Народы севера картинки – Исчезающие народы России (25 фото) » Триникси

Исчезающие народы России (25 фото) » Триникси

В России проживает порядка 200 различных народов, однако, некоторые из них вскоре могут навсегда исчезнуть. Согласно переписи населения, численность некоторых народов не превышает 10 человек, а это значит, что с уходом последнего представителя уйдет язык и культура этого народа. Далее предлагаем познакомиться с народами, которые совсем скоро могут стать еще одной страницей в истории нашей страны.

Ханты

Это самая многочисленная народность в списке — по данным переписи, в России 31 000 хантов. Живут на севере Западной Сибири, разводят оленей, ловят рыбу и охотятся.

Шаман

Почти семейный портрет

Маленькая йети

Манси

Ма́нси (устаревшее — вогу́лы) — коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Сегодня их около 12 000 человек в России.

Воин манси

Семья манси

Жилище манси

Эскимосы

В России их осталось чуть меньше 2 000 человек. Их основное самоназвание — «инуи́ты». Слово «эскимос» означает «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу».

Глобальное потепление настолько изменило жизнь эскимосов, что у них не хватает слов в языке, чтобы давать названия животным, переселяющимся в полярные области земного шара. Просто нет аналогов для обозначения разновидностей, которые характерны для более южных климатических поясов.

Семья эскимосов

Семья инуитов, 1894 год

Танец эскимосов

Коряки

Коренные жители северной части полуострова Камчатка, сейчас их в России всего шесть с лишним тысяч человек. Один из самых северных народов мира.

Каюр — погонщик собачьей упряжки в поселке Ильпырь.

Тофалары

Тофаларка в национальном костюме.

Всего 600 тофала́ров (раньше их называли карагасами) живет сейчас в Восточной Сибири.

Арчинцы

В переписи 2010 года только 12 человек указали такую национальность, видимо, поэтому их включили в состав аварцев. Живут в Дагестане.

Национальный головной убор женщин-арчинок.

Водь

Жители Ленинградской области. Сейчас их осталось чуть больше семидесяти.

Девушка в национальном костюме

Н.Ф. Нестеров — представитель древнего водского рода. В руках у него «чапиу» — они нужны для плетения больших рыболовецких сетей.

Нивхи (гиляки)

Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Название переводится как «человек», или гилэми — «люди на веслах». Всего чуть больше 4 000 человек в России.

Нивх в праздничном костюме

Селькупы

Сельку́пы (или остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. В России осталось 3 600 человек.

Остяки-самоеды

Оленевод

Нганасаны

Нганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и территорию, подчинённую администрации города Дудинка. Самый северный народ Евразии, в России их 860 человек. Самоназвание «ня» — «товарищ».

Маленький Никита и Алексей Чунанчары

Семьи нганасанов в 1927 году и сейчас

Ительмены

«Индейцы» с полуострова Камчатка. Название является русской адаптацией этнонима «итэнмэн» («сущий», «живущий здесь»).

Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/ischezayuschie-narody-rossii-674805/ © AdMe.ru

Представитель народа ительменов

Девушка в национальном костюме

Кеты

Ке́ты (самоназвание кето, кет — «человек»), в России живет чуть больше тысячи человек.

Семья кетов, начало ХХ века

Долганы

Считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Казаки, которые принесли с собой православие, давали долганам при крещении свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Фамилии сохранились до сих пор. Сейчас в России осталось чуть меньше 8 000 человек, живут в Красноярском крае и Республике Саха.

Девушки в национальных костюмах.

trinixy.ru

Заповедные народы России (25 фото)

Манси, Ханты, Арчинцы — все эти народности можно отнести к исчезающим. А ведь если подумать, сохранить народность порой столь же сложно, как и редких представителей животного мира. В данной статье мы рассмотрим прекрасных представителей исчезающих народов нашей страны.

В России живет около 200 разных народов, каждый из которых имеет свою культуру и язык. Если верить данным последней переписи населения, представителей некоторых народностей осталось меньше 10 человек — с ними навсегда исчезнут их знания и культура.

Ханты

Почти семейный портрет

Это самая многочисленная народность в списке — по данным переписи, в России 31 000 хантов. Живут на севере Западной Сибири, разводят оленей, ловят рыбу и охотятся.

