Названия геометрических фигур – Геометрические фигуры и их названия
Геометрические фигуры и их названия
Здесь вы с ребенком можете изучить геометрические фигуры и их названия с помощью веселых заданий в картинках. Но обучение будет проходить наиболее эффективно в том случае, если к распечатанному заданию вы добавите еще и различные образцы геометрических фигур. Для этой цели могут подойти такие предметы, как мячики, пирамидки, кубики, надутые воздушные шары (круглые и овальные), кружки для чая (стандартные, в форме цилиндра), апельсины, книги, клубки ниток, квадратные печенья и многое другое – все, что подскажет вам фантазия. Все перечисленные предметы помогут ребенку понять, что значит объемная геометрическая фигура. Плоские фигуры можно подготовить, вырезав из бумаги нужные геометрические формы, предварительно раскрасив их в разные цвета.
Чем больше различных материалов вы подготовите для занятия, тем интереснее будет ребенку изучать новые для него понятия.
Геометрические фигуры и их названия – Проводим занятие с ребенком:
Чтобы легко и непринужденно ребенок смог запомнить геометрические фигуры и их названия, скачайте сначала картинку с заданием во вложениях внизу страницы, распечатайте на цветном принтере и положите на стол вместе с цветными карандашами. Также к этому времени у вас уже должны быть заготовлены различные предметы, которые мы перечисляли ранее.
- 1 этап. Сначала пусть ребенок выполнит задания на распечатанном листе – проговорит вслух названия фигур и раскрасит все картинки.
- 2 этап. Необходимо наглядно показать ребенку отличия объемных фигур от плоских. Для этого разложите все предметы-образцы (как объемные, так и вырезанные из бумаги) и отойдите с ребенком от стола на такое расстояние, с которого хорошо видны все объемные фигуры, но потерялись из виду все плоские образцы. Обратите внимание малыша на этот факт. Пусть он поэкспериментирует, подходя к столу то ближе, то дальше, рассказывая вам о своих наблюдениях.
- 3 этап. Дальше занятие нужно превратить в своеобразную игру. Попросите ребенка, чтобы он внимательно посмотрел вокруг себя и нашел предметы, которые имеют форму каких-либо геометрических фигур. Например, телевизор – прямоугольник, часы – круг и т.д. На каждой найденной фигуре – громко хлопайте в ладоши, чтобы добавить энтузиазма в игру.
- 4 этап. Проведите исследовательскую и наблюдательную работу с теми материалами-образцами, которые вы заготовили к занятию. Например, положите на стол книгу и плоский прямоугольник из бумаги. Предложите ребенку пощупать их, посмотреть на них с разных сторон и рассказать вам свои наблюдения. Таким же образом можно исследовать апельсин и бумажный круг, детскую пирамидку и бумажный треугольник, кубик и бумажный квадрат, воздушный шар овальной формы и овал, вырезанный из бумаги. Список предметов вы можете дополнить сами.
- 5 этап. Положите в непрозрачный пакет различные объемные образцы и попросите ребенка достать на ощупь квадратный предмет, затем круглый, затем прямоугольный и так далее.
- 6 этап. Разложите перед ребенком на столе несколько различных предметов из тех, которые участвуют в занятии. Затем пусть ребенок отвернется на несколько секунд, а вы спрячьте один из предметов. Повернувшись к столу ребенок должен назвать спрятанный предмет и его геометрическую форму.
Скачать геометрические фигуры и их названия – Бланк задания – вы можете во вложениях внизу страницы.
Названия геометрических фигур – Карточки для распечатки
Изучая с малышом геометрические фигуры, вы можете использовать во время занятий карточки для распечатки от Лисёнка Бибуши. Скачайте вложения, распечатайте на цветном принтере бланк с карточками, вырежьте каждую карточку по контуру – и приступайте к обучению. Карточки можно заламинировать, либо наклеить на более плотную бумагу, чтобы сохранить внешний вид картинок, ведь использоваться они будут неоднократно.
Первые шесть карточек дадут вам возможность изучить с ребенком такие фигуры: овал, круг, квадрат, ромб, прямоугольник и треугол
bibusha.ru
Изучаем геометрические фигуры и их названия
Геометрические фигуры и их названия лучше изучать с ребенком, имея под рукой различные образцы нужных вам фигур. Например: мячики, кубики и т. д., чтобы малышу было более понятно, что представляют собой объемные геометрические фигуры; либо фигуры, вырезанные из бумаги – объясняя на примере, какие бывают плоские геометрические фигуры. Сделайте образцы разных ярких цветов, чтобы заострить на них внимание ребенка.
Геометрические фигуры и их названия – Проводим занятие с ребенком:
Чтобы быстро выучить геометрические фигуры и их названия, нужно уделить время для занятия, которое мы для вас подготовили. Сначала вам нужно будет скачать бланк с фигурами, распечатать на цветном принтере и выполнить указанные ниже пункты:
1. Для того, чтобы малыш быстрее запомнил разницу между объемными и плоскими фигурами, положите все имеющиеся у вас образцы на стол и отойдите на несколько шагов – объемные фигуры будут видны, однако не будет видно плоских. Обязательно обратите на это внимание ребенка.
2. Больше играйте с ребенком во время занятия – предложите ему, например, найти вокруг себя предметы, имеющие форму каких-либо геометрических фигур, либо достать на ощупь из пакета предмет определенной формы…
3. Выложите на стол несколько образцов фигур и покажите их малышу, после чего попросите его на минутку отвернуться и спрячьте одну из них. Повернувшись, ребенок должен озвучить, что именно спрятано.
Скачать геометрические фигуры и их названия в оригинальном размере (для распечатки на компьютере) вы можете во вложениях внизу страницы.
Задания являются авторской разработкой детского портала “Чудо-Юдо”. Копирование и перепубликация задания на других сайтах или в печатных изданиях запрещена законом об авторских правах.
chudo-udo.info
|
www.sites.google.com
Геометрические фигуры плоские и объёмные
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
- Познавательная: создать условия для ознакомления с понятиями плоские и объёмные геометрические фигуры, расширить представление о видах объёмных фигур, научить определять вид фигуры, сравнивать фигуры.
- Коммуникативная: создать условия для формирования умения работать в парах, группах; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; воспитывать у учащихся взаимопомощь, взаимовыручку.
- Регулятивная: создать условия для формирования планировать учебную задачу, выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать свою деятельность.
- Личностная: создать условия для развития вычислительных навыков, логического мышления, интереса к математике, формирования познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Планируемые результаты:
личностные:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; формирование ценностных отношений друг к другу;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; - формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание.
метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
- организация учебной деятельности, планирования;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты.
предметные:
- усвоить понятия плоские и объёмные фигуры, научиться сравнивать фигуры, находить плоские и объёмные фигуры в окружающей действительности, научиться работать с развёрткой.
УУД общенаучные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
УУД личностные:
- оценивать свои и чужие поступки;
- проявление доверия, внимательности, доброжелательности;
- умение работать в паре;
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, смайлики, модели фигур, развёртки фигур, светофоры индивидуальные, прямоугольники -средства обратной связи, Толковый словарь.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, исследовательские, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
1. Организация начала урока.
Утром солнышко взошло.
Новый день нам принесло.
Сильными и добрыми
Новый день встречаем мы.
Вот мои руки, я раскрываю
Их навстречу солнцу.
Вот мои ноги, они твердо
Стоят на земле и ведут
Меня верной дорогой.
Вот моя душа, я раскрываю
Её навстречу людям.
Наступи, новый день!
Здравствуй, новый день!
2. Актуализация знаний.
Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь мне и друг другу, садитесь!
Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.
Перед вами высказывание, прочитайте. Что означает это высказывание?
(Чтобы чего-то добиться, нужно что-то делать)
– И действительно, ребята, попадающим в цель может стать только тот, кто настраивает себя на собранность и организованность своих действий. И вот я надеюсь, что мы с вами на уроке достигнем своей цели.
– Начнем наш путь к достижению цели сегодняшнего урока.
3. Подготовительная работа.
– Посмотрите на экран. Что вы видите? (Геометрические фигуры)
Назовите эти фигуры.
– Какое задание, вы можете предложить своим одноклассникам? (разделите фигуры на группы)
– У вас на партах лежат карточки с этими фигурами. Выполните это задание в парах.
– По какому признаку вы разделили эти фигуры?
- Плоские и объемные фигуры
- По основаниям объемных фигур
– С какими фигурами мы уже работали? Что учились находить у них? Какие фигуры встречаются нам на геометрии впервые?
– Какая же тема нашего урока? (Учитель добавляет слова на доске: объёмные, на доске появляется тема урока: Объёмные геометрические фигуры.)
– Чему мы должны научиться на уроке?
4. «Открытие» нового знания в практической исследовательской работе.
(Учитель показывает куб и квадрат.)
– Чем они похожи?
– Можно ли сказать, что это одно и тоже?
– Чем же отличается куб от квадрата?
– Давайте проведём опыт. (Ученики получают индивидуальные фигуры – куб и квадрат.)
– Попробуем приложить квадрат к плоской поверхности порты. Что видим? Он весь (целиком) лёг на поверхность парты? Вплотную?
! Как назовём фигуру, которую можно целиком расположить на одной плоской поверхности? (Плоской фигурой.)
– Можно ли куб полностью (весь) прижать к парте? Проверим.
– Можно ли назвать куб плоской фигурой? Почему? Есть ли пространство между рукой и партой?
! Значит, что мы можем сказать о кубе? (Занимает определённое пространство, является объёмной фигурой.)
ВЫВОДЫ: Чем же отличаются плоские и объёмные фигуры? (Учитель вывешивает на доске выводы.)
ПЛОСКИЕ
- Можно целиком расположить на одной плоской поверхности.
ОБЪЁМНЫЕ
- занимают определённое пространство,
- возвышаются над плоской поверхностью.
Объёмные фигуры: пирамида, куб, цилиндр, конус, шар, параллелепипед.
4. Открытие новых знаний.
1. Назовите фигуры, изображенные на рисунке.
– Какую форму имеют основания этих фигур?
– Какие еще формы можно увидеть на поверхности куба и призмы?
2. Фигуры и линии на поверхности объемных фигур имеют свои названия.
– Предложите свои названия.
– Боковые стороны, образующие плоскую фигуру называются гранями. А боковые линии – рёбра. Углы многоугольников – вершины. Это элементы объемных фигур.
– Ребята, а как вы думаете, как называются такие объемные фигуры, у которых много граней? Многогранники.
Работа с тетрадями: чтение нового материала
Соотнесение реальных объектов и объёмных тел.
– А теперь подберите для каждого предмета ту объёмную фигуру, на которую он похож.
+ Коробка – параллелепипед.
- Яблоко – шар.
- Пирамидка – пирамида.
- Банка – цилиндр.
- Горшок из-под цветка – конус.
- Колпачок – конус.
- Ваза – цилиндр.
- Мяч – шар.
5. Физминутка.
1. Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий.
(Ученики «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар.)
А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до его вершины.
Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками по боковой поверхности.
Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой. Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю кнопку и… сюрприз выскакивает из коробочки!
6. Групповая работа:
(Каждая группа получает одну из фигур: куб, пирамиду, параллелепипед.Полученную фигуру дети изучают, выводы записывают в подготовленную учителем карточку.)
Группа 1. (Для изучения параллелепипеда)
Эта объемная фигура называется ______________ . Его стороны (грани) похожи на плоскую фигуру ______________ . Их ровно ______________ . Еще у этой фигуры есть углы – вершины, их ______________ . |
Группа 2. (Для изучения пирамиды)
Эта объемная фигура называется ______________ . Его стороны (грани) похожи на плоскую фигуру ______________ . Их ровно ______________ . Еще у этой фигуры есть углы – вершины, их ______________ . |
Группа 3. (Для изучения куба)
Эта объемная фигура называется ______________ . Его стороны (грани) похожи на плоскую фигуру ______________ . Их ровно ______________ . Еще у этой фигуры есть углы – вершины, их ______________ . |
Далее каждая группа выступает, представляя свою объемную фигуру другим.
7. Решение кроссворда
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Решение кроссворда в презентации
– Что нового вы для себя сегодня открыли?
+ Все геометрические фигуры можно разделить на объёмные и плоские.
+ А я узнал названия объёмных фигур
2.02.2018
urok.1sept.ru
MemorySecrets.ru
Названия геометрических фигур на английском языке. GEOMETRICAL SHAPES
Наименование: Геометрические фигуры по-английски
Язык: английский
Транскрипция: есть
Количество карточек: 24 шт.
Примеры: нет
Небольшой набор слов на английском с транскрипцией на тему «геометрические фигуры». Данный набор слов используется не только для определения геометрических терминов, но и при описании формы различных предметов или описания движений. Например, описание траектории движения мыши при выделении рисунка, будет звучать примерно так: Select this tool and then use the mouse to frame the image with a rectangle.
Выучили все английские слова на тему «GEOMETRICAL SHAPES»? Проверьте свои знания с помощью кроссворда или карточек:
Скачать карточки для печати на принтер:
Английский в картинках
FlashCards JavaScript is currently disabled.Please enable it for a better experience of Jumi.подробнее…
Английские слова с транскрипцией и переводом на тему «Геометрические фигуры»
sphere | [sfıə] | сфера |
octagon | [‘ɔktəgən] | восьмиугольник |
rhombus | [‘rɔmbəs] | ромб |
rectangle | [‘rek,tæŋgl] | прямоугольник |
parallelepiped | [,pærəle’lepıped] | параллелепипед |
square | [skweə] | Квадрат |
quadrilateral | [,kwɔdrı’lætərəl] | четырехугольник |
cone | [kəun] | конус |
hexagon | [‘heksəgən] | шестиугольник |
cylinder | [‘sılındə] | цилиндр |
hendecagon | [hen’dekəgən] | одиннадцатиугольник |
pyramid | [‘pırəmıd] | пирамида |
triangle | [‘traıæŋgl] | треугольник |
helix | [‘hi:lıks] | спираль |
trapezium | [trə’pi:zɪəm] | трапеция |
hemisphere | [‘hemısfıə] | полушарие |
parallelogram | [,pærə’leləugræm] | параллелограмм |
heptagon | [‘heptəgən] | семиугольник |
pentagon | [‘pentəgən] | пятиугольник |
torus | [‘tɔ:rəs] | тор |
octahedron | [‘ɔktə’hedrən] | октаэдр |
dodecagon | [dəu’dekəgən] | двенадцатиугольник |
decagon | [‘dekəgən] | десятиугольник |
cube | [kju:b] | куб |
Буду признателен, если вы расскажете об этой статье своим друзьям:
www.memorysecrets.ru
Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
О первых шагах накопления сведений по геометрии нет никаких письменных источников. Безусловно, первоначальные геометрические представления складывались постепенно, в результате практической деятельности человека. В глубокой древности люди не отделяли понятие формы предметов от самих предметов. Затем было замечено, что многие предметы имеют одинаковую форму. Взяв за основу один предмет, люди стали использовать его название для обозначения других, сходных по форме, т.е. произошло абстрагирование формы предметов. Так, все предметы, имеющие форму, похожую на малярный валик, стали называть цилиндром (“цилиндр” в переводе с греческого обозначает “валик”, “вращаю”, “катаю”). В дошедших до нас самых древних математических документах, написанных около 4 тыс. лет назад в странах Древнего Востока, уже встречаются геометрические понятия, проводятся вычисления площадей некоторых фигур. Возникновение геометрии было обусловлено практическими потребностями людей. Первые дошедшие до нас сведения связаны с задачами землемерия и вычисления объемов тел и площадей (Древний Египет, начало II тыс. до н.э.). Однако археологами были обнаружены геометрические орнаменты, которые выполняли наши предки за 25 000 лет до н.э.
Колыбелью геометрии считается Египет. В Древней Греции восприняли и переработали достижения науки Древнего Востока. В VI — V вв. до н.э. древнегреческие ученые систематизировали отдельные математические сведения, заимствованные у древних народов, особенно вавилонян. В Древней Греции сложилась большая часть современных математических терминов. В дальнейшем они были переведены на латынь, которая служила на протяжении многих веков языком ученых. Отсюда многие математические термины связаны с греческим и латинским языками.
Рассмотрим происхождение некоторых геометрических терминов. Выберем такую информацию, которая будет полезна воспитателям дошкольных учреждений. Параллельно будем давать общепринятые в современной математике соответствующие определения.
ВЕРШИНА. Общеславянское слово индоевропейского характера. Образовано от той же основы, что и греческое “орос” — “гора”. Первичное значение – “то, что возвышается”. До конца XIX в. в русских учебниках геометрии “вершиной” треугольника называлась только та, которая была действительно вверху и только в последнее десятилетие XIX в. “вершиной” становится любая вершина треугольника.
Вершина угла — это точка пересечения двух прямых, образующих угол.
ГЕОМЕТРИЯ. Греческое слово “геометрия” состоит из двух слов: “гео” — «земля» и ”метрио” — “мерю”, т.е. в переводе это слово означает «землемерие».
ГРАНЬ. Общеславянское слово. Первоначальное значение — ”выступающее, торчащее, остроконечное”.
Грань многогранника — это плоский многоугольник, являющийся частью поверхности многогранника и ограниченный ее ребрами.
ДИАГОНАЛЬ. Термин состоит из греческих слов “диа” — “через” и “гон” — “угол”. Буквальное значение слова — “проходящая через угол”.
Диагональ многоугольника — это отрезок, соединяющий две вершины многоугольника, не принадлежащие одной его стороне.
ДИАМЕТР. Греческое слово, в переводе означает “поперечник”, “калибр”.
Диаметр окружности — это отрезок, соединяющий любые две точки окружности и проходящий через ее центр.
КВАДРАТ. Термин образовался как буквальный перевод соответствующего греческого слова “квадратус” — “четырехугольный”.
Квадрат — это прямоугольник, у которого длины всех сторон равны. Квадрат – правильный четырехугольник.
КОНУС. Происходит от греческого “конос”, что в переводе означает «сосновая шишка” или “остроконечная верхушка шлема”, “кегля”, “остроконечный предмет”.
Конус — это геометрическое тело, ограниченное конической поверхностью и плоскостью, пересекающей ее по замкнутой кривой.
Если основание конуса есть круг и вершина конуса проецируется в центр круга, то конус называется прямым круглым конусом. Он образуется вращением прямоугольного треугольника около одного из его катетов.
Пирамида есть частный случай конуса, когда его основание многоугольник.
КРУГ. Общеславянское слово, имеющее соответствия в германских языках: в древнегерманском “кригер” — “кольцо”, “круг”, в греческом – “колесо”, “круг”).
Круг — это множество всех точек плоскости, расстояние от каждой из которой до данной точки этой плоскости не больше данного расстояния.
КУБ. Происходит от греческого “кубос” — “игральная кость”.
Куб — это правильный шестигранник. Куб — это прямоугольный параллелепипед, все ребра которого конгруэнтны между собой.
ЛИНИЯ. Происходит от латинского слова “линеа”, которое произошло от “линум” — “лен”, “льняная нить”. Линия не имеет четкой формулировки и иногда определяется как «длина без ширины» или как “граница без поверхности”.
ЛОМАНАЯ. Общеславянское слово, производное от “лом”, “ломать”.
Ломаная — это объединение отрезков, конец каждого из которых (кроме последнего) является началом следующего, причем смежные отрезки не лежат на одной прямой. Отрезки ломаной называются звеньями. Ломаная без самопересечений, у которой конец совпадает с началом, называется простой замкнутой ломаной.
МАТЕМАТИКА. Греческое слово “масма” означает “наука”, “ученье”, “учусь через размышление”. Этот термин ввели пифагорейцы в Древней Греции. В те времена (VI в. до н.э.) математика включала в себя четыре отрасли науки: учение о числах (арифметику), теорию музыки (гармонию), учение о фигурах и измерениях (геометрию) и астрономию.
Математика — наука о количественных отношениях и пространственных, формах действительного мира.
МНОГОГРАННИК. Термин образован путем соединения двух слов “много”‘ и “грань”.
Многогранник — геометрическое тело, граница которого есть объединение конечного числа многоугольников.
Выпуклый многогранник называется правильным, если у него все грани — правильные конгруэнтные многоугольники и все многогранные углы конгруэнтны. МНОГОУГОЛЬНИК. Термин образован путем соединения двух слов ‘”много” и “угол”. Имеет соответствия в индоевропейских языках (например, в греческом “полигон” (“многоугольник”) составлено из “поли” — ”много” и “гонна” — “угол”).
Многоугольник — объединение простой замкнутой ломаной и его внутренней области. Ломаная называется границей многоугольника. Звенья ломаной называются сторонами многоугольника, вершины ломаной — вершинами многоугольника.
Правильным многоугольником называется плоский выпуклый многоугольник, у которого стороны конгруэнтны и все внутренние углы тоже конгруэнтны.
ОВАЛ. Французское слово “оваль” — “овальный” произошло от латинского] “овум” – “яйцо”. Овал — замкнутая выпуклая гладкая плоская кривая.
ОВАЛОИД. Этот термин образован путем соединения двух слов “оваль” — “овальный” и “эидос” — “вид”.
Овалоид — это множество точек пространства, которое произвольная прямая пересекает не более чем в двух точках. Овалоид — это пространственный вариант овала.
ОКРУЖНОСТЬ. В переводе с греческого это слово означает “периферия”.
Окружность — это множество точек плоскости, находящихся на данном расстоянии от данной точки, лежащей в той же плоскости и называемой ее центром. Окружность — это граница круга.
ОСЬ. Общеславянское слово, имеющее соответствия в других индоевропейских языках (сравним в латинском “оксис” — “ось”, “прямая”).
Ось — это прямая линия, проходящая через центр чего-то (или через центр вращения тела).
ОТРЕЗОК. Общеславянское слово, производное от “резать”.
Отрезок — множество, состоящее из двух различных точек и всех точек, лежащих между ними.
ПАРАЛЛЕЛОГРАММ. Это слово образовано путем соединения двух греческих слов: “параллелос” — “параллельный” и “грамме” — “линия”, т.е. буквально переводится как “параллельнолинейный”.
Параллелограмм — это четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны.
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД. Термин образован путем соединения двух греческих слов: “параллелос” — “параллельный” и “эпипедос” — “плоскость”.
Параллелепипед — призма, основанием котopoй является параллелограмм.
Если боковые ребра параллелепипеда перпендикулярны плоскости основания, то параллелепипед называется прямым, и противном случае — наклонным. Если основание прямого параллелепипеда — прямоугольник, то такой параллелепипед называется прямоугольным. Прямоугольный параллелепипед с разными измерениями называется кубом.
ПЕРПЕНДИКУЛЯР. Термин был образован в средние века от латинского слова “перпендикулюм” — “отвес”, которое, в свою очередь, произошло от слова “взвешивать”.
Перпендикуляром к данной прямой называется прямая, пересекающая данную прямую под прямым углом.
ПИРАМИДА. Одни считают, что греческое слово ”пирамида” происходит от египетского “пирамус” — “боковое ребро сооружения”. Существует другое предположение: термин берет своё начало от формы хлебцев в Древней Греции, т.е. является производным от греческого слова “пирос” — “рожь”. Некоторые ученые считают, что термин произошел от греческого слона “пир” — “огонь”, т.к. пламя иногда напоминает по форме пирамиду.
Пирамида — это многогранник, одна из граней которого — многоугольник, а остальные грани — треугольники, имеющие общую вершину.
ПРИЗМА. Греческое слово “призма” означает “отпиленный кусок”, “отпиленная часть”.
Призма — это многогранник, у которого две грани — конгруэнтные n-угольники, лежащие в параллельных плоскостях, а остальные n граней — параллелограммы. Конгруэнтные многоугольники, лежащие в параллельных плоскостях, называются основаниями призмы, а другие грани (параллелограммы) — боковыми гранями призмы.
Призма, у которой боковые ребра перпендикулярны основаниям, называется прямой призмой, в противном случае — наклонной. Призма, основанием котором является параллелограмм, называется параллелепипедом.
ПРЯМАЯ. Общеславянское слово, имеющее соответствия в других индоевропейских языках (сравним в греческом “промос” — “передовой”, “прямой”). Классификация линий на прямые, ломаные, кривые и углов — на прямые, острые и тупые берет свое начало в глубокой древности.
Прямая — одно из основных понятий геометрии, косвенное определение которому дается через аксиомы.
ПРЯМОУГОЛЬНИК. Термин образован путем соединения двух слов: “прямой” и “угол”.
Прямоугольник — это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Прямоугольник является параллелограммом. Прямоугольник, у которого смежные стороны конгруэнтны, называется квадратом.
ПРЯМОЙ УГОЛ. Одно из древних геометрических понятий, оно связано с образом вертикального положения человека и многих предметов окружающей среды.
Прямой угол – угол, конгруэнтный своему смежному. Величина прямого угла равна 90 градусов.
РАДИУС. Слово происходит от латинского “радиус” — “луч”, “спица в колесе”. Термин становится общепринятым лишь в конце XVII в.
Радиус окружности — это расстояние от центра окружности до любой ее точки.
РАССТОЯНИЕ. Слово заимствовано из старославянского языка. Образовано от “расстояти” — “стоять в отдалении”.
Расстояние от одной точки до другой – основное неопределяемое понятие в математике.
РЕБРО. Общеславянское слово, образованное от основы «реб», имеющей индоевропейский характер (сравним и англосакском ”рибби” – “ребро”, “узкий край”, “сторона предмета”).
Ребрами многогранника называются стороны граней многогранника.
РОМБ. Одни считают, что этот термин произошел от греческого слова “ромбос”, означающего ”бубен”, т.к. ромб похож на четырехугольный бубен, другие — что от греческого слова “‘ромб”, которое означает «вращающееся тело», «веретено», т.к. сечение в обмотанном веретене имеет форму ромба.
Ромб — что параллелограмм, все стороны которого конгруэнтны.
СТОРОНА. Общеславянское слово, имеющее индоевропейский характер.
Сторонами многоугольника называются звенья границы многоугольника.
СФЕРА. Термин происходит от греческого “сфайра” — “шар”, “мяч”.
Сфера — это множество точек трехмерного пространства, находящихся на данном положительном расстоянии от данной точки.
ТОЧКА. Общеславянское слово, происходит от глагола “ткнуть” и означает результат мгновенного прикосновения, укола.
Точка — это одно из основных понятий геометрии, косвенное определение которому дается в аксиомах.
ТРАПЕЦИЯ. Греческое слово “трапедзион” переводится как “столик” (сравним со словом “трапеза”). Раньше трапецией называли любой четырехугольник (не параллелограмм). Лишь в XVII п. это слово приобрело современный смысл.
Трапеция — это выпуклый четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны, а две другие не параллельны.
ТРЕУГОЛЬНИК. Термин образован путем соединения двух слов: “три” и “угол”. Слово “три” общеславянское, индоевропейского характера (сравним в греческом “трйс” — “три”). Понятие о треугольнике исторически развивалось, по-видимому, так: сначала рассматривались лишь правильные и прямоугольные треугольники, затем — равнобедренные и, наконец, разносторонние треугольники. В русских учебниках геометрии конца XIX и. используются такие термины, как “треугольники о равных бедрах», “бок угла”, “бок квадрата”. Только в последнее десятилетие XIX в. устанавливается знакомая нам терминология.
Треугольник — это многоугольник с тремя сторонами.
УГОЛ. Общеславянское слово индоевропейского характера (сравним в латинском ”ангулус” — “угол”, “кривой”).
Угол — одна из частей плоскости, ограниченная двумя лучами с общим началом.
ФИГУРА. Латинское слово, означает “образ”, “вид”, “начертание”. Этот термин вошел в общее употребление в XIIв. До этого чаще употреблялось другое латинское слово — “форма”, также означающее ”наружный вид”, “внешнее очертание предмета”.
Фигура — это часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, или часть пространства, ограниченная замкнутой поверхностью.
ЦЕНТР. Произошло от латинского слова ”центрум”, которое, в свою очередь, произошло от древнегреческого “кентрон”, означавшего “колющее орудие”, “острие ножки циркуля”.
Центр окружности — точка, равноудаленная от всех точек окружности, лежащая в одной с ней плоскости.
ЦИЛИНДР. Происходит от греческого «кылиндрос» — «валик».
Цилиндр — это тело, полученное пересечением цилиндрической поверхности и двумя параллельными плоскостями.
Прямой круговой цилиндр — это тело, образованное вращением прямоугольника около одной из его сторон.
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК. Термин образован путем соединения слов «четыре» и «угол». Четыре – общеславянское слово (сравним в литовском «кетичи» — “четыре”, и в латинском “кватор” — ”четыре”).
Четырехугольник – это многоугольник, имеющий четыре стороны.
ШАР. Слово образовалось от греческого «сфайра» – «мяч» путем перехода согласных сф в ш.
Шар — это множество точек трехмерного пространства, расстояние от каждой из которых до данной точки не больше данного расстояния. Шар – это тело, ограниченное сферой.
ЭЛЛИПС. Слово произошло от греческого “эллипсис” – “опущение”, «недостаток”. В геометрии «недостаток» трактуется как недостаток эксцентриситета до 1. Он равен отношению расстояния между фокусами эллипса. Для эллипса эксцентриситет меньше 1.
Эллипс – это замкнутая плоская кривая линия, сумма расстояний для каждой точки которой от двух данных точек (фокусов) есть величина постоянная. Если фокусы совпадают, то эллипс превращаются в окружность, для которой совпадающие фокусы являются центром, а эксцентриситет равен 0.
ЭЛЛИПСОИД. Термин означает «эллипсообразный». Слово образовано путем соединения двух греческих слов «эллипсис» («недостаток») и «эидос» («вид»).
Эллипсоид — это поверхность, образуемая при вращении эллипса вокруг одной из его oceй. Если все оси эллипса одинаковы, то эллипс превращается в сферу.
cyberpedia.su
Учебный проект “История названий геометрических фигур”
МКОУ «Торбеевская основная общеобразовательная школа имени А.И.Данилова»
Районная научно практическая конференция – 2013
математика
История названий
геометрических фигур
учебный проект
ученицы 5 класса
Соколовой Татьяны
Руководитель: Жарикова Л.С., учитель математики
Кто хочет ограничиться настоящим,
без знания прошлого, тот никогда его не поймет .
Вильгельм Лейбниц
Цель: узнать, как геометрические фигуры получили
свои названия.
Задачи:
- собрать информацию о названиях геометрических
фигур, используя словари и энциклопедии;
- найти стихотворения и загадки о геометрических
фигурах;
- сделать на математическом кружке сообщение;
- выпустить листки для стендов в кабинете
математики.
Как возникла геометрия
В глубокой древности, когда люди делали примитивные орудия: каменный нож, лук, стрелы,… появилась потребность в измерениях. Земледелие, ремёсла и торговля привели к необходимости вести сложные расчёты, определять площади земельных участков…
4000 лет назад
Египет
В жарком, засушливом Египте выращивать зерно можно было только в долине реки. Весной, после дождей Нил широко разливался и покрывал поля своим плодородным илом. Эта земля давала богатые урожаи и очень высоко ценилась, она была распределена между крестьянами.
Но вот в чём была незадача: поля друг от друга отделялись межами, а разлившийся Нил их смывал и часто менял русло. Приходилось после схода воды границы участков восстанавливать. А участки были и прямоугольные, и треугольные, и квадратные, и другой сложной формы .
Восстанавливали границы участков особые чиновники – гарпедонапты (натягиватели верёвок), которые занимались межеванием земель .
Так из практических задач о межевании полей и возникла наука ГЕОМЕТРИЯ
ГЕО geо –
ГЕОМЕТРИЯ ( греч.) geometria
МЕТРИЯ
metreo
Земля
Измеряю
Древняя Греция
Древние греки были первооткрывателями геометрии. Это был удивительный и очень умный народ.
Греки были отличными моряками, во всех направлениях они бороздили Средиземное море. Везли посуду и украшения из Вавилона, бронзовое оружие из Египта, шкуры зверей и хлеб с берегов Черного моря.
И вместе с товарами они привозили в Грецию знания.
О названиях геометрических фигур
Различных геометрических фигур очень много. Прежде чем изучать их свойства, нужно было придумать им названия. До греков никто фигуры не изучал и никаких имён у них не было. Греки нашли гениальный выход: они стали называть фигуры словами, обозначавшими предметы похожей формы.
Эта дама очень упряма.
Она всегда идёт прямо
И от точки и до точки,
Несмотря на мох и кочки,
Остановки и отсрочки,
Как ни думай, ни крути –
По кратчайшему пути .
Линия. Прямая линия
linea (лат.) – льняная нить
Биссектриса
Биссектриса – это крыса, которая
бегает по углам и делит угол пополам.
Биссектриса – это луч, который выходит из вершины угла и делит угол пополам.
«bis» (лат.) – дважды
«sektio» (лат.)- рассчение
рассекающая
надвое
Перпендикуляр
Но если в раздумье застынет школяр,
Примером пусть служит перпендикуляр.
Ведь к цели идёт он не как-нибудь,
А выбирает кратчайший путь.
«pendula» (лат.) – маятник, отвес
Когда-то перпендикуляром назвали просто вертикальное направление, направление отвеса. Оно образует прямой угол с земной поверхностью.
Радиус
«radius» (греч. лат.) – спица в колесе
Обод колеса соединялся с осью планками, которые греки называли радиусами. Поэтому когда древние геометры начертили окружность и соединили её центр с точкой на окружности, то они увидели рисунок колеса и стали проведенный отрезок называть спицей, т.е. радиусом.
Параллелограмм
Ты не знаешь, сколько грамм
Весит параллелограмм?
Не могу понять, в чём дело?
Сколько это «параллело»?
– Где, дружок, твоя культура?
Параллелограмм – фигура!
Знает каждый школьник в мире
У него сторон – четыре.
Их рисуют не бесцельно,
А попарно параллельно.
«parallelos» (греч.)- идущие рядом
Ромб
«rhombos» (греч. лат.) – бубен
Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше, во времена древних греков бубны имели четырёхугольную форму – форму ромба .
Трапеция
«trapezion» (греч. лат.) -столик
Цилиндр
«kylindros» (греч.) – каталка
Название цилиндру, наверное, дали прачки или кухарки. Потому что для стирки и прокатки белья женщины применяли скалку, которая по-гречески до сих пор называется «каландер» .
Конус
«conos» (греч.) – сосновая шишка
- Геометрических фигур очень много. Те фигуры, которые известны людям с древних времён, носят греческие (или латинские имена), потому что именно греки создали геометрию и дали фигурам имена.
- Названия геометрических фигур первоначально были названиями предметов, имеющих форму близкую к форме фигур. Это показывает, что геометрия возникла для решения практических задач и тесно связана с человеческим трудом.
- Названия некоторых геометрических фигур отражают их свойства.
Выводы:
… я поняла, что названия геометрических фигур совсем не странные, а очень даже разумные и понятные. Просто почти все они пришли к нам из греческого или латинского языков.
Источники
- Словарь иностранных слов. М. «Наука» 1954.
- http :// ru . wikipedia .
- И.Ф.Шарыгин Уроки дедушки Гаврилы или Развивающие каникулы. М. «Дрофа», 2003
multiurok.ru