Неживая природа это солнце: Живая и неживая природа — урок. Окружающий мир, 2 класс.
Что относится к живой природе и неживой: доходчивое объяснение
Что относится к живой природеНаша планета Земля уникальна тем, что среди миллиардов других планет нашей галактики (не говоря уже о Солнечной системе) на ней есть жизнь. Возникновение жизни и живой природы на Земле все еще величайшая научная загадка, ученые могут лишь строить гипотезы о том, как впервые появилась жизнь. Вместе с тем изучение этой самой жизни, то есть живой природы, то чем занимается наука биология, дает нам множество полезных знаний. Как впрочем, и изучение природы неживой, а вот чем отличается живая природа от неживой, что именно относится к живой природе и по каким признакам, об этом поговорим в нашей статье.
Что относится к живой природе
Для начала дадим определение того, что такое просто природа.
В свою очередь к живой природе относится:
- человек,
- животные,
- птицы,
- рыбы,
- насекомые,
- растения,
- микроорганизмы (бактерии, вирусы, микробы)
- грибы (порой их относят к микроорганизмам, но мы не считаем, что грибы правильно относить к ним).
Признаки
Все представители живой природы имеют ряд общих признаков, который и отличает их от объектов природы неживой. Что же это за признаки? Давайте разберем:
Все живые организмы:
- рождаются,
- дышат,
- растут и развиваются,
- реагируют на изменение окружающей среды,
- питаются,
- размножаются,
- стареют,
- умирают.
Аксиомой является то, что все живое дышит, а дыхание – основа жизни. У людей и животных для этого служат легкие, у рыб есть жабры, растения имеют специальные клетки, поглощающие углекислый газ, даже простейшие одноклеточные организмы, вроде амебы дышат при помощи цитоплазмы.
Живое не может существовать без питания, растениям необходимо вода и почвенные удобрения, животные и насекомые питаются либо травой, либо другими животными и насекомыми, ну а человек, пожалуй, обладает самым разнообразным в мире рационом питания.
Также почти все живое движется, даже растения и цветы поворачиваются в сторону Солнца. Исключением тут, пожалуй, являются лишь грибы, а ведь и они относятся к живой природе.
Многие живые организмы имеют свои комфортные условия обитания, так теплолюбивая пальма не приживется в наших умеренных широтах, зимние холода для нее будут непереносимы. Но тут уже множество исключений, главным из которых будет сам человек, способный жить, как в тропических лесах, так и в арктической тундре. А некоторые виды бактерий могут жить и вовсе в самых неожиданных местах, например в жерле вулканов.
Отличие от неживой природы
Выдающийся украинский ученый В. И. Вернадский в свое время дал определение, что живое вещество это множество организмов, участвующих в разных биохимических процессах, независимо от их систематической принадлежности. На протяжении своего жизненного цикла они формируют сложные химические элементы, а после смерти возвращаются в лоно природы, тем самым питая ее.
Среди отличительных признаков живой и неживой природы, можно выделит для живой следующие:
- она состоит из клеток,
- состоит из макромолекулярных органических соединений (белка, нуклеиновых кислот ДНК и РНК),
- самостоятельно размножается,
- может мутировать,
- имеет способность к физиологическому развитию, может приспосабливаться к изменению окружающей среды.
В то время как неживое:
- состоит из атомов и молекул,
- не способно развиваться физиологически,
- не способно размножатся,
- не способно к мутации.
Что относится к неживой природе
Своими функциями неживые объекты диаметрально противоположны живым, у них нет способности к рождению, размножению, питанию, дыханию, росту, также они не стареют и не умирают.
Примеры объектов неживой природы:
- Солнце,
- воздух,
- снег,
- песок,
- камни,
- ветер,
- вода,
- космические объекты (да, звезды не относятся к живой природе).
Впрочем, некоторые тела неживой природы обладают определенными функциями живых организмов. Например, те же звезды, будучи объектами неживой природы, тем не менее, рождаются, растут, стареют и наконец умирают, то есть также имеют свой жизненный цикл.
Среди свойств объектов неживой природы можно отметить следующие:
- Они всегда находятся в одном из трех агрегатных состояний: твердом, жидком или газообразном.
- Находят в твердом состоянии они, как правило, крепкие и плотные: камни, почва, горы, песок.
- Находясь в жидком состоянии, они изменчивы, их молекулы плавают, пребывая в непрерывном движении.
Классификация живой природы
Биология делит все живые организмы на царства, типы, классы и виды. Научная отрасль биологии, которая занимается этой классификацией, называется систематикой.
Так схематически выглядит классификация всех живых организмов.
То есть на глобальном уровне есть клеточные организмы, состоящие из клеток (одной или многих) и вирусы, которые клеток не имеют.
Далее клеточные организмы в свою очередь делятся на прокариоты и эукариоты, чем же они отличаются? Прокариоты – это клетки, не имеющие ядра, такие клетки имеют бактерии, все остальные организмы за исключением бактерий состоят из клеток с ядром – эукариотов.И на последнем уровне нашей систематики животного мира располагаются царства: вирусов, бактерий, грибов, растений, животных. Человек, который является венцом эволюции, тем не менее, согласно биологической систематике относится к царству животных.
Остановимся подробнее на некоторых царствах живой природы.
Микроорганизмы
Ученые считают, что первыми живыми существами на нашей планете были именно микроорганизмы. Все эти бактерии, микробы, простейшие одноклеточные инфузории и амебы существовали задолго до появления первых животных, рыб, птиц, насекомых, существуют они и по наш день. Фактически это самая долгоживущая форма жизни.
Также микроорганизмы являются самой распространенной формой жизни на нашей планете, их можно встретить в любой экосистеме, даже в холодных льдах Антарктиды живут свои микробы и бактерии. Живя в самых разных условиях, они обладают просто фантастической выживаемостью, так некоторых формы микроорганизмов способны жить даже в космическом вакууме.
Из-за малых размеров они невидимы для нас, чтобы их разглядеть, необходим микроскоп. Излишне говорить, что микроорганизмы могут быть как полезными, так и вредными. Вредные вирусы являются возбудителями многих болезней у человека и животных, в то время как полезные микробы наоборот способствуют исцелению, благодаря тому, что на своем микро-уровне они борются со своими вредными собратьями.
Растительный мир
Растение играют просто таки огромную роль в жизни всего сущего, ведь именно они выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Растения – важная часть биосферы Земли, помимо этого они приносят большую пользу человеку и животным, являясь источником пищи, из растений делаются многие лекарства. И разумеется растения для людей творческий – источник вдохновения.
Животный мир
На нашей планете великое разнообразие различных животных. Причем в широком смысле к животному царству относятся птицы, рыбы, насекомые, рептилии, и разумеется млекопитающие, к которыми в свою очередь относимся, мы, люди.
В зоологии, подразделе биологии, изучающей животных, есть обширная система классификации «братьев наших меньших». Так их могут разделять по:
- местам обитания,
- методам выживания,
- способам питания.
Животный мир планеты.
Жизненный цикл
В отличие от объектов неживой природы все живые существа имеют определенные биоритмы, определяющие их развитие.
Жизненный цикл протекает приблизительно одинаково:
- Рождение, рост и развитие: из маленькой косточки вырастает большое дерево, а беспомощный маленький ребенок с годами превращается во взрослого самодостаточного человека.
- Размножение: все живое стремится оставить потомство (ну или почти все).
- Смерть – увы она неизбежна для всех живых организмов. Биологически смерть – это остановка всех жизненных функций организма, он перестает дышать, двигаться, есть, пить, чувствовать. В конце концов, после смерти происходит разложение организма на химические элементы, которые становятся удобрением для почвы. Так живая природа переходит в неживую.
Так схематически выглядит круговорот веществ в природе.
Связь живой и неживой природы
Объекты неживой природы все-таки появились раньше, поэтому они имеют первичное значение для возникновения жизни. Ведь не будь Солнца, воздуха, воды, твердой поверхности, без всего этого возникновение жизни на нашей планете было бы попросту невозможным.
В принципе мы уже пересчитали 4 основных элемента, без которых была бы невозможной жизнь, это:
- Солнце, без его тепла не было бы подходящей температуры для зарождения жизни. Стоит заметить, что наша Земля находится на идеальном расстоянии от Солнца, ведь будь она ближе или дальше, то здесь было бы слишком тепло, или наоборот слишком холодно.
- Воздух, как мы писали выше – дыхание – основа жизни, и без воздуха и атмосферы оно было бы невозможным.
- Вода – также необходима для существования жизни, без нее не обойтись ни людям, ни животным, ни растениям. Более того, многие биологи считают, что зарождение жизни произошло именно в воде.
- Почва – она является главной средой для произрастания растений, которые в свою очередь необходимы для выделения кислорода, чтобы обеспечить все живое воздухом.
В свою очередь, живые существа оказывают существенное влияние на неживую природу.
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.
Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы
Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.
Взаимосвязь на примере растений
Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.
Взаимосвязь на примере животных
Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.
Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.
Появление неживой природы
На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, – это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.
Свойства неживой природы
Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.
Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:
- Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.
- Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
- Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть.
Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
- Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.
Отличия неживой природы от живой
Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают – кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.
Появление живых организмов
Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы – с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.
Жизненный цикл
Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.
- Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
- Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
- Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
- Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.
Объекты живой природы
Объектами живой природы являются:
- люди;
- животные;
- птицы;
- растения;
- рыбы;
- водоросли;
- паразиты;
- микробы.
Объекты неживой природы
К объектам неживой природы относятся:
- камни;
- водоемы;
- звезды и небесные светила;
- земля;
- горы;
- воздух, ветер;
- химические элементы;
- почва.
Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.
Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья – это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.
Пример
Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.
Утка – живой организм. Она – объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде – связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.
Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.
Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету “естествознание” полностью посвящен этой теме.
Объекты неживой природы: примеры | Зеленый татарстан
Объектов неживой природы настолько много и они настолько разнообразны, что одна наука просто не в силах изучать их все. Этим занимается сразу несколько наук: химия, физика, геология, гидрография, астрономия и др.
По одной из существующих классификаций все объекты неживой природы делятся на три большие группы:
Твердые тела. Сюда относятся все горные породы, минералы, вещества, составляющие почву, ледники и айсберги, планеты. Это камни и залежи золота, скалы и алмазы, Солнце и Луна, кометы и астероиды, снежинки и град, песчинки и хрусталь.
Эти объекты имеют четкую форму, им не нужно питание, они не дышат и не растут.
Жидкие тела — это все объекты неживой природы, находящиеся в состоянии текучести, не имеющие определенной формы. Например, роса и капли дождя, туман и облака, вулканическая лава и река.
Все эти виды объектов неживой природы тесно взаимосвязаны с другими телами, но также не нуждаются в пище, дыхании и не способны к размножению.
Газообразные тела — все вещества, состоящие из газов: воздушные массы, водяной пар, звезды. Атмосфера нашей планеты — вот самый большой объект неживой природы, который если и изменяется, то только под воздействием окружающей среды. Но при этом не питается, не растет, не размножается. Однако именно воздух жизненно необходим для жизни.
Какие объекты неживой природы необходимы для жизни
Мы уже упоминали, что без объектов неживой природы жизнь на нашей планете невозможна. Из всего обилия для существования живой природы особую важность имеют следующие тела неживой природы:
Почва. Понадобилось несколько миллиардов лет прежде чем почва стала обладать теми свойствами, которые позволили появиться растениям. Именно почва связывает атмосферу, гидросферу и литосферу, в почве происходят самые важные физические и химические реакции: отжившие растения и животные разлагаются, трансформируются в полезные ископаемые. А еще почва защищает живые организмы от токсинов, нейтрализуя ядовитые вещества.
Воздух — крайне необходимая субстанция для жизни, так как все объекты живой природы дышат. А растениям воздух необходим не только для дыхания, но и для образования питательных веществ.
Вода — основа основ и первопричина зарождения жизни на Земле. Все живые организмы нуждаются в воде, для кого-то это среда обитания (рыбы, морские животные, водоросли), для других — источник питания (растения), для третьих — важнейший компонент питательной схемы( животные, растения).
Солнце — еще один объект неживой природы, ставшей причиной зарождения жизни на нашей планете. Его тепло и энергия необходимы для роста и размножения, без солнца не будут расти растения, замрут многие физические и химические реакции и циклы, которые поддерживают жизненный баланс на земле.
Связь неживой природы с живой весьма многогранна. Все природные тела, окружающие нас, неразрывно связаны тысячью нитей. Например, человек — объект живой природы, но ему нужны воздух, воды и Солнце для жизни. А это объекты неживой природы. Или растения — их жизни невозможна без почвы, воды, солнечного тепла и света. Ветер — объект неживой природы, заметно влияет на способность растений к размножению, разнося семена или сдувая сухие листья с деревьев.
С другой стороны и живые организмы неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав, растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.
Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/
Фото:bolshoyvopros.ru
Неживая природа осенью, изменения, явления и примеры
Неживая природа осенью, зачастую, изменяется до неузнаваемости. И конечно же, первое изменение, которое мы замечаем – это понижение температуры. Водоемы становятся не пригодными для купания в них, да и солнце больше не греет своим теплом, так как это было летом. Вместе с этим, очень заметно и то, что световой день уменьшается. Темнеет уже на пару часов раньше, да и рассвет приходит с опозданием. Ночи становятся все длиннее.
Но это лишь малые изменения, которые терпит окружающая природная среда. Так, вместе со всем прочим небо все реже окрашено в голубые оттенки. Чаще оно затянуто серыми, а не редко и черными тучами.
По земле расстилается туман, отчего кажется, что тучи всюду.
Ко всему прочему льют частые и обильные дожди, которым кажется, конца и края нет.
Такие изменения происходят в самом начале – в сентябре, а вот чем дальше, тем более заметно меняется все вокруг. Утром, на земле можно увидеть белый иней, который покрывает землю и все низко растущие растения.
А вот ближе к зиме может даже образоваться тонкий лед, на поверхности еще не высохших луж, а также может выпадать редкий снежок.
Интересно и то, что деревья сбрасывают уже пожелтевшие лисья, которые, в этот момент, превращаются в объекты неживой природы. Опадая, они становятся частью почвы, или пищей для некоторых червей. Можно сказать, что, осенняя пора активно превращает живую природу в неживую.
Но не все так страшно, так как через пару месяцев деревья вновь обретут свою пышную крону. Хотя изменяются не только деревья. Ведь почва также становится другой. Если в сухую и теплую погоду, земля достаточно твердая, то осенью, под воздействием многочисленны осадков, она становится боле мягкой, иными словами превращается в грязь. Наступая в такую почву в ней остаются глубокие следы. Правда такое происходит лишь до первых заморозков. Потом почва вновь становится твердой и холодной.
Еще одним любопытным явлением считается «бабье лето». Вед именно в этот период, неживая природа осени, вновь изменяется. Столбики термометров вновь ползут вверх, солнце греет более заметно, а дожди на время отступают и дают насладиться теплом и сухостью перед предстающей затяжной осенью.
Казалось бы, что неживая природа не имеет особого влияния на окружающую среду. Но оказывается, что именно благодаря ей мы замечаем изменения времен года, которые так сильно сказываются на всем живом на планете.
Ф.И._____________________________________ 1.Выбери верное утверждение: К природе относится … А) всё, что нас окружает; Б) всё, что нас окружает и не сделано руками человека; Г) всё, что сделано руками человека. 2.Что относится к живой природе? А) Карандаш, краски, лампа; Б) Снег, дождь, иней. В) Растения, человек, животные. 3. Что относится к неживой природе? А) Птица, молоко, уж; Б) Солнце, звёзды, луна. В) Человек, медведь, кит. 4.Что необходимо растениям и животным для жизни? А) Воздух; Б) Солнце; В) Солнце, воздух, вода. 5.Выбери предметы рукотворного мира? А) Птица, насекомое, гриб, солнце, луна. Б) Полотенце, кружка, платье, пенал. В) Сорока, лисица, ромашка, подберёзовик. 6.Выбери верное утверждение: А) Живые существа могут жить без неживой природы. Б) Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. В) Живые существа могут жить без воды, воздуха, света и тепла. 7.В чём отличие объектов живой природы от неживой? А) Дышат Б) Питаются В) Дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. | Ф.И._____________________________________ 1.Выбери верное утверждение: К природе относится … А) всё, что нас окружает; Б) всё, что нас окружает и не сделано руками человека; Г) всё, что сделано руками человека. 2.Что относится к живой природе? А) Карандаш, краски, лампа; Б) Снег, дождь, иней. В) Растения, человек, животные. 3. Что относится к неживой природе? А) Птица, молоко, уж; Б) Солнце, звёзды, луна. В) Человек, медведь, кит. 4.Что необходимо растениям и животным для жизни? А) Воздух; Б) Солнце; В) Солнце, воздух, вода. 5.Выбери предметы рукотворного мира? А) Птица, насекомое, гриб, солнце, луна. Б) Полотенце, кружка, платье, пенал. В) Сорока, лисица, ромашка, подберёзовик. 6.Выбери верное утверждение: А) Живые существа могут жить без неживой природы. Б) Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. В) Живые существа могут жить без воды, воздуха, света и тепла. 7.В чём отличие объектов живой природы от неживой? А) Дышат Б) Питаются В) Дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. | Ф.И._____________________________________ 1.Выбери верное утверждение: К природе относится … А) всё, что нас окружает; Б) всё, что нас окружает и не сделано руками человека; Г) всё, что сделано руками человека. 2.Что относится к живой природе? А) Карандаш, краски, лампа; Б) Снег, дождь, иней. В) Растения, человек, животные. 3. Что относится к неживой природе? А) Птица, молоко, уж; Б) Солнце, звёзды, луна. В) Человек, медведь, кит. 4.Что необходимо растениям и животным для жизни? А) Воздух; Б) Солнце; В) Солнце, воздух, вода. 5.Выбери предметы рукотворного мира? А) Птица, насекомое, гриб, солнце, луна. Б) Полотенце, кружка, платье, пенал. В) Сорока, лисица, ромашка, подберёзовик. 6.Выбери верное утверждение: А) Живые существа могут жить без неживой природы. Б) Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. В) Живые существа могут жить без воды, воздуха, света и тепла. 7.В чём отличие объектов живой природы от неживой? А) Дышат Б) Питаются В) Дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. |
Тема урока “Живая и неживая природа”. 2-й класс
Предмет: окружающий мир (любой УМК)
Класс: 2 класс
Презентация “Живая и неживая природа”
Предназначение: для фронтальной и индивидуальной работы с учащимися
Оборудование – компьютер, монитор, проектор, экран
Презентация выполнена в программе PowerPoint.
При подготовке материла были использованы идеи
Лысенковой С.Н. перспективно-опереживающего
обучения с использованием опорных схем при
комментируемом управлении учебным процессом.
Включать каждого ученика в активную
деятельность на всех уроках, довести
представления по изучаемой теме до формирования
понятий, устойчивых навыков –цель
перспективно-опереживающего обучения. Помогают
достичь ее так называемые опорные схемы. Опорные
схемы – это выводы, которые рождаются на глазах
учеников в момент объяснения и оформляются в
виде чертежа, рисунка. Кроме того, схема
становится алгоритмом рассуждения, снимает
скованность, страх и ошибки.
Презентация разработана по учебному комплекту Плешакова А.А., в то же время, она является универсальной и с успехом может применяться в процессе обучения по УМК других авторов.
Презентация призвана значительно сократить время на подготовку учителя к уроку, повысить плотность проведения урока.
Слайды работают по единому принципу. Переход от слайда к слайду осуществляется по щелчку. По щелчку появляются картинки стрелочки, по щелчку картинка растворяется и одновременно появляется следующая картинка
Презентация состоит из 9 слайдов.
1 слайд – титульный лист
2 слайд – Детям предлагается ответить на вопрос: “Что такое природа?”.
3 слайд – У: Природа – это деревья, травы,
солнце и т.д. Летом ребята купались в реке, озере,
море. Они наблюдали высоко в небе птиц. И лес, и
река, и воздух, и солнце – это природа.
По щелчку появляются картинки.
4 слайд – С помощью условных картинок дети узнают: что такое живая и неживая природа.
– Давайте обозначим природу схематическим рисунком (елочка и солнце).
– Природа содержит в себе два компонента живая и неживая природа.
– Как вы думаете из названных предметов, что можно отнести к живой природе, а что к неживой?
– Чем отличается живая и неживая природа?
– Значит, существует живая и неживая природа. Неживая природа – это вода, воздух, солнце. Выберем условный знак (солнце)и поместим его ниже. Рядом – еще один символ (елочка), в него надо поместить изображение живой природы. Это может быть любое животное, дерево, цветок. Покажем стрелками, что природа делится на живую и неживую.
– Живая природа так же неоднородна и включает
растения и животные. Растения можно обозначить
рисунком дерева. Растения относятся к живой
природе. Животные – это звери, птицы, рыбы.
Насекомые. Обозначим символом лошади. А
человека, к какому компоненту природы можно
отнести?
– Человек – это часть живой природы. Он относится к миру животных.
5 слайд – Повторение слайда 4.
– Человек – это часть живой природы. Он относится к миру животных. Человек не одинок. Он живет, учится с другими людьми, которые образуют общество. Все ученики класса тоже общество. Нарисуем двух человек на том же уровне, что и природа, соединим стрелочками с человеком. Люди работают и создают продукты труда. Стулья, дома, машины и т.д. – все сделано руками человека.
– Чем человек отличается от других частей?
– С помощью стрелок покажем связь человека с живой и неживой природой и обществом. У нас получилась опорная схема.
6 слайд – Комар – к какой природе относится и почему?
7 слайд – Трудом человека создаются самолеты
и выращивается пшеница. Почему самолет – это
изделие. А пшеница – часть природы?
8 слайд – Наша схема рассыпалась. Кто хочет ее восстановить?.
9 слайд – Спасибо за урок.
Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 Д
Тип урока: ОНЗ
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Задачи:
Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.
Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.
Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
Формировать умения фиксировать шаги УД, тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.
Материал к занятию:
Демонстрационный материал:
1. а) картинки гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол, Луна;
б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.
2. Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.
3. Учебник, Окружающий мир 1 класс 30 -32 стр.
4. Стакан воды;
5. Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.
Раздаточный материал:
1.Конверты с картинками живой и неживой природы;
2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.
3.Солнышко для этапа рефлексии.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Создание эмоционального настроя.
– Добрый день, дорогие ребята. Начинаем наш урок. Подумайте, всё ли у вас готово для успешной работы? (Учащиеся проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.)
– Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года.
Это всё вокруг… (природа)
1.С чего мы начнем свою работу?
Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа. Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?
А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека. )
Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?
Кто построил дом? – строитель, т.е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? ( книги, машины, дома, …).
А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)
ПРИРОДА – это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.
Может человек сделать солнце? – Нет.
Камни? – Нет.
– Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)
– Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.
Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.
2.Работа в парах.
Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.
Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.
Как мы выполняем работу? Сами.
А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.
У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.
Какая цель этой работы – надо распределить на 2 группы.
А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.
На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.
− Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.
Какие группы вы выделили? Ответы детей работающих у доски.
1 группа – машина, книга, стол – предметы, которые сделаны руками человека;
2 группа – гриб, одуванчик, белка, Луна – объекты природы.
III. Выявление места и причины затруднения.
– Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном – образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.
1.А что у вас вызвало затруднение?
-не смогли разделить на 2 группы;
– мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.
Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край парты.
2.Проблемный вопрос:
Ребята, это что? – Луна.
А как вы думаете, она относится к природе? Да.
На Луне кто- то живет?
Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.
А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему – то задумчивый. У него в руке письмо, какое – то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)
ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. ( на экране самолет и птица)
– Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей
Постараемся помочь Лунтику? Да.
А как вы думаете, ребята железная птица – это что? – самолет.
Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых?» (ответы детей)
IV. Проблемное объяснение нового знания.
Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).
Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)
Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;
Питается – да, кушает;
Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.
Движение – да, она двигается;
Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.
Умирает – рано или поздно все живое умирает.
Ребята, о какой природе идет речь? ( О живой).
И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.
На доске эталон:
РОЖДАЮТСЯ |
ДЫШАТ |
ПИТАЮТСЯ |
РАСТУТ |
ДВИГАЮТСЯ |
ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ |
УМИРАЮТ |
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы). Показываю на таблички и спрашиваю:
Рождается – да, из яиц.
Дышит? – да;
Питается? – да, клюет зерна;
Растет? – да;
Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;
Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.
Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.
А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)
Показываю на таблички и спрашиваю:
Рождается? – нет, его делает человек, т.е. сделан руками человека.
Дышит? – НЕТ;
Питается? – НЕТ;
Растет? – НЕТ;
Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.
Детки есть? – НЕТ.
Умирает?- НЕТ. Ломается. Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».
ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?
ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.
Живая природа – это животные, растения;
Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.
Физминутка.
Игра «Живая и неживая природа»
1. Применение знаний на практике.
Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.
Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.
Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?
Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.
Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.
А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.
Значит, деньги – это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.
А что у меня в руках? (Стакан воды)
А вода это богатство? (да, нет – если они ответили так)
Без колец, без золота прожить мы сможем?
А без ВОДЫ мы сможем?
Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.
Наша природа очень богата. Природа – наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.
На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на следующие группы: Эталон на доске:
– живые природные богатства
– неживые природные богатства
Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:
Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)
Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце – неживое природное богатство.
А без солнца мы сможем?
Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.
А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)
В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)
Какое задание вы должны были выполнить? Надо разбирать по признакам:
Дерево – живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон. Давайте разберем по признакам:
Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.
Дерево дышит – листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;
Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;
Дерево растет – да, сначала оно маленькое потом большое;
Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.
Дерево (размножается) – у него детки есть? – да, семена упали, и появились новые деревья;
Дерево умирает? – да, если не ухаживать.
Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да
Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.
Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!
А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы?
Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (на отдельных листочках)
– Теперь мы знаем, что такое живая и неживая природа? ( Да)
– К какому шагу вы перейдете? ( Надо выполнить самостоятельную работу и закрепить то, что мы узнали)
– Для чего важен этот шаг? ( Чтобы учиться применять новое знание.)
– Приготовили синие и зеленые карандаши. Перед вами лежат листочки, на которых нарисованы богатство живой и неживой природы. Вы должны зеленым цветом обвести богатства живой природы, а синим цветом обвести богатства неживой природы. (Дерево, солнце, облако, лиса, человек, звезда или планета).
Самопроверка по эталону. (после выполнения работы проводится). На слайде
Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.
Работу закончили, молодцы. Проверили все вместе. У кого неправильно, то исправляем. Как можно проверить свои результаты? – По эталону.
− Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)
− Мы преодолели затруднение? (Да.)
− Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Работа по учебнику.
А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
Давайте рассмотрим таблицу в учебниках стр. 32 .
Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить полезные вещи? Работаем простыми карандашами.
− Полезные вещи нужно соединить с нужным объектом. На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
− Проверяем по ЭТАЛОНУ.
Учитель открывает на доске эталон – образец.
− У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся исправляют свои ошибки. )
А теперь учебники закрыли и убрали на край парты.
Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе. Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.
2.Загадки. (рисунки вывешиваем на доске )
1. В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука – во лбу
Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)
2.Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус – неживое природное богатство)
3. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед – неживое природное богатство )
4. Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. (Светофор – неживое природное богатство )
5. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево – живое природное богатство)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Что необходимо сделать в конце урока? ( подвести итог нашей работы)
– каких два основных шага вы выполнили ( мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ)
1. Мы узнали что такое ПРИРОДА? По эталону
2. На какие 2 группы можно разделить природу?
3. Какие признаки живой природы мы знаем?
4. Назовите богатство живой природы;
5. Назовите богатство неживой природы;
6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)
-В чем было затруднение и почему оно возникло?
Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)
Мы достигли цели? (да)–
Чем мы воспользовались при достижении цели? (провели практическое задание по определению живой и неживой природы, работали в парах и по учебнику)
У кого остались затруднения?
Проанализируйте свою работу. Как мы оцениваем свою работу? На отлично!
Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.
(Слайд Лунтика – улыбчивый, радостный, потом сразу убрать слайд, чтобы дети не отвлекались).
Лунтик оставил вам загадки и подарки – солнышки. Учитель раздает учащимся солнышки.
Ребята, давайте вспомним, к какой природе относится человек: к живой или неживой? Да, человек часть живой природы. А поскольку человек – сам часть природы, он не может жить без природы и без её богатств. Кем должен быть человек по отношению к природе: хозяином или другом?
Чтобы природа дала нам свои богатства надо его любить и беречь. Человеку нужно бережно относится к природе.
Земля – наш общий дом. Небо, дождь, ветер, океан и тихий ручеёк, лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.
ЗАПОМНИТЕ это правило:
«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Знаки в мире неживой природы. Явления неживой природы
Явления неживой природы влекут за собой свою символичность и неоднозначность. Чему верить, а чему сомневаться? Разберем подробно, откуда пошло суеверие и что вы можете сказать о телах неживой природы.
Откуда взялись знаки
Современное представление о знаках пришло из глубокой древности, когда люди обладали достаточно ясным взглядом на мир, но были удивительно наблюдательны, что привело к созданию природных явлений.
Как люди могли узнать погоду на завтра, если только метеорологические службы, и новостные ленты в Интернете, и даже радио не крутят самую свежую информацию? Все справедливые приметы в мире неживой природы начали закладываться, когда первый мудрец поднял голову к небу и сказал, что завтра будет тепло, а через три года деревню ожидает засуха.
Теперь мы принимаем как должное то красное солнце до мороза, яркий, теплый ясный день. Но для народов, живших много веков назад, такие вещи, как явления неживой природы, значительно упростили существование и были столь же значимы, как для современного человека погодная лента, всплывающая во время новостей на голубом экране.
Итак, что значат эти удивительные наблюдения наших предков?
Тайны стража бледной Луны
Луна – таинство, которое манит каждую ночь, и не напрасно. Древние люди знали, как свет луны и луны влияют на организм человека. Наполовину мистические, наполовину научные – тела неживой природы несут на себе отпечаток мудрости поколений.
Рекомендуем
Мэр: полномочия и обязанности. Выборы городского головы
Нормальное функционирование всех систем поселения, грамотное и своевременное выполнение задач в сфере экономической, социальной и других сфер развития невозможно без контроля со стороны городского головы.А вот как избиратели могут оценить качество работы. ..
Франсиско Франко: биография и политическая деятельность
Когда в Испании началась гражданская война, генерал Франсиско Франко (Франсиско Паулино Эрменегильдо Теодуло Франко Баамонде – полное имя) праздновал свою аракатцаилу, но он казался уже уставшим от жизни и намного старше своих лет. До непрезентабельного вида…
По очертанию Луны и ее движению теперь легко можно определить погоду на несколько дней вперед, а особо талантливые по-своему могут определить ход выпадения осадков на месяцы:
- Бледный свет луны в зимнее время говорит о серьезной буре, с метелью и сильным морозным ветром;
- Когда луна плывет как туман, не видно четко всех очертаний, тогда приходится ждать затяжной бури;
- Не рекомендуется делать стрижку на убывающую луну почему, конечно, неизвестно, но все же стоит довериться нашим предкам, которые чуть ли не творили приметы в мире неживой природы;
- Также не советую ничего делать в саду в период третьей четверти Луны, иначе он испортится и сгниет.
Кроме того, есть некоторые денежные убеждения. Одно суеверие гласит, что богатство приходит к тому, кто трёт золотую монету и наблюдает за первым восходом новорождённой луны.
Зачем доверять солнцу
Солнце символизирует жизненную силу, неудивительно, что его исчезновение с горизонта во время затмения влияет на человеческие чувства. То есть самовнушение или повседневная реальность? Какая неживая природа, кроме солнца, может ярко отразить человеческую сущность? Конечно же, Бог РА стоит на первом месте для сотворения и воспитания чуда.
Солнечные знаки
В школьных учебниках дети сначала познакомятся с приметами и суевериями, узнают, что такое абиотическая природа (2 класс школьной программы), и уже тогда можно будет точно определить закономерности, связанные с солнцем. Например:
- Красный кровавый закат говорит о ветреной погоде на следующий день.
- Перед восходом солнца указывает на предстоящую дождливую погоду или затяжную слякоть.
- Солнце, окутанное густым туманом, может предупреждать о надвигающемся ливне.
- Одна из самых интересных солнечных завещаний гласит, что тот, кто рождается днем и вечером, слишком ленив, а тот, кто на рассвете – умен.
- Сияние небесного светила на закате – предупреждение о сильной ветреной погоде.
- Когда солнце совершает свою посадку в облаке тумана или тумана, это может говорить о предстоящей затяжной дождливой погоде.
- Если вокруг образовалась идеальная окружность – к дождю, а если зимой – к сильному снегу.
- Невозможно совершить погребение после захода солнца.
- Солнце после дождя – это хороший знак для любителей собирать грибы в лесу. Но наши предки смотрели на это явление по-другому и видели в нем какую-то случайность, например утопление.
По солнцу можно угадать, и делают это в основном в самое мистическое время – в процессе Затмения.
Узоры по временам года
Мертвая природа осенью очень разнообразна, и многое может рассказать погодные дела, бытовые и даже судьба.
Большинство наблюдений связано с религиозными праздниками, а некоторые носят обычный характер. Знаки в мире неживой природы очень четко знают поколения о грядущей погоде.
Итак, если зимой сильные метели и метели, то наступающее лето будет на удивление ясным и теплым. Холодная и бесснежная пора сказала, что весна цветочная и скорая.
Взаимовлияние времен года
Существующие в мире неживой природы признаки, связанные с временами года:
- Короткая осень? Зима будет продлена.
- Один год идет снег – другой ожидается без осадков.
- Ветреному лету предшествует такая же грозная зима.
- Много дождя, значит, достаточно снега.
- Бури могут возвещать весну с частыми дождями.
- Холодно зимой? Лето будет намного теплее.
- В теплое время года дождя нет? Так что на морозе будет постоянная слякоть.
По этим приметам ориентировались наши предки, и особенно значимой для их наблюдений была неживая природа осенью. Все потому, что это время является переходным этапом между холодом и теплом — его проявления являются подсказками, когда и как лучше обустроить жилье и разбить личный огород.
Много веков назад люди были менее защищены, и любые колебания погоды (дожди, засухи, морозы) были вынуждены менять место жительства, чтобы выжить. Это весомый аргумент в пользу того, что современный человек доверяет природным силам и стихиям.
Что говорят звезды
Вам не нужно быть астрологом и иметь телескоп, чтобы следить за звездами ночью, чтобы сказать вам, какая погода ожидается.Кроме того, они являются самым надежным спутником в дороге. По звездам ориентироваться, и они никогда не подведут. А как же воля?
Если ночью посмотреть на звезды и увидеть несколько светлых, белых, ясных, не затянутых облаками, то можно быть уверенным, что следующий день будет совершенно ясным и без осадков. Чем неживая природа, а не звездное небо, столь многообразна и интересна для желающих узнать правду?
Но погодные явления и интересные явления, которые постоянно меняются, и ясное небо ранней ночи может смениться облачностью утром. Поэтому, если вы хотите знать точную погоду, следует вести постоянное наблюдение в течение дня. Наносить на карту дневной прогноз и ночное наблюдение – залог успеха, если это еще и ориентироваться по млечному пути и другим созвездиям.
Можно ли доверять
На вопрос, доверять ли всем этим знакам, ответ очевиден. Во-первых, нужно кардинально разграничить верования, связанные с рисунком неживой природы, и религиозные.Первые были основаны на многовековой истории, основаны исключительно на проверенных фактах и имеют научное обоснование. Доверять им не только можно, но и нужно постоянно следить за колебаниями явлений. Тогда можно не только предсказать, что будет завтра и в следующем году, но и значительно улучшить свое воображение и качество наблюдения.
Суеверие, что лучше поддаться критике
Одно дело, когда наблюдения ведутся на основании погодных условий и на основании признаков в мире неживой природы, и совсем другое, когда человек строит нелогично шаблоны, такие как «черный кот» и «пустое ведро». Каждый сам решает, во что верить, но перед этим нужно сто раз подумать, ведь неправильно сформированная мысль может изменить ход судьбы.
Солнце в сознании? – Руперт Шелдрейк – Комиссия Галилея
Резюме
Недавний панпсихистский поворот в философии открывает возможность того, что самоорганизующиеся системы на всех уровнях сложности, включая звезды и галактики, могут иметь опыт, осознание или сознание. Органистическая или холистическая философия природы указывает в том же направлении.Между тем полевые теории сознания предполагают, что некоторые электромагнитные поля действительно сознательны и что эти поля по самой своей природе интегративны. Применительно к солнцу такие теории поля предлагают возможную физическую основу для солнечного разума как в теле самого солнца, так и во всей солнечной системе. Если Солнце находится в сознании, оно может заниматься регулированием своего собственного тела и всей Солнечной системы посредством своей электромагнитной активности, включая солнечные вспышки и выбросы корональной массы. Он также может связываться с другими звездными системами в галактике.
Введение
Есть ли у солнца сознание?
Очевидно, что нет, с точки зрения механистического материализма или физикализма. Вселенная представляет собой механическую систему. Природа бессознательна. Сознательные умы — это эпифеномены, вызванные физической активностью мозга; или они тождественны физической активности мозга, подобно тому как вода и вода тождественны, но носят разные названия; или это иллюзии, созданные мозгом; либо они являются не чем иным, как народным верованием, еще не освещенным объективной нейробиологией (Churchland, 1986).Поэтому тот, кто полагает, что солнце обладает сознанием, совершает детскую ошибку, проецируя антропоморфные иллюзии на неживую природу. Тот факт, что дети часто рисуют солнышко со смайликом, показывает, что эта идея буквально детская. Сам вопрос смешной.
Почти во всех других обществах и цивилизациях, включая средневековую Европу, солнце и другие небесные тела считались живыми и разумными. Наши предки жили в анимистическом мире. Земля, солнце, планеты и звезды были живыми существами.Как выразился Платон, «этот мир… воистину стал живым существом с душой и разумом… единым видимым живым существом, содержащим в себе все живые существа, природа которых одного порядка» (Платон, перевод Корнфорда, 1959). Для Платона и для многих философов после него солнце, планеты и звезды были «видимыми богами», наделенными душами и интеллектом (Runia, 2008). Мы до сих пор называем планеты именами древних богов и богинь, таких как Марс и Венера, и называем наш планетарный дом Матерью-Землей или Гайей.
В некоторых культурах солнце было богом: например, Сол в Древнем Риме и Сурья в Индии. В других солнце было богиней: Аматэрасу в Японии и Сунна у ранних германских племен. Соответственно, в современных латинских языках солнце мужского рода, как во французском, le soleil, а в германских языках женского рода, как в немецком, die Sonne.
Одно из фундаментальных песнопений в индуистской традиции, мантра Гаятри, является призывом к божественному свету солнца, чтобы осветить нашу медитацию. В переводе С. Радхакришнана: «Мы медитируем на восхитительную славу сияющего солнца; пусть он вдохновит наш разум» (Радхакришнан, 1994, стр. 229).
Эта дискуссия может показаться чисто исторической или антропологической, если мы предположим, что механистическая наука восторжествовала над архаическими мировоззрениями мифологий и религий. Начиная с семнадцатого века стандартным научным предположением было то, что солнце — это бессознательный, неодушевленный объект, как и все остальное.Видеть его сознательным в лучшем случае поэтично.
Мифология и фольклор Учебник ООН: Басни Эзопа: Природа и неодушевленные предметы
В мире, где животные могут говорить, логично, что могут быть и другие персонажи, которые могут говорить, а здесь вы будете читать басни с говорящими деревьями, солнцем и ветром и даже двумя кувшинами в разговоре. Наконец, вы прочтете басню, получившую особую известность благодаря использованию ее в шекспировском «Кориолане»: басню о животе и частях тела. Вы можете прочитать больше об этой знаменитой басне на Wikipedia .
Для иллюстрации двух басен вы увидите историю Елки и Ежевики позже.
[Примечания LKG]
Эти басни являются частью блока «Басни Эзопа (Джейкобс)». Источники сюжета: прозаические басни взяты из «Басни Эзопа » Джозефа Джейкобса (1894), а лимерики и иллюстрации взяты из «Собственный Эзоп младенца» У.Дж. Линтона и проиллюстрировано Уолтером Крейном (1887 г.).
Природа и неодушевленные предметы
Джейкобс 27. Человек и лес (Перри 302)
Однажды человек пришел в лес с топором в руке и умолял все деревья дать ему маленькую ветку, которую он хотел для определенного цель. Деревья были добродушны и дали ему одну из своих ветвей.
Человек только вставил его в острие топора и вскоре принялся рубить дерево за деревом.
Тогда Деревья увидели, как глупо они поступили, предоставив врагу возможность уничтожить себя.
Крейн 25. Деревья и Дровосек (Перри 302)
Деревья спрашивают Человека, чего ему не хватает.
“Один бит, только чтобы справиться с моим топором?”
Все, что он просит – хорошо и хорошо:
Но он рубит дрова,
Так хорошо он обращается с топором.
ДАЙТЕ МНЕ ДЮЙМ, И Я ВОЗЬМУ ЭЛЛЬ
~ ~ ~
Джейкобс 37. Дерево и тростник (Перри 70)«Ну, малыш, — сказало Дерево тростнику, растущему у его подножия, — почему бы тебе не вонзить ноги глубоко в землю, и смело поднимать голову в воздух, как я?»
“Я доволен своей участью”, сказал Тростник.«Возможно, я не такой великий, но я думаю, что я в большей безопасности».
“Безопасно!” усмехнулось Дерево. «Кто вырвет меня с корнем или склонит мою голову до земли?»
Но вскоре ему пришлось раскаяться в своем хвастовстве, ибо поднялся ураган, который вырвал его с корнем и бросил на землю бесполезное бревно, а маленький тростник, согнувшись под силой ветра, вскоре выпрямился. снова, когда буря прошла.
Безвестность часто приносит безопасность.
Журавль 23. Дуб и тростник (Перри 70)
Гигантский дуб, в его силе и его презрении Вихрь свирепый обгонял,
Так как, согнувшись, носил бремя.
Сгибаться, а не ломаться
~ ~ ~
Джейкобс 60. Ветер и Солнце (Перри 46)Ветер и Солнце спорили, кто сильнее.Внезапно они увидели путника, идущего по дороге, и Солнце сказало: «Я вижу способ разрешить наш спор. Тот из нас, кто заставит этого путника снять плащ, будет считаться более сильным. Вы начинаете».
Итак, Солнце спряталось за тучу, и Ветер начал дуть со всей силой на путника. Но чем сильнее он дул, тем теснее путник закутывался в свой плащ, пока, наконец, Ветер не сдался в отчаянии.
Затем вышло солнце и осветило во всей своей красе путешественника, который вскоре обнаружил, что ему слишком жарко, чтобы ходить в плаще.
Доброта действует сильнее, чем суровость.
Крейн 4. Ветер и Солнце (Перри 46)
Ветер и Солнце поспорили,
Плащ путников, который должен получить:
Подул Ветер, плащ прижался;
Сияло Солнце, плащ сброшен
Показал, что Солнце еще лучше.
ИСТИННАЯ СИЛА НЕ В ДУШЕ
~ ~ ~
Джейкобс 51. Два горшка (Перри 513)На берегу реки остались два горшка, один из латуни, а другой из глины.Когда поднялся прилив, они оба поплыли вниз по течению.
Теперь глиняный горшок изо всех сил старался держаться подальше от медного, который кричал: “Не бойся, друг, я тебя не ударю”.
“Но я могу соприкоснуться с вами,” сказал другой, “если я подойду слишком близко, и ударю ли я вас, или вы ударите меня, я буду страдать за это.”
Сильный и слабый не могут составить компанию.
Крейн 34. Две банки (Перри 513)
“Никогда не бойся!” сказал Медь Глине,
Из двух кувшинов, что наводнение унесло:
“Держите вас близко ко мне!”
Но Фарфор ответил:
“Я разобьюсь, если рядом с тобой останусь. ”
НАШ ДРУГ НАШ ВРАГ
~ ~ ~
Джейкобс 29. Живот и Члены (Перри 130)В один прекрасный день Членам Тела пришло в голову, что они делают всю работу, а Живот получает всю еду. Итак, они собрались и после долгого обсуждения решили забастовку до тех пор, пока Живот не согласится взять на себя свою долю работы.
День или два Руки отказывались принимать пищу, Рот отказывался ее принимать, а Зубам нечего было делать.
Но через день или два Члены стали обнаруживать, что сами они не в очень активном состоянии: Руки еле шевелились, Рот весь пересох и пересох, а Ноги не могли поддерживать остальных.
Итак, таким образом они обнаружили, что даже Живот своим тупым тихим образом делал необходимую работу для Тела, и что все должны работать вместе, иначе Тело развалится.
(600 слов)
Живые и неживые объекты парка
Иллюстрация, изображающая различные биологические особенности парка, включая растения и животныхРобин Петерсон
Биологическая информация
Количество видов млекопитающих: 71
Количество видов птиц: 276 задокументировано
Количество видов растений: 1132 сосудистых и 858 несосудистых родной. Озерная форель является родной для водосбора Гудзонова залива
, но не является местной к западу от континентального водораздела. Они перечислены как в родных, так и в
неродных списках.
Исторические особенности
Национальные исторические достопримечательностиМагазин Two Medicine Camp
Дорога к Солнцу
Лейк Макдональд Лодж
Шале Гранит Парк
Отель «Многий ледник»
Сперри Шале
Национальный реестр исторических мест
В парке 367 исторических построек. Одна из них — «Дорога, идущая к солнцу» (ГТЦР).ГТЦР – главная дорога через середину парка. Его длина составляет 52 мили, а на самом высоком уровне его высота составляет 6 646 футов. Дорога была обозначена какНациональный исторический памятник и национальный памятник гражданского строительства.
Географические объекты
Озера
Самое большое озеро: озеро Макдональд длиной 15,4 км; 1,5 мили в ширину; глубина 464 фута; 6823 акраКоличество безымянных озер: 631
Акров названных озер: 25 622 90 157 Количество названных озер: 131
Общее количество озер: 762
потоков
Самый длинный ручей: Верхний Макдональд-Крик, 25.Количество потоков: 563
Общая длина прерывистых водотоков: 1307 миль / 2103 км
Общая длина многолетних водотоков: 1514 миль / 2436,5 км
Общее количество ручьев внутри парка: 2865 миль / 4610 км.
Земля
Акров де-факто дикой природы: 963 155, или 1 489,3 кв. миль / 3 857 кв. кмСамый большой ледник: ледник Харрисона площадью 1 661 456,75 кв. м 90 157 Совместно с Национальным парком Уотертон: 21 миля / 33,7 км
Совместно с Лесной службой США: 130 миль / 209 км
Совместно с Британской Колумбией: 31 миля / 50 км 90 157 Высота на перевале Логан: 6 646 футов / 2 025 м
Количество ледников: 26; все уменьшаются в размере
Мили внешней границы: 205
Количество гор: 175
Квадратные мили: 1583
Площадь: 1 012 837
Объекты
Асфальтированная велосипедная дорожка: 2 мили (3.2 км) между Апгар и Западным ледником/HQКоличество бэккантри кемпингов: 65, на 208 мест
Количество выделенных мест для пикника: 8, из них 175 мест
Количество кемпингов класса А: 8, с 943 местами
Количество кемпингов класса B: 5, с 61 местом
Количество трасс: 151; общая длина – 745,6 мили
Мили континентальной водораздельной тропы в леднике: 110
Посещение парка
Год – Количество посетителей 1911 – 4000
1920 – 22 449
1930 – 73 776
1940 – 177 307
1960 – 72498
1960 – 724 500
1960 – 1 241 600
1980 – 1 474 578
1980 – 1 986 737
2000 – 1 728 693
2010 – 2,200 048
2017 – 3 305,512
Итого В том числе Все годы:
108 335 071
«Эволюция неодушевленных предметов» вдохновлено
Содержание статьи
«Эволюция неодушевленных предметов» — это роман, основанный на вдохновенной концепции, которую с апломбом реализовал Dr. Гарри Карлински , нейробиолог и психиатр из Ванкувера.
Эволюция неодушевленных предметов (Insomniac Press) — чрезвычайно убедительная художественная литература, посвященная одной из самых запоминающихся фигур в истории, Чарльзу Дарвину . Тем не менее, основное внимание в нем уделяется младшему сыну Дарвина, психически больному Томасу Дарвину (1857-1879).
Сюжет вращается вокруг Томаса Дарвина, уезжающего из Англии в Канаду, где он в конце концов невольно попадает в лондонскую психиатрическую лечебницу Онтарио, где находится доктор. Ричард Бак — главный врач.
Эволюция неодушевленных предметов сдержан и сдержан, наполнен техническим и научным языком эпохи Виктории. Но это также и переворачивающий страницу, основанный в основном на сложных письмах (которых, вероятно, никогда не существовало, но читатель не должен беспокоиться об этом), которыми обменялись Чарльз Дарвин и Бак.
Когда Томас становится пациентом Бака, его подробные дневниковые записи и переписка с Дарвином дают пищу для размышлений о разуме Томаса и новаторской психиатрической помощи, которую он получает.
Карлинский, с которым я встречался несколько раз, сплел воедино этот увлекательный рассказ об истории и реальных людях с воображением художника и огромным творческим потенциалом.
Читая роман, часто хочется узнать, какие элементы являются фактами. Но это желание отпадает по мере развития горько-сладкой психологической истории.
Я был привлечен к Эволюция неодушевленных предметов отчасти потому, что Бак — один из главных героев. Однажды я написал колонку о Баке, который был другом поэта Уолта Уитмена и сам по себе был провидцем и мистиком.Бак написал книгу «Моральная природа человека, , », основанную на дарвиновской теории естественного отбора.
В следующей книге, Космическое сознание , Бак расширил эволюционную теорию, утверждая, что человек продвинулся «от простого сознания к самосознанию» и был на пороге нового уровня осознания, который Бак назвал « космическое сознание». Буке восхищались известные философы, такие как Уильям Джеймс и Питер Успенский.
Эволюция неодушевленных предметов не уделяет много времени духовным теориям Бака, которые все еще изучаются сегодня. Но переписка между Баком и Чарльзом Дарвином будоражит воображение любого, кто интересуется работами знаменитого британского биолога, и особенно тем, каким он мог быть как частный и семейный человек, женатый на Эмме.
В «Эволюции неодушевленных предметов», Чарльз Дарвин кажется очень добросовестным, граничащим с одержимостью.Как и несколько его детей. Они не крепкая семья.
Умная сказка Карлинского изображает преданного и любознательного отца, внимательно наблюдающего за развитием своих детей.
Это вызывает в воображении дилемму многих родителей, которые чувствуют, что с их ребенком что-то далеко не «правильное», но хотят защитить этого ребенка от позора и насмешек.
{Специалисты в области психического здоровья, несомненно, будут заинтересованы в постоянной этической проблеме, связанной с ролью, которую члены семьи должны играть в психиатрической помощи взрослому пациенту. }
Один из ярких моментов романа происходит, когда редактор престижного научного журнала Nature деликатно пишет Дарвину о необходимости отклонить научную рукопись, присланную его сыном Томасом. Рукопись
Томаса (из которой взято название книги) рассказывает о том, как столовые приборы, такие как вилка, соединяются в процессе, который Томас называет «самопроизвольным механическим сплавлением».
По словам Томаса, они делают это, находясь в ящиках для посуды, и поэтому производят все более адаптивную «гибридную» посуду, такую как вилка-ложка для устриц.
В романе редактор Nature пишет Дарвину о рукописи Томаса, говоря, что «хотя она содержит ряд достоверных наблюдений, я серьезно обеспокоен тем, что большая часть ее содержания отражает рассуждения нездорового ума. Я говорю это со всем уважением и прошу вашего совета».
Роман изображает ответ Дарвина редактору Nature 23 мая 1879 года: «Я никоим образом не подвергаю сомнению вашу оценку усилий моего сына. Но разумно ли быть откровенным с Фомой, я не могу сказать.Горе отца омрачает мою объективность. «
Эволюция неодушевленных предметов полна таких моментов. Острый. Эрудиция. Заниженный.
Это первый роман, свидетельствующий о появлении на канадской сцене серьезного и изобретательного нового писателя.
Прочтите мою предыдущую статью о новаторском эволюционном мировоззрении доктора Ричарда Бака и неживые миры
150
РОССИЙСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Vol.33
№ 3
2002
ГОРШКОВ
и др.
.
переход молекул окружающей среды в возбужденное
состояние с энергией, превышающей тепловую (хаотическую)
энергию молекул. Распад этих
возбужденных состояний отвечает за генерацию всех естественных
процессов, наблюдаемых в окружающей среде, таких как
круговорот воды, ветер и глобальная циркуляция в атмосфере и океане.
Переход молекул окружающей среды, возбужденных
солнечным излучением, на более высокий энергетический уровень, по сравнению с
тепловым шумом, означает, что Земля получает от Солнца
поток энергии, богатый информацией, а не
просто тепло поток. Количество солнечной энергии, полученной
Землей, равно количеству тепловой энергии, излучаемой Землей
обратно в космос. В противном случае Земля
постоянно нагревалась бы или охлаждалась, что
не так.(По последним палеонтологическим
данным жизнь на Земле существовала в течение последних 3,85 млрд
лет. По другим независимым данным глобальная
средняя температура земной поверхности менялась незначительно и оставалась в интервале от 10 до
20°С
, что является оптимальным для жизни.)
Однако энергия, которую Земля получает, и энергия
, которую она отправляет обратно, существенно различаются по своим
информационным характеристикам.Земля получает коротковолновый
видимый свет от Солнца и испускает длинноволновое
тепловое излучение обратно в космос. В ХХ веке было открыто, что излучение состоит из дискретных частиц, фотонов. Абсолютная температура поверхности Солнца
составляет около 6000 К; а земной поверхности
300 К, т. е. в 20 раз меньше. Следовательно, средний солнечный
фотон содержит в 20 раз больше энергии, чем средний
фотона теплового излучения Земли.Потоки
энергии, которые поглощаются и излучаются Землей, равны
; следовательно, каждый солнечный фотон распадается на 20
тепловых фотона. Передача информации в
ячеек молекулярной памяти окружающей среды, т. е. генерация
всех упорядоченных процессов, наблюдаемых на
поверхности Земли, происходит в ходе каскада этого сбоя.
(Упорядоченная геотермальная энергия, такая как энергия вулканов
и гейзеров, составляет несколько миллионных долей солнечной
энергии, получаемой поверхностью Земли.Следовательно, мы
можем с высокой степенью точности постулировать, что
все
упорядоченные процессы в окружающей среде порождены
солнечным излучением.)
Можно оценить объем молекулярной памяти ячеек, которые взаимодействуют с солнечным излучением
по всей поверхности Земли, тем самым оценивая
информационный поток, посылаемый на Землю Солнцем. Один солнечный
фотон может возбудить до 20 молекул, и каждая из
из них испустит тепловой фотон.Следовательно, число
ячеек молекулярной памяти, возбуждаемых солнечным излучением, равно
того же порядка, что и количество тепловых фотонов, испускаемых Землей обратно в космос
. Это число
(
S
) равна известной энергии солнечной радиации солнечных
, поглощаемых поверхностью Земли (
Q
= 10
q17
W;
Горшков, 1996) на среднюю энергию
тепловых фотонов, испускаемых одной молекулой.Эта энергия составляет
k
B
T
,
~
10
~
–
10
-211
j, где
k
b
– констанция Больцмана,
, которая пропорциональна обратному значению
Avogadro Number
(6
×
10
23
),
и
T
= 300 K – это температура температуры температуры температуры поверхности земли. Таким образом,
S
=
Q
Q
/ (
K
B
T
) =
10
38
Молекулы в секунду.Предположим, что возбуждено примерно
одно молекулярное состояние выше уровня
теплового шума; следовательно, ячейка молекулярной памяти
содержит два состояния: возбужденное и основное. В этом случае размерность
молекула
может быть заменена битом
; таким образом,
поток информации, полученный Землей от Солнца
, имеет порядок
10
38
бит/с.
Поток информации, принимаемый Землей (в форме
потока солнечной энергии), связан с
переходом молекул в квантовые состояния, возбуждаемые выше
теплового шума и характеризующиеся определенной
величиной энергия. Другими словами, поток информации
неизбежно связан с потоком энергии, который может вызвать
молекулярное возбуждение. Информационный поток увеличивается
с увеличением этого потока энергии.
Как отмечалось выше, энергия не обязательно вызывает
молекулярное возбуждение выше теплового шума. Теоретически
могла бы сложиться ситуация, когда Земля
получала бы постоянный поток энергии от Солнца, а температура поверхности Солнца
постепенно
уменьшалась бы до температуры поверхности Земли. В
этом случае поверхность Земли всегда оставалась бы
теплой, а поток информации от Солнца к
Земле уменьшался бы до тех пор, пока температуры
поверхностей Солнца и Земли не сравнялись и информационный
расход, ноль.После этого прекратились бы все закономерные процессы на
поверхности Земли, такие как круговорот воды (испарение,
осадки, сток рек), циклоны, грозы,
ветры, ураганы. Поверхность Земли
пришла бы в тепловое равновесие с поверхностью Солнца,
став подсистемой последнего.
Энергия всех упорядоченных процессов, порожденная
солнечным излучением на поверхности Земли, постепенно
рассеивается, превращаясь в тепло, которое излучается в
пространство в виде тепловых фотонов. Затем информация, содержащаяся во всех ячейках молекулярной памяти,
стирается. Число ячеек молекулярной памяти, содержащих информацию, т. е. находящихся в определенном
состоянии, приблизительно определяет количество информации, выраженной в битах (при условии, что ячейки
молекулярной памяти являются бинарными). , то есть может существовать только в одном из
двух состояний). Количество ячеек молекулярной памяти,
не содержащих информации (находящихся в неопределенном состоянии), является мерой хаоса; в физике это значение
называется энтропией.Общее количество ячеек памяти
информационная емкость системы. Таким образом, сумма
количества информации и энтропии составляет
информационную емкость системы.
Следовательно, максимально возможные количества как
информации, так и энтропии также равны
информационной емкости системы. Если бы солнечное излучение активировало
все ячейки молекулярной памяти окружающей среды (
всю информационную емкость системы), то солнечное
излучение принесло бы на Землю чистый информационный поток
и никакой энтропии. Тепловое излучение Земли появляется после
Общественные науки | Бесплатный полнотекстовый | Исследование изображения солнца в спонтанных рисунках детей младшего возраста
2.1. Выборка
Исследуемые данные взяты из интервью 279 детей (156 девочек и 123 мальчика). 82 из этих интервью были взяты в 2012 и 2014 годах в рамках более общего исследовательского проекта, направленного на изучение раннего понимания жизни растений. Остальные 197 интервью были проведены в 2015 году.Все интервью, включенные в это исследование, были проведены подписями настоящего документа в строгом соответствии с методологией, описанной в разделе сбора данных.
На момент сбора исследуемых данных дети-участники были зачислены либо во 2-й цикл дошкольного образования, либо в 1-й цикл начального образования. Таблица 1 детализирует состав выборки в зависимости от учебного года и возраста детей в выборке. Исследователи по очереди посетили пять средних государственных школ для сбора данных. Выбор школ производился по критерию близости и доступности для членов исследовательской группы, и все они базируются в провинции Бискайя (Страна Басков, Испания).
2.2. Сбор данных
Исследуемые данные получены из двух заданий, поставленных перед детьми во время индивидуальных встреч. Эти два занятия представляли собой, во-первых, рисование растений без подсказки и, во-вторых, словесный вопросник, направленный на различение неодушевленных существ от живых существ.Ниже приводится более подробное описание задач и процедуры, используемой во время индивидуальных встреч.
По изобразительному заданию детям предлагалось выполнить свободное изображение на общую тему жизни растений. Чтобы побудить детей к изобразительной деятельности, задание было представлено в классе одним исследователем за несколько дней до начала деятельности. Что касается презентации с участием детей младшего возраста в выборке (тех, кто находится в дошкольном образовании), исследователь представил куклу, которую он принес с собой, и рассказал историю о том немногом, что кукла знала о растениях. Детям предлагалось помочь кукле понять, что такое растения, с помощью рисунка. Кроме того, в случае презентации задания для детей старшего возраста (начальное образование) им предлагалось нарисовать растения, чтобы выразить свое понимание темы, но им не рассказывали историю.
Что касается структуры интервью, то сначала ребенку дали чистый лист бумаги и карандаш и напомнили, что цель занятия – нарисовать рисунок о растениях.Детям не давали никаких дополнительных подсказок относительно возможных изобразительных элементов, и им была предоставлена полная свобода действий. В частности, не было дано никаких конкретных указаний в связи с изображением солнца или других элементов, появляющихся на небе.
После того, как ребенок указал, что картинка закончена, исследователь спросил их о значении всех изобразительных элементов, показанных ребенком. Исследователь обратил внимание на смысл, выраженный в каждом из нарисованных вопросов.Затем в распоряжение ребенка было предоставлено десять цветных фломастеров и предложено раскрасить картинку.В начале теста, с целью убедиться, что у ребенка не возникло никаких сомнений относительно сущности, изображенной на фотографии, исследователь спросил ребенка о том, что изображено на картинке. Ни в одном случае у детей не возникало затруднений в узнавании лиц, изображенных на фотографиях. Затем ребенка просили подумать, является ли сущность, появляющаяся на изображении, живым существом или нет. С этой целью исследователь всегда задавал им один и тот же вопрос: «Является ли [сущность на картинке] живым существом?» Исследователь отмечал ответы ребенка.
Место для проведения интервью было заранее согласовано с учителем, ответственным за класс. Отдельное место в классе, организованное таким образом, чтобы дети могли участвовать в деятельности, в основном использовалось для проведения интервью. В некоторых случаях и по просьбе учителя встреча с детьми проводилась вне класса, но близко к нему, чтобы дети не чувствовали себя некомфортно.
Что касается этических процедур, то совет директоров школ, участвующих в исследовании, и учителя, классы которых участвовали в исследовании, были заранее проинформированы о целях и процедурах исследовательских проектов.