Манси

Воин манси

Семья манси

Ма́нси (устаревшее — вогу́лы) — коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Сегодня их около 12 000 человек в России.

Эскимосы

Семья эскимосов

Семья инуитов, 1894 год

Танец эскимосов

В России их осталось чуть меньше 2 000 человек. Их основное самоназвание — «инуи́ты». Слово «эскимос» означает «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу».

Глобальное потепление настолько изменило жизнь эскимосов, что у них не хватает слов в языке, чтобы давать названия животным, переселяющимся в полярные области земного шара. Просто нет аналогов для обозначения разновидностей, которые характерны для более южных климатических поясов.

Коряки

Каюр — погонщик собачей упряжки в поселке Ильпырь.

Коренные жители северной части полуострова Камчатка, сейчас их в России всего шесть с лишним тысяч человек. Один из самых северных народов мира.

Тофалары

Тофаларка в национальном костюме.

Всего 600 тофала́ров (раньше их называли карагасами) живет сейчас в Восточной Сибири.

Арчинцы

В переписи 2010 года только 12 человек указали такую национальность, видимо, поэтому их включили в состав аварцев. Живут в Дагестане.

Национальный головной убор женщин-арчинок.

Водь

Девушка в национальном костюме

Н.Ф. Нестеров — представитель древнего водского рода. В руках у него «чапиу» — они нужны для плетения больших рыболовецких сетей

Нивхи (гиляки)

Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Название переводится как «человек», или гилэми — «люди на веслах». Всего чуть больше 4 000 человек в России.

Нивх в праздничном костюме

Селькупы

Остяки-самоеды

Сельку́пы (или остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. В России осталось 3 600 человек.

Нганасаны

Маленький Никита и Алексей Чунанчары

Нганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и территорию, подчинённую администрации города Дудинка. Самый северный народ Евразии, в России их 860 человек. Самоназвание «ня» — «товарищ».

Семьи нганасанов в 1927 году и сейчас

Ительмены

Представитель народа ительменов

«Индейцы» с полуострова Камчатка. Название является русской адаптацией этнонима «итэнмэн» («сущий», «живущий здесь»).

Кеты

Ке́ты (самоназвание кето, кет — «человек»), в России живет чуть больше тысячи человек. Семья кетов, начало ХХ века

Долганы

Считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Казаки, которые принесли с собой православие, давали долганам при крещении свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Фамилии сохранились до сих пор. Сейчас в России осталось чуть меньше 8 000 человек, живут в Красноярском крае и Республике Саха.

nlo-mir.ru

Народы русского Севера, Сибири и Дальнего Востока в исторических

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осознают себя самостоятельными этническими общностями и стараются сохранить традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы. Представляем быт и костюмы конца 19-начала 20-го века некоторых представителей северных народов.

1.

2. Эвенки (самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название — тунгусы (предположительно, от кетского тунгускет) — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь).

Источник:

3. Эвенки, семья, 1888 год

Источник:

4. Шаманы

Источник:

5. Эскимосы - группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия).

Источник:

6. Эскимос и его добыча, 1924 год

Источник:

7.

Источник:

8.

Источник:

9. Дети эскимосов, 1929

Источник:

10. Ненцы (буквально «настоящий человек»), хасово, нещанг; устаревшие названия — самоеды, юраки) — самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.

Источник:

11. Начало 1900 года

Источник:

12.

Источник:

13. Ненки с. Ловозеро. 1910 г.

Источник:

14. Чукчи (устаревшее луораветланы) — малочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадырь и Анюй

Источник:

15. Женщина с детьми у входа в ярангу. Чукчи. Якутская обл. Начало XX в

Источник:

16. Женщина с традиционной татуировкой на щек и молодой чукча

Источник:

17. Красавицы-чукчи

18.

fishki.net

Исчезающие народы России. ФОТО | Etnic.ru

В России проживает порядка 200 различных народов, однако, некоторые из них вскоре могут навсегда исчезнуть. Согласно переписи населения, численность некоторых народов не превышает 10 человек, а это значит, что с уходом последнего представителя уйдет язык и культура этого народа. Далее предлагаем познакомиться с народами, которые совсем скоро могут стать еще одной страницей в истории страны.
(25 фото)

1. Ханты. Это самая многочисленная народность в списке — по данным переписи, в России 31 000 хантов. Живут на севере Западной Сибири, разводят оленей, ловят рыбу и охотятся, побывать в спа-салоне spalotus.me им вряд ли удастся. На фото шаман.

2. Почти семейный портрет

3. Маленькая йети

4. Манси. Ма́нси (устаревшее — вогу́лы) — коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Сегодня их около 12 000 человек в России. Воин манси

5. Семья манси.

6. Жилище манси

7. Эскимосы. В России их осталось чуть меньше 2 000 человек. Их основное самоназвание — «инуи́ты». Слово «эскимос» означает «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу». Глобальное потепление настолько изменило жизнь эскимосов, что у них не хватает слов в языке, чтобы давать названия животным, переселяющимся в полярные области земного шара. Просто нет аналогов для обозначения разновидностей, которые характерны для более южных климатических поясов. Семья эскимосов

8. Семья инуитов, 1894 год

9. Танец эскимосов

10.

11. Коряки. Коренные жители северной части полуострова Камчатка, сейчас их в России всего шесть с лишним тысяч человек. Один из самых северных народов мира. Каюр — погонщик собачьей упряжки в поселке Ильпырь.

12. Тофалары. Тофаларка в национальном костюме.

13. Всего 600 тофала́ров (раньше их называли карагасами) живет сейчас в Восточной Сибири.

14. Арчинцы. В переписи 2010 года только 12 человек указали такую национальность, видимо, поэтому их включили в состав аварцев. Живут в Дагестане. Национальный головной убор женщин-арчинок.

15. Водь. Жители Ленинградской области. Сейчас их осталось чуть больше семидесяти. Девушка в национальном костюме

16. Н.Ф. Нестеров — представитель древнего водского рода. В руках у него «чапиу» — они нужны для плетения больших рыболовецких сетей.

17. Нивхи (гиляки). Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Название переводится как «человек», или гилэми — «люди на веслах». Всего чуть больше 4 000 человек в России. Нивх в праздничном костюме

18. Селькупы. Сельку́пы (или остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. В России осталось 3 600 человек. Остяки-самоеды

19. Оленевод

20. Нганасаны. Нганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и территорию, подчинённую администрации города Дудинка. Самый северный народ Евразии, в России их 860 человек. Самоназвание «ня» — «товарищ». Маленький Никита и Алексей Чунанчары

21. Семьи нганасанов в 1927 году и сейчас

22. Ительмены. «Индейцы» с полуострова Камчатка. Название является русской адаптацией этнонима «итэнмэн» («сущий», «живущий здесь»). Представитель народа ительменов

23. Девушка в национальном костюме

24. Кеты. Ке́ты (самоназвание кето, кет — «человек»), в России живет чуть больше тысячи человек. Семья кетов, начало ХХ века.

25. Долганы. Считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Казаки, которые принесли с собой православие, давали долганам при крещении свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Фамилии сохранились до сих пор. Сейчас в России осталось чуть меньше 8 000 человек, живут в Красноярском крае и Республике Саха. Девушки в национальных костюмах.
Link: http://novosti-n.org/ukraine/read/121224.html

Поделиться ссылкой:

etnic.ru

мир коренных народов Севера – Ярмарка Мастеров

В прошлой своей подборке я восхищалась потрясающими образами из Африки. Бисерные украшения очень выигрышно смотрятся на темной коже африканских красавиц. А вот коренные народы Севера сочетают бисер и узорную вышивку с тканями и мехами. Это тоже смотрится колоритно и ярко!

Мой папа вырос и всю жизнь прожил в маленьком сибирском поселке. Сюда же он привез и нас с мамой. Так что и я, сохраняя традиции, живу в Югре — Ханты-Мансийском автономном округе. Кстати, сами ханты и манси себя называют остяки и вогулы — округ раньше даже назывался национальным Остяко-Вогульским. В России проживают представители разных малочисленных коренных народов. Ханты, манси, ненцы, вепсы, кереки, нанайцы, ороки. Их много, не смотря на малочисленность представителей каждой народности. И у каждого свои история, культура, язык, обычаи, украшения, музыкальные инструменты!

