Неживая природа осенью живая природа – Живая природа осенью. Учебник, с. 38 — 39

Живая природа осенью. Учебник, с. 38 — 39

Живая природа осенью

Ответы к стр. 38 – 39

  • Расскажите, какие осенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать.

Я замечал осенью стаи улетающих птиц, исчезновение насекомых, увядание трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках.

Вопросы.

1. Как изменяется осенью высота солнца в небе и продолжительность дня? К чему это приводит?

Осенью солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Это приводит к похолоданию.

2. Назови несколько осенних явлений в неживой и живой природе.

Уменьшение продолжительности дня, похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – это осенние явления в неживой природе.
Увядание трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, отлёт перелётных птиц, исчезновение насекомых – это осенние явления в живой природе.

3. Подумай, как связаны между собой осенние явления в неживой и живой природе.

Похолодание ведёт к тому, что насекомые исчезают, травянистые растения увядают, следовательно, для птиц остаётся меньше корма. Поэтому в конце лета и осенью многие птицы улетают в тёплые края, где корма достаточно.

4. Как птицы заранее узнают о приближении голодного времени?

Птицы заранее узнают о приближении трудного голодного времени. Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит им сигналом: пора в дорогу!

 

Окружающий мир. 2 класс. Ответы

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

 

Живая природа осенью. Учебник, с. 38 — 39

2.9 (57.14%) от 7 голосующих

razviwaika.ru

Урок-экскурсия “Осенние изменения в неживой и живой природе”, 1 класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
2. Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
3. Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений.
4. Учить наблюдению за поведением животных.
5. Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя.
6. Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.

(Для учителя. Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и помогут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. В зависимости от того, где планирует провести экскурсию учитель: степной участок, сквер, водоем, пойменный или барачный лес, в ответах учащихся будут называться различные природные объекты. В данном случае – конспект экскурсии, проведенной на небольшом пришкольном участке.)

ХОД ЭКСКУРСИИ

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Да, да именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса—
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

– О какой поре пишет поэт?

Дети: Об осени.

Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.

Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.

Учитель: Перечислите все то, что относится к природе.

Дети: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.

(Для учителя. Дети могут называть объекты, сделанные руками человека: дом, машина, водопровод или называть растения: береза, сирень, горец, одуванчик и т. д. Дайте всем высказаться, а затем подведите итог.)

Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда — вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы.

Дети: облака, небо, солнце, растения, животные.

Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их.

Дети: Неживая и живая природа.

Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.

Не зверь, а воет. (Ветер)

Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

Без огня горит. (Солнце)

(Для учителя. Возможно, загадки покажутся простыми, но детям нужно не только найти ответ на них по определенным признакам, но и определить, что это — живое или неживое, а учитель логично перейдет к беседе о признаках осени в неживой природе.

Дети: В этих загадках упоминается неживая природа — ветер, дождь, солнце.

Учитель: Подставьте свои щечки к

солнышку. Что вы чувствуете?

Ученики: Немного тепла.

Учитель: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?

Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.

Учитель: Какое положение занимало солнце на небе летом?

Ученики: Оно было высоко.

Учитель: Как расположено сегодня?

Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.

Учитель:

Крупно, дробно, зачастил
И всю землю напоил.

– Что это?

Учащиеся: Эго дождь.

Учитель: Два дня назад “небо прохудилось” и прошел первый осенний дождь. Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.

Дети: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.

Учитель: Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?

Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали,
Солнышко застлали.

– Что это?

Дети: Мы видим облака.

Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу?

Дети: Нет, редко.

Учитель: Кого они вам напоминают?

(Для учителя. Поставленный вопрос требует ответа об объектах живой природы, которые отвечают на вопрос кто? Однако дети обычно перечисляют предметы, которые они видят в данный момент. Выслушайте, а затем уточните признаки живого и отберите объекты живой природы.)

Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.

Неизвестно, где живет,
Налетит — деревья гнет.
Засвистит — по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.

Дети: Это ветер, если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.

(Для учителя. При отгадывании загадок необходимо требовать от детей приводить признаки, по которым они находят ответ.)

Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.

Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к “своей отгадке”.

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.

Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).

(Для учителя. У березы на одном дереве образуются мужские и женские соцветия — сережки, то есть это растение называется однодомным. Мужские сережки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются. Женские сережки можно обнаружить только весной при развертывании побегов. Поэтому на экскурсии дети могут увидеть мужские сережки.)

Учитель:

В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила
Платье снять забыла.

Дети: Это рябина. Признак — красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

Ученики: Это ель. Признак — иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.

(Для учителя. Часто дети используют названия растений, принятые в разговорной речи. Они полагают, что елка и ель — два разных растения. Поэтому учитель должен приводить названия природных объектов по научному. При рассматривании деревьев необходимо обращать внимание детей на красоту внешнего облика растения, окраску ствола и листьев, форму листовых пластинок, доступную для понимания этого возраста детей (пальчатая, линейная, треугольная, ромбическая), то есть стремиться к эстетическому восприятию природных объектов.)

Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?

Ученики: Это деревья.

Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?

Дети: Один главный ствол.

Учитель: Послушайте внимательно следующую загадку.

Как была молода — была бела,
А как постарела — то покраснела.

Дети: Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.

Учитель: Стоит зеленый кустик

В красный горошек,
А тронешь — укусит.

(Для учителя. Глагол “укусит” подразумевает какой-либо инструмент (кусачки, зубы и т. д.), поэтому нужно подчеркнуть, что в данном случае слово используется в переносном смысле.)

Учащиеся: Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.

(Для учителя. На стеблях выросты покровной ткани, которые называются шипами. Отсюда название растения — шиповник. Колючки — это видоизменения листьев или побега, которых у шиповника нет.)

Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?

Дети: Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.

Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: “С какого растения эти листочки”, согласны? Тогда за работу.

(Для учителя. Важно заложить хорошо расправленные листья, чтобы потом сделать красочное панно или гербарные образцы. Папку для гербаризации можно сделать из плотного картона или фанеры. Эту работу можно выполнить в классе, собрав листья в букеты, а затем отобрать наилучшие. В таком случае, сбор нужно перенести на конец экскурсии, так как листья будут мешать дальнейшей работе)

Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?

Учащиеся: Я не знаю, как называется дерево, но на нем висят “парашютики”.

Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже соберем в гербарий. А растение называется — клен американский. Вы знаете клен с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно и вы увидите признаки различия.

(Для учителя. Клен американский, или ясенелистный — двудомное растение, mо есть отдельно произрастают женское и мужское растения. Поэтому плоды можно увидеть только “а женском экземпляре, и, если на участке высажены только мужские растения, то дети не смогут найти данный признак. Обратите внимание на то, что у клена ясенелистного сложные листья, то есть на главном черешке сидят несколько листочков, которые могут опадать отдельно друг от друга. И дети часто принимают один опавший листочек за целый лист.)

Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы?

Дети: Листопад.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!”

Учитель: Так написал о листопаде русский поэт А. Майков. Какой признак подчеркивает поэт?

Учащиеся: Листья по ветру кружат — это потому, что они слетели с деревьев.

Учитель: Давайте подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?

Ученица: Я вижу бабочку и кого-то, похожего на осу.

Учитель: Эго цветочная муха. В отличие от бабочки у нее два крылышка. Что видно еще на их теле?

Дети: Усики, ножки, красивая окраска.

Учитель: Каким общим словом назовем этих животных?

Дети: Это насекомые.

Учитель: А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу.

Учащиеся: Паучок плетет свою паутинку.

Учитель: Зачем он это делает?

Дети: В нее ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает.

Учитель: К какой природе относятся увиденные нами животные?

Ученики: Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.

Учитель: Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает?

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.

Дети: Воробей. Он покрыт серыми перьями, живет во дворе рядом с человеком.

Учитель: Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья.

Учащиеся: Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела – хвост.

Учитель: Что он делает?

Дети: Клюет семена травы.

Учитель: Растение называют горец птичий, или птичья гречишка потому, что многие птицы любят полакомиться его семенами.

Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими облаками, падающими листьями, отлетающими в теплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всем; что увидите и услышите в природном окружении. А в завершение послушайте стихотворение В. Малкова и Л. Некрасова

Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью — зима
Мы ее не ждем, не просим,
А она идет сама.

Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?

Дети: Конечно, но его уже не вернешь. Пришла осень.

Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.

(Для учителя. Данный конспект может быть разделен на две экскурсии, или сокращено содержание. Это зависит от подготовленности детей к восприятию длительного объяснения учителя, умения держать дисциплину и рассуждать.)

16.02.2005

urok.1sept.ru

Конспект НОД Тема «Осенние изменения в живой и неживой природе»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема «Осенние изменения в живой и неживой природе»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: Закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе.

Задачи: 1. Уметь поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения.

2. Развивать умение сравнивать природные явления, рассуждать и давать необходимые пояснения.

3. Воспитывать желание оберегать родную природу.

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие»

  1. Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми.

  2. Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

«Речевое развитие»

  1. Обучать навыкам анализа, обобщения и заключения.

  2. Развивать речь, умение слушать.

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Воспитывать внимание к поэтическому слову.

Используемые методы и приемы

Наглядные – иллюстрации, картины об осени.

Словесные – беседа, рассказ воспитателя, чтение стихов об осени, пословиц.

Игровые – физминутки.

Ход:

Воспитатель: – Однажды я шла на работу в наш любимый детский сад и увидела удивительную картину – на озере на волнах плавали разноцветные кораблики – жёлтые, красные, оранжевые. Но прошло несколько дней и их не стало. Как вы думаете: – Что за кораблики плавали по озеру?

– В какое время года это бывает?

– Ребята, вы наверное обратили внимание на картины, иллюстрации развешенные в группе? Что их всех объединяет? Что изображено на них? Я хочу предложить вам поговорить сегодня об осени. Согласны?

– Давайте вспомним, какие времена года вы знаете?

– Сколько месяцев в году? (12)

– Все они живут дружно и приходят каждый в своё время.

– Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, середина осени, поздняя)

– Обратите внимание, группа разделена на три сектора. В каждом секторе отражены периоды осени.

Кто может определить, где иллюстрации отражают признаки ранней осени? Давайте поудобнее сядем и поговорим о первом осеннем месяце – о сентябре.

– Сентябрь – это бархатный месяц. Румянец осени. Как его ещё называют в народе? (златоцвет, рябинник, птичья стая).

– Почему его так называют?

– Какие признаки ранней осени вы знаете? (Ещё тепло, трава ещё не пожелтела. Деревья и кустарники стоят в нарядных жёлтых, красных, оранжевых одеждах.

(Чтение стихотворения «Лес осенью» Твардовский)

– Как готовятся звери к зиме? (строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышнее и цвет подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит – ест спелые ягоды, орехи и желуди – накапливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать не только пропитание, но и жилище.

– Какие работы у людей в сентябре, в саду, в поле? (с полей и огородов собирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу. Когда урожай с полей убран, поле вспахивают. Ещё в сентябре на наших полях сажают озимые хлеба – рожь и пшеницу).

Физминутка:

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.

– Ушел сентябрь и вслед за ним пришел октябрь. Давайте найдем где же у нас иллюстрации о середине осени.

Чтение стихотворения «Октябрь». (ребенок)

– Какой октябрь? (хмурый, мокрый0.

– Кто помнит, как его называют в народе? (листопадом).

– «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь? (Октябрь – очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко светит, то первые снежинки порхают).

Все приметы осени были подмечены народом на основе постоянных наблюдений.

Давайте с вами вспомним народные приметы:

– Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

– Паутина стелется по растениям – к теплу.

– Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать.

– Какие птицы улетают первыми? (Стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. С наступлением холодов, насекомых становится всё меньше и меньше).

– Какие птицы улетают последними? (Гуси, утки, лебеди. Пока водоёмы не замёрзли, им корма хватает).

– Какие птицы прилетают к нам зимовать? (показать снегиря, свиристель)

– Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? (перелётные)

– Как называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

В народе их называют «зимовщики». И мы должны заботиться о них.

– В чём заключается наша забота? (кормушки, корм)

– Чем занимаются люди в октябре? (Грибники бродят по лесам в надежде найти последний гриб. В народе есть поговорка: «Появится поздний грибок – будет поздний снежок». Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой).

Физминутка: (с мячом)

– Вот наш последний сектор. О каком осеннем месяце мы с вами ещё не говорили? (ноябрь)

«Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая государыню-зиму».

– Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его миссия – соединить глубокую осень с зимой.

– Вспомните, как в народе называют ноябрь? (чернотропник, предзимник, ворота зимы)

– Чем занимаются лесные жители в ноябре? (прячутся в норах, едят запасы)

– Какие работы у людей в ноябре? (Работы на огородах, в садах и на полях закончились, люди пьют чай, поют песни, бабушки рассказывают сказки, а женщины вяжут носки)

– А что же с природой? (Деревья голые. Морозно. Идёт снег с дождём. Люди одеваются тепло. День короче – ночь длиннее. Если раннюю осень называют «золотой» – то позднюю осень – «серебряной»)

– Почему? (В ноябре звонко хрустит молодой лёд на лужах, звенят на ветру ветки деревьев и всё как будто в серебре)

– Ну что же, наше путешествие заканчивается. Сегодня вы показали свои знания и умения. Узнали много нового. Мне было приятно с вами беседовать. Я, вами горжусь!

kopilkaurokov.ru

” Живая и неживая природа осенью”

Тема: «Живая и неживая природа осенью»

Цель урока: познакомить учащихся с осенними изменениями в живой и неживой природе; уточнить и систематизировать представления учеников о признаках осени.

Задачи урока:

1.Дать представления об изменениях в жизни растений и птиц осенью.

2.Учить обобщать собственный жизненный опыт и привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.

3.Продолжать формирование элементов экологической культуры.

4.Воспитание эмоциональной адекватности, эстетического чувства, экологически грамотное поведение в природе.  

5.Коррекция звуковой стороны речи.

6.Формирование аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.

Оборудование и наглядность: плакат с изображением осенней природы, карандаши, альбомы, изображения животных.

Ход урока:

1.Орг.момент 

Прозвенел для нас звонок, начинается урок.

К нам без опоздания, приходи старания.

Помоги нам потрудиться, в школу мы пришли учиться.

(учитель) Вот и прозвенел звонок, начался урок.

Очень тихо вы присели и работать захотели.

Руки? На месте! Ноги? На месте!

Локти? У края! Спина? Прямая!

2.Сообщение темы и цели урока

Ребята, отгадайте загадку: Солнцу теплому не верьте — Впереди метели. В золотистой круговерти Листья полетели. Это я пришла с дождями, Листопадом и ветрами. (Осень)

Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет , и поет, убаюкивает. ( дождь)

– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе. Будем стараться подружиться  с природой, откроем новые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения.

Осень в парке

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

Листья желтые летят

Падают , кружатся

И под ноги просто так

Как ковер ложатся

Что за желтый снегопад

Это просто …(листопад)

Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать, тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать, научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-внимательность,

А поможет нам узнать – наша любознательность.

-Какое сейчас время года?

– Назовите осенние месяцы.

-Какой день недели?

-Какая сегодня погода?

– Какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени?

-Какие изменения происходят в живой природе?

– Сегодня мы будем говорить об осени, точнее о тех изменениях, которые происходят с наступлением осени и как меняется природа за три осенних месяца. Ваша задача внимательно слушать меня, своих друзей, отвечать на поставленные вопросы только полными предложениями, т.е. давать полные ответы. Быть послушными и активными.

3.Актуализация знаний

-Какие времена года вы знаете?

-Чем ребята заняты летом, весной, зимой.

-Назовите осенние месяцы?

4.Изучение нового материала

-Сейчас послушайте стихотворение и скажите, о каком признаке осени в нем говорится?

Листья желтые летят

Падают , кружатся

И под ноги просто так

Как ковер ложатся

Что за желтый снегопад

Это просто …(листопад)

Какой становится лес?

Вывод: листья становятся желтыми и красными

-Что происходит дальше? (листопад)

Вот на ветке лист клиновый,

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Поработали мы дружно.

Отдохнуть немножко нужно!

5.Физминутка

Мы листочки осенние, на веточки сидим.

Дунул ветер- полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, закружились

И на землю приземлились.

– Какие изменения в природе происходят в начале, в конце осени?

-Что можно сказать о температуре воздуха?

– Как она поменялась?

-Осадки?

-Реки, озера?

– Ребята, отгадайте загадки:

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке (гриб)

Под кустами,

Под листами

Мы попрятались в траву

Нас в лесу ищите сами,

Мы не крикнем вам « Ау» (грибы)

Под листами на поляне

В прятки девочки играли

Притаились три сестрички

Светло-желтые…(лисички)

-Еще одним признаком осени можно назвать появление и сбор грибов. Всем известно, что осень – это грибная пора. Многие отправляются в лес за грибами, но не каждый может назвать себя грибником, ведь для этого надо хорошо знать грибы и уметь их отличать.

6.Физминутка

Семка шел, шел, шел

Белый гриб нашел.

1-грибок, 2-грибок, 3-грибок

Положил их в кузовок.

-А теперь обратимся к живой природе. Какие изменения происходят жизни животных и птиц. Это тоже является признаками осени.

Над цветком она летала

И пыльцу с цветка собрала

Полосатая она

И зовут ее…(пчела)

На березовую ветку

Кто сушить повесил сетку? ( паук)

-Что происходит с насекомыми?

-Какие насекомые замирают до весеннего тепла? (муравьи и мухи)

-Погибают? (бабочки)

-Закапываются поглубже в землю? (жуки)

-Как ведут себя птицы) (многие улетают в теплые края)

-Как вы думаете зачем?

-Все ли птицы улетают? Как их называют? (перелетные-ласточки, гуси, аисты, лебеди, скворцы, жаворонки) (слайд)

-Как можно помочь зимующим птицам? (дятел, снегирь, голубь, синица, воробей)

-Еще одна примета – изменение  окраски шерсти у животных. Зачем они это делают?

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу, в дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(белка)

За деревьями кустами промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало- нет ни дыма, ни пожара.

(лиса)

У косого  нет берлоги, не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, а от холода – кора.

(заяц)

Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой.

(медведь)

7.Итог урока

-По каким признакам мы узнаем, что наступила осень?

-О каких признаках осени мы говорили на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

infourok.ru

«В гости к осени. Живая и неживая природа осенью».

Урок по окружающему миру

во 2 классе

Тема: «В гости к осени. Живая и неживая природа осенью».

Цель урока: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение делать        выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. 

  1. Актуализация знаний

-Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора; 
Стоял ноябрь уж у двора.

-О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? (Об осени)

-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.

Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.

III. Формулирование темы и целей урока

– Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке? (Предположение учащихся.)

-Тема нашего урока называется «В гости к Осени» А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края! Сегодня она заглянула к нам в класс и оставила корзину с разноцветными листьями, которые я разложила вам на парты. ( У каждого ученика лежат по 3 листочка: красный, жёлтый и зелёный для самооценки.)

-Прочитайте целевые установки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»

Дети читают учебник на с.36.

IV. Изменение в природе.

– Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе.

– Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? ( В неживой)

1. Осенние изменения в неживой природе

– Ребята, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем исследования, определить осенние изменения. ( Заполнение таблицы в парах)

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОГОДА ОСЕНЬЮ?

лето

осень

ОБЛАЧНОСТЬ

Небо чистое, лишь кое-где небольшая облачность.

Небо затянуто облаками. Оно кажется низким

ВЕТЕР

Теплый, не порывистый.

Холодный, порывистый

ОСАДКИ

Дожди кратковременны, теплые, часто бывают грозы.

Дожди затяжные, холодные, мокрый снег

ТЕМПЕРАТУРА

ВОЗДУХА

Тепло, много ясных дней, солнце высоко

Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно).

Работа по учебнику с.36-37

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

V.Физкультминутка

Мы листочки осенние,

Дети выходят из-за парт.

На веточках мы сидим.

Приседают на корточки.

Дунул ветер — полетели,

Встают на носки, резко подняв руки вверх.

Мы летели, мы летели

Плавные махи руками с продвижением вперед, присесть, опустить руки на землю

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

Встают, взмахнув руками, кружатся на месте.

И за парту тихо сели.

2. Осенние изменения в живой природе

2. -Что изменилось осенью в жизни растений и животных вы сможете ответить сами, поработав в группе. Во время обсуждения звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

1 группа – растения

2 группа – птицы

3 группа – звери

Ответив на вопросы, вы расскажите об осенних изменениях в живой природе.

1 группа:

– Определите, как выглядят растения осенью, поставьте +, если можно ответить «да».

Хвойные деревья сохраняют иголки?

Травы зеленые?

2 группа:

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с.38 и ответьте на вопросы:

– Как называются такие птицы? (перелётные)

– Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

– Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы? (Насекомыми и семенами)

. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.

Назовите птицу. ( Картинка птицы)

-К какой группе птиц ее можно отнести?

-Подумайте, нуждаются ли птицы в нашей помощи?

3 группа:

Медведь не делают запасы

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

Выступления от групп. Обобщение ответов

1группа:

Лиственные деревья сбрасывают листву, травы отмирают, хвойные деревья остаются зелеными

2группа

С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм.

Оседлые птицы остаются зимовать.

3 группа

Медведь не делают запасы

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

VI. Рефлексия.

– Какие изменения происходят природе с приходом осени?

Солнышко поднимается невысоко, плохо греет.

Чаще идут дожди.

Похолодало.

Улетают на юг птицы.

Звери готовятся к зиме.

Желтеют и краснеют листья.

Листопад.

VII. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.

Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).

-Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Осени.

– Оно вам понравилось?

-Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!

-Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!

VIII. Домашнее задание

Учебник – с.36-39

Рабочая тетрадь с. 28-29 задание № 3; № 4

Закончить урок можно стихотворением

Осень

Константин Бальмонт.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья

infourok.ru

Тема урока “Живая и неживая природа осенью”

Тема: «Живая и неживая природа осенью»

Цель урока: познакомить учащихся с осенними изменениями в живой и неживой природе; уточнить и систематизировать представления учеников о признаках осени.

Задачи урока:

1.Дать представления об изменениях в жизни растений и птиц осенью.

2.Учить обобщать собственный жизненный опыт и привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.

3.Продолжать формирование элементов экологической культуры.

4.Воспитание эмоциональной адекватности, эстетического чувства, экологически грамотное поведение в природе.  

5.Коррекция звуковой стороны речи.

6.Формирование аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.

Оборудование и наглядность: плакат с изображением осенней природы, карандаши, альбомы, изображения животных.

Ход урока:

1.Орг.момент 

Прозвенел для нас звонок, начинается урок.

К нам без опоздания, приходи старания.

Помоги нам потрудиться, в школу мы пришли учиться.

(учитель) Вот и прозвенел звонок, начался урок.

Очень тихо вы присели и работать захотели.

Руки? На месте! Ноги? На месте!

Локти? У края! Спина? Прямая!

– Здравствуйте, ребята. На ваших партах лежат сигнальные карточки, на которых изображены с одной стороны солнышко, с другой – тучка. Покажите мне рисунок, который соответствует вашему настроению. Хотелось, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока.

2.Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе с симпатичным другом – Сёмкой. Будем стараться подружиться  с природой, откроем новые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения.

Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать, тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать, научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-внимательность,

А поможет нам узнать – наша любознательность.

Сначала узнаем кто такой Сёмка, разгадав загадку.

Бежит между елками живой клубок с иголками.

Вдруг волк навстречу появился, клубочек вмиг остановился.

Свернулся и не видно ножек

Скажите, кто же это …..?  (ёжик)

-Какое сейчас время года?

– Назовите осенние месяцы.

-Какой день недели?

-Какая сегодня погода?

– Какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени?

-Какие изменения происходят в живой природе?

– Сегодня мы будем говорить об осени, точнее о тех изменениях, которые происходят с наступлением осени и как меняется природа за три осенних месяца. Ваша задача внимательно слушать меня, своих друзей, отвечать на поставленные вопросы только полными предложениями, т.е. давать полные ответы. Быть послушными и активными.

4.Актуализация знаний

-Какие времена года вы знаете?

-Чем ребята заняты летом, весной, зимой.

-Назовите осенние месяцы?

5.Изучение нового материала

-Сейчас послушайте стихотворение и скажите, о каком признаке осени в нем говорится?

«Осенний клад»

Падают с ветки желтые монетки…..

Под ногами целый клад!

Это осень золотая дарит листья не считая,

Золотые дарит листья Вам, и нам,

И всем подряд.

                                        И. Пивоварова

Какой становится лес?

Вывод: листья становятся желтыми и красными

-Что происходит дальше? (листопад)

Вот на ветке лист клиновый,

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Поработали мы дружно.

Отдохнуть немножко нужно!

6.Физминутка

Мы листочки осенние, на веточки сидим.

Дунул ветер- полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, закружились

И на землю приземлились.

Мы говорили о листиках в стихотворениях и теперь следующее задание.

7.Игра

-Семка предлагает игру. Нужно составить словосочетания.

Лист березы- березовый лист        У сосны и ели есть листья?(да, иголки)

Лист осины-…………………        Иголки сосны-……сосновые

Лист дуба-………………….          Иголки ели-…………………

Вывод:

– Какие изменения в природе происходят в начале, в конце осени?

-Что можно сказать о температуре воздуха?

– Как она поменялась?

-Осадки?

-Реки, озера?

-Еще одним признаком осени можно назвать появление и сбор грибов. Всем известно, что осень – это грибная пора. Многие отправляются в лес за грибами, но не каждый может назвать себя грибником, ведь для этого надо хорошо знать грибы и уметь их отличать.

8.Физминутка

Семка шел, шел, шел

Белый гриб нашел.

1-грибок, 2-грибок, 3-грибок

Положил их в кузовок.

-А теперь обратимся к живой природе. Какие изменения происходят жизни животных и птиц. Это тоже является признаками осени.

-Что происходит с насекомыми?

-Какие насекомые замирают до весеннего тепла? (муравьи и мухи)

-Погибают? (бабочки)

-Закапываются поглубже в землю? (жуки)

-Как ведут себя птицы) (многие улетают в теплые края)

-Как вы думаете зачем?

-Все ли птицы улетают? Как их называют? (перелетные-ласточки, гуси, аисты, лебеди, скворцы, жаворонки) (слайд14)

-Как можно помочь зимующим птицам? (дятел, снегирь, голубь, синица, воробей)

9.Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимаем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

-Еще одна примета – изменение  окраски шерсти у животных. Зачем они это делают?

-Семка предлагает послушать загадки и определить название животных (слайд16).

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу, в дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(белка)

За деревьями кустами промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало- нет ни дыма, ни пожара.

(лиса)

У косого  нет берлоги, не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, а от холода – кора.

(заяц)

Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой.

(медведь)

– А как вы думаете, где будет зимовать наш друг – Семка? (зарывается в листья и спит до весны).

10.Закрепление

-По каким признакам мы узнаем, что наступила осень?

-Зачеркнем те явления природы, которые не относятся к осени.

Дети работают по карточкам в парах.

Стало холоднее.                  Стало теплее.

День уменьшается.             День увеличивается.

Река замерзает.                    Лед на реке тает.

Листья распускаются.         Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.         Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лед.                     Появляются почки на деревьях.

Ответ на экране

Вывод:

11.Итог урока

-О каких признаках осени мы говорили на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Работа с сигнальными карточками (настроение у детей).

multiurok.ru

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме « Неживая природа осенью»

МБОУ « Софринская СОШ №2»

Пушкинского муниципального района

Московской области

Конспект урока

по окружающему миру во 2 классе

по теме « Неживая природа осенью»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Маркова Виктория Александровна

2015 год

Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе. Показать связь между живой и неживой природой. Развивать устную речь, память, мышление, воображение. Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;   

Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из  иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы;  формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем  умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению;  умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в программе Power Point, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданиями для групповой работы и для работы в парах.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми  листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

II. Мотивация учебной деятельности.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

 Ребята, какому времени года посвящены эти строки? (Осени)

 Почему вы так решили?

 Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?

 Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.

III. Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.

 Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется надпись:

облака

осадки

небо

ветер

солнце

вода в водоемах

 Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске) Как она изменилась с приходом осени?

Делаются выводы:

А. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

Б. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

В. Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

2. Работа с демонстрационным материалом.

Презентация «Неживая природа осенью».

После просмотра презентации делаются выводы по материалам презентации.
 О каких осенних явлениях неживой природы вы узнали по материалу, который мы просмотрели?
1. СОЛНЦЕ

2. НЕБО

– Приглядитесь внимательно к небу. Каким оно бывает ранней и поздней осенью? (Летом и ранней осенью бывают кучевые облака, а осенью – чаще тучи).

3. ДОЖДИ

– Почему говорят, что «осень плачет»? (Идут дожди)

– Но ведь дожди идут и в другое время года. А так говорят только про осень. (Ответы детей)

4. ТУМАН

– Мы попрощались с последней капелькой.

– Как вы думаете, как капля связана со словами «дождь» и «туман»? (эти явления состоят из воды)

– Наблюдали ли вы туман? Какой он?

5. ЗАМОРОЗКИ

– Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов. Послушайте отрывок из стихотворения О. Высоцкой «Осеннее утро»

Желтый клен глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

– Какие бы вы взяли краски, чтобы нарисовать рисунок к этому стихотворению? (Желтую, голубую, серебристую)

– А что бы нарисовали серебристой краской? (Иней)

– Какое явление природы описывается в стихотворении? (Заморозок)

– Иней не стоек. Только выглянет солнце. Он мигом растает.

6. ВЕТЕР

Летом ветер тёплый, слабый. Осенью дует холодный, порывистый ветер.

7. ЛЕДОСТАВ

– Часто осенью идет крупный мокрый снег. Хлопья его падают на остывшую воду реки и не тают. Так и плывут по течению, слипаясь в большие рыхлые комья льда. Через день-другой они смёрзнутся в льдины. Теперь можно полюбоваться осенним ледоходом. Постепенно льдины становятся всё крупнее, толще. Сильный мороз предзимья схватывает, соединяет их. Льдины смыкаются с берегами, движение прекращается: лёд встал. Замёрзла река, кончился ледостав. А с ним кончилась осень.

– Дети, почему мы так подробно говорим об изменениях в неживой природе? (Изменения в неживой природе влияют на живую природу.)

– Приведите примеры.

IV. Физкультминутка.

Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снов набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся

3. Работа в парах. Работа с иллюстрациями на сравнение.

 На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком – поздняя? Объясни, почему так думаешь.

4. Групповая работа.

Дети  должны ознакомиться с поговорками и пословицами про осень и выбрать:

1-я группа – о ранней осени;

2-я группа – о поздней осени.

Поговорки и пословицы про осень. (раздаются на листочках):

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

Осень – время собирать урожай.

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

Сентябрь – пора золотой осени.

Сентябрь – отлётная пора.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

Октябрь месяц первых снегов, первых холодов.

К октябрю березы оголяются.

Ноябрь – бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег – ни колесу, ни полозу нет ходу.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

В ноябре зима с осенью борется.

5. Подведение итогов групповой работы.

VI. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.

Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).

VII. Итог

– О чем новом вы узнали сегодня на уроке?

– Что запомнили?

– О чем задумались?

– Что еще хотели бы узнать по этой теме?.

VIII. Домашнее задание:

1. Выполнить рисунок на тему «Осень в моем родном крае»;

2. Подготовить загадки про осень для соседа по парте.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *