турунтаевской администрации насчитывается 6873 жителя. В поселке Ильинка население составляет (2013г.) 4262 человек, а вместе с разъездом Лесовозный – 4379. Это значительно больше, чем зарегистрировано по Таловской администрации (2879), в которую на 1 января 2013г. входили такие села как Югово (405), станция Таловка (1954 жителей), село Троицкое (520). В Мостовском поселении - 1021 житель.
Четвертый крупный населенный пункт Прибайкалья после Турунтаево, Ильинки и Таловки – станция Татаурово, где проживают 1778 человек. Свыше тысячи человек составляет население в населенных пунктах Турка (1487), Итанца (1020). В с.Старое Татаурово - 977 жителей. В остальных селах, в том числе в Мостовке, Коме, Горячинске (964) и Гремячинске (859), насчитывается менее тысячи жителей.

Численность населения Прибайкальского района. Перепись населения, состоявшаяся в 2002 году, показала, что в Прибайкалье проживают 28651 человек. Среди них – 15098 женщин и 13553 мужчины. Занятое население составляет 8936 человек. Среди женщин занятое население составляет 29 процентов, среди мужчин – 33 процента от общей численности, куда входят также дети, пенсионеры и неработающие граждане.
Для сравнения можно сказать, что по переписи 1979 года численность населения района составляла 27772 человека, в 1989 году – 30097. После 2002 года этот показатель возрос к 1 января текущего года до 28953 человек.
Самый крупный населенный пункт в Прибайкалье – районный центр село Турунтаево - насчитывает 6539 жителей, а вместе с Иркиликом, Карымском, Халзаново, Засухино в Турунтаевской администрации насчитывается 7484 жителя. В поселке Ильинка население составляет сейчас 4428 человек, а вместе с разъездом Лесовозный – 4585. Это всего лишь на 15 человек меньше, чем зарегистрировано по Таловской администрации (4600), в которую на 1 января входили такие села как Югово (498), станция Таловка (2185 жителей), деревня Таловка, село Троицкое (740), село Мостовка (981 человек).
Четвертый крупный населенный пункт Прибайкалья после Турунтаево, Ильинки и Таловки – станция Татаурово, где проживают 2114 человек. Свыше тысячи человек составляет население в населенных пунктах Турка (1463), Итанца (1035) и Старое Татаурово (1104). В остальных селах, в том числе в Мостовке, Коме, Горячинске и Гремячинске, насчитывается менее тысячи жителей.
Городское население составляет в районе 5920 человек (по состоянию на январь 2002 года), куда относились поселки Турка и Ильинка. Как известно, Постановлением Правительства Республики Бурятия №33 от 4 февраля 2005 года рабочий поселок Ильинка преобразован в сельский населенный пункт, а Ильинская поселковая администрация - в Ильинский сельсовет. Таким образом, «горожанами» в нашем районе юридически являются только жители поселка Турка, статус которого остался прежним.
Сельское население Прибайкалья составило к 1 января 2002 года 22731 человек. При этом занятое население составляет 7038 человек, то есть менее одной трети. Для сравнения: в 1979 году занятое население составляло более 50 процентов.
По национальному составу можно сказать, что в районе проживают представители 35 национальностей, но подавляющее большинство прибайкальцев – русские, которые составляют наиболее многочисленную группу в 27108 человек, около 94,6 процента.
Вторая по численности группа населения – буряты. По сравнению с переписями 1979 и 1989 годов численность бурятского населения в районе сократилась с 1183 до 814 человек. Только 306 из них сообщили, что владеют родным языком. Представителей второй коренной народности – эвенков в Прибайкалье всего 5 человек (в 1979 году было 7, в 1989 году – 4).
Аналогичное положение с татарами: их на 1 января 2002 года зарегистрировано в Прибайкалье 123 человека, а в 1979 году было 189, в 189 году – 166. При этом из нынешних 123 татар только 29 владеют родным языком.
Сократилось и число украинцев в нашем районе: в 1979 году их было 262, в 1989 – 346, а в 2002 году – 193. Белорусов в 1979 году было 60, в 1989 году их число увеличилось до 93, но сейчас опять сократилось до 67 человек. Еще одну заметную группу составляет мордва: сейчас их в районе насчитывается 37 человек, в 1979 году было 67, а в 1989 – 57.
Немцев в Прибайкалье в 2002 году было 30 человек, что на 4 человека меньше, чем в 1989 году, но почти вдвое больше, чем в 1979 году. В районе проживают также небольшие группы чувашей (24), марийцев (22).
Группы населения численностью менее 20 человек составляют азербайджанцы и грузины (по 17), молдаване (14), удмурты (13), казахи (12), поляки (10), евреи (9), цыгане и литовцы (по 8), китайцы и узбеки (по 6), эвенки и сойоты (по 5), башкиры и сербы (по 4), казаки (3), хакасы (2).
По одному жителю представлены эстонцы, румыны, лезгины, латыши, кабардинцы, болгары. Кроме того, 19 человек не указали свою национальность, то есть воспользовались своим правом, предоставленным Конституцией, – самому определять свою принадлежность к той или иной нации или не причислять ни к какой.

Численность населения по Прибайкальскому району
на 1 января 2005 года 28.953 чел.

1. Горячинск - 964
2. Золотой Ключ - 144
3. Соболиха - 190
4. Турка - 1463
5. Гремячинск - 806
6. Котокель - 155
7. Черемушка - 69
8. Ярцы - 104
9. Исток - 146
10. Кика - 567
11. Гурулево - 230
12. Нестерово - 486
13. Батурино - 44
14. Бурля - 88
15. Ангир - 216
16. Зырянск - 648
17. Карымск - 287
18. Халзаново - 146
19. Иркилик - 472
20. Засухино - 40
21. Турунтаево - 6539
22. Лиственничное - 203
23. Клочнево - 1
24. Кома - 746
25. Итанца - 1035
26. Бурдуково - 50
27. Острог - 90
28. Покровка - 248
29. Еловка - 373
30. Старое Татаурово - 1104
31. Татаурово - 2114
32. р.Лесовозный - 157
33. Ильинка - 4428
34. Троицкое - 740
35. Югово - 498
36. д.Таловка - 196
37. ст.Таловка - 2185
38. Мостовка - 981

Всего по району: 28953 чел.
В сельской местности – 23062
В поселках - 5891

По национальному составу на 1.1.2002 года:
Всего населения: - 28651
В том числе (в порядке убывания):

1. Русские - 27108
2. Буряты - 814
3. Украинцы - 193
4. Татары - 123
5. Белорусы - 67
6. Армяне - 60
7. Мордва - 37
8. Немцы - 30
9. Чуваши - 24
10. Марийцы - 22
11. Азербайджанцы - 17
12. Грузины - 17
13. Молдаване - 14
14. Удмурты - 13
15. Казахи - 12
16. Поляки - 10
17. Евреи - 9
18. Литовцы - 8
19. Цыгане - 8
20. Китайцы - 6
21. Узбеки - 6
22. Эвенки - 5
23. Сойоты - 5
24. Башкиры - 4
25. Коми - 4
26. Сербы - 4
27. Казаки - 3
28. Карелы - 3
29. Хакасы - 2

По 1 жителю представлены: болгары, кабардинцы, латыши, лезгины, румыны, эстонцы.
Прочие - 17, в том числе не указавшие своей национальности.
Всего представители 35 наций и народностей.

 

На главную >>>

 

az-kozin.narod.ru

Народы Забайкалья | Эксклюзивный туризм

До освоения русскими забайкальских земель здесь большую часть населения составляли коренные народы, буряты и эвенки (тунгусы). Сегодня доля этих коренных самобытных народов в национальном составе жителей Забайкальского края составляет соответственно: буряты – 6,8%, эвенки – 0,1%.

Буряты

Сегодня в Забайкальском крае проживает 73 941 бурятов, что составляет в общем количестве жителей 6,8%. Буряты – это типичный монголоидный народ, говорящий на своем бурятском языке. Монголоязычные племена в Забайкалье еще до середины XVII столетия не отделяли себя от монгольского этноса.

Объединение племен эхиритов, булагатов, хори, хонгодоров, ойротов, хахла- монголов в бурятский этнос началась только в составе Русского государства. Граница империи отделила эти племена от остального монгольского мира, и они в Забайкалье развивались обособленно. Постепенно распространилось общее название весьма разнородного народа «буряты», и формировалось этническое самосознание.

На появление слова «бурят» ученые рассматривают разные версии, но наиболее вероятной является трактовка от древнетюркского «бури», что означает «волк», соответственно «бури-ата» можно перевести как «отец-волк», ведь некоторые древнейшие рода среди этого народа считали волка своим прародителем.

Буряты возводят свой древнейший исторический путь к легендарному народу хуннам, но специалисты склонны считать, что предками основных родов бурятов являлись именно древние динлины. Впервые исторические записи о динлинах появляются в письменных источниках, относящихся к IV – III вв. до н. э, там говорится о покорении динлинов могущественным ханом хуннов Модэ. Но вскоре с ослаблением власти в хуннском государстве динлины отвоевали назад свои территории. Такие споры хуннов и динлинов за территории продолжались веками с переменным успехом.

Также веками древние буряты под разными именами динлинов, гаогюй, огуров и позже «теле» отстаивали свои исконные территории в борьбе с жужанями и другими тюркскими племенами. С падением в 555 году н. э. Жужаньского каганата позволило некоторым из племен «теле» в составе Тюркского каганата поселиться на землях близ Байкала и монгольской реки Керулен.

Сменялись государства центрально-азиатские каганаты и могущественные правители-каганы, но большинство древних предков бурят «теле», «хойху», «тогуз-огузы», «басмалы» «карлуки» не уходили уже далеко от родных земель, вступали в союзы для противостояния завоевателям.

После присоединения к Российскому государству забайкальские буряты долго вели себя неспокойно, нападали на ясачные казачьи отряды и царские посольские миссии. Бесчинствовали и казаки в отношении непокорных племен. И лишь после обращения забайкальских бурят в 1702 году лично к Петру I, земли на восточном берегу Байкала были юридически закреплены за коренными племенами.

Позже, начиная с 1766 года, буряты стали участвовать в защите государственных границ империи, из коренных жителей сформировали 4 полноценных полковых соединения для ведения караула на Селенгинской границе. Эти полки реформировали только в 1851 году с организацией единого Забайкальского казачьего войска.

Тогда же началась консолидация отдельных родов бурятов, близких по языковым признакам и культуре. И только в XIX столетии начинает складываться при вовлечении бурятских родов в экономическую деятельность единый бурятский этнос. Издавна основными верованиями бурят является традиционный шаманизм, называемый также тенгианством, буддизм гелугпа или так называемая «желтая вера», в нем в единое учение ассимилировались основные культы добуддийского времени.

С признанием официально в 1741 году буддизма одной из религий здесь был построен Тамчинский дацан. Началось развитие национальной науки, литературы и самобытного искусства, распространение письменности. Формировалась национальная психология, нормы нравственность и образа жизни большинства бурят. В отстроенных до революции 48 дацанах заработали школы философии, переводились, издавались и печатались разные книги, развивалось богословие.

После Октябрьской революции организовано этническое государство Бурят-Монголия. Впоследствии в 1921 году его преобразовали в одноименную автономную область. Область была в составе Дальневосточной республики. В 30-е годы местная община буддистов практически перестала работать. И только в 1946 году снова открыли главные Агинский и Иволгинский дацаны.

Среди единого этноса забайкальских бурят различают обособленные этно-хозяйственные группы баргузинских, селенгинских, агинских, хоринских и закаменских бурят. До середины 30-х годов буряты пользовались старо-монгольским письмом, затем до 1939 года письменностью на основе латиницы, позже письменностью на основе кириллицы.

Высшим божеством в местном шаманизме является Хухэ Мунхэ Тенгри, олицетворяющий мужское начало, населенного богами Вечного Синего Неба. Земля в понимании бурят олицетворяет женское божественное начало. Боги-небожители когда-то в правление Асаранга-тенгри были едиными. В результате борьбы за власть на Небе Ата Улана и Хурмаста, боги поделились на 55 добрых, и соответственно 40 злых.

Эвенки

Самоназвание народа «эвенкил», признанное самостоятельным этнонимом только в 1931 году, относится ко второму из местных народов Забайкалья. Старинным именованием данного народа было «тунгусы», обособленные этнические группы тунгусов описаны исследователями сибирских земель, как солоны, манегры, бирары или орочены.

Сегодня в Забайкалье проживает 1492 эвенкийских жителей, что составляет 0,1% от населения края. Говорят они на своем эвенкийском языке, он относится к тунгусо-манчжурским языкам среди алтайской семьи. Язык сильно разделен на крупные диалекты и местные говоры.

У эвенков здесь мало чисто этнических поселений, они проживают обычно в одних селах с бурятами, якутами и преобладающими среди населения русскими. Их древнейшими предками ученые считают проживавший в Забайкалье в V-VII вв. н. э. народ увань. По-видимому, увани тоже не были старожилами забайкальских степей, а пришли сюда с юга.

В XVII веке 36135 тунгусов добровольно вошли в Русское государство. В 1761 году для охраны границы государства сформирован из пятисот тунгусов казачий полк, им командовал старшина. Многие эвенки из него вошли впоследствии в Забайкальское казачье войско.

У эвенков издавна практиковался шаманский обряд воздушного погребения, он часто встречается у народов, живущих близко к природе. Еще А. Н. Радищев как-то писал об эвенках-тунгусах, что это дикий народ, но их вид стройнее и опрятнее других лесных народов. Он писал о тунгусах, что у них есть обычай подчевать гостей лучшим, что есть и умертвляют того, кто плохо ответит на приветствия угощающего.

Для тунгусов характерно традиционное природо-ресурсное ведение хозяйства, товарная охота на пушного зверя и кочевое, вьючно-верховое разведение оленей. Так называемый «верховой олень» является отличительной особенностью эвенков. Группа так называемых «конных» тунгусов издавна разводила лошадей, верблюдов и овец. Рыболовство здесь имело также промысловое и товарное значение. Дома эвенки обрабатывали шкуры, ковали железо, женщины изготовляли бытовые изделия из бересты.

Забайкальские эвенки часто от кочевого скотоводства переходили целыми родами к нормам оседлой жизни и хлебопашеству, разводили крупнорогатый скот. Сегодня тунгусы сохранили многовековые традиции, разведение оленей и промысловую охоту. В 30-е годы государством создаются коллективные оленеводческие хозяйства, возводились этнические поселки, развивалось землепашество, выращивание овощей и картофеля, ячменя и овса.

Традиционными видами пищи среди эвенков за многие столетия стали мясо диких и домашних животных, рыба, молоко оленей, грибы и лесные ягоды, дикие виды лука, трав и чеснока. От русских эвенки взяли технологию печеного хлеба, кислого теста и пресных лепешек. Любимым напитком был чай на степных и таежных травах, часто с молоком и солью.

Летом эвенки объединялись для коллективного выпаса оленей и летние стойбища в это время насчитывали до 10 и более чумов. Тогда же проводилось большинство национальных и родовых праздников. Наблюдалось распределение результата труда среди членов общины, гостеприимство и взаимовыручка. Имущество в родах наследуется по линии мужчины.

Престарелые родители по обычаю проживали с младшими сыновьями, при женитьбе за невесту надо дать выкуп или отработать необходимое время в интересах ее семьи. В зажиточных семьях нередко встречалось по нескольку жен. Поклонялись эвенки родовым и природным духам, тотемным животным, придерживались традиционного шаманизма. Испокон веков среди тунгусов прижились элементы так называемого праздника Медведя, определенные ритуалы и табу, связанные с разделыванием и приготовлением убитого на охоте медведя, употреблением его мяса, последующим захоронением костей животного.

Христианское миссионерство и буддизм, начиная с XVII столетия, сильно повлияли на мировоззрение и культы тунгусов. В богатом фольклоре эвенков преобладали непродолжительные песни-импровизации, сказки о птицах и животных, мифы, исторические эпосы и предания. Каждая из групп тунгусов имела своих мифологических и эпических героев.

Эвенки любят хоровод, исполняющийся часто под импровизированные песни, спортивные состязания. Развивалось искусство резьбы по кости и дереву, у женщин художественная вышивка шелком и бисером, теснение по бересте, аппликация вещей быта тканями и мехами.

http://posibiri.ru

exklyziv.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *