Обучение письму детей с проблемами в развитии – ‘ .. ‘ –

Вронская Н.Ф. Обучение письму детей с проблемами в развитии. Прописи и методическое руководство (комплект) [PDF]

М.: Вентана-Граф, 2010. — 40 с. + вкладки с иллюстрациями. — (Занимаемся с логопедом). Адресована логопедам, учителям, родителям для занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками. В первой тетради - 35 занятий, имеющих комплексную структуру. Сначала в занятиях предлагаются буквенные таблицы для формирования устойчивых зрительных образов. Затем - слоговые таблицы. Далее...

  • 7,86 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

М. : Баласс, 2009. - 48 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»). Перечень карточек: 1-8 - карточки для составления предложений. 9-16 - парные карточки для составления предложений. 17 — 24 — опорные картинки для составления рассказов (17 — 20 — времена года; 21 - 22 - время суток; 23 - жилище, место обитания; 24 - питание). 25...

  • 4,38 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

Задания для родителей дошкольников по закреплению материала по лексическим темам: «Ягоды», «Дни недели. Части суток», «Лето», «Транспорт», «Птицы», «Посуда», «Поздняя осень», «Одежда (зимняя), обувь, головные уборы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Зима», «Животные жарких стран», «Деревья», «Дикие животные», «Мамин праздник. Женские профессии» , «Грибы»,...

  • 517,68 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

www.twirpx.com

Трудности при обучении письму и чтению

Выступление логопеда на собрании родителей первоклассников (конец первого полугодия).

Ваши дети проучились в школе 4 месяца. Необычайно трудных и сложных месяца. Вероятно, я не ошибусь, сказав, что у каждого из ваших первоклашек возникли какие-либо трудности: в письме или чтении, в счете или в поведении, в общении со взрослыми или сверстниками.

В разрезе моей специализации мне бы хотелось поговорить о трудностях при обучению письму и чтению. Как правило, именно эти трудности характерны для всех детей, начинающих обучение.

Наборы последних лет оставляли желать лучшего: из 50-60 обучающихся ежегодно около 40-50% нуждаются в специализированной помощи логопеда, а следовательно, предрасположены к трудностям при обучению письму и чтению.

По причинам появления этих трудностей обычно выделяют следующие “Группы риска”, то есть тех детей, у которых наиболее вероятны трудности различных видов.

Одна из основных групп риска – более 30% - это дети, имеющие в анамнезе (истории развития) патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года.

Мне бы хотелось обратить особое внимание именно на эту группу детей. так как большинство родителей не склонны связывать нарушения письма, трудности , возникающие при обучении чтению и уже далекий по времени период перенатального (дородового) и послеродового развития ребенка. В практике не столь уж редки случаи, когда на вопрос о том, как рос и развивался ребенок, мама отвечает: “Нормально. Как все”. А это “нормально” включает и поздний токсикоз во время беременности и родовые травмы и серьезные заболевания до года.

Вторая группа – это дети ослабленные, часто болеющие. Хотя уровень интеллекта таких детей может быть и очень высоким, но начало обучения в школе, весь комплекс школьных нагрузок вызывает столь высокое напряжение, что возникают серьезные школьные проблемы. Не зная подоплеки, или не желая видеть объективные причины такого явления, родители требуют от ребенка невозможного, а результат становится все хуже.

Третья группа детей – это дети с различными неврологическими нарушениями. Немало детей имело черепно-мозговые травмы. Такого рода травмы никогда не проходят бесследно.

Четвертую группу составляют те, у которых имеются задержки в формировании тех или иных функций. Причем задержки эти видны, конечно же, до школы. Например, ребенок с задержкой моторных функций, со слов самих родителей, не любит рисовать, неохотно манипулирует мелкими деталями, играя с конструктором, и даже не умеет завязывать шнурки. Но такая хроническая “не любовь” не настораживает родителей, и они не принимают никаких мер, чтобы еще до школы исправить положение.

Пятую группу составляют дети, у которых в раннем возрасте диагностирована задержка речевого развития, которые занимаются с логопедом или посещают специальные логопедические детские сады.

В шестую группу мы объединили медлительных и леворуких детей.

Все встречающиеся в повседневной практике нарушения можно разделить на три основные группы:

I. Нарушения письма, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций. Это нарушения почерка.

II. Нарушения письма, связанные с задержкой речевого развития, с нарушением фонетико-фонематического восприятия.

III. Комплексные нарушения.

Рассматривая психофизиологические особенности формирования навыка письма, следует сказать, что письмо, воспринимаемое со стороны, как целое и связное, на самом деле (особенно на начальных этапах обучения) является последовательностью (цепочкой) дискретных операций. И только тогда, когда навык сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически, без осознания, без направленного контроля. Однако, если этап начального обучения построен так, что какие-то реакции не закрепляются (например, из-за недостатка времени) какие-то закрепляются неправильно, то последующая тренировка закрепит неправильное выполнение и результаты будут неудовлетворительными.

Выполнение двигательного акта письма (т.е. выполнение сложно- координированных моторных движений) во многом зависит не только от степени развития моторных функций, но и от особенностей зрительного, пространственного восприятия зрительно-моторных координаций.

Как правило, у детей с нарушением в развитии моторных функций, очень трудно идет процесс освоения конфигурации букв, они не могут понять соотношение частей, их расположения на листе. Пишут эти дети с большим напряжением, и почерк резко ухудшается при незначительном увеличении скорости письма.

Чем можно помочь этим ученикам?

Во-первых, необходимы самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: игры с мозаикой, вышивание, лепка и перебирание или склеивание мелких деталей, вязание. Можно нанизывать пуговицы и бусы на нитку и тонкую проволоку, можно раскрашивать картинки с мелкими деталями.

Категорически запрещено учить этих детей писать неотрывно, нужно усилить внимание при изучении каждой буквы, расположение ее частей, направление штрихов. Не следует торопить их, нужно дать им возможность писать в “большой строке” (микродвижения для таких детей просто непосильны) и медленно.

На начальном этапе обучения большие по объему задания и многократные переписывания могут дать обратный эффект, так как дети пишут с напряжением.

Говоря о трудностях письма, связанных с развитием моторики, координации движений и пространственного восприятия, мы обязательно подчеркиваем, что у этих детей очень медленный темп письма и эта медлительность является как бы вторичной из-за других трудностей.

В то же время в том же классе есть дети, которые не имеют никаких трудностей кроме медленного темпа деятельности, но уже к середине года они набирают целый букет трудностей. Это трудности медленных детей.

Почему как они возникают?

Темп деятельности – характеристика индивидуальная и специфическая, в основе которой особенности развития высшей нервной деятельности. Темп деятельности мало зависит от “хочу и не хочу”. И с этой особенностью надо не бороться, а считаться в процессе обучения.

Чаще всего эти дети не только медленно пишут, но и медленно говорят, медленно, как бы в растяжку, читают, двигаются, часто своей медлительностью выводя из равновесия не только родителей, но и учителя.

Этот ребенок постоянно ( и дома, и в школе) находится во временном цейтноте, он постоянно торопится, но у него ничего не получается. Чтобы выполнить все задания на уроке, он “жертвует” качеством письма. Вместо букв успевает написать нечто похожее и постепенно такое написание букв-каракулей закрепляется, появляется сильный тремор, дополнительные штрихи. Но темп работы класса увеличивается, и он все равно не успевает

В таких условиях к нарушениям графики добавляются нарушения орфографии, у этих детей с большим трудом формируется письменная речь. Все эти трудности усугубляются тем, что к концу года у большей части этих детей развиваются неврозы, невротические реакции.

Чем же можно помочь таким детям?

Выход вроде бы прост: позволить ребенку работать в нужном ему темпе. Но программа для всех детей одинакова, и учитель не всегда находит возможность сократить объем работы для вашего ребенка. Но при приготовлении домашних заданий не следует ограничивать ребенка во времени, подгонять и, тем более, упрекать. Он и так всегда чувствует себя виноватым из-за постоянных неуспехов.

Наиболее сложная картина нарушения письма отмечается у детей, имеющих различные нарушения психического развития (например, ЗПР). У таких детей трудности обучения письму сочетаются, как правило, с другими трудностями обучения: чтению, математике, а также трудностями адаптации к классу, к детям, а также нарушениями в поведении.

У этой группы детей искажения характеризуются сильными искажениями почерка, искажением смысла слов и фраз, заменой и пропусками букв ислогов, иногда зеркальным написанием многих букв. Все эти трудности письма видны уже к концу первого полугодия. Такому ребенку нужна специальная медицинская помощь. В таком случае мы стараемся сразу обратить внимание родителей на множественный характер нарушений и рекомендуем родителям обратиться в психоневрологу.

Особо большую группу нарушений письменной речи составляют нарушения, в основе которых лежит недоразвитие тех или иных компонентов языка.

При приеме детей в школу и в первое полугодие первого класса мы тщательным образом отслеживаем и выявляем детей с ОНР.

Исходя из требований к речевому развитию детей семилетнего возраста, была составлена следующая таблица

должно быть в наличии прогноз
1.Полностью сформированное звукопроизношение. Физиологическое или возрастное косноязычие исчезает к 5-6 годам. У 30-35% первоклассников в той или иной мере нарушено звукопроизношение. Наибольшую опасность представляют полные звуковые замены, когда в процессе проговаривания ребенок вместо одного звука произносит другой (шапка – сапка) Появление артикуляторно-акустической дисграфии.

(как произношу, так и пишу

2.Четкое различение на слух всех звуков речи, включая акустически близкие. В норме к 2 годам. Слуховая дифференциация нарушена у 40-45% первоклассников. В этом случае дети не дифференцируют аккустически близкие звуки: твердые-мягкие, звонкие-глухие, соноры, аффрикаты. Появление акустической дисграфии. (как слышу, так и пишу)
3. К 7 годам ребенок должен владеть простыми видами звукового анализа слов:
  • определение наличия заданного звука в слове;
  • выделение звука из начала и конца слова;
  • определение местоположения звука в слове.
10-20% детей справляются с заданиями. Следовательно, каждый третий первоклассник не сможет в установленные программой сроки овладеть полным фонематическим анализом, что ведет к пропускам, перестановкам, добавлению лишних элементов. Появление дисграфии на почве несформированности звукового анализа и синтеза
4. Наличие достаточного словарного состава, знание широко распространенных предметов, признаков и действий. А также знание широко употребляемых обобщающих понятий – мебель, посуда и т.д.. У 25% первоклассников словарный запас отстает от возрастной нормы. Трудности при применении правил на письме, т.к. невозможно подобрать родственное слово.
5.Полная сформированность грамматической системы словоизменения, усвоение которой в норме заканчивается к 4 годам. Функции словообразования нарушены у 15% первоклассников, словоизменения у 23% первоклассников, 12% неправильно употребляют предлоги. Возникновение аграмматической дисграфии.

Дополнительные пояснения к пункту №3

Многие родители спрашивают: “Зачем вообще-то нужен звуковой анализ в программе начальной школы?”

Изучение грамоты в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это значит, что при диктовке или диктанте ребенок должен:

  • услышать, сохранить в памяти услышанные слов;
  • расчленить его на звуки, т.е. проанализировать;
  • определить последовательность звуков в слове;
  • применить правило, если написанное слово не совпадает с произношением;
  • собрать все действия вместе и записать слово.

Все эти действия происходят автоматически на более поздних этапах обучения и если нет трудностей. Если вашему ребенку дается это с трудом и первичные признаки дисграфии налицо, учите его проговаривать сначала вслух, а затем “про себя”. Если ребенок проговаривает слова не торопясь, он осознанно производит звукобуквенный анализ И тем самым избегает ошибок, связанных с перестановкой букв. Особо важно проговаривание для детей с неустойчивым вниманием, низкой работоспособностью.

Дополнительные пояснения к пункту №6.

Функции словоизменения нарушена у 20% первоклассников, причем практически все ошибаются при согласовании существительных с числительными, 21% делает ошибки при согласовании существительных с прилагательными, а 12% неправильно употребляют предлоги, особенно сложные (из-под, из-за)

Функция словообразования недостаточно сформированной у 50% детей. особенно трудно образуют притяжательные прилагательные. Здесь можно услышать и “собачкина” голова, она же “собачиная” и “собаковая”.

Столь же трудно образуют и относительные прилагательные. Дети с несформированной грамматических систем словообразования и словоизменения не могут употреблять на письме грамматические формы более правильно, чем они это делают в устной речи, а это неизбежно приводит к аграмматической дисграфии, которая появляется у них в 3-5 классе, когда потребуется запись развернутых фраз, где неминуемо нужно согласовать слова между собой.

Если попытаться подвести итог всему сказанному, то самое первое и серьезное обстоятельство, которое нам всем необходимо до конца осознать состоит в том, что примерно половина детей, поступающих ежегодно в первый класс не готова к систе

urok.1sept.ru

Статья на тему "Трудности в обучении письму детей с ДЦП"

Трудности в обучении письму детей с ДЦП.

Обучение письму – этап ответственный и трудоемкий в становлении почерка ребенка. Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс. Уже с первых дней ребенок начинает испытывать трудности, ведь письмо-это совершенный новый вид вид деятельности для детей. На этом умении строится практически все дальнейшее обучение в школе.

Ключевым термином в методике обучения первоначальному письму является графика. В лингвистическом понятии «графика» понимается как начертание письменных или печатных знаков, букв. В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма». Понятие «графический навык» включает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, содержащий в себе начертание письменных или печатных букв.

Известно, что детский церебральный паралич представляет собой, в первую очередь, двигательное расстройство рук.Это оказывает неблагоприятное влияние на процесс обучения письму.Нарушения зрительного и слухового восприятия, также мешают в овладении навыками письма.Кроме того, у детей отмечается косоглазие, двоение в глазах, несогласованность в движениях и пр.

Зачастую, учителя не берутся обучать письму таких детей, т.к. традиционная система не дает положительных результатов.

Для таких детей неприемлемы данные виды работ:

1. Списывание с готового образца.

2. Обведение образца.

3. Письмо по точкам.

4. Письмо под счет.

5. Безотрывное соединение букв.

У некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к раздражительности. При неудачах быстро теряют интерес. Поэтому обучение письму с такими детьми проводится в индивидуальной форме, в спокойной обстановке. Продолжительность каждого этапа занятия не должна превышать 15 мин. Общее время занятия – не более 50 минут.

Между этапами занятий целесообразно проводить расслабляющие упражнения для рук(пересыпание песка, манки),упражнения с водой (погружение, переливание, выжимание воды из кусочков губки), массаж рук (разминание, растирание, точечный массаж кистей рук) и пр.

Успешность формирования навыка письма и становление почерка зависит от соблюдения при письме гигиенических правил:

1. Правильный выбор мебели, позволяющую при письме иметь правильную фиксированную осанку.

2. Тетрадь следует зафиксировать, чтобы все усилия ребенка были направлены на выполнение двигательно-письменных упражнений.

3.Карандаши должны быть крупными, ребристыми, с прочным грифелем.

Необходимым условием к высокорезультативной организации процесса обучения является, прежде всего, использование в работе педагога принципиально иных методических приемов обучения детей письму: упрощение конфигурации некоторых букв, переход к физиологическим, более легким способам их начертания и более целесообразным психофизиологическим механизмам формирования единого зрительно-двигательного образа буквы, а также необходимого двигательного действия.

infourok.ru

Трудности у детей при обучении письму.

МБОУ « Петропавловская СОШ им. Героя Советского Союза Д. А. Жукова»

Материал подготовила учитель начальных классов Стребкова Г. И.

Трудности у ребенка при обучении письму.

Упражнения для развития зрительно-моторных координаций при обучении письму.

В процессе обучения письма выделяется три группы трудностей:

  1. С нарушением моторики, зрительно- моторной координацией

  2. С недостатком речевого развития.

  3. С общим состоянием ребенка.

Работая с ребенком, помните:

  1. Работайте спокойно, без упреков, нарицаний.

  2. Старайтесь всегда похвалить ребенка

  3. Не торопите его

  4. Повышайте уровень трудности

  5. При неудачи, дайте другое задание.

Чтобы оценить работу нужно:

1 . Учесть ошибки ребенка ( размер, штрихи, расположение, цвет ).

2. Последовательное объяснение задание, возможность повторения.

Для того ,чтобы усложнить задания, можно попросить , чтобы ребенок запомнил, что нарисовано, потом добавить какой-то элемент, перевернуть карточку, положить слева, справа.. Начинать работу нужно с одного элемента.

Умение ребенка видеть отличия не всегда связаны со способностью выполнять фигуры по шаблону.

Задания для тренировки:

  1. Нарисуй круг

  2. Нарисуй 2 точки . Одна в кругу, другая за кругом.

  3. Соедини точки между собой.

  4. Нарисуй квадрат.

  5. Расположи по 2 точки за квадратом на каждой стороне.

  6. Заштрихуй квадрат слева направо.

  7. На листе бумаги нарисованы звездочки и кружочки по 15 штук. Соедини сначала звездочки , а потом кружочки.

  8. Нарисована спираль , продолжи ее.

  9. Нарисуй волны, повторяя рисунок.

  10. Нанижи на нитку пуговицы, чтобы получились бусы.( синий, зеленый, желтый и т. )

Нужно научить ребенка правильно вести руку. Можно использовать различные лото, квадраты. Чтобы ребенок видел расположение элементов букв в квадрате.

Можно сравнивать элементы букв с какими-то предметами ( Веревочка, капелька, крючок, поварешка и т. д).

Следует несколько раз повторить написание элементов.

Будьте внимательны к своим детям, изучайте их поведение, любые отклонения., работоспособность. Умейте контролировать различные трудности. Дружите со своим ребенком, общайтесь, разговаривайте.

infourok.ru

Воронская, Татьяна Федоровна - Обучение письму детей с проблемами в развитии : методическое руководство к прописям


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о