Недавно, 9 августа, я как раз присутствовала на праздновании Международного дня коренных народов мира в музее истории и этнографии города Югорска. Кроме прочего одна из представительниц коренных народов Севера рассказывала детям о том, что каждый узор на одежде это не спонтанный рисунок, все они — эти узоры — исполнены тайного смысла. Например, пришитая мамой к одежде дочери широкая узорчатая полоса означает пожелание счастливого и долгого жизненного пути. Очень трогательно, правда? Я в восторге от того, как бережно наши маленькие северные народы передают своим детям знания, традиции, секреты рукоделия, сказки. Обожаю Югру! Позвольте поделиться с вами небольшим кусочком этого самобытного, яркого и доброго мира единения человека и природы!

Вот такой рогатый узор называется «березовая веточка».

Без меха нет национальной одежды. Основной промысел северных народов: охота, рыбалка, оленеводство и собирательство (ягод, грибов, трав, шишек). Что за узор у девушки с чернобуркой на первом фото сказать не берусь. А вот у девушки с рыжей лисой, слева, узор похож или на вариацию той же «березовой веточки», или на вариацию «соболя» (есть похожий узор «сидящий соболь»).

В прикладном творчестве активно используются кожа, меха, бисер, перья и даже чешуя рыб.

Традиционную одежду с удовольствием носят не только раскосые красавицы, но и бабушки, и детки. Это к слову — о преемственности традиций.

Потрясающие малицы!

Кстати, один из шоковых моментов в культуре северных народов. Сыроедение. Только не шпината и морковки, а мяса и рыбы 🙂

Очень любят девушки манси яркие платки. И они им идут!

Кстати, узор в бисерном колье называется «олень».

Певуньи-северяночки!

Узор вышивки вариация «локотка лисицы».

Бисерные повязки с подвесками! Красота!

Разрешите поделиться своим стихотворением о девушке-ханты и о чае, который любят, наверное, люди всех национальностей! 🙂

Девочка-хантыйка варит чай
В котелке с копчеными боками
И с улыбкой детской невзначай
Косу робко теребит руками.
Ароматным дымом костерок
Отгоняет вон шальную мошку;
Кутаясь в линялый свитерок,
Я мешаю с сахаром морошку.
От воды, кипящей на огне,
Тонкий пар колечками струится.
Может, это только снится мне?
Неужели это просто снится?
Вот лукавый из-под челки взгляд,
Бисером расшитые чулочки,
Клюквины — как крупный виноград,
В ягеле — брусники алой точки.
Нет, не сон. Мой добрый дух тайги —
Запах сосен и листвы опавшей.
Лес вздохнул — и, словно мотыльки,
Хлопья сажи, в угольках дремавшей.
Девочка-хантыйка варит чай:
В тоненькой обветренной ладошке
Ровная, как белая свеча,
Из березы струганая ложка.
Звонкие подвески на висках
Вторят писку комариной стаи.
Пусть молчим на разных языках!
Эта церемония простая:
Ты мне кружку чая подаешь,
И ресницы ловят лучик солнца.
Я тебе — конфеты: ну, берешь?
Фантиком шурша, она смеется...
Каждый раз, когда обнимет грусть,
О таежных сумерках тоскую.
Знаю — обязательно вернусь,
Розовое небо расцелую!
Рвусь душой туда, где хлопоча,
В котелке с копчеными боками
Девочка-хантыйка варит чай,
Косу робко теребит руками.

Вот такой музыкальный инструмент называется нарс-юх или сынквалтап. Он похож на лодочку, а по звучанию похож чем-то на балалайку или гусли. Еще наши югорчане, например, любят играть на варгане. Обратите внимание, на нетипичные для коренных северных народов черты лица. Ассимиляция. Но даже те, в ком только треть северной крови, считают себя продолжателями рода, изучают свою культуру и чтут традиции.

Мастерицы-рукодельницы даже на ярмарке найдут время для любимого занятия 🙂

А вот и повседневная одежда. Не такая богатая, конечно, не расшитая бисером и узорами. Но все равно слышны отголоски традиций.

На стыке времен и культур.

Северные мотивы в обычной одежде. Даже в модных коллекциях югорских модельеров! 🙂

А вот для желающих небольшой ликбез (мало ли пригодится):

Малица — мужская одежда народов Крайнего Севера (ненцев, и частично распространена у коми и ханты). Раньше малицу надевали на тело, теперь - на белье и другую одежду. Малицу шьют из оленьих шкур мехом внутрь, подол — мехом наверх.

Совик (гусь, сокуй, кумши, кумшин, савак, соок, ягушка) — верхняя меховая одежда с капюшоном или без, надеваемая на малицу.

Унты (от эвенкийскго УНТА — ОБУВЬ), название меховой обуви. Кисы — так называют унты ханты и манси. Я в таких все детство пробегала. И до сих пор хожу! В 50 только они от холода и спасают 🙂

И бонус!

Потрясающие, глубокие и живые портреты коренных жителей Сибири от фотографа-путешественника Александра Химушина!

ЭВЕНКИ

ЭВЕН

ДЕВОЧКА-ЮКАГИРКА

БУРЯТЫ

УЛЬЧИ

УДЭГЕЙЦЫ

САХА

ДЕВОЧКА-УЛЬТЫ

НАНАЙСКАЯ ДЕВУШКА

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА ДОЛГАНОВ

ТАЗЫ (одна из самых малочисленных национальностей России наряду с ижорами, ороками).

ОРОКИ

ЧУКЧА

ТОФАЛАР

НИВХИ

НЕГИДАЛЬСКАЯ ДЕВУШКА

Море вдохновения вам и позитива! Спасибо, что досмотрели мою подборочку до конца! 🙂

А тем, кому хочется еще глубже погрузиться в культуру северных народов, очень советую поискать в интернете сказки! Потрясающий фольклор — непривычный, нелогичный, волшебный и словно инопланетный. Как вариант — сборник сказок Слинкиной и Чучелиной.

www.livemaster.ru

Галерея

В папке 58 хранятся работы детей народов Севера России, созданные в период с 1926 по 1937 год.

Папка описана Н.Н. Фоминой.

В Институте под номером 58 хранится большая картонная папка, в которой нашими предшественниками - Г.В. Лабунской и А.В. Щекин-Кротовой, были собраны рисунки детей народов Севера. Всего 268 единиц хранения. В папке рисунки дифференцированы по группам, сложенным в бумажные папки небольшого размера, надписи на которых содержат следующую информацию: на некоторых значится имя коллекционера и годы собирания, на некоторых - место происхождения и годы поступления.

В папке хранятся рисунки, выполненные в 1926-1937 гг. детьми разных национальностей от 5-ти до 16-ти лет. Это - гиляки (нивхи), гольды (нанайцы), коряки, ламуты, ненцы, удэгейцы, ульчи, эвенки-тунгусы, эвены, эскимосы, якуты.

Географические масштабы коллекции определяются следующими территориями - Камчатка, Хабаровский край, Сахалин, Якутия, Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, Новая Земля, Архангельская область, Дальний Восток, Алтай, Катангский район Восточной Сибири.

Источниками поступления являлись собрания отдельных исследователей - Елизаветы Орловой в 1926-1927 гг., А. Чирковой в 1930-31 гг., Митрофановой в 1936-1937 гг., перепись населения, экспонаты Международной выставки детского рисунка 1934, конкурсы детского рисунка 1930-х годов. Источники поступления определены в результате изучения основы - бумаги, на которой выполнен рисунок (тетрадные, альбомные листы, бланки переписи), каждой пометы, оставленной на рисунке или сопроводительном документе.

Собрание рисунков детей народов Севера 1920-1930-х гг. состоит из трех основных частей. Часть рисунков была собрана в 1926-1927 гг., две другие - в 1930-е гг. при научном исследовании быта и культуры народов Севера и при подготовке всесоюзных выставок детского рисунка. На 55 рисунках - печать (штамп) Управления по развитию хозяйства и культуры народов Севера Главсевморпути при Совнаркоме СССР, основанного в 1935 году. Из этого Управления в Центральный дом художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР, судя по печатям, поступили папки с рисунками 1926-1927 гг. и рисунками 1930-х гг.


Папка описана Н.Н. Фоминой.

www.childrens-art-collection.com

Как живут оленеводы Крайнего Севера (38 фото)

В России все еще огромное число людей живет в практически неизменных первобытных условиях. Они обитают на севере в тундре, выпасая оленей как и тысячи лет назад...
Здесь почти всегда холод и снег. Нет никакой цивилизации. Даже компас, и тот, сходит с ума. Эти картинки могут напоминать декорацию, но всё по-настоящему. Смотрите!

1 На этой фотографии - семья оленеводов. Она могла быть сделана и сто лет назад, внешне в их жизни почти ничего не поменялось. Оленеводы до сих пор кочуют по тундре, перебираясь с места на место. А раз в год собираются вместе, приезжают в посёлок, единственный очаг цивилизации на многие километры.

2 Чтобы посмотреть на быт оленеводов, мало прилететь в Новый Порт, нужен проводник по тундре и транспорт. Зимой варианта два, и гости чаще всего добираются на вездеходе.

3 У местных есть быстрый конь-снегоход, Ямаха или Буран. К машине цепляют деревянный ящик на лыжах: в него помещается несколько человек или поклажа.

4 По пути, среди белой пустыни, едва различимы ненецкие кладбища: такие же ящики, но без лыж. Покойников здесь не закапывают, а оставляют на земле. На фотографии - камера хранения для оленеводов. В конце лета все лёгкие вещи оставляют в условном месте на нартах, а когда сходит снег, возвращаются за ними.

5 Одна из семей тундровиков живёт в двадцати километрах от посёлка. Дорога к ним занимает час.

6 Трудно объяснить, почему именно это место выбрали для стоянки. Просто пустыня, просто снег. К нартам привязаны лайки, начавшие истошно гавкать, как только почувствовали чужаков. Самая надёжная сигнализация. Маленькие собачки не способны тянуть упряжку, но отлично справляются с ролью пастухов: их так и зовут, оленегонные лайки.

7 Из чума вышла женщина в традиционном наряде - малице, сшитом из оленьей шкуры. Сам чум тоже собран “из оленя”. “У них же тысячу лет ничего не менялось” - подумал я и решил обойти шалаш вокруг.

8 Спутниковая тарелка у домика из палок и оленьей кожи…нет, всё-таки мы в двадцать первом веке.

9 Хозяйка чума в цветастом халате, приветствовала нас, не отрываясь от экрана, где показывали “Комиссара Рекса”. Возле телевизора заряжались два смартфона. На стене висел автоматический освежитель воздуха.

10 Я бы хотел рассказать об особенностях чумостроения, тем более что там есть интересные детали. Например, как часто нужно менять оленьи шкуры, как быстро они могут собрать или разобрать свой шалаш, но к сожалению, в тот самый момент перестала работать моя фотокамера, и я всячески пытался её вернуть к жизни. К сожалению, не помогло, и большая часть фотографий этого репортажа сделаны не мной, а ямальским фотографом Данилом Колосовым. Спасибо ему огромное, выручил!

11

12 Оленеводством занимаются в полутора десятках северных регионов России, но именно в Ямало-Ненецком округе самое большое поголовье, в 2010 году насчитывалось 660 тысяч оленей, в три раза больше, чем в следующем по количеству регионе, Якутии.

13 И олень в этих местах - не просто домашняя скотина, а кормилец. Причём, в прямом смысле: оленина составляет основу рациона жителей северных посёлков и самих тундровиков, из оленьих шкур делают дома и одежду.

14

15 Но олень - не только ценный мех. У каждой семьи непременно есть свой любимец, домашний оленёнок, который даже ночует в чуме.

16 Оленеводы по своему роду занятий напоминают американских ковбоев, только вместо клетчатых рубах навыпуск и широкополых шляп - тёплые непродуваемые малицы, сохраняющие тепло даже при экстремальных морозах. А минус сорок здесь - так, прохладно.

17 Может сложиться впечатление, что они какие-то дикари, непонятно почему живущие посреди тундры, но многие оленеводы умеют читать и писать, среди молодёжи почти все имеют законченное среднее образование, и такая жизнь - их собственный выбор.

18 Раз в год, по весне, на Ямале проходит День оленевода. Праздник кочует, как и сами его “виновники”: из-за огромных территорий и разного климата, он проходит в разных городах и посёлках в течение месяца.

19 И если вы хотите увидеть всю красоту и романтику жизни в тундре, стоит прилетать в эти даты. Яркие впечатления гарантированы!
20 Я оказался на празднике в посёлке Новый Порт, про который рассказывал отдельно. Оленеводы со всех концов бескрайней тундры съезжаются в райцентр. Едут, в прямом смысле, полдня на оленях. Иногда и дольше.

21 Собственное мероприятие в Новом Порту проходило только второй раз за последние 30 лет: долгое время приходилось добираться ещё дальше, в село Яр-Сале. Возродить традицию удалось благодаря “Газпром нефти”, чьё месторождение находится в близости от посёлка. Программа социальных инвестиций “Родные города” действует в Ямало-Ненецком округе и направлена на поддержку коренного населения, на чьи традиционные территории приходит добывающий промысел.

Помимо организации мероприятий в поддержку традиционной культуры народов севера и вложений в образование тундровиков, нефтяники заключают с каждой семьёй социально-экономические соглашения: им полагаются денежные выплаты или покупка техники. Деньги можно потратить на покупку техники, строительство или ремонт. А если в семье оленевода заболевает ребёнок или случается происшествие, к ним вылетает вертолёт: иначе до их трудоноступных мест жительства просто не добраться. Так что, ненцы себя чувствуют не хуже американских индейцев, а то и лучше.

Для жителей Крайнего Севера день Оленевода даже важнее Олимпиады. Ненцы, коренной малочисленный и азартный народ севера, ждут эти игры весь год.

23 Состязания проводятся по национальным дисциплинам, Одно из самых любимых среди ненцев - метание тынзяна на хорей (забрасывание “лассо”, изображает поимку выбранного из стада оленя).

24 Среди оленей выбирают самых красиво наряженных. Женщины тоже принимают участие, во многих дисциплинах наравне с мужчинами. Кроме борьбы, пожалуй.

25 Традиционное ненецкое единоборство похоже на японское сумо и собирает много зрителей.

26 Борьба идёт не только на ринге, но и рядом с ним. У детей своя атмосфера.

27 Важная деталь гардероба оленевода - кисЫ, ненецкие валенки. Сшиты из оленьих шкур. Необитаемы, непродуваемы, непромокаемы. Только весят немало, поэтому прыжки в них - то ещё состязание!

28 Перетягивание палки чем-то напоминает “наш” армреслинг. Да и вообще, почти все ненецкие состязания перекликаются с тем, что привычно западной культуре. Такие разные народы, но корни - одни.

29 Популярные на крайнем севере детские коляски выглядят странно. Угловатые и топорно сделанные “броневики на санках”. Местные жители на них не обращают внимание, самих в таких в детстве возили. Я же не мог оторвать глаз.

30 Так коляска устроена изнутри.

31 Усталь. Тундровики не привыкли проводить так много времени с другими тундровиками, и к вечеру у многих из них сдают силы.

32 На сцене, тем временем, награждали победителей различных состязаний. Неплохие призы, посуда и бытовая техника. Но этим ненцев не увлечь.

33 Главные призы были куда серьёзнее: победителей “оленьей Олимпиады” ждал новенький снегоход Ямаха, ещё в призовом фонде был отечественный “Буран” и дизель-генераторы.

34 После обеда все переместились на берег Обской губы. На льду уже расчистили трассу для главного и самого зрелищного соревнования, гонок на оленях.

35

36 Суть соревнований напоминает дрэг-рейсинг: две оленьи упряжки с “пилотами” одновременно стартуют, мчатся как можно быстрее до контрольной точки и возвращаются назад. Кто первый пересёк черту - побеждает.

37 Беговых оленей растят с детства, потом долго подбирают им партнёров по упряжке. Это целая наука, и неплохой бизнес. Чтобы избежать жульничества, участвовавших в гонке оленей помечают маркером.

38 Но даже это не помогает: желание прийти первым так велико, что оленеводы порой идут на настоящие ухищрения. Например, один парень одолжил оленей в соседнем районе: взял парочку из упряжки победителей, которые участвовали парой недель назад, и привёз их в Новый Порт. Вот только тундровики знают не только друг друга, но и соседских оленей. Зрители и другие участники легко определили подвох, и участника сняли с соревнований.

Источник


ribalych.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *