Нос сует свой игорек то в варенье то в медок – . .

Веселая азбука для детей, Федор Бобылев

Аистёнок длинноногий

Сбился вечером с дороги.

Светлячок фонарь зажег,

К дому путь найти помог.

 

Боровик в бору родился.

Вздернул шляпу,

Загордился.

Чтоб свой нос не задирал

высоко боровичок,

Гордеца грибник сорвал

И запрятал в кузовок.

 

Ветер дунул,

Побежал,

В переулке скрылся,

Цвет с черёмухи сорвал

И не извинился.

 

Гуси, где вы?

Тега, тега!

– Не пойдём:

Боимся снега.

Покраснели наши лапки,

Сшейте нам скорее тапки.

 

Дядя Дима строит дом,

Много-много окон в нём.

Будет в каждое оконце

Улыбаться людям солнце.

 

Ежевика, ежевика!

Ой, как много! 

Посмотри-ка!

Не стесняйся, Ешь, малыш,

После маму угостишь.

 

Ёж сшил зайке сапоги

И сказал:

“Сапожки,

Косоглазый, береги,

Соблюдай дорожки”.

 

Жук на листике сидит,

Весело качается,

И усами шевелит

И жужжит,

  жужжит,

    жужжит – 

Славно получается!

 

Зайка,

  заинька-дружок!

Посиди со мной часок.

– Ни минуты не могу – 

В гости к ёжику бегу.

Он вчера меня встречал,

Есть морковку приглашал.

 

Ива плачет у дорожки.

Что случилось?

ветер злой

оборвал у ней серёжки,

Не оставил ни одной.

 

Крокодилу так обидно!

горько плачет крокодил.

В зоопарке он, как видно,

Вспомнил Африку и Нил.

 

Лёва взял свою тетрадь,

Стал лошадку рисовать,

Не лошадка вышла – слон,

Вот какой художник он!

 

Мишка стонет,

Слёзы льёт – 

У него болит живот.

Непослушный 

Жадный Мишка

Съел лесной малины лишка.

 

Нос суёт свой Игрёк

То в варенье,

То в медок.

ой, боюсь я,

как бы нос

К банке с мёдом не прирос.

 

Ой!-

Воскликнул окунёк, –

Я попался на крючок!.

Сом сердито проворчал:

“Из-за шалости попал”.

 

Погляди, павлин какой,

Хвост, как веер расписной.

Не гордись, павлин, хвостом – 

Прослывёшь большим глупцом.

 

Раки,

Эх и забияки!

Не обходятся без драки.

То и дело меж собой

затевают жаркий бой.

 

Соне саночки купили,

До чего быстры они!

Села в санки,

Покатила

Ну-ка, ветер, догони!

 

Тучи встретились друг с другом,

Собрались в один кружок

И заплакали над лугом

То ли с радости?

С испуга?

Отчего?

Узнать не мог…

 

У пруда утёнок-крошка

В страхе кличет утку-мать:

“Ой, боюсь!

Укусит кошка,

Помоги мне убежать”.

 

Филин в чаще

у-ух да у-ух!

У зайчишки амер дух.

Бедный заинька не спал,

под кустом всю ночь дрожал.

 

Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха!

Вдруг – бух!

Упала

И смешинку потеряла.

 

Цап-Царапыч – это кот,

С нами в дружбе он живёт.

Кто его не уважает

И на хвостик наступает,

На того с обидой кот

Коготки пускает в ход.

 

Черепаха, черепаха!

Что дрожишь ты целый день?

Иль озябла?

Нет, от страха – Испугалась свою тень.

 

Шар зелёный,

Шар воздушеый,

Шаловливый,

Непослушный,

Вместе с ветром убежал,

А куда?

И не сказал.

 

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила.

Окуньков,

Бычков,

Лещей

Щами угостила.

 

Шёл домой из школы Гога,

Загляделся на ворон,

Ь и Ы дорогой

Обронил из сумки он.

А ведь Ь и Ы

Тоже в азбуке важны.

 

Эхо ищем всем отрядом:

– Эхо, где ты?

– Рядом!

   Рядом!

Эхо,эхо!

Вот потеха!

Значит тропкою лесной

Ходит-бродит с нами эхо

Невидимкой день-деньской.

 

Юра только сел на стул,

Ножки свесил

И заснул.

Юра очень утомился – 

Целый день юлой крутился.

 

Яше снятся якоря,

Снятся яхты

И моря.

Яша маленький пока,

Не дорос до моряка.

Подрастёт – 

Служить во флот

Обязательно пойдёт.

ot2do6.ru

4. Повтори чистоговорки.

Ни - ны - ни - маленькие пони.

Ны - ни - ны - красивые сны.

Ну - ню - ну - вижу Лену.

Не - нэ - не - иду к Ване.

На - ня - на - наступила весна.

Ня - на - ня - поет няня.

5.      Повтори пословицы, поговорки.

В осеннее ненастье семь погод на дворе. На чужой земле и весна не красна. Не знать - не страшно, страшно - не узнать. Одна пчела немного меду наносит.

6.      Повтори загадки.

Пять ступенек - лесенка,

На ступеньках - песенка.

(Ноты)

У кого днем один глаз,

А ночью много?

(У неба)

Я копытами стучу, стучу,

Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру.

Кто это?

(Конь)

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

(Слон)

7.      Выучи стихотворение.

Нос сует свой Игорек

То в варенье,

То в медок.

Ой, боюсь я,

Как бы нос

К банке с медом не прирос.

(Ф. Бобылев)

8.      Игра «Твердый-Мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Н, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук НЬ - зеленый квадратик.

Картина, паутина, нить, небо, насест, нет, нож, немой, нос, низко, нюхать.

9.      Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Надя - песни

Нюся - сон

Маня - зонт

Алена - коньки

Витя - санки

Нюра - темнота

 

10.  Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Буратиний нос

На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

- Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита. - Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается. Надулся Никита.

- Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

- Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

(Г.Юдин)

Дифференциация звуков м – н

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1.      Повтори слоги.

Ма - на

Ма - на - ма - на

На - ма

Мы - ны - мы - ны

На - ма - на

Мо - но - мо - но

Ма - на - ма

Му - ну - му - ну

 

2.      Повтори слова.

Маша - наша

Мыть - ныть

Рамы - раны

Мил - нил

Мытье - нытье

Комок - конек

Миг - Ник

Мука - наука

Самки - санки

Дама - дано

Дом - Дон

Сама - Саня

Рама - рано

Ком - сон

Дима - Дина

Миша - ниша

Там - тон

Моль - ноль

3.      Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4.      Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

5.      Повтори пословицы, поговорки.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6.      Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7.      Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8.      Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9.      Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Нина - дом

Комар - нос

Маша - сон

Ната - мыло

Рома - ноты

Таня - морковь

 

10.  Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.

Список литературы

  1. http://pedlib.ru/Books/2/0313/2_0313-35.shtml#book_page_top

  2. http://pedlib.ru/Books/3/0216/3_0216-20.shtml#book_page_top

  3. http://ucheg.ru/v7987/постановка_сонорных_звуков

studfiles.net

Звуки [н], [н’], буквы Н, н. ( второй урок по теме)

Этапы урока

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуальная работа

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

СЛАЙД 2

1.Приветствие учащихся.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Беритесь, ребята,

Скорей за работу.

2.– Проверим готовность к уроку.

3.Мы отправляемся в замок волшебника Неумехи. Он набирает себе учеников.

-Кто хочет записаться в класс волшебника? Почему?

-Почему у него такое имя?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация опорных знаний.

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

1.-Какую букву выучили вчера?

-Что узнали про букву Н?

2.Дальняя родственница хозяина замка по электронной почте прислала такое сообщение. Давайте его послушаем.

Отвечают на вопросы

III. Постановка учебной задачи

-Чему на уроке будем учить-ся?

Слушают учителя, рассматривают изображение буквы

Принимают учебную задачу

V. Закрепление знаний и способов действий.

1.Чтение слогов.

2. Дидактические упражнения (учебник, с. 42)

СЛАЙД 5

СЛАЙДЫ 6-9

СЛАЙД 10

1.Чтение слогов.

2.- Соотнесите слова и рисунки.

-Составьте предложения с нарисованными предметами.

3. Прочитайте имена девочек. Обратите внимание, в каких случаях буква Н обозначает мягкий звук, а в каких – твердый. Почему?

– Прочитайте предложения, используя рисунки.

4. Слова одинаковые, а значения разные. Объясните различия

1. Он – карандаш.
Оно – ведро. Она – лейка. Они – ножницы.

2. Называют имена, в которых гласные буквы а, ы указывают на твердость [н], гласный и – на мягкость [н’]. Читают предложения

4. На столе лежит тетрадь. (На – указание места.) На тетрадь. (На в значении возьми что-то)

Наблюдают над расхождением написания слов (оно, она, они) с их звуковой формой. Проговаривают слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Выделяют звуки [н], [н’], объясняют причины различия Определяют разные значения одного слова. Читают предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания

Физкультминутка

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

2. Чтение стихотворения Ф. Бобылева ( с. 42).

Дифференцирован-ное задание

СЛАЙД 11

– Прочитайте стихотворение.

– Найдите в тексте букву Н,

подчеркните твердый согласный Н синим цветом, мягкий – зеленым

Читают.

– Нос (синий),

варенье (зеленый), в банке (синий)

Понимают смысл прочитанного стихотворения, распознают букву Н в словах, определяют твердость и мягкость согласных звуков

3. Развитие связной речи. Рассказ сказки по сюжетным картинкам
(учебник, с. 43)

–Вспомните сказку «Заюшкина избушка».

-Все ли изобразил художник?

– Задайте друг другу вопросы по содержанию.

Рассматривают картинки. Выполняют задания учителя

Работают в паре: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга

Физкультминутка

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья,

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись.

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу к знаниям стремясь

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

4. Работа с «лентой букв»

СЛАЙД 12

– Где на «ленте букв» расположена буква Н? Почему?

– На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная
и строчная буква

Определяют место изученной буквы на «ленте букв»

5.«Доскажи словечко»

Волшебник очень любит загадывать загадки.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для …

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым…

Кто один имеет рог?

Отгадайте…

Собаки, не троньте верблюда.

Для вас это кончится худо.

Он ловко дерется с врагами

Своими большими ….

( нас )

( ножиком )

( носорог )

(Ногами)

Отгадывают загадки

6.Упражнение на внимание.


Волшебник потерял …. А что потерял, вы узнаете раскра-сив картинку.

-Что потерял Неумеха?

Раскрашивают детали с буквой Н.

Развивают внимание.

VI. Рефлексивно-оценочный

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

-Что хотите пожелать вол-шебнику Неумехе?

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

kopilkaurokov.ru

Буква Н Веселые стихи - bukva n.doc


Буква «Н»
Веселые стихи

Под собой не чуя ног

Спит усталый носорог.


На коне наездник мчит:

Настоящий он джигит.


Нос не в свои дела суют,

Носами перед сном клюют,

Зато один веселый нос

Папаша Карло нам принес.


Нам ни к чему такие шутки!

Кто ночью срезал незабудки?

На грядке отпечатки ног.

Наверно, это – носорог!


  

Нос сует свой Игорек

То в варенье, то в медок.

Ой, боюсь я, как бы нос

К банке с медом не прирос.

  

Н – натянутая сетка.

Сетку стойки держат крепко.

Во дворе нам целый день

В бадминтон играть не лень.

  

Там я букву Н найду,

Где гамак висит в саду.

В. Степанов

На букве Н я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

Е. Тарлапан


  

Н – натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

  

Нина шила маме платье,

Не вставала целый час.

Не годится маме платье,

Но… для куклы в самый раз.

  

Ниже планку ставлю я,

Прыгай, доченька моя.

Г. Виеру

Пословицы и поговорки

1. Не все то золото, что блестит.

2. Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.

3. На ловца и зверь бежит.

4. Ни в сказке сказать, ни пером описать.

5. Нет никакого имущества дороже друга.
Игры

И г р а «Назовите антонимы».

Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить).

И г р а «Подбери слово».

Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).

Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).

И г р а «Волшебная цепочка».

1. Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.

2. Как из ночи сделать день?

Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.

И г р а «Доскажи словечко».


– Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор?


Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это кончится худо:


– Вот невежливый вопрос,

Это собственный мой… (нос).

  

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для… (нас).

  

Кто один имеет рог?

Отгадайте! … (Носорог).


Он ловко дерется с врагами

Своими большими… (ногами).

  

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым… (ножиком).


И г р а «Слоговой аукцион».

1. К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на… (-сос, -род, -вес).

2. К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но… (-чи, -жи, -ра).

И г р а «Слоговое лото».

Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.

О т в е т : Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.

И г р а «Анаграммы».

Насос (сосна), накат (канат), норма (роман), носик (носки), ночка (кочан), накал (канал), никель (ельник), немота (монета), норка (крона).

И г р а «Отгадай слова».

н – – н –

н – – – н – –

н – – – – н – –

н – – – – – н – – – –

н – – – – – – н – – – –

н – – – – – – – н – – – – – –
О т в е т : 1. Но, нос, ноша, насос, ноготь, новости.

2. Дно, снег, жнец, знание, индеец, институт

И г р а «Малышки-коротышки».


Мы – малышки-коротышки,

Будем рады, если ты


Поразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты.


НОС

О т в е т : поднос, носорог, носок, занос, сноска, перенос, разносить, носилки, обносчик и др.
Кроссворд

Прочитайте, что написано в таблице


О т в е т : С новым годом!
Ребусы

О т в е т ы : наука, Наташа, находка, надежда.
Перевертыши

На доме чемодан. Наган. На вилах ехал иван.

Нажал кабан на баклажан.
Шарады


С буквой Н, мои друзья,

Ничего не значу я,

Н на С перемените –

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой М

Я пальто у вас поем.

(Ноль – соль – моль.)


Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца –

Во мне увидишь что угодно.

(Нос – сон.)


Загадки

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, рыбу, мясо,

Свеклу, яблоки и масло.

(Нож.)

Наши братья шили платье.

Был царем один из братьев

Он корону надевал,

Но в труде не отставал.

(Наперсток.) Г. Виеру


Мы на них стоим и пляшем,

Ну, а если им прикажем,

Нас они бегом несут.

Подскажи, как их зовут.

(Ноги.)

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

(Нос.)


Эту толстую игрушку

Не уложишь на подушку.

Знать, пример взяла с лошадки:

Стоя спать, а не в кроватке!

(Неваляшка.)

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей.

(Нос.)

У кого днем один глаз,

А ночью – много?

(Небо.) Г. Виеру

Пять ступенек – лесенка.

На ступеньках – песенка.

(Ноты.) Т. Белозеров


Есть очень много рогачей

В зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове,

У одного лишь на носу.

(Носорог.)
Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы.)

Голубая простыня

Весь свет покрывает.

(Небо.)


перейти в каталог файлов

metodich.ru

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [н, н], БУКВЫ Н, н. ПОНЯТИЕ «СЛОГ». ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ Н

Цели: дать понятие «согласный звук». Познакомить с твердым и мягким согласным звуком [н], познакомить с буквами Н, н. Ввести понятие «слог». Чтение слогов-слияний с буквой Н. Развивать фонематический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить умению слушать друг друга и учителя.

Оборудование: картинки – барабан, баран, конь, налим; таблица слогов Л. Толстого.

ПЛАН

I. Печатание букв под диктовку: А, а, И, и, О, о, ы, Э, э, У, у.

II. Работа по теме.

1. Знакомство со звуками [н, н'], буквами Н, н.
Фонетическая зарядка.

Как погоняют лошадь? (Но-но-но.) Какой звук знаком в этом слове? [о]. Какой не знаете? [н].

Выделение звука [и] из слова барабан (картинка).
Произнесите слово. Какой последний звук слышите? (Барабан-н-н).

Артикуляция.

Произнесем его еще раз и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. (Ответы детей.)

Можно ли спеть его? (Нет.)

Легко ли воздух проходит? (Нет. Его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос.)

Звуки, при произнесении которых воздух задерживается, называются согласными.

Произнесите еще раз этот звук [н]. А в слове «конь» (картинка) какой последний звук слышите? Сравните их. Сделайте вывод. ([Н] бывает твердым и мягким.)

Произнесем их еще раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом.)

Звуки, при произнесении которых участвует голос, называются звонкими.

Сделайте вывод: что вы узнали о новом звуке? (Он согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.)

Игра «Где звук». Определите позицию звука в словах:  нос, санки, низко, пятница, красный, кони, ночь, окна, огонек, носорог.

Придумывание детьми слов с новым звуком. Место его в слове.

Игра«Кто внимательный?».

Запомните слова со звуками [н, н'], которые встретятся вам в рассказе Г. Юдина «Буратиний нос».

БУРАТИНИЙ НОС

На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он - Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

- Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита, - лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается! Надулся Никита.

-Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

- Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что
был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

а) Свободные высказывания детей по содержанию рассказа.

б) Называют слова, которые запомнили, со звуками [н, н'].

7. Знакомство с буквами Н, н.

Звуки [н, н'] записываются одной буквой Н, н. 

Показ картинки налим (чтение стихотворения).

Нелегко поймать налима. 

Вот вильнул хвостом, И... мимо,   . Мимо рук и мимо ног. 

Я его поймать не мог!

РАЗНЫЕ НОСЫ

Нос не в свои дела суют. Носами перед сном клюют. Зато один веселый нос Папаша Карло нам принес.

 Я. Аким

Нос сует свой Игорек

То в варенье,

То в медок.

Ой, боюсь я.

Как бы нос

К банке с медом

Не прирос.

Ф. Бобылев

Нам ни к чему такие шутки! 

Кто ночью срезал незабудки? 

На грядке отпечатки ног.  

Наверно, это носорог.

Место буквы в алфавите.

На букве Н Я, как на лесенке, Сижу и распеваю песенки! 

Е. Тарлапан

8. Игра «На что похожа буква Н?».

Там я букву Н найду, 

Где гамак висит в саду. 

В. Степанов

III. Физкультминутка «Ножки».

НОЖКИ

Ножки накрест - опускайся 

И команды дожидайся. 

И когда скажу: «Вставай!» -Им рукой не помогай. 

Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось. Ножки здесь и ножки там. 

Что за шум и что за гам?

Хлопаем в ладошки, 

Пусть попляшут ножки, 

Пусть попляшут ножки 

По ровненькой дорожке,

 По ровненькой дорожке... 

Устали наши ножки, 

Устали наши ножки. 

Вот наш дом, 

Где мы живем. 

(Все слова сопровождаются движениями.)

IV. Чтение слогов-слияний (Приложение 1).

Гласная буква образует слог, сколько гласных – столько слогов.

V. Печатание букв Н, н, слогов: на, но, ну, ны, ни.

VI. Чтение «Волшебной таблицы» с буквами м, л (Приложение 2).

VII. Игра «Доскажи словечко».

Часовщик, прищурив глаз, А петух с колючим ежиком

Чинит часики для... (нас). Режут сало острым ... (ножиком).

Кто один имеет рог?

Отгадайте!., (носорог)

VIII Словарь. Нос.

НОС

У Буратино, например, из-за его любопытного носа были одни неприятности. А животным носы помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов. Добывают себе пищу, как дятел, который носом-клювом долбит деревья и вытаскивает оттуда насекомых. Рыба-меч своим страшным носом протыкает рыб. Свинья своим носом, как экскаватором, роет землю, отыскивает корешки. Своим носом-иголочкой комар сосет кровь. Хобот у слона - это и рука, и нос, и... душ в жаркую погоду. Цепляясь своим крючковатым клювом, попугай лазает по веткам. А есть дикие куры, у которых нос- это... термометр!

Им они измеряют температуру песка, в котором закопали яйца.

IX. Штриховка «Чайник»

X. Итог. Что нового узнали?

www.defectolog.by

Дифференциация звуков Нь МЬ | Файловый клуб FilesClub.net


Дифференциация звуков Н – НЬ
 
После того, как поставлены и автоматизированы звуки Н, НЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.
Практический материал на дифференциацию звуков Н - НЬ
1.      Повтори слоги.
На - няНу - ню Ны - ни Но - не
Ня - на Ню - ну Ни - ныНе - но
Ня - на - няНю - ну - ню Ни - ны - ни Не - но - нёНа -ня -на Ну - ню - ну Ны - ни -ныНо - не -но
2.      Повтори слова.
Нам - нямНоски - нести Тина - тень
Ната - няня Ноты - нет Народ - невод
Ныть - нить Набор - небо Настил - Нил
Нытик - нитки Нам - немНоги - нёбо
Нос - нёс Тонна -Тоня Она - они
Сонный - Соня Пена - пень Норка - Нюрка3.      Повтори предложения.
У Наты болит нёбо. У Ани теплая накидка. Наседка никак не сядет на насест. Нина насилу доедает пудинг. Нюсю наказали, а она не виновата. У Никиты наган. Недавно на коней напали волки. Нюся моет окно. Лена ленится. Дина купила нитки. Няня купает Нату. Тоня и Лена несут малину. Нюся разговаривает по телефону. Даня нарисовал картину. Надя катается на коньках. Ваня катается на санках. Соня убирается в комнате. Надя несет дыню. Наф - Наф и Ниф - Ниф - поросята. Лена спешит на занятия. Дина смотрит в небо.
4.      Повтори чистоговорки.
Ни - ны - ни - маленькие пони.
Ны - ни - ны - красивые сны.
Ну - ню - ну - вижу Лену.
Не - нэ - не - иду к Ване.
На - ня - на - наступила весна.
Ня - на - ня - поет няня.
5.      Повтори пословицы, поговорки.
В осеннее ненастье семь погод на дворе. На чужой земле и весна не красна. Не знать - не страшно, страшно - не узнать. Одна пчела немного меду наносит.
6.      Повтори загадки.
Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках - песенка.
(Ноты)
У кого днем один глаз,
А ночью много?
(У неба)
Я копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру.
Кто это?
(Конь)
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(Слон)
7.      Выучи стихотворение.
Нос сует свой Игорек
То в варенье,
То в медок.
Ой, боюсь я,
Как бы нос
К банке с медом не прирос.
(Ф. Бобылев)
8.      Игра «Твердый-Мягкий».
Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Н, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук НЬ - зеленый квадратик.
Картина, паутина, нить, небо, насест, нет, нож, немой, нос, низко, нюхать.9.      Игра «Составь предложения».
Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:
Надя - песни Нюся - сон
Маня - зонт Алена - коньки
Витя - санки Нюра - темнота
 
10.  Перескажи рассказ.
Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.
Буратиний нос
На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножница

filesclub.net

Буква "н", звук "н" - русский язык, уроки

Ι. Мотивация к коррекционной деятельности.

- Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Юрьевна, я проведу у вас урок азбуки.

Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья – ученики этой школы.

ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

В дороге нам будут помогать двое животных, кто это будет вы узнаете отгадав загадки:

Кто один имеет рог ?

- Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»?

Он гласный или согласный ?

Твёрдый или мягкий?

- Давайте произнесем этот звук.

- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

Следовательно и звук Н будем обозначать на схемах синим цветом.

Бьёт копытами «цок-цок», 
Снег летит, крупа, песок, 
Знают все, кому не лень, 
Это - северный ...

Какой звук вы слышите на конце слова «олень»?

Он гласный или согласный?

- Верно

Твёрдый или мягкий?

Каким цветом будем его обозначать на схемах?

Молодцы, ребята!

- Носорог и олень не пропустят нас в лес, если мы не справимся с их заданиями. Они приготовили вам 2 слова, а вы должны составить их звуковые схемы. Первое слово «спряталось» как раз внутри слова «носорог». Какое же это слово?

Как мы составим к нему звуковую схему? Кто пойдет и покажет нам всем схему этого слова?

Второе слово начинается со звука, которым заканчивается слово «олень».

Кто пойдет и поможет всем справиться с заданием?

ΙΙΙ. Выявление место и причины затруднения.

- Ребята, а скажите мне чем отличается звук от буквы?

- Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой . Её называют буква «эн».

- На какую букву похожа буква «н»?

- Что у них общего и в чём различие?

- Как вы думаете какая тема нашего урока ?

- Откройте свою азбуку на странице 4 и 1. Посмотрите как записывается эта буква.

Физминутка.
- Смотрите, кто идёт к нам навстречу?. Он сегодня тоже ходил учиться в школу, очень устал и приглашает вас немного отдохнуть.
Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл – ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

ΙV. Построение проекта выхода из затруднений.

- Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути нас встречает…

–Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

- Зайчик учится в лесной школе и с буквой «н» уже знаком. Он

предлагает вам прочитать слоги с буквой «н».

а)Доска:

НА – НЯ

НО – НЁ

НУ – НЮ

НЭ – НЕ

НЫ – НИ

- Назовите те слоги, в которых слышится твёрдый согласный звук [н]?

Молодцы!

- Назовите те слоги, в которых слышится

мягкий согласный звук [н’]?

V. Реализация проекта выхода из затруднений.

Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н’].

VΙΙ. Самостоятельная работа

- А сейчас вы поработайте самостоятельно посмотрите на стихотворение в вашем букваре. Сейчас я вам его прочитаю. А вы слушаете внимательно.

Нос сует свой Игорек

То в варенье

То в медок

Ой боюсь я

Как бы нос

К банке с медом не прирос.

- Вам нужно найти слово с буквой н

- Посмотрите какие слова вы можете назвать?

- Хорошо, все слова вы назвали?

VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.

Итак, давайте повторим чем же звук отличается от буквы?

Какую же букву вы сегодня узнали?

Кокой звук у этой буквы?

Он всегда только твердый ?

Какой он , гласный или согласный?

ΙХ. Рефлексия.

Все ли справились с этим заданием?

Кто не справился?

Какое задание на уроке вам понравилось больше всего?

Что нового вы узнали на уроке?

Какое задание было легче всего для вас?

Какое у вас настроение после урока?

- Сегодня все вы потрудились и многому научились.

Молодцы!

На этом наш урок закончен.

Приветствуют учителя.

Носорог.

Н.

Согласный.

Твердый

- Н

Синим.

Олень.

нь

согласный,

мягкий,

зеленым.

Нос.


Нитки.



- звук это то что мы произносим, а буква это просто символ который мы записываем.

- на букву и

- палочкой посередине

- Звук н буква эн.

Буратино.

- Заяц

На, но, ну, нэ, ны.

Ня, нё, ню, не, ни.

Никита, Наташа, Надежда , Николай, Настя, Нина.

- Нос, варенье, банке, не.

Да.

Звук мы произносим , а буквой просто обозначаем этот звук.

Букву эн.

Н.

Нет, он бывает твердым и мягким.

Согласный.

Да.

Читать слоги.

Что звук н бывает мягким и твердым, и что он пишется буквой н.

Строить схемы.

Веселое, хорошее.

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о