Обычаи и традиции удмуртов: Ошибка: 404 Категория не найдена

Содержание

Удмурты: Язык, традиции, верования

Удмурты  — второй по численности после мордвы финно-угорский народ в России. Где живут, во что верили удмурты, как выглядел удмуртский национальный костюм, а также какие удмуртские традиции и праздники сохранились до наших дней — в обзорном материале "НацАкцента". 

По данным переписи 2010 года, в России около 552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и соседних с ней регионах. Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытывавших влияние тюркской культуры. 

В состав Русского государства земли северных удмуртов вошли в 1489 году во время присоединения Вятской земли. Окончательно удмуртские земли отошли к России после взятия Казани Иваном Грозным в 16 веке.

В 1920 году удмуртский народ впервые получил государственность — была образована Вотская автономная область, с 1932 года переименованная в Удмуртскую АО, в 1934 — в Удмуртскую АССР, а с 1991 — в Удмуртскую Республику. 

История удмуртского народа 

Русские называли удмуртов вотяками — по названию местности. Откуда взялось самоназвание "удмурт", ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица "уд" пришла из марийского "одо" – "всходы на лугах, зелёные побеги".

Другие полагают, что этноним "удмурт" связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт, что означало "человек с Вятки", которое в дальнейшем изменилось в отмурт-утмурт-удмурт. 

Прародители древних удмуртов — автохтонные племена Волго-Камья, создавшие в Железном веке ананьинскую археологическую культуру. В начале нашей эры на ее основе сложился ряд прикамских культур, в том числе пьяноборская. Уже в 1 веке н. э. на ее базе сформировались древние удмурты. 

В основном предки удмуртов занимались земледелием, охотой, рыболовством и бортничеством. Традиционные мужские ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка. Женские занятия - прядение, вязание, вышивка и ткачество. 

Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов — корка — это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские 

гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.

Во второй половине 19 века указ правительства ввел уличную планировку, тогда родственники продолжали селиться по соседству — на одной улице. 

Основой традиционного удмуртского общества была соседская община — бускель — состоявшая из объединений родственных семей. В удмуртской культуре важное место занимала традиция трудовой взаимопомощи — веме. Члены общины помогали друг другу на полевых работах, при возведении построек и в прочих бытовых нуждах. При этом соседей-помощников полагалось не просто накормить, а угостить по-праздничному. 

Внешность удмуртов и их характер 

Среди удмуртов часто встречаются рыжеволосые — по этому признаку они занимают одно из первых мест не только в России, но и претендуют на звание самого рыжеволосого народа в мире. С 2004 года в Ижевске даже проводится "Рыжий фестиваль". Просветитель народов Поволжья начала 20 века профессор Николай Никольский так описывал удмуртов:

"Вотяки среднего роста, довольно хилого телосложения; они тихи, вялы и неповоротливы. Волосы и глаза обыкновенно светлые, чаще рыжие. Нос небольшой, скулы выдающиеся, щёки впалые, цвет кожи желтовато-красный, лицо обыкновенно в веснушках, разрез глаз узкий, короткий лоб, несколько опрокинутый назад, рот большой... зубы крепкие и белые, подбородок острый, борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая". 

Считается, что на национальный характер удмуртов повлияла автономная жизнь в лесу, благодаря которой у этого народа появился очень спокойный (кому даже кажущийся флегматичным) тип темперамента. Также повлияла на удмуртский характер жизнь в общине и необходимость сохранять хорошие отношения с родственниками. Издревле самым тяжким преступлением считалось затеять вражду или ссору.

Удмурты очень заботятся о том, что подумают и скажут о них другие. Исследователи отмечают их доброжелательность, терпимость, деликатность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, доходящую до скрытности и замкнутости. 

Однако некоторые историки отмечают, что удмуртский менталитет носил двойственный характер. Удмурт мог быть скромным, стеснительным и неразговорчивым с малознакомыми людьми и весьма общительным среди своих. 

Удмуртский язык 

Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Выделяются северное и южное наречия. В лексике удмуртского встречается много заимствований из татарского и русского языков. 

Современный удмуртский алфавит окончательно сформировался в 30-е годы 20 века. Он состоит из 38 букв — это 33 буквы русского алфавита и еще пять с диакритическим знаком "умляут" (две точки над буквой). Литературный удмуртский язык в наше время — это синтез северного и южного наречий с учетом особенностей серединных говоров. 

Современные удмурты говорят на удмуртском и русском языках. Удмуртский язык, как и русский, является государственным языком Удмуртской Республики.

По данным переписи 2010 года, на удмуртском языке в России говорят 324 тысячи человек.

Удмуртский язык не является обязательным предметом для изучения в школах Республики. В 2014 году депутаты Государственного Совета Удмуртии проголосовали против этой инициативы. 

На национальном языке в Удмуртии выходят теле- и радиопередачи, а также печатные СМИ. Каждый год в Республике проходят курсы удмуртского языка для желающих его выучить. Чтобы попасть туда, люди ждут несколько месяцев в очереди. Причем учить язык хотят не только этнические удмурты.    

Удмуртский костюм 

До начала 20 века традиционная удмуртская одежда изготавливалась дома, в основном из холста, сукна и овчины. Костюм северной удмуртки состоял из белой туникообразной холщовой рубахи (дэре́м) со съемным вышитым нагрудником, поверх надевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. На юге удмуртки носили рубаху, поверх надевался сшитый в талию камзол или безрукавка и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Белая одежда на юге считалась ритуальной, поэтому в обычные дни носили цветную. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. 

Белую холщовую одежду удмуртки украшали вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Причем на севере в женских украшениях преобладали вышивка, бисер и бусы, а на юге — монеты. 

О девичьих и женских головных уборах удмурток стоит сказать отдельно. Они были весьма разнообразны и всегда отражали возраст и семейное положение женщины.

Замужние женщины носили налобную повязку (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (

весяк кышет), высокую берестяную шапку с покрывалом, обшитую холстом и украшенную монетами, бисером или раковинами (айшон). Девушки носили платок, налобную повязку (укотуг) или небольшую холщовую шапочку, украшенную вышивкой, бисером или мелкими монетами (такъя). 

Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником и поясом, пестрядинных штанов, валяной шляпы или овчинной шапки. Обувью были лапти, сапоги, валенки. Зимой и мужчины, и женщины носили шубы. 

Сейчас у молодежи Удмуртии популярна одежда с национальными элементами, есть несколько успешных дизайнеров, которые специализируются именно на этнической моде.    

Удмуртская кухня

Главными повседневными кушаньями удмуртов были хлеб, разнообразные супы и каши. Блюда из мяса и молока готовили, как правило, в холодный период — осенью и зимой. Овощи ели сырыми, вареными, печеными и тушеными, из них готовили начинки для пирогов и пельменей. Масло, сметана, яйца и мед были праздничной и ритуальной пищей. 

Самое известное из блюд удмуртской кухни, дошедшее до наших дней и, кстати, весьма популярное – это пельмени (в переводе с удмуртского "

пель нянь" — хлебное ухо).

С 2015 года в феврале в Удмуртии проходит этногастрономический фестиваль — Всемирный день пельменя. Есть и другие традиционные удмуртские рецепты, слава которых, благодаря участвовавшим в Евровидении "Бурановским бабушкам", вышла за пределы Республики, например, перепечи и табани с зыретом.

Из напитков традиционно готовили хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуху (мусур), ягодные морсы. И конечно, у каждого народа есть свой традиционный алкогольный напиток, у удмуртов это хлебный самогон — кумышка или аракы

Религия и обычаи удмуртов 

Считается, что сейчас основная религия удмуртов — православие, однако в сельской местности сохранились остатки дохристианских верований. Древнейшим божеством удмуртов-язычников является бог неба Инмар. Помимо него есть и другие верховные божества, отвечающие за плодородие и погодные явления —

Кылдысин, Куазь, Инву. Весьма многочисленны в удмуртских верованиях духи: Вумурт — водяной, Гидмурт — дух хлева, Нюлэсмурт — дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт — домовой, Ягпери — дух бора, Лудмурт — дух луга и поля. Есть и злые божества, главный из которых Кереметь (злой дух, сатана) — противник Инмара. 

У каждой семьи во дворе обязательно было культовое сооружение (куала) для семейных молений. В ней, по преданиям, обитал воршуд — дух-покровитель рода. Ему было принято подносить в жертву хлеб, блины, птиц и животных, сжигая дары в очаге куалы. Куалу можно увидеть в этнопарке "Лудорвай". 

По праздникам удмурты совершали ритуалы почитания богов. Мероприятия в куале проводили жрецы, в них также участвовали представители семьи или рода.

Жрецы читали молитвы, испрашивая у богов хорошей погоды, большого урожая, здоровья и благополучия. Затем в котле на очаге готовилась обрядовая каша, обычно из крупы, собранной в складчину, на бульоне, с топлёным маслом и добавлением яиц. Приготовленная каша сначала предлагалась богам, затем её съедали участники обряда. 

У каждой удмуртской деревни также была священная роща (

Луд), где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни.

Рубить в священной роще деревья, собирать ягоды и грибы, пасти скот строго запрещалось.

В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления. 

Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. В праздничных народных гуляниях и развлечениях нередко участвовал весь гурт. В весенне-летних обрядах удмурты испрашивали благословения на проведение земледельческих работ. На осенне-зимних праздниках — благодарили за собранный урожай и просили дальнейшего благополучия. Новый год у удмуртов начинался вместе с земледельческими работами. 

Некоторые традиционные праздники отмечают и в наше время масштабными фестивалями с элементами традиционных обрядов. До нашего времени сохранились Вӧй (вӧйдыр) — масленица,

Акашка — Пасха или первый весенний праздник, Гырон быдтон — праздник окончания пахоты и сева, Гербер — Петров день или день летнего солнцестояния. Также до современности "дожили" фольклорные персонажи — сказочный герой Лопшо педунь, удмуртский Дед Мороз Тол Бабай. У последнего даже есть своя усадьба.

Тэги

как девушки доказывали готовность стать невестой и почему молодых женщин кидали в реку

Диана Чайникова

Национальный удмуртский праздник Гербер когда-то отмечался в каждом уголке Удмуртии. С 1992 года он приобрел статус общереспубликанского, на который съезжаются не только жители региона, но и гости из соседних областей, и со всей страны.

Праздник происходит из разных узколокальных традиций удмуртов, рассказала ИА «Удмуртия» заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ Галина Глухова. Если у северных удмуртов это Гербер, то у южных — это Гершид. У южных удмуртов он длился несколько дней — почти неделю, и каждый день посвящался молению какому-то божеству, а у северных он объединен с сенокосом, и празднование проходило в течение одного дня. Красиво и нарядно одетые удмурты выходили на луга с косой. Выбирали человека, «легкого на руку», у которого все спорилось, и он начинал покос. Косили совсем чуть-чуть, и потом начиналась общая трапеза.

udmdunne.ru

Как зародился Гербер и когда его праздновали

По словам доктора исторических наук, профессора Алексея Загребина испокон веков жители Удмуртии были охотниками, и переход к земледелию проходил через заимствование действий и лексики у соседей.

«Если заглянуть в земледельческую лексику, то она очень сложная по своему составу. Там есть и иранские компоненты (все, что связано с конем - прим.ред.), славянские, потому что многие земледельческие технологии были заимствованы от славян, тюркские компоненты, связанные с рядом сельскохозяйственных орудий, таких, как сабан (плуг - прим.ред.). Отсюда и Сабантуй у татар. Это говорит о том, что мы все время были открыты друг другу и перенимали разные особенности культуры, но в то же время у каждого оставалось что-то индивидуальное. И удмуртский Гербер стал именно национальным праздником с момента формирования этнического самосознания», — пояснил Алексей Загребин.

По его словам, Гербер зародился в XIX веке, как праздник завершения посевных работ. Галина Глухова также отмечает, что Гербер — это возможность обратиться к богу, поблагодарив за удачно проведенные земледельческие работы, и попросить хорошего урожая.

Почему до Гербера не рвали цветы

«Раньше Гербер исчисляли не по календарю, а на местах, ориентируясь на погоду, звезды, состояние травы и т. д. Сегодня его отмечают 12 июля, а раньше он мог пройти и в другой день, временные рамки были очень зыбкими», — рассказывает Галина Глухова.

По ее словам, его праздновали примерно после второй недели Инвожо — летнего солнцестояния.

До Гербера удмурты не ломали ветки в лесу, не рвали листьев, ягод со времени, когда набухают почки и до самого Гербера. Они заранее заготавливали дрова, чтобы хватило с мая по конец июня.

«Потому что в это время спускалась с небес Инвожо-мумы (повелительница небесной влаги в традиционной системе мировидения удмуртов — прим. ред.) и поселялась именно в траве, чтобы она наполнялась соком, и как раз до Гербера и до выхода на сенокос к ней нельзя было притрагиваться», — пояснила заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ.

Зачем в первую борозду «бросали яйца»

Фото: Андрей Краснов © vk.com

В день празднования Гербера удмурты наряжались в свои самые праздничные одежды, готовили национальную выпечку и с надеждой на будущее выходили в поле.

По словам Алексея Загребина, языческие моления посвящались радости и предвкушению большого урожая.

«Поэтому, когда пахали, в первую борозду бросали яйца, чтобы уродилось такое же большое зерно. Все было направлено на увеличение плодородия земли», — рассказал он.

Галина Глухова уточнила, что подношение богу, закапываемое в первой борозде, могло включать в себя не только яйца, но и хлеб с выпечкой.

Обрядовая каша — из чего её варили и что она символизировала

web-kapiche.ru

По рассказам Галины Глуховой, вначале взрослые жители удмуртской деревни выбирали жертвенного барашка. Для подходящего устраивали испытание: бросали животное в воду, и, если оно после купания встряхивалось, считалось, что жертва принята богом. Резали, варили в котле, и на этом бульоне делали кашу из ячменя.

«Каждая крупинка — есть производное зерна. Каша — собранное воедино желание большого урожая», — пояснил Алексей Загребин глубинный смысл традиционного блюда.

С собой на праздничную трапезу приносили выпечку и караваи хлеба. Перед принятием пищи обязательно все яства освещали. Кумышка (удмуртский самогон — прим. ред.), алкогольный напиток на Гербере, по словам Галины Глуховой, появился в более позднее время. До этого женщины варили праздничный сур (пиво).

Фото: Григорий Фомин © https://udmurt.media

Молодые жены надевали на себя все имеющиеся нарядные платья, юбки и головные уборы

В некоторых районах Удмуртии молодая жена, выходя в первый раз на сенокос (Гербер) после замужества, надевала на себя все наряды, в том числе и все имеющиеся головные уборы, довольно тяжелые даже по отдельности.

«Это показывает, насколько тяжела и нелегка судьба женщины и матери», — пояснила Галина Глухова.

Зачем молодых жен бросали в реку, и кто их спасал

«Пока сидели трапезничали, молодых женщин, которые вышли в этом году замуж, будто ненароком кидали в реку, и муж должен был свою жену спасти, после чего спасенная одаривала подарками всех присутствующих», — рассказала Галина Глухова.

По ее словам, сегодня кидание молодух в воду воспринимается, как забава, но действо имело сакральный ритуальный подтекст:

«Раньше свадьбу играли не только ради того, чтобы, как сейчас говорят, соединились два любящих сердца. Сейчас жених и невеста пляшут вместе с гостями, а раньше новобрачные во время празднования должны были молчать, потому что в этом обряде происходил переход в другой статус — в статус жены и мужа. В период перехода они считались временно умершими. Фата не только от сглаза защищала. Считалось, что девушка в этот момент безликая, бессемейная, временно умершая личность».

Галина Глухова пояснила, что со дня свадьбы молодая удмуртская девушка считалась чужой для своей семьи:

«Во время купания невесты происходило, с одной стороны, очищение от теперь чужой семьи и принятие в новую семью. После спасения мужем считалось, что она теперь принята в его семью».

Она добавила, что в воду молодух бросали не повсеместно. К примеру, в Малопургинском районе молодую женщину привязывали к дереву, и кто-то из новых родственников расспрашивал ее, как она будет называть свекровь, свекра и других родственников своей семьи. Если она не хотела отвечать или отвечала неправильно, веревку затягивали потуже и повторяли вопрос.

На Гербере тихо пели и водили хороводы

Алексей Загребин ассоциирует Гербер с таинственным элементом ожидания: «а как бог воспримет наш труд».

«Отсюда все песни и действа, которые исполнялись тихо, с наименьшим шумом и с неким благоговейным страхом: как бы не спугнуть», — рассказал он.

Галина Глухова разъяснила, что удмуртам не свойственно громкое песнопение. В некоторых локациях женщины напевали мелодии с междометиями, в других исполнялись лиричные песни. Пение с надрывом и изменением тональности скорее свойственно исполнителям русских народных композиций.

Как удмуртские девушки доказывали готовность стать невестой

Еще одна традиция Гербера — так называемая свадьба поля. Проходила она на ржаном поле, вблизи водоема. В некоторых районах это была имитация настоящего соединения девушки и юноши, которых наряжали, как молодую пару.

«Основная идея обряда — девушки показывают свое совершеннолетие, свою готовность стать невестой. Когда жениха с невестой наряжали, тем самым им давали возможность в дальнейшем устроить свою семью», — пояснила Галина Глухова.

По ее рассказу, празднично одетые «жених и невеста» с молодыми «гостями» пели, взявшись за руки, хороводные песни. Затем возвращались в деревню, где шли, не расцепляя рук, во всю ширину улицы, и взрослое население выходило и угощало их.

Молодые девушки показывали свое умение петь, плясать, вести себя в коллективе, готовить, ведь перед Гербером они тоже готовили стряпню, сур.

«В свадьбе поля принимали участие только те, кто прошел через обряд совершеннолетия, в основном девушки примерно с 15 лет. Причем засидевшихся в девичестве на игрища и посиделки не принимали», — добавила сотрудник УдГУ.

После променада по улице в конце деревни они устраивали обрядовые игры, которые сегодня воспринимаются как детские (например, «колечко»), и хороводные танцы.

Алексей Загребин толкует обряд свадьбы поля как встречу земледельца с полем:

«Это соединение труда, ума, воли и желания человека и плодородной земли. Невеста — мать-земля, женское начало, а земледелец — это мужчина».

Фото: Михаил Шустов © https://udmurt.media

Гербер сегодня

Доктор исторических наук, профессор Алексей Загребин пояснил, что в 21 веке Гербер перерос в форму национального праздника, который стал интересен окружающему миру.

Напомним, 1 июля Гербер в третий раз пройдет в Москве.

На празднике москвичам и гостям столицы продемонстрируют свадебные обряды Удмуртии, мастер-классы по рукоделию и ремесленничеству, национальные блюда и многое другое.

Помимо национального колорита гости смогут познакомится и с промышленным, инвестиционным потенциалом Удмуртии: зрители увидят гонку дронов и последние наработки предпринимателей республики.

Читайте ИА «Удмуртия»:

Традиции и обычаи удмуртов




Традиции и обычаи удмуртов складывались веками.  Как и у  других земледельческих народов, жизнь и быт удмуртов основывались на  праздничных и повседневных событиях,  неразрывно связанных с этапами сельскохозяйственных работ. Каждый праздник в удмуртской общине, основном традиционном институте, сопровождался ритуальными поклонениями и жертвоприношениями, языческими песенными молитвами и обрядами. После принятия православия, в конце 19 века традиционный жизненный уклад удмуртов значительно изменился, и стал зависеть от церковного календаря. Но и по сей день, удмурты включают в свои торжества элементы дохристианских ритуалов и передают из  поколения в поколение основные семейные обычаи, связанные с рождением детей, свадьбой или похоронами. Древние божества, святилища и священные рощи до сих пор имеют место в некоторых удмуртских деревнях.


Основными занятиями удмуртов были пашенное земледелие и скотоводство. Распространено было также пчеловодство, охота, рыболовство, огородничество и собирательство. Важное место в удмуртском хозяйстве имели декоративно — прикладное искусство и промыслы, такие как обработка дерева, шерсти, льна, кожи.

Традиционная удмуртская одежда, особенно женская, была достаточно разнообразна.  Костюмы северных и южных удмуртов отличались по цвету, крою, вышивке и знаково — символическим узорам. На праздники, к наряду обязательно надевались  головные  уборы и различные украшения. Одежда была домотканая, богатая декоративными деталями и отражала возрастное и семейное положение.


В национальной кухне удмуртов также сохранились  традиции далеких предков. В ней сочеталась растительная и мясная пища. Основу рациона составляли зерновые продукты, из которых варили каши, кисели. Удмурты любили готовить разнообразные  хлебные и мучные изделия, такие как перепечи, кислый хлеб и лепешки табани, блины, пельмени. Так же были популярны молочные продукты, многие из которых раньше считались ритуальной пищей.

Традиции и жизненный уклад удмуртов ярко выражены в национальном фольклоре — мифах, легендах, сказках, и конечно же, в песенном творчестве. Удмурты по праву признаны одним из самых поющих народов.

Традиции удмуртского народа - доклад сообщение

В основном говоря о традициях удмуртского народа, сразу представляются праздники.  

Свадьба была одним из самых главных праздников для удмуртов и остается таким сейчас. В день свадьбы проводились различные церемонии с музыкальными элементами. Иногда такие обряды могли происходить несколько месяцев и даже годов. Свадьба начиналась со сватовства. Все решало взрослое поколение, и мнение молодых никогда не учитывалось. На сватовстве присутствовала только невеста, которая находилась в гостях у семьи жениха. Сам жених на такой церемонии не присутствовал. Девушку оценивали и обычно в первый раз отказывали. Чем больше невеста приедет свататься, тем ее достоинство будет возрастать. После жених должен заплатить калым за невесту. После был сговор, на котором обсуждали, сколько будет гостей, и когда будет проходить сама свадьба. Когда все было решено, то в доме жениха устраивался пир.

Толсур это праздник в честь собранного урожая. Люди должны прибрать свой дом. Все готовят вкусные угощения и накрывают стол. Обычно на стол ставят пиво и домашний самогон. Обязательно нужно позвать много гостей. В этот день надо веселиться, петь песни и танцевать, играть в игры.

Вой дыр это масленица, которую празднуют в Удмуртии. Так же как и русский народ, они пекут блины. Собираются все родственники, и даже некоторые люди могут праздновать свадьбу именно в этот день. В этот день девушкам принято гадать на будущего мужа.

Акаяшка. Для начала нужно изгнать злого духа, чтобы он не испортил людям праздник. И дом принято очистить от темной силы. Праздник длится не меньше трех дней и после начинается пасха. Ради жертвоприношения принято зарубать какую-нибудь птицу лучше всего гуся. А в последний день праздника женщины должны постричь овцу, чтобы дома водились деньги.

Большинство праздников у удмуртов связано с урожаем ведь именно урожай приносит больше доходов.

Обряд «Быдӟым нунал» состоит в том, что умершие родственники приходят в наш мир и навещают живых людей. Перед обрядом точно нужно сходить в баню, чтобы очиститься. Если провести такой ритуал, то человек обеспечит себе здоровье на год.

Еда у удмуртов традиционно состоит из каких-нибудь зерновых культур и мясо. Удмурты любят готовить мучные изделия, такие как пельмени, блины и знаменитые лепешки. Очень любят удмурты свежие и домашние молочные продукты.

Вариант 2

На протяжении многих сотен лет в судьбах людей разных народов происходили перемены, связанные с рождением, смертью и другими важными событиями. Однако по личным наблюдениям или по другим причинам со временем в разных народах стали формироваться некоторые традиции, корни которых были связаны с их верой.

В настоящее время из года в год происходит следование некоторым устоявшимся привычкам среди людей удмурского народа. Прежде всего, это связано с празднованием каких-либо событий, верой в силы природы.

Празднование торжественных мероприятий зависело от церковного календаря. В прошлое время не было ни одного представителя этого народа, который бы не имел отношение к празднованию Гербера, который имел отношение к завершению работ в поле. В ожидании богатого урожая люди благодарили Бога, закапывая яйца в землю. Они созывали гостей и накрывали щедрые столы. В своих лучших нарядах они водили хороводы, при этом было характерно отсутствие громких песен. Повсеместное гуляние молодежи происходило до сумерек.

Когда приходило время первых сборов урожая, то важным моментов было приготовление каши из этих свежих злаков. До сих пор традиция поддерживается жителями Удмуртии. Этот день имеет название «Выль Джук». Обязательным напитком считается овсяный кисель. На обрядовом дереве плели косы, произнося молитвы богу Инмару.

Сезонный характер носит и удмурский праздник «Сизьыл юон». Поздней осенью, собирая урожаи, люди выражали разными способами надежды на то, что следующий год будет еще богаче овощами и рожью. Обязательным элементом было переодевание в белую одежду. Утренний ритуал был связан с выпечкой хлеба. Чтобы урожай был щедрым, хлеб макали в винную настойку, освящая его молитвами.   

Пукрол (Покров день) – мероприятие, связанное с наступлением холодов. Это время считалось началом утепления домашнего очага. Кроме того, принято было принято совершать поминки в доме и на могиле умершего. После этого праздника проводились свадебные церемонии и игры с переодеванием. После этого хороводы завершаются, их сменяют посиделки.

Семык Келян – имеет свои суеверия. До этого праздника не рекомендуют заранее заготавливать веники, а также купаться.

Таким образом, заклинания, песни и танцы, магические действия, блюда удмуртов были связаны с начальными и завершающими работами людей в полях, на сенокосе. В настоящее время в народе сохранились многие традиции, связанные со старинными празднованиями, которые изменились, но осталась прежней цель их проведения.

Традиции удмуртского народа

Интересные ответы

  • Витус Беринг - сообщение доклад

    В истории географических открытий всем известно имя морского офицера, проложившего северный морской путь из Европы в Азию, Беринга Витуса.

  • Чехия - сообщение доклад

    Чехия – это уникальное небольшое по размерам своей территории государство, республика в центральной части Европы. Главой чешской республики считается президент, которого выбирает народ на выборах.

  • Доклад про Гусли (музыкальный инструмент сообщение 2, 3 класс)

    Гусли – это музыкальный инструмент, годы его рождения давно были утеряны, также неизвестно место рождения. В разных странах и городах множество аналогов этого музыкального инструмента

  • Доклад на тему Спорт сообщение

    Спорт – это очень древнее искусство. В России история развития спорта закладывалось с давних времен.

  • Астрономия

Удмуртский праздник «Виль» по традиции собрал гостей в Берёзовой роще

2 августа в парке «Березовая роща» прошел удмуртский обрядовый праздник «Виль» - «Праздник нового урожая».

«Виль» - один из любимых праздников трудолюбивого удмуртского народа. Именно на нем созревший новый урожай освящают по древнему обычаю, возносят Инмару молитвы благодарения за собранный урожай.

Ежегодно на праздник собираются представители удмуртской общественности столицы Удмуртии и гости из соседних городов и районов республики. Поздравить удмуртский народ с этим хлебосольным праздником всегда приходят и представители других национальных объединений города.

До начала торжественного открытия собравшиеся могли полюбоваться на выращенные огородниками овощи – похвастаться ими мог любой желающий.

Праздник по традиции начался с обряда освящения каши из крупы нового урожая.

На большой сцене парка выступали творческие национальные коллективы Ижевска и Удмуртии. Все желающие могли угоститься обрядовой кашей, которой благодаря спонсорам в этом году сварено было около 400 литров. А после угощения Виль продолжился народными гуляниями с танцами и песнями удмуртского народа.

Ижевский поэт, музыкант, исполнитель Богдан Анфиногенов хоть и не выступал в этот день со сцены, но с удовольствием побывал на празднике Виль. «Праздник красивый, только вот для молодежи здесь недостаточно своего контента, как на Гербере, нужно активнее вовлекать молодых удмуртов, использовать их потенциал, - уверен Богдан. – А вообще здорово, что такие праздники есть: здесь, в городе, можно массово услышать удмуртскую речь, пообщаться на родном языке».

Организовали Праздник нового урожая Ленинское районное отделение Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш», Алнашское землячество при поддержке Администрации Индустриального района города Ижевска.

Справка:

Виль - религиозный и сельскохозяйственный праздник в честь нового урожая. По традиции, в этот день все блюда готовили из свежих овощей и пекли хлеб из муки нового урожая. Хозяева с полей приносили колосья ржи и ячменя и освящали. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: народное гулянье с хороводами, играми, плясками.

Обычаи удмуртов Очерского района (Пермский край) — Наш Урал

Пермский край – один из самых многонациональных в России. Об этом говорит перепись населения, проведенная в 2002 году. В соответствии с ней здесь проживает 2819,4 тыс. человек. Поэтому, если вы путешествуете по этому краю, то сможете попасть на какой-нибудь национальный праздник.

Вот, например, в Очерском районе проживают русские, которые пришли на эти земли к XVIII веку для строительства железоделательных заводов и добычи руды. А местное население этих территорий – удмурты, коми-пермяки, татары и башкиры. Интересно, что многие праздники народов, проживающих на одной территории, похожи, более того, некоторые из них были даже заимствованы.

Как и православные русские, удмурты ориентировались на календарные праздники, которые отражали естественное изменение природы в течение года. Так, главным праздником года был Великий день или Быдзёымнал. Он совпадал с православной Пасхой.

Его начало приходилось на Вербное воскресенье и символизировало приветствие пробуждающейся природы. Это был праздник, после которого начинали работу на земле. Многие обряды были связаны с тем, чтобы злые духи не испортили важный этап посевных работ, которые шли после этого праздника. Жители деревни обходили дома с ивовыми прутьями, колотили по заборам и дверям, как бы символически выгоняя нечисть.

В некоторых деревнях Очерского района этот обряд до сих пор проводят дети и молодежь, которые получают от хозяев сладости или сдобу.

 

Сам праздник Великий день начинали с субботы на воскресенье. В семье готовили пироги, а главным блюдом были крашеные яйца – символ новой жизни. Проводы Пасхи проходили через неделю. Их финальным аккордом были обряды, в которых важную роль играли женщины.

К циклу весенних обрядов относились проводы льда и снега, а также обряды, связанные с посевами.

Когда вскрывалась река, молодежь сталкивала палками с берегов остатки льда. Берег оголялся и на нем проводили игры и пляски. Когда подходил день первого посева, хозяин молился, чтобы высшие силы помогли ему получить хороший урожай. Выехав на поле, крестьянин расстилал на нем белую скатерть, выкладывал на нее яйцо и шаньгу. Это символизировало просьбу, чтобы урожай был таким же полным, как яйцо, таким же сытным, как шаньга. Яйцо и шаньга оставлялись на ночь и, если их не съедали птицы или звери, то закапывались в землю.

В советское время многие обряды, связанные с весенними и летними молитвами, были заменены. На их место пришли праздники, заимствованные у башкир и татар.

 

Интересно? Расскажи друзьям!

Нам нужна ваша помощь!

Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал», поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

«СДМ-Банк»

СОВРЕМЕННЫЕ ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СВАДЕБНОЙ ТРАДИЦИИ УДМУРТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ МОЖГИНСКОГО И КИЯСОВСКОГО РАЙОНОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) | Okuneva

Атаманов М.Г. Песни и сказы ушедших эпох. – Ижевск: Удмуртия, 2005. 248 с.

Бойкова Е.Б., Владыкина, Т.Г. Песни южных удмуртов. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. Вып. 1. 192 с. (Удмуртский фольклор).

Владыкина Т.Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997. 356 с.

Владыкина Т.Г., Глухова Г.А. Ар-год-берган: Обряды и праздники удмуртского календаря. – Ижевск, 2011. 320 с. (Удмуртская обрядовая азбука).

Глухова Г.А. Символика ряженья в традиционной культуре удмуртов: дисс. …. канд. филол. наук; Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН. – Ижевск, 2002. 185 c.

Нуриева И.М. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: проблемы культурного контекста и традиционного мышления. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1999. 272 с.

Нуриева И.М. Песни завятских удмуртов. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. Вып. 2. 332 с. (Удмуртский фольклор).

Окунева Т.В. Удмуртская свадьба: традиции и инновации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. № 3 (17): в 2-х ч. Ч. I. C. 130-133.

Пчеловодова И.В. Удмуртская песенная лирика: от мотива к сюжету. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2013. 164 с.

Слесарева М.Т. Метафорическая образность свадебной поэзии восточных финно-угров // Вопросы истории и поэтики удмуртской литературы и фольклора. – Ижевск, 1984. С. 100-112.

Христолюбова Л.С. Семейные обряды удмуртов (традиции и процессы обновления). – Ижевск: Удмуртия, 1984. 128 с.

Христолюбова Л.С., Миннияхметова Т.Г., Тимирзянова Р.Г. Свадебные обряды удмуртов Башкирии // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1989. С. 85-103.

Чуракова Р.А. Удмуртские свадебные песни. – Устинов: Удмуртия, 1986. 148 с.

Чуракова Р.А. Песни южных удмуртов. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1999. 160 с. (Удмуртский фольклор).

удмуртов | Группа по защите прав меньшинств

Профиль

Согласно переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживает 552 299 удмуртов. Удмурты лингвистически и культурно близки коми и коми-пермякам и разделяют с марийцами схожие шаманистско-анимистические верования. Их язык принадлежит к пермской ветви финно-угорской языковой семьи. Большинство удмуртов проживает в Удмуртской Республике и Татарстане, Марий Эл, Башкортостане, Кировской и Пермской областях.

Исторический контекст

Первоначально образованная как автономная область (АО) (Вотск) в ноябре 1920 года, Удмуртия стала АССР в декабре 1934 года.Он провозгласил суверенитет в сентябре 1990 года. Националистическое общество удмуртской культуры Демен настаивало на том, чтобы удмуртский язык стал официальным языком. На русском говорит значительный процент населения. В 1992 году Верховный Совет республики не смог избрать президента, поскольку ни один из кандидатов не говорил на удмуртском языке бегло.

В ноябре 1992 года в Республике Коми прошел Первый Всемирный конгресс финно-угорских народов. Делегаты призвали к самоопределению все коренные народы и национальные меньшинства и осудили «русский империализм».Второй Конгресс финно-угорских народов был проведен в июле 1995 года, чтобы потребовать новых прав, в том числе прав собственности в районах их традиционного проживания и языковых привилегий.

Обеспечение оплаты обучения на удмуртском языке становится все более серьезной проблемой для этнических удмуртов в республике. В августе 2005 года родительский коллектив направил в Парламентскую ассамблею Совета Европы письмо с протестом против отказа республиканских властей обеспечить образование на удмуртском уровне. Родители выразили обеспокоенность тем, что здание школы, предоставленное для удмуртских учеников в республиканской столице Ижевске, находится слишком далеко.

Текущие выпуски

В настоящее время в Российской Федерации действуют три основных удмуртских культурных и национальных объединения: Удмуртская ассоциация («Удмуртский Кенеш»), Удмуртское культурное сообщество («Демен») и Удмуртская молодежная организация («Шунды»). ). Удмуртское культурное сообщество, крупнейшее и старейшее объединение в Удмуртской Республике, имеет местные и региональные представительства в Татарстане, Башкортостане и Пермском крае. С 1992 года он организует традиционные мероприятия и фестивали в партнерстве с Министерством культуры Удмуртии.Он также помогает поддерживать контакты с финно-угорскими народами из Эстонии, Финляндии и Венгрии, участвуя в совместных проектах.

В апреле 2013 года в городе Ижевске, столице Удмуртской Республики, прошел региональный семинар о будущем удмуртских молодежных движений. Семинар был направлен на обсуждение вопросов сохранения и развития удмуртской культуры и традиций среди удмуртской молодежи. Это отражает более широкие опасения по поводу сокращения числа носителей удмуртского языка и ограниченных возможностей изучения языка.

Обновлено: декабрь 2020 г. Раньше удмурты назывались « вотяки» . Это русскоязычный этноним, имеющий несколько уничижительное значение, и в 1920-1930-х годах он вышел из употребления.

Территория

Удмурты проживают в холмистой местности на берегах рек Кама и Вятка и их притоков (Чепца, Кильмес, Иж).Примерно половина территории Удмуртии покрыта лесами (на севере - еловыми, на юге - лиственными лесами), остальная часть - в основном сельхозугодья.
Удмурты имеют национальную республику - Удмуртскую Республику (42 000 км2) - в составе Российской Федерации со столицей в Ижкаре. Однако только две трети удмуртов проживают в титульной республике, а оставшаяся треть - в Башкортостане, Татарстане, Пермском крае, Кировской области и Республике Марий Эл.
По состоянию на 1989 год более двух третей удмуртов проживали в пределах Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики (как она тогда называлась), однако их было всего 30.9% его населения. По переписи 2002 года удмуртов в титульной республике стало 29%. Этнические русские составляют большинство населения и доминируют в крупных промышленных городах (Ижевск, Сарапул). Позиции удмуртов сильнее в сельской местности.

Население

По данным переписи населения России 2010 года, в России проживало 552 299 удмуртов по сравнению с 636 906 в 2002 году. В 2002 году 73% удмуртов говорили на удмуртском языке. По переписи 1989 г. на территории РСФСР проживало 714 833 удмурта.Таким образом, население удмуртов значительно сократилось за последние 20 лет, в основном из-за продолжающегося демографического кризиса в России, а также из-за русификации.

Язык

Удмуртский язык относится к пермской группе финно-угорских языков. Ближайшие родственные языки - коми-пермяцкий и коми-зырянский. Различия между удмуртским и коми языками предположительно аналогичны различиям между эстонским и финским. Различия в диалектах северных и южных удмуртов относительно незначительны.Отдельная этническая группа - бессерманы, проживающие на севере Удмуртии в районе города Глазов. Бессерманы - удмуртифицированные болгары или татары. Их язык обычно считался удмуртским диалектом. По переписи 1926 г. бессерманов насчитывалось около 10 000 человек, позже их засчитали как удмуртов. Совсем недавно бессерманы были выделены в отдельную этническую группу - по переписи 2002 года их насчитывалось 3122 человека.
Удмуртская письменность основана на кириллице, дополненной несколькими дополнительными символами.Письменность начала развиваться в конце 19 -го века. Стандартизация письменного языка была завершена в 1920-х годах.
Официальные языки Удмуртской Республики - удмуртский и русский. На самом деле русский язык доминирует в публичной сфере и в СМИ. Внедрение истинного удмуртско-русского двуязычия предотвращается бедностью, а также пассивным сопротивлением со стороны этнического русского большинства. Тем не менее, по сравнению с советским периодом, репутация удмуртского языка выросла.Помимо сельских школ удмуртский язык преподается как предмет также в некоторых городских школах. Радио и телепрограммы на удмуртском языке, в основном новости, транслируются несколько часов в день. Тиражи удмуртских печатных изданий очень малы.

История

С 10 -х годов века традиционные территории Удмуртии, особенно его южная часть, попали под влияние Волго-Камской Булгарии. В 13 гг. Удмурты были подчинены Золотой Орде.После его роспуска большая часть Удмуртии перешла под власть Казанского ханства. Как подданные этих государств удмурты сохранили свой высший класс и определенную автономию. В 1552 году московские войска захватили Казань, а вскоре после этого Удмуртия была взята царской Россией. Северная Удмуртия находилась под властью Москвы уже в конце XV века. Были созданы православные монастыри, и русские крестьяне переселились в Удмуртию. Кульминация христианизации удмуртов пришлась на начало 18 - годов, однако крещение оставалось довольно формальным, а анимистические верования продолжали жить.Во второй половине 18 - годов в Ижевске и Воткинске были созданы металлургические заводы, работавшие на крестьянском труде.
В 19 - гг. Удмурты были преимущественно неграмотным крестьянским народом. В 1897 году в городах проживало всего 0,05% удмуртов. Интересно, что в конце 19-го -го века почти 8% удмуртов осмелились идентифицировать себя как носители традиционных верований, в то время как подавляющее большинство сделало это более замаскированным образом. Удмуртская интеллигенция, письменность и профессиональная культура сформировались в конце 19 - годов во многом благодаря ильминской системе, направленной на превращение нерусских жителей Поволжья в истинно православных верующих.В 1920 г. была образована Вотякская (с 1932 г. - Удмуртская) автономная область, которая в 1934 г. была переименована в Удмуртскую АССР, а в 1990 г. - в Удмуртскую Республику.
1920-е годы были относительно благоприятными для развития национальной культуры благодаря политике коренизации или коренизации
того времени, однако в конце десятилетия была проведена коллективизация сельского хозяйства, и во второй половине 1930-х годов этническая интеллигенция пала жертвой. репрессиям.В то же время началась принудительная индустриализация, которая привела к широкому притоку русскоязычной рабочей силы. Удмуртия стала важным промышленным регионом с такими заметными достижениями, как автомат Калашникова (АК-47), легковые автомобили и мотоциклы ИЖ. Удмурты стали меньшинством на своих исконных землях. Удмуртский язык был исключен из общественной жизни и оставался почти невидимым в городах в поздний советский период из-за враждебной социальной среды.
В 1988 году в Ижевске был основан удмуртский клуб, который впоследствии преобразовался в культурное объединение Демен (Вместе).В 1990 году от него отделилась молодежная организация Shundy (Sun). Осенью 1991 года была создана Удмуртская народная партия и собрался Удмуртский съезд в Ижевке, на основе которого был сформирован постоянно действующий Удмуртский Кенеш (Удмуртский Совет). В 1994 году была создана всеудмуртская организация Вос (Молитва), объединяющая сторонников традиционных верований. Некоторые из этих организаций действуют по сей день, в то время как другие прекратили свою деятельность из-за отсутствия энтузиазма и денег.

Средства к существованию

Основным традиционным источником средств к существованию удмуртов является земледелие, в то время как животноводство было второстепенным, однако последнее значение возросло в советский период. Охота, рыболовство и пчеловодство продолжаются, однако роль этих средств к существованию в региональной экономике незначительна. Начиная со второй половины 20–945-го века, многие удмурты были заняты в промышленности и других отраслях современной экономики.

Вероисповедания

Большинство удмуртов - православные, однако старая анимистическая вера все еще жива, особенно среди южных удмуртов.

Refworld | Всемирный справочник меньшинств и коренных народов


Профиль


По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации проживает 552 299 удмуртов. Удмурты лингвистически и культурно близки коми и коми-пермякам и разделяют с марийцами схожие шаманистско-анимистические верования. Их язык принадлежит к пермской ветви финно-угорской языковой семьи. Большинство удмуртов проживает в Удмуртской Республике и Татарстане, Марий Эл, Башкортостане, Кировской и Пермской областях.


Исторический контекст


Первоначально образованная как автономная область (АО) (Вотск) в ноябре 1920 года, Удмуртия стала АССР в декабре 1934 года. Она провозгласила суверенитет в сентябре 1990 года. Националистическое «Деменское общество удмуртской культуры» настаивало на том, чтобы удмуртский язык стал официальным государством. язык. На русском говорит значительный процент населения. В 1992 году Верховный Совет республики не смог избрать президента, поскольку ни один из кандидатов не говорил на удмуртском языке бегло.

В ноябре 1992 года в Республике Коми прошел Первый Всемирный конгресс финно-угорских народов. Делегаты призвали к самоопределению все коренные народы и национальные меньшинства и осудили «русский империализм». Второй Конгресс финно-угорских народов был проведен в июле 1995 года, чтобы потребовать новых прав, в том числе прав собственности в районах их традиционного проживания и языковых привилегий.

Обеспечение оплаты обучения на удмуртском языке становится все более серьезной проблемой для этнических удмуртов в республике.В августе 2005 года родительский коллектив направил в Парламентскую ассамблею Совета Европы письмо с протестом против отказа республиканских властей обеспечить образование на удмуртском уровне. Родители выразили обеспокоенность тем, что здание школы, предоставленное для удмуртских учеников в республиканской столице Ижевске, находится слишком далеко.


Текущие проблемы


В настоящее время в Российской Федерации действуют три основных удмуртских культурных и национальных объединения: Удмуртская ассоциация («Удмуртский Кенеш»), Удмуртское культурное сообщество («Демен») и Удмуртская молодежная организация («Шунды»).Удмуртское культурное сообщество, крупнейшее и старейшее объединение в Удмуртской Республике, имеет местные и региональные представительства в Татарстане, Башкортостане и Пермском крае. С 1992 года он организует традиционные мероприятия и фестивали в партнерстве с Министерством культуры Удмуртии. Он также помогает поддерживать контакты с финно-угорскими народами из Эстонии, Финляндии и Венгрии, участвуя в совместных проектах.

В апреле 2013 года в Ижевске, столице Удмуртской Республики, прошел региональный семинар о будущем удмуртских молодежных движений.Семинар был направлен на обсуждение вопросов сохранения и развития удмуртской культуры и традиций среди удмуртской молодежи. Это отражает более широкие опасения по поводу сокращения числа носителей удмуртского языка и ограниченных возможностей изучения языка.

Уведомление об авторских правах: © Международная группа по правам меньшинств. Все права защищены.

языков: udmurt_in_russia [Языки меньшинств]

Взаимодействие с другими людьми

Обозначения языков:

Жизнеспособность языка согласно:

Лингвистические аспекты:

Стандартизация языков

Первая удмуртская грамматика была опубликована в 1775 году.Включена система орфографии на кириллице, которая стала основой более поздних орфографий для языка 1) . В 1920-е годы среди удмуртских писателей и лингвистов возникла полемика по орфографии. Все стороны согласились с использованием кириллицы для языка, но некоторые хотели разработать новую орфографию, адаптированную к удмуртской фонологии, а другие хотели использовать те же орфографические принципы, что и в русском языке. Последнее преобладало, а это означает, что удмуртская орфография очень похожа на русскую орфографию, с дополнительными диакритическими знаками, используемыми в некоторых буквах для написания фонем, отсутствующих в русском языке 2) .

Демография

Языковая зона

Республика Удмуртия, федеративная республика Российской Федерации, расположенная на юго-востоке европейской части России, является основным регионом, в котором говорят на удмуртском языке. Его конституционный статус республики позволяет принять второй официальный язык после русского 3) . Этот вариант действительно выбрала Удмуртская Республика, в которой Удмурт также имеет официальный статус 4) .

Государственная карта Удмуртской Республики.Карта сделана PANONIAN, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Значительное меньшинство удмуртов (около 20%) проживает за пределами Удмуртской Республики: в Перми, Свердловске и Тюмени на востоке, в Татарстане и Башкортостане на юге или в Марий Эл на западе Удмуртии 5) .

Разновидности

Источник 6)

Удмуртские разновидности делятся на 4 подгруппы: северный (1-3), средний (4-8), южный (9-22) и бесермянский (23) диалекты.Южные диалекты далее подразделяются на центральные (9-13) и периферийные (14-22) диалекты 7) . Синтаксические и морфологические системы этих разновидностей, как сообщается, почти идентичны во всем языковом пространстве, при этом различия между ними в основном ограничиваются фонологическим и лексическим уровнями 8) .

Номера докладчиков

Оценка количества носителей удмуртского языка колеблется от 324,338 до 565,786 9) . Это соответствует максимум трети жителей Удмуртской республики.Однако уровни концентрации говорящих сильно различаются. В некоторых сельских районах до 95% населения владеют удмуртским языком, в то время как в столице Ижевске только 16,5% жителей могут говорить на языке 10) .


Языковое обучение

История языкового образования:

В 1920-1930-е гг. Рост национального самосознания удмуртов привел к созданию нескольких удмуртских школ. Однако в последующие годы эти ранние попытки установить образование на удмуртском языке были подавлены в конце 1930-х годов, когда главные лидеры молодого удмуртского национального движения были уничтожены в ходе сталинских чисток 11) .В первые годы после Великой Отечественной войны переводы школьных учебников на удмуртский язык еще засвидетельствовались, но с 1960-х годов производство учебных материалов на удмуртском языке прекратилось. 12) . Отсутствие удмуртского языка в образовании сохранялось в течение нескольких десятилетий, вплоть до распада Советского Союза. Главным признаком успехов школы стали полученные учениками знания русского языка. С 1990-х годов это отношение немного изменилось. Российское законодательство предусматривает трехуровневую учебную программу, в которой предметы подразделяются на обязательную федеральную часть, национально-региональную часть, утвержденную федеральными субъектами, и переменную часть, которую могут заполнять отдельные школы. 13) .Эта национально-региональная часть учебной программы позволила удмуртскому правительству и отдельным школам вновь ввести образование на удмуртском языке и культуре в так называемых национальных школах 14) . Тем не менее, федеральная реформа образования в 2007 году отменила национально-региональную часть учебной программы, что значительно уменьшило возможности региональных властей по внедрению образования в Удмуртии 15) . События 2018 года привели к тому, что удмуртское образование перестало быть обязательным предметом.Это привело к протесту с открытым письмом и самосожжению активиста удмуртского языка Альберта Разина 10 сентября 2019 г. 16) 17) .

Законодательство о языковом образовании

Международное законодательство

Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств 18) . На практике это означает, что намерение соблюдать хартию указано, но Россия не связана уставом.В 2009-2011 годах Совет Европы, Европейский Союз и Министерство регионального развития Российской Федерации провели пилотный проект, в котором реализация Хартии моделировалась в трех регионах. Удмуртия не воспользовалась пилотным проектом 19) . В результате этого проекта Совместная рабочая группа разработала проект ратификационной грамоты для Российской Федерации. В этом предложении Удмуртская Республика будет защищена в соответствии с Частью III Хартии 20) .Однако это пока не более чем предложение, которое еще не реализовано на практике.

Федеральное законодательство
Законодательство Удмуртской Республики

Удмуртская Республика приняла удмуртский язык в качестве одного из официальных языков наряду с русским в соответствии с Законом 1993 года о государственных языках Удмуртской Республики и других языках народов Удмуртской Республики 21) . Хотя это кажется мерой для продвижения удмуртского языка, утверждается, что на самом деле этот со-официальный статус никак не способствует использованию удмуртского языка в условиях доминирования русского языка de facto .Это хорошо видно в Удмуртской Концепции государственной национальной политики, в которой русский язык определен как «общий государственный язык и язык межнационального общения», а удмуртский - как «один из государственных языков удмуртского». Республика », что явно подразумевает высший статус de facto для русского языка. Цель ранее названной Концепции дает нам больше информации в этом отношении, поскольку реализация должна «способствовать развитию государственного двуязычия и социального многоязычия благодаря интегрирующей роли русского языка ».(курсив наш) 22) .

Это не означает, что удмуртскому языку вообще нет места в удмуртском образовательном законодательстве. В Концепции национальной образовательной политики Удмуртской Республики говорится, что образование в Удмуртии должно учитывать этнолингвистические и этнокультурные потребности народов республики, подчеркивается необходимость русско-удмуртского двуязычия и признается важная роль образования в сохранении языки меньшинств в республике (в том числе удмуртский) живы.Кроме того, предоставляется возможность создавать учебные заведения с любым языком обучения 23) . Все эти рекомендации, хотя и дают возможность другим языкам помимо русского быть в Удмуртии, являются мягкими рекомендациями. Никаких жестких обязательств по обучению удмуртскому языку Удмуртская Республика не выполняет 24) .

Органы контроля за исполнением образовательного законодательства:

С 1996 года Научно-исследовательский институт народного образования Удмуртской Республики осуществляет научно-методическое обеспечение учебного процесса в школе Удмуртии 25) .Конкретные обязанности этой организации включают обеспечение качества педагогического образования и разработку материалов для изучения удмуртского языка, культуры и литературы в дошкольном, начальном и среднем образовании 26) .

Практическое обучение

Удмуртский закон может разрешить образование на Удмуртии, но в Удмуртской Республике выбор удмуртского языка в качестве языка обучения рассматривается только на дошкольном уровне 27) . Отсутствие школ с удмуртским языком обучения объясняется множеством причин.Это может быть, например, связано с ростом российских националистических настроений в федеральной политике, затрудняющим реализацию программ поддержки языков меньшинств 28) , отсутствием школьных учебников на удмуртском языке или негативным отношением родителей к продвинутому обучению на удмуртском языке 29) .

Таким образом, использование удмуртского языка в качестве языка обучения очень ограничено, но в 2011-2012 гг. Этот язык был предложен в качестве предмета в 341 (в основном сельской) школе (56%) 20 229 ученикам (14%).Это значительный спад всего за десятилетие, поскольку в 2000-2001 гг. Удмуртский язык все еще преподавал 33 143 ученика (41,2%) 30) .

По иронии судьбы использование удмуртского языка в качестве языка обучения более распространено за пределами Удмуртской Республики. В районах Башкортостана и Татарстана, где также говорят на удмуртском языке, несколько сотен учеников имеют возможность получить образование на удмуртском языке вплоть до средней школы 31) .

Дошкольное

Детские сады с удмуртским языком обучения прошли аттестацию в Удмуртской Республике.Однако ни одна из них не является программами полного погружения. Это имеет юридическую причину, поскольку российские федеральные власти посчитали подход «языкового гнезда» «сегрегацией детей по этническому признаку», тем самым запретив дошкольные учреждения с полным погружением в языковую среду меньшинств 32) .

Начальное образование

В начальных школах Удмуртской Республики удмуртский язык и литературу рекомендуется преподавать по четыре часа в неделю для тех, кто уже владеет языком, и по три часа для тех, кто не владеет языком 33) .Исследования показали, что процент учащихся, считающих себя владеющими языком, намного выше среди тех, кто получил удмуртское образование в начальной школе (47,7% - 8%) 34) , хотя возникает вопрос, насколько эта разница быть объясненным более высокой степенью предыдущих знаний для тех, кто ходит в школы, где преподается язык.

В соседних республиках Башкортостан и Татарстан удмуртскоязычные дети в начальной школе имеют возможность учиться на своем родном языке в качестве средства обучения 35) .Этот вариант выбирают соответственно 8,6 и 14,5% удмуртских школьников этих территорий 36) .

Кроме того, небольшое количество удмуртских детей посещают уроки удмуртского вне обычного учебного плана в Марий Эл, Кировской области, Пермском крае и Свердловской области 37) .

Среднее образование

По крайней мере, 14 средних школ в Удмуртии предлагают возможность изучать удмуртский язык как предмет, но только для учащихся по специальности «язык и искусство» 38) .В 2012 году было утверждено положение, позволяющее студентам сдавать факультативные выпускные экзамены по предмету удмуртский 39) .

В Удмуртии был проведен один эксперимент по внедрению удмуртского языка в качестве языка обучения в средней школе. Школа Кузебай Герд, названная в честь лидера удмуртского языкового движения в 1920-х годах, была основана в 1999 году для поддержки удмуртского языка и культуры в образовании с целью обучения на удмуртском языке. Однако отзывы об этой идее были отрицательными, поэтому школа решила не использовать удмуртский язык в качестве средства обучения.Вместо этого они предложили язык в качестве предмета, как и все другие «национальные школы» 40) . В отличие от удмуртов Удмуртской Республики, удмурты в Татарстане имеют некоторую возможность получить среднее образование с удмуртским языком обучения 41) .

Высшее образование

Пять университетов Удмуртской Республики полностью русскоязычные, за исключением специальных предметов, связанных с удмуртским языком, культурой и литературой 42) .Эти предметы находятся на факультете удмуртской филологии Удмуртского государственного университета, где можно получить специальность «удмуртщина» 43) . По этой программе студенты должны изучать удмуртский язык и литературу, а также дополнительный язык. Студенты могут выбрать русский, английский, немецкий, финский и венгерский в качестве второго языка обучения. Удмуртско-русская специализация предлагается также в форме заочного отделения 44) .

С 2001 года Удмуртский государственный университет предлагает летние курсы удмуртского языка на английском языке, ориентированные на иностранных студентов.В течение 3 недель участники проходят программу, состоящую из 56 часов обучения удмуртскому языку, 10 часов - удмуртского фольклора и литературы и 24 часов - удмуртских традиций. В выходные дни студенты живут в удмуртских семьях, чтобы практиковать удмуртский язык. 45) .

Учебные ресурсы и учебные заведения

Учреждения, разрабатывающие учебные материалы

БУУР НИИНО - Научно-исследовательский институт народного образования Удмуртской Республики: государственный институт, отвечающий за разработку удмуртских учебных материалов.(Страница на русском языке)

Изучение удмуртского языка в учебном заведении
Ресурсы для онлайн-обучения
Региональное досье Меркатора

Подробнее об образовании на удмуртском языке на английском или русском языке читайте в Региональном досье Меркатора (2019).

Резюме Фенно-Угрийского Инфолехта

Резюме Фенно-Угрийского Инфолехта

ФЕННО-УГРИЯ ИНФОЛЕТ

Информационный бюллетень Фонд «Фенно-Угрия».Таллинн. В Эстонский

№ 2, 1997

В День Марийского героя
и Черемисские войны

Jaak Prozes дает исторический обзор войны Черемисс (1552–1584 гг.), период борьбы за окончательно утраченная независимость марийского (черемиссского) народа к Российской Империи.26 апреля, день, когда марийский лидер Болтуш был убит в 1553 г. (по другим данным, в г. 1556), с 1917 года отмечается как День MariHero.

Об обучении традиционным культура (не только) в школах Врумаа

Марью Кивупуу делится своим опытом знакомство с традиционной местной культурой. При работе с краеведы, утверждает Кивупуу, учитель всегда должен Стресс для детей, что они являются частью цепочки соблюдения традиции.В то же время нужно понять, что местный календарь претерпевает изменения в ходе времени и, следовательно, игнорирование доисторических традиций как единственный подлинный источник.

Фонд Фенно-Угрия отпраздновал 70 -летие

путем проведения семинара по образованию в просторечный. Семинар (26-30 мая) проходил для представители учебных заведений и министерств образование финно-угорских республик России.На торжественном митинге 27 мая финно-угорские контакты за последние 70 лет. Материалы Фенно-Угрия была представлена ​​на выставке в Академической библиотеке. Фонд «Фенно-Угрия» был основан 27 мая 1927 г. в г. Таллинн группой эстонских ученых, политиков экономистов с целью оказания поддержки финно-угорским культурных конгрессов и развития отношений между Эстонией и другие финно-угорские народы.

№3, 1997

Эстонка на свадьбе марийца и удмурта

Александр, марийский юноша, и Валентина, Удмуртская девушка, обе студентки по обмену в Эстонии, вышла замуж последней летом. Харвет Тутс описывает свои свадебные церемонии как видел глазами эстонца. Свадьба началась в Удмуртия, где семья жениха, по словам древний обычай пришел за невестой.Сопровождаемый Семья невесты, свадебная компания, ехали в автобусе и три машины до дома женихов в Марий Эл, где партия продолжилась. Свадебные обычаи Мариса и Удмурты настолько хорошо сочетаются друг с другом, что их можно сочетать. Один эстонский гость не заметил дисгармонии между двумя традиции. Ничего подобного увидеть невозможно. Я испытал в МариЭле и Удмуртии во время трех свадеб дней, либо по телевидению или на фестивале народной культуры orata в Эстония, поскольку все было подлинным в своем естественном среда.

Студенты-художники
в пермских селах коми

Кадри Вирес , руководитель экспедиции Эстонская Академия художеств, описывает этнографическую экспедицию к пермскому комису, предпринятому тринадцатью студентами-художниками Академия в июне 1997 года. Студенты рисовали и фотографировали. предметы народного искусства и товары традиционного дизайна в Кудымкарский краеведческий музей и в селах Коми. В статье К.Виирес также описывает условия жизни и жалкое существование. экономическое положение местного населения. Несмотря на отмеченное условий, эстонские студенты были приняты достаточно хорошо и помогали все, включая местную администрацию и предприятия в своей работе. Традиция этнографической экспедиций к финно-угорским народам России. профессором Кальо Пллу в 1978 году. Большая выставка. всех материалов, собранных в экспедициях, планируется отпраздновать двадцатилетие первой экспедиции в весна 1998 г.


Этнофуту

Этнофутуризм - взгляд на человечество и видение будущего

При формовании творческая личность, особенно художника, родной язык, традиции и народная культура играть самую важную роль.Картины детства, традиционный костюм родственников, древний предметы быта, удмуртский коврик на полу все это становится отпечатывается в памяти человека, создавая сильное чувство этнической идентичности. Это расширенный и сложный процесс. Это дорога от страданий комплекс этнической неполноценности и от чувства стыдно за свой родной язык, к чувству гордости за принадлежность к своему народу и за то, что часть одной из мировых культур.Действительно, это дорога с двусторонним движением: от этнической идентичности к личной идентичность и от личной идентичности к этнической идентичности. В ходе этого развития универсальная культура постепенно обнаруживается, и человек начинает соотносить его или ее собственное произведение искусства с этим глобальным уровнем.

Это выглядит как если бы сначала нужно было отказаться от определенного культура, чтобы почувствовать себя гражданином мира, часть вечного космоса .Только через эту призму, через свое бытие осознавая огромное целое, что глубина своего корни можно реально оценить. Никогда не знаешь когда ваша генетическая память проснется и дверь в древнее пространство распахнется. "Этот это великая загадка », как когда-то было сказано.

Суть художественной профессии - создавать образы на основе о большом духовном опыте, накопленном человечности и искать новые выразительные средства. Этнофутуристические выставки в Удмуртии - это хорошее пример. На рубеже веков одаренный юноша появилось поколение, способное произвести качественный скачок в удмуртской культуре.Они активны в живописи, поэзия, сценическое искусство, архитектура и художественная литература. Они полны энергии, духовно зрелы и имеют что сказать в третьем тысячелетии. Это искусство интеллигенция уже формирует новый менталитет нашего народа. Я хотел бы особо отметить в группе, проводящей регулярные этнофутуристические выставки в Удмуртии.Эти мероприятия привлекают участников из другие финно-угорские регионы. Постепенно эти действия расширились возможности вовлечения не только художников но актеры, музыканты, танцоры, ученые и поэты также. Организаторам посчастливилось создать основная идея и разработка концепции этих действий такие, что выставки приобрели философский сообщение, действующее как мощный связующий фактор для творческая молодежь разных финно-угорских стран.

Отношение художника с большим целым сублиматично. Энергия художника невидимо и удивительно пылает. способов в этом целом. Это универсальная божественная энергия управлять этим миром, который позволяет нам творить. Эта энергия приводит в движение двигатель творчества художника. ум, талант и образование формируют личность.Творческий импульс исходит от природы, от космос, из диалога человека с Богом - и художник возвращает это людям своим искусством. Художественный талант должен развиваться свободно, без быть ограниченным рамками конкретного культура. Школа этнофутуризма предлагает художнику возможность совершить прорыв в мировую космос.

Этнофутуризм это культура ссылок, которые связывают людей и вещи все вместе. Он достаточно силен, чтобы противостоять рассеянию тенденции в этом мире. Пока славянский мир теперь рассеялись и разделились финно-угры вместо этого начали наводить мосты и открывать друг друга с удивлением.Пришло время найти тех отношения, которые не видны или кажутся потерянный. Я имею в виду отношения между человеком и Бог, между художником и чиновником, между человек и машина, между микрокосмом и макрокосм и отношения между разными категории, языки и жанры.Какие свойства этих отношений? Единственный способ узнать и понять эти важные вещи происходят через культурное действие.

Как общество все еще остается разобщенным, поэтому он не может выразить сам по себе в целостном культурном послании. В 20-м века мы увидели своеобразный феномен подлинная культура и авторитетная культура почти регулярно в оппозиции.Но уполномоченный искусство тоже может выйти на качественно новый уровень. Это не случайно Международный центр Театра в Париже основал человек как Питер Брук, всемирно известный арт-директор, увлеченный экспериментатор и автор новый метод в сценическом искусстве.

Это также важно не уступать общепринятым представлениям о ваша собственная культура. Поверхностные атрибуты этнической принадлежности, саму внешность часто понимают как культуру. Чтобы увидеть подлинную культуру, нужно освободиться от гипноза так называемого фольклора элемент.Этот элемент используется везде; в созданы фольклорные группы всех стран и популяризируется как проявление национальной культуры. Однако это всего лишь псевдоэтническое явление. В России скрывается подлинная национальная культура. в труднодоступных местах, где традиционно патриархальный образ жизни остался.Если вы побываете в удмуртском село можно увидеть крестьян, для которых традиционная культура - это реальность. Они сохранили их обычаи, обряды, церемонии и элементы свою языческую религию, и они соблюдают народ календарь.

Мой удмуртский бабушка никогда не носила платьев, купленных в магазине.Она всегда носила традиционную одежду. Как человек кому довелось жить в 20-м и 21-м веках, во втором и третьем тысячелетии, и как художник, Я бы предпочел увидеть родную этническую культуру бесплатно, обновлено и вдохновлено божественным присутствие. Люблю экспериментировать, плести ткань своего спектакля и вышить его мифологическими узоры древних архетипов.Эти архетипы как-то странно общаться с настоящим, получая причудливые и адские формы театра будущего. Что это будет за театр? Я думаю, что выше все, он должен быть свободен от фальши, эмоционально сильный, охватывающий целое и многомерный в своем объеме, объединяя реальное и ирреальное, прошлое и будущее.Это вызов для современного художника, который работает и творит в эстетике этнофутуризма.

В наше время, важно навести мосты между людьми другую культуру, религию и происхождение, чтобы найти ссылки, связывающие их вместе, и преобразовать эти связи в современный театр, театр этническая школа.В третьем тысячелетии этнический театр представляется несомненно естественным явлением. Само его существование - знак времени, так как у мира есть только одна точка отсчета. В начале эпохи, совершенно иное мышление имеет тенденцию всплывать, спровоцированная необходимостью поиска для новых форм и избавления от ментальных стереотипов.Например, мы должны рассматривать фольклор, духовное и материальная культура удмуртов в контексте других традиционных культур мира.

Мифология и этнография всех народов имеет общие корни. Это глобальное дерево, пласт современной культуры. быть частью этого.В этом слиянии культур мы можно найти удивительные аналогии сюжетов, изображений и традиции. Все архетипы общие, несмотря на разница в языках. Собственно, моноспектакль Три свадебных мелодии на удмуртском языке это не удмуртский спектакль, а универсальное шоу понятное всем, независимо от национальности и возраста.Это объединяет людей, так как у них общие чувства, эмоции и представления о мире. Другие идеалы общее для всего человечества любовь, терпение, вера и альтруизм.

Искусство театр будет продвигаться через философское осмысление, накопление опыта всех традиционных культур, и способность трансформировать и синтезировать архетипы из мировой мифологии и воплотить их на основе собственной традиционной культуры.Этот процесс требует новая эстетика этно-театра, характеризующаяся возрождение глубокой древности через призму настоящее настоящее и надежды на будущее. Важным элементом в этом процессе является язык. Каждый язык уникален. Каждый язык звучит как волшебная музыка, как послание из космоса.В отличная мелодическая субстанция определенного языка эмоциональный код, отражающий страсти, которые родить язык. Вот почему уши современного зрителя, текст на стар. Так фантастически звучит русская или удмуртская молитва.

Окончательный цель - добиться того, чтобы звук, форма, цвет, способ общения актера влияние публику и производят катарсис, явление ради чего театр и другие искусства были придуманы.Этнофутуризм - часть этого искусства. Таким образом, это прозрение человечества и видение о будущем.

задний

МАСЛО В ТАМОЖЕННЫХ И РИТУАЛЬНЫХ ПИТАНИЯХ БЕСЕРМЯН

Антуганов (1-е имя неизвестно) (1920) Бесерманес. 1920-е годы [Бесермяны в 1920-е годы]. Научно-отраслевой архив Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН.Рукописный фонд [Научно-отраслевой архив Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук. Рукописный фонд. Инв. 2N. Д. 391]. Не опубликовано. На удмуртском и на русском.

Чудова Т.И. (2008) Кухня коми (зырян): Этнографический словарь. Сыктывкар. На русском.

Гаврилов Б.Г. (1880) Произведения народной словесности, обряды и поверхность вотяков Казанской и Вятской губернии.Казань. На русском.

Христолюбова Л.С. (1984) Семейные обряды удмуртов. Ижевск. На русском.

Христолюбова Л.С. (2004) Мифологизмы повседневности. Удмуртская мифология. Ижевск. Стр. 111–119. На русском.

Петров В.Н., Сепеев Г.А. (2013) Пища и утварь. Марийцы. Йошкар-Ола. Стр. 185–192. На русском.

Попова Е.В. (1998) Семейные обычаи и обряды бесермян (конец XIX - 90-е годы XX в.). Ижевск.

Попова Е.В. (2008) Плацента в системе сакральных представлений бесермян. Народная медицина в системе культурной адаптации населения Европейского Севера: итоги и перспективы международных исследований.Сыктывкар. Стр. 177–189. На русском.

Попова Е.В. (2011) Культовые памятники и сакральные объекты бесермян. Ижевск. На русском.

Салмин А.К. (2010) Традиционные обряды и верования чувашей. Санкт-Петербург. На русском.

Сатрапинский К.А. (1854) Вотяки и бесермяне, проживающие в приходе и селении Укан Глазовского уезда.Архив Русского географического общества. М. 1. Инв. 1. 1854. Д. 48]. Не опубликовано. На русском.

Штейнфельд Н. П. (1894) Бесермяне. Бесермяны: исследования этнографических исследований. Календарь и памятная книга Вятской губернии на 1895 год. Вятка. Стр. 220–259. На русском.

Трофимова Е.Я. (1991) Как сложилась народная кухня удмуртов.Блюда удмуртской кухни. Ижевск. На русском.

Уляшев О.И. (2011) Хроматизм в фольклоре и мифологических представлениях пермских и обскоугорских народов. Екатеринбург. На русском.

Верещагин Г.Е. (2000) Очерки воспитания детей у вотяков. Собрание сочинений.В 6 т. Vol. 3. Этнографические очерки. Книга 2. Выпуск 1. Ижевск. Стр. 14–82. (Памятники культуры). На русском.

Владыкина Т.Г. (1998) Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск. На русском.

Владыкина Т.Г. (2009) Языковые клише ритуализированных норм поведения удмуртов. Социальные и эстетические нормативы традиционной культуры.Москва. Стр. 34–41. На русском.